Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Функциональные резервы учащихся старших классов как критерий санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние здоровья учащихся старших классов характеризуется: преобладанием подростков с III группой здоровья (ЦОД — 72,79%, MJI -72,88% против ООУ — 62,03%, р=0,000), высоким уровнем патологической пораженности (ЦОД — 5385,5%о, МЛ — 4678,0%о против ООУ — 3924,7%о, р=0,000), в большей степени в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием обучения. Структура ПП формируется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ИНТЕНСИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Тенденции здоровья подростков в разных видах образовательных учреждений
    • 1. 2. Функциональные резервы и адаптационные возможности современных подростков
    • 1. 3. Факторы, определяющие здоровье подростков в условиях санитарно -гигиенического обеспечения школьной среды
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗНОГО ВИДА
    • 3. 1. Сравнительная характеристика показателей физического развития подростков
    • 3. 2. Заболеваемость подростков по данным углубленных медицинских осмотров
    • 3. 3. Функциональные резервы подростков в образовательных учреждениях разного вида
    • 3. 4. Взаимосвязи показателей морфофункционального развития и состояния органов и систем у учащихся старших классов
  • ГЛАВА 4. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ВИДА
    • 4. 1. Санитарно-гигиеническое обеспечение обучения школьников разных видов образовательных учреждений
    • 4. 2. Медико-социальные факторы формирования отклонений в здоровье и заболевании у подростков
    • 4. 3. Сравнительная характеристика показателей здоровья подростков 1011-х классов в условиях учебного процесса разной интенсивности
  • ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ И УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 5. 1. Обоснование методики оценки уровня функциональных резервов подростков
    • 5. 2. Уровень функциональных резервов как критерий санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений

Функциональные резервы учащихся старших классов как критерий санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья подростков в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна (Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., 2010). Подростковый возраст — один из критических этапов в жизни человека. В силу анатомо-физиологических особенностей в этом возрасте организм становится особенно уязвимым и незащищенным от воздействия различных экзогенных факторов (Кучма В .Р., Сухарева JI. M, Степанова М. И., 2009). На учащихся подростков, прежде всего лиц завершающих полное общее образование, наиболее неблагоприятное воздействие оказывает повышенная учебная нагрузка. Современный школьный образовательный процесс, характеризующийся интенсификацией умственной деятельности в условиях дефицита учебного времени, способствует прогрессивному ухудшению здоровья учащихся в процессе обучения (Кучма В.Р., Степанова М. И., Седова A.C. 2009, 2010, Матвеева H.A., Богомолова Е. С., 2009, 2010).

Научная сессия Российской академии наук, посвященная проблеме «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития Российского общества и государства», в 2006 году определила важнейшим направлением в области фундаментальных исследований по проблеме здоровья и образования детей и подростков разработку современных нормативов развития, критериев оценки адаптации к учебным нагрузкам и воздействию факторов внешней среды.

Доказано, что эффективность адаптации к обучению и общий результат приспособления во многом будут зависеть от функциональных возможностей и резервов организма (Агаджанян Н. А, Баевский P.M., 2007;2009, Берестнева А. П. 1980, Stewart S.M., Betson С., 2009).

Методологической основой управления здоровьем является установление причинно-следственных связей между гигиеническими, социальными факторами и ведущими характеристиками здоровья школьников, что количественно выражается через уровень санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательной школы (Сухарев А.Г., 1996, Леонов A.B., Матвеева H.A., Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., 2005). Санитарно-гигиеническое благополучие — это динамичная управляемая система, конечной целью которой является формирование здоровья детей с помощью эффективных мер первичной и вторичной профилактики. Уровень санитарно-гигиенического благополучия представляет собой интегральный критерий, отражающий взаимосвязи санитарно-гигиенического обеспечения обучения и показателей состояния здоровья школьников (Котова Н.В., 1996, Кувшинов М. В., 2004).

Следовательно, для совершенствования педагогического процесса и профилактических мероприятий в условиях новых технологий образовательного процесса требуется проведение комплексных физиолого-гигиенических исследований по изучению целостного функционирования организма ребенка в условиях школьной среды и определение чувствительных и динамичных критериев благополучия учреждений. Это позволит получить объективные данные об адаптации организма школьников к влиянию факторов внутришкольной среды, оценить проводимые профилактические мероприятия и уровень санитарно-гигиенического благополучия в системе мониторинга образовательных учреждений. Цель исследования.

На основе анализа состояния здоровья учащихся старших классов общеобразовательных учреждений разных видов обосновать использование функциональных резервов организма в системе оценки санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений. Задачи.

1. Провести комплексную оценку состояния здоровья и функциональных резервов подростков в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса.

2. Изучить санитарно-гигиеническое обеспечение обучения старшеклассников в разных видах образовательных учреждений с углубленной оценкой организации образовательного процесса.

3. Разработать методику оценки функциональных резервов организма подростков и обосновать информативные пробы для скрининговой оценки, отражающей уровень функциональных резервов современных подростков.

4. Обосновать уровень функциональных резервов организма подростков как критерий санитарно-гигиенического благополучия в системе мониторинга общеобразовательных учреждений.

Научная новизна.

1. С использованием нагрузочных проб, характеризующих сердечнососудистую, дыхательную, вегетативную и координаторную системы, изучены функциональные резервы подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного вида (ООУ, МЛ и ЦОД) и показана негативная динамика уровня функциональных резервов в процессе обучения, более выраженная в учреждениях с углубленным содержанием обучения.

2. Впервые выявлен характер взаимосвязей между показателями заболеваемости, морфофункционального развития и функциональными резервами организма. Функциональные резервы определены как самостоятельный критерий состояния здоровья подростков.

3. Впервые определены причинно-следственные связи между комплексами параметров внутришкольной среды и уровнем функциональных резервов организма с выделением управляемых факторов, коррекция которых позволяет повысить уровень здоровья учащихся. Организация учебного процесса в учреждениях с углубленным содержанием обучения определена как приоритетный управляемый параметр внутришкольной среды.

4. Впервые уровень функциональных резервов организма обоснован как чувствительный индикатор здоровья и информативный критерий уровня санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений.

5. Пробы Мартине-Кушелевского и Генчи определены как информативные и рекомендованы для скрининговой диагностики уровня функциональных резервов организма подростков в системе оценки санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений разного вида. Практическая значимость.

1. Показана необходимость использования оценки уровня функциональных резервов при определении благополучия общеобразовательных учреждений. Оценка уровня санитарно — гигиенического благополучия в общеобразовательных учреждениях с использованием уровня функциональных резервов позволяет выявить уязвимые параметры внутришкольной среды, коррекция которых способствует сохранению исходного уровня здоровья и достижения эффективности образовательного процесса.

2. Впервые предложен алгоритм мониторинга санитарно — гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений с использованием оценки уровня функциональных резервов организма по результатам скрининговой диагностики.

3. Обоснована и внедрена методика комплексной оценки и скрининговой диагностики уровня функциональных резервов организма подростков (изобретение № 240 521 от 10.12.2010 г.). Для реализации методики оценки функциональных резервов организма детей и подростков создано программное обеспечение «Оценка функциональных резервов организма детей и подростков», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 009 613 965 от 03.06.2009 г.

Внедрение результатов исследований отражено в следующих документах: 1. Методические указания «Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков» (утверждены Директором Департамента здравоохранения администрации г. Н. Новгорода и Директором Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Н. Новгорода 09.02.2009 г.).

2. Учебное пособие «Функциональные резервы организма детей и подростов. Методы исследования и оценки» (Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся в медицинских вузах), 2010 г.

3. Методические указания «Оценочные таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области» (утверждены Министром здравоохранения Нижегородской области 15.02.2010 г.).

4. Методические указания «Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений» (утверждены Руководителем Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области 22.12.2010 г.).

Результаты работы используются при проведении профилактических и углубленных медицинских осмотров учащихся в общеобразовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода.

Материалы исследования используются в учебном процессе кафедры общей гигиены и экологии, гигиены детей и подростков и гигиены питания, кафедры физвоспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля ГОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России. Положения, выносимые на защиту.

1. В динамике обучения у подростков происходит снижение уровня функциональных резервов, которое более выражено в учреждениях с углубленным содержанием обучения.

2. Уровень функциональных резервов организма является одним из ведущих критериев состояния здоровья подростков, отражающим качество внутришкольной среды.

3. Обоснован перечень функциональных проб для скрининговой диагностики уровня функциональных резервов в системе оценки санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений.

Апробация работы.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 90-летию член-корреспондента АМН СССР проф. Н. Ю. Беленкова, г. Н. Новгород, 2007 г., IX международном медицинском форуме «Семья и здоровье», г. Н. Новгород, 2008, научно-практической конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата», г. Москва, 2008 г., Городской научно-практической конференции «Актуальные проблемы диагностики, профилактики и реабилитации детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата», г. Н. Новгород, 2009 г., XIV Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации», г. Москва, 2009 г., XVI съезде педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии», г. Москва, 2009 г., на IX юбилейной научной сессии молодых ученых и студентов «Современное решение актуальных научных проблем в медицине», Н. Новгород, 2010 г.

Диссертационная работа апробирована на расширенном заседании Проблемной комиссии «Социально-гигиенические, экологические и экономические проблемы охраны и укрепления здоровья населения» ГОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России 19.01.2011 г. Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК и одно изобретение № 240 521 от 10.12.2010 г. «Способ оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков».

127 ВЫВОДЫ.

1. Состояние здоровья учащихся старших классов характеризуется: преобладанием подростков с III группой здоровья (ЦОД — 72,79%, MJI -72,88% против ООУ — 62,03%, р=0,000), высоким уровнем патологической пораженности (ЦОД — 5385,5%о, МЛ — 4678,0%о против ООУ — 3924,7%о, р=0,000), в большей степени в общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием обучения. Структура ПП формируется преимущественно за счет школьно-обусловленных болезней: костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, нервной системы, зрения, дыхательных путей. Отличный и хороший УФР определили у 47,79% учащихся ЦОД, 24,55% - МЛ и 31,98% - ООУ (р=0,000). Более высокая доля подростков с неудовлетворительным УФР зарегистрирована у учащихся МЛ (9,09%). Для учащихся образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения характерны: астенический тип реакции, неудовлетворительное состояние вегетативной и координаторной систем. В процессе обучения в 3−5 раз уменьшается доля учащихся с отличным, в 1,21,5 раза — с хорошим УФР и в 1,5−2 раза растет группа учащихся с удовлетворительным и неудовлетворительным УФР. Неблагоприятная динамика более выражена в учреждениях с углубленным содержанием обучения.

2. Внутреннюю структуру здоровья подростков характеризуют показатели, сформированные в три комплекса: первый факториальный комплекс определяет конституциональные особенности подростков, второй — школьно-значимые болезни, формирующие группу здоровья, третий факториальный комплекс отражает функциональные резервы учащихся. Доказано, что УФР является одним из важнейших показателей здоровья, который отражает адаптационные возможности организма к учебным нагрузкам и воздействию факторов внешней среды.

3. Санитарно-гигиеническое обеспечение учреждений с углубленным содержанием обучения существенно не отличается от условий общеобразовательных учреждений и не соответствует гигиеническим нормативам по ряду параметров: эколого-гигиеническое размещение, организация школьного участка, организация учебного процесса. Интенсификация учебного процесса в учреждениях с углубленным содержанием обучения происходит без создания оптимальных условий для реализации высокой информационной нагрузки, что подтверждается тенденцией ухудшения показателей состояния здоровья в процессе обучения, в первую очередь — уровня функциональных резервов.

4. Приоритетными факторами, определяющими УФР в системе «внутришкольная среда — УФР» являются: состояние общешкольных помещений, кабинетов и оборудования, организация и качество физического воспитания, организация учебного процесса, организация питания, состояние воздушно-теплового, светового и санитарно-технического режимов, медицинское обеспечение. Доля вклада факторов определяющих УФР в совокупности составила 36,3%. Доказано, что УФР является критерием санитарно-гигиенического благополучия ООУ на старшей ступени обучения в системе мониторинга ООУ.

5. Для методического обеспечения оценки УСГБ обоснованы методика комплексной и скрининговой оценки УФР с использованием функциональных проб и разработаны нормативы УФР. Пробы Мартине-Кушелевского и Генчи отобраны для скрининговой оценки как наиболее информативные и отражающие УФР подростков. Скрининговую диагностику УФР целесообразно использовать в программах доврачебного скрининг-тестирования подростков при определении УСГБ общеобразовательных учреждений.

1. Для оценки состояния здоровья учащихся медицинскому персоналу ООУ на доврачебном этапе углубленного медицинского осмотра рекомендуется применять программу скрининговой диагностики УФР.

2. Специалистам ФС Роспотребнадзора по гигиене детей и подростков для диагностики факторов риска и управления здоровьем учащихся III ступени обучения ООУ использовать оценку УФР как критерий СГБ.

3. Медицинскому персоналу ООУ и специалистам ФС Роспотребнадзора для оценки УФР необходимо использовать методические указания «Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков» (утвержденные Директором Департамента здравоохранения администрации г. Н. Новгорода от 09.02.2009 г.) и программное, обеспечение «Оценка функциональных резервов организма детей и подростков», свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 009 613 965.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.A. Интегративная медицина / H.A. Агаджанян // Вестник новых медицинских технологий. 1997. — № 12. — С. 43−49.
  2. , H.A. Проблемы адаптации и учение о здоровье : учебное пособие / H.A. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берестнева. М.: Изд-во РУДН, 2006.-284 с.
  3. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Наука, 1972.
  4. , П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / П. К. Анохин // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. — Т. 26, № 2. — С. 81.
  5. , Л. Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  6. , P.M. Диагноз донозологический / P.M. Баевский, В. П. Казначеев. М.: БМЭ, 1978. — Т. 7. — 253 с.
  7. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М., 1979. — С. 30−45.
  8. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  9. , A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / A.A. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1999, — № 4. — С. 5−7.
  10. , A.A. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.
  11. , A.A. Особенности состояния здоровья современных школьников / A.A. Баранов, JI.M. Сухарева // Вопросы современной педиатрии. 2006. — № 6. — С. 23−32.
  12. , A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах : руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, JIM. Сухарева. — М.: Династия, 2004. 168 с.
  13. , A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
  14. , A.A. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт. — М.: Династия, 2004. 200 с.
  15. , A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / A.A. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  16. , A.A. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий. М.: Династия, 2003. -512 с.
  17. , A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов, JI.A. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. — 2000. № 5. — С. 3−6.
  18. , П.Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. М.: Изд-во МГУ, 1962. — 339 с.
  19. , Л.Ф. Состояние здоровья детей школьного возраста и гармоничные критерии его оценки / Л. Ф. Бережков // Материалы международного конгресса (12−14 мая 2004 г.). М., 2004. — Ч. 1. — С. 142 144.
  20. , Л.Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Научные основыпрофилактики: актовая речь / Л. Ф. Бережков. М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2001.-40 с.
  21. , В.В. Антропометрия / В. В. Бунак. — М., 1941.
  22. , Е.Г. Распространенность факторов риска артериальной гипертензии у подростков г. Кемерово / Е. Г. Бунина, Ю. И. Ровда // Мать и дитя в Кузбассе. 2006. — Т. 24, № 1. — С. 24−29.
  23. , Е.Р. Гигиеническое обоснование приоритетных задач по охране здоровья школьников : автореф. дис.. д-ра мед. наук / Е. Р. Валеева. -Казань, 2007.
  24. , H.H. Системный анализ адаптивной саморегуляции функций организма (экспериментальные и теоретические основания и перспективы) / H.H. Василевский, В. В. Трубачев // Адаптивная саморегуляция функций. — М., 1977. С. 11−48.
  25. Взаимосвязь экономического положения современной России с уровнями смертности, продолжительности жизни и показателями здоровья населения / В. А. Таболин и др. // Педиатрия. 2003. — № 3. — С. 66−90.
  26. , A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки / A.A. Виру. Л.: Наука, 1981. — 155 с.
  27. , И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов // Советское здравоохранение. -1987. № 5. — С. 49.
  28. , В.А. Физическое, половое, умственное развитие, функциональная деятельность организма подростков 15−17 лет: Автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.09 / В. А. Воробьева. Иваново, 1998. — 20 с.
  29. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний / Н. П. Сетко и др. // Гигиена и санитария. — 2007.-№ 6.-С. 74−75.
  30. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40−44.
  31. Гипокинезия и ее влияние на детский организм / В. Н. Костюченкова,
  32. A.A. Базина, B.C. Шурова, Е. А. Костюченкова // Наше здоровье — здоровье и будущее наших детей: материалы VII межрегиональной научно-практической конференции (Смоленск, 4−5 ноября 1997 г.). — Смоленск, 1997. -С. 137−145.
  33. , Е.З. Перцентильные графические стандарты тотальных размеров тела детей и подростков Москвы / Е. З. Година, М. А. Луковский,
  34. B.Н. Кране // Вопросы антропологии. 1977. — Вып. 57. — С. 101−106.
  35. , A.A. О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации / A.A. Горский // Здоровье населения и среда обитания. 2008. — № 2. — С. 7−10.
  36. , Н.П. Адаптация старшеклассников к обучению / Н. П. Гребняк, С. А. Щудро // Гигиена и санитария. 2008. — № 1. — С. 55−58.
  37. , С.М. Задачи, организация и методы исследования / С. М. Громбах // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. -М.: Медицина, 1975. С. 7−30.
  38. , С.М. Руководство по гигиене детей и подростков / С. М. Громбах. М.: Медицина, 1964. — 512 с.
  39. , А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / А. Г. Дембо. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 295 с.
  40. , А.Д. Оценка воздействия антропогенного загрязнения на морфофункциональный статус детей школьного возраста / А. Д. Димитриев и др. // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. — С. 41−43.
  41. Динамика функционального состояния старшеклассников, обучающихся по программе с повышенным и углубленным уровнем изучения отдельных предметов / A.M. Давыдок и др. // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр. — Минск, 2007. — Вып. 10. С. 60−71.
  42. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Раппопорт и др. // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 60−64.
  43. , Э.Д. Образование в жерновах антисоциальной политики / Э. Д. Днепров. М., 2005. — 96 с.
  44. , В.А. Фундаментальные и прикладные проблемы питания / А. В Доценко // Материалы Международного форума, посвященная 100-летию со дня основания Санкт-Петербургской государственной медицинской. академии им. И. И. Мечникова. СПб., 2007. — С. 13−18.
  45. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года). Москва, 2003. — 96 с.
  46. , Л.П. Распространенность артериальной гипертензии у детей / Л. П. Жаркова, И. В. Андреева, Е. А. Ярощук // Вопросы современной педиатрии: материалы VIII конгресса педиатров России. М., 2003. — Т. 2, приложение № 1. — С. 117.
  47. , Л.А. Возрастные особенности развития и формирования здоровья детей / Л. А. Жданова, Т. В. Русова, С. И. Мандров // Вестник Ивановской Медицинской академии, 2000. Т. 5, № ¾. — С. 62−65.
  48. , И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева. М., 2002.
  49. , М.С. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности / М. С. Журавлева // Гигиена и санитария. — 2009. № 1. — С. 49−51.
  50. , И.В. Артериальное давление в старшем подростковом возрасте / И. В. Звездина // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 6. -С. 16−19.
  51. Здоровый ребенок / Под редакцией A.A. Баранова, Б.С. Каганова- Союз педиатров России, Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка- Москва, 2002. 320 с.
  52. Здоровые дети России в XXI веке / Г. Г. Онищенко и др. / под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  53. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы и пути решения: монография / И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, A.B. Дмитроченков, С. А. Ананьин. -Н.Новгород: Изд-во НижГМА, 2005.-312 с.
  54. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин и др. // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 14−18.
  55. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904−1959−2004) / под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы, JI.M. Сухаревой. М.: Династия, 2006. — С. 303−308.
  56. , А.Б. Понятия функционального состояния в биологии / А. Б. Зинченко, В. П. Леонова // Труды МГУ. М., 1979. — С. 204−210.
  57. , И.Г. Влияние внутришкольных факторов на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся / И. Г. Зорина // Гигиена и санитария. 2006. — № 6. — С. 48−51.
  58. Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей: методические рекомендации. Утверждены ЦГСН г. Москвы 07.09.1999 г. М.: МЗ РФ ЦГСН в г. Москве, 1999. — 16 с.
  59. , С.И. Возрастно-половые особенности физического развития школьников / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 5. — С. 6−11.
  60. , А.Г. Современные тенденции диагностики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59−62.
  61. , А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения : автореф. дис.. д-ра мед. наук / А. Г. Ильин. М., 2005.
  62. Инструктивно-методические материалы по организации и проведению мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи: сборник документов. М.: Интерн, 2002. — С. 84.
  63. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. Л. Берсенева. Л.: Медицина, 1980.
  64. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980. -192 с.
  65. , И.А. Медико-социальные аспекты и организация медицинской помощи подросткам-школьникам, проживающим в условиях районного центра / И. А. Камаев, С. А. Молодцов. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. -84 с.
  66. , Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития / Р. Т. Камилова // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 52−55.
  67. , В.Н. Показатели биологического возраста / В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации: материалы докладов симпозиума. — Одесса, 1975.-С. 32−33.
  68. , Ю.В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления /Ю.В. Клещина // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 3. — С. 48−51.
  69. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. — М., 2002.
  70. , И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И. Я. Конь, Л. Ю. Волкова, С. А. Димитриева // Здоровье населения и среда обитания. 2009. — № 5. — С. 4−8.
  71. , М.В. Гигиеническое обоснование факторов риска внутришкольной среды здоровью школьников на разных этапах обучения: Автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.07 / М. В. Кувшинов. Н. Новгород, 2004. — 26 с.
  72. , H.H. Валеология: пути формирования здоровья школьников / H.H. Куинджи. М., 2000. — 138 с.
  73. , H.H. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах / H.H. Куинджи, Е. Д. Лапонова, М. А. Поленова // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 37−40.
  74. , H.H. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье / H.H. Куинджи, М. И. Степанова // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1.-С. 44−48.
  75. , В.Р. Гигиенические основы модернизации структуры и содержания общего образования в России / В. Р. Кучма // Медицина детям: тезисы докладов на Всероссийском конгрессе (Н.Новгород, 22−25 апреля 2003 г.). Н. Новгород, 2003. — С. 19−20.
  76. , В.Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  77. , В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999год) / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 36−40.
  78. , В.Р. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т. 5, № 5. — С. 9−11.
  79. , В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т. 7, № 4. — С. 9−12.
  80. , В.Р. Особенности формирования здоровья подростков: основные тенденции, факторы риска, профилактика / В. Р. Кучма, Л.М.
  81. , И.К. Рапопорт // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов X Конгресса педиатров. М., 2006. — С. 319−320.
  82. , В.Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей /В.Р. Кучма, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания: информационный бюллетень.2003. -№ 2.-С. 9−11.
  83. , В.Р. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева // Российский педиатрический журнал. 2007. — № 1. — С. 53−57.
  84. , В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М., 2001. — 375 с.
  85. Личностно-ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения / А. Р. Вирабова и др. М.: Пробел-2000, 2006. — С. 256−317.
  86. , Т.М. Физическое развитие и здоровье детей России (20 002 001) / Т. М. Максимова, В. Б. Белов, Н. П. Лушкина // Гигиена и санитария.2004. № 5. — С. 6−11.
  87. , Ю.С. Непараметрические методы статистического анализа в биологии и медицине / Ю. С. Малета, В. В. Тарасов. М.: Изд-во МГУ, 1982. -178 с.
  88. , H.A. Динамика физического развития школьников г.Н.Новгорода / Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26−28.
  89. , В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В. А. Медик, A.M. Осипов. М., 2000.
  90. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста: монография / под редакцией В. Р. Кучмы, JI.M. Сухаревой. М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2004. — 198 с.
  91. Медико-психосоциальный статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации: пособие для врачей: утверждено МЗ РФ 28.11.2003 г. / A.A. Баранов и др. — М.: НЦЗД РАМН, 2004. 76 с.
  92. Медицинская профилактика в общеобразовательных школах: методические рекомендации для врачей и среднего медицинского персонала / В. Р. Кучма и др. М., 2006. — 70 с.
  93. , Ф.З. Гиперфункция, гипертрофия, недостаточность сердца / Ф. З. Меерсон. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Медицина, 1986. — 388 с.
  94. , Ф.З. Роль стресса в механизме долговременной адаптации и профилактика стрессовых повреждений / Ф. З. Меерсон // Патологическая физиология и экспериментальная терапии. 1980. — № 5. — С. 3−15.
  95. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучение детей и подростков / А. Г. Сухарев и др. // Гигиена и санитария. — 2000. № 3. — С. 49−52.
  96. , H.H., Ростовые процессы у детей и подростков / Н. Н. Миклашевская, В. С. Соловьева, Е. З. Година. М.: МГУ, 1988. 184с.
  97. , О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации / О. Ю. Милушкина // Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 9. — С. 13.
  98. , Н.Б. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Б. Мирская // Гигиена и санитария. —2009. -№ 3.- С. 78−82.
  99. Мониторинг здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях / H.A. Матвеева и др. // Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / под ред. A.A. Баранова, В. Ю. Альбицкого. М.: Династия, 2003. — С. 365- 393.
  100. , JI.B. Динамика физического развития сельских школьников, проживающих на территориях с разной степенью выраженности йодного дефицита : автореф. дис.. канд. мед. наук / JI.B. Назарова. — Н. Новгород, 2010.
  101. О состоянии и неотложных задачах органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы по охране и укреплению здоровья детей в 2005 г. / Г. Г. Онищенко и др. // Здравоохранение РФ. 2005. — № 6. -С. 13−15.
  102. Об итогах Всероссийской диспансеризации детей 2002 года: решение коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.04.2003. М., 2003. — Режим доступа: http: //www.rostourizm.ru/sankur/okumetry dispenseritog/.
  103. Огрызко, Е. В. Анализ заболеваемости детей Российской Федерации в возрасте 15−17 лет / Е. В. Огрызко // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. — № 4. — С. 16−19.
  104. , Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, A.A. Баранов, В. Р. Кучма. — М., 2004.-С. 154.
  105. , Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, A.A. Баранов, В. Р. Кучма. -М., 2004.-С. 154.
  106. Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: пособие для врачей / A.B. Леонов и др. -Н.Новгород: Изд-во НижГМА, 2005. -29 с.
  107. Опыт регионального мониторинга состояния здоровья школьников / Е. С. Богомолова и др. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. — № 6. — С. 448−452. — (Серия «Медицина»).
  108. Особенности электрокардиограммы детей школьного возраста Приднепровского региона / Л. В. Ващенко и др. // Вопросы современной педиатрии: материалы VIII съезда педиатров России. -М., 2003. Т. 2, приложение № 1. — С. 59.
  109. Оценочные таблицы физического развития детей и подростков г. Н. Новгорода: методические указания / Е. С. Богомолова и др. Н. Новгород: ООО «КитИздат», 2004. — 57 с.
  110. В.В. Проблема управления функциями организма человека и животных в свете современных достижений биологии, физиологии и биокибернетики /В.В. Парин // Проблемы управления функциями организма человека и животных. — М., 1973. С. 6−14.
  111. Питание и здоровье в Европе: Новая основа для действий. — Копенгаген, 2003.
  112. , И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62−65.
  113. , Н.В. Состояние здоровья детей и факторы, его определяющие на современном этапе / Н. В. Полунина // Лекции по актуальным проблемам педиатрии. М.: РГМУ, 2000. — С. 7−14.
  114. , И.К. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / под ред. A.A. Баранова. М., 2007. — С. 197−213.
  115. , И.К. Особенности заболеваемости школьников И учащихся профессиональных училищ в процессе завершения общего и профессионального образования / И. К. Рапопорт, Е. Г. Бирюкова // Гигиена и санитария. 2007. — № 1. — С. 67−70.
  116. , И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 48−50.
  117. И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи / И. К. Рапопорт // Гиг. и сан. 200O. — № 1. — С. 55−59.
  118. , И.К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций / И. К. Рапопорт // Вестник Российской академии медицинских наук. 2003. — № 8. -С. 19−22.
  119. , И.К. Состояние здоровья школьников и проблемы выбора профессии / И. К. Рапопорт // Гигиена и санитария. 2009. — № 2. — С. 36−39.
  120. Региональные и социальные особенности физического развития детей России (Дети России) / под ред. Т. М. Максимовой. М., 2004. — 87 с.
  121. , В.Д. Реакция лыжников-гонщиков на пробу с задержкой дыхании в различные периоды тренировки / В. Д. Сапега // Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск, 1972. — С. 57−62.
  122. , Н.П. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний / Н. П. Сетко, Е. А. Володина // Гигиена и санитария. 2008. — № 1. — С. 58−65.
  123. Совершенствование медицинского обеспечения школьников в современных условиях: методические рекомендации / И. А. Камаев и др. -Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2004. 32 с.
  124. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59−62.
  125. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков, методические подходы к его изучению / А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59−62.
  126. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей / В. Р. Кучма и др. — М., 2002. 69 с.
  127. , А.Я. Функционирование сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в зависимости от соматотипа / А. Я. Соколов, Л. И. Гречкина // Российский педиатрический журнал. — 2006. № 5. — С. 34−36.
  128. Состояние здоровья детского и подросткового населения города Москвы и его связь с социально-гигиеническими факторами / A.B. Иваненко и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. — № 2. — С. 28−30.
  129. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, О. Н. Коноплев и др. // Гиг. и сан. 1997. — № 3. — С. 33−36.
  130. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / Л. М. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 52−55.
  131. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: учебное руководство / Ю. П. Лисицын и др. М., 1999. — 698 с.
  132. , М.И. Гигиенические аспекты инноваций школьного образования / М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. — 2008.-№ 12.-С. 10−24.
  133. , М.И. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе / М. И. Степанова, A.C. Седова // Гигиена и санитария. 2007.- № 4. — С. 59−61.
  134. , М.И. Профильное обучение старшеклассников как гигиеническая проблема / М. И. Степанова, A.C. Седова // Здоровье населения и среда обитания. 2009. — № 8. — С. 30−33.
  135. , А.Г. Гигиеническая оценка технологии обучения детей в общеобразовательных школах / А. Г. Сухарев, Н. М. Цыренова // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии. 2002. — № ½. — С. 50−54.
  136. Сухарева, J1.M. Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ: методические рекомендации / JI.M. Сухарева, H.H. Куинджи, А. Г. Ильин. М., 1998. — 84 с.
  137. , К.Т. Гигиеническая оценка образа жизни и состояния здоровья учеников 10−11 -х классов, ориентированных на получение высшего медицинского образования / К. Т. Тимошенко // Гигиена и санитария. 2008.- № 4. С. 60−63.
  138. , И.О. Сердечно-сосудистая система и некоторые показатели метаболизма у детей 7−11 лет / И. О. Тупицин, Т. Н. Горшкова, Т. А. Борисова //Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. — № 1. — С. 16.
  139. , Е.П. Современные подходы к оценке здоровья детей, основные показатели развития и состояния здоровья школьников / Е. П. Усанова // Охрана здоровья детей и подростков: лекции врачей и педагогов.- М.: РАОЗ, 2000. С. 5−14.
  140. , М.А. Состояние здоровья школьников 15−18 лет в Москве / М. А. Ушакова, Е. Г. Ушакова // Гигиена и санитария. 2008. — № 5. — 59−61.
  141. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья современных школьников / И. А. Камаев и др. // Здоровье населения, политика и технология развития здравоохранения: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 16−17 апреля 2003 г.). М., 2003. С. 31−35.
  142. Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы / под ред. A.A. Баранова, JI.A. Щеплягиной. М., 2000. -584 с.
  143. , М.М. Критерии оценки функционального состояния кардиореспираторной системы в определении здоровья ребенка : автореф. дис.. д-ра мед. наук / М. М. Хомич. — СПб., 2005.
  144. , М.И. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа / М. И. Чубирко, Н. М. Пичужкина, O.A. Фуфаева // Гигиена и санитария. 1997.-№ 2.-С. 21−23.
  145. , О.Д. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей / О. В. Шарапова, А. Д. Царегородцев, Б. А. Кобринский // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — № 1. -С. 56−60.
  146. , А.Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов / А. Г. Швецов, С. М. Кабиева, В. Н. Приз // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46−49.
  147. , И.Ю. Формирование нарушений здоровья подростков под влиянием факторов питания / И. Ю. Шевченко // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 1. — С. 20−25.
  148. Т.С. Комплексная оценка влияния факторов окружающей и учебной среды на здоровье детей на примере г. Волгодонска: Дис.канд. мед. наук: 14.00.07 / Т. С. Шепкина. Москва, 1996. — 145 с.
  149. , В.Н. Динамика состояния здоровья школьников в зависимости от форм обучения / В. Н. Шестакова // Российский педиатрический журнал. — 1998. № 5. — С. 31−33.
  150. , С.Ю. Анализ влияния курения на функцию внимания у студентов и старшеклассников / С. Ю. Штрыгаль, Н. Ю. Жидоморов, Т. Р. Гришина // Вестник Ивановской Медицинской академии. — 2000. Т. 5, № ½.-С. 20−23.
  151. , H.H. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки / H.H. Яковлев, A.B. Коробков, С. В. Янанис. — М.: Физкультура и спорт, 1960. — 406 с.
  152. , Ю.А. Оценка физического развития подрастающего поколения и ее место в диспансеризации детского населения / Ю. А. Ямпольская // Здоровье населения и среда обитания: информационный бюллетень. 2003. — Т. 118, № 1. — С. 6−11.
  153. , Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы во второй, половине XX века: состояние, тенденции, прогноз / Ю. А. Ямпольская // Антропология на пороге III тысячелетия. 2003. — С. 567−659.
  154. , Ю.А. Формирование в школьные годы физического развития и репродуктивного здоровья женщин / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 3−6.
  155. Age at menarch Warsaw girls in 1976−1986 / J. Charzewski, J. Lewandowska, ?. Kalka, B. Orlicz // Growth and ontogenetic development //
  156. Proceeding of the IV Symposium held im Humpoles (September, 5th 198). -Prague, 1994.
  157. Age at menarche in Flemi girls: current status and secular change in the 20th century / R. Wellens, R.M. Malina, G. Beunen, J. Lefevre // Ann. Hum Biol. -1990.-Vol. 17.-P. 145−152.
  158. Allensworth, D.D. Comprehensive School Health Program: Exploring an Expanded Concept / D.D. Allensworth, LJ. Kolbe // J. Sch. Health. 1999. — Vol. 57, N 10.-P. 409−411.
  159. Circadian body temperature and the effects of cold stress in elderly and young subjects / K.I. Collins et al. // Age-ageing. 1995. — Vol. 24, N 6. — P. 485−489.
  160. Cr sectional growth study of the child and adolescent population of Catalonia / M.L. De la Puente et al. // Ann. Hum. Biol. 1997. — Vol. 24, N. 5. -P. 435−452.
  161. Eder, A. Risk factor loneliness on the interrelations between social integration happiness and health in 11, 13, 15 years old in 9 European countries / A. Eder // Health Promotion. 1990. — Vol. 5. — P. 19−33.
  162. Green, E. Protecting environmental quality and human health: strategies for harmonisation / E. Green, S.D. Short // Sei. Total Environ. 2000. — Vol. 256, N 2/3.-P. 205−213.
  163. Gaitan, E. Environmental natural goitrogens / E. Gaitan // In: The thyroid and environment. New York: Schattauer publ., 2000. — P.69−78.
  164. Halberg, F. Human circannual rhythms over a broad spectrum of physiological processes / F. Halberg, M. Lagogyuey, A. Reinberg // Int. J. Chronobiol. 1983. — Vol. 8, N 4. — P. 225−268.
  165. Helm, P. L A halt in the secular trend towards earlier menarc in Denmark / P. Helm, L. Groenlund //Acta Obstetr. et Gynecol. Scandinav. 1998. — Vol. 77. -P. 198−200.
  166. Hilts, P. The clock within / P. Hilts // Cycles. 1982. — Vol. 33, N 2. — P. 5054.
  167. Indirect effects of light: biological rhythms / R.W. Wirtman et al. // Ann. N.Y. Acad. Sei. 1985. — Vol. 453, pt. 2. — P. 123−270.
  168. Lloyd, D. Chaos: its significance and delection in biology / D. Lloyd, A. Lloyd // Biol. Rhythm. Res. 1995. — Vol. 26. — P. 233−252.
  169. Marker, K. Das Zyklogramm in Sport der Frau -eine graphische methode zur Objektivierung der Leistugsschwankungen in Zykles / K. Marker // Medizin und Sport. 1981,-N5. -P. 150−153.
  170. Marotte, H. The application of variance analysis to the study of biological rhythms of known periods / H. Marotte, J. Timbal // Int. J. Chrobiol. 1982. — Vol. 8, N2.-P. 63−82.
  171. Mecacci, L. Morningness — eveningness preferences and sleep-waking data of morning and evening types in student and worker samples / L. Mecacci, A. Zani // Ergonomics. 1983. — Vol. 26, N 12. — P. 1147−1153.
  172. Paabo, S. The relationship between exercise intensity levels of two predictive heart rate equations and per cent maximal oxygen consumption / S. Paabo, M. Karpman // J. Sports med., Phys. Fitness. 1981. — Vol. 21, N 3. — P. 226−230.
  173. Predictors of frequent middle school health room use / J.S. Joost et al. // J. Behav Pediatr. 1993. — Vol. 14, N 4. — P. 259−263.
  174. Richter, J. Kontinuierliche menarche-Beobachtungen einer geschlossen Population / J. Richter // Arztl. Jugendkde. 1990. — Bd. 81. — P. 1990.
Заполнить форму текущей работой