Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях
В настоящее время техногенные катастрофы и природные бедствия играют значительную роль в формировании тяжелых, неврозогенных социально-психологических условий для людей, попавших под их влияние (В.П. Ко-ханов, С. Ф. Гончаров, 1997). Прогнозируется дальнейший рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (С.Ф. Гончаров, 1997). По подсчетам, проведенным Научным центром психического… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
- 1. 1. Экстремальные условия как ситуация дезадаптации
- 1. 1. 1. Травматическое стрессовое событие
- 1. 1. 2. Посттравматическое стрессовое расстройство
- 1. 1. Экстремальные условия как ситуация дезадаптации
- 2. 1. Служба медицины катастроф в экстремальных условиях
- 2. 1. 1. Особенности деятельности службы медицины катастроф в экстремальных условиях
- 2. 1. 2. Требования к личности медицинского персонала службы медицины катастроф
- 2. 1. 3. Влияние экстремальных условий на личность врача-спасателя
- 2. 1. 4. Профессиональная деформация работников службы медицины катастроф
- 2. 2. Методы реабилитации личности в экстремальных условиях
- 2. 2. 1. Интенсивные интегративные психотехнологии как метод реабилитации личности в экстремальных условиях
- 2. 2. 2. Социально-психологические особенности интенсивных интегративных психотехнологий
- 2. 2. 3. Теоретическая основа ИИПТ
- 2. 2. 4. Особенности применения ИИПТ
- 3. 1. Общее описание стратегии исследования
- 3. 1. 1. Общая характеристика выборки
- 3. 1. 2. Структура психокоррекционного тренинга «Скорая помощь»
- 3. 2. Социально-психологический портрет персонала службы медицины катастроф
- 3. 2. 1. Методики исследования
- 3. 2. 2. Анализ и обработка результатов
- 3. 3. Социально-психологические особенности группового взаимодействия, общения и межличностных отношений персонала службы медицины катастроф (в экстремальных условиях)
- 3. 3. 1. Методики исследования
- 3. 3. 3. Анализ и обработка результатов
- 3. 4. Исследование эффективности применения психокоррекционного тренинга «Скорая помощь» с использованием интенсивных интегративных психотехнологий для медиков-спасателей в процессе реадаптации
- 3. 4. 1. Методики исследования
- 3. 4. 2. Анализ и обработка результатов
Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Необходимость исследования социально-психологических характеристик личности спасателей, особенностей их межличностного и группового взаимодействий в условиях чрезвычайных ситуаций, которые по праву можно отнести к экстремальным условиям, и проблема психологической коррекции данной категории лиц обусловлена увеличением различных чрезвычайных ситуаций, таких как рост числа межнациональных конфликтов, социальных и экологических катастроф. Наличие экстремальных ситуаций в нашей стране за последние годы диктует необходимость психологической готовности персонала служб экстренной помощи к работе в подобных условиях, так как от этого зависит эффективность их деятельности в чрезвычайной ситуации, а также тяжесть и продолжительность психологических последствий, влияющих на их собственное психологическое состояние.
Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных обстоятельств еще не получили исчерпывающего определения. В современной социальной психологии к кризисным и экстремальным ситуациям относятся: потеря близких, распад семьи, безработица, неизлечимые заболевания, вынужденная миграция, религиозно-этнические и социальные конфликты, природные, техногенные и экологические катастрофы, военные действия, террористические акты. К чрезвычайным ситуациям относятся события, которые выходят за рамки обычного житейского опыта индивида или коллективного опыта окружающей его микросоциальной среды и, с психологической точки зрения, могут вызвать стресс у каждого, вне зависимости от его прежнего опыта или социального положения.
Представляется, что недостаточно раскрыть содержание кризисных и экстремальных ситуаций, с точки зрения только объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие как личность и ее поведение в проблемных ситуациях. Особый интерес представляет изучение этих составляющих у спасателей как лиц, вовлеченных в чрезвычайные ситуации.
Теоретическая актуальность работы определяется дальнейшим изучением вопроса о социально-психологических характеристиках личности спасателей, особенностях их межличностных взаимодействий в кризисных ситуациях, процесс социально-психологической адаптации и личностной деформации. С практической точки зрения, важно изучать группы в разных условиях жизнедеятельности, в том числе в напряженных, экстремальных. Такие отечественные психологи, как Ф. Д. Горбов (1967), А. И. Донцов (1980), Е. С. Кузьмин (1967), В. Н. Петровский (1985), А. С. Чернышев (1984), высказывают предположения о том, что в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющиеся непосредственно в оптимальных ситуациях.
Практика работы в условиях кризисных ситуаций требует выяснения особенностей деятельности спасателей, а так же мер профилактики их психического здоровья.
В связи с этим особую значимость приобретают исследования социально-психологических! особенностей личности и межличностных взаимодействий спасателей, а также разработка и внедрение социально-психологических коррекционных мероприятий на основе интенсивных интегратив-ных психотехнологий для спасателей, направленные на социально-психологическую адаптацию после их участия в экстремальных ситуациях.
В целом, работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию личности, межличностных отношений и эффективности групповой деятельности врачей-спасателей в экстремальных ситуациях.
Экстремальные условия деятельности сотрудников ЦМК (Центров медицины катастроф) до сих пор не являлись предметом специального научного анализа в силу того, что данная профессия является относительно новой для российского общества. Между тем возникающие у данной категории специалистов трудности имеют психологический и социально-психологический характер, и связаны с особенностями протекания процесса их профессиональной адаптации в экстремальных условиях. Поэтому успешное становление психологической и профессиональной зрелости личности сотрудника ЦМК, на наш взгляд, возможно при детальном изучении социальнопсихологических черт личности и реализации оптимальной модели социально-психологической адаптации.
В настоящее время техногенные катастрофы и природные бедствия играют значительную роль в формировании тяжелых, неврозогенных социально-психологических условий для людей, попавших под их влияние (В.П. Ко-ханов, С. Ф. Гончаров, 1997). Прогнозируется дальнейший рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (С.Ф. Гончаров, 1997). По подсчетам, проведенным Научным центром психического здоровья РАМН, при сохранении кризисной ситуации число лиц с психическими расстройствами, возникшими вследствие стресса, составит в ближайшие годы около 10 млн. чел. (Б.А. Казаковцев, 1997). Тем важнее сейчас вопрос формирования работоспособной, психологически устойчивой кадровой системы, участвующей в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
От личностных особенностей, уровня стресса, наличия или отсутствия пограничных нервно-психических расстройств у спасателей, врачей и медсестер, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, зависит качество оказания помощи пострадавшим (И.А. Смирнов, 1997).
Система специализированной помощи пострадавшим в очагах чрезвычайных ситуаций находится в стадии формирования. В настоящее время не существует четких критериев, предъявляемых к качествам личности будущих спасателей-медиков (В.А. Варламов, Т. С. Богданова, 1997).
Цель исследования — изучение социально-психологических качеств личности медиков-спасателей и групп, разработка программы социально-психологической коррекции личности в экстремальных условиях.
Объект исследования — социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях.
Предмет исследования — личностные характеристики, межличностные отношения, особенности групповой деятельности и социально-психологической адаптации медиков-спасателей в экстремальных и обычных условиях.
Гипотеза исследования:
Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих успешной групповой деятельности в экстремальных условиях и приводящих к социально-психологической дезадаптации личности вне напряженных и экстремальных условий.
Общая гипотеза конкретизируется в трех частных гипотезах:
1. Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих эффективной деятельности в экстремальных условиях, среди них: склонность к риску, альтруизм, экстер-нальный тип локус — контроля, устойчивость эмоциональных состояний, толерантность к средовым воздействиям, уверенность в себе, высокая профессиональная мотивация.
2. У медиков-спасателей развиваются социально желательные качества, а истинные переживания и потребности скрываются или вытесняются. Что приводит к социально-психологической дезадаптации вне экстремальных условий, формированию внутриличностных конфликтов, стрессов, проблемам в семейной жизни и межличностном общении.
3. Для медиков-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в экстремальных условиях деятельности, и низкий вне напряженных условий.
Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логически обусловленных шагов, которые мы можем определить одновременно как задачи исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику работы спасателей в экстремальных условиях.
2. Выделить социально-психологические характеристики личности для успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
3. Выделить особенности межличностных коммуникаций в экстремальных условиях и вне их.
4. Разработать программу социально-психологического тренинга с использованием интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ), направленного на социально-психологическую адаптацию и реабилитацию спасателей.
5. Подобрать адекватные методы оценки влияния ИИПТ на социально-психологические характеристики личности и группы.
6. Оценить эффективность применения ИИПТ на основе статистически значимых изменений социально-психологических и психологических особенностей участников групп.
Методы исследования подбирались в соответствии с целями и задачами исследования и составили комплекс. В работе использовались основные теоретические методы: анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в специальной литературе. В качестве основных практических методов выступали методы наблюдения, беседы, опроса, лабораторного и естественного эксперимента, психокоррекционный тренингэмпирические методы исследованияметоды математической статистики.
Этапы исследования.
Первый этап (1999;2001) — подготовительный, теоретико-моделирую-щий. Проведено исследование теоретического и экспериментального материала, опубликованного в отечественной и зарубежной литературе по проблеме настоящего исследования. Определено теоретико-методологическое основание исследования, сформулированы цели, гипотезы, задачи диссертационной работы, проведена разработка экспериментальной социально-психологической программы психокоррекционного тренинга для исследуемой группы.
Второй этап (2002;2005) — основной, экспериментальный. В рамках отбора и периодического контроля исследуемой группы лиц проведен эксперимент. Выделены и исследованы социально-психологические и психологические факторы, проявляющиеся у экспериментальной группы на этапе отбора и периодического контроля, проанализированы особенности их влияния на особенности работы в кризисных состояниях. На основе результатов эксперимента создана и апробирована модель тренинга, в котором определен алгоритм процесса психокоррекции.
Третий этап (2005;2006) — корректирующий. С учетом предыдущих экспериментальных исследований внесены коррективы в социально-психологическую программу тренинга. Теоретическое обобщение экспериментального результата нашло свое отражение в учебно-методическом материале и в статьях.
Характеристика выборки: 678 медицинских работников, кандидатов во врачебно — сестрииские спасательные бригады и медики-спасатели, действующие в составе Омского территориального центра медицины катастроф, мужского и женского пола, возраста от 25 до 50 лет, занимающих должности врачей, фельдшеров и медицинских сестер, различных ЛПУ Омской области.
Научная новизна исследования:
1. Впервые в диссертации систематизированы и проанализированы взгляды на личность спасателей в экстремальных условиях.
2. Выделены психологические и социально-психологические характеристики личности, подверженные воздействию экстремальных условий. Показана взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем профессионализма, особенностями межличностных взаимодействий и личностных характеристик врачей-спасателей.
3. Разработан и апробирован психокоррекционный тренинг для спасателей, как средство социально-психологической реабилитации врачей-спасателей. Показано успешное применение интенсивных интегративных психотехнологий как средства реабилитации и профилактики профессиональной деформации.
4. Впервые были изучены личностные особенности спасателей и межличностные отношения в спасательных бригадах персонала службы медицины катастроф Омской области.
5. Созданы алгоритмы по выявлению у медиков-спасателей состояний, препятствующих эффективной профессиональной деятельности.
6. Определены модели социально-психологической коррекции исследуемой группы лиц.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1. Углублены существующие представления о социально-психологических механизмах совместной деятельности групп и коллективов в напряженных и экстремальных ситуациях, что позволяет повысить качество отбора и периодического контроля медиков-спасателей.
2. Результаты диссертационного исследования позволяют обосновать, разработать и внедрить психокоррекционный тренинг на основе интенсивных интегративных психотехнологий, как эффективный практический курс психологической коррекции личности в экстремальных условиях в учебный процесс при подготовке психологов, социальных работников, медиков, спасателей.
3. Основные положения работы могут быть использованы при дальнейшей разработке социальных и социально-психологических проблем функционирования в кризисных ситуациях. Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании учебных курсов гуманитарных и медицинских наук, а также для проведения исследований в области профессиональной диагностики, психокоррекции и адаптации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Медики-спасатели обладают определенным набором социально-психологических характеристик, способствующих эффективной деятельности в экстремальных условиях, имеющих тендерную специфику.
2. У медиков-спасателей истинные переживания и потребности скрываются или вытесняются, что приводит к социально-психологической дезадаптации вне экстремальных условий.
3. Для медиков-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в экстремальных условиях деятельности, и низкий вне напряженных условий.
4. Применение интенсивных интегративных психотехнологий в реабилитационных программах для медиков-спасателей способствуют профилактике профессиональных деформаций и улучшению социально-психологической адаптации.
Апробация и внедрение полученных результатов. Основные идеи и результаты исследований докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры управления персонала факультета социальной психологии Гуманитарного Университета г. Екатеринбурга, Территориального центра медицины катастроф г. Омска, кафедре психотерапии, наркологии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования г. Челябинска, на теоретико-практических семинарах по психотерапии и практической психологии в г. Екатеринбург, Челябинск, Омск, Ярославль.
Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных и Российских конференциях в Екатеринбурге (Научно-практическая конференция Гуманитарного университета, 2005 г.), Ярославле (Международный конгресс, 2006 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 13 диаграммами, 15 таблицами и приложениями. Библиография содержит 151 наименование, из которых 26 — на английском языке. Объем диссертации 185 с.
выводы.
Диссертационное исследование, проведенное в течение 1999;2005 гг., позволило подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу.
Исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Для работников службы медицины катастроф характерны: высокая склонность к риску и рискованным действиямвысокая самооценка, самоуверенность, общительность, активностьуверенность, что их личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрениене характерно придерживаться общепринятых норм, переживать и чрезмерно заботиться о своем здоровье.
2. Устойчивость эмоционального состояния, толерантность к средовым воздействиям, высокая способность к вытеснению, позволяющая устранять тревогу провоцирует конфликтность в межличностных отношениях.
3. Для большинства врачей-спасателей характерен экстернальный тип локус-контроля, т. е. человек убежден, что его успехи и неудачи зависят, прежде всего, от внешних обстоятельств — условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.
4. Отмечается тендерная специфика личностных особенностей: для женщин-спасателей характерна повышенная эмоциональность вне кризисных ситуаций и полная сдержанность эмоций во время работы в кризисных условияхвыявлен достаточно высокий уровень невербальной компетенции у мужчин, и низкий у женщиндля мужчин характерна полная интеграция с группой, тогда как для женщин свойственно простое принятие. В целом, для мужчин-спасателей характерно развитие женских качеств, а для женщинмужских.
5. Для врачей спасателей характерны два основных типа межличностного взаимодействия: «ответственно — великодушный», сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. Более характерен для мужчин. И «властно-умеренный» характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это — реагирование, обусловленное сиюминутными потребностями, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других, более свойственен женщинам-спасателям.
6. Для врачей-спасателей характерен высокий уровень групповой сплоченности в кризисных условиях деятельности, когда вся бригада становится единым целым, четко выполняя поставленные задачи, без учета особенностей межличностных взаимодействий вне кризисных условий, и низкий вне кризисных условий. Осознаваемые отношения друг к другу вне работы в экстремальных условиях достаточно сложные и в целом 37% бригад имеют явно конфликтные и скрытые конфликтные отношения.
7. Психокоррекционный тренинг с применением интенсивных интегративных психотехнологий влияет на изменение эмоциональных состояний участниковспособствует социально-психологической адаптации личности, особенно таких ее составляющих, как общая адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфортснижает уровень общей дезадаптированности, способствует улучшению межличностных отношений, формируя гибкость в общении и эмпатичностьспособствует профилактике профессиональной деформации врачей-спасателей.
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 296 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218−241.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Александровский Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.
- Александровский Ю.А. О психической дезадаптации в условиях стресса // Психиатрическая эндокринология, резервы человеческой психики в норме и патологии. М., 1988.
- Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. 400 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2000.376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.
- Андрианов М.С. Анализ процесса невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 1995. № 3.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7−17.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 302 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: PEFL-book, 1994.314 с.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для Вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
- Березовец В.В. Социальная защита и социально-психологическая реабилитация ветеранов современных локальных войск. М.: «Вера-плюс», 1997.
- Бихевиоральная терапия: Учебно-метод. пособие. Новосибирск, 1996.
- Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 2. С. 85−94.
- Бодров В.А. Психофизиологические проблемы профессиональной надежности человека-оператора. М., 1991.
- Брук В. Некоторые вопросы эффективности проведения групповых тренингов // Ребенок и пространство: Сб. под ред. В. В. Козлова. М., 1996. 197 с.
- Бурлачук J1.B. Введение в проективную психологию, Киев: «Нико-центр», 1997.
- Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000. 102 с.
- Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи: Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: «Класс», 2000. 432 с.
- ВОЗ МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб: Адис, 1994.
- Волосников А.В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации. М.: Знание, 1990.
- ГОСТ Р22.0.03−95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
- ГОСТ Р22.9.05−95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Мир, 1980. 104 с.
- Гроф С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М., 1994.
- Деркач А.А., Орбан JT.E. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.126 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: «Питер», 2000.
- Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Изд-во Университетское, 1985. 206 с.
- Еремин АЛ. Особенности развития эмоционального стресса у лиц с различной физической работоспособностью: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1990.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.
- Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 5364.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструк-ций: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
- Козлов В.В. Дао трансформации. М.: МАПН, 1998. 189 с.
- Козлов В.В., Шемет И. С. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. Ярославль: ЯрГУ, 1996. 136 с.
- Козлов В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995. 304 с.
- Козлов В.В. Целостный подход в социальной работе // Социальная работа: история, теория и технологии / Под ред. И. Албеговой, В. Козлова. Ярославль: ЯрГУ, 1997.
- Козлов В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 1997. С. 12−13.
- Козлов В. Духовное сердце трансформации // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М., 1997. С. 8−19.
- Кондратенко С.В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М., 1997. С. 110−114.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993.478 с.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 1997.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JL, 1978.
- Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика: Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000. 240 с.
- Краткий психологический словарь. М., 1992. 390 с.
- Кривоконь В.И. Влияние стрессогенных факторов на динамику структуры личности профессионала: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991.
- Кроник А., Кроник Е. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 5. С. 124−130.
- Крысько В.Г. Социальная психология: словарь справочник. Мн: Харвест, М.: ACT, 2001. 688 с.
- Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.136 с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.
- Ларцев М.А., Кудрин А. А., Багдасарова М. Г., Голов АЛ., Шефер Ю. М. Психофизиологическое освидетельствование при аттестации специалистов службы медицины катастроф. М., 2000.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М., 1989.
- Леонов А.А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М.: Наука, 1975. 245 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
- Либих С.С. Коллективная и групповая психотерапии: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. С. 205 231.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984.
- Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 1991. 170 с.
- Лупандин В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург, 1995. 106 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник МГУ: Сер. Психология. 1996. № 4.
- Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер. 1996.
- Маклаков А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. № 2. Т. 19.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М., 1982. С. 108−117.
- Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.256 с.
- Митина JI.M. (ред.) Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при воздействии экстремальных ситуаций. JI.: Наука, 1982.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 292 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. 356 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. 112 с.
- Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душ-кова. М.: Высшая школа, 1991.
- Новиков В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехнологиях // Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПИ, 1997.
- Новиков В.В. Социальная психология. Феномен и наука. М., 1998.487 с.
- Новиков М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 178 -218.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
- Пантилеев С. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1985.
- Петровский Б.В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени // Военно-медицинский журнал. 1990. № 7.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методы. М.: МГУ, 1989. 176 с.
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985.232 с.
- Психологический словарь / Под ред. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М., 1997. 440 с.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М., 1990. 91 с.
- Психологический словарь / Под. ред. В. В Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психотехнологии в социальной работе / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 1997. 164 с.
- Рассказова Е.И. психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях // Личность в экстремальных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. Ч. 1.
- Решетников М.М. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 1.
- Решетников М.М. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия// Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии: Пер. с англ. М., 1999. 429 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 386 с.
- Розин В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М., 1995.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1989.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
- Сарычев С.В. Социально-психологические аспекты интеграции группы в трудных ситуациях деятельности // Психология организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1989.
- Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. Лабунской В. А. М.: Гардарики, 2001. 397 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.352 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. Киев, 1989. 200 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. (Из серии «Методы психологической диагностики»). Вып. 3. М., 1990. 48 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
- Столин В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62−67.
- Столин В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С. 62−67.
- Суходольский Г. В. Математическая психология. СПб., 1997.409 с.
- Творчество воли / Под ред. В. В. Козлова. М.: МАПН, 1997. 223 с.
- Торчинская Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2.
- Трубицина JI.B. роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы. М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. С. 101−121.
- Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориен-тированной психологии: Методика персонального и социального роста. М.: «Три Л», 1996. Т. 1,2.420 с.
- Франкл В. Человеке поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.456 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
- Хащенко В.А. Программа комплексного исследования жизнедеятельности личности и группы в экстремальных условиях // Методики психологической диагностики личности и группы. М.: ИП АН СССР, 1990.
- Шибутани Т. Социальная психология: Пер с англ. М.: Прогресс, 1968. 535 с.
- WHO. Psychosocial consequence of Disasters: Prevention and management. Geneva: WHO, 1992.
- Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Oxford University Press, 1998.
- Maddi S.R. The Story of Hardiness: Tventy Years Of Theorizing, Research And Practice // Consulting Psychology Journal. 2002. № 54. P. 173 185.
- McCann I.L., Pearlman L.A. Psychological Trauma and The Adult Survivor: Theory, Therapy, And Transformation. New York: Brunner / Mazel, 1990.
- Korolenko C., Dmitrieva N. Prevention of suicide in contemporary Russia. 6 World Conference Injuri Prevention and Control. May 12 to 15,2002. Canada: Montreal Convention Center. Abstracts. Resumes. P. 763−764.
- Klein M. (1986) The Selected Melanie Klein. (J. Mitchell (ed.). Har-mondsworth: Penguin.
- Assagioli R. Psuchosunthesis. Penguin Booksurology. N.Y., 1981. Vol. 31. № 9. P. 1175−1177.
- Aronow S., McGeehan Т., Dance-Movement Therapy with Bulimic patients / (Typed manuscript, undated).
- Berger M. Psychological Investigation on Humanstructural Dance// Dynamik Psychology. 1988. № 108/109. P. 128−157.
- Chodorow J. Dance Therapy and Depth Psychology. The Moving Imagination. Routiedge, London, New York, 1991.
- Daly A. Movement analysis // TDR: The Drama Review. 1982. Vol. 32. P. 40−52.
- Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance/movement therapy with an adult survivor of forture// American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23. № 1. P. 31−42.
- Johnson D. Rolfing und die menschliche Flexibilitat. Essen, 1980.
- Leibowitz G. Individual Dance Movement Therapy in an Inpatient Psychiatric Setting // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N.-Y., 1992. P. 102−122.
- Lewy F. The evolution of modern dance therapy // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. 1988. May. Vol. 59. P. 34−41.
- MacDonald J. Dance? Of course I can! Dance movement therapy for peoplewith learning difficulties // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 202−217.
- Meekums В. The love bugs: dance movement therapy in a Family Service Unit 11 Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 18−38.
- Melatic V. Body-Space-Expression: The development of Rudolf La-ban's movement and dance concerts. Berlin-N. Y., 1987. 265 p.
- Noak A. On a Jungian approach to Dance Movement Therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. Y., 1992. P. 182 201.
- Oppikofer R. A journey to «my land». Psychomotricity and growth-process. Los Angeles and Geneva, 1976,1977.
- Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N.-Y., 1992. P. 1−17.
- Payne H. Shut in, shut out: Dance Movement Therapy with Children and Adolescents // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London &N. -Y., 1992. P. 39−80.
- Sachs C. World History of the Dance. N. Y., 1997. 497 p.
- SchwindP. Alles im Lot: Rolfing. Munchen, 1985.