Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-организационные аспекты комплексного санаторного и круглогодичного оздоровления сельских школьников с неспецифическими заболеваниями органов дыхания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеобобщение передового педагогического опыта работы преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений по выделенному кругу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основания технологий обучения в отечественной и зарубежной педагогике
    • 1. 1. Ретроспективный анализ развития технологий обучения
    • 1. 2. Сущность интерактивных технологий обучения и их возможности в развитии творческих способностей личности
    • 1. 3. Зарубежный опыт разработки технологий обучения
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Проектирование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов
    • 2. 1. Содержание, формы и методы развития творческих способностей студентов
    • 2. 2. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения
    • 2. 3. Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты
  • Выводы по главе II

Медико-организационные аспекты комплексного санаторного и круглогодичного оздоровления сельских школьников с неспецифическими заболеваниями органов дыхания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации и информатизации современного общества для успешной современной деятельности уже недостаточно обладать лишь высоким уровнем компетенции в той или иной области. Динамизм современной политической и социально-экономической жизни, гуманизация и демократизация общественной жизни последовательно влияют на всю систему политических, экономических и социальных отношений. При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, которая является основным показателем развитости социума и одновременно катализатором его развития. В связи с этим, к образованию XXI века предъявляются новые требования. На первый план выдвигаются потребности, интересы, идеалы, ценности личности и создание необходимых условий, в которых наиболее полно раскрывались бы ее склонности, способности, дарования, реализовались творческие замыслы, творческий потенциал. Другими словами, особое значение на современном этапе развития общества приобретает развитие творческих способностей личности. Это обусловлено рядом факторов. Субъект, владеющий опытом творческой деятельности, всегда находится на более высоком уровне по отношению к тем, кто руководствуется стандартными, устоявшимися методами. Он способен развиваться и саморазвиваться в любом познавательном процессе, успешно повышать свой уровень творческой мыслительной деятельности, легко адаптироваться к потребностям времени, творчески подходить к поставленным задачам, находить нестандартные способы решения проблем профессионального плана, более рационально и скорее воспринимать, развивать и внедрять прогрессивные технологии, быть двигателем прогресса.

Высшее образование занимает особое место в образовательной системе, так как оно непосредственно готовит молодежь к трудовой деятельности, обеспечивая при этом разностороннее интеллектуальное развитие. Таким образом, перед высшей школой стоит задача подготовки специалистов, обладающих не только высоким профессиональным и духовно-нравственным потенциалом, но и способных к выходу за пределы нормативной деятельности, готовых к самостоятельному творческому поиску, росту и саморазвитию, способных легко интегрироваться в современных динамичных условиях жизни.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, философско-методологической парадигмы. Инновационное обучение призвано снять основные противоречия традиционного обучения, состоящие в недооценке ведущей роли субъектов образованияприоритете знаний над умениями их продуктивного использованиянедооценке влияния личностного отношения к выполняемой деятельности на ее результаты. Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи гуманистического подхода в образовании, предусматривающего изменение парадигмы педагогического мышления в сторону «субъект-субъектных отношений», признание целостности и уникальности человеческой личности, формирование творческого стиля мышления. Основное внимание сосредоточено не столько на процессе накопления знаний, умений и навыков, сколько на развитии самосознания, способности к творчеству как необходимых для личностного роста качеств.

Также усилилась сфера международной деятельности и международных контактов в России, появилась потребность в установлении более тесных политических, экономических, межнациональных, межкультурных, языковых отношений. Для эффективного решения управленческих и организационных задач в профессиональной сфере выпускник высшего учебного заведения должен хорошо владеть, по крайней мере, одним из европейских языков (английским, французским или немецким).

Обновление содержания современного высшего образования сопровождается разработкой эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение традиционным методам обучения иностранным языкам, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Поиск и нахождение средств, обеспечивающих эффективность и качество речевой деятельности студентов, формирование языковой личности нового типа, способной к креативной деятельности, затрагивают основополагающие вопросы дидактики, педагогической психологии, межкультурной языковой коммуникации.

В современной психолого-педагогической науке имеется целый ряд исследований, посвященных особенностям и закономерностям личностного развития обучаемых. В работах Н. А. Алексеева, Д. А. Белухиной, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской достаточно основательно освещены философские и психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированного подхода к обучению.

Большой вклад в решение проблем творческого развития и саморазвития личности внесли В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, А. А. Кирсанов, А. И. Кочетов, Л. Н. Куликоватворческого мышления — Д. В. Вилькеев, З. И. Калмыкова, О. И. Кедровскийтворческих способностей — Д. Б. Богоявленская, С. Ю. Залуцкая,.

B.А.Крутецкий, В. А. Моляко, Ф. Л. Ратнер.

Для нашего исследования особое значение имели труды ученых в области дидактики (М.А.Данилов, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) — гуманизации и гуманитаризации образования (Р.А.Валеева, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов и др.) — концепции оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский) — проблемного обучения (М.И.Махмутов) — программированного обучения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) — развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин).

Особое внимание в нашем исследовании было уделено ретроспективному анализу развития теории обучения и педагогических технологий (Я.А.Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой,.

C.Т.Шацкий, А. С. Макаренко, В.Н.Сороки-Росинский, Ш. А.Амонашвили) — изучению трудов ученых, которые разрабатывали личностно-ориентированные, в частности интерактивные, образовательные технологии (В.П.Беспалько, В. Г. Гульчевская, Г. И. Ибрагимов, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. Т. Фоменко, И.С.Якиманская).

Для нашей работы имели значения исследования по теории и методике обучения иностранным языкам (Д.В.Булатова, М. А. Давыдова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, И.М.Попов). Проблемы формирования языковой личности исследовались в работах В. Ф. Габдулхакова, Ф. Ф. Харисова, Ч. М. Харисовой.

Обращение к работам зарубежных авторов было необходимо для полноценного изучения современных дидактических подходов, теорий, технологий обучения (Э.Аронсон, О. Ф. Больнов, М. Вулман, М. Д. Галл, П. Грехем, М. Грин, Дж. Дьюи, Н. К. Милдрам, Д. Митчелл, А. Ф. Осборн, Ч. Патерсон, К. Ричмонд, Е. П. Торранс, Л. Элтон).

Ряд аспектов исследуемой проблемы — тенденции развития педагогических технологийотдельно взятые образовательные технологии обучения иностранному языкуразвитие творческой активности, самостоятельности школьников и студентов — нашли свое отражение в диссертационных работах С. В. Беловой, ИВ. Гладкиной, А. Е. Губайдуллиной, ИИ-Джужук, Ю. ЛКузнецовой, ЛВ. Турбиной, И. Т. Хайруллина, АА. Шамсиевой, Ю. В. Шиловой и др.

Следствием такого широкого спектра исследований является то, что работы в области развития креативных способностей личности и дидактических функций интерактивных технологий ведутся параллельно, независимо друг от друга, что определяет значимость и актуальность данной работы.

Проблему исследования определяют противоречия: -между потребностью общества в творческих, способных эффективно действовать в нестандартных ситуациях специалистах и недостаточной разработанностью научно-педагогических подходов к реализации этой проблемы;

— между новой «субъект-субъектной» парадигмой образования, предполагающей интеракцию, взаимодействие преподавателя и обучаемых и реальным состоянием практики обучения студентов по традиционной системе;

— между дидактическими возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов и недостаточным уровнем их реализации в высших учебных заведениях.

Таким образом, возникла необходимость теоретического осмысления накопившихся изменений в педагогической практике и их отражения в целях, задачах и содержании образования.

Актуальность рассматриваемой темы, учет противоречий и недостаточная научная разработанность проблемы послужили основанием для определения темы диссертации — «Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность интерактивных технологий обучения в процессе развития творческих способностей студентов.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей студентов.

Предмет исследования — интерактивные технологии обучения в развитии творческих способностей студентов.

Гипотеза исследования состоит в том, что использование интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов в процессе обучения будет более эффективным при условии, если:

— процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы, как: мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностейкопирование (усвоение образца типичного действия и овладения его простейшим переносом на решение аналогичных задач) — репродуктивно-творческий этап (перенос (пока с помощью преподавателя) известного приема в новую учебную ситуацию) — конструктивно-творческий этап (сочетание преобразующей деятельности с творческой);

— процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованиюаутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентовбилингвизма и полилингвизмапрофессиональной направленности обученияактивизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

— структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и студента);

— интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола», кейс-стади и др.) будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Дополнить основные характеристики отечественных и зарубежных технологий обучения (в частности интерактивных технологий) в аспекте развития творческих способностей студентов.

2. Спроектировать дидактическую модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения.

3. Апробировать и экспериментально проверить эффективность разработанной дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

Методологической основой исследования являются:

— психолого-педагогические теории эффективного развития личности в процессе обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Л. В. Занков, И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин);

— философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие сущность и социальную значимость творчества как основы развития личности (Н.А.Бердяев, Д. Б. Богоявленская, А. И. Кочетов, А. Н. Лук, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

— идеи гуманизации и гуманитаризации воспитания и обучения (Ш.А.Амонашвили, Е. Н. Ильина, П. Ф. Каптерев, и др.);

— исследования эффективных технологий обучения и воспитания студентов (В.П.Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко и др.);

— основные теоретические положения личностно-ориентирован-ного, интерактивного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, Л. Н. Куликова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеобобщение передового педагогического опыта работы преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений по выделенному кругу вопросов, а также анализ личного опыта преподавания в вузепроведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) — методы педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) — наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестирования, методы ранжирования, самооценки, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентовдля определения валидности экспериментально полученных данных были использованы методы математической статистики — и-критерий Манна-Уитниграфические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

База исследования: Казанский институт экономики, управления и права, Нижнекамский и Набережно-Челнинский филиалы института экономики, управления и права.

Исследование проводилось в три этапа, на каждом из которых, в зависимости от задач, применялось сочетание различных методов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ историко-педагогического аспекта проблемы, философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также зарубежного опыта по исследуемой темебыли выявлены возможности использования интерактивных технологий обучения как средства развития творческих способностей студентов на занятиях по иностранному языкув контрольных и экспериментальных группах был выявлен уровень развития творческих способностей студентов, уровень их способностей к саморазвитию и самообразованию как высшей степени проявления творчествабыла разработана гипотеза об основных педагогических условиях развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологийбыла спроектирована дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обученияподготовлены учебные материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеанализ личного опыта преподавания в вуземетоды педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) — наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестированияизучение педагогической документации, продуктов деятельности студентовметоды прогнозирования и моделирования учебного процесса.

На втором этапе (2004;2006 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной нами дидактической модели и педагогических условий использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентовбыл реализован авторский курс с использованием комплекса интерактивных технологий обучения.

В процессе опытно-экспериментальной работы основными методами исследования послужили опытно-экспериментальное обучениеметоды ранжирования, самооценки, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлены анализ результатов промежуточного и контрольного срезов, их систематизация и обобщениепроверка достоверности результатов, полученных на всех этапах исследованияпроверка гипотезы исследованиябыли уточнены основные и отдельные его положения, сформулированы выводы и рекомендации.

В рамках данного этапа были использованы метод анализаметоды педагогической социологии (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос) — наблюдение, беседы, психологическое и педагогическое тестирования, методы ранжирования, самооценки, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентовдля определения валидности экспериментально полученных данных были использованы методы математической статистики — и-критерий Манна-Уитниграфические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна исследования:

1. Дополнены характеристики интерактивных технологий обучения в аспекте развития творческих способностей студентов: контекстуальностьдиалогичностьсотрудничество преподавателя со студентамииндивидуальная траектория обучениясоздание свободного творческого пространствасамостоятельная активная познавательная деятельность обучаемыхрефлексиявариативность и гибкость содержания обучения. и.

2. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов:

— поэтапное усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей личности студентов: мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностейкопированиерепродуктивно-творческий этапконструктивно-творческий этап.

— учет принципов личностно-ориентированного подхода к образованиюаутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентовбилингвизма и полилингвизмапрофессиональной направленности обученияактивизации творческой деятельности студентовпедагогики сотрудничества при организации процесса обучения;

— структурирование содержания обучения на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство со-развития преподавателя и студента);

— использование интерактивных технологий обучения («мозговой штурм», метод проектов, ролевые и деловые игры, метод «круглого стола», кейс-стади и др.) в учебном процессе комплексно, как целостную совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

3. Разработана дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения в процессе изучения иностранного языка, которая включает в себя следующие блоки: цельзадачипедагогические условия развития творческих способностейсодержание обучения, обеспечивающее развитие творческих способностей студентовметоды обученияформы работыэтапы усвоения ЗУНов и развития творческих способностей студентовтворческая деятельность студентов в учебном процессе, способствующая развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов.

4. Выявлены возможности зарубежных интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей обучаемых и их использования в совершенствовании отечественной системы образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов в использовании комплекса интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентовтеоретических представлений о структуре творческих способностей личности, их взаимосвязи и взаимозависимости с интеллектуальными способностями и особенностях их развития в процессе обучения иностранному языкув разработке принципов, содержания, методов и форм учебной работы по реализации интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы при внедрении интерактивных технологий обучения на различных уровнях образования по развитию творческих способностей студентовдля обогащения курсов дидактики, общей педагогикив разработке программ для слушателей курсов по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадровдля выработки практических рекомендаций по повышению эффективности процесса развития творческих способностей учащихся, студентов и их творческой самореализации как субъектов учебной деятельности.

Достоверность результатов и выводов исследовательской работы обусловлена опорой на достижения современной педагогики, психологии и методикиличным опытом работы диссертанта в высшей школевнутренней непротиворечивостью логики исследованияадекватностью использованных методов исследования его цели и задачамкомплексным характером педагогического экспериментапрактическим подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работеполученными в результате анализа и обобщения проведенного исследования даннымиприменением методов математической статистики при обработке экспериментальных данныха также положительными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ (Казань: КГПУ, 2003;2006г.) — на межвузовских научно-практических конференциях «Профессиональные знания» (Нижнекамский филиал МГЭИ, 2004 г.), «Социально-гуманитарные знания» (Нижнекамский филиал МГЭИ, 2005 г.) — на Всероссийских научно-практических конференциях «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск: ИДППО, 2005 г.), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск: ИДППО, 2006 г.) — на международной научно-практической конференции «Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию», посвященной 130-летию Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (Казань: ГОУ ВПО ТГГПУ, 2006 г.).

На защиту выносятся:

1. Характеристики интерактивных технологий обучения в аспекте развития творческих способностей студентов.

2. Педагогические условия, повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов.

3. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по главе II.

Во второй главе мы скорректировали цель и задачи обучения с учетом изменившихся требований к профессиональной подготовке специалиста, педагогических условий и социального заказа обществарассмотрели содержание образования, методы и формы обучения в развитии творческих способностей студентов, цели и задачи обучения иностранному языку в вузе. Нами была спроектирована дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения и выделены педагогические условия их эффективного использованияМы также рассмотрели методику организации и проведения выделенного нами комплекса интерактивных технологий («мозговой штурм», проектная технология, «круглый стол», ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций) в процессе обучения иностранному языку со студентами экономического факультета по теме «Business Development».

Основной целью обучения является формирование уровня коммуникативной компетенции, достаточного для выполнения специалистом его профессиональных задач. В задачи обучения длярассматриваемого в исследовании уровня считаем необходимым включить развитие умений ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения при работе с оригинальной литературой, представляющей статьи из журналов и тексты из книг по специальности, публицистического и научно-популярного характера. В отношении аудирования следует развить, у студентов умения воспринимать на слух и понимать монологические высказывания и диалоги разных коммуникативных типов в стандартных ситуациях основных сфер общения, а именно: бытовой, социально-культурной и профессиональных сферах. Задачи в области говорения определяются необходимостью участия специалиста и ведения им беседы в стандартных ситуациях основных сфер общения и выступления с сообщением или докладом на общие темы и в сфере изучаемой специальности, что требует развития соответствующих умений на определенном уровне. Кроме того, в плане монологической речи будущий специалист должен уметь передать содержание прочитанного или прослушанного текста бытового, публицистического и научного характера. Владение устно-речевыми умениями должно рассматриваться как средство < активизации знаний по специальности, реализуемое в процессе создания отдельных монологических высказываний на основе звуковых и письменных материалов, а также в ходе бесед на бытовые и профессиональные темы. Письмо является целью обучения и средством содействия развитию умений устной речи и чтения. Умения письма, совершенствуются в процессе обработки документов для извлечения из них сведений и необходимой информации, включающей конспектирование, аннотирование и составление рефератов, в ходе ведения деловой переписки, постановки вопросов по повестке дня, записи по ходу слушания доклада.

Для разработки курса обучения иностранному языку в развитии творческих способностей студентов необходимо было также определить и обосновать выбор принципов обучения и теоретических положений, которые могут служить его основой. Нами были отобраны следующие принципы и теоретические положения: принцип личностно-ориентированного подхода к образованиюаутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентовбилингвизма и полилингвизмапрофессиональной направленности обученияактивизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества.

Однако диагностика обучения иностранному языку в вузе показала, что учебные занятия большей частью проводятся в обычном, академическом режиме. Интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», «мозговая атака», технология проектов, «круглый стол», ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций) практически не используются. В результате чего нами была проведена опытно-экспериментальная работа по апробации и определению эффективности спроектированной дидактической модели развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения и выделенных педагогические условия их эффективного использования.

С целью развития творческих способностей студентов нами был разработан и реализован авторский курс «Развитие творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения», предназначенный для студентов 1−3 курсов экономического факультета, изучающих английский язык.

В ходе эксперимента были проведены контрольные срезы по выявлению эффективности представленной модели развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучениякомплекса интерактивных технологий обучения и педагогических условий их эффективности. На третьем этапе экспериментального исследования был осуществлен контрольный срез, определяющий уровень развития творческих и интеллектуальных способностей студентов в контрольных и экспериментальных группах.

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил количественное увеличение значений уровня развития творческих способностей студентов экспериментальных групп по отношению к контрольным группам. Соотношения результатов свидетельствуют об эффективности развития как творческих, так и интеллектуальных способностей студентов в условиях интерактивного обучения в экспериментальных группах по сравнению с традиционным обучением в контрольных группах.

Заключение

.

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов, самыми «запрашиваемыми» способностями в современной экономике являются способность к творческому развитию и саморазвитию, способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей обучаемых.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда многие вузы отдают предпочтение традиционным методам обучения, не учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса.

Изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогики по проблеме технологизации учебного процесса, исторический экскурс в развитии технологий обучения позволяют констатировать, что данная проблема не нова, а встречается во многих педагогических исследованиях еще прошлых столетий и является предметом исследования современных авторов. На протяжении XX столетия педагогическая технология выступала предметом многих дискуссий и научных споров. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. Столь широкий интерес к педагогическим технологиям вызван разными мотивами: одни ученые традиционно следуют модному направлениюдругие озабочены состоянием образования и видят в технологизации очередную панацею от всех бедтретьи считают, что технологизация — объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно иных задач. В настоящее время интерес к поиску эффективных, действующих технологий обучения вызван, прежде всего, следующими предпосылками: недооценка ведущей роли субъектов обученияотсутствие целевого управления достижением прогнозируемого результатаотсутствие системности и непрерывности процесса обучения.

Под «педагогической технологией» нами понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спланированных процессов обученияэто система методов и средств управления этим процессом и достижения намеченных целей, проверки и оценки эффективности выбранных форм, методов и средств, оценки текущих результатов, система коррекционных мероприятий.

Творческие способности трактуются в педагогике и психологии как синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности (В.И.Андреев).

В работах многих психологов творчество, творческие способности личности часто сравниваются с интеллектом, причем их взаимосвязь трактуется неоднозначно. Одни авторы (А.Маслоу, Д.Б.Богоявленская) убеждены, что отдельных творческих способностей не существует, другие (А.Л.Пономарев, Е.П.Торранс), наоборот, утверждают, что творческие способности существуют самостоятельно и не зависят от интеллекта. Согласно третьей точке зрения (Р.Дж.Стернберг), творческие способности адекватны интеллектуальным, т. е. чем выше креативность, тем выше интеллект и наоборот. Мы же не разграничиваем интеллектуальные и творческие способности личности студентов, полагая их очевидную связь и взаимосвязь в обеспечении продуктивного образования и творческой самореализации.

Проанализировав теоретические и практические положения психологов и педагогов по проблеме развития творческих способностей личности, мы выявили комплекс интерактивных технологий, а именно: «мозговой штурм» и «мозговая атака», проектная технология, «круглый стол», ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций (case study). Наш выбор обоснован следующими причинами:

1. В условиях еще существующей классно-урочной системы обучения, интерактивные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая собственно содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам. Интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, интерактивные технологии позволяют достигать поставленных образовательных целей по учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами.

2. Являясь истинно гуманистическими технологиями, по нашему мнению, интерактивные технологии обучения обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, их интеллектуальное, но и творческое развитие, развитие их самостоятельности, активности, стремления к созиданию чего-то нового.

3. Интерактивные технологии обучения идеально проецируются на реализацию коммуникативной функции в процессе обучения иностранному языку. Хотя необходимо отметить, что данные технологии являются универсальными и могут быть использованы в рамках любого предмета со студентами разных специальностей.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и дает возможность каждому индивиду полностью раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности и самореализоваться как личность.

В отличие от традиционных дидактических систем, где основой любой технологии обучения считается объяснение (монолог), интерактивное образование, истоки которого содержатся в диалоговой концепции, делает акцент на понимание и взаимопонимание (диалог). Другими словами, в процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство». Таким образом, обращение современной высшей школы к интерактивным технологиям обучениядля которых в первую очередь характерно стимулирование активного отклика на творческие (проблемные) ситуации, на наш взгляд, представляется вполне оправданным.

Среди основных характеристик интерактивных технологий обучения в аспекте развития творческих способностей студентов были выделены следующие: контекстуальностьдиалогичностьсотрудничество преподавателя со студентами-: индивидуальная траектория обучениясоздание свободного творческого пространствасамостоятельная активная познавательная деятельность обучаемыхрефлексиявариативность и гибкость содержания обучения.

Диагностика обучения иностранному языку в вузе показала, что учебные занятия большей частью проводятся в обычном, академическом режиме. Интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», «мозговая атака», технология проектов, «круглый стол», ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций) практически не используются. Тем самым творческий потенциал, содержащийся в иностранном языке как предметной области, используется явно недостаточно. В результате чего нами была проведена опытно-экспериментальная работа по апробации и определению эффективности использования комплекса интерактивных технологий обучения. В эксперименте участвовало 117 студентов экономического факультета. Исследование проводилось в 3 этапа: диагностический, формирующий и контрольный.

На первом этапе (2003;2004 гг.), изучив и проанализировав личностные, индивидуальные особенности студентов, уровень развития их творческих способностей, способностей к саморазвитию и самообразованию как высшей степени проявления творчества, мы выделили педагогические условия, повышающие эффективность использования интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов. Реализация интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентов в процессе обучения будет более эффективной при условии, если:

— процесс усвоения ЗУНов и развития творческих способностей личности будет включать в себя такие этапы как мотивация деятельности студентов по развитию творческих способностейкопированиерепродуктивно-творческий этапконструктивно-творческий этап;

— процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-ориентированного подхода к образованиюаутентичности, связанной с критерием культурологической ценности и обеспечивающей расширение межкультурной компетентности студентовбилингвизма и полилингвизмапрофессиональной направленности обученияактивизации творческой деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

— структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения, личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и студента);

— интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», технология проектов, ролевые и деловые игры, «круглый стол», кейс-стади и др.) будут применяться в учебном процессе комплексно, как целостная, совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

С учетом выделенных педагогических условий нами была определена структура дидактической деятельности преподавателя по развитию творческих способностей студентовспроектирована дидактическая модель реализации интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентовразработан авторский курс «Развитие творческих способностей студентов», предназначенный для студентов 1−3 курсов экономических специальностей, изучающих английский язык.

Критерии и уровни развития творческих и интеллектуальных способностей студентов были выявлены на основе базисных категорий результатов обучения и творческого подхода в применении полученных навыков в решении нестандартных, исследовательских задач и заданий.

На втором этапе (2004;2006 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной нами дидактической модели реализации интерактивных технологий обучения в развитии творческих способностей студентовбыл реализован авторский курс «Развитие творческих способностей студентов» с использованием комплекса интерактивных технологий обучения.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) проводился анализ результатов промежуточного и контрольного срезов, их систематизация и обобщениепроверка достоверности результатов, полученных на всех этапах исследованияпроверка гипотезы исследования.

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил количественное увеличение значений критериев сформированности творческих способностей у студентов экспериментальных групп на итоговом этапе экспериментальной работы по отношению к контрольным группам. Соотношения результатов свидетельствуют об эффективности развития как творческих, так и интеллектуальных способностей студентов в условиях интерактивного обучения в экспериментальных группах по сравнению с традиционным обучением в контрольных группах. Статистическая обработка результатов эксперимента с использованием метода сравнения средних значений Ц-критерия Манна-Уитни показала, что наблюдаемые различия уровней ЗУНов и уровень творческих способностей студентов являются для первого среза статистически незначимыми, а для второго и третьего — значимыми, что подтверждает достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой