Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти в современной России
Блудова А. Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: на материале региональных периодических печатных изданий: Дис. канд. пол. наук. — СПб., 2008. рассматриваются в комплексе, глубоко изучены только отдельные фрагменты исследуемой темы. В политологической научной литературе пока относительно слабо и недостаточно отражены следующие… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические аспекты взаимосвязи легитимности власти и имиджа политического лидера в политической науке
- 1. 1. Политическая наука о факторах легитимности политической власти
- 1. 2. Современные политологические представления о влиянии имиджа политического лидера на легитимность политической власти
- Глава 2. Моделирование имиджа политического лидера как фактора легитимности политической власти
- 2. 1. Легитимирующие характеристики имиджа политического лидера как моделируемого объекта
- 2. 2. Структурные компоненты легитимирующей модели имиджа политического лидера
- Глава 3. Взаимосвязь изменений в имидже политического лидера с уровнем легитимности политической власти
Имидж политического лидера как фактор легитимации политической власти в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Последние два десятилетия российское общество переживает постоянную трансформацию общественных отношений. Это одновременный, разнонаправленный и всеохватывающий процесс, одним из векторов которого является демократический транзит политической системы. Происходят изменения подходов политических лидеров страны к основаниям и источникам политической власти. Уходят в прошлое одни факторы легитимации власти, им на смену приходят другие. В условиях постепенной демократизации политического режима политики-профессионалы нашей страны все большее внимание начинают уделять формированию своего позитивного имиджа. Приходит все большее понимание того, что в новых условиях возрастает роль имиджа политического лидера как фактора легитимации политической власти.
Процесс формирования имиджа политического лидера как фактора легитимации политической власти всегда был и остается сложным, неоднозначным и изменчивым, что существенно затрудняет его анализ. Тем не менее, необходим постоянный мониторинг содержания протекающих в стране процессов легитимации власти, поскольку от их качества зависит благополучие всего общества.
Постановка вопроса о соотнесенности формирования имиджа политического лидера и легитимации политической власти в современном российском обществе приобретает особую актуальность в силу ряда причин:
Во-первых, в политическом сознании' и политической деятельности народов все большей части государств мирового сообщества происходит снижение привлекательности и значимости насилиякак источника и основания политической власти. Эта проблема особенно актуальна и для политических лидеров современного Российского государства, т.к. опора на традиционные и харизматические основания легитимности власти в политической культуре населяющих его народов постепенно уступает место формирующимся элементам рационально-легального ее обеспечения. Этот вид основания легитимности предполагает в качестве важнейшего компонента позитивный имидж политических лидеров. Должного исторического опыта в деятельности по формированию позитивного имиджа политического лидера как фактора легитимации его власти у политической элиты нашей страны еще нет, что делает весьма актуальным научно-теоретическое осмысление данной проблемы.
Во-вторых, на протяжении последних нескольких лет политическими технологами предпринималось немало попыток создания модели позитивного, с точки зрения повышения легитимности власти, имиджа политического лидера: выявлялись и тиражировались харизматические качества, делался упор на профессиональные навыки и авторитет, акцентировалось уважение к традициям. Для формирования позитивного имиджа российских политических лидеров использовался западный опыт опоры на поддержку авторитетных в обществе людей и пр. Но все это проводилось фрагментарно, ситуативно, без опоры на научные разработки и рекомендации. Поскольку каждая страна уникальна по своей политической культуре, необходим поиск наиболее оптимальной, подходящей именно для России, модели формирования позитивного имиджа политических лидеров, гарантирующей неуклонное повышение или, по крайней мере, стабильность легитимности их власти. Поэтому именно в данный момент так актуальны научные исследования предлагаемой проблематики.
В-третьих, особенно актуализирует этот круг вопросов то состояние общесистемного кризиса, в котором находится большинство развитых стран мира и который, к сожалению, не обошел и Россию. В условиях ограничения всех видов властных ресурсов, сужения поля маневра на политическом пространстве на первый план в качестве практически неисчерпаемого ресурса сохранения и повышения легитимности власти политические лидеров выступает поиск все новых возможностей для создания и поддержания их позитивных имиджей.
В-четвертых, превращение Российской Федерации во все более значимый фактор мировой политики повышает значимость легитимации власти политических лидеров не только во внутриполитической жизни страны, но и на международной арене. Это расширяет масштабы значимости данной научной проблемы, придавая ей внешнеполитический аспект и тем самым делая ее еще более актуальной.
В-пятых, в последние годы происходят все новые и новые позитивные изменения в применении политических технологий формирования имиджа носителей политической власти, расширяющие практические возможности имиджмейкеров, новые технологии имиджмейкерства нуждаются в теоретическом осмыслении и научной оценке их значимости, что также актуализирует обращение к исследуемой проблеме.
В-шестых, исследование проблемы легитимации политической власти посредством формирования позитивного имиджа позволяет увидеть новые возможности влияния на политическое сознание и политическое поведение членов общества, в особенности, на сознание и поведение электората, а это имеет непреходящую актуальность и практическую значимость.
Наконец, в-седьмых, особую актуальность приобретает концептуализация проблема взаимосвязи формирования имиджа политического лидера и легитимности политической власти в условиях кризиса очередной «догоняющей» модернизации, которую переживает российское общество. Попытки «ускорить» политическое развитие, сопровождаемое естественным кризисом традиционных практик легитимации политической власти, неизбежно актуализирует познавательный и практический интерес к имеющемуся в политической науке концепту легитимности, возможностям и перспективам совместимости его потенциала с когнитивно-оценочными схемами, характерными для ментальных структур современной российской политики.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты легитимации политической власти в России изучаются относительно недавно. По мнению советской правящей элиты, такой проблемы для страны не существовало, поскольку легитимность политического режима, начиная с 1917 года, не подвергалась сомнению. Только в период перестройки отечественная наука обратила внимание на данную проблему. За рамками научных исследований долгое время оставались и вопросы ненасильственного укрепления политической власти в условиях реформирования государства и общества по причине застоя, в котором пребывала страна.
Основы философского осмысления феномена политической власти, путей ее завоевания и удержания были заложены рядом мыслителей прошлого: Платоном, Аристотелем, Н. Макиавелли, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, К. Марксом, М. Вебером, В. И. Лениным1 и др., в разное время и в различных аспектах разрабатывавших эту проблематику.
Особое место в традиционном российском толковании природы власти, ее генезиса, функций и места в политической системе занимают труды представителей российской обществоведческой школы, и, прежде всего, Н. А. Бердяева и Б. Н. Чичерина.2 Большое влияние на диссертационную работу оказали идеи И. А. Ильина, касающиеся аксиом.
1 См.: Платон. ГосударствоЗаконыПолитик. — М.: Мысль, 1998; Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. — Минск: Литература, 1998; Макиавелли Н. Государь. — М.: ЭксмоХарьков: Фолио, 2006; Дж. Локк. О государстве. — СПб: П. П. Сойкин, ценз., 1902; Монтеське Ш. Л. О духе законов. — СПб: Л. Ф. Пантелеев, 1900; Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре: Трактаты. -М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 1998; Маркс К. Капитал. — М.: ACT, 2009; Вебер М. Избранное. Образ общества. -Mi: Юрист, 1994; Ленин В'.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. -М.: Политиздат, 1989.
2 См.: Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. -, М.: Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 1999; Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб.: Издательство РХГА, 2005.
3 Ильин И. А. Теория права и государства. — М.: Зерцало, 2008. эффективности власти, и также моральной силы власти как основы ее легитимности.
Существенным теоретико-методическим подспорьем для данного исследования стали концепции легитимности политической власти М. Вебера, Д. Истона, С. Липсета, П. Бурдье, теория распределения власти Р. Даля, а также идеи Э. Тоффлера о возрастании значения информационных ресурсов для утверждения власти по сравнению с силовыми.1.
Серьезную помощь в изучении взаимоотношений власти и общества, в понимании специфики политического оказали научные труды таких политологов как Е. Вятр, Ж. М. Денкэн, М. Доган, А. Де Токвиль, П. Шаран, К. Шмитт.2.
Богатый материал для размышления о характерных особенностях и способах повышения легитимности власти на протяжении всего существования Российского государства дают работы историков Дж. Боффа, Н. Верта, Э. X. Карра, В. О: Ключевского, Т. П. Коржихиной, государствоведов Г. В. Атаманчука, В. Н. Лексина, М. А. Сукиасяна и др.3.
1 Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994; Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М.: Мысль, 1997. — Т.2. — С. 630−642- Липсет С. М. Политическая социология // Американская социология сегодня: перспективы, проблемы, методы. — М.: Прогресс, 1972. — С. 203−219- Бурдье П. Социология политики. — М.: Socio-Logos, 1993; Даль Р. Демократия и ее критики. — М.: РОССПЭН, 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. — М.: ACT, 2003; Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. — М.: ИНИОН, 1991.
2 См.: Вятр Е. Типология политических режимов. — Таллин, 1990; Денкэн Ж. М. Политическая наука. — М.: Изд-во МН ЭПУ, 1993; Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. -1994. — № 6. — С. 147−162- Токвиль А. Де. Старый порядок и революция. — М.: Моск. филос. фонд, 1997; Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х т. / Пер. с англ. — М.: Луч, 1992; Шмитт К. Политическая теология. — М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 2000.
3 См.: Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х томах. Т. 1. — М.: Международные отношения, 1994; Верт Н. История советского государства, 1900;1991; М.: Весь Мир, 1997; Карр Э. X. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917;1929. — М.: Интер — Версо, 1990; Ключевский В. О. История.
Представления автора об имиджевой базе политической власти и идеализации образов политических лидеров, а таюке о развитии легальной демократической легитимности были сформированы на базе научных работ М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ю. Хабермаса, основное внимание в которых было уделено онтологическим признакам легитимации власти.1.
Проблемой легитимности власти также занимались О’Доннел Г., Шмиттер Ф., Лейпхарт А., Растоу Д. А., Хантингтон С. П. Однако их работы касались переломных процессов и особенностей легитимности власти при смене политической системы управления, поэтому в данной диссертационной работе они были использованы незначительно.2.
В историческом аспекте существенный вклад в развитие теоретических представлений о природе имиджа политика внесли представители социально-психологической школы Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и многие другие.3.
России. — М.: ACT: Астрель, 2002; Коржихина Т. П. История российской государственности. — М.: Интерпракс, 1995; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М.: ОМЕГА-Л, 2009; Лексин В. Н. Новые проблемы российских городов. — М.: УРСС, 1999; Сукиасян М. А. Перестройка первичных партийных организаций по производственному признаку в период развернутого наступления социализма по всему фронту (1929;1934 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. — Саратов, 1985; ,.
1 См.: Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991; Хабермас Ю. Политические работы. — М.: Праксис, 2005. j.
2 См.: О’Доннел Г. Делегативная демократия // Пределы власти. — 1994. — № 23. — С. 52−69- Шмиттер Ф. Перевод из Journal of Democracy. — Summer 1991. Volume 2. Number 3. — P. 75−88- Lijphart A. Consociational Theory. Problems and Prospects. A Reply / Comparative Politics. — 1981. April. — P. 355−360- Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование, f-М.: Аспект Пресс, 1997; Растоу Д. А. Переходы к демократии: попытка-динамической модели // Полис. — 1996. — № 5. — С. 5−15- Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003.
3 Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995; Лебон Г. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995; Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1989р~Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб.: Азбука, 2001.
Среди отечественных исследователей теоретическим анализом имиджа политика занимался целый ряд известных авторов, следует особо отметить труды Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, И. С. Кона, JI. Я. Гозмана, Г. Г. Дилигенского, Е. В. Егоровой-Гантман, В. М. Шепеля, Е. Б. Шестопал, ряд коллективных исследований по политической психологии.1.
В наши дни имидж привлекает пристальное внимание исследователей в различных отраслях, стремящихся изучать его как феномен, структуру принципов его построения, методологию актуализации. В исследовании политического имиджа, подходов и методик его изучения уже сложилась значительная литературная база как на Западе, 2 так и в современной.
Андреева Г. М. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Изд-во Ин~ та социологии, 1998; Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М.: МПСИВоронеж: МОДЭК, 1999; Асмолов А. Г. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997; Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984; Кон И. С. Социологическая психология. — М.: МПСИВоронеж: МОДЭК, 1999; Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М.: ИНФРА-М, 2002; Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая шк., 1996; Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. — М.: РГБ, 2007; Егорова-Гантман Е. В. Психологические методики исследования личности политических лидеров капиталистических государств. — М.: АН СССР, Ин-т США и Канады, 1988; Как делать имидж политика / Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И. Е., Косолапова Ю. Н. и др. // Психология политического консультирования. — М.: Николо-Медиа, 2002; Коммуникационный менеджмент / Под ред. В. М. Шепеля. — М.: Гардарики, 2004; Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005; Шепель В. М. Школа менеджмента. — М.: НОУ ИСОМ, 2005; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х. — М.: РОССПЭН, 2000; Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М.: ИНФРА-М, 2002; Шестопал Е. Б. Образы власти в, постсоветской России. -М.: Алетейа, 2004.
2 См., например: Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. и др: — М.: Еврознак, 2004; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995; Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? / Пер. с англ. — М.: Новости, 1990; Браун Л. Имидж — путь к успеху / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001; Голдмэн С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. — 1990. — № 10. — С. 35−38- российской научной традиции.1.
Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис. -1993. — № 4. — С. 143−138- Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. -М.: Флинта, 2000; Дженда К., Бери Дж., Голдмэн Дж. Проблемы демократии. Форма правления в Америке // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993. — С. 26−36- Мехлер Г. Власть и магия PR / Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2004; Мэрфи Р. Технология избирательных кампаний в США // Политические исследования. — 1991. — № 3. — С. 125−137- Наполитан Дж. 100 советов по организации избирательной кампании. — М.: Арктур, 1993; Стил JL 365 имиджей на каждый день. — М.: РИПОЛ Классик, 2002; Плассер Фриц, Плассер Гунда. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта. — М.: Вэйл, 2005; Шарп Д. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. — М.: Новое издательство, 2005. Швертель М. Я выигрываю выборы / Пер. с нем. — М.: Европа, 2006.
1 См.: Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков / Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., КосолаповаЮ. и др. — М.: Знание, 1994; Галумов Э. А. Имидж против имиджа. — М.: Известия, 2005; Гордеева О. И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993. — С. 158−171- Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама. — М., Аспект-Пресс, 2005; Гришин Н. В. Основы проведения избирательных кампаний. — М.: РИП-Холдинг, 2003; Жмыриков А. Н. Психология политического лидерства в современной России. — Н. Новгород: Нижегор. гуманитар, центр, 1996; Зотова З. М. Избирательная кампания: технологии, организации и проведение. — М.: Рос. центр избирательных технологий, 1995; Зотова З. М. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. — М.: Знание, 1994; Кузин Ф. Современный имидж делового человека, бизнесмена и политика. — М.: Ось-89, 2003; Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: Русская панорама, 2008; Миронов А. С. Раздувай и властвуй. — М.: Добросвет, 2001; Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. — М.: РОССПЭН, 2000; Санаев А. Выборы в России. Как это делается. — М'.: Ось-89, 2005; Скрипкина Ж. Б. Избирательные системы и технологии. — М.: ВЗФЭИ, 2005; Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы. — М.: Университет, 1999; Чередниченко В. А. Социология избирательных кампаний. — М.: 0ргсервис-2000, 2003; Почепцов Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов. — Киев: АДЕФ-Украина 1997; Почепцов Г. Г. Психологические войны. — М.: Омега-Л, 2008; Паблик рилейшнз для профессионалов. — Киев: Ваклер, 2005.
Из последних работ по исследуемой проблеме необходимо особенно выделить диссертацию Уфимцева А. В.1 в которой подробно рассмотрены различные факторы легитимации политической власти, однако среди них имидж политического лидера в качестве основания легитимности политической власти не представлен. Также из числа современных работ по данной теме представляют определенный научный интерес диссертационные исследования Отц Е. В., 2 Костенко С. А., 3 Мякотиной О. В.4 и Блудовой А. Г. 5 В них глубоко изучены вопросы влияния имиджа политического лидера на электорат, рассмотрены тенденции становления и изменения имиджа, однако проблема взаимосвязи легитимности политической власти с имиджем политического лидера в них не затрагивается.
Приведенный в научно-теоретических исследованиях фактический материал, многоплановость взглядов и оценок помогли автору сформировать собственный взгляд на особенности функционирования и формирования имиджа политических лидеров в России в различные периоды ее истории. На богатом материале, представленном в научной литературе, можно проследить эффективность тех усилий, которые прилагает власть для того, чтобы выглядеть демократической и идеальной.
Однако научные знания по поставленной в данном диссертационном исследовании проблеме не имеют системного характера и не.
1 Уфимцев А. В. Особенности легитимации политической власти в современной России: Дис. канд. пол. наук. — М.: МГУ, 2008.
2 Отц Е. В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората: Дис.. канд. психол. наук.-М., 2005.
3 Костенко С. А. Имидж современного политика в условиях трансформации оссийского общества: Дис. канд. пол. наук. — Ставрополь, 2006. Мякотина О. В: Имидж политического лидера: тенденции становления, и изменения: Дис. канд. пол. наук. — М., 2008.
5 Блудова А. Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: на материале региональных периодических печатных изданий: Дис.. канд. пол. наук. — СПб., 2008. рассматриваются в комплексе, глубоко изучены только отдельные фрагменты исследуемой темы. В политологической научной литературе пока относительно слабо и недостаточно отражены следующие вопросы: взаимосвязь процесса формирования имиджа политического лидера с уровнем легитимности политической властивопрос обоснования имиджа политического лидера как динамической моделируемой системы, с определенным набором структурных характеристик, легитимирующей политическую властьпроблема конструирования и интеграции имиджа политического лидера, легитимирующего политическую власть в современной России, устойчивого к внешним негативным и дестабилизирующим воздействиям и другие. Политологическому исследованию данных проблем и посвящена данная диссертация.
Несмотря на то, что и в зарубежной, и в отечественной литературе большое внимание уделяется исследованию роли личности политика, анализу механизмов взаимодействия личности политика и общества, работ, посвященных непосредственно теоретическим проблемам формирования имиджа политиков, еще мало. Сложившейся и общепризнанной теории формирования позитивного имиджа политического лидера как фактора легитимности власти пока не существует. Ее создание остается актуальной задачей исследователей различных аспектов имиджа в рамках политической науки.
Гипотеза исследования. Автор исходит из предположения о том, что значение имиджа политического лидера как фактора легитимности политической власти постоянно возрастает, манипулятивные ресурсы СМИ создают новые возможности создания и использования оптимальной модели имиджа политического лидера для стабилизации и повышения легитимности политической власти, и для ее адаптации к постоянно меняющимся требованиям массового сознания. Автор предполагает, что в результате изменения внешних факторов, роли и функций СМИ сформированные модели имиджей российских политических лидеров претерпевают изменения, постепенно трансформируясь в качественно новые, адекватные потребностям демократического политического режима. Легитимность политической власти и устойчивость положительного образа становятся взаимосвязанными ресурсами политического лидера. Учитывая изложенное, автор предполагает, что существует возможность построения имиджевой модели легитимации политической власти посредством формирования позитивного имиджа политического лидера, оптимальной для современной России.
Объектом исследования является многоуровневый и многоплановый процесс легитимации власти в современном российском обществе.
Предметом настоящего исследования выступает политологический анализ функциональной взаимосвязи и взаимозависимости имиджа политического лидера и легитимности политической власти.
Целью диссертационного исследования выступает политологическое обоснование и факторный анализ функциональной взаимосвязи и взаимозависимости имиджа политического лидера и легитимности политической власти в современной России.
Эта цель достигается решением следующих основных задач:
— систематизация сложившихся в политической науке теоретико-методологических идей о месте и роли основных факторов легитимности политической власти;
— анализ современных политологических представлений о влиянии имиджа политического лидера на легитимность политической власти;
— теоретическое обоснование наиболее оптимальных принципов моделирования имиджа политического лидера как легитимирующего фактора политической власти;
— выявление основных структурных характеристик легитимирующей политическую власть модели имиджа политического лидера;
— построение концептуальной схемы решения проблемы интеграции модели имиджа политического лидера в противоречивых условиях легитимации политической власти в современной России;
— анализ возможностей и ограничений использования имиджевой модели легитимации политической власти в современной России.
Источниковую базу диссертации составили научные труды философов, политологов, социологов, педагогов и психологов по вопросам легитимности власти и имиджа политических лидеровисторические документыэнциклопедическая и справочная литературадиссертации и монографии по проблемам формирования положительного образа политических лидеров, политическому лидерству и проблемам поддержки населением политической властипрограммы основных политических партий в части осуществления народовластия, материалы научных конференций, публикации в научной и периодической печатиофициальные Интернет-ресурсы политических и общественных организаций по практике легитимации политической власти с помощью различных инструментов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальная общенаучная методология, концептуальные положения политологии, философии, социологии, теории управления, выводы исследований отечественных и зарубежных ученых по факторам, обеспечивающим повышение и стабилизацию уровня легитимности власти политического лидера. В ходе решения научной задачи использован понятийно-категориальный аппарат общих основ политологии, философии, социологии, психологии, теории управления. В исследовании применен междисциплинарный подход, но доминирующим является политологический факторный анализ.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы применялась комплексная методика исследования, включающая две группы методов: эмпирические и теоретические.
Теоретико-методологической основой диссертации также является общетеоретическое отражение в отечественной и зарубежной политической науке процессов легитимации власти политических лидеров посредством формирования позитивного имиджасовокупность политологических законов, категорий и принципов, используемых в исследовании для доказательства поставленных задачряд теоретических выводов и практических рекомендаций исследователей взаимодействия политики и имиджа применительно к легитимациионтологические, гносеологические, аксиологические и правовые положения, использованные автором в качестве исходных для анализа формирования позитивного имиджа политического лидера в современном российском обществеиные теоретические положения, сыгравшие роль непосредственной методологии анализа конкретных имиджево-легитимационных процессов.
Решение этой задачи выполнялось посредством комплексного методологического подхода. Несмотря на то, что в основе анализа лежали подходы системной и структурно-функциональной методологии, в целях более широкого освещения таких проблем легитимации власти, как: высокое значение личностного фактора, психологическое соответствие власти представлениям населения, ценностные основы легитимности, — был использован инструментарий сравнительно-исторических, культурологических и психологических методов. Помимо этого активно привлекались результаты социологических исследований, касающихся взаимоотношений власти и общества. Многогранность и сложность феномена политической легитимации, невозможность его редуцирования только к одному методологическому направлению, требуют комплексного подхода, основанного на сочетании системных, институциональных, исторических, цивилизационных методов.
Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати России и ряда европейских странотечественные передачи телевиденияи радиоматериалы различного рода совещаний, конференций и круглых столов по вопросам изучения особенностей формирования имиджа политического лидера как фактора легитимности политической власти в современных условияхданные конкретных социологических исследований (ВЦИОМ, Левада-Центр).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
— достигнуто научное приращение знаний в отношении понятия «имидж политического лидера» в аспекте его формирования как фактора повышения и стабилизации легитимности политической властиобосновано существование факторной взаимосвязи и взаимозависимости легитимности политической власти и имиджа политического лидерапредложены новые элементы политической технологии моделирования имиджа политического лидера как фактора повышения легитимности политической власти;
— сформулирован авторский вариант имиджевой модели легитимации политической власти в России, представлен процесс ее интеграции в современном российском обществедоказана необходимость разделения имиджевых моделей легитимации политической власти по тендерному признаку;
— представлен технологический процесс формирования позитивного имиджа политического лидера, легитимирующего политическую власть.
В соответствии с гипотезой, объектом и предметом исследования, его целями, задачами и научной новизной автор выносит на защиту следующие основные положения.
1. Существует факторная взаимосвязь и взаимозависимость между имиджем политического лидера и легитимностью политической власти. Значение имиджевых характеристик в процессе легитимации политической власти в современном обществе неуклонно возрастает. Оптимальный позитивный имидж политического лидера способствует повышению авторитета всей властной системы в целом. Сложившаяся в современной России ситуация с формированием позитивного имиджа политического лидера как фактора повышения уровня легитимности власти имеет ряд существенных недостатков, которые не позволяют в полной мере использовать формирование позитивного имиджа политического лидера как механизм, способствующий достижению, поддержанию и повышению уровня легитимности власти. Это снижает потенциал легитимности политической власти и негативно отражается на эффективности управления субъектами Российской Федерации и страной в целом.
2. Современные политические технологии имиджмейкерства позволяют целенаправленно конструировать позитивный имидж политического лидера, способствующий повышению или стабилизации легитимности его политической власти. Возникают новые возможности моделирования основных структурных характеристик легитимирующего власть имиджа. Эти возможности позволяют усилить легитимационный потенциал российских политических лидеров. Необходимо выделение наиболее эффективных структурных компонентов имиджа политического лидера, влияющих на уровень легитимности политической власти. Политологический анализ позволяет сформулировать основные положения и принципы модели легитимации политической власти посредством формирования положительного имиджа политического лидера, оптимального именно для России (имиджевой модели легитимации власти). Существует необходимость разделения имиджевых моделей по тендерному признаку.
3. Существует многовекторная взаимозависимость между изменениями в имидже политического лидера и динамикой уровня легитимности политической власти. В информационном обществе, где знания и информация становятся главным властным ресурсом, политическая коммуникация, ее формы и средства, выходят на первый план в системе средств и механизмов легитимации политической власти через систему формирования политического имиджа. Использование манипулятивных возможностей СМИ позволяет моделировать, структурировать и улучшать процесс построения образа политика как фактора легитимации политической власти. При помощи СМИ возможна интеграция оптимальной имиджевой модели легитимации политической власти в российском обществе.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты и материалы:
— во-первых, могут быть использованы теоретиками и аналитиками в системе политической и государственной власти, активистами общественно-политических организаций, в целях формирования позитивного имиджа политического лидера;
— во-вторых, обогащают познавательный потенциал политологических теорий, которые можно применять в учебном процессе в высших учебных заведениях, а также в обучении, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих;
— в-третьих, могут быть использованы в целях совершенствования медийных и политических технологий, практической деятельности PR-агентств, имиджмейкерских компаний;
— в-четвертых, выступают в качестве методологической основы продолжения исследования проблемы формирования позитивного имиджа политического лидера в современной России.
Апробация работы нашла отражение в различных формах. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории и политологии Московского городского университета управления Правительства Москвы. Основные теоретические выводы и положения диссертации апробированы в выступлениях и публикациях диссертанта на научных конференциях (Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развитияАктуальные проблемы и современные тенденции развития столичного мегаполиса и др.) и методологических семинарах кафедр философии, истории и политологии Московского городского университета управления Правительства Москвы.
Основные положения диссертации изложены в четырех научных работах автора общим объемом более 1,7 печатных листов, из которых одна опубликована в рекомендованном ВАК РФ журнале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Конечным результатом диссертационного исследования выступает следующий итог:
• достигнуто научное приращение знаний в отношении понятия «имидж политического лидера» в аспекте его формирования как легитимирующего фактора политической власти;
• при проектировании и формировании модели эффективного имиджа политического лидера как фактора легитимности политического лидера в сознании избирателей необходимо учитывать: ситуативные факторы, определяющие особенности деятельности политика в исторически конкретное время, ситуационные состояния политической системы и т. п.
• проведенный категориальный анализ понятия позволил определить структуру политического имиджа, механизмы его воздействия на массовое сознание, включающие в себя политические, социальные, ментальные, социокультурные, психологические характеристики.
• раскрыты и проанализированы основные подходы к пониманию факторов легитимности политической власти;
• определены приоритеты, характер и тенденции изменения подходов в формировании политического имиджа как фактора легитимности политической власти.
Сконструированные имиджи кандидатов, похожие друг на друга своими идеальными характеристиками не оставляют выбора электорату. Это снижает их потенциал легитимации и негативно отражается на эффективности управления субъектами Российской Федерации и страны в целом.
Использование манипулятивных возможностей СМИ позволяет структурировать и улучшать процесс построения образа политика как фактора легитимности политической власти.
В информационном обществе, где знания и информация становятся главным властным ресурсом, политическая коммуникация, ее формы и средства, выходят на первый план в системе средств и механизмов легитимации политической власти через систему формирования политического имиджа.
Показана взаимосвязь изменения уровня легитимности политической власти и манипулирования основными компонентами имиджа политического лидера.
Особое внимание уделено такому вопросу как влияние имиджа политического лидера на делегитимацию политической власти, выделены имиджевые факторы снижающие уровень легитимности. На базе проведенных исследований сформирована модель имиджа успешного политического лидера, основная цель, которой при помощи имиджа легитимировать политическую власть кандидата, а также стабилизировать ее при воздействии отрицательных внешних факторов.
Для того чтобы выявить конкретные особенности содержания легитимации политической власти, была раскрыта структура, определены элементы, влияющие на динамику данного политического процесса.
Удалось показать, что фундаментальной основой легитимации любой современной власти является социальная сфера общества. Различные социальные группы, составляющие общество, определяют степень правомочности управляющей власти, выносят свои суждения и предложения по* улучшению ситуации в сфере легитимности. Кроме того, не менее важным элементом процесса легитимации является ресурсная база власти, при помощи которой она способна укреплять свой авторитет в обществе. В политической' науке выделено две основных группы ресурсов, благодаря которым власть через управление обществом укрепляет свое доминирующее положение.
К первой субъектной группе относятся физические, интеллектуальные, психологические, нравственные ресурсы, которые характеризуются персональной, либо групповой принадлежностью. Ко второй группесоциальные ресурсы власти (материальные, организационные, информационные). Она носит внесубъектный характер, распределена во всех сферах общества и востребуется институтами, а не субъектами власти при осуществлении своих полномочий. Социальные ресурсы власти не менее, а иногда и более значимы для успешной легитимации власти, поскольку обладают большей значимостью для общества.
Помимо ресурсов в структуре легитимации власти выделяются также определенные уровни (идеологический, правовой, нравственный) на которых непосредственно происходит укрепление положения политической власти и факторы, оказывающие сильнейшее влияние на содержание и динамику легитимационных процессов.
К их числу мы относим: ситуативный фактор, определяющий особенности деятельности политика в конкретное историческое времяфактор возможности осуществления гражданского контроляфактор стабильности властных отношений, обеспечивающий баланс между различными ветвями властифактор устойчивости властной системы, обеспечивающий организационно крепкую систему властиправовой фактор, основывающийся на законности властифактор соответствия реальных результатов деятельности общественным ожиданияминтегративный фактор, определяющий наличия в обществе интегрирующей идейной основыфактор эффективности и фактор электоральной поддержкифактор иррациональности, который в основном проявляется в кризисных условиях и приводит к активным действиям массовых групп (снижению уровня легитимности) и др.
Обосновано выделение имиджа политического лидера в качестве фактора легитимации политической власти.
Определенная конфигурация постоянного использования в политической деятельности имиджа как фактора легитимации власти способствует формированию ее некоторой имиджевой модели, которую сознательно или бессознательно власть активно применяет в процессе укрепления собственного властного положения.
Может быть достигнута имиджевая модель, в рамках которой отношения общества и власти носят взаимосогласованный и легитимный характер.
В России на специфику легитимации власти политического лидера оказывает ряд структурных, социальных, психологических и прочих черт и характеристик политической власти России.
Имидж политического лидера как фактор легитимности власти всегда оставался неустойчивым и непредсказуемым видом политического процесса, результаты которого, тем не менее, ощущаются всем обществом. Важнейшей задачей политической власти остается дальнейшее укрепление основ собственной легитимности, остановка в этом важном для власти виде деятельности может привести к самым непредсказуемым последствиям, что не отвечает, ни интересам общества, ни интересам власти.
В научный обиход введено понятие «блиц-имидж» — состояние имиджа политического лидера, позволяющее моментально легитимировать политическую власть при наличии набора определенных условий (временных, информационных, ситуационных и др.). Данное направление в России еще совсем не развито, и требует дальнейшей теоретической разработки и изучения, т.к. блиц-имидж дает возможность политическому лидеру используя минимальное количество ресурсов, в кратчайшие сроки достичь желаемого уровня легитимности.
В ходе диссертационного исследования было успешно достигнуто следующее: удалось интерпретировать понятие «имидж политического лидера» в аспекте его формирования как фактора повышения и стабилизации легитимности политической властипроведенный анализ подтвердил существование факторной взаимосвязи и взаимозависимости легитимности политической власти и имиджа политического лидераразработаны элементы политической технологии моделирования имиджа политического лидера как фактора повышения легитимности политической властисформулирована имиджевая модель легитимации политической власти в России, представлен процесс ее интеграции в современном обществеобоснована и практически подтверждена необходимость разделения имиджевых моделей легитимации политической власти по тендерному признакуудалось описать технологический процесс формирования позитивного имиджа политического лидера, легитимирующего политическую власть.
Успешно доказано существование факторной взаимосвязи и взаимозависимости между имиджем политического лидера и легитимностью политической власти, а также рост значения имиджевых характеристик в процессе легитимации политической власти в современном обществе.
Проведенный анализ подтвердил, что оптимальный позитивный имидж политического лидера способствует повышению авторитета всей властной системы в целом. Сложившаяся в современной России ситуация с формированием позитивного имиджа политического лидера как фактора повышения уровня легитимности власти имеет ряд существенных недостатков, которые не4 позволяют в полной мере использовать формирование1 позитивного имиджа политического лидера как механизм, способствующий достижению, поддержанию и повышению уровня легитимности власти, что снижает потенциал легитимности политической власти и негативно отражается на эффективности управления субъектами Российской Федерации и страны в целом.
Современные политические технологии имиджмейкерства позволяют целенаправленно конструировать позитивный имидж политического лидера, способствующий повышению или стабилизации легитимности его политической власти, при этом возникают новые возможности моделирования основных структурных характеристик легитимирующего власть имиджа. Эти возможности позволяют усилить легитимационный потенциал российских политических лидеров.
Политологический анализ позволил сформулировать основные положения и принципы модели легитимации политической власти посредством формирования положительного имиджа политического лидера, оптимального именно для России (имиджевой модели легитимации власти), а также позволил обосновать необходимость разделения имиджевых моделей по тендерному признаку.
Удалось доказать, что существует многовекторная взаимозависимость между изменениями в имидже политического лидера и динамикой уровня легитимности политической власти. В информационном обществе, где знания и информация становятся главным властным ресурсом, политическая коммуникация, ее формы и средства, выходят на первый план в системе средств и механизмов легитимации политической власти через систему формирования политического имиджа. Использование манипулятивных возможностей СМИ позволяет моделировать, структурировать и улучшать процесс построения образа политика как фактора легитимации политической власти. При помощи СМИ возможна интеграция оптимальной имиджевой модели легитимации политической власти в российском обществе.
В настоящее время в российском обществе преобладает имиджевая легитимация власти. Для сохранения, достигнутого уровня легитимности i власти в современной России также особую актуальность приобретает и проблема обеспечения преемственности имиджа политического лидера.
Однако имиджевая легитимность власти недолговечна и ограничивается периодом дееспособности определенного лидера.
Необходимо использование всего комплекса факторов повышения легитимности власти.
Для создания действительно устойчивого государства с длительно высоким уровнем легитимности власти необходим переход от авторитета имиджа политического лидера к авторитету институтов. Это позволит стабилизировать и институциализировать многие, потенциально конфликтные политические процессы и избежать возможных кризисов персональной преемственности на длительную политическую перспективу.
Список литературы
- Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем.- Под общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. — 1500 с.
- Алексеева Т. А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С. 58−65.
- Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы: Избр. психол. тр. -М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. -411 с.
- Андреева Г. М. Социология в России. М.: Изд-во Ин-та социологии, 1998.-694 с.
- Асмолов А. Г. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Смысл, 1997. 115 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций -М.: ОМЕГА-Л, 2009. 584 с.
- Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимизация власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 125 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. М.: Моск. психолого- социал. ин-т: Флинта, 1999. — 311с.
- Бешлер Ж. Демократия: Аналитический очерк (Пер. с фр.). М., UNESCO, 1994.-208 с.
- Битем, Д. Бюрократия // Социологический журнал. 1997. — № 4. -С. 165−185.
- Блудова А. Г. Имидж политического лидера: роль средств массовой информации в формировании электоральных предпочтений: на1415,1617,18,19,20,21,22,23,24,25