Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция «социального христианства» в политической философии М.М. Сперанского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких фигур в русской истории является Михаил Михайлович Сперанский — политик-практик и, в тоже время, политический мыслительчеловек, идейная позиция которого трудно поддается однозначной идеологической схематизации, в том числе и по той причине, что в основе его политической позиции и деятельности лежали определенные философские идеи, определенная политическая философия. Сложная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политическая философия М.М.Сперанского
    • 1. Становление политических воззрений М. М. Сперанского: русский вариант концепции «общественного договора»
    • 2. Основные принципы политической философии М.М.Сперанского
    • 3. Диалектика консервативных и либеральных идей в политической философии М.М.Сперанского
  • Глава 2. Этические принципы политической философии М.М.Сперанского
    • 1. Философские основания этической позиции М.М.Сперанского
    • 2. Взаимосвязь этических и философско-правовых идей в политической философии М.М.Сперанского
  • Глава 3. Религиозно-философский проект М. М. Сперанского: концепция «социального христианства»
    • 1. М.М. Сперанский о социально-политическом смысле и значении моральных ценностей христианства
    • 2. Мистические и рационалистические элементы в социальном христианстве М.М.Сперанского

Концепция «социального христианства» в политической философии М.М. Сперанского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восходя своими истоками к античной мысли (прежде всего, к политическим теориям Платона и Аристотеля), европейская политическая философия (философия политики) прошла долгий и многоплановый путь развития. Сочинения Августина («О граде божьем»), Фомы Аквинского («О принципах государственного правления»), Данте Алигьери («О монархии»), М. Пальмиери («О гражданской жизни»), Н. Макиавелли («Государь»), М. Лютера («О светской власти»), Ж. Бодена («Шесть книг о республике») стали знаменательными вехами на раннем, но, безусловно, исключительно важном этапе этого пути. Сам термин «философия политики» ввел А. Росмини в 1839 году. Но, конечно, можно с полным правом утверждать, что политические концепции были важнейшей составной частью новоевропейской философии на протяжении всей ее истории: учения о государстве и гражданском обществе, теории «общественного договора», философско-этическое обоснование международной политики (Кант), политическая философия в «Философии права» Гегеля и мн.др.

В истории русской мысли политические идеи также играли весьма существенную роль. Уже в трудах мыслителей Древней Руси можно обнаружить достаточно широкий диапазон трактовок политической жизни: от идеалов «богоугодного властелина» и «богоизбранного супружества» власти государственной и духовной (Иларион, Иаков Мних, Владимир Мономах, Даниил Заточник, Максим Грек) до представлений об «ограничительной» роли законодательства в сфере политики (Ф.Карпов, И. Пересветов) и о естественном праве" как основе законодательной и политической практики (А.Курбский). Исследователи отмечают элементы политической философии в сочинениях Юрий Крижанича и Симеона Полоцкого1.

В послепетровской России политическое мышление, безусловно, в гораздо большей степени определялось интенсивной рецепцией европейских политических идей. Причем, как и на Западе, политический интеллектуализм в России искал и, в определенной мере, находил возможности практического применения собственных концептуальных выводов. Так, радикальное направление русской политической мысли впервые с полной определенностью заявляет о себе в декабристском проекте, а затем и в «практике» Декабрьского восстания. Дальнейшая радикализация политического сознания приходится на вторую половину XIX века, сопровождаясь все более и более углубляющимся расколом власти и образованного сословия (интеллигенции) и, в конечном счете, становится одним из определяющих факторов падения российского самодержавия. В советский период «восходящая» модель развития политического сознания (представляемого именно в качестве политической философии) — персонально: от Пестеля до Ленина — служила (наряду с обоснованием экономических и классовых причин русских революций) важнейшим элементом доминировавшей в обществе идеологической парадигмы.

Кризис, а затем и окончательный крах этой парадигмы, уже сам по себе, не мог не привести к радикальной переоценке ценностей в понимании роли политических идей в русской истории. С этим связан, в частности, несомненно, возросший в последнее десятилетие, интерес к политической философии российского либерализма и консерватизма, которым в недавнем прошлом отводилась роль едва ли не маргинальных течений в отечественной общественной мысли. «Переходный» характер развития современной России провоцирует также интерес к фигурам и идеям прошлых переломных эпох, к.

1 См., например: Ивахненко Е. Н. Россия на порогах. СПб., 1999.: «Юрий Крижанич предельно конкретизирует понятия польза и общественное благо, одной из составляющих которых являлось „благое правление через законы“. Пользу и благо Симеон Полоцкий усматривал в мудром правлении» (С. 175−176). альтернативным политическим проектам и к опыту реформ, в том числе и реформ неудавшихся.

Одной из таких фигур в русской истории является Михаил Михайлович Сперанский — политик-практик и, в тоже время, политический мыслительчеловек, идейная позиция которого трудно поддается однозначной идеологической схематизации, в том числе и по той причине, что в основе его политической позиции и деятельности лежали определенные философские идеи, определенная политическая философия. Сложная мировоззренческая эволюция М. М. Сперанского, сочетание в его мировоззрении либеральных и консервативных элементов, рационалистических установок и увлечения мистицизмом — все это далеко не только личные особенности, но и реальная сложность и противоречивость идейного мира русской культуры конкретной исторической эпохи. М. М. Сперанский не был «случайным» персонажем ни в политике, ни в культуре. Он, если воспользоваться известным понятием Л. Карсавина, — «человек эпохи». Исследование философского мировоззрения Сперанского, его политической философии позволяет глубже понять историю политических идей в России, существенные особенности российского философского процесса и, безусловно, является важной и актуальной историко-философской задачей. л.

Теория «социального христианства» М. М. Сперанского — это, прежде всего, опыт (один из первых в послепетровской России) религиозно-философского осмысления общественно-политической жизни государства. Глубокие перемены в общественной и политической жизни требовали своего религиозного, христианского «прочтения», что, конечно, имело не только теоретическое, но и непосредственно политическое значение для государства, определяющего собственную идентичность в качестве власти христианской, православной. Проблематика «социального христианства» и в дальнейшем будет играть важную роль в русской религиозно-философской мысли. В русле концепции.

2 Этот термин использовал в своей «Истории русской философии» В. В. Зеньковский для характеристики социально-политических взглядов М. М. Сперанского. Существует определенная идейная близость между «социальным христианством» (в том числе, в варианте Сперанского) и «христианским социализмом» -направлением общественной мысли, возникшим в 30—40-х гг. 19 в. Западные представители «христианского социализма»: Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингели (Великобритания), Ф. Баадер, И. Хубер, В. Э. Кеттелер (Германия) и др. христианского социализма" вопросы социального христианства рассматривали в начале XX века в России: С. Булгаков, В. Эрн, ПФлоренский, а затем, уже в эмиграции: Г. Федотов, Ф. Степун (журнал «Новый град»), в определенной степени, СГессен (в своем фундаментальном труде «Правовое государство и социализм») и др. Современные историки отечественной философии обращают особое внимание на общую этическую л направленность подхода русских философов .

Предметом нашего исследования является политическая философия М. М. Сперанского, в которой центральное место занимает его концепция «социального христианства».

Необходимо отметить, что в отношении самой возможности рассмотрения «философии» мыслителя высказывались в прошлом определенные сомнения. Так, например, Г. Флоровский прямо писал, что «Сперанский самостоятельных идей не имел».4 В. В. Зеньковский, гораздо более позитивно оценивавший деятельность и интеллектуальное наследие М. М. Сперанского, тем не менее, признавал, что «философское образование, полученное Сперанским в Петербургской Духовной Академии, не дало ему законченного мировоззрения: ум его, склонный. к отвлеченным построениям, лучше всего проявлялся в юридическом мышлении"5. Впрочем, данное замечание, само по себе, никоим образом не умаляет значение политических идей мыслителя. Ведь уже Гегель в своей «Философии права» показал, что политическая философия просто невозможна вне «юридического мышления». О философской ценности творчества Сперанского в определенной мере свидетельствует факт наличия статей о нем в современных энциклопедических словарях по истории русской философии6.

Безусловно, весьма сложной является задача выявления мистических аспектов в мировоззрении идеолога александровских реформ. Можно сказать, что «.теснейшее сплетение мистики с политикой, которое характерно было для.

3"В основу своей доктрины С. Булгаков закладывает религиозную этику как организующее и оформляющее начало всей хозяйственной жизни" - Ивахненко Е. Н. «Россия на порогах». СПб. 1999. С. 259.

4 Фроловский Г. В. Пути русского богословия. Paris. 1983, С. 139.

5 Зеньковский В. В. История русской философии. М., 2001. С. 119.

6 См.: Коваленко В. И. Сперанский М.М. // Русская философия. Словарь. М., Республика. 1995. С. 477−478;

Балабанова И. Сперанский М. М. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука. 1995.

С. 487. новиковского времени, не менее характерно и для «мистического десятилетия» царствования Александра I"7. Подобное «сплетение» имело место и в воззрениях М. М. Сперанского. На это в свое время указывал А. Н. Пыпин: «Мистицизм Сперанского, так странно соединявшийся с большой положительностью других его мнений, есть характеристическая черта его времени"8. Кроме того, надо учитывать, что ориентация на мистическое познание — это, отнюдь, не чужеродное явление в истории европейской и русской философии9.

В данном исследовании мы должны выделить собственно философский уровень в воззрениях М. М. Сперанского и, что особенно важно, осуществить реконструкцию концепции «социального христианства», в качестве ключевого элемента его политической философии. Необходимо также рассмотреть духовную биографию мыслителя, основные этапы пройденного им философского пути. Как, в своё время, афористично заметил М. А. Корф, формулируя задачу, стоящую перед всеми биографами Сперанского: «Не одни результаты этой жизни, но и само ее течение будет привлекать внимание потомства, и нам надобно стараться уловить и изобразить ее черты. Но в этом деле пристрастие сердца и чувств должно уступить беспристрастию историка, нам нужен Сперанский не в одних блестящих его качествах и действиях, но и в превратностях и слабостях, свойственных всякому земнородному. Нам нужна история — верная, точная, неумолимая в истине — а не панегирик. Задача большая и трудная, но, надеюсь, не невозможная» 10. Жизнь и творчество М. М. Сперанского должны быть поняты в контексте политической и культурной ситуации, с учетом обстоятельств российской и европейской истории его времени.

Целью диссертационного исследования является определение философских оснований и концептуального содержания общественно-политических воззрений.

7 Цит. по Гордин Я. А. Мистики и охранители. С.П.б. 1999 с. 58.

8 Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I СПб., 1900, С. 327.

В. С. Соловьёв в Словаре Брокгауза определяет мистику как «особый род религиозно-философской познавательной деятельности».

10 Корф М. А. Письма к К. Г. Репинскому (1828−1861, б.д.) // Луковская Д. И., Гречишкин С. С., Морозов В. И. Михаил Михайлович Сперанский (Материалы к научной биографии), М.2001, С. 4.

М.М.Сперанского, специфики разработанной им концепции «социального христианства».

Достижение намеченной цели предполагает решение следующих задач:

1. Аналитической характеристики эволюции философского мировоззрения М. М. Сперанского во взаимосвязи с изменениями в его политической позиции и деятельности.

2. Реконструкции концепции «социального христианства» и определения ее роли и значения в политической философии мыслителя.

3.Исследования связи теоретических положений «социального христианства» и реформаторской деятельности М. М. Сперанского.

4.Философского анализа либеральных и консервативных элементов политической философии М. М. Сперанского.

5.Определения основных особенностей мистицизма М. М. Сперанского, соотношения мистических и рационалистических установок в его философском мировоззрении. б. Выявления рецепции идей М. М. Сперанского в последующей отечественной философской традиции.

Необходимо отметить, что в достаточно ограниченном списке исследований, посвященных творчеству М. М. Сперанского, практически отсутствуют работы, затрагивающие философскую сторону воззрений этого государственного деятеля. Проблема же «социального христианства» вообще не связывалась с именем Сперанского (за исключением отмеченной выше позиции В.В.Зеньковского). Источниковедческую базу исследования составляют, прежде всего, труды самого М. М. Сперанского, в первую очередь: «Руководство к познанию законов», «О законах», «Философские размышления о праве и государстве», «Введение к Уложению государственных законов» и др. Важно было также рассмотреть проекты реформ, изложенные во множестве «записок» политического деятеля, и его сочинения религиозно-богословского характера.

Особого исследовательского внимания требует переписка М. М. Сперанского, представляющая корпус документов официального и неофициального характера. Исключительное значение имеет для нашего исследования, в частности, так называемое, «Пермское письмо», написанное М. М. Сперанским из ссылки в 1813 году и адресованное императору Александру Павловичу. Также необходимо обратиться к неопубликованным архивным материалам, многие из которых вообще не рассматривались поздними исследователями.

Источниковедческую ценность представляют труды о личности и политической деятельности М. М. Сперанского: «В память графа Сперанского» (под редакцией А.Ф. Бычкова), «Жизнь графа Сперанского» Корфа М. А., исследования Чистовича И. А. «Руководящие деятели духовного прсвещения в России в первой половине текущего столетия», Катетова И. «Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель», Пыпина А. Н «Очерки общественного движения при Александре I», Ельчанинова А. В. «Мистицизм М.М.Сперанского» и др. Важное значение имело также обращение к трудам обобщающего характера по истории русской философии, причем, как к «классике» отечественной историко-философской мысли (сочинения В. Зеньковского, Н. Лосского, Г. Флоровского, Г. Шпета и др.), так и к работам современных исследователей: Абрамова А. И., Громова М. Н., Доля В. Е., Маслина М. А., Марченко О. В., Некрасовой Е. Н., Ивахненко Е. Н., Сербиненко В. В., Половинкина С. М., Нижникова С. А., Роцинского С. Б. и др.

Новизна данного диссертационного исследования в существенной мере связана с необходимостью решения принципиально новых теоретических задач: в отечественной и зарубежной науке нет специальных и систематических исследований политической философии М. М. Сперанского. Тема же «социального христианства» в его творчестве еще не становилась предметом историко-философского анализа. М. М. Сперанский привлекал и привлекает внимание, прежде всего, как ключевая политическая фигура александровской эпохи, политик-реформатор начала XIX века. Интерес этот вполне понятен и совершенно оправдан. Однако нельзя не признать, что «в тени» Сперанского-политика, в определенной мере, оказывается его интеллектуальное наследие, в том числе, философское основание его политической позиции и деятельности. Историко-философский подход к творчеству государственного деятеля необходим, поскольку философское мировоззрение Сперанского не укладывается в рамки своей эпохи. Оно должно рассматриваться в непосредственной связи с предшествующим и последующим философским развитием. Таким образом, именно историко-философский подход к творчеству М. М. Сперанского образует существенный элемент новизны данного диссертационного исследования. Практически все исследования посвященные политическим воззрениям М. М. Сперанского акцентируют внимание на взглядах изложенных им в первой половине жизни (до ссылки 1812 года), практически не затрагивая те положения, к которым он пришёл в конце своего жизненного пути. Целостный подход к творчеству М. М. Сперанского — это также, в существенной мере, принципиально новый уровень в изучении важного периода в истории отечественной мысли.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Социально-политические воззрения М. М. Сперанского содержат либеральные и консервативные установки, системное взаимодействие которых определяет своеобразие политической философии мыслителя.

2.Концепция «социального христианства» М. М. Сперанского представляет собой опыт религиозно-философского осмысления политической жизни в обществе.

3. В своей политической философии М. М. Сперанский разрабатывал и развивал основополагающие принципы европейской политико-правовой мысли, прежде всего, положения концепций «общественного договора» и «естественного права».

4. В концепции «социального христианства» М. М. Сперанский обосновывает проект организации социальной и политической жизни на фундаменте христианской метафизики нравственности.

5. Важным элементом религиозно-философской позиции М. М. Сперанского является его концепция «мистического богословия», ориентированная на духовную традицию исихазма.

Материалы исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах по истории русской философии, а также могут быть полезны при изучении истории отечественной историографии и культуры.

Основные идеи диссертации нашли отражение в публикациях автора и в докладах на научных конференциях: «Историко-философские чтения Общества историков русской философии им. В. В. Зеньковского (Москва, РГГУ, 2003, 2005), «Философские проблемы естественнонаучного и гуманитарного знания» (Москва, МФТИ, 2005).

В структурном отношении диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В отечественной историографии имя Сперанского фигурирует главным образом в контексте его социально-экономической и политической деятельности, в то время, как политическая философия этого русского реформатора всегда привлекала гораздо меньшее внимание. Но необходимо учитывать, что М. М. Сперанского, помимо собственно практических аспектов государственной политики, всю жизнь волновали вопросы этики, этические проблемы, связанные с институтом верховной власти, институтом государства, взаимоотношением индивидов, составляющих человеческое общество. В русле этих размышлений и рождается теория государственного устройства, концепция власти, которую Василий Васильевич Зеньковский в свое время очень точно определил как «социальное христианство».

3,4 Сперанский М. М. Императору Александру I, 6 января 1816 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002. С.586−587.

Несомненно, концепция «социального христианства» М. М. Сперанского не предстаёт в виде законченной теории, охватывающей собой все сферы общественно-политической жизни. М. М. Сперанский наметил основные принципы своего социально-политического идеала и те пути, которые должны были, по убеждению мыслителя, привести к реальному, жизненному воплощению проекта «социального христианства».

Конечно, оценка политической философии М. М. Сперанского не может быть однозначной, но, нельзя не признать, что при всех переменах в позиции политика-реформатора, его концепция «социального христианства» всегда предполагала, в качестве важнейшей задачи, просвещение общества, просвещение культурное и нравственное. М. М. Сперанскому принадлежат слова: «В России система просвещения несколько раз переменялась. Петр I думал, что народ не иначе просвещен может быть, как введением нравов и обычаев иностранных. Известны те упреки, каковые сему образу просвещения от разных писателей были в последствии сделаны. Может быть некоторой частью они справедливы. Может быть, надлежало бы более обратить внимание на нравы и характер народный, нежели на его одежду. Может быть надлежало бы менее пленяться блеском иностранной наружности и более примениться ко внутренним способам просвещения, нежели к заимствованию внешнихно все сии рассуждения, подобно пророчествам, издаваемым после события, столько же ныне тщетны, сколько и не сообразны с духом того времени, когда жил Петр Великий и когда вообще в Европе не имели еще точных понятий об истинном просвещении, понятий и в наши времена довольно еще редких «315. Эти слова русского политика начала XIX века, помимо всего прочего, предостерегают и от попыток «пророчеств, издаваемых после событий», оценок, не учитывающих пройденный исторический путь и «дух времени» прошлых эпох, в том числе и той эпохи, в которой жил и пытался осуществить политические реформы сам М. М. Сперанский.

315 Предварительные рассуждения о просвещении в России вообще // Рождественский С. В. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIIIXIX веках. — СПб., 1910. С. 373.

Политическая философия М. М. Сперанского не может быть понята вне контекста европейской философии его времени. Он был многим обязан И. Канту и даже в его религиозно-философских сочинениях можно обнаружить понятия и принципы кантовской философии. В своих политических проектах Сперанский опирался на европейские концепции «общественного договора» и «естественного права», в то же время, проявляя философскую самостоятельность и оригинальность. Можно сказать, что им был разработан первый в России действительно оригинальный вариант концепции «общественного договора», причем разработан целостно и систематически. Впрочем, он никогда не пренебрегал и отечественной духовной традицией, а его интерес к традиции исихазма носил исключительно глубокий и подлинно философский характер.

Смысл человеческого существования М. М. Сперанский, на протяжении всей жизни, видел в нравственном и духовном совершенствовании. Его концепция «социального христианства», безусловно, предполагала возможность подобного совершенствования в мирской жизни, в том числе, на путях общественных и политических. Даже мистическая практика, о которой много думал и писал мыслитель, означала для него и возможность общественного совершенствования.

Постоянным предметом размышлений Сперанского была природа человеческой нравственности. Центральным понятием в его этике является «совесть», которая рассматривалась им в качестве изначальной формы нравственного чувства, присущей каждому человеку (в данном случае, также нельзя не отметить определенное влияние кантовских идей). Совесть, по своему «формальному» существу, «правдива» и не может ввести в заблуждение в нравственных вопросах. Поэтому, не являясь собственно добродетелью, а только непременным условием для добродетели, совесть является своеобразным гарантом нравственного начала в мире: «совесть есть чувство всеобщее. суд ее и правда. составляют высший и всеобщий нравственный и естественный закон"316.

Тем не менее, считал мыслитель, полностью реализовать себя и свои нравственные потребности человек индивидуально не может (по этому вопросу,.

316 Сперанский М. М. Руководство к познанию законов//Руководство к познанию законов. С.П.б.2002, С. 49 он, в частности, полемизировал с этическим индивидуализмом И. Бентама), поэтому в общественной жизни с необходимостью должен действовать принцип единства личностей, или, выражаясь языком самого М. М. Сперанского, их «союзности». (Позднее в русской мысли такое единение, принципиально не поглощающее отдельные личности, получило имя «соборности»).

Сперанский настаивал на нравственной необходимости «союза человека с самим собою», союза с другими людьми и союза с Богом. В его концепции «социального христианства» данное понятие приобретает основополагающий смысл. Основные характеристики союзного бытия человека подразумевают под собой принцип личностного начала в человеке, но сам человек воспринимается М. М. Сперанским как часть общности, это, во-первых, а во-вторых, он указывает на то, что «союзность» как принцип общественной организации в наибольшей степени отвечает социальному смыслу христианства.

Таким образом, нравственная организация общественной жизни представляет собой, по Сперанскому, сообщество личностей, взаимно ограничивающих, на нравственных и правовых началах, свободу друг друга и подчиняющих свою волю власти верховной, которая «установлена к защите правды, в содействие совести. Без верховной власти ни собственность личная, ни собственность имущества существовать не могут. Добро союзное есть добро совершенное."319. В нравственном смысле власть выполняет (хотя и «внешним» образом) функции совести: «Совесть указует правду и долг еевласть верховная посредством законов возвещает также правду и долг ее в порядке общежительном"320.

Достаточно традиционалистский характер концепции «социального христианства» М. М. Сперанского проявляется в том, что в качестве, по сути, архетипических общественных отношений, он выделяет отношения семейные, природа и законы которых остаются принципиально неизменными. Именно.

317 Соборное единство по А. С. Хомякову — это «единство свободное и органическое, живое начало которого, есть божественная благодать взаимной любви».

318 Сперанский М. М. Руководство к познанию законов//Руководство к познанию законов. С.П.б.2002, С. 46.

319 Там же, С. 46.

320 Там же, С. 53 черты сообщества семьи проецируются М. М. Сперанским и на верховную власть, и на её подданных, фактически на все общество: «.власть родительская преобразуется во власть верховную, а повиновение обращается в подданство, а с другой — отношения членов семейства заменяются отношениями сограждан между собою"321.

Соответственно, и нравственные принципы, играющие основную роль в жизни семейной, приобретают в «социальном христианстве» Сперанского предельно универсальный социальный смысл. Мыслитель утверждает тезис об одинаковой природе нравственности и принципов гражданского устройства, включая законодательство: «Порядок общежительный есть тот же порядок нравственный, т. е. состав прав и обязанностей к себе, к другим и к Богу». Именно на основе политическогосударственной этики основывается соотношение власти и права в обществе.

Таким образом, основная функция государства, в понимании Сперанского, имеет нравственную природу, поскольку состоит в создании условий «чтобы весь народ постепенно подвигался к добру, к нравственному совершенству». Другими словами духовный прогресс общества для Сперанского — это важнейшая задача государства, его просветительская и миссионерская цель: «Просвещая ум и смягчая нравы, они возвышают способности к общежитию"324. Государство должно не только пресекать явное зло, но и заботиться о духовном развитии подданных. В данном случае, можно говорить о существенной близости позиции Сперанского к идеям французского «христианского социализма». Но с той оговоркой, что русский мыслитель никаких собственно социалистических проектов никогда не предлагал. В большей степени, его позиция отвечает тем установкам христианского сознания. Иначе расставляя идеологические акценты, о том же пишет и В. А. Калягин: «Соответственно идеальное общественное.

321 Там же, С. 57.

322 Там же, С. 56.

323Философия реформ в России и Западной Европе: взгляды М.М.Сперанского//Новый исторический вестник.

42 001. С. 39.

324 Сперанский М. М. Руководство к познанию законов//Руководство к познанию законов. С.П.б.2002, С. 54.

325Ср&bdquoнапример: «Народ неспособен сознавать свои выгодыдля его же собственного блага, его нужно держать всегда под опекой. Разве не обязанность тех, у кого есть свет, вести за собой тех, у кого нет света?».

Ламенне «Слова верующего» С.П.б. 1906 г. С.51−52. устройство должно по мысли Сперанского, «способствовать раскрытию духа», утолив физические нужды. давать способы к молитве и созерцанию"326. Христианские ценности всегда имели для Сперанского основополагающее значение.

В этом контексте, соединение духовного самосовершенствования личности с социальными реформами в духе «социального христианства», не имело в политической философии Сперанского ничего общего с утопическими прожектами. Русский реформатор мечтал не об идеальном устройстве земной человеческой жизни, не о «скачке в царство свободы» нового, прекрасного мира. Свою задачу он видел в том, чтобы способствовать укреплению в современном ему обществе тех идеалов и ценностей, которые уже выработало человечество в своем тысячелетнем развитии. В этом смысле, в концепции «социального христианства» М. М. Сперанского можно видеть своеобразный проект «консервативной модернизации». Политическая же философия мыслителя, безусловно, является одним из наиболее глубоких и систематических опытов такого рода в истории русской мысли XIX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В память графа М. М. Сперанского. 1772—1872 / Под ред. А. Ф. Бычкова. СПб., 1872
  2. М.М. А.Н.Оленину, 7 сентября 1822 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  3. М.М. Антихрист. Философия. Мудрость // Катетов И. Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель. (С приложением работ М.М. Сперанского). Казань, 1889
  4. Сперанский М. М. Архиепископу калужскому Феофилакту, 17 октября
  5. В.А. Политические взгляды М.М.Сперанского. Саратов, 1973. С. 381 804 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  6. М.М. Афоризмы // Русская старина. 1900. № 5
  7. М.М. Боязнь смерти. РНБ. Ф.731. Д.828
  8. М.М. Введение к уложению государственных законов (1809 г.) // План государственного преобразования графа М. М. Сперанского, М.2004
  9. М.М. Графу А.А.Аракчееву, 5 апреля 1819 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  10. М.М. Графу А.И.Чернышёву, 2 ноября 1833 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  11. М.М. Графу В.П.Кочубею, 11 декабря 1820 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  12. М.М. Графу В.П.Кочубею, 18 сентября 1819 г.// Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  13. М.М. Графу В.П.Кочубею, 20 мая 1820 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  14. М.М. Графу К.В.Нессельроде, 18 сентября 1819 г. // Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  15. М.М. Д.А.Гурьеву, 28 мая 1817 г.// Избранные письма // Руководство к познанию законов, С.П.б.2002
  16. М.М. Действие и движение духа вобщежитии. РНБ. Ф.731. Д.834
  17. М.М. Досуги // Дружеские письма графа М. М. Сперанского к П. Г. Масальскому. СПб., 1862.
  18. М.М. Древо познания добра и зла// Катетов И. Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель. (С приложением работ М.М. Сперанского). Казань, 1889
  19. М.М. Ещё нечто о свободе и рабстве // Руководство к познанию законов, С.П.б.200 219.20,21.24,25,26,27,28
Заполнить форму текущей работой