Рациональные параметры опережающей забойной крепи из фибергласовых элементов применительно к строительству горных автодорожных тоннелей в Иране
По трассе дорог ведется строительство различных искусственных сооружений, среди которых важное место занимают транспортные тоннели (табл. 1). Проект автомобильной дороги Тегеран-Шомал длиной 121 км является одним из крупнейших в Иране. Она соединит города Тегеран и Чалус на севере (южное побережье Каспийского моря). Вдоль трассы будет построено 60 км тоннелей. Протяженность двух — Алборз… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Проблемы строительства транспортных тоннелей в Иране и пути их решения
- 1. 1. Общая характеристика геотехнических условий Ирана
- 1. 2. Строительство тоннелей в нарушенных полускальных и скальных грунтах
- 1. 3. Строительство тоннелей с применением опережающих крепей
- 1. 3. 1. Общие положения
- 1. 3. 2. Анализ условий применения различных видов опережающих крепей
- 2. 1. Общие сведения
- 2. 2. Конструкции и технология возведения опережающих фибергласовых элементов
- 2. 3. Опыт применения фибергласовых элементов
- 2. 4. Расчет устойчивости грунтов, укрепленных армирующими фибергласовыми элементами
- 2. 5. Лабораторные исследования поведения предзабойного породного массива, закрепленного армирующими элементами
- 2. 5. 1. Общие положения
- 2. 5. 2. Схема проведения лабораторных экспериментов
- 2. 5. 3. Моделируемый грунт
- 2. 5. 4. Проведение экспериментов
- 2. 5. 5. Результаты экспериментов
- 2. 5. 6. Осадки поверхности земли
- 2. 6. Выводы. Задачи исследования
- 3. 1. Анализ существующих методов исследований
- 3. 2. Исследование с применением МКЭ
- 3. 3. Математические модели породного массива в задачах механики подземных сооружений
- 3. 3. 1. Определение области моделируемых пород
- 3. 3. 2. Моделирование свойств пород
- 3. 3. 3. Моделирование породного массива
- 3. 4. Разработка конечно-элементной модели для расчета временной крепи
- 3. 4. 1. Выбор расчетной модели
- 3. 4. 2. Целесообразность и эффективность использования «COSMOS/M» для расчета системы «крепь — грунтовый массив»
- 3. 5. Исходные данные
- 3. 6. Моделирование этапов строительства
- 4. 1. Объект исследования. Цели и задачи исследования
- 4. 2. План экспериментов и исходные данные
- 4. 3. Анализ напряженно-деформированного состояния грунтового массива и элементов крепи
- 4. 3. 1. Общие положения
- 4. 3. 2. Исследование влияния характеристик грунта, длины фибергласовых стержней и плотности их распределения
- 4. 4. Выводы
- 5. 1. Методы анализа результатов экспериментальных исследований
- 5. 2. Исследование совместного влияния параметров забойной крепи на деформации поверхности лба забоя
- 5. 2. 1. Исследование горизонтального смещения (выпора) поверхности лба забоя в узле
- 5. 2. 2. Исследование выпора лба забоя в зоне наибольших усредненных горизонтальных смещений
Рациональные параметры опережающей забойной крепи из фибергласовых элементов применительно к строительству горных автодорожных тоннелей в Иране (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время на территории Ирана проживает около 69 миллионов человек. Учитывая рост населения (1.08% в 2003 г.), наряду с другими проблемами возникает необходимость развития дорожно-транспортной сети, что связано со строительством новых и повышением качества существующих автомобильных и железных дорог.
По трассе дорог ведется строительство различных искусственных сооружений, среди которых важное место занимают транспортные тоннели (табл. 1). Проект автомобильной дороги Тегеран-Шомал длиной 121 км является одним из крупнейших в Иране. Она соединит города Тегеран и Чалус на севере (южное побережье Каспийского моря). Вдоль трассы будет построено 60 км тоннелей. Протяженность двух — Алборз и Талун — будет около 6,5 и 5 км соответственно. Тоннели Талун с отметки над уровнем моря от 2285 м у северного портала до 2315 м у южного портала располагаются к северу от Тегерана в направлении Чалус на расстоянии, примерно 21 км, с максимальным продольными уклоном 1,63% и состоят из двух основных, двухполосных параллельных тоннелей (поперечное сечение 75 м2) с проезжей частью 10,30 м. Между тоннелями предусмотрена проходка штольни (поперечное сечение 32 м2). В четвертой пятилетней программе развития экономики Ирана планируется в течение шести лет построить около 200 км городских тоннелей в городах Тегеран, Исфаган и Мэшхед.
Дальнейшее развитие тоннелестроения требует более глубокого изучения и научного обобщения накопленного теоретического и практического опыта для создания эффективных конструкций и технологии строительства. При строительстве тоннелей в Иране возникают многочисленные проблемы, связанные со сложными горногеологическими условиями.
Таблица 1. Перечень построенных и строящихся тоннелей в Иране.
Название проекта Город Протяженность (м) Диаметр (м) Назначение тоннеля Годы строительства.
Трития тоннель Кохранг Чахармохапе Бахтиари 34 000 8 гидротехнический 1999 — 2007.
Сиванд Шираз 354 5 гидротехнический 1997 — 1999.
Салмане фарси Шираз 360 13 гидротехнический 1998 — 2000.
Баба мейдан Баба мейдан 8000 9 автодорожный 2002 — 2006.
Альборз ТегеранСевер 6500 13 автодорожный 2003 — 2007.
Талун Тегеран — Север 5000 13 автодорожный 2003 — 2007.
Кандован Чалус 2000 6,5 автодорожный 1999 — 2002.
Биджар Рашгь 2000 5 гидротехнический 2001 — 2006.
Талеган Талеган 900 б гидротехнический 2003 — 2003.
Талвар Талвар 1900 13 гидротехнический 2000 — 2003.
Тахам Тахам 900 б гидротехнический 1999 — 2000.
Чаяус Тегеран — чалус 6000 11 автодорожный 1999;2002.
В числе этих проблем обеспечение устойчивости подземных выработок, подверженных воздействиям горного давления, повышенных температур, сейсмики и тектонических разломов, сыпучих и водонасыщенных грунтов. Это требует разработки и реализации новых технологий и конструкций, повышающих производительность труда, скорость сооружения, безопасность проходческих работ, сокращающих трудозатраты, стоимость строительства и повышающих эксплуатационную надежность тоннелей.
Цель диссертационных исследований — определение рациональных параметров опережающей забойной крепи при строительстве транспортных тоннелей. До настоящего времени для обеспечения устойчивости выработок и безопасности проходки в Иране используются традиционные методы. В настоящее время для условий Ирана более целесообразно применение современных методов крепления:
• своды из бетона (ОБК — опережающая бетонная крепь);
• стабилизированный грунт, полученный путем замораживания, химического закрепления или струйной цементации;
• защитные экраны из труб;
• армирование грунта в забое фибергласовыми элементами и т. п. Применение фибергласовых элементов — одна из новых технологий, получившая распространения в последнее годы. Поскольку опережающие крепи не применялись в условиях Ирана, необходимо проанализировать мировой опыт проектирования и строительства, а также провести научные исследования по взаимодействию этих крепей с грунтом на различных этапах строительства и эксплуатации тоннеля. Задачи исследований:
• изучение геотехнических условий по трассе эксплуатируемых и строящихся в Иране тоннелей;
• анализ современного опыта проходки тоннелей в нарушенных полускальных и скальных породах;
• теоретические исследования методом математического моделирования напряженно-деформированного состояния опережающей крепи из фибергласовых элементов во взаимодействии с грунтовым массивом;
• разработка рекомендаций по выбору оптимальных параметров опережающей крепи из фибергласовых элементов при сооружении тоннелей в полускальных и скальных породах.
Научная новизна: Впервые выполнены теоретические исследования пространственной работы забойной крепи из фибергласовых элементов во взаимодействии с грунтовым массивом.
Разработана конечно-элементная пространственная модель расчета системы «крепь из фибергласовых элементов — грунтовый массив».
Разработаны рекомендации по выбору рациональных параметров опережающих крепей из фибергласовых элементов.
Достоверность результатов обеспечивается:
• использованием методов механики сплошной среды и сертифицированного программного комплекса «COSMOS/M»;
• строгостью исходных предпосылок применяемых методов теоретических исследований;
• учетом требований действующих нормативных документов;
• использованием разработок передовых ведущих фирм и организаций в рассматриваемой области;
• теоретическим исследованием напряженно-деформированного состояния системы «крепь — массив» на математический модели. Практическая ценность:
• разработан алгоритм решения задачи взаимодействия горных пород и опережающей крепи, позволяющий, осуществлять моделирование широкого круга проблем проходки горным способом в скальных породах;
• получены объективные количественные характеристики параметров опережающих крепей из фибергласовых элементов для различных горно-геологических условий;
• найдены оптимальные технические параметры крепи из фибергласовых элементов.
Апробация работы и публикации: Результаты исследований и основные научные положения диссертационной работы доложены на ежегодных научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) в 2002;2004 гг. Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Опережающая крепь в тоннелестроении. Сборник научных трудов, «Актуальные проблемы мостостроения и тоннелестроения».- М.: МАДИ, 2001.-С.109−115.
2. Применение фибергласовых элементов для стабилизации тоннельного забоя в слабоустойчивых грунтах. Транспорт/Наука, техника, управление. — М.: ВИНИТИ, 2004, № 4- С.37−39.
Структура и объем работы. Диссертация содержит 194 стр., включает введение, 5 глав, общие выводы, список использованной литературы из 101 наименования и 3 приложения.
Общие выводы.
1. Выполнен анализ современного опыта проектирования и строительства транспортных тоннелей в Иране, выявлены наиболее характерные особенности инженерно-геологических условий по трассе строящихся и проектируемых тоннелей и предложены эффективные технологии их проходки с минимальными нарушениями окружающей среды.
2. Установлено, что в условиях непрерывного роста объемов тоннельного строительства в Иране возникает необходимость преодоления зон тектонических сбросов и разломов, нарушенных и слабоустойчивых грунтов. В связи с этим представляется целесообразным применение нетрадиционных технологий с использованием опережающих контурных крепей (экраны из труб, струйная цементация и др.) и забойной крепи из фибергласовых армирующих элементов.
3. С целью внедрения опережающих крепей в практику тоннелестроения Ирана впервые выполнены комплексные исследования напряженно-деформированного состояния фибергласовых армирующих элементов во взаимодействии с грунтовым массивом на всех этапах проходки тоннеля, что позволило установить оптимальные параметры крепи и разработать рекомендации по их применению.
4. Учитывая, что работа опережающей временной крепи из фибергласовых элементов носит явно выраженный пространственный характер, была разработана объемная компьютерная конечно-элементная модель системы «крепь — грунтовый массив» с использованием программного комплекса «COSMOS-M». Крепь имитировалось стержневыми трубчатыми элементами, а грунтовый массив — объемными 6-узловыми конечными элементами.
5. Исследования на объемной упругой модели напряженно-деформированного состояния системы «крепь — грунтовый массив» позволили оценить устойчивость забоя тоннельной выработки.
Показано, что армирование зоны забоя фибергласовыми элементами с последующими инъектированием в грунт цементного раствора снижает нормальные напряжения перед забоем в грунте в ~2 раза, уменьшает горизонтальное перемещение (вдоль оси тоннеля) лба забоя по сравнению с исходным состоянием на 87−95%. Это позволяет избежать вывалов грунта во время проходки, стабилизирует забой и дает возможность вести проходку тоннеля в слабоустойчивых грунтах методом сплошного забоя.
6. Исследование влияния длины фибергласовых стержней на эффективность применения крепи показало, что максимальное (в ~2 раза) снижение горизонтальных перемещений грунта в зоне забоя достигается при длине стержней (1,5−2) D, где D — диаметр тоннеля. При длине стержней менее 0,5 D эффект крепления становится незначительным. Оптимальный эффект при армировании забоя достигается при плотности распределения стержней 0,4 — 0,7 ед./м .
7. Установлено, что с увеличением глубины заложения тоннеля с 2 D до 3D горизонтальные перемещения в призабойной зоне возрастает на 2022%, а с 3D до 4D — еще на 17%. Таким образом горизонтальные перемещения в зависимости от глубины заложения (увеличения вертикальной нагрузки) растут линейно, что в значительной степени объясняется решением задачи в упругой постановке.
8. Исследования на пространственной модели показали, что степень эффективности опережающей крепи из армирующих фибергласовых элементов повышается с уменьшением крепости грунта, причем максимальный эффект достигается в некрепких грунтах типа с л трещиноватых известняков или доломитов с Е = 1,5.10 т/м при плотности распределения фибергласовых стержней ар= 0,7 ед./м .
9. Исследование совместной работы фибергласовых армирующих элементов с опережающей бетонной крепью (ОБК) по контуру тоннеля показало, что при наличии ОБК, горизонтальные смещения (вдоль оси тоннеля) вблизи лба забоя тоннеля уменьшаются на 35−40% по сравнению креплением призабойной зоны только фибергласовыми элементами, а боковые и вертикальные перемещения не изменяются.
Ю.Математическая обработка результатов численных экспериментов с использованием тренд-анализа позволила получить обобщенные зависимости изменения деформаций грунтового массива от варьируемых геометрических и конструктивно-технологических параметров. Построены серии номограмм, по которым при заданных значениях горизонтальных смещений грунта вдоль оси тоннеля для разных прочностно-деформативных характеристик грунта можно выбрать оптимальный вариант сочетания длины фибергласовых элементов и плотности их распределения.
11. Дальнейшие исследования взаимодействия опережающей крепи из армирующих фибергласовых элементов с грунтовым массивом должны быть направлены на решение упруго-пластической задачи, учитывающей возникновении в слабых грунтах значительных напряжений, вызывающих пластические деформации грунта и фибергласовых элементов. Это позволит назначать более технологичные и экономичные варианты проходки и крепления выработки.
Список литературы
- Агакишиев Р., Ниязов М., Густобриков В./ Методика выбора крепи и определение ее параметров Метро -1992. № 2. С. 39−41.
- Агакишиев Р., Ниязов М., Пустобриков В., Скочков А. /Нетрадиционные виды крепи выработки. Метро. 1992. № 1 С. 16−17.
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., Наука, 1976.
- Айвазов Ю. Взаимодействие породного массива с обделкой. -Метрострой, 1983, № 6.
- Амусин Б.З. Метод конечных элементов при решении задач горной геомеханики. М. Недра, 1975 г.
- Ардашев К.А., Ахматов В. И., Катков Г. Л. Методы и приборы для исследования проявления горного давления. М., Недра, 1981.
- Асратян Д.Р. Совершенствование технологии возведения и параметров конструкции опережающей бетонной крепи при строительстве транспортных тоннелей. -М. МАДИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1986 г.
- Баклашов И.В., Руппенейт К. В. Прочность незакрепленных горных выработок. М.: Недра, 1965.
- Баклашов И.В., Картозия Б. А. Механика подземных сооружений и конструкций крепи. -М. Недра, 1984 г.
- Ю.Барбакадзе В. Ш., Мураками С. Расчет и проектирование строительных конструкций и сооружений в деформированных средах. -М. Стройиздат, 1989 г. 472 с.
- Башмаков В.М., Мостков В. М. Высокие технологии строительства тоннелей. Приложение к журналу «Подземное пространство мира». Информационный сборник. Вып. 2. 1996. М.: «ТИМР».
- Безродный К.П., Власов С. Н., Мацегора А. Г. /Преодоление тектонических разломов при строительстве тоннелей. Гидротехн. строительство. 1992 № 12. С. 24−27.
- Белич А., Братин Ю. П., Венков А. В. и др. Минерально сырьевая база Ирана (полезные ископаемые).- М.: ВНИИ зарубежной геологии, 1993.
- Большая Советская Энциклопедия. Том 18. 3-е издание. -М.: 1970.
- Борисов А.А. Механика горных пород и массивов. -М. Недра, 1980 г.
- Булычев Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах // Москва «НЕДРА» 1989.- 272 с.
- П.Булычев Н. С., Фотиева Н. Н., Стрельцов Е. В. Проектирование и расчет крепи капитальных выработок. -М. Недра, 1986 г.
- Власов С.Н., Ходош В. А., Черняховская С. Э. Применение экранов из труб при строительстве тоннелей. -М.: Транспортные строительство. 1980, № 5, с.51−53.
- Власов С.Н., Маковский JI.B., Меркин В. Е. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. М.: ТИМР, 1997.
- Гарбер В.А. Научные основы проектирования тоннельных конструкций с учетом технологии их сооружения. М.: НИЦ ТМ ОАО ЦНИИС, 1996.-370 с.
- Гольдштейн М.Н. и др. Механика грунтов, основания и фундаменты. -М.: Транспорт, 1981.
- Голицынский Д.М. Научные основы проектирования и возведения набрызг-бетонных обделок транспортных тоннелей в слабоустойчивых грунтах. Автореф.дис. доктора техн. наук. М., ЦНИИС, 1983.
- Голицынский Д.М., Маренный Я. И. Набрызг-бетон в транспортном строительстве. -М. Транспорт 1993 г.
- Городецкий А.С., Заворицкий В. И. и др. Метод конечных элементов в проектировании транспортных сооружений. -М. Транспорт, 1981 г.
- Гутер Р.Г., Авчинский Б. В. Элементы численного анализа и математическая обработка результатов опыта. -М. Наука, 1970 г.
- Ержанов Ж.С., Каримбаев Т. Д. Метод конечных элементов в задачах механики горных пород. Алма-Ата, 1975 г.
- Зеленский Б.Д. О методе учета влияния трещиноватости на деформационные свойства скальных массивов. Труды Ленинградского инж.-экономического ин-та. JI, 1967 г.
- Зенкевич О., Чанг И. Метод конечных элементов в теории сооружений и механике сплошных сред. Нью-Йорк, 1967. Пер. с англ.-М., Недра, 1974 г. 29.3енкевич O.K. Метод конечных элементов в технике. -М. Мир, 1975 г.
- Казакевич Э.В., Ройзен В. В. О креплении горных выработок дисперсно-армированным набрызг-бетонном. -М. Шахтное строительство. 1987 г., № 3.
- Картозия Б.А. Механика подземных сооружений.-М.МГИ1981 г.
- Крупенников Г. А. Горнотехнические и механико-статистические критерии выбора аналитических методов исследования проблем горной геомеханики. Труды ВНИМИ.-Л.ВНИМИ, № 76, -1970 г.
- Кузнецов С.В., Одинцов В. Н., Слоним М. Э., Трофимов В. А. Методология расчета горного давления. М. Наука, 1981 г.
- Лехницкий С.Г. Теория упругости анизотропного тела.-М. Наука, 1977 г.
- Маковский Л.В. Проектирование автодорожных и городских тоннелей. М.: Транспорт, 1993.- 352 с.
- Маковский Л.В. Применение микротоннельной технологии в подземном строительстве // Транспорт: наука, техника, управление. -1999.-№ 10.
- Маковский Л.В. Строительство городских автотранспортных тоннелей в сложных условиях. Метрострой, 1981, № 4.
- Маковский JI.B. Развитие технологии набрызг-бетонирования. -Метрострой, 1991 г., № 2.
- Маковский JI. В. / Опережающая крепь в неустойчивых грунтах. /Метрострой -1988, № 6. -С. 29−31. Рус.
- Маковский JI. В. / Устройство опережающей крепи с применением микротоннельной технологии. Метро. 1992. № 3- С. 57−60.
- Маковский JI.B. Городские подземные транспортные сооружения. М.: Стройиздат, 1985.
- Малый И.М. Определение контура предельного откоса сползания грунта лба забоя при проходке под защитой экрана из труб автодорожного тоннеля в г. Пермь. М., ЦНИИС, 2002.
- Меркин В.Е., Афендиков Л. С., Гарбер В. А. Современные конструкции и технологии сооружения транспортных тоннелей (зарубежный опыт). -М.: ВПТИ трансстрой, 1986.
- Меркин В.Е., Маковский JI.B. Прогрессивный опыт и тенденции развития современного тоннелестроения. М.: ТИМР, 1997. — 192 с.
- Меркин В.Е., Воробьев JI.A., Рыжевский М. Е. Опыт использования новых конструкций и технологии при креплении выработок горных транспортных тоннелей. Экспресс-информация ВПТИ трансстрой, серия «Метростроение и тоннелестроение». — М., 1980, вып.З.
- Меркин В.Е., Власов С. Н., Макаров О. Н. Справочник инженера -тоннельщика.- М.: Транспорт 1993.
- Меркин В.Е. Научное обеспечение транспортного тоннелестроения. Транспортное строительство 2000, № 5 с. 15−21.
- Методические рекомендации по расчету временной крепи тоннельных выработок. Москва. 1984.
- Нагельное крепление котлованов и откосов в транспортном строительстве. СТП 013−2001. М. корпорация ТРАНССТРОЙ.
- Насонов И.Д. Моделирование горных процессов. М., Недра, 1969.
- Некрасовский Я.Э., Колоколов О. В. Основы технологии горного производства. М.: Недра, 1981.
- Опыт скоростного сооружения горных транспортных тоннелей большой протяженности за рубежом с 1983 по 1987 г. Обзорная информация, ВПТИ Транстрой, серия: Метростроение и тоннелестроение. М.: 1987.
- Пашкин Е.М. Эволюция взглядов на роль структуры массивов скальных пород в оценке условий сооружений тоннелей. Гидротехническое строительство. 1993. -№ 3. С. 25−28.
- Программный комплекс «COSMOS/M 2.6» (инструкция)
- Проходческие машины для устройства предварительной крепи./ Сасида К. Перевод ВЦП №Е-74 453. -М., 1984 г.
- Проценко A.M., Савранский Б.В.// Транспортное строительство. 1989. № 8. С. 18−20.
- Разработка и внедрение способа проходки тоннелей в нарушенных и слабых грунтах с бетонной опережающей крепью./ Сасаки К. Перевод ВЦП № Е-73 696. — М., 1984.
- Расчет напряжений и деформаций в призабойной зоне тоннеля, сооружаемого в скальных породах./ Земприх С. Перевод ВЦП №Г-22 963.-М., 1981.
- Розин JT.A. Метод конечных элементов в применении к упругим системам. -М. Стройиздат, 1977 г.
- Руководство по проектированию и технологии устройства анкерного крепления в транспортном строительстве. -М. 1987 г.
- Руппенейт К.В. Деформируемость массивов трещиноватых горных пород. -М. Недра, 1975 г.
- Салганик Р.Д. Механика тел с большим числом трещин. -АН СССР. Механика твердого тела. № 4, 1973 г.
- Свитин В.В., Конопатов П. П. Методика эксперементальных исследований подземных сооружений. Подземное пространство мира. № 6, 1997 г.
- СНиП 32−04−97 Тоннели железнодорожные и автодорожные. -М. Стройиздат, 1997 г.
- Справочник проектировщика. Сложные основания и фундаменты. Фундаментпроект. Стройиздат. М. 1969.
- Справочник проектировщика. Основания, фундаменты и подземные сооружения. М. Стройиздат, 1985 г.
- Строительство подземных сооружений. Под ред. Смирнова Н. Н. М.: ТИМР, 1991.
- Строительство подземных сооружений. Справочник М.: Недра, 1990.
- Строительство в скальных грунтах в Финляндии. М.: Стройиздат, 1983.
- Ухов С.Б. Расчет сооружений и оснований методом конечных элементов. М. МИСИ, 1973 г.
- Фадеев А.Б. Метод конечных элементов в геомеханике. -М. Недра, 1987 г.
- Храпов В.Г., Демешко Е. А., Наумов С. Н. и др. Тоннели и метрополитены. Под ред. Храпова В.Г.- М.: Транспорт, 1989.
- Чурадзе Т. Расчет пространственного напряженного состояния в местах сопряжения подземных сооружений. Метро, 1998 г., № 1.
- Швецов Г. И. Инженерная геология, механика грунтов, основания и фундаменты. М.: Высш. Школа, 1987.
- Шпиро И.Г. Расчет подземных сооружений методом начальных параметров. -М. ЦНИИС, 1978 г.
- Юркин О.В. Рациональные конструктивно-технологические параметры тоннельных обделок с наружными ребрами жесткости. -М. МАДИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. 1999 г.
- Юркевич П. Геомеханические модели в современном строительстве. -М. ТИМР Подземное пространство мира, 1996 г. № 1 2 .
- Юфин С.А. Метод расчета и исследований статической работы подземных гидротехнических сооружений. -М. Стройиздат 1976 г.
- Юфин С.А., Роджер Д. Харт, Питер А. Кюндалл Сравнительный анализ современных численных методов решения задач геомеханики. -М.
- Яковлев В., Пржедецкий Б. Скоростное замораживание грунтов. -Метрострой, 1981, № 5.
- Barton Nick, Makurat Axel, Grimstad Eystein// Tunnels and Tunneling.-1990.- 22, No 7. C. 58−59.
- Farhoudi G., Kamig D.E. Makran of Iran and Pakistan as an active arc system & Geology // 1977. V.5.
- Byrne P.M. Effective stress Finite Element Slope Analysis. Proc. 29th Can. Geotech. Conf. October 1976, vol III.
- Geological Maps and sections of Iran & National Iranian Oil Company., 1987.
- Geological report of the Tehran North Hi-way/ The ministry of transport IRI/ 1996.
- Neve J.W. Ground improvement for tuunnelling.-Tunnels and Tunneling, 1984, vol. 16, No6.
- Proceeding of the aites-ITA 2001 world tunnel congress, milan -italy, 2001, v. 11.
- Proceeding of the conference on progress in tunneling after 2000. milano, italy.
- Reconstruction Kandovan tunnel/ June 2000/ Sharif University. 91. Samani Bahram A. Recognition of uraniferous provinces from the
- Precambrian of Iran & Krustalinikum // V. 19, 1988.
- Tehran Main Drain, By M.Smith.// Wold Tunneling, 1999, V. 12, № 2.
- Tunnels and Tunneling International.-1999.-31,Nol0.
- TunneIs and Tunneling International.-1997.-29,No9.
- Tunnels for people, golser, Hinkle & Schubert (eds), 1997, Balkema, Rotterdam, s.
- Tunnels and tunneling international. 1998.-30,No 10.
- Tunnels and metropolises, negro Jr. & Ferreira (eds), 1998, Balkema, Rotterdam.
- Walsh J.B. The effect of cracks on Poisson’s ratio. J. Geophys Res. 1965, vol 70, No 20.
- Walsh J.B. The effective of cracks on the uniaxial elastic compression of rock.-J. Geophys Res. 1965, vol 70, No2.
- World Tunneling.-1993.-No 2.
- World Tunnel Congress. AITES -ITA 2000- Symposium series S24.