Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе проделанной работы нами были выделены психологические де-. терминанты профессиональной самореализации педагогов. Психологически-!ми детерминантами профессиональной самореализации являются: интер-нальный локус контролявысокий индекс волевого самоконтроля (высокие значения показателей самообладание и настойчивость) — осмысленность жизни (цели в жизни, процесс жизни или интерес… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
    • 1. 1. Понятие самореализации личности
    • 1. 2. Самореализация в профессиональной деятельности
    • 1. 3. Показатели и детерминанты профессиональной самореализации педагогов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению. психологических детерминант профессиональной самореализации педагогов
    • 2. 3. Результаты формирующего эксперимента по повышению уровня. профессиональной самореализации педагогов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Понятие самореализации используется сегодня в различных областях знания: отечественной и зарубежной психологии, педагогике, философии, социологии и других науках, которые связаны со знаниями о человеке. Изначально вопрос о самореализации личности являлся междисциплинарной проблемой, имеющей философские корни.

Самореализация может осуществляться во многих сферах жизнедеятельности человека. Прежде всего, это профессиональная сфера деятельности в целом (в том числе образовательная), область брачно-семейных отношений, духовная сфера и другие. Нередко самореализацию именно в профессиональной деятельности называют ведущей сферой самореализации личности (JI.A. Коростылева).

Современное состояние проблемы исследования. Изучение проблемы самореализации в зарубежной психологии связывается с представителями гуманистического направления А. Маслоу, К. Роджерсом, В. Франклом. В отечественной психологии самореализация рассматривалась в исследованиях посвященных изучению, структуры личности, личностного потенциала, факторов развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн). В рамках реализации принципов системного подхода самореализация изучалась в работах Э. В. Галажинского, В. Е. Клочко, JI.A. Коросты-левой, A.B. Серого, М. С. Яницкого. Проблема профессиональной самореализации в педагогической деятельности в отечественной психологии связана с работами таких авторов как: Е. А. Климов, A.M. Кириченко, О. Г. Красношлыкова, А. К. Маркова, JI.M. Митина.

Анализ теоретических подходов к сущностному содержанию понятия самореализация фиксирует тот факт, что на сегодняшний день отсутствует общепринятое определение самореализации, а так же недостаточно изучен вопрос психологической детерминации профессиональной самореализации. В связи с этим, возникает необходимость более глубокого изучения психологических детерминант профессиональной самореализации на примере педагогической деятельности.

Изучение профессиональной самореализации педагогов является актуальной проблемой в связи с многочисленными изменениями системы образования, которые непосредственно отражаются на профессиональной деятельности работников школы и вуза. В последнее десятилетие в России активно проводились образовательные реформы, которые связываются с переосмыслением роли системы образования и самого педагога в воспитании нового поколения российских граждан. На первый план выдвигаются идеи личност-но-ориентированного обучения, направленного на раскрытие потенциальных ресурсов человека. Изменения в обществе и образовании, безусловно, отражаются и на деятельности педагога, предъявляют повышенные требования к его профессионально-личностным качествам. Педагог должен быть инициативным, способным творчески мыслить и находить нестандартные решения, быть готовым обучаться в течение всей жизни, быть профессионалом своего дела. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностьюпрофессиональным самоопределениемсаморазвитием, то есть, стремлением к профессиональной самореализации. Желание учителя реализовать себя в профессии должно служить примером для учащихся.

При этом, реализация педагога в профессиональной деятельности не сводится исключительно к набору профессиональных знаний, умений, навыков и норм поведения. Профессиональная самореализация связана с глубинными смысловыми и ценностными качествами личности. В связи со сказанным, возникает необходимость выявления и всестороннего анализа психологических факторов, способствующих успешной профессиональной самореализации педагогов.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога».

Объект исследования: профессиональная самореализация педагога.

Предмет исследования: психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога.

Цель исследования: выделить и эмпирически проверить психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога.

Гипотеза исследования:

1. Психологическими детерминантами профессиональной самореализации педагогов являются: осмысленность жизни, внутренняя мотивация, ин-тернальность, волевой самоконтроль, общительность, социальная смелость, эмоциональная устойчивость, тревожность, напряженность.

2. Программа психолого-педагогического воздействия, направленная на повышение выраженности данных детерминант, будет способствовать повышению уровня профессиональной самореализации педагогов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы самореализации в отечественной и зарубежной психологической науке.

2. Изучить показатели профессиональной самореализации педагогов.

3. Выделить и охарактеризовать психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов.

4. Эмпирически проверить психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу повышения детерминант профессиональной самореализации педагогов.

Этапы исследования. На предварительном этапе исследования (20 092 010 гг.) были определены объект и предмет исследования, сформулирована первичная гипотеза исследования, поставлены цели и задачи. Кроме того, были проанализированы теоретические предпосылки исследования, разработаны основные теоретические положения работы.

На первом этапе исследования (2010;2011 гг.) проводился констатирующий эксперимент, в результате которого были изучены психологические особенности педагогов с различным уровнем профессиональной самореализациивыделены предполагаемые детерминанты профессиональной самореализации педагоговсформирована экспериментальная группа для проведения формирующего эксперимента.

Второй этап исследования (2011;2012 гг.) включал в себя разработку и реализацию программы психолого-педагогического воздействия (тренинга), направленную на повышение уровня профессиональной самореализации педагогов.

Третий этап (2012;2013 гг.) включал изучение динамики изменений профессиональной самореализации педагогов, интерпретацию полученных результатов, обобщение данных, завершение рукописи и оформление диссертационного исследования.

Методы исследования: теоретический анализ литературыэмпирические методы: психодиагностическое тестирование, формирующий экспериментметоды обработки эмпирических данных: первичная обработка результатов (составление таблиц, проверка данных), математико-статистическая обработка (анализ первичных статистик, оценка достоверности различий средних значений двух групп, кластерный анализ).

Методики исследования: тест по оценке уровня самоактуализации личности (CAMOAJI) — методика изучения ценностных ориентаций М. Рокичатест смысложизненных ориентаций (СЖО) — многофакторный личностный опросник Кеттеллаопросник волевого самоконтроля (ВСК) — уровень субъективного контроля (УСК) — опросник уровень притязаний личности В. Герба-чевскогоинтегральная удовлетворенность трудом A.B. Батаршеваанкета «Профессиональные достижения».

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — принципы реализации системного подхода при анализе феномена самореализации (Э.В. Галажинский, В. Е. Клочко, JI.A. Коростылева, A.B. Серый, М.С. Яницкий) — концепция развития личности в профессиональной, педагогической деятельности, отраженная в трудах Е. А. Климова, О. Г. Красношлыковой, А. К Марковой, JI.M. Митиной.

Научная новизна исседования состоит в том, что: Определены показатели профессиональной самореализации педагогов: стремление к самоактуализации в профессиональной деятельности, реализованность терминальных ценностей, профессиональные достижения, удовлетворенность трудом, выраженность которых в совокупности определяет ее уровень. Раскрыты особенности личности педагогов с различным уровнем профессиональной самореализации.

Выделены и экспериментально подтверждены психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов: интернальность, волевой самоконтроль, осмысленность жизни, внутренняя мотивация, общительность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость, низкая тревожность и нервно-психическая напряженность.

Построена модель профессиональной самореализации педагогов, включающая в себя указанные показатели и психологические детерминанты профессиональной самореализацииразработана и апробирована программа повышения уровня профессиональной самореализации педагогов путем воздействия на ее психологические детерминанты.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке модели профессиональной самореализации педагогов, в которой выделены показатели и психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов. Проанализированы личностные особенности педагогов с различным уровнем профессиональной самореализации.

Практическая значимость работы заключается в апробации диагностического инструментария, позволяющего определить актуальный уровень профессиональной самореализации педагогов. Разработанная в ходе исследования программа тренинга позволяет эффективно влиять на психологические детерминанты профессиональной самореализации педагога. Результаты исследования могут стать основанием для внедрения программ, позволяющих актуализировать проблему профессиональной самореализации, и повысить ее уровень путем включения в образовательный процесс курсов повышения квалификации педагогов.

Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ин7 статут повышения квалификации» г. Новокузнецка. Выборку исследования составили 180 человек — педагоги г. Новокузнецка.

Достоверность результатов обеспечена: общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияприменением разнообразных адекватных задачам исследования методов организации, сбора и статистического анализа экспериментально полученных данных, репрезентативностью выборки исследованияобоснованностью выводов исследования, базируемых на результатах экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Достигнутый в ходе профессиональной деятельности уровень профессиональной самореализации педагогов определяется следующими показателями: стремлением к самоактуализации в профессиональной деятельности, реализованностыо терминальных ценностей в профессиональной деятельности, профессиональными достижениями, удовлетворенностью трудом.

2. Психологическими детерминантами определяющими уровень профессиональной самореализации педагога являются: интернальность, высокий самоконтроль (высокие значения показателей «самообладание» и «настойчивость»), высокая осмысленность жизни (цели в жизни, процесс жизни или интерес, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, локус контроля-Жизнь), высокая внутренняя мотивация, высокая общительность, высокая эмоциональная устойчивость, высокая социальная смелость, низкая тревожность, низкая нервно-психическая напряженность.

3. В процессе целенаправленного влияния на психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов происходит значительное изменение ее уровня, что проявляется в положительной динамике показателей профессиональной самореализации педагогов: стремления к самоактуализации в профессиональной деятельности, реализованное&tradeтерминальных ценностей в профессиональной деятельности, профессиональных достижений, удовлетворенности трудом. 8.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры управления образованиям психологии и педагогики МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» (2009;2013 гг.) — XI городских Днях науки (Новокузнецк, 15−19 февраля 2010 г.) — городской научно-практической конференции (Новокузнецк, 9−10 февраля 2012 г.) — IX Международной научной конференции (Белово, 28−29 марта 2012) — II Всероссийской научно-практической конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по естественно-научному, экономическому, юридическому и социогуманитарному направлениям" (Новокузнецк, 10−13 апреля 2012 г.) — Научно-практической конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития муниципальной системы образования» (Новокузнецк, 08 августа 2012 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 23−24 ноября 2012 г.) — Международной научно-практической конференции «Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы» (Тамбов, 30 ноября 2012 г.) — Международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2012» (Одесса, 18−27 декабря 2012) — V Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (Москва, 24−25 декабря 2012 г.) — Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы высшего профессионального образования» (Киев, 21 -22 марта 2013 г.).

Результаты исследования апробировались в ходе повышения квалификации педагогов г. Новокузнецка в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», о чем имеется соответствующая справка о внедрении результатов диссертационного исследования.

Публикации: результаты исследования нашли свое отражение в 13 публикациях, из них 2 — в журналах, рекомендованных ВАК при МОиН РФ, общим объемом 3,39 п. л.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (145 источников, из них 10 — на иностранных языках), приложений, иллюстрирована рисунками, таблицами.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Исследование психологических детерминант профессиональной самореализации педагога осуществлялось в несколько этапов. Предварительный этап (2009;2010) где были определены объект и предмет исследования, сформулирована первичная гипотеза исследования, поставлены цели и задачи. Первый этап (2010;2011) проводился констатирующий эксперимент. Второй этап (2011;2012) разработка и реализация программы (тренинга), направленного на развитие психологических детерминант профессиональной самореализации педагогов. Третий этап (2012;2013) изучение динамики изменений профессиональной самореализации педагогов, интерпретацию полученных результатов, обобщение данных, завершение рукописи и оформление текста диссертационного исследования.

Проведена оценка текущего уровня профессиональной самореализации педагогов по выделенным ранее показателям. Согласно полученным данным, средней уровень стремления к самоактуализации в профессиональной деятельности составил 52,2. Среднее значение реализованное&tradeтерминальных ценностей 62,5. Общая удовлетворенность трудом составила 18,3.

Оценка актуального состояния профессиональной самореализации педагогов с использованием кластерного анализа позволила выделить три группы педагогов, значимо различающихся по уровню профессиональной самореализации. Первая группа — педагоги с высоким уровнем профессиональной самореализации (51%). Вторая группа — группа со средним уровнем профессиональной самореализации (34,5%). Третья группа — с низким уровнем про-, фессиональной самореализации (14,4%).

Сравнительный анализ средних значений групп педагогов с различным уровнем профессиональной самореализации позволил выдвинуть предположение то психологическими детерминантами профессиональной самореализации являются: локус контроля, волевой самоконтроль (высокие значения показателей самообладание и настойчивость) — осмысленность жизни (цели в жизни, процесс жизни или интерес, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, локус контроля-Жизнь) — особенности мотивационной структуры (внутренняя мотивация, мотивация на ' смены деятельности, мотив самоуважения, личностная значимость результатов профессиональной деятельности, оценка личного потенциала, ожидаемый уровень результатов деятельности и уровень притязаний) — высокая общительность (фактор А) — высокая эмоциональная устойчивость (фактор С) — высокая экспрессивность (фактор Б) — высокая социальная смелость (фактор Н) — низкая тревожность (фактор О) — низкая напряженность (фактор С>4).

Проведенный корреляционный анализ показал наличие значимых взаимосвязей между показателями профессиональной самореализации и предполагаемыми психологическими детерминантами.

Проведенный формирующий эксперимент позволил выделить психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов к которым относятся следующие: интернальность, волевой самоконтроль (высокие значения показателей самообладание и настойчивость), осмысленность жизни (цели в жизни, процесс жизни или интерес, результативность жизни.

129 или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, локус контроля-Жизнь), особенности мотивационной структуры (высокая внутренняя мотивация, низкая мотивация на смены деятельности, высокий мотив самоуважения, высокая личностная значимость результатов профессиональной деятельности, высокая оценка личного потенциала, высокий уровень ожидаемых результатов деятельности и высокий уровень притязаний), высокая общительность, высокая эмоциональная устойчивость, высокая социальная смелость, низкая тревожность, низкая напряженность.

Результатом научного исследования является построенная теоретическая модель профессиональной самореализации педагогов, которая включает в себя выделенные показатели профессиональной самореализации, а так же психологические детерминанты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема самореализации человека является актуальным вопросом современной психологии. Данной проблеме посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи. Однако, несмотря на значительное внимание к данной теме, остается еще много вопросов. Проблема самореализации личности является междисциплинарной проблемой, существующие на сегодняшний день в психологии подходы к определению самореализации многочисленны и разнообразны. В отечественной и зарубежной справочной литературе термин самореализация является недостаточно разработанным, нередки противоречивые и расплывчатые определения.

Профессиональная самореализация является одной из основных сфер жизнедеятельности человека, поэтому ее изучение и выделение факторов, способствующих ее росту, является важным вопросом в психологии.

В хоте выполнения работы были исследованы основные подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме профессиональной самореализации.

Выявлен ряд психологических особенностей педагогов с высоким уровнем профессиональной самореализации. При рассмотрении терминальных ценностей педагогов с высоким уровнем ПСР обнаружено, что наиболее высокий ранг значимости ценностей имеют конкретные жизненные ценности: здоровье, счастливая семейная э/сизнь, любовь, а также ценности профессиональной самореализации — интересная работа. Отвергаемыми ценностями являются: развлечение, общественное признание, красота природы и искусства, счастье других.

У педагогов преобладает интернальный локус контроля, что характеризует их в большей степени как людей, для которых характерна убежденность в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности.

Педагоги с высоким уровнем ПСР имеют значительно более высокие значения интернального локуса контроля, чем педагоги с низким уровнем. Также они характеризуются наличием более высоких значений показателей цели в э/сизни, процесс э/сизни, результативность жизни или удовлетворен ность самореализации, локус контроля — Д локус контроля — Жизнь, следовательно, имеют цели, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Педагоги с высоким уровнем ПСР воспринимают свою жизнь как процесс интересный, эмоционально насыщенный, полный смысла. Они в большей степени удовлетворены прожитой частью жизни и положительно оценивают пройденный отрезок жизненного пути, ощущают, насколько продуктивной и осмысленной была прожитая ее часть. Имеют более выраженное представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни. Данных педагогов характеризует убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.

Обладающие высоким уровнем ПСР педагоги имеют более высокую внутреннюю мотивацию, которая связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием их профессиональной деятельности. Можно сказать, что данные педагоги в большей степени находят интерес в выполняемой ими профессиональной деятельности, они более увлечены профессией.

Педагоги с высоким уровнем ПСР являются более общительными, для них характерна легкость в общении, они склонности к добродушию, легко включаются в активные группы. Они щедры в личных отношениях, не боятся критики, характеризуются как эмоционально зрелые и устойчивые личности. У данных педагогов более высокий уровень смелости, активности в социальных контактах, они упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки. Обладают более низким уровнем тревожности и напряженности, они безмятежны, невозмутимы, со спокойным настроением, их трудно вывести из себя. <

В ходе проделанной работы нами были выделены психологические де-. терминанты профессиональной самореализации педагогов. Психологически-!ми детерминантами профессиональной самореализации являются: интер-нальный локус контролявысокий индекс волевого самоконтроля (высокие значения показателей самообладание и настойчивость) — осмысленность жизни (цели в жизни, процесс жизни или интерес, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, локус контроля-Жизнь) — особенности мотивационной структуры (внутренняя мотивация, мотивация на смены деятельности, мотив самоуважения, личностная значимость результатов профессиональной деятельности, оценка личного потенциала, ожидаемый уровень результатов деятельности и уровень притязаний) — высокая общительностьвысокая эмоциональная устойчивостьвысокая экспрессивностьвысокая социальная смелостьнизкая тревожностьвысокий самоконтрольнизкая напряженность.

Полученные результаты анализа стали основой для построения модели профессиональной самореализации педагогов, которая включает в себя как сами показатели профессиональной самореализации, так и ее психологические детерминанты.

Разработана программа повышения профессиональной самореализации педагогов, которая включает в себя четыре блока. Первый блок — мотива-цнонный. Он включает в себя процесс актуализации у педагогов проблемы профессиональной самореализации и формирования у них субъектной позиции, установки на приобретение психологических знаний, а также активное участие в ходе реализации программы тренинга. Второй блок — диагностический. В ходе данного блока проводится диагностика актуального состояния профессиональной самореализации педагогов, выявление индивидуальных особенностей их личности. Третий блок — развивающий. В рамках. данного блока происходит реализация программы тренинга, в ходе которого.

133 предполагается воздействие на психологические детерминанты профессиональной самореализации педагогов. В развивающем блоке можно выделить 1 несколько направлений. Коммуникативное: направлено на повышение уровня развития коммуникативных навыков (воздействие на детерминанты: общительность, социальная смелость). Ценностно-смысловое: осознание и развитие профессиональных целей, понимание значимости ценностных ориен-. таций для профессионального развития (воздействие на детерминантыосмысленность жизни). Мотивационное: осознание структуры мотивов профессиональной деятельности, развитие внутренней мотивации (воздействие на детерминанты — внутренняя мотивация, мотивация на смены деятельности, мотив самоуважения, уровень притязаний). Эмоционально-волевое: повышение уровня эмоциональной устойчивости, навыков работы со стрессовыми состояниями, умение ставить цели (воздействие на детерминанты — эмоциональная устойчивость, ЛК, ВСК, самоконтроль, тревожность, напряженность). Четвертый блок — рефлексивный. Данный блок служит основой ' понимания и закрепления участниками тех изменений, которые произошли с ними в процессе прохождения тренинга.

В качестве перспектив исследования можно выделить следующие: проведение лонгитюдного исследования педагогов с целью изучения дальнейшего изменения их профессиональной самореализацииопределение длительности и устойчивости изменений, полученных в ходе выполнения работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход)'Текст. /И.В. Абакумова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2003- 480 с.
  2. И. В. Смысловая дидактика Текст. / И. В. Абакумова, П.Н. Ермаков//Гуманизация образования. 2008. J № 3/- С. 9−18.
  3. И. В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов Текст. / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 256 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абуль-ханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 302 с. — С. 7.
  5. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения Текст. / К.А. Абульханова-Славская, А. В- Брушлинский. М.: Наука, 1989. — 248 с.
  6. А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер СПб.: Гуманитарное агентство «Акад. проект», 1997. — 251 с.
  7. В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности Текст. / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. -1984.-Т. 5.-№ 5.-С. 63−70.
  8. . Г. Избр. психол. Труды Текст. / Б. Г. Ананьев: В 2 т. М., 1980.-Т. 1.
  9. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 340 с.
  10. . Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. СПб.: «Питер», 2001. — 272 с.
  11. В.Т. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных Текст. / В. Т. Андреенков, К. Д. Аргунова // Под ред. В. Г. Андреенкова, Ю. Н. Толстовой. М.: Наука, 1989. 171 с.
  12. А. Г. Личность как предмет психологического исследования135
  13. Текст. /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 104 с.
  14. А. Г. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности Текст. / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник и др. // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 35 — 45.
  15. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2001. — 416 с. ': 15. Афанасьева О. В. Творчество как саморазвитие личности [Текст] / О. В. Афанасьев. — Г.: «Луч», 1998. — С. 86.
  16. БазаеваФ.У. Самореализация личности в педагогической деятельности Текст. / Ф. У. Базаева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 2. — С. 25−30.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин. Л., ЛГУ, 1988. — 270 с.
  18. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналит. Обзор Текст. / Н. Р. Битянова. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 46 с.
  19. П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений Текст. / П. П. Блонский. М.: ВЛАДОС, 2000. -287 с.
  20. Л.И. Психологические закономерности формирования личности Текст. / Л. И. Божович // Вопр. психол. 1976. — № 6. — С. 34−44.
  21. Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.
  22. С. Л. Личностный рост и его критерии / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности Текст. / Под ред. A.A. Крылова, Л. А. Коростелевой. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. — 314 с.
  23. A.A. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности Текст. / A.A. Волочков, Е. Г. Еременко //
  24. Психологический журнал. 2004. — Том 25. — № 2. — С. 14−23.136
  25. , JI.C. История развития высших психических функций 1 Текст. / JI.C. Выготский // Психология. М.: Издательство ЭКСПО -Пресс, 2000.- 1008с
  26. JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  27. JI.C. Психология Текст. / JI.C. Выготский. Сб. — М.: Апрель- пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 1006 с.
  28. Выготский JI. C, Собрание сочинений Текст. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1982. Т. 6: Научное наследство. — 1984. — 397 с.
  29. , JI. С. Собрание сочинений : В 6 т. Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 487 с.
  30. Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности Текст. / Э. В. Галажинский // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». Караганда: Изд-во Каргу, 2001. — С. 38−48.
  31. Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. д. психол. н.: спец. 19.00.01. общая психология, психология личности, история психологии Текст. / Э. В. Галажинский. — Барнаул, 2002. -44 с.
  32. П. Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основе высшей нервной деятельности Текст. / П. Я. Гальперин // Психология. Вып. Ш. — Тбилиси, 1945. — С. 79−99.
  33. П. Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  34. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  35. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Текст. / Е. И. Головаха. Киев: Наук, думка, 1988. -142 с.
  36. Я. Ценностная ориентация личности Текст. / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. С. 102−109.
  37. А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / A.A. Деркач. М.: Изд-во Московского психолого-педагогического института- - Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. — 752 с.
  38. В.Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1997. — 254 с.
  39. И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: руководство практического психолога Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  40. О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2000. — 554 с.
  41. P.A. Самореализация человека: введение в человекознание: ' учеб. пособие Текст. / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-280 с.
  42. Н. F. Формирование смысловой сферы личности педагога: На материале изучения дисциплин психол.-пед. цикла в физкультур, вузе Текст.: дис. канд. пед. наук / Н. Е. Зотова. Волгоград, 1998.-173 с.
  43. О. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения Текст. / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 241−254.
  44. М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения Текст. / М. С. Иванов, М. С. Яницкий // Философия образования: Новосибирск, № 3 (11), 2004. С. 233−240.
  45. М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции Текст. / М. С. Иванов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 368 374.
  46. М.С. Модель напряжений самореализации и ее эмпириче- . екая валидизация Текст. / М. С. Иванов, М. С. Яницкий // Сибирский психологический журнал. № 25. — 2007. — С. 20−28.
  47. М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности Текст. / М. С. Иванов. Кемерово: Кузбассвузиздат, ¦ 2008.- 151 с.
  48. М.С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения Текст. / М. С. Иванов, М. С. Яницкий // Философия образования. 2004. — № 3(11). — С. 233−241.
  49. М.С. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности Текст. / М. С. Иванов, Г. М. Авилов // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 41−55.
  50. A.A. Самореализация личности во внепроизводственной, сфере общества: (Онтол. и гносеол. анализ) Текст. / A.A. Идинов: авто-реф.дис. .канд. филос. наук: 09.00.01 / A.A. Идинов- Кирг. гос. ун-т им. 50-летия СССР. Фрунзе, 1990. — 20 с. — С.8.
  51. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. — 509 с.
  52. Е.П. Сущность и структура мотива Текст. / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1995. — № 2. — С. 40.
  53. А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии Текст. / А. К. Исаев: автореф. канд. дис. М., 1993. — 20 с.
  54. A.M. Эффективность профессиональной самореализации учителя / A.M. Кириченко Электронный ресурс. Режим доступа: http://rusnaukaxom/NIO/Pedagogica/kirichenko%20a.m.doc.htm (дата обращения 21.05.2013).
  55. Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа Текст. / Е. А. Климов // Психологический журнал. 1993. — Т. 14.-№ 4.-С. 130−136.i. .56. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. /1.<, 1t *
  56. В.Е. Клочко, Э. В. Галажинский / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. — С.12.
  57. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.
  58. JI.H. Человек и его судьба Текст. / JI.H. Коган. М.: Изд-во «Мысль», 1988. — 283 с. — С. 102
  59. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984.
  60. Кон И. С. Социология личности Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  61. O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития Текст. / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 29−37.
  62. JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке Текст. / J1.A. Коростылева. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — С. 4.
  63. Коростылева J1.A. Психологические детерминанты самореализации личности Текст. / JI.A. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998. — 387 с.140
  64. JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере Текст. / JI.A. Коростылева. СПб.: Изд-во «Речь», 2005.-222 с.
  65. JI.A. Самореализация в личной жизни как в одной из основных сфер жизнедеятельности Текст. / JI.A. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. JI. A Головей, Л. А Коростылевой. СПб, 1999.
  66. Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования Текст. / Л.А. Коростылева- под ред. Л. А. Коростылевой, A.A. Реана // Психологические проблемы самореализации личности СПб, 1998. — С. 19.
  67. О.М. Чувствительность к проблемам: от исследовательских процедур к диагностике потенциала самореализации личности Текст. / О. М. Краснорядцева // Методология и история психологии. — 2009. -Т. 4.-№ 4 .-С. 73−81.
  68. О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагогов в муниципальной системе образования: автореф. д. пси-хол. н.: спец. Теория и методика профессионального образования Текст. / О. Г. Красношлыкова. — Кемерово, 2005.
  69. Г. Психология развития: Учеб. пособие Текст. / Г. Крайг. -СПб.: Питер, 2000. 987 с.
  70. С.И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов Текст. / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, Л. А. Горбанева // Вектор науки ТГУ. № 4 (18). — 2001. — С.431−434.
  71. С.И. Самореализация как системное психологическое образование / С. И. Кудинов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2092&levell=main&level2=articles (дата обращения 21.05.2013)
  72. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и . прикладных исследованиях Текст. / Д. Кэмбелл: Пер. с англ. М.:Прогресс, 1980.-391 с.* (, 74. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.^ Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.' -М., 1982.
  73. А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584с.
  74. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1992. — 17 с.
  75. Д.А. Современная психология мотивации Текст. / Под ' ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — С. 14.
  76. Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-64 с.
  77. Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003.-487 с.
  78. Д. А. Тематический апперцептивный тест Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1998. — 247 с.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло- ' гии. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  80. А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  81. В.Н. Системная целостность личности как акмеологическая ценность Текст. / В. Н. Марков // Мир психологии, 2004. № 1(37). — С. 161 166.
  82. А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу [2-е изд.]. -СПб: Питер, 2003.
  83. А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 367 с.
  84. А. Самоактуализация Текст.: пер. с англ. / А. Маслоу- под142ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.- С. 108−118.
  85. В.В. Хрестоматия по психологии Сост. Текст. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1977.
  86. H.H. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы Текст. / H.H. Михайлов // Философские науки, 1982. № 4.-С. 24−32.
  87. Г. В. Развитие ценностно-смысловой сферы личности учи- ' теля в системе повышения квалификации Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Г. В. Мишенина. Ростов-на-Дону, 2009. -219 с.
  88. И.С. Личность и саморегуляция деятельности: Учебное пособие Текст. / И. С. Морозова. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2000.-С. 144.
  89. .Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности Текст. / Б. Д. Парыгин // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
  90. .Д. Проблема самореализации личности Текст. / Б. Д. Парыгин, Е. Б. Лисовская // Социально-психологические проблемы НТП. М., 1982.
  91. Педагогический энциклопедический словарь Текст. М., 2002. -528 с.
  92. A.B. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности Текст. / A.B. Петровский // Психология личности: сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. 2-е изд., доп. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. 223 с. -• !
  93. К. К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  94. Психологические аспекты смысла жизни и акме Текст. // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 42−51.
  95. Психологические проблемы самореализации личности Текст. / вып. 5 / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростелевой. СПб.: Изд-во: С.-, Петербургского ун-та, 2001. — 232 с.
  96. Психологический Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  97. Психология. Словарь Текст. / Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. — 494 с.
  98. A.A. Личностная зрелость и социальная практика Текст. / A.A. Реан // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. A.A. Крылова. Вып. 1. СПб., 1995.
  99. К. Взгляд на психотерапию. Становление человекаТекст. • / К.Рождерс. М.: Группа «Прогресс», «Универ-сум», 1994.
  100. С.Л. О смысле жизни Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.- Л., 1927. С. 564.
  101. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2000. — 720 с.
  102. Л.А. Возрастная динамика самореализации личности Текст. / Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко // Психологические проблемы самореализации личности. Ред. A.A. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. — С., 89−106.
  103. Л.В. Проблемы самореализации человека Текст. / Л. В. Рябова. Ростов-на-Дону, 1993. — С. 12.
  104. A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов Текст. / A.B. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — 183 с.
  105. А. В. Психологические механизмы функционирования систеi I 'мы личностных смыслов Текст. / A.B. Серый. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1.12 002. 183 с. ,
  106. Е. Е. Математические методы в психологии Текст. / Е. Сидоренко. СПб.: Изд-во «Речь», 1980.
  107. JI.H. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ Текст. / Л. Н. Собчик. СПб: Речь, 2000. — 219 с.
  108. И.Р. Самореализация личности в зрелом возрасте Текст. / И. Р. Солодникова // Автореферат дис. канд. психол. наук / И. Р. Солодникова. М., 1991. — С. 12.
  109. Справочник по прикладной статистике / Под ред. Э. Ллойда, У. Ли-дермана, Ю. Н. Тюрина. М., 1989. — Т.1 — 510 с.
  110. Справочник по прикладной статистике / Под ред. Э. Ллойда, У. Лидермана, Ю. Н. Тюрина. М., 1990. — Т.2 — 526 с.
  111. В. В. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании Текст. / В. В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. — № 3. — С. 38−47.
  112. В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с. — Т.2. — 318 с.
  113. Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  114. Д. И. Психология взросления: структурносодержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д.И.145
  115. Фельдштейн. М.: Флинта, 2004. — 670 с.
  116. Философский словарь Текст. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  117. , В. Человек в поисках смысла Текст.: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  118. Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения Текст.
  119. Р. Фрейджер, Д. Фейдимен.- СПб.- М.: прайм ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС,, 2002. 863 с.
  120. Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: ООО «Изд-во ACT — ЛТД», 1998. — 664 с.
  121. Э. и др. Дзен-буддизм и психоанализ Текст. / Э. Фромм: Сб.: Пер. с англ.-М.: Весь мир, 1997. 237 с.
  122. Р. Мотивация поведения: Биологические, когнитивные и социальные аспекты Текст. / Р. Фрэнкин: Пер. с англ.- СПб. и др.: Питер, 2003. 650 с.
  123. Хрестоматия по истории психологии Текст. / под ред. П.Я. Галь-, перина, А. Н. Ждан. М., 1980. — С. 34−44.
  124. Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение Текст. / Л. А Хьелл, Д. Д. Зиглер.- СПб. и др.: Питер, 2000. -608 с.
  125. Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования Текст. / Л. А. Цырева: автореф. канд. дис. М., 1992. — С. 3.
  126. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека Текст. / В. И. Чернов // Вопросы психологии. 1996. — № 3. -С. 47.
  127. В.Э. Психологические составляющие оптимального .смысла жизни Текст. / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 2003. — № з)-Сл 76−80.
  128. З.А. Основы математической статистики для психологов Учебное пособие Текст. / З. А. Шакурова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.-35 с.
  129. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности Текст. / П. М. Якобсон // Психологический журнал, 1981. -№ 4.
  130. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы закономерности динамики: Учебное пособие Текст. / М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с.
  131. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Текст. / М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  132. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychoanalytical terms a gwide to usage / Ed. By B. Horacl. New York- London- Toronto, 1958. P. 488
  133. Adler A. What life should mean to you. London: George Allen and Unwin, 1980.-300 p.
  134. Dictionary Psychology and Philosophy / Ed. by J. M.Bacdnin. Vol. II. London, 1902. P. 512
  135. Gendlin E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective. New York: The Free Press of Glencoe, 1962. —XVIII, 302 p.
  136. Nuttin J. Future time perspective and motivation. Leuven: Leuven University press- Hilisdale (N.J.): Lawrence Erimbaum Associates, 1985. 235 p.
  137. Peterfreund E., Franceschini E. On information, motivation, and meaning // Psychoanalysis and contemporary science. V. 2 / B.B.Rubinstein (Ed). New York- London: Macmillan, 1973. P. 220−262.
  138. M. (Ed) Understanding Human Values: Individual and Societal.147
  139. New York: The Free Press, 1979. X, 322 p.
  140. Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems, and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 206 p.
  141. The Oxford English Dictionary. Second edition / Prepared by J.A. Simpson and S.C. Wein. Vol. XIV. Oxford, 1989. P. 921.
  142. Tolmari E.C. Behavior and psychological man: essays in motivation anditlearning. Berkely- Los Angeles: University of California press, 1958. XVI, 269 p.
Заполнить форму текущей работой