Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Утилизация продуктов аварий нефтепроводов для строительства площадочных объектов Западной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решением данной проблемы может являться утилизация продуктов аварий (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхожде-ния) при строительстве нефтепромысловых дорог и площадок по методу укрепления грунтов. Актуальность решения этой проблемы заключается в следующем: автомобильные дороги в нефтедобывающей промышленности являются одним из элементов обустройства нефтепроводов, а площадки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ причин аварий и источников загрязнения природной среды Западной Сибири
    • 1. 1. Анализ природно-климатических условий Западной Сибири
    • 1. 2. Источники углеводородного загрязнения на объектах нефтяной промышленности
    • 1. 3. Анализ существующих^етодов утилизации продуктов аварий на нефтепроводах и методов их использования в строительстве нефтегазовых объектов Западной Сибири
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • 2. Теоретические предпосылки утилизации продуктов аварий нефтепроводов для дорожно-строительного метода укрепления грунтов
    • 2. 1. Состав работ при утилизации нефтяных отходов в дорожном строительстве
    • 2. 2. Анализ процессов формирования структур материалов «грунт-сырая нефть-добавка»
    • 2. 3. Анализ структур формирования материалов «нефтегрунт-улучшающая добавка»
      • 2. 3. 1. Влияние свойств грунтов
      • 2. 3. 2. Влияние состава нефтей
      • 2. 3. 3. Физико-химическая сущность процессов взаимодействия реагентов с грунтами
    • 2. 4. Анализ критериев по оптимизации составов нефтегрунтов страницы
  • Выводы по главе
  • 3. Экспериментальные исследования
    • 3. 1. Характеристика нефтегрунтов
    • 3. 2. Взаимодействие грунтов с нефтью в техногенных и антропогенных породах
    • 3. 3. Разработка оптимальных составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
      • 3. 3. 1. Методика проведения эксперимента по разработке составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
      • 3. 3. 2. Исследование составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей без добавок
      • 3. 3. 3. Математическое планирование эксперимента по определению оптимальных составов нефтегрунта
      • 3. 3. 4. Исследование составов техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей с добавками неорганических вяжущих
    • 3. 4. Проведение промышленного эксперимента по определению состава техногенного и антропогенного нефтегрунта при хранении в штабеле
    • 3. 5. Определение физико-механических характеристик техногенных и антропогенных нефтегрунтов
  • Выводы по главе
  • 4. Разработка рекомендации по утилизации техногенных и антропогенных нефтегрунтов в дорожном и внутриплощадочном строительстве
    • 4. 1. Область применения, составы смесей и конструкции
    • 4. 2. Разработка рекомендаций по методам и способам оптимизации техногенных и антропогенных нефтегрунтовых смесей
    • 4. 3. Разработка технологии и организации строительства оснований и покрытий из техногенного и антропогенного нефтегрунта
    • 4. 4. Технико-экономический анализ предлагаемого способа утилизации по методу укрепления грунтов
  • Выводы по главе

Утилизация продуктов аварий нефтепроводов для строительства площадочных объектов Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ф В 50−60 годы растущее производство Советского Союза нуждалось в дешёвых и неограниченных запасах природного топлива и сырья для переработки. География добычи нефти на сегодняшний день включает в себя многие районы бывшего СССР: Белоруссия, Казахстан, Средняя Азия, но наиболее крупные запасы и сегодня находятся на территории Западной Сибири.

Из всего, добываемого в России углеводородного сырья, на долю Западной Сибири приходится более 50% добычи нефти. Подтверждённые запасы нефти превышают 16 млрд. тонн.

Таким образом, несмотря на новые экономические условия и политическую ситуацию, Западно-Сибирский нефтегазодобывающий комплекс (ЗСНГК) продолжает оставаться основным источником пополнения бюджета страны.

Рост добычи нефти был неуклонно связан с освоением и развитием труднодоступных территорий Западной Сибири: созданием сети автомобильных дорог и строительством крупных населённых пунктов.

Форсирование освоения нефтегазовых месторождений и строительство нефтепроводов привели к крайне негативным экологическим последствиям, вызванных углеводородным загрязнением окружающей среды при разведке, добыче, подготовке, транспортировке и переработке нефти вследствие несовершенства технологий и аварийных разливов.

По статистике потери нефти составляют около 2% от годовой добычи, причём около 49% из них теряется на суше.

• По характеру загрязнения грунтовой среды возможно образование двух разновидностей смесей грунтов с нефтью:

— нефтегрунты техногенного происхождения (НГТП), получаемые в результате пропитки нефтью грунтов естественного залеганияФ — нефтегрунты антропогенного происхождения (НГАП), получаемые в результате пропитки привозных грунтов для локализации разлива нефти.

Оставаясь экологически опасными, эти материалы требуют переработки, которая затруднена их большими объёмами и низкой производительностью утилизации.

Решением данной проблемы может являться утилизация продуктов аварий (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхожде-ния) при строительстве нефтепромысловых дорог и площадок по методу укрепления грунтов. Актуальность решения этой проблемы заключается в следующем: автомобильные дороги в нефтедобывающей промышленности являются одним из элементов обустройства нефтепроводов, а площадки устраиваются под инженерные объекты нефтяной отрасли. Основная часть удорожания площадочного строительства объясняется отсутствием местных материалов и необходимостью использовать привозные материалы. В тоже время в наличии имеются значительные ско-<1 пления грунтов с мест аварий, пропитанных нефтью. В случае применения в конструкциях оснований и фундаментов НГТП или НГАП на местных грунтах взамен дальнепривозных материалов резко уменьшается транспортная составляющая стоимости строительства и решается ряд вопросов, связанных с утилизацией продуктов аварий и рекультивацией нарушенных земель.

Получаемые материалы по компонентному составу идентичны нефтегрунтам. Возможность применения нефти для укрепления грунто-* вых материалов и их использование в строительных конструкциях подтверждены многолетними исследованиями и практическим опытом. Основным отличием НГТП и НГАП является то, что процессы образования материала являются объективными и носят нецеленаправленный характер, в результате чего первоначальные свойства материала отличаются от требуемых свойств, предъявляемых к обычным нефтегрунтам.

Возможность утилизации продуктов аварий при строительстве нефтепромысловых дорог и промышленных площадок достигается интеграцией взаимовлияющих факторов, таких как:

— физико-химические процессы взаимодействия компонентов, а на их основе составы техногенных и антропогенных нефтегрунтов;

— способы оптимизации нефтегрунтовых смесей, позволяющие получать материал с заданными прочностными свойствами;

— назначение элементов строительных конструкций с учётом климатических факторов и нагрузки;

— обеспечение экологической безопасности на всех этапах утилизации.

Поэтому целью настоящей диссертации и явилось теоретическое и экспериментальное обоснование утилизации продуктов аварий нефтепроводов (нефтегрунтов техногенного и антропогенного происхождения) для строительства площадочных объектов в Западной Сибири.

Настоящая работа, посвященная решению указанных вопросов в районах ЗСНГК, выполнена на кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы» Тюменской государственной архитектурно-строительной академии.

Производственная проверка экспериментальных данных проводилась на внутрипромысловых автодорогах и промышленных площадках Приразломного месторождения Нефтеюганского района Тюменской области.

Общие выводы.

1. Применение техногенных и антропогенных нефтегрунтов в площадочном строительстве по методу укрепления грунтов является решением ряда вопросов, связанных с утилизацией продуктов аварий, рекультивацией нарушенных земель и замены привозных каменных материалов на местные.

2. Теоретически обоснована и практически доказана возможность применения техногенных и антропогенных нефтегрунтов в площадочном строительстве в условиях Западной Сибири.

Введение

неорганических добавок извести и цемента приводит к образованию коагуля-ционно-кристаллизационных структур. При этом происходит химическое связывание нефти в системе «грунт+нефть+добавки», увеличение прочности и долговечности полученного материала.

3. Методом математического моделирования эксперимента, подтверждённым практическим использованием материала, определены оптимальные составы нефтегрунта. При этом оптимальное содержание нефти составляет 4,0% при добавке извести 4,0% и 6,0% при добавке ф цемента 5,0%.

4. По своим физико-механическим свойствам материал отвечает требованиям ГОСТ 30 491–97 и СН 25−74. Прочность гидрофобного материала 1,1−1,4 МПа и высокая долговечность позволяют использовать его для устройства оснований на дорогах высших категорий, в качестве покрытий на низших и фундаментов промышленных площадок, при исключении возможности загрязнения грунтовой, воздушной и водной сред.

5. Разработанные и апробированные производственные способы технологии строительства оснований и покрытий из техногенного и антропогенного нефтегрунта исключают возможность попадания нефтегрунта в окружающую среду. Выполнение работ не требует специальной техники и может осуществляться существующими строительными машинами и механизмами.

6. Технико-экономический анализ показал эффективность утилизации техногенных и антропогенных нефтегрунтов по методу укрепления грунтов в площадочном строительстве. Эффективность способа обуславливается утилизацией нефтегрунтов в строительных конструкциях, исключающей трудоёмкие операции по очистке грунтов от нефти, применением местных строительных материалов (грунты пропитанные нефтью), сокращением транспортных расходов, расширением строительного сезона и увеличением темпов строительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. -М.: Наука, 1976. -280 с.
  2. Я.С., Варфоломеев Д. Ф., Мухутдинов Р. Х., Тищенко В. Е. Рациональное использование вторичных ресурсов нефтехимии и охрана окружающей среды. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1979.-116 с.
  3. Актуальные проблемы окружающей среды на нефтяных и газовых месторождениях Тюменского севера. 1−2 том. Тюмень, 1979.
  4. Анализ причин разрушения действующих нефте- и продуктопро-водов. -М.: Недра, 1974. 230 с.
  5. A.M., Цаплин А. Г. Экономика и планирование дорожных работ. -М.: Транспорт, 1967. -368 с.
  6. Атлас Тюменской области. Выпуск I. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Москва-Тюмень, 1971. -665 с.
  7. Л.А., Быков Л. И., Рафиков С. К. Искусственное улучшение грунтов в практике трубопроводного строительства. -М.: Недра, 1990. -153 с.
  8. В.М., Линцер A.B., Юрченко В. А., Илясов Б. Ф. Применение нефтегрунта в строительстве автомобильных дорог. -М.: Транспорт, 1975.-72 с.
  9. В.М. Основные принципы укрепления грунтов. -М.: Транспорт, 1987. -32 с.
  10. В.М., Кострико М. Т. Геология и грунтоведение. -М.: Недра, 1969. -264 с.
  11. Л. Новые данные по ИК-спектрам сложных молекул. -М.: Мир, 1971. -317 с.
  12. Белозёрова 3. Надёжность магистральных нефте- и продукто-проводов. М.: М-во нефтедобывающей пром-сти СССР. Всесоюз. науч-исслд. ин-т организации, упр-я и экономики нефтегазовой пром-сти, 1968.-96 с.
  13. А.К. Теоретические основы укрепления грунтов битумами и дёгтями. // В кн.: Труды совещания по теоретической мелиорации грунтов. Под ред. Е. М. Сергеева. -М.: МГУ, 1961. -С.62−69.
  14. М.П. Основы теории проектирования дорожных конструкций с использованием торфа. Диссертация на соискание учёной степени доктора технических наук. Тюмень, 1981. -313 с.
  15. П.П., Ким Б.И. Охрана окружающей среды при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1981. -160 с.
  16. П.А. Экономика дорожного строительства. -М.: Транспорт, 1971. -302 с.
  17. Н.Л. Исследование возможности применения ждаркур-ганской нефти в дорожном строительстве Узбекистана. Диссертация на соискание учёной степени кандидита технических наук. Ташкент, 1953. -257 с.
  18. Н.Л. Значение воздуха и солнечного света в процессе нарастания вязкости джаркурганской нефти, применяемой для дорожного строительства в Узбекистане. Сборник работ аспирантов АН УзССР. Вып.1, 1958. -С.41−48.
  19. Р.И., Иванкович A.C., Анастасюк Ю. М. Устройство покрытий автомобильных дорог из грунтово-цементных смесей. -М.: Лесная промышленность, 1966. -54 с.
  20. Восстановление нефтезагрязнённых почвенных экосистем. -М.: Наука, 1988. -254 с.
  21. Временные указания по применению грунтов, укреплённых сырой маловязкой нефтью, при строительстве нефтепромысловых дорог в условиях Западной Сибири. Главтюменьнефтегаз, Тюмень, 1971. -32 с.
  22. ГОСТ 30 491–97. Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
  23. ГОСТ 17.1.3.05−82 (CT СЭВ 3078−81). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами.
  24. ГОСТ 17.4.2.01−81 (CT СЭВ 4470−84). Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния.
  25. Л.В. Основы искусственного улучшения грунтов. -М.: МГУ, 1973.-375 с.
  26. М.Я., Васильев Н. П. Проектирование и сооружение магистральных нефтепроводов в Западной Сибири. -М.: Недра, 1967. -149 с.
  27. H.H. и др. Оптимальное использование строительных материалов в дорожных конструкциях. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1977. -168 с.
  28. О.М., Харитонов В. И. Надёжность магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1978. -166 с.
  29. Инструкция по применению грунтов, укреплённых вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов. СН 25−74. -М.: Стройиздат, 1975. -126 с.
  30. Инструкция по проектированию жёстких дорожных одежд. ВСН 197−83. Минтрансстрой СССР. -М .: ЦБНТИ, 1983. -130 с.
  31. Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири. ВСН 26−90. Мин-во транспорт, строительства СССР. -М.: Стройиздат, 1991. -152 с.
  32. И.И. Механика зернистых сред и её применение в строительстве. J1.-M.: Стройиздат, 1966. -275 с.
  33. A.C., Михайлов В. В. Дорожные битумы. -М.: Транспорт, 1973. -264 с.
  34. Комплексная система управления качеством продукции. Индустриальные способы применения грунтов, укреплённых нефтью и цементом, при круглогодовом строительстве промысловых дорог. СТП 147 323.016−87. Тюмень, 1988. -52 с.
  35. В.А., Шуваев А. Н., Тестешев A.A. Воздействие нефтепроводов Западной Сибири на окружающую среду. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.25−28.
  36. A.B., Юрченко В. А. Укрепление грунтов нефтью с активными добавками для дорожных одежд в условиях Тюменской области. Труды Тюменского индустриального института, вып.7, Тюмень, 1969.
  37. В.И., Быков И. Ю., Пебалк В. Л., Варфоломеев Б. Г. Технология эксплуатации и ликвидации водоохранных сооружений буровых. // Нефтяное хозяйство, 1987, № 5. -С. 48−51.
  38. Т.М., Фридман A.A. и др. Устройство дополнительных слоев основания из барханного песка, укреплённого битумной эмульсией. //Автомобильныедороги, 1975, № 3. -С. 16−17.
  39. H.A., Чепурский E.H. Магистральные трубопроводы Западной Сибири. Техническое состояние. Экологическая безопасность. Тюмень, 1996. -132 с.
  40. E.H., Рохваргер Л. Е. Математическое планирование химического эксперимента. -М.: Знание, 1971.
  41. Н.Ф., Серов Н. М., Марков Л. А. Химическое укрепление грунтов в аэродромном и дорожном строительстве. -М.: Транспорт, 1967. -230 с.
  42. В.В. Теория эксперимента. -М.: Наука, 1971.
  43. В.В., Голикова Г. М. Логические основы планирования эксперимента. -М.: МГУ, 1971.
  44. К.П. Обыкновенные дороги, ч.1. Грунтовые дороги, устройство и их ремонт. -М.: Издание т-ва «Агроном», 1915. -176 с.
  45. Обезвреживание и переработка нефтяных шламов. Немченко В. М. и др. -М.: ЦНИИГ «Энефтехим», 1974. -39 с.
  46. Обзор «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 1996 году». Государственный комитет по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа, Ханты-Мансийск, 1997. -148 с.
  47. Опыт строительства временных дорог и площадок для аварийно-восстановительного и планового ремонта трубопроводов. Новосёлов.
  48. B.В., Иванов В. А., Кретов В. А., Крамской В. Ф. и др. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. -124 с.
  49. Г. Е., Петряшин Л. Ф., Лысяный Г. Н. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности. -М.: Недра, 1986. -244 с.
  50. A.A., Поздышев Г. Н., Шгоф И. К. Структура смолисто-асфальтеновых веществ нефти. // Труды СоюзДорНИИ, вып.49, 1971.1. C.45−46.
  51. А.П. Полимерные материалы в дорожном и аэродромном строительстве. -М.: Транспорт, 1994. -157 с.
  52. В.П. Дорожная экология. -М.: Союз, 1997. -186 с.
  53. Г. А. Применение тяжёлых нефтей для устройства дорожных одежд. //Труды СоюзДорНИИ, вып. 38, 1970. -С.139−149.
  54. Г. А., Рацен З. Э. Использование тяжёлых нефтей для укрепления грунтов. // Материалы к VI Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. -М.: изд-во МГУ, 1968. -С. 162−165.
  55. Пособие по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов (к СНиП 2.01.28−85). -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. -48 с.
  56. .С. Плотность беспорядочной упаковки твёрдых частиц сферической формы. // Изв. АН СССР. -М. 1972. -С. 14−16.
  57. З.Э. Исследование природных органических вяжущих материалов Казахстана и Средней Азии для дорожного строительства. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук. -М.: 1975. -27 с.
  58. П.А. Физико-химическая механика дисперсных структур. // В кн.: Физико-химическая механика дисперсных структур, — М.: Наука, 1966.-С.3−28.
  59. Рекомендации по применению грунтов, укреплённых битумными вяжущими совместно с цементом, для устройства дорожных покрытий и оснований. Союзорнии Балашиха Московская обл., 1970. -27 с.
  60. Рекомендации по проектированию шламохранилищ, возводимых на основаниях, сложенных из торфов. М.: Недра, 1982. -125 с.
  61. К. Укладки и покрытия. -М.: Мир, 1968. 82 с.
  62. Н.Ф., Попандопуло Г. А., Рацен З. Э. Исследования по использованию высокосмолистых нефтей для укрепления грунтов, грун-тогравийных и грунтощебёночных материалов. // Труды СоюзДорНИИ, вып. 34, 1969. -С. 115−138.
  63. В.В. Управление производственными ресурсами в трубопроводном строительстве Западной Сибири. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Тюмень, 2000. -128 с.
  64. М. Процессы окисления углеводородного сырья. -М.: Мир, 1970. -300 с.
  65. Сланцевые вяжущие в дорожном строительстве. Першин М. Н., Никитина М. Ф., Архипова А. П., Баринов E.H., Козлов С. А., Кореневская Г. В., Шверова Л. Р. -М.: Транспорт, 1981. -151 с.
  66. СНиП 2.01.01−82. Строительная климатология и геофизика. Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1983. -136 с.
  67. СНиП 2.01.28−85. Строительные нормы и правила. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. -М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985.
  68. СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 56 с.
  69. СНиП 3.06.03−85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 112 с.
  70. A.A. Расчёт экологического ущерба при отчуждении земель вследствие аварий на нефтепроводах. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.36−39.
  71. A.A., Шуваев А. Н. Способы получения оптимальных нефтегрунтов из смесей антропогенного происхождения. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.43−48.
  72. Технология и механизация укрепления грунтов в дорожном строительстве. Безрук В. М., Левицкий Е. Ф., Ястребова Л. Н., Либерман М. А., Исаев B.C., Глухман Л. И. -М.: Транспорт, 1976. -232 с.
  73. И. Поведение химических загрязнителей в окружающей среде. -М.: Мир, 1982. -280 с.
  74. В.Г. Основания и фундаменты объектов нефтяной и газовой промышленности. -М.: Недра, 1985. -176 с.
  75. Э.Т. Опыт применения отбросов нефтяной промышленности. //Дорога и автомобиль, 1933, № 5.
  76. О.В., Мокина В. И. Опыт укрепления одноразмерных песков водно-ледникового происхождения цементом и нефтью.// Материалы к VI Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов. -М.: МГУ, 1968. -С.377−379.
  77. О.В., Дежина Н. С. Комплексное укрепление грунтов цементом и органическими соединениями. // Труды СоюзДорНИИ,. вып.38, 1970. -С.48−63.
  78. Укрепление грунтов в дорожном и аэродромном строительстве. В. М. Безрук. Изд-во «Транспорт», 1971. -247 с.
  79. Укреплённые грунты. (Свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве). В. М. Безрук, И. Л. Гурчяков, Т. М. Луканина, Р. А. Агапова. -М.: Транспорт, 1982. -231 с.
  80. С.С. Исследование вопросов укрепления лессовидных суглинков органическими вяжущими в условиях Татарской АССР. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук, Саратов, 1969. -199 с.
  81. М.М. Стабилизация дорожных грунтов прогревом, солями, битуминозными, дёгтевыми и другими материалами. // В кн: Стабилизация грунтов. -М.: Гушсдор, 1938. -С.5−33.
  82. С.И. Научные основы определения и прогнозирование безвозвратных потерь нефти при авариях на трубопроводах: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора техниче-скихнаук. -Тюмень.ТюмГНГУ, 1997.-30 с.
  83. А.Н., Кретов В. А., Тестешев A.A. Утилизация продуктов аварий в дорожных конструкциях. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.33−36.
  84. А.Н., Тестешев A.A. Оптимальные составы нефтегрун-тов антропогенного происхождения. // Проблемы строительства автомобильных дорог в Западной Сибири: Сборник научных трудов. -Тюмень: ТюмГАСА, 1999. -С.39−43.
  85. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В 2-х частях. Под ред. М. В. Немчинова. -М.: ОАО «Одф лмашининформ», 1997.
  86. В.А. Укрепление грунтов сырой маловязкой нефтью при строительстве лесовозных автомобильных дорог в Тюменской области. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. Тюмень, 1971. -134 с.
  87. Л.Н. Методы укрепления переувлажнённых грунтов органическими вяжущими. -М.: Транспорт, 1966. -162 с.
  88. Л.Н., Плотникова И.А. Процессы структурообразо
  89. Ш. вания грунтов с битумными эмульсиями и влияние на них природыэмульгатора. //Тр. СоюзДорНИИ, вып. 5, 1965, -С.70−80.
  90. Hunt, Wishezd, Bonham. Anal Chem 22, 1950.
  91. Miller Wilkins. Anal Chem 24, 1953.
  92. Wintercorn H.F. Granulometric and Volumetric Factors in Bituminous Soil Stabilization. Highway Research Board, Proc., vol.36, Washington, 1957.
Заполнить форму текущей работой