Формы расчетов во внешней торговле
Формы международных расчетов, разработанные международной практикой, являются своего рода защитными методами от валютных рисков и отличаются друг от друга механизмом, степенью гарантированности и формой участия в расчетах банков. Поэтому необходимо выбрать такую форму расчета, которая независимо от экономической и политической стабильности страны-контрагента давала бы возможность защищать… Читать ещё >
Формы расчетов во внешней торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЭД
1.1 Субъекты, участвующие в платежно-расчетных отношениях, их права и обязанности
1.2 Банки в платежно-расчетных отношениях
2. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ
2.1 Аккредитив
2.2 Инкассо
2.3 Авансовый платеж
2.4 Оплата после отгрузки
2.5 Расчет по открытому счету
3. ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
3.1 Чек
3.2 Вексель
3.3 Банковская тратта
3.4 Платежное поручение
3.5 Платежное требование
3.6 Банковский перевод
3.7 Почтовый перевод
3.8 Телеграфный перевод ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Создание механизма расчетов между субъектами рыночных отношений, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей — важнейшее условия функционирования рыночной экономики.
Актуальность темы
«Формы расчетов во внешней торговле» заключается в том, что в современных условиях активное участие в международной торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, а также полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение форм расчетов, применяемых при экспорте и импорте товаров, их достоинства и недостатков. Особую значимость эти вопросы имеют для стран, ориентированных на активное участие в международной торговле товарами. Появление и дальнейшие изменения в международных расчетах связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. В них отражается относительная обособленность движения денег в международном обороте в силу несовпадения периодов производства и реализации товаров, удаленности рынков сбыта. Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческими операциями, кредитами и движению капиталов между странами.
Цель данной курсовой работы провести исследование форм расчетов во внешней торговле.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
— познакомиться с организацией платежно-расчетных отношений во внешней торговле: определить участников и субъекты внешнеэкономических отношений;
— дать понятие формам международных расчетов и определить их сущность;
— изучить формы международных расчетов, порядок их применения, достоинства и недостатки;
— рассмотреть инструменты международных расчетов, дать их основную характеристику;
Соответствуя, поставленным задачам, данная работа состоит из введения, трех глав с разделами, заключения и списка использованных источников.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВЭД Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Участниками внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с валютным законодательством, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1.1 Субъекты, участвующие в платежно-расчетных отношениях, их права и обязанности В платежно-расчетных отношениях валютным представляется определение субъектов внешнеторговых сделок.
Согласно валютному законодательству — это резиденты и нерезиденты.
Резиденты — это:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
Нерезиденты — это:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б»;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.
Субъекты внешнеторговых операций в расчетах оперируют валютными средствами.
Валюта Российской Федерации — это:
— денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
— средства на банковских счетах и банковских вкладах.
Иностранная валюта — это:
— денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
— средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по внутренним операциям осуществляются в валюте Российской Федерации. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по внешним операциям могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте.
Валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами по расчетам и переводам, связанным с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций.
Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.
Для нерезидентов открываются следующие счета:
1. Рублевые счета типа Т (текущий счет). Используется для обслуживания экспортноимпортных операций и содержания представительств иностранных государств.
2. Рублевые счета типа И (инвестиционный счет). Используется для инвестиций, и покупки иностранной валюты.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации. Указанные ограничения носят не дискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Поступления в иностранной валюте подлежат зачислению на следующие виды счетов:
— транзитный валютный счет (на него зачисляется весь объем полученных средств);
— текущий валютный счет (зачисляются средства, оставшиеся после обязательной продажи валютной выручки, примерно 25%).
1.2 Банки в платежно-расчетных отношениях В проведении международных расчетов ведущую роль играют банки, обеспечивающие межгосударственное движение денежных средств клиентов-посредников внешнеэкономической деятельности. Подавляющая часть международных платежей производится в порядке безналичных расчетов.
Для осуществления платежно-расчетных отношений банки должны получить соответствующую лицензию и установить корреспондентские отношения с иностранными банками.
Лицензия — официальный документ, разрешение, выдаваемое одним лицом другому лицу на ведение определенной (коммерческой) деятельности.
Существует несколько видов лицензий:
1. Внутренняя лицензия выдается на ограниченный набор операций:
— открытие и ведение валютных счетов резидентов и нерезидентов;
— ведение рублевых счетов нерезидентов;
— проведение операций по экспортно-импортным сделкам;
— валютное обслуживание юридических лиц;
— привлечение и размещение средств в валюте юридических лиц;
— выдача банковских гарантий.
2. Внутренняя расширенная лицензия разрешает следующие операции:
— открытие и ведение валютных счетов резидентов и нерезидентов;
— ведение рублевых счетов нерезидентов;
— проведение операций по экспортно-импортным сделкам;
— валютное обслуживание юридических лиц;
— привлечение и размещение средств в валюте юридических лиц;
— выдача банковских гарантий;
— открытие счетов НОСТРА, ЛОРО.
3. Генеральная лицензия — лицензия на импорт и экспорт товаров (работ, услуг) на срок (как правило) до одного года. Выдается на следующий набор операций:
— открытие и ведение валютных счетов резидентов и нерезидентов;
— ведение рублевых счетов нерезидентов;
— проведение операций по экспортно-импортным сделкам;
— валютное обслуживание юридических лиц;
— привлечение и размещение средств в валюте юридических лиц;
— выдача банковских гарантий;
— открытие счетов НОСТРА, ЛОРО;
— выпуск, купля-продажа платежных документов и ценных бумаг;
— факторинговые и форфейтинговые операции;
— доверительные операции;
— брокерские услуги;
— лизинговые операции;
— другие операции.
Международные расчеты, валютные и иные банковские операции базируются главным образом на установлении между банками специфических договоренностей о порядке и условиях проведения операций, что выражается в корреспондентских отношениях.
Под корреспондентскими отношениями в широком смысле мы понимаем весь комплекс возможных форм сотрудничества между банками.
Корреспондентские отношения — договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями по поводу осуществления платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого, а также предоставление кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг.
Корреспондентские отношения оформляются межбанковскими соглашениями. Они представляют собой договора, которые содержат следующие моменты:
— годовые отчеты и балансы;
— комиссионные тарифы;
— переводные ключи для телексных или компьютерных сообщений;
— корреспондентские отношения необходимы для осуществления платежей и расчетов по поручению друг друга.
Корреспондентские отношения реализуются через корреспондентские счета.
Корреспондентский счет — это счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка на основе корреспондентского соглашения.
Корреспондентские счета бывают трех видов:
— счет НОСТРО — это счет, который банк имеет у иностранного банка, и на котором учитываются его расходы и поступления. Он является активным. Банк может иметь несколько счетов НОСТРО в разных валютах и в разных странах. Он должен быть открыт в иностранной валюте, т. е. в валюте той страны, в которой Российский банк открывает счет НОСТРО.
— счет ЛОРО — это счет, по которому производятся все операции иностранного банка. Этот счет открывается в нашем Российском банке. Он является пассивным, должен быть в рублях.
— счет ВОСТРО — счет, который ведется банком за границей в местной валюте. Банк, помещающий на этот счет средства, будет ссылаться на него как на счет «НОСТРО».
Страхование расчетов производится с использованием банковских гарантий. В российском законодательстве банковские гарантии отражены в гл. 22, ст. 368−381 Гражданского кодекса РФ.
Банковская гарантия — выданная по просьбе должника (получателя) письменное обязательство, согласно которому гарант обязуется выплатить определенную денежную сумму на согласованных условиях, по требованию поставщика.
Гарантом могут выступать банки, страховые компании и любые другие юридические или физические лица.
Гаранту выплачивается вознаграждение за выплату банковской гарантии.
Целью банковских гарантий является дополнительное обеспечение финансовых интересов сторон, участвующих во внешнеторговых сделках.
Гарантию можно определить как поручительство банка-гаранта, принимаемое по отношению к какому-либо лицу (бенефициару) по поручению другого лица (принципала) в обеспечение выполнения своих обязательств перед бенефициаром.
При невыполнении принципалом контрактных обязательств ему грозит потеря гарантийной суммы. Это является для него мощным стимулом для исполнения в надлежащем качестве записанного в договоре обязательстве самостоятельно, даже если данная сделка кажется ему не выгодной.
Если принципал по гарантии нарушает свои обязательства, покупатель вправе потребовать выплаты гарантийной суммы. Тем самым он может полностью или частично компенсировать финансовые последствия нарушения договора.
Виды банковских гарантий:
— гарантии по первому требованию: а) встречная гарантия; б) супер гарантия;
— отзывная и безотзывную гарантия;
— условные и безусловные;
— платежные и договорные;
— гарантия возврата аванса;
— гарантия надлежащего исполнения контракта;
— тендерные гарантии;
— резервный аккредитив «стенд-бай»;
— гарантия обеспечения кредита;
— платежная гарантия.
2. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ Под формой расчетов во внешней торговле понимают сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товарораспорядительных платежных документов.
Основными формами расчетов являются аккредитив, инкассо, авансовый платеж, оплата после отгрузки и торговля по открытому счету.
Международные расчеты при этом производятся только через банки, имеющие между собой корреспондентские отношения. При выборе форм расчетов учитывают вид товара, являющегося объектом внешнеторговой сделки (машины и оборудование, продовольствие, древесина, зерно и т. п.), наличие кредитного соглашения, платежеспособность и репутация контрагентов по внешнеэкономическим сделкам, определяющие характер компромисса между ними.
Выбор конкретной формы расчетов определяется по соглашению сторон и фиксируется во внешнеторговом контракте.
2.1 Аккредитив Аккредитив — это наиболее безопасная и востребованная форма расчетов между продавцом и покупателем.
Аккредитивная форма расчетов представляет собой способ безналичных расчетов между контрагентами, при котором банк плательщика (банк-эмитент) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром (получателем средств по аккредитиву) обозначенной в аккредитиве суммы по представлении бенефициаром в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
Аккредитивы, используемые во внутрироссийских расчетах, пока не получили должного распространения, однако по мере совершенствования нормативной базы, в первую очередь Положения «О безналичных расчетах в Российской Федерации», и приближения к международным стандартам практика применения данных аккредитивов будет расширяться. Зато по внешнеторговым контрактам аккредитивы используются значительно чаще. Ведь данная форма расчетов предлагает участникам внешнеторговой сделки наиболее широкие возможности для выбора инструментов платежа: немедленный платеж по предоставлению документов, платеж с рассрочкой, акцепт тратт, негоциация документов, а также использования аккредитива: перевод аккредитива другому или другим бенефициарам, переуступка выручки по аккредитиву.
При этом аккредитивная форма является максимально выгодной для экспортера, так как кроме платежного обязательства контрагента по контракту возникает самостоятельное обязательство банка произвести платеж по аккредитиву. Однако при сравнении таких форм расчетов по импортному контракту, как предоплата или аккредитив, обнаруживается ряд преимуществ использования аккредитивной формы расчетов и для клиента-импортера: осуществление платежа только против документов, удостоверяющих произведенную отгрузку товара или оказание услуги, тщательная проверка таких документов независимыми и компетентными банковскими специалистами.
Кроме того, в соответствии с положениями валютного регулирования в РФ при открытии импортного аккредитива существуют льготы при покупке иностранной валюты, отсутствует необходимость дополнительного резервирования рублевых сумм.
Документарные аккредитивы как инструменты финансирования.
Документарный аккредитив в настоящее время является самой распространенной в практике международной торговли формой расчетов, самым действенным и разносторонним инструментом обеспечения платежей. Он используется на протяжении многих лет и был адаптирован, чтобы отвечать специальным требованиям различных торговых операций. Помимо платежной, аккредитив может выполнять и кредитную функцию, по аккредитивным схемам возможно получение средств для завершения экспортных операций или кредитов до поступления выручки от реализации импорта.
Возможность варьирования различными условиями оплаты по аккредитиву позволяет устанавливать продавцу привлекательные цены и увеличивать объемы продаж.
Подчинение аккредитивов «Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов», утверждаемых Международной торговой палатой в Париже, позволило создать четко трактуемый инструмент, не зависящий от противоречия законодательств стран партнеров по контракту.
Схема использования аккредитива:
— При подписании контракта продавец и покупатель включают аккредитив как способ оплаты, оговаривают его условия.
— Покупатель подает заявление, на основании которого его банк открывает аккредитив. В случае необходимости аккредитив подтверждается банком продавца или любым первоклассным банком.
— При открытии аккредитива средства клиента депонируются в банке, либо клиент кредитуется за счет собственных средств банка или ресурсов инобанка.
— Продавец отгружает товар, отправляет товарораспорядительные документы в банк и получает оплату.
— Покупатель получает документы и товар.
Основные преимущества документарных аккредитивов:
— применимость в качестве инструмента обеспечения при операциях практически со всеми странами мира;
— высокая степень защиты от рисков для всех участников сделки;
— гибкость в отношении условий платежа;
— возможность использования в качестве средства краткосрочного финансирования;
— быстрое и беспрепятственное осуществление платежа;
— альтернатива авансовому платежу;
— международная правовая надежность.
Преимущества аккредитивных схем для российского импортера:
— дешевле, чем денежный кредит;
— не требует соблюдения временных рамок отгрузки как при авансовой системе оплаты;
— оплата осуществляется только по факту отгрузки или даже с отсрочкой, контроль банка за выполнением условий поставки в рамках полномочий по аккредитивам;
— при подтверждении первоклассным банком интересы продавца защищены на 100%, что позволяет снизить цену на продукцию;
— открытие аккредитивов, подтвержденных западными банками, нивелирует контрактный и страновой риски сделки (инструмент широко используется в международной торговле, быстрая процедура оформления).
В реальной практике используются только безотзывные аккредитивы, означающие твердое обязательство банка-эмитента оплатить документы. Вопрос подтверждения остается на усмотрение сторон по контракту. В российской практике подтверждение иностранным банком требуется в большинстве случаев.
Наиболее распространенный вид аккредитивов, используемый российскими компаниями, это аккредитив с платежом по предъявлении. Аккредитивы с акцептом тратт и рассрочкой платежа являются видом товарного кредита. Аккредитив с «красной оговоркой» предполагает аванс продавцу на финансирование производства или приобретение товара.
При отсутствии возможности получения товарного кредита в виде отсрочки платежа, возможна организация финансирования в форме аккредитива с постфинансированием.
Итак, аккредитив, это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств.
При расчетах аккредитивами, очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Открытие аккредитива осуществляется банками по поручению плательщика, следовательно, и вид аккредитива, как правило, предлагает в проекте договора плательщик.
Банками могут открываться следующие виды аккредитива.
Отзывной аккредитив — аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).
Аккредитив с «красной оговоркой» — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести аванс на оговоренную сумму до представления торговых документов. Во времена, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать, как профессиональный жаргон.
Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчетах на территории Российской Федерации. В международных расчетах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы).
Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств уплаченных бенефициару. В международной практике термины непокрытый или гарантированный не используются в виду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.
Аккредитив подтвержденный — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт аккредитив подвержденый.
Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчетов за очередную партию товаров. Открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нем суммы.
Аккредитив циркулярный — акредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (т.е. допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещен документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)
Аккредитив кумулятивный — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в тоже время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счет приказодателя.
Аккредитив c постфинансированием (отсрочкой оплаты).
Получатель средств по аккредитиву, может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Кроме того, условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.
Порядок расчета аккредитивами устанавливается в основном договоре, где обязательно отражаются следующие условия:
— наименование банка-эмитента;
— наименование банка, обслуживающего получателя средств;
— наименование получателя средств;
— сумма аккредитива;
— вид аккредитива;
— способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
— срок действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнения работ, оказания услуг), и требования к оформлению указанных документов;
— ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств;
— условия оплаты (с акцептом или без акцепта).
В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Например, допускаются частичные платежи по аккредитиву.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств.
За нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с законодательством. Учитывая это, становится понятно, что банку-исполнителю не выгодно принимать недооформленные документы, подтверждающие поставку товара, выполнения работы или оказания услуги.
2.2 Инкассо Широкое распространение в международных расчетах получила инкассовая форма расчетов, поскольку она является сравнительно простой в оформлении.
Инкассо (инкассирование) — это банковская операция, при проведении которой банк по поручению экспортера получает от импортера платеж за отгруженные в его адрес товары или оказанные услуги и зачисляет полученные средства на счет экспортера.
Существует два вида инкассо:
— чистое инкассо — представляет собой инкассирование финансовых документов (переводного векселя, чека и т. д.) не сопровождаемых коммерческими документами;
— документарное инкассо, при котором банк взыскивает платеж либо по коммерческим документам (счетам, транспортным и страховым документам и т. д.), либо по финансовым документам, которые сопровождаются коммерческими документами.
В международном торговом обороте документарное инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить платеж или акцепт переводного векселя против передачи импортеру коммерческих (товарных) документов.
Алгоритм расчета в форме документарного инкассо выглядит следующим образом:
1) после заключения контракта с импортером экспортер отгружает товары;
2) после отгрузки он представляет инкассовое поручение вместе с транспортными и другими необходимыми документами в свой банк (банк-ремитент);
3) банк экспортера после проверки документов отсылает их банку-корреспонденту в стране импортера (инкассирующему банку);
4) банк импортера получает платеж от импортера против представленных последнему документов;
5) банк импортера переводит сумму платежа в банк-ремитент, где эта сумма зачисляется на счет экспортера.
При инкассовой форме расчетов банки выступают только как посредники и не несут ответственности за неоплату или неакцепт плательщиком инкассируемых документов.
По сравнению с аккредитивной формой расчетов инкассовая форма является более выгодной для импортера и менее выигрышной для экспортера.
У экспортера происходит замедление оборачиваемости его средств при отсутствии гарантии платежа (импортер может отказаться от оплаты или оказаться неплатежеспособным к тому времени, когда товарные документы прибудут в его банк). Для снижения риска неплатежа экспортер может ввести дополнительное условие — выставление по поручению импортера банковской гарантии в свою пользу.
2.3 Авансовый платеж Наиболее безопасный метод платежа для экспортера — получение полной оплаты авансом перед отгрузкой товара. В этом случае экспортер не подвержен риску отказа иностранного покупателя от платежа за товары, которые уже доставлены или еще только будут отгружены. Авансовый платеж означает также, что экспортер, не предоставляя покупателю никакого кредита, не должен сам финансировать эту продажу на период и поэтому не должен вкладывать денежные средства в оборотный капитал для экспортной торговли.
Если платеж осуществляется авансом, экспортер должен быть уверен в том, что денежные средства выплачены до отгрузки. Особые предосторожности следует предпринять в том случае, когда чек, тратта или другое платежное поручение должно быть оплачено не в стране экспортера. Банк экспортера в этой ситуации станет настаивать на том, чтобы учесть чек и т. д. с правам оборота (регресса), т. е. если иностранный покупатель откажется оплачивать этот чек или не сможет оплатить его в связи с отсутствием на счете необходимых денежных средств, банк выставит чек на оплату экспортеру или произведет документарное инкассо для получения денег из-за рубежа.
Согласно международной практике платежи в форме аванса составляют от 10 до 30% от суммы контракта. По поручению экспортера на сумму авансового платежа банк экспортера выдает в пользу импортера гарантию возврата полученного аванса в случае невыполнения условий контракта и не поставки товара. Кроме того, авансом принято оплачивать ряд специфических товаров: драгоценные металлы, ядерное топливо, оружие и др. Согласие импортера на эти условия связано с его заинтересованностью в поставке товара либо с давлением экспортера.
Авансовый платеж обеспечивает экспортеру практически полную безопасность. Одновременно он представляется, очевидно, исключительно опасным для импортера, поскольку может появиться риск невыполнения обязательств поставщиком. Кроме того, авансовый платеж, по сути, является завуалированной формой предэкспортного финансирования импортером своего контрагента
2.4 Оплата после отгрузки Оплата после отгрузки, предусматривает, что в результате переговоров экспортер и импортер пришли к соглашению, в соответствии с которым импортер выплачивает деньги за товары, как только они отгружены, экспортер посылает телеграмму или телекс покупателю, извещая его об отгрузке и указывая ее детали, а затем ожидает, что покупатель немедленно выполнит платеж.
Этот метод платежа предоставляет определенную защиту экспортерам. Существование специальных документов на отгруженный товар, по которым экспортер не теряет права собственности на него, позволяет поставщику придерживать документы у себя до тех пор, пока не будет получен платеж. Если даже платеж не получен после отгрузки, экспортер не теряет права распоряжаться товаром до тех пор, пока документы на товар находятся у него.
Согласно контракту продавец оплачивает товар только после того, как будет произведена отгрузка. По этой схеме экспортер должен послать телеграмму или телекс покупателю, извещая его об отгрузке, и указать все подробности отгрузки. После этого продавец ожидает немедленного выполнение платежа покупателем. Если импортер не выполнит платеж после отгрузки, то экспортер все еще имеет право собственности на товар, поскольку держит у себя документы на право.
Достоинства для экспортера: сохранение права собственности и получение платежа до момента получения товара покупателем.
Достоинства для импортера: гарантия получения товара, не надо заранее платить и риски снижаются при выполнении всех условий.
Недостатки для экспортера: если импортер отказывается от оплаты возникает проблема у экспортера что делать с товаром, ведь таможенные пошлины, очистка, складирование, оплата обратной перевозки довольно дорогостоящи и малопривлекательны для экспортера.
Недостатки для импортера: когда деньги заплачены, товар получен, но документов на товар еще нет.
2.5 Расчет по открытому счету Расчеты по открытому счету в современных условиях получили широкое распространение в мировом внешнеэкономическом обороте, особенно в торговле между странами Западной Европы.
Расчеты по открытому счету применяются:
— при длительных, регулярных поставках товаров, когда экспортер и импортер находятся в доверительных отношениях;
— в расчетах между головной компанией и ее дочерними структурами и филиалами за рубежом;
— при реализации товаров на условиях консигнации (от лат. сonsignatioписьменное подтверждение, документ), представляющей собой вид договора комиссии, по которому комиссионер (посредник) по поручению владельца товара осуществляет его продажу со своего склада (так называемый консигнационный склад).
Право собственности на товар, в данном случае, остается за продавцом (консигнантом) до момента продажи товара покупателю. Хранение товара на складе и его предпродажная подготовка осуществляются за счет продавца.
Сущность расчетов по открытому счету заключается в том, что экспортер отгружает в адрес импортера товары и, минуя банк, отсылает ему товарные документы, одновременно записывая сумму отгрузки в своих книгах задолженности (в дебет открытого покупателю счета).
Импортер в своих книгах делает такую же запись в кредит счета импортера, и в установленные в контракте сроки оплачивает товары в форме банковского перевода, чека или векселя с платежом по предъявлению.
После оплаты экспортер и импортер делают в своих книгах обратные надписи.
При расчетах на условиях открытого счета у импортера возникает задолженность перед экспортером, порядок погашения которой зависит от условий контракта, в соответствии с которыми расчеты могут осуществляться:
— по каждой отдельной партии товаров;
— путем зачета требований (при взаимных поставках);
— в форме периодических платежей в установленные в контракте сроки.
В последнем случае торговля по открытому счету рассматривается как предоставление экспортером коммерческого кредита импортеру.
Данная форма международных расчетов является для их участников самой дешевой и относительно простой для исполнения.
В то же время для экспортера она наименее выгодна, так как не гарантирует ему оплату поставленных товаров и замедляет оборачиваемость средств экспортеpa. В этой связи расчеты по открытому счету обычно используются при взаимных поставках товаров, когда невыполнение своих обязательств одним контрагентом влечет за собой приостановку поставок товаров другим контрагентом.
Для снижения риска неплатежа или задержки оплаты экспортеры часто требуют предоставления импортером банковских гарантий.
Для импортера расчеты на условиях открытого счета являются наиболее выгодными и наименее рисковыми, поскольку:
— нет необходимости в дополнительной мобилизации средств или в получении банковского кредита;
— сведен к минимуму риск потерь из-за оплаты еще не полученного товара.
3. ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
3.1 Чек Чек — это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег.
Чек — это ценная бумага, представляющая собой платежно-расчетный документ. Он является денежным документом, строго установленной законом формы, содержащим приказ владельца счета в банке-чекодателя о выплате держателю чека по предъявлении ею означенной в нем суммы денег.
Чек регулируется Женевским Единообразным чековым законом (ЕЧЗ) во взаимоотношениях большинства иностранных государств (кроме Англии, США и некоторых других). Чековые законы, так же как и вексельные, предусматривают определенные требования к форме чека. В соответствии с ЕЧЗ чек должен содержать следующие реквизиты: наименование «чек» (чековая метка), безусловный приказ о платеже определенной денежной суммы, наименование плательщика, указание валюты платежа, обозначение места платежа, дату и место выставления чека и подпись чекодателя. К упомянутым реквизитам российское «Положение о чеках» добавляло также указание счета, с которого должен быть произведен платеж.
Англо-американское законодательство, рассматривая чек как разновидность переводного векселя, распространяет на чек условия, предусмотренные для формы переводного векселя.
Чек является средством платежа и непосредственно связан с наличием денежных средств, находящихся на текущем счете чекодателя в его банке. Отказ в оплате чека удостоверяется протестом. Способом обеспечения платежа является авалирование чека путем соответствующей надписи на самом чеке или на прикрепленном к нему листе (аллонже).
Российские экспортеры для расчетов с фирмами США в качестве гарантированной оплаты должны использовать сертифицированные банком чеки. Сертификацией банк удостоверяет на чеке подпись плательщика, выписанную сумму и наличие на его счете средств в банке.
Существуют различные виды чеков.
1. По порядку выплаты (перечислению) денег:
а) Денежный чек. Предназначен для получения наличных денег в банке.
б) Расчетный чек. Оплата наличными деньгами не разрешена, все перечисления — в безналичном порядке.
2. По правам владельца:
а) Именной чек — выписывается на конкретное лицо с оговоркой «не приказу», что означает невозможность дальнейшей передачи чека другому лицу.
б) Ордерный чек — выписывается на конкретное лицо с оговоркой «приказу», означающее, что возможна дальнейшая передача чека путем передаточной подписи — индоссамента.
в) Предъявительский чек — выписывается на предъявителя и может передаваться от одного лица к другому путем простого вручения.
3.2 Вексель Вексельная форма расчетов — это расчеты между поставщиком (получателем средств) и покупателем (плательщиком средств) с отсрочкой платежа, которые оформляются векселем.
Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму денег собственнику векселя (векселедержателю).
Для признания документа векселем он должен содержать обязательные реквизиты: вексельную метку, конкретную сумму, наименование плательщика, указание срока платежа, место платежа, наименование того, кому или по приказу кого должен быть совершен платеж, дата и место составления векселя, подпись того, кто выдает документ.
По форме и способу использования векселя делятся на простые и переводные.
Простой вексель (соло — вексель) — это обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю векселя. Это по сути долговая расписка. В составлении простого векселя участвуют два лица: должник и кредитор. Должник (векселедатель) выписывает вексель, в котором обязуется лично уплатить сумму долга в указанный срок, подписывает его и передает своему кредитору (векселедержателю).
Переводной вексель (тратта) — это приказ векселедателя плательщику выплатить определенную сумму средств третьему лицу — предъявителю векселя. Как правило, в составлении переводного векселя участвуют три субъекта: векселедатель, плательщик по векселю и векселедержатель.
Векселедатель (трассант) — это лицо, выписывает вексель приказу осуществить платеж. Плательщик по векселю (трассат) — лицо, которому адресовано приказ об оплате векселя. Векселедержатель (ремитент) — это собственник векселя, который получает по нему деньги.
Важной особенностью векселя является передача прав по нему другому лицу, осуществляется путем специальной надписи под названием индоссамент. Лицо, осуществляющее индоссамент, называется индоссант, а лицо в пользу которого осуществляется индоссамент — индоссата.
Существуют следующие виды индоссамента: бланковый и именной.
Бланковый индоссамент обозначает, что индоссант ставит на нем только свою подпись. Такой вексель может быть передан любой лицу, становится его собственником.
При именном индоссаменте индоссант перед своей подписью указывает конкретное лицо, к которому переходят права по векселю.
Векселя могут покупаться банком. Банк, купив вексель по именным индоссаментом, срочно его оплачивает предъявителю, а платеж получает только с наступлением указанного в векселе срока. За досрочный платеж банк удерживает из номинальной суммы векселя определенное вознаграждение, которая называется дисконт.
Вексельная форма расчетов предполагает участие в них банков. Банки могут выполнять два вида операций: инкассирование и домициляция.
Инкассирование векселя — это выполнение банком поручения владельца векселя по взиманию платежа с должника.
Домициляция векселя — это поручение векселедателя или трассата банка оплатить вексель в установленный срок за счет суммы, внесенной в банк, либо за счет остатка средств на его счете в банке.
Последней стадией оборота векселя является его оплата. Ремитент предъявляет вексель к оплате или в установленный день, или в два следующих дня. Вексель может быть предъявлен к оплате двумя способами: непосредственно трассату или в свой банк на инкассо. В первом случае трассат выписывает расчетный чек или платежное поручение на сумму векселя. Во втором случае ремитент выписывает платежное требование — поручение.
Важным моментом в обороте векселя является отказ в оплате. В этом случае ремитент имеет право оформить его специальным документом «Акт о протесте векселя», который оформляется у нотариуса и позволяет ему обратиться в суд.
3.3 Банковская тратта Банковская тратта — это чек выписанный банком на один из своих банковских счетов.
Порядок использования банковской тратты:
— импортер (покупатель) обращается в свой банк с приказом о выписке банковской траты в пользу экспортера и получает её;
— банковская тратта пересылается почтой или с помощью курьера экспортеру или поставщику, который передает её в свой банк;
— банк экспортера, получив предварительно извещение от банка импортера, снимает деньги с его корреспондентского счета и переводит их на счет экспортера.
Преимущества банковской тратты:
— клиент имеет надежный платежный документ, по которому он может получить деньги в другом городе;
— экспортер получает прямое подтверждение доступности для пего суммы платежа. Если эта тратта выписана для авансового платежа и экспортер ожидает его получение перед отправкой товаров за границу, то это прямое подтверждение может ускорить их отгрузку.
Недостатки банковской тратты:
— высокий риск потери при пересылке по почте;
— медленный метод расчета.
Использование банковской тратты:
— редко используется в практике за счет высокого риска потери при пересылке по почте;
— при инкассо.
расчетный аккредитив инкассо тратта
3.4 Платежное поручение Платежное поручение — это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежные поручения используются чаще всего в процессе перерасчетов по ранее заключенным или разовым сделкам и единовременным платежам.
Расчёты с помощью платёжных поручений являются самой распространённой формой безналичных расчетов, как в России, так и в целом мире.
Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).
Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр предназначен плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нем. Общие положения о расчетах платежными поручениями определены ст. 863 ГК РФ.
Платежными поручениями может производиться перечисление денежных средств:
— за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;
— в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
— в целях возврата (размещения) кредитов, займов, депозитов и уплаты процентов по ним;
— в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Общий срок осуществления не должен превышать:
— два операционных дня в пределах территории субъекта Федерации; пять операционных дней в пределах территории РФ.
Платежное поручение используется в процессе перерасчетов по ранее заключенным или разовым сделкам и единовременным платежам.
3.5 Платежное требование Платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Применяются при расчетах:
— за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
— в иных случаях, предусмотренных основным договором;
— в процессе перерасчетов по ранее заключенным или разовым сделкам и единовременным платежам.
Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях возможно проведение расчётов без акцепта. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:
— установленных законодательством;
— предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права па списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Срок акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, при этом срок для акцепта должен быть не менее грех рабочих дней. При оформлении платежного требования в поле «Срок для акцепта» кредитор указывает количество дней, установленных договором для акцепта, при отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются три рабочих дня.
Платежные поручении, требования используются в банковских переводах, которые, в свою очередь, осуществляются по почте или телеграфом.
3.6 Банковский перевод Банковский перевод — представляет собой простое поручение одного банка другому банку выплатить бенефициару определенную сумму по просьбе перевододателя.
Во внешнеторговых расчетах банковские переводы используются при авансовых платежах, оплате инкассо и задолженности по открытому счету, а также при урегулировании рекламаций и по другим операциям.
Алгоритм расчетов за поставленные товары с использованием банковского перевода выглядит следующим образом:
1) после подписания контракта экспортер отгружает товары импортеру и пересылает ему товарные документы;
2) получив документы, импортер представляет в свой банк поручение на перевод средств экспортеру;
3) банк импортера переводит сумму платежа в банк экспортера вместе с платежными инструкциями;
4) банк экспортера зачисляет полученную сумму на счет экспортера.
Достоинствами этой формы расчетов являются:
— невысокая стоимость операции перевода;
— относительная простота ее исполнения: в банк не нужно представлять никаких документов, кроме поручения перевододателя на перевод.
Банковские переводы характеризуются достаточно высокой скоростью проведения расчетов, поскольку значительная их часть осуществляется с использованием телеграфа, телекса или системы SWIFT, в которой передача сообщений происходит на безбумажной основе по каналам международной банковской компьютерной связи.
В настоящее время создаются и успешно развиваются и другие ав-томатизированные системы денежных переводов и банковских расчетов на базе межбанковских электронных систем, в которых определенный банк выступает в качестве клирингового центра для группы участников данной системы. Переводы совершаются в определенной валюте.
В то же время при банковских переводах одна из сторон всегда подвергается риску. Так, например, если внешнеторговым контрактом не предусмотрен авансовый платеж, то для экспортера при рассматриваемой форме расчетов существует риск неоплаты поставленного товара. Для его снижения экспортер может потребовать предоставления банковской гарантии.
Если же авансовый платеж предусмотрен, то риск возникает уже у импортера, поскольку экспортер может либо недопоставить товары, либо вообще не произвести поставку и одновременно не возвратить аванс.
3.7 Почтовый перевод Почтовый перевод (почтовое платежное поручение) представляет собой письменное платежное поручение, высылаемое одним банком другому (зарубежному), с указанием выплатить определенную сумму денег указанному в поручении бенефициару (получателю) или по рас-поряжению этого бенефициара.
Почтовый перевод посылается банком, выдавшим распоряжение, в зарубежный банк по авиапочте. В отличие от банковской тратты почтовый перевод высыпается самим банком другому банку, а не клиентом банка зарубежному поставщику.
Почтовый перевод посылается авиапочтой, это более быстрый метод платежа, чем банковская тратта. Однако всегда существует вероятность, что инструкции будут задержаны или утеряны. Кроме того, за последние годы письма-распоряжения практически утратили свое значение по причине недостаточной надежности, а также в связи с довольно высокими затратами на обработку. На них приходится не более 4% общего числа платежных поручений.
В условиях развития систем телекоммуникаций почтовый перевод постепенно уступает место более прогрессивным и современным методам платежей.
3.8 Телеграфный перевод Процедура проверки телеграфных переводов (телеграфных или телексных платежных поручений) та же, что и почтовых переводов, только инструкции высылаются по телеграфу или телексу, а не авиапочтой. Поэтому телеграфные переводы обходятся несколько дороже клиенту банка-плательщика, но они ускоряют платежи. Крупные платежи должны выполняться посредством телеграфного перевода или системы SWIFT, поскольку дополнительные издержки на телеграфный перевод уравновешиваются дополнительными процентными поступлениями от экономии на процентных издержках, которая может быть получена при использовании телеграфного перевода.
Еще одно преимущество телеграфного перевода перед почтовым состоит в том, что не существует опасности задержки или утери инструкций на почте. Однако очень важно проверить подлинность этих инструкций. В отличие от инструкции почтового перевода подлинность инструкции телеграфного перевода нельзя установить посредством проверки подписи; это делают при помощи «контрольного ключа» или «кодового слова» — специального цифрового кода, по которому банк-корреспондент проверяет идентичность отправителя данного сообщения, а также сумму платежа, наименование валюты, дачу отправления и т. д., указанные в этом сообщении.
После проверки, как и в случае с почтовым переводом, российский банк отправляет телекс, содержащий следующие основные позиции:
— кому направляется платеж;
— сумму и валюту платежа;
— дату валютирования;
— наименование продавца;
— основные реквизиты счета продавца;
— если делается покрытие, то из какого банка;
— наименование товара или инвойса. Дополнительно могут быть указаны и другие моменты.
Банк бенефициара по получении телеграфного платежного поручения от российского банка проверяет детали платежа и проводит следующие операции: дебетует счет российского банка; кредитует счет бенефициара.
Поставщик (бенефициар) по получении кредитового авизо (кредитовки или выписки состояния счета), уверенный, что покупатель выполнил свои обязательства, приступает к исполнению контракта.
На сегодняшний день в крупных западных банках по каналам телексной связи осуществляется до 10% общего числа платежных поручений.
Телексные (телеграфные) платежные поручения должны быть четко струк-турированы. Их обработка в банках-корреспондентах связана со значительными затратами, поскольку их необходимо преобразовывать для последующей обработки на ЭВМ.
Денежные переводы по системе SWIFT (СВИФТ).
СВИФТ — международная межбанковская организация по финан-совым расчетам посредством телекоммуникационных сетей. Создана в 1973 г., зарегистрирована в Брюсселе. Охватывает более 3500 банков в 90 странах мира. По существу СВИФТ представляет собой коопера-тивное общество банков-участников, которое организовало компьюте-ризированную международную сеть связи с целью повышения эффек-тивности управления банками и ускорения перевода международных банковских платежей.
Переводы по системе СВИФТ получают все большее распростране-ние. Скорость прохождения переводов по этой системе намного выше, чем обычных телеграфных, так как они имеют особый формат, что ускоряет их обработку или не требует ее вовсе. Использование специа-льного оборудования позволяет осуществлять платежи в автоматиче-ском режиме между банками-участниками системы в течение несколь-ких минут.
Переводы делятся на: простые и приоритетные. Приоритетные со-общения называются международными экспресс-переводами.
К преимуществам системы СВИФТ относятся:
— быстрота операций;
— защита операций от злоупотреблений и ошибок при помощи спе-циальных шифров и общего для всех участников стандарта;
— удешевление стоимости банковских операций в результате исполь-зования унифицированных по содержанию и формату сообщений;
— минимальный риск при передаче сообщений.
Единственный недостаток системы СВИФТ заключается в том, что переводы могут производиться только между банками — членами систе-мы СВИФТ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос расчетов является одним из ключевых вопросов во внешней торговле. Законодательство и банковская система должны предоставлять предприятиям достаточное количество инструментов, которые обеспечивали как осуществление расчетов, так и покрытие рисков которые возникают в связи с этим. При этом инструменты должны обеспечить гибкость и возможность быстрого реагирования предприятий на постоянно меняющиеся внешние условия. От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров согласовывают детали условий платежа и затем закрепляют их в контракте.
Формы международных расчетов, разработанные международной практикой, являются своего рода защитными методами от валютных рисков и отличаются друг от друга механизмом, степенью гарантированности и формой участия в расчетах банков. Поэтому необходимо выбрать такую форму расчета, которая независимо от экономической и политической стабильности страны-контрагента давала бы возможность защищать интересы, как экспортера, так и импортера. При определении валютно-финансовых и платежных условий контрактов проявляется противоположность интересов экспортера, который стремиться получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, и импортера, заинтересованного в выплате наименьшей суммы валюты, ускорении получения товара и отсрочке платежа до получения выручки от его реализации. Выбор валютно-финансовых и платежных условий сделок зависит от характера экономических и политических отношений между странами, соотношения сил контрагентов, их компетенции, традиций и обычаев торговли данным товаром.
В данной курсовой работе была раскрыта сущность расчетов, рассмотрены применяемые в настоящее время основные формы международных расчетов (инкассо, аккредитив, авансовый платеж, а также расчеты с использованием векселей, чеков, платежных поручений и т. д.), механизм их осуществления и факторы, влияющие на выбор той или иной формы расчетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
«Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. Банком России 03.10.2002 № 2-П) (ред. от 19.06.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2002 № 4068).
«Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (УОП) в редакции 2007 г. (документ Международной торговой палаты № 600).
«Унифицированные правила по инкассо» (публикация Международной торговой палаты № 522, ред. 1995 г.), правила вступили в силу с 1.01.1996.
«Унифицированные правила для платежных гарантий» публикация Международной торговой палаты № 458.
Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (редакция на 18.07.2005).
Научная и учебная литература Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы и перспективы. Под ред. Преснякова В. Ю. — М.: РИ РТА, 2007.
Гофман Н.Ф., Маховикова Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности. — СПБ: Питер, 2009.
Максименко Л. П. Внешнеэкономическая деятельность. — СПБ.: Синтез-Полиграф, 2010.
Лихачева Т. П. Основы внешнеэкономической деятельности. — Красноярск: СФУ, 2010.
Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. — М.: ИТК «Дашков и К», 2009.