Утилизация продуктов аварий нефтепроводов для строительства площадочных объектов Западной Сибири
Решением данной проблемы может являться утилизация продуктов аварий (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхожде-ния) при строительстве нефтепромысловых дорог и площадок по методу укрепления грунтов. Актуальность решения этой проблемы заключается в следующем: автомобильные дороги в нефтедобывающей промышленности являются одним из элементов обустройства нефтепроводов, а площадки… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ причин аварий и источников загрязнения природной среды Западной Сибири
- 1. 1. Анализ природно-климатических условий Западной Сибири
- 1. 2. Источники углеводородного загрязнения на объектах нефтяной промышленности
- 1. 3. Анализ существующих^етодов утилизации продуктов аварий на нефтепроводах и методов их использования в строительстве нефтегазовых объектов Западной Сибири
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- 2. Теоретические предпосылки утилизации продуктов аварий нефтепроводов для дорожно-строительного метода укрепления грунтов
- 2. 1. Состав работ при утилизации нефтяных отходов в дорожном строительстве
- 2. 2. Анализ процессов формирования структур материалов «грунт-сырая нефть-добавка»
- 2. 3. Анализ структур формирования материалов «нефтегрунт-улучшающая добавка»
- 2. 3. 1. Влияние свойств грунтов
- 2. 3. 2. Влияние состава нефтей
- 2. 3. 3. Физико-химическая сущность процессов взаимодействия реагентов с грунтами
- 2. 4. Анализ критериев по оптимизации составов нефтегрунтов страницы
- Выводы по главе
- 3. Экспериментальные исследования
- 3. 1. Характеристика нефтегрунтов
- 3. 2. Взаимодействие грунтов с нефтью в техногенных и антропогенных породах
- 3. 3. Разработка оптимальных составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
- 3. 3. 1. Методика проведения эксперимента по разработке составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
- 3. 3. 2. Исследование составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей без добавок
- 3. 3. 3. Математическое планирование эксперимента по определению оптимальных составов нефтегрунта
- 3. 3. 4. Исследование составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей с добавками неорганических вяжущих
- 3. 4. Проведение промышленного эксперимента по определению состава техногенного и антропогенного нефтегрунта при хранении в штабеле
- 3. 5. Определение физико-механических характеристик техногенных и антропогенных нефтегрунтов
- Выводы по главе
- 4. Разработка рекомендации по утилизации техногенных и антропогенных нефтегрунтов в дорожном и внутриплощадочном строительстве
- 4. 1. Область применения, составы смесей и конструкции
- 4. 2. Разработка рекомендаций по методам и способам оптимизации техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
- 4. 3. Разработка технологии и организации строительства оснований и покрытий из техногенного и антропогенного нефтегрунта
- 4. 4. Технико-экономический анализ предлагаемого способа утилизации по методу укрепления грунтов
- Выводы по главе
Утилизация продуктов аварий нефтепроводов для строительства площадочных объектов Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ф В 50−60 годы растущее производство Советского Союза нуждалось в дешёвых и неограниченных запасах природного топлива и сырья для переработки. География добычи нефти на сегодняшний день включает в себя многие районы бывшего СССР: Белоруссия, Казахстан, Средняя Азия, но наиболее крупные запасы и сегодня находятся на территории Западной Сибири.
Из всего, добываемого в России углеводородного сырья, на долю Западной Сибири приходится более 50% добычи нефти. Подтверждённые запасы нефти превышают 16 млрд. тонн.
Таким образом, несмотря на новые экономические условия и политическую ситуацию, Западно-Сибирский нефтегазодобывающий комплекс (ЗСНГК) продолжает оставаться основным источником пополнения бюджета страны.
Рост добычи нефти был неуклонно связан с освоением и развитием труднодоступных территорий Западной Сибири: созданием сети автомобильных дорог и строительством крупных населённых пунктов.
Форсирование освоения нефтегазовых месторождений и строительство нефтепроводов привели к крайне негативным экологическим последствиям, вызванных углеводородным загрязнением окружающей среды при разведке, добыче, подготовке, транспортировке и переработке нефти вследствие несовершенства технологий и аварийных разливов.
По статистике потери нефти составляют около 2% от годовой добычи, причём около 49% из них теряется на суше.
• По характеру загрязнения грунтовой среды возможно образование двух разновидностей смесей грунтов с нефтью:
— нефтегрунты техногенного происхождения (НГТП), получаемые в результате пропитки нефтью грунтов естественного залеганияФ — нефтегрунты антропогенного происхождения (НГАП), получаемые в результате пропитки привозных грунтов для локализации разлива нефти.
Оставаясь экологически опасными, эти материалы требуют переработки, которая затруднена их большими объёмами и низкой производительностью утилизации.
Решением данной проблемы может являться утилизация продуктов аварий (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхожде-ния) при строительстве нефтепромысловых дорог и площадок по методу укрепления грунтов. Актуальность решения этой проблемы заключается в следующем: автомобильные дороги в нефтедобывающей промышленности являются одним из элементов обустройства нефтепроводов, а площадки устраиваются под инженерные объекты нефтяной отрасли. Основная часть удорожания площадочного строительства объясняется отсутствием местных материалов и необходимостью использовать привозные материалы. В тоже время в наличии имеются значительные ско-<1 пления грунтов с мест аварий, пропитанных нефтью. В случае применения в конструкциях оснований и фундаментов НГТП или НГАП на местных грунтах взамен дальнепривозных материалов резко уменьшается транспортная составляющая стоимости строительства и решается ряд вопросов, связанных с утилизацией продуктов аварий и рекультивацией нарушенных земель.
Получаемые материалы по компонентному составу идентичны нефтегрунтам. Возможность применения нефти для укрепления грунто-* вых материалов и их использование в строительных конструкциях подтверждены многолетними исследованиями и практическим опытом. Основным отличием НГТП и НГАП является то, что процессы образования материала являются объективными и носят нецеленаправленный характер, в результате чего первоначальные свойства материала отличаются от требуемых свойств, предъявляемых к обычным нефтегрунтам.
Возможность утилизации продуктов аварий при строительстве нефтепромысловых дорог и промышленных площадок достигается интеграцией взаимовлияющих факторов, таких как:
— физико-химические процессы взаимодействия компонентов, а на их основе составы техногенных и антропогенных нефтегрунтов;
— способы оптимизации нефтегрунтовых смесей, позволяющие получать материал с заданными прочностными свойствами;
— назначение элементов строительных конструкций с учётом климатических факторов и нагрузки;
— обеспечение экологической безопасности на всех этапах утилизации.
Поэтому целью настоящей диссертации и явилось теоретическое и экспериментальное обоснование утилизации продуктов аварий нефтепроводов (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхождения) для строительства площадочных объектов в Западной Сибири.
Настоящая работа, посвященная решению указанных вопросов в районах ЗСНГК, выполнена на кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменской государственной архитектурно-строительной академии.
Производственная проверка экспериментальных данных проводилась на внутрипромысловых автодорогах и промышленных площадках Приразломного месторождения Нефтеюганского района Тюменской области.
Общие выводы.
1. Применение техногенных и антропогенных нефтегрунтов в площадочном строительстве по методу укрепления грунтов является решением ряда вопросов, связанных с утилизацией продуктов аварий, рекультивацией нарушенных земель и замены привозных каменных материалов на местные.
2. Теоретически обоснована и практически доказана возможность применения техногенных и антропогенных нефтегрунтов в площадочном строительстве в условиях Западной Сибири.
Введение
неорганических добавок извести и цемента приводит к образованию коагуля-ционно-кристаллизационных структур. При этом происходит химическое связывание нефти в системе «грунт+нефть+добавки», увеличение прочности и долговечности полученного материала.
3. Методом математического моделирования эксперимента, подтверждённым практическим использованием материала, определены оптимальные составы нефтегрунта. При этом оптимальное содержание нефти составляет 4,0% при добавке извести 4,0% и 6,0% при добавке ф цемента 5,0%.
4. По своим физико-механическим свойствам материал отвечает требованиям ГОСТ 30 491–97 и СН 25−74. Прочность гидрофобного материала 1,1−1,4 МПа и высокая долговечность позволяют использовать его для устройства оснований на дорогах высших категорий, в качестве покрытий на низших и фундаментов промышленных площадок, при исключении возможности загрязнения грунтовой, воздушной и водной сред.
5. Разработанные и апробированные производственные способы технологии строительства оснований и покрытий из техногенного и антропогенного нефтегрунта исключают возможность попадания нефтегрунта в окружающую среду. Выполнение работ не требует специальной техники и может осуществляться существующими строительными машинами и механизмами.
6. Технико-экономический анализ показал эффективность утилизации техногенных и антропогенных нефтегрунтов по методу укрепления грунтов в площадочном строительстве. Эффективность способа обуславливается утилизацией нефтегрунтов в строительных конструкциях, исключающей трудоёмкие операции по очистке грунтов от нефти, применением местных строительных материалов (грунты пропитанные нефтью), сокращением транспортных расходов, расширением строительного сезона и увеличением темпов строительства.
Список литературы
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. -М.: Наука, 1976. -280 с.
- Адмиров Я.С., Варфоломеев Д. Ф., Мухутдинов Р. Х., Тищенко В. Е. Рациональное использование вторичных ресурсов нефтехимии и охрана окружающей среды. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1979.-116 с.
- Актуальные проблемы окружающей среды на нефтяных и газовых месторождениях Тюменского севера. 1−2 том. Тюмень, 1979.
- Анализ причин разрушения действующих нефте- и продуктопро-водов. -М.: Недра, 1974. 230 с.
- Антонов A.M., Цаплин А. Г. Экономика и планирование дорожных работ. -М.: Транспорт, 1967. -368 с.
- Атлас Тюменской области. Выпуск I. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Москва-Тюмень, 1971. -665 с.
- Бабин Л.А., Быков Л. И., Рафиков С. К. Искусственное улучшение грунтов в практике трубопроводного строительства. -М.: Недра, 1990. -153 с.
- Безрук В.М., Линцер A.B., Юрченко В. А., Илясов Б. Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1975.-72 с.
- Безрук В.М. Основные принципы укрепления грунтов. -М.: Транспорт, 1987. -32 с.
- Безрук В.М., Кострико М. Т. Геология и грунтоведение. -М.: Недра, 1969. -264 с.
- Беллами Л. Новые данные по ИК-спектрам сложных молекул. -М.: Мир, 1971. -317 с.
- Белозёрова 3. Надёжность магистральных нефте- и продукто-проводов. М.: М-во нефтедобывающей пром-сти СССР. Всесоюз. науч-исслд. ин-т организации, упр-я и экономики нефтегазовой пром-сти, 1968.-96 с.
- Бируля А.К. Теоретические основы укрепления грунтов битумами и дёгтями. // В кн.: Труды совещания по теоретической мелиорации грунтов. Под ред. Е. М. Сергеева. -М.: МГУ, 1961. -С.62−69.
- Болштянский М.П. Основы теории проектирования дорожных конструкций с использованием торфа. Диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук. Тюмень, 1981. -313 с.
- Бородавкин П.П., Ким Б.И. Охрана окружающей среды при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1981. -160 с.
- Бронштейн П.А. Экономика дорожного строительства. -М.: Транспорт, 1971. -302 с.
- Бурнаев Н.Л. Исследование возможности применения ждаркур-ганской нефти в дорожном строительстве Узбекистана. Диссертация на соискание учёной степени кандидита технических наук. Ташкент, 1953. -257 с.
- Бурнаев Н.Л. Значение воздуха и солнечного света в процессе нарастания вязкости джаркурганской нефти, применяемой для дорожного строительства в Узбекистане. Сборник работ аспирантов АН УзССР. Вып.1, 1958. -С.41−48.
- Волосова Р.И., Иванкович A.C., Анастасюк Ю. М. Устройство покрытий автомобильных дорог из грунтово-цементных смесей. -М.: Лесная промышленность, 1966. -54 с.
- Восстановление нефтезагрязнённых почвенных экосистем. -М.: Наука, 1988. -254 с.
- Временные указания по применению грунтов, укреплённых сырой маловязкой нефтью, при строительстве нефтепромысловых дорог в условиях Западной Сибири. Главтюменьнефтегаз, Тюмень, 1971. -32 с.
- ГОСТ 30 491–97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
- ГОСТ 17.1.3.05−82 (CT СЭВ 3078−81). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
- ГОСТ 17.4.2.01−81 (CT СЭВ 4470−84). Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.
- Гончарова Л.В. Основы искусственного улучшения грунтов. -М.: МГУ, 1973.-375 с.
- Елисеев М.Я., Васильев Н. П. Проектирование и сооружение магистральных нефтепроводов в Западной Сибири. -М.: Недра, 1967. -149 с.
- Иванов H.H. и др. Оптимальное использование строительных материалов в дорожных конструкциях. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1977. -168 с.
- Иванцов О.М., Харитонов В. И. Надёжность магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1978. -166 с.
- Инструкция по применению грунтов, укреплённых вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25−74. -М.: Стройиздат, 1975. -126 с.
- Инструкция по проектированию жёстких дорожных одежд. ВСН 197−83. Минтрансстрой СССР. -М .: ЦБНТИ, 1983. -130 с.
- Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири. ВСН 26−90. Мин-во транспорт, строительства СССР. -М.: Стройиздат, 1991. -152 с.
- Кандауров И.И. Механика зернистых сред и её применение в строительстве. J1.-M.: Стройиздат, 1966. -275 с.
- Колбановская A.C., Михайлов В. В. Дорожные битумы. -М.: Транспорт, 1973. -264 с.
- Комплексная система управления качеством продукции. Индустриальные способы применения грунтов, укреплённых нефтью и цементом, при круглогодовом строительстве промысловых дорог. СТП 147 323.016−87. Тюмень, 1988. -52 с.
- Кретов В.А., Шуваев А. Н., Тестешев A.A. Воздействие нефтепроводов Западной Сибири на окружающую среду. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.25−28.
- Линцер A.B., Юрченко В. А. Укрепление грунтов нефтью с активными добавками для дорожных одежд в условиях Тюменской области. Труды Тюменского индустриального института, вып.7, Тюмень, 1969.
- Литвиненко В.И., Быков И. Ю., Пебалк В. Л., Варфоломеев Б. Г. Технология эксплуатации и ликвидации водоохранных сооружений буровых. // Нефтяное хозяйство, 1987, № 5. -С. 48−51.
- Луканина Т.М., Фридман A.A. и др. Устройство дополнительных слоев основания из барханного песка, укреплённого битумной эмульсией. //Автомобильныедороги, 1975, № 3. -С. 16−17.
- Малюшин H.A., Чепурский E.H. Магистральные трубопроводы Западной Сибири. Техническое состояние. Экологическая безопасность. Тюмень, 1996. -132 с.
- Маркова E.H., Рохваргер Л. Е. Математическое планирование химического эксперимента. -М.: Знание, 1971.
- Мищенко Н.Ф., Серов Н. М., Марков Л. А. Химическое укрепление грунтов в аэродромном и дорожном строительстве. -М.: Транспорт, 1967. -230 с.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. -М.: Наука, 1971.
- Налимов В.В., Голикова Г. М. Логические основы планирования эксперимента. -М.: МГУ, 1971.
- Некрасов К.П. Обыкновенные дороги, ч.1. Грунтовые дороги, устройство и их ремонт. -М.: Издание т-ва «Агроном», 1915. -176 с.
- Обезвреживание и переработка нефтяных шламов. Немченко В. М. и др. -М.: ЦНИИГ «Энефтехим», 1974. -39 с.
- Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1996 году». Государственный комитет по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа, Ханты-Мансийск, 1997. -148 с.
- Опыт строительства временных дорог и площадок для аварийно-восстановительного и планового ремонта трубопроводов. Новосёлов.
- B.В., Иванов В. А., Кретов В. А., Крамской В. Ф. и др. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. -124 с.
- Панов Г. Е., Петряшин Л. Ф., Лысяный Г. Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. -М.: Недра, 1986. -244 с.
- Петров A.A., Поздышев Г. Н., Шгоф И. К. Структура смолисто-асфальтеновых веществ нефти. // Труды СоюзДорНИИ, вып.49, 1971.1. C.45−46.
- Платонов А.П. Полимерные материалы в дорожном и аэродромном строительстве. -М.: Транспорт, 1994. -157 с.
- Подольский В.П. Дорожная экология. -М.: Союз, 1997. -186 с.
- Попандопуло Г. А. Применение тяжёлых нефтей для устройства дорожных одежд. //Труды СоюзДорНИИ, вып. 38, 1970. -С.139−149.
- Попандопуло Г. А., Рацен З. Э. Использование тяжёлых нефтей для укрепления грунтов. // Материалы к VI Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. -М.: изд-во МГУ, 1968. -С. 162−165.
- Пособие по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (к СНиП 2.01.28−85). -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. -48 с.
- Радовский Б.С. Плотность беспорядочной упаковки твёрдых частиц сферической формы. // Изв. АН СССР. -М. 1972. -С. 14−16.
- Рацен З.Э. Исследование природных органических вяжущих материалов Казахстана и Средней Азии для дорожного строительства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук. -М.: 1975. -27 с.
- Ребиндер П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. // В кн.: Физико-химическая механика дисперсных структур, — М.: Наука, 1966.-С.3−28.
- Рекомендации по применению грунтов, укреплённых битумными вяжущими совместно с цементом, для устройства дорожных покрытий и оснований. Союзорнии Балашиха Московская обл., 1970. -27 с.
- Рекомендации по проектированию шламохранилищ, возводимых на основаниях, сложенных из торфов. М.: Недра, 1982. -125 с.
- Роджерс К. Укладки и покрытия. -М.: Мир, 1968. 82 с.
- Сасько Н.Ф., Попандопуло Г. А., Рацен З. Э. Исследования по использованию высокосмолистых нефтей для укрепления грунтов, грун-тогравийных и грунтощебёночных материалов. // Труды СоюзДорНИИ, вып. 34, 1969. -С. 115−138.
- Симонов В.В. Управление производственными ресурсами в трубопроводном строительстве Западной Сибири. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Тюмень, 2000. -128 с.
- Ситтиг М. Процессы окисления углеводородного сырья. -М.: Мир, 1970. -300 с.
- Сланцевые вяжущие в дорожном строительстве. Першин М. Н., Никитина М. Ф., Архипова А. П., Баринов E.H., Козлов С. А., Кореневская Г. В., Шверова Л. Р. -М.: Транспорт, 1981. -151 с.
- СНиП 2.01.01−82. Строительная климатология и геофизика. Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1983. -136 с.
- СНиП 2.01.28−85. Строительные нормы и правила. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
- СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 56 с.
- СНиП 3.06.03−85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 112 с.
- Тестешев A.A. Расчёт экологического ущерба при отчуждении земель вследствие аварий на нефтепроводах. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.36−39.
- Тестешев A.A., Шуваев А. Н. Способы получения оптимальных нефтегрунтов из смесей антропогенного происхождения. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.43−48.
- Технология и механизация укрепления грунтов в дорожном строительстве. Безрук В. М., Левицкий Е. Ф., Ястребова Л. Н., Либерман М. А., Исаев B.C., Глухман Л. И. -М.: Транспорт, 1976. -232 с.
- Тинсли И. Поведение химических загрязнителей в окружающей среде. -М.: Мир, 1982. -280 с.
- Тишин В.Г. Основания и фундаменты объектов нефтяной и газовой промышленности. -М.: Недра, 1985. -176 с.
- Травин Э.Т. Опыт применения отбросов нефтяной промышленности. //Дорога и автомобиль, 1933, № 5.
- Тюменцева О.В., Мокина В. И. Опыт укрепления одноразмерных песков водно-ледникового происхождения цементом и нефтью.// Материалы к VI Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. -М.: МГУ, 1968. -С.377−379.
- Тюменцева О.В., Дежина Н. С. Комплексное укрепление грунтов цементом и органическими соединениями. // Труды СоюзДорНИИ,. вып.38, 1970. -С.48−63.
- Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. В. М. Безрук. Изд-во «Транспорт», 1971. -247 с.
- Укреплённые грунты. (Свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве). В. М. Безрук, И. Л. Гурчяков, Т. М. Луканина, Р. А. Агапова. -М.: Транспорт, 1982. -231 с.
- Фадеев С.С. Исследование вопросов укрепления лессовидных суглинков органическими вяжущими в условиях Татарской АССР. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук, Саратов, 1969. -199 с.
- Филатов М.М. Стабилизация дорожных грунтов прогревом, солями, битуминозными, дёгтевыми и другими материалами. // В кн: Стабилизация грунтов. -М.: Гушсдор, 1938. -С.5−33.
- Челомбитко С.И. Научные основы определения и прогнозирование безвозвратных потерь нефти при авариях на трубопроводах: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора техниче-скихнаук. -Тюмень.ТюмГНГУ, 1997.-30 с.
- Шуваев А.Н., Кретов В. А., Тестешев A.A. Утилизация продуктов аварий в дорожных конструкциях. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.33−36.
- Шуваев А.Н., Тестешев A.A. Оптимальные составы нефтегрун-тов антропогенного происхождения. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.39−43.
- Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В 2-х частях. Под ред. М. В. Немчинова. -М.: ОАО «Одф лмашининформ», 1997.
- Юрченко В.А. Укрепление грунтов сырой маловязкой нефтью при строительстве лесовозных автомобильных дорог в Тюменской области. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Тюмень, 1971. -134 с.
- Ястребова Л.Н. Методы укрепления переувлажнённых грунтов органическими вяжущими. -М.: Транспорт, 1966. -162 с.
- Ястребова Л.Н., Плотникова И.А. Процессы структурообразо
- Ш. вания грунтов с битумными эмульсиями и влияние на них природыэмульгатора. //Тр. СоюзДорНИИ, вып. 5, 1965, -С.70−80.
- Hunt, Wishezd, Bonham. Anal Chem 22, 1950.
- Miller Wilkins. Anal Chem 24, 1953.
- Wintercorn H.F. Granulometric and Volumetric Factors in Bituminous Soil Stabilization. Highway Research Board, Proc., vol.36, Washington, 1957.