Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рациональные параметры опережающей забойной крепи из фибергласовых элементов применительно к строительству горных автодорожных тоннелей в Иране

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По трассе дорог ведется строительство различных искусственных сооружений, среди которых важное место занимают транспортные тоннели (табл. 1). Проект автомобильной дороги Тегеран-Шомал длиной 121 км является одним из крупнейших в Иране. Она соединит города Тегеран и Чалус на севере (южное побережье Каспийского моря). Вдоль трассы будет построено 60 км тоннелей. Протяженность двух — Алборз… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблемы строительства транспортных тоннелей в Иране и пути их решения
    • 1. 1. Общая характеристика геотехнических условий Ирана
    • 1. 2. Строительство тоннелей в нарушенных полускальных и скальных грунтах
    • 1. 3. Строительство тоннелей с применением опережающих крепей
      • 1. 3. 1. Общие положения
      • 1. 3. 2. Анализ условий применения различных видов опережающих крепей
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Конструктивно — технологические решения опережающих фибергласовых элементов и анализ результатов лабораторных исследований
    • 2. 1. Общие сведения
    • 2. 2. Конструкции и технология возведения опережающих фибергласовых элементов
    • 2. 3. Опыт применения фибергласовых элементов
    • 2. 4. Расчет устойчивости грунтов, укрепленных армирующими фибергласовыми элементами
    • 2. 5. Лабораторные исследования поведения предзабойного породного массива, закрепленного армирующими элементами
      • 2. 5. 1. Общие положения
      • 2. 5. 2. Схема проведения лабораторных экспериментов
      • 2. 5. 3. Моделируемый грунт
      • 2. 5. 4. Проведение экспериментов
      • 2. 5. 5. Результаты экспериментов
      • 2. 5. 6. Осадки поверхности земли
    • 2. 6. Выводы. Задачи исследования
  • ГЛАВА III. Разработка пространственной модели взаимодействия тоннельной обделки, временной крепи и грунтового массива
    • 3. 1. Анализ существующих методов исследований
    • 3. 2. Исследование с применением МКЭ
    • 3. 3. Математические модели породного массива в задачах механики подземных сооружений
      • 3. 3. 1. Определение области моделируемых пород
      • 3. 3. 2. Моделирование свойств пород
      • 3. 3. 3. Моделирование породного массива
    • 3. 4. Разработка конечно-элементной модели для расчета временной крепи
      • 3. 4. 1. Выбор расчетной модели
      • 3. 4. 2. Целесообразность и эффективность использования «COSMOS/M» для расчета системы «крепь — грунтовый массив»
    • 3. 5. Исходные данные
    • 3. 6. Моделирование этапов строительства
  • Выводы
  • ГЛАВА IV. Исследование методом математического моделирования напряженно-деформированного состояния системы «крепь-массив»
    • 4. 1. Объект исследования. Цели и задачи исследования
    • 4. 2. План экспериментов и исходные данные
    • 4. 3. Анализ напряженно-деформированного состояния грунтового массива и элементов крепи
      • 4. 3. 1. Общие положения
      • 4. 3. 2. Исследование влияния характеристик грунта, длины фибергласовых стержней и плотности их распределения
    • 4. 4. Выводы
  • ГЛАВА V. Разработка рекомендаций по выбору оптимальных параметров опережающей крепи из фибергласовых элементов
    • 5. 1. Методы анализа результатов экспериментальных исследований
    • 5. 2. Исследование совместного влияния параметров забойной крепи на деформации поверхности лба забоя
      • 5. 2. 1. Исследование горизонтального смещения (выпора) поверхности лба забоя в узле
      • 5. 2. 2. Исследование выпора лба забоя в зоне наибольших усредненных горизонтальных смещений

Рациональные параметры опережающей забойной крепи из фибергласовых элементов применительно к строительству горных автодорожных тоннелей в Иране (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время на территории Ирана проживает около 69 миллионов человек. Учитывая рост населения (1.08% в 2003 г.), наряду с другими проблемами возникает необходимость развития дорожно-транспортной сети, что связано со строительством новых и повышением качества существующих автомобильных и железных дорог.

По трассе дорог ведется строительство различных искусственных сооружений, среди которых важное место занимают транспортные тоннели (табл. 1). Проект автомобильной дороги Тегеран-Шомал длиной 121 км является одним из крупнейших в Иране. Она соединит города Тегеран и Чалус на севере (южное побережье Каспийского моря). Вдоль трассы будет построено 60 км тоннелей. Протяженность двух — Алборз и Талун — будет около 6,5 и 5 км соответственно. Тоннели Талун с отметки над уровнем моря от 2285 м у северного портала до 2315 м у южного портала располагаются к северу от Тегерана в направлении Чалус на расстоянии, примерно 21 км, с максимальным продольными уклоном 1,63% и состоят из двух основных, двухполосных параллельных тоннелей (поперечное сечение 75 м2) с проезжей частью 10,30 м. Между тоннелями предусмотрена проходка штольни (поперечное сечение 32 м2). В четвертой пятилетней программе развития экономики Ирана планируется в течение шести лет построить около 200 км городских тоннелей в городах Тегеран, Исфаган и Мэшхед.

Дальнейшее развитие тоннелестроения требует более глубокого изучения и научного обобщения накопленного теоретического и практического опыта для создания эффективных конструкций и технологии строительства. При строительстве тоннелей в Иране возникают многочисленные проблемы, связанные со сложными горногеологическими условиями.

Таблица 1. Перечень построенных и строящихся тоннелей в Иране.

Название проекта Город Протяженность (м) Диаметр (м) Назначение тоннеля Годы строительства.

Трития тоннель Кохранг Чахармохапе Бахтиари 34 000 8 гидротехнический 1999 — 2007.

Сиванд Шираз 354 5 гидротехнический 1997 — 1999.

Салмане фарси Шираз 360 13 гидротехнический 1998 — 2000.

Баба мейдан Баба мейдан 8000 9 автодорожный 2002 — 2006.

Альборз ТегеранСевер 6500 13 автодорожный 2003 — 2007.

Талун Тегеран — Север 5000 13 автодорожный 2003 — 2007.

Кандован Чалус 2000 6,5 автодорожный 1999 — 2002.

Биджар Рашгь 2000 5 гидротехнический 2001 — 2006.

Талеган Талеган 900 б гидротехнический 2003 — 2003.

Талвар Талвар 1900 13 гидротехнический 2000 — 2003.

Тахам Тахам 900 б гидротехнический 1999 — 2000.

Чаяус Тегеран — чалус 6000 11 автодорожный 1999;2002.

В числе этих проблем обеспечение устойчивости подземных выработок, подверженных воздействиям горного давления, повышенных температур, сейсмики и тектонических разломов, сыпучих и водонасыщенных грунтов. Это требует разработки и реализации новых технологий и конструкций, повышающих производительность труда, скорость сооружения, безопасность проходческих работ, сокращающих трудозатраты, стоимость строительства и повышающих эксплуатационную надежность тоннелей.

Цель диссертационных исследований — определение рациональных параметров опережающей забойной крепи при строительстве транспортных тоннелей. До настоящего времени для обеспечения устойчивости выработок и безопасности проходки в Иране используются традиционные методы. В настоящее время для условий Ирана более целесообразно применение современных методов крепления:

• своды из бетона (ОБК — опережающая бетонная крепь);

• стабилизированный грунт, полученный путем замораживания, химического закрепления или струйной цементации;

• защитные экраны из труб;

• армирование грунта в забое фибергласовыми элементами и т. п. Применение фибергласовых элементов — одна из новых технологий, получившая распространения в последнее годы. Поскольку опережающие крепи не применялись в условиях Ирана, необходимо проанализировать мировой опыт проектирования и строительства, а также провести научные исследования по взаимодействию этих крепей с грунтом на различных этапах строительства и эксплуатации тоннеля. Задачи исследований:

• изучение геотехнических условий по трассе эксплуатируемых и строящихся в Иране тоннелей;

• анализ современного опыта проходки тоннелей в нарушенных полускальных и скальных породах;

• теоретические исследования методом математического моделирования напряженно-деформированного состояния опережающей крепи из фибергласовых элементов во взаимодействии с грунтовым массивом;

• разработка рекомендаций по выбору оптимальных параметров опережающей крепи из фибергласовых элементов при сооружении тоннелей в полускальных и скальных породах.

Научная новизна: Впервые выполнены теоретические исследования пространственной работы забойной крепи из фибергласовых элементов во взаимодействии с грунтовым массивом.

Разработана конечно-элементная пространственная модель расчета системы «крепь из фибергласовых элементов — грунтовый массив».

Разработаны рекомендации по выбору рациональных параметров опережающих крепей из фибергласовых элементов.

Достоверность результатов обеспечивается:

• использованием методов механики сплошной среды и сертифицированного программного комплекса «COSMOS/M»;

• строгостью исходных предпосылок применяемых методов теоретических исследований;

• учетом требований действующих нормативных документов;

• использованием разработок передовых ведущих фирм и организаций в рассматриваемой области;

• теоретическим исследованием напряженно-деформированного состояния системы «крепь — массив» на математический модели. Практическая ценность:

• разработан алгоритм решения задачи взаимодействия горных пород и опережающей крепи, позволяющий, осуществлять моделирование широкого круга проблем проходки горным способом в скальных породах;

• получены объективные количественные характеристики параметров опережающих крепей из фибергласовых элементов для различных горно-геологических условий;

• найдены оптимальные технические параметры крепи из фибергласовых элементов.

Апробация работы и публикации: Результаты исследований и основные научные положения диссертационной работы доложены на ежегодных научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) в 2002;2004 гг. Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Опережающая крепь в тоннелестроении. Сборник научных трудов, «Актуальные проблемы мостостроения и тоннелестроения».- М.: МАДИ, 2001.-С.109−115.

2. Применение фибергласовых элементов для стабилизации тоннельного забоя в слабоустойчивых грунтах. Транспорт/Наука, техника, управление. — М.: ВИНИТИ, 2004, № 4- С.37−39.

Структура и объем работы. Диссертация содержит 194 стр., включает введение, 5 глав, общие выводы, список использованной литературы из 101 наименования и 3 приложения.

Общие выводы.

1. Выполнен анализ современного опыта проектирования и строительства транспортных тоннелей в Иране, выявлены наиболее характерные особенности инженерно-геологических условий по трассе строящихся и проектируемых тоннелей и предложены эффективные технологии их проходки с минимальными нарушениями окружающей среды.

2. Установлено, что в условиях непрерывного роста объемов тоннельного строительства в Иране возникает необходимость преодоления зон тектонических сбросов и разломов, нарушенных и слабоустойчивых грунтов. В связи с этим представляется целесообразным применение нетрадиционных технологий с использованием опережающих контурных крепей (экраны из труб, струйная цементация и др.) и забойной крепи из фибергласовых армирующих элементов.

3. С целью внедрения опережающих крепей в практику тоннелестроения Ирана впервые выполнены комплексные исследования напряженно-деформированного состояния фибергласовых армирующих элементов во взаимодействии с грунтовым массивом на всех этапах проходки тоннеля, что позволило установить оптимальные параметры крепи и разработать рекомендации по их применению.

4. Учитывая, что работа опережающей временной крепи из фибергласовых элементов носит явно выраженный пространственный характер, была разработана объемная компьютерная конечно-элементная модель системы «крепь — грунтовый массив» с использованием программного комплекса «COSMOS-M». Крепь имитировалось стержневыми трубчатыми элементами, а грунтовый массив — объемными 6-узловыми конечными элементами.

5. Исследования на объемной упругой модели напряженно-деформированного состояния системы «крепь — грунтовый массив» позволили оценить устойчивость забоя тоннельной выработки.

Показано, что армирование зоны забоя фибергласовыми элементами с последующими инъектированием в грунт цементного раствора снижает нормальные напряжения перед забоем в грунте в ~2 раза, уменьшает горизонтальное перемещение (вдоль оси тоннеля) лба забоя по сравнению с исходным состоянием на 87−95%. Это позволяет избежать вывалов грунта во время проходки, стабилизирует забой и дает возможность вести проходку тоннеля в слабоустойчивых грунтах методом сплошного забоя.

6. Исследование влияния длины фибергласовых стержней на эффективность применения крепи показало, что максимальное (в ~2 раза) снижение горизонтальных перемещений грунта в зоне забоя достигается при длине стержней (1,5−2) D, где D — диаметр тоннеля. При длине стержней менее 0,5 D эффект крепления становится незначительным. Оптимальный эффект при армировании забоя достигается при плотности распределения стержней 0,4 — 0,7 ед./м .

7. Установлено, что с увеличением глубины заложения тоннеля с 2 D до 3D горизонтальные перемещения в призабойной зоне возрастает на 2022%, а с 3D до 4D — еще на 17%. Таким образом горизонтальные перемещения в зависимости от глубины заложения (увеличения вертикальной нагрузки) растут линейно, что в значительной степени объясняется решением задачи в упругой постановке.

8. Исследования на пространственной модели показали, что степень эффективности опережающей крепи из армирующих фибергласовых элементов повышается с уменьшением крепости грунта, причем максимальный эффект достигается в некрепких грунтах типа с л трещиноватых известняков или доломитов с Е = 1,5.10 т/м при плотности распределения фибергласовых стержней ар= 0,7 ед./м .

9. Исследование совместной работы фибергласовых армирующих элементов с опережающей бетонной крепью (ОБК) по контуру тоннеля показало, что при наличии ОБК, горизонтальные смещения (вдоль оси тоннеля) вблизи лба забоя тоннеля уменьшаются на 35−40% по сравнению креплением призабойной зоны только фибергласовыми элементами, а боковые и вертикальные перемещения не изменяются.

Ю.Математическая обработка результатов численных экспериментов с использованием тренд-анализа позволила получить обобщенные зависимости изменения деформаций грунтового массива от варьируемых геометрических и конструктивно-технологических параметров. Построены серии номограмм, по которым при заданных значениях горизонтальных смещений грунта вдоль оси тоннеля для разных прочностно-деформативных характеристик грунта можно выбрать оптимальный вариант сочетания длины фибергласовых элементов и плотности их распределения.

11. Дальнейшие исследования взаимодействия опережающей крепи из армирующих фибергласовых элементов с грунтовым массивом должны быть направлены на решение упруго-пластической задачи, учитывающей возникновении в слабых грунтах значительных напряжений, вызывающих пластические деформации грунта и фибергласовых элементов. Это позволит назначать более технологичные и экономичные варианты проходки и крепления выработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Ниязов М., Густобриков В./ Методика выбора крепи и определение ее параметров Метро -1992. № 2. С. 39−41.
  2. Р., Ниязов М., Пустобриков В., Скочков А. /Нетрадиционные виды крепи выработки. Метро. 1992. № 1 С. 16−17.
  3. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., Наука, 1976.
  4. Ю. Взаимодействие породного массива с обделкой. -Метрострой, 1983, № 6.
  5. .З. Метод конечных элементов при решении задач горной геомеханики. М. Недра, 1975 г.
  6. К.А., Ахматов В. И., Катков Г. Л. Методы и приборы для исследования проявления горного давления. М., Недра, 1981.
  7. Д.Р. Совершенствование технологии возведения и параметров конструкции опережающей бетонной крепи при строительстве транспортных тоннелей. -М. МАДИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1986 г.
  8. И.В., Руппенейт К. В. Прочность незакрепленных горных выработок. М.: Недра, 1965.
  9. И.В., Картозия Б. А. Механика подземных сооружений и конструкций крепи. -М. Недра, 1984 г.
  10. Ю.Барбакадзе В. Ш., Мураками С. Расчет и проектирование строительных конструкций и сооружений в деформированных средах. -М. Стройиздат, 1989 г. 472 с.
  11. В.М., Мостков В. М. Высокие технологии строительства тоннелей. Приложение к журналу «Подземное пространство мира». Информационный сборник. Вып. 2. 1996. М.: «ТИМР».
  12. К.П., Власов С. Н., Мацегора А. Г. /Преодоление тектонических разломов при строительстве тоннелей. Гидротехн. строительство. 1992 № 12. С. 24−27.
  13. А., Братин Ю. П., Венков А. В. и др. Минерально сырьевая база Ирана (полезные ископаемые).- М.: ВНИИ зарубежной геологии, 1993.
  14. Большая Советская Энциклопедия. Том 18. 3-е издание. -М.: 1970.
  15. А.А. Механика горных пород и массивов. -М. Недра, 1980 г.
  16. Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах // Москва «НЕДРА» 1989.- 272 с.
  17. П.Булычев Н. С., Фотиева Н. Н., Стрельцов Е. В. Проектирование и расчет крепи капитальных выработок. -М. Недра, 1986 г.
  18. С.Н., Ходош В. А., Черняховская С. Э. Применение экранов из труб при строительстве тоннелей. -М.: Транспортные строительство. 1980, № 5, с.51−53.
  19. С.Н., Маковский JI.B., Меркин В. Е. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. М.: ТИМР, 1997.
  20. В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом технологии их сооружения. М.: НИЦ ТМ ОАО ЦНИИС, 1996.-370 с.
  21. М.Н. и др. Механика грунтов, основания и фундаменты. -М.: Транспорт, 1981.
  22. Д.М. Научные основы проектирования и возведения набрызг-бетонных обделок транспортных тоннелей в слабоустойчивых грунтах. Автореф.дис. доктора техн. наук. М., ЦНИИС, 1983.
  23. Д.М., Маренный Я. И. Набрызг-бетон в транспортном строительстве. -М. Транспорт 1993 г.
  24. А.С., Заворицкий В. И. и др. Метод конечных элементов в проектировании транспортных сооружений. -М. Транспорт, 1981 г.
  25. Р.Г., Авчинский Б. В. Элементы численного анализа и математическая обработка результатов опыта. -М. Наука, 1970 г.
  26. .С., Каримбаев Т. Д. Метод конечных элементов в задачах механики горных пород. Алма-Ата, 1975 г.
  27. .Д. О методе учета влияния трещиноватости на деформационные свойства скальных массивов. Труды Ленинградского инж.-экономического ин-та. JI, 1967 г.
  28. О., Чанг И. Метод конечных элементов в теории сооружений и механике сплошных сред. Нью-Йорк, 1967. Пер. с англ.-М., Недра, 1974 г. 29.3енкевич O.K. Метод конечных элементов в технике. -М. Мир, 1975 г.
  29. Э.В., Ройзен В. В. О креплении горных выработок дисперсно-армированным набрызг-бетонном. -М. Шахтное строительство. 1987 г., № 3.
  30. .А. Механика подземных сооружений.-М.МГИ1981 г.
  31. Г. А. Горнотехнические и механико-статистические критерии выбора аналитических методов исследования проблем горной геомеханики. Труды ВНИМИ.-Л.ВНИМИ, № 76, -1970 г.
  32. С.В., Одинцов В. Н., Слоним М. Э., Трофимов В. А. Методология расчета горного давления. М. Наука, 1981 г.
  33. С.Г. Теория упругости анизотропного тела.-М. Наука, 1977 г.
  34. Л.В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей. М.: Транспорт, 1993.- 352 с.
  35. Л.В. Применение микротоннельной технологии в подземном строительстве // Транспорт: наука, техника, управление. -1999.-№ 10.
  36. Л.В. Строительство городских автотранспортных тоннелей в сложных условиях. Метрострой, 1981, № 4.
  37. JI.B. Развитие технологии набрызг-бетонирования. -Метрострой, 1991 г., № 2.
  38. JI. В. / Опережающая крепь в неустойчивых грунтах. /Метрострой -1988, № 6. -С. 29−31. Рус.
  39. JI. В. / Устройство опережающей крепи с применением микротоннельной технологии. Метро. 1992. № 3- С. 57−60.
  40. JI.B. Городские подземные транспортные сооружения. М.: Стройиздат, 1985.
  41. И.М. Определение контура предельного откоса сползания грунта лба забоя при проходке под защитой экрана из труб автодорожного тоннеля в г. Пермь. М., ЦНИИС, 2002.
  42. В.Е., Афендиков Л. С., Гарбер В. А. Современные конструкции и технологии сооружения транспортных тоннелей (зарубежный опыт). -М.: ВПТИ трансстрой, 1986.
  43. В.Е., Маковский JI.B. Прогрессивный опыт и тенденции развития современного тоннелестроения. М.: ТИМР, 1997. — 192 с.
  44. В.Е., Воробьев JI.A., Рыжевский М. Е. Опыт использования новых конструкций и технологии при креплении выработок горных транспортных тоннелей. Экспресс-информация ВПТИ трансстрой, серия «Метростроение и тоннелестроение». — М., 1980, вып.З.
  45. В.Е., Власов С. Н., Макаров О. Н. Справочник инженера -тоннельщика.- М.: Транспорт 1993.
  46. В.Е. Научное обеспечение транспортного тоннелестроения. Транспортное строительство 2000, № 5 с. 15−21.
  47. Методические рекомендации по расчету временной крепи тоннельных выработок. Москва. 1984.
  48. Нагельное крепление котлованов и откосов в транспортном строительстве. СТП 013−2001. М. корпорация ТРАНССТРОЙ.
  49. И.Д. Моделирование горных процессов. М., Недра, 1969.
  50. Я.Э., Колоколов О. В. Основы технологии горного производства. М.: Недра, 1981.
  51. Опыт скоростного сооружения горных транспортных тоннелей большой протяженности за рубежом с 1983 по 1987 г. Обзорная информация, ВПТИ Транстрой, серия: Метростроение и тоннелестроение. М.: 1987.
  52. Е.М. Эволюция взглядов на роль структуры массивов скальных пород в оценке условий сооружений тоннелей. Гидротехническое строительство. 1993. -№ 3. С. 25−28.
  53. Программный комплекс «COSMOS/M 2.6» (инструкция)
  54. Проходческие машины для устройства предварительной крепи./ Сасида К. Перевод ВЦП №Е-74 453. -М., 1984 г.
  55. A.M., Савранский Б.В.// Транспортное строительство. 1989. № 8. С. 18−20.
  56. Разработка и внедрение способа проходки тоннелей в нарушенных и слабых грунтах с бетонной опережающей крепью./ Сасаки К. Перевод ВЦП № Е-73 696. — М., 1984.
  57. Расчет напряжений и деформаций в призабойной зоне тоннеля, сооружаемого в скальных породах./ Земприх С. Перевод ВЦП №Г-22 963.-М., 1981.
  58. JT.A. Метод конечных элементов в применении к упругим системам. -М. Стройиздат, 1977 г.
  59. Руководство по проектированию и технологии устройства анкерного крепления в транспортном строительстве. -М. 1987 г.
  60. К.В. Деформируемость массивов трещиноватых горных пород. -М. Недра, 1975 г.
  61. Р.Д. Механика тел с большим числом трещин. -АН СССР. Механика твердого тела. № 4, 1973 г.
  62. В.В., Конопатов П. П. Методика эксперементальных исследований подземных сооружений. Подземное пространство мира. № 6, 1997 г.
  63. СНиП 32−04−97 Тоннели железнодорожные и автодорожные. -М. Стройиздат, 1997 г.
  64. Справочник проектировщика. Сложные основания и фундаменты. Фундаментпроект. Стройиздат. М. 1969.
  65. Справочник проектировщика. Основания, фундаменты и подземные сооружения. М. Стройиздат, 1985 г.
  66. Строительство подземных сооружений. Под ред. Смирнова Н. Н. М.: ТИМР, 1991.
  67. Строительство подземных сооружений. Справочник М.: Недра, 1990.
  68. Строительство в скальных грунтах в Финляндии. М.: Стройиздат, 1983.
  69. С.Б. Расчет сооружений и оснований методом конечных элементов. М. МИСИ, 1973 г.
  70. А.Б. Метод конечных элементов в геомеханике. -М. Недра, 1987 г.
  71. В.Г., Демешко Е. А., Наумов С. Н. и др. Тоннели и метрополитены. Под ред. Храпова В.Г.- М.: Транспорт, 1989.
  72. Т. Расчет пространственного напряженного состояния в местах сопряжения подземных сооружений. Метро, 1998 г., № 1.
  73. Г. И. Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты. М.: Высш. Школа, 1987.
  74. И.Г. Расчет подземных сооружений методом начальных параметров. -М. ЦНИИС, 1978 г.
  75. О.В. Рациональные конструктивно-технологические параметры тоннельных обделок с наружными ребрами жесткости. -М. МАДИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1999 г.
  76. П. Геомеханические модели в современном строительстве. -М. ТИМР Подземное пространство мира, 1996 г. № 1 2 .
  77. С.А. Метод расчета и исследований статической работы подземных гидротехнических сооружений. -М. Стройиздат 1976 г.
  78. С.А., Роджер Д. Харт, Питер А. Кюндалл Сравнительный анализ современных численных методов решения задач геомеханики. -М.
  79. В., Пржедецкий Б. Скоростное замораживание грунтов. -Метрострой, 1981, № 5.
  80. Barton Nick, Makurat Axel, Grimstad Eystein// Tunnels and Tunneling.-1990.- 22, No 7. C. 58−59.
  81. Farhoudi G., Kamig D.E. Makran of Iran and Pakistan as an active arc system & Geology // 1977. V.5.
  82. Byrne P.M. Effective stress Finite Element Slope Analysis. Proc. 29th Can. Geotech. Conf. October 1976, vol III.
  83. Geological Maps and sections of Iran & National Iranian Oil Company., 1987.
  84. Geological report of the Tehran North Hi-way/ The ministry of transport IRI/ 1996.
  85. Neve J.W. Ground improvement for tuunnelling.-Tunnels and Tunneling, 1984, vol. 16, No6.
  86. Proceeding of the aites-ITA 2001 world tunnel congress, milan -italy, 2001, v. 11.
  87. Proceeding of the conference on progress in tunneling after 2000. milano, italy.
  88. Reconstruction Kandovan tunnel/ June 2000/ Sharif University. 91. Samani Bahram A. Recognition of uraniferous provinces from the
  89. Precambrian of Iran & Krustalinikum // V. 19, 1988.
  90. Tehran Main Drain, By M.Smith.// Wold Tunneling, 1999, V. 12, № 2.
  91. Tunnels and Tunneling International.-1999.-31,Nol0.
  92. TunneIs and Tunneling International.-1997.-29,No9.
  93. Tunnels for people, golser, Hinkle & Schubert (eds), 1997, Balkema, Rotterdam, s.
  94. Tunnels and tunneling international. 1998.-30,No 10.
  95. Tunnels and metropolises, negro Jr. & Ferreira (eds), 1998, Balkema, Rotterdam.
  96. Walsh J.B. The effect of cracks on Poisson’s ratio. J. Geophys Res. 1965, vol 70, No 20.
  97. Walsh J.B. The effective of cracks on the uniaxial elastic compression of rock.-J. Geophys Res. 1965, vol 70, No2.
  98. World Tunneling.-1993.-No 2.
  99. World Tunnel Congress. AITES -ITA 2000- Symposium series S24.
Заполнить форму текущей работой