Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение безопасности плавания речных судов в ограниченных фарватерах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящей работе в основном рассмотрено влияние среды на безопасность эксплуатации речных судов. Необходимо отметить, что в учебных планах ВУЗов по подготовке судоводителей на преподавание вопросов, касающихся изучения гидродинамических явлений, происходящих при взаимодействии корпуса судна, движителей с водной средой в ограниченных условиях плавания отводится чрезвычайно мало времени. Поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ исследований и опыта эксплуатации речных судов речного флота в различных условиях (река, канал, озеро)
    • 1. 1. Особенности проводки судов в шлюзах
      • 1. 1. 1. Учет поршневого эффекта при вводе и выводе судна в камере судопропускного сооружения
      • 1. 1. 2. Проводка судов в камерах судопропускных сооружений с использованием транзитного попуска воды (ТПВ)
      • 1. 1. 3. Выводы по результатам обзора судоходных шлюзов
      • 1. 1. 4. Дополнительная нагрузка на низовые ворота шлюза, обусловленная волновыми явлениями при проводке суд
      • 1. 1. 5. Навал судна на нижние ворота шлюза при возникновении отраженной волны
      • 1. 1. 6. Навал судна на стены камеры шлюза при рыскании
    • 1. 2. Движение судов на участках слияния двух потоков (приток реки или водоотвод насосной станции)
    • 1. 3. Движение судов около причальных сооружений
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Анализ натурных исследований в вопросах прогноза условий безопасности проводки флота на водных путях
    • 2. 1. Анализ натурных данных движения судов по каналам
    • 2. 2. Ввод и вывод судов в шлюзах
      • 2. 2. 1. Опытные данные при проводке судов через шлюз
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Теоретические исследования движения судов в различных условиях эксплуатации
    • 3. 1. Волнообразование от килевой качки судна при различных ситуациях
    • 3. 2. Потоки и волны от влияния винтовых движителей
    • 3. 3. Явление саморазгона судна при входе в камеру судопропускного сооружения
    • 3. 4. Циркуляция судов и составов на течении (при движении вверх и вниз) .у
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Теоретические исследования поведения судоподъемного комплекса в различных условиях. Анализ выполнения характерных аварийно-спасательных операций на водных путях
    • 4. 1. Типовые причины аварий судов на ВВП
    • 4. 2. Анализ поведения судоподъемного комплекса на волнении
    • 4. 3. Особенности совместного колебания аварийного судна с водной поверхностью при дифферентовании и креновании
    • 4. 4. Подводно-технические и аварийно-спасательные работы на водных путях
  • Выводы по главе 4
  • Глава 5. Новые технические решения, обеспечивающие безопасность эксплуатации водного транспорта и повышение эффективности аварийно-спасательных работ
    • 5. 1. Предлагаемые решения для улучшения условий проводки судов по каналам
      • 5. 1. 1. Применение модулей плавучести
      • 5. 1. 2. Способы уменьшения отрицательного давления под судном
    • 5. 2. Новые конструкции при проведении аварийно-спасательных работ на водных путях. Г
      • 5. 2. 1. Защита затонувшего аварийного судна от наносов
      • 5. 2. 2. Аварийно-спасательные работы в условиях мощного отложения ила
      • 5. 2. 3. Новые грузоподъемные системы
    • 5. 3. Новые судоподъемные технологии
      • 5. 3. 1. Применение судоподъемных понтонов в кассетах
      • 5. 3. 2. Подъем аварийного судна с помощью подводной волокуши
  • Выводы по главе 5

Обеспечение безопасности плавания речных судов в ограниченных фарватерах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и формулировка задачи.

В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010;2015 годы)» продекларировано: «На внутренних водных путях будет стабилизирован уровень безопасности и надежности судоходных гидросооружений. Будут обеспечены технические возможности для интеграции российских водных путей в европейскую систему водных путей».

Россия располагает уникальной сетью естественных и искусственных внутренних водных путей (ВВП) [3], которые связывают транспортными коммуникациями 68 субъектов страны, 26 автономных республик, краев, национальных округов и 42 области Российской Федерации, также обеспечивают внешнеэкономический выход России на 7 стран СНГ (Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Молдову, Украину, Туркменистан) и в 20 государств Европы [1,7].

Наряду с другими видами путей сообщения ВВП, являются основой деятельности ряда отраслей и целых производств на территории России, обеспечивая экономическое, социальное и экологическое благополучие населения.

Наличие разветвленной речной сети на обширной территории, при слабом развитии средств наземного транспорта в труднодоступных регионах, способствовало развитию водных сообщений в стране. До настоящего времени в отдельных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока доставка массовых грузов осуществляется исключительно водным транспортом.

В свете реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) решение проблемы безопасности эксплуатации водного транспорта становится более актуальным в связи с ужесточением мировым сообществом стандартов по экологичности и безопасности транспорта, что уже создало реальную угрозу потери российскими перевозчиками своих позиций на рынках международных перевозок.

Одной из целей ФЦП является повышение уровня безопасности транспортной системы, что без научно-технического обеспечения просто невозможно.

В отличие от других отраслей экономики Российской Федерации, особая роль транспортной составляющей обусловлена наличием задач по ее опережающему развитию и обеспечению условий реализации приоритетных национальных проектов.

Внутренний водный транспорт (ВВТ), исторически возникший одним из первых видов транспортного сообщения, зависит от развития и функционирования национальной транспортной инфраструктуры, в состав которой входят [2,6]:

— наземные, водные и воздушные пути сообщения;

— морские и речные порты;

— транспортные терминалы;

— транспортный флот;

— вспомогательный флот;

— сооружения и оборудование систем навигации.

— аварийно-спасательный комплекс;

— системы обеспечения безопасности транспортного процесса. Надежное обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры и ее объектов для Российской Федерации на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач. Это обусловлено ростом числа техногенных транспортных происшествий вследствие не только нарушения правил эксплуатации, но и высокой степенью износа транспортных средств[74].

В связи с вышеизложенным возникает необходимость вернуться к проблеме исследования вопросов безопасности эксплуатации водного транспорта.

Объектом исследования в работе являются речные суда в ограниченных условиях плавания.

Предметом исследования — вопросы безопасности плавания судов на внутренних водных путях.

Цели и задачи исследования.

Цели:

— разработка рекомендаций по обеспечению безопасности плавания судов в ограниченных условиях плавания (шлюз, судоподъемник, стесненный фарватер, циркуляция на течении).

— в выработке предложений внедрению новых способов и технических средств в подводно-технических работах;

— в разработке новых способов и рекомендаций по проводке судов по мелководным районам ВВП.

Задачи:

— теоретическое решение вопросов, связанных с возникновением явления саморазгона судна при проводке в шлюзе;

— исследование возникающих волновых проявлений в тупиковой области камеры шлюза по аналогии с «сейшами»;

— уточнение гидродинамического взаимодействия судна и берегового откоса судоходного канала путем анализа гидродинамических сеток от работы винтовых движителей и от воздействия носовых оконечностей;

— решение задачи безопасной циркуляции судов и составов при движении в условиях течения.

Методы исследования математическое моделирование процесса гидродинамического взаимодействия судна с изменяющимся объемом воды в камере шлюза;

— математическое моделирование траектории движения состава судов на циркуляции в условиях встречного и попутного течения.

Степень разработанности проблемы. Решению задач, связанных с обеспечением безопасности плавания, безопасности эксплуатации сооружений на ВВП, посвящено' большое количество работ отечественных ученых в течение всего периода эксплуатации Единой глубоководной системы СССР и России Басина A.M., Войктуновского Я. И., Кирьякова С. С.,.

Клюева В.В., МихайловаА.В., Костюкова А. А. и др.

К сожалению, обеспечение безопасности эксплуатации ВВТ остается и по сей день нерешенной задачей. Жизнь постоянно требует усиления работы в этом направлении, Потери, наносимые аварийностью экономике и престижу страны, требуют новых исследований и практических мер.

Практическая значимость.

Впервые исследовано поведение состава (буксир — буксируемый объект) при выполнении маневра циркуляции на течении в условиях ограниченного фарватера, разработаны рекомендации по обеспечению безопасности плавания. Разработаны рекомендации по оснащению судоходных шлюзов предохранительными устройствами для рабочих ворот нижнего бьефа. Разработаны предложения по применению новых способов проводки судов по мелководным участкам внутренних водных путей.

Публикации. Материалы исследований опубликованы в монографиях, периодических изданиях, в сборниках научных трудов МГАВТ и на сайте www.msavt.ru. Публикации в изданиях перечня ВАК России.

1. Гордеев И. И. Воздействие движения судов на дно и берега канала, гидродинамическое взаимодействие судов и причальных сооружений. -М.: Речной транспорт XXI век № 4, 2009. с. 70−73.(индекс 70 787).

2. Гордеев И. И. Особенности проводки кораблей по судоходным каналам и шлюзам при осуществлении межтеатрового маневра сил флота по внутренним водным путям. — М.: Морской сборник № 3,2010. с.31−35. (индекс 70 549).

Другие публикации.

3. Гордеев И. И. Исследование безопасности эксплуатации водного транспорта на внутренних водных путях при гидродинамическом взаимодействии судов и судоходных сооружений. Научно-исследовательская работа. — М.: ФГОУ ВПО МГАВТ Министерства транспорта РФ, 2009. с. 216., ил. ВНТИЦ, № Госрегистрации 0120.904 367.

4. Гордеев И. И., Похабов В. И. Увеличение эффективности винтовых движителей.-М.: Сборник научных трудов МГАВТ «Судовождение и обеспечение безопасности судоходства», 2009, с. 122−123. (лично автором-2с.).

5. Похабов В. И., Гордеев И. И., Тимошина В. Б. Теоретический анализ поведения судоподъемного комплекса на волнении. — М.: Сборник научных трудов МГАВТ «Судовождение и обеспечение безопасности судоходства», 2009, с. 129−137. (лично автором- 7с.).

6. Гордеев И. И. Особые условия движения по каналам, типовые причины аварий.-М.: Сборник научных трудов МГАВТ «Судовождение и обеспечение безопасности судоходства», 2009, с. 124−125.

7. Похабов В. И., Гордеев И. И., Тимошина В. Б. Новые судоподъемные технологии. — М.: Сборник научных трудов МГАВТ «Судовождение и обеспечение безопасности судоходства», 2009, с. 138−147. (лично автором- 6с.).

8. Гордеев И. И. Опыт обеспечения комплексной безопасности проводок составов (плавучий док со спец. объектом, 3 буксира) через район порогов в нижнем течении р.Амур. Доклад на научно-практической конференции в/ч 65 695. — Петропавловск-Камчатский.: Материалы конференции, 1981. с. 5 8−97,сх.

9. Гордеев И. И., Захарова И. С. Научно-исследовательская работа, (закрытая тема).-М.: Научно-исследовательский Центр «Кристалл». Министерство экономики РФ, 1998. с. 314. (лично автором — 197с.).

10. Гордеев И. И., Похабов В. И., Новосельцев Б. Ф., Кирьяков С. С.,.

Пашков К. А. Физические и физиологические особенности водолазного труда.- М.: Минтранс России, Росморречфлот России, 2010, с. 122., ил. (ГордеЬв И.И.- гл. 2,5 -2,8 усл.п.л.).

11. Похабов В. И., Новосельцев Б. Ф., Кирьяков С. С., Гордеев И.И.

Аварийно-спасательные и судоподъемные работы. — М.: Минтранс.

России, Росморречфлот России, 2010, с. 585., ил. (Гордеев И.И.-гл.З, 5,7,8,9.

— 3,6 усл.п.л.).

12.Похабов В. И., Кирьяков С. С., Новосельцев Б. Ф., Гордеев И. И. Речные и морские гидротехнические сооружения, их подводный мониторинг.-М.: Минтранс России, Росморречфлот России, 2010, с. 326, ил. (Горцев И.И.-гл. 9,14−2,3 усл.п.л.).

13.Новосельцев Б. Ф., Похабов В. И., Кирьяков С. С., Гордеев И. И. Водолазное снаряжение, оборудование и имущество. -М.: Минтранс России, Росморречфлот России, 2010, с. 417, ил. (Гордеев И.И.- гл. З -2,4 усл.п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 5-х глав, заключения, списка использованной литературыизложена на 159 листах машинописного текста, содержит 87 рисунков и 4 таблицы. Список использованной литературы включает в себя 89 наименований отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по главе 5.

1. На внутренних водных путях аварийные суда (затонувшие, или на мели и т. п.) подвержены воздействию руслового процесса и могут быть занесены наносами. Прогноз руслового процесса позволит своевременно принять меры защиты аварийного судна от занесения наносами. При проведении аварийно-спасательных операций необходимо делать прогноз деформации оснований под судном.

2. Особенно сложными являются аварийно-спасательные работы в илах. Для их организации требуются специальные мероприятия по ограждению аварийного судна от илов, что реально при соответствующей подготовке.

3. Теоретические исследования динамики судоподъёма показывают, что в условиях волнения поднимаемые суда могут оказаться в диапазоне параметрического резонанса. Эти обстоятельства могут свести на нет проведение трудоемкой судоподъёмной операции.

4. Для обслуживания внутренних водных путей и флота есть необходимость строительства грузоподъёмного комплекса большой грузоподъёмности.

Анализ показывает, что такой комплекс можно создать на базе отечественного оборудования с использованием гидроподъёмников водоприёмников ГЭС. Грузоподъёмность одного гидроподъёмника находится в диапазоне 3-ь12 МН (300-^-1200 тн). Применение гидроподъёмников для грузоподъёмных комплексов позволит достигать грузоподъёмность до 50-Я 00 МН (5000−7-10 000 тн), что существенно облегчит проведение аварийно-спасательных работ.

5. Для исключения необходимости прокладки тоннелей под аварийным судном «в проектах судов должны быть предусмотрены специальныеустройства для установки и раскрепления, судоподъёмных понтонов (это могут быть клюзы, например, вдоль днищевых шпангоутов, рымы и прочие приспособления).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На состояние качества эксплуатации внутреннего водного транспорта, как и на безопасность плавания речных судов оказывает влияние целый компонент факторов: технических, человеческих, влияния среды.

Человеческий фактор: квалификация судоводителя, организация службы на судне, организация ходовой вахты.

Технические факторы предусматривают состояние водных путей и их главную характеристику — гарантированная глубина и габариты судового хода, а также техническое состояние как судов, так и судоходных гидротехнических сооружений.

В настоящей работе в основном рассмотрено влияние среды на безопасность эксплуатации речных судов. Необходимо отметить, что в учебных планах ВУЗов по подготовке судоводителей на преподавание вопросов, касающихся изучения гидродинамических явлений, происходящих при взаимодействии корпуса судна, движителей с водной средой в ограниченных условиях плавания отводится чрезвычайно мало времени. Поэтому эти вопросы изучаются в настоящее время весьма поверхностно. Это одна из причин массовых предпосылок к авариям (не учитываемыми статистикой и поэтому не анализируемыми вообще).

Не удивительно, что практически ежегодно в ходе эксплуатации водного транспорта происходят крупные аварии, наносящие ущерб экономике страны в миллиарды рублей и уносящие человеческие жизни.

В числе решения вопросов повышения безопасности эксплуатации речного флота, подготовка судоводителей по вышеуказанным вопросам должна быть усилена. Статистический материал, приведенный в настоящей работе может быть использован в учебном процессе по специальности «Судовождение» и в переподготовке командного состава судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.

Эффективность эксплуатации судов зависит не только от своевременной профилактщш происшествий, но и от времени ликвидации уже случившегося, поэтому эффективность аварийно-спасательной службы на ВВП играет немалую роль в повышении уровня безопасности эксплуатации водного транспорта. Перечисленные выше аварии, в т. ч. с затоплением судов на фарватерах на весьма длительный период пресекают движение транспортного потока, так как обходных путей просто нет. У нас в стране убытки не публикуются, нов США, например, по данным В. В. Клюева убытки от простоя судов в связи с поломкой технических средств шлюза составляют за один час около 3 млн. долларов. Поэтому мероприятия по повышению эффективности аварийно-спасательной службы должны быть в первую очередь направлены на сокращение сроков подъема аварийных судов и освобождения фарватера для безопасного движения судов.

В ходе выполнения работы достигнуты следующие результаты: 1. Получено теоретическое решение задачи по вводу судна в шлюз с учетом явления «саморазгона».

2. Решена задача циркуляции состава судов в условиях течения.

3. Выявлены новые факторы, влияющие на циркуляцию состава, решены прямая и обратная задача (встречное и попутное течение).

4. Произведен анализ нагрузок на нижние 2-х створчатые ворота шлюза, обоснована необходимость устройств, предотвращающих разрушение створок этих ворот на всех шлюзах ЕГС.

5. Рассмотрены вопросы по судоподъему и даны практические рекомендации.

6. Предложены некоторые конструкции для обеспечения проводки судов по участкам водных путей с малыми глубинами.

Необходимо отметить — некоторые вопросы, в частности, изучение влияния динамических нагрузок на рабочие ворота шлюза требуют более подробных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М., Забраилов А. Ю. Внутренние водные пути СССР.- М.: Транспорт. 1975. — 423с.
  2. В.И. География внутренних водных путей СССР. М.: Транспорт. — 1990. -239с.
  3. Р.Д., Шмелев Г. М. Лоция единой глубоководной системы. М.: Транспорт. — 1991. — 269с.
  4. Водный транспорт как компонент водохозяйственного комплекса/ Труды ЦНИИЭВТа, вып. 129. М.: 1977. — с. 3 — 52.
  5. Основные направления развития водных путей и транспортного флота/ Труды ЦНИИЭВТа, под ред. Д. К. Земляновского. М.: Транспорт. — 1983. — 86с.
  6. В.В. Проблемы Волго -Балта./ Речной транспорт. — 1982. № 5.-с. 34−36.
  7. С.С., Тимошина В. Б. Есть ли резервы? / Речной транспорт. 1989., № 2 — с. 32 — 34.
  8. А.Б. Концепция функционирования внутренних водных путей в рыночных условиях/ Труды ЛИВТа. Эксплуатация водных путей и гидротехнических сооружений./ Сб. научных трудов. М.: 1992. — с. 87 — 93.
  9. В. Реконструкция Беломоро-Балтийского канала. 1^тоги и выводы./ Речной транспорт. 1986, № 6. с. 36 — 37.11. -Виноградова Н. Оптимизация судопропуска. / Речной транспорт.- 1986, № 1.-с. 10−13.
  10. Н. Начало второй нити Волго-Балта. / Речной транспорт. — 1986, № 2. с. 9 — 11.
  11. Н. Ввести шлюз навигации 90. / Речной транспорт.- 1986, № 6.-с. 40−41.
  12. Г. Н., Климентьев А. Н. Результаты натурных наблюдений по определению скоростей захода (выхода) судна в шлюзы Горьковского гидроузла./ Горьковский инж. строит, ин-т водн. трансп. Деп. ЦБНТИ Минречфлота. 24.11.88 № 289-РФ-88.
  13. Д. Критерии оценки судопропуска./ Речной транспорт. -i'984. № 4-с. 38−39.
  14. Д.А., Кирьяков С. С., Тимошина В. Б. Совершенствование организации пропуска судов через шлюзы.// Повышение надежности и эффективности технических средств речного флота./ М.: 1986 — с. 24 — 30.
  15. В., Зернов Д. Пропускная способность шлюзов./ Речной транспорт. 1989, № 7, — с. 30 — 33.
  16. С.С. Совершенствование теории расчета дополнительной осадки судна при движении в шлюзах./ Труды ЛИВТа, вып. 132. 1976. с. 144 — 154.
  17. В.В., Коленко Б. В. Определение коэффициента сопротивления воды движению судна в камере судоходного лклюза.// Сб. науч. трудов ЛИВТа «Водные пути и портовые гидротехнические сооружения»./ Л.: 1983. с. 129 — 136.
  18. В.В. Общая постановка задачи о выходе судна из камеры судоходного шлюза с использованием транзитного попуска воды./ Сб. науч. трудов ЛИВТа «Водные пути и портовые гидротехнические сооружения"/ Л.: 1983. с. 82 — 90.
  19. В.В. Проектирование и техническая эксплуатация судоходных сооружений и подходов к ним./ Сб. научн. трудов ЛИВТа. Л.: Транспорт. 1984. — с. 133 — 143.
  20. А.А., Яненко А. П. О колебаниях уровня воды при выводе судна из камеры судопропускного сооружения.// Динамикасплошной среды, вып. 30/ -Новосибирск. Наука. 1977. — с. 36 -51.
  21. А. А., Яненко А. П. О возможности увеличения пропускной способности шлюзов./ Тез. докл. 2-ой научн.технич. конф./ Эксплуат. и долговечн. порт, и судоход, гидротехнич. сооружения. Л.: 1983. — с. 13 — 14.
  22. А.А., Яненко А. П. Об уменьшении высоты волн, образующихся в камере шлюза при движении в ней судна, с помощью продольных галерей.// Динамика сплошной среды/ -Новосибирск. 1984 — с. 10−16.
  23. Е.М., Яненко А. П. Экспериментальная установка для исследований гидравлических явлений в камере судопропускного сооружения./ Изв. ВУЗов, Строит, и Архит. Новосибирск. -1974, № 9.-с. 101−104.
  24. С. Гидравлические явления в шлюзах при воде и выводе судов./ Труды ЛИВТа. Сб. статей молодых научных работников 4.1. 1970. — с. 68 — 83.
  25. А. М., Анифимов В. Н. Гидродинамика судна. Л.: Речной транспорт. — 1961. — с. 20 — 40.
  26. Г. И., Засс В. М., Янковский Л. И. Исследование движения судов по ограниченным фарватерам./ А. Н. УССР. Киев. 1965- 163 с.
  27. Н. А., Варламов Н. Н., Баланин В. В. Судоходные /каналы, шлюзы, судоподъемники./- М.:Транспорт.-1970.-353с.
  28. А. В. Внутренние водные пути/ М.:Стройиздат.- 1973 -328 с.
  29. А. А. Каналы и сооружения на них./ М.: Госстройиздат. — 1953 — с. 111−165.
  30. Г. Ф. Влияние движущихся судов на условия отстоя судов у причалов в подходных каналах./ Труды координационного совещания по гидротехнике. Вып. XVIII. -М. Л — Энергия, 1965, с. 348−360.
  31. Ю. М. Гидродинамическое взаимодействие судов привстречах и обгонах. Л.'Судостроение. — 1987. — 124с.
  32. JI. Н. Теория волновых движений жидкости. М.: Наука. — 1977.- с.15−50.
  33. JI. Н. О вычислении волнового сопротивления корабля, движущегося по поверхности воды конечной глубины./ДАН СССР 1936, Ж7.-С.259−261.
  34. Н. Е., Кибель И. JL, Розе Н. В. Теоретическаягидромеханика.- М.: физматТИЗ. 1963. — 593с. (Ч. 1)
  35. А. А. Взаимодействие тел, движущихся в жидкости. -JL: Судостроение. 1972. — 312с.41. Хаскинд М. Д. Общая теория сопротивления при движения тела в жидкости конечной глубины/ ПММ. 1945, Т.9 вып. 3. с. 257 -264.
  36. М. Д. Качка корабля на спокойной воде/ Изв. А. Н. СССР, отн. 1946. № 1. — с. 23−24.
  37. М. Д. Приближенные методы определения гидродинамических характеристик качки/ Изв. А. Н. СССР, отн,-1954, № 11 с. 66−68.
  38. М. Д. Гидродинамическая теория качки корабля. М.: Наук^. — 1973. — 327с.
  39. А. М. Ходкость и управляемость судов. М.: Транспорт. -1968. с. 15−23.
  40. А. М. Качка судов. -М.: Транспорт.-1969. 272с.
  41. Справочник по теории корабля. Т 1. Гидромеханика, сопротивление движения судов, судовые движители. Под ред. Я. И. Войткунского. -Л.: Судостроение. 1985. — 764с.
  42. Справочник по теории корабля. Т 2. Статика корабля, качка судов. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение. — 1985. — 440с.
  43. Справочник по теории корабля. Т 3. управляемость водоизмещающих судов, гидродинамика судов с динамическим принципом поддержания. Под ред. Я. И. Войткунского. Л.:
  44. Судостроение. 1985. — 543с.
  45. В. Н. Гидродинамика. Л. — М.: Минречфлот СССР.-1947. 740с.
  46. В. М. Гидродинамика. М.: Высшая школа. — 1990−384с.
  47. Я. И., Фадеев Ю. И., Федяевский К. К. Гидромеханика. Л.: Судостроение.-1988.-455с.
  48. Ю. Я. Расчет потенуиальных полей в энергетике.-Л.:Энергия.-1978.- 350с.
  49. Л. Г. Механика жидкости и газа.-М.: Наука.-1978.-736с.156
  50. . Т. Техническая гидромеханика.-М.:1978.- 436с.
  51. Г. Гидродинамика (перевод с английского) М. Л.: ОГИЗТТЛ.-1947.-928с.
  52. Дж. Лайтхилл. Волны в жидкостях, (перевод с англ.). М.: Мир.-1981.-598с.
  53. Дж. Коннор, К. Бребиа. Метод конечных элементов в механике жидкости (перевод с англ.) Л.: Судостроение. — 1979. 263с.
  54. Дж. Стокер. Волны на воде. Математическая теория и приложения,-М.л'Изд. И. Л.- 1959.- 617с.
  55. Дж. Ньюмен. Морская гидродинамика, (перевод с англ.) Л.: Судостроение. -1985. 367с.
  56. X. Рауз. Механика жидкости для инженеров гидротехников. — М. -Л.: Госэнегроиздат — 1958. — 368с.
  57. А. Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики. -М.: Наука. 1972. -735с.
  58. И. Г., Левин В. М. Уравнения математической физики. М.: Наука. — 1969. — 287с.
  59. М. А., Шабаш Б. В. Методы теории функций комплексного переменного. М.: Наука. — 1965. — 716с.
  60. В. Ч. Математические методы классической механики. -М.: Наука 1979.-431с.
  61. Н. А. Курс теоретической механики. Т. 1,2. М.: Наука — 1977. (T.l — 479с., Т.2 — 543с.).
  62. В. И. Крылов, В. В. Бобков, П. И. Монастырный. Вычислительные методы. Т. 1,2. -М.: Наука. 1976.
  63. Г. Шлихтинг. Теория пограничного слоя. — М.: Наука, 1974.
  64. С. М. Тарг. Краткий курс теоретической механики. М.: Наука, 1970.
  65. С/С. Кирьяков, В. И. Похабов, А. Г. Мурадян. Особые режимы движения судна. М.: Альтаир — МГАВТ, 2007.
  66. Г. М. Агафонов. Анализ аварийности судов Речфлота за 1999 -2001 годы// Совершенствование навигационного обеспечения и157повышение безопасности судоходства на морских и внутренних водных путях. Сб. науч. трудов МГАВТ/ М. 2002., с. 6−8.
  67. С. А. Парфенов. Ликвидация последствий аварии в районе ульяновского моста// Инж. Техн. Сб. Подводно технические и судоподъемные работы. Вып. 4(23) ЦБНТИ Речфлота — М.: 1993, с. 1−3.
  68. В. П. Козяов. 70 летию ЭПРОНа — подводречстроя посвящается// Инж. Техн. Сб. Подводно — технические и судоподъемные работы. Вып 4(23) ЦБНТИ Речфлота — М.: 1993, с. 3- 2.
  69. Справочная книга по Аварийно спасательному, судоподъемному и водолазному делу. П. 1. Судоподъемное и аварийно — спасательное дело. Под ред. инж. вице-адм. А. А. Фролова. — М. — Л.: Военмориздат. — 1945. — 340с.
  70. Справочник специалиста Аварийно спасательной службы ВМФ Ч. Ш. Водолазное дело и спецфизиология. Подводно — технические работы. Под. Ред. инж. контр- адм. Н. П. Чикера. — М.: Воениздат Минобороны — 1968. — 499с.
  71. Каталог комплектов водолазной техники Аварийно спасательного и судоподъемного имущества./ Гипроречтранс. М.: 1989. — 125с.
  72. Э. Р. Гольдин, В. П. Козлов, Ф. П. Челышев. Подводно -технические и судоподъемные аварийно -спасательные работы. -М.: Транспорт.-1990.-335с.
  73. С. Н. Кладыко. Технология строительных работ на водных путях. — М.: Транспорт. 1988. — 383с.
  74. В. Б. Иванов. Опыт строительства гидротехнических сооружений отрядами подводречстроя. // ИТС Подводно — технические и судоподъемные работы. Вып. 4(12) / МРФ РСФСР М.: 1990- с. 1216/
  75. Т.» С. Гранд, В. И. Уваров. ИТС Подъемно технические и судоподъемные работы, вып. 4(8) / МРФ РСФСР — М.: 1989. — 25с.
  76. В. П. Козлов. Организация работ по ликвидации аварии на пассажирском теплоходе проекта № 301 // ИТС Подводно -технические и судоподъемные работы. Вып. № 1. ИРФ РСФСР М.: 1988.-с. 8−14.
  77. В. Н. Зорбиди. Аварийно спасательные и судоподъемные операции — М.: Транспорт. — 1976. -216с.
  78. С. Н. Благовещенский, А. Н. Холодилин. Справочник по статике и динамике корабля. Ч. 2 Динамика корабля. — Л.: Судостроение. -1976.158
  79. Каталог плавучих средств, водолазной техники, машин и механизмов, применяемых Подводречстроем для производства подводных работ. -М.: Гидроречтранс. 2000.
  80. Технологические карты на водолазные работы при проведении водолазных спусков и работ. Р. 4404 Ростов — на — Дону, ОАО РЦПКБ «Стапель» — 2000.
  81. Arderson М. I. Removel of the wreck of the Seawise University From HondKong. «Mav Fechnol. Sos. 1». 1979.13,№ 4, 14−21 (англ.) (Йодъем затонувшего парохода SEAWISE UNIVERSITI в гавани СЯНГАНА (Гонконга)).1. Ули ч’еЛ
Заполнить форму текущей работой