Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая готовность к игровой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает новый тип общения ребенка с взрослым и сверстниками — ситуативно-контекстный. Существенные психологические характеристики нового типа общения ребенка с взрослым и сверстниками связаны с тем, что ребенок впервые начинает видеть позицию ф партнера, принимать, удерживать и адекватно действовать в воображаемой ситуации. Ситуативно-контекстный тип… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы психологической готовности к игровой деятельности
    • 1. 1. Психологическое содержание понятия «психологической готовности»
    • 1. 2. Психологические особенности развития в раннем возрасте
    • 1. 3. Психологические особенности развития в дошкольном возрасте
  • Глава 2. Экспериментальное исследование психологической готовности к игровой деятельности
    • 2. 1. Экспериментальное исследование генезиса предметной деятельности
    • 2. 2. Экспериментальное исследование генезиса игровой деятельности
    • 2. 3. Особенности общения детей в предметной и игровой деятельности
  • Глава 3. Психологические особенности формирования психологической готовности к игровой деятельности
    • 3. 1. Типы детей, психологически не готовых к игровой деятельности
      • 3. 2. 0. собенности коррекционной работы с детьми, психологически не готовыми к игровой деятельности
    • 3. 3. Психологические условия формирования психологической готовности к игровой деятельности
  • Заключение
  • Выводы
  • Литература

Психологическая готовность к игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из актуальных проблем педагогической психологии является проблема преемственности обучения на разных этапах онтогенеза. В теоретических и практических исследованиях последних лет отмечается, что у многих современных детей происходит некоторое «запаздывание» психологического возраста по сравнению с паспортным. Так большой процент дошкольников не умеют играть (Е.В.Зворыгина, С. Л. Новоселова, Е.Е.Кравцова), дети раннего возраста имеют низкий уровень развития предметной деятельности (Е.М.Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Б.Яскевич). Дети семи лет и выше не имеют психологической готовности к школьному обучению (Е.Е. Кравцова, Е. О. Смирнова и др.) Решение этих и многих других аналогичных проблем имеет важное теоретическое и практическое значение для разработки основ эффективной, адекватной психологическим особенностям детей системы образования.

Проблема преемственности раннего и дошкольного периодов психического развития все больше привлекает к себе внимание педагогов и психологов. В последние годы в психологии широкое распространение получил подход, где проблема преемственности раннего и дошкольного периодов развития рассматривается в контексте психологической готовности к игровой деятельности.

Согласно современным периодизациям психического развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) ранний возраст отличается от дошкольного тем, что центральными характеристиками первого является речь и предметно-манипулятивная деятельность, в то время как специфика другого связана с воображением и игровой деятельностью. В этой связи проблема безболезненного перехода ребенка от раннего к дошкольному возрасту может быть представлена как переход от предметно-манипулятивной к игровой деятельности, который происходит в возрасте, получившим в психологии наименование «кризис трех лет».

Исследование психологического содержания кризиса трех лет позволяет заключить, что его новообразование связано с «обобщением», а затем и интеллектуализацией восприятия" (Н.В. Разина), обеспечивающими выделение воображения в особую психическую функцию.

Таким образом, оказывается, что кризис трех лет, который обеспечивает готовность к возникновению и развитию игровой деятельности, может быть рассмотрен в логике смены новообразований: перехода от речи как центрального новообразования раннего возраста к воображению в качестве центрального новообразования дошкольного периода развития.

Итак, способность играть непосредственно связана с психологической готовностью к игровой деятельности. При этом содержание психологической готовности к игровой деятельности непосредственно связано с предметной деятельностью и ее переходом в игру, а также с выделением воображения в самостоятельную психическую функцию, которая впоследствии становится основой игровой деятельности (Е.Е. Кравцова).

Целью исследования является изучение условий перехода детей от предметно — манипулятивной к игровой деятельности.

В современной психологии есть убедительные данные о том, что психологическая готовность к школьному обучению определяется изменениями в общении ребенка, которые, с одной стороны, являются результатом развития в дошкольном возрасте, а, с другой стороны, непосредственно связаны со структурой учебной деятельности, которая начинает складываться и развиваться в младшем школьном периоде развития. Анализ особенностей развития в раннем детстве, специфики игры, возникающей и получающей статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте, позволяют выдвинуть следующую гипотезу исследования: психологическая готовность к игровой деятельности связана с возникновением и развитием ситуативных форм общения ребенка с окружающими, которые позволяют ему принимать ситуативно возникающие задачи и действовать в воображаемой ситуации.

Задачи исследования:

1. Изучить генезис предметной деятельности в дошкольном возрасте.

2. Исследовать особенности перехода от предметно-манипулятивной к игровой деятельности.

3. Определить показатели и критерии психологической готовности к игровой деятельности.

4. Выявить условия формирования и, в случае необходимости, коррекции психологической готовности детей к игровой деятельности.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые вводится понятие ситуативно-контекстного общения, которое связывается с понятием психологической готовности детей к игровой деятельности. В работе впервые показано, что предметно-манипулятивная деятельность является тем видом деятельности, который способствует становлению и развитию ситуативных форм общения ребенка с окружающими. В материалах диссертации впервые выделены типы детей, психологически не готовых к игровой деятельности и определены особенности коррекционной работы с ними.

Теоретическая значимость работы связана с тем, что в ней получены результаты, которые позволят по-новому подойти к проблеме целенаправленного развития предметной и игровой деятельности в онтогенезе. Материалы диссертации позволяют теоретически осмыслить взаимосвязь предметной и игровой деятельности, центрального психологического новообразования и ведущей деятельности этого возраста, механизм перехода от одной ведущей деятельности к другой.

Практическая значимость заключается в том, что полученные в работе данные могут быть непосредственно использованы как педагогами, так и психологами для диагностики психологической готовности к игровой деятельности и обеспечения целенаправленного развития, а при необходимости и коррекции предметной и игровой видов деятельности.

Объект исследования: изменения в общении и деятельности детей на рубеже раннего и дошкольного возрастов.

Предмет исследования: психологическая готовность к игровой деятельности.

Методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория Л. С. Выготского, периодизация психического развития.

Д.Б.Эльконина, периодизация игровой деятельности Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.

Методы исследования. В исследовании использовались специально разработанные методики «Кастрюля», «Волшебный человечек», «У куклы Тани день рождения», позволяющие фиксировать особенности предметно-манипулятивной и игровой деятельности, наблюдение за поведением детей, а также специальная коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование психологической готовности к игровой деятельности.

Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивалась применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного психологического анализа литературных источников, экспериментальных материалов, количественной и качественной обработкой полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В кризисе трех лет ребенок приобретает способность к общению в надситуативной позиции, обеспечивающей психологическую готовность детей к игровой деятельности.

2.Способность общения в надситуативной позиции обеспечивается развитием ситуативных форм общения ребенка с окружающими.

3.Детей, психологически не готовых к игровой деятельности, можно подразделить на две большие группы: дети первой группы не прошли кризис трех лет и по своему психическому развитию могут быть отнесены к раннему возрасту. Дети второй группы находятся непосредственно в кризисе трех лет и пока не могут адекватно выйти из него.

4.Психологические причины неподготовленности детей к игровой деятельности связаны с особенностями развития у них речи и предметной деятельности.

Апробация материалов исследования проводилась на кафедре дошкольного образования Нижегородского института развития образования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, включены в курсы «Современные технологии развития личности ребенка в предметной и игровой деятельности», «Условия развития игровой деятельности дошкольника в образовательном пространстве дошкольного учреждения», проводимых для руководителей, старших воспитателей, педагогов дошкольных учреждений. Основные положения и результаты исследования использовались в работе с педагогами и психологами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Выводы.

1. При переходе от раннего к дошкольному возрасту предметная деятельность проходит следующие стадии развития: на первой стадии ребенок бесцельно манипулирует предметами, игрушками, ф частично осмысляя свои действия с ними. Содержание общения с взрослым не связано со способами действий ребенка с предметамина второй стадии предметная деятельность становится целью действий ребенка, но практического результата он не достигает. Обследуя предметы, игрушки разными способами, он подтверждает свои знания о них с помощью взрослогона третьей стадии, сориентировавшись в функциональных значениях предметов, игрушек ребенок самостоятельно организует предметную (продук-Ф тивную) деятельность, конструирует практическую позицию к предметам, игрушкам, достигает результат, осмысляет его. Совместного общения и предметной деятельности с взрослым ребенок организовать не можетна четвертой стадии ребенок способен самостоятельно организовать развернутую предметную (продуктивную) деятельность с предметами, игрушками: он сознательно, намеренно конструирует практическую позицию к ним, планируя в речи свою деятельность. Использует предметы, игрушки как средство для достижения разных целей. Может непроизвольно трансформировать предметную деятельность в предметно-эксперименталь ную, игровую и наоборотна пятой стадии подчиняет логику предметной деятельности своему замыслу, ребенок экспериментирует со способами действий с предметами конструирует исследовательскую позицию к ним. Он осмысляет функциональное назначение исследуемых предметов, игрушек, свои действия с ними, полученный результат. Ребенок становится способным объединять предметную деятельность и общение в единую деятельность с помощью взрослогона шестой стадии ребенок самостоятельно организует исследовательскую деятельность с предметами, игрушками. Сознательно конструирует иссле-ф довательскую позицию к ним: планирует задачи, средства их реализации.

Осмысляет способы исследования ситуации, свою деятельность по преобразованию предмета (ситуации). Ребенок объединяет предметную деятельность и общение в единую деятельность без помощи взрослого.

2.При переходе от раннего к дошкольному возрасту игровая деятельность ф проходит следующие стадии развития: на первой стадии ребенок выполняет предметно-специфические или практическую деятельность с игрушкамиОбращается к взрослому за подтверждением своих знаний об особенностях игрушекна второй стадии ребенок выражает свое эмоциональное к игрушкам, обозначает себя, свою позицию к ним, выполняет отдельные игровые действия с ними, не связанные целостным сюжетом. на третьей стадии ребенок начинает создавать игровое пространство, Ф конструировать воображаемую ситуацию, вводить свою позицию к игрушкам и действовать в нем. Ребенок строит сюжет из реальной позиции с помощью действий с игрушками. В игре осмысляет предмет. на четвертой стадии ребенок в построении игровой деятельности идет от замысла, сознательно, намеренно конструирует режиссерскую позицию к предмету. Самостоятельная индивидуальная режиссерская игра занимает достаточно продолжительный отрезок временина пятой стадии ребенок конструирует сюжет из условной позиции, широко использует развернутую речь, различные средства выразительности, чтобы комментировать действия персонажей. Осмысляет игровую ситуацию и свою деятельность как режиссера игры. на шестой стадии ребенок реализует игру в вербальном плане, исходя из обобщенной режиссерской позиции, осмысляет и переосмысляет игровую ситуацию с разных сторон.

3. На рубеже раннего и дошкольного возраста возникает новый тип общения ребенка с взрослым и сверстниками — ситуативно-контекстный. Существенные психологические характеристики нового типа общения ребенка с взрослым и сверстниками связаны с тем, что ребенок впервые начинает видеть позицию ф партнера, принимать, удерживать и адекватно действовать в воображаемой ситуации. Ситуативно-контекстный тип общения существенно связан с психологической готовностью детей к игровой деятельности. Новые ситуативно-контекстные формы общения ребенка с взрослым и сверстниками проходят следующие стадии развития: ф на первой стадии дети не принимают воображаемой ситуации, задаваемой контекстом предмета (ситуации): либо манипулируют предметами, либо подменяют деятельность ситуацией общения с взрослым, дети не замечают сверстника, поглощены действиями с предметамина второй стадии также не принимают воображаемой ситуации, задаваемой контекстом предмета или ситуации. Они эпизодически включаются в деятельность взрослого, действуют в чужой воображаемой ситуации., в общении со сверстниками пытаются подражать действиям сверстника, частично Ф взаимодействуют с нимна третьей стадии на вопросы экспериментатора дети отвечают по смыслу, включаются в его деятельность, начинают строить игровое пространство и свою индивидуальную деятельность, в которую они не принимают взрослогодети принимают воображаемую ситуацию, но действовать в контексте ссовместно с взрослым не могут, в общении со сверстниками пытаются эпизодически действовать вместе, что заканчивается подчас конфликтом, на четвертой стадии когда взрослый начинает играть, дети «подыгрывают» ему, однако, если он перестает играть, спускаются на манипуляции с ^ предметами, игрушками. Дети принимают воображаемую ситуацию, но не удерживают ее, в общении со сверстниками попеременно действуют рядом или пытаются эпизодически взаимодействовать друг с другом, начинают подражать действиям другого. на пятой стадии охотно включаются в деятельность взрослого, иногда у проявляют инициативу при вовлечении экспериментатора в деятельность. Если он прекращает свою деятельность, они в течение длительного времени действуют в заданном им контекстев общении со сверстниками реализуют качественно разное общение: если сверстник выше ребенка по уровню развития ф предметной и игровой деятельности, то ребенок начинает произвольно ему подыгрывать, если сверстник не берет на себя лидирующую роль, то ребенок действует также как на предыдущем уровне. на шестой стадии активно принимают участие в деятельности, организуемой взрослым, вовлекают его в свою деятельность, используют предложенный им ф контекст и смысл предмета в своей деятельности, в общении со сверстником на — этом уровне проявить инициативу и задать контекст выполняемой деятельности и общения не может.

На шестой стадии общения ребенок вступает в ситуативное общение со сверстником и является его инициатором со сверстниками.

4.Ядерным образованием психологической готовности детей к игровой деятельности является совокупный уровень ситуативного общения ребенка с окружающими. При этом определенному уровню ситуативного общения со взрослым соответствует определенный уровень развития предметной деятельности, так и соответствующий уровень самососознания.

5.Уровень психологической готовности детей к игре тесно связан с развитием возрастного психологического новообразования дошкольного возраста воображения.

6.Среди детей психологически не готовых к игре можно выделить две большие группы — дети, не прошедшие кризис трех лет (докризисные дети) и дети, вошедшие в кризис, но застрявшие в нем (кризисные дети). Среди «кризисных» детей можно выделить две большие группы. Это дети-«исполнители», ориентированные преимущественно на процессуальную сторону деятельности и дети — «наблюдатели», ориентированные на смысловую сторону деятельности.

7.Особенности развития предметной деятельности, выделения, принятия г воображаемой ситуации, адекватного в ней действования могут служить показателем уровня психологической готовности детей к игровой деятельности. Анализ указанных особенностей детей психологически не готовых к игре, позволяет диагностировать тип трудностей, который они испытывают. 8. Психологической основой коррекционно-обучающей работы с детьми, не ф готовыми к игровой деятельности, является формирование предметной деятельности или ее реабилитация в зависимости от психологических особенностей детей данной категории.

Заключение

.

Переход от одного периода развития к другому традиционно связывается в психологии с проблемой психологической готовности ребенка к овладению новой деятельностью, которая получит статус ведущей в следующем возрастном ф периоде. В этой связи переход от раннего к дошкольному возрасту связан с проблемой психологической готовности ребенка к игровой деятельности.

Анализ понятия психологической готовности к игровой деятельности показал, что ее содержание непосредственно связано с развитием в раннем возрасте и новообразованием кризиса трех лет.

В периодизации психического развития, предложенной Л. С. Выготским, основным является понятие возрастных психологических новообразований, которые с одной стороны, ответственны за специфическое Ф отношение ребенка к окружающей действительности на том или ином этапе развития, а с другой стороны обеспечивают логику воспитания и обучения в литическом периоде. Применительно к интересующей нас проблеме психологической готовности к игровой деятельности это означает, что она обеспечивается переходом от речи — новообразования раннего периода развития, к воображению как новообразованию дошкольного возраста.

Исследование было начато с исследования генезиса предметной и игровой диагностики, которое позволило установить ряд закономерностей. Так, обнаружилось, что соответствующему уровню развития предметноманипулятивнои деятельности есть определенный уровень в развитии игры. Помимо этого выяснилось, при высоком уровне развития предметно-манипулятивной деятельности и игры реализуется новый, возникающий на рубеже раннего и дошкольного возраста вид общения, который можно охарактеризовать как контекстно-ситуативный. Именно этот вид общения позволяет ребенку реализовать более высокие уровни развития предметноманипулятивной деятельности. Именно этот вид общения позволяет детям безболезненно переходить от предметно деятельности к игровой. Именно этот вид общения обеспечивает психологическую готовность ребенка к игровой ф деятельности.

Анализ детей, психологически не готовых к игровой деятельности позволил сделать вывод, что они неоднородны. Так, есть дети, которые не вошли в кризис трех лет, а есть те, кто в силу разного рода обстоятельств не может выйти из этого кризиса.

Проведение коррекционно — развивающей работы со всеми категориями детей, психологически не готовых к игровой деятельности, позволяет нам выделить структуру психологической готовности к игровой деятельности. Так по аналогии со структурой психологической готовности к школьному обучению (Е.Е. Кравцова и др) возможность безболезненного перехода ребенка от ведущей предметно-манипулятивной к ведущей игровой деятельности связан с возникновением новых форм общения, позволяющих переосмыслить собственное восприятие. При этом определенному уровню развития общения с взрослым соответствует свой уровень развития общения со сверстником.

Несмотря на особенности коррекционно — развивающей работы с разными категориями детей, психологически не готовыми к игровой деятельности, качественные изменения, которые произошли с детьми, оказались напрямую связанными с развитием новообразования раннего возраста — речью.

В исследовании обнаружилось, что ситуативно-контекстное общение ребенка является той формой реализации отношений ребенка с взрослым овладение которой существенным образом связано с возможностью принятия детьми воображаемой ситуации. Согласно полученным экспериментальным данным уровень развития ситуативных форм общения позволяет детям в игровой ситуации перейти от манипуляций с предметами к игровым действиям, включить в воображаемый план не только свой прошлый опыт, но и придуманные ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни //Вопросы психологии. — М., 1996.- № 4.—С. 20−24.
  2. H.H., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец,— М., 1991.- 124 с.
  3. H.H., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте //Психологические основы формирования личности /Под ред. И. В. Дубровиной, H.H. Толстых. М.- 1996.- 322 с.
  4. Н.М., Кистяковская М. Ю., Ладыгина Н. Ф., Эйгес Н. Р. Воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н. М. Щелованова. М.: Просвещение, 1969.- 181 с.
  5. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования /Под ред. Е. Л. Бережковской, Е. Е. Кравцовой. М., 1997.- 144 с.
  6. В.Г. Ясли это серьезно. — М.: Линка-пресс, 1999.- 144 с.
  7. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. М., 1948. — 340 с.
  8. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критического периода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора псих, наук.- М., 1999.- 20 с.
  9. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  10. Ю.Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии. М., 1978.- № 4. — С.23−35.
  11. П.Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. //Вопросы психологии. М., 1976, — № 4. -С. 55−68.
  12. Болыиой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. • -М.,-2003.-672 с.
  13. Балл он А. Психическое развитие ребенка.-М.: Просвещение, 1968.-195с.
  14. Н.Ватутина Н. Д. К вопросу о привыкании детей третьего года жизни к ® условиям общественного воспитания. /Вопросы дошкольной педагогики: Iсб. науч. тр. Выпуск 3.- Челябинск, 1974. 156с. С. 45−49.
  15. Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.79 с.
  16. Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М.: Линка-Пресс, 1999.- 72 с.
  17. Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред. Л. Н Павловой.-М.: Просвещение.- 1986.- 220 с.
  18. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. /Под ред. Н. Г. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. М.: Просвещение 1987.- 197 с.
  19. Воспитание детей третьего года жизни в дошкольном учреждении//Под ред. В. Г. Нечаевой.- М.: Просвещение. 1965.- 199 с.
  20. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. /Под ред. Р. В. Тонковой -Ямпольской, Е.В. Шмидт-Кольмер, Э. М. Хабинакоковой. М.: Просвещение 1984. — 125 с.
  21. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224 с.
  22. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Журнал Психологического общества им. Л. С. Выготского М.: ООО Вера Медика,• 2000.- № 1. С 2−18.
  23. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. -М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
  24. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  25. Л.С. Мышление и речь. М: Лабиринт, 1996.- 416 с.
  26. Л.Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. //Новые исследования в психологии. М., 1978.- № 2. — С. 34−38.
  27. Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.- 160 с.
  28. Л.Н. Ранний возраст: развитие процессуальной игры //Вопросы психологии -М., 1994.- № 3.- С. 36−39.31 .Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста //Вопросы психологии М., 1993.- № 2.- С. 26−29.
  29. H.H., Юркевич B.C. О развитии познавательной потребности у дошкольников. //Новые исследования в психологии. М., 1983.- № 1. -С. 12- 17.
  30. Е.М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста. Автореферат на соискание степени канд. псих. наук. М., — 1985.- 20 с.
  31. Гаспарова Е. М. Об индивидуальных играх режиссерского типа //Дошкольное воспитание. М., 1987, — № 7.- С.45−50.
  32. Генезис сенсорных способностей. / Под ред.Л. А. Венгера, — М.: Просвещение, 1976.- 256 с.
  33. В.В. Занятия по развитию речи детей 2−4 лет. М.: Просвещение, 1993.-127 с.
  34. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия.- М.: МГУ, 1982.- 126 с.
  35. Г. В. Развивайте речь ребенка с раннего возраста. //Воспитание детей раннего возраста. Методическое пособие к программе «Кроха» Нижний Новгород, 1997. — 56 с.
  36. Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих, наук М., 1988. — 19 с.
  37. Т.В. Развитие самостоятельности как свойства личности на ранних этапах онтогенеза. //Новые исследования в психологии.- М., 1988. -№ 1.-С. 25−38.
  38. Т.В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии.- 1987.- № 5.- С. 78−85.
  39. В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии //Вопросы психологии. М., 1976.- № 4.- С.3−15.
  40. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. //Вопросы психологии. М., 1992. — № 1, № 2. — С. 22−32.
  41. В.В. Теория развивающего обучения . М.: ИНТОР, 1996. — 356 с.
  42. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов. /Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
  43. М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе //Психологическая наука и образование. М., 1997.- № 4.- С. 71−80.
  44. М.Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих, наук М., 1994.- 20 с.
  45. Дьяченко О. М Воображение дошкольника.- М., 1986. 129 с.
  46. М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста. М., 1982. — 132 с.
  47. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. — 319 с.
  48. Р.И. Игра и ее педагогическое значение.- М., 1975. 111с.52.3апорожец A.B. Избранные психологические труды в т.1. М.: Педагогика, 1986.- 320 с. 53.3апорожец A.B. Развитие произвольных движений. (Избр. психол. труды.)
  49. М.: Педагогика, — 1968.- т.2.- 430 с. 54.3апорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. — С. 19−29.
  50. P.A. Педагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни. Канд. дис. пед. наук. М., 1969.- 170 с.
  51. Игра дошкольника. /Под ред. C.JI. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-286 с.
  52. Е.И. Качества родителя и развитие речи у детей (младенческий и ранний возраст) //Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования.» М., 1996.-358 с.-С. 40−47.
  53. Ф 63. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад.//Дошкольное воспитание. М., 1998- № 4.- С.2−11.
  54. Л.А. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад (ранний и младший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание.- М, 1987.- № 9.- С.38−41.
  55. Г. О воображении детей младшего дошкольного возраста в игре. //Дошкольное воспитание. -М., 1973.-№ 12.- С.35−41.
  56. Кисленко В. Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми раннего и дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук. М., 1981. — 19 с.
  57. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни.
  58. М.: Педагогика, 1970. 115 с.
  59. Л.А. Развитие личности ребенка. //Проблемы психологии развития. Материалы международной психологической конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации». М, — 2000.-382 е.- С.134−139.
  60. Н.Ф. Педагогическое руководство формированием сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте. //Игровая деятельность в дошкольном учреждении: Межвузовский сборник научных трудов.• Ульяновск, 1989.- 110 е.- С. 3−11.
  61. Н.П. Развитие и воспитание ребенка до рождения. //Воспитание детей раннего возраста. Методическое пособие к программе «Кроха». -Нижний Новгород, 1997. 68 с.
  62. А.Д. Условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни. //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М., 1978.- 155 е.-С. 64−70.
  63. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Красноярский университет, 1994.-142 с.
  64. Кравцов Г. Г Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей. //Вопросы психологии М., 1996.-№ 6. — С. 53−64.
  65. Г. Г. Процесс учения в раннем школьном возрасте.//Журнал психологического общества имени Л. С. Выготского М.: ООО Вера Медика, 2000, № 1.-С.19−34.
  66. Ф 78. Кравцов Г. Г, Кожарина Л. А., Плашаева Е. М. Царевна Несмеяна и другие или воспитание произвольности. //Дошкольное воспитание. М., 1991. -№ 11.- С.61−65.
  67. Кравцов Г. Г, Бережковская Е. Л, Кравцова Е. Е. Психологические основы начального образования «Золотой ключик». //Психологическая наука и образование. М., 1996.- № 3.- С.44−53.
  68. Е.Е. Развитие произвольных форм общения у дошкольника со взрослыми и его значение для формирования психологической готовности к школьному обучению. //Новые исследования в психологии.- М., 1991.- № 1.ф • С. 15−24.
  69. Кравцова Е. Е. Развитие воображения. //Дошкольное воспитание. М., 1989.-№ 12.- С. 34−37.
  70. Е.Е. Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности //Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. М.: Братислава, 1989.- 176 е.- С. 67−76.
  71. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1991.- 151с.
  72. Е.Е., Нурахунова A.A., Степанова В. В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск, 1992. — 51с.
  73. Е.Е., Пуртова Т. В. Учите детей общаться. //Дошкольное воспитание. М., 1995.- № 10. — С. 89−93.
  74. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996. -196с.
  75. Е.Е. Психологические новообразования детей дошкольного возраста. //Вопросы психологии.- М., 1996.- № 6.- С.64−76.
  76. Е.Е. Развитие воображения в детском возрасте. //Журнал Психологического общества имени JI.C. Выготского. Сигнальный выпуск. -М.: ООО Вера Медика, 1999.- С.40−51.
  77. Е.Е. Нет ученья без игры //Игра и дети -М., 2003. № 1. — С. 2−4.
  78. Е.Е. Игра как средство самореализации и самоконструирования. // Журнал практического психолога: юбилейный выпуск: М., 2006. № 6. -С.52−61.
  79. Кроха: программа развития и воспитания детей до трех лет в семье. /Сост. • Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева, Т. И. Чиркова. Нижний1. Новгород, 1996.-500 с.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.303 с.
  81. А.Р. О генезисе произвольных движений //Вопросы психологии. М., 1975. № 6. — С.3−19.
  82. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Психологическая наука и образование. -М., 1996.- № 3.- С.19−31.
  83. Дж. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы. /Пер. с англ. В. Ю. Еремина. М.: Просвещение, 1991.223 с.
  84. Лисина М. И Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986.144 с.
  85. Лисина М. И Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.384 с.
  86. Ф 100. Луков Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. Автореферат на соискание ученой степени канд. псих, наук Л., 1937.
  87. А.Р. О генезисе произвольных движений. //Вопросы психологии. -М., 1957.- № 6.- С.3−19.
  88. А.Р. Язык и сознание. М.: Московский университет, 1979. — 320 с.
  89. А.Р., Юдович Ф. Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи. /Хрестоматия по педагогической психологии. М.: МГУ, 1975. — 304 с. С. 65−69.
  90. A.A. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, т 1972.- 256 с.
  91. Н.И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возраста. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук-М., 1952. 19 с.
  92. Юб.Лысюк Л. Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы • психологии, 1987.-№ 5.-С. 26−39.
  93. Мануйленко З. В. Роль игры в воспитании дошкольника. М.:Учпедгиз, 1951.-38 с.
  94. Масару Ибука После трех уже поздно. -М.: Знание, 1992.- 96 с.
  95. Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к дошкольному образовательному учреждению. //Вестник Московского университета — серия 14. Психология. М., 2003.- № 1.- С.60−67.
  96. Ю.Машканцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей начинающих посещать детский сад. //Психологическая наука и образование. -М., 1998.- № 2. С.39−48.111 .Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  97. Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве Канд. дис. пед. наук. Л., 1975.- 132 с.
  98. Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком.- М.: Просвещение, Ф 1990. 160 с.
  99. Н.Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Игра с правилами в дошкольном возрасте.-М.: Онега, 1994.- 192 с.
  100. Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизиологическими нарушениями. Канд. дис. псих. наук-М., 1999.- 19 с.
  101. Пб.Мухина B.C. Психология дошкольника /Под. ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1975.- 239 с.
  102. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, Ф отрочество М.: Академия, 1999.- 456 с.
  103. Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте. //Известия АПН РСФС 1948, вып. 14.
  104. Н.И. Исследование процесса замещения предметных действий у дошкольников //Опыт системного исследования психики ребенка- М., 1975.-С. 150−165.
  105. Н.И. Становление личности ребенка-М., 1973. -423 с.
  106. З.Д. Критерий перехода от эгоцентрической к социализированной речи у детей 1,5−3 лет: Труды Института психологии РГГУ выпуск 1 /Под ред. Е. Е. Кравцовой, В.Ф.Спиридонова-М., 2001.- 348 с. — С. 177−181.
  107. Т.С. Значение игры для формирования учебной деятельности. Журнал практического психолога .-2006 № 6 С.65−77.
  108. C.JI. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
  109. C.JI. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. //Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой М., 1978. — 155 с. — С. 4147.
  110. C.JI., Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. //Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: Просвещение, 1979. — С.38−43.
  111. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Под ред Ю. М. Горвица -М, 1998.- 328 с.
  112. Методические рекомендации /Под общ. ред. JI.H. Прохоровой. М.:АРКТИ, 2003.-68 с.
  113. JI.H. Знакомим малыша с окружающим миром.- М.: Просвещение, • 1987.-224 с.
  114. H.H. Развитие воображения в русской народной педагогике. //Вопросы психологии.- М., 1989.- № 6.- С. 69−74.
  115. Палагина Н. Н. Третий год жизни: развитие игры. //Дошкольное воспитание. -М., 1990.-№ 3. С.53−56.
  116. H.H. Развитие воображения у детей второго года жизни.//Дошкольное воспитание М., 1993.- № 6.- С. 40−46.
  117. H.H. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии, 1997.- 136 с.
  118. Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности //Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. A.B.Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966.-351 с. — С.78−92.
  119. Первые шаги. //Материалы московского городского конкурса. Модель воспитания детей раннего возраста. М.: Линка — Пресс, 2001−2002 .436 с.
  120. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. М.: Просвещение, 1970.- 109 с.
  121. МО.Петровский A.B.Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии.- М., 1987.- № 1. С.34−39.
  122. Э. Современные формы проявления госпитализации. //Некоторые проблемы общения взрослого и ребенка. Доклады Государственного Методологического Института Домов ребенка. Будапешт, 1975.
  123. H.H. Мышление дошкольника.- М.: Педагогика, 1977.- 272 с.
  124. H.H. Формирование творчества у детей дошкольного возраста. //Прикладная психология. М., 1998. — № 1.
  125. Нб.Поддъяков H.H. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии. M ., 1996.- № 4. С. 14−23.
  126. А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом черным ящиком. //Вопросы психологии. — М., 1990.- № 5.-С. 65−71.
  127. А.Н. Комбинаторное экспериментирование с различными объектами. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. М., 1991.-№ 4.- С.24−30.
  128. А.Н. Обучение дошкольников комбинаторному экспериментированию. //Вопросы психологии.- M., 1991.- № 4. С.34−41.
  129. А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения. М., 1998. 45с.
  130. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. //Вопросы психологии. М., 1994.- № 1.- С.61−69.
  131. К.Н. Кризисы психического развития как предмет психологического анализа. //Журнал Психологического общества имени Л. С. Выготского М. ЮОО Вера — Медика, 2000. -№ 1.- С.44−57.
  132. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. H.H. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987.-192 с. Ъ
  133. Проблемы преемственности и непрерывности в образовании. /Под ред. K.M. Корепановой. М., 1999. — 197 с.
  134. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990.- 264 с.
  135. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1985.- 294 с.
  136. Е.И. Занятия по развитию действий с предметами. //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /Под ред. С. Л. Новоселовой -М., 1985.- 345с.
  137. Развитие и воспитание детей от рождения до трех лет. /Под ред. Н. М. Щелованова. М.: Просвещение, 1964.
  138. Развитие ребенка. /Пер. с англ. М. С. Роговина /Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера М.: Просвещение, 1968.- 192 с.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 423 с.
  140. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.- 288 с.
  141. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., Московский университет, 1981.
  142. Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте //Известия АПН РСФСР, вып. 14.
  143. Е.О., Рошка Г. Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности на первом году жизни. //Вопросы психологии.- М., 1987.- № 3.- С. 57−64.
  144. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии.- М., 1990.- № 3.- С. 49−58.
  145. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. М ., 1994.- № 6.- С.5−15.
  146. Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России . //Психологическая наука в образовании М., 1996.- № 3.- С.94−99.
  147. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.:Академия, 2000. — 340 с.
  148. Т.М. Исследование феномена «амбивалентного» поведения у детей раннего возраста. Канд. дис. психол. наук -М., 1977, — 20 с.
  149. В.В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук. М., 1997. — 19 с.
  150. Т. Анализ развития ролевой игры. //Дошкольное воспитание.- М., 1993.-№ 2, — С. 50−54.
  151. Е.Ф. Гуляем в любое время года. //Воспитание детей раннего возраста. Методическое пособие к программе «Кроха». Нижний Новгород, 1996.- 60с.
  152. H.H. Социальная ситуация развития и проблема возраста. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991- 126 с.
  153. И.Б. Игра и взаимоотношения детей второго и третьего года жизни. //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /Под. ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1978. — 155 с. — С. 111−116.
  154. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. /Под ред. Г. А. Урунтаевой М.: Владос, 1995.- 291с.
  155. А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.- 96 с.
  156. K.P. Формирование мотивации у детей раннего возраста в предметных действиях. Канд. дис. психол. наук М., 1985. — 18 с.
  157. Ф.И. Этапы развития игры в раннем детстве. //Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. С. 3−45.
  158. Ф.И. Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. //Психология и педагогика игры дошкольника -М., 1966. С.49−56.
  159. Хювеш Эва Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации развития. //Психолог в детском саду. М., 2006. — № 1. — С. 4−24.
  160. Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 107с.
  161. Т.И. Психолог в материнской школе. Н. Новгород, 1998.- 248 с.
  162. Т.И. Психологическая служба в детском саду. Н. Новгород, 1997.-181с.
  163. Т.И., Зимина H.A. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога: учебно-методическое пособие Н.Новгород., 2001. 176 с.
  164. Д.Б. Детская психология. -М.: Учпедгиз, i960.- 328 с.
  165. Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. //Вестник МГУ. Психология.- М., 1978. № 3. — С. 25−39.
  166. Г. Б. Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. псих. наук. М., 1977.- 18 с.
  167. Г. Б. Психологическая коррекция готовности детей к обучению в школе. //Проблемы преемственности и непрерывности в образовании ипсихическом развитии детей. /Под ред. К. М. Корепановой, М., 1999. 197 с. -С. 91−119.
  168. Bowman Т (1993) The father-son project. Families in Society. The Journal of Contemporary Human Services (pp 22−27)
  169. M.l. (1989) Test of the objects polyvalence. Unpublishe Manuscript for a master degree University of Paris V.(p34−39)
  170. L., Kagan G., Kearsiey R. В., Zeiazzo R.R. (1976) The Development 0) progression of manipulative play in the first two years. Child Develohment47 232−236
  171. L.W. (1977) Changes in family roles, socialization and sex differences. Amepican Psychologist 32 644−658
  172. K. (1976) Toward the origin of dialogue. In H.R. Schaffer (Ed) St udies in mother infant interaction (pp 89−118) Londo Academic Press.
  173. Labrell F. Patteunall play with toddlers: Recreation and creation Evropean Journal of Psicholojy of Education 1996 Vol XI 43−54
  174. Langiois J.H. and Downs A.C. (1980) Mothers fathers and peer as sotialization agents of sex typed play behaviours in young children. Child Development 51 1217−1247
  175. McBride B (1990) The effects of a parent education play group program father involment in child reaming. Family Relations 3 250−256
  176. McDonald K and Parke R .D. (1986) Parent-child physitial play: The effects of sex and age of children and parents. Sex Roles 15 367−378
  177. Nicolopoulou A (1993) Play cognitive development and the social world: Piaget Vygotsky and beyond. Human Development 36 1−23
  178. Power T G (1985) Mother- and-father-infant play: a developmental analysis Child Development 56 1514−1524
  179. Pratt M W, Kerig P, Cowan P A and Cowan C. P (1988) Mothers and fathers teaching 3 yea-Olds: Authoritative parenting and adult scaffolding jf young children’s learning. Developmental Psychology 24 832−839
Заполнить форму текущей работой