Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная социальная ситуация в России требует от человека более гибкого мышления, быстрой и эффективной адаптации к меняющимся условиям, нетрадиционного мышления. Важным средством формирования таких способностей является развивающая направленность образования. В исследованиях многих авторов подчеркивается то обстоятельство, что обучение не может быть развивающим, если оно направлено только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Психологические особенности студенческого возраста
    • 1. 2. Готовность личности к выполнению деятельности
    • 1. 3. Теоретические представления о развитии интеллектуальной сферы школьника в процессе обучения и воспитания
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и этапы исследования
    • 2. 2. Описание выборки испытуемых на разных этапах исследования
    • 2. 3. Методы и методики исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ
    • 3. 1. Основные принципы и критерии формирования экспериментальных групп обследуемых студентов
    • 3. 2. Личностные факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников
    • 3. 3. Интеллектуальные особенности студентов как критерии готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников
    • 3. 4. Развитие индивидуально-психологических характеристик студентов в процессе обучения в вузе
    • 3. 5. Структура готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников
    • 3. 6. Программа развития личностных и интеллектуальных качеств студентов

Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека как способности адаптироваться к ним, находить своё место в меняющейся социальной ситуации, так и способности активно вмешиваться в них, направляя эти изменения в удобное для себя русло. А это невозможно выполнить без развития интеллектуальной сферы.

Как указывается в федеральной программе развития педагогического образования России на 2001;2010 гг., «педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность на её результаты».

Однако просто провозглашать высокую общественную значимость педагогической деятельности сейчас уже недостаточно. Необходимо найти в самой системе подготовки будущих учителей те действенные механизмы улучшения практики, которые ей изначально были присущи, но в силу многих обстоятельств до сих пор не реализованы.

Современная социальная ситуация в России требует от человека более гибкого мышления, быстрой и эффективной адаптации к меняющимся условиям, нетрадиционного мышления. Важным средством формирования таких способностей является развивающая направленность образования. В исследованиях многих авторов подчеркивается то обстоятельство, что обучение не может быть развивающим, если оно направлено только на усвоение знаний, а способы их добывания, интеллектуальные умения формируются стихийно (Менчинская Н.А., 1989; Чуприкова Н. И., 1994; Шадриков В. Д., 1996 и др.). Таким образом, в современных условиях интеллектуальное развитие школьника, формирование у него базовых интеллектуальных умений представляет собой актуальную проблему теории и практики обучения.

К настоящему времени исследователями накоплен ценный психолого-педагогический материал, который может служить основой для разработки методики обучения, предусматривающей одновременное формирование у школьников системы научных знаний и развитие интеллектуальных умений. Современная школа пытается воспользоваться результатами данных исследований, но это лишь эпизодические действия. Объясняется это не только сложностью самой проблемы, но и недостаточной подготовленностью учителя к её самостоятельному освоению.

Результаты анкетирования, бесед, нестандартизированного интервью, проведённого со студентами Псковского государственного педагогического университета и учителями школ г. Пскова и Псковской области (в опросе приняли участие 83 студента и 64 учителя) показали, что большинство из них (64%) имеют слабое представление о том, как развивать интеллектуальную сферу школьников, испытывают большие затруднения методического характера.

Причиной описанного положения является недостаточная подготовка студентов в педагогическом вузе к данному виду деятельности. В связи с указанным обстоятельством особую актуальность приобрела проблема подготовки будущих учителей к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

Цель исследования: выявить психологические факторы, способствующие формированию готовности студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников.

Предметом исследования является совокупность психологических факторов, определяющих готовность студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников.

Объект исследования — студенты Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова.

Для проведения исследовательской работы были привлечены студенты Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова — всего 443 человека, эксперты (педагоги) — 69 человек. Всего респондентов- 512 человек.

В основу исследования были положены гипотезы:

1) психологическими факторами готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников являются индивидуально-психологические и личностные особенности студентов;

2) готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников представляет собой интегративную характеристику, обладающую определённой структурой и уровнями.

Для осуществления цели исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать личностные факторы готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников.

2. Исследовать индивидуально-психологические характеристики студентов, определяющие их готовность к работе по развитию интеллектуальной сферы школьников.

3. Выявить структуру и уровни готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников.

4. Разработать программу подготовки студентов педагогического вуза к развитию интеллектуальной сферы школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— идеи деятельностного подхода к исследованию процесса познания и развития личности (Выготский JI.C., Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Ма-тюшкин A.M., Фельдштейн Д. И., Холодная М. А., Шадриков В. Д., Якиманская И. С. и др.);

— идеи о продуктивном характере мышления, структуре и содержании процесса мышления, его роли в развитии личности (Абульханова-Славская К.А., Библер B.C., Брушлинский А. В., Казанская В. Г., Калмыкова З. И., Менчинская Н. А., Пономарёв Я. А. и др.);

— идеи поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Леонтьев А. Н., Талызина Н. Ф. и др.);

— идеи интеллектуального развития личности (Богоявленский Д.Н., Гельфман Э. Г., Демидова Л. Н., Калмыкова З. И., Холодная М. А. и др.);

— теории умственного развития (Вернер X., Гибсон Э., Клапаред Э., Рибо Т., Уиткин X., Чуприкова Н. И. и др.);

— идеи формирования интеллектуальных умений и навыков (Богоявленская Д.Б., Кабанова-Меллер Е.Н., Менчинская Н. А., Паламарчук В. Ф., Усова А. В. и др.);

— идеи формирования профессионально-педагогических умений учителя (Абдуллина О.А., Казанская В. Г., Кузьмина Н. В., Сластенин В. А. и ДР-).

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе разработана модель готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьниковопределены уровни сформированности личностного, интеллектуального, операционального и рефлексивного компонентов готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании полученных результатов разработаны практические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, способствующих формированию готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников, а также программа занятий по развитию личностных и интеллектуальных качеств студентов.

Результаты исследования могут быть использованы при проведении практических занятий в педагогическом вузе, курсах повышения квалификации учителей.

Данная работа может оказаться полезной для решения различных задач в деятельности преподавателей вузов, таких, например, как выбор индивидуального подхода к студентам, определение путей совершенствования их интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств, определение причин неудач в учебной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разносторонним теоретическим анализом проблемы, валидно-стью и надежностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Положения, выносимые на защиту.

1. Готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников представляет собой интегратив-ное, целостное личностно-функциональное образование, обеспечивающее эффективное включение студентов в педагогическую деятельность по развитию интеллектуальной сферы школьников, и включает в себя личностный, интеллектуальный, операциональный и рефлексивный компоненты.

2. В качестве критериев готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников можно выделить следующие: наличие высокой мотивации к развитию интеллектуальной сферы школьников, высокий уровень усвоения психолого-педагогических знаний о развитии интеллектуальной сферы школьников, высокий уровень интеллектуального развития студентов, что составляет продуктивный потенциал их будущей деятельности.

3. Готовность студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников представлена на высоком, среднем и низком уровнях развития, которые обусловлены степенью сформированности компонентов её структуры.

4. Формирование готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников может осуществляться в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла, специальных вариативных дисциплин, а также во время педагогических практик с помощью специально разработанных психолого-педагогических рекомендаций.

Апробация исследования: основной теоретический материал и результаты эмпирического исследования изложены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на научных конференциях Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, Пермского государственного университета, Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Полученные данные включены в программу спецкурсов и педагогических практик для студентов педагогического университета.

Практическая апробация и внедрение полученных в исследовании данных, выводов, рекомендаций осуществлены автором в процессе профессиональной подготовки студентов в Псковском государственном педагогическом университете имени С. М. Кирова.

По результатам диссертационного исследования было издано учебно-методическое пособие (Вожиевская Т. И. Формирование интеллектуальных умений студентов: Учебно-методическое пособие. — Псков: ПОИПКРО, 2006. — 58 с. — ISBN 5−7522−0241−8).

ВЫВОДЫ.

1. По результатам исследования 28,4% обследованных студентов педагогического университета имеют высокий уровень готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников, 52,4% - средний уровень и 19,2% -низкий уровень готовности. Данное соотношение в значительной степени обусловлено индивидными и личностными характеристиками студентов.

2. Студентам с высоким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников свойственна высокая мотивация, убеждённость в необходимости формирования у школьников интеллектуальных умений. Для данной группы студентов характерны такие личностные качества, как общительность, быстрая обучаемость, независимость, высокая нормативность поведения, социальная смелость, высокий творческий потенциал, наличие интеллектуальных интересов, развитый самоконтроль.

Студенты с низким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников проявляют эпизодический интерес к работе по формированию интеллектуальных умений у школьников, не осознают значимости данной работы. Для этой группы студентов свойственны такие личностные качества, как зависимость, подозрительность, тревожность и беспокойство.

3. Уровень сформированности дидактических умений студентов, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников, связан с уровнем интеллектуального и личностного развития студентов.

4. У студентов с высоким уровнем готовности к развитию интеллектуальной сферы школьников уровень интеллектуального развития выше, чем у студентов с низким уровнем готовности, а именно: выше уровень развития логического мышления, памяти, внимания, пространственного воображения, а также вербальных способностей.

5. Готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников представляет собой интегративное образование и включает в себя личностный, интеллектуальный, операциональный и рефлексивный компоненты.

В состав личностного компонента входят мотивация и направленность личности, сформированность волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт характера. Интеллектуальный компонент включает в себя уровень интеллектуального и умственного развития студентов. Операциональный компонент проявляется в сформированности у студентов дидактических умений, способствующих развитию интеллектуальной сферы школьников. В состав рефлексивного компонента входит самооценка и самоконтроль студентами своих действий и психических состояний.

6. Подготовленная в ходе диссертационного исследования авторская программа развития личностных и интеллектуальных качеств студентов позволяет повысить эффективность их работы по развитию интеллектуальной сферы школьников. Целесообразность использования данной программы проявляется в том, что у студентов значительно повысился уровень интеллектуального развития, произошли положительные изменения в личностных качествах студентов, а также повысился уровень сформированности дидактических умений студентов, необходимых для организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные данные диссертационного исследования позволили определить психологические факторы способствующие формированию готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников через формирование интеллектуальных умений школьников.

Для того чтобы процесс формирования интеллектуальных умений у школьников был успешным, учителя сами должны на высоком уровне владеть данными умениями.

Успех в формировании интеллектуальных умений студентов достигается при соблюдении следующих принципов: доступности, постепенности в нарастании трудностей, систематичности, взаимосвязи между учебными предметами, преемственности, творческой активности и дифференцированного подхода к студентам.

Преподавателям необходимо активизировать мыслительную деятельность студентов путём постановки перед ними учебно-познавательных проблем различного уровня и организации индивидуального и коллективного учебного поиска. Это приводит в итоге к усилению осознанности усвоения студентами новых знаний и умений — основы интеллектуальных умений.

Развитию и формированию интеллектуальных умений студентов способствует их самостоятельная работа с учебными материалами. Для этого можно использовать специальные приёмы (Вожиевская Т.И., 2006, с. 46).

Формирование интеллектуальных умений студентов обеспечивается последовательным прохождением ряда этапов: диагностического, активно-действенного, результативно-оценочного (Сизенцова З.В., 1999).

Диагностический этап — этап целеполагания, осмысления проблем, оценка ситуации. Определяются проблемы формирования интеллектуальных умений студентов в учебной деятельности. Уточняются интеллектуальные умения, необходимые студентам в учебной деятельности и профессиональном становлении. Выявляется наличный уровень интеллектуальных умений студентов способом диагностики. Корректируется программа формирования интеллектуальных умений студентов в учебной деятельности. Теоретически обосновывается и проектируется выбор средств, методов и организационных форм осуществления деятельности.

Активно-действенный этап ответственен за создание у студентов положительного отношения к учебно-познавательной деятельности. Этот этап предполагает организацию выполнения системы заданий, содержащей элементы формирования интеллектуальных умений студентов. При этом задания подбираются соответственно выявленным уровням.

Результативно-оценочный этап протекает одновременно с предыдущим и является этапом отражения уровня сформированности интеллектуальных умений каждого студента.

О сформированности умений принято судить по качеству выполняемого действия. Если осуществление действия происходит при интенсивном внимании, то говорят о динамическом контроле, а если при минимальной интенсивности внимания, то о тоническом. Динамический контроль связан с функцией осмысления действия, тонический — с функцией слежения за программой действия (Тихомиров O.K., 2002). Таким образом, формирование умения сопровождается постепенным переходом от динамического контроля к тоническому.

Готовность студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников зависит от учёта интеллектуального и личностного развития студентов.

С целью формирования профессиональной направленности студентов необходимо знакомить их с особенностями будущей деятельности. А для этого в теоретических курсах первого и второго годов обучения больше внимания следует уделять не только овладению студентами научными знаниями, но и умению оперировать ими в условиях решения профессиональных задач.

Особое внимание следует уделять формированию у студентов интеллектуальных (любознательность, рассудительность, вдумчивость) и волевых черт характера (целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность).

С целью формирования готовности студентов к развитию интеллектуальной сферы школьников необходимо внести в программы психолого-педагогического цикла разделы, направленные на:

1) становление и развитие у студентов понимания важности интеллектуального развития школьников;

2) формирование у студентов убеждённости в необходимости развития интеллектуальной сферы школьников;

3) активизацию знаний студентов, влияющих на развитие интеллектуальной сферы школьников;

4) создание условий для формирования у студентов дидактических умений, способствующих организации работы по развитию интеллектуальной сферы школьников;

5) развитие у студентов способности анализировать и корректировать собственную деятельность по развитию интеллектуальной сферы школьников;

6) создание методической основы для целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений школьников на различных уроках.

Интеллектуальные умения студентов относят к разряду общепрофессиональных компетентностей и формировать их необходимо целенаправленно в процессе изучения каждой дисциплины учебного плана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдуллина // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 30.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335с.
  3. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 111−131.
  4. , Г. Ю. Проверь свои способности / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Лань, 1996. — 158 с. — ISBN 5−86 617−001−9.
  5. , М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: автореф. дис.. д-ра психол. наук / М.К. Акимова- Российская Академия образования. Психологический институт М., 1999. — 44 с.
  6. , Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б. Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. Т. 1 — 280 с. Т. 2 — 288 с.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5−272−315−2.
  8. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — ISBN 5−272−289-Х.
  9. , А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Ур-бина. СПб.: Питер, 2001. — 688с. — ISBN 5−272−106−0.
  10. , Дж. Когнитивная психология / Дж. Андерсон. СПб.: Питер, 2002. — 496 с. — ISBN 5−272−216−4.
  11. , Л.П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова. -М.: Просвещение, 1968. 138 с.
  12. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /
  13. B.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  14. , В.Г. Очерки по психологии труда: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Асеев. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2005. — 341 с. — ISBN 5−9624−0057−7.
  15. , Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Г. Ахтариева. Ленинград, 1978. — 24 с.
  16. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. , Л.А. Формирование диагностических умений будущих учителей в процессе изучения курса педагогики: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Байкова. Тула, 1995. — 24 с.
  18. , С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие /
  19. C.П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  20. , Г. Н. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных умений у младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Белова- Калининградский государственный университет. -Калининград, 1998. 22 с.
  21. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 208 с. — ISBN 5−7155−0265−9.
  22. , А. Измерение умственных способностей / А. Бине. СПб.: Союз, 1999. — 432 с. — ISBN 5−87 852−081−8.
  23. , П.П. Мои воспоминания / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1971. — 176 с.
  24. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
  25. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Менчинская Н. А. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  26. , Д.Н. Формирование приёмов умственной работы как путь развития и активизации учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. -1972. № 4. — С. 74−86.
  27. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
  28. , Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Л. И. Божович. М.: МПСИ, 2001. — 352 с. — ISBN 5−87 224−086−4.
  29. , Е.И. К постановке проблемы умений и навыков / Е. И. Бойко // Советская педагогика. 1975. — № 1. — С. 38.
  30. , Ж. Некоторые аспекты взаимоотношения общения и интеллекта / Ж. Бокошов // Проблемы психологии интеллекта: сб. науч. трудов. Фрунзе. — 1984. — С. 29−39.
  31. , В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  32. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. д-рапсихол. наук/ Е. М. Борисова. М., 1995. — 46 с.
  33. , А.А. Информация и психика / А. А. Братко, А.Н. Кочер-гин. Новосибирск: Наука, 1977. — 198 с.
  34. , А.А. Об интеллекте и его функциях / А. А. Брудный // Проблемы психологии интеллекта: сб. научных трудов. Фрунзе, 1984. — С. 3−8.
  35. , А.А. Понимание и общение / А. А. Брудный. М.: Знание, 1989. — 63 с.
  36. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-311с.
  37. , А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с. — ISBN 5−87 224 107−0.
  38. , М.Д. Интеллект как фактор подверженности психологическому влиянию: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. Д. Бугаева. М., 2005.- 18 с.
  39. , Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бур-лачук. СПб.: Питер, 2006. — 351 с. — ISBN 5−94 723−045−3.
  40. , JI.E. Развитие творческой готовности специалиста физической культуры: автореф. дис.. д-ра психол. наук / JI.E. Варфоломеева. СПб., 1999.-46 с.
  41. , С.Г. Воспитание активной позиции личности / С. Г. Вершловский. Д.: Лениздат, 1981. -141 с.
  42. , С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  43. , Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. М.: Мысль, 1989. — 175 с. — ISBN 19−094−40−89.
  44. , А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания: автореф. дис. канд. психол. наук / А. Г. Виноградов. Киев: Киевский университет, 1990. — 22 с.
  45. , Т.И. Формирование интеллектуальных умений студентов: Учебно-методическое пособие / Т. И. Вожиевская. Псков: ПОИП-КРО, 2006. — 58 с. — ISBN 5−7522−0241−8.
  46. , JI.C. Собрание сочинений в шести томах / J1.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2 — 504 с. Т. 3 — 368 с.
  47. , П.Я. Основные результаты исследования по проблемам формирования умственных умений и понятий / П. Я. Гальперин. М: МГУ, 1965.-51 с.
  48. , А.Д. Состояние психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. Д. Ганюшкин. Ленинград, 1972. — 18 с.
  49. , Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 244 с.
  50. , Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1999. -496 с.-ISBN5−03−1 901−4.
  51. , Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  52. , Д.Ф. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий / Д. Ф. Горбатов // Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
  53. , О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся / О. С. Гребенюк. М.: Педагогика, 1985. — 151 с.
  54. , О.С. Общие основы педагогики: учебник для студентов вузов / О. С. Гребенюк. М.: Владос-Пресс, 2003. — 160 с. — ISBN 5−30 500 043−2.
  55. , К.М. Тесты интеллекта в психологии / К. М. Гуревич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 53−64.
  56. , М.Д. Интеллектуальное развитие и успешность обучения / М. Д. Дворяшина, Н. М. Владимирова. Д.: ЛГУ, 1980.
  57. , В.И. Состояние как философская категория: автореф. дис. канд. филос. наук / В. И. Демидов. Воронеж, 1969. — 18 с.
  58. , М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М. Н. Диков // Психологическая наука и образование. 1997. — № 4. -С. 71−79.
  59. , А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в обучении: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Е. Дмитриев. М., 1979.-27 с.
  60. , А.Е. Эффективность формирования умений и навыков в системе начального обучения / А. Е. Дмитриев // Советская педагогика. -1981.-№ 5.-С. 48.
  61. , В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2006 — 656 е.: ил. — ISBN 5−272−260−1.
  62. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007 — 368 с. — ISBN 5−91 180−111−6.
  63. , И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987. — 121 с.
  64. , В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие / В. К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989. — 160 с. — ISBN 5−71 550 146−6.
  65. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  66. Дьяченко, М. И Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, J1.A. Кандыбович. Минск: БГУ, 1981. — 383 с.
  67. , М.С. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С.Д. Пьян-кова // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 106−108.
  68. , М.И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. И. Есипова. Алма-Ата, 1978. — 26 с.
  69. , Б.П. Социально-психологический подход к проблеме «зоны ближайшего развития» / Б. П. Жизневский // Психологические проблемы воспитания и обучения. Минск, 1990. — С. 29−34.
  70. , В.И. Особенности личностного развития студентов педвуза с разной специализацией: автореф. дис.. канд. психол. наук / В.И. Завалина- Московский государственный открытый педагогический университет. М., 1998. — 23 с.
  71. , Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д. Н. Завалишина. М.: Наука, 1985. — 219 с.
  72. , Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина. М.: Институт психологии РАН, 2005. -374 с. — ISBN 5−9270−0063−0.
  73. , А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова//Вопросы психологии. 1989. — № 1.- С. 5−14.
  74. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 222 с.
  75. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2004. 384 с. — ISBN 5−94 010−018-Х.
  76. , Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий / Р. И. Иванов. Куйбышев, 1978. -102 с.
  77. , А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей / А. Я. Иванова. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  78. , В.П. Общение как фактор интеллектуального развития / В. П. Иванова // Проблемы психологии интеллекта: сб. науч. трудов. -Фрунзе, 1984.-С. 40−43.
  79. , А.А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. М.: Просвещение, 1990 — 240 с. — ISBN 5−09−1 770−0.
  80. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  81. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  82. , В.Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. -СПб.: Питер, 2003. 366 с. — ISBN 5−94 723−490−4.
  83. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова // Педагогика и психология. М.: Знание, 1979. — № 5. — С. 48.
  84. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981 — 200 с.
  85. , С.М. Формирование интеллектуальных умений студентов в информационном взаимодействии: автореф. дис. канд. пед. наук
  86. С.М. Касаткин- Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2003. — 22 с.
  87. , Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. Учебное пособие для студентов пединститутов / Г. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  88. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. — 230 с.
  89. , С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования / С. И. Кисельгоф. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 152 с.
  90. , Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1982. — 302 с.
  91. , А.Г. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалёв, В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
  92. , А.Г. Самовоспитание школьников / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1967. — 159 с.
  93. , Я.Л. Введение в возрастную и педагогическую психологию / Я. Л. Коломинский, Е. Л. Панько. Минск: МГПИ, 1985. -101 с.
  94. , А.В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения / А. В. Коняхин. СПб.: Питер, 2007. — 128 с. — ISBN 5−91 180 131−0.
  95. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. М., 1991.- 152 с. — ISBN 5−7155−0381−7.
  96. , В.Ю. Интеллект человека / В. Ю. Крамаренко, В. Е. Никитин, Г. Г. Андреев. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990 — 182 — ISBN 5−7455−0326−2.
  97. ЮО.Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  98. , Т.В. Психологический анализ динамики процесса самоопределения / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-С. 51−59.
  99. , И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. Минск: «Современное слово», 2005. — 544 с. — ISBN 985−443−482−6.
  100. , Н.В. Способности, одарённость и талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985 — 32 с.
  101. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с. -ISBN 5−7563−0199−2.
  102. Ю5.Кулько, В. А. Формирование у учащихся умений учиться / В. А. Кулько. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  103. Юб.Кулюткин, Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 230 с.
  104. Ю7.Кулготкин, Ю. Н. Мышление и личность / Ю. Н. Кулюткин. -СПб.: «КРИСМАС+», 1995. 21 с.
  105. , Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. — 324 с.
  106. , Н.Д. О психических состояниях человека / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 343 с.
  107. , Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  108. Ш. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2000. — 320 с. -ISBN 5−7695−0646−6.
  109. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  110. , В.Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев. Л.: ЛГУ, 1974. -184 с.
  111. , В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов / В. Т. Лисовский. Л.: ЛГУ, 1978. — 211 с.
  112. , Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Дж. Лолер. М.: Прогресс, 1982. — 253 с.
  113. , Б.Ф. Познание и общение / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1988. -208 с.-ISBN 5−02−13 307−8.
  114. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с. — ISBN 5−7155−0257−8.
  115. , Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 202 с. ISBN 5−02−8 308−9.
  116. , А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1974. — 172 с.
  117. , А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  118. , А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2002. — 592 с. — ISBN 5−272−62−5.
  119. , A.M. Латинско-русский словарь / A.M. Малинин. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961 -764 с.
  120. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 96 с. — ISBN 5−09−1 744−1.
  121. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с. — ISBN 57 155−0198−9.
  122. , Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская / под ред. Е. Д. Божович. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 512 с. — ISBN 5−89 502−514−5.
  123. , Н.И. Анализ факторов учебной успеваемости студентов: автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. И. Мешков. Д.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1980.-22 с.
  124. , Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н. И. Мешков. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1991. — 84 с. — ISBN 5−7103−0055−1.
  125. , Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров / Л. А. Мойсеенко // Вопросы психологии. -1993.-№ 2.-С. 122−125.
  126. , В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: Институт практической психологии, 1995. -356 с.-ISBN 5−87 224−084−8.
  127. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие / А.Д. На-следов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с. — ISBN 5−9268−0275−7.
  128. Ш. Нишанов, В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ / В. К. Нишанов. Фрунзе: Илим, 1990. — ISBN 5−8355−0320−2.
  129. Новые тесты IQ / сост. Кошелева М. А. Ростов н/Д.: Феникс, 2003 — 352 с. — ISBN 5−222−3 376−7.
  130. , Н.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя высшей школы // Советская педагогика. -1975.-№ 2.-С. 5−12.
  131. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1987.-750 с. 135.0хитина, JI.T. Психологические основы урока / Л. Т. Охитина. -М.: Просвещение, 1977. 96 с.
  132. , В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей / В. Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  133. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969 — 659 с.
  134. , П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005 — 144 с. — ISBN 5−93 134−205−2.
  135. , К.К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  136. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  137. , К.К. О знаниях, навыках и умениях / К. К. Платонов // Советская педагогика. 1989. — № 5. — С. 39.
  138. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с. — ISBN 38−290−03−90.
  139. , А.А. Психология труда в условиях проблемных ситуаций / А. А. Понукалин. Саратов: Изд-во СГУ, 1996. — 226 с. — ISBN 5292−1 429-Х.
  140. , Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов. М: Педагогика, 1989. — 152 с. — ISBN 57 155−0018−4.
  141. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с. — ISBN 5−318−13−4.
  142. Дж. К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Раздел 3: Стандартные прогрессивные матрицы / Дж. К. Равен, Дж. X. Курт. М.: Когито-Центр, 1996. — 53 с. — ISBN 5−89 353 003.
  143. Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 177 с. — ISBN 5−02−13 427−9.
  144. , СЛ. Развитие интеллектуальных умений будущих учителей в структуре общепрофессиональной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук / С.А. Рассада- Омский государственный педагогический университет. Омск, 2005. — 24 с.
  145. Рассел, К. IQ Книга тестов: 400 новых заданий / К. Рассел. М.: «Издательство Астрель», 2004 — 173 с. — ISBN 5−271−9 470−7.
  146. , JI.A. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика / JI.A. Регуш. Киев: Вища школа, 1997. — 86 с. — ISBN 511−4 497−3.
  147. , М.А. Подготовка будущих учителей к работе по развитию интеллектуальных умений у младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Романова. Южно-Сахалинск, 2003. — 22 с.
  148. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1976. — 416 с.
  149. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2004. — 713 е.: ил. — ISBN 5−314−16−4.
  150. , Н.А. К вопросу об образовании умения / Н. А. Рыков // Советская педагогика. 1953. — № 10. — С. 45.
  151. , Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников / Ю. А. Самарин. Гатчина: Ленинградский областной институт экономики и финансов, 2003. — 318 с. — ISBN 5−94 895−015−8.
  152. , Г. А. Формирование интеллектуальных умений старшеклассников в довузовском образовании (на опыте университетской школы): автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Сикорская- Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2004. — 24 с.
  153. , В.А. Образ ребёнка (в сознании детей и взрослых) / В. А. Ситников. СПб.: Химиздат, 2001. — 288 е.: ил. — ISBN 5−93 808−028−2.
  154. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1965. — 48 с.
  155. , А.Н. Личность как субъект интерпретации / А.Н. Слав-ская. Дубна: Феникс +, 2002. — 240 с. — ISBN 5−9279−0023−2.
  156. , В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. М.: МГПИ, 1981. -170 с.
  157. , В.А. Формирование социально активной личности учителя / В. А. Сластенин. М.:МГПИ, 1987. — 122 с.
  158. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. -1991. -№ 10.-С. 64−79.
  159. , В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодёжи к педагогической деятельности / В. А. Сластенин. М.: Прометей, 1991. -141 с. — ISBN 5−7042−0007−9.
  160. , А.А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. -М.: Просвещение, 1966. 192 с.
  161. , Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Л.Ф. Спирин- Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. М., 1981. — 30 с.
  162. , Т. А. Дидактические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе: Теоретико-экспериментальное исследование / Т. А. Соловьёва. Псков, 1999. -416 с.-ISBN 5−87 854−119-Х.
  163. , Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. СПб.: Питер, 2002. — 592 е.: ил. — ISBN 5−318−397−4.
  164. , Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека / Ю. Е. Сосновикова // Вопросы психологии. 1968. — № 6.
  165. , С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С. С. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. — ISBN 5−89 144−453−4.
  166. , Е.И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте / Е. И. Степанова // Вопросы психологии. -1970.-№ 1.-С. 79−80.
  167. , Е.И. Психология взрослых: экспериментальная ак-меология / Е. И. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с. — ISBN 5−89 329 239−1.
  168. , В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 томах. Т. 1 / В. А. Сухомлинский / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  169. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. — 175 с. -ISBN 5−09−494−3.
  170. , Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с. — ISBN 5−7695−0575−3.
  171. Тест структуры интеллекта Амтхауэра: Учебно-методическое пособие / сост. Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. СПб.: «Речь», 2002. — 46 с. -ISBN 5−9268−0132-Х.
  172. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: «Академия», 2002. — 288 с. — ISBN 5−7695−0922−8.
  173. , Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004. — 412 с. — ISBN 5−89 357−121−5.
  174. , А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / А. В. Усова // Советская педагогика. 1980. -№ 12. — С. 45−48.
  175. , Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с. -ISBN 5−87 977−018−4.
  176. , Д.И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. -512 с.-ISBN 5−89 395−002-Х.
  177. , Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. — Т. 1 — 568 с. — ISBN 5−89 502−675−3.
  178. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность / отв. ред. С. З. Гончаров. Свердловск: СИПИ, 1990. — 155 с. -ISBN 20−979−96−90.
  179. , Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: авто-реф. дис.. канд. психол. наук / Е.Н. Францева- Армавирский государственный педагогический институт. Армавир, 2003. — 22 с.
  180. , М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Хакбердыев. Ташкент, 1991.-18 с.
  181. , Д. Формирование учебных навыков / Д. Хамблин. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  182. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. СПб.: Речь, 2001. — 240 с. — ISBN 5−9268−0048-Х.
  183. , М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / М. А. Холодная // Психологический журнал. Т. 17. 1996. — № 1. — С.61−69.
  184. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 е.: ил. — ISBN 5−318−301-X.
  185. , JI.C. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / JI.C. Цветкова. М.: Просвещение, 1995. -304 с. — ISBN 5−09−4 989−0.
  186. , В.Э. Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чуд-новский, B.C. Юркевич. М.: Знание, 1990. — 77 с. — ISBN 5−07−1 554−0.
  187. , Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. СПб.: Питер, 2007. — 448 с. — ISBN 5−94 807−017−4. .
  188. , JI.B. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одарённой личности: автореф. дис.. канд. психол. наук / JI.B. Шавинина. Киев: Институт психологии, 1993. -20 с.
  189. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с. — ISBN 588 439−015−7.
  190. , Г. П. Развиваем интеллект. Задачи. Тесты. Упражнения / Г. П. Шалаева. М.: Слово, 2004. — 224 с. — ISBN 5−8123−0252−9.
  191. , В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. СПб.: Союз, 1997. — 128 с. — ISBN 5−87 852−048−6.
  192. , Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. -М., 2004.-№ 2.-С. 119−127.
  193. , А.И. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе / А. И. Щербаков. Л.: ЛГПИ, 1988. — 168 с.
  194. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  195. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208 с. -ISBN 5−7155−0181−4.
  196. , В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В. А. Якунин. СПб.: Михайлова В. А., 2000. — 349 с. — ISBN 5−8016−0213−5.
  197. , А.С. Формирование у младших школьников фиксированных базовых интеллектуальных умений в учебно-познавательной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Якупова. Бирск, 1998. -22 с.
  198. Cattell, R.B. Abilities: Their structure, growth and action / R.B. Cat-tell. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
  199. Feuerstein, R. The theory of structural cognitive modifialibity. / Learning and thinking styles: Classroom interaction. Washington, D.C.: Nat. Educat. Association, 1990. — P. 68−134.
  200. Kelley, T.L. Crossroads in the mind of man / T.L. Kelley. Stanford, 1928.
  201. Raven, J.C. Guide to the Progressive Matrices / J.C. Raven. London: Lewis, 1960.
  202. Spearman, С. The abilities of man / C. Spearman. N.Y.: MacMillan, 1927.
  203. Staats, A.W. Learning and cognitive development / A.W. Staats. -Chicago (III): Univ. of Chicago Press, 1970.
  204. Sternberg, R.J. Human intelligence: The model is the message / R.J. Sternberg. Science. V. 230. — 1985. — P. 1111−1118.
  205. Sternberg, R. The triarchic mind: A new theory of human intelligence / R. Sternberg. N.Y.: Viking Penguin Inc, 1988.
  206. Thurstone, L.L. Primory mental abilities / L.L. Thurstone. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1938.
  207. Vernon, P.E. The structure of human abilities / P.E. Vernon. N.Y.: Wiley, 1965.
  208. Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence / D. Wechsler. Baltimore: Williams & Wilkins, 1958.
Заполнить форму текущей работой