Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Адаптация спортивных единоборств в системе физической подготовки учебных заведений довузовского звена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью анализа имеющегося опыта решения подобного рода задач, был проанализирован опыт формирования профессионально-прикладного двигательного фонда у сотрудников зарубежных силовых структур. В результате проведенных изысканий было установлено. что в содержании физической подготовки профессионально-прикладные разделы представлены в большинстве случаев, средствами спортивных единоборств. Подобное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДОВУЗОВСКОГО ЗВЕНА СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
    • 1. 1. Современное состояние и тенденции развития педагогического процесса в учебных заведениях довузовского звена силовых ведомств
    • 1. 2. Неблагоприятные факторы учебной деятельности и их влияние на организм обучаемых
      • 1. 2. 1. Особенности влияния гиподинамии на организм обучаемых учебных заведений довузовского звена
      • 1. 2. 2. Особенности влияния нервно-эмоционачьного напряжения на организм обучаемых учебных заведений довузовского звена
    • 1. 3. Анализ существующего педагогического процесса в учебных заведениях довузовского звена силовых ведомств
    • 1. 4. Анализ специфики профессионально-прикладных разделов физической подготовки аналогичных структур зарубежных стран
    • 1. 5. Формирование гипотезы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Организация исследований
    • 2. 2. Методы исследований
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ РАЗДЕЛОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ € ДОВУЗОВСКОГО ЗВЕНА
    • 3. 1. Исследование особенностей возрастного становления и развития систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность
    • 3. 2. Экспериментальное исследование уровня физического развития и физической подготовленности обучаемых учебных заведений довузовского звена
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития физических качеств у обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств
    • 3. 4. Обоснование профессионально-прикладных средств физической подготовки адекватных возрастным особенностям обучаемых учебных заведений довузовского звена

    3.5. Экспериментальное обоснование эффективности концентрированного внедрения базовой техники дзюдо в содержание профессиональноприкладных разделов физической подготовки учебных заведений довузовского звена.

    ГЛАВА 4. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОВЫШЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОВУЗОВСКОГО ЗВЕНА.

    4.1. работоспособность обучаемых учебных заведений довузовского звена.

    4.2. потребность в движении как основное условие развития обучаемых учебных заведений довузовского звена.

    4.3. исследование основных параметров двигательной активности обучаемых учебных заведений довузовского звена.

    4.4 экспериментальное исследование влияния двигательной активности на работоспособность обучаемых.

    ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ВУЗДЗ СВ.

    5.1. Обоснование подходов и разработка экспериментальной методики.

    5.2. Организация педагогического эксперимента.

    5.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение.

Адаптация спортивных единоборств в системе физической подготовки учебных заведений довузовского звена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дальнейшее развитие образовательного комплекса страны, в качестве одного из основных направлений, предполагает оптимизацию содержательных аспектов педагогической системы на всех уровнях ее функционирования. Реализация этого направления обуславливает поиск, обоснование и внедрение современных и наиболее продуктивных педагогических технологий, учитывающих особенности обучаемых контингентов и специфику педагогических процессов. Доказано, что наиболее перспективным в решении задачи совершенствования системы профессионального образования является поэтапное обеспече-Ф ние конечного результата посредством перехода к непрерывной форме (И.Я. Лернер.

1981; М. Н. Скаткин. 1984; В. В. Кузин, 1996 и др.).

В работах последних лет отмечается, что успешность всего процесса профессиональной подготовки во многом зависит от эффективности ее начальных этапов. Несомненно, конечный результат функционирования всей системы детерминирован степенью логического объединения и структурного соподчинения отдельных и в то же время, системно взаимосвязанных этапов профессионального становления. В качестве начального этапа профессионального становления сотрудников силовых ведомств (СВ). рассматривается обучение в учебных заведениях довузовского звена (УЗДЗ). Авторами отмечается, что основными задачами этого этапа, выступают: возможно полная реализация возрастной программы развития обучаемых, обусловленная специфическим периодом онтогене-9 засоздание основы для успешного прохождения последующих этапов профессионального становления (Г.А. Ивахненко, 1997, 1999; Ю. А. Суворов, 1998; Ю. И. Медведев, 2001).

Вместе с тем, необходимо отметить влияние целого комплекса факторов неблагоприятного влияния, обусловленных современными особенностями педагогического процесса. Так, начальный этап профессионального становления, соответствующий обучению в УЗДЗ СВ, сопряжен с влиянием на обучаемых больших объемов учебной нагрузки, предполагающих воздействие гиподинамии и гипокинезии, а также осуществление деятельности в условиях постоянного нервно-эмоционального напряжения (НЭП) (Д.В. Ма-тусов, 1996; A.B. Кондрашин, 1999 и др.). Несомненно, что воздействие отмеченных факторов значительно снижает эффективность функционирования педагогического процесса. Имеющий место, в последние годы рост интенсивности неблагоприятных факторов сопряженных с учебной деятельностью, ставит под сомнение возможность повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников СВ. Современные тенденции экстенсивного развития системы профессиональной подготовки сотрудников СВ, загруд-няюг реализацию поэтапного формирования специалиста. Данное обстоятельство обусловлено возможностью срыва адаптационных процессов, нарушения программы возрастного развития обучаемых, что согласуется с выводами Колесова Д. В. (1987), Меньковой C.B. (1997) и др.

В свете сказанного следует отметить несовершенство существующих подходов к физической подготовке сотрудников СВ, слабую взаимосвязь ее содержания как между этапами профессионального становления, так и оторванность от остальных видов учебной деятельности. Нельзя не отметить, часто встречающуюся, слабую обоснованность применяемых средств и со стороны этапных задач профессионального становления, и со стороны особенностей обучаемых контингентов (Б.А. Лампусов. 2001; Б. В. Ендальцев, 2001). Решение проблемы предполагает обязательность проведения научного поиска в направлении всестороннего изучения возрастных особенностей адаптационного взаимодействия организма обучаемых УЗДЗ СВ, требований начального этана профессионального становления к содержанию физической подготовки, особенно к специфике применяемых средств.

Таким образом необходимость проведения работы определяется отсутствием в содержании физической подготовки обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств (УЗДЗ СВ), средств обеспечивающих повышение их работоспособности, неадекватностью содержания профессионально-прикладных разделов физической подготовки возрастным особенностям обучаемых и необходимостью формирования у них профессионально-прикладного двигательного фонда, обусловленного предстоящей профессиональной деятельностью. Такое положение дел в значительной мере снижает эффективность всего педагогического процесса на начальном этапе профессионального становления сотрудников силовых ведомств.

Тщательная разработка вопросов возрастных особенностей обучаемых, адекватного им подбора средств физической подготовки, должны обеспечить оптимизацию протекания адаптационных процессов обеспечивающих, как рациональность физического развития об" чаемых. гак и формирования у них мрофессиоцалыю-прикладного двигательного фонда. В основу подобного заключения положены выводы, о неблагоприятном влиянии необоснованно завышенного объема учебной нагрузки на реализацию возрастной программы развития обучаемых. Недостаточный учет в содержании педагогического процесса возрастных особенностей обучаемых контингентов. неизбежно приводит к искажению природой программы становления и развития всех, без исключения, систем организма (H.A. Фомин. В. П. Филин. 1987: Humphrey J. Н., 1990 и др.).

Следует отметить, что применение физических упражнений, по нагрузочным режимам. уровням сложности и специфике, адекватных особенностям обучаемых и требованиям педагогического процесса, способствует оптимизации их физического развития, профессионально-прикладной подготовленности и повышению качества познавательной деятельности (B.JI. Маришук и др. 1994; С. В. Менькова, 1997; В. П. Губа, 1997). Таким образом, направленное применение рациональных по своей структуре и нагрузочным параметрам средств в рамках соответствующих периодов онтогенеза (в нашем случае сопряженных с активным ростом и развитием организма обучаемых УЗДЗ СВ), предполагает возможность одновременного решения разнородных задач. В основе этого лежит факт, сопряженного воздействия двигательной активности на отделы нервной системы, органы и системы организма обучаемых, определяющие процессы развития, обучения, обеспечивающие познавательную деятельность и поддержание работоспособности (PC).

Отмеченный механизм обусловил многовековую традицию применения различных двигательных систем, например, восточных систем психофизического свойства, разновидностей единоборств, в интересах не только прикладной подготовки занимающихся, но и совершенствования механизмов поддержания и повышения PC, управления физическим и психическим состоянием. В ряде работ, посвященных рассмотрению различных восточных школ и направлений, указывается на то обстоятельство, что уникальная, по степени обоснованности применяемых средств и методической разработанности, система базовых движений способствует устранению, имеющего место, противоречию между биологической данностью индивида и запросами соци&пьной среды (Ю.В. Высочин, 2000).

С этой точки зрения видится перспективным исследование возможности направленного применения средств спортивных единоборств в педагогическом процессе УЗДЗ СВ. С одной стороны, это предполагает применение средств профессионально-прикладного свойства, адекватных особенностям обучаемых и задачами педагогического процесса (в отличие от необоснованного применения средств рукопашного боя). С другой — обеспечивает возможность одновременно с формированием профессионально-прикладного двигательного фонда у обучаемых УЗДЗ СВ. направленно решать задачу повышения их PC. 9 Следует отметить, что современные подходы к оценке возрастного развития, антропометрических. психомоторных и физических изменений в процессе обучения, предполагают дифференцированное рассмотрение всех показателей. Вместе с тем, научные данные, бесспорно, доказывают необходимость оценки целостного состояния организма, интегративной оценки его состояния, исследование системных реакций (И.М. Туревский, 1997). Подобный подход предполагает необходимость получения информации позволяющей составить мнение об организме как целостной системе, определить степень его соответствия требованиям выполняемой деятельности. С отмеченных позиций, оправданным представляется поиск таких педагогических решений, которые, основываясь не столько на количественных параметрах, сколько на качественных особенностях применяемых средств, обеспечили бы оптимизацию системных проявлений организма. Особен* но важен подобный подход в деле формирования системных реакций растущего организма в процессе воздействия неблагоприятных факторов жизнедеятельности. Одним из наиболее обобщенных видов системных проявлений организма принято рассматривать, показатели обуславливающие уровень его PC (И.А. Сапов, A.C. Солодков, 1980; А.О. Но-вакатикян, А. И. Ковалева, 1989 и др.).

Доказанность активного развития всех систем организма, выраженного повышения уровня функционирования сенсорных, перцептивных, мнемических, психомоторных функций в юношеском периоде онтогенеза, совпадающем по срокам с обучением в УЗДЗ СВ, требует более корректных подходов к обоснованию содержания физической подготовки. Также, имеющий место в современном педагогическом процессе, уровень учебных нагрузок, обуславливающий поиск эффективных и в то же время адекватных, возрастным особенностям обучаемых средств. Несомненно, что наибольшее значение приобретаю! научные исследования по обоснованию подходов интегрированного решения задач физическою развития и формирования профессионально-ирикладного двигательног о фонда, а также повышения уровня их РС (Г.А. Ивахненко и др., 2000).

Проведение исследования в данном направлении предполагает, что впервые, на основе всестороннего анализа педагогического процесса в учебных заведениях довузовского звена силовых ведомств, доказана неадекватность применяемых в содержании профессионально-прикладных разделов физической подготовки средств, как возрастным особенностям обучаемых, так и стоящим перед начальным периодом профессионального становления сотрудников силовых ведомств, задачам. Исследовано влияние наиболее выраженных неблагоприятных факторов учебной деятельности (гиподинамии и нервно-эмоционального напряжения) на организм обучаемых учебных заведений довузовского звена. На основе исследования основных систем организма обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств и детального анализа содержания профессионально-прикладных разделов физической подготовки, доказана необходимость замены содержания профессионально-прикладных разделов физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ средствами спортивных единоборств, как более адекватными их возрастным особенностям и задачам педагогического процесса. Обоснована возможность повышения работоспособности обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств путем направленного включения средств спортивных единоборств в содержание физической подготовки.

Говоря о физической подготовке обучаемых УЗДЗ СВ, особенно о содержательных аспектах профессионально-прикладных разделов, следует отметить тот факт, что данные вопросы не являются продуктом детального научного исследования. Как отмечают авторы и показывают данные собственных исследований, содержание физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ в основном заимствовано из программ высших учебных заведений, особенно это касается профессионально-прикладных разделов.

Необходимо констатировать назревшую необходимость проведения исследований по оптимизации содержания физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ, особенно профессионально-прикладных разделов, в строгом соответствии с возрастными особенностями обучаемых, спецификой организации образовательного процесса и стоящими в рамках начального периода профессионального обучения задачами. Практика педагогического процесса на начальном этапе профессиональною становления сотрудников СВ показывает, что особую актуальность приобретают направленное развитие физических качеств, формирования профессионально-прикладного двигательного фонда у обучаемых и снижения влияния неблагоприятных факторов образовательного процесса в УЗДЗ СВ. Не вы-• зывает сомнений, что решение последней задачи, в конечном итоге, сведется к повышению работоспособности обучаемых.

Следует отметить практическую значимость разработки и внедрения в педагогический процесс учебных заведений довузовскою звена силовых ведомств методики, обеспечивающей одновременное повышение работоспособности обучаемых учебных заведений довузовского звена и формирование у них профессионально-прикладного двигательного фонда обусловленного предстоящей профессиональной деятельностью. Сделанные заключения позволили сформулировать положения выносимые назащиту:

1. Содержание физической подг отовки в учебных заведениях довузовского звена силовых ведомств должно соответствовать возрастным особенностям обучаемых, задачам начального этапа профессионального становления, а также обеспечивать устойчивость организма к неблагоприятному воздействию учебной нагрузки.

2. Концентрированное внедрение средств спортивных единоборств в содержание физической подготовки, как более адекватных возрастным особенностям обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств, обеспечит у них как формирование достаточного объема профессионально-прикладного двигательного фонда, так и поддержание оптимального уровня работоспособности.

выводы

В результате анализа современного состояния педагогического процесса в УЗДЗ СВ было выявлена слабая взаимосвязь его содержания со стоящими задачами па современном этапе реформирования системы профессионального образования в силовых ведомствах. Также, в результате проведенных исследований установлено неблагоприятное влияние учебной деятельности на организм обучаемых на начальном этапе профессионального становления, что обуславливает интенсивное воздействие, целого комплекса неблагоприятных факторов. Наиболее выраженными из всего спектра выявленных неблагоприятных влияний учебной деятельности, являются гиподинамия и первпо-эмоциопалыюе напряжение.

Анализ содержания педагогического процесса УЗДЗ СВ в целом, и физической подготовки в частности, позволяет заключить о крайне малом объеме временного бюджета выделяемого на решение задач обусловленных развитием обучаемых, их физическим совершенствованием, а также требованиями текущей и предстоящей профессиональной деятельности. В ходе исследований было выявлена необоснованность содержания профессионально прикладных разделов физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ, установлены факты простого копирования учебных программ высших учебных заведений силовых ведомств. Такое положение дел обуславливает необходимость поиска средств физической подготовки адекватных возрастным особенностям и уровню развития обучаемых, а также обеспечивающих решение стоящих перед начальном этапом профессионального становления сотрудников силовых ведомств, задач. Детальное рассмотрение особенностей возрастного становления и развития систем, обеспечивающих двигательную активность (система движения, сердечно-сосудистая, дыхательная, крови и эндокринная системы) способствовало конкретизации вопросов адекватности применяемых средств. Также всестороннее (63 параметра и расчетных показателя) экспериментальное исследование возрастных особенностей развития физических способностей обучаемых, всех трех курсов, УЗДЗ СВ, позволило обоснованию средств спортивных единоборств как наиболее адекватных. Сделанные выводы были подтверждены в ходе изучения опыта профессиональной подготовки сотрудников силовых структу р зарубежных государств. В результате исследований установлено широкое использование в практике физической подготовки средств спортивных единоборств, и в частности, приемов и действий из содержания дзюдо. Решение же задач подготовки сотрудников по ру копашному бою отнесено в содержание боевом и профессиональной подготовки.

4. В ходе экспериментальных исследовании доказана эффективность концентрированного применения средств из базового курса дзюдо, в интересах обеспечения направленного формирования основы профессионально-прикладного двигательного фонда обучаемых УЗДЗ СВ. Полученные результаты доказывают целесообразность применения средств спортивных единоборств в интересах формирования у обучаемых УЗДЗ СВ необходимого профессионально-прикладного двигательного фонда, соответствующего задачам начального этапа профессионального становления сотрудников силовых ведомств и их возрастным особенностям.

5. Всестороннее изучение основных положений работоспособности и экспериментальное исследование параметров двигательной активности обучаемых УЗДЗ СВ, позволило обосновать подходы к решению задачи повышения их работоспособности. В процессе проведенных изысканий установлено, что направленное применение упражнений одновременно активно влияющих на психофизиологические механизмы и способствующие повышению уровня физических качеств обеспечивает повышение работоспособности. В качестве наиболее эффективных средств решения проблемы работоспособност и обучаемых УЗДЗ СВ, с учетом их возрастных особенностей и требований предстоящей профессиональной деятельности определены сложнокоординационные приемы и действия из содержания спортивных единоборств.

6. Концентрированное внедрение в содержание различных форм физической подготовки УЗДЗ СВ приемов и действий из базового курса дзюдо, в полной мере обеспечивают поддержание, достаточно высокого уровня работоспособности у обучаемых. Полученные, в процессе экспериментальных исследований данные, способствовали детальному рассмотрению структуры работоспособности обучаемых, а также выявлению ведущих ее компонентов и критериев оценки.

7. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики направленной на формирование профессионально-прикладного двигательного фонда у обу чаемых УЗДЗ СВ и, одновременно, повышение их работоспособности, доказала возможность решения подобной комплексной задачи во временных рамках физической подготовки. Также следует отметить то, что средства спортивных единоборств следу ет рассматривать как наиболее адекватные, возрастным особенностям обучаемых УЗДЗ СВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное развитие педагогических систем в рамках реформирования образовательного комплекса страны, остро поставило ряд вопросов, требующих своего решения. Своего направленного рассмотрения требуют вопросы обуславливающие не только эффективность педагогического процесса, но и вопросы обусловленные возрастными особенностями обучаемых, требованиями предстоящей профессиональной деятельности, спецификой учебно-воспитательного процесса. Особое звучание решение данных проблем приобретает в отношении педагогического процесса в УЗДЗ СВ. Необходимость проведения научного поиска обуславливается, с одной стороны, потребностью практики в адекватных, особенностям обучаемых, обеспечивающих оптимизацию их возрастного развития, а также достижение ими достаточного, для предстоящей профессиональной деятельности, уровня физической подготовленности, педагогических технолог иях. Вместе с этим, решение этих задач не отменяет обязательности поиска педагогических решений обеспечивающих компенсацию воздействия на организм обучаемых комплекса неблагоприятных воздействий учебного процесса.

Таким образом, современное состояние образовательного процесса в УЗДЗ СВ поставило на повестку дня решение комплексной задачи по обеспечению достаточного для предстоящего обучения в ВУЗах СВ уровня физических качеств и объема профессионально-прикладного двигательного фонда, с одной стороны. С другой же стороны перед физической подготовкой в УЗДЗ СВ возникает необходимость решения проблемы по обеспечению РС обучаемых. Специфика стоящей проблемы заключается в том, что обучаемые находятся в пубертатном периоде онтогенеза, что предполагает обязательность учета возрастной программы развития, а значит требует поиска и обоснования адекватных средств. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что снижение в течении учебного года РС обучаемых, в значительной мере, обусловлено интенсивным влиянием со стороны сопряженных с современным учебным процессом гиподинамии и НЭП.

Данное обстоятельство явилось следствием резкого роста объемов и интенсивности учебной нагрузки. Увеличение времени необходимого на обеспечение учебной деятельмости обуславливает сокращение времени предназначенного для активного отдыха, двигательной активности, занятии енотом и т. п. что обуславливает неблагоприятное влияния на организм обучаемых гиподинамии. Несомненно, что подобного рода деятельность является мощным эмоциогеииым фактором, что обеспечивает стрессорпое воздействие на обучаемых. Таким образом, не требует особых доказательств то обстоятельство, что современный учебный процесс, в том числе и в УЗДЗ СВ, сопряжен с интенсивным воздействием на организм юношей НЭП. Проведенный, в рамках работы, всесторонний анализ влияния гиподинамии и НЭН на организм обучаемых, позволил сделать заключение о том, что необходимость поиска путей решения проблемы. Детальное рассмотрение научно обоснованных способов решения возникшей проблемы позволило сделать вывод о направленном использовании с этой целью физических упражнений.

С целью анализа существующего в УЗДЗ СВ педагогического процесса было проведено исследование как временного бюджета, так и содержания учебной программы по физической подготовке. Результатом анализа явились ряд заключений о том, что во-первых, времени выделяемого на физическую подготовку в УЗДЗ СВ крайне недостаточно для решения поставленных перед ней задач. Во-вторых, дифференцированное развитие физических качеств, формирование двигательных навыков профессионально-прикладного свойства у обучаемых УЗДЗ СВ не предполагает рационального использования времени отводимого на физическую подготовку и не отвечает особенностям обучаемых и специфике решаемых задач. В-третьих, содержание профессионально-прикладных разделов физической подготовки в УЗДЗ СВ не только не адекватно возрастным особенностям обучаемых, но и не предполагает какой-либо обоснованной связи с общими задачами подлежащим решению в рамках начального этапа профессионального становления. Таким образом, сделанные выводы обусловили поиск решения обозначенных проблем.

С целью анализа имеющегося опыта решения подобного рода задач, был проанализирован опыт формирования профессионально-прикладного двигательного фонда у сотрудников зарубежных силовых структур. В результате проведенных изысканий было установлено. что в содержании физической подготовки профессионально-прикладные разделы представлены в большинстве случаев, средствами спортивных единоборств. Подобное решение обусловлено рядом факторов, способствующих повышению эффективности педагогического процесса. Во-первых, подобный подход позволяет дифференцировать задачи, требующие своего решения в рамках физической подготовки и профессиональной подготовки. Больший объем времени, отводимый па физические упражнения обеспечивает достижение достаточно высокого уровня физической подготовленности обучаемых. Прикладность процесса, обеспеченная направленным использованием средств из арсенала спортивных единоборств в большинстве случаев дзюдо, что способст вует формированию у обучаемых широкой основы профессионально значимого двигательного фонда. Совершенствование же обучаемых, непосредственно в умении ведения рукопашной схватки или выполнения других прикладных действий проходит на основе сформированного фонда в рамках профессиональной подготовки. Полученные данные позволили приступить к обоснованию путей решения возникшей проблемы.

Не требует особых доказательств, что адекватность подбора средств физической подготовки в отношении обучаемых УЗДЗ СВ в первую очередь требует детализации возрастных их особенностей. С этой целыо в рамках нашего исследования были детально изучены особенности становления и развития основных систем организма юношей. Полученные данные позволили правильно оценить результаты экспериментальных исследований возрастных особенностей становления и развития физических и психомоторных качеств у обучаемых УЗДЗ СВ. Широкий спектр применяемых методик (63 экспериментальных и расчетных показателя), задействование в эксперименте обучаемых всех трех курсов обучения, позволило получить исчерпывающую информацию о возрастных особенностях двигательных проявлений у обучаемых.

В процессе экспериментальных исследований было установлено следующее, что более ранние возрастные сроки развития ловкости и быстроты по отношению к силе и выносливости, предполагают их направленное развитие у обучаемых УЗДЗ СВ. Установлено, что применение средств предполагающих изолированное развитие физических качеств в контексте формирования широкого двигательного фонда видится малоперспективным. Наиболее адекватными, возрастным особенностям обучаемых УЗДЗ СВ, видятся сложнокоординационные, динамические, ситуативные упражнения, обладающие высоким формирующим потенциалом по отношению ко всем физическим качествам, в зависимости ог методической специфики их применения. И наконец, подтверждено, что на начальных периодах обучения включение сложпокоординацнонных упражнении целесообразно ориентировать на развитие ловкости и быстроты, а па заключительных — силы п выносливости.

Результаты исследований позволили выявить неадекватность включенных в программу УЗДЗ СВ, средств рукопашного боя. заимствованных из программ высших учебных заведений и даже боевых подразделений и частей, у ровню развития и возрастным особенностям обучаемых. С целью подтверждения сделанного заключения были проведены экспериментальные исследования уровня физической подготовленности обучаемых УЗДЗ СВ и высших учебных заведений. В процессе исследований выявлена значительная разница в уровнях физической подготовленности обучаемых УЗДЗ СВ и слушателей высших учебных заведений СВ, что наглядно обосновывает некорректность применения одних и тех же упражнений в педагогическом процессе слушателей ВУЗов СВ и обучаемых УЗДЗ СВ. полученные данные позволили предположи л., что достаточно эффективные упражнения из содержания физической подготовки слушателей ВУЗов СВ, не только не способствуют совершенствованию обучаемых УЗДЗ СВ, но и при определенных обстоятельствах могут выступать в качестве повреждающего фактора.

О нежелательности применения средств рукопашного боя в педагогическом процессе обучаемых УЗДЗ СВ говорят и результаты экспериментальной проверки качества выполнения приемов рукопашного боя обучаемыми ВУЗов и УЗДЗ СВ. в ходе исследований выявлены достоверные различия в уровне подготовленности обучаемых различных этапов профессионального становления. Несомненно, что в основе данного факта лежит возрастная неспособность обучаемых УЗДЗ СВ в полном объеме освоить предлагаемый материал. Вместе с тем, в ходе исследований было показано, что изъятие из программ обучаемых УЗДЗ СВ упражнений профессионально-прикладного свойства нецелесообразно, хотя бы потому, что принятая в настоящее время непрерывная форма профессиональной подготовки специалиста СВ, предполагает преемственность содержания. Более оправданным видится поиск и включение в учебные программы УЗДЗ СВ адекватных, возрасту обучаемых и соответствующих специфическим задачам педагогического процесса средств. Решение проблемы было найдено в уменьшении объема средств рукопашного боя и широкого включения в программы по физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ средств из арсенала спортивных единоборств.

Гак, например содержание дзюдо, являясь основой большинства бросковых приемов из рукопашного боя, вполне отвечает возрастным особенностям юношей, способно обеспечить как формирование профессионально-прикладною двигательного фонда у обучаемых УЗДЗ СВ, так и позволяет повысить уровень развития их физических качеств. Основой такого предположения является огромный опыт, наработанный в спортивной работе. Предположение о том, что активное включение приемов дзюдо, в виду своей сложпоко-ординациопной структуры, в программу по физической подготовке обучаемых УЗДЗ СВ, обеспечит выраженный рост физических качеств находящихся в зоне сенситивных периодов своего развития. Также предположение о том, что применение базовой техники дзюдо, как основного формирующего средства, обеспечит развитие всего комплекса психофизиологических качеств и психомоторных функций, обеспечивающих двигательные проявления у юношей нашли свое подтверждение в процессе эксперимента.

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что концентрированное применение средств дзюдо в различных формах физической подготовки с различной методической направленностью позволяет помимо обеспечения достаточной динамики показателей физической подготовленности обучаемых, обеспечить повышение способности занимающихся к решению высокоинтеллектуачизированных задач двигательного плана, что является мощным фундаментом как в отношении предстоящего обучения в ВУЗах СВ, так и в отношении предстоящей профессиональной деятельности сотрудников СВ.

Вместе с тем, проведенные исследования выдвинули проблему работоспособности обучаемых УЗДЗ СВ в ряд первостепенных. Детальное рассмотрение основных положений определяющих РС, подходы к ее обеспечению позволили в качестве основных направлений исследования определить во-первых, необходимость получения возможно полного объема информации о степени влияния осуществляемой деятельности на организм обучаемых УЗДЗ СВ. Во-вторых, поиска путей решения проблемы РС обучаемых

УЗДЗ СВ с позиций системного повышения активности организма обучаемых, его функционального состояния. Рассмотрению этих аспектов посвящена следующая часть работы.

В ходе проведенных экспериментальных исследовании были получены данные о крайне низкой двигательной активное ги обучаемых В УЗДЗ СВ вне зависимости от курса обучения. Самые низкие показатели отмечены у обучаемых первого курса, что вообще ставит под сомнения возможность адаптации юношей к специфике жизнедеятельности, обусловленной обучением в УЗДЗ СВ. Также было выявлено, что существующий процесс, в рамках физической подготовки не решает задач восполнения двигательной активности обучаемых, как не решает проблемы в рамках других предметов и мероприятий. Полученные данные обусловили необходимость поиска возможного решения проблемы. Одним из обоснованных направлений может было обоснование средств, отвечающих особенностям обучаемых конгингентов, а также обладающих высоким потенциалом, позволяющим повысить уровень двигательной активности.

В ходе проведенных исследований на основе данных дневной динамики РС обучаемых были сформированы две группы ЭГ1 и ЭГ2. В качестве критерия дифференциации участников эксперимента был принят уровень дневной динамики их РС. Полученные в ходе исследований данные позволили заключить о том, что при направленном применении физических упражнений в интересах поддержания и повышения РС обучаемых, основу должны составлять сложнокоординационные упражнения сопряженные с необходимостью решения задач на основе оценки сложившейся ситуации и осуществления выбора. Несомненно, что такими упражнениями являются единоборства и, в частности средства базового курса дзюдо, а также спортивные и подвижные игры. Полученные данные позволили заключить о перспективности такого подхода к решению не только вопросов РС обучаемых, но и формирования основы профессионально-прикладного двигательного фонда и развития физических качеств.

Таким образом, в процессе проведения комплексных экспериментальных исследований были подтверждены сделанные ранее предположения о несоответствии содержания профессионально-прикладных разделов физической подготовки у обучаемых УЗДЗ СВ, в следствии слабого учета их возрастных особенностей и требований осуществляемой деятельности. Также, была показана возможность посредством концентрированного применения в педагогическом процессе УЗДЗ СВ средств спортивных единоборств как адекватных особенностям обучаемых, обеспечивающих одновременное формирование основы для успешного освоения программы по рукопашному бою на последующих этапах профессионального становления и достаточно эффективного развития физических качеств. Нельзя не отметить то обстоятельство, что в процессе экспериментальных исследований были получены данные, позволяющие рассматривать концентрированное применение средств спортивных единоборств как эффективное средство обеспечивающее направленное повышение РС обучаемых УЗДЗ СВ. Особого внимания заслуживают результаты математической обработки полученных данных. Так в процессе проведения факторного анализа экспериментальных данных была выявлена структура РС обучаемых УЗДЗ СВ проявляющих толерантность к воздействию факторов учебной деятельности и не обладающие ею. Не требует доказательств то, что выявленные в ходе исследований параметры могу быть рассмотрены как критерии оценки устойчивости РС у обучаемых.

Таким образом доказано, что основу содержания физической подготовки обучаемых УЗДЗ СВ должны составлять сложнокоординационные, ситуативные упражнения, требующие от занимающихся проявления всех физических качеств в форме комплексного проявления, умения решать сложные двигательные задачи на основе получения и обработки, различной по каналам поступления, информации. Такое видение решения проблемы повышения РС обучаемых УЗДЗ СВ, стало возможным в результате проведения комплексных экспериментачьных исследований и, на этой основе, детализации структуры РС полярных групп. Учитывая полученные данные и огромный практический опыт применения в различного рода педагогических процессах и на самых разнообразных возрастных группах этими средствами являются приемы и действия базового курса дзюдо.

На этой основе было проведено всестороннее обоснование методики концентрированного применения средств дзюдо в педагогическом процессе обучаемых УЗДЗ СВ. Правильность сделанных выводов была экспериментально проверена на экспериментальной группе обучаемых УЗДЗ СВ в рамках педагогического эксперимента. Полученные данные полностью подтвердили рациональность концентрированного применения средств спортивных единоборств в педагогическом процессе обучаемых УЗДЗ СВ. В процессе исследований доказано, что подобный подход обеспечивает одновременно поддержание РС обучаемых, формирование у них профессионально-прикладного двигательного фонда и достаточно эффективно влияет на рост уровня физических качеств. Несомненно, что полученные данные являются следствием разработанной методики основывающейся на концентрированном применение адекватных особенностям обучаемых средств.

<"
Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Кислотно-щелочной баланс М. Медицина. 1966. 174с .
  2. В. А. Бондаренко Б.Б. Чавпецов В. Ф. Профилактика сердечно-сосудистых ваннй. Л.: Знание, 1987. — 32 с.
  3. Амосов П К., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. Киев, «Здоровье», 1984. -92с.
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональной системы. М., Медицина, 1975.-447с.
  5. И.А. Ритмическая гимнастика как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток- Автореф.. дисс. канд. пед. Наук. Малаховка, 1992. — 23 с.
  6. М.В. Гигиена детей и подростков. Изд. 5-е. М.: Медицина, 1977. — с.48−84.
  7. И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте М.: Медицина, 1979.- 327 с.
  8. С.М. Основы обучения рукопашному бою. СПб, ВИФК, 1994.-135с.
  9. Г. Я. Нацвлишвили Б.П. Девятаев А. М. Нейромедиаторы при стрессовых реакциях и эксгремальных состояниях. Казан, мед. журнал., 1978, т.59, № 1, с.63−64.
  10. В. И. Голубев В.Н. Физиология физической подготовки и военного груда. Л., ВИФК, 1991, 269с.
  11. В.И. Методическое пособие к практическим занятиям по физиологии военного труда.-Л.: ВДКИФК, 1988, — 137 с.
  12. И.И. Особенности адаптации подростков к циклическим упражнениям. // В кн.- Спортивная кардиология. Вильнюс, 1975, с.75−82
  13. H.A. О ловкости и ее развитии. М.:ФиС, 1991,-288с.
  14. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980. — 208 с.
  15. И.Т. Психология установки и кибернетика. -М.: Наука, 1966, 249с.
  16. М.М. Обучение двигательным действиям. М., ФиС, 1985, 264с.
  17. В. С., Силуянов В. М. Методика силовой подготовки дзюдоистов 15−17 летнего возраста // Теор. и практ. физической культуры. 1993. — № 5−6. — С. 5−8.
  18. Е.Я., Ханкельдиев IU.X. Физическая подготовленность учащейся молодежи. Ташкент: Медицина, 1986. — 207с.
  19. В.Е. Физическая работоспособность спортсменов. Л., ЛГУ, 1982,62с.
  20. И.С. Как управляется дыхание человека. Л.: Наука. 1985. — 160с.
  21. Ю. В. Рябчук Ю.А. Связь индивидуальных свойств человека-оператора с продуктивностью деятельности и устойчивостью к влиянию факторов монотонности труда. -Вонр.психол., 1981, Ха 1, с. 126−130.
  22. В.Н., Чугунов B.C. Симпагпко-адреналовая активность при различных функциональных состояниях человека. М.: Медицина. 1985. — 272с.
  23. A.M. Лекции, но патологии вегетативной нервной системы. -М.: 1ММИ им. Сеченова, 1971.-87с.
  24. Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: ФиС, 1985.- 175с.
  25. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.:ФиС, 1988.- 330с.
  26. A.A., Кирге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность. М.: ФиС, 1983. -158с.
  27. В.М. Тренеру о подростке. М.: ФиС, 1973. — 72с.
  28. НИ. Физиологические основы современных методов тренировки выносливости. М.: ФиС, 1975.-121 с.
  29. Е.П., Филь С. Н., Близнюк Ю. В. Оптимизация обучения юных спортсменов на основе учета индивидуальных особенностей первой системы сб.: Всемир. науч. конф. «Спорт в современном обществе»., Педагогика. Психология М., 1980.
  30. В.М. Физические способности детей и подростков. Киев, «Здоров'я», 1981.
  31. В. М. Филин В.П. Отбор в спорте. М., ФиС, 1983
  32. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация универсальный биологический механизм приспособления. — М.: Медицина, 1987. — 176с.
  33. И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. -СПб.: ГМПА, 1996, с.56
  34. Ю.В. Здоровому о здоровье. // В кн. «Бокс» СПб: Мир и Семья, Интер-лайн, 2000, с. 125−128.
  35. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Автореф.. дпсс. д-ра пед. наук.-M.l996.-53 с.
  36. М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. -М.: ФиС. 1980. -136с.
  37. В.Н. и др. Организация двигательной активности человека. СПб.: ВИФК, 1997.-44с.
  38. В.Н. Управление двигательной актпвпосгыо при экстремальных состояниях. -Л.: BMA им. Кирова. 1987.- с. 12−20.
  39. В.Н., Управление двигательной активности человека в экстремальных состояниях. Автореф. докт. мед. Паук. СПб.: BMA, 1991. — 44с.
  40. Г. Д. Психопедагогика в спорте. М., ФиС, 1993, 158с.
  41. Н.Д., Зинченко В.Г1. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. -208 с.
  42. A.A. Исследования психомоторики у обучаемых военных учебных заведений.// Сборник статей. -Л., ВИФК, 1981.-е. 35−38
  43. A.A. Стрелец В. Г. Теоретические и прикладные аспекты подготовки летного состава.: Учеб. пособие. -Л.: ВДКИФК, 1991. -72с.
  44. П.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М.: Медицина, 1975, с.278
  45. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды снорга. Автореф. докт. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1997.- 50с.
  46. Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта. СПб, ГТУ, 1996.-135с.
  47. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. М.: Медицина, 1974, с.225
  48. В. С. и др. Динамика структуры подготовленности юных дзюдоистов в результате применения концентрированной скоростно-силовой нагрузки // Теор. и практ. физической культуры. 1991. — № 10. — С. 40−43.
  49. А.Г. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. -М.: ФиС, 1979.204с.
  50. Демьяненко Ю. К Щеглдев В. А. Орлова В.А. Физические упражнения в системе военно-профессионального отбора. Л.: ВИФК, 1984. — 72с.
  51. A.B. Детская спортивная медицина. -М.: Медицина.1980,с.101-I 10
  52. JI.B. Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства. Л.: Медицина, 1975. — 200 с.
  53. В.М. Техническая подготовка спортсменов. М. ФиС, 1967, 151 е.
  54. . В. О природе физических способностей и их соотношении с физической подготовленностью человека //В сборнике '"Психолого-педагогическис аспекты физической подготовки. Л. ВДКИФКЛ 985.- с.90- 98.
  55. . В. Физические способности как вид способностей человека. Л.: ВДКИФК, 1987.- 56 с.
  56. .В. О сущности физической культуры и ее компонентном составе. — М., Теор. и практ. физ. культ., 1980, № 6.
  57. Е.П., Зун A.B., Пушкарев A.C. Оценка психофизиологического состояния женщин, несущих дежурство в закрытых сооружениях. // Теор. и приклад, вопр. обитаемости и проф. отбора. СПб.- Североморск, 1996. — ч. 1. — с.32.
  58. .В. Некоторые направления развития идеи специальной направленности физической подготовки. //В кн. Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе. СПб.: ВИФК, 2001.-е. 21−25.
  59. Н.М. Характеристика подготовки военнослужащих. Тезисы докладов ВИФК за 1999 год. СПб, ВИФК, 2000. с. 76−77.
  60. В.П., Сулимо-Самуйло Э.К. Физические нагрузки современного человека. -Л.: Наука, 1982. 94с.
  61. Г. К. Колбанов В.В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. СПб, 1994. 78с.
  62. В.М. Спортивная метрология. М.: ФиС, 1982. — с. 152.
  63. В.М. Физические качества спортсмена, М., ФиС, 1970.
  64. Н.В. и др. Гибкие и жесткие связи при регуляции двигательной деятельности. -Физиол. Журнал СССР, 1984. т.7-, № 7, с. 1031−1037
  65. Г. А., Менькова С. В. Оптимизация процесса физического воспитания учащихся на основе дифференцированного подхода. \В кн. Совершенствование процесса подготовки специалистов по физической культу ре. -Шу я. ГПУ. 1998. с.65−70
  66. Г. А. Основные направления совершенствования системы физической подготовки на начальном этапе военного образования. //В кн. Совершенствование физической подготовки офицерских кадров. -М.:ВАРВСН, 1998. с.15−17.
  67. Г. А. Пути совершенствования системы физического воспитания школьников.// Научные исследования и разработки в спорте. -СПб ГАФК, 1997. с 27−33
  68. Г. А. Обоснование подходов к дифференциации обучаемых в военных учебных заведениях довузовского звена МО РФ. // Тезисы докладов итог. науч. копф. за 1999 г. СПб: ВИФК, 2000. с.24−25
  69. Г. А. Научное обоснование структуры и содержания проектов руководств по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ (итоговый отчет по теме НИР «Спектр»). СПб.: ВИФК, 2001. 117с.
  70. Г. А. Спортивные единоборства как фактор повышения работоспособности обучаемых учебных заведений довузовского звена силовых ведомств, (итоговый отчет по теме НИР). СПб: ВИФК, 2001. 132 с.
  71. Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. Учеб. Пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. Ин-тов. М. Просвещение, 1980, 199с.
  72. P.M. Критерии проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих. -Л. ВИФК, 1990. 136с.
  73. P.M. Галкин II.Б. Работоспособность операторов. Л. ВИФК, 1984, 141с.
  74. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, •"Наука'', 1980, 180с.
  75. Л.И. Влияние ограниченной мышечной деятельности на организм человека: Автореф. дисс. .д-ра мед. наук. М., 1968.-28с. 1968
  76. Г. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. -М.: Медицина, 1973.
  77. А.И. Актуальные проблемы гуманитаризации подготовки военных кадров //Информационно- методический бюллетень. М.: Военное образование. 1996.-№ 1.-С.14−19.
  78. В. JT. и др. Тестирование в спортивной медицине М.:Ф и С, 1988, — 208 с.
  79. A.A. Организация физкультурно-оздоровительных занятии с женщинами среднего возраста, имеющими избыточную массу тела.// физическая культура и здоровый образ жизни: Тез. Докл. Всерос. науч.- пракг. конф. М.1990. — с.56
  80. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высш.шк., 1985. -105с.
  81. С.II. Подготовка спортсменов рукопашников с применением комбинационной техники выполнения приемов из различных единоборств. Автореф.. дисс. канд. пед. наук. — СПб, ВИФК, 1997, 23с.
  82. Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1982. — с.64.
  83. H.H., Арефолов В. А., Бондаренко H.A. Влияние хронического стресса на ультраструктуру миокарда и гипоталамуса «эмоциональных» и «неэмоциональных» крыс. Бюл. Экспср. биол., 1983, т.95, № 1, с. 18−21
  84. В.А., Шерман Н. Б., Антонов М. В. и др. Современные проблемы физической культу ры и спорта. СПб.: НИИФК, 1998, с.231
  85. И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: Научно-методический журнал Физическая культура. -№ 2.-1996.-е. 11−12
  86. И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений. Автореф.. докт. пед. наук. -Майкоп, 1999. 45с.
  87. В.И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств компенсации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1995. — 16с.
  88. О.В. методика восстановительно-профилактических упражнений в послера-бочее время для женщин зрелого возраста, занятых умственным трудом: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 24с.
  89. Д.В. и др. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. -М.: Педагогика, 1987. 152с.
  90. Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников. М.: Знание, 1987. -124с.
  91. А. В. Дифференциация образовательного процесса в учебных заведениях довузовского звена МО РФ (на примере физической подготовки) Автореф.капд. пед. наук -СПб., ВИФК, 1999.- 22с.
  92. H.JT. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб, СПбГУ, 2000.230с.
  93. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 255с.
  94. A.B. Проблемы гиподинамии, изоляции и статических напряжений. Л.: ВДКФФКиС, 1962.-304с.
  95. A.B. О значении двигательной функции для сохранения жизнедеятельности организма человека // Физиолог. Проблемы детренированноети.-М.: Центр, совет союза спортобществ и организаций СССР, 1968.-c.7−8.
  96. A.B., Башкиров A.A., Встчинский К. Т. Нормальная физиолог ия. М.: Высшая школа, 1980.-560с.
  97. Г. И. Цивилизация и сердце. М.: Наука, 1977.- 184с.
  98. С.Л. Психофизиологические аспекты трудового обучения. М. Медицина, 1978, 241с.
  99. М. М. Архангельская H.A. Методы исследования эндокринной системы юных спортсменов. //В кн. Детская спортивная медицина.-Л. 1980, с.200−206
  100. Л.Т. Ритмическая гимнастика в системе производственной культуры женщин, занятых в сфере умственного труда: Автореф. дисс .канд.пед.наук.-Л., 1989.- 22с.
  101. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физкультура: воспитание, образование, тренировка, 1996. № 1. — с.3−4.
  102. Кузнецов В В. Сила и ее развитие у спортсменов. -М. ФиС, 1974, 134с.
  103. Г. Д. Левитский П.М., Язловецкий B.C. Дыхательные упражнения в физическом воспитании. -Киев: Здоровье, 1989, с. 136
  104. В. В., Ива.хненко Г. А., Шаповаленко Л. Л. Физическая подготовка обучаемых на начальном этапе профессионального становления. //Тезисы докладов итоговой науч. конф. 1999 г. СПб: ВИФК, 2000. 32−34 с.
  105. В. В. Цед П.Г. Поэтапное формирование навыков и умений ведения ру копашной схватки военнослужащими без оружия. Отчет по НИР «Юниор». СПб, ВИФК, 1997. С. 173.
  106. Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: ФиС. 1975.- 234 с.
  107. С. М. Горелов A.A. Узун Л. С. Методологические аспекты построения системы руководящих документов по физической подготовке в частях и учебных заведениях силовых ведомств. СПб.: Университет МВД РФ, 1998. -193с.
  108. .А. Специальная направленность физической подготовки моряков утрачивает свою актуальность.// Проблема специальной направленности физической подготовки военнослужащих на современном этапе. СПб, ВИФК, 2001.
  109. Л. Т. Кузьмин Н.С. Мозжухин A.C. Гематологическая характеристика эмоционального напряжения при прыжке с парашютом. Физиол. журнал СССР, 1971, № 8, с.1140−1141.
  110. А. Г. Дифференцирований подход при обучении юных дзюдоистов сложным технико-тактическим действиям с учетом уровня их вестибулярной устойчивости: Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1987. — 203 с.
  111. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  112. М.Т., Щеголев В. А. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность. Л.: ВДКИФК. 1990. -56с.
  113. Л.Е. Управление движениями у дегей и подростков. М.: Педагогика, 1974.-226 с.
  114. Р.Н. и др. Специальная подготовка летчика. М., Медицина, 1981, 297с.
  115. В.П. и др. Физиология труда специалистов-операторов. М.: Воениздат, 1983. — 193с.
  116. И 6. Марищук В.Jl. Изменения в быстроте действий, выполняемых в условиях распределения и переключения внимания под влиянием гиподинамии И Труды КВИФКиС. -Л.1962,вып.30.- с.91−108.
  117. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Дисс. докт. психол. Наук Л., 1982.- с.76−94.
  118. В. Л. Щуревич Г. А. Психолого-педагогические основы физической подготовки зарубежных армий. / В кн. Актуальные проблемы военно-спортивной психологии и педагогики. -СПб.: ВИФК. 1994. 87−109 с.
  119. А. А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы
  120. Морфологии и физиологии организма детей и подрост ков. М., 1969, — с. 5−13
  121. А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение 1974.с.223
  122. A.M. Сопряженный метод в спортивной тренировке. М. 1993, 57с.
  123. Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической Культуры. ФиС, 1991. 543 с.
  124. Д.В. Отчет по теме НИР «Смена-2». Науч. рук. Ивахненко Г. А. СПб ВИФК, 1997, 1 12 с.
  125. Д.В. Элекгромиографическое исследование эффективности формирования навыков выполнения военно-прикладных двигательных действий. Тезисы докладов ВИФК за 1999 год. -СПб, 1999, с. 117−119.
  126. Ю.И. Развитие физических способностей воспитанников военных учебных заведений довузовского звена с учетом их возрастных особенностей. Авто-реф.канд.пед.наук.- М., 2001. 23с.
  127. Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. -М.:Медицина, 1988, с.256
  128. Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. -М.: Медицина, 1977, с.344
  129. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278с.
  130. С. В. Ивахненко Г. А. Пути совершенствования системы физического воспитания школьников .\В кн. Научные исследования в спорте. -СПб, ГАФК, 1997, с. 54−60
  131. С. В. Ивахненко Г. А. Место и значение подвижных, спортивных игр и единоборств в системе физического воспитания учащихся.// Нау чные исследования и разработки в спорте. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. с.51−58
  132. С. В. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дегей школьного возраста. -СПб ГАФК, 1997.- 99 с.
  133. C.B. Козлов И. М. Физическое воспитание подрастающего поколения как компонент системы непрерывного образования.//В кн. Физкультура, молодежь, здоровье.-СПб.: ГУП.1999. с. 111−117
  134. В.В. Физическая и огневая подготовка в системе многосту пенчатого образования./ Вестник МВД РФ. М.: УМЦ. 1996. — с.29 -31.
  135. В.В. Проблемы непрерывного военно-физкультурного образования на современном этапе. Тезисы докладов за 1996 год, СПб ВИФК, 1997, с.21−22.
  136. В.В. Рациональные параметры двигательно режима женщин, занятых умственным трудом: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М.: ВНИИФК, 1983. — 24 с.
  137. И.И. Отчет по теме НИР «Перспектива». СПб, ВИФК, 1996, с.24−32.
  138. Ю. В. Киколов А.И., Тхоревский В. И. и др.АМН СССР. Психологические основы профилактики перенапряжения. -М.: Медицина, 1987,256с.
  139. Ю.В. о взаимоотношении различных функциональных состояний организма человека: напряжения, утомления, переутомления, перенапряжения.-В кн.: Актуальные вопросы физиологии труда. -Горький, 1982, ч. 1, с. 125−126.
  140. P.E. Врачебно-физиологический раздел спортивного отбора и ориентации. Методические рекомендации). М., 1977. — с.
  141. А. О. Ковалева А.И. Здоровье и работоспособность при умственном труде. -Киев.:Здоровья, 1989.-83 с.
  142. Навакатикян А. О Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, «Здоровя», 1979, 208с.
  143. A.A. Интенсификация системы физической подготовки в вооруженных силах. Автореф. Дисс.. докт.пед.наук. -М. 1991,46 с.
  144. .А., Коган Б.И Адаптация скелета спортсменов. Киев: Здоровья, 1989.128с.
  145. Никитюк Б. H Факторы роста м морфофункционального созрсвання организма. M.11аука, 1978
  146. .Н., Гладышева Д А. Спортивная морфология. -М.:ФиС, 1989
  147. Л.Н. и лр. Возрастные и профессиональные особенности физического состояния организма женщин. // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века: Тез. Докл. Науч.-практ.конф. М., 1994. — с.64−65
  148. Л. Н. Павлов Г. В. Физическая культура для людей, занятых малопожвиж-ным трудом. М.: Сов. Спорт, 1993. — 48с.
  149. Л.А. Избранные труды.М.-Л., 1962.-с.53.
  150. A.M. Центральное программирование механизмов реализации координационных способностей спортсменов и их педагогическое обоснование. Авторсф.док.пед.наук. М. РГАФК, 1997.-48 с.
  151. Л.Г., Ивахненко Г. А. Селективная форма профессионального отбора в учебных заведениях силовых ведомств РФ. // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов. СПб: Университет МВД, 1998. с. 126−128
  152. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: ФиС, 1986.- 286с.
  153. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1984. — 352с.
  154. Пономарев В. Г1. Физиологическая характеристика работы военнослужащих в условиях эмоционального напряжения и гиподинамии. Л.: ЛДКИФК, 1974. — 12с.
  155. Н. И. Столяров В.И. Социальное значение физической культуры и спорта.// Физическое воспитание. М., 1983. -с.6−23
  156. С.Н. Спортивная медицина и лечебная физическая культура. Часть вторая. — М&bdquo- ФиС, 1975 с.48−171
  157. С. С. Применение средств и методов единоборств в спортивно-массовой работе с военнослужащими по рукопашному бою. Диссертация канд пед наук 1998
  158. А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. (Психологические аспекты). Избранные лекции. Л.: ГДОЛИФК, 1977. С. 22−28
  159. A.C. Анализ заболеваемости женщин-операторов сооружении закрытого типа // Теор. и прикладные вопросы обитаемости и проф. отбора. СПб.: Северо-морск, 1996. — ч. 2. т-с.75
  160. В.В. Проблема утомления. 2-е издание. М.: Медицина, 1975. — 239с.
  161. В.В. Сердечно-сосудистая система специалистов операторского профиля в процессе их непрерывной работы. Физиология человека, 1981, т.7, № 2, с.207−213.
  162. И. В. Горелов A.A., Гордеева Г. А., Стрелец В.Г'. Физическая подготовка военнослужащих-женщин с гиподинамическим режимом профессиональной деятельности. -СПб.: ВИФК, 1999. 127с.
  163. B.C. Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М. «Наука», 1984, 190с.
  164. М.А. Зависимость показателей здоровья школьников от объема и интенсивности применяемых средств физического вое питания.//В кн. Физкультура, молодежь, здоровье. СПб.: ГУП, 1999. с. 16−23.
  165. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. -СПб., 1996.-45 с.
  166. И.А., Солодков A.C. Состояние функций организма и работоспособность моряков. -JL: Медицина, 1980. 192 с.
  167. Д.С., Гельфанд В. Б., Туманов В. П. Проблемы ранней диагностики болезней человека. Клин, мед., 1983, № 7, с.6−14.
  168. A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура"/ СПбГИЭА. СПб., 1996,. — 272с.
  169. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. 124с.
  170. A.B. Корреляционная структура показателей психофизиологических функций у дегей и подростков. //В сб. Адаптация, функциональные резервы и работоспособность спортсменов. СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1994. с. 67 — 68.
  171. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект): Автореф.дисс.. д.п.н. СПб, 1997. 48 с.
  172. Су воров Ю. А. Формирование командно-методических навыков у воспитанников Суворовских училищ на занятиях по физической подготовке. Дисс.. канд.пед.наук — С-Пб.ВИФК.1998.
  173. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина. 1987. — 4Л2 с.
  174. Сулимо-Саму йло З.К. О некоторых изменениях показателей сердечно-сосудистой системы при гиподинамии //Военно-медицинский журнал. 1972. — № 5. — с.55−57.
  175. В.И. Физическая подготовка и спорт в вооруженных силах США. Л.: Лениздат, 1970. -94с.
  176. В.И. Модернизация физической подготовки армии США. Л.: ВИФК, 1982. 95 с.
  177. Н.Ю., Ананьев Б.В, Мойкин Ю. В. Оздоровление груда работников малоподвижных профессий. М.: Медицина, 1978. — 136 с.
  178. С.Б., Бобко Я. Н. Евсеева Е.В. Красиков А. Ф. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков 8−15 лет. -//В кн. Человек и среда. М. 1975, с. 166−174
  179. С.Г., Хру щев C.B. Детская спортивная медицина. М. Медицина, 1980. -440с.
  180. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1985. — 86с.
  181. И.М. Структура психофизиологической подготовленности человека. Авто-реф. Дис.. д.п.н. М., 1998. 48с.
  182. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966, с. 451.
  183. В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военно-физкультурного образования. -СПб, ВИФК. Автореф.докт.пед.наук, 1998,42с.
  184. В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств. М.: ФиС, 1968, — с.11−26.
  185. В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).-М.:ФиС, 1986, 159 с.
  186. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 1987.-128с.
  187. В. П. Фомин H.A. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 1987.-128с.
  188. В.П., Фомин H.A. Основы юношеского спорта М.: Физкульту ра и спорт, 1980.-с.20,
  189. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991.224с.
  190. М.И. Информационная патология поведения и некоторые механизмы саморегуляции высшей нервной деятельности. Физиология человека. 1984, т. 10, № 5, с.778−785.
  191. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М., Медицина, 1977.214с.
  192. C.B., Шварц В. Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: ФиС, 1984. 151 с.
  193. Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
  194. Цед Н. Г. Анализ системы подготовки военнослужащих рукопашному бою. Отчет «Перспектива», СПб, ВИФК, 1991, с.27−42.
  195. Цед Н. Г. Рукопашный бой в системе физической подготвоки. СПб, ВИФК, 1992. 42с.
  196. Цед Н. Г. Обучение рукопашному бою в современных зарубежных армиях. СПб, ВИФК, 1997,37 с.
  197. O.A., Гаврилова Е. А. Возможности использования компьютерной системы «Кардиометр» при массовых медицинских обследованиях лиц молодого возраста.// Современные технологии при исследовании сердечно-сосудистой системы. — СПб: АГИ, 1997.C.28−31.
  198. С.Д. Воспитание физической культуры у слушателей ВУЗов МВД России. Дисс.. канд.пед.наук. СПб, 2000,194 с.
  199. Л.Л., Ивахненко Г. А. Средства спортивных единоборств в системе профессионально-прикладной подготовки обучаемых начального этапа профессионального становления. СПб.: ФНИ, 2001. 51с.
  200. В.А., Шейченко В. А., Федоров В. Г. Пути совершенствования системы непрерывного военно-физкультурного образования. -СПб, ВИФК, 1993, с.9−12.
  201. Г. Л., ЗинковскиП А.В., Пономарев П. И. Адаптация молодежи к высшей школе. СП.:ВИФК, 1994. — 226с.
  202. Ястребцева H. JL, Азизов И. П., Симутенко JI.B. Роль эмоционального стресса в нарушениях толерантности к углеводам. Бюлл.экспер.биол., 1983, т.95, №?4, с.35−37.
  203. Astrand I. Experimental stusies in physical working capacity in age.- Copengagen- Munds-gaard, 1960, 171 p.
  204. Astrand I. Rodahl K. Texbook of Warie Physiology.-New York: Mc Grau-HillBook Co., 1970.-669 p.
  205. Astrand P. Aerobic capacity men and women. With special reference to age. Acta physiol.scand., Suppl. — 1960. Vol.49. — p. 169
  206. Astrand P. Textbook of Work physiology. New York 1977. Mc Grau-HillBook Co.
  207. Bellet S. et all. Effect of physical exercise on adrenocortical excretion. Mctabilism, 1969, v.18 p.484−487.
  208. Cannon W. Rodily changes in pain hunger, fear and rage. 2-nd. Ed. Roston, 1953, 296p.
  209. Clark B. Exercise Programs for older adults // J. of Physical. Education, Recreation and Dance. 1986.-p. 15−21
  210. Cooper M., Cooper K. Aerobics for women. Philadelpia and London, 1972. — 160 p.
  211. Cumming G. Bruce treadmill test in children: notmal values in a clinic population. //Am.J.Cardiol. 1978. V.41 .p.69−75
  212. Detri Y. Exercise testiny and training in coronary heart disease. Bruxelles. 1972.
  213. Eklblom B. Effect of physical training in adolescent boys. // J. Of Applied Physiology. 1969. N 27. P.350−355
  214. Evarts E. Control of voluntary movement by the brain.-In:Psychiatry and Biol.Hum.Brain.New Iork, 1981, p. 139−164
  215. Fentress J. C. Development of coordinated movement: Dynamic, relational and multileveled perspectives // Motor development in children: Aspects of coordination and control. Dordrecht etc., 1986. and control. Dordrecht etc., 1986. P. 125−137.
  216. Frenkl R. Pituuitary-adrenal response to varius stressors in trained and untrained organisms, -Acta physiol.Acad.Sci.hung., 1981, v.39, p.41−46
  217. Humphrey J. Integration of Phisical Education in the Tktmtntary Scool Curricu lum. Springfeld, lL: CharIes C. Thomas Publishers. 1990
  218. Jerusalem F. Yuman muscle fiber fine structure: Morphometric data on controls // Neurol ogy.1975. N 25. p. 127−134.
  219. Pauwels F. Biomechanics of locomotor apparates.-Berlin, 1980.-P.243
  220. Robinson S. Heart rate, exercise and age. Amer.J.Physiol., 1958, v. 123, p. 174−175.
  221. Selyi H. Stress whithout distress. -//Applied Physiology. N 35, V- 9, 1979. p. 17−49.
  222. Weiner J. Lourie J. Human biologie. A guide to field methods. Oxford: Blackwell 1969. -621 p.182
Заполнить форму текущей работой