Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные подходы к производственному менеджменту

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в жизненном цикле товара «производственный менеджмент» находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация… Читать ещё >

Современные подходы к производственному менеджменту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://

Современные подходы к производственному менеджменту

Введение

В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них — в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления — заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам 2003;2004 г., оживлению во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.

Для решения сложных проблем (экономических, социальных, политических, научных, технических), стоящих перед обществом, требуется организованная деятельность многих людей. Такая деятельность осуществляется в рамках искусственных формирований, называемых организационными системами. Типичные примеры организационных систем — промышленные предприятия, отрасли, народнохозяйственные комплексы. Без научной теории построения и функционирования организационных систем невозможно успешно решить задачу коренной перестройки экономики.

Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Существенно расширился круг задач, которые требуется решать и за которые нужно отвечать менеджерам предприятий.

Эти задачи охватывают не только организацию и управление персоналом (хотя это не потеряло своего значения), но и включает определение номенклатуры и объемов выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов (прежде всего, финансовых), обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности продукции и др. Чтобы управлять предприятием, менеджеры должны иметь четко обозначенные цели. Ведь далеко не каждое предприятие в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в жизненном цикле товара «производственный менеджмент» находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.

От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества менеджмента — это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке.

Определиться с понятием современного управления, выделить его тенденции, а также определить направления в современном менеджменте. Исследовать производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия.

1. Производственный менеджмент как система

1.1 Предприятие как объект производственного менеджмента Предприятие представляет собой производственную систему. С управленческой точки зрения его можно рассматривать как организацию, под которой понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий.

В производственном менеджменте в качестве субъекта управления чаще всего выступают хозяйственные руководители, многочисленные органы управления. Объекты управления — это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства в виде орудий и предметов труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. Центральным звеном производственного менеджмента является предприятие.

Перечень и характер влияния различных переменных факторов на предприятие как объект производственного менеджмента представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Влияние переменных факторов на предприятие Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в организации товары или услуги, знания или информация.

Для того чтобы производить любой экономический продукт, необходимо использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные средства. Следовательно, управление предприятием включает управление работниками, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями.

Для функционирования производства необходимо получать исходные материалы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие службы, по-современному называемые службами логистики.

Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Значит, управление предприятием включает управление качеством выпускаемого продукта, что в свою очередь требует управления технологическими процессами.

В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом, кадрами. Поэтому производственный менеджмент, действующий совместно с управлением персоналом, часто называют «искусством получать нужные вещи посредством управления людьми».

Существует много разновидностей, вариантов структур управления предприятием. Предприятие, организация обычно возглавляется директором либо президентом. В большинстве крупных предприятий есть и президент, осуществляющий стратегическое руководство, и генеральный (исполнительный) директор, занятый преимущественно оперативным управлением. Чаще всего директор имеет нескольких заместителей по отдельным направлениям деятельности предприятия, скажем, по технике и технологии (главный инженер, главный технолог), по производству, по науке, по экономике и финансам, по кадрам, по материально-техническому обеспечению, по административно-хозяйственной части.

В аппарат управления, т. е. в состав административно-управленческого персонала (АУП) входят работники самых разнообразных служб. Управленческие подразделения предприятия делятся обычно на производственные (управляющие производством) и функциональные, управляющие финансами, снабжением, сбытом, кадрами, проектно-конструкторскими и технологическими кадрами, делопроизводством, внешними экономическими связями. В структуре же предприятия выделяют отделения, цехи, участки, отделы, лаборатории, секторы и другие подразделения, каждое из которых имеет свои органы управления.

Все вышеизложенное составляет основу производственного менеджмента, является его предметом. Исходя из этого производственный менеджмент можно определить как систему форм и методов управления экономикой предприятия, направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Каждый субъект производственного менеджмента применяет, как правило, собственную технологию управления. Но в то же время в управлении экономикой предприятия существует определенная логика взаимодействия функций, обусловленная логической последовательностью процесса управления.

Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач: экономической, психофизиологической, социальной.

Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда. Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности. Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

1.2 Структура системы производственного менеджмента Структура системы производственного менеджмента (СПМ) должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.

К компонентам «входа» системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.

На «выходе» системы менеджмента — выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки.

К компонентам «обратной связи» системы менеджмента относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.

При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализировать качество «внешней среды» и «входа» и в последнюю очередь обеспечить качество «процесса» в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества «входа».

Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды. Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли.

Последние два компонента на массу прибыли оказывают влияние как напрямую (например, чем выше организационный уровень производства, тем устойчивее функционирует предприятие и больше объем продаж), так и косвенно, в перспективе (например, чем больше инвестиций будет вложено в социальное развитие коллектива, тем выше будет его профессиональный уровень, меньше потерь рабочего времени, ниже текучесть кадров и т. д., что в конечном счете положительно отразится на стабильности и качестве работы предприятия).

В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

2.1 Методическое обеспечение. Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного, федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.

2.2 Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

своевременное обеспечение потребителей предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

2.3 Информационное обеспечение системы менеджмента — одно из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация.

Коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.

Руководитель 50−90% всего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

2.4 Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные законы, постановления правительства и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Содержание функциональной подсистемы СПМ Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов:

3.1. Маркетинг — концепция ориентации любой деятельности на потребителя; первая стадия жизненного цикла объекта; первая функция производственного менеджмента. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

3.2 Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии их выполнение, определение условий и средств достижения цели. В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать.

3.3 Организация процессов. Процессы следует различать управленческие и производственные. Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

3.4 Контроль предполагает наблюдение за ходом достижения поставленных целей, проверку выполнения управленческих решений и оценку их последствий.

3.5 Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей предприятия и личных целей.

3.6 Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению параметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут регулироваться, контролироваться.

Содержание управляющей подсистемы СПМ

4.1 Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей предприятия.

4.2 Социология и психология менеджмента. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить эффективность управления персоналом.

4.3 Под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, направленных на решение проблемной ситуации. Эффективная реализация управленческих решений требует осуществления всего процесса управления, его организующей, мотивационной и контролирующей функций в особенности.

4.4 Анализ в принятии решений. В основе принятия рационального решения проблемы лежит объективный и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует в каждый период времени, а также тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем. Этот анализ протекает по этапам от начала возникновения проблемы до полного устранения и получения позитивного результата.

4.5 Прогнозирование в принятии решений. Прогнозирование как совокупность гипотез, сценариев и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Внешняя среда СПМ Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.

Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятия, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.

2. Подходы современного менеджмента менеджмент производственный управление Современный менеджмент — это специфическое направление в менеджменте по части управления производством и результатами деятельности. Выполнение такой глобальной задачи предполагает расширение сферы ответственности руководителя, которую составляют все факторы, определяющие деятельность организации, её результаты: внутренние, и внешние, подконтрольные, и полностью от нее независящие.

Основные тенденции современного менеджмента отражаются в следующих положениях:

1. Системный подход — система или объект рассматривается в качестве совокупности взаимосвязанных элементов, имеющая вход и выход, связь с внешней средой, обратную связь.

2. Комплексный подход — учёт технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и прочих направлений менеджмента, а также их взаимосвязи.

3. Интеграционный подход — исследование и усиление взаимосвязей между отдельными компонентами менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.

4. Маркетинговый подход — ориентация управляющей системы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического потенциала).

5. Нормативный подход — установление обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

6. Функциональный подход — потребность рассматривается в качестве совокупности минимальных функций по затратам на единицу полезного эффекта, которые следует выполнить для ее удовлетворения.

7. Динамический подход — объект управления рассматривается в причинно-следственных связях и соподчинении, на основе ретроспективного анализа и перспективного прогноза.

8. Воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление товара для удовлетворения потребностей конкретного сегмента с наименьшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т. п.).

9. Процессный подход — процесс управления представляет собой общую сумму всех функций, серий непрерывных взаимосвязанных действий.

10. Количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и пр.

Всеобщее управление качеством — это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQMопределяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывноеулучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшениекачества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления» .

Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее управление качеством» означает, что в данный процесс должен вовлекаться каждый сотрудник организации, слово «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ееулучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

Этапы управления качеством:

1) Разработка качества.

2) Поддержание качества.

3) Совершенствование качества.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный набор действий, направленный на достижение или поддержание определённого уровня жизнеи конкурентоспособности организации с помощью определённых механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента выступают инновация и инновационный процесс.

Профессионализация — ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой формирования данной особенности менеджмента служит развитие теории методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения.

Партисипативное управление — это управление, направленное на развитие творческой активности работника, создание условий для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечение необходимых оценочных усилий на единое коллективное действие, вовлечение сотрудников в управление организацией, решение проблем.

Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.

Влияние повышения квалификации аппарата управления на деятельностьорганизации заключается в том, что кадры, имеющие необходимый объем знаний, умений и навыков, способствуют более высокой производительности качественного труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Таким образом, воздействие переподготовки кадров на деятельностьорганизации определяется не только от количества обученных, но и от качества обучения.

Выделяют три слагаемых качества профессионального обучения: качественный состав обучаемых; качественный состав педагогических кадров; современный уровень учебно-материальной базы. Воздействуя на них, можно в определенной мере улучшать переподготовку и повышение квалификации персонала.

Большую роль играет система отбора слушателей, направляемых на переподготовку. Рекомендуется учитывать такие факторы, как возраст, личностный потенциал, степень мотивированности переподготовки, восприимчивость к обучению,вероятностьобразования вакансий и т. д.

Тщательный отбор слушателей дает возможность учить только тех, кто способен и хочет учиться, а также сформировать контингент, поддающейся повышению квалификации.

Если рассматривать ситуацию, когда руководитель повышает квалификацию, то такое обучение будет особенно эффективным при наличии у этого человека потребности в самореализации и саморазвитии. При этом важно, чтобы данная потребность сформировалась как у отдельной личности, так и в том производственном коллективе, который направляет работника на переподготовку.

Система подготовки менеджеров ведется по таким направлениям, как:

1. Менеджмент

2. Финансовый менеджмент

3. Инновационный менеджмент

4. Маркетинг

5. Логистика

6. Производственное управление

7. Связи с общественностью и реклама

8. Проектный менеджер

9. MBA и DBA

10. Менеджер по персоналу

11. Риск — менеджер

12. Менеджер по качеству.

13. Офис — менеджер

14. Государственное и муниципальное управление Организация подготовки менеджеров различного уровня ведется в ВУЗах, на курсах повышения квалификации, в средних профессиональных учреждениях.

Каждая конкретная программа подготовки специалистов ориентирована на подготовку управленцев соответствующего звена.

Заключение

В результате проведённого исследования по теме: «Современные подходы к производственному менеджменту» можно сделать ряд выводов:

1. Главной задачей производства является переработка ресурсов в готовую продукцию. Основные ресурсы включают людей и энергию, а также сырье и машины. В каждом бизнесе процесс переработки происходит по своей технологии и руководитель должен понимать, как в целом функционирует производство.

2. Производственный менеджмент имеет дело с производством и производственными системами. Составляющими цикла производственного менеджмента являются планирование, анализ, контроль. Применение методов планирования, анализа и контроля является необходимым условием для четкого функционирования производственных систем.

3. Производство — это объект управления. Производственный менеджмент предполагает разработку стратегии и тактики управления производственными структурами.

1. Вершигора Е. Е. Менеджмент/Е.Е. Вершигора.- М.: Инфра-М, 2001. с. 32−33

2. Молл Е. Г. Менеджмент: организационное поведение/Е.Г. Молл. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.

3. Вачугов Д. Д. Курс менеджмента / Д. Д. Вачугов. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — 344с.

4. Виханский О. С. Основы менеджмента/О.С. Виханский — М.: Книжный мир, 2002. — 457 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой