Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие таможенного законодательства и его роль в государственно-правовом механизме обеспечения продовольственной безопасности России в XIX-XX вв.: историко-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении всего исторического развития государственности России проблема продовольственного обеспечения населения была одной из самых важных, поскольку от нее напрямую зависела и национальная безопасность. Поэтому особую актуальность и важность в современных условиях приобретает выбор в качестве объекта юридического исследования историко-правовой опыт по формированию норм таможенного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовое регулирование сферы продовольственной безопасности
  • Российского государства в XIX — нач. XX вв
    • 1. 1. Теоретико — правовые аспекты продовольственной безопасности и роль таможенного законодательства в ее обеспечении
      • 1. 1. 1. Концепция продовольственной безопасности
      • 1. 1. 2. Юридический механизм обеспечения продовольственной безопасности государства
    • 1. 2. Таможенное законодательство по обеспечению продовольственной безопасности России в XIX — начале XX вв
      • 1. 2. 1. Таможенно — тарифное законодательство в Российском государстве: зарождение и становление
      • 1. 2. 2. Эволюция таможенно-тарифиого законодательства дореволюционной России
    • 1. 3. Таможенные органы Российской Империи в борьбе с незаконным оборотом продовольствия (XIX — начало XX вв.)
  • Глава II. Правовая защита продовольственной безопасности в советском таможенном законодательстве (1917−1991 гг.)
    • 2. 1. Создание советского таможенного законодательства, регулирующего продовольственную безопасность в сфере экспортно- импортных отношений
      • 2. 1. 1. Становление советского таможенного законодательства и его место в защите продовольственных интересов России 1917−1922 гг
      • 2. 1. 2. Обеспечение таможенным законодательством продовольственной безопасности СССР в 1923 — 1991 гг
    • 2. 2. Законодательное регулирование правоохранительной деятельности таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды продовольствия
    • 2. 3. Преемственность основных правовых актов таможенного законодательства по обеспечению продовольственной безопасности Российской
  • Федерации

Становление и развитие таможенного законодательства и его роль в государственно-правовом механизме обеспечения продовольственной безопасности России в XIX-XX вв.: историко-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время, наряду с появлением принципиально новых угроз для национальной безопасности российского государства, обострилась и существовавшая ранее — угроза стабильного продовольственного обеспечения населения страны. В нашей стране положение с продовольственным обеспечением продолжает оставаться сложным. Потребление продовольствия на душу населения сократилось почти на 35%. Россия сейчас занимает 42-е место по потреблению продовольствия на душу населения. В питании наблюдается хронический недостаток животных белков до 30−40% от нормы потребления, дефицит витамин достиг 60%.'.

Дестабилизирующим фактором развития России остается высокая степень зависимости от импорта продовольствия и соответственно от конъюнктуры аграрного рынка.

Импорт продовольственных товаров является одним из факторов увеличения экспорта невосполнимых природных ресурсов. Такие масштабы импорта означают потерю продовольственной самообеспеченности страны, утраты ею продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в продовольственной сфере от внутренних и внешних угроз.2.

•5.

Продовольственную безопасность следует рассматривать как важнейшую составляющую экономической независимости страны.

1 Белхароев Х. У. Правовое обеспечение продовольственной безопасности современной России. Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 2003. С.З.

2 Общая теория национальной безопасности. // Учебник. М., РАГС., 2002. С. 13.

3 В Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 (ред от 07.03.2005) «О безопасности» сказано, что безопасностьэто состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Сопутствующими видами безопасности являются: технологическая, транспортная, научно-техническая, интеллектуальная, военная, общественная (организованная преступность, коррупция), информационная (во всех сферах деятельности), продовольственная (См.: Российская газета от 06 мая 1992 (№ 103)).

Продовольственная безопасность — сравнительно новый термин, заимствованный из обихода ООН. В Советском Союзе продовольственная проблема рассматривалась в другой системе терминов, связанных в.

На протяжении всего исторического развития государственности России проблема продовольственного обеспечения населения была одной из самых важных, поскольку от нее напрямую зависела и национальная безопасность. Поэтому особую актуальность и важность в современных условиях приобретает выбор в качестве объекта юридического исследования историко-правовой опыт по формированию норм таможенного законодательства России, обеспечивавших продовольственную безопасность страны на различных исторических этапах. В теоретико — правовом плане данная проблема требует всестороннего изучения. Без обобщения исторической законодательной практики, имеющей огромное системообразующее значение невозможно: а) исследовать степень влияния норм таможенного законодательства на обеспечение продовольственной безопасности государства и б) обеспечить дальнейшее совершенствование норм таможенного законодательства в данной сфере правового регулирования современной России.

Хронологические рамки исследования:

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что период XIX — XX вв. в развитии Российского государства интересен, прежде всего разностью подходов компетентных государственных органов к вопросам обеспечения продовольственной безопасности страны — от признания причинно-следственной связи между выбранными государством методами таможенно — тарифного регулирования и продовольственной безопасностью государства в XIX — начале XX вв. и до полного отрицания в советский период.

Степень разработанности проблемы:

Анализ источников и литературы показал, что таможенное законодательство в области продовольственной безопасности в историко-правовой науке не получила должного научного освещения. основном с военно-стратегическими аспектами продовольственной проблематики. Это касается, прежде всего, импорта продовольствия доля которого в СССР постоянно росла. (См.: Строев В. Переход к многоукладной экономике — стратегия реформирования АПК//АПК: экономика, управление. 1994. № 1. С. 915).

Авторы дореволюционных работ рассматривают в основном развитие внешнеторговых отношений, политическую и экономическую составляющие в формировании таможенного законодательства, причины и следствия тех или иных изменений в таможенно — тарифном регулировании. Наибольшую ценность представляют труды, В. Витчевского, М. Н. Соболева, С. Н. Никольского, С. Ю. Витте, И. Вернадского, Б. Ф. Бранта, А. И. Бутовского, А. Головачова, В. И. Доргобужинова, Б. Калиновского, И. Н. Колесова, Я. Бем, Н. К. Крестовникова, К. И. Лодыженского, Д. И. Менделеева, JI.B. Тенгоборского и д.р. 1 Главное содержание их трудов посвящено рассмотрению таможенных тарифов, как одного из инструментов получения пошлин за ввозимые и вывозимые товары. Их работы касаются, прежде всего, экономической стороны. Анализа нормативно — правовой базы, влияющей на состояние продовольственной безопасности России, они не дают.

В советской историографии так же выделяется ряд работ, затрагивавших историю развития таможенного законодательства, таких как Д. А. Александров, Б. Н. Габричидзе, С. С. Дмитриев, В. Калантаров, Л. Б. Красин, И. М. Кулишер, Д. М. Полежаева, А. И. Потяев, С. А. Покровский, Л. Н. Марков, H.H. Шапошников, П. А. Хромов и д.р. Авторы этих трудов, являясь в основном организаторами таможенного дела в Советской России большое внимание уделяли административно-властной системе таможенных органов и их деятельности по пресечению незаконного перемещения товаров. Среди работ последних десятилетий следует отметить труды Н. М. Блинова,.

1 Наиболее значимыми исследованиями данного периода по сравнительно-правовому и историкоправовому анализу Таможенных тарифов того времени, представляют интерес работы: Брант Б. Ф. «Финансовая политика и таможенное покровительство». СПб. 1904; Бутовского А. И. «О запретительной системе и о новом тарифе». СПб. 1894- государственного деятеля — Гагемейстера Ю. А. «Мысли о значении охранительных пошлин по поводу пересмотра русского таможенного тарифа». СПб. 1868- Головачова А. «Свобода торговли и протекционизм». СПб. 1876- Доргобужинова В. И. «Наша тарифная охрана и ее направление». СПб. 1866- Калиновского Б. «О развитии и распространении идей свободной торговли.» СПб. 1859- Колесова И. Н., Бем Я. «Сравнение таможенных тарифов 1857 и 1859 гг.», СПб. 1857- Крестовникова Н. К. «Торговый тариф Д.И. Менделеева». СПб. 1892- Лодыженского К. И. «История русского таможенного тарифа» СПб., 1886- Менделеева Д. И. «Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891». СПб., 1892- Тенгоборского Л. В. «Таможенный тариф Великого Княжества Финляндского» СПб., 1897 и д.р.

Ю.Г. Кисловского, В. Н. Крихунова по изучению истории таможенного дела.1 В их трудах представлен исторический очерк создания и становления таможенных органов Российского государства, их место и роль в защите экономических интересов государства. В то же время продовольственная составляющая и ее правовое обеспечение раскрытия не получила. Значительное внимание изучению различных внутренних и внешних аспектов продовольственной безопасности уделяли ученые Г. В. Беслахотный, JI.B. Бондаренко, П. Т. Бурдуков, A.B. Гордеев, Х. У. Белхароев, Ю. С. Хромов, В.В. Маслаков2 и др. В своих трудах они раскрывают в основном лишь внутренние аспекты продовольственной безопасности, подчеркивая важность развития агропромышленного комплекса страны, освобождении нашей экономики, и прежде всего рынка продовольствия от импортной зависимости.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной историко-правовой науке отсутствуют монографические исследования, обращенные непосредственно к анализу становления и развития таможенного законодательства и его роль в механизме обеспечения продовольственной безопасности страны.

Источниковедческая база диссертационного исследования: состоит из комплекса источников объединенных в несколько групп:

В первую группу входят официальные нормативные правовые акты, регулировавшие внешнеторговую деятельность государства в рассматриваемые периоды и содержащиеся в следующих сборниках: Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ) — Свод законов Российской Империи (СЗ) — Собрание Узаконений и распоряжений Правительства,.

1 Хромова П. А. «Экономическое развитие России в XIX — XX вв. (1800−1917) М., 1950; Калантаров В. «Советская таможенная система» //Внешняя торговля, 1966. № 9- Марков Л. Н. «Очерки по истории таможенной службы» Иркутск, 1987. Габричидзе Б. Н., Полежаева Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917;1991 гг.)// Государство и право. 1992. № 10.

2 Борисенко E.H. «Формирование и развитие социально-рыночного механизма обеспечения продовольственной безопасности России». М., 1997; Волкова С. С. «Государственное регулирование продовольственных рынков России». М., 1999; Гордеев A.B. «Продовольственное обеспечение России: (проблемы и механизмы их решения)». М. 2000; Маслаков В. В. «Формирование и развитие системы продовольственной безопасности на Среднем Урале». Екатеринбург., 1996. издаваемое при правительствующем Сенате (СУ) — Сборник Циркуляров Департамента таможенных сборов (СЦДтс) — Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (СУ РСФСР) — Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР (СП РСФСР) — Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ) — автором также использовались и современные издания нормативноправовых актов, содержащие отдельные приказы и распоряжения министерств и ведомств Российской Федерациирекомендательные, инструктивные, методические и статистические материалы, научные обзоры, доклады и прогнозные разработки Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного Таможенного комитета Российской Федерации (Федеральной таможенной службы) и других ведомств по рассматриваемой проблеме.

Ко второй группе источников относятся привлеченные материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА) Фонд 19. Департамент внешней торговли, Фонд 2276. Департамент таможенных сборовФонд 417. Отдел торгового мореплавания Министерства финансовФонд 410. Канцелярия Морского министерства и др.

Третью группу источников составляют сборники архивных документов и материалов: Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией и иностранными державами (в 15 томах) — Статистическое обозрение внешней торговли РоссииСобрание постановлений Финляндских и другие материалы, издававшиеся по исследуемой проблеме.

Объект исследования: совокупность нормативно-правовых актов, регулировавших внешнеторговую деятельность России и влиявших на продовольственную безопасность в XIX — XX веках.

Предмет исследования: таможенно-тарифное законодательство России и СССР и его эволюция в XIX — XX вв.

Цель исследования: воссоздать историю становления и развития норм таможенного законодательства как одного из юридических средств государственного механизма обеспечения продовольственной безопасности Российского и советского государства в хронологических рамках исследования (Х1Х-ХХ вв.) — установить достоинства и недостатки их функционированиявыявить возможность преемственного использования выработанных механизмов в современном российском законодательстве.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

— сформулированы понятия продовольственной безопасности и продовольственной независимости, определена их юридическая природа и основные признаки;

— проведен анализ содержания и состояния таможенного правового обеспечения продовольственной безопасности Российской империи и советского государства в установленных хронологических рамках;

— выявлены причинно-следственные связи между тарифным законодательством государства и изменением состояния продовольственной безопасности;

— проанализированы таможенно — тарифные доктрины1 регулирования внешнеторговой деятельности (фритредерство и протекционизм) и их роль в обеспечении продовольственной безопасности;

— рассмотрен ряд правовых механизмов, более эффективно реализующих цели таможенного законодательства в обеспечении продовольственной безопасности Российского государства;

— на основе проведенного историко-правового анализа сформулированы выводы и рекомендации, направленные на совершенствование современного российского таможенного законодательства,.

1 Таможенно — тарифная доктрина — специальная система официальных государственных положений в сфере таможенного дела.(См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб., «Норинт», 1998. С. 270). регулирующего правоотношения в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Методология исследования: Методологической основой исследования стала материалистическая теория познания, включающая в себя диалектические принципы единства и различия формы и содержания, диалектики общего и частного, развития через противоречия, восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического. В диссертационной работе использованы как общенаучные методы познания (анализ, синтез, системный и функциональный подходы), так и частнонаучные — статистический, который позволил получить количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров, в том, числе и продовольственныхконкретно-социологический и исторический. В работе применялись и частноправовые методы познания: формально — юридический и сравнительно — правовой. Они позволили более полно показать законодательство по регулированию продовольственной безопасности России, РСФСР и СССР.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что работа представляет собой одним из первых комплексных исследований, ориентированных на ретроспективный анализ становления и развития таможенного законодательства и выявление его роли в государственно-правовом механизме обеспечения продовольственной безопасности в XIXXX вв. В диссертации раскрывается содержание законодательства по обеспечению продовольственной безопасности, по организации таможенного дела и борьбы с контрабандой продовольственных товаров на различных исторических этапах, вводится в научный оборот ряд новых архивных документов, касающихся становления и развития таможенного дела в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Период XIX — XX вв. характеризуется диаметральностью подходов России, РСФСР и СССР к вопросам обеспечения продовольственной безопасности страны на соответствующих исторических этапах: а) от осознания необходимости обеспечения продовольственной безопасности как важнейшей составляющей национальной независимостиб) признания наличия причинно-следственной связи между выбранными государством методами таможенно-правового регулирования и уровнем продовольственной безопасности (отчасти Российская империя и Советское государство) в) до недооценки значимости продовольственной безопасности и ее последствий для страны в последнее десятилетие XX в. (СССР).

2. Основным фактором, влияющим на роль таможенного регулирования в системе обеспечения продовольственной безопасности Российского государства в исторической ретроспективе, являлся выбор между свободой торговли (фритредерство), т. е. невмешательством государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества, и протекционизмомзащитой своих внутренних рынков от проникновения импорта в интересах развития внутреннего производства. Это и определяло основное содержание правоустановительной деятельности государства в области формирования норм таможенного законодательства.

3. Таможенное законодательство в истории России всегда выступало в роли важнейшего юридического инструмента, непосредственно влияющего на продовольственное состояние государства через правовой механизм, включающий ряд специальных юридических средств. Во-первых, это таможенно-тарифное регулирование (повышение или понижение таможенных пошлин на определенные группы товаров). Во-вторых, нетарифное внешнеэкономическое регулирование (антидемпинговые меры, запрещение импорта, количественные ограничения (квотирование), лицензирование ввозимых товаров и сертификация продовольственных товаров, «добровольные» ограничения экспорта). Данный механизм правового регулирования законодательно был закреплен в основных российских таможенных законах дореволюционного и советского периодов.

4. Российское государство на протяжении всего исследуемого периода стремилось не только к формированию правовых норм, обеспечивавших юридическую регламентацию внешнеэкономического товарооборота, но и последовательно проводило унификацию и систематизацию таможенного законодательства:

— в период Российской империи отдельные таможенные тарифы по Европейской, Азиатской и Финляндской торговле были переработаны и объединены в Общий таможенный тариф (1891 г.) и Таможенный Устав (1892 г.), что упростило деятельность таможенной службы;

— в период РСФСР (ноябрь 1917 — декабрь 1922 гг.) внешнеторговая деятельности была регламентирована отдельными нормативно-правовыми актами, как например: постановление СНК РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров (29 декабря 1917 г.) — Декрет СНК «О таможенных сборах и учреждениях» (29 мая 1918 г.), послуживших основой зарождения советского таможенного законодательства;

— в период СССР (декабрь 1922 — 1991 гг.): Таможенные тарифы 1922, 1930, 1961, 1964 и 1991, Таможенный Устав 1924 г. и Таможенные кодексы 1928, 1964, 1991 гг., способствовали формированию стройной законодательной системы в таможенном деле. Усложнение и увеличение групп товаров, перемещаемых через таможенную границу в последней четверти XX века объективно потребовало выделения их в отдельный нормативный акт и создания самостоятельного документа — Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

5. Таможенное законодательство Российской империи на рубеже XIX века — XX века (Таможенные тарифы, Таможенные Уставы) было ориентировано на развитие и подъем только промышленности (о чем свидетельствует беспошлинный ввоз промышленного оборудовании и сырья). Однако за промышленный прогресс государство расплачивалось хлебом, и он стоял на первом месте среди вывозимых из России товаров. Форсирование экспорта зерна закрывало путь к созданию хлебных резервов в стране. Иных нормативно-правовых актов, которые бы законодательно закрепляли механизмы более сбалансированного товарооборота, издано не было.

6. После распада Российской империи таможенное законодательство РСФСР, а затем СССР на долгие годы закрепили монополию внешней торговли, в результате чего пе была в полной мере обеспечена продовольственная безопасность страны.

7. Создание новых международных организаций Организации Варшавского договора (ОВД), а затем и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) после завершения Второй мировой войны привело к процессам унификации таможенных норм внутри членов вышеуказанных организаций. Результатом этого стала полная открытость продовольственного рынка СССР для поставок продовольствия из странчленов СЭВ, а затем и других стран, что дестабилизировало продовольственную безопасность СССР, привело к спаду сельскохозяйственного производства в конце 90-х годов XX века, поставив аграрный сектор в прямую зависимость от западных импортеров. В этот период политические интересы превалировали над интересами национальными, в том числе, в сфере продовольственной безопасности, подчинив этим интересом и таможенное законодательство.

8. В разные исторические периоды Российское государство стремилось строить свою внешнюю торговлю на нормативно-правовой базе. Однако таможенно-тарифное законодательство нередко формировалось без учета внутренних возможностей страны, что неизбежно приводило к серьезному ухудшению состояния внутреннего продовольственного рынка, вплоть до его крайней формы — голода. Знание исторического опыта позволит при формировании таможенно-тарифной базы избежать ошибок и просчетов в обеспечении продовольственной безопасности нашей страны.

9. Учитывая исторический опыт, в современной России на законодательном уровне необходимо принятие национальной программы, предусматривающей: а) определение группы товаров, составляющих основной массив импорта для каждого региона страны в отдельностиб) внесение изменений в государственную политику в сфере АПК для стимулирования производства недостающих продуктов питания агропромышленным сектором страныв) принятие ряда таможенных нормативно-правовых актов, обеспечивающих нормативное закрепление механизма более сбалансированного продовольственного товарооборота в соответствии с формулой: «не ввозить то, что производиться внутри страны».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно восполняет пробел в изучении исторического опыта отечественного таможенного законодательства в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Сформулированные в исследовании основные положения и выводы развивают и дополняют многие разделы истории государства и права России. Привлечение новых и анализ известных историко-правовых актов и материалов расширяет сферу научного познания в области истории права. Исследованные в диссертации вопросы истории таможенного законодательства и степени его влияния на сферу продовольственной безопасности позволят дать объективную оценку, как прошлого, так и современного состояния таможенного законодательства в правовом регулировании продовольственного товарооборота.

Практическое значение диссертации состоит в том, что фактический материал, выводы и рекомендации автора могут найти применение в законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных собраний субъектов Федерации, а так же в работе Совета Безопасности РФ. Могут быть использованы при подготовке монографий, лекций, семинаров, учебников, учебных пособий, при чтении лекций и проведении семинарских занятий. Они будут способствовать совершенствованию нормотворческой и правореализующей деятельности органов власти управления Российской Федерации по обеспечению продовольственной безопасности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Основные положения исследования отражены в выступлениях автора на научно-практических конференциях ученых и практиков таможенного дела: «Государственно-правовые отношения в России XXI века», состоявшейся 29 октября 2004 г, «Правовая культура как средство формирования гражданского общества в Российской Федерации», прошедшей 22−25 марта 2005 г.

Структура диссертации: обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка нормативно — правовых актов и использованной литературы.

Особую актуальность и важность в современных условиях приобретает.

историко-правовои анализ роли российского таможенного законодательства.

в сфере продовольственной безонасности страны. Многовековый.

исторический оныт убедительно свидетельствует, что продуманное.

таможенно — правовое регулирование в стране способствует динамичному.

развитию экономики государства, равно как и просчеты в этой сфере.

отрицательно сказываются не только на экономике, но и формируют.

процессы нарастания внутренних социальных противоречий, обострения.

международных отношений. При анализе, нроцессов становления и развития таможенного.

законодательства России в обеспечении нродовольственной безопасности на.

различных исторических этапах диссертант опирался на законодательные.

акты, закрепляющие и регулирующие данные правоотношения, пытался.

выявить все их сходства и противоречия. Это позволило представить всю.

сложность и многогранность существовавших тогда концепций развития.

таможенного дела, складывающихся под влиянием политических,.

социальных и экономических событий, происходивших в соответствующий.

период. В процессе диссертационной работы было изучено три нериода.

развития таможенного законодательства России в сфере продовольственного.

товарооборота:

1. Период складывания таможенно — тарифного механизма защиты.

экономических интересов Российского государства (XIX — нач. XX вв.),.

формировавшийся одновременно с развитием государственности;

2. Советский период, состоящий из периода Советской России (РСФСР).

и периода Союза Советских Социалистических Республик (СССР),.

который охватывает хронологические рамки с октября 1917 по.

декабрь 1991 г. Характерной особенностью этого общего периода.

являлось введение и правовое закрепление монополии внешней.

торговли, т. е. сосредоточение всех внешнеторговых операций в.

руках государства;

3. Автор не мог не затронуть постсоветский период с 1991 по 1993 г.,.

когда была принята Конституция Российской Федерации и вступил в.

силу Таможенный кодекс Российской Федерации, устанавливающий.

право свободной торговли всем лицам. В результате проведенного диссертационного исследования роли.

таможенного законодательства России в обеспечении продовольственной.

безопасности можно сделать следующие выводы:

1. Становление и развитие норм таможенного законодательства России,.

влияющих на обеспечение продовольственной безопасности в.

рассматриваемые исторические периоды происходило не обособлено от.

событий, происходящих в стране. В целом, на развитие таможенного.

законодательства оказывали влияние ряд обстоятельств: во — первых, — выбор

государством между двумя доктринами развития внешнеторговой.

деятельности: обеспечением свободной торговли и невмешательства его в.

частнопредпринимательскую сферу жизни общества, и протекционизмом ;

защитой российских товаропроизводителей от проникновения дешевых.

импортных товаровво — вторых, — состояние правосознания общества, его.

готовность объективно оценивать складывающиеся внешнеэкономические.

отношения с другими странами и защищать свой внутренний рынок от.

торговой экспансии соседних государств. 2. Всего в Российском государстве были изданы и прошли апробацию в.

таможенном ведомстве девять таможенных уставов и три кодекса. В них.

отражены вопросы организации таможенного дела, управления.

таможенными органами, таможенно-тарифной политики, порядок.

таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых через.

таможенную границу товаров и др. Следует отметить, что по своему.

научному уровню и теоретическому обоснованию законы Российской.

империи по таможенному делу превосходили подобные документы западных.

государств. Таможенное законодательство России отличалось более высоким.

уровнем разработки стратегии таможенного дела на основе научного.

прогнозирования и предвидения с учетом характера экономического.

развития страны. При проведении сравнительно-правового анализа существовавших в т. е.

периоды основных нормативных правовых актов — Таможенный тариф и.

Таможенный Устав (Таможенный Кодекс) диссертантом был выделен ряд.

положений, которые могут быть взяты за основу при формировании выводов.

о роли таможенного законодательства России в сфере продовольственной.

безопасности:

• победу протекционизма (охранительной таможенной нормы) над.

фритредерством (свободой торговли) в XIX — начале XX вв. необходимо.

рассматривать с различных сторон и с учетом ряда факторов: потребностями.

пополнения государственной казны, необходимостью регулирования.

внешней торговли, защиты национальных производителей';

• в целом охранительное таможенное законодательство как фактор

экономического подъема государства оказало положительное влияние на.

характер заключенных Россией торговых договоров с другими.

государствами и их результативность в защите национальных интересов. Проведенный анализ Российского таможенного законодательства,.

показал, что государство обеспечивало принятие правовых норм.

протекционизма только в области промышленности, да и то лишь той части,.

которая занималась производством непродовольственных товаров. А.

средством оплаты за ввозимые промышленные товары (оборудование,.

машины) стал хлеб и иные сельскохозяйственные продукты, вывозимые за.

' Прогрессивные слои российского общества (ученые, представители промышленных кругов), связывающие.

будущее России и ее экономическое и социальное развитие с промышленностью и техническим прогрессом,.

последовательно отстаивали идеи целесообразности таможенного покровительства отечественной.

ЭКОНОМИКС. Но часть российского обшества и, прежде всего представители торгово-финансовых кругов,.

отражавшие интересы помещиков, крупных торговцев хлебом, придерживалась фритредерских взглядов,.

считая, что Россия — афарная страна, и ее предназначение — сельскохозяйственное производство. границу. Поэтому Россия продолжала оставаться продовольственным.

придатком Европы. • Развитие таможенного законодательства в XIX веке — начале XX века.

неотделимо от общего развития российского государства и права в.

указанный период. Несмотря на то, что хаотичность и нестабильность в.

развитии законодательной и административной базы в этот период в той или.

иной мере отразились и в таможенном законодательстве, таможенное дело в.

рассматриваемый период уже, безусловно, носило преимуществе1Н10.

государственный, а не публично-частный характер. Таможенная.

деятельность почти полностью основывалась на единой нормативно правовой и административной базе. Значение фискальной составляющей в.

таможенной деятельности на нротяжении XIX века — начала XX века.

снижалось пропорционально повышению ее роли как совокупности средств.

реализации политики государства (прежде всего протекционистского.

характера). Таким образом, именно на этом рубеже, особенно в конце XIX.

века — начале XX века, оформился дуализм таможенного законодательства.

призванного служить реализации и фискальной и регулятивной функций. Дуализм таможенного законодательства стал характерной отличительной.

чертой дальнейшего развития таможенного дела. 3. После Октябрьской революции 1917 года таможенная система.

Российской Империи, формировавшаяся несколько столетий, перестала.

существовать. Советская Россия, находясь в экономической блокаде со стороны.

капиталистических стран, в целях обеснечения монополии внешней торговли и.

борьбы с контрабандой 22 апреля 1918 г. приняла Декрет о национализации.

внешней торговли'. ' Декрет СНК РСФСР от 22 (09) апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». (СУ. 1918. № 33. ст. Преамбула: «Вея внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с.

иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица.

Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие.

торговые сделки с зафаницей для ввоза и вывоза воспрещаются. Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, является Народный Комиссариат.

Торговли и Промышленности". Мононолию внешней торговли советское правительство рассматривало.

как доктрину протекционизма в действии, а значит и таможенное.

законодательство должно было составлять систему юридических норм,.

направленных на защиту государственной экономики. Но именно мононолия.

внешней торговли нривела к тому, что таможенный механизм регулирования.

внешней торговли и производства продовольственных товаров не заработал,.

в результате чего не была в полной мере обеспечена продовольственная.

безопасность страны, так как нри составлении таможенных тарифов советское.

государство не учитывало объективных условий и прошлого исторического.

опыта, а преследовало только фискальные цели. Не учитывались и.

потребительские интересы, как государственных органов, так и граждан страны,.

в связи с чем высокие таможенные ставки пошлин привели к сокращению ввоза.

нродовольственных товаров, необходимых для восстановления народного.

хозяйства. Хронологически это выглядело так:

— в период с 1917 — 1924 формируются основы советских норм.

таможенного законодательства, направленные на реализацию монополии.

внешней торговли. В данный период принимаются первые советские.

нормативные документы в области таможенного дела — Таможенный тариф.

по Европейской торговле 1922 года и Таможенный тариф Азиатской.

торговле 1922 года (за основу данных тарифов был взят Таможенный тариф.

1904 года, который был разработан еще в Российской Империи), а так же.

Таможенный Устав РСФСР 1924 года. Во внешнеэкономических.

взаимоотношениях Советская Россия находилась в экономической изоляции,.

из которой она вышла только после участия в Генуэзской конференции 1922.

года. В связи с тем, что РСФСР находилась в экономической изоляции, на.

внутреннем рынке страны сложилась катастрофическая ситуация с.

продовольственными и промышленными товарами, что привело к.

значительному росту потребительской контрабанды. — С 1924 — 1941 год после снятия «Санитарного кордона» государство.

заключило большое количество торговых договоров с иностранными.

государствами. Расширение внешнеэкономических связей и увеличение.

товаронотоков выявило, что нормы таможенного законодательства СССР,.

существовавшие в указанный нериод не соответствовали складывающейся.

внешнеэкономической ситуации и объективно требовали их.

совершенствования и кодификации. Результатом кодификации стал.

принятый Таможенный кодекс СССР 1928 года и единый Таможенный тариф.

1930 года. — в нериод с 1945 но 1991 год на состоянии внешнеэкономических.

связей СССР и в том числе, но обеспечению продовольственной безопасности.

страны оказывали влияние два фактора:

а) расширение экономической интеграции в рамках СЭВ, что позволило.

СССР укрепить свое влияние в Восточной Европе;

б) применение иностранными государствами (такими как Англия,.

Франция, Германия, США и др.) по отношению к СССР в области торговли.

дискриминационных мер. Все это объективно сказалось на соотношении торговых связей — СССР.

был вынужден наращивать торговлю в большей степепи с развиваюшимися.

странами в рамках СЭВ, чем с ведущими каниталистическими странами. Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со.

странами социалистического содружества являлись экономические, научно технические, научные, производственные связи, а такой дефиниции как.

продовольственная безопасность не существовало. Принятые в 1928, 1964 и 1991 гг. Таможенные кодексы в отличие от.

таможенных кодексов России не отражали главного — сущности объективно.

существующего механизма регулирования внешнеэкономической.

деятельности, его функций. И это объяснимо: монополия внешней торговли.

привела к тому, что этим механизмом стало само государство. В связи с этим в государстве в 80-е годы сложилась ситуация, когда на.

прилавках магазинов продовольственных товаров практически пе было, что.

свидетельствовало о критической ситуации в сфере продовольственной.

безопасности, поэтому было принято решение воплощать в импортно экспортных операциях нормы, установленные в доктрине свободной торговли.

(фритредерстве). Поэтому продовольственные товары ввозились по.

минимальным ставкам или вообще беспошлинно. Что в дальнейшем нривело к.

занолнению российского рынка продовольствия некачественными (с истекшим.

сроком реализации, испорченными, с критическим уровнем пестицидов и т. д. и.

т.п.) продуктами. Последствиями реализации таможеппого законодательства.

Советского Союза в сфере продовольственного товарооборота стали события.

1989;1993 годов. В связи с отменой монополии внешней торговли, проведением.

экономических реформ и дальнейшей демократизацией общества назрела.

необходимость разработки нового Таможенного кодекса, который бы.

соответствовал условиям рыночной экономики. 4. Период современного Российского таможенного законодательства.

начался с момента принятия Таможенного кодекса Российской Федерации.

(18.06.1993), устанавливающего свободу торговли. Проведение мероприятий.

по ликвидации монополии внешней торговли (системы сосредоточения всех.

внешнеторговых операций в руках государства) в России способствовало.

обеспечению выхода отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

на международный рынок, усилению заинтересованьюсти нредприятий в.

выпуске продовольственной продукции высокого качества, то есть.

созданию условий для повышения конкурентоспособности национальных.

производителей и эффективной интеграции экономики России в.

международное разделение труда. Но проявились и такие негативные.

элементы ускоренной открытости внешнему миру, как массированный рост.

импорта, поставки продовольственных (и не только) товаров по заниженным.

ценам и т. д. Это происходило на фоне того, что многие отрасли российской.

экоЕюмики изначально являлись и являются неконкурентоснособными. В.

результате чрезмерной либерализации значительная часть российских.

предприятий оказалась невостребованной на национальном рынке и.

зависимость России от внешних рынков увеличилась. Одновременно в.

отношении отечественных производителей и экспортеров стали чаше.

применяться жесткие (прежде всего антидемпинговые) меры по их.

вытеснению с рынков других государств. Следует отметить, что идея.

свободной торговли, так популярная в носледнее время, исходит из.

необходимости ликвидации таможенных и прочих барьеров на пути.

движения товаров между странами. Однако, несмотря на теоретические.

обоснования выгоды свободной торговли для всех стран, на практике очень.

немногие из них достаточно последовательно придерживаются принципов.

свободной торговли. Многочисленные барьеры выступают нормой.

регулирования внешней торговли в современном мире и представляют собой.

государственную политику, главным инструментом которой является.

таможенно — правовое регулирование, которое выполняет как фискальную так.

и протекционистскую роль. Современная правовая база в России в этой области направлена на.

решение следующих основных задач: во — первых, — поддержание равновесия.

платежного баланса Российской Федерации. Основной целью этого является.

зашита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих.

субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия.

иностранной конкуренции. Для ее выполнения законом предусмотрено.

введение

Правительством РФ наиболее эффективных и зарекомендовавших.

себя в зарубежной правоприменительной практике мер государственного.

регулирования внешнеторговой деятельности, а именно: специальных.

зашитных мерантидемпинговых меркомпенсационных мер. Во-вторых, — цели, указанные в законе «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении.

внешней торговли товарами", преследуют обеспечение условий для.

эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику и.

продвижение товаров, из нашей страны, на мировой рынок. Полностью экспортоориентированная стратегия развития для России,.

очевидно, исключается. Речь идет не об изоляции от внешнего мира, а об.

избирательном и контролируемом вхождении в мировой рынок, о том, что.

основу интеграции экономики России в мировую экономику и.

сотрудничества с зарубежными странами должно составить формирование.

внутреннего рынка. При этом задача создания внутренне свободной.

экономики должна иметь приоритет над задачей создания экономики,.

свободной внешне. В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций.

таможенного законодательства необходимо: носледовательно снижать.

средневзвешенную и максимальную импортную пошлинумаксимально.

укрупнить товарные группыотказаться от прямых и косвенных форм.

квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев,.

связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции);

ликвидировать все существующие для отдельных участников.

внешнеэкономической деятельности льготы в максимально короткие сроки;

исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.

(кроме вопросов внутриведомственной организации работы). Таможенное.

регулирование в его нынешнем виде остается недостаточно эффективным. Следует привести таможенные нроцедуры в соответствие с реальными.

возможностями государства. Исходя из содержания диссертации и выводов из нее, диссертант.

полагает возможным сформулировать следующие рекомендации по.

совершенствованию норм таможенного законодательства России,.

обеспечивающих продовольственную безопасность:

— доработать и принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и на его основе Правительству РФ и.

контролирующим государственным органам (таможенная служба. пограничная, карантинная, фитосанитарная, министерство сельского.

хозяйства) принять соответствующие подзаконные правовые акты и тем.

самым обеспечить всех участников внешнеторговой деятельности единым.

пакетом документов;

— рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в.

законодательство, например в закон РФ «О таможенном тарифе», с целью.

оперативного применения Правительством РФ тарифной квоты на товары,.

поступающие из других страп. Применение тарифных квот обеспечит.

возможность быстро дифференцировать уровень ставок ввозных.

таможенных ношлин в зависимости от ситуации на внутреннем рынке. В.

результате значительно повысится гибкость, оперативность и целевая.

направленность таможенно-тарифного регулирования импорта.

продовольствия. — Правительству Российской Федерации разработать меры, стимулирующие.

производство сельхозпродуктов в необходимом количестве и высокого.

качества и обеспечить проведение ежегодных государственных закупок.

зерна для стабилизации рыночных цен на хлеб и хлебопродукты и этим.

исключить дестабилизацию цен на продовольственном рынке;

— ужесточить меры нетарифного регулирования и таможенного контроля для.

выявления генно — модифицированных продуктов питания при.

осуществлении импорта продовольственных товаров, в особенности.

продуктов детского питания, в целях поддержания и сохранения здоровья.

нации и обеспечения продовольственной безопасности. — разработать и закрепить отдельным нормативно — правовым актом.

механизм регулирования балансового соотношения экспорто — импортных.

поставок продовольствеппых товаров согласно нуждам каждого.

отдельного региона страны и развития его агропромышленного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А., Дмитриев С. С. Таможенное дело в СССР Текст. М.: Совиздат. 1949. — 678 с.
  2. К.А. Наша торговая политика на Дальнем Востоке Текст. Вып.1. СПб., тип. И. Гольдберга, 1905. 23 с.
  3. К.И. Статистические очерки России Текст. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1848. 503 с.
  4. К.И. Начертание статистики Российского государства Текст. 4.1. СПб.: тип. Императорского воспитательного дома, 1818. -245 с.
  5. Е.А., Галанжин Е. Ф. Некоторые вопросы истории таможенной службы, ее настоящее и перспективы развития Текст./Учебное пособие. М. б.и.], 1986. 67 с.
  6. Бестужев Лада И. В. Борьба в России по вопросам внешней политики 1906−1910 гг. Текст. М., Изд-во Академии наук СССР, 1961.-406 с.
  7. Бестужев Лада И. В. Внешняя политика Советского союза. Актуальные проблемы (1967−1970) Текст./ред. коллегия: М. Д. Жовлен и др. М., «Международные отношения», 1970. — 262 с.
  8. .Ф. Финансовая политика и таможенное покровительство Текст./Сост. Б. Ф. Брандт. СПб.:Тип. В. Ф. Киршбаума, 1904.- 176 с.
  9. .Ф. Иностранные капиталы. И их влияние на экономическое развитие России Текст. Ч. 1- 4. СПб., Тип. В. Ф. Киршбаума, 1898 -1901 гг. 445 с.
  10. Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. Текст. М., Topee, 1997. 567 с.
  11. С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист Текст. Киев, тип. «Киевские слова», 1889. 59 с.
  12. С.Ю. Воспоминания Текст. Т.1−3. М., Таллинн: АО «Скиф алекс», 1994.-603 с.
  13. В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времени Петра Великого до наших дней Текст./Перевод с немецкого A.B. Брауде. Под ред. Ю. Д. Филиппова. СПб., Д. А. Казицын, 1909.-362 с.
  14. Г. Законы о пограничных жителях и пограничных сношениях. Их история, современное значение и значительные изменения Текст. СПб., тип. инж. Г. А. Бернштейна, 1903. 32 с.
  15. .Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации Текст. М., Юрид. лит., 1994. -206 с.
  16. Ю.А. Мысли о значении охранительных пошлин по поводу пересмотра русского таможенного тарифа Текст. СПб., тип. т-ва «Общественная польза», 1868. 26 с.
  17. А. Свобода торговли и протекционизм Текст. СПб., Тип. В. Ф. Киршбаума, 1876. 57 с.
  18. Г. З. Главное направление реализации Продовольственной программы. Текст. Фрунзе: Кыргистан, 1923. -106 с.
  19. И.М. Немецкое иго и освободительная война Текст./Сборник по вопросам о войне и немецком засилье в русской торговле и промышленности. М., тип-лит. рус. т-ва печ. и издания, 1915.-51 с.
  20. И.М. Анкета о причинах упадка ввоза русской пшеницы в Англию и о средствах к поднятию русского экспорта в эту страну Текст. СПб., тип. В. Киршбаума, 1903. 52 с.
  21. И.М. Война, германские синдикаты, русский экспорт и наши торговые договоры Текст. М., т-во тип. А. Е. Мамонтова, 1915. -68 с.
  22. И.М. Русско-германский торговый договор и задачи России. Текст. М., тип. O. J1. Сомовой, 1912. -52.
  23. И.М. Русско-германский торговый договор и следует ли России быть «колонией» Германии. Текст. М., тип. O. J1. Сомовой, 1913.-72 с.
  24. С.С. Дальневосточная политика империалистических держав в 1906—1917 гг.. Текст. Томск, Издательство Томского университета, 1965. 602 с.
  25. Н.Я. О низком курсе наших денег и новых источниках государственных доходов Текст. СПб., М. Комаров, 1886. 23 с. ЗЬДовнар-Запольский Н. В. Задачи экономического возрождения России Текст. Киев, тип. А. И. Гросмана, 1915. -14 с.
  26. В.И. Наша тарифная охрана и ее направление Текст. СПб., тип. т-ва «Общественная польза», 1866. 203 с.
  27. H.A. Статистический очерк таможенного дохода России в период 1822—1890 гг.. Текст./ Составитель H.A. Досужков. СПб., тип. В. Киршбаума, 1892. 75 с.
  28. B.C. К оценке русско-германского торгового договора 1904 г. Текст./Проблемы истории международных отношений. М., Международные отношения, 1972.-59.
  29. .Г., Манасов Д. А. Страны СЭВ: динамичный рост. Текст. М., Знание, 1978.-63 с.
  30. .Г., Панков Б. Г. СЭВ: проблемы интеграции. Текст. М., Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  31. Д. К. Историй политической экономии. Текст./перевод с англ. под ред. профессора Моск. Ун-та И. Н. Янжула. M., К. Т. Солдатенков, 1891.-322 с.
  32. Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II Текст./ Сочинение графа Дмитрия Толстого. СПб., тип. К. Жернакова, 1848. -258 с.
  33. М.И. По поводу таможенной войны с Германией Текст./ Доклад общему собранию Высочайше утвержденного Общества для содействия русской промышленности и торговли 1 сентября 1893 г. СПб., типо-лит Е. Ф. Езровского и Ко, 1893. 67 с.
  34. . О развитии и распространении идей свободной торговли. Текст. СПб., тип. Рюмина и Ко, 1859. 224 с.
  35. Ю.Г. История таможни государства Российского Текст. М., ИПО «Автор», 1995. 286 с.
  36. Ю.Г. Контрабанда: история и современность Текст. ./Под ред. A.C. Круглова. М., ИПО «Автор», 1996. 429 с.
  37. В.И. Россия в конце XIX в. Текст./ под ред. В. И. Ковалевского. СПб., тип. акц. общ. Брокгауз -Ефрон, 1900. 968 с.
  38. И.П. Краткий очерк истории русской торговли Текст./ Вып. I с древнейших времен до царствования Екатерины II- Вып. II — отЕкатерины II до настоящего времени 1900−1916). Киев, тип. Штерензона, 1898−1900.- 164 с.
  39. И.Н. Материалы к пересмотру Общего таможенного тарифа Российской империи и Царства польского по Европейской торговле. Текст. СПб., тип. В. Н. Майкова, 1867. 253 с.
  40. И.Н., Бем Я.Ф. Сравнение таможенных тарифов 1857 и 1859 гг. Текст./Составитель И. Колесов производитель дел Тарифного комитета и Я. Беем, контролер дел внешней торговли. СПб., тип. Академии наук, 1857. 70 с.
  41. И.Н. Таможенная политика России за последнее время. Текст. СПб., тип. Северного телеграфного агентства, 1890. -16 с.
  42. Л.Б. Вопросы внешней торговли Текст. М., Международные отношения, 1970.-360 с.
  43. Л.Б. Ближайшие перспективы русского экспорта. Текст. М., РИО НКВТ, 1923.-63.
  44. Л.Б. Внешняя торговля СССР Текст. М., РИО НКВТ, 1924. -44 с.
  45. Л.Б. Внешторг и внешняя экономическая политика Советского правительства. Текст. Пб., Госиздат., 1921.-47 с.
  46. Л.Б. Вопрос об экспорте хлеба за границу Текст./ Доклад тов. Л. Б. Красина. М., 5-я типо-лит «Мосполиграф», 1923. 22 с.
  47. Н.К. Толковый тариф Д.И. Менделеева. Текст. СПб., Унив. тип., 1892.- 27 с.
  48. В.Н. Таможенная политика России и ее экономическая эффективность. 1877−1914 г. Текст. М., Русина, 1999. 231 с.
  49. H.A. Торговый договор с Германией. Текст. СПб., тип. инж. Г. А. Бернштейна, 1900. 10 с.
  50. Коммерческий словарь Текст. ./Составитель И. П. Сенигов. СПб., П. П. Сойкин, 1900. 298 с.
  51. М.А. Коммерческая энциклопедия М. Ротшильда, в полной переделке сообразно потребностям русских предпринимателей и с добавлением новых русских отделов Текст./ Под редакцией С. С. Григорьева. СПб., В. Э. Форселес, 1899 1900. Т. 1−4.-1670 с.
  52. Контрабанда и борьба с ней Текст. ./По материалам ГТУ под общей редакцией А. Потяева. М., Красный пограничник, 1925. 67 с.
  53. И.М. Будущее нашей внешней торговли Текст. ./Сборник статей «Русский экспорт». Пг., [б.н.], 1917. -20 с.
  54. И.М. Германский экспорт и борьба с ним Текст. Пг., тип. Мин-ва финансов, 1915. -32.
  55. И.М. Международные торговые договоры Текст. Пб., «Право», 1922.-56 с.
  56. И.М. История русского народного хозяйства Текст. М., «Мир», 1925. Т.1−2.-28 с.
  57. И.М. Основные вопросы международной торговой политики Текст. Пб., «Атеней», 1924. -612 с.
  58. И.М. Очерк истории русской торговли Текст. Пб., «Атеней», 1924.-318 с.
  59. И.М. Очерки по истории таможенной политики Текст. СПб., тип. В. Ф. Киршбаума, 1903.-51 с.
  60. Кун Е. Развитие нашего таможенного обложения в последнее десятилетие Текст./Материалы к пересмотру торговых договоров. Пг., тип. ред. период: изд. М-ва финансов, 1917. 124 с.
  61. Кун Е. По вопросу о торговом балансе между Россией и Германией Текст. СПб., тип. мин-ва фин. (В. Киршбаума), 1901 19 с.
  62. Ф. Национальная система политической экономии Текст./ Сочинение Фридриха Листа. Перевод с нем. Под ред. К. В. Трубнилова. СПб., тип. А. Э. Мэртенс, 1891.- 452 с.
  63. К.Н. История русского таможенного тарифа Текст. СПб., тип. B.C. Балашева, 1886.-312 с.
  64. К.Н. О предложениях касательно монополии водочной торговли Текст. ./Доклад читался в III -м отделении Н.В.Э. о-ва 21-го февр. 1887 г. СПб., тип. М. М. Стасюлевича, 1887. -32 с.
  65. H.A. В тисках голода Текст./Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД. СПб., Европейский дом, 2000. 300 с.
  66. П.И. История народного хозяйства СССР Текст./ Учебное пособие. Т. 1−2. М., Госполитиздат, 1956. -728 с.
  67. П.И. Зерновое хозяйство и хлеботорговые отношения России и Германии в связи с таможенным обложением Текст./Материалы к пересмотру торговых договоров. Пг., тип. ред. период, изд. М-ва фин-ов, 1915. 293 с.
  68. П.И. История народного хозяйства СССР Текст./ Учебное пособие. М., гос. издат. полит, лит-ры, тип. «Печатный двор», 1947. 664 с.
  69. Л.Н. Очерки по истории таможенной службы Текст. Иркутск, изд. Иркутского ун-та, 1987. 157 с.
  70. Д.И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 Текст. СПб., тип. А. Э. Мэртенс, 1892. -41 с.
  71. Д.И. Материалы для пересмотра общаго таможенного тарифа Российской империи по европейской торговле. Связь частей общаго таможенного тарифа. Ввоз товаров Текст. СПб., тип. В. Демакова, 1889. 202 с.
  72. Д.И. Мысли о развитии сельскохозяйственной промышленности Текст. СПб., В. Эриксон, 1899. 38 с.
  73. А.Ц. Таможенные книги XVII века Текст./ Учебное пособие по источниковедению СССР. М., [б.и.], 1957.- 68 с.
  74. С.Р. В таможенном мире Текст./ Из воспоминаний. Трапезонд, тип. штаба Трапезонд, 1917.- 40 с.
  75. П. Очерки торговли России со странами Средней Азии, Хивой, Бухарой и Коканом со стороны Оренбурга Текст. СПб., [б.и.], 1856.- 80 с.
  76. С. О внешних таможенных пошлинах Текст./ Сочинение студента Сергея Никольского. М., унив. тип. Каткоз и Ко, 1865.- 124 с.
  77. С.И. К вопросу о русско-японских торговых сношениях Текст. Киев, тип. И. И. Соколова, 1915. 40 с.
  78. Я.А. Протекционизм Текст. СПб., тип. М. М. Стасюлевича, 1890. 292 с.
  79. Я.А. Экономисты и протекционисты Текст. СПб., тип. В. Демакова, 1891. 14 с.
  80. В.И. Краткий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1856 1893 гг. Текст./ Введение к обзору внешней торговли России 1893 г. СПб., тип. В. Киршбаума 1895.-34 с.
  81. В.И. Значение Санкт-Петербурга во внешней торговле России. Текст./Историко статистич. Очерк. СПб., типо-лит. Шредера, 1899. — 122 с.
  82. А.И. Теория таможенного дела Текст. М., Издат-во Наркомторга РСФСР, Мосполиграф. тип-лит. «Мысль печатника», 1927.-164 с.
  83. А.И. Контрабанда и борьба с ней Текст./ По материалам главного таможенного управления. М., РИО НКВТ, 1925. 186 с.
  84. Практика таможенного дела Текст. М.: Наркомторг СССР и РСФСР, 1927.-245 с.
  85. К.К. Таможенное право Текст./ Учебное пособиедля юр. вузов. Киев, Высшая школа, 1974. 175 с.
  86. K.K. Таможенное право (общая часть) Текст./ Учебное пособие. Киев, Высшая школа, 1971. -79 с.
  87. Свободная торговля и покровительственная система в России. Доклад Московскому отделению общества для содействия русской промышленности и торговли Текст. М., [б.и.], 1891. -17 с.
  88. Р.И. Взыскание таможенных пошлин золотом и сельское хозяйство Текст./ Сообщение вольному экономическому обществу. СПб., тип. т-ва «Общественная польза», 1877. -20 с.
  89. М.Н. История русско-германского торгового договора Текст. М., «Книжное дело», 1902. -198 с.
  90. М.Н. Очерки из истории всемирной торговли в связи с развитием экономической жизни Текст. М., «Книжное дело», 1902. 198 с.
  91. М.Н. Перестройка принципов торговой политики России в связи с вопросом о протекционизме Текст. Харьков, тип. М. Х. Сергеева, 1915. 32 с.
  92. М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века Текст. Томск, типо-лит. «Печатное дело», 1911.-886 с.
  93. М.Н. Коммерческая география России. Очерк хозяйственной статистики и географии России в сравнении с иностранными государствами Текст./ Составил М. Н. Соболев. Изд. 7-е, испр. и доп. М., типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1913. 248 с.
  94. М.Н. История Русско-германского договора Текст. Пг., тип. ред. периодич изд. М-ва фин., 1915. 202 с.
  95. Таможенная служба Санкт-Петрбурга. 1703−2003. Текст./Под ред. В. И. Вьюнова. Авториский колл. И. И. Мушкет, Н. С. Нижник, Н. В. Симонова. СПб., Санкт-Петербургская таможня- «Сатис», 2003. 335 с.
  96. Труды Высочайше утвержденного Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Нижнем Новгороде. Текст. Т.1. Вып. 8. СПб., 1897. [б.и.], — 390 с.
  97. Туган Барановский М. Избранное Текст. /Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историко-экономическое исследование. Т. 1.М., Наука, 1997.-734 с.
  98. .М. Международная борьба с контрабандой Текст. М., Международные отношения, 1981. 215 с.
  99. В.М. Проблемы истории внешней политики России и международных отношений в конце XIX начале XX в. Текст. М., Наука, 1977.-37 с.
  100. В.Г. Таможня и Закон Текст. М., Юридическая лит-ра, 1979. -125 с.
  101. П.А. Экономическое развитие России в XIX XX вв. (1800−1917) Текст. М., Госполитиздат, тип. «пролетарий», 1950.-552 с.
  102. П.А. Экономическое развитие России. Очерки экономики России с древнейших времен до Великой Октябрьской революции. Текст. М., «наука», 1967. -535 с.
  103. H.H. Протекционизм и свобода торговли. Текст. Пг., тип. ред. периодич. Изд. М-ва финансов, 1915. -90 с.
  104. H.H. Таможенная политика России до и после революции Текст. JI.-M., тип. имени Володарского в Ленинграде, 1924. -74 с.
  105. И.И. Английская свободная торговля Текст. /Исторический очерк развития идей свободной конкуренции и начал гос. Вмешательства. М., тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1876−1882. 700 с.
  106. И.И. Влияние покровительственного тарифа на благосостояние рабочих классов Текст. ./Доклад. Чит. В Моск. отднии техн. О-ва 12 апреля 1877 г. М., Универ.тип. М. Каткова, 1877. -56 с. 1.) Научные статьи из журналов
  107. H.JI. Таможенное дело в первые годы советской власти Текст.//Таможенные ведомости. 1995. М. № 4−5. С. 34−47.
  108. И. О внешней торговле Текст. /И. Вернадский //Русский вестник. СПб, 1856., № 8. С. 56−80.
  109. Граница России Текст.//Вестник информации. Росинформ агентство «Новости» и Пресс бюро Федеральной пограничной службы России 1996. № 1,5,6,9,11.
  110. Граница России Текст.//Вестник информации. Росинформ агентство «Новости» и Пресс бюро Федеральной пограничной службы России 1997. № 1,7.
  111. Граница России Текст. Росинформ агентство «Новости» и Пресс бюро Федеральной пограничной службы России 1994. № 2.
  112. Граница России Текст. Росинформ агентство «Новости» и Пресс бюро Федеральной пограничной службы России 1997. № 33,39.
  113. .Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917−1991 гг.) Текст./Б.Н. Габричидзе, Д.М. Полежаев//Государство и право. 1992. № 10.
  114. С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы Текст./С.С. Дмитриев//Социалистический таможенный контроль. 1967., № 3−4.
  115. В. Советская таможенная система Текст./ В. Калантаров //Внешняя торговля. 1966. № 9. С. 14−21.
  116. В. Из истории организации борьбы с контрабандой в СССР (1917−1930 гг.) Текст./В. Колдаев//Правоведение. 1970. № 6. С. 17−26.
  117. A.C. Механизм защиты национальных интересов Текст./ A.C. Круглов//Таможенные ведомости. 1993. № 2. С. 43−51.
  118. A.C. Таможня сегодня Текст./А.С. Круглов//Закон. 1993. № 11. С. 50−59.
  119. A.C. Функции и деятельность таможенной службы России Текст./ A.C. Круглов //Президентский контроль. 1994. № 1.9−12.
  120. A.C. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности Текст./А.С. Круглов //Экономика и жизнь. 1996. № 7. С. 25−31.
  121. С.Г. Развитие таможенного права в России Текст./С.Г.Петренко//Ученые записки экономического факультета. Вып. 6., СПб., 2001. С. 10−24.
Заполнить форму текущей работой