Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения специальных дисциплин: На примере специальности N 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа научной литературы, изучения практики работы вузов, собственного поиска нами была сформулирована проблема исследования, которая обусловлена противоречием между необходимостью и потребностью в подготовке будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления, обладающих сформированной профессиональной направленностью, с одной стороны, и недостаточной… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. Формирование профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и докумен-тационного обеспечения управления в процессе изучения специальных дисциплин как педагогическая проблема.

1.1. Теоретические предпосылки изучения и формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

1.2. Состояние проблемы формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления в теории и практике педагогики.

1.3. Модель процесса формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

1.4. Педагогические условия реализации модели процесса формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления в процессе изучения специальных дисциплин.

2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной направленности личности студентов.

2.2. Содержательно-процессуальные особенности опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной направленности личности студентов.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной направленности личности студентов.

Выводы по второй главе.

Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения специальных дисциплин: На примере специальности N 350800 «Документоведение и документационное обеспечение управления» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успех деятельности человека в различных областях зависит от его направленности. Именно она определяет всё поведение личности, ее отношение к себе и окружающим. Направленность раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной им главной сфере деятельности. Несмотря на то, что направленности личности посвящено значительное количество научных работ, исследование проблемы её формирования у учащейся молодежи продолжает оставаться весьма актуальным.

Тревогу вызывает наблюдаемое в вузовской практике отсутствие у значительной части студентов положительной направленности на профессиональную деятельность. Анализируя недостатки профессиональной подготовки, мы пришли к выводу, что большинство студентов первых курсов вузов, в том числе специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», имеет низкий уровень сформированности профессиональной направленности. Кроме того, у части опрошенных нами студентов наряду с невысокими общественно значимыми (социальными, познавательными и профессиональными), присутствуют утилитарные мотивы (более 11%). Однако формированию профессиональной направленности студентов пока не уделяется должного внимания. В современной ситуации важным становится переосмысление содержания, форм, методов и приемов работы по формированию профессиональной направленности у студентов в учебном процессе на основе культурологического и деятельностного подходов. Эти факты обусловили необходимость исследования и поиска путей решения данной проблемы в процессе изучения специальных дисциплин.

Как показало изучение литературы по данной проблеме, в настоящее время в науке рассмотрены многие аспекты профессиональной подготовки специалистов:

• технологии профессиональной подготовки студентов (В.А. Беликов, A.A. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.);

• формирование профессионально значимых качеств личности студента (O.A. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, H.H. Тулькибаева, A.B. Усова и др.);

• ориентация студентов в профессиональных ценностях (A.M. Баскаков, Е. В. Бондаревская, О. В. Лешер и др.);

• концептуальные основы формирования потребности личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.).

Принципиально важными для нашего исследования являются работы, в которых рассмотрены:

• вопросы общей характеристики направленности, ее роли и месте в структуре личности (Л.И. Божович, А. Г. Ковалев, B.C. Мерлин, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

• функции направленности в поведении и деятельности человека (Б.И. Додонов, Л. М. Фридман, З. М. Шилина и др.);

• структура направленности личности (Б.Ф. Ломов, М. С. Неймарк, П. М. Якобсон и др.);

• сущность и содержание понятия «профессиональная направленность» (Н.В. Кузьмина, Е. М. Никиреев, В. А. Сластенин и др.);

• вопросы формирования профессиональной направленности личности (A.A. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.).

Ввиду того, что специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления» является относительно новой, до настоящего времени специальные исследования, посвященные проблеме формирования профессиональной направленности будущих специалистов-документоведов, практически не проводились.

На основе анализа научной литературы, изучения практики работы вузов, собственного поиска нами была сформулирована проблема исследования, которая обусловлена противоречием между необходимостью и потребностью в подготовке будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления, обладающих сформированной профессиональной направленностью, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью организации этого процесса в условиях вуза, с другой. Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между высокими требованиями, предъявляемыми обществом к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления, и их недостаточной практической подготовленностью к нейпотребностью вузов в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса обучения студентов специальности «До-кументоведение и документационное обеспечение управления» и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации данного процесса. Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности № 350 800 «Документоведение и документационное обеспечение управления»).

Цель нашего исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления в ходе изучения специальных дисциплин и педагогические условия ее реализации.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной направленности студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» при изучении специальных дисциплин.

Гипотеза исследования.

Процесс формирования профессиональной направленности студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» в ходе изучения специальных дисциплин будет успешным, если:

• разработана и внедрена модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов в ходе изучения специальных дисциплин;

• выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующий успешному функционированию модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов, включающий: диагностический подход к формированию профессиональной направленности студентовформирование у студентов установки на активную профессионально-познавательную деятельностьосуществление непрерывного развития мотивационной сферы личности студентов в ходе изучения ими специальных дисциплин, их самостоятельной работы и сквозной практикииспользование в педагогическом процессе методов контекстного обучения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические предпосылки изучения и формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов доку-ментоведения и документационного обеспечения управления.

2. Охарактеризовать состояние проблемы формирования профессиональной направленности личности студентов (специальность «Документове-дение и документационное обеспечение управления») в теории и практике профессионального образования.

3. Уточнить сущность понятия «профессиональная направленность будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления».

4. Разработать модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

5. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, необходимые для реализации модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

6. Опытно-экспериментальным путем проверить модель процесса формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления и педагогические условия ее реализации.

7. Подготовить и внедрить научно-методические рекомендации по повышению эффективности формирования профессиональной направленности студентов специальности № 350 800 «Документоведение и документационное обеспечение управления» в процессе изучения специальных дисциплин.

Общей теоретико-методологической основой нашего исследования являются философские работы, раскрывающие положения диалектико-материалистической теории познания, о социальной природе психической деятельности человека, активной и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированиядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийположения о развитии личности в процессе деятельности.

Наше исследование в значительной степени опирается на следующие теории: психологическую теорию личности (А.Г. Асмолов, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теорию управления образованием (A.M. Баскаков, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, С. А. Репин, Т. Н. Третьякова и др.) — теорию культурологического подхода (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, М. Коул и др.) — теорию деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теорию личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, H.A. Едалина, Т. Г. Калугина, И. С. Кон, В. В. Краевский, В. В. Налимов, А. Маслиу и др.) — теорию учебной деятельности (В.В. Давыдов, И. Я. Лернер, Д.Б. Элько-нин и др.) — теорию педагогических технологий (В.П. Беспалько, В. М. Кларин,

П.И. Третьяков и др.) — теорию моделирования (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конар-жевский, В. Н. Садовский, В. А. Штоф и др.) — теорию контекстного обучения (A.A. Вербицкий, О. С. Виханский, А. И. Наумов, А. К. Маркова и др.).

Этапы и база исследования

Исследование проводилось в течение 7 лет и состояло из трех этапов, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы.

Первый этап (1998;2000 гг.) был связан:

• с анализом уровня разработанности проблемы в философской, психологической и педагогической литературе;

• с изучением уровня сформированности профессиональной направленности у студентов специальности «Документоведение и документационнэе обеспечение управления» Челябинской государственной академии культуры и искусств;

• с анализом состояния педагогического процесса, содержания учебных планов и программ специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»;

• с определением актуальности темы;

• с формированием рабочей гипотезы, а также с определением цели, задач, базы, разработкой программы исследования;

• с проведением констатирующего эксперимента.

На этом этапе мы использовали такие методы исследования, как анализ научной литературы, проведенных исследований, имеющегося опыта по проблеме, констатирующий эксперимент, анкетный опрос студентов. Важное место также занимали методы обобщения и абстракции.

Второй этап (2000;2004 гг.) включал в себя решение следующих задач:

• проведение формирующего эксперимента;

• координацию, анализ и совершенствование деятельности преподавателей, участвующих в эксперименте;

• апробацию материалов, полученных в ходе эксперимента.

В качестве основных на этом этапе использовались следующие методы: формирующий эксперимент, анкетный опрос, беседы, анализ документов.

Третий этап (2004;2005 гг.) был связан:

• с доработкой теоретической и практической части исследования;

• с обработкой результатов, формулировкой основных выводов, апробацией результатов эксперимента в различных аудиториях;

• с доработкой и публикацией монографии «Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения специальных дисциплин», программ и методических рекомендаций по учебной и производственной практике, курсам «Введение в специальность», «Маркетинг», «Менеджмент»;

• с завершением оформления диссертации.

На данном этапе использовались такие методы, как анализ, обобщение, эксперимент, статистическая обработка количественных показателей, оценка результатов. Экспериментальная работа проводилась на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств в течение пяти лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнена сущность понятия «профессиональная направленность будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления».

Профессиональная направленность будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления — это устойчивая доминирующая у него система мотивационных образований, в которых проявляют себя потребности будущего специалиста, направляющие его поведение и деятельность в русло норм, правил, требований, предъявляемых профессией.

2. На основе культурологического и деятельностного подходов разработана модель вариативного процесса формирования профессиональной направленности личности студентов специальности «Документоведение и доку-ментационное обеспечение управления», включающая три взаимосвязанных компонента (целеполагающий, организационно-содержательный, диагности-ко-результативный).

3. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления, включающий:

• диагностический подход к формированию профессиональной направленности студентов;

• формирование у студентов установки на активную профессионально-познавательную деятельность;

• осуществление непрерывного развития мотивационной сферы личности студентов в ходе изучения ими специальных дисциплин, их самостоятельной работы и сквозной практики;

• использование в педагогическом процессе методов контекстного обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов и комплекса педагогических условий ее реализации, оказывающих эффективное влияние на формирование профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны:

• технология формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления в процессе изучения специальных дисциплин, включающая в себя определение его условий и процессуальных особенностейи

• программы и методические рекомендации по учебной и производственной практике, курсам «Введение в специальность», «Маркетинг», «Менеджмент» для студентов специальности «Документоведение и документаци-онное обеспечение управления», внедренные в учебный процесс;

• научно-методические рекомендации по итогам исследования, изложенные в монографии «Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения специальных дисциплин».

Материалы настоящего исследования могут быть использованы в практике подготовки студентов всех специальностей, при создании спецкурсов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы.

На защиту выносятся:

1. Уточненное понятие «профессиональная направленность будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления».

2. Модель вариативного процесса формирования профессиональной направленности личности студентов специальности «Документоведение и доку-ментационное обеспечение управления», опирающаяся на культурологический и деятельностный подходы, включающая три взаимосвязанных компонента (целеполагающий, организационно-содержательный, диагностико-результативный).

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективную реализацию модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивается анализом и учетом современных достижений психолого-педагогической науки, исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, репрезентативностью эмпирических материалов и воспроизводимостью результатов, подтверждается успешным внедрением его итогов в практику работы Челябинской государственной академии культуры и искусств, колледжа культуры г. Челябинска, публикацией материалов и получением на них положительных отзывов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2000 по 2005 год посредством публикаций в печати, в виде докладов, выступлений на всероссийских (Челябинск, Москва), международных (Челябинск) и ежегодных научно-практических конференциях преподавателей ЧГА-КИ (1998;2005 гг.), на методических семинарах и курсах повышения квалификации специалистов социокультурной сферы Челябинской области, на занятиях института педагогических исследований Челябинской государственной академии культуры и искусств (2000;2005 гг.).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Анализ хода и результатов экспериментального исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой нами гипотезы.

2. В основе опытно-экспериментальной работы лежали принципы, ведущими из которых явились: принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверкипринцип объективностипринцип эффективностипринцип выполнения основных условий причинного вывода.

3. Основанием для выделения критериев сформированности профессиональной направленности выступил уровень сформированности мотивацион-ных доминант личности, связанных с основными видами профессиональной деятельности специалиста документоведения и документационного обеспечения управления. Перераспределение уровней сформированности социальных, познавательных и профессиональных мотивов в сторону профессиональных явилось показателем сформированности социальной, познавательной и профессиональной направленностей личности. В качестве уровней сформированности профессиональной направленности личности мы выделили низкий, средний и высокий.

4. В целях выявления уровня сформированности у студентов профессиональной направленности личности нами были использованы следующие методики: анкетный опрос, направленный на изучение мотивационной сферы личности студентовизучение самооценки профессиональных качеств личности руководителя и характеристик способов управления (по методике Ю.П. Платонова) — тест, построенный на основе методики изучения личностных качеств Т. В. Дембо — С. Л. Рубинштейназавершение предложений (на материале методики Д. Сакса).

5. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточную сформированность профессиональной направленности личности у всех групп студентов, участвовавших в эксперименте.

6. Как показала опытно-экспериментальная проверка, для формирования у студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления профессиональной направленности необходимо внедрить модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов.

7. Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование профессиональной направленности личности студентов осуществляется более успешно, если дополнительно в учебный процесс вводятся выдвинутые нами в гипотезе педагогические условия реализации модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов.

8. Необходимыми и эффективными условиями реализации модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов, как показал эксперимент, являются:

• диагностический подход к формированию профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления;

• формирование у студентов установки на активную профессионально-познавательную деятельность;

• осуществление непрерывного развития мотивационной сферы личности студентов в ходе изучения ими специальных дисциплин, их самостоятельной работы и сквозной практики;

• использование в педагогическом процессе методов контекстного обучения.

9. Студенты экспериментальных групп, где в учебном процессе реализованы все четыре названные выше педагогические условия, показали более высокий уровень сформированности профессиональной направленности личности.

Таким образом, анализ хода и результатов эксперимента подтвердил в целом выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждают все положения гипотезы и дают основание для следующих выводов.

Теоретической основой исследования проблемы формирования профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документове-дения и документационного обеспечения управления выступают культурологический и деятельностный подходы. Культура с позиции образования выступает как предпосылка и результат образования. Культурологический подход наиболее соответствует проблеме исследования, так как интегрирует на общей гуманистической основе различные теории, концепции, процессы, адекватен профилю подготовки специалистов социально-культурной сферы. Реализация культурологического подхода предполагает использование при формировании профессиональной направленности студентов принципов антропо-центричности, личностной направленности, приоритета творчества, личностной самоценности в становлении личности. Деятельность выступает как оптимальный и интенсивный способ формирования личности. В развитии личности деятельность выполняет важные функции, в том числе развивающую, интегративную, критериальную, коммуникативную. Реализация деятельност-ного подхода при формировании профессиональной направленности студентов обеспечивается использованием принципов предметности, активности, учета адаптивных и неадаптивных проявлений личности.

Анализ состояния проблемы формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документове-дения и документационного обеспечения управления в теории и практике педагогики показал, что в изучении направленности личности существует несколько точек зрения, ведущей их которых являются рассмотрение направленности как компонента мотивационной сферы личности, как устойчиво доминирующей системы мотивов поведения и деятельности. В качестве компонентов мотивационной сферы в нашем исследовании мы рассматриваем социальные, познавательные и профессиональные мотивы, в которых проявляют себя потребности человека. Иерархия компонентов мотивационной сферы, наличие устойчивых мотивационных линий, мотивационных «пиков» характеризуют направленность личности. Смещение мотивационных «пиков» в сторону основных профессиональных видов деятельности специалистов документоведения и документационного обеспечения управления характеризует их профессиональную направленность. Опросы выпускников, студентов, преподавателей вуза, анализ учебных планов, программ специальности показал, что студенты имеют недостаточно сформированную профессиональную направленность личности.

Опираясь на понятия «профессия», «профессиональная деятельность», «направленность» и задачи нашего исследования, мы уточнили понятие «профессиональная направленность будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления». Под профессиональной направленностью будущего специалиста документоведения и документационного обеспечения управления нами понимается устойчивая доминирующая у него система мотивационных образований, в которых проявляют себя потребности будущего специалиста, направляющие его поведение и деятельность в русло норм, правил, требований, предъявляемых профессией.

Сконструированная нами модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов: це-леполагающего, организационно-содержательного, диагностикорезультативного. Целеполагающий компонент включает в себя требования общества к качеству подготовки будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления, цель и задачи формирования профессиональной направленности личности студентов. Организационно-содержательный компонент включает факторы (социальные, социально-педагогические, педагогические, психолого-педагогические), принципы культурологического и деятельностного подходов, содержание (изучение дисциплин: введение в специальность, менеджмент, маркетингсамостоятельная работа студентовсквозная практика), этапы формирования профессиональной направленности личности студентов. Диагностико-результативный компонент характеризует критерии (социальные, познавательные, профессиональные мотивы) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности профессиональной направленности личности студентов. Все компоненты модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов, их содержательно-процессуальное наполнение взаимосвязаны, образуют целостную педагогическую систему, направленную на решение поставленных в нашем исследовании задач.

Как показало наше теоретическое исследование, успешная реализация модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов — будущих специалистов документоведения и документационно/о обеспечения управления возможна при наличии комплекса педагогических условий. К ним мы относим:

• диагностический подход к формированию профессиональной направленности студентов;

• формирование у студентов установки на активную профессионально-познавательную деятельность;

• осуществление непрерывного развития мотивационной сферы личности студентов в ходе изучения ими специальных дисциплин, их самостоятельной работы и сквозной практики;

• использование в педагогическом процессе методов контекстного обучения.

В основе опытно-экспериментальной работы лежали принципы, ведущими из которых явились: принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверкипринцип объективностипринцип эффективностипринцип выполнения основных условий причинного вывода.

Основанием для выделения критериев сформированности профессиональной направленности выступил уровень сформированности мотивацион-ных доминант личности, связанных с основными видами профессиональной деятельности специалиста документоведения и документационного обеспечения управления. Перераспределение уровней сформированности социальных, познавательных и профессиональных мотивов в сторону профессиональных явилось показателем сформированности социальной, познавательной и профессиональной направленностей личности. В качестве уровней сформированности профессиональной направленности личности мы выделили низкий, средний и высокий.

В целях выявления уровня сформированности у студентов профессиональной направленности личности нами были использованы следующие методики: анкетный опрос, направленный на изучение мотивационной сферы личности студентовизучение самооценки профессиональных качеств личности руководителя и характеристик способов управления (по методике Ю.П. Платонова) — тест, построенный на основе методики изучения личностных качеств Т. В. Дембо — С. Л. Рубинштейназавершение предложений (на материале методики Д. Сакса).

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточной сформированности профессиональной направленности личности у всех групп студентов, участвовавших в эксперименте.

Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование профессиональной направленности личности студентов осуществляется более успешно, если дополнительно в учебный процесс вводятся выдвинутые нами педагогические условия реализации модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов.

В ходе опытно-экспериментальной работы студенты экспериментальных групп, где в учебном процессе реализованы модель процесса формирования профессиональной направленности личности студентов и все четыре педагогических условия ее реализации, показали более высокий уровень сформированности профессиональной направленности личности. Уровни сформированности профессиональной направленности личности студентов на начало эксперимента во всех трех группах были достаточно низкими, а ранжирование мотивов по группам можно представить в следующем порядке: 1) познавательные, 2) профессиональные, 3) социальные, 4) утилитарные.

Введение

педагогических условий реализации модели процесса формирования профессиональной направленности личности студентов обеспечило смену ведущих мотивов. На момент окончания эксперимента у всех студентов отсутствуют утилитарные мотивы. Размещение групп мотивов по рангам выглядит следующим образом: 1) профессиональные, 2) познавательные, 3) социальные. Это явилось показателем сформированности у большинства студентов профессиональной направленности личности.

Результаты эксперимента наглядно демонстрируют (на статистически значимом уровне — 0,05), что внедрение в учебный процесс модели и всего комплекса выдвинутых нами педагогических условий ее реализации значительно стимулируют формирование профессиональной направленности студентов — будущих специалистов документоведения и документационного обеспечения управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. — Т. 4. -№ 5. — С. 3−18.
  4. П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика— М.: Высш. шк., 1991.-383 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-381 с.
  6. .Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки. № 265. — Л.: ЛГУ, 1959. — Вып. 16. — С. 78−91.
  7. А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. -688 с.
  8. И.Д. Диалектическая логика. М.: Высш. шк., 1985. — 376 с.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 266 с.
  10. А.И. Введение в культурологию. М.: Изд-во НАКиОЦ, 1993.-352 с.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.-158 с.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  13. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -342 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  17. A.M. Формирование культуры управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: теория и практика: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. — 363 с.
  18. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1995. — 141 с.
  19. В.А., Савинков В. А. Образование. Проблемно-ориентированный анализ на основе деятельностного подхода: Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. 116 с.
  20. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: АПСН, 1996.-318 с.
  21. М.Н. Интеграция содержания общего и профессиональногообразования в профтехучилищах: теоретико-методологический аспект. -Томск: ТГУ, 1988.-222 с.
  22. В.П., Татур Ю. Г. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  23. И.Г. Психология установки и кибернетика. М.: Наука, 1966.-315 с.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.-М.: Высш. шк., 1991.-257 с.
  25. Л.Н. Профессиональная направленность преподавания дисциплин биоэкологического цикла на факультете дошкольной педагогики и психологии: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 258 с.
  26. A.A. Личность и общение: избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  28. Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 287 с.
  29. Л.Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. -М.: Наука, 1983.-416 с.
  30. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. — 320 с.
  31. Бордовская I I.B., Реан A.A. Педагогика. СПб:. Питер, 2000. — 304 с.
  32. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: МГУ, 1991.- 144 с.
  33. Е.Е. Уровни развития познавательной потребности // Вопросы психологии.- 1973.-№ 5.-С. 125−131.
  34. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 205 с.
  35. A.A. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения, № 2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / Под. ред. A.A. Вербицкого. — М.: Знание, 1994. — С. 3−57.
  36. A.A. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. -С. 78−100.
  37. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. — 472 с.
  38. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Практикум. М.: Гарда-рики, 1999.-288 с.
  39. JI.C. Психология искусства. 2 изд. М.: Наука, 1968. — С. 316−317.
  40. М.Г. О некоторых психолого-дидактических основах формирования самостоятельности студентов в учебном процессе. М.: ОНИ НИИВШ, 1976.-26 с.
  41. Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 172 с.
  42. Г. М. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. — № 6. — С. 82−91.
  43. .А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999.-96 с.
  44. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1983. — 223 с.
  45. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996.-214 с.
  47. Дик Ю.И., Пинский A.A., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов // Сов. педагогика. 1987. — № 9. — С. 42−47.
  48. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−29.
  49. Документоведение и организация документационногообеспечения управления: программа и метод, рекомендации по производственной практике / Сафронова М. А., Лободенко Л. К., ЧГАКИ. Челябинск, 2003.-20 с.
  50. М.Е. Атеистическое воспитание школьников: вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1986. 128 с.
  51. М.Е., Дуранов И. М., Жернов В. И. Общие вопросы педагогики формирования личности. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 36 с.
  52. М.Е., Лешер О. В. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося. — Челябинск — Магнитогорск: ЧелГУ, 1996. 130 с.
  53. М.Е., Ломакина И. С. Логика и культура организации педагогического исследования. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 88 с.
  54. М.Е. Профессиональная направленность студентов. — Магнитогорск: МГПИ, 1992. 118 с.
  55. М.И., Кандыбович A.A. Психология высшей школы. -Минск: БГУ, 1981.-383с.
  56. H.A. Личностно ориентированное воспитание. — Екатеринбург: Иноземье, 1997. 61с.
  57. И. Д. Личностная направленность подростка и методы ее диагностики // Мир психологии. 1999. -№ 1. — С. 46−50.
  58. Л.Ф. Проблема направленности личности в советской психологии //Вопросы психологии. 1972.5. — С. 157−161.
  59. В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 1999. — 46 с.
  60. В.И. Теоретико-методологические основы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента. — Магнитогорск: МГПИ, 1999. 116 с.
  61. Журавлев В.И. XXVII съезд КПСС и проблемы методологии педагогической науки. -М.: Педагогика, 1988.-201 с.
  62. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 19−27.
  63. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  64. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Версия, 1996. — 26 с.
  65. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюллетень Государственного Комитета РФ по высшему образованию. 1996. — № 2. — С. 260.
  66. И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -164 с.
  67. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Из-во УрГПУ, 1998. — 126 с.
  68. А.Н. Воспитание творческой направленности личности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности: Дис. в виде науч. докл. д-ра пед. наук. М., 1997. — 47 с.
  69. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  70. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  71. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  72. М.С., Маргулис A.B., Хмелев A.M. Постановка проблемы потребностей в современной науке // Проблемы потребностей в этике и эстетике. -Л.: ЛГУ, 1976.-С. 3−16.
  73. Т.Г. Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика: Учебно-методическое пособие. Челябинск: Мирос, 1998. — 220 с.
  74. В.М. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискусии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  75. Е.А. Психология профессионала. М.: Смысл, 1996. — 400 с.
  76. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.-392 с.
  77. А.Г. Руководителю о работнике. — М.: Экономика, 1988. —92 с.
  78. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. 192 с.
  79. Г. М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000. 176 с.
  80. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -179 с.
  81. Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришколь-ного управления. Курган: ИПК, 1989. — 105 с.
  82. Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 381 с.
  83. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.: Институт психологии РАН, 1997. 432 с.
  84. В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 28−31.
  85. Краткий психологический словарь / Сост. JT.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  86. B.C. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. — М.: Педагогика, 1983.-С. 146−161.
  87. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высш. шк., 1990.-142 с.
  88. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Политиздат, 1985.-375 с. .
  89. А.П. Методологические проблемы социального эксперимента.-М.: Просвещение, 1971.- 163 с.
  90. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  91. Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  92. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  93. A.A. Совместная деятельность, общение, взаимодействие: к обоснованию «педагогики сотрудничества» // Вестник высш. шк. — 1989. — № 11.-С. 39−48.
  94. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  96. А.Н. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 34−42.
  97. А.Н. Общее понятие деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — С. 5−20.
  98. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. -М.: МГУ, 1971.-40 с.
  99. ЮО.Лешер О. В. Интерсоциальное воспитание и образование молодежи: теория и практика: Дис.. д-ра пед.наук. — Челябинск, 1997. 326с.
  100. Й. Актуальные вопросы теории учения: психологический процесс и психическое развитие // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 152−157.
  101. .Т. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001.-607 с.
  102. Л.К., Сафронова М. А. Документоведение: Программа и метод, рекомендации по учебной практике / Л. К. Лободенко, М. А. Сафронова // ЧГАКИ. Челябинск, 2002. — 16 с.
  103. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  104. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психологические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. — М.: Наука, 1980.-С. 31−43.
  105. В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. — С. 13−32.
  106. A.B., Степанов Е. И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования // Вопросы философии. — 1986. — № 4.-С. 55−59.
  107. А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. -192 с.
  108. А.К., Матис Т. Д., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 162 с.
  109. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 66 с.
  110. А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — Спб: Питер, 2003. — 352 с.
  111. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1971. — 120 с.
  112. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л.: НИИООВ, 1980. — 81 с.
  113. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Педагогика, 1994. — 215 с.
  114. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  115. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. — М.: Педагогика, 1993. 176 с.
  116. Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки качества учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  117. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983.-214 с.
  118. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях.-Киев: Пауковадума, 1975.- 144 с.
  119. Мотивация личности / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: АПН СССР, 1982.-120 с.
  120. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. М.- 1957.-№ 5.-С. 142−143.
  121. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995. — 367 с.
  122. Х.Н. Воспитание профессионально-педагогической направленности личности. Екатеринбург: УГЛУ, 1996. — 66 с.
  123. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецние-реба, 1987.-362 с.
  124. В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. — 174 с.
  125. Е.В. Профессиональная направленность обучения студентов педагогических вузов в процессе углубленного изучения понятия числа: Дис.канд. пед. наук.-М., 1999.-211 с.
  126. М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Мотивация поведения детей и подростков. М.: МГУ, 1972. — С. 3142.
  127. P.C. Психология: Учебник для студ. выс. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1994. — 496 с.
  128. Е.М. Направление личности и методы ее исследования. — М.: Модек, 2004. 192 с.
  129. А.М. Как работать над диссертацией. М.: ИПК и ПРНО МО, 1996.- 112 с.
  130. И.А. Начала статистики для лингвистов. — М.: Высшая школа, 1981.- 157 с.
  131. . Мотивация // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. — С. 16−111.
  132. А.Ю. Особенности индивидуально-дифференцированного подхода к студентам младших курсов: Дис. .канд. пед. наук. J1., 1979. — 162 с.
  133. К. Психологическая теория строения и формирования личности // Психология формирования и развития личности. М.: Педагогика, 1981.-С. 45−67.
  134. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, A.A. Степанова.-М.: Просвещение, 1981.-383 с.
  135. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479 с.
  136. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.
  137. А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. -1988. № 1. — С. 16−26.
  138. Основы вузовской педагогики / Под ред. Е. В. Кузьмина и др. Л.: ЛГУ, 1972.-311 с.
  139. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 304 с.
  140. .Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. — 592 с.
  141. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого, В. И. Журавлева. М: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  142. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  143. Педагогика и психология высшей школы / Отв. ред. М.З. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  144. Н.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммунистических умений у будущих учителей: Автореф. дис. канд.пед. наук.-Л., 1984.-15 с.
  145. A.B. К проблеме диагностики уровня развития межличностных отношений // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Даугавпилс, 1985. С. 46−61.
  146. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-254 с.
  147. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  148. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высш. шк., 1984.- 174 с.
  149. К.К. Личностно-ориентированный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1961.-С. 201−216.
  150. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1975.-С. 72−88.
  151. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  152. C.B. Профессиональная направленность обучения математическим дисциплинам студентов технических вузов: Дис. канд. пед. наук, M., 2000.- 159 с.
  153. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  154. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  155. М.А. Педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией «изобразительное искусство» в педагогических училищах: Дис.канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону., 1996.- 172 с.
  156. Н.И. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя в условиях ориентации его в ценностях педагогической деятельности (на материале дисциплин педагогического цикла): Дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1999.- 175 с.
  157. М.М. Как развивать педагогическое мастерство. М.: Знание, 1987.-78 с.
  158. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. — М.: Педагогика, 1983. -142 с.
  159. A.C. Исследования по психологии установки. — Тбилиси: Меуинебера, 1967. 127 с.
  160. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского и М.Г. Яро-шевского. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  161. С.А. Программно-целевой принцип управления образованием: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1999. — 221 с.
  162. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М.: РАО, 1996. — 211 с.
  163. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Педагогика, 1964. — С. 26−34.
  164. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
  165. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-488 с.
  166. В.Н. Основы общей теории систем. Логико-методологический аспект. М.: Наука, 1974. — 311 с.
  167. М.А. Введение в специальность: Программа / ЧГАКИ. -Челябинск, 2003.- 18 с.
  168. М.А. Культурологический подход к процессу формирования управленческой направленности специалиста социокультурной сферы // Вестник института пед. исследований ЧГАКИ. 2001. — № 3. — С. 62−68.
  169. М.А. Маркетинг: Метод, указания / ЧГАКИ. Челябинск, 2002.- 17 с.
  170. М.А. Маркетинг: Метод, указания / ЧГАКИ. — Челябинск, 2003.- 81 с.
  171. М.А. Маркетинг: Прогр. / ЧГАКИ. Челябинск, 2002.12 с.
  172. М.А. Менеджмент: Прогр. / ЧГАКИ. Челябинск, 2003.40 с.
  173. М.А. Педагогические условия формирования управленческой направленности студентов младших курсов — будущих менеджеров социально-культурной сферы // Вестник института педагогических исследований ЧГАКИ.-2003.-Вып. 1 (№ 8).-С. 105−113.
  174. М.А. Уровень управленческой направленности студентов младших курсов // Вестник ЧГАКИ. 2002. — № 2. — С. 108−118.
  175. М.А. Ценовая политика маркетинга: Лекция / ЧГАКИ. Челябинск, 2002. — 35 с.
  176. А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 336 с.
  177. Е.Б. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1988. — 230 с.
  178. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. -№ 5.-С. 16−21.
  179. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.-350 с.
  180. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 244 с.
  181. В.А. Российская педагогическая энциклопедия. — Т. 2. — 760 с.
  182. Словарь практического психолога / Сост. Ю. Г. Головин. — Минск: Харвест, 1997.-800 с.
  183. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педогогика, 1999. — 675 с.
  184. Совершенствование целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры. — М.: МГИК, 1998. — 168 с.
  185. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. — 967с.
  186. A.B. Метатеория социальной коммуникации. — СПб.: Изд-во Российской национальной библиотеки, 2001. — 352 с.
  187. Социологические и методологические проблемы междисциплинарных исследований // Вопросы философии. 1985. — № 5. — 140 с.
  188. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: ЛГУ, 1988.-97 с.
  189. В.И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие. Киев: КГУ, 1982. — 117 с.
  190. Ю.В. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований. М.: Наука, 1986. — 230 с.
  191. Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контролинг, 1991.-692 с.
  192. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  193. Т.Н. Педагогические проблемы маркетинга образования.-Челябинск: ЮУрГУ, 2000. 212 с.
  194. H.H., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методологическая концепция экспертизы качества образования на основе стандартизации: Монография. Челябинск: ЧГПУ, 1998. — 143 с.
  195. Д.Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: ТГУ, 1961. — С. 5−43.
  196. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  197. A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 221 с.
  198. А. Общее и промышленное управление. М.: Контролинг, 2002.-387 с.
  199. Федеральная программа «Развитие образования в России». — М.: Версия, 1995.-46 с.
  200. Д.И. Психология становления личности. М.: Между-нар. пед. акад., 1994. — 192 с.
  201. Философский энциклопедический словарь. M.: Сов. Энциклопедия, 1988.-815 с.
  202. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
  203. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  204. Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: Педагогика, 1997.-С. 113−115.
  205. В.В. Развитие профессиональной направленности внимания учителя в процессе его подготовки: Дис.канд. пед. наук. М., 2001. -274 с.
  206. Л.Э. Методика реализации прикладной направленности курса алгебры основной школы: Дис.канд. пед. наук. -М., 1999. 160 с.
  207. X. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  208. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 328 с.
  209. В.Э. Направленность личности и поведение школьников // Советская педагогика. 1968. — № 9. — С. 59−72.
  210. С.М. Гуманитарная направленность в обучении физике в учреждениях начального профессионального образования: Дис.канд. пед. наук. — М., 2002.-201 с.
  211. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981.-95 с.
  212. В.Д. Деятельность и способности. М.: Наука, 1994. -320 с.
  213. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дис. д-ра пед. наук.- М., 1997. 308 с.
  214. А.П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.-320 с.
  215. З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  216. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Академия, 1999.-288 с.
  217. В.А. Роль моделей в познании. Л.: ЛГУ, 1963. — 128 с.
  218. А.И. Психологические основы формирования личностисоветского учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1967. 266 с.
  219. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Сов. педагогика. — 1982. — № 8. — С. 74−77.
  220. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  221. В.Д. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1980. — 146 с.
  222. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука. — 1987. — 248 с.
  223. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
  224. Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект. Челябинск, 1998.-136 с.
  225. Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дис.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1977, — 192 с.
  226. Янг С. Системное управление организацией. М.: Экономика, 1972. -289 с.
  227. В1апеу N.T., Stephen S., Rosenfield D., Aronson E., Sikes J. 1977. Interdependence in the classroom: A fieid study. Journal of Educational Psychology, 69, pp. 121−128.
  228. M. 1987. Cooperative learning. Personal communication and hand-out material from the August 1987 inservice presentation, Yselta Independent School District, El Paso, Texas.
  229. Chaudron, Craig. 1977. A descriptive model of discourse in the corrective treatment of learners errors. Language Learning, 27, pp. 29−46.
  230. Cheryl L. Champeau de Lopez. The Role of The Teacher sn Today’s Language Classroom.
  231. Chirstison M.A. Cooperative Learning in the EFL Classroom / Selected Articles from the Englisch teaching forum 1989−1993, Englisch Language Programs Division. United Stated Information Agency, Washington, D. C. 1996.
  232. Christison M.A. and Bassano. 1987. Look who’s talking. Hayward, CA: The Alemany Press.
  233. Csikszentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation- a study of adolescents. In.- Ames C., Ames R. (Eds.) Pesearch on motivation in education. -N.Y.: Academic Press. 1989. — P. 45−71.
  234. J. 1982. Tests, achievement and bilingual students. Focus, 9. National Clearing House for Bilingual Education. 1984. Bilingualism and special education, Civedon, England: Multilingual Matters.
  235. D.E.S. and Welsh Office, Foreign Languages in the School Curriculum. Draft Statement of Policy. 1986. — June. — P.I.
  236. D.E.S. and Welch Office, Foreign Languages in the Curriculum A Statement of Policy // HMSO. 1988. — P. 2.
  237. Toffer A. The adoptive corporation. -L.: Lower, 1985.-217 p.
Заполнить форму текущей работой