Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические средства разрешения межличностного конфликта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивным средством, снижающим уровень конфликтности, а также способствующим повышению конфликтологической компетентности, является проведение специальных тренингов-семинаров по психологии конфликта. На них многие личности склонные к конфликтам, осознают свои внутренние психологические причины такой предрасположенности. Целью таких тренингов также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая сущность конфликта
    • 1. 1. Изучение конфликта в психологии
    • 1. 2. Классификация конфликтов
    • 1. 3. Формы проявления конфликтов
  • Выводы
  • Глава 2. Межличностный конфликт в учебной группе и психологические средства его разрешения
    • 2. 1. Психологические факторы, влияющие на разрешение ^ межличностного конфликта
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Психологические средства разрешения межличностного ^ конфликта
  • Выводы
  • Глава 3. Экспериментальное исследование влияния психологических средств на разрешение межличностного конфликта
    • 3. 1. Организация и методы экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное исследование влияния средства учета индивидуально-психологических особенностей учащихся на ^^ разрешение межличностного конфликта в учебной группе
    • 3. 3. Экспериментальное исследование влияния средства создания благоприятного психологического климата в учебной группе на ^ разрешение межличностного конфликта
    • 3. 4. Экспериментальное исследование влияния формирования конфликтологической компетенции на разрешение ^ ^ ^ межличностного конфликта в учебной группе
  • Выводы

Психологические средства разрешения межличностного конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся, в последние годы области психологии. И хотя в этом бесспорно^ сказывается влияние социальных факторов, роста конфликтности во всех сферах общественной жизни и взаимодействия1^ людей, усиление интереса к проблематике конфликта не может быть, объяснено только внешними по отношению, к науке влияниями.

Конфликт представляет собой явление, которое, играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец', в жизни общества в целом. Конфликт как одно из значимых явлений психическойжизни человека непосредственно связан с проблемой психологическогоблагополучия — фундаментальной проблемой, психологической науки. И хотя исследование конфликта оказалось в какой-то мере «поделенным» между разными психологическими дисциплинами- — прежде всего, общей психологией, психологией личности, социальной-психологией — понятие конфликта принадлежит все^ психологической науке и относится к ее фундаментальным основам.

Конфликты' оказывают разное влияние на личность. С одной стороны они усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни функционирования-, с другой — могут привести к нарушению гармонии? взаимоотношений с окружающими людьми, задержать, процесс-социализации > личности.

Конфликты, независимо' от степени,-их сложности, вида и содержанияотличаются, еще и тем, что подавляющее большинство их участников, воспринимают данныйфеномен как весьма негативное явление, связанное с сильными отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями и потерями. Те, кто вовлечен в конфликтное противоборство, как правило, находятся в сложных психических состояниях, поэтому совершенно справедливо считается, что у конфликтов очень высокая психологическая «цена».

Цели и мотивы конфликтного противоборства вытесняют все остальные и становятся самыми главными. Вся информация, люди и их отношения начинают рассматриваться исключительно по критерию их полезности для победы в конфликтен.

Еще одной характерной особенностью конфликтов является то, что люди, участвующие в них, ради своей победы не только готовы на многое, но при этом они искренне верят, что проявляют немалую изобретательность, разрабатывая хитроумные планы воздействия на своего противника для достижения* желаемого результата. Это совсем не так. Конфликтующие стороны, независимо от вида конфликта, количества его участников и их интеллектуального статуса,-действуют практически примерно по одним, и тем же схемам, используют одни и те же тактики и приемы конфликтного противоборства, причем, что самое интересное, в строго определенной последовательности. Это обусловлено тем, что доминирующие у участников конфликта негативные психические состояния (в основном сильные стрессы) специфическим образом «однонаправлено» влияют на протекание психических процессов, на механизмы сравнения и даже на интеллектуальную деятельность. Отсюда и известная стереотипность поведения. Но это многими участниками конфликтов обычно не осознается. В то же время данная стереотипность имеет свою индивидуальную окраску, которая обязательно сказывается-^ на конфликтном поведении и деятельности.

Отмеченные психологические закономерности в определенной степени упрощают процесс и результативность управленияконфликтами и их разрешение. Однако для осуществления такой деятельности необходимо представлять основные детерминанты и закономерности конфликтного поведения и деятельности, а они не столь просты и очевидны, как это может показаться. Многое в конфликтах скрыто, далеко не всегда декларируемое соответствует реальности, образ конфликта часто не совсем такой, как его сущность, поэтому конфликт следует рассматривать как очень сложное социальное и психологическое явление.

Приоритет в исследованиях проблемы конфликта принадлежит зарубежным ученым различных методологических направлений (А. Адлер, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин, К. Томас, 3. Фрейд, К. Хорни и др.).

Проблема конфликта давно разрабатывается и в отечественной психологии. В психологических трудах, посвященных конфликтам, преобладают работы по общей теории конфликтов (А. Я. Анцупов, В. С. Мерлин, Л. А. Петровская, А. И. Шипилов и др.), по исследованию конфликта (Ф. Е. Василюк, Н. Д. Левитов, Э. Э. Линчевский, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. О. Прохоров, И. А. Скалабан), исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н. В. Гришина, А. Э. Орлова, Л. А. Петровская, И. А.

Скалабан, Г. Е. Тимонина), психологических характеристик конфликтных личностей (Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, Е. В. Зайцева, В'. Т. Иванов, Н. И. Леонов).

Личностный фактор сильно влияет на конфликтное поведение. Данное принципиальное положение признается многими отечественными и зарубежными учеными. Это во многом определило и направленность психологических исследований конфликтов (А. Я. Анцупов, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, А. С. Гусева, А. А. Ершов, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, В. Н. Князев, А. Г. Ковалев, Б. В'. Коваленко, В. С. Мерлин, Т. С. Сулимова, А. И. Шипилов, и ДР-).

Конфликт в образовательных учреждениях рассмотрен в работах В. М. Афоньковой, А. И. Донцова, А. Г. Ковалева, Н* В. Кузьминой, Г. М. Потанина, Б. И. Хасана и* др.

Вместе с тем обращает на себя внимание недостаточная разработанность психологических основ, методов профилактики и основных средств разрешения конфликтов в образовательной среде.

Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска психологических средств разрешения конфликта в учебной группе, которые обеспечат разрешение противоречий между существующей потребностью общей психологии в исследовании проблемы конфликта и недостаточной разработанностью психологических средств его разрешения.

Исходя из высокой практической значимости рассматриваемой проблемы, ее актуальности для современных условий> образованияи недостаточной. разработанности, была определена тема данного, диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить психологические средства разрешения межличностного конфликта.

Объект исследования — межличностный конфликт.

Предмет исследования — психологические средства разрешения межличностного конфликта в учебной группе.

Гипотеза исследованияВ качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что разрешение межличностного конфликта в учебной группе связано с использованием психологических средств, минимизирующих I вероятность возникновения противоречий. Ведущими средствами разрешения межличностного конфликта в учебной группе являются: определение индивидуально-психологических особенностей учащихся, способствующих возникновению конфликтных ситуацийсоздание благоприятного психологического климата в учебной группеформирование умения-конструктивно разрешать конфликты.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачиисследования:

Проанализировать, психологические подходы и концепции' к определению сущности конфликта в отечественной и зарубежной психологии.

2. Охарактеризовать особенности межличностного конфликта в учебной группе.

3. Выявить и охарактеризовать ведущие психологические средства разрешения межличностного конфликта в учебной группе.

4. Организовать опытно-экспериментальное исследование по использованию психологических средств разрешения межличностного' конфликта в учебной группе и выявить их эффективность.

Теоретико-методологическуюоснову исследования составили^ принципы: единства^ сознания, и деятельности, развития, личности в деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн),' социальной детерминации психических явлений* (С. Л1 Рубинштейн, Л. С. Выготский), системного подхода в описании, личности и системной детерминиции личностного развития (Л! С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов), деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский, В.Н.-Мясищев), системного подхода к изучению психологических феноменов-(Б. Г. Ананьев, Б. Ф: Ломов), единства теории, эксперимента и практики (Б. М. Кедров, К. К. Платонов), концепция междисциплинарного подхода к анализу конфликта1 (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина).

Исследование основано на теоретических положениях психологии конфликтовал. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, В. Г. Зазыкин, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Г. М. Потапов и др.).

Методыисследования. Для реализации поставленных задач использовался методический инструментарий, включающий: общенаучные методы, (теоретический анализ, обобщение, синтез) — психологические методы (наблюдение, беседа, изучение документов, тестирование) — В. рамках формирующегоэксперимента использовались< системный анализ научно-теоретических источников иэмпирических данных, эксперимент, индивидуальные беседы, психологическое тестирование, методы игромоделирования. В качестве диагностических методов использованы методики: тест-опросник Г. Айзенка, тест К. Томаса, опросник Р. Кеттела (16РБ), тест К. Леонгарда, тест А. Басса и А. Дарки, опросник Ч. Д. Спилберга-Ю. Л. Ханина, социометрия. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: ранжирование, корреляционный анализ с применением статистического пакета Microsoft Office 2003, MS Excel 2003.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственый аграрный университет. Участниками исследования^ являлись" студенты, экономического и агрономического факультетов! Общее число испытуемых составило 126 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Уточнено понятие конфликта посредством выделения следующих существенных признаков: «противоречие между интересами, ценностями, идеями, мотивами», «биполярность», «непосредственный контакт», «противодействие субъектов», «напряженность, эмоциональных связей», «восприятие ситуации как конфликтной».

2. Конкретизировано содержание понятия «конфликт в учебной группе» посредством выделения следующих признаков «напряженность эмоциональных связей», «противоречивость индивидуально-прагматических намерений», «противоречивость предметно-деятельностных взаимосвязей», «сложности взаимодействия в постконфликтный период».

3. Выявлены эффективные психологические средства разрешения межличностного конфликта в учебной группе. Ведущими из них являются: определение индивидуально-психологических особенностей учащихся, способствующих возникновению конфликтных ситуацийсоздание благоприятного психологического климата в учебной* группеформирование умения, конструктивно? разрешать-конфликты, для этого необходимо-обучать учащихся теоретическим основам конфликтологии, ролевым' играм, направленным на развитие навыков разрешения конфликтов.

4. Доказано, что психологические средства должны применяться комплексно, включая, следующие направления: выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся, которые способствуют возникновению конфликтов, затем психокоррекционная работа с ними в процессе психологического тренинга, направленного на развитие конфликтологической компетенции и коммуникационных навыков и создание благоприятного психологического климата посредством регулярной диагностики взаимоотношений в группе и последующей их коррекции. Комплексное применение данных психологических средств снижает количество конфликтов в группе, повышает индексы эмоциональной экспансивности и психологической взаимности, снижает уровень тревожности у членов группы, уменьшает количество конфликтных диад.

Теоретическая значимость заключается в анализе основных направлений в изучении психологических причин возникновения и протекания межличностных конфликтов в учебной группе. Определены психологические средства разрешения межличностного конфликта в учебной группе. Доказана эффективность влияния психологических средств на разрешение межличностного конфликта в учебной группе.

Практическая значимость исследования. Представленный в работе теоретический и эмперический материал является основой для последующих исследований психологических средств разрешения конфликта в учебной группе. Результаты исследования позволяют разработать научно обоснованные методические рекомендации, направленные на повышение эффективности взаимодействия педагогов с учениками. В ходе исследования разработан тренинг, оказывающий влияние на развитие умения конструктивно разрешать конфликты. На основе данного тренинга могут быть разработаны конкретные диагностико-коррекционные программы по коррекции поведения в-конфликтных ситуациях. Результаты исследования^ могут быть использованы в обучающих курсах высших учебных заведений «Психология», «Социальная психология», «Педагогическаяпсихология», а также на курсах повышения квалификации с целью улучшения качества образования.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на работы отечественных и зарубежных ученых, внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования, применением комплекса разнообразных методов исследования, их соответствием предмету, цели и задачам работы, достаточным объемом выборки испытуемых и использованием различных видов анализа с применением математической статистики, применением методов математической" обработки полученных I данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета в 2003;2005 гг., кафедры технологий обученияпсихологии и педагогики Новосибирского государственного аграрного университета в 20 052 006 гг, аспирантских семинарах в 2004;2005 гг. Основные положения по теме диссертационного исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Толерантно-ориентированное образование в поликультурном мире» (Новосибирск, 2005), на всероссийской научно-практической конференции «Формирование культуры здоровья молодежи в образовательном пространстве региона» (Пенза, 2005), на международной научно-практической" конференции «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2005). Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме включены в программы, курсов «Социальная психология», «Психология и этика профессиональной, деятельности» по специальности 80 302 «Коммерция» в ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум «Куйбышевский».

Материалы диссертационного исследования, используются автором* для. проведения семинаров-тренингов*. с целью обучения конструктивному разрешению конфликтов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конфликт является острым способом разрешения противоречий между интересами, ценностями, идеями, мотивами, возникающий в процессе непосредственного взаимодействия субъектов, выражающийся в их противодействии и характеризующийся напряженностью эмоциональных связей.

2. Особенности конфликта в учебной группе характеризуются противоречивостью индивидуально-прагматических и/или предметно-деятельностных взаимосвязей, высокой напряженностью • эмоциональных связей в группе, сложностью взаимодействия в постконфликтный период.

3. Разрешение межличностного конфликта, в учебной группе должно базироваться на учете его сущности и содержания, определяться конкретной конфликтной ситуацией, учитывая характер противоречий, целей, эмоциональных состояний оппонентов, их статуса в коллективе.

4. Ведущими психологическими средствами разрешения межличностного конфликта в учебной группе являются: определение индивидуально-психологических особенностей учащихся, способствующих возникновению конфликтных ситуацийсоздание благоприятного психологического климата в учебной группеформирование умения конструктивно разрешать конфликты.

5. Комплексное использование психологических средств разрешения межличностного конфликта в учебной группе снижает ' количество возникновения конфликтов в учебной группе и ведет к повышению конфликтологической компетенции личности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и 2 приложения. Диссертация содержит: 216 страниц текста, включая 8 таблиц, 5 рисунков, 10 диаграмм и 1 схему. В приложениях представлены методические материалы, не вошедшие в основной текст рукописи. Библиографический список включает 188 наименований литературных источников, в том числе 17 на иностранных языках.

Выводы.

1. Существуют лица, имеющие сильную психологическую предрасположенность к конфликтному поведению, то есть конфликтные личности. У них существует потребность в конфликтном поведении. Удовлетворение данной потребности за счет участия или победы в конфликте приводит к временному снижению уровня конфликтности.

2. У конфликтных личностей преобладает холерический тип темперамента. Согласно другим моделям темперамента, лица с «тяжелым конфликтным характером» отличаются следующими показателями: низкой социальной эргичностью (трудность в общении, замкнутость), низкой социальной пластичностью (сложности в осуществлении взаимодействий), высокими значениями предметной и социальной чувствительности (беспокойство, неуверенность, тревожность, чувствительность к неудачам, ощущение собственной неполноценности, ранимость).

3. У конфликтных^" личностей наиболее ярко выражены следующие акцентуации характера — экзальтированность, гипертимность, тревожность, возбудимость, демонстративность.

4. Результаты эксперимента показывают, что конфликтные личности выбирают соперничество как стиль поведения в конфликте, который характеризуется как преследование своих интересов за счет других. Их мало интересует сотрудничество с другими, добиваясь своего, они способны на волевые решения.

5. Детерминантами конфликтного поведения личности являются: высокий уровень личностной тревожности, невротизма, яркаж выраженность акцентуаций характера, низкий социометрический статус. Уровень индивидуального характеризуется главным образом количественным выражением отмеченных особенностей на уровне общего среднего показателя.

6. Работу по преодолению конфликтности личности целесообразно осуществлять по двум направлениям: создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению конфликтности личности и коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы с ней.

7. Коллектив выступает как непосредственная среда жизнедеятельности личности и взаимоотношений людей, связанных совместной работой, что определяет значимость индивидуальных особенностей членов коллектива и уровень их готовности к совместной деятельности.

8. Важным условием благоприятного психологического климата в коллективе является совпадение статуса официального лидера (старосты) с позицией лидера в группе. Несовпадение статуса формального лидера (старосты) с лидирующей позицией неформального лидера в неформальной структуре взаимоотношений позволяет говорить о существовании определенной напряженности в организационной структуре группы, что в свою очередь, может служить, причиной возникновенияконфликтных ситуаций в-учебной группе.

9. Ведущими психологическими особенностями неформальных лидеровзадающих общую направленность межличностных притязаний в учебных группах, являются: эмоциональная неуравновешенность ©, самоуверенность (О), социабельность (02), импульсивность (03), наряду с низкими показателями по шкалам: зависимость (Е), робость (Н), наивность (14), расслабленность (С)4) (тест Р. Кеттела).

10. Доброжелательная и товарищеская атмосфера является важным фактором, снижающим уровень их подозрительности и недоверчивости. Формирование благоприятного психологического климата — задача непростая. В психологических исследованиях разработано немало конструктивных рекомендаций на сей счет, которые можно использовать в том числе и для снижения уровня конфликтности.

11. Реализация развивающих целей по формированию навыков конфликтологической компетентности позволила снизить степень напряженности, выявленную в ходе входного тестирования. Итоговая диагностика не показала наличия конфликтных диад в коллективе.

11. Процесс групповой работы в режиме тренинга позволил скорректировать некоторые аспекты оценки учащимися себя и друг друга, придав данному процессу более объективный характер. Это отразилось в изменившейся статусной позиции представителей группы «аутсайдеров» и некоторых других представителей экспериментальной группы.

12. Приобретение навыков рефлексивной культуры, социальной перцепции позволили учащимся снизить влияние защитных механизмов, выступающих барьером общения и более адекватно оценивать отношение к себе со стороны других членов группы, что выступает в свою очередь стабилизирующим фактором межличностного взаимодействия.

13. Развитие коммуникативных навыков участников тренинга в рамках реализации его задач позволили повысить эмоциональный уровень межличностных отношений в группе, являющийся основным показателем благоприятного психологического климата в группе.

14. Использование знаний, полученных учащимися в ходе семинара-тренинга, позволило повысить общий уровень взаимоотношений в группе. Это дает возможность отметить эффективность применения методов активного обучения учащихся как формы профилактики конфликтов в учебных группах образовательных учреждений.

Заключение

.

Проведенные в последнее: десятилетие исследования (А. Я. Анцупов, Е. Н. Богданов, Н. В. Гришина, Е. В. Зайцева, В. Г. Зазыкин, Н. И. Леонов, Э. Э. Линчевский, В. И. Овчаренко, Э:. А. Орлова, Е. М1 Потанин, Г. Е. Тимонина, Б. И: Хасан и др.) показывают, что начинается новый этап в изучении конфликтов в психологической? науке: В" соответствии с современнойточкой зрения на: конфликт, однозначно негативное: отношение и: стремление: избежать их считаютсянеправомерными. Вместе с тем, очевидно, что конфликты, могут оказывать, деструктивное влияние на человеческие отношения, а потому признается необходимость их регулирования. Были сформулированы отдельные положения новой перспективы в изучении конфликтов и в работе с нимиС точки зрения данного подхода, конфликт поддается регулированиюнеобходимостьуправленияконфликтамисвязана с их потенциальными-деструктивными: следствиямивыигрышнотпроигрышный подход к разрешению конфликтов малопродуктивен и часто не соответствует действительной природе множества конфликтов-: огромное значениедля работы с конфликтами имеют процессы коммуникации, развиваемые участниками: конфликта.

Отечественная психологическая наука также ставит: задачу прогнозирования и профилактики конфликтности. Именно в данном ключе и проводилось и наше исследование данной: проблемы — психологические средства разрешения, межличностных конфликтов. Последовательно решая поставленные задачинам удалось получить данные о конфликте, причинах его возникновения, его разновидностях, формах проявления-, развития": и разрешения: Эти данные носят как теоретический, так. и прикладной характер.

В результате теоретического исследования было выявлено, что конфликт являетсякритической жизненной: ситуацией, которая представляет собой эмоционально переживаемые человеком жизненные обстоятельства, образующие в восприятии человека сложную психологическую проблему, требующего своего разрешения. Принципиальное значение в возникновении конфликта имеет то, будет ли актуальная ситуация восприниматься как конфликтная. Определение ситуации детерминировано как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека. Субъективное в определении ситуации как конфликтной связано с индивидуально-психологическими особенностями личности. Традиционным для психологии является, разделение конфликта на внутриличностный, межличностный и межгрупповой. Основанием для вычленения отдельных видов конфликтов является традиционное различение сторон конфликта, представленных в виде малых групп, отдельных личностей или отдельных сторон личности. Фактическим субъектом всех этих конфликтов, однако, остается человек — как личность, как участник межличностного взаимодействия, как член группы, вступающий во взаимодействие с другими членами своей группы и другими группами. Обнаружена взаимосвязанностьконфликтовразногоуровняи явления переноса конфликта на другой уровень, например, когда проблема, имеющая внутриличностное происхождение, проявляется в нарушениях межличностного взаимодействия.

Выделены следующие этапы, определяющие динамику конфликта: предконфликтный период (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация) — конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта) — постконфликтный период (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Отмечено, что процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимонаправленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия используют разнообразные приемы и техники влияния на партнера. Стратегии взаимодействия, развиваемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его протекания и исхода. Основные стили поведения в конфликтной ситуации: соперничество как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другомуприспособление как принесение в жертву собственных интересовради другогокомпромисс как взаимные уступки для принятия компромиссного, т. е. устраивающего решенияизбегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целейсотрудничество, когда участники взаимодействияприходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Главной отличительной особенностьюконфликтов в образовательных учреждениях является чрезвычайно, высокаяэмоциональность, ориентация скорее на предмет, нежели на объект, большие сложности взаимодействий в постконфликтной ситуации, которая часто является питательной средой развертывания новых конфликтов. Часто именно сильные и трудноуправляемые эмоции являются главным регулятором поведения и отношенийоппонентов, снижают уровеньих объективностивоценках. Участников таких конфликтов характеризуют твердое отстаивание своей" позиции, нежелание идти на компромиссы, излишняя дидактичность, стремление непременно заставить оппонента признать свою неправоту или поражение, причем публично. Все это обусловливает крайнюю остроту их протекания, негативные моральные и психологические последствия для их участников.

В ходе экспериментального исследования было установлено, что существуют лица, имеющие сильную психологическую предрасположенность к конфликтному поведению, то есть конфликтные личности. У них существует потребность в конфликтном поведении. Удовлетворение данной потребности за счет участия или победы в конфликте приводит к временному снижению уровня конфликтности. По результатам диагностического исследованиям было составлено психологическое описаниеконфликтной личности. Так было установлено, что у конфликтных личностей преобладает холерический тип темперамента. Согласно другим моделям темперамента, лица с «тяжелым конфликтным характером» отличаются следующими показателями: низкой социальной эргичностью (трудность в общении, замкнутость), низкой социальной пластичностью (сложности в осуществлении взаимодействий), высокими значениями предметной и социальной чувствительности (беспокойство, неуверенность, тревожность, чувствительность к неудачам, ощущение собственной неполноценности, ранимость).

У конфликтных личностей наиболее ярко выражены следующие акцентуации характера — экзальтированность, гипертимность, тревожность, возбудимость, демонстративность. Результаты эксперимента показывают, что конфликтные личности выбирают соперничество как стиль поведения в конфликте, который характеризуется преследованием своих интересов за счет других. Их мало интересует сотрудничество с другими, добиваясь своего, они способны на волевые решения.

Работу по преодолению конфликтности личности целесообразно осуществлятьпо двумнаправлениям: создание — организационно-управленческих условий, способствующих снижению конфликтности личности и коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы с ней.

Известно, что многие конфликты легче предупредить, чем разрешить, поэтому профилактика конфликтов должна занять видное место в деятельности любой организации. Поскольку центральными фигурами конфликтов являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной. С этой целью целесообразно использовать результаты психологических исследований субъективных причин и динамики конфликтов, системное описание конфликтной личности. Они позволят не только целенаправленно и эффективно решать практические задачи по предупреждению конфликтов, но и снижать уровень конфликтности конкретных личностей.

Таким образом, одной из основных стратегий разрешения конфликтов в учебных группах, мы считаем, прежде всего, снижение уровня конфликтности тех личностей, которые склонны к их разжиганию.

Коллектив выступает как непосредственная среда жизнедеятельности личности и взаимоотношений людей, связанных совместной работой, что определяет значимость индивидуальных особенностей членов коллектива и уровень их готовности к совместной деятельности.

Важным условием благоприятного психологического климата в коллективе является совпадение статуса официального лидера (старосты) с позицией лидера в группе. Несовпадение статуса формального лидера (старосты) с лидирующей позицией в неформальной структуре взаимоотношений позволяет говорить о существовании определенной напряженности в организационной структуре группы, что в свою очередь может служить причиной возникновения конфликтных ситуаций в учебной группе.

Ведущими психологическими особенностями неформальных лидеров, задающих общую направленность межличностных отношений в учебных группах, являются: эмоциональная неуравновешенность ©, самоуверенность (О), социабельность (С>2), импульсивность (С>3), наряду с низкими показателями по шкалам: зависимость (Е), робость (Н), наивность (14), расслабленность ((^4) (тест Р. Кеттела).

Доброжелательная и товарищеская атмосфера является важным фактором, снижающим уровень их подозрительности и недоверчивости. Формирование благоприятного психологического климата — задача непростая. В психологических исследованиях разработано немало конструктивных рекомендаций на сей счет, которые можно использовать, в том числе и для снижения уровня конфликтности.

Хорошим стабилизирующим факторомпрепятствующим возникновению конфликтов в группе, а следовательно, влияющим на проявления конфликтности, является наличие в нем высокой организационной культуры как системы осознанных и неосознанных представлений, ценностей, запретовтрадиций, разделяемых всеми членами организации. Организационная культура многолика в своих проявлениях, но в контексте обсуждаемой проблемы особое внимание следует обратить на один аспект — наличие положительных традиций как важных ограничительных рамок для конфликтных личностей. Положительные традиции выступают как дополнительные нормы социальной регуляции поведения. Их следует всячески поощрять. Группы с высокой организационной культурой отличаются сформированным общественным мнением, являющимся также мощным регулятором поведения людей.

Благоприятный психологический климат также является фактором, существенно снижающим состояние конфликтности в учебной группе. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений самым серьезным образом влияют на организованность, успешность учебной деятельности.

Реализация развивающих целей по формированию навыков конфликтологическойкомпетентности позволила снизитьстепень-напряженности, выявленную в ходе входного тестирования. Итоговая диагностика не показала наличия конфликтных диад в коллективе.

Процесс групповой работы в режиме тренинга позволил скорректировать некоторые аспекты оценки учащимися себя и друг друга, придав данному процессу более объективный характер. Это отразилось в изменившейся статусной позиции представителей группы «аутсайдеров» и некоторых других представителей группы.

Приобретение навыков рефлексивной культуры, социальной перцепции позволили членам группы снизить влияние защитных механизмов, выступающих барьером общения и более адекватно-оценивать, отношение к себе со стороны других членов группы, что выступает в свою очередь стабилизирующим фактором межличностного взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков участников тренинга в рамках реализации его задач позволили повысить эмоциональный уровень межличностных отношений в группе, являющийся основным показателем благоприятного психологического климата в группе.

Использование знаний, полученных учащимися в ходе семинара-тренинга, позволило повысить общий уровень взаимоотношений в группе. Это дает возможность отметить эффективность применения методов активного обучения учащихся как формы профилактики конфликтов в учебных группах образовательных.учреждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивным средством, снижающим уровень конфликтности, а также способствующим повышению конфликтологической компетентности, является проведение специальных тренингов-семинаров по психологии конфликта. На них многие личности склонные к конфликтам, осознают свои внутренние психологические причины такой предрасположенности. Целью таких тренингов также является повышение психологической защищенности по отношению к конфликтным воздействиям и формирование психологических умений, позволяющих успешно разрешать и преодолевать конфликты. При проведении психологических тренингов руководствуются следующими правилами: конфиденциальности, пунктуальности, организованной коммуникации. В данных психологических тренингах моделируются различные конфликтные ситуации, в которых участникам приходится выполнять те или иные конфликтные роли. С помощью тренера моделированный конфликт объективизируется, обсуждаются его причины, противоречия, содержание, мотивы оппонентов, методы конфликтного противоборства и пр. Тренер подсказывает различные способы разрешения конфликта, которые моделируются в игровой ситуации. Так формируются психологические умения управлять конфликтами и*разрешать их.

Таким образомпроведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что разрешение конфлкта в учебных группах наиболее эффективно с применением психологических средств для его разрешения. Данные психологические средства направлены на снижение уровеня конфликтности членов группы, повышение их конфликтологической компетентности. Целью использования данных психологических средств является повышение психологической защищенности по отношению к конфликтным воздействиям и формирование психологических умений, позволяющих успешно разрешать и преодолевать конфликты.

Доказано, что психологические средства должны применяться комплексновключая следующие направления: выявления" индивидуально-психологических особенностей учащихся, которые способствуют возникновению конфликтов, затем психокоррекционная работа с ними в процессе психологического тренинга, направленного на* развитие конфликтологической компетенции и коммуникационных навыков и создание благоприятного психологического климата посредством регулярной диагностики взаимоотношений в группе и последующей их коррекции. Комплексное применение данных психологических средств снижает количество конфликтов в группе, повышает индексы эмоциональной, экспансивности И' психологической взаимности, снижает уровень тревожности у членов группы, уменьшает количество конфликтных диад.

Основные практические рекомендации:

— при осуществлении работы в учебном учреждении целесообразно ввести психологическое тестирование. Это позволит выявить конфликтные личности, определить уровень их конфликтности и спланировать работу по ее снижению;

— необходимо повышать уровень конфликтологической компетентности, целесообразно разработать систему тренингов для снижения конфликтности на основе методик развития навыков неконфликтного общения и эмоциональной саморегуляции.

Основные направления профилактической работы включают:

— создание благоприятного психологического климата в учебной группе посредством регулярной диагностической оценки межличностных взаимоотношений и своевременной коррекционной работы;

— создание условий для группового взаимодействия учащихся. С этой целью могут использоваться различные формы коллективной работы, активные методы обучения, а также коллективные формы организации досуга в рамках развития учебной группы;

— психологическое консультирование с целью оказания психологической помощи в решении проблем, а также с целью коррекционной работы с конфликтными личностями, выявленными в ходе диагностической работыразвитие навыков коммуникативной культуры, культуры межличностного взаимодействия, конфликтологической компетенции с помощью специальных тренинговых программ.

Профилактика возникновения конфликтов в учебной группе осуществляется с учетом комплекса объективных и субъективных условий и факторов, влияющих на возникновение противоречий. Профилактическая работа строится на основе диагностической информации о конкретных особенностях межличностных отношений с учетом содержания и характера-д противоречий, эмоциональных состояний оппонентов, их индивидуально-психологических особенностей и статуса в группе. *г-л<

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Психология состояний. Теория и практика/В.С. Агавелян. Челяб. гос. ун-т, Челябинск, 2000. — С. 20 — 22.
  2. , В. С. Психология межгрупповых отношений/В. С. Агеев. — М., 1983.-с. 26.
  3. , Л.И. Реакция контактных групп на конфликтные ситуации/Л.'И. Акатов, A.C. Крикунов, В. Я. Подорога, Е. И. Тимощук, Е.А. Шанин//Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов СССР. — Тбилиси, 1971. — с. 34 — 42.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания/Б.Г. Ананьев. Л., 1969.
  5. , Г. М. Социальная психология/Г.М. Андреева//Учебник для высших учебных заведений. — М., 1994. — С. 34 38.
  6. , Г. М. Психология социального познания/Г.М. Андреева. — М., 1997.-С. 43−47.
  7. , А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/А.Я. Анцупов. М.: Изд-во Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — С. 7.
  8. , А.Я. Конфликтология/А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М., 1999.-С. 9.
  9. , А.Я. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель/А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М., 1992. — С. 8.
  10. , В.М. К вопросу о проблеме конфликтов в детской среде/В.М. Афонькова//Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1974. — С. 16.
  11. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./Э. Берн. М., 1984. — С. 24 — 56.
  12. , E.H. Психология личности в конфликте/Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин//Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во Питер, 2004. — С. 104 — 108.
  13. , С.Л. Межличностный конфликт как общение/С.Л. Братченко//Конфликт в конструктивной психологии. — Красноярск, 1990.
  14. , Л.Ф. Справочник по психологической диагностике/Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев, 1989. — С. 122.
  15. , H.H. Тренинг преодоления конфликтов/Н.Н. Васильев. — СПб.: Изд-во Речь, 2002.
  16. , Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критичесикх ситуаций/Ф.Е. Василюк//Психологический журнал 1995. — Т. 16.-№ 3. — С. 94−98.
  17. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критичесикх ситуаций)/Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. — С. 42.
  18. , Е.Е. Психологические основы управления/Е.Е. Ведров. М.: Изд-во Экономика, 1969. — С. 20.
  19. , Н.Ф. Конфликт это творчество?/Н.Ф. Вишнякова// Тренинговый практикум по конфликтологии. — Минск, 1996.
  20. , Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения/Д.А. Волкогонов. М.: Изд-во Знание, 1974. — С. 10−12.
  21. , Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  22. , Л.С. Педагогическая психология/Л.С. Выготский. — М., 1996.
  23. , Л.С. Психология искусства/Л.С. Выготский. М., 1987.
  24. , Л.П. Общение с собой/Л.П. Гришак. М.: Изд-во Политиздат, 1991.-С. 64.
  25. , Н.В. Давайте договоримся/Н.В. ГришинаУ/Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб., 1993.
  26. , Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дис./Н.В. Гришина. Санкт-Петербург, 1995.
  27. , H.B. Психология конфликта/Н.В. Гришина. Спб.: Изд-во Питер, 2003.
  28. , A.C. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг/А.С. Гусева, В. В. Козлов. -М., 1998. С. 156 — 158.
  29. , Р. Элементы теории социального конфликта/Р. Дарендорф//Социологичесике исследования, 1994. № 5. — с. 142−147.
  30. , О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя/О.И. Денисов. М., 2000. — С. 18.
  31. , И.Б. Межличностные отношения/И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко/ЛТсихологический практикум. СПб., 1996.
  32. , O.A. Практическая психология кконфликта: современные психотехнологии/О.А. Добрина//Учебно-методическое пособие и хрестоматия, Новосибирск: Изд-во НИКПиПРО, 2004. С. 32 — 39.
  33. , А.И. Психология коллектива/А.И. Донцов. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 141 — 149.
  34. А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии/А.И. Донцов, Т.А. Полозова/ЯТсихологический журнал. 1980. №:. -с. 119−133.
  35. , Е.А. Личность, конфликт, гармония/Е.А. Донченко, Т. М. Титаренко. М., 1990.
  36. , В.В. Введение в теорию конфликтов/В.В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов. М., 1989. — С. 54 — 57.
  37. , Л.И. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности: автореф. дис./Л.И. Ермаченкова. М., 1997.
  38. , A.A. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе и их разрешение)/А.А. Ершов. Л., 1976. — С. 32 — 36.
  39. , В.Г. Социально-психологический климат и проблема конфликтов в коллективе/В.Г. Зазыкин. — М., 1988. С. 44.
  40. , Е.В. Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «Руководитель подчиненный»: автореф. дис./Е.В. Зайцева. — М., 1998. — С. 24.
  41. , А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса/А.Г. Здравомыслов//Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: Изд-во Аспект Пресс, 1995. — С. 78.
  42. , Г. Конфликт современной культуры/Г. Зиммель//Избр. произв.: В 2 т.-Т. 1.-М., 1996.
  43. , В.Т. О значимости кризисных переживаний в психологии личности/В.Т. Иванов//Тезисы докладов 5-ти научн. конференций Горьковского ООП. Горький, 1965. — С. 172.
  44. , Л.Г. Альфред Щюц и социология повседневности/Л.Г. Ионин// Современная американская социология.,—М., 1994, с. 180−194. -
  45. , М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений/М.С. Каган. М., 1988. — С. 49 — 53.
  46. , М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации/М.М. Кашапов. -Ярославль, 1992. С. 19.
  47. , А.И. Предупреждение и преодоление психологических конфликтов в коллективе/А.И. Китов//Социальная психология и управление. -М., 1972.-С. 192.
  48. , И.А. Конфликт: за и против/И.А. Кичанова. -М., 1978.
  49. , Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)/Е.А. Климов. М., 2001.
  50. , А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. М.:Изд-во Политиздат, 1978. — Гл.5. — С. 140 — 142.
  51. , Б.В. Психология конфликта/Б.В. Коваленко//Учебное пособие. М., 2000. — С. 20.
  52. , Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение/Б.В. Коваленко. М., 2001. — С. 21 — 22.
  53. , П. Предупреждение и разрешение конфликтов/П. Ковачик, М. Малиева. М., 1994. — С. 12 — 31.
  54. , Г. И. Введение в конфликтологию/Г.И. Козырев. — М., 1999. С. 24 — 29.
  55. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. Л.: Лениздат., 1987. — С. 18.
  56. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учебное пособие/Под ред. проф. Г. М. Потанина/Москва Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1997.-С. 64−66.
  57. Конфлитология. Вопросы ответы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. В. П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — С. 13 — 15.
  58. Краткий психологический словарь/Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского, М., 1985. С. 112.
  59. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998. — С. 152.
  60. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Изд-во Политиздат, 1988. — С. 231.
  61. , Д. Фрустрация, конфликт, защита/Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон//Вопросы психологии. 1991. — № 6 — С. 69.
  62. , Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубровская. — М., 1991. — С. 25.
  63. , Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности/Н.В. Крогиус//Психология межличностного познания/Под ред. А. А. Бодалева. М., 1991. — С. 13 — 27.
  64. , Н.В. Личность в конфликте./Н.В. Крогиус. — Саратов, 1976.
  65. , Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: автореф. дис./Н.В. Крогиус. — Л., 1980. С. 4 — 6.
  66. , В.А. Некоторые особенности протекания конфликтов в зависимотси от их содержания/В.А. Кузнецов, В.Ф. Сафин//Тезисы докладов научного симпозиума. Уфа, 1980. — С. 61 — 62.
  67. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/Н.В. Кузьмина. М., 1990. — С. 49.
  68. , В.Н. Трудности межличностного общения: автореф. дис./В.Н. Куницына. СПб., 1991. — С. 6.
  69. Дж. Метафоры: которыми мы живем/Дж. Лакофф, М. Джонсон//Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. — С. 20.
  70. , В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон (обзор зарубежных материалов)/В.В. Латынов/ТИностранная психология. РАН ИП. Т. 1. — № 2. — М., 1993. — С. 12.
  71. , В.И. Личность в экстремальных условиях/В.И. Лебедев. -М, 1989.-С. 16.
  72. , К. Разрешение социальных конфликтов/К. Левин. — СПб, 2000. -С. 46.
  73. , К. Типы конфликтов/К. Левин//Психология личности: Тексты. -М., 1982.
  74. , Н.Д. О психических состояниях человека/Н.Д. Левитов. М., 1964.-С. 7.
  75. , К. Акцентуированные личности/К. Леонгард. — Ростов-на-Дону, 2000.
  76. , Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения/Н.И. Леонов//Учебное пособие. СПб.: Изд-во Питер, 2005. — С. 32 — 33.
  77. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев. -М., 1979.
  78. , В.А. Алгебра конфликта/В.А. Лефевр, Г. Л. Смолян. М., 1968.-С. 54.
  79. , В.А. Конфликтующие структуры/В.А. Лефевр. -М., 1974.
  80. , Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте/Э.Э.Линчевский//Учебное пособие. Спб.: Изд-во Балтийский гос. технич. ун-т «Военмех», 2000. — С. 8.
  81. , Ч. Конфликт. Семь шагов к миру/Ч. Ликсон. СПб., 1997.
  82. , Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии/Б.Ф. Ломов//Психологический журнал, 1981. № 5. — С. 94 — 98.
  83. , Б.Ф. Методологические и теоретичекие проблемы психологии/Б.Ф. Ломов. — М., 1984.
  84. , О.В. Конфликт и способы его разрешения/О.В. Лунева, Е.А. Хорошилова//Психология делового общения. М., 1987. — С. 76.
  85. , А.Р. Эекспериментальные конфликты у человека/А.Р. Лурия//Проблемы современной психологии. Ученые записки Московского гос. шьта экспериментальной психологии.-— М.-Л., 1930. — е.98−137.
  86. , Д. Социальная психология/Д. Майерс. — СПб., 1997.
  87. , Н.С. Социальная психология о причинах конфликтности личности/Н.С. Мансуров. М., 1970. — С. 12.
  88. , B.C. Проблемы экспериментальной психологи личности/В.С. Мерлин. Пермь: Изд-во Пермского пед. ин-та, 1970. — С. 73 — 105.
  89. , B.C. Социально-типические свойства личности в психологическом конфликте/В.С. Мерлин//Вопросы современной психоневрологии. Л., 1976. — С. 28.
  90. Мид, М. Культура и мир детства/М. Мид. М., 1988.
  91. , Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя/Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова//Вопросы психологии, 1998.-№ 3.-с. 3−16.
  92. , П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы/П. Монсон. СПб.: Изд-во Нотабене, 1992. — С. 5 — 12.
  93. , А.С. Психологические проявления личностных взаимоотношений членов группы: автореф. дис./А.С. Морозов. М., 1972. — С. 17−22.
  94. , В.Н. Личность и неврозы/В.Н. Мясищев. Л., 1960. — С. 237
  95. , В.Н. Психические состояния и отношения человека/В.Н. Мясищев/Юбозрение психиатрии медицинской психологии В. М. Бехтерева. Спб., 1996. № 1.-С. 13.
  96. , Л.А. Буржуазная социология конфликта/Л.А. Нечипоренко. М.: Изд-во Политиздат, 1982. — С. 58.
  97. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. — М., 1987. С. 17.
  98. , В.И. Психоаналитический глоссарий/В .И. Овчаренко. -Минск, 1994.-С. 205.
  99. , Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия/Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов/ЯТсихологические проблемы конфликтной регуляции поведения. М.: Изд-во Наука, 1975. — С. 57.
  100. Основы конфликтологии: Учебное пособие/Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997.
  101. , Г. Формирование команды/Г. Паркер, Р. Кропп. — СПб.: Изд-во Питер, 2003.
  102. , Л.А. Компетентность в общении/Л.А. Петровская. М., 1989.
  103. , Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта/Л.А. Петровская//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 132.
  104. , К.К. Проблемы способностей/К.К. Платонов. М., 1972.
  105. , Т.А. Межличностный конфликт в группе (теоретические принципы и опыт экспериментального исследования): автореф. дис./Т.А. Полозова. -М., 1980.-С. 8.
  106. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 1998.
  107. Прикладная конфликтология: Хрестоматия. — Минск, 1999.
  108. , А.О. Теоретические и практиие аспекты проблемы психических состояний личности/А.О. Прохоров/Лечебное пособие для студентов и преподавателей. Самара: Изд-во Самарского пед. ин-та, 1991.
  109. Психоанализ. Популярная энциклопедия/Сост., науч. ред. П. С. Гуревич. М., 1998. — С. 235.
  110. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, JI. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. — С. 161.
  111. Психология личности: Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.:Изд-во МГУ, 1992. — С. 92 — 93.
  112. , Ю.Е. Конфликтологический аспект социальной работы/Ю.Е. Растов//Методическое пособие. Барнаул, 1991. — С. 40 — 44.
  113. , A.A. Социальная педагогическая психология/А.А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб., 1999.
  114. , М.В. Представления о семейных конфликтах в подростковой субкультуре/М.В. Розин//Вопросы психологии, 1990. № 4. — с. 91−99.
  115. , Е.И. Настольная книга практического психолога/Е.И. Рогозин//Учеб. пособие: В 2 кн., М., 1998, Кн. 1.
  116. , С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. — М.: Изд-во Учпредгиз, 1946.
  117. , С.Л. Проблемы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. — М.:Изд-во Педагогика, 1973.
  118. , М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе/М.М. Рыбакова//Книга для учителей. М., 1991. — С. 24 — 27.
  119. , М.М. Особенности педагогических конфликтов/М.М. Рыбакова//Хрестоматия по социальной психологии. -М., 1994. С. 23 —25.
  120. , Н.Г. Тренинг командообразования/Н.Г. Сартан. — СПб.:Изд-во Речь, 2005.
  121. , A.JI. Социальная психология управления/А.Л. Свенцицкий. Л.:Изд-во ЛГУ, 1980.
  122. , Е.В. Опыты реориентационного тренинга/Е.В. Сидоренко. СПб.: Изд-во Институт тренинга, 1995. — С. 38.
  123. , И.А. Практикум по конфликтологии/И.А. Скалабан//Учеб. пособие. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2002. — С. 47 — 49.
  124. , Дж.Г. Способы разрешения конфликте в/ Дж. Г. Скотт. — Киев, 1991.
  125. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова и И: С. Кона. М., Политиздат, 1989. — С. 254
  126. , М. Тренинг уверенности в себе/М. Смит. СПб., 1997.
  127. , В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исследовательской практике Запада/В.А. Соснин//Психологический журнал, 1994. № 5. — С. 130−141.
  128. , Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.
  129. Социальная конфликтология/Под ред. А. В. Морозова//Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Изд-во Академия, 2002.
  130. Социальные конфликты в современном обществе/Под ред. С. В. Пронина и др. М.: Изд-во Наука, 1993. — С. 23 — 34.
  131. Социальные конфликты: Экспертиза. Прогнозирование. Технология разрешения. — Вып. 1. — М.: Изд-во ИСАН, 1991.
  132. Социальный конфликт, 1998, № 4. С. 5.
  133. Социологический’словарь. — Минск: Университетское, 1991. — С. 36.
  134. , К. Р. Образы врага и эскалация конфликтов/К.Р. Спиллмэн, К. Спиллмэн//Исследования международных конфликтов, 1991. -№ 3.
  135. , В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа/В.М. Степаненкова//Социологические исследования, 1994, № 5. -С. 141−142.
  136. , JT.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко//Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997. — С. 486.
  137. , Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов/Т.С. Сулимова. М., 1996. — С. 15.
  138. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Методическая разработка/Сост. Б. И. Хасан. — Красноярск, 1990.
  139. , Г. Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования: автореф. дис./Г.Е. Тимонина. Москва, 2002. -С. 14.
  140. , В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов/В.П. Трусов. Л., 1980. — С. 17.
  141. , Э.З. Мотивационно-эмоциональная регуляция мышления в конфликтной ситуации/Э.З. Усманова//Вопросы психологии. — 1986. № 4.
  142. , Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов/Е.Б. Фанталова/ЯТсихологический журнал, 1992. Т. 13. — № 4. — С. 107−117.
  143. , Л. Теория когнитивного диссонанса/Л. Фестингер. -СПб., 1999.-С. 84−123.
  144. , A.B. Производственная социология, психология и педагогика/А.В. Филиппов, В. К. Липинский, В. Н. Князев. -М., 1989.
  145. , A.B. Ситуация как элемент психологического тезауруса/А.В. Филиппов, C.B. Ковалев/ЯТсихологический журнал, 1986. № 1. -С. 14−21.
  146. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.-С. 56.
  147. Философы, социологи, психологи о конфликте: Сборник текстов для студентов психолого-педагогич. фак-та. — Ч. 1. — Красноярск, 1991. — С. 18 — 42.
  148. , Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения/Р. Фишер, У. Юрии. М., Наука, 1990.
  149. , Т.А. Диалог в практической психологии/Т.А. Флоренская. М., 1991.
  150. Фрейд, 3. О психоанализе. Пять лекций/3. Фрейд//Хрестоматия по истории психологии. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980. — С. 148−184.
  151. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции/3. Фрейд. — М., 1989.
  152. , Э. Анатомия человеческой деструктивности/Э. Фромм -М.: Изд-во Республика, 1994.
  153. , Б.И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок)/Б.И. Хасан// Прикладная психология. Опыт и перспективы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. — С. 52−73.
  154. , Б.И. Психология конфликта и переговоры//Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов//Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Изд-во Академия, 2004. — С. 58.
  155. , Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность/Б.И. Хасан. — Красноярск, 1996.
  156. , X. Модели конфликта/Х. Хекхаузен//Мотивация и деятельность. М., 1987.
  157. , X. Мотивация и деятельность/Х. Хекхаузен. М.:Изд-во Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 22.
  158. , К. Теория личности/К. Холл, Г. Линдслей М., 1997. — С. 105.
  159. , И. Невротический конфликт: Ключевые понятия психоанализа/И. Холь//Под ред. В. Мартенса. СПб., 2001.
  160. , К. Женская психология/К. Хорни. СПб., 1993. — С. 80.
  161. , Л. Теории личгности/Л. Хьелл, Д. Зиглер. М., Спб., 1997. -С. 142−161.
  162. , Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности/Е.В. Цуканова//Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. — С. 148−167.
  163. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/В.Д. Шадриков. -М., 1982.— С. 39.
  164. , Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов/Д. Шапиро. — Кишинев, 1997.
  165. , В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение/В.П. Шейнов. -Минск, 1996.
  166. , Т. Социальная психология/Т. Шибутани. М., 1969.
  167. , Г. М. Социальное противоречие/Г.М. Штракс. М., 1977. —1. С. 26.
  168. Экспериментальная психология. — Вып. V. 1976.
  169. , У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми/У. Юрии. М.:Изд-во Наука, 1993.
  170. Carnevale, P. Negotiation and Mediation/P. Carnevale, D. Pruitt//Annual Review of Psychology. Vol. 43, 1992. P. 531−582
  171. Conflict and Conflict Resolution/Ed. by J. Kakonen. Tampere, Finland, 1986.
  172. Constructive Conflict Management, 1994. p. 38.
  173. Deutsch, M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training and Research/M. Deutsch//Journal of Social Issues. 1994. — Vol. 50- № 1. — p. 13 — 18.
  174. Deutsch, M. Distribute Justice: A Social-Psychological Perspective/M. Deutsch. New Haven and London, 1985. — p. 66 — 70.
  175. Fisher, R. Generic Principles for Resolving Intergroup Conflict/R. Fisher//Journal of Social Issues. Vol. 50, No. 1, 1994. P. 47−63
  176. Follet, M. Dynamic Administration/M. Follet. N. Y.- L.: Harper&br., 1942. — p. 194.
  177. Greenhalgh, L. SMR: Forum: Managing Conflict/L. Greenhalgh//Sloan Management Review, Summer, 1986. P. 45−51
  178. Heider, F. The Psycology of Interpersonal Relations/F. Heider. New York, 1958.-p. 212.
  179. Horney, K. Neurosis and Human Growth/K. Horney. N. Y.: W. W. Norton, 1950.-p. 308.
  180. Kelley, H. A Comparative Experimental Study of Negotiations Behavior/H. Kelley//Journal of Personality and Social Psychology, 1970. Vol. 16, No. l.P. 411−438.
  181. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality/K. Lewin. N. Y. — L.: McGraw Hill Book Company, 1935.
  182. Magnusson D. Wanted: A Psychology of Situations/D. Magnusson//Toward a Psychology of Situations: An Interpersonal Perspective. Hillsdate, 1981, p. 9−32.
  183. Miller, N. Experimental studies of conflict/N. Miller//Personality and the Behavior Disorders./Ed. By J. Hunt. Vol.1. N. Y.: The Ronald Press Company, 1944. -p. 44−46.
  184. Rubin, J. Models of Conflict Management/J. Rubin//Journal of Social Issues. Vol. 50, No. l, 1994, p.33−45
  185. Shaw, M.E. Theories of Social Psycology/M.E. Shaw, P.R. Constanzo. -N. Y., 1970.-p. 119.
  186. The Social Science Encyclopedia, 1985. p. 148.
Заполнить форму текущей работой