Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гражданско-правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращений

Глава 1. Сущность гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак.

§ 1. Категория «гражданско-правовой статус» в цивилистической науке.

§ 2. Гражданско-правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак: понятие, структура, основания выделения.

§ 3. Специальная правоспособность обладателя исключительного права на товарный знак.

Глава 2. Содержание гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак.

§ 1. Исключительное право на товарный знак как основной элемент гражданско-правового статуса его обладателя.

§ 2. Иные элементы гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак.

§ 3. Право на защиту как элемент гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак.

Гражданско-правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная юридическая практика свидетельствует, что товарный знак, знак обслуживания являются наиболее популярными средствами индивидуализации из тех, правовая охрана которым предоставлена частью четвертой Гражданского кодекса РФ. Фирменные наименования обязательны для коммерческих юридических лиц, зарегистрированные наименования мест происхождения товаров редки даже в такой' географически уникальной стране, как Россия, об охраняемых коммерческих обозначениях отсутствует достоверная статистика. И только преимущества-охраняемого законом товарного знака осознаны большинством участников гражданского оборота, в особенности предпринимателями. Поэтому среди институтов подотрасли права интеллектуальной собственности субинститут правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания выделяется своей особой востребованностью. Так, на 01.04.2010 г. в базах Роспатента (Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам) содержатся сведения о 396 867 зарегистрированных действующих товарных знаках.1 Для сравнения: в Республике Беларусь к концу 2009 г. насчитывалось 90 399 зареги.

2 3 стрированных товарных знака, в Литве к концу 2008 г. — 35 133, в Латвии к концу 2009 г. — 101 222,4 в Эстонии к 31.12.2009 — 62 499,5 на Украине к.

1 Роспатент — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам // [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: // http://wwwl.fips.ru/wps/wcm/connectycontentru/iu свободный. — Загл. с экрана.

2 Национальный центр интеллектуальной собственности. Статистика. Регистрация знаков по годам. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: // http://www.belgospatent.org.by/files/otchet2009stat.pdf свободный. — Загл. с экрана.

3 Statistics of the year 2008 of the legal protection of industrial property in the Republic of Lithuania. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://www.vpb.lt/statistika/2008/Statistika2008.pdf свободный. — Загл. с экрана.

4 Patent Office of the Republic of Latvia. Statistics on Trademarks. Number of Trademark Applications and Registrations. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: //.

1.02.2010; 118 044.6.

Новизна правового регулирования и существенный спрос на правовую охрану товарных знаков и знаков обслуживания порождает и рост проблем в данной сфере. Прежде всего, это конфликты, связанные с нарушением исключительного права на товарный знак. Так, число судебных актов, вынесенных арбитражными судами РФ всех уровней, по делам о товарных знаках в 2006 г. составило 495 актов, в 2007 г. — 1303, в 2008 г. — 2169 и в 2009 г. — 5115 актов.7 Приведенная статистика также свидетельствует о том, что отсутствуют единые подходы к применению норм материального права о правовой охране товарных знаков, существуют пробелы и коллизии законодательства в данной сфере.

Особую значимость вопросам правовой охраны товарных знаков придает предстоящее проведение в РФ международных спортивных соревнований — Универсиады (Казань, 2013 г.) и Зимней Олимпиады (Сочи, 2014 г.), символика которых используется производителями товаров, работ и услуг не всегда легально.

Наряду с этим актуальность темы исследования основывается на следующих группах факторов: 1) правотворческих, что обусловлено необходимостью совершенствования норм законодательства о правах и обязанностях владельцев товарных знаков (например, устранение «двойной» регистрации как интеллектуальных прав, так и сделок с ними) — 2) правоприменительных — складывающиеся положения судебной практики по спорам о товарных знаках необhttp://www.lrpv.lv/index.php?lang=EN&-id-184 свободный. — Загл. с экрана.

5 Estonian Patent Office. Trademarks entered into the register and international iegistrations granted in the Republic of Estonia. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://www.epa.ee/ul/doc/statistics/2009kmreg3.pdf свободный. — Загл. с экрана.

6 Officiai Web-portal of State Department of Intellectual Property. Total amount of registered documents (since 1992). // [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://www.sdip.gov.ua/en/vsjogo8 свободный. — Загл. с экрана.

7 Поиск по документам. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://ras.arbitr.ru/ свободный. — Загл. с экрана. ходимо осмыслить и критически оценить, выработать единообразные подходы к разрешению конфликтных ситуаций (в частности, о возможности или невозможности обладания физическим лицом — не индивидуальным предпринимателем исключительным правом на товарный знак) — 3) доктринальных — необходима выработка теоретических концепций о правовом статусе обладателя исключительного права на товарный знак как целостном правовом явлении, как части общей (единой) концепции, проведение комплексных исследований прав и обязанностей данных субъектов.

Степень научной разработанности темы. Такое средство индивидуализации, как товарный знак находится в фокусе множества исследований. Большая часть этих трудов посвящена правовой охране товарных знаков, правовому режиму товарного знака, условиям охраноспособности товарного знака, его сравнению с иными средствами индивидуализации, исключительному праву на товарный знак, исчерпанию прав, договорам о распоряжении исключительным правом на товарный знак. По существу, в настоящее время сформирована и достаточно детально разработана теория правовой охраны товарных знаков, основу которой составляют фундаментальная работа А. П. Сергеева «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации», 8 книга А. П. Рабец «Правовая охрана товарных знаков в России», 9 работа O.A. Городова «Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения».10 Отдельные положения правовой охраны товарных знаков раз.

8 Сергеев, А П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, учеб. — 2-е изд, перераб и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

9 Рабец, А П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.

10 Городов O.A. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения / О. А Городов. — М.: Волтерс Клувер, 2006. рабатывались также в книгах С. П. Гришаева, В. А. Дозорцева, В. О. Калятина, диссертационных работах A.M. Горохова, М. Н. Зубковой, А. Д. Кудакова, O.A. Курлаева.

Однако указанная теория правовой охраны товарных знаков представляется, в известной, мере, неполной из-за отсутствия в. ней разработанной части о правовом статусе обладателя исключительного права на товарный знак. Взаимосвязанные интересывладельца товарного знака, его специальная правоспособность, совокупность прав и обязанностей никогда комплексно не осмыслялись' с позиций теории гражданского права, в целом оставались за пределами указанных научных исследований, за-исключением редких предположений об особом статусе правообладателя, одно из которых высказал Ю. Т. Гульбин в V книге «Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения! товаров: гражданско-правовой аспект».11.

Следствием отмеченной неполноты является нерешенность (дискуссион-ность) в отечественной. гражданско-правовой, науке следующих проблем: возможности обладания публично-правовыми • образованиями, государственными-органами, юридическими лицами, не имеющими права осуществления предпринимательской деятельности, физическими лицами — не индивидуальными предпринимателями исключительным правом на товарный знак, наличия или отсутствия неимущественных прав на товарные знаки у их владельцев, оптимального набора прав и обязанностей владельца товарного знака. Указанный оптимальный набор позволит защитить интересы обладателя исключительного права на товарный знак при возникновении коллизий с правами на иные средства индивидуализации и на результаты интеллектуальной деятельности, эффективное разрешение которых является одной из перспективных целей зако.

11 Гульбин Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданско-правовой аспект. — М.: Статут, 2007. нодателя согласно п. 3.3 раздела VII Концепции развития гражданского законодательства РФ.12.

Указанные причины вкупе с отсутствием в. российской* гражданско-правовой науке специального комплексного исследования правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак свидетельствуют в пользу недостаточной степени разработанности данной проблемы, обоснованности выбора темы диссертационного исследования, и ее актуальности: '. Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного диссертационного исследования является выработка в рамках единой теории1 правовой охранытоварныхзна1Шв целостного научного представления о гражданско-правовом статусе обладателя-исключительного права на товарный знаккак. особой, правовой конструкции, его структуре, соотношениисо смежными правовыми категориями и особенностях практической реализации.

Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач: •.

— исследовать: категорию «гражданско-правовой статус» и. обосновать возможность ее использования для" анализа правового положения обладателя', исключительного права на товарный, знак;

— дать определение понятия «гражданско-правовой статус обладателя» исключительного права на товарный* знак", выявить его структуру и место среди, иных гражданско-правовых статусов-. .

— соотнести правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак е его специальной правоспособностью, выявить основания последней;

— исследовать исключительное право, натоварный знаккак элемент граж- ' данско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак, выявить его структуру и значение-.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации- (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. — 2009. -№ 11.

— исследовать иные права обладателя исключительного права на товарный знак, определить их признаки, правовую природу и соотношение с исключительным правом на товарный знак;

— провести анализ права на защиту как элемента гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак.

Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных специалистов в области теории права: Н. И. Матузов, A.B. Малысо, Н. В. Витрук, С. С. Алексеев, С. А. Комаров, В. В. Лазарев, A.B. Мицкевич, Е. А. Лукашева, A.A. Гатинян и др.- гражданского права, и в том числе права интеллектуальной собственности: С. Н. Братусь, Э. П. Гаврилов, O.A. Городов, A.M. Горохов, В'.П. Грибанов, С. П. Гришаев, Ю. Т. Гульбин, В. А. Дозорцев, М. Н. Зубкова, Т. И. Илларионова, В. О. Калятин, В. Е. Китайский, А. Д. Кудаков, O.A. Курлаев, М. Лабзин, М. Н. Малеина, P.A. Мерз-ликина, Н. И. Мирошникова, О. В. Новосельцев, В. В. Пирогова, В.Ф. Попондо-пуло, А. П. Рабец, В .И. Сенчищев, А. П. Сергеев, С. А. Судариков, Е. А. Суханов, Е. А. Флейшиц, М. Ю. Челышев, Г. Ф. Шершеневич, Е. С. Шпак, В. Ф. Яковлев и др.

Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, диалектический), методы познания отдельных наук (сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический), а также межотраслевой метод познания юридической действительности.

Нормативная и эмпирическая основа исследования. Диссертационное исследование основано на Конституции РФ, 13 международных нормативно-правовых актах о правовой охране товарных знаков (Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., 14 Сингапурский до.

13 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — № 237.

14 Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) // Вестник говор о законах по товарным знакам от 28 марта 2006 г., 15 Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. 16 и другие), Гражданском кодексе РФ (далее — ГК), 17 иных федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Эмпирическую основу исследования составили акты судебной практики арбитражных судов, акты Палаты по патентным спорам, материалы Государственного реестра товарных знаков Российской Федерации (более 400).

Объект исследования. Объектом настоящего диссертационного, исследования являются гражданско-правовые отношения, участниками которых выч ступают обладагели исключительных прав на товарные знаки.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является правовой статус (правовое положение) обладателя исключительного права на товарный знак.

Научная новизна диссертации. Диссертация является первым комплексным монографическим исследованием правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак. Впервые в рамках единой теории граж.

ВАС РФ. — 1996. № 2.

15 Сингапурский Договор о законах по товарным знакам (Сингапур, 27 марта 2006 г.) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://wwлvl.flps.rll/wps/wcш/coшlect/Зc9d9f004bfda4e39fбdbfdOc7eOeb6d/singapur.pdi?MOD=A •ГРЕМЕВ свободный. — Загл. с экрана.

16 Ниццкое Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 г. / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М.: вып. ХЫН. — 1989. — С. 91.

17 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496. данско-правовой охраны товарных знаков разработана сущность понятия «правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак», проведена дифференциация данного статуса по виду товарного знака и другим основаниям, определены и классифицированы элементы данного статуса, выявлены их правовая природа и содержание. Предложена авторская концепция специальной правоспособности владельцев товарных знаков, разработаны основания данной правоспособности.

Научная новизна либо ее отдельные элементы развиваются и конкретизируются также в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Гражданско-правовой статус обладателя исключительного права на товарный знак — это специальный отраслевой правовой статус, закрепленный в рамках субинститута правовой охраны товарного знака, определяемый как совокупность установленных международными нормативно-правовыми актами, гражданским законодательством, иными правовыми актами и локальными нормативными актами прав и обязанностей лица, обладающего исключительным правом на товарный знак.

2. Специальная правоспособность обладателя исключительного права на товарный знак основывается на (1) наличии статуса, позволяющего лицу непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность по законодательству РФ, или позволяющего в соответствии с международным договором обладать исключительным правом на товарный знак, (2) получении лицом исключительного права на товарный знак.

3. Лица, статус которых не позволяет им непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность, не могут быть обладателями исключительных прав на товарные знаки. К ним следует отнести профессиональные союзы, союзы и ассоциации юридических лиц, государственные и муниципальные органы, публично-правовые образования. Приобретение исключительного права на товарный знак в установленном порядке указанными лицами должно повлечь: последующее приобретение надлежащего статуса или отказ от исключительного права, или его отчуждение в течение определенного временного периода. Иначе правовая охрана товарного знака подлежит досрочному прекращению.

4. Законодательно установленными элементами гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак являются восемь прав и две обязанности: исключительное право на товарный знак, право размещения на продукции знака охраны, оповещающего об исключительном праве на товарный знак, право на продление срока действия исключительного права, право на «дробление» исключительного права в случае оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку, право на внесение в товарный знак изменений, не меняющих его существа, право на преобразование товарного знака в коллективный знак и наоборот, право на отказ от исключительного права на товарный знак и право лицензиара осуществлять контроль за соответствием качества товаров лицензиата аребованиям к качеству, установленным лицензиаромобязанность уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности об изменении сведений, связанных с государственной регистрацией товарного знака и обязанность отвечать солидарно с лицензиатом, по требованиям, предъявляемым к нему как к изготовителю товаров.

5. Элементы гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак классифицируются: по значению элемента — на основной, статусообразующий элемент (исключительное право на товарный знак) и совокупность неразрывно связанных с ним отдельных прав и обязанностей, выполняющих по отношению к исключительному праву обеспечительную функциюпо виду — на права, предоставляющие монополию использования и распоряжения в отношении товарного знака, обеспечивающие сохранение и поддержание в силе указанной монополии, и обязанности, обеспечивающие соблюдение прав и интересов иных участников правоотношенийсвязанных с товарными знаками.

6. Исключительное правона товарный знак включает в себя два право.. мочия: правомочие. на собственные действия, состоящее из. субправомочий'использовать товарный знак по своему усмотрению и распоряжаться исключительным правом на товарный, знак^ чис требовать определенного поведения от обязанных лиц, состоящее из субправомочий запретить использование тождественного товарного знака в отношении — аналогичных товаров и запретить использование сходных с товарным знаком обозначений в отношении товаров, для индивидуализации:'которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если. в результате такого использования возникнетвероятность смешения: Шравог на защиту является самостоятельным субъективнымшравом владельца товарного знака. ' •.

7. СубправЪхМочие использования товарного знака не распространяется >¦ на сходные с товарным знаком до степени смешения обозначения в У отношении товаров, дляиндивидуализации которых товарный-знак зарегистрирован, или однородных товаров. Субправомочие запретить использование таких обозначенийесли в результате такого использованиявозникнет вероятность смешенияявляется средством охраны исключительного права владельца товарного знака.

8. Субправомочие распоряжения исключительным правом на товарный знак является субправомочием первого порядка в отношении исключительного права: Оно состоит из двух субправомочий второго порядка: отчуждать исключительное право на товарный знак и предоставлять право использования товарного знака по лицензии. Право на отказ от исключительного права, на преобразование товарного знака в коллективный, на продление срока действия государственной регистрации товарного знака не включаются в состав субправомочия распоряжения, поскольку не имеют имущественной природы и не предусмотрены унифицированной конструкцией исключительного права (ст. 1229 ГК РФ).

9. Право на отказ от исключительного права на товарный знак, право на преобразование товарного знака в коллективный знак, право на продление срока действия государственной регистрации товарного знака, право на проставление знака охраны, право «дробления» исключительного права на товарный знак в случае оспаривания его государственной регистрации, право на внесение в товарный знак изменений, не меняющих его существа, являются иными интеллектуальными правами (ст. 1226 ГК РФ) обладателя исключительного права на товарный знак, имеют неимущественный и исключительный характер, отражают принцип единства имущественных и неимущественных прав в правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. По отношению к исключительному праву данные права являются дополнительными и самостоятельно от исключительного права на товарный знак не существуют.

10. В правовом статусе обладателя исключительного права на товарный знак отсутствуют законодательно закрепленные обязанности, призванные обеспечить интересы контрагентов владельца товарного знака. В целях обеспечения интересов контрагентов следует установить обязанность обладателя исключительного права на товарный знак предоставлять по требованию контрагента информацию, способную повлиять на объем и действие исключительного права в отношении определенного товарного знака (об использовании, об оспаривании, о наличии прав третьих лиц на товарный знак).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак дополняет сложившуюся теорию правовой охраны товарных знаков объективным знанием о правовых характеристиках владельца данного средства индивидуализации, совокупности его прав и обязанностей. В частности, выработано определение гражданско-правового статуса обладателя исключительного права на товарный знак и выявлено его мес го в системе правовых статусов гражданского права и права интеллектуальной собственностиисследовано соотношение правового статуса и правоспособности владельцев товарных знаковопределена? структура статуса, классифицированы его элементыпоследовательно исследованы права и обязанности владельца товарного знака, выявлены их природа и пределы осуществления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и методологические выводы и рекомендации могут быть полезны владельцам товарных знаков и юристам, практикующим в сфере промышленной собственности, в целях обеспечения интеллектуальных прав, предотвращения совершения правонарушений, связанных с товарными знаками. Возможно использование полученных в результате диссертационного исследования выводов и иных положений в преподавании курсов гражданского, коммерческого, предпринимательского права, права интеллектуальной собственности. Также автором предложены меры по совершенствованию действующего законодательства о правовой охране товарных знаков, выражающиеся в изменении ст.ст. 1478, 1514 ГКРФ.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Материалы диссертации использовались при преподавании курсов «Гражданское право», «Право интеллектуальной собственности», «Коммерческое право» в Казанском государственном университете, Институте экономики, управления и права (г. Казань), в исследовательской деятельности Российского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности.

Основные выводы и положения, полученные в ходе диссертационного исследования, изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях (4) и отражены в опубликованных работах (6), в том числе в журналах, рекомендованных ВАК (1).

Структура работы. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой