Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпринимательство в современной России: Теория, социально-экономическая реальность. 
Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниковую и эмпирическую базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, Законодательные акты РСФСР, Российской Федерации по проблемам предпринимательства, в частности: статьи 34 и 37 Конституции, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 годастатья 2 Гражданского кодекса Российской ФедерацииЗакон «О приватизации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Развитие представлений о предпринимательстве: к истокам исследования
  • Раздел II. Современные зарубежные теории предпринимательства
  • Раздел III. Исследование предпринимательства в отечественной социологической науке
  • Раздел IV. Формирование предпринимательского слоя в современной России

Предпринимательство в современной России: Теория, социально-экономическая реальность. Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется коренными качественными изменениями, происходящими во всех сферах российского общества под влиянием становления рыночных отношений. В последнее десятилетие в стране идет процесс становления и развития новых направлений трудовой деятельности, новых форм социально-трудовых отношений, новых социальных слоев.

Важнейшим признаком происходящей трансформации общества является формирование социального слоя предпринимателей.

Предпринимательство все более активно внедряется в экономическую, политическую и духовную жизнь России. В настоящее время в стране функционируют десятки союзов, ассоциаций, лиг предпринимателей. Так, например, Союз российских предпринимателей объединяет более 300 субъектов предпринимательской деятельности. Россия стала на путь развития передовых индустриальных стран мира. Она уходит от малоэффективной, как показал опыт, командно-административной системы управления, от жесткой плановой системы финансово-экономического хозяйствования. В то же время необходимо подчеркнуть, отказ от прошлых принципов, наработок, навыков автоматически не привел к коренному повороту в жизни населения страны. Практически не оправдались надежды оптимистов начала 90-х годов о сроках преобразований, подтверждением чему является затянувшийся экономический и социально-политический кризис. В таких условиях большие надежды возлагаются на предпринимательство, как социально-экономическую деятельность нового социального слоя.

Формирование предпринимательства, его борьба за место в экономической, политической и социальной системе общества породило много проблем.

Во-первых, для России это практически новый вид социально-экономической деятельности населения. За годы советской власти в стране был потерян накопленный веками опыт предпринимательской деятельности. В СССР она была практически запрещена с конца 30-х годов прошлого века.

Во-вторых, пример предпринимательской деятельности в развитых странах Запада, как образец, не совсем подходит. Там предпринимательство развивается уже сотни лет. Его функционирование сопровождается определенными финансово-экономическими, политическими условиями, психологическим складом и моральными устоями, как самих предпринимателей, так и окружающей средынаселения.

В-третьих, в России государство еще четко не определило собственную политику отношения к предпринимательству. Пока что нет четкой программы развития и регулирования предпринимательской деятельности.

В-четвертых, в странах с развитой рыночной экономикой разработаны специальные социолого-экономические теории предпринимательства. Чего нет в отечественной ни социологической, ни экономической науке.

В-пятых, в России пока что не сформировалась личность предпринимателя. Ни у самих современных предпринимателей, ни у населения страны еще не сформировался «идеал» российского предпринимателя, у нас не учат предпринимательству, у нас не выработана собственная культура предпринимательства.

Все эти проблемы требуют самостоятельного изучения. В качестве проблемы данного диссертационного исследования мы выбрали противоречие между современными отечественными теоретическими концепциями предпринимательства и динамикой реализации предпринимательской деятельности в ее многоаспектности.

Степень научной разработанности темы.

Проблема предпринимательства, как научная проблема, в науке далеко не нова. Оценочные суждения о сущности предпринимательства,.

0 его роли и месте в обществе, чаще всего отрицательные, мы находим в трудах древнегреческих философов Платона и Аристотеля1.

Некоторые идеи о предпринимательстве мы находим в трудах 2 философов и теологов ХП и ХШ веков .

Значительный положительный вклад в исследование и развитие предпринимательства внесли английские философы ХУ1-ХУИ веков Френсис Бэкон и Томасс Гоббс3.

Новая история и наука о предпринимательстве начинается с XVII века и связана она с именем французского экономиста Р. Кантильоном, который впервые вводит в науку термин предприниматель4. Практически с Р. Кантильона начинается научный период, который вошел в историю как период классических теорий. Он представлен известнейшими учеными своего времени: английскими политэкономистами-классиками А. Смитом и Д. Рикардо, немецкими экономистами и философами К. Марксом и М. Вебером, австро-американским экономистом и социологом Й. Шумпетером5. В работах этих ученых поставлен и решен целый ряд важнейших для развития предпринимательства проблем: свобода личности и свобода хозяйственной деятельностипроблема источников доходароли труда в накоплении богатства, проблема социально-экономической сущности предпринимательства, его основных чертроли и места в современном обществе.

1 См.. Платон. Законы. Собр.соч. в 4-х томах, Т.4. Аристотель. Политика. Собр.соч. в 4-х томах. Т.4. кн.7−8.

2 См.: Верхан П. Х. Предприниматель. -Минск, 1997.

3 См.: Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. Соч. в 2-х томах. Т.2, -М., 1997: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2-х томах, Т.2, -М., 1991.

4 См.: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -М., 1994.

5 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Алтология экономической классики. Т.1 -М., 1993; Маркс К., Энгельс Ф. Соч Капитал. Критика политической экономии Т.З.

Современные проблемы предпринимательства наиболее глубоко разрабатываются в трудах лауреатов Нобелевской премии Ф. Хайека и М.ФридманаД.Гэлбрайта, П. Х. Верхана, В. Ойкена, Д. Сэвэджа, П. Друкера и др6.

В последнее десятилетие XX века в разработку теоретических проблем предпринимательства активно включились отечественные экономисты, социологи, психологи, историки.

Экономические проблемы предпринимательства — место предпринимательства в экономической системе российского общества, основные направления экономической деятельности предпринимателейпроблема риска, прибылей и т. п. раскрываются в работах отечественных экономистов Л. Абалкина, В. Верховина, Т. Заславской, В. Радаева, О. Ромашова, О. Шкаратана и др7.

Социальные и социокультурные проблемы предпринимательства — формирование предпринимательского слоя, его место и роль в развитии современной социальной системы России, психология предпринимательства, культура предпринимателей, проблемы отношения населения к предпринимательству — чаще всего исследуются отечественными социологами и философами. Это отражено в работах г А. Агеева, А. Безгодова, Р. Гибадуллина, М. Левитана, Г. Кошарной,.

М., 1970; Вебер М. Избранное. Образ общества. -М., 1994; Его же. Протестантская этика и дух капитализма. -М, 1990; Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М., 1982.

6 Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибка социализма. -М., 1992; Фридмен М., Сэвэдж Д. Анализ выбора в условиях риска \ Российский экономический журнал. М., 1993, № 9- Ойкен В. Основные принципы экономической критикиМ., 1991; Верхан П. Х. Предприниматель: его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. -Минск, 1992; Гэлбрейт Д Экономические теории и цели общества. -М., 1976; его же. Новое индустриальное общество, -м, 1969; Самуэльсон П. Экономикс. -М.&bdquo- 1994; Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. -М., 1992.

1 См.: Абалкин Л. Н. Заметки о российском предпринимательстве. -М., 1994; Автономов B.C. Предпринимательская функция в политической системе. -М., 1990; Давыденко В. А. Теоретико-методологические аспекты предпринимательского поведения: экономико-социологический подход. -Омск, 1995; Заславская Т. И. Радаев В в. Новые российские предприниматели: стратегии хозяйственного развития. -М., 1994; Ромашов О. В. Реформы в России глазами предпринимателей. -М. 1996; Уткин Э. А. Бизнес в России. -М., 1992; Шкаратан О. М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. -М., 1994 и др.

Ю.Попова, В. Степина, Э. Фетисова, М. Хавкина, Г. Черникова В.Халипова 8.

И др .

Необходимо так же отметить, что за последние годы вышло значительное количество фундаментальных работ по истории российского предпринимательства. Это монографии А. Владимирова, А. Аксенова, М. Афанасьева, А. Кузьмичева, М. Кратко, А. Понарина, А. Галагана и др9.

Изучение и анализ работ отечественных исследований показывает, что сделано уже много, исследовательский спектр достаточно широк. Но в России процесс формирования предпринимательства находится еще только на начальной стадии. Его динамика очень высока, поэтому, естественно, все это влияет на исследовательский процесс, на его проблематику. К настоящему времени еще недостаточно исследованы взаимосвязь, взаимовлияние теории предпринимательства и практики предпринимательской деятельности.

Цель исследования — раскрыть сущность теоретико-методологических ориентаций отечественных исследователей предпринимательства и определить степень их современной реализации.

Задачи исследования: провести анализ теоретико-методологических концепций предпринимательства. В том числе: а) несистематическое изучениеб).

8 См.: Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культурыА.В.Безгодов. Очерки социологии предпринимательства. -Спб, 1999;Буевегин A.B. Предпринимательство, -м., 1992; Гибадуллин Р. В. Предпринимательский слой: сущность и развитие в переходном обществе. -М. 1998; Левитан М. И. Социально-психологические аспекты предпринимательства. -М., 1993; Кошарная Г. Б Проблемы формирования культуры предпринимательства в переходном обществе, — Днепропетровск. 1999; Уткин Э. Н. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. -М., 1996; Хавкин М. В. Социокультурные черты российского предпринимательства. -М., 1996; Черников Г. П. Предприниматель — кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. -М, 1992; Халипов В. Ф. Лисиненко И В. Социология предпринимательства. -М&bdquo- 19%, и др.

9 См.: Галаган A.A. История предпринимательства российского. От купца до банкира. -М, 1997; Афанасьев М. 1000 лет предпринимательства на Руси: от Рюрика до Горьачева. — М. ю, 1991; Кузьмичев А. Русские миллионщики. -М., 1993; Аксенов А. И. Генеалогия русского купечества ХУШ векаМ., 1988;Кратко И. Честь выше прибыли. Из истории российского предпринимательства. -М, 1993; Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. -М., 1998. формирование и сущность классических теорий предпринимательствав) современных зарубежных теорийраскрыть сущность, направленность и функции отечественных теорий предпринимательствапроанализировать реальное состояние современного российского предпринимательства, основные формы его деятельности, пути формирования предпринимательского слояисследовать организационно-управленческие противоречия в системе государственной подготовки и переподготовки предпринимателейразработать рекомендации для дальнейшего развития и укрепления предпринимательской деятельности.

Объект исследования — предпринимательство как социально-экономический феномен современного российского общества.

Предмет исследования — взаимосвязь и взаимовлияние теорий предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Теоретико-методологической и методической основой исследования явились методы диалектического познания социальных процессов и явленийпринципы общей социологической теориисистемный анализ. Кроме того, в работе использованы произведения классиков социологии и политической экономии, теоретические разработки отечественных ученых в области социологии управления, экономической социологии, социологии предпринимательства.

В качестве методов сбора информации применялись методы анализа документов, наблюдения, скрытого интервьюирования, вторичного анализа.

Источниковую и эмпирическую базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, Законодательные акты РСФСР, Российской Федерации по проблемам предпринимательства, в частности: статьи 34 и 37 Конституции, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 годастатья 2 Гражданского кодекса Российской ФедерацииЗакон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" — Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (от 14 июня 1995 г.) — и дрданные государственной статистики за период 1991;1999 ггрезультаты социологических исследований, проведенных автором в 1997;2000 гг, в ходе которых было опрошено более 300 предпринимателейв диссертационном исследовании были использованы материалы вторичного анализа социологических исследований, проведенных различными социологами в разные годы. В том числе: Н. В. Андриенковой — в конце 1994 годаР.В.Гибадуллина и Д. М. Гилязетдинова — в 1999 годуЦентром социологических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского университета — в 1998 годуРоссийским независимым институтом социальных и национальных проблем — в 1999 годупри написании диссертации были использованы материалы исследовательских коллективов Института экономики РАН, ВЦИОМ, Института социально-политических исследований РАН, других центров, специализирующихся на изучении российского предпринимательства.

Научная новизна работы заключается в следующем: дан анализ концептуальных подходов к изучению проблемы предпринимательства от древности до нашего времени. Подтверждена идея о том, что предпринимательство в качестве объекта научного анализа выступает со времен Платона и Аристотеля. В те времена предпринимательство рассматривалось как деятельность не достойная свободного гражданинаустановлено, что положительная оценка предпринимательской деятельности впервые была дана в трудах известных английских философов ХУЬХУИ вв. Ф. Бэкона и Т. Гоббса, которыми заканчивается период «бессистемного анализа» предпринимательства. Системное изучение предпринимательства начинается в XVII веке и связано с именем французского ученого Р. Кантильона, который впервые ввел в научный обиход термин «предпринимательство" — определен комплекс сущностных черт предпринимательства (свобода деятельности, риск, получение прибыли), дано определение предпринимательства как формы социально-экономической деятельности с целью получения прибыли в условиях рыночной и смешанной экономикираскрыты основные функции предпринимательства: экономические, политические, социальные и культурныевыявлены факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России, в том числе: политическиегосударственная политика в отношении предпринимательстваправовые — обеспечение предпринимательской деятельности соответствующими законамифинансово-экономические — налоговая система, конкурентная средасоциальные — самоутверждение и самореализация предпринимательского слояна основе анализа современных теорий предпринимательства отечественных ученых доказано, что в отечественной науке пока что нет единой точки зрения, идет активный поискпри характеристике социального портрета российского предпринимателя установлено, что в настоящее время пока что преждевременно говорить о его наличии как типа. Высокая динамика и неопределенность предпринимательской деятельности требуют дальнейшего глубинного изучения данного вопросав качестве рекомендаций предлагается разработать систему мер по совершенствованию законодательной базы предпринимательской деятельности, по подготовке и переподготовке предпринимателей как в правовой и экономических сферах, так и в социокультурной.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что, во-первых, диссертация может служить теоретико-методологической базой дальнейшего изучения и разработки отечественной концепции предпринимательстваво-вторых, в научно-исследовательский оборот введены новые статистические данные и материалы конкретных социологических исследований, которые могут быть использованы при подготовке учебных курсов по социологии управления, экономической социологии, социологии предпринимательствав-третьих, выводы и рекомендации могут служить основой для практической подготовки предпринимателей, для дальнейших, конкретных исследований предпринимательской деятельности.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в двух публикациях. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании проблемной группы кафедры социологии Академии государственной службы при Президенте РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование по современным проблемам российского предпринимательства позволяет сделать следующие выводы:

1. Новая модель российской экономики, базирующаяся на рыночных отношениях, предполагает наличие в социальной структуре общества такого социального слоя как предпринимательство.

2. Анализ работ по истории социологии, философии и экономики показывает, что феномен предпринимательства известен давно. На него обращали внимание, делали оценивающие выводы еще ученые древней Греции — Платон и Аристотель.

3. Систематическое изучение предпринимательства как социально-экономической деятельности начинается в ХУШ веке.

4. Основными представителями классической школы предпринимательства, заложившими теоретические и методологические основы его исследования являются А. Смит, Д. Рикардо, Р. Кантильон, К. Маркс, М. Вебер, Й.Шумпетер.

5. В конце 20-х годов начался «пересмотр» классических теорий, а к концу 50-х годов произошло формирование основных современных зарубежных теорий предпринимательства.

6. С начала 90-х годов, в связи с радикальными социально-экономическими и политическими изменениями в стране, проблемы предпринимательства начали исследоваться отечественными учеными. К настоящему времени еще не создана отечественная концепция предпринимательства.

7. В диссертации предпринимательство определяется как форма социально-экономической деятельности с целью получения прибыли в условиях рыночной и смешанной экономики.

8. Основными функциями предпринимательства как социально-экономического феномена являются: экономические, политические, социальные и культурно-духовные.

9. предпринимательский слой в диссертации определяется как совокупность социальных групп, занимающихся предпринимательской деятельностью.

10. Имеющаяся информация о предпринимательском слое позволяет сделать некоторые конкретные выводы о наиболее характерных социальных чертах российского предпринимателя. Это — преимущественно молодой или активного среднего возраста человек, чаще мужчина, чем женщина, с высшим, незаконченным высшим или средним специальным образованием, полагающийся, в основном на свои собственные силы, склонный рисковать и брать на себя ответственность.

11. В то же время необходимо отметить, что современная самореализация предпринимательского слоя иногда сопровождается недобросовестностью, обманом, мошенничеством и другими нравственными неустоями.

12. Диссертант считает, что в настоящее время невозможно дать полный социальный портрет российского предпринимателя. Основные причины этого: высокая динамика формирования предпринимательского слоя и неустойчивость социально-экономического развития странынедостаточное количество социологических исследований предпринимательстванеразработанность теоретико-методологической основы подобных исследованийисследования проводятся по разным исследовательским программам, что не позволяет провести их сравнительный анализ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.2. Гражданский кодекс РФ
  2. Закон РФ «О государственной поддержке предпринимательства в РФ» (от 14.06.95 г.)
  3. Закон РФ «Об акционерных обществах» (от 24.11 95 г.)
  4. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» (от 30.11 -92г.)
  5. Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» (от 08.07.94 г.)
  6. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по стимулированию развития производства, в том числе с привлечением иностранных кредитов» (от 24.11.94 г.)
  7. Постановление Правительства РФ «О. совете по развитию предпринимательства при Совете Министров Правительства РФ» (от 30.05.93 г.)
  8. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ в 1994—1995 годы» (от 29. 04. 94 г.)
  9. Предпринимательская деятельность в России. Сборник законодательных и нормативных актов. М., 1991
  10. Л.Н. Проблемы выбора стратегии на XXI век. // Проблемы теории и практики управления., 1998, № 2.
  11. Л.Н. Заметки о российском предпринимательстве. Прогресс., 1. Академия., 1994.
  12. B.C. Предпринимательская функция в экономической системе. М., 1990.
  13. А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры М., 1991.
  14. Алексеев С Нужны нестандартные меры. //ЭКО., 1999, № 2.
  15. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989.
  16. В.Д. Механизм саморегуляции в рыночной экономике //Общество и экономика. 1996, № 4/12.
  17. Л.П. Японские секреты управления. М., 1991-
  18. В.Г. Общество: Системность, познание, управление. М., 1982.
  19. Л.В. О рациональном и иррациональном поведении бизнес-слоя.//Вопросы социологии. Вып. 6, 1996 г., с. 144.
  20. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  21. Бизнес и менеджер. М., 1992.
  22. Бизнесмены России. 40 историй успеха. М., 1994.
  23. Благотворительность в России. СПб., 1907.
  24. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1974.
  25. Е. Трагедия интеллигенции // Версты, 1927, № 2
  26. А.И. Крупная буржуазия России. Конец XIX в. -1917г. М., 1992.
  27. В. А. Социально-экономические факторы типологии предпринимателей. СПб., 1993
  28. И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммуние тичеекого сознания //Либерализм в России: Сборник статей. М.: Знак, 1993.
  29. П. А. Москва купеческая. М., 1991.
  30. Ваше преуспевание в ваших руках. М., 1993.
  31. Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М., 1989.
  32. М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  33. П.Х. Предприниматель. Минск,-1992.
  34. В.И., Логинова С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8.
  35. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М&bdquo- 1991
  36. В.В. Силовое предпринимательство в современной России. // Социологические исследования. 1991., № 1.
  37. Ю.Е. Предприятия работают так, какими управляют// ЭКО, 1.998,№ 10.
  38. В. Из истории акционерного предпринимательства в России// Менеджер. 1990, № 2.
  39. Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства на рубеже XIX—XX вв..в. //Предпринимательство. 2'3'98.
  40. М. А. Что нужно для создания в России нормальной рыночной экономики. //Проблемы теории и практики управления. 1998., № 2.
  41. В. Новое российское предпринимательство: источник формирования стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6
  42. Ю.Е. Предприятия работают так, какими управляют// ЭКО, 1.998,№ 10.
  43. В. Из истории акционерного предпринимательства в России// Менеджер. 1990, № 2.
  44. Гражданское общество. М., 1994.
  45. Гражданское общество и правовое государство. М., 1991.
  46. A.A. Организованная преступность не миф, а реальность. М., 1992.
  47. В.А. Теоретико-методологические аспекты предпринимательского поведения: экономико-социологический подход. Омск, 1995.
  48. В.А. Предпринимательское поведение как объект социального управления: теоретико-методологические аспекты. Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 1995.
  49. Деловой мир. Справочник предпринимателя. М., 1992. .
  50. Дж. Линдсей Е. Рынок макроэкономическая модель. СПб., 1991.
  51. П. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992.
  52. П.Ф. Нововведения и предпринимательство. В кн.: Проблемы управления экономикой. Вып.23. Предпринимательство в промышленно-развитых странах. М.,.:ИНИОН. 1992.
  53. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. сфр. М., 1991.
  54. А. Мы обречены на рынок.// Деловые люди и бизнесе в СССР. 1991., № 12.
  55. Н. Российское предпринимательство: идеи и люди // Вопросы экономики. 1995, № 7.
  56. Т.Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск. 1991.
  57. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус//Социол. исслед.-1995.
  58. Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация// Экономические и социологические перемены, мониторинг общественного мнения. 1994, № 5.
  59. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991.
  60. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  61. Г. Е. Международная организация труда: структура и принципыдеятельности. М., 1994.
  62. В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. М., 1998.
  63. Как продолжать реформы в России? Экономические, экономико-правовые и социальные аспекты/Под общ, ред. В. О. Исправникова и В В. Куликова. М., 1996.
  64. КларкДж. Б. Распределение богатства. М., 1992.
  65. Кравченко И. Н Концепция гражданского общества в философском развитии.// Полис, 1991, № 5
  66. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: Очерк истории. М., 1995.
  67. А., Петров Р. Русские миллионщики. М., 1993.
  68. ЛапустаМ.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М., 1997.
  69. Н.О. Характер русского народа. Посев, 1997 г.
  70. М.И. Социально-психологические, аспекты предпринимательства. М., 1993
  71. М.И. Предпринимательство сквозь призму гражданского общества. М., 1993.
  72. М.И. Предпринимательство и бизнес в России. М. 1994.
  73. М.И. Социально-организующая роль предпринимательства. М., 1994.
  74. Д.С. О национальном характере русских.// Вопросы философии. 1990, № 4.
  75. Мартынов С, О становлении российского предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 1994, № I. С. 124−127.
  76. И. Японская промышленная система. М., 1988.
  77. Малое предпринимательство в кризисном обществе («круглый стол»).// Социол. исслед. 1999., № 7.
  78. Малый бизнес, рынок и общество. М., 1992.
  79. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики.// Вопросы экономики. 1997, № 6.
  80. Дж. С. Основы политической экономии . В 2 томах. М., 1980
  81. И.М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя. //Социологические исследования. 1997, № 10.
  82. Т.В. Рыночные реформы в российском измерении. // Социологические исследования. 1998 № 1.
  83. А.И. Предпринимательский потенциал в переходной экономике / В кн.:
  84. Экономика переходного Периода/Под редакцией В. В. Радаева, А.И. Бузга-лина.,
  85. М., Издательство Московского университета. 1995.
  86. Ф. Понятие риска и неопределенность//ТНЕ818. М., 1994. Вып.5.
  87. Л.Д., Бабаева Л. В., Бабаев P.O. Перспективы предпринимательства и приватизации в Россия- политика и. общественное мнение.// Социологические исслел. 1993. № 1.
  88. О разрешении трудовых споров в странах с развитой рыночной экономикой. //Труд я социальные отношения, 1992, № 2.
  89. С.С. Царствование императора Николая П. СПб., 1991.
  90. А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее. // Соц.-полит, науки. 1991,№ 12.
  91. Т. Понятие общества: компоненты в их взаимоотношения // THESIS. Весна 1993.Т.1,Вып.2.
  92. А.И. Практико-ориентированные формы предпринимательской подготовки учащихся.//Предпринимательство и занятость юных. 1999., № 1.
  93. О.В. Российский предприниматель: штрих к социальномупортрету/Социологические исследования. 1995 № 2.
  94. A.C. Экономическая теория благосостояния. В 2 томах. Пер. с англ. М. 1985.
  95. Ю.А. Павел Павлович Рябушинский. Россия на рубеже веков- исторические портреты. М., 1991.
  96. Предпринимательская деятельность в России. В 2 томах М., 1991
  97. Предпринимательство в конце XX века /Под ред. A.A. Дынкина, А. И. Стерлина, И. В. Тулина М., 1992.
  98. Ю.Н. Российское предпринимательство: социальный портрет // Что нужно знать о социальном партнерстве. М&bdquo- 1994.
  99. Ю.Н. Российский предприниматель как социальный партнер.// Труд и социальные отношения, 1994, № 5.
  100. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Япония: Очерки: М. 1989.
  101. М.И. Старый Петербург. М., 1992.
  102. В.В., О.И. Шкаратан. Социальная стратификация. М., 1996.
  103. Рюттингер Культура предпринимательства / Пер. с нем. М. 1992.
  104. Ромашов О. В: Реформы в России глазами предпринимателей. // Труд и социальные отношения. Приложение 2., 1996.
  105. Д. Социальная динамика и формирование среднего класса //Власть. 1996 г., № 12.
  106. В.П. Купечество московское/Былое, 1991,№ 1.
  107. П. А. Об основных возможностях возрождения нашего народного хозяйства.//Социологические исследования. 1994, № 2.
  108. К. Р. Государственно-правовое регулирование малого предпринимательства в России. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ, канд. юр. наук. М., 1997.
  109. Сэй Ж. Б. Теория сбыта. СПб, 1896.
  110. Серван-Шрейбер Жан Луи. Ремесло, предпринимателя. M. I 993.
  111. А. Субъекты собственности и управления в рыночной экономике. // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 6.
  112. А. Исследование о природе и причинах богатства народов: Пер. с англ./ В кн.:
  113. Антология экономической классики. T. I М., 1993.
  114. Современное российское общество: переходный период. Результат социологического опроса населения России. Институт социологии РАН. М., 1998.
  115. Социально-политические очерки о среднем классе. М., 1994.
  116. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании.// Проблемы теории и практики управления. 1998, № 2.
  117. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России/Вопросы экономики. 1995, № 7.
  118. США: условия для бизнеса. (Пособие для преподавателей). М., 1990.
  119. Э.А., Кочеткова А. Н. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996.
  120. Э.А. Бизнес в России. М. 1992.
  121. Э.А. Стать бизнесменом. Основы, предпринимательства в малых формах бизнеса. М. 1990.
  122. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства // Социологические исследования. 1993. № 1.
  123. Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.
  124. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
  125. М.В. Социокультурные черты российского предпринимательства. М., 1996.
  126. М.В. Социокультурные предпосылки и ценностные ориентации в деятельности предпринимателя и в управлении персоналом фирмы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М, 1997.
  127. Что нужно знать о социальном партнерстве. М., 1994
  128. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся Рос сии // Мир России. 1993. № 1. Том 2.
  129. Т.П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М., 1992.
  130. Ф. Роль предпринимательства в рыночной экономической системе.//Маркетинг. 1997, № 2
  131. Ф. О государственной поддержке предпринимательст ва в России. /Проблемы теории и практики
  132. Что нужно знать о социальном партнерстве. М., 1994
  133. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся Рос сии // Мир России. 1993. № 1. Том 2.
  134. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М., 1992.
  135. Ф. Роль предпринимательства в рыночной экономической системе.//Маркетинг. 1997, № 2
  136. Ф. О государственной поддержке предпринимательства в России. /Проблемы теории и практики управления. 1998, № 2.
  137. М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий // Мир России. 1994. № 2. Том 3.
  138. О.И., Фигатнер Ю. Ю. Старые и новые хозяева России (От властных отношений, к собственническим) // Мир России. 1992, № 1.
  139. Р. Японские методы управления производством: М., 1988.109
  140. Н. Открытое общество и конкуренция // Новый мир. 1991, № 2.
  141. Ю.А. Особенности описания сложных систем. // Системные исследования, Ежегодник. 1983. М., 1983.
  142. И. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М., 1995.
  143. С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. М., 1995. Экономика переходного периода/Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина. М., 1995.
  144. Экономика и бизнес (Теория и практика предпринимательства)/ Под ред. В. Д. Камаева. М., 1993.
  145. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  146. JI. Карьера менеджера. М., 1990.
  147. М. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики, № 6.
Заполнить форму текущей работой