Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Расчетно-экспериментальное определение условий работы опор скольжения поршневого двигателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана методика измерения напряженно-деформированного и температурного состояния деталей опор скольжения, позволяющая упростить установку тензорезисторов и обработку результатов измерений при помощи специальных тензометрических втулок, а также повысить достоверность полученных результатов за счет применения высокоточной быстродействующей измерительной аппаратуры. Выявлено, что детали… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Показатели условий смазывания в опорах скольжения коленчатых валов
      • 1. 2. 0. бзор теоретических методов расчета показателей условий смазывания
    • 1. 3. Обзор экспериментальных исследований условий смазывания
    • 1. 4. Выводы по главе 1 и задачи настоящего исследования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Методика определения толщины смазочного слоя в опорах скольжения коленчатого вала
      • 2. 2. 1. Выбор метода определения показателей условий смазывания
      • 2. 2. 2. Определение показателей условий смазывания
    • 2. 3. Методика определения показателей напряженно-деформированного состояния крышек коренных опор скольжения коленчатого вала и их крепления
    • 2. 4. Методика определения показателей температурного состояния коренных опор скольжения коленчатого вала
    • 2. 5. Методика определения давлений в цилиндрах двигателя
    • 2. 6. Результаты и
  • выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕ НИЯ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
    • 3. 1. Значения толщины смазочного слоя в опорах скольжения коленчатого вала
    • 3. 2. Показатели напряженно-деформированного состояния крышек коренных опор скольжения коленчатого вала и их крепления
    • 3. 3. Показатели температурного состояния опор скольжения коленчатого вала
    • 3. 4. Результаты индицирования цилиндров двигателя и определение параметров рабочего процесса
    • 3. 5. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. РАСЧЕТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОГО СЛОЯ. СРАВНЕНИЕ РАСЧЕТНОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОГО СЛОЯ
    • 4. 1. Расчетное определение минимальной толщины смазочного слоя. 87 4.1.1. Постановка задачи
      • 4. 1. 2. Методика расчета
      • 4. 1. 3. Алгоритм нахождения минимальной толщины смазочного слоя
      • 4. 1. 4. Результаты расчета минимальной толщины смазочного слоя
    • 4. 2. Определение минимальной толщины смазочного слоя на основе результатов измерений
    • 4. 3. Сравнение расчетного и экспериментального методов опредеи! ления минимальной толщины смазочного слоя
    • 4. 4. Выводы по главе 4

Расчетно-экспериментальное определение условий работы опор скольжения поршневого двигателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Ресурс двигателя во многих случаях определяется долговечностью сопряжений коленчатый вал (шейка) — подшипник (вкладыш). Детали этого сопряжения имеют различную долговечность. Это приводит к преждевременному выходу из строя такой дорогостоящей детали как коленчатый вал, а также к снижению общего ресурса двигателя.

Поэтому является актуальным изучение процессов, происходящих в ОСКВ и определение путей, направленных на повышение их надежности, а также обеспечение равномерности ресурса деталей. Двигатели семейства ЗМЗ-406 обладают резервами для улучшения энергетических, экономических и экологических показателей. В связи с этим, изучение условий работы ОС двигателя представляет большой практический интерес, поскольку с увеличением энергетических показателей будут утяжеляться условия работы опор.

В перспективе определение условий работы ОС позволит не только повышать надежность ДВС, но создаст предпосылки для прогнозирования их долговечности и снижения потерь на трение.

Условия смазывания, складывающиеся в опоре, количественно выражаются в главном показателе — минимальной толщине смазочного слоя.

Цель работы. Расчетно-экспериментальное определение условий работы опор скольжения поршневого двигателя по критериям минимальной толщины смазочного слоя, напряженно-деформированного и температурного состояния.

Научная новизна.

1. Алгоритм и программа для расчета минимального значения толщины смазочного слоя в опорах скольжения двигателя. Точность расчетной методики.

2. Методики экспериментального определения толщины смазочного слоя, напряженно-деформированного и температурного состояния опор скольжения коленчатого вала поршневого двигателя.

3. Методика обработки экспериментальных значений толщины смазочного слоя, позволяющая определять ее минимальные величины.

4. Величины показателей работы опор скольжения коленчатого вала автомобильного двигателя (минимальной толщины смазочного слоя, напряженно-деформированного и температурного состояния).

Объект и предмет исследований. Объектом исследований являлся автомобильный бензиновый четырехтактный четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-4062.10 и, в том числе его опоры скольжения коленчатого вала. Предметом исследований являлись: процессы формирования толщины смазочного слоя в опорах скольжения коленчатого вала, нагрузок, действующих на опоры скольжения, температур на поверхностях подшипников опор.

Методика исследований. Использованы положения гидродинамической теории смазывания, сопротивления материалов, теории упругости, кинематики и динамики двигателей внутреннего сгорания, металловедения.

Расчеты проводились с помощью специализированного программного обеспечения, измерения — с помощью созданной измерительной системы, построенной на высокоскоростных цифровых измерительных устройствах фирм НВМ и AVL, а также измерительных средствах испытательного стенда. Сохранялись и обрабатывались результаты с помощью компьютера. Линейные и другие измерения деталей и узлов проводились как с помощью универсальных, так и специальных инструментов. Математическая обработка осуществлялась методами дифференциального и интегрального исчислений.

Разработка конструкторской документации велась с применением пакетов программ AutoCAD, Catia, Unigraphics.

Технологические процессы по доработке исследуемых и изготовлению оригинальных деталей и их монтажу разрабатывались применительно к производственной базе Управления главного конструктора ОАО «Заволжский моторный завод» (ОАО «ЗМЗ»),.

Достоверность результатов подтверждается аттестацией примененных средств измерений, высокой сходимостью результатов расчетов и экспериментальных данных, большого количества проведенных измерений.

Практическая ценность работы заключается в реализации разработанных методик при проектировании, доводке, модернизации поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Реализация результатов работы. Результаты исследования используются при проектировании и доводке двигателей (ОАО «ЗМЗ»):

— расчетная методика определения минимальной толщины смазочного слоя применяется на начальной стадии проектирования подшипниковых узлов двигателя при выборе оптимальных размеров деталей опор и установлении величин минимальной толщины смазочного слоя;

— методики экспериментального определения показателей работы опор скольжения используются при доводке подшипниковых узлов с размерами деталей, принятых по результатам расчета;

— результаты экспериментального определения показателей работы опор скольжения двигателя базовой модели ЗМЗ-4062.10 позволили оптимизировать поиски по совершенствованию опор скольжения двигателя.

Результаты, полученные в работе нашли применение в учебном процессе НГТУ при подготовке инженеров автомобильных специальностей.

Апробация работы. Основные положения работы были представлены на международной научно-технической конференции «Состояние и перспектива автомобильного транспорта в России» (Н.Новгород, 1998 г.), на второй научно-технической конференции «Проблемы машиноведения» (Н.Новгород, 2001 г.), на девятой международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей» (Владимир, 2003 г.), на 13-ой научно-практической конференции «Улучшение технико-эксплуатационных показателей мобильной техники» (Н.Новгород, 2003 г.), на международной научно-технической конференции «Авто НН 03 Автомобильный транспорт в XXI веке» (Н.Новгород, 2003 г.), на всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» (Тольятти, 2004 г.), на международном симпозиуме «Образование через науку» (Москва, 2005 г.), на заседаниях кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» ННГТУ (2005;2006г.).

Публикации. Основные результаты диссертационной работы изложены в тринадцати публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методики измерения толщины смазочного слоя и определения напряженно-деформированного и температурного состояния опор скольжения поршневого двигателя.

2. Методика обработки результатов измерения толщины смазочного слоя с целью определения ее минимальной величины.

3. Расчетное определение минимальной толщины смазочного слоя.

4. Показатели работы опор скольжения автомобильного двигателя модели ЗМЗ-4062.10.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, приложений и библиографического списка. Объем диссертационной работы составляет 126 страниц, в том числе 23 таблицы, 46 рисун.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Усовершенствована методика измерения толщины смазочного слоя за счет повышения точности преобразования полученных электрических параметров в величину толщины смазочного слоя до 0,1 мкм с помощью вновь разработанного тарировочного устройства и применения высокоточной быстродействующей измерительной аппаратуры. Разработана методика обработки экспериментальных значений толщины смазочного слоя, позволяющая определять ее минимальные величины. Установлено, что почти все опоры скольжения коленчатого вала автомобильного двигателя модели ЗМЗ-4062.10 определенный период времени работают в неблагоприятных условиях. Наименьшие значения толщины смазочного слоя зафиксированы во второй и четвертой шатунных опорах и составили 0,3−0,4 мкм, что говорит о граничном режиме трения.

2. Усовершенствован алгоритм и разработана программа расчета минимальной толщины смазочного слоя. Из результатов расчета следует, что наименьшие значения толщины смазочного слоя имеют место в шатунной опоре и составляют 0,4−0,6 мкм.

3. Установлена удовлетворительная сходимость результатов расчета минимальной толщины смазочного слоя с результатами измерения в реальном подшипнике (расхождение в среднем составило 14%), что дает право использовать расчетную методику определения минимальной толщины смазочного слоя при проектировании, доводке и изучении условий работы реальных опор скольжения и свести к минимуму объем доводочных работ на полноразмерных объектах.

4. Разработана методика измерения напряженно-деформированного и температурного состояния деталей опор скольжения, позволяющая упростить установку тензорезисторов и обработку результатов измерений при помощи специальных тензометрических втулок, а также повысить достоверность полученных результатов за счет применения высокоточной быстродействующей измерительной аппаратуры. Выявлено, что детали коренных опор имеют достаточный запас прочности. Наибольшие напряжения в крышках коренных опор достигали 60 Н/мм, что примерно в 4 раза меньше предела упругости используемого материала. Температура на поверхности вкладышей коренных опор не превышала допустимых значений. Наиболее высокие температуры зафиксированы на поверхности нижнего вкладыша четвертой коренной опоры и составили 135−138°С.

5. Разработанные в ходе проведения настоящей работы конструкции и технологии изготовления экспериментальных деталей дают возможность применять их для исследования условий работы опор скольжения любых поршневых двигателей внутреннего сгорания.

6. Рекомендуется применять разработанные и использованные в настоящей работе методики:

— расчетного определения минимальной толщины смазочного слоя на начальной стадии проектирования при выборе основных геометрических параметров деталей опор скольжения;

— измерения толщины смазочного слоя и обработки полученных экспериментальных значений, определения напряженно-деформированного и температурного состояния опор — в процессе доводочных работ.

Полученные результаты позволяют определить дальнейшее направление по совершенствованию условий работы опор скольжения.

7. Результаты исследований внедрены на ОАО «Заволжский моторный завод» и используются при оптимизации конструкций деталей опор скольжения автомобильных двигателей. Кроме этого, результаты работы используются при подготовке инженеров автомобильных специальностей в учебном процессе НГТУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.В. Подшипники жидкостного трения прокатных станов/ Л. В. Абанов. -М.: Машгиз, 1955.
  2. Авторское свидетельство СССР № 156 009, Кл 01 15/00, 1988. Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания.
  3. А.С. 1 561 009 СССР, МКИ в 01 М 15/00/ Ю. Н. Никитин и д.р.4 451 169/25−06- заявл. 28.06.88- опубл.30.04.90. Бюл. № 16.
  4. , Г. Г. К решению уравнения Рейнольдса для подшипника конечной длины/ Г. Г. Баранов // Труды семинара по теории машин и механизмов.-АНСССР, том 1.- 1947.
  5. , Б. Г. Гидродинамический расчет распределения давления вф смазочном слое подшипника/ Б. Г. Белобоков, А. Н. Гоц, В.В. Эфрос
  6. Тракторы и с.-х. машины. — 1998.- № 2. С. 32−35.
  7. , П. А. Особенности образования слоя гидродинамической смазки в подшипниках из металлофторопластовой ленты/ П. А. Воронцов, Семенов А. П., А. Е. Горкуша //Проблемы машиностроенияи надежности машин.-1996.-№ 2.
  8. Гидродинамическая теория смазки и ее возможности для расчета и анализа работы подшипников двигателя внутреннего сгорания: Реферат/ НАМИ.- М., 1990, 26с.
  9. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшипников скольжения, работающих в стационарном режиме/ А. К. Никитин и др. М.: Наука-1981,316 с.
  10. И. А. О влиянии вязкости смазки на износ подшипников коленчатоговала / И. А. Гриднева // Автомобильный транспорт.-1960.-№ 12.
  11. , И.Б. Температурное поле деталей автомобильных двигателей/ И. Б Гурвич., А. П. Егорова // Труды ГСХИ/ т. 14, вып.2.- Горький,-1964.
  12. Двигатели внутреннего сгорания. Конструкция и расчет поршневых и комбинированных двигателей/Изд. 3-е. Коллектив авторов.-М., Машиностроение, 1972.-464с.
  13. Н.Двигатели ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ и УАЗ. Конструктивные особенности. Диагностика. Техническое обслуживание. Ремонт/Под редакцией проф. П. Э. Сыркина. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2000.-312с.
  14. Детали машин. Справочник в трех томах/том 1.-М.:Машгиз, 1968.
  15. , К.Г. Траектория центра коренной шейки коленчатого вала тракторного двигателя как показатель характера ее износа/ К. Г. Дудченко, Ф. М. Еникеев // Известия ВУЗов.-М.?Машиностроение.-1965, № 6.
  16. , К.Г. Определение траектории центра цапфы в подшипнике скольжения при переменной нагрузке/ К.Г.Дудченко// Труды Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства, выпуск 23.-1967.
  17. , К.Г. Экспериментальное определение траектории центра коренной шейки коленчатого вала дизеля Д-54/ К. Г. Дудченко // Известия вузов.- М.'.Машиностроение, 1962.-№ 7.
  18. , А. К. Подшипники скольжения жидкостного трения/ А. К. Дьячков.-Машгиз.- 1955.
  19. , Н.Е. О гидродинамической теории трения хорошо смазочных твердых тел/ Н. Е. Жуковский //Полное собрание сочинений, том 4.-1937.
  20. , Н.Е. О движении вязкой жидкости, заключенной между двумя вращающимися эксцентрическими цилиндрическими поверхностями/ Н. Е. Жуковский // Полное собрание сочинений/том 4.1937.
  21. , Н. Е. О трении смазочного слоя между шипом и подшипником/ Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин // Полное собрание сочинений, том 4.-1937.
  22. , С.М. Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей/ С. М. Захаров, А. П. Никитин, Ю. А. Загарянский.- М.: Транспорт, 1981.-181с.
  23. , Э.Ф. Исследование положения шипа во вкладыше стадвадцатиградусного подшипника жидкостного трения при постоянной и знакопеременной нагрузках/ Э.Ф. Зоммер//сборник 13.-Трение и износ в машинах, АН СССР.-1959.
  24. , А. Русский перевод «К гидродинамическая теория смазки»//Серия «Классики естествознания».- М.-Л., ГТТИ. -1934.
  25. И.П. Определение угловой скорости вращения линии центров шатунного подшипника/ А. Зоммерфельд // Сб. научных трудов аспирантов Белорус-ского института механизации сельского хозяйства.- Минск.-1965.
  26. , И.П. Причины неравномерного износа шеек и вкладышей подшипников автотракторных двигателей/ И. П. Карако //Сборник научных трудов аспирантов Белорусского института механизации сельского хозяйства.-Минск.-1965.
  27. , Д.С. Контактно-гидродинамическая теория смазки/ Д. С. Коднир.- Куйбыиев.-1963.
  28. , Д.С. Новый метод и аппаратура для исследования подшипников скольжения/ Д. С. Коднир, М. Д. Медвинский, Э.Ф.Зоммер// Вестник машиностроения.-1955,№ 3.
  29. , А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей/ А. И. Колчин, В. П. Демидов. М.: Высшая школа, 1980. — 440 с.
  30. , А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов./А. И. Колчин, В. П. Демидов-З-е изд. Перераб. И доп.-М.:Высш. шк., 2003.-469 е.: ил.
  31. Конструкция и расчет автотракторных двигателей / М. М. Вихерт, Р. П. Доброгаев, М. И. Ляхов и др.- Под ред. Ю. А. Степанова. М.: Машгиз, 1957.-604 с.
  32. , М. В. Плоская задача гидродинамической теории смазки/ М. В. Коровчинский //сборник 5- «Трение и износ в машинах». -АНСССР.- 1950.
  33. , М. В. К теории поступательного движения шипа в подшипнике (плоская задача)/Коровчинский М. В.//сборник 6- «Трение и износ в машинах».- АНСССР, 1951.
  34. , М. В. Прикладная теория подшипников жидкостного трения/ Коровчинский, М. В.-М., Машгиз.- 1954.
  35. , М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения/М. В. Коровчинский М.: Машгиз, 1959.-403с.
  36. , Б.Е. Применение индукционного токосъема ври измерении механических величин/ Б. Е. Коротенко //Приборы и техника эксперимента.-1958, № 3.
  37. , С. Н. О смазке подшипника с переменной нагрузкой/ С. Н. Куцаев // Научные записки ХММИ- Юбилейный сборник, том 2, книга 1.-1936.
  38. , С.Н. Определение толщины масляного слоя в подшипнике ограниченной длины при знакопеременной нагрузке/ С. Н. Куцаев //Труды ЩАМ,№ 159.- 1943.
  39. , Л.Г. Механика жидкости и газа/ Л. Г. Лойцянский. М.: Наука, 1973.-848с.
  40. , М. А. Автомобильные материалы: Справочник инженера-механика/ М. А. Масино, В. Н. Алексеев, Г. В. Мотовилин 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1979.-288с., ил., табл.
  41. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. Т.2. Конструкционная сталь/ Колл. Авторов под ред. кандидата техн. наук Могилевского Е. П. М.: «Машиностроение», 1969, 496с.
  42. Материалы в машиностроении. Выбор и применение. Т.4. Чугун/ Колл. авторов под ред. кандидатов техн. Наук Жукова A.A. и Шермана А.Д.- М.: «Машиностроение», 1969, 248с.
  43. , В.А. Расчет высокоскоростных опор судовых редукторов/В.А.Нечипоренко.- Л, Судостроение.- 1966.
  44. , Б.Ф. Исследование условий смазки в подшипниках коленчатого вала автомобильного двигателя с целью повышения их долговечности: Дис. канд. техн. Наук/ Нормухамедов Бахтияр Фахриддинович.- Горький, 1970.-248с.
  45. , Б.Ф. Новый метод расчета условий смазывания подшипников коленчатых валов поршневых машин (часть 1). Препринт № 37/ Б. Ф. Нормухамедов, Ю. Л. Астанский, К. И. Магдиев .-Горький, Гф ИМАШ АН СССР, 1990. 12 с.
  46. , Б.Ф. Методические основы исследований надежности двигателей внутреннего сгорания по критерию износостойкости/ Б. Ф. Нормухамедов, П. Э. Сыркин, В. В. Стешов // Прикладная механика и технологии машиностроения. Сб. научн. Трудов/ под ред. В.И.
  47. , С.И. Смирнова и Г.К. Сорокина. Нижний Новгород: Издательство общества «Интлсервис», 1997. Часть 1.-е. 40−51.
  48. , A.C. Автомобильная и тракторная промышленность/ А. С. Орлин, J1.K.Дьячков, В. И. Боровицкий.- 1950, № 10.
  49. Отчет по договору № 3/2004 от 10.12.04 на создание научно-технической продукции «Расчетно-экспериментальное определение толщины смазочного слоя в подшипниках скольжения». -Нижний Новгород.-2004.-41 с. 55.Отчет М-65−94/ КЭО, ГАЗ.
  50. Пат. 2 028 594 Россия, МКИ G 01 М 15/00/ Способ измерения толщины смазочного слоя шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания/С.П. Косырев, В. М. Гребнев № 4 914 621/06- заявл. 25.01.91.- опубл. 09.02.95.
  51. , Н. П. Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости/ Н. П. Петров // «Гидродинамическая теория смазки». -АН СССР.-1948.
  52. , К.Г. Динамика автомобильных и тракторных двигателей/ К. Г. Попык.-М.: Высшая школа, 1970.
  53. , Б.В. Тракторы и сельхозмашины / Б. В. Прасолов.- 1970,№ 2.
  54. , О. Русский перевод «Гидродинамическая теория смазки и ее применение к опытам Тауэра»/ О. Рейнольдс //Серия «Классики естествознания».- M.-JL, ГТТИ. -1934.
  55. , JI.A. О влиянии давления смазки на контакт коленчатого вала с подшипниками/ Л. А. Свистков // Труды Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства/ выпуск 28.-1967.
  56. , Ф.П. Тепловой расчет подшипника скольжения жидкостного трения (применительно к прокатным станам)/ Ф. П. Снеговский //Труды ЦНИИТМАШ/ кн. 90.- Машгиз.-1958.
  57. , Ф.П. Экспериментальное определение гидродинамических давлений и толщин смазочного слоя вподшипнике скольжения жидкостного трения/ Ф. П. Снеговский // Труды ЦНИИТМАШ.-книга 90.-Машгиз, 1958.
  58. Справочник металлиста в 5 т. Т. З. Книга 1/ под редакцией проф. B.C. Владиславлева.-: М.: Машгиз, 1960, 560с.
  59. , В.В. Исследование условий работы основных опор скольжения автомобильного двигателя/В.В.Стешов// Международный симпозиум «Образование через науку».- М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005 г.-с.69−70 (154 е.).
  60. , В.В. О переводе значений интенсивности изнашивания/ Будущее технической науки нижегородского региона/ В. В. Стешов //Тезисы докладов регионального молодежного научно-технического форума. Н.Новгород., 2002.-c.249 (498с.).
  61. , Б.М., Справочник по физике/ Б. М. Яворовский, A.A. Детлаф- 3-е изд., испр.-М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. лит., 1990.-624с.
  62. , Н. Н. Переходный смазочный процесс в подшипниках скольжения машин/ Н. Н. Якунин, Р. Ф. Калимуллин, С. В. Баловнев //Справочник. Инженерный журнал, № 1, 2000.- с. 16−19.
  63. , Н. Н. Переходный смазочный процесс в подшипниках скольжения / Н. Н. Якунин //Трение и износ.-1999.-том 20.-№ 5.
  64. , М.И. Конструирование и расчет на прочность деталей паровых турбин/ М. И. Яновский.-Академиздат.-1947.
  65. Bauer R. Einfluss der endlichen breite des gleitlagers auf tragfahigkeit und reibung, forschung auf dem gebiete des ingenieurwesene//Bd. 14.- 1943, N 2.
  66. Brix, V.H. An Electrical discharge study of boundary lubrication, aircraft engineering/Brix, V.H.//vol. 19.- 1947.
  67. Cameron, A. The full Journal Bearings, Proceeding of tlie institution of mechanical Engineers/ A. Cameron, W.L.Wood // V. 161.-1949,WEP, No 48.
  68. Duffing, G. Beitrag zur theorie der flussigkeitsbewegung zwischen zappen und lager/ G. Duffing.-ZAMM, Bd.4.-1924.-heft 2.
  69. Gumbel, L. Einfluss der Schmierung auf die Konstruktion, Iahrbuch der schiffbautechnische gesellsehaft/ L. Gumbel //BD. 18.-1917.
  70. Gumbel L. Reibung und Schmierung im maschinenbau/ L. Gumbel, E.Everling.- Berlin.- 1925, Verlag von M. Kraun.
  71. Howarth, H. A. S. The loading and friction of thrust and journal bearings with perfect lubrication, transactions of ASME/ H. A. S. Howarth //V.57.-1935.-N4, paper MSP-572.
  72. Kingsbury, A. Optimum conditions in journal bearings, transactions of ASME/ A. Kingsbury //V.54.- 1932, paper RP 54−7.
  73. Martin, the theory of lubrication, engineering/V.100.-1915, August 20, Auguost 27, August 13.
  74. Nucker, W. Uber der schmierforgang im gleitlager, Forschungsheft VDI/ Nucker W.- № 35 210- 1932.
  75. Rumpf, A. Reibung und temperaturverlauf im gleitlager VDI/ A. Rumpf -Forschungsheft.- 1958.- Hf. 393.
  76. Schiebel, R. Die gleitlager (Langst-und Querlage) berechnung und konstruktion/R.Schiebel.- Berlin, Springer.- 1933.
  77. Spiers Engine Bearing temperature/- March.- 1942, Vol. x, No 6.
  78. Stodola, A. Gas-und dampfturbinen, 6 Auflage/ A.Stodola.- Berlin, 1924, Kap. V und Kap. X.
  79. Swift, H. W. Fluctuating loads in sleeve Bearings, journal of the Institution of Civil Engineers/ H. W. Swift//V. 5.-1937.
  80. Vogelpohl, G. Zur integration der Reynoldsschen gleichung fur das Zapfenlager endlicher breite, ingenieur archiv/ G.Vogelpohl.- Bd. XIV.-1943, heft 3.
  81. Von Jens, Hadler. Ein neues Berechnungsmodell fur instationar hochbeanspruchte Radialgeitlager/ Von Jens Hadler //MTZ. № 2, 1997, p. 28−36.
  82. Von Jorn, Holland. Der Olverbrauch des Pleuellagers unter elastohydrodynamischen Bedingungen/ Von Jorn Holland, Hubert Schwarze //MTZ.-1997.-№ 3 p. 156−160.
  83. Von Lothar, Welte, Ulf Essers. Ankopplung der Kurbelwellen-Hauptlanger an die Motorstruktur/ Von Lothar Welte, Ulf Essers. //MTZ.-1997.-№ 7/8 p. 426−433.
  84. Von Tsuneo, Someya. Entwicklung eines neuen Dunnschicht-Sensors zur Messung des Schmierfilm-druckes im Motorgleitlager/ Von Tsuneo Someya, Yuji Mihara, Lothar Gaul, Oskar Mahrenholtz //MTZ.-1997.-№ 2 p. 110−116.
Заполнить форму текущей работой