Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История становления законодательства о нотариате в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности темы. Проблемам деятельности нотариальных органов в научной литературе уделяется достаточно много внимания. Широкое освещение получил зарубежный опыт формирования и развития нотариатасерьезное внимание уделяется современным концепциям и перспективам нотариальной деятельности. Проблема нормативного регулирования деятельности российского нотариата также неоднократно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис института нотариата в России в ХУ1-нач.ХХ веков
    • 1. Органы, выполнявшие нотариальные функции
    • 2. Особенности правового регулирования нотариальной деятельности в Царской России
  • Глава 2. Система и функционирование нотариальных органов в советский период
    • 1. Организация и особенности нотариальной деятельности в СССР
    • 2. Правовое регулирование органов нотариата в системе советского права
  • Глава 3. Законодательство о нотариате в Российской Федерации: тенденции и особенности развития на современном этапе
    • 1. Организационно-правовые аспекты взаимоотношения нотариальных органов с современным российским государством
    • 2. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности нотариата в условиях правовой реформы в Российской Федерации
  • Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
  • Приложения

История становления законодательства о нотариате в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

За последнее десятилетие интерес к нотариальной деятельности многократно возрос. Увеличилось количество обращающихся к нотариусу юридических и физических лиц, изменились компетенция и форма деятельности нотариальных органов.

Научный интерес к эволюции взаимоотношений нотариальных органов и государства на различных этапах их исторического развития, отражением которых явилась различная интенсивность и особенности правотворческой деятельности государства по закреплению основ и порядка осуществления нотариальной деятельности, обусловлен существенно изменившимся правовым положением нотариата, особенностями его взаимоотношений с государственными органами.

Становление российского нотариата и формирование законодательства о нем происходило не одно столетие. Современному состоянию баланса между контролем со стороны государства и свободой нотариусов в своей профессиональной деятельности предшествовали различные организационные формы взаимоотношений государства с органами нотариата: от контроля исключительно за действиями с недвижимым имуществом до установления полной подконтрольности нотариальной деятельности государству. Исследование этого процесса способствует выработке оптимальных подходов и принципов организации и деятельности нотариальных органов, совершенствованию их взаимоотношений с государством. Использование исторического опыта позволяет не допускать повторения аналогичных ошибок, как в области законодательного регулирования нотариальной деятельности, так и в практике применения законодательства о нотариате.

Переход государства от плановой экономики к рыночным отношениям сопровождался принятием многочисленных нормативно-правовых актов, коснувшихся различных сторон жизни общества, в том числе и нотариальной деятельности, представляющей собой не только одну из основных форм оказания юридических услуг населению, но и деятельность, выполняющую предупредительно-профилактическую и правоохранительную функции в гражданском обороте, способствующую обеспечению законности и правомерности юридических действий участников гражданского оборота.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и действующих Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наступил новый этап развития российского нотариата, требующий приведения действующей нормативной базы в соответствие с изменившимися экономическими и политическими общественными отношениями. Наряду с новыми законами многие правоотношения и процедурные вопросы в области нотариата регулируются: устаревшими актами советского периода, в части не противоречащей Конституции РФ, Основам законодательства РФ о нотариате и другим правовым актам. В законодательстве много пробелов, что приводит к многочисленным проблемам в практической деятельности нотариальных органов и при обращении лиц за нотариальными услугами.

Вышеуказанные обстоятельства определили актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

В работе предпринята попытка проследить и проанализировать процесс формирования и развития российского нотариального законодательства с момента его зарожденияисследованы основные, наиболее значительные законодательные акты, регламентирующие деятельность нотариальных органов на различных этапах развития российской государственностипредставлены различные формы взаимоотношений нотариата и государства, возникавшие на различных этапах развития российских нотариальных органовпроанализированы тенденции развития законодательства о нотариате.

Степень научной разработанности темы. Проблемам деятельности нотариальных органов в научной литературе уделяется достаточно много внимания. Широкое освещение получил зарубежный опыт формирования и развития нотариатасерьезное внимание уделяется современным концепциям и перспективам нотариальной деятельности. Проблема нормативного регулирования деятельности российского нотариата также неоднократно становилась предметом научных исследований. Серьезное внимание уделено современным проблемам деятельности нотариальных органов, представлены оценки возможностей нотариата по регулированию законности в государстве, ставятся проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности российского нотариата.

В качестве методологической и общетеоретической базы исследования диссертант использовал труды таких российских ученых в области теории государства и права, истории отечественного государства и права, как М. В. Баглай, С. Н. Братусь, В. И. Власов, О. С. Иоффе, В. М. Манохин, А. П. Алехин, Ю. М. Козлов, Г. В. Мальцев, Т. Е. Новицкая, Ю. Л. Тихомиров, М. К. Треушников, О. И. Чистяков, Т. М. Шамба, В. А. Юсупов.

Исследования в области становления российского нотариата стали возможны благодаря дошедшим до наших дней исследованиям первоисточников К. О. Бахмана, А. Гасмана, Мандельштама, М. М. Неймана, Н. Оглобина, A.M. Фемелидиа также работам посвященным истории нотариата И. С. Вольмана, М. Ф. Злотникова, Н. Ляпидевского, Н. В. Куклиной, Е. А. Скрипилева.

При изучении советского периода развития нотариата в России были проанализированы работы М. Г. Авдюкова, Н. А. Белых, Н.И.

Бондарева, С. Зацепиной, З. А. Искендерова, Р. Г. Кочарьянц, Л. Ф. Лесницкой, М. Макарова, Н. Осетрова, П. И. Седугина, Э. Б Эйдиновой и др.

Обстоятельно рассмотрены вопросы правового статуса современного нотариата, перспектив деятельности нотариальных органов, изучены современные проблемы нотариальной деятельности. Указанные аспекты нашли отражение в работах А. Валексы, Р. И. Виноградовой, Ю. Н. Власова, B.C. Репина, И. Г. Черемных, Н. Ф. Шарафетдинова, В. В. Яркова и др.- диссертационных исследованиях Т. Е. Алешиной, Е. А. Атапиной, А. В. Дударева, Т. Р. Козуб и других.

Определенный интерес представили работы, посвященные исследованию зарубежного опыта. Например, В. В. Бойцова, Л. В. Бойцовой, Л. Л. Шаповаловой.

Исторический же аспект формирования взаимоотношений государственных органов с нотариатом, разработки высшими органами государственной власти нотариального законодательства в литературе освещены недостаточно, что и определило цели и задачи данного исследования.

Новизна и практическая значимость выбранной темы для дальнейшего совершенствования деятельности нотариальных органов предопределили цель диссертационного исследования, которая заключается в историко-правовом анализе процессов становления российского законодательства о нотариате, отражающих формирование взаимоотношений государственных органов с органами нотариата на разных этапах исторического развития России.

В соответствии с заданной целью в работе поставлены следующие основные задачи:

— проанализировать процесс формирования российского законодательства о нотариате, выявить основные этапы его развития, особенности каждого из них;

— дать оценку основным правовым актам о нотариате, проанализировать их вклад в формирование и развитие российских нотариальных органов;

— раскрыть особенности нотариальной деятельности как формы оказания правовых услуг населению на разных исторических этапах;

— дать анализ предшествующего и оценку современного положения органов нотариата, их взаимоотношений с различными органами государства;

— определить характер взаимоотношений органов нотариата с различными ветвями государственной власти и степень свободы нотариусов в своей профессиональной деятельности.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности российского нотариата, как системы органов и специально уполномоченных должностных лиц, совершающих от имени Российской Федерации предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и юридических лиц, физических и юридических лиц иностранных государств, а также лиц без гражданства.

Предметом диссертационного исследования являются нормы права, регулирующие формирование и деятельность органов нотариата в России на разных этапах развития российской государственностиособенности взаимоотношений нотариальных органов с органами государственной властитенденции развития российского законодательства о нотариате.

Методологическая основа, диссертации. В диссертационном исследовании использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, а также принципы всесторонности, конкретности, историзма.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность научных приемов и методов, таких как конкретно-исторический, сравнительно-правовой, институциональный, теоретико-прогностический, метод системного анализа.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют:

— нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность российских дореволюционных органов (царские указы XVI—XVIII вв.еков, Положение о нотариальной части 1866 года);

— нормативно-правовые акты советских органов власти, регламентирующие организацию нотариальной деятельности (Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. Об основных принципах организации государственного нотариата, Положение о государственном нотариате РСФСР 1930 г., Закон СССР о государственном нотариате 1973 года, Закон РСФСР о государственном нотариате 1974 года);

— современное законодательство, регулирующее деятельность российских нотариальных органов (Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля.

1993 года, № 44−62−1, Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30 ноября.

1994 г. № 51-ФЗ, часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, Федеральный Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ);

— постановления Конституционного суда РФ.

Научная новизна диссертационного исследования.

Диссертационная работа представляет собой комплексное историко-правовое исследование деятельности российского нотариата, процесса формирования и развития законодательства о нем и его взаимоотношений с государством, осуществленное на основе анализа нормативно-правовых актов и отечественных научных трудов. Представлены и исследованы проблемы становления и развития нотариата на различных этапах его развития. Рассмотрены и проанализированы недостатки основных нормативно-правовых актов о нотариате.

В диссертации сформулированы и представлены следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту и содержащие элемент новизны:

— изучив процесс создания и деятельности нотариальных органов, а также характер их взаимоотношений с органами государства на разных этапах становления нотариата, диссертант констатирует наличие тенденции, в соответствии с которой происходит постоянное усиление контроля государства за различными сторонами нотариальной деятельности. В поисках баланса между полным контролем над нотариатом и свободой нотариусов в своей профессиональной деятельности, российское государство прошло путь от первоначального контроля исключительно за действиями с недвижимым имуществом до установления полной подконтрольности нотариусов государству в советское времяна базе изучения материалов по истории становления законодательства о нотариате, анализа конкретных нормативно-правовых актов, диссертант делает вывод об отсутствии необходимой преемственности при разработке основных законодательных актов о нотариате на разных этапах развития российского нотариата, на основании чего предлагается периодизация формирования российского законодательства о нотариальной деятельности на три этапа: первый — дореволюционный — отражает процесс зарождения российского нотариата, его развития и обособления в отдельный институтхарактеризуется разработкой и принятием первого унифицированного законодательного акта, регламентирующего нотариальную деятельность в России —.

Положения о нотариальной части 1866 года. Второй период — охватывает советское время и характеризуется прерыванием отечественного опыта развития свободного нотариата, обретением нотариусом статуса государственного чиновника. Третий — современный период — стал временем разработки принципиально нового законодательства об организации и деятельности российских нотариальных органов, результатом которой стали действующие Основы законодательства о нотариате 1993 года, принятие и разработка которых происходила с ориентиром на западное законодательство о нотариате, без обращения к предшествующему опыту функционирования российского нотариата;

— на основе исследования правовых возможностей государства по контролю за деятельностью как государственных, так и частных нотариусов, диссертант делает вывод, что введение в России института частного нотариата не привело к его бесконтрольности со стороны государства (хотя, этот контроль стал разным для двух звеньев нотариальной системы), а способствовало сближению нормативно-правового регулирования российской нотариальной деятельности со странами романо-германской системы права и дало возможность России стать членом Международного союза латинского нотариата;

— проанализировав нормотворческую деятельность советских органов власти, автор диссертации показывает невозможность существования российского государства без нотариальных органов, даже в условиях отсутствия рыночных отношений. Диссертант обосновывает точку зрения, согласно которой одной из причин восстановления нотариата стала сложившаяся в сознании граждан традиция обращения в нотариальные органы, просуществовавшие не одно столетие и подтвердившие необходимость и эффективность своего существования;

— в диссертации исследованы особенности нотариата, во-первых, как института, оказывающего юридические услуги населению, и, во-вторых, как института, осуществляющего от имени государства защиту прав и интересов участников имущественного оборота и выполняющего, тем самым, правоохранительные функции в гражданском обороте, что способствует сокращению конфликтных ситуаций и уменьшению количества обращений лиц в судебные органы;

— автор диссертации обосновывает позицию, согласно которой современная тенденция государства на ограничение участия нотариусов в гражданском обороте, выразившаяся в уменьшении количества видов сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, не отвечает накопленному отечественному опыту развития нотариальных органов. Компетенция российского нотариата на всем протяжении его развития изменялась от максимально широкой до предельно ограниченной, что на практике показало возможности нотариальных органов по регулированию гражданско-правовых отношений, уменьшению конфликтных t ситуаций и, как следствие, сокращению нагрузки на судебные органы и реализации принципа законности в государстве;

— в связи со вступлением Российской Федерации в Международный союз латинского нотариата, диссертант считает, что дальнейшее развитие российского законодательства о нотариате должно идти в соответствие с нормами и рекомендациями Союза, в частности, необходимо решить вопрос о единых организационных основах российского нотариата, разработать образцы нотариальных документов, отвечающие моделям документов Союза, что поможет избежать разночтений и неверного толкования при применении российских нотариальных актов за пределами Российского государства. Кроме того, автор диссертации считает необходимым дать законодательное определение институту «нотариат», расширить круг сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, а также закрепить указание на нотариат, как на способ защиты гражданских прав граждан и иных участников имущественного оборота.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно является комплексным историко-правовым исследованием становления законодательства о нотариате в России, как отражения политики, проводимой государством в отношении российских нотариальных органов. Содержащиеся в исследовании оценка исторического опытаправового регулированию нотариальной деятельности и анализ современных правовых актов могут быть использованы в практической деятельности российских государственных органов и непосредственно нотариальных контор при выработке оптимальных путей их деятельности и развития.

Теоретические выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования законодательства о нотариате, повышения качества принимаемых нормативно-правовых актов, для дальнейшей разработки способов защиты прав и интересов граждан и юридических лиц посредствам обращения в нотариальные органы.

Отдельные положения диссертации могут использоваться в учебных процессах при чтении курсов теории государства и права, гражданского процесса, и по спецкурсу «Российский нотариат».

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, приложений, списка использованных нормативных источников и научной литературы.

Заключение

.

Становление российского нотариата и законодательства о нем происходило не одно столетие. История развития нотариальной деятельности сопровождалась неоднозначным отношением к ней государства.

Появление первых нотариальных функций на Руси было вызвано объективными условиями. Расширение торговой деятельности и увеличение торгового оборота обусловили появление спроса на юридические услуги по составлению гражданско-правовых актов.

Постепенное развитие функций первых нотариальных органов по обеспечению и защите прав граждан, охране частной собственности повлекло усиление интереса со стороны государства к их деятельности и стремление к установлению контроля за ней. Тенденция усиления государственного контроля нашла свое непосредственное отражение в правовых актах государственной власти.

Постепенное увеличение их количества отражало поиски оптимальных путей взаимодействия государства с нотариальными органами. Поскольку установление контроля за нотариальной деятельностью, давало государству возможность контролировать законность гражданско-правового оборота в стране, особенно в той его части, которая касалась перераспределения недвижимого имущества.

Принятие в 1866 году Положения о нотариальной части стало закономерным результатом развития российского нотариата. Разработка первого единого правового акта, регламентирующего все стороны российской нотариальной деятельности, показала, что к 19 веку в России сформировалось понимание и значение нотариата, во-первых, как института, оказывающего юридическую помощь населению, и, во-вторых, как института, осуществляющего от имени государства защиту прав и интересов участников имущественного оборота и выполняющего, тем самым, правоохранительные функции в гражданском обороте.

Несмотря на то, что Положение 1866 года было в большей своей части заимствовано из зарубежной практики, многие его положения доказали свою жизнеспособность в российских условиях и способствовали выявлению на практике особенностей именно российской нотариальной деятельности. В результате, к началу XX века в России сформировалось значительное количество теоретических разработок, концепций и точек зрения по изменению и оптимизации российской нотариальной деятельности, ставшей неотъемлемым звеном в механизме регулирования законности гражданско-правовых отношений.

Приход Советской власти характеризовался прерыванием отечественного опыта развития свободного нотариата. Меняющиеся экономическая и политическая ситуации в стране, новый курс советского государства на огосударствление всех сфер общественной жизни обусловили нарушение преемственности в отечественном опыте развития нотариальных органов и в правовой регламентации их деятельности.

Советское государство попыталось, ликвидировав институт нотариата, создать иные органы, выполняющие нотариальные функции. Нововведение не прижилось. Поскольку к тому времени российский нотариат просуществовал уже не одно столетие. В российском обществе сложилась «привычка» обращаться за юридической помощью именно в нотариальные органы. К тому же, развитие экономики и увеличение товарооборота в стране доказали не способность множества органов и организаций содействовать защите прав физических, юридических лиц и самого государства.

Воссоздание нотариата в Советском государстве происходило в соответствии с тенденцией к государственной монополии. Стремясь не выпустить нотариальную деятельность из-под своего контроля, советская власть сделала её частью единого государственного механизма.

Характерной чертой принимаемых советской властью правовых актов, регулирующих деятельность нотариальных органов является то, что каждый последующий принимаемый акт учитывал лишь опыт предыдущих актов только советского времени, без обращения к разработкам дореволюционного периода. Не обращалось советское правительство и к зарубежной практике функционирования нотариальных органов, что обусловило быструю смену одних принимаемых актов другими. Отсутствие анализа с точки зрения российской правовой истории не позволило советским органам власти на стадии разработки правовых актов выявить те нормы и положения, которые не отвечали сложившемуся в России опыту понимания института нотариата.

Утверждение 30 декабря 1922 года Договора об образовании Союза ССР обусловило появление и развитие двухуровнего законодательства. Деятельность советского нотариата стала регулироваться двумя уровнями законодательства о нем — союзным и законодательством о нотариате отдельных союзных республик. Неизбежным минусом такого нововведения стала проблема конфликта правовых норм союзных республик. Изучение накопленного опыта в этой области может способствовать избежанию современных проблем в иерархии и субординации федеральных и региональных правовых норм.

Современный этап развития российского нотариата и законодательной базы о его деятельности характеризуется прерыванием опыта развития нотариата, как исключительно государственного учреждения. Принятие в 1993 году нового акта о нотариате общего характера — «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» дало возможность вернуться к первоначальным формам организации российской нотариальной деятельности.

Разработка Основ проходила /без учета отечественного, дореволюционного опыта существования российского нотариата, с ориентиром исключительно на западное законодательство.

В диссертации поднимаются проблемы существования и деятельности российского нотариата на современном этапе развития российского государства. Многие из них можно разрешить, проанализировав историю развития и опыт деятельности российских нотариальных органов, а также их законодательного регулирования. Использование исторического опыта позволяет не допускать повторения аналогичных ошибок и способствует оптимальному разрешению существующих проблем.

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении Федеральный закон «Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», но и он не разрешает значительного количества вопросов, необходимых к регулированию на федеральном уровне. Развитие нормативной базы идет по пути регулирования отдельных вопросов и сторон нотариальных деятельности, хотя вопрос о необходимости пересмотра и принятии нового единого законодательного акта о нотариате был поставлен очень давно.

Существование института нотариата в России исторически доказало эффективность своей деятельности в вопросе обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и свою необходимость для государства в вопросе поддержания законности на его территории.

Конституция Российской Федерации 1993 года в числе прав и свобод, гарантируемых государством каждому гражданину, предусматривает и право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такого рода помощи возложено и на нотариусов. Именно нотариальная форма защиты права в настоящее время признана ведущей во всех европейских странах, включая Россию.

Список нормативно-правовых актов и использованной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 г. М.: ООО ТК «Велби»,-2003.- 161 с.
  2. Гражданский кодекс РФ ч.1 1994 г., ч.2 1995 г. С-П.: Предприниматель Михайлов В. А., — 1997. — 551 с.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 44−62−1 // Ведомости ВС РСФСР. 1993. — № 10. -257 с.
  4. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1997 г. М.: Инфра-М, — 2002. Выпуск 70. -26 с.
  5. Положение о нотариальной части 1866 года. М.: 1892.
  6. Об основных принципах организации государственного нотариата: Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. СЗ СССР. -1926.-№ 35.-с. 252.
  7. Положение о государственном нотариате РСФСР 1930 года. // Нотариальный вестник. 1999. — № 9. — 40 с.
  8. Закон СССР о государственном нотариате 1973 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. — № 30. — с. 393- № 8. — с. 121.
  9. Закон РСФСР о государственном нотариате 1974 года. // РСФСР. Законы. -М.: 1974.-55 с.
  10. Проект Федерального закона «Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». http://asozd/duma.gov.ru.
  11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П от 19.05.1998 г. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства
  12. М.Г. Нотариат в СССР. М.: 1974.
  13. JJ.A. Сборник законодательных актов Российской Федерации о нотариате. М.: Республика, 1993.
  14. А. П. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. учебник Ч. 1. М.: 1995.
  15. К.О. Служебное и материальное положение нотариусов. — Либава: 1911.
  16. Н.И., Эйдинова Э. Б. Советский государственный нотариат. -М.: Знание, 1973.-64 с.
  17. А. Частная нотариальная практика. М.: Деловой альянс, 1997. — 208 с.
  18. М. В. Новопашина У.С. Нотариальное оформление документов для граждан и организаций. М.: НОРМА, 1997. — 171 с.
  19. А.П. Юридические документы в нотариальной и судебной практике. М.: Юрид. лит., 1993. — 224 с.
  20. Р.И. Нотариат в вопросах и ответах. М.: Юрид. лит., 1994.- 160 с.
  21. Ю.Н., Калинин Ю. Н. Нотариат. Курс лекций. М.: Юрайт: Пропаганда Bussiness media, 2001. — 293 с.
  22. Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации. М. Юрайт: Пропаганда Bussiness media, 2000. 464 с.
  23. М.Власов В. И. История судебной власти в России. Книга первая. -М.: Компания спутник, 2003. 558 с.
  24. ХЪ.Гасман А. Г. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб.: 1904.
  25. Государственный нотариат: Сб. нормативных актов / под ред. М. П. Вышинского. М.: Юрид. лит., 1989 г. — 3 — 80 с.
  26. Гражданский процесс под ред. Треушникова М. К. М.: Городец-издат., 2000. -616 -638 с.
  27. Я. Юридический разбор нотариальных вопросов. О недостатках действующего нотариального положения и способ к их устранению. СПб.: 1857.
  28. Я. Юридические вопросы и задачи. 1883 г.
  29. В. Нотариат как институт превентивного правосудия: единство и различие с судебными органами. // Нотариальный вестник. 1998. — № 9.-с. 28−31.
  30. Исторические хроники российского нотариата. М.: РИА «Внешторгиздат», 2003. — 8 — 292 с.
  31. В. И. Письмо В.И. Ленина Д. И. Курскому от 22 февраля 1922 года. Соч. Т. 33.
  32. Н. История нотариата. Т. 1 М.: Университетская тип., 1875. — 310 с.
  33. Л.Ф. Жалобы на действия нотариусов и органов, совершающих нотариальные действия. М.: 1971.
  34. Л.Ф. Совершения нотариальных действий исполкомами местных Советов. М.: Юрид. лит., 1977. — 112 с.
  35. В.М. Конституционные основы административного права. -Саратов: 1983 г.
  36. Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. 1999.
  37. Л.Б. Учреждение нотариата. Кн. 4. 1899. — с. 40.
  38. Настольная книга нотариуса: в 2 т. Том 1: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — М.: Издательство БЕК, 2003. — с. 1−152.
  39. К. История российских гражданских законодательств. Т.2, кн.2.-СПб.: 1912.
  40. B.C. Проблемы общей теории права и государства. М.: 2002.
  41. М.М. Больные места русского нотариата. / Нотариальный сборник, выпуск первый. 1887.31 .Нейман М. М. Современное положение русского нотариата / Нотариальный сборник под ред. М. М. Неймана, выпуск второй. — 1888.
  42. Нотариат в СССР. / Под ред. М. Г. Авдюкова. М.: Из-во МГУ, 1974.
  43. Нотариат: Сб. нормативно-правовых актов. 2-е изд., доп. — М.: ПРИОР, 1996 г. — 192 с.
  44. Объяснительная записка к проекту новой редакции Положения о нотариальной части. СПб.: 1904.3 6. Осетров Н. Советскому нотариату пятьдесят лет.11 Социалистическая законность. 1972 г. № 10.
  45. Основы законодательства о нотариате: постатейные материалы / Сост. В. В. Калинин. М. Омега-Л: Пропаганда Bussiness media, 2001. 1 — 186 с.
  46. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М.: Вагриус, 2000.-с. 164.
  47. Проблемы государственного строительства и права: Сб. статей / под ред. Мальцева Г. В. М.: 2001.
  48. В. С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. — 291 с.
  49. B.C. Настольная книга нотариуса. М.: Юрид. лит., 1994.
  50. П.И., Белык Н. А. О государственном нотариате. М.: Юр. литра, 1974.- 120 с.
  51. Система государственной власти. Сб. статей / под ред. Мальцева Г. В. -М.: 1994.
  52. Н.М. Сборник извлечений из решений Гражданского кассационного департамента и общих собраний и кассационного департамента правительственного Сената по нотариальной части. -СПб.: 1885.
  53. JI.A., Шамба Т. М. Нотариат в Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.- 1- 355 с.
  54. A.M. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апр. 1866 г. С.-П.: Издание Я. А. Канторовича, — 1902. — 258 с.
  55. И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. -М.: ОКТБ, 1999.-240 с.
  56. Л.Л. Нотариат в странах Западной Европы. Ставрополь: Изд-во СГУ, — 1999.-24 с.
  57. Л.Л. Институт нотариата в России: историко-правовой аспект. Ставрополь: Из-во СГУ, — 2000. — 108 с.
  58. КС., Кац А.К. Научно-практический комментарий к Положению о государственном нотариате. М.: Юр. лит-ра, 1970 г. — 216 с.
  59. В.А. Теория административного права. М.: 1980.
  60. А.И. Нотариат в Российской Федерации и её субъектах: конституционно-правовое регулирование. М.: 2000 г. — 5 — 112 с. 1. СТАТЬИ:
  61. И. Нотариусы в Российской империи. СПб.: 1910. .
  62. А. Опыт реформы нотариата как сословия. // Нотариальный вестник. 1998. — № 1−2 — с. 69−73- № 3−4. — с 78−82.
  63. В.В., Бойцова Л. В. Нотариат Нидерландов: сравнительный анализ. // Нотариус. 1999. — № 2(16).
  64. Ю.Н. Вводный комментарий проекта Федерального закона «Об изменении Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». // Нотариус. 1999. — № 5.
  65. С. Нотариат в России: от советской модели к латинской. // Российская юстиция. 1995. — № 10.
  66. Временное положение о нотариальной части. // Нотариальный вестник. 1998. — № 1. — с. 42−43.
  67. Еженедельник советской юстиции 1923 г. № 17.
  68. В. Нотариат как институт превентивного правосудия: единство и различие с судебными органами. // Нотариальный вестник. 1998. — № 9. — с. 28−30.
  69. С. Обратив в бумажную массу. (Очерк истории советского нотариата). // Нотариальный вестник. 1999. — № 5−6. — с. 61−66.
  70. Злотников М. Ф: Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси. // Нотариальный вестник. 1998. — № 1.- 40 41- № 2 — с. 51−53- № 4. — с. 48−49- № 5. — с. 51−53.
  71. А. Нотариат в условиях рыночной экономики. // Советская юстиция. 1992. -№ 17−18. с. 20−21.
  72. Из истории Российского нотариата. // Нотариус. 1997. — № 1(3). — с. 79−84, № 2(4). — с. 80−86.
  73. Концепция развития российского нотариата. // Нотариус. -1998 г. № 2.
  74. Н.В. История российского нотариата. // Российская юстиция.- 1995.-№ 2.
  75. Л.Ф. Общее и особенное в законодательстве о государственном нотариате // Проблемы совершенствования законодательства. 1997. -№ 10.
  76. А. Нотариат: предупреждение и использование поддельных документов. // Советская юстиция. 1966. — № 17.
  77. М. Руководство деятельностью государственных нотариальных контор. // Советская юстиция. 1973. — № 22.
  78. Л.Б. Учреждение нотариата и его организация. // Журнал Министерства юстиции. 1899. — № 4.
  79. Материалы пресс-конференции по теме: «Проблемы нотариата, как они видятся из Министерства юстиции. // Нотариальный вестник. -1998.-№ 1.-С. 8.
  80. Н. Советскому нотариату пятьдесят лет. // Социалистическая законность. 1972. — № 10.
  81. Положение о государственном нотариате РСФСР 1930 года. // Нотариальный вестник. 1999. — № 9.
  82. B.C. Рождение частного нотариата. // Советская юстиция. -1993. -№ 6.
  83. B.C. Нотариат России. // Советская юстиция. 1992. — № 23−24.
  84. B.C. Частный нотариус кто он? // Человек и закон. — 1993. -№ 5.
  85. Е. История российского нотариата: протонотараиат (институт подьячих), развитие до реформ Александра И, нотариат и судебная реформа 1864−1874 годов // Нотариальный Вестник. 1998. — № 9. с. 3−9.
  86. Н. Развитие российского нотариата и некоторые тенденции современного гражданского законодательства. // Нотариальный вестник. 1998. — № 9. — С. 19.27. СЗ СССР.- 1926. -№ 21,35.
  87. СУ РСФСР. 1917-№ 1,4- - 1918. -№ 25, 34- 1922.-№ 63- 1923.-№ 75- 1926-№ 74.
  88. А.И. Возрождение нотариата латинского типа в Российской Федерации: практика, проблемы и перспективы. // Нотариальный вестник. 1999. — № 9. — с. 10−12.
  89. А.И. Все усилия нотариусов на службу права. // Нотариальный Вестник. — 1998. — № 7−8.
  90. А.И. Законодательство о нотариате требует совершенствования. // Российская юстиция. 1997. — № 3.
  91. П. Общесоюзный закон о нотариате. // Еженедельник советской юстиции. 1926. — № 55.
  92. Трунев 77. О совершении и засвидетельствовании нотариальным порядком. // Еженедельник советской юстиции. 1924. — № 27.
  93. Учреждение нотариата и его организация. // Журнал Министерства1. Юстиции. 1899. № IV.
  94. Н. Нотариус и реклама. // Нотариальный вестник. 1997. -№ 5.-С. 30−31.
  95. Г. Г. Нотариуса заказали. // Советник Президента. 2003. -№ 13.
  96. Г. Г. Возрождение в России независимого нотариата и его взаимоотношения с властью. // Нотариальный вестник. 1998. — № 9. с. 38−42.
  97. Н.Ф. Две модели российского нотариата в контексте Конституции РФ. // Нотариальный вестник. 1998. — № 7−8.
  98. Н.Ф. Нотариат, гражданское общество и государство в контексте Конституции РФ. // Нотариальный вестник. 1998. — № 9. — с. 23−27.
  99. В.В. К проекту нового закона о нотариате. // Нотариус. 199. -№ 4.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИИ-
  100. Т.Е. Нотариальная форма реализации права (теоретико-правовое исследование): Дис. канд. юр. наук. Саратов, 2001.
  101. А.В. Нотариат (Аспекты международного и национального права): Дис.. канд. юр. наук. -М. 2000.
  102. ТР. Взаимодействия органов государственной власти и нотариата в РФ: Дис.. канд. юр. наук. М. 1996.
  103. B.C. Организационно-правовые основы построения и деятельности нотариата в России (теория и практика): М. 1994. — 258 с.
  104. JI.JI. Становление и развитие института нотариата в России (историко-правовой анализ): Автореф. дис.. канд. юр. наук. — Ставрополь. 2000. 25 с.
Заполнить форму текущей работой