Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническая оценка здоровья воспитанников закрытого учреждения начального военного образования (на примере Омского кадетского корпуса)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендовать службе Продовольственного снабжения Вооруженных Сил РФ провести коррекцию нормы № 6 (паек для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ, приказ Министра Обороны России № 400 — 2000 г.) с целью приведения фактического питания кадет в соответствие с физиологическими нормами для данной группы учащихся закрытых учреждений начального военного образования. Следует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ). 1Л. Современные тенденции в здоровье детей и подростков
    • I. 2. Роль факторов среды обитания в формировании здоровья детей и подростков
  • ГЛАВА II. ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • II. 1. Характеристика объекта наблюдения
    • II. 2. Методы исследования показателей здоровья и функционального состояния организма курсантов
  • И.З. Методы статистического анализа результатов исследований
  • ГЛАВА III. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ КАДЕТ
    • II. L1. Условия обучения и проживания
      • III. 2. Распорядок дня кадет и расписание учебных занятий
      • 111. 3. Гигиеническая оценка питания кадет
      • 111. 4. Медицинское обеспечение кадет
  • ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА КАДЕТ
    • IV. 1. Функция внешнего дыхания
    • IV. 2. Результаты динамометрии
    • IV. 3. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы кадет
    • IV. 4. Показатели психофункционального состояния кадет
    • IV. 5. Результаты исследования адаптационных реакций организма кадет (по данным вариационной пульсометрии)
    • IV. 6. Результаты исследования функционального состояния организма кадет в динамике учебного дня
  • ГЛАВА V. РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ КАДЕТ
    • V. l. Физическое развитие кадет
      • V. 2. Результаты интегральной оценки функционального состояния организма кадет
      • V. 3. Заболеваемость кадет
      • V. 4. Комплексная оценка состояния здоровья кадет

Гигиеническая оценка здоровья воспитанников закрытого учреждения начального военного образования (на примере Омского кадетского корпуса) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровье подростков является критерием качества жизни в предшествующий детский период [101] и будет определять в ближайший и более отдаленные периоды трудовой и интеллектуальный потенциалы общест-ва[2, 4, 5, 65, 143], характер воспроизводства населения [4, 5, 143] и здоровье будущих поколений [17, 31, 101, 105, 185, 206]. В современной характеристике этого важного компонента общественного здоровья преобладают негативные тенденции. На фоне уменьшения доли подростков в общей численности населения [28, 100] наблюдается рост заболеваемости, ухудшение физического развития, [17, 26, 79, 93, 100, 108, 162, 187, 203,231,230].

По мнению многих авторов, из общего числа факторов, оказывающих влияние на здоровье детей и подростков, ведущая роль принадлежит так называемому школьному фактору, важнейшими составляющими которого является учебная нагрузка и организация питания [29, 35, 38, 44, 87, 116, 141, 148, 218, 229]. Учебная нагрузка чрезмерно выросла за счет увеличения основных и факультативных занятий, расширения объема усваиваемого материала [16, 40, 65, 96, 121, 194], использования интенсивных педагогических технологий [38, 89, 142, 198].

Рационы питания детей в организованных коллективах (с учетом питания в домашних условиях) не обеспечивают потребности растущего организма в энергии, белках животного происхождения, витаминах, минеральных веществах и микроэлементах [62, 68, 123, 124, 187]. Значительные умственные и физические нагрузки усиливают дисбаланс между потребностями организма в энергии и основных нутриентах и их фактическим поступлением с рационом питания [40, 201, 204]. Несбалансированность питания негативно влияет на течение ростовых процессов [151, 154, 201], является причиной снижения неспецифической резистентности организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Обороноспособность страны в значительной степени обусловлена качеством здоровья призывной молодежи [78, 83]. Между тем среди призывников достоверно увеличилась доля лиц с ухудшенными соматомет-рическими показателями. До 30% призывников не пригодны к военной службе за счет психических расстройств, патологии костно-мышечной и эндокринной систем. Весьма серьезной проблемой является подготовка квалифицированных офицерских кадров. В последние годы получила распространение система начального военного образования в закрытых военных учреждениях, каковыми являются кадетские корпуса. Имеются-лишь единичные работы (И.Ю. Шевченко, 2001), посвященные вопросам гигиенической оценки условий обучения и здоровья воспитанников кадетской школы. Практически отсутствуют работы по оценке здоровья курсантов кадетских корпусов, особенностей их адаптации к воздействию комплекса факторов во время обучения, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: научное обоснование мероприятий по оптимизации условий обучения воспитанников закрытого учреждения начального военного образования.

Задачи исследования:

1. Дать гигиеническую оценку условий обучения кадет.

2. Оценить состояние фактического питания воспитанников кадетского корпуса.

3. Провести изучение показателей функционального состояния и адаптационных реакций организма кадет.

4. Осуществить комплексную оценку здоровья кадет.

5. Обосновать мероприятия по оптимизации условий обучения в закрытом учреждении начального военного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что на модели закрытого учебного заведения начального военного образования впервые:

• дана гигиеническая оценка условий обучения и питания кадет;

• выявлены особенности функционального состояния организма подростков в условиях длительного обучения в кадетском корпусе;

• изучены адаптационные реакции организма кадет;

• осуществлена комплексная гигиеническая оценка здоровья кадет;

• показано, что в условиях жесткой регламентации режима и питания / отмечается положительная динамика в состоянии здоровья кадет по основным показателям функционального состояния и неспецифической резистентности организма, физического развития.

Практическая значимость работы. Результаты исследования использованы:

• для разработки рекомендаций по оптимизации процесса обучения, питания кадет в условиях закрытого учебного заведения начального военного образования;

• при составлении методических рекомендаций для оценки эффективности профилактических мероприятий в аналогичных учебных заведениях начального военного образования" (справка № 161/1/6563 от 25.09.07 Главного Военного Медицинского Управления Министерства Обороны РФ);

• в деятельности Попечительского Совета Омского кадетского корпуса и Администрации Омского кадетского корпуса (справка № 2111 от 20.09.2007 г.);

• в учебном процессе на кафедрах медицинской экологии с курсами гигиены питания и радиационной гигиены, гигиены с курсом гигиены детей и подростков, медицины труда, общественного здоровья и здравоохранения с курсами истории медицины и биомедицинской этики Омской государственной медицинской академии (справка № 2269 от 17.09.2007 г.);

• при подготовке государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области за 2006 год, тематического информационного бюллетеня для органов исполнительной власти «О санитарно-эпидемиологическом благополучии учреждений образования Омской области», проекта городской целевой программы «Об оказании содействия муниципальным общеобразовательным учреждениям г. Омска в организации питания обучающихся» (справка № 9236 от 14.09.07 г.).

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на заседании проблемной комиссии «Гигиена, экология, эпидемиология, общественное здоровье и здравоохранение» Омской государственной медицинской академии (сентябрь 2007 г.), на 2-м съезде военных врачей медико-профилактического профиля Вооруженных Сил Российской Федерации (С-Петербург, ноябрь 2006 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный мониторинг состояния1 здоровья обучающихся в системе управления качеством образования» (Новосибирск, март 2007 г.).

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 5 печатных работах, в том числе 2 — в изданиях из списка рецензируемых ВАК Российской Федерации.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы по теме диссертации, характеристики объекта наблюдения и методов, 3-х глав описания результатов исследования, заключения, выводов, указателя литературы, приложений. Работа изложена на 173 страницах, иллюстрирована 36 таблицами и 27 рисунками.

Список литературы

включает 258 наименований работ, в том числе 23 работы иностранных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Условия обучения в закрытом учебном заведении начального военного образования характеризуются четкой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и питания.

2. Учебное расписание не в полной мере учитывает особенности биоритмологии умственной работоспособности подростков. Наиболее высокие значения суммарного индекса трудности занятий наблюдаются во вторник, в среду и пятницу. Отсутствует чередование сложных для усвоения предметов с более легкими предметами. В часы наиболее высокой-умственной работоспособности кадет изучаются предметы наименьшей трудности, а наиболее сложные предметы приходятся на первый, пятый и шестой уроки.

3. Фактическое питание кадет организовано в полном соответствии с 4 нормами вложения продуктов, утвержденными для данной категории слушателей закрытых военных учебных заведений, но является недостаточно сбалансированным по основным макрои микронутриентам. В 35% изученных рационов энергетическая ценность снижена за счет недостаточного содержания жиров растительного происхождения и углеводов. В большинстве суточных рационов отмечается избыток белков животного происхождения, нарушен оптимальный баланс между белками, жирами и углеводами. Фактическое питание не обеспечивает нормативное поступление в организм кадет витаминов А, В] и В2. В значительной части изученных рационов (от 23% до 99%) обнаружено недостаточное содержание кальция и магния.

4. Уровни воздействия факторов, обусловленных нерациональной организацией учебного процесса и несбалансированностью фактического питания, не превышают адаптационные возможности организма воспитанников кадетского корпуса. По результатам психофизиологического тестирования с момента поступления в корпус до окончания обучения наблюдается четкая тенденция повышения уровней нервно-психической устойчивости (г=0,93, р<0,001) и адаптации кадет к учебе и службе в Вооруженных Силах (г=0,97, р<0,001).

5. Закрытая форма начального военного образования создает благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных учреждений у кадет в процессе учебы отмечается улучшение показателей функционального состояния организма. У кадет 2-го и 3-го годов наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечнососудистой системы, умственной работоспособности по сравнению с кадетами 1-го года обучения.

В структуре впервые зарегистрированной заболеваемости воспитанников кадетского корпуса превалируют болезни" органов дыхания-. По мере адаптации' к условиям, обученияпроисходит снижение заболеваемости кадет. На 3-м году обучения доля кадет с нормальной неспецифической резистентностью организма составила 97,5% и была статистически достоверно больше, чем у кадет 2-го и 3-го годов обучения -82,6% и 93,4% соответственно:

По результатам комплексной оценки доли лиц с I группой здоровья среди кадет 2-го и 3-го-годов обучения (67,4% и 82,6% соответственно) были статистически достоверно больше, чем среди кадет 1-го года обучения -41,3%.

6. Основными мероприятиями по оптимизации условий обучения кадет являются рекомендации по учету биоритмологических особенностей умственной работоспособности подросткового периода при составлении учебного расписания и пересмотр норм питания данной группы учащихся закрытых учреждений начального военного образования с целью приведения в соответствие с физиологическими нормами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Общее количество учебных часов в неделю следует довести до нормативных 36 часов за счет сокращения объема факультативных занятий.

2. При составлении учебного расписания необходимо учитывать биоритмологические особенности умственной работоспособности подростков с предварительным расчетом суммарного индекса трудности занятий.

3. Рекомендовать службе Продовольственного снабжения Вооруженных Сил РФ провести коррекцию нормы № 6 (паек для суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ, приказ Министра Обороны России № 400 — 2000 г.) с целью приведения фактического питания кадет в соответствие с физиологическими нормами для данной группы учащихся закрытых учреждений начального военного образования. Следует уточнить реальные энергетические траты воспитанников закрытых учреждений начального военного образования с целью пересмотра физиологических норм питания по энергетической стоимости рациона и содержанию основных макрои микронутриентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Микроэлементозы человека / А. П. Авцын и др. М.: Медицина, 1991. — 496 с.
  2. Г. Я. Состояние здоровья юношей призывного возраста и пути совершенствования их медико-социальной реабилитации : Авто-реф. дис.. канд. мед. наук / Г .Я. Алесковская, Пермская гос. мед. акад. — Пермь, 2001. 20 с.
  3. H.A., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья. 1994. — Т.1, № 1. — С. 70−79.
  4. A.M. К вопросу о статусе медицинской социологии / A.M. Анохин // Философские проблемы биологии и медицины. 1986. — №. 2.-С. 26−31.
  5. П.К. Узловые вопросы функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Мед. книга, 1980. 140 с.
  6. О.В. Научные, методические и организационные подходы к профилактике врожденных пороков развития у детей : Автореф. дис.. докт. мед. наук / О. В. Антонов. Омск, 2007. — 42 с.
  7. В.Н. Безопасность жизнедеятельности / Н. С. Кокоулина, В.Н. Аристов- под ред. Д. В. Фрейвальд. Омск: ОГИС, 2003. — С. 50−59.
  8. P.M. К проблеме оценки степени-напряжения регуляторных систем организма. Т. 1 / P.M. Баевский. — Новосибирск, 1974. С. 4448.
  9. P.M. К проблеме прогнозирования состояния человека в условиях космического полета / P.M. Баевский // Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. 1972. -№ 6. — С. 819−826.
  10. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  11. A.A. Здоровье детей России : научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Педиатрия. 1999. — № 3. — С. 4−6.
  12. A.A. Здоровье детей России : научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 1999.-№ 4.-С. 5−7.
  13. A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов,' JI.A. Щеп-лягина // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 5. — С. 5−12.
  14. А.К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России : Автореферат дисс.. докт. мед. наук / А. К. Батурин. М., 2001. — 45 с.
  15. JI.A. Гигиенические аспекты болезней органов дыхания населения промышленных центров Приморского края : Автореф. дис.. канд. мед. наук / JI.A. Белик. Владивосток, 2003. — 25 с.
  16. В.Н. Основные требования к подготовке офицеров по военно-профессиональной дисциплине «Медицинское обеспечение» / В. Н. Большаков, В. М. Давыдов, И. А. Зубков // Военно-медицинский журнал. 1999.- № 3.- С. 11−13.
  17. Е.А. Состояние органа зрения у учащихся лицея и общеобразовательной школы / Е. А. Ботникова, Е. П. Перевощикова // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 52−53.
  18. .В. Физиологическая оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий : Автореф. дис.. канд. биол. наук / Ж. В Бухаринова. — Казань, 1998. 22 с.
  19. Э.Р. Сравнительный анализ заболеваемости учащихся гимназии и общеобразовательной школы / Э. Р. Валеева // Гигиена и санитария. 2003. — № 5. — С. 47−48.
  20. В.Д. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания / В. Д. Ванханен, Е. А. Лебедева. М.: Медицина, 1987. — С. 26−40.
  21. Л.П. Клинико-эпидемиологический мониторинг состояния нервно-психического здоровья детей и подростков / Л. П. Великанова // Педиатрия. 2004. — № 1. — С. 67−70.
  22. .Т. Реформы и здоровье населения страны (пути преодоления негативных последствий) / Б. Т. Величковский. М., 2001. -35 с.
  23. А.Е. Население России в первой половине нового века / А. Е. Вишневский, Е. С. Андреев // Вопросы экономики. 2001. — № 1.1. С. 27−44.
  24. В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. — № 1. — С. 4344.
  25. .З. Гигиеническая регламентация воздушной среды учебных помещений и здоровье школьников / Б. З. Воронова // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 5. — С. 19−22.
  26. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков / А. В. Леонов, Т. В. Поздеева, Ю. Г. Кузьмичев, Н. А. Матвеева // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. — 2004. — № 5. С. 14−17.
  27. Р. С. Условия и образ жизни подростков в крупном городе / Р. С. Гаджиев, Р. С. Рамазанов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2004. — № 5. — С. 18−20.
  28. Гигиена воспитания, обучения и здоровье детского населения: доклад Госсанэпидслужбы по Омской Области за 2004 год // Управление Гос-санэпидслужбы по Омской области. 2004. С. 1−7.
  29. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / под редакцией Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1975. -170 с.
  30. Гигиенические аспекты обучения учащихся 5−7 классов / М. В. Антропова и др. // Гигиена и санитария. 1994. — № 4. — С. 4649.
  31. П.И. Гигиенические возможности использования компьютеров школьниками с нарушениями рефракции / П. И. Гуменер, О.В. Кай-сина, СЛ. Ковалькова и др. // Гигиена и санитария. 1996. -№ 4.- С. 19−22.
  32. Гигиенические и клинические проблемы экологии детства / C.B. Алексеев и др.//ВестникРАМН. 1993.-№ 5.-С. 15−19.
  33. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М. И. Степанова, H.H. Куинджи, А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40−44.
  34. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178−02: постановление Правительства РФ // Собр. законодательства РФ. 2002. — С. 1−12.
  35. Гигиенические условия в детских и подростковых учреждениях / A.M. Спиридонов, В. А. Жернов, О. П. Гокоева, Н. М. Цунина // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С. 52−54.
  36. .Ю. К вопросу о состоянии питания подростков / Ж. Ю. Горелова и др. // Материалы всерос.конф. с междун. участием «Современный подросток». М., 2001. — С. 44−50.
  37. H.A. Зависимость и свобода. Профилактические аспекты наркологической зависимости. Иваново. — 2000. — С. 86.
  38. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 г. // М., ГЭОТАР МЕД. — 2002. — С. 36, 114.
  39. Н.П. Гигиеническая оценка и регламентация учебной нагрузки, в средних классах гимназий / Н. П. Гребняк, Е. В. Вербаховская // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С. 40−42.
  40. Н.П. Состояние здоровья детского населения мегаполиса / Н. П. Гребняк, C.B. Вытрищак // Гигиена и санитария. 2004. № 2. — С. 50−53.
  41. Ю.Д., Скобарева З. А., Текшева JI.H. Системный подход к гигиенической оценке качества городской жилой среды : сб. науч. трудов НИИ ОКГ им. А. Н. Сысина М., 1987. — С. 17−26.
  42. И.А. Пробуждение : пути преодоления демографической катастрофы в России / И. А. Гундаров. М., 2001. — 352 с.
  43. JI.A. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда / JI.A. Давыденко // Гигиена и санитария. А2004. № 2. — С. 45−48.
  44. Д.П. Состояние психического здоровья городских подростков с неделинквентным поведением и делинквентов / Д. П. Дербенев // Журнал неврологии и психиатрии. 1997 — № 8. — С. 48−52.
  45. A.B. К развитию концепции программ оздоровления детей и подростков / A.B. Джеус // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 2. — С. 31−34.
  46. Доклад Министра общего и профессионального образования РФ // Вестник образования. 1997. — № 3. — С. 98−110.
  47. И.Д. Методические подходы к изучению влияния атмосферных загрязнений на здоровье детей дошкольного возраста / И. Д. Дубинская, И. Р. Голубев // Гигиена и санитария. 1979. — № 5. — С. 5459.
  48. И.П. Состояние здоровья беременных женщин как отражение экологической ситуации / И. П. Дьякова // Здравоохранение Рос. Федерации. 1996. -№ 3. — С. 31−32.
  49. Е.Г. Гигиеническая оценка опасности возникновения доброкачественных новообразований гениталий в условиях промышленного города : Автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. Г. Ефремова. Оренбург, 2003.-23 с.
  50. JI.A. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / JI.A. Жданова, Т. В. Русова // Рос. педиатрический журн. 1999. -№ 2. — С. 52−56.
  51. Д.А. Возможность клинического применения и автоматического анализа ритмограмм : Автореф. дис.. докт. мед. наук / Д. А. Жемайтите. Каунас, 1972. — 22 с.
  52. Д.А. Ритмограмма как отражение особенностей регуляции сердечного ритма / Д. А. Жемайтите // Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970.-С. 99−111.
  53. H.A. Гигиенические основы охраны здоровья детей в районе размещения производства древесностружечных плит и при их применении : Автореф. дис.. канд. мед. наук / H.A. Забродин. Казань, 1998.-22 с.
  54. Загрязнение окружающей среды и врожденные пороки развития по материалам гигиенического мониторинга / Б. Я. Резник, И. П. Минков, В. Я. Прудкий и др. // Гигиена и санитария. — 1992. № 7−8. — С. 6−9.
  55. Залученова Е. А Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала / Е. А. Залученова. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. — № 2. — С. 29−32.
  56. Здоровые дети России в XXI веке / Г. Г. Онищенко и др.- под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. — 159 с.
  57. Здоровье населения в крупном промышленном центре Западной Сибири: монография / В. А. Ляпин, Г. А. Оглезнев, М. Г. Тиванов Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004. — С. 3.
  58. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт и др. // Рос. педиатрический журн. 1999. -№ 5. — С. 14−18.
  59. И. Г. Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения : Автореф. дис.. канд. мед. наук / И.Г. Зорина- Челяб. гос. мед. акад. Екатеринбург, 2002. — 21 с.
  60. С. И. Возрастно-половые особенности физического развития школьников / С. И. Изаак, Т. В. Панаскж // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2004. — № 5. — С. 11−13.
  61. Изучение питания населения: методические рекомендации М., 1991.- 138 с.
  62. А.Г. Состояние здоровья подростков : тенденции' и проблемы /
  63. A.Г. Ильин, И. К. Рапопорт, И. В. Звездина // Врач. 1999. № 9. — С. 4−6.
  64. А.Г. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, Л. А. Агапова // Гигиена и санитария. — 2000. № 5. — С. 43−46.
  65. С.М. Традиционные показатели здоровья детского коллектива как критерий адекватности инноваций учебно-воспитательного процесса в школах нового типа / С. М. Кабиева // Педиатрия. 1999. — № 6. — С. 110−111.
  66. М.А. Методологические основы решения задач экспертизы КМП в совокупности случаев / М. А. Карачевцева, С. М. Михайлов,
  67. B.Ф. Чавпецов, Д. О. Левый // Проблемы стандартизации в здравоохранении.-2003.-№ 1.-С. 65.
  68. О.В. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города / О. В. Киек, В. В. Засорин, В. М. Боев // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 74−76.
  69. П.В. Влияние атмосферного загрязнения на основные соматические показатели и физическое развитие детей крупного промышленного города : Автореф. дис.. канд. биол. наук / П. В. Климов. Новосибирск, 2005. — 21 с.
  70. Клинико-психофизиологический подход к изучению девиантного поведения детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова,
  71. H.A. Краснушкина и др. // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 2225.
  72. A.B. Физическое развитие допризывной и призывной молодежи и способы его оценки (1981−2005 гг.): Автореф. дис.. канд. мед. наук / A.B. Колчин. Нижний Новгород, 2006. — 24 с.
  73. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах: метод. рекомендации / Минздрав РФ. М., 1982, — 16 с.
  74. Т.А. Концептуальные основы создания системы обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и охраны здоровья школьников / Т. А. Коновалова, A.A. Талалаев, А. Т. Тибекин // Здравоохранение Рос. Федерации. 2001. -№ 2. — С. 16−19.
  75. Контроль качества в здравоохранении / Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. С. 387−402.
  76. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−40.
  77. Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.: постановление Правительства РФ // Собр. законодательства РФ. 2000. -№ 1202 (31 авг.). — С. 38.
  78. В.И. Актуальные проблемы здоровья мужчин призывного возраста. — Казань. — 2003. — 71 с.
  79. В.И. О здоровье мужчин призывного возраста / В. И.
  80. Красильников // Казан, мед. журн. 2004. — № 5. — С. 384−385.
  81. М.В. Гигиеническое обоснование понятия «зрительная донозология» у детей школьного возраста / М. В. Кривоносов, JI.B. Подригало, И. Н. Чеховская // Материалы Всерос. конференции «Современный подросток». М., 2001. — С. 189−191.
  82. И.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников / И. Н. Куинджи. — М.: Аспект пресс, 2001. С. 86−88.
  83. H.H. Современная технология обучения школьников и их влияние на здоровье / H.H. Куинджи, М. И. Степанова // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 44−48.
  84. H.H. Хроногигиенические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников / H.H. Куинджи // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 2. — С. 35−40.
  85. E.H. Особенности воздействия факторов окружающей среды' на состояние здоровья отдельных групп населения / E.H. Кутепов, В. В. Вашкова, Ж. Г. Чарыева // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 13−17.
  86. Кучма В. Р, Степанова М. И., Шумкова Т. В. и др. // Вопросы современной педиатрии. 2003, — Т.2. — Приложение № 1. — С. 190.
  87. В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 36−40.
  88. В.Р. Здоровые дети России в XXI веке : материалы Всерос.конф.: сб.докл. / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 2000. — С. 35−43.
  89. В.Р. Комплексный подход к охране здоровья подростков в образовательных учреждениях, содействующих укреплению здоровья / В. Р. Кучма // Материалы Всерос. конференции «Современный подросток». -М., 2001.-С. 28−32.
  90. В.Р. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков /В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. -2002.-№ 6.-С. 51−53.
  91. В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2004. — № 6. — С. 14−16.
  92. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 4−7.
  93. В.Р. Современные проблемы разработки документов, регламенNтирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2004. — № 2.-С. 3−6.
  94. Лечебно-оздоровительные мероприятия среди подростков, подлежащих призыву на военную службу / В. Н. Грошев, H.A. Моргунова, Н. В. Попова, C.B. Лямина // Здравоохранение Рос. Федерации. 2003. — № 4.-С. 57.
  95. И.А. Экспертная оценка качества амбулаторной помощи сельскому населению / И. А. Логвиненко, Т. А. Бансан, В. Г. Лахтионов // Советское здравоохранение. 1991. -№ 2. — С. 21−23.
  96. В.Г. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения окружающей среды мегаполиса на состояние здоровья детей / В. Г. Маймулов, H.A. Пащюк, Г. А. Баскович // Гигиена и санитария. 2004. — № 2.-С. 31−33.
  97. Т.М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения / Т. М. Максимова, О.Н. Гаен-ко // Рос. педиатрический журн. 2003. — № 6. — С. 35−38.
  98. Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи / T. Mi Максимова // Здравоохранение Рос. Федера• ции. 2002. — № 2. — С. 40−43.
  99. Ю.С. Математические методы статистического анализа в биологии и медицине / Ю. С. Малета, В. В. Тарасов. Издательство МГУ. -М., 1981.-176 с.
  100. Ю.С. Непараметрические методы статистического анализа в биологии и медицине / Ю. С. Малета, В. В. Тарасов. Издательство МГУ.-М., 1982.- 176 с.
  101. А.Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А. Н. Мартинчик, И. В. Маев, А. Б. Петухов. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. -576 с.
  102. Материалы научно-практической конференции «Медико психолого -педагогические аспекты охраны- здоровья школьников»: тез. докл. / Омская государственная медицинская академия. — Омск, 1996. — 104 с.
  103. В.А. Экспертная оценка стационарной помощи больным / В. А. Медик // Советское здравоохранение. 1991. № 2. — С. 24−29.
  104. Международная статистическая классификация, болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр. Т. 1−2. — Женева: ВОЗ, 1995.
  105. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и-молодежи в ХХ1 веке» / JI. M-. Сухарева, К. Э. Павлович, H.A. Скоблина и др. // Гигиена и санитария. 2004. — № 5. — С. 80−82.
  106. Методические рекомендации по особенностям организации медицинского обеспечения воспитанников суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов. / Главное Военно-Мед.Упр-е Мин. Обороны РФ. М., 1993.
  107. Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ: приказ Министра Обороны РФчот 26.01. 2000 г. № 50 / Министерство Обороны РФ. М., 2000.
  108. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская, JI.B. Рябова и др. // Гигиена и санитария. — 2000. № 4. — С. 33−36.
  109. Э. Справочник по витаминам и минеральным веществам / Пер. с анг. М.: Медицина и питание, 1997. — 317 с.
  110. Морфофункциональные особенности подросткового возраста / JI.A. Щеплягина, А. Г. Ильин, И. В. Звездина и др. // Рос. педиатрический журн. — 1999. № 2. — С. 31−36.
  111. М.М. Медико-экономическая экспертиза качества оказания медицинской помощи / Муравьева М. М. // Проблемы управления здравоохранением. М., 2003. — № 1(8). — С. 41−44.
  112. Николаев A.B. Гигиенические аспекты оптимизации питания и витаг
Заполнить форму текущей работой