Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте исследуемой проблемы проведён детальный анализ понятия «непрерывное профессиональное образование военного специалиста», которое, основываясь на теоретических исследованиях, определено как целенаправленное получение военнослужащим профессионально важных знаний, умений и навыков в учебных заведениях системы военного профессионального образования и путём организованного самообразования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Особенности формирования профессиональной культуры военного специалиста
    • 1. 1. Генезис становления и развития системы непрерывного профессионального образования военного специалиста
    • 1. 2. Проблемы кадрового обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации
    • 1. 3. Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности военного специалиста Военно-воздушных сил с позиций культурологического подхода
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Дидактические основы формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста
    • 2. 1. Отбор и конструирование содержания дисциплины «Тактика»
    • 2. 2. Модель методической системы военно-профессиональной подготовки
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Организационно-педагогические условия реализации процесса формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста
    • 3. 1. Учебно-методическое обеспечение процесса подготовки военного специалиста
    • 3. 2. Методика изучения дисциплины «Тактика»
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности предлагаемого подхода
  • Выводы

Методика формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях значительных преобразований, охвативших все сферы жизни российского общества, в том числе и военную, важной задачей становится решение проблемы кадрового обеспечения современной профессиональной армии. Переход на новые принципы комплектования армии и флота и реализация ряда нововведений, направленных на построение высоко развитой и сильной профессиональной армии для Вооружённых Сил Российской Федерации, требуют совершенствования системы военно-профессионального образования. Современные требования к уровню подготовленности военного специалиста ориентированы не столько на необходимость углубления профессиональных знаний и развитие навыков решения профессиональных задач, сколько на формирование целостной личности военнослужащего, его профессионального самосознания, мышления, мотивационно-потребностной сферы. Всё это актуализирует задачу совершенствования системы военного образования с позиций отражения культурологической парадигмы.

В отечественной педагогической науке проблеме формирования профессиональной культуры специалистов различного профиля посвящены труды А. В. Барабанщикова, Б. В. Бондаревской, М. Я. Виленского, А. Л. Денисовой, Е. Э. Захаржевской, Г. Р. Звездуновой, И. Ф. Исаева, В. А. Комелиной, Н. В. Кузьминой, Е. А. Левановой, Л. А. Машиной, А. И. Мищенко, Н. В. Молотковой, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластенина, Н. Л. Шеховской, С. Н. Щербаковой, В. В. Краевского и др., в которых раскрывается сущность данной дефиниции, её структурная и содержательная основа. В контексте исследуемой проблемы особое значение имеют научные разработки, посвящённые проблеме изучения военно-профессиональной культуры (А.В. Барабанщиков, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов и др.).

Отмечая значимость существующих исследований, следует подчеркнуть, что вопросы формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста требуют дополнительного теоретикометодического обоснования в контексте построения и развития системы непрерывного военно-профессионального образования в России.

Исследование и опыт служебной деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации и в военном вузе позволили выявить противоречие между потребностью кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации в изменяющейся социально-политической ситуации и условиях перехода к профессиональной армии и недостаточной ориентированностью существующей системы военно-профессионального образования на формирование целостной личности будущего военного специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры и способного к дальнейшему профессиональному росту и развитию.

Необходимость разрешения сформулированного противоречия обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом и методическом обосновании процесса формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

Объектом исследования является система непрерывного военно-профессионального образования.

Предмет исследования — формирование базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессиональной культуры военного специалиста будет эффективней, если:

— система профессиональной подготовки строится с позиций целостности процесса развития личности военнослужащего и согласованности целей, содержания, форм и методов на каждом уровне непрерывного военно-профессионального образования;

— на уровне высшего военно-профессионального образования образовательный процесс ориентирован на формирование базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста, обеспечивая успешность его будущей военно-профессиональной деятельности и дальнейшее профессиональное развитие;

— организационно-методические основы образовательного процесса базируются на положениях культурологического подхода в контексте овладения будущим специалистом социально значимого опыта решения военно-профессиональных задач.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить проблемы кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации и на основе структурно-функционального анализа деятельности современного военного специалиста обосновать систему требований к уровню сформированности базовых компонентов профессиональной культуры.

2. Обосновать теоретико-методические подходы к формированию базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе высшего военно-профессионального образования как элемента непрерывной профессиональной подготовки.

3. Разработать методическую систему военно-профессиональной подготовки специалиста и провести отбор и конструирование содержания общепрофессиональной дисциплины «Тактика» на уровне высшего образования.

4. Разработать организационно-методические условия реализации процесса формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в военном вузе.

5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемого подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды различных авторов, затрагивающие аспекты работы, в частности:

— теории личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), положение о механизмах персонализации личности, её развитии в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, Е. А. Климов и др.);

— принципы дидактики и методы профессионального образования (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, И. Блауберг, A.JI. Денисова, С. Я. Загвединский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. С. Иванова и др-);

— основы проектирования систем непрерывной профессиональной подготовки специалистов различного профиля (Б.С. Гершунский, В. А. Ермоленко, Т. В. Ефремцева, З. Д. Жуковская, Е.С. Заир-Бел, Е. С. Казакова, Н.В. Мо-лоткова, В. Я. Родионов, А. П. Тряпицина, М. В. Ярошенко и др.);

— положения о принципиальных основах формирования содержания образования (Н.Е. Астафьева, С. А. Кайнова, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, О. П. Околелов, М. Н. Скаткин, П. А. Юцевичене и др.);

— положения культурологического подхода в теории и практике профессионального образования (А.В. Барабанщиков, Е. К. Быстрицкий, М. Я. Виленский, Г. В. Звездунова, И. Ф. Исаев, Л. Н. Коган, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Н. В. Молоткова, В. А. Сластенин, Н. А. Шеховская, С. Н. Щербакова и др.) — теоретические основы структурирования профессиональной культуры и разработки ключевых компетенций специалиста (Т.П. Воронина, А. Л. Денисова, В. А. Кальней, В. П. Кашицин, Н. В. Молоткова, С. Е. Шишов и др.);

— исследования, посвящённые формированию историко-педагогической культуры (А.И. Колесова и др.) — нравственно-эстетической культуры (Э.А. Гришин, Д. С. Яковлева и др.) — коммуникативной культуры (А.В. Мудрин, О. О. Киселёва, Т. Н. Левашова и др.) — технологической культуры (М.М. Левина, Н. Е. Щуркова, В. Д. Симоненко и др.) — духовной культуры (Е.Н. Шия-нов и др.) — физической культуры (М.Я. Виленский и др.) — информационной культуры (Д.И. Блюменау, А. Л. Денисова, Ю. А. Шредер и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

— теоретико-методологический анализ источниковсравнительный анализ учебных дисциплин, учебных планов по блокам и циклам в государственных образовательных стандартах системы военного образованияобобщение передового педагогического опыта подготовки военного специалистамоделирование систем и процессов;

— эмпирические методы (наблюдение, собеседование, анкетирование), педагогический эксперимент, праксиметрические методы (оценка результатов деятельности обучающихся);

— статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Проверка эффективности разработанного подхода осуществлялась в процессе трехэтапной опытно-экспериментальной работы, проведенной автором в 2003;2007 гг. на базе Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники (военного института). Экспериментом было охвачено свыше 500 человек.

На первом этапе (2003;2004 гг.) формировались исходные позиции исследования: проводилось изучение литературы по теме, проводился анализ становления и развития системы военного образования, изучена институциональная структура непрерывного военного профессионального образования, изучалось и обобщалось состояние проблем подготовки военных специалистов в теории и практике профессионального образования, определялись концепции, теории и подходы по совершенствованию военно-профессиональной подготовки в контексте непрерывного профессионального образования, выявлялись требования и условия к организации и реализации процесса формирования военно-профессиональной культуры. Формулировались цель, гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004;2006 гг.) определены основные подходы к содержанию непрерывной профессиональной подготовки военных специалистов, уточнялись и конкретизировались формы и методы обучения. Опираясь на специфику деятельности специалистов военного профиля, выбраны формы и методы организации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины «Тактика». Уточнялась и проверялась эффективность реализации модели методической системы изучения дисциплины «Тактика» в условиях высшего военно-профессионального образования, разработан учебно-методический комплекс по изучению дисциплины «Тактика». Определены дидактические основы формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста. Корректировалась гипотеза, проводился констатирующий этап эксперимента, обобщались его промежуточные результаты. Начат формирующий эксперимент. Разрабатывались и прошли апробацию методические рекомендации по изучению курса дисциплины.

На третьем этапе (2006 — 2007 гг.) завершен формирующий эксперимент, проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, систематизировались результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности разработанного подхода. Сформулированы выводы исследования, завершено оформление диссертации.

Новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе системно-функционального анализа деятельности военного специалиста с позиций культурологического подхода сформулированы требования к системе непрерывного военно-профессионального образования в контексте решения проблем кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации.

2. Определены дидактические основы и разработана модель методической системы подготовки военного специалиста, отражающая тенденции развития военного образования в России, его инфраструктурную организацию, значимость высшего военного профессионального образования в формировании базовых компонентов профессиональной культуры военнослужащего.

3. Обоснованы организационно-педагогические условия формирования базовых компонентов профессиональной культуры (личностного, аксиологического, технологического) военного специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающие целостность образовательного процесса, направленного на формирование у курсантов системного видения будущей военно-профессиональной деятельности как основы его дальнейшего профессионального становления и развития:

4. Разработана методика изучения общепрофессиональной дисциплины «Тактика», основанная на профессионально ориентированном проблемном изложении учебного материала с опорой на субординированную систему задач, оптимальном сочетании форм и методов практического обучения и тактических полевых занятий, активизирующих познавательную деятельность курсантов и обеспечивающих перенос теоретических моделей знаний на объекты будущей профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании с позиций системного и культурологического подходов процесса формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в условиях высшей школы, базирующейся на:

— структурно-содержательном рассмотрении понятия «профессиональной культуры военного специалиста» в контексте выделения её базовых компонентов, определяющих успешность реализации основных видов военно-профессиональной деятельности;

— реализации системы принципов организации образовательного процесса в системе непрерывного военно-профессионального образования, обеспечивающих целостность развития личности военнослужащего.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования реализована в практике подготовки военных специалистов в ГОУ ВПО «Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище радиоэлектроники (военный институт)» и обеспечивает:

— активизацию учебно-познавательной деятельности и формирование рефлексивной позиции курсантов;

— формирование у обучающихся военного вуза основы для успешного овладения военно-учётной специальностью и дальнейшего профессионального становления и развития;

— удовлетворение текущих и перспективных потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации в специалистах, составляющих основу формирования профессиональной армии в России.

Самостоятельную практическую значимость имеют разработанные автором:

— учебно-методический комплекс общевоенной дисциплины «Тактика» для высшего военно-профессионального образования;

— система требований к организационному, процессуальному и методическому обеспечению данной образовательной области.

На защиту выносятся:

1. Система требований к уровню сформированности базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста.

2. Дидактические основы формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в условиях высшего военного профессионального образования.

3. Методика формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в процессе изучения общевоенной дисциплины «Тактика».

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и материалы исследования нашли свое отражение в программе общевоенной дисциплины «Тактика», научных публикациях и докладах автора.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (г. Тамбов, 2003;2007 гг.), на заседаниях кафедры «Тактика» в Тамбовском высшем военном авиационном инженерном училище радиоэлектроники (военном институте), IX научной конференции ТГТУ «Педагогика и профессиональное образование» (г. Тамбов, 2004 г.), XII научной конференции ТГТУ «Фундаментальные и прикладные исследования, инновационные технологии, профессиональное образование» (г. Тамбов, 2007 г.).

По теме исследования опубликовано 9 работ общим объемом 3,1 п.л., в том числе авторских — 2,6 п.л.

Достоверность и обоснованность результатов подтверждается внутренней логикой построения исследования на основе современных методологических подходов, использованием методов, адекватных поставленным задачамстрогим соответствием системности в теоретическом и экспериментальном анализе, комплексным характером обработки данныхдостаточной фактологической и научной базой, которая обеспечивалась применением методов математической статистики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

144 Выводы.

В работе проанализировано учебно-методическое обеспечение дисциплины, и в частности рассмотрено содержание и количество используемой на занятиях базовой литературы. Так, например, для общевоенной профессиональной подготовки курсантов Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) по дисциплине «Тактика» используются учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия, изданные и рекомендованные для обучения Министерством обороны Российской Федерации, Главнокомандующим и Начальником штаба Военно-воздушных сил, а также материал лекций, групповых, практических и других видов занятий, разработанный преподавательским составом кафедры, имеющим большой опыт службы в войсках и участвующих в реальных боевых действиях и вооружённых конфликтах. С позиций современной действительности, требований ряда руководящих документов и с учётом специфики вуза разработаны и внесены соответствующие изменения в лекционный материал, содержание практических занятий. При разработке всех видов занятий кроме малочисленной грифованной литературы используются материалы открытых периодических изданий газет и журналов таких, как: «Техника и вооружение», «Военный парад», «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», «Ориентир», «Военная мысль», «Армейский сборник», «Зарубежное военное обозрение», «Военно-исторический журнал», «Красная звезда» и др., которые позволяют включать в содержание учебного материала современные данные о развитии профессиональной сферы, реальные ситуации и практико-ориентированные тактические задачи.

Опыт работы показал, что при изучении дисциплины «Тактика» целесообразно применение различных видов учебных занятий, основными из которых являются лекции, семинары, групповые упражнения, тактико-строевые занятия, тактические занятия и учения, тренировки по управлению подразделениями в бою, консультации и самостоятельные занятия. Кроме того, с курсантами могут проводиться теоретические конференции по актуальным вопросам тактики и индивидуальные собеседования, что способствует развитию их самостоятельной творческой активности и умений работать с профессионально важной информацией.

В исследовании отмечается, что практические и тактические полевые занятия в рамках изучения дисциплины «Тактика», направленные на формирование практических умений и навыков по общевойсковой подготовке, являются связующим звеном между теоретическим освоением учебного материала и применением положений дисциплины на практике.

Исследование подтвердило, что такой подход к отбору форм и методов проведения практических и тактических полевых занятий в ходе изучения дисциплины «Тактика» обеспечивает достижение обучающимися заданного уровня базовых компонентов профессиональной культуры военных специалистов, поскольку применяемые в сочетании и взаимосвязи, они способствуют формированию глубоких теоретических знаний, практических умений и навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств.

Так, в ходе комплексного исследования сделан вывод, что курсанты первого года обучения ориентировочно представляют значимость своей будущей профессии. У них присутствует не совсем осознанное отношение к исполнению воинского долга, преобладают в ответах стандартные формулировки и понятия, которые озвучивались при обучении в школе. При общем анализе ответов курсантов пятого года обучения можно отметить, что пятикурсники уже более серьёзно и осознанно подходят к изучению дисциплины «Тактика» и дисциплин по специальности, показывают хороший уровень теоретической и практической подготовленности, высокую степень развития профессионально важных качеств. У них уже на более высоком профессиональном уровне сформированы такие важные качества, как умения проводить анализ, делать сравнения, сопоставлять и систематизировать факты, делать обобщения, выделять главное, существенное, формулировать выводы, обосновывать свои предложения, доказывать и отстаивать своё решение, сформированы взгляды на характер современной войны, на роль и предназначение видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность разработанной методики формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система военного образования Российской Федерации — уникальное социальное явление мирового масштаба. Исторически сложилось так, что более трех столетий назад именно военное образование выступило базой формирования профессионального образования страны. На сегодняшний день военно-учебные заведения России являются основными источниками комплектования армии и флота офицерскими кадрами. С этих позиций в работе исследованы этапы формирования и исторического развития системы военного образования, проведён сопоставимый анализ с развитием общества, что позволило отразить изменения уровня качества подготовки военных специалистов.

В контексте исследуемой проблемы проведён детальный анализ понятия «непрерывное профессиональное образование военного специалиста», которое, основываясь на теоретических исследованиях, определено как целенаправленное получение военнослужащим профессионально важных знаний, умений и навыков в учебных заведениях системы военного профессионального образования и путём организованного самообразования. В качестве основной цели непрерывного военного профессионального образования определена подготовка квалифицированного военного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, поддержанию необходимого уровня военно-профессиональной культуры. С этих позиций более подробно исследована институциональная структура непрерывного военного профессионального образования, её становление и развитие. В том числе, в работе рассмотрена система образовательных учреждений, позволяющих на сегодняшний день получить военное образование, включая высшее образование, систему повышения квалификации и др., в результате чего выявлены целевые установки, функции и задачи военно-образовательных учреждений на каждом уровне профессионального военного образования, а также необходимые условия для их эффективного взаимодействия в системе непрерывной подготовки военного специалиста.

В ходе исследования был отмечен богатый отечественный и зарубежный опыт организации подготовки военных специалистов. В частности, анализ организации образовательного процесса в ведущих зарубежных и Российских военно-учебных заведениях позволил с целью совершенствования военной подготовки в вузах ВС РФ выделить ряд рекомендаций:

— переработать и детализировать квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам военных вузов;

— разработать критерии отбора и срока службы офицеров (преподавательского состава и командиров курсантских подразделений), занимающихся непосредственно военной подготовкой курсантов;

— пересмотреть порядок прохождения блока общевоенных, тактических и тактико-специальных дисциплин по семестрам, учебным годам так, чтобы процесс профессионального становления и совершенствования военного специалиста был системным, неразрывным, органичным и взаимосвязанным;

— внести в структуру образовательной деятельности инженерных вузов ВВС психолого-педагогическое и специальное тестирование для оценивания и своевременного изменения программ военной подготовки;

— разработать комплексное организационное и методическое обеспечение военно-профессиональной подготовки, скорректированное с учётом развития военно-профессиональной сферы и необходимости непрерывного профессионального совершенствования и развития военнослужащих.

Исследование показало, что профессиональная деятельность офицерских кадров и самой военной организации представляется как целостная система, имеющая общественный характер и состоящая из взаимосвязанных компонентов. Общество в лице государства обеспечивает военно-профессиональную деятельность офицера всеми необходимыми средствами: специальной техникой, вооружением, снаряжением, обмундированием и бытовым снабжением. Существуют характерные особенности военнопрофессиональной деятельности офицера. С точки зрения общественных интересов это: удовлетворение потребности общества в сохранении его суверенитета и обеспечении общей безопасности развития, закрепление в юридических актах строгой служебной субординации.

На основе исследований сделан вывод, что в современных условиях основными характеристиками военно-профессиональной деятельности офицеров являются:

— глубокая внутренняя осознанность своего профессионального выбора;

— необходимость специального военного образования и постоянного совершенствования в профессиональной сфере;

— высокая степень сложности и комплексный характер военно-профессиональной деятельности;

— особые личностные и ценностные характеристики, выражающиеся, прежде всего в развитии таких профессиональных ценностей, как патриотизм, мужество, воинская честь, альтруизм и т. п.;

— правовая обязанность в течение длительного времени выполнять свой воинский долг.

Таким образом, в контексте изменения социально-экономической и политической ситуации в России и мире в целом, необходимо пересмотреть существующие требования к системе военного образования, а именно: важность ориентирования военных специалистов на получение военного образования не только в рамках высшей школы, но и в течение всей профессиональной деятельности. С этих позиций у военного специалиста должна быть сформирована основа для дальнейшего профессионального развития и обучения, а это требует пересмотра структурно-содержательных основ профессиональной культуры военного специалиста.

Под военно-профессиональной культурой целесообразно рассматривать определённую степень овладения военнослужащими различной категории приемами и способами решения специальных военно-профессиональных задач, сформированности профессионального мышления, профессионально важных качеств личности, норм и ценностей, определённую направленность и опыт реализации военно-профессиональной деятельности.

В ходе исследования выделены базовые компоненты структурных составляющих профессиональной культуры военного специалиста: личностный, аксиологический и технологический, которые выступают основой профессионального становления и дают возможность дальнейшего саморазвития личности военнослужащего с учётом спектра решаемых задач и места, занимаемого в обществе.

Приняв за основу исследования профессиональной культуры, проведённые И. Ф. Исаевым, В. А. Сластениным, Н. В. Молотковой, в работе обоснованы характеристики уровней сформированности базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста: начальный уровень, средний уровень и высший уровень.

С учётом выявленной системы требований к современному военному специалисту и тенденций развития военно-профессиональной сферы делаем вывод о целесообразности ориентированности профессиональной подготовки в условиях вуза на формирование базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста с позиций целостности процесса его профессионального становления и развития в системе непрерывного военного образования.

Как показало изучение сложившейся в России системы военного образования, в современных условиях необходим пересмотр её содержательного наполнения и организационно-методического обеспечения с позиций удовлетворения требований к военному специалисту. С этих позиций в работе проанализированы ГОС по военно-учетным специальностям, рассмотрены программы курсов повышения квалификации, семинаров, планы работ военных академий, что дало возможность сделать вывод о значимости в рамках непрерывного военного образования образовательной области «Тактика». В работе теоретически обоснована и представлена модель методической системы дисциплины «Тактика» в условиях высшего военнопрофессионального образования с учётом встраивания в общую структуру подготовки военных специалистов, определена организационнотехнологическая основа реализации методической системы изучения дисциплины, предполагающая выделение этапов (I этап — «солдат», II этап — «командир отделения» («заместитель командира взвода»), III этап — «командир взвода») и соответствующих им методов, средств и форм обучения. Доказано, что, в соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные формы и методы обучения с учётом овладения значимыми средствами реализации профессиональной деятельности, ориентируясь на индивидуальные качества и способности обучающегося, учитывать особенности межличностных отношений в коллективе, оснащённость и продолжительность образовательного процесса.

В частности, рассмотренные в работе методы, основаны на активной коммуникации и коллективной работе, предполагают коллективное обсуждение вопроса, проблемы, решение профессионально ориентированной задачи или ситуации. Данный подход позволяет сформировать такие компоненты профессиональной культуры военных специалистов, как умение работать в коллективе, осознание себя частью команды, наличие навыков взаимодействия для достижения общего результата, умение аргументировано излагать свою точку зрения, уважение к мнению оппонента, навыки постановки проблемы, распределение работ между членами профессиональной группы для её решения, умение организовать деятельность для достижения ожидаемого результата.

В работе проанализировано учебно-методическое обеспечение дисциплины, и в частности рассмотрено содержание и количество используемой на занятиях базовой литературы. Так, например, для общевоенной профессиональной подготовки курсантов Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) по дисциплине «Тактика» используются учебники, учебные пособия и учебно-методические пособия, изданные и рекомендованные для обучения Министерством обороны Российской Федерации, Главнокомандующим и Начальником штаба Военно-воздушных сил, а также материал лекций, групповых, практических и других видов занятий, разработанный преподавательским составом кафедры, имеющим большой опыт службы в войсках и участвующих в реальных боевых действиях и вооружённых конфликтах. С позиций современной действительности, требований ряда руководящих документов и с учётом специфики вуза разработаны и внесены соответствующие изменения в лекционный материал, содержание практических занятий. При разработке всех видов занятий кроме малочисленной грифованной литературы используются материалы открытых периодических изданий газет и журналов таких, как: «Техника и вооружение», «Военный парад», «Авиация и космонавтика», «Крылья Родины», «Ориентир», «Военная мысль», «Армейский сборник», «Зарубежное военное обозрение», «Военно-исторический журнал», «Красная звезда» и др., которые позволяют включать в содержание учебного материала современные данные о развитии профессиональной сферы, реальные ситуации и практико-ориентированные тактические задачи.

Опыт работы показал, что при изучении дисциплины «Тактика» целесообразно применение различных видов учебных занятий, основными из которых являются лекции, семинары, групповые упражнения, тактико-строевые занятия, тактические занятия и учения, тренировки по управлению подразделениями в бою, консультации и самостоятельные занятия. Кроме того, с курсантами могут проводиться теоретические конференции по актуальным вопросам тактики и индивидуальные собеседования, что способствует развитию их самостоятельной творческой активности и умений работать с профессионально важной информацией.

В исследовании отмечается, что практические и тактические полевые занятия в рамках изучения дисциплины «Тактика», направленные на формирование практических умений и навыков по общевойсковой подготовке, являются связующим звеном между теоретическим освоением учебного материала и применением положений дисциплины на практике.

Исследование подтвердило, что такой подход к отбору форм и методов проведения практических и тактических полевых занятий в ходе изучения дисциплины «Тактика» обеспечивает достижение обучающимися заданного уровня базовых компонентов профессиональной культуры военных специалистов, поскольку применяемые в сочетании и взаимосвязи, они способствуют формированию глубоких теоретических знаний, практических умений и навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств.

Так, в ходе комплексного исследования сделан вывод, что курсанты первого года обучения ориентировочно представляют значимость своей будущей профессии. У них присутствует не совсем осознанное отношение к исполнению воинского долга, преобладают в ответах стандартные формулировки и понятия, которые озвучивались при обучении в школе. При общем анализе ответов курсантов пятого года обучения можно отметить, что пятикурсники уже более серьёзно и осознанно подходят к изучению дисциплины «Тактика» и дисциплин по специальности, показывают хороший уровень теоретической и практической подготовленности, высокую степень развития профессионально важных качеств. У них уже на более высоком профессиональном уровне сформированы такие важные качества, как умения проводить анализ, делать сравнения, сопоставлять и систематизировать факты, делать обобщения, выделять главное, существенное, формулировать выводы, обосновывать свои предложения, доказывать и отстаивать своё решение, сформированы взгляды на характер современной войны, на роль и предназначение видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки подтвердили гипотезу исследования и показали эффективность разработанной методики формирования базовых компонентов профессиональной культуры военного специалиста в системе непрерывного профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитический обзор по опыту подготовки и применения сил и средств радиоэлектронной борьбы в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. М.: Управление РЭБ ГШ ВС РФ, 1999.-54с.
  2. , О.А. Воинское воспитание в истории Российской армии / О. А. Анашкин. // Ориентир, 2003. № 11. — С. 46−50.
  3. , А.Ю. Мотострелковый (танковый) взвод в бою / А. Ю. Андрусенков. -М.: Воениздат, 1983.
  4. , С.П. Основы методики изучения функционально значимых военно-профессиональных качеств курсантов / С. П. Антоневич. М: Военный университет МО РФ, 2000. — 232 с.
  5. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-366 с.
  6. , О.П. Подготовка офицеров резерва Вооруженных Сил США / О. П. Аршинова. // Зарубежное военное обозрение, 1993. № 1. -С. 7−11.
  7. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. // Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1989. — 286 с.
  8. , Ю. С НАТО воевать не собираемся / Ю. Балуевский. // Российская газета, 2005. № 245. — С. 10−13.
  9. , А.В. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов и др. М.: Воениздат, 1986. — изд. II. — 238 с.
  10. , А.В. Вопросы психологии и педагогики высшей школы / А. В. Барабанщиков. М.: ВПА, 1971. — 319 с.
  11. , А.В. Основы военной психологии и педагогики / А. В. Барабанщиков. М.: Воениздат, 1981. — 356 с.
  12. , Ю. От военной доктрины к военной реформе / Ю. Батурин. // Независимое военное обозрение, 1997. № 4. — С. 54.
  13. , С.Я. Основы профессиональной педагогики / С. Я. Батышев. М.: Наука, 1985.-361 с.
  14. , А.П. Принципы профессионального обучения / А. П. Беляева. // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях, СПб.: 1995. — 229 с.
  15. , А.В. Подготовка военнослужащих Вооруженных Сил Франции / А. В. Береговой. // Зарубежное военное обозрение, 1999. № 4.-С. 9−13.
  16. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высш. шк., 1989. — 344 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 292 с.
  18. , В.А. Психофизиологический отбор военных специалистов / В. А. Бодров. М.: Воениздат, 1973. — 208 с.
  19. Боевой устав Военно-воздушных сил. М., Воениздат, 2005.
  20. , В.Я. К вопросу о высшем профессиональном образовании / В. Я. Булыгин. // Военная Мысль, 2004. № 6. — С. 50−52.
  21. , Б.Е. Военная топография / Б. Е. Вызов. М.: Воениздат, 1988.
  22. Великая отечественная война 1941 1945 г. г. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. — 735 с.
  23. , В.П. Подготовка офицерских кадров в армиях стран НАТО / В. П. Викторов. // Военная мысль, 1993. № 8. — С. 74−78.
  24. , В.А. Подготовка летных кадров Военно-воздушных сил Франции / В. А. Владимирский. // Зарубежное военное обозрение, 2000.-№ 6.-С. 26−32.
  25. Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. М.: Воениздат, 1973. — 368 с.
  26. Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986. — 863 с.
  27. В.В. Исследование управленческой деятельности в мирное и военное время выпускника ВВАИУ при прохождении службы на первичных должностях /В.В. Войцеховский. // Отчет по НИР, шифр «Управление», тема № 29 618, Тамбов, 1997.
  28. , С. В. Русский офицерский корпус / С. В. Волков. М.: Воениздат, 1992.-376 с.
  29. , И.Н. Какие войны нам грозят в будущем веке? / ИН. Воробьёв // Военная мысль, 1997. № 2. — С. 18−24.
  30. , Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997.-288 с.
  31. , JI.C. Собрание сочинений / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982.-т. 2−504 с.
  32. , Ю. Школа российского офицерства / Ю. Галушко. М.: Воениздат, 1993.-354 с.
  33. , М.А. О совершенствовании профессиональной подготовки офицерских кадров / М. А. Гареев. // Военная мысль, 1982. № 6. — С. 43−45.
  34. , Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. М.: Воениздат, 1993.-312 с.
  35. , В.Н. Военная педагогика и психология / В. Н. Герасимов, И. А. Алёхин и др. М.: Воениздат, 1999. — изд. III. — 329 с.
  36. . Г. И. Формирование воено-педагогической направленности у курсантов военно-политических училищ: дис. .канд. пед. наук / Г. И. Гопончук. М., 1990. — 220 с.
  37. , А.А. От чего тускнеют лейтенантские звёзды / А.А. Горо-жанова. // Ориентир, 2000. № 1. — С. 26−28.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Квалификация инженер. М.: — 2000.
  39. , Н.Н. Управление социальными процессами в воинском коллективе: Учебное пособие / Н. Н. Грачёв, И. Н. Барковский и др. М.: ВИЦГУЛ, учебно-издательская фирма «Менеджер», 1994. — 348 с.
  40. , А. А. Вооруженные Силы Советского государства / А. А. Гречко. М.: Воениздат, 1974. — 361 с.
  41. , С.А. Проектирование начальной военно-профессиональной подготовки: дис.. канд. пед. наук / С. А. Григорян. Тамбов, 2001. -221 с.
  42. , В.П. Тактика ВВС / В. П. Гришин. М.: Воениздат, 1989. — 211 с.
  43. , В.П. Тактическая подготовка / В. П. Гришин. М.: Воениздат, 1989.-75 с.
  44. , В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль, К.В. Виноградова- под ред. К. В. Виноградовой. 8-е изд. — М.: Русский язык, 1981.-523 с.
  45. , А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов / А. Л. Денисова. Ташкент: Издательство «Ибн Сины», 1993.
  46. Директива I зам. Министра обороны СССР 1990, № Д-9 «О распределении времени учебных занятий в учебных планах и программах военно-учебных заведений Министерства обороны СССР».
  47. Директива заместителя Министра обороны Российской Федерации от 1999 г. № Д-312 «О совершенствовании боевой подготовки и тактико-огневой выучки войск».
  48. Директива Министра обороны Российской Федерации от 26 марта 1998 г. № 205/2/0106 «Основные направления развития системы подготовки офицерских кадров».
  49. , Н.И. Традиции офицеров русской армии / Н. И. Дорохов, Н. В. Илиевский и др. М.: Кучково поле, 2004. — 222 с.
  50. , Е.М. Ещё раз о проблемах высшей военной школы / Е. М. Дугин, Ю. Д. Подгорных. Ярославль, 1999. — 379 с.
  51. , В.М. Совершенствование процесса военно-педагогической подготовки слушателей офицерских курсов: дис.. канд. пед. наук / В. М. Дульцев. М., 1989. — 226 с.
  52. , Б.А. Основы инженерной психологии и педагогики / Б. А. Душков. М.: Высш. школа, 1977. — 355 с.
  53. , В. Аргументы ответственности. О некоторых взглядах на роль и значение кафедры управления подразделениями в мирное время / В. Ефлеев. // Армейский сборник, 1996. № 11. — С. 43−45.
  54. , В.В. О некоторых проблемах военного образования / В. В. Заборский, О. А. Мшенный. // Военная мысль, 2005.- № 2. С. 5661.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.
  56. , Г. В. Педагогические аспекты проектирования военно-профессиональной подготовки в условиях технического вуза: дис.. канд. пед. наук / Г. В. Зеленин. Тамбов, 2002. — 174 с.
  57. , В.А. Во славу Отечества Российского / В. А. Золотарев. // Мысль, 1984. — № 3. — С. 134−138.
  58. , В.В. Академия Военно-воздушных сил США / В.В. Ива-щенко / Зарубежное военное обозрение. 1997. — № 10. — С. 29- 36.
  59. Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 469 с.
  60. , Б.В. Военное образование: сущность проблемы, перспективы / Б. В. Илькевич. Пермь, изд. Пермская книга, 2002. — 227 с.
  61. , А.С. Общее содержание воспитания военнослужащих / А. С. Калюжный. Н. Новгород. 2004. — 262 с.
  62. , И.Н. Методика использования средств информационных технологий в процессе формирования готовности военного специалиста к реализации военно-педагогической функции: дис.. канд. пед. наук / И. Н. Караваев. Тамбов, 1999. — 224 с.
  63. , А.И. Последовательно и компетентно важно вести реформу военного образования / А. И. Карманов. // Армейский сборник, 1997, -№ 1.-С. 58−63.
  64. , А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации / А. И. Карманов. // Военная мысль, 1997, № 1. — С. 5965.
  65. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (Дополнение к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) Тамбовского ВАИИ. М., 2000.
  66. , А.А. История русской армии / А. А. Керсновский. М.: Голос, 1992.-247 с.
  67. , К.А. Методика организации информационно-компьютерной подготовки военного инженера в условиях информационно-технологической среды обучения военного инженерного вуза: дис.. канд. пед. наук / К. А. Климов. Тамбов, 1998. — 266 с.
  68. , В.Н. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ: автореф. дис. к.п.н. / В. Н. Климовец. Саратов: Изд-во СГУ, 1997. — 24 с.
  69. , В.Ф. Профессиональная культура офицера / В. Ф. Ковалевский. // Военная мысль. 1990. № 6. — С. 52−61.
  70. , В.В. О совершенствовании подготовки инженерных кадров для авиации ВВС России / В. В. Коваленок. // Военная мысль, 1994. № 9.-С. 58−63.
  71. , А. А. Еще один взгляд на систему подготовки военных специалистов / А. А. Корабельников. // Военная мысль, 2004. № 6. — С. 47−50.
  72. , В.М. Основные принципы, методы и формы обучения курсантов в высшем военном учебном заведении / В. М. Коровин. Воронеж: ВИРЭ, 1999.-243 с.
  73. , В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах / В. М. Коровин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. — 232 с.
  74. , В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. Минск: Харвест, 1999. — 137 с.
  75. , В.Ф. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса вооруженных сил / В. Ф. Кужилин. // Военная мысль. 2001. — № 3. — С. 58 — 66.
  76. , В.Г. Инженерное обеспечение боевых действий войск ПВО страны / В. Г. Кузнецов. М.: Воениздат, 1970.
  77. , Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления: Учебное пособие / Б. В. Кузьменко. М.: ВПА, 1990. — 172 с.
  78. , В. Из опыта организации учебного процесса в Военной академии Генерального штаба ВС РФ / В. Кузьмин. // Армейский сборник. 2003.-№ 25.-С. 47−51.
  79. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 334 с.
  80. , В.Ф. Во имя России. / В. Ф. Кулаков. М., 2000. — 330 с.
  81. , В.Ф. Отечество. Честь. Долг. / В. Ф. Кулаков. М., 1999. — 212 с.
  82. , А.С. Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994- 1996 г. г. / А. С. Куликов. М.: Дом педагогики, 2000. — 179 с.
  83. , A.M. Методика топографической подготовки / A.M. Куприн,
  84. A.Н. Коваленко и др. М.: Воениздат, 1975.
  85. , Н.Н. Концептуальный подход к оптимизации военной подготовки курсантов в инженерных военных учебных заведениях Военно-воздушных сил: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Лабутин. Тамбов, 2004.- 223 с.
  86. , В.А. Формирование профессиональной культуры офицера российской армии. Основы социологического исследования: дис.. д-ра соц. наук / В. А. Лапшов. М., 1999. — 440 с.
  87. , В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза: дис. канд. пед. наук /
  88. B.А. Левченко. Тамбов, 2003. — 193 с.
  89. , Г. И. Педагогический процесс как целостная система / Г. И. Легенький. Харьков: Высшая школа, 1979. — 243 с.
  90. , И.И. Тактика ВВС / П. И. Лезжов. М.: Воениздат, 1984.
  91. , О. Регулярная пехота / О. Леонов. М.: Изд-во ТКО «АСТ», 1995.-134 с.
  92. , И .Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер -М.: Знание, 1976.-357 с.
  93. , А.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / А. И. Липский. М.: Воениздат, 1995. — 244 с.
  94. , В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии / В. Н. Лобов. М.: Воениздат, 1990. 186 с.
  95. , М. Профессионал. Патриот. Интеллектуал. Таким видят выпускника военно-учебного заведения в странах Запада / М. Лукьянчиков. // Ориентир, 1998. № 2. — С. 36 — 37.
  96. , И.С. Тактика в боевых примерах / И. С. Лютов, Е. З. Матий и др. М.: Воениздат, 1976.
  97. , Р.Н. Педагогические проблемы организации психологической подготовки в ВВС / Р. Н. Макаров. Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 1979.-167 с.
  98. , В.А. История развития Российской военной школы / В. А. Македонский. Тамбовское ВВАИУРЭ (ВИ). Тамбов, 2007. — 11 с. — Деп. в ЦВНИ МО РФ 21.12.06, № 78.
  99. , В.А. Проблемы кадрового обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации / В. А. Македонский. // Труды ТГТУ: гуманитарные науки. Сб. науч. ст. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.-Вып. 19.-С. 217−221.
  100. , Р.С. Методическая подготовка / Р. С. Малинин. М., 1995. -343 с.
  101. Н.И. Организация и проведение общевоенной подготовки курсантов первых курсов на полевом выходе / Н. И. Малышев, А. Ф. Нечунаев и др. Тамбов: ТВВАИУ, 1995.
  102. , И.С. Организатор и организаторская деятельность / И. С. Мангутов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-149 с.
  103. , А.П. Анализ отечественного опыта подготовки офицерских кадров: Актуальные проблемы вузов ВВС / А. П. Маслов. — М.: МО РФ, 2005. Вып. 19. — С. 128−142.
  104. , Д.Н. Социокультурные основания военного образования / Д. Н. Медяный, И. И. Мирошников. Ставрополь: Ставропольское ВВА-ИУ, 1995.-229 с.
  105. , Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя: дис. канд. пед. наук / Н. В. Молоткова. Тамбов, 2000. — 242 с.
  106. , А. Офицеры России: подготовка, культура, традиции / А. Назаров. // Ориентир,. 2000. № 1 — С. 76−79.
  107. Наставление по боевому обеспечению Военно-воздушных сил (часть 5 «Инженерное обеспечение») М.: Воениздат, 2005.
  108. , Н.И. Некоторые вопросы организации и тактики действий незаконных вооруженных формирований Чеченской республики / Н. И. Никитин. Ростов на Дону: Штаб Северо-Кавказского военного округа, 1999.-56 с.
  109. , Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г. В. Никитина. С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 1992. -268 с.
  110. , А.С. Военная топография / А. С. Николаев. М.: Воениз-дат, 1976.
  111. , В.Н. Формирование педагогического мышления у курсантов ввузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Новиков. М., 1993. — 24 с.
  112. , П.И. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. — С. 22−25.
  113. Общевоинские Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: МОРФ, 1994.
  114. , С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. — 672 с.
  115. Опыт организации и ведения боевых действий на территории Республики Афганистан. Учебное пособие / Штаб ТуркВО. М.: Воениздат, 1988.-300 с.
  116. Организация и ведение образовательного процесса в вузе. Сборник методических рекомендаций / МО РФ. М.: Воениздат, 2003. — 248 с.
  117. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие.-2-е., пере-раб. М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
  118. , Б.В. Зарождение гвардии / Б. В. Остроухов. // Ориентир, 2001.-№ 1-С. 14−17.
  119. , Г. П. К вопросу о сущности военно-технической революции / Т. П. Отюцкий. // Военная мысль, 1998. № 2. — С. 52−59.
  120. , Ю.А. Основные элементы системы подготовки будущего офицера к самообразованию / Ю. А. Панасенко. Челябинск: Челябинское ВВАУШ. 2003.- 112 с.
  121. , И.Г. Уроки трехсотлетней истории российской школы / И. Г. Панин. -М.: Воениздат, 1987, — 173 с.
  122. , Н. Не ломать, а модернизировать / Н. Панков. // Российское военное обозрение, 2004. Вып. 9. — С. 22−25, 73−74.
  123. Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  124. , П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. М., 1996. — изд. 2-е. — 345 с.
  125. , Н.М. Педагогика. Теория обучения / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-тво СПб университета, 1997. — 227 с.
  126. , В.В. Подготовка и ведение боевых действий общевойсковыми формированиями в локальных войнах и вооруженных конфликтах / В. В. Плахов. М.: Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ, 1999.-222 с.
  127. , Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления /Я. В. Подоляк. М.:Воениздат, 1989. — 350 с.
  128. , Д. Королевский военный колледж Канады / Д. Пожидаев. // Зарубежное военное обозрение, 1996. — № 3. — С. 15 — 18.
  129. Положение о высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации: Утв. приказом Министра обороны РФ 5 апреля 1994 г., № 110. М., 1994.
  130. , И.Д. Карта офицера / И. Д. Помбрик, Н. А. Шевченко. М.: Воениздат, 1985.
  131. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 г. № 1009 «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ» // Российская газета, -1998.- 29 августа-С. 4.
  132. Постановление Совета Министров РФ от 1 апреля 1992 г. «О приоритетах военной политики Российской Федерации» // Российская газета, -1992.- 1 апреля С. 4.
  133. Приказ Командующего войсками МВО от 2 октября 1999 г. № 020 «Об итогах подготовки войск округа 1999 г. и задачах на 2000 год».
  134. Приказ Министра обороны РФ 1993, № 191 «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации».
  135. Приказ Министра обороны РФ 1995 г., № 235 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  136. Приказ Министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
  137. Приказ Министра обороны РФ от 13 апреля 1993 г. № 191 «О развитии системы военного образования Вооружённых Сил Российской Федерации».
  138. Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1998 г. № 338 «О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны Российской Федерации».
  139. Приказ Министра обороны РФ от 4 января 2000 г. № 10 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
  140. Приказ Министра обороны РФ от 5 апреля 1994 г. № 110 «О введении в действие Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации».
  141. Профессиональная педагогика. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997, 308 с.
  142. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебное заведение МО РФ. М.: Главное военно-медицинское управление МО РФ, 1994.-60 с.
  143. Психолого-педагогический словарь. Ростов на Дону: Феникс, 1998.367 с.
  144. , В.И. Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Путятин. М., 1988. — 20 с.
  145. , А.Л. Психология педагогической деятельности / А. Л. Реап. -Ижевск: Изд-во ИГУ, 1994. 133 с.
  146. Рекомендации по разработке учебных планов и программ для подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР: Утв. заместителем Министра обороны СССР по кадрам 12 октября 1989 г. М.: Воениздат, 1989. — 120 с.
  147. , Ю.Г. Основные направления развития ВВС в 2002 году и на перспективу до 2010 года. Особенности работы с офицерскими кадрами на этот период / Ю. Г. Рулевский. М.: МО РФ, 2002. — 95 с.
  148. , В.В. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков / В. В. Рябчук, А. В. Старынин. М.: Воениздат, 2003.
  149. , Х.И. Реформирование боевой подготовки: компьютерные формы обучения / Х. И. Сайфетдинов. // Военная мысль, 1998. № 4.-С. 12−15.
  150. , И.Д. Новая Россия, новая армия / И. Д. Сергеев. // Вестник военной информации, 1997. № 12. — С. 11−14.
  151. , М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учебное пособие / М. П. Сибирская. СПб., 1995. — 280 с.
  152. , В.П. Военно-воздушные силы: проблемы становления и развития / В. П. Синицин. // Военная мысль, 1998, № 4, — С. 8−11.
  153. , Н.М. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения / Н. М. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — С. 206.
  154. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М., 2002.-431 с.
  155. , В.А. Педагогика: иновационная деятельность / В. А. Сластенин, J1.C. Подымова. М., 1997. — 324 с.
  156. Словарь военных терминов. М.: Воениздат, 1988. — 238 с.
  157. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. — 698 с.
  158. , А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособ. для общеобр. учр. 11 кл. / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов и др. М.: Издательство «ACT-ЛТД», 1997.
  159. Совершенствование качества подготовки слушателей и курсантов инженерных училищ на основе анализа работы выпускников в строевых частях и учреждениях: Отчет о НИР (итог.) / ТВВАИУ. Фонология-СК- инв. 7620. — Тамбов, 1983. — 95 с.
  160. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1981. изд. 2-е — 660 с.
  161. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1998. -120 с.
  162. , В.Н. Педагогическая эвристика / В. Н. Соколов. М.: Педагогика, 1995.-238 с.
  163. Состояние социально-правовой защиты военнослужащих и их семей, перспективы усиления государственной поддержки военнослужащих, укрепления законности и правопорядка в ВС РФ // Военно-правовая газета «Закон и Армия», 1998, № 6. — С. 4−15.
  164. , Н.Ф. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 268 с.
  165. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  166. , Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? / Ф. П. Тонких, Ю. Г. Фокин. М.: Воениздат, 1984. — 289 с.
  167. , В. У российской военной школы есть история, есть будущее / В. Топоров. Военная мысль, 2002. — № 9. — С. 46−50.
  168. , И.К. Основы Безопасности Жизнедеятельности: учеб. Для учащихся 10−11 кл. общеобр учр. / И. К. Топоров. М.: «Правоведение» при участии издательства «Покрова», 1996.
  169. Управление социальными процессами в воинском коллективе. М., ВИЦГУЛ, 1994.-148 с.
  170. Устав Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).-М., 2000.-33 с.
  171. Учебные программы подготовки курсантов ТВАИИ Тамбов: ТВАИИ, 2001,-т. 1,2.
  172. Хрестоматия по русской военной истории М: Воениздат, 1947. — 463 с.
  173. , А. Дружным, кадеты, строем сомкнитесь! / А. Шаров. М.: «Парламентская газета», 2000. — № 582 — С. 49−50.
  174. , И.Н. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / И. Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976.- 523 с.
  175. , Е.С. Военно-экономические аспекты компьютеризации боевой и оперативной подготовки / Е. С. Щербаков. // Военная мысль, 1998.-№ 1.-С. 69−72.
  176. , Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  177. , В.В. Теоретические основы управления: Методологический аспект/В.В. Юдин. //Военная мысль, 1994. № 9. — С. 26−33.
  178. , В. А. Непосредственное прикрытие и наземная оборона частей и подразделений / В. А. Яковенко, А. А. Тыртышный. М.: Воениздат, 2002.
  179. , В.А. Руководство по инженерным мероприятиям тактической маскировки ВВС / В. А. Яковенко, А. В. Стрыгин. М.: Воениздат, 2000.
  180. , В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 638 с.171
Заполнить форму текущей работой