Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предприятия с иностранными инвестициями и перспективы их развития: На материалах Сев. 
экон. р-на

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объем экспортных поставок в 1997 году, осуществляемый предприятиями с иностранными инвестициями Северного экономического района, составил 740 млн. долларов или 88,5% внешнеторгового оборота предприятий с иностранным вложением капитала и 15,4% в обороте по экспорту региона. Внешнеторговые связи осуществляются с фирмами 108 стран мира. В общероссийском объеме поставок за рубеж около 30% меди, 2… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Вопросы интеграции российской экономики в мировое хозяйство
    • 1. 2. Правовые основы создания и функционирования предприятий с иностранными инвестициями
  • 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СЕВЕРНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ
    • 2. 1. Экономические основы функционирования предприятий с иностранными инвестициями
    • 2. 2. Состояние и оценка внешнеэкономической деятельности Северного экономического района
    • 2. 3. Инвестиционное сотрудничество как один из путей развития деятельности предприятий с иностранными инвестициями
    • 2. 4. Анализ развития предприятий с иностранными инвестициями в Северном экономическом районе
  • 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
    • 3. 1. Совершенствование инвестиционной деятельности для развития предприятий с иностранными инвестициями
    • 3. 2. Перспективные направления развития предприятий с иностранными инвестициями

Предприятия с иностранными инвестициями и перспективы их развития: На материалах Сев. экон. р-на (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся за последние годы непростая социально-экономическая ситуация в стране подводит нас к необходимости поиска путей решения существующих проблем, выявлению и изучению новых перспективных направлений и форм деятельности. С переходом экономики России на рыночные отношения появились новые формы собственности и хозяйствования. Развивается совместное предпринимательство с участием иностранного капитала.

Инвестирование иностранного капитала в экономику России позволяет сократить дефицит внутренних капитальных вложений, привлечь в страну передовые технологии и технику, опыт хозяйствования в рыночных условиях. Предприятия с иностранными инвестициями — это одна из эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику России, прежде всего как фактор повышения конкурентоспособности отрасли и российских предприятий на мировом рынке.

Для России создание предприятий с иностранными инвестициями — это один из путей интеграции в мировое хозяйство. В течение значительного времени Россия оставалась в стороне от главных мирохозяйственных процессов, теряя свою роль на международной арене. В новых условиях, когда переход к открытой экономике стал составной частью формирования в России рыночных отношений, страна начинает преодолевать многие препятствия. Однако падение объемов производства, низкая производительность труда, недостаточное инвестирование, инфляция и другие факторы привели к снижению доли России в мировой торговле (с 3,4% в 1983 году до 1% в 1997 году).

В этих условиях предстоит решить многие проблемы органичного вхождения России в мировое сообщество, в том числе и обеспечения экономической безопасности, чему будет способствовать реализация правительственной программы «Об углублении экономической интеграции» (1995 год). Она определяет главные направления, по которым должно развиваться экономическое взаимодействие. Это — торговля, денежно-кредитные и платежно-расчетные отношения, совместная деятельность, в том числе реализация совместных инвестиционных программ, функционирование межгосударственных хозяйственных структур. При этом важно сохранять целостность национальной экономики, обеспечить выигрыш населения на повышении жизненного уровня от участия России в мирохозяйственных связях.

Основные цели и задачи создания предприятий с иностранными инвестициями заключаются в привлечении в Россию передовых технологий, прогрессивного опыта организации и управления производством, получении иностранных кредитов на льготных условиях, наполнении внутреннего рынка, увеличении запасов свободно конвертируемой валюты благодаря росту экспорта и замещению импорта. В то же время, в последние годы наблюдается некоторое противоречие: Россия стремится получить через предприятия с иностранными инвестициями доступ к современным высококачественным технологиям, но западные фирмы стараются реализовать прежде всего технологии, находящиеся на нисходящей ветви своего жизненного цикла и не приносящие прежних доходов на мировых рынках. В результате стремительный рост количества предприятий с иностранным вложением капитала, наблюдавшийся до 1995 года, закончился и в настоящее время эти предприятия испытывают множество проблем, связанных с несовершенством нормативно-законодательной базы, налоговой системы, формированием и распределением прибыли, криминогенной обстановкой в России.

Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений, поэтому изучение различных аспектов деятельности предприятий с участием иностранного капитала представляет интерес. Теоретические разработки в области внешнеэкономических связей должны использоваться в качестве долговременных, перспективных ориентиров для выхода национальной экономики на мирохозяйственную арену. Представленная работа актуальна в настоящее время, так как проблемы развития совместного предпринимательства, пути вхождения России в мировое хозяйство, ориентиры внешнеэкономической деятельности — это важные направления поиска выхода страны из кризисного состояния, а также преобразования внешнеэкономических связей в реальный источник накоплений для структурной перестройки экономики.

Большими возможностями для развития совместного предпринимательства располагает Север, в последние 10−15 лет ставший регионом, на который мировое сообщество обращает все больше внимания. Это крупнейший в мире резерв территории и ресурсов. Север занимает свыше 20 млн. кв. км с населением около 11 млн. человек, из них на Россию приходится 11 млн. кв. км и 9 млн. человекКанаду — 8 млн. кв. км и 0,6 млн. человекСША — 1,5 млн. кв. км и 0,6 млн. человек. Россия ныне самый интересный объект для изучения как в силу происшедших в ней социально-экономических изменений, так и потому, что с распадом СССР Северный регион занял 42% площади страны (в СССР — 38%).

Российский Север — крупнейшая кладовая мира. По недавним оценкам ООН стоимость балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России составляет 28 трлн. долларов, из них на Север приходится 70−80% (для сравнения: в США — 8 трлн.) [3.60.].

Чрезвычайно емкий рынок Севера, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для зарубежных инвесторов.

Практика все настойчивее ставит вопрос о форсировании внешнеэкономических исследований, в том числе о развитии совместного предпринимательства во всех сферах жизни.

Но региональные аспекты этой проблемы мало изучены.

Многие теоретические и практические вопросы исследуемой темы нашли отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых: Авдокушина Е. Ф., Барчука И. Д., Блистера В. И., Богуславского М. М., Гитман Л.Дж., Глинкина А. А., Есипова В. Е., Коробкина А. Д., Кархина Г. И., Прокушева Е. Ф., Супруновича Б. П., Стровского Л. Е., Фаминского И. П., Фишера С., Халевинской Е. Д., Шарп Уильям Ф. и ряда других исследователей.

В последнее время растет интерес предпринимателей к совместной форме сотрудничества с привлечением иностранного капитала, поэтому отечественные экономисты не оставляют без внимания вопросы развития этих предприятий, методики ведения учета, анализа, системы налогообложения, ценообразования на предприятиях с вложением иностранного капитала.

Авторами Авдокушиным Е. Ф., Коробкиным А. Д., Прокушевым Е. Ф даются базовые понятия совместной деятельности, рассматриваются проблемы эффективности инвестиций, формирование фондов на этих предприятиях. Порядок создания и организационно-правовые формы ПИИ подробно рассмотрены Есиповым Е. Д., Богуславским М. М, Халевинской Е. Д. Одни авторы исследуют общие вопросы бухгалтерского учета на предприятиях с иностранными инвестициями (Безруких П.С., Шнейдман JI.3.). Другие экономисты (Давыдов С.Б., Жук В. А., Земляниченко С.В.) останавливаются на характеристике отдельных операций совместной деятельности.

Варианты оценки деятельности иностранных фирм с применением относительных показателей, а также необходимость создания российских предприятий с иностранным вложением капитала обоснована авторами Гордеевым Г. Д., Ивановой Л. Я., Казанцевым С. К. Изучение предложенной методики позволило автору диссертационного исследования на основе произведенных аналитических расчетов разработать программу по совершенствованию деятельности предприятий с иностранными инвестициями в экстремальных условиях Крайнего Севера.

В этих же целях автором изучена, обобщена и применена в разработке программы методика анализа хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран, предложенная Зудилиным А. П., и отдельные вопросы учета, анализа финансовых активов, изложенные авторами Едроновой В. М. и Мизиковским Е.А.

Проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику, связанные с этим гарантии и страхование их, динамика и перспективы развития рассмотрены авторами Фаминским И. П., Шарп Уильям Ф.

К вопросам налогообложения в последнее время проявляют большой интерес многие российские экономисты в связи с несовершенством действующей налоговой системы и законодательной базы. Одни из них подробно рассматривают систему налогообложения совместной деятельности, в том числе участников простого товарищества (Глинкин А.А., Яковлев М.В.), другие (Оськин В.Н., Жуков В. Н., Кашин В.А.) характеризуют порядок взимания отдельных видов налогов, дают консультации по применению действующего законодательства.

Изучение экономической литературы позволяет сделать вывод об актуальности проблем, раскрытых в диссертационном исследовании.

Однако при наличии достаточно большого числа публикаций по данной теме не нашли должного освещения региональные проблемы создания и функционирования предприятий с иностранными инвестициями, а также вопросы их налогообложения, ценообразования, не выявлены все возможности притока иностранного капитала в различные отрасли экономики, не определены оптимальные формы иностранных инвестиций. Актуальными являются проблемы повышения эффективности их использования.

Актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная научная и практическая разработанность определили выбор темы, цели и содержание диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в изучении форм, методов и основных проблем работы предприятий с иностранными инвестициями, разработке перспективных направлений их развития и рекомендаций по повышению эффективности деятельности.

В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

— определены региональные особенности Северного экономического района;

— проведен анализ и дана оценка внешнеэкономической деятельности района и выявлены возможности привлечения иностранных инвестиций в целях развития совместного предпринимательства;

— определены место и роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике Северного экономического района;

— исследована деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Северном экономическом районе;

— проведено исследование механизма ценообразования на предприятиях с иностранным вложением капитала;

— отмечены недостатки налоговой системы при формировании прибыли на предприятиях с иностранными инвестициями;

— разработаны рекомендации, нацеленные на повышение эффективности функционирования предприятий с иностранными инвестициями.

Предметом исследования явились процессы создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями в условиях преодоления социально-экономического кризиса и становления рыночных отношений в Северном экономическом районе.

Объектом исследования служили предприятия с иностранными инвестициями Северного экономического района и его внешнеэкономическая деятельность.

Теоретической и методологической основой исследования явились современные концепции развития международного экономического сотрудничества, совместного предпринимательства, разработанные российскими и зарубежными учеными. Использовались официальные документы Правительства РФ: Законы РФ, Указы Президента РФрешения федеральных и местных органов: нормативные, инструктивные материалы, научные обзоры, доклады и прогнозы Министерства экономики, Минфина, Государственного Таможенного Комитета, Госкомстата России, республик Коми, Карелии и областных комитетов по статистике Архангельской, Вологодской и Мурманской областей.

В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы научных исследований: сравнительный, графический, качественных характеристик, оценок эффективности, ценовых характеристик, логического мышления, экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в углубленном анализе и изучении проблем региональных процессов создания и функционирования предприятий с иностранными инвестициями Северного экономического района, обосновании рекомендаций по совершенствованию инвестиционной деятельности, механизма ценообразования и использования прибыли предприятий с иностранными инвестициями и предложений по повышению эффективности их работы в регионе.

В ходе исследования определена значимость предприятий с иностранными инвестициями в экономике региона, предложены наиболее рациональные пути их развития в условиях становления рыночной экономики, совершенствования налогообложения, формирования и использования прибыли этими предприятиями с учетом специфики функционирования в регионе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в исследовании и доведении выводов автора до конкретных рекомендаций по совершенствованию совместного предпринимательства в Северном экономическом и других регионах России, что делает возможным их непосредственное использование в деятельности организаций и предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, в том числе и потребительской кооперации Северного и других регионов России, финансовых и страховых компаний, фондов, предприятий с участием иностранного капитала.

Основные положения и результаты диссертационной работы используются в учебном процессе при изучении курсов «Международные экономические отношения», «Внешнеэкономические связи потребительской кооперации», «Экономика совместного предпринимательства с привлечением иностранных инвестиций», а также при повышении квалификации специалистов, менеджеров предприятий и фирм.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Московского университета потребительской кооперации и Белгородской коммерческой академии (1997;1998 г. г.) и получили положительную оценку.

Сделанные автором выводы и предложения были использованы при составлении проекта Закона Мурманской области «Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления в Мурманской области», который принят областной Думой (справка об участии автора в разработке законопроекта № 530-i от 26 декабря 1997 г.).

С учетом рекомендаций автора разработана «Программа по совершенствованию внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации Мурманской области» (справка № 285 от 28 мая 1998 г), отдельные материалы используются в учебном процессе Мурманского кооперативного техникума облпотребсоюза, Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института (справки от 05.01.99 г. и 06.01.99 г.).

Разделы, посвященные анализу развития предприятий с иностранными инвестициями и роли потребительской кооперации в этом процессе были включены в отчет НИР кафедры мировой экономики и организации внешнеэкономической деятельности МУПК за 1998 год по теме «Состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности потребительской кооперации» .

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Перспективные направления развития предприятий с иностранными инвестициями в Северном экономическом районе (Материалы научно-практической конференции, Белгород 1997 г. — 0,4 п.л.).

2. Система ценообразования и цены на продукцию предприятий с иностранными инвестициями (Тезисы научной конференции по итогам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и аспирантов МУПК: — М., 1998 — 0,2 п.л.).

3. Маркетинг и совместное предпринимательство (Сборник научных статей в научно-практическом журнале «Наука и бизнес на Мурмане», № 1, 1998 -1,05 п.л.).

4. Предприятия с иностранным вложением капитала: проблемы и пути развития (Областной журнал «Политика, экономика и финансы», Мурманск, № 12, 1998;0,65 п.л.).

5. Закон — всему и всем гарантия (Областная газета «Рыбный Мурман» № 2, 1998;0,4 п.л.).

6. Каждый второй-призрак (Газета «Мурманский вестник» № 86, 1998;0,2 п.л.).

7. Маркетинг: какая польза от него для совместного предпринимательства (Газета «Рыбный Мурман» № 20, 1998 — 0,4 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы и 10 приложений. По тексту приводится 20 таблиц, 9 рисунков.

Результаты исследования свидетельствуют, что основной сферой специализации большинства предприятий с иностранными инвестициями является торговля и посредничество. Такая тенденция, по оценкам специалистов, сохранится и на перспективу: до 80% российских предприятий будут заниматься посредничеством и лишь 20% намерены открывать предприятия в производственной сфере — в добывающих отраслях и в конверсионных предприятиях [3.52]. Это способствует реализации главной цели совместного предпринимательства — получению максимально высокой прибыли, так как большой и неудовлетворенный спрос на продукты и товары народного потребления реализуется практически на бесконкурентном российском рынке.

Но на данном этапе развития иностранного инвестирования эту тенденцию нельзя рассматривать как однозначно негативную, так как посредническая деятельность ПИИ способствует насыщению российского рынка товарами первой необходимости, что само по себе является важным обстоятельством.

В будущем необходима выработка программы государственного регулирования, включающей меры стимулирования переориентации предприятий с иностранными инвестициями на производственную сферу, как это делается в восточноевропейских странах. Исследование деятельности предприятий с участием иностранного капитала в Северном экономическом районе позволяет отметить еще одну тенденцию в их развитии, которую, безусловно, следует оценивать как отрицательную. Используя несовершенство российского законодательства, некоторые ПИИ становятся по существу фиктивными, служат средством перевода иностранной валюты в западные банки, а также вывоза стратегического сырья.

Данная тенденция, на наш взгляд, требует решительных действий со стороны государства в части совершенствования законодательства, регулирующего деятельность предприятий с иностранными инвестициями на территории России.

Следует отметить, что развитие ПИИ в экономике региона происходит главным образом в форме малых и средних предприятий. Это закономерная, объективная тенденция. На данном этапе развития — это оптимальная форма, способствующая, во-первых, насыщению российского рынка товарами первой необходимости и услугами, во-вторых, играющая важную роль в становлении малого и среднего предпринимательства, как неотъемлемой структурной части рыночной экономики. Эту тенденцию следует оценивать положительно.

Для страны, находящейся в сложнейшем периоде экономического и политического развития, наиболее жизнеспособными из всех форм вложений иностранного капитала могут быть именно совместные предприятия, функционирующие как малые и фирмы средней величины.

Вместе с тем многолетний опыт развития иностранного предпринимательства в западных странах показывает, что в следующие периоды постепенно начинает развиваться инвестирование и в крупные объекты.

Следует учитывать, что вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями целесообразно размещать в тех местах, где имеется стабильная сырьевая база, причем предпочтение необходимо отдавать участнику, владеющему сырьем, что дает возможность закупать сырье по более низким ценам, а выпускаемая продукция может экспортироваться по более высоким ценам.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ.

3.1 Совершенствование инвестиционной деятельности для развития предприятий с иностранными инвестициями.

Подводя итог общей характеристике развития внешнеэкономических связей и в том числе совместного предпринимательства в Северном экономическом районе, следует подчеркнуть, что главной его чертой является продолжающееся значительное сокращение абсолютных объемов инвестиций во всех секторах экономики региона. Такое положение оказывает особо негативное влияние на экономику в целом Северного экономического района в силу ряда региональных особенностей и неблагоприятного состояния предприятий с иностранными инвестициями. Поэтому проблема инвестиций приобретает, пожалуй, самое главное значение на нынешнем этапе для успешного развития совместного предпринимательства.

Благосклонное отношение Северного региона к иностранным инвестициям объясняется тем сложным экономическим положением, в котором он находится. Факты тяжелейшего положения российского Севера общеизвестны. Наиболее яркий пример — свертывание финансирования комбината Печенганикель, разрушение широкого комплекса работ по исследованию Арктики, дестабилизация крупнейшего в мире комбината «Нерпа». В последние 6−7 лет Северный район покинуло около 10% его населения.

Только инвестиции и инновации способны дать толчок развитию экономики, осуществлять такие структурные преобразования, которые бы способствовали экономическому возрождению региона.

Проведенные автором исследования показывают, что важное значение региона как поставщика продуктов, основанных на добыче и переработке природных ресурсов, сохранится в обозримом будущем как с точки зрения потребности в таких ресурсах на внутреннем и мировом рынках, так и с точки зрения имеющихся запасов сырья.

Отсюда можно сделать вывод, что базовые предпосылки для длительного функционирования традиционных отраслей специализации в регионе существуют и важнейшим объектом инвестирования является реструктуризация отраслей горнои рыбопромышленного комплекса.

Новый технический и технологический уровни соответствующих производств, который должен быть достигнут с помощью таких инвестиций, позволит с одной стороны повысить их экономическую эффективность, с другой, уменьшить отрицательное влияние на окружающую среду. На такой основе возможна взаимная заинтересованность как инвесторов, так и населения региона.

Причем из-за большой внешней задолженности Россия нуждается именно в прямых инвестициях из-за рубежа, которые содержат не только капитал, но и современные технологии, опыт менеджмента и выход на экспортные рынки. Прямые инвестиции должны сыграть, по мнению автора, существенную роль в реконструкции производственных мощностей, что благоприятно скажется на расширении деятельности предприятий с иностранными инвестициями .

Для активного привлечения инвестиций необходимо, прежде всего, достичь урегулирования макроэкономических процессов, включая вопросы инфляции, а также стабилизации законодательных актов, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Зачастую законы не согласованы между собой и противоречат один другому.

Необходимо в ближайшее время на уровне Правительства разработать порядок привлечения как государственных, так и частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии, а также обеспечить строгий контроль за рациональным использованием инвестиций.

Кроме этого, опираясь на документы мировой практики, следует создать комплексную систему страхования инвестиций, которая бы включала не только обязательства и гарантии российского правительства (которых явно недостаточно в нестабильной политической и экономической ситуации), но и активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями тех стран, которые осуществляют капиталовложения в российскую экономику путем заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений.

Все более активное включение России в мирохозяйственные связи обусловит ее присоединение к многосторонним международно-правовым актам, специально посвященным защите иностранных инвестиций. В настоящее время Российская Федерация вошла только в одну, но, пожалуй, наиболее авторитетную систему такого рода — Конвенцию «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», заключенную в Вашингтоне еще в 1965 г.

Как свидетельствует практика, действенным и актуальным международно-правовым инструментом регулирования иностранных инвестиций служат межгосударственные договоры и соглашения об избежании двойного налогообложения. Они широко распространены в современном мире. Закономерно, что и Россия является участницей многих таких актов.

Часто она действует как правопреемник бывшего СССР, Но со временем прежние акты заменяются новыми, заключенными с Россией. Можно сказать, что начало перехода к такой замене обозначено подписанием в России в 1992 г. новых соглашений с США и Польшей.

Договоры и соглашения об избежании двойного налогообложения могут вполне учитывать конкретные потребности развития. Имеется в виду не только то, что налоги, уплачиваемые в одной стране, засчитываются при декларировании доходов в другой стране. Договоры могут устанавливать льготные критерии налогообложения. Так, по договору России с США дивиденды, получаемые в результате деятельности совместных российско-американских предприятий подпадают под льготное налогообложение при минимальных американских долях в уставном капитале предприятия.

Принимая во внимание ход структурного реформирования российской экономики, низкую инвестиционную активность, Правительством РФ принята Программа «Структурной перестройки и экономического роста в 1997;2000 годах» (1997 г.), согласно которой ожидается, что общая сумма привлеченного иностранного капитала (в форме кредитов, прямых и прочих инвестиций) предусматривается увеличить к 2000 г. с 77 трлн.руб. почти до 112 трлн., то есть на 45%, причем несмотря на острую конкуренцию, существующую на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы [1.25]. Существенно изменится и станет более благоприятной для России в ближайшие годы структура привлекаемого иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции вырастут на 68%, и их доля в общей сумме привлеченного иностранного капитала повысится почти до 50%, тогда как сумма иностранных кредитов, подлежащих возврату с процентами, уменьшится. Инвестиции будут направлены в отрасли материального производства, в том числе на реализацию инвестиционных проектов обрабатывающей промышленности, проектов на условиях соглашений о разделе продукции и концессионных договоров (табл.3.1.1).

По прогнозным оценкам, в ближайшие годы отраслевая структура иностранных инвестиций в стране должна измениться в сторону производственной сферы (до 70% всех вложений). Приоритетными направлениями станут: добыча нефти и газаконверсия оборонной промышленностисельскохозяйственное производство и рыболовствоматериально-техническое оснащение деловой инфраструктурыреализация результатов научно-технических разработок в промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования предприятий с иностранными инвестициями Северного экономического региона позволяют сделать следующие выводы.

1. Северный район занимает экономически выгодное положение. С Мурманской области начинается Северный морской путь — самая короткая дорога по морям из Западной Европы в Америку и на Дальний Восток. Наличие ледокольного флота позволяет использовать преимущество Северного морского пути для торговли со странами Азии. Ресурсы крупнейшего газоконденсатного Штокмановского месторождения оцениваются в 3 млрд. куб. м, что достаточно для нужд газовой промышленности Северо-Запада и Центральной части России на ближайшие 20−25 лет.

На кадастровом учете в регионе находятся природные ресурсы более 100 рудопроявлений. Эксплуатируются лишь 29 видов полезных ископаемых. Поэтому в регионе имеются большие возможности увеличения экспорта апатитового, железорудного, бадделеитового концентратов, редкоземельных металлов, продуктов переработки нефти, газа и продукции химико-лесного комплекса (древесины, пиломатериалов, целлюлозы).

Северный экономический район — крупнейший в мире резерв сырьевых ресурсов для топливной, горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей, рыбной отраслей, в совокупности дающих 80% промышленной продукции региона. Здесь сосредоточено более 40% топливно-энергетических ресурсов европейской части России, производится 22% деловой древесины, 25% бумаги. Удельный вес региона в общем объеме промышленной продукции страны составляет 4,5%.

Регион богат экзотической флорой и фауной, арктической природой и уникальным этническим стилем жизни коренного населения. Здесь много культурных, архитектурных и исторических памятников. Туристические фирмы предлагают путешествия по рекам и озерам региона, маршруты, связанные с рыбной ловлей и охотой, горные маршруты. Организуются круизы к Северному полюсу, островам и архипелагам Северного ледовитого океана.

Выгодное географическое положение региона и имеющиеся богатые ресурсы открывают возможность полнее использовать ресурсы для создания предприятий с иностранными инвестициями, в особенности с близлежащими странами Скандинавии.

2. Предприятия с иностранными инвестициями составляют весьма динамичную часть в российской экономике, но дают лишь 3% ВНП страны. Это приходится на 16 тыс. действующих предприятий (или 60% от зарегистрированных в РФ). В Северном экономическом районе на начало 1998 года действовало 366 предприятий с участием иностранного капитала (или 40% от числа зарегистрированных), что составляет 2,3% от количества российских ПИИ.

При наметившейся в последние 2 года тенденции снижения количества предприятий внешнеторговый оборот предприятий с иностранными инвестициями в Северном экономическом районе продолжает расти устойчивыми темпами: за последние 6 лет количество предприятий возросло на 48%, при росте оборота в 2,0 раза, что соответствует темпам роста оборота стран Скандинавии.

Основное количество предприятий с иностранными инвестициями находится в республике Карелия (32,8%) и Мурманской области (28,4%). Около 1/3 части предприятий с иностранными инвестициями действуют в промышленности, столько же в торговле и массовом питании.

На фоне сокращающейся доли России в мировой торговле удельный вес Северного экономического района во внешнеторговом обороте России возрос с 2,9% в 1992 году до 4,5% в 1997 году. Имеют место опережающие темпы роста внешнеторгового оборота региона по сравнению с данными России (в Северном экономическом районе оборот возрос в 2,5 раза за последние 6 лет, а по России — на 59,5%).

По экспортно-импортным операциям среди предприятий с иностранным вложением капитала Северного экономического района лидируют: республика Коми, Архангельская и Вологодская области (вышла на передовые позиции в связи с созданием в 1997 году крупного предприятия по производству минеральных удобрений совместно со Швейцарской фирмой). В результате внешнеторговый оборот предприятий с иностранными инвестициями экономического района в 1997 году составил 838 млн. долларов или 12,0% общего объема.

Среднесписочная численность работников в расчете на одно предприятие с иностранными инвестициями в экономическом районе в 1997 году составляла 65 человек (против 44 человек в 1996 году) — в среднем по России — 30 человек (по данным 1996 года).

Около половины всей производимой продукции предприятиями с иностранными инвестициями реализуется на внутреннем рынке экономического района.

3. Объем экспортных поставок в 1997 году, осуществляемый предприятиями с иностранными инвестициями Северного экономического района, составил 740 млн. долларов или 88,5% внешнеторгового оборота предприятий с иностранным вложением капитала и 15,4% в обороте по экспорту региона. Внешнеторговые связи осуществляются с фирмами 108 стран мира. В общероссийском объеме поставок за рубеж около 30% меди, 2% - алюминия приходится на Мурманскую область. В последние годы наблюдается снижение объемов поставок на экспорт цветных металлов и изделий из них по причине выхода из состава совместных предприятия «Расвумчорр» (Мурманская область), занимавшего до 40% в общем выпуске продукции по области. Не осваиваются экспортные ресурсы апатитового, железорудного, бадделеитового концентратов, алюминия, а также редкоземельных металлов.

На предприятия с иностранными инвестициями приходится более 2% экспорта рыбной продукции экономического района. Поставка на экспорт рыбопродукции сокращается в результате роста цен на нее по причине увеличения стоимости топлива, портовых услуг, а также сложности таможенных процедур. Зачастую эти причины приводят к тому, что суда с промысла минуют Мурманский порт и осуществляют реализацию продукции в Норвегии, что недопустимо в условиях необеспеченности спроса населения на внутреннем рынке и требует выполнения комплекса соответствующих мер.

4. Недостаточно используются в экономическом районе возможности лесопромышленного комплекса по производству изделий из древесины с участием предприятий с иностранными инвестициями. Наибольший размер валютной выручки на рубль капиталовложений обеспечивают предприятия, созданные в отраслях лесной и лесобумажной промышленности (производство пиломатериалов, фанеры, картона). Однако на экспорт реализуется значительный объем необработанного леса в условиях отмены экспортных пошлин на товары.

Представляется необходимым с целью стимулирования переработки древесины внутри региона (страны) установить повышенную экспортную пошлину на необработанный лес. В диссертации обосновывается необходимость установления экспортных пошлин и на некоторые другие товары.

5. На предприятия с иностранными инвестициями приходится лишь 8,4% импортных поставок в экономический район. Основная доля — около 30% приходится на продукты питания, в них до 40% - на мясную и рыбную продукцию. Несколько снижается в течение последних лет доля импортиоуемых машин и технологического оборудования, бытовой техники, мебели. Необходимо ориентировать АПК экономического района на увеличение собственного производства сельскохозяйственных продуктов, федеральным и региональным органам оказывать государственную поддержку его развитию, помощь в организации поставок плодов и некоторых овощей из других районов России, привлекать для этих целей потребительскую кооперацию региона. Это позволит повысить продовольственную безопасность экономического района.

В 1998 году существенно снижены импортные пошлины на отдельные виды продовольствия, что не будет способствовать поддержке отечественных производителей сельскохозяйственных продуктов.

Приоритетным направлением импорта должен стать ввоз машин и оборудования, технологий и материалов, отвечающих мировым стандартам.

В диссертации обосновывается необходимость экспертизы поступающего от инвесторов оборудования и технологических линий для предприятий с иностранными инвестициями. Целесообразно поручить ее выполнение действующей в экономическом районе Северной торгово-промышленной палате.

В отношении потребительских товаров — непременным условием ограничения их закупок является создание условий для подъема отечественного импортозамещающего производства.

6. Для успешного развития совместного предпринимательства, расширения объемов деятельности предприятий с иностранными инвестициями необходима целенаправленная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата в России. Решение проблемы привлечения иностранного капитала должно быть логическим продолжением внутриэкономической политики России и напрямую связано с проведением реформы налоговой системы, системы страхования рисков инвестора, внешнеэкономической и банковской сфер деятельности. Северный экономический район нуждается в прямых инвестициях из-за рубежа, позволяющих внедрить современные технологии, опыт менеджмента, обеспечить выход на экспортные рынки.

Иностранные инвесторы проявляют интерес к региону, но не рискуют вкладывать большие средства в промышленную переработку сырья, транспорт и инфраструктуру, поскольку недостаточно отработан механизм гарантий инвестиций. В результате реализуются краткосрочные проекты, образовательные программы, развивается торговля и связь.

Проведенное исследование показало, что спад объемов капитальных вложений значительно превзошел сокращение объемов промышленного производства. За 1991;1996 годы объем промышленного производства в целом по Северному экономическому району сократился на 40%, а объем капитальных вложений — на 86%.

Как следствие хронического недоинвестирования промышленности в последние годы нарастает моральный и физический износ основных фондов. Средний коэффициент износа в промышленности региона возрос с 46% в 1991 году до 57% в 1997 году, в то время как среднероссийский показатель в 1997 году составил 47%.

В настоящее время, по расчетам экономистов, для развития экономики Россия готова принимать ежегодно 15−20 млрд. долларов, а Северный экономический район — 5−6 млрд. долларов. Однако фактические вложения иностранного капитала как в целом по России, так и в Северном экономическом районе крайне недостаточны. Так, на 1 июля 1998 года общая сумма накопленных инвестиций в России составляет 26,8 млрд. долларов, из них на Северный экономический район приходится лишь 1,0 млрд. долларов или 3,8% от всех инвестиций страны.

Положение с притоком иностранных инвестиций не вызывает оптимизма.

После 1990 года РФ привлекла прямых инвестиций в размере 47 долларов на душу населения (КНР- 130 долларов, Польша — 326, Чили — 585 долларов). При таком положении возможна только поддержка производственного потенциала РФ на уровне простого воспроизводства.

Для активного привлечения инвестиций необходимо преодолеть инфляцию, восстановить доверие иностранных инвесторов к правительству РФ, существенно ослабленное кризисом после 17 августа 1998 года, обеспечить стабилизацию законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, устранить несогласованность и противоречия в отдельных документах, ввести государственное страхование иностранных инвестиций, пересмотреть действующую систему налогообложения, обеспечить улучшение криминогенной обстановки.

Подход государственной политики к вопросам региональной структуры иностранных инвестиций должен быть дифференцированным, что предполагает предоставление налоговых таможенных льгот иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в экономику депрессивных регионов.

Среди факторов, препятствующих активизации инвестиционного процесса со стороны нормативно-правового обеспечения, находящегося в пределах полномочий региональных органов власти, следует отметить тенденцию к установлению в Мурманской области максимальных ставок той доли налоговых платежей, которые зачисляются в региональный бюджет. Обычно главным аргументом против снижения каких-либо налоговых ставок или их дифференциации является проблема формирования доходной части бюджета.

С точки зрения долгосрочных стратегических интересов сохранение региональной налоговой политики оправдано и необходимо. Однако требуется переход к более гибкому налоговому регулированию в связи с тем, что в соседних с Мурманской областью губерниях Финляндии, Норвегии и Швеции, входящих в Баренцев регион, уровень налогообложения предпринимательского сектора после проведенных в этих странах с начала 90-х годов налоговых реформ, стал ниже, чем в Мурманской области.

В целях создания стабильного для деловой активности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного режима в Мурманской области разработан при участии автора и принят в целом областной Думой в 1998 году региональный Закон «Об инвестиционной деятельности и гарантиях ее осуществления в Мурманской области» .

7. Несмотря на обилие нормативных документов, вопросы налогообложения операций по совместной с иностранным инвестором деятельности остаются нерешенными до конца, причем некоторые положения инструкций допускают неоднозначную трактовку ответов на многие вопросы. Совсем не проработан в действующем законодательстве вопрос по учетной политике, применяемой в совместной деятельности. Отсутствие такого документа приводит к значительным штрафным санкциям, что было установлено на основе анализа деятельности ряда предприятий с иностранными инвестициями региона.

Наиболее противоречивыми являются современные трактовки формирования и использования прибыли в результате совместной деятельности предприятий. В условиях постоянно меняющихся «правил игры» на рынке капиталов инвесторы либо требуют более высокой прибыли в порядке компенсации за риск (что и закладывается при разработке бизнес-планов предприятий с иностранными инвестициями — рентабельность свыше 20%), либо воздерживаются от вложения капитала. С точки зрения американских вкладчиков капитала при работе в России минимальная прибыль должна быть на 25−40% выше, чем в Западной Европе, и на 65−75% выше, чем в США.

Для предприятий с иностранными инвестициями, функционирующих в особо тяжелых условиях, то есть в районах Крайнего Севера, предлагается ставку налога на прибыль уменьшить. При использовании передовых технологий освобождать ПИИ от уплаты некоторых налогов или уменьшить их размер. Необходимы гарантии инвесторам во внутреннем законодательстве от его частого изменения, национализации и реквизиции имущества, беспрепятственного перевода платежей в иностранной валюте.

В целях привлечения капитальных вложений инвесторов ставку налога на перевод прибыли за рубеж необходимо дифференцировать с учетом объемов капитальных вложений для стимулирования инвестиций в более крупные объекты, а также повысить заинтересованность иностранных инвесторов в осуществлении вложений в производственную сферу экономического района по примеру восточноевропейских стран.

8. В настоящее время следует полнее использовать возможности организаций потребительской кооперации для расширения внешнеэкономических связей за счет увеличения поставок на экспорт продукции собственных закупок дикорастущих ягод и грибов и производства из них джемов, варенья, соков (на мировом рынке пользуются спросом продукты, малосодержащие сахар, экологически чистые, в мелкой красочно оформленной расфасовке, с легкооткрывающимися крышками типа «евротвист»), соленых и маринованных грибов.

В последние годы в регионе наметилась тенденция снижения закупок дикорастущей продукции. Степень освоения товарных ресурсов ягод и грибов (без учета сбора населением) составляет 8−10%.

Необходимо вовлекать в оборот отходы производства и вторичное сырье, имеющиеся в республиках и областях региона, развивать сферу услуг в охотопромысловых хозяйствах, районах туризма, сотрудничество с организациями потребительской кооперации стран СНГ, Балтии, Грузии.

9. Вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями целесообразно размещать в тех местах, где имеется стабильная сырьевая база, причем преимущественное развитие в экспорте Северного экономического района должно принадлежать не только нефтеи морепродуктам, а также и древесине, пиломатериалам и изделиям из нихдикорастущей продукции (морошки, клюквы, брусники, черники), лекарственно-техническому сырью. Активнее следует использовать экзотические возможности региона для развития различных форм туризма.

10. Необходимо совершенствовать систему ценообразования. Уровень цен на рыбные товары в Норвегии ниже, чем, например, в Мурманской области, что приводит первоначально к экспорту рыбопродукции с рыбодобывающих судов, минуя российское таможенное оформление, в Норвегию, Данию, Англию в виде сырья, а затем к импорту этой, но уже переработанной продукции, в экономический район. Более высокий размер платежей, налогов, технологических затрат в российских портах по сравнению с иностранными приводит к тому, что цены на рыбопродукцию внутреннего рынка в полтора раза выше импортных.

11. В диссертации рассмотрен порядок формирования цен на товары, применяемый предприятиями с иностранными инвестициями, дана оценка практике ценообразования.

12. Развитию предприятий с иностранными инвестициями Северного экономического района в перспективе должно способствовать создание свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения и беспошлинным ввозом ряда товаров. Функционирование указанных зон обеспечит дополнительные экспортные ресурсы, расширит финансовые возможности региона, в чем заинтересованы и зарубежные партнеры.

Неоправданно долго затягивается принятие Федерального Закона РФ о свободных экономических зонах, а разработка соответствующих программ на местах продвигается медленными темпами. В регионе планируется создать несколько свободных зон, одна из них в поселке Териберка, которая удобна для захода судов и обработки рыбопродукции.

13. Наибольший интерес для дальнейшего развития Кольского полуострова представляет комплексное использование его руд и дальнейшее наращивание объемов переработки отходов производства горнометаллургических предприятий Мурманской области, расширение ассортимента выпускаемой на их основе продукции. Проведенные автором расчеты показывают, что при условии комплексного использования руд можно дополнительно получать около 12 млн. тонн нефелинового, 400−500 тыс. тонн титаномагнетитового концентратов и других товаров для внутреннего и внешнего рынков.

14. Научный и практический интерес представляет опыт работы АО «Норд-Вест Ф.К.» — совместного российско-германского предприятия, которое в течение 8 лет, работая по европейским стандартам, с экологически чистым сырьем, выпускает высококачественную сертифицированную мясную и рыбную продукцию свыше 130 наименований и поставляет ее мурманчанам, за пределы области и на экспорт в страны ЕС. АО «Норд-Вест Ф.К.» работает по новейшей австрийской технологии на высокопроизводительном оборудовании, постоянно расширяет ассортимент, улучшает качество, упаковку продукции, использует безотходную технологию.

Практическая реализация рекомендаций и предложений, содержащихся в диссертационной работе, будет, по нашему мнению, способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе для совершенствования деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. -М.: Юридическая литерату ра, 1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ, ч.1,2 -М: Проспект, 1997. -416с.
  3. Налоговый Кодекс РФ, ч.1 -М.: Акалис, 1998 г.
  4. Таможенный Кодекс РФ, М: 1993 г.
  5. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 21.07.95 г.
  6. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г.
  7. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 г.
  8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Экспресс-закон, 1993 № 31.
  9. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 4.07.91 г.
  10. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 26.06.91 г.
  11. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 г.
  12. Закон РФ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» от 13.03.95 г.
  13. Закон РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г.
  14. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. «О порядке осуществления деятельности ни территории СССР совместных хозяйствующих организаций СССР и других стран членов СЭВ».
  15. Указ Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями».
  16. Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ».
  17. Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 683 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины».
  18. Постановление Совета Министров СССР от 13.01.87 г. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместного предприятия с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
  19. Постановление Совета Министров СССР от 02.12.88 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».
  20. Постановление Совета Министров СССР о 16 мая 1989 г. № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом».
  21. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ».
  22. Инструкция «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц (Инструкция ГНС РФ от 16 июня 1995 г. № 34).
  23. Инструкция «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (Инструкция ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37).
  24. Указание ГТК России от 10 декабря 1996 г. «Об уплате таможенных платежей»
  25. Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.03.97 г. № 360).
  26. Статистические материалы и публикации
  27. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник /Госкомстат России. -М.: 1994−799с.
  28. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник сборник /Госкомстат России. -М.: Логос, 1996 -1202с.
  29. Социально-экономическое положение России. Ежемесячный журнал Госкомстата РФ, 1997, № 12.
  30. Россия в меняющемся мире. Статистический сборник. -М: ИЭА, 1997. -672с.
  31. Мир в цифрах. Статистический сборник. -М.: ФСИ, 1995. -395с.
  32. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал Госкомстата РФ. -1997.-№ 4.
  33. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций. Статистические сборники по Мурманской, Архангельской, Вологодской областям, республикам Коми и Карелия, 1991−1997г.г.
  34. Итоги развития внешнеэкономической деятельности за 1993−1996г.г. -Внешняя торговля, № 9, 1996.
  35. Внешняя торговля России в 1997 году. -Экономика и жизнь, 1998, № 7.
  36. Внешняя торговля России в 1991—1997 годах. Вопросы экономики, 1998,4.
  37. Монографии, книги, брошюры, статьи
  38. ЗЛ.Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. -196с.
  39. Е.Ф., Барчук Т. Н., Блистер В. Н., Коробкин А. Д., Сударьянто Я. П. Организация внешнеэкономических связей. М.: ЦУМК Центросоюза, 1993. -160с.
  40. М.Н., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1994. -228с.
  41. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта -М.: Финансы и статистика, 1994. -80с.: ил.
  42. Балабанов И. Т, Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? -М.: Финансы и статистика, 1995. -394с.
  43. П.С., Ивашкевич В. Б., Кондраков Н.Г1. и др. Бухгалтерский учет: Учебник. -2-е изд., перераб. И доп. -М.: Бухгалтерский учет, 1996. -576с.
  44. П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. В помощь бухгалтеру. Положение о составе затрат, комментарий. -М.: ФБК, 1996. -224с.
  45. Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху. -Пер. с англ. -М.: Дело ЛТД, 1995. -80с.
  46. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. /Пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -462с.
  47. О.Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. -М.: БЕК, 1996. ^62с.
  48. М.М., Орлов Л. Н. Законодательство России о совместных предприятиях. Комментарий. -М.: Бек, 1993. -155с.
  49. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие/ под ред. Н. Н. Ливенцева. -М.: Финансы и статистика, 1996. -160с.
  50. ЗЛЗ.Буткевич В. Г. Совместные предприятия -создание и деятельность. -Киев, 1990.-125с.
  51. ЗЛ4.Вольф В. Ф. Основы учения о товариществах и акционерных обществах.
  52. М.: Экономическая жизнь, 1996. -251с. 3.^.Внешнеэкономическая деятельность предприятия. /Под ред. Стровского Л. Е., М.: Юнити, 1996.
  53. С.И. Совместная деятельность. Договор простого товарищества. -М.: Приф, 1997.-75с.
  54. М. Создание предприятия, которое работало бы! (Предпринимательство: миф и реальность). Серия «Бизнес: просто о сложном"/Пер. с англ. Меркурьев А. И. -М.: «Филин», 1996. -328с.
  55. Л.Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. -М.: Дело, 1997. -1008с.
  56. А.А. Совместная деятельность без образования юридического лица и налоги. Взгляд налогового инспектора. -М.: 1995.
  57. А.Д., Колнекин Е. И. Иностранные инвестиции в России -законодательное регулирование. М.: АО Арго, 1993. -88с.
  58. Г. Д., Иванова Л. Я., Казанцев С. К. и др./ Под ред. проф. Стровского Л. С. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы: Учебник для вузов. -М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. —408с.
  59. Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1993. -176с.
  60. Девид Ирвин Финансовый контроль. -М.: Финансы и статистика, 1998. -252с.
  61. Н.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Курс лекций. Схемы. -М.: Нолидж. Брандес, 1998. -375с.
  62. С.И., Васильев В. В., Бичарова С. П. и др. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. -М.: Высшая школа, 1993.-383с.
  63. В.М., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов: акции, облигации, векселя. —М.: Финансы и статистика, 1995. -272с.
  64. В.Е. Международные инвестиции и международные закупки. Учебное пособие. -СПб.: ГУЭФ, 1998. -313с.
  65. В.Е., Маховикова Г. А. Ценообразование на мировом рынке. -JL: ЛФЭИ, 1991.329.3удилин А. П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий и развитых капиталистических стран: Учебное пособие. -М.: РУДН, 1995. -224с.
  66. А.Д., Блистер В. И., Казанцева Н. В., Моторина Н. К. Внешнеэкономические связи потребительской кооперации. -М.:ЦУМК Центросоюза, 1992. -147с.
  67. Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ. общ. ред. и вступит, статья Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. -736с.
  68. Ф.М. Внешнеторговые цены: закономерости ценообразования и методы ценовых расчетов. -М: Внешнеторговая деятельность, 1990.
  69. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. -М.: Прогресс, 1992.
  70. Е.Д. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. -Белгород, 1996. -208с.
  71. Практическое пособие /Под ред. Иванниковой И. А. Бизнес-план. «Экспертное бюро». -М., 1997. -112с.
  72. РайзбергБ.А. Курс экономики: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1997. -720с.
  73. К. А. Совершенствование механизма различных форм хозяйствования в потребительской кооперации. -М: МКИ, 1992. -96с.
  74. Словарь рыночной экономик. /Под ред. Алферова А. К. изд. 2-е дополненное. -М.: издательство малого научно-производственного предприятия «АКА», 1991. -256с.
  75. И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997.-256с.
  76. Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. -М.: Преспектива, 1994.-194с.
  77. Л.Е. Внешний рынок и предприятия. -М.: Финансы и статистика, 1993.-160с.
  78. .П. Международные экономические отношения. -М.: Финансовая академии при Правительстве РФ, 1995. -215с.
  79. В.Н., Жданов А. Ю. Совместное предприятие: ожидания и первые шаги. -М.: Знание, 1990. -64с.
  80. Э.А. Цены. Ценообразование. Политика. -М.: «Экмос», 1997. -224с.
  81. И.П. и др. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. -М.: Международные отношения, 1995.
  82. И.П. и др. Основы внешнеэкономических знаний. 2-е изд., переработанное и дополненное. -М.: Международные отношения, 1994. -560с.
  83. A.M. Экономика и планирование кооперативной торговли. Учебник. -2-е изд. перераб. 2 т. -М.:Экономика, 1990. -317с.
  84. Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России. -М.: АО «Финстатинформ», 1995. -108с.
  85. Р.И. и др. Международные экономические отношения: в 2-х томах. -М.: Новости, 1991. -336с.
  86. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 ч.: пер. с англ./Под ред. Вомдайцева С. В. -М.: Финансы и статистика, 1992. -384с.
  87. Шарп Уильям Ф. И др. Инвестиции: учебник для вузов: Перевод с английского. -М.: Инфра, 1998. -1027с.
  88. Шнейдман JI.3. Бухгалтерский учет на совместных предприятиях. -М.: Финансы и статистика, 1989. -78с.
  89. С.Б., Лебедева С. Л. Мировая экономика: Курс лекций. -М.: Catalaxy: Кно Рус, 1998. -196с.
  90. Шреплер Ханс-Альбрехт Международные экономические организации: Справочник. -М.: Международные отношения, 1998. —454с.
  91. Ю.А., Рожков К. Л., Рыбалкин В. Е., Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1997.-128с.
  92. З.бО.Экономика внешнеэкономических связей России /Под ред. Булатова А. С. -М.: Бек, 1995.
  93. В.Г. Холдинги как реальность нашей экономики. -Российский экономический журнал, 1994. -№ 2, с.24−29.
  94. Г. А., Котляков В. М. Север зеркало мировых и российских проблем. -США: экономика, политика, идеология, 1996, № 12, с.3−17.
  95. А.В. Финансовый бизнес и стабильность. -Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 8.
  96. Д.И., Голубева Ж. В. Совместная деятельность предприятий: опыт и проблемы. -ЭКО, 1996, № 8, с128−131.
  97. .В. Учет налогообложение совместной деятельности предприятий. -ЭКО, 1996, № 12, е. 7−20.
  98. А.А. Налогообложение участников простого товарищества совместной деятельности. -Аудит и налогообложение, 1996, № 5/200.
  99. В.М. Инвестиционный этап развития российской экономики. -Юридический бюллетень предпринимателя, 1997, № 8,с. 17−20.
  100. В.М. Формирование российского внешнеторгового режима в период перехода к рынку. -Внешнеэкономический бюллетень, 1997, № 1.
  101. В.М. Внешнеэкономические ориентиры российских предпринимателей. -Внешняя торговля, 1995, № 5, с. 16−18.
  102. С.Б., Жук В.А. Учет совместной деятельности и новое гражданское законодательство. -Бухгалтерский учет, 1996, № 12.
  103. Е., Чивилева О. «Белые пятна» в договоре о совместной деятельности. -Экономика и жизнь, 1994, № 7.
  104. В.А. Налоги и их роль в регулировании внешнеэкономических связей России. -Финансы, 1996, № 1 1, с. 21 -25.
  105. Т.В. «Темные лошадки» в Баренц-регионе. -Вечерний Мурманск, 1996, 17 января.
  106. В. Инвестиционная деятельность в странах содружества. -Экономист, 1997, № 4, с.77−79.
  107. В.Н., Николаев А. В. Значение государственных корпораций для российской экономики. -Вопросы экономики, 1993, № 4, с. 116−124.
  108. В.И. Контроль налогообложения доходов иностранных юридических лиц. -Консультант, 1998, № 3, с.38−41.
  109. Д.В., Маласуев А. И. Предприятие с иностранными инвестициями: оплата участия нерезидента. -Экономика и жизнь, 1997, № 35.
  110. Л.И. Портовики надежды не теряют. -Рыбный Мурман, 1998, № 48.
  111. А.В. Совместное предпринимательство: что тормозит его развитие. -Экономика и жизнь, 1994, № 7.
  112. .И. Представительство инофирмы в России: регистрация и требования налогового законодательства. -Экономика и жизнь, 1994, № 21.
  113. В.Е., Щербанин Ю. А. Внешнеторговые и внутренние цены и индексы цен на важнейшие товары и услуги. -Внешнеэкономический бюллетень, 1997, № 7.
  114. В.А. Федеральный закон о регулировании внешней торговли России. -Международный бизнес России, 1997, № 3, с.23−25.
  115. Савин В. А О государственных гарантиях защиты иностранных инвестиций в России. Внешнеэкономический бюллетень, 1997, № 11.
  116. В.А. Внешнеэкономические связи и конкурентоспособность экономики России. -Международный бизнес России, 1997, № 4,5, с.3−13.
  117. Л.В. Все об иностранных инвестициях в России. -Международный бизнес России, 1996, № 4, с.36−40.
  118. В.В. Управленческий учет на совместных предприятиях. -Бухгалтерский учет, 1991, № 6, с.11−16.
  119. В.А. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли. -Внешнеэкономический бюллетень. 1997, № 12.
  120. В.Н. Не мил рыбакам родной порт. -Вечерний Мурманск, 1998, № 120.
  121. Е.Д. Отвечает ли инвестиционная политика национальным интересам России? -Вестник РАН, 1995, № 3.
  122. С.В. Ориентиры внешней торговли. -Сегодня, 1996, № 32.
  123. С.Г. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов. -Мироваяэкономика и международные отношения, 1997, № 3.
  124. В.Г. Что происходит с ценами. -Экономика и жизнь, 1997, № 30.
Заполнить форму текущей работой