Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование позволило определить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: рекомендовать проведение методических сборов, обеспечение литературой, справочниками и учебными пособиями по вопросам развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС Россиирекомендовать осуществить подготовку… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Научно-педагогический анализ подходов к определению сущности и содержания профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России
    • 1. 2. Компетентностный подход к подготовке сотрудников ГПС МЧС России в контексте развития идей непрерывного образования
    • 1. 3. Научно-теоретическое обоснование педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
    • 2. 1. Педагогическая модель диагностики и развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России
    • 2. 1. Цель, организация и содержание экспериментального исследования
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования реализации педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время все большее значение имеет необходимость решения проблем, связанных с ростом чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к значительным людским потерям и материальному ущербу.

В 2007 году в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали травмы. Огнем уничтожалось 160 строений, 24 единицы автотракторной техники и 8 голов скота. Ежедневный материальный ущерб составил 23,4 млн. рублей. Рост количества травмированных на пожарах людей зарегистрирован в Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Центральном федеральных округах и в городе Москве. По оценкам специалистов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) в 2007 году количество опасных природных процессов и явлений возросло по сравнению с 2006 годом более чем на 61 опасное явление и превысило среднемноголетние значения количества опасных природных явлений на территории Российской Федерации в 1,8 раза.

Необходимость предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих все более часто и наносящих обществу и природе колоссальный ущерб, предъявляет новые, более сложные требования к профессиональной подготовке и деятельности как в целом сотрудников МЧС России, так и непосредственно сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.

Особо следует отметить, что профессиональная деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России связана с действиями в экстремальных условиях, ликвидацией пожаров, и непосредственно влияет на обеспечение безопасности личности, общества, государства, что обусловливает ещё более повышенные требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников.

В подготовке современных специалистов возрастает значение формирования и развития компетентности личности, как в профессиональнойтак и в других сферах человеческой жизни и деятельности. Важная задача современного образования — подготовка людей, характеризующихся социальной, профессиональной и культурной мобильностью, способных постоянно быть на уровне требований, предъявляемых государством и обществом. Для этого необходима реализация компетентностного подхода в образовании, профессиональной подготовке.

Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России является важным фактором повышения эффективности решения задач МЧС России. При этом их подготовка должна осуществляться на основе реализации достижений науки и техники, с учётом особенностей функционирования подразделений и формирований, региональной специфики.

В то же время анализ современного состояния подготовки кадров МЧС России и сотрудников ГПС МЧС России в частности, указывает на необходимость её совершенствования в целях достижения соответствия современным требованиям. Такое совершенствование возможно на основе инновационных подходов и процессов в сфере профессионального образования, интеграции научной, образовательной и профессиональной деятельности, обновления содержания образования и технологий обучения в ходе подготовки кадров ГПС МЧС России.

В качестве одной из приоритетных задач МЧС России в постановлении Министерства № 841 от 2 ноября 2004 года «О повышении профессиональной компетентности кадров системы МЧС» было определено повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников".

Решение указанной задачи во многом связано с разработкой и реализацией педагогических условий совершенствования подготовки и деятельности кадров ГПС МЧС России, включая развития их профессиональной компетентности.

Профессиональная деятельность на современном этапе рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач в результате взаимодействия. Эффективность решения профессиональных задач определяется многими факторами, и, в значительной степени, как показывают исследования последних лет, уровнем развития профессиональной компетентности. В связи с этим компетентность становится инструментом профессиональной деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как выпускник вуза должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированными способностями к ней, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности.

Основы компетентностного подхода в педагогической науке заложены в работах А. В. Баранникова, В. А. Болотова, В. В. Серикова, И. В. Суколенова, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского. Проблему формирования ключевых компетенций в системе профессионального образования исследовали А. А. Гетманская, И. А. Зимняя. В исследованиях А. К. Жигачёва, С. П. Митяшина идеи компетентностного подхода рассматриваются применительно к разработке проблем повышения квалификации специалистов и руководителей. Отечественные наработки в области компетентностного подхода в профессиональном образовании обобщены З. Ф. Зеером, который рассматривает компетентностный подход как один из путей модернизации профессионального образования (78).

Проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России связана как с вузовским, так и с послевузовским образованием.

Основные идеи педагогики профессионального образования раскрыты в работах В. С. Артамонова, С. И. Архангельского, С. Я. Батышева, Г. А. Бордовского, С. П. Булавина, Б. С. Гершунского, А. А. Кирсанова, Ю. А. Конаржевского, В. Ю. Кричевского, В. С. Леднева, М. И. Махмутова, В. А. Садовничего, И. Т. Сенченко, И. П. Смирнова и др. В них отмечается, что российскому обществу сегодня требуется динамизм, способность быстро и эффективно решать проблемы, стоящие перед ним, включая подготовку компетентных специалистов и повышение их квалификации. При этом важнейшая задача отечественного образования — подготовка людей, характеризующихся социальной, профессиональной и культурной мобильностью, способных постоянно быть на уровне требований, предъявляемых обществом и профессией. Для этого необходимо развитие профессиональной компетентности современного специалиста.

Проблемам психолого-педагогической адаптации учащихся и выпускников системы профессионального образования к профессии и профессиональной деятельности посвящены труды С. А. Батышева,.

A.А.Васильева, Е. А. Климова, К. К. Платонова, В. В. Синявского, Н. Н. Шамрай.

Проблемы непрерывного профессионального образования раскрываются в трудах В. И. Байденко, Б. С. Гершунского, Л. Л. Зориной, Е. Д. Липкиной, А. М. Новикова, С. И. Осиповой, В. Н. Скворцова, Н. М. Токарской и др.

Особый интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют современные работы в области компетентностного подхода.

B.В.Лаптева, А. В. Райцева, А. П. Тряпицыной, С. А. Писаревой и др.

В последние годы появились исследования, так или иначе затрагивающих проблематику образования, подготовки сотрудников МЧС России (О.В.Беспалов, Т. А. Фурсова и др.).

Значительный вклад в формирование научных знаний об особенностях подготовки сотрудников МЧС России, ГПС МЧС России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности внесли работы В. С. Артамонова, Ю. Г. Баскина, Ф. Б. Березина, А. Л. Воробьева, А. А. Грешных, В. И. Дутова, О. Ю. Ефремова, В. Г. Зазыкина, В. П. Казначеева, К. А. Кисина, Ц. П. Короленко, В. И. Лебедева, С. В. Литвиненко, С. И. Макшанова, В. Б. Моторина, Л. Г. Почебут, В. Ю. Рыбникова, Н. Н. Силкина, И. А. Скопылатова, ВЛ. Слепова, В. В. Сысоева, С. И. Съедина, Л. С. Узун, М. И. Фалеева, С. К. Шойгу, А. А. Шелепенькина, В. А. Щеголева и др.

Указанные работы представляют значительную научную и практическую ценность, однако, как показал проведенный анализ, в них не выделены и не раскрыты на системной основе педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России в процессе непрерывного образования.

Анализ перечисленных выше источников и современной практики подготовки сотрудников ГПС МЧС России позволил выявить противоречия: между академически ориентированным содержанием непрерывного профессионального образования и отсутствием практико-ориентированных технологий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПСотставанием системы подготовки кадров ГПС МЧС России в развитии традиционных форм непрерывного профессионального образования и опережающими темпами развития корпоративных форм повышения квалификации специалистов в современном образованиивысокой степенью востребованности профессионально компетентных сотрудников ГПС МЧС России и недостаточной изученностью процесса развития их профессиональной компетентности.

Необходимость разрешения указанных противоречий, как на теоретическом, так и на практическом уровнях составило научную задачу и позволило определить тему диссертационного исследования:

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России".

Цель исследования: на основании анализа и обобщения теоретических источников и экспериментальной работы выявить и обосновать педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.

Предметом исследования являются педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования заключалась в следующем предположении: развитие профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России представляет собой процесс педагогического взаимодействия по достижению высокого уровня профессиональных способностей и готовности сотрудников к решению задач по предназначению, который будет успешным при соблюдении следующих условий: активизация познавательной и практической деятельности сотрудников на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личностииспользование педагогической рефлексииорганизация социального партнерства и взаимодействия. Решение задачи развития (повышения уровня) профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, возможно при учете двух аспектов: организационного — организация подготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС Россииличностного — взаимодействие субъектов процесса развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России. Задачи исследования:

1) изучить методологические и теоретические предпосылки решения задачи развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС.

России;

2) выделить педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России;

3) разработать педагогическую модель развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России;

4) определить этапы и уровни развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России;

5) провести экспериментальное исследование реализации выделенных педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

Методологическую основу исследования составили: философские положения о целостности и взаимообусловленности социальных явленийположения диалектико-материалистической теории познанияосновные идеи о социальной природе познания и деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования, развитии способностей в процессе деятельностифилософские и педагогические идеи о роли образования, педагогики, знаний о человеке в обществепсихолого-педагогические концепции ценностных ориентаций. Основными методологическими принципами исследования выступали принципы: единства сознания и деятельности, развития, системности.

Теоретическую основу составили: концепции развития высшего профессионального образования (С.И.Архангельский, В. С. Артамонов, Г. А. Бордовский, Б. С. Гершунский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, В. А. Садовничий и др.) — компетентностный подход в образовании (В.В.Лаптев, А. В. Райцев, А. П. Тряпицына, С.А.Писарева) — концепции непрерывного образования (Б.С.Гершунский, А. Т. Глазунов, А. Н. Лейбович, С. И. Осипова, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) — концептуальные идеи целостного педагогического процесса.

В.С.Ильин, Н. К. Сергееев, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер,.

A.П.Тряпицына) — учение о сущности человека как развивающегося субъекта деятельности и отношений (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн) — положения общей теории обучения (Я.А.Коменский, К. Д. Ушинский, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — теории развивающего обучения (А.В.Долматов, Л. В. Занков,.

B.П.Зинченко, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов) — учения о структуре профессиональной деятельности преподавателя (Н.В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, З. Ф. Есарева и др.) — инновационные направления подготовки специалистов (М.В.Кларин, Г. К. Селевко, М. Г. Дебольский, Л. С. Узун, В.П.ЧернолесВ.Ф.Шаталов и др.) — научно обоснованные взгляды на роль самосовершенствования в профессиональном становлении и развитии специалиста (В.С.Артамонов, Н. Г. Винокурова, А. А. Деркач, С. Б. Елканов, М. С. Каган, Н. В. Кузьмина, К.Н.Хабибуллин) — теоретическое обоснование профессионального становления личности (К.Ш.Ахияров, С. Л. Батышев, Е. Л. Бутко, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова,.

C.Е.Матушкин, А. Я. Найн, Е. М. Павлютенков, В. Д. Симоненко и др.) — научные знания об особенностях подготовки сотрудников МЧС.

России, деятельности человека в экстремальных условиях жизнедеятельности (В.С.Артамонов, Ю. Г. Баскин, Ф. Б. Березин, Н. Н. Брушлинский, С. П. Булавин, А. Л. Воробьев, Ю. Н. Голованов, А. А. Грешных, А. А. Деркач, В. И. Дутов, О. Ю. Ефремов, В. Г. Зазыкин, В. П. Казначеев, К. А. Кисин, Ц. П. Короленко,.

A.А.Кочин, А. Г. Кузнецов, В. И. Лебедев, С. В. Литвиненко, С. И. Макшанов,.

B.Б.Моторин, Н. Н. Обозов, В. Ф. Перевалов, А. К. Петрановский, Л. Г. Почебут, В. Ю. Рыбников, Н. Н. Силкин, И. А. Скопылатов, В. Я. Слепов, В. В. Сысоев,.

С.И.Съедин, Л. С. Узун, М. И. Фалеев, Н. Ф. Феденко, С. К. Шойгу, А. А. Шелепенышн, В. А. Щеголев и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования', теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, моделированиеэмпирические методы: наблюдение, опросы (тестирование, анкетирование, интервью, беседы), контент-анализ, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ деятельности учебных центров и учебных заведений ГПС МЧС Россииметоды математической статистики.

База и этапы исследования.

Исследование проводилось на базе подразделений и структур ГПС МЧС России по городу Салават и Республике Башкортостан.

В эксперименте приняли участие 483 сотрудника ГПС МЧС России.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2003;2004 гг.) включал определение научной проблемы, цели, объекта и предмета исследованияанализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, его методологии, теории и методике профессионального образованияанализ документов, регламентирующих профессиональную подготовку сотрудников ГПС МЧС России, деятельность учебных заведений ГПС МЧС Россииизучение состояния педагогической практики, определение основных направлений исследования.

Второй этап (2005;2006 гг.) был связан с разработкой основных положений компетентностного подхода в подготовке сотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, определении роли и места профессиональной компетентности в подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, выявлением педагогических условий её развития у сотрудников ГПС МЧС России. На данном этапе проводился комплексный педагогический эксперимент.

Третий этап (2007;2008 гг.) был направлен на завершение опытно-экспериментальной работы: была завершена апробация педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, уточнялись и систематизировались результаты, обобщались положения, разрабатывались и внедрялись рекомендации, был оформлен текст диссертации.

Научная новизна исследования.

1) уточнены сущностные и содержательные характеристики профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России как интегральной профессионально-личностной характеристики сотрудника ГПС МЧС, отражающей степень сформированности профессиональных знаний, навыков, умений, способностей и готовности к решению задач по предназначению в области профессиональной деятельности, а так же личностных качеств сотрудника ГПС МЧС, позволяющих эффективно действовать в различных условиях профессиональной деятельности;

2) выявлены педагогические условия и динамика изменений уровня профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России в процессе её развития в ходе профессиональной подготовки. При этом высокий уровень компетентности отличается сформированной профессиональной мобильностью, рефлексивностью, высоким уровнем профессиональной направленности и мотивации, совокупностью знаний, навыков, умений, личностных качеств, профессионально важных для деятельности сотрудников ГПС МЧС России;

3) разработана педагогическая модель развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, включающая совокупность педагогических условий и взаимосвязанных компонентов (организационно-управленческогодиагностическогоцелевогосодержательногодеятельностногорезультативного).

Теоретическая значимость исследования:

1) проанализированы концепции и подходы к развитию профессиональной компетентности в ходе профессиональной подготовки и деятельности современных специалистов применительно к подготовке сотрудников ГПС МЧС России;

2) выделены пути определения педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России;

3) обоснованы педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России в процессе теоретической и практической подготовки сотрудников ГПС МЧС России;

4) определены этапы, критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

Практическая значимость исследования: разработаны и апробированы рекомендации по развитию профессиональной г компетентности сотрудников ГПС МЧС России в ходе подготовки и деятельностипредложены методики выявления уровней сформированности профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС Россииположения работы могут быть использованы в образовательном процессе в вузах ГПС МЧС России и в целом в ходе подготовки, повышения квалификации, обучения, воспитания, непрерывного образования сотрудников ГПС МЧС России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России представляют собой совокупность внешних обстоятельств процесса подготовки и внутренних особенностей личности сотрудника ГПС МЧС России, от которых зависит формирование способности и готовности сотрудника к успешному выполнению профессиональной деятельности.

Пути определения педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: уточнение заказа на подготовку кадров ГПСвыявление специфики профессиональной деятельностивыявление сущности компетентности сотрудника ГПС МЧСхарактеристика процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧСопределение возможностей применения компетентностного подходов.

Педагогическими условиями развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС являются: активизация познавательной и практической деятельности сотрудников на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личностииспользование педагогической рефлексииорганизация социального партнерства и взаимодействия. Первое педагогическое условие развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России заключается в направленности процесса подготовки на активную познавательную и профессиональную деятельность. Познавательная активность сотрудников выражается в усиленной познавательной деятельности, всестороннем глубоком интересе к знаниям. Познавательная активность определяет умение самообучаться, самостоятельно планировать, организовывать процесс познания, осуществлять контроль и оценку полученных результатов.

Вторым педагогическим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС является использование педагогической рефлексии (самоанализ, самоконтроль, самооценка профессиональной деятельности, анализ продуктов совместной деятельности, поиск путей эффективных способов решения профессиональных задач и др.).

Третьим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС является организация социального партнерства, как механизма согласования интересов основных субъектов профессиональных отношений — сотрудников ГПС МЧС России, вузов, органов управления.

Педагогическая модель развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, включающая взаимосвязанные компоненты: организационно-управленческийдиагностическийцелевойсодержательныйдеятельностныйрезультативный.

Критериями развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России являются: ключевые, базовые и специальные компетентности, включающие соответствующие знания, навыки, умения, способности и качества личности, психологическую готовность к действиям.

Этапами развития и соответственно уровнями сформированности профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России являются: начальный (предпрофессиональный), достаточный (профессиональный), высокий (системно-профессиональный).

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияадекватностью методик, репрезентативностью экспериментальной базыкачественным и количественным анализом, статистической обработкой материаловпедагогической экспертизойпубликацией основных выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе непосредственной практической подготовки и деятельности сотрудников ГУ МЧС России по республике Башкортостан. Рекомендации по развитию профессиональной компетентности применяются в процессе подготовки сотрудников ГПС МЧС России в учебных заведениях, центрах и подразделениях МЧС России. Результаты исследования прошли обсуждение на конференциях, заседаниях учебно-методических советов и кафедр, совещаниях в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 100 теоретических источников, свыше 30 документов. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что работа по развитию профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС осуществляется недостаточно эффективно, поэтому необходимо наличие и реализации педагогической модели и педагогических условий ее эффективного развития профессиональной компетентности.

Формирующий этап эксперимента показал, что процесс развития профессиональной компетентности протекает более успешно в рамках специально разработанной педагогической модели, которая включает в себя: совокупность педагогических условий и взаимосвязанных компонентов (организационно-управленческийдиагностическийцелевойсодержательныйдеятельностныйрезультативный).

В процессе исследования было выделено три уровня профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: начальный, достаточный, высокий.

Совокупность педагогических условий (активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личностииспользование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализмаорганизация социального партнерства) является необходимой и достаточной для эффективного развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Компетентностный подход — один из наиболее современных и перспективных в современной отечественной педагогической науке и практике. В профессиональной педагогике понятие «компетентность» приходит на смену понятию «профессионализм». Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение человеком различными технологиями. Компетентность же подразумевает помимо собственно профессиональной, технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, непрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту.

Профессиональная компетентность включает знания, навыки, умения, способности, готовность к профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, такие как самостоятельность, способность к саморазвитию, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, гибкость мышления, наличие абстрактного, системного мышления, умения диалога и сотрудничества в коллективе, общительность. Нацеленность образования на получение таких особых образовательных результатов (компетенций) и получил название «компетентностный подход».

Важнейшим результатом профессионального образования становится формирование профессиональной мобильности. Содержание данного понятия («мобильность») может быть выражено на трёх уровнях (свойства и качества личности специалиста, способности специалиста, умения специалиста). Свойства и качества личности специалиста: открытость миру, доверие к людям и к себе, гибкость, оперативность, локализация контроля, толерантность. Способности специалиста: рефлексия, саморегуляция, самоопределение, целеполагание. Умения специалиста: видеть и понимать сущность изменений в обществе, видеть вариативность и альтернативность развития ситуации, конструктивно, продуктивно мыслить (креативное мышление), проектировать необходимые изменения в группе, решать проблемы, адаптироваться к изменениям (перепроектировать).

Компетентностный подход в современной российской теории и практике образования имеет ряд особенностей: нацеленность на становление компетентности специалиста как особого, интегрального результата образованияидея о формировании и развитии компетенций и компетентностей наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образованиякомпетентностный подход предполагает конструирование содержания образования не только «от знаний», но и «от способов деятельности" — реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода.

В целом проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических выводов.

1. В результате исследования определены методологические и теоретические предпосылки решения задачи развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, включающие компетентностный, субъект-субъектный и личностно-деятельностный подходы, идеи непрерывного образования, педагогики сотрудничества.

2. Основным результатом проведённого исследования стали научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих эффективному развитию профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России в условиях непрерывного профессионального образования.

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России (активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личностииспользование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализмаорганизация социального партнерства), активизируют процесс развития профессиональной компетентности и могут быть использованы руководителями, педагогами, другими должностными лицами учреждений высшего профессионального образования, организационных структур ГПС МЧС России для решения поставленной проблемы.

3. В исследовании разработана педагогическая модель развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов (организационно-управленческийдиагностическийцелевойсодержательныйдеятельностныйрезультативный) и комплекса педагогических условий.

4. Определены этапы и уровни развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России (начальный (предпрофессиональный), достаточный (профессиональный), высокий (системно профессиональный). Каждый из указанных уровней наполнен своим содержанием и основными признаками.

5. Выделенные педагогические условия показали свою эффективность в ходе их реализации в процессе проведения экспериментальной работы. В результате реализации выделенных педагогических условий в ходе проведенного формирующего этапа эксперимента отмечен переход сотрудников групп, участвующих в эксперименте с начального уровня профессиональной компетентности, на достаточный и высокий уровень.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в исследовании решенывыдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Исследование позволило определить практические рекомендации, направленные на повышение эффективности развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России: рекомендовать проведение методических сборов, обеспечение литературой, справочниками и учебными пособиями по вопросам развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС Россиирекомендовать осуществить подготовку руководителей, преподавателей, специалистов кадровой и воспитательной работы и психологического сопровождения ГПС МЧС России по вопросам развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС Россииактивизировать работу с населением (курирование кадетских классов в школах, проведение встреч со школьниками и жителями), взаимодействие со средствами массовой информации в целях формирования и укрепление позитивного отношения к профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС Россиисоздание фильмов и книг, побуждающих к профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС Россииоформление (обновление) исторических формуляров и музеев формирований, отрядов, частей, вузов и учебных центров ГПС МЧС России материалов, способствующих развитию профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников МЧС является сложной и многогранной. В более полной разработке нуждаются вопросы самореализации личности в процессе развития профессиональной компетентностидиагностическая программа мониторинга динамики развития компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.- Наука, 1980. — 335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.- Мысль, 1991 -299с.
  3. H.A. Психолого-педагогические проблемы развивающего обучения. Челябинск, 1995.- 164с.
  4. Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Выпуск 1./ Отв.ред. Н. Ф. Радионова СПб.: Образование, 1994. — 168с.
  5. .Г. Избранные психологические труды в 2-х книгах. М.: Педагогика, 1980.- Кн.1 — 232 с- Кн. 2. — 242 с
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  7. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности.- Казань, 1992.-207с.
  8. B.C. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление: Монография. СПб., 1997.
  9. B.C. Некоторые управленческие вопросы деятельности образовательного учреждения: Монография. Иркутск, 1998.
  10. К.Ш., Правдин Ю. Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. Уфа, 1988. — 80с.
  11. К.Ш., Амиров А. Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей // Педагогика. № 3, 2002. С. 51
  12. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 80с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М.: Педагогика.- 1982. 197с.
  14. A.A. Психология и педагогика высшей военной школы.- М.: Воениздат, 1989. 340 с.
  15. Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
  16. Е.П. Высшая профессиональная школа в системе непрерывного образования учителя: Докт. дисс. в форме научного доклада: Л., 1990. 46 с.
  17. В. В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. — 203 с.
  18. В.Л. Профессиональная культура: философско-социологический анализ. Уфа: Башкир.гос.пед.институт. — 1997 -131с.
  19. A.B. Содержание общего образования: компетентностный подход. М.: ГУВШЭ, 2002. — 51 с.
  20. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип / Проблема человека в современной философии. -М., 1969.
  21. С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: АПО, 1993. -91 с.
  22. С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. -332с.
  23. С.Я. Реформа профессиональной школы. М.: Высш. шк., 1987. -343с.
  24. B.C. Педагогика. Екатеринбург: 1993. — 311с.
  25. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Факел, 1994. — 157с.
  26. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании. М.: Высш. Шк., 1978. — 168 с.
  27. Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. Екатеринбург: УрГУ, 1994.- 45 с.
  28. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии), М.: «Книга».- 1991.
  29. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989.
  30. Э.В. Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности // Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981. С. 17−38.
  31. A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.: ЛГПИ, 1993.-23с.
  32. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т.-М., 1979.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 3−4. — С.1−17.
  34. Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. -Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
  35. Г. В. Результаты проекта «Реформы профессионального образования и обучения в Северо-западном районе России» // Инновации в Российском образовании. М.: МГУП — 2000. — С. 125−137.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -187с.
  37. В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. Вып.1.-М., 1994.-78с.
  38. А.Э. Информационные технологии и их роль в системе психологического сопровождения учебного процесса в вузе. СПб., 2003.
  39. А.Э. Принципы и модели управления социально-психологическим состоянием учебных коллективов в высшем военном учебном заведении: Монография. Пермь. 2004.
  40. Г. А. Актуальные направления реализации концепциинепрерывного педагогического образования // Непрерывное профессиональное образование. Вып. 1. СПб., 1993 .-С. 3−6.
  41. Г. А. Педагогический университет как научный и учебный центр многоуровневого педагогического образования //Непрерывн. пед. образование.- 1994, — Вып. 3.- С.3−6
  42. Е.Я. Перспектива развития системы НПО // Профессионал. -2002, № 6. — С.2−4.
  43. З.И. Пути взаимодействия педагогической теории и практики в работе педвуза / /Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Сыктывкар, 1993.- С. 4−9.
  44. E.H. Государственные экономические стратегии. М: РЭА. 1998. — 440 с.
  45. Н.Г. Совершенствование преподавания общенаучных дисциплин в ВВУЗах: Монография. СПб., 1995.
  46. A.A., Башкаева H.A. Развитие мотивации в контекстном обучении //Альма матер, 1998. — № 1 -2, — С.47−52.
  47. Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995. — 240 с.
  48. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМД СПО, 1999. — 538с,
  49. В., Ямщикова К. Образованию профессиональную ориентацию //Высшее образование в России. — 1998. -№ 4. -С.29−33.
  50. Военная педагогика / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008.
  51. П.Я. Основные результаты исследований по теме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965.
  52. В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
  53. А.К. Трудовые установки. Методика обучения. М., 1924.
  54. В.М. Управление системой профессионального образования:
  55. Учебное пособие. М.: ИРПО, 2001. — 288с.
  56. H.H. Менеджмент: Учеб. М.: ЮНИТИ, 1997, — 247с.
  57. .С. Производственное содержание обучения в техникумах. М.: Высш. шк. 1980, -144с.57.. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Челябинск: Чел. ИРПО, 1993.-240с.
  58. A.JI. Проект «Ключевые умения и навыки (компетенции) в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров (Иркутск)». Иркутск, 2002.
  59. A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2005.
  60. А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1996.- 127, с.
  61. В.М. Активизация самостоятельной работы студентов ИФК: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1989.-20с.
  62. P.M. Элементы практической психологии. Санкт-Петербург, 1996. — 160с.
  63. JI. Трудный путь развития //Профессионал, — 1998.-№ 4.-С.З-7.
  64. В.В. Формирование учебной деятельности. М.: Просвещение, 1982.
  65. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван, 1981. -213с.
  66. В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. -М.: Изд-во Русский язык, 1981.
  67. Девид Парке. Управление развитием систем профобразования // Подготовка кадров: на пути к рыночной экономике. Женева, 1993- -С.73−77. '
  68. Ф.Е. Основные положения концепции развитияпрофессионального образования. Хабаровск: УПО, 1993. -28с.
  69. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных кадров. -М.: Высш. шк., 1983. -112 с.
  70. О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб., 2001. — 124с.
  71. Е.С. Вступающему в должность: для начинающих руководителей. М.: ЦНИТ, 1997.-96 с.
  72. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. № 10. — 1978.
  73. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. -№ 4. С.70−77.
  74. Закон Российской Федерации об образовании // Официальные документы в образовании. № 14, 2000.
  75. Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  76. Г. Е. Общая социология: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 600с.
  77. Г. Е. Социология образования: В 2-хч. ЧЛ: Социология профессионального образования: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Сверд. инж.-пед. ин-та, 1993. 152с.
  78. Э.Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ. Свердловск, СИПИ, 1989. — 88с.
  79. Зимняя И. А, Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003, № 5. — С.34−42.
  80. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. -480с.
  81. И.А. Основы педагогического мастерства учителя. М.- Просвещение, 1989.
  82. С.Н. Профессиональная школа нового типа // Профессиональная педагогика. 1992.-№ 7. — С14−17.
  83. СЛ. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков. — 1999. — 175с.
  84. A.B. Основы менеджмента. М.: Экономическое образование, 1995. — 143с.
  85. Т.А. Педагогика: М.: Просвещение, 1987.
  86. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  87. В.Т. Качество образования. Слагаемые качества образования // Непрерывность образования и сохранение образовательного пространства Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, 2001. — С.71−75.
  88. С. А. Новые педагогические технологии в начальном профессиональном образовании «Модульные системы обучения» // Инновации в Российском образовании. Начальное профессиональное образование. М., 2000. — С.81−96.
  89. Л. де, Маркс Э. Петри М. Развитие школы: модели и изменения, Калуга, 1993.-239с.
  90. A.B. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности: Учебное пособие. Яросл. гос, ун-т, 1985. -80с.
  91. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург: ОГПУ, 1996, -188а
  92. A.A. Психолого-педагогическая диагностика в спецподразделениях. Лабораторный практикум: Учеб. пособие. СПб., 1999.
  93. CA. Социальное партнерство как педагогическая проблема // Профессиональное образование. 2000. — № 2. — С.16−17.
  94. Клаудио де Моура, Кастро, От плановой к рыночной экономике: последствия для профобразования // Подготовка)) кадров: на пути к рыночной экономике. Женева, 1993. — С.33−47.
  95. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969.
  96. А.Т. Самовоспитание школьников. М.- Просвещение, 1967. -159 с.
  97. В.М. Основы современной экономики. М: Финансы и статистика, 1998. — 388с.
  98. Ю.А. Педагогический анализ и управление школой. М: Педагогика, 1986. — 144с.
  99. В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.
  100. В.В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.-163 с
  101. В.В. Профессиональное знание. Волгоград.-1996.-154 с.
  102. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров.-М.: Педагогика, 1992.-82 с.
  103. Ф. Основы маркетинга. -М, 1992. -380с.
  104. А.Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 1999.-21с.
  105. Краткий психологический словарь /Ред. сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов на Дону: изд-во: «Феникс», 1998.-512с.
  106. В.И. Социальное партнерство в профессиональном образовании //Профессиональное образование. 2000, -№ 2.-С.30−31.
  107. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -127с.
  108. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128с.
  109. К.Г. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. М.: Российский учебный центр. — 1995. — 228с.
  110. К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М.: Международный центр развития модульной системыобучения. 1996. — 208с.
  111. B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. B.C. Лазарева. -М.: ЦСЭИ, 1995. 158с.
  112. O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004, № 5. С. 3−12.
  113. B.C. Содержание общего среднего профессионального образования. М.: Педагогика, 1980. — 264с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит, лит. -1975. 304 с.
  115. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-184с.
  116. C.B. Педагогическое наследие А.В.Суворова. СПб., 2001.
  117. В.М. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся / В. М. Лихач, В. М. Гуревич. М: Высшая школа, 1990.-111с.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 230 с.
  119. A.A. Природа активности и ее значение в развитии школьника. Л.: ЛГПИ, 1967.
  120. A.A. Исторический опыт КПСС по созданию и развитию советской профессионально-технической школы. Воронеж, 1985.
  121. В.Л. Проблемы структуры учебной деятельности студентов. -М.: МГУ, 1989.- С.31−34.
  122. В.М. Маркетинговая служба высшего учебного заведения. -Самара, 1993. 46с.
  123. А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.-209 с.
  124. А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 193 с.
  125. Д. Социология труда: Пер. с сербохорв. / Общ. ред. ипослесл. Н. И. Дряхлова и Б. В. Князева. М.: Прогресс, 1988. 632с.
  126. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  127. С.Г. Теория и практика совершенствования профессиональной подготовки учащихся технического лицея на основе рефлексивной технологии. Дисс.. канд. пед. наук. Тольятти, 1999.
  128. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, Ф. А. Саломатина.- М.:ИНФРА-М, 2002. 432с.
  129. A.M. Психологические проблемы трудового воспитания школьников //Вопр. психологии. 1985. № 4. — С.46−47.
  130. М.И. На пути к рынку // Среднее профессиональное образование. 1991. — № 4.
  131. М.И. Рынок и профессионализм работников // Профессионал. -1991.- № 8. С.2−6.
  132. Международные нормативные акты ЮНЕСКО /Сост. И. Д. Никулин. -М.: Логос, 1993.-640.
  133. Мелик-Пашаев A.A. Гуманизация образования: проблема и возможности //Вопросы психологии. 1989, — № 5. — С.26−36.
  134. JI.B., Рындак В. Г. Инновационность в обучении (теория и опыт) //Материалы научно-практ. конф. Оренбургского индустриально-педагогического техникума. М.: Педагогический вестник, 1997. — 108с.
  135. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- Высш. шк., 1987.
  136. K.M. Педагогически эффективная система: состав, структура и принципы конструирования. Казань: КГПУ, 1995.-49с.
  137. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986. — 160с.
  138. А.Я. Инновации в образовании, -Челябинск. 1995. -288с.
  139. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. -Челябинск: Транспорт, 1991.202 с.
  140. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования- региональный аспект, Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр. 1998.- 264с.
  141. И.Л. Индивидуализация обучения студентов. Саранск, 1990- 302с.
  142. Национальная доктрина образования в РФ // Профессионал. 1999. № 6. — С2−4.
  143. В.Г. Красные, зеленые, белые . особенности политического сознания молодежи // Человек. 1992. -№ 3. — 18с.
  144. P.C. Психология: В 3 кн. М: Владос, 1998. — 3 кн.
  145. A.M., Минаев Д. Б. Вузы Санкт-Петербурга и рынок образовательных услуг- структура, конкуренция, проблемы // Обучение и карьера. -2000.-№ 2, — С.38−40.
  146. Л.А., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1989. — 40с.
  147. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности. Казань: изд-во КГУ, 1975.
  148. М.В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования: Учебно-прикладное пособие для менеджеров профессиональной школы. М.: Изд-во БУК ЛТД, 1999. -203с.
  149. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1996.
  150. A.M. Профессиональное образование на смене эпох // Специалист. 1997. -№ 6. — С.2−6.
  151. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития /Рос. акад. образования. М. 1997. — 254с,
  152. A.M. Экономика конкурентоспособна, а образование? //Специалист. 2001. -№ 4. — С.207.
  153. Г. Что происходит при развитии творческого мышления и творческой деятельности в системе образования? Резерв успеха — творчество: пер. с нем. М.: Педагогика, 1989. — 41с.
  154. Об образовании. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12-ФЗ.
  155. С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во Русский язык, 1984. -796с.
  156. О.Н., Муравьёва A.A., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Уч.пос. -М.:Альфа-М., 2005. 160с.
  157. В.Т., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995. — 232с.
  158. В.Т. Гуманизация научно-технической деятельности и проблемы непрерывного профессионального образования // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1994.-С.37−44.
  159. В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989.
  160. Н.П. ГОС СПО как условие повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда // СПО. -2002. -С.18−20.
  161. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. С .Я. Батышева. М.: Изд-во Росс, открытого ун-та, 1995. — 272с.
  162. JI.C. Подготовка учителя к инновационной деятельности. -М., 1995.
  163. А.Ю. Система повышения квалификации кадров в современных условиях. М.: Высш. шк., 1994.-218 с.
  164. А. Маркетинг образовательных услуг. М. — 1995. — 168с.
  165. А. Образовательные услуги с точки зрения маркетолога //
  166. Alma mater. 1997,-№ 3. — СЛ5−23.
  167. А. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию //Aima mater. 1997. -№ 1. — С.8−16.
  168. Н.Л. Перестройка и образование // Среднее специальное образование. 1988, -№ 5. — С.9.
  169. Педагогика /Под ред. П. П. Пидкасистого М: Педагогическое общество России, 1998. -640с.
  170. Педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1996с.
  171. Педагогический словарь: в 2-х томах. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960.
  172. H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. Иркутск, 2003.
  173. A.B. Быть личностью. -М: Педагогика, 1990. 112с.
  174. М.А. Дидактические основы профессионального становления личности современного рабочего // Профессиональное образование. 1998. -№ 6. — С. 24−25.
  175. К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 174с.
  176. К.К. Личностный подход как принцип психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1976.-280с,
  177. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255с.
  178. Л.Г. Психология социальной общности: Монография. СПб., 2002.
  179. Л.Г. Социальная психология толпы: Монография. 2004
  180. Подготовка техников в новых условиях. М.: АПО, 1994.
  181. A.A. Формирование деловых качеств личности. Волгоград, 1998.-19c.
  182. В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодёжи к труду в условиях перехода к рынку // Учащаяся молодёжь и рынок. М., 1992. -С. 8−12.
  183. Я. Л. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280с.
  184. В. Изменение мотивационно-ценностной ориентации учащейся молодежи // Социологические исследования 1999. -№ 6. — С.96−99.
  185. М.М. Оптимизация педагогического процесса: уроки освоения// Советская педагогика.- 1991. -№ 1.-С.45−50.
  186. Предприятие в условиях рыночной адаптации: анализ, моделирование, стратеги: Сб. ст. / Под ред. Г. Б. Клейнера. М: ЦЭМИ РАН, 1996. — 235 с.
  187. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перер. и доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904с.
  188. Профессиональное образование в России (Перспектива развития). М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254с.
  189. Психологическая поддержка в вузе. Круглый стол // Психологический журнал.- 1994. -№ 5.
  190. В.В. Не будет ни революций, ни контрреволюций, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Российской Федерации // Российская газета, -2001. 4 апреля. — С.2−4.
  191. A.A., Радугин К.А, Социология: курс лекций. 2-е издание, перер. и доп. М.: Центр, 1997. — 160с.
  192. Д.Я. Психология личности: В 2-х т. Хрестоматия. Т.2. Изд-е 2-е дополн. Самара- Изд-ий Дом «БАХРАМ-М», 2000.
  193. И.А. Курс экономики. Новосибирск, 1999. — 286с.
  194. Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разработке региональных программ развития начальногопрофессионального образования /Под ред. В. М. Жураковского. М.: Министерство образования РФ, 2001. — 12с.
  195. В.Ю. Психологическая совместимость специалистов экстремального профиля (основы теории и практики квалиметрии): Учеб.-метод. пособие. Вып. 3. СПб., 2001.
  196. Реформы образования: Аналитический обзор. М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003.-303 с.
  197. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1995. — 272с.
  198. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов: М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998 — 672с.
  199. Российская профессиональная энциклопедия: В 2 т.т./Гл. ред. В. В. Давыдов.-М.:БРЭ, 1993 .-608 с.
  200. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во Питер, 1999, -720с.
  201. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976. -190 с.
  202. К.А. Маркетинг сферы образовательных услуг, -М.: «Триада», 1998.-3 Юс.
  203. H.H., Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании: практико-ориентированное исследование инновационных тенденций // Гуманизация образования, 1995, — № 4, — С. 32−36.
  204. Г. К. Современные образовательные технологии :Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.-256с.
  205. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994.-152с
  206. В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. — 228 с.
  207. В.А. Педагогика творчества //Советская педагогика. 1991. -№ 1.-С. 147−149.
  208. Н. Социология: пер. с анг. М.: Феникс, 1998.-688с.
  209. А.Ю. Переориентация ценностей, мотивов в изучении проблем вуза // Социологические исследования, 1999. -№ 6. — С. 83−86.
  210. Советский энциклопедический словарь /Под ред. A.M. Прохорова. -М.- Советская энциклопедия, 1990. 1630 с.
  211. С. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 530с.
  212. С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000. — С.3−10.
  213. .Г. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
  214. Технология управления: Сб. науч. тр. Вып. 3, Кадры. М.: Экономика, 1995.-149с.
  215. O.K. О видах познавательной деятельности и процессах управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека, М., 1975.
  216. O.K. Психологические исследования творческой деятельности. М, 1975.
  217. O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.
  218. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М. 1969.
  219. П.И. Управление школой по результатам- Практикапедагогического менеджмента. —М.: Новая школа, 1997.-288с,
  220. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2002. -31 декабря. — С.21−29.
  221. А. Стили деятельности, -М.: МГУ, 1992. 136 с.
  222. В.И. Организационно-педагогические основы подготовки специалистов среднего звена в условиях рынка рабочей силы. Дисс.. док. пед. наук, М&bdquo- 1997.
  223. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-312 с.
  224. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.- 260с.
  225. Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных условиях: Монография. СПб., 1998.
  226. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000, — 448с.
  227. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 453с.
  228. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. М.: Просвещение, 1988.
  229. А. Общее и промышленное управление. М., 1924.
  230. Федеральная программа развития образования //Новые законы и нормативные акты приложение к Российской газете -№ 17, 2000.
  231. Г. А. Взаимодействие социальных партнеров в ФРГ // Профессиональное образование. 1998, -№ 7−8. — С. 7.
  232. Философский словарь / Под ред. И. Л. Фролова. 6-е изд., перер. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  233. Философский энциклопедический словарь. ~М.: Наука, 1989. 504с.
  234. И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: Матер. XI н.-пр. конф. Красноярск, 2003.
  235. И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. -576с.
  236. X. Мотивации и деятельность. М: Педагогика, 1986. — 392с.
  237. Хуторской А. В, Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
  238. Г. А. Виды общения в обучении: Методическое издание. -Томск: Пеленг, 1993. 268с.
  239. В.П. Инновационный интеллект: Учеб. пособие. СПб., 2001
  240. H.A. Особенности социального развития молодежи в условиях кризисного состояния общества в России: Автореф. дис.. канд. социол. наук.-М., 1999.-29с.
  241. М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дисс. док. пед. наук. Казань, 1996.
  242. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. -№ 2. — С21−30.
  243. Д.И. Специалисты среднего звена. Планирование, подготовка, использование. М: Экономика, 1984.
  244. В.Д. Психология производственного обучения, Ярославль, 1976.-156 с.
  245. Шакуров Р. Х Социально-психологические основы управления- руководитель и педагогический коллектив. М: Просвещение, 1990. -203 с.
  246. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  247. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Дис.. докторапед. н.-М., 2000.-338 с.
  248. Шанский И. М, Иванов В. В, Шанская Т. П. Краткий этимологический словарь русского языка- -М.- Просвещение, 1971. 542с.
  249. JI. Менеджмент в сфере образования // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С.22−24.
  250. JI.А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете / Монография.-Омск- ОПТУ, 1998.-293с.
  251. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1988. ~ 354с.
  252. Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе профессиональной деятельности. // Психологический журнал, 1984, № 5.-С. 94−103.
  253. Шкатулла В. И- Образовательное законодательство: терминологические и практические проблемы /Исслед. Центр проблем подготовки специалистов. М., JI. 1996.- 164 с.
  254. А.Г. Продуктивная конкуренция. М, 1997, — 55с.
  255. В.А. Проблемы методологии научного познания. М: Высшая школа, 1978. — 269с.
  256. К.В. Немецкая система профессионального образования и ее обучающий персонал // Понятийный аппарат педагогики и образования, -Екатеринбург. 1995. — С.145−153.
  257. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.
  258. В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки: Монография. JL, 1990.
  259. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М, АПО. 1999.
  260. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391с.
Заполнить форму текущей работой