Повышение износостойкости поверхностей трения путем выбора рациональных режимов поверхностного пластического деформирования с наложением ультразвуковых колебаний
Одной из главных задач ученых в машиностроительной сфере является изучение закономерностей протекания технологических процессов и выявление параметров, воздействуя на которые можно интенсифицировать производство и повысить его качество. Знание этих закономерностей является основным условием рационального проектирования технологических процессов и применения электронных вычислительных машин… Читать ещё >
Содержание
- Название пункта
- Введение
- Научная новизна
- ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы обеспечения качества поверхности трения
- 1. 1. Актуальность проблемы износа поверхностей трения
- 1. 2. Существующие модели поверхностей трения и существующие способы обработки поверхностей деталей
- 1. 3. Анализ методов расчетного определения пластической деформации поверхности при ударе дроби
- 1. 4. Общие положения, характеризующие способы обработки, основанные на ППД
Повышение износостойкости поверхностей трения путем выбора рациональных режимов поверхностного пластического деформирования с наложением ультразвуковых колебаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие современного машиностроения сопровождается усложнением конструкции, как самого машиностроительного оборудования, так и его продукции: усложнением условий эксплуатации, увеличением скоростей, давлений, тепловых режимов и других факторов их эксплуатации. Как следствие этого возникает проблема снижения износа, являющегося основной причиной выхода из строя деталей машин и механизмов которая стала наиболее актуальной в современном машиностроении и смежных к нему областях [57, 59, 86, 105, 106, 108].
Среди существующих решений снижения износа поверхностей трения (применения новых материалов, конструкторских и технологических приемов и т. д.) основным является способ, основанный на получение поверхностей с заданными физическими, механическими, химическими и другими свойствами, которые могут быть получены за счет применения различных видов обработок поверхностей трения.
Известно, что изнашивание есть процесс разрушения поверхностных слоев твердого тела при механическом воздействии на него другого тела или среды. При изнашивании акт разрушения локализуется в малом объеме материала, который удаляется из зоны трения в виде частиц износа [25]. Любая рабочая поверхность не является идеально гладкой, а представляет собой переменный микрорельеф с выступами разной высоты. Поэтому любой способ обработки рабочих поверхностей предполагает уменьшение разности высот микровыступов, а также создание более постоянного микрорельефа.
Одной из главных задач ученых в машиностроительной сфере является изучение закономерностей протекания технологических процессов и выявление параметров, воздействуя на которые можно интенсифицировать производство и повысить его качество. Знание этих закономерностей является основным условием рационального проектирования технологических процессов и применения электронных вычислительных машин, обеспечивающих сокращение сроков проектирования, облегчение труда технологов и получение рациональных вариантов проектируемых технологических процессов.
Известно, что контактное взаимодействие деталей машин, определяющее их эксплуатационные свойства, зависит от качества сопрягаемых поверхностей. В большинстве случаев с поверхности начинается износ деталей зарождения усталостных трещин, коррозии и т. д. Кроме того, сопрягаемые поверхности определяют плотность неразъемных соединений и прочность посадок [54, 106].
Наличие на контактирующих поверхностях деталей машин неровностей (макроотклонения, волнистость и шероховатость) приводит к их прерывистому (дискретному) контакту. При этом, действительная (фактическая) площадь контакта, через которую передаются давления от одной детали к другой, составляет малую часть от номинальной, ограниченной внешними размерами сопрягаемых поверхностей и являющейся основой для проектно-конструкторских разработок [4, 25, 94].
Изменение физико-механических свойств поверхностного слоя при на-гружении вызывает изменение критического сближения и фактической площади контакта сопрягаемых поверхностей. Все это приводит к большим контактным деформациям поверхностных слоев и их пластическому течению, что в значительной степени определяет эксплуатационные свойства деталей машин (износостойкость, контактную жесткость, прочность посадок и т. д.) [58, 98, 99].
К числу эксплуатационных показателей, определяющих надежность работы деталей и узлов машин относятся: износостойкость, герметичность, отсутствие относительных перемещений в стыках и в узлах и т. д. Известно, что до 80% всех отказов в технике связано с износом поверхностного слоя деталей машин и механизмов [91]. Данная проблема решается главным образом повышением твердости поверхностного слоя путем цементации, азотирования, хромирования, цианирования, поверхностной закалки, лазерной обработки и т. д. [98].
Чрезмерное же увеличение твердости поверхностного слоя может привести к снижению пластичности и вязкости, что негативно сказывается на трещиностойкости. Следовательно, при выборе метода обработки наряду с повышением твердости необходимо учитывать пластичные и вязкостные свойства материала обрабатываемой поверхности, которые будут иметь оптимальные значения в конкретном эксплуатационном режиме работы [98].
Для повышения износостойкости поверхностного слоя принципиальное значение имеют характеристики микрогеометрии, структуры рабочего и прилегающего к нему слоя, физических, химических, механических свойств и, следовательно, способы обработки при которых достигаются необходимые параметры поверхности контакта. С помощью широко применяемых методов финишной обработки металлических поверхностей (шлифование, хонинго-вание, доводка) создается необходимая форма деталей с заданной точностью, но зачастую не обеспечиваются необходимые параметры поверхностного слоя. В частности, данные параметры могут быть достигнуты с помощью способов поверхностного пластического деформирования (ППД), при которых не образуется стружка, а происходит тонкое пластическое деформирование поверхностного слоя [82, 95]. В результате чего, упрочняется поверхностный слой, повышается износостойкость, стойкость к коррозионным воздействиям и т. д. Во многих случаях применением ППД удается повысить запасы прочности деталей, работающих при переменных нагрузках, в 1,5 — 3 раза и увеличить срок службы деталей в несколько раз [82].
Среди способов поверхностного пластического деформирования (ППД) перспективным представляется способ, основанный на соударение дроби и легирующего вещества по обрабатываемой поверхности под воздействием ультразвукового поля. При использовании данного способа поверхность деформируется, сглаживаются вершины микронеровностей, упрочняется поверхностный слой, увеличивается относительная опорная площадь поверхности, а также происходит закрепление частиц легирующего вещества на обрабатываемой поверхности, что также приводит к повышению ее износостойкости.
Несмотря на определенную схожесть условий, в которых происходит процесс деформирования поверхностного слоя при ударных способах 1111Д (дробеструйная, ультразвуковая, виброударная и т. д.), до сих пор не существует универсального математического аппарата, позволяющего однозначно выбрать для каждого способа наиболее рациональные режимы обработки поверхностей трения. Рассматриваемый в диссертационной работе способ ультразвуковой обработки металлических поверхностей [42, 44] не является полностью изученным, вследствие чего, в настоящее время не существует математических выражений, позволяющих с высокой достоверностью описать процесс ППД и влияние основных факторов обработки на качество обрабатываемой поверхности, как следствие, отсутствует четкая методика выбора рациональных режимов обработки.
Таким образом, возникает необходимость в разработке математической модели данного способа обработки, основанного на ППД поверхностного слоя и его насыщении легирующим веществом, а также создание методики выбора рациональных режимов обработки.
Научная новизна.
Данной диссертационной работы заключается в следующем:
1. Описан механизм закономерности изменения глубины остаточного отпечатка дроби, с учетом механических свойств поверхности трения, относительной опорной длины профиля, динамики дробинки, толщины слоя легирующего вещества, а также упругопластической деформации обрабатываемой поверхности.
2. Разработаны функциональные зависимости, устанавливающие закономерность изменения значений параметров обработки ППД (масса легирующего вещества и суммарная масса металлической дроби) в зависимости от площади обрабатываемой поверхности и внутреннего «свободного» объема рабочей камеры. Экспериментально установлено рациональное соотношение между массой металлической дроби и массой легирующего вещества.
3. На основе проведенных экспериментальных исследований установлены регрессионные зависимости, характеризующие изменение износостойкости обработанных поверхностей трения в зависимости от сочетаний и значений параметров обработки.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
В диссертационной работе были получены следующие выводы и результаты:
1. Рассмотрен механизм упругопластической деформации металлической поверхности трения в процессе ее контакта с дробинкой. Установлено выражение, позволяющее прогнозировать глубину остаточного отпечатка дробинки в зависимости от механических свойств поверхности трения, относительной опорной длины профиля, динамики дробинки, толщины слоя легирующего вещества, а также упругопластической деформации обрабатываемой поверхности.
2. Предложены зависимости, позволяющие определить опорную длину профиля с учетом возможного распределения материала в пределах базовой длины профиля. Установлены выражения, учитывающие закономерность изменения значений параметров обработки (суммарная масса дроби и масса легирующего вещества) в зависимости от площади обрабатываемой поверхности, а также «свободного» внутреннего объема рабочей камеры.
3. Проведены комплексные исследования влияния управляемых факторов обработки на триботехнические свойства поверхности трения. Определены граничные значения факторов обработки (суммарная масса дроби и масса легирующего вещества) в рамках которых происходит увеличение износостойкости поверхностей трения. Установлены рациональные режимы процесса обработки, позволяющие добиться максимальной износостойкости поверхностей деталей. Выявлено, что износостойкость поверхностей трения образцов, обработанных при наиболее рациональном режиме обработки, увеличилась в среднем на 15% по сравнению с необработанными образцами.
4. Экспериментально установлены: значение коэффициента х ~ 0,47, учитывающий вектор и модуль силы сопротивления падающей дробизначение коэффициента пропорциональности кп = 0,2- эффективная приведенная толщина слоя дисульфида молибдена {дсл = 440 мкм.) — рациональное отношение массы металлической дроби к массе легирующего вещества в условиях проведенных экспериментов составляет 5:1.
5. На основе результатов теоретического и экспериментального исследований разработана методика выбора рациональных режимов процесса обработки. Выполнен экономический расчет себестоимости единицы площади обрабатываемой поверхности.
6. Результаты данной научной работы внедрены и используются в производственной сфере: ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий», что позволило повысить износостойкость металлических поверхностей деталей и узлов, используемых в промышленном производстве.
Список литературы
- Абрамов Ю.В., Хорбенко И. Г. Ультразвуковая обработка материалов / М., Братислава: Машиностроение. Альфа, 1984. 280 с.
- Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. М.: Машиностроение, 2001. 920 с.
- Афтандиленц Е. Г., Бабаскин Ю. 3., Иванисенко Б. В. Повышение абразивной износостойкости углеродистой стали // Повышение износостойкости литых материалов: сб. науч. тр. ин-та проблем литья АН УССР. С. 42−46.
- Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Гос. изд-во физ.-математ. лит., 1963. 472 с.
- Беликов А.И., Шарапков М. А., Караулов Д. А., Оскирко К. П. Исследование упрочняющих покрытий на основе тонких пленок, содержащих слои дисульфида молибдена // Наноинженерия — 2011. № 3 — С. 55 — 59.
- Богомолов Н. И., Новикова JI. Н. К вопросу о влиянии свойств металла на износ абразива при трении // Тр. ВНИИАШ. Л.: Машиностроение, 1968. № 7. С. 88−96.
- Борисов И. В., Павлов И. А., Постников В. И. Ускоренные испытания машин на износостойкость как основа повышения их качества. М.: Изд-во стандартов, 1976. 352 с.
- Боуден Ф. П., Тейбор Д. Площадь контакта между твердыми телами // Прикладная механика и машиностроение. 1952. № 2. С. 15−21.
- Бриджмен П. Анализ размерностей. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 148 с.
- Варнелло В. В. Измерение твердости металлов. М.: Изд-во стандартов, 1965. 195 с.
- Власов В.А., Пачурин Г. В. Эксплуатационная долговечность металлоизделий после ППД // Современные наукоемкие технологии. — 2010. — № 2 -С. 28−29
- Вологин М.Ф., Калашников В. В., Нерубай М. С., Штриков Б. Л. Применение ультразвука и взрыва при обработке и сборке. Изд-во Машиностроение 2002. 264 с.
- Гайдадин А. Н., Ефремова С. А. Применение средств ЭВМ при обработке активного эксперимента / ВолгГТУ. Волгоград, 2008. 16 с.
- Гаркунов Д. Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989. 328 с.
- Гогава Л. А. Исследование влияния волнистости поверхности на контактную жесткость: автореф. канд. дис. / Грузинский политехи, ин-т. Тбилиси, 1965. с 18.
- Гогоберидзе Д. Б. Твердость и методы её измерения. М.: Гос. науч.-техн. изд-во машиностр. лит., 1952. 311 с.
- Гольцев В. П., Данилькевич М. И. Теоретические основы создания прочных и износостойких материалов // Материаловедение в машиностроении: сб. Минск: Высш. шк., 1983. С. 21−24.
- ГОСТ 11 964 — 81. Дробь чугунная и стальная техническая. Общие технические условия, 1981.
- ГОСТ 2789–73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики. М. ВНИИМС, 1973.
- Гриднев В. В., Золотницкий Н. Д., Короев Ю. И. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований. М., 1974. 44 с.
- Гусенков А. П. Методы и средства упрочнения поверхностей деталей машин. М.: Наука, 1992. 405 с.
- Давиденков Н. Н. Динамическое испытание металлов // ОНТИ, 1936. 394 с.
- Демкин Н. Б. Контактирование шероховатых поверхностей / АН СССР. М.: Изд-во «Наука», 1970. с. 186.
- Демкин Н. Б., Рыжов Э. В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981 244 с.
- Демкин Н. Б. Исследование контакта двух шероховатых поверхностей // Трения и износ, 1991. — Т.2 — № 4. — С. 229 — 232.
- Денисенко Э. Т., Калинович Д. Ф., Кузнецова JI. И. Применение износостойких покрытий в машиностроении // Вестн. машиностроения. 1988. № 2. С. 12−17.
- Дерягин Б. В. Новый закон трения и скольжения // Доклады АН СССР. 1934. Т. 3, № 93. С. 52−57.
- Джост П. Мировые достижения в области трибологии // Трение и износ. 1986. № 4. С. 592−603.
- Дроздов Ю. Н., Мудряк В. И., Дынту С. И. Обобщенные характеристики для прогнозирования изнашивания трущихся поверхностей // Трение и износ. 1997. Т. 18, № 6. С. 715−721
- Евдокимов Ю. А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа : моногр. М.: Наука, 1980. 228 с.
- Евсеев Д. Г. Формирование свойств поверхностных слоев при абразивной обработке. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 127 с.
- Ермаков С. М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. Изд. 2-ое доп. М.: Изд-во «Наука», 1975. 180 с.
- Зайцев А. К. Основы учения о трении, износе и смазке машин. М. — JI.: Машгиз, 1947. с. 256.
- Зозуля В. Д. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин / Ин-т проблем материаловедения. 2 изд., перераб. и доп. Киев: Наук, думка, 1990. 264 с.
- Зубчанинов В. Г. Основы теории упругости и пластичности. М.: Высш. шк., 1990.368 с.
- Иванова В. С., Терентьева В. Ф., Пойда В. Г. Особенности поведения поверхностного слоя металлов при различных условиях нагружения. Металлофизика. Киев: Наукова думка, 1972. С. 63−83.
- Иванова В. С. Усталость и хрупкость металлических материалов / М.: Наука, 1968. 215 с.
- Киселев Е. С. Интенсификация процессов механической обработки использованием энергии ультразвукового поля : учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. 186 с.
- Клочков Д. П. Методика выбора рациональных режимов обработки деталей с целью повышения износостойкости поверхностей // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Политемат. сер. Волгоград, 2010. Вып. 2(12). Режим доступа: www.vestnik.vgasu.ru
- Клочков Д. П. Перспективные технологии устройства теплоизоляции чердачных перекрытий // Ежегодная студенческая научно-техническая конференция ВолгГАСУ. Волгоград, 24−27 апреля 2007 г.: сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2007. С. 160−162.
- Клочков Д. П., Бурлаченко О. В. Повышение эффективности обработки поверхностей деталей применением ультразвукового поля // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер.: Прогрессивные технологии в машиностроении. 2009. Т. 8, N5. С. 8−9.
- Когаев В. П., Дроздов Ю. Н. Прочность и износостойкость деталей машин. М.: Высш. шк., 1991. 319 с. 51.- Коняхин И. Р. Дискретный контакт и его механические свойства. // Изв. Томского политехнического института, 1970. Т. 175 — С. 72 — 75.
- Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. Лит., 1984. 833 с.
- Коновалов. Е. Г., Сидоренко В. А. Чистовая и упрочняющая обработка поверхностей. Минск: Высш. шк., 1968. 364 с.
- Костецкий Б. И. Сущность явлений трения и износа в деталях машин // Трение и износ в машинах. 1951. С. 201−208.
- Костецкий Б. И. Поверхностная прочность материалов при трении. Киев.: Наукова думка, 1976. 678 с.
- Крагельский И. В., Демкин Н. В. Определение фактической площади касания // Трение и износ в машинах: XIV сб. АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1960. с 54 — 62.
- Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. 526 с.
- Крагельский И. В. О сухом трении // Вестник машиностроения. 1946. № 2−3. С. 24−28.
- Крагельский И. В. Трение покоя двух шероховатых поверхностей // Изв. АН СССР, 1948. — № 10. С. 1621 — 1625.
- Криштал М.А. Механизм диффузии в железных сплавах / М. металлургия, 1972. 400 с.
- Кудрявцев И.В. Выбор технологических параметров деформационного упрочнения ступенчатых валов./ М.: Наука, 1979. — 181 с.
- Лебедев В. А. Термодинамический критерий упрочнения деталей динамическими методами ППД // Упрочняющие технологии и покрытия. № 3 -2005. С 23−27.
- Лебедев В.А., Стрельцова И. П. Закономерности формирования и упрочнения поверхностного слоя динамическими методами ППД // Упрочняющие технологии и покрытия. № 3. — 2006. — С 56 — 60.
- Лесюк Е.А., Алехин В. П. Влияние режима ультразвуковой упрочняющей обработки на качество обрабатываемой поверхности // Вестник машиностроения № 9 2008. С 52 — 55.
- Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов и основы математико-статистической теории обработки наблюдений. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит-ры, 1958. 333 с.
- Лихтман В. И., Щукин Е. Д., Ребиндер П. А. Физико-химическая механика металлов. Адсорбционные явления в процессах деформации и разрушения металлов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 303 с.
- Лоренц В. Ф. Износ деталей сельскохозяйственных машин. М.: Маш-гиз, 1948. 100 с.
- Лукьянец В. А., Алмазова 3. И. Физические эффекты в машиностроении. М.: Машиностроение, 1993. 224 с.
- Матлин М. М., Славский Ю. И. Измерение твердости изделий из металлов и сплавов методом двойного ударного отпечатка : учеб. пособие / ВолгГТУ. Волгоград, 1994. 73 с.
- Миркин Л. И. Рентгеноструктурный анализ : справ, рук. М.: Наука. 1976. 326 с.
- Миронов В.М. Взаимодействие углерода с железом и его сплавами при ультразвуковой обработке // Физика и химия обработки материалов. 2006. № 3. С. 73−82.
- Михин Н. М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977. 220 с.
- Морозов Н. Ф., Петров Ю. В., Уткин А. А. О разрушении у вершины трещины //Физико-химическая механика материалов. 1988. № 4. С. 75−77.
- Муханов И. И. Импульсная упрочняюще-чистовая обработка деталей машин ультразвуковым инструментом. М.: Машиностроение. 1978. 44 с.
- Надаи А. Пластичность и разрушения твердых тел. М.: Изд-во «Мир», 1969. 658 с.
- Нерубай М. С. Повышение эффективности механической обработки труднообрабатываемых материалов путем применения ультразвука : автореф. дис. д-ра техн. наук / КПИ. Куйбышев, 1989. 35 с.
- Носенко В.А., Даниленко М. В. Физико-химические методы обработки материалов / учеб. пос. ВолгГТУ Волгоград. 2009. 136 с.
- Одинцов Л. Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием : справ. М.: Машиностроение, 1987. 328 с.
- Онищенко В. И. Материаловедение. Технология конструкционных материалов. Ч. II. Технология обработки конструкционных материалов / Вол-гогр. гос. с.-х. акад. Волгоград, 2006. 272 с.
- Отений Я.Н., Олыптынский С. Н. Особенности формирования глубины упрочнения при обработке деталей поверхностным пластических деформированием // Известия Волгоградского государственного технического университета № 4(30) / Волгоград, 2007. — С. 63 — 66.
- Осипенкова Г. А., Пегамник В. Ф. Повышение износостойкости деталей поверхностным пластическим деформированием с помощью ультразвуковых крутильных колебаний // Вестник машиностроения № 2 2009. С 74 — 76.
- Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление. М., 1970. Т. 2. 576 с.
- Попилов Л. Я. Справочник по электрическим и ультразвуковым методам обработки материалов. Л.: Машиностроение, 1971. 544 с.
- Пугина Л.И., Синевская М. Д. Дисульфид молибдена, его свойства и применение / АН. СССР. Ин-т проблем металловеденья. — Киев: Наука думка, 1968. 50 с.
- Работнов Ю. Н. Механика деформируемого твёрдого тела. М.: Наука, 1988.712 с.
- Решетов Д. Н. Работоспособность и надежность деталей машин. М.: Высш. шк., 1974. 206 с.
- Рид В. Т. Дислокации в кристаллах. М.: Металлургиздат, 1957. 257 с.
- Рудзит Я. И. Микрогеометрия и контактное взаимодействие поверхностей // Рига, 1975. 102 с.
- Рыжов Э. В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение эксплутационных свойств деталей машин. М.: Машиностроение, 1979. 176 с.
- Саверин М. М. Дробеструйный наклеп. Теоретические основы и практика применения. М.: Машгиз, 1955. 307 с.
- Свириденок А. И., Чижик С. А. Контактное взаимодействие гладких поверхностей // Трение и износ. 1992. № 1. С. 52−54.
- Сена Л. А. Единицы физических величин и их размерности. М.: Изд-во «Наука», 1969. 304 с.: ил.
- Серенсен С. В. Качество поверхности стальных изделий и их сопротивление усталости. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 231 с.
- Смирнов В. И. Курс высшей математики. 10-е изд. М.: Наука. 1974. T.IV. Ч. 1.336 с.
- Сорокин В. М. Основы триботехники и упрочнения поверхностей деталей машин. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. 296 с.
- Способ определения прочности сцепления двух твердых тел: а. с. 642 629 (СССР) — опубл. в Б. И. 1979. № 2. с 47 — 52.
- Способ испытания материалов на износостойкость: а. с. 1 330 513 (СССР) — опубл. в Б. И. 1987 № 30. с 15 — 18.
- Сулима А. М., Шулов В. А., Ягодкин Ю. Д. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. 240 с.
- Суслов А. Г. Качество поверхностного слоя деталей машин. М.: Машиностроение, 2000. 320 с.
- Суслов А. Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. М.: Машиностроение, 1987. 208 с.
- Ткачёв В. Н. Износ и повышение долговечности деталей машин. М.: Машиностроение, 1971. 264 с.
- Уманский Я. С. Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия / М.: Металлургия. 1982. 632 с.
- Archard J. F. Contact and Rubbing of Flat Surfaces // J. Appl. Phys. 1953. Vol. 24, N8. P. 981−988.
- Armstrong-Heloury B. Control of machines with friction. Kluwer, 1991 — P. 180.
- Bowden F. P., Tabor D. Friction and Lubrication of Solids. Oxford, 1950. p 215.
- Bowden F. P. The nature of sliding and the analysis of friction // Proc/ of Royal Society, 1939. — P. 169 — 172.
- Burwell J. Т., Strong C. D. Metallic Wear // Proc. R. Soc. 1952. N 1111, Vol. 212, Ser. A. P. 470177.
- Cocks M. The Role Of Atmospheric Oxidation in High Speed Sliding Phenomena // Trans. ASLE. 1958. Vol. 1, N 1. P. 101−111.
- Inorganic Chemistry, 3rd Ed. Pearson/Prentice Hall publisher, 2004. p. 32
- Inorganic Chemistry. New York: W. H. Freeman, 2006. p. 15 — 18.
- Kerridge M., Lancaster J. K. The Stages in a Process of Severe Metallic Wear//Proc. Roy. Soc. 1956. Vol. 236, N 1205. P. 89−95.
- Kirk D. Effects of plastics Straining on Residual induced by Shot-peening / Shot Peening: Sci., Technol., Appl.: Pap. Int Conf., Garmisch. Partenkirchen, 1987. — Oberursel, 1987. — P. 213 — 220.
- Soda N. Friction and Lubrication. Iwanami, 1954. 91 p.
- Suh N. P. The Delamination Theory of Wear // Wear. 1973. Vol. 25, N 1. P. 111−124.