Экономические и социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)
Это условие ставит под угрозу срыва выполнение важнейших инновационных проектов в самых разных сферах. Для примера, опять обратимся к ядерной энергетике, будущее которой, по общему признанию, за реакторами на быстрых нейтронах в замкнутом ядерном топливном цикле. На реализацию соответствующей программы потребуются финансы в объеме, эквивалентном десяткам миллиардов долларов США. С момента старта… Читать ещё >
Экономические и социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Семестровая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Экономические и социальные последствия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)»
Волгоград
Оглавление Введение Раздел Й? Россия и ВТО
1.1 Влияние вступления России в ВТО на состояние экономики страны
1.2 Выигрыши от вступления в ВТО
1.3 Потери и угрозы для национальной экономики
1.4 Процессы, активизирующиеся в российской экономике после вступления в ВТО Раздел ЙЙ? Экономические аргументы сторонников и противников вступления России в ВТО
2.1 Условия для России при вступлении в ВТО Раздел ЙЙЙ? Готовность страны к вступлению в ВТО Заключение Литература
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) (World Trade Organization — WTO) — международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.
ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.
Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Задачи ВТО. Главная задача ВТО — содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам:
1. Отсутствие дискриминации в торговле.
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.
3. Стабильность и предсказуемость условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4. Стимулирование соревновательности в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы — такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.
Основные функции ВТО:
Ш контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
Ш создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
Ш урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
Ш контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
Ш оказание помощи развивающимся странам;
Ш сотрудничество с другими международными организациями.
Раздел Й? Россия и ВТО
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО.
7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия? ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулировке российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.
Согласно последним данным:
Россия рассчитывает начать процедуру вступления в ВТО летом 2011 года. Об этом заявил 15 апреля 2011 года в ходе встреч на весенней сессии Всемирного банка и Международного валютного фонда вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. По его словам, на решение технических моментов России и ее партнерам необходимо всего лишь «несколько месяцев». «Мы бы хотели, чтобы эта работа завершилась летом и уже началась процедура вступления»,? отметил он. Сославшись на оценки Всемирного банка, Кудрин также сообщил, что «суммарный эффект от участия России в ВТО в долгосрочной перспективе составит более 14% [роста экономики в год]».
Кудрин подтвердил приверженность России планам по либерализации экономики, в том числе в связи со вступлением в торговую организацию. «Международный банк считает, что Россия не много выиграет от расширения участия на международном рынке? наше участие в среднесрочной перспективе будет составлять менее 1%, но зато более 11% составит рост инвестиций»,? отметил российский вице-премьер.
Обращаясь к техническим моментам процедуры вступления, он еще раз подчеркнул, что Россия полностью готова начать реализацию тех договоренностей, которые были достигнуты с США и Европой, как только будут соблюдены все формальности. «Нам не нужна сейчас для этого никакая дополнительная работа»,? подтвердил Кудрин.
От рассуждений к критике:
Согласно основным принципам ВТО, каждый участник может рассчитывать на устранение дискриминации торговых партнёров, обеспечение либерализации торговли, последовательность и предсказуемость действий, поддержку развивающихся стран. При этом в ВТО в качестве генеральной цели декларируется обеспечение условий для конкуренции в международной торговле.
Однако российским предпринимателям и просто гражданам страны необходимо понимать, что глобализация, ужесточение конкуренции и взаимозависимость между субъектами мировой экономики (странами, народами и ТНК), а также нарушение состояния экономической безопасности стран второго эшелона изменили условия хозяйствования. В частности, механизм конкуренции из средства оздоровления слабых хозяйств переродился в инструмент их уничтожения.
1.1 Влияние вступления России в ВТО на состояние экономики страны
Сделав вступление России в ВТО одним из неформальных приоритетов, высшее руководство страны всё же признаёт негативные последствия данного намерения для российских предпринимателей и экономики в целом. Вступление России в ВТО серьёзным образом повлияет на состояние экономики страны, негативно отразится на обеспечение экономической безопасности предприятий и государства, на возможность развития отдельных отраслей и осуществление предпринимательской деятельности. Для вступления в ВТО Россия снизила уровень таможенного режима. Сейчас в России прямой средний таможенный тариф находится на уровне 8,3%, в то время как в Китае — 8,7%, Бразилии — 12,1%, Индии — 14%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам — до 7,6%, в дальнейшем — до уровня 5%.
1.2 Выигрыши от вступления в ВТО
§ получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счёт включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО;
§ участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;
§ получение лучших условий доступа российской продукции на иностранные рынки;
§ активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению своей конкурентоспособности;
§ улучшение имиджа России как полноценного участника международной торговли, улучшение инвестиционного климата России.
1.3 Потери и угрозы для национальной экономики
§ усиление импортной экспансии и вызванное этим разорение неконкурентоспособных отраслей и предприятий;
§ уменьшение поступлений в бюджет и необходимость повышения налогов в результате отмены экспортных пошлин;
§ усиление давления на Россию с целью повышения тарифов на энергию до мирового уровня, что приведёт к утрате ценовых конкурентных преимуществ во всех отраслях национальной экономики;
§ переориентация зарубежных производителей от ввоза готовой продукции к перемещению в Россию новых производств и завоеванию её внутреннего рынка в связи с либерализацией импорта;
§ масштабные социальные издержки (закрытие предприятий, уменьшение числа рабочих мест, миграция и т. п.) в связи с либерализацией доступа на российский рынок и вытеснения с него отечественных производителей.
Анализ приведённых выигрышей и угроз позволяет определить наличие или отсутствие объективных предпосылок интеграции страны в мировую экономическую систему, а также выявить проблемы, связанные с интеграцией. Эти проблемы достаточно серьёзны. Назовём некоторые из них:
1) Необходимо ответить на главный вопрос — нужно ли России вступать в ВТО? Интеграция России в мировую экономику неизбежна, но нельзя потерять производства, способные в будущем обеспечить конкурентные преимущества страны.
2) Россия должна определить национальные конкурентные преимущества, не утратятся ли они со вступлением в ВТО?
3) Российские компании должны составить глобальные стратегии, в которых ответить на вопросы: как не потерять внутренний рынок в конкуренции с импортом? Как укрепить позиции на внешнем рынке?
4) Общество призвано оценить проблемы, связанные с интеграцией в международное разделение труда. Допустимо ли для страны потерять целые отрасли хозяйства? Какой будет уровень безработицы? Чем это грозит обществу?
5) Государство должно разработать экономическую стратегию. Как поддерживать перспективные отечественные компании? Как отстаивать их интересы на рынках? На каких условиях и когда вступать в ВТО?
Все указанные проблемы усугубляются ещё и внутренними проблемами, присущими непосредственно предприятиям России. По результатам анкетирования предприятий проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении в ВТО, выглядят следующим образом (в процентах к общему числу опрошенных руководителей предприятий):
Устаревшее оборудование и технология | ||
Отсутствие средств на модернизацию | ||
Ценовая неконкурентоспособность | ||
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству | ||
Отсутствие средств на научные исследования | ||
Сужение внутреннего рынка | ||
Высокие цены на услуги естественных монополий | ||
Несовершенство институциональной среды | ||
«Наводнение» рынков импортными товарами | ||
Вместе с тем следует иметь в виду, что чрезмерная зависимость от импорта может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны. Поэтому политика интеграции в мировую экономическую систему тесно связана с проблемой обеспечения экономической, а, следовательно, и национальной безопасности страны. Именно этот фактор является определяющим при согласовании условий вступления страны в ВТО и разработки стратегических целей интеграции и выборе средств их достижения. Такими целями и средствами могут быть:
ь сохранение России в числе мировых центров силы, доведение уровня жизни населения страны до мировых стандартов;
ь осуществление «догоняющей модернизации» хозяйства, поддержание высоких темпов экономического роста (8−10% в год на ближайшие 10−15 лет);
ь установка на развитие и освоение внутреннего рынка, исключающая, однако, автаркию (поддержание технологических и потребительских стандартов);
ь поддержание, консолидация и наращивание конкурентоспособности отечественной промышленности;
ь промышленная политика — государственные закупки, субсидии, кредиты, гарантии, таможенное регулирование, отраслевой мониторинг и выбор приоритетов — ядро экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей;
ь условия вступления в ВТО выступают как средство регулировании конкуренции в разных отраслях российской экономики (открытия ниш, где Россия отстала, закрытие ниш, где отечественные производители не готовы к иностранной конкуренции, но которые нельзя терять по соображению национальной безопасности).
1.4 Процессы, активизирующиеся в российской экономике после вступления в ВТО
В общем виде процессы, активизирующиеся в российской экономике после вступления в ВТО, можно сформулировать следующим образом:
1. Поглощение иностранными компаниями: в условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.
2. Усиление конкуренции на внутренних рынках: иностранные предприятия обладают большими ресурсами и конкурентоспособностью, чем отечественный бизнес, и полны решимости полностью «освоить» российский рынок.
3. Закрытие предприятий и рост безработицы: дешёвый импорт приведёт к закрытию ряда слабых производств, не выдержавших конкуренции.
4. Рост цен: выравнивание внутренних цен на энергоносители и транспортных тарифов с мировыми повысит себестоимость производства, приведёт к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке.
5. Отток капиталов из России: подразумевается отток прибыли от деятельности российских филиалов иностранных компаний за границу на счета их центральных исполнительных аппаратов для выплаты дивидендов.
Низкая производительность приведёт к падению конкурентоспособности продукции следующих отраслей (см. табл. № 1).
В таблице кроме отраслей национального хозяйства и последствий вступления в ВТО, обозначены индикаторы, используемые для анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности. Они отражают наиболее важные сферы экономической безопасности в реальном и финансовом секторах экономики, социальной сфере. Сопоставление последствий для отраслей национального хозяйства и российского бизнеса и изменения данных индикаторов ещё предстоит оценить, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что динамика будет отрицательной.
Таблица № 1
№ | Отрасль экономики | Последствия вступления в ВТО | Индикаторы экономической безопасности | |
Аграрная | Требования ВТО по повышению тарифов на электроэнергию, ж/д транспорт и газ до мировых снизит конкурентоспособность сельхозпродукции | — объёмы валового внутреннего продукта; — валовой сбор зерна; — доля в ВВП инвестиций в основной капитал; — доля в ВВП расходов на оборону; — доля затрат на гражданскую науку в ВВП; — доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции; — доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве; — доля во всём населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума; — отношение доходов 10% наиболее обеспеченных лиц к доходам 10% наименее обеспеченного населения; — уровень безработицы; — уровень монетизации; — внешний и внутренний долг; — доля расходов на обслуживание гос. долга, % общего объёма расходов Федерального бюджета; — дефицит Федерального бюджета; — уровень инфляции; — объём золотовалютных резервов; — отношение выплат по внешнему долгу к объёму годового экспорта; — доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов. | ||
Металлургическая | Повышение тарифов естественных монополий снизит конкурентоспособность | |||
Обрабатывающая | Станут неконкурентоспособными отраслями в силу высокой себестоимости и качества, не соответствующего мировым стандартам | |||
Текстильная | ||||
Лёгкая | ||||
Машиностроительная | Перспективы многовариантны, в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране. Военная индустрия способна к конкуренции | |||
Автостроительная | ||||
Авиастроительная | В случае, если государство не будет оказывать эффективной помощи, данная отрасль не сможет конкурировать с иностранными разработками | |||
Электронная | Износ оборудования, «утечка мозгов» обусловят дальнейшее отставание | |||
Химическая | Усиление конкуренции в сфере малотоннажных химикатов, в первую очередь, с КНР | |||
Транспорт | Сохранение конкурентной ситуации | |||
Фармацевтическая | Усиление конкуренции и увеличение импорта вплоть до 100% (на данный момент 80%) | |||
Розничная торговля | Стремительное распространение иностранных сетей | |||
Пищевая | Приток низкокачественного товара, поглощение отечественного бизнеса. Усиление зависимости от импорта продовольствия | |||
Общественное питание | ||||
Финансовые услуги | Смогут выжить лишь при господдержке | |||
Страховой рынок | ||||
Услуги | Обострение конкуренции и постепенный уход отечественных предпринимателей из этой отрасли | |||
Результатом потери ряда отраслей и негативного влияния на отечественное производство будет снижение способности РФ к обеспечению своих национальных интересов и способности российских предпринимателей к осуществлению хозяйственной деятельности в интересах России, что будет выражаться в следующем:
v угроза продовольственной безопасности;
v угроза малому и среднему бизнесу;
v ухудшение наполняемости бюджета;
v сворачивание отечественных высокотехнологичных производств;
v усиление диспропорций в отечественной экономике в сторону сырьевого сектора;
v обострение проблемы внешнего и внутреннего долга и т. д.
Раскрытие неконкурентоспособных отраслей российской экономики для международной конкуренции приведёт к уничтожению отдельных отраслей и цепной реакции во всей системе национального хозяйства, результатом которой будет абсолютная и бесповоротная сырьевая направленность национальной экономики.
Таким образом, российскому бизнесу и руководству необходимо приложить максимальные усилия для доведения российских предприятий до конкурентоспособного уровня, прежде чем вступать во всевозможные международные организации.
Раздел ЙЙ? Экономические аргументы сторонников и противников вступления России в ВТО
Экономические аргументы, выставляемые как сторонниками, так и противниками вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не являются единственными. По-видимому, здесь на равных присутствуют также социальные, правовые и политические аргументы.
Если посмотреть на социальную иерархию российского населения, возникшую в результате 10-летних реформ, то мы увидим, что на вершине социальной пирамиды России находится около 5% богатого населения страны, которые позволяют себе покупать практически все и по любым ценам. Они построили свое благосостояние на реформах 1990;х годов, вполне удовлетворены их итогами и сопротивляются всяким попыткам ревизовать их результаты.
На долю среднего класса России приходится не более 10−15% населения, 12−17% населения составляют платежеспособную его часть. 30% населения живет за чертой бедности и находится на пределе физического выживания. Оставшиеся 40−50% населения только сводят концы с концами.
Известно, что экономика развитого типа не может возникнуть и выжить в обществе, где платежеспособную основу рынка составляют только 12−17% населения. По мнению большинства сторонников вхождения в ВТО, членство в ВТО свяжет Россию с мировым хозяйством и позволит сформировать средний класс такой численности, который будет способен стать опорой не только сырьевой экономики. Такой средний класс потребует своего реального слова в общественной жизни.
Кроме того, после принятия России в ВТО необходимо будет привести внутреннее законодательство страны в соответствие с теми законами, которые давно уже существуют в большей части мира, тем самым Россия получила бы внутреннее законодательство современного типа. Суды и арбитраж были бы вынуждены следовать этим международным законам. Все это было бы направлено на постепенное создание в России гражданского общества.
Сторонники вступления России в ВТО считают, что наши предприятия не могут покорять рынки других стран не потому, что не производят конкурентоспособных товаров, а потому что им не дают этого делать, поскольку Россия не является членом ВТО. Китай уже вступил в ВТО.
Вступление России в ВТО станет шагом, который будет не только способствовать повышению международного авторитета России и обеспечению более полного и представительного участия на мировых рынках, но и выявить нерешенные проблемы отдельных отраслей экономики и каждого конкретного российского предприятия.
По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%,.
Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института АН СССР/РФ Александр Анисимов свидетельствует: если взять импорт машиностроительной продукции в РФ по состоянию на относительно успешный («докризисный») 2008 г., то это — 140 млрд. долларов. А экспорт подобной продукции из страны в тот же год — 23 миллиарда. Сейчас положение еще хуже. После гибели СССР уничтожению подверглись, прежде всего, конечные звенья промышленности, и машиностроение (со станкостроением внутри) — прежде всего. Потеряли мы самые высокотехнологичные мощности.
По словам А. Анисимова, «верхи» РФ представляют сегодняшний мировой рынок как молочную реку с кисельными берегами. Мол, выходи на него — и черпай, сколько влезет. Вступай в ВТО — и будет тебе счастье. Но на самом деле, здесь царит ожесточенная конкурентная борьба. На глобальном рынке запросто могут раздавить, если вы не готовы к яростной борьбе. Но никакой подготовки к этому в РФ за последние 20 лет не было! Более того, была «подготовка наоборот». Ослабление наших потенциальных позиций под видом «рыночных реформ». И теперь РФ втаскивают в ВТО…
А каковы наши потенциальные конкуренты после вступления в ВТО? Китай уже достиг западных высот. По производству станков КНР превосходит РФ почти в сотню раз. В предприятиях машиностроительного комплекса с иностранным участием (но на деле — китаизированных) в КНР работает 30 миллионов человек. Их продукция идет в основном на экспорт. Само собой, РФ тягаться с таким соперником уже не в состоянии. Китай уже превзошел США по занятости в сфере производства электроники. Учтем, что машиностроение у китайцев делится на высокоразвитое городское и сельское — уровнем пониже. Так вот, машиностроение РФ не в силах соревноваться даже с деревенским аналогом в КНР.
И вот в таких условиях Российская Федерация вступит в ВТО. Что произойдет? Китай сметет остатки машиностроения в РФ. Китайское машиностроение по объемам равно американскому и европейскому (другим конкурентам РФ в системе ВТО), вместе взятым. Но мы не можем конкурировать и с ними. Равно как и с японским машиностроением, каковое специализируется в некоторых областях и дает неплохие результаты.
Какие же машиностроительные комплексы сопоставимы с российским на данный момент? Иранский, например. Доля машиностроительной продукции в иранской промышленности уже сейчас вдвое больше, чем в РФ. Иранцы уже обставили русских по объемам производства в автопроме. Он дышит нам в затылок области ВПК.
«В условиях открытой экономики (а это и есть ВТО) у российского машиностроения нет ни одного шанса. И быть не может!» — считает А.Анисимов.
При вступлении России в ВТО необходимо обеспечить продовольственную безопасность. Известно, что западные страны стремятся завоевать наш внутренний рынок. Для этого они приходят к нам с низкими демпинговыми ценами на товары, вытесняют местного производителя, останавливают наше производство, и как только достигают монопольного положения — цены на товары повышают.
Зарубежные государства требуют, чтобы, входя в ВТО, Россия взяла на себя обязательство уменьшить государственную поддержку аграрного сектора, снизила таможенные тарифы для импортных товаров, а Китай даже требует свободного доступа на российский рынок труда китайских граждан. Такие требования, на наш взгляд, нельзя назвать справедливыми. Так, в странах Евросоюза на поддержку сельхозпроизводителей выделяется ежегодно 42 млрд. долларов, это в 50 раз больше, чем у нас в России. Россия со своей стороны требует установить господдержку своего сельского хозяйства на уровне 16 млрд долл. в год, которых, кстати, в казне пока нет. Сейчас Россия на господдержку своего сельского хозяйства тратит менее 1 млрд долл., и даже эту сумму ВТО хочет уменьшить, чтобы наводнить нас товарами, которые в других странах не могут найти спроса. Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский агропром будет терять 4 млрд долл. ежегодно.
Очевидно, что любая страна борется за свои национальные экономические интересы. Когда мы ведем деловые переговоры с другими странами, то видим, что они стремятся найти нишу для своего бизнеса, чтобы активно продвигать товары на наш рынок. Так, Бразилия вытеснила отечественного производителя сахара с внутреннего рынка. Если при СССР необходимый объем сахара производили в основном из украинской сахарной свеклы и максимум 10% завозили из Кубы и Бразилии, то теперь 70% сахара ввозим из-за рубежа. Следует отметить, что в период эпидемии коровьего бешенства и ящура на Западе, импорт мяса из зараженных стран прекратился, что подтолкнуло развитие российского животноводства. У мясокомбинатов появился интерес к восстановлению отечественных комплексов. Даже «Макдоналдс» начал покупать мясо у российских производителей.
Россия в свое время раскрыла границы Западу для ввоза продуктов и других товаров. Какая может быть конкурентоспособность, когда Запад своим производителям помогает в 50−100 раз больше, чем мы своим крестьянам и производителям продуктов. Если в России на селе проживает и занимается сельским хозяйством 27% населения, то в США — 3%, во Франции — 4%. Несмотря на их малочисленность, они представляют мощную политическую силу, получают большую господдержку и выпускают конкурентоспособную продукцию. Качество, которой, кстати, часто ниже российского. Так, чтобы товар выглядел хорошо и быстро не портился, они добавляют разные консерванты, которые, как правило, вредны для здоровья людей. Кроме того, в сельском хозяйстве ряда стран для увеличения производительности применяют немало различных добавок, которые стимулируют, например, увеличение массы бройлеров, что также небезопасно.
Таким образом, для присоединения России к ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную деиндустриализацию страны.
Оценка деятельности ВТО. Защитники ВТО стараются всеми силами сгладить неприятные выводы о деятельности ВТО. Существуют различные точки зрения на многостороннюю торговую систему и на ВТО как форум, на котором страны могут разрешать свои разногласия по торговым вопросам. Критика ВТО, якобы, зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация. Наиболее часто встречающиеся «критические замечания» рассмотрены ниже (взято с сайта http://www.wto.ru).
«ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов». Это неверно. ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику — организацией руководят ее участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами.
Всё вроде бы правильно, но, ради вступления в ВТО, государство идет на коренную ломку национального законодательства в целях унификации с нормами ВТО. В результате все в ВТО либо должны «стричься налысо», либо «ходить с длинными волосами». Белой вороной в ВТО быть нельзя, заклюют, запретят торговать наиболее ценными товарами и т. д. Или переправят вопрос в ООН и примут под предлогом борьбы с терроризмом или диктатурой, где по сговору примут резолюцию типа «Нефть в обмен на продовольствие» и т. п. Например, в соглашении между Россией и ЕС, введены два условия для России — познать и признать ценность западной демократии и обеспечить странам ЕС и массе всяких союзов неограниченный доступ к ресурсам России. Поставив свою подпись под соглашением с ЕС, Россия теперь никак не может отбиться от паразитов Запада, так как в ЕС приняли это соглашение за согласие допустить их к сырьевым кладовым, а Россия, в силу особенностей русского языка, понимает под соответствующей фразой в соглашении возможность для размышления и согласования интересов. Русский язык велик и могуч, но на Западе этого часто не понимают, и миролюбие русских воспринимает за агрессию.
«Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников». Это не так. В реальности ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский Союз.
Формально членство не предполагает отказа от суверенитета, но подчинение правилам торговли других государств — это и есть отказ от части суверенитета, так как экономика — это основа политики. Изменяя экономику через изменение правил внешней и внутренней торговли, любой член ВТО «превращается» в серую личность, вынужден «одеваться по моде», царящей в ВТО.
«Участие в ВТО — это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой». Это неверно. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО — снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществления торговли, о том, насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом.
По настоящему договариваться одной стране сразу с 150 государствами практически невозможно, это не торговля, это хуже, чем торговля на московском рынке. «Хождение по мукам» в многолетних переговорах России с членами ВТО показало, что условия, которые члены ВТО выставляют друг другу далеко выходят за рамки экономики и торговли. То Польше не понравилось поведение России в отношении её, раннее купленного у других, мяса. То Грузия пытается связать свои внутренние территориальные проблемы с членством России в ВТО.
«Коммерческие интересы преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека». Это не так. Ключевые положения в соглашениях ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.
«Защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан» звучит очень даже интересно. Оказывается у правительств — членов ВТО есть права, но нет обязанностей на обеспечение безопасности «своих граждан». Мы считаем, что являемся гражданами государств, а ВТО признает гражданство по отношению к правительствам. Ничего себе оборот! Для ВТО нет государств, а есть только правительства. Всё правильно. Есть пастухи, и есть овцы. Характерно в этом отношении поведение иностранных компаний в отношении нефтяного месторождения «Сахалин-2». Для себя нефть, а России — пустыня.
«ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными». Это обвинение неточно; оно излишне упрощает факты. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест.
ВТО, устанавливая правила торговли, налагая на государства (правительства) политические обязательства по отношению к ВТО, не требует от государств решения проблем занятости, а перекладывает это на плечи самих трудящихся и государств. ВТО в этом отношении руководствуется принципом «после нас хоть потоп». Как зависят цены на продукты питания от состояния рынка продовольствия в странах ВТО, мы уже поняли этой осенью. И прекрасно уже понимаем, что не всегда и не всякая торговля способствует экономическому росту и сокращению бедности. Несмотря на рост продаж и цен на нефть, относительная и абсолютная бедность 60% населения России год от года растет. И это еще до вступления в ВТО, а что будет после?
«Маленькие страны в ВТО бессильны». Это неверно. В торговой системе ВТО все придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров, развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами.
Что-то не видно, чтобы маленькие страны успешно оспаривали в рамках ВТО действия со стороны индустриальных стран, иначе, откуда у «маленьких стран», да и таких как Россия, такие большие внешние долги. Значит ВТО ставит маленькие страны в такие положения, что они вынуждены жить в долг, так как ценовая политика в рамках ВТО не покрывает расходов при товарном производстве. В маленьких странах, например, вначале уничтожается их сельское хозяйство, а затем развитые страны, опираясь на свое законодательство об интеллектуальной собственности, навязывают производство тех культур, которые выгодны развитым странам, заставляют высаживать только те культуры, право собственности, на которые есть только у развитых стран и т. д. И переговоры такие, как правило, заканчиваются в пользу развитых стран, так как в ином случае непокорных ждет голод.
«ВТО — это инструмент мощного лоббирования». Это неверно. Такая точка зрения связана с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.
Бизнес, ТНК не участвуют в переговорах «пастухов», но прежде чем ехать на такие переговоры, правительственные представители (пастухи), в том числе и в ранге министров, в обязательном порядке встречаются с представителями бизнеса. Простой народ на такие встречи не приглашают и о результатах переговоров людей не информируют, прикрываясь коммерческой тайной.
«У более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО». Это не так. Быть или не быть в ВТО — добровольный выбор любой страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность.
Каждая страна преследует свои цели в зависимости от своих возможностей и пожеланий. Одни надеются попасть в число «лидеров», например, определять ход ядерных программ в странах ВТО. Другие надеются стать «лакеями», отказываясь от собственных промышленности и сельского хозяйства в пользу «экзотического туризма» или «всемирной демократии». Что-то неслышно было, чтобы в рамках ВТО такая страна как США начинала бы строить АЭС в какой-либо африканской стране. Чаще всего мы слышим по радио и видим по ТВ, как США — член ВТО с «золотым» стажем, утверждает «закон и порядок» в странах, где уровень энергопроизводства и потребления товаров в тысячи раз меньше уровня граждан США: Сомали, Афганистан, Ирак и т. д. Слон всегда справится с моськой, но зачем это слону? А если мосек окажется слишком много? Что тогда будет делать слон?
«ВТО — недемократичная организация». Это неверно. Решения в ВТО обычно принимаются путем консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц. Несмотря на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет. Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.
По отношению к России эта «демократическая» организация ставит политические препоны уже не первый десяток лет. Но даже тем, кому повезло вступить в ВТО, не могут утверждать, что ВТО — демократическая организация. Решения в рамках ВТО начинают готовиться задолго до их принятия. И у заинтересованного бизнеса всегда есть время для оказания теневого давления на партнеров по переговорам. Переговоры ведут правительства, соглашения ратифицируются парламентами, но выигрывает бизнес, который после получения новых возможностей игнорирует государственные законы и границы. И тогда мы вправе спросить, а зачем бизнесу соглашение между государствами, если бизнесмены вполне могут договориться сами? И всегда надо смотреть на то, кому было выгодно то или иное решение по линии ВТО. И в этом направлении решать, есть ли «демократия» в ВТО или нет. Несмотря на «демократизм» ВТО, при начале голода, например, в африканской стране, я не слышал, чтобы ВТО приходила на помощь одному из своих членов. Всегда находились объяснения, что там режим не тот, или война мешает и т. д. Такая «обуза», как правило, перекладывается на ООН, либо голодающие вынуждены спасать себя сами.
Пример Украины. Украина — это житница. Плодороднейшая почва, трудолюбивые крестьяне. Но вот в 2007 году, страна вступает в ВТО…
«В I квартале 2009 года в Украину было импортировано 6,9 тыс. тонн масла и жиров, что больше показателя соответствующего периода в 103 раза. В результате доля импорта в общем объеме предложения масла на внутреннем рынке увеличилась от 0,5% в 2008 году до 40% в текущем. Об этом сообщают в Украинской аграрной конфедерации (УАК). «Если такая тенденция будет сохраняться, то Украину забросают импортным маслом и отечественным производителям, в лучшем случае, останется лишь паковать импортную продукцию», — считает руководитель проектов УАК Александр Ярославский.
… «Украина, в связи с членством в ВТО, отказалась от внедрения экспортных дотаций, и повысить импортную пошлину для нее будет проблематично, — убежден А.Ярославский. — Уровень государственной поддержки, учитывая ограниченность средств государственного бюджета, значительно ограничен. Таким образом, отечественные производители сырого молока и молокоперерабатывающие предприятия остались один на один с проблемами мирового масштаба».
Украине пели все те же сладкие песни, что сегодня поют и России.
«Украинская «оранжевая революция» 2004 года была историческим шагом, продемонстрировавшим миру демократический дух народа Украины. С тех пор Украина гордится сама собой, все сильнее проникаясь культурой свободы. Выгоды Украины от членства в ВТО будут огромными, как психологические, так и экономические. Членство в Организации сразу же придаст ей международную респектабельность, документально зафиксирует достигнутый ею значительный прогресс и ее положение в мире. Оно открыто продемонстрирует готовность Украины придерживаться международно-согласованных правил, регулирующих торговлю и инвестиции, что будет способствовать притоку капиталов в страну.
Интеграция в глобальную торговую систему будет гарантировать Украине так необходимый ей доступ на мировые рынки, на которых ее товары и услуги будут встречены так же благосклонно, как и товары и услуги большинства могущественных членов ВТО. Доступ на рынки будет стимулировать экономический рост и способствовать повышению уровня жизни".
Какие красивые слова писала американская газета накануне вступления Украины в ВТО! Жаль только, что к реальной жизни они не имеют никакого отношения. Иначе как объяснить, что президент Ющенко и вся «оранжевая братия», затащившая страну в ВТО, проиграла выборы и стала динозаврами политического ландшафта Украины? Где тот мощный экономический рост? Где благосклонность к украинским товарам на рынке Запада? И, собственно говоря, к каким товарам?
Тоже будет и в России, если мы вступим в ВТО. Красивые обещания. Красивые слова, не имеющие к реальности никакого отношения. А потом крах.
Что Украина продает благодаря вступлению в ВТО? Что покупают у нее западные страны?
21.01.2011 «Украинский бизнес не почувствовал преимуществ от членства Украины во Всемирной организации торговли. Об этом заявила в ходе круглого стола „Торговая политика Украины от вступления в ВТО до создания зоны свободной торговли с ЕС — взаимодействие, итоги, проблемы и перспективы“ народный депутат, член фракции НУ-НС Ксения Ляпина». Украинский бизнес не почувствовал преимуществ от членства Украины во Всемирной организации торговли. Об этом заявила в ходе круглого стола «Торговая политика Украины от вступления в ВТО до создания зоны свободной торговли с ЕС — взаимодействие, итоги, проблемы и перспективы» народный депутат, член фракции НУ-НС Ксения Ляпина".
«…Объем украинского экспорта только в одну Россию пока превышает объем украинского экспорта во все 27 стран Евросоюза, а в структуре экспорта в РФ, Белоруссия и Казахстан преобладают товары машиностроения, т. е. высокой степени обработки».
Основной потребитель продукции украинской промышленности не страны ЕЭС, и не страны ВТО, а страны Таможенного Союза. Так с кем нужно интегрироваться теснее? С Россией, которая покупает украинские товары и украинское продовольствие? Или с другими странами, кто наоборот, везет свои товары и выкашивает украинского производителя?
«Украина переходит на африканскую картошку. Украинские компании значительно увеличат импортные поставки картофеля для покрытия внутреннего дефицита. Как сообщает"Дело», основные страны поставщики — Египет и Саудовская Аравия. Судна с продукцией из этих стран уже находятся в украинском порту".
«За пять лет импорт овощей на Украину вырос в 4 раза. За последние 5 лет импорт овощей и фруктов на Украину резко вырос. По сравнению с 2005 годом этот показатель увеличился в 4,2 раза, превысив $ 860 млн. Об этом пишет „Новый регион“. При этом в физическом выражении импорт продукции плодоовощеводства вырос на 77%. Как пишет издание со ссылкой на ассоциацию „Украинский клуб аграрного бизнеса“ (УКАБ), особого внимания заслуживает рост импорта тех продуктов, которые традиционно производятся на Украине. По данным эксперта УКАБ Романа Сластена, за последние 5 лет импорт картофеля, капусты, лука, моркови, помидоров и огурцов вырос в 18,5 раз, достигнув в 2010 году 190 тыс. тонн, а зарубежных яблок, груш, вишен, черешен и абрикосов — более 210 тыс. тонн, что почти в пять раз превышает значение 2005 года».
Житница Европы, постепенно наращивает закупки того, что всегда производила сама. Что же будет с сельским хозяйством России, если в благодатной Украине дела обстоят так? А потом Украина перейдет на импортное сало?
Таких примеров много: Индия, Бразилия, Финляндия,? страны, «ощутившие» плюсы после вступления в ВТО.
2.1 Условия для России при вступлении в ВТО
1. Повышение внутрироссийских цен на энергоносители до уровня общемировых цен.
Как известно, на внутреннем рынке России цены на энергоносители, особенно на нефть и газ, в несколько раз ниже общемирового уровня. ВТО рассматривает это как несправедливое преимущество российских производителей товаров и услуг в конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками. Данное требование может показаться, на первый взгляд, вполне оправданным. Однако обратимся к климатическим отличиям России от остальных стран мира. Россия — страна с самой низкой в мире среднегодовой температурой, почти полугодовой зимой. Значительная часть ее территории занята вечной мерзлотой, для которой даже малейшее вмешательство человека чревато гибельными последствиями. Россия по своим климатическим и географическим условиям вынуждена затрачивать на производство валового продукта и поддержание стандартов качества жизни населения энергетические ресурсы, по удельной стоимости в 3−5 раз большие, чем в Европе, и в 7−10 раз большие, чем в США. Поэтому выживание России на протяжении последнего тысячелетия базировалось на хозяйстве, развивающемся по своим законам, адекватным суровым природным условиям. Те же условия диктовали России необходимость единства ее экономического пространства.
С точки зрения агротехники практически вся Россия является зоной — «рискованного земледелия», что подтверждается непредсказуемыми перепадами урожайности зерновых и других сельскохозяйственных культур от года к году. Более суровые климатические условия резко повышают себестоимость российской продукции. Вместо легких промышленных конструкций, приемлемых для Калифорнии, Тайваня, Малайзии и т. п., российский производитель строит массивные дорогостоящие здания, тратит много энергии на их отопление и ремонт. Необходимо также компенсировать повышенные затраты российских работников и членов семей на проживание в более капитальных домах, отопление, теплую одежду, калорийное питание, оздоровительные поездки в «теплые края» и многое другое, связанное с проживанием в самой холодной стране нашей планеты.
Помимо климата еще одним неблагоприятным фактором является, как это ни парадоксально, необъятность нашей Родины, а точнее протяженность российских коммуникаций. В процессе производственной кооперации неизбежны перевозки грузов между участниками кооперации. Для нашей страны «плечо» таких перевозок может, в отличие от остальных стран мира, достигать нескольких тысяч километров, например, при перевозках угля для тепловых электростанций, железной руды, бокситов и т. п. Если на эти расстояния, и без того требующие большого расхода на транспортные издержки, наложить увеличение цен на бензин и дизельное топливо, то из-за повышения себестоимости российские товары и услуги могут не выдержать конкуренции с зарубежными аналогами.
Резко возрастут и личные транспортные расходы россиян, что также неизбежно должно быть скомпенсировано повышением себестоимости российских товаров и услуг через увеличение зарплаты и пенсии.
Страны-участницы ВТО изображают полное «непонимание» российской специфики, иногда именуемой как «бином: климат-расстояние». Однако аномально суровые зимы последних лет европейской части континента с сильными морозами и обильными снегопадами дают возможность странам Западной Европы составить хоть какое-то представление о трудностях производства товаров и услуг, да и просто проживания в условиях России. Некоторые ученые полагают, что эти аномалии погоды в Западной Европе носят не случайный характер, а связаны с изменением траектории Гольфстрима, а именно его удалением от берегов Европы. Между тем, именно близость этого теплого океанского течения обеспечивает комфортный климат странам Западной Европы, несмотря на то, что многие из них также находятся в северной зоне. Невольно приходит в голову перевод названия Гренландии (Greenland) на русский язык — «Зеленая страна». Возможно, когда-то Гольфстрим шел вдоль Гренландии и этот огромный, ныне покрытый толстым ледяным панцирем, остров был цветущей территорией. Совсем не исключена ситуация, когда Гренландия и Западная Европа почти «поменяются» своими климатическими условиями.
2.
Введение
правового режима технического регулирования ВТО.
В соответствии с этим требованием в конце 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который заменил, по сути, принятые в 1993 г. законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Этот закон базируется на внешне привлекательном принципе «Разрешено все, что не запрещено». Возможно, для многих отраслей экономики принятие ФЗ «О техническом регулировании» с декларируемым в нем исключением необоснованных ограничений предпринимательской деятельности является актуальным. Однако вовсе не трудно указать такие сферы деятельности, где вышеупомянутый принцип должен уступить место противоположному, а именно принципу «Запрещено все, что не разрешено».
В качестве наглядного примера можно назвать деятельность по использованию атомной энергии. Техническое регулирование этой деятельности осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В его основе лежит приоритет безопасности перед любыми другими интересами участников рассматриваемой деятельности, чем он и отличается от законов, регламентирующих техническое регулирование в других отраслях экономики. По мнению многих экспертов, деятельность в области использования атомной энергии не должна была бы подпадать под действие ФЗ «О техническом регулировании». Подобное исключение уже содержится в ст. 2 Закона, согласно которой техническое регулирование в области связи регламентируется законодательством РФ по связи. Пожалуй, данный пример свидетельствует о большем лоббистском потенциале «связистов» по сравнению с «атомщиками» при принятии данного Закона. Даже в случае куда более «безобидных» видов деятельности, чем использование атомной энергии, этот Закон может привести к негативным последствиям. Он не исключает своего рода «сговор» между изготовителем и первичным покупателем, не совсем учитывающий интересы конечного покупателя.
Например, в такой схеме могут фигурировать фармацевтическое производство (изготовитель), аптечная сеть (первичный покупатель) и пациент (конечный покупатель).
3. Запрет государственных субсидий.
Это условие ставит под угрозу срыва выполнение важнейших инновационных проектов в самых разных сферах. Для примера, опять обратимся к ядерной энергетике, будущее которой, по общему признанию, за реакторами на быстрых нейтронах в замкнутом ядерном топливном цикле. На реализацию соответствующей программы потребуются финансы в объеме, эквивалентном десяткам миллиардов долларов США. С момента старта программы до начала получения прибыли от эксплуатации первых коммерческих АЭС с реакторами на быстрых нейтронах пройдет 30−40 лет. Спрашивается, какой частный инвестор, даже будучи мегакомпанией, сможет и согласится заморозить на столь длительный срок такую огромную сумму денег. К слову сказать, те же самые США, которые, в первую очередь, предъявляют это требование к кандидатам на вступление в члены ВТО, недавно озвучили новую программу развития своей ядерной энергетики, предусматривающую всестороннюю государственную поддержку не только развития новых ядерно-энергетических технологий, но даже и строительство нескольких новых коммерческих АЭС. То же самое относится к программе развития многообещающих нанотехнологий, на которую правительство США субсидирует уже более миллиарда долларов в год. Налицо, так называемая, практика двойных стандартов, столь привычная для Запада, причем не только применительно к глобализации и ВТО.
4. Запрет протекционистских мер.
Выполнение этого условия может окончательно развалить такие жизненно важные отрасли российской экономики, как сельское хозяйство, автомобилестроение, легкая промышленность и т. п. «Ножки Буша» и так уже почти насмерть «затоптали» отечественное птицеводство, а что уж говорить о ситуации, которая возникнет в случае полной отмены таможенных пошлин на импорт сельскохозяйственных продуктов.
Не менее ярким примером является российское автомобилестроение. Уже сегодня, когда правительство еще как-то пытается спасти его таможенными барьерами, мы все больше пересаживаемся на иномарки, нередко вполне «преклонного» возраста. В ближайшее время нас грозит «захлестнуть» волна дешевых китайских автомобилей. Нам могут возразить, что во всем виноват сам российский производитель. Однако невозможно представить, что российские автомобильные конструкторы и дизайнеры просто по определению уступают зарубежным конкурентам, а многострадальные российские доярки, ежедневно затемно приступающие к дойке, менее трудолюбивы, чем работницы европейских или американских молочных ферм.
Причины неэффективности протекционистских мер кроются, скорее в недостатках российской макрои микроэкономики. Искоренение этих недостатков прерогатива, отнюдь, не российских доярок, птицеводов или автомобилестроителей.
Раздел ЙЙЙ? Готовность страны к вступлению в ВТО На этот счет прозвучал ряд критических суждений. И. П. Фаминский заметил, что китайцы, которые 15 лет готовились к вступлению во Всемирную торговую организацию, имели стратегический план этой работы. У нас подобного плана нет, и мы плохо готовы к вступлению в ВТО. В любой стране, самой что ни на есть рыночной, разрабатываются определенные стратегические цели и направления перспективного развития, определяются те отрасли, которым, по мнению специалистов, необходимо отдать предпочтение. К примеру, в Министерстве внешней торговли и промышленности Японии работают 13 тысяч человек. Они занимаются тем, что находят те ниши, те новые виды продукции, которые создаются в стране, стимулирующих внедрение на внутреннем рынке и экспансию на рынке внешнем. В России такой политики нет. У нас есть некоторые экспортные возможности, но они или явно недостаточны, или к ВТО отношения не имеют (например, продукция оборонной промышленности). Особо сложное положение в обрабатывающих отраслях. Сохраняя, с одной стороны, свои позиции на рынке нефти и газа, необходимо, с другой стороны, формировать новые экспортные возможности в отраслях обрабатывающей промышленности, создать условия для производства высокотехнологической, наукоемкой продукции.
Зав. кафедрой МГИМО МИД РФ, профессор Н. Н. Ливенцев считает, что, вступая в ВТО, Россия должна, где это возможно, настаивать на своеобразном переходном периоде. Наша экономика, не приспособленная к мировой конкуренции и развивавшаяся на протяжении многих десятилетий в другой системе экономических координат, должна получить определенное время, разбег для того, чтобы включиться в конкуренцию со всеми ее элементами. Получается так, что сейчас России нужно выбирать между Сциллой обвальной либерализации и Харибдой автаркии, в которой наша экономика находилась долгое время. Выбор очень непростой. Да, иностранный капитал может принести новые рабочие места, новое строительство, новое оборудование, улучшенный сервис. Но нужно понимать, что в ряде случаев иностранный капитал придет в нашу экономику не только для того, чтобы нам помогать, но и чтобы освоить наши рынки, получить прибыль, в том числе в ряде случаев в ущерб российским партнерам. Немало примеров того, как иностранные фирмы за свои услуги берут с российского потребителя значительно больше, чем это происходит на Западе; далеко не единичны случаи, когда нарушаются законы, особенно налоговое или валютное законодательство.
В свою очередь, серьезный экономический журнал «Эксперт» назвал авантюрное стремление верхов РФ в ВТО «самострелом», назвав соотношение потерь: на один приобретенный от вступления в Организацию рубль/доллар последуют четыре потерянных рубля/доллара В любом случае при вступлении в ВТО страна и ее представители не должны забывать собственные национальные интересы, обеспечивая экономическую безопасность государства.
Вступление России во Всемирную торговую организацию затягивается не только из-за позиции Грузии. Эксперты считают, что у правительства нет четкой стратегии. А бизнес опасается, что вступление в ВТО погубит отечественную промышленность. В четверг, 7 апреля, в Москве радиостанция BusinessFM и портал BFM.ru провели совместную конференцию «Современный бизнес в России». Наиболее обсуждаемой стала тема о перспективах производства в РФ в контексте предстоящего вступления России в ВТО. Напомним, переговоры о вступлении в ВТО Россия ведет уже второй десяток лет. Москва надеется завершить процесс к середине лета 2011 года. На сегодняшний день единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО, остается Грузия. В конце января этого года глава ВТО Паскаль Лами заявлял, что у России есть шансы вступить в организацию в текущем году. «Впервые за те примерно 10 лет, что я занимаюсь вопросами вступления России в ВТО, я действительно верю, что возможность присоединения России к ВТО реальна», — сказал он.
«Нас там просто разорвут»
Представителей отечественного бизнеса перспектива вступления в ВТО не радует. Вице-президент «Росптицсоюза», сенатор Сергей Лисовский уверен, что «никакой экономики в присоединении России к ВТО нет, это чистая политика». При этом он пессимистично оценивает будущее российских производителей в рамках ВТО: «Нас там просто разорвут. У нас решения о господдержке того или иного сектора экономики принимаются годами, в то время как действовать нужно очень быстро. Наша система слишком неповоротлива, а чиновники не умеют эффективно работать. Да и чиновниками их назвать сложно — так, царедворцы ленивые», — сказал Лисовский. В качестве примера неповоротливости бюрократической машины он напомнил: «Когда в 2008 году был кризис, и цена на пшеницу выросла в три раза в течение трех-четырех месяцев, ЕС в течение недели принял решение о дотациях своим фермерам. В течение следующей недели фермеры эти деньги получили. Мы же начали говорить об этом в октябре 2008 года, дотации в мизерном количестве, несопоставимом со странами ЕС, мы получили лишь через год — в декабре 2009». Он твердо убежден, что вступление в ВТО «будет концом всей нашей промышленности». Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, согласен, что экономических мотивов у России при вступлении в ВТО значительно меньше, чем политических. При этом эксперт отметил, что в России не ведется действенной просветительской работы в бизнес-среде. «Она в основном подменена рекламным шоу. У нас до сих пор нет массового издания для бизнесменов правил ВТО, соглашений с комментариями. Это нонсенс. Хотя, казалось бы, он должен быть на каждом прилавке. Для бизнеса, если мы действительно идем в ВТО, это не менее важная вещь, чем Уголовный кодекс», — посетовал Делягин.
Также эксперт отметил тот факт, что в России не ведется подготовка юристов и маркетологов должной квалификации, хотя «в ВТО главное — это механизмы ведения торговых споров».
«Это очень изощренный механизм. Вы можете иметь лучшее производство, минимальные издержки, но если вы не будете иметь юристов, маркетологов, то вы никому ничего не сможете продать. Это очень важная вещь. У нас везде говорится о тарифах, рисуются красивые картинки, а главное — это не тарифы, это правила ведения бизнеса, которые меняются кардинально. И для основной массы нашего бизнеса они неизвестны», — сказал Делягин.
Кто «душит» конкурентов Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что для того, чтобы российский рынок производителей был конкурентоспособным (а это необходимая составляющая в рамках существования в ВТО), необходимо развивать конкуренцию внутри страны. Это неминуемо будет способствовать повышению эффективности рынка. Сейчас же конкуренция находится на крайнем низком уровне.
«По большинству показателей в сфере конкуренции на внутреннем рынке Россия занимает место в конце первой сотни мировых стран и ниже. А если говорить о конкурентоспособности наших производителей, то мы и вовсе ни по одному показателю (например, доля импорта ВВП, доля иностранной собственности, действенность торговых барьеров) не входим в первую сотню, располагаясь лишь во второй», — сказал Николаев, уточнив, что таковы данные международных исследований. Он отметил, что иностранные инвесторы принимают решения, касающиеся бизнеса в России, отталкиваясь именно от этой статистики.
Отвечая на вопрос, что же мешает развитию конкуренции, директор департамента стратегического анализа ФБК привел статистические данные, согласно которым более 50% дел, возбужденных в соответствии с законом о защите конкуренции, — дела в отношении органов власти.
«Если органы власти являются „душителем“ конкуренции — значит, они в первую очередь и заинтересованы в этом. Значит, это в их интересах, чтобы из выделяемых средств на дело пускалась только часть, а остальная понятно куда, — заявил Николаев. — Помочь в данной ситуации может только административная реформа, причем не показная, а реальная».
Ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский согласен, что в сфере конкуренции нужны системные преобразования, причем, прежде всего на политическом уровне.
«Но для того, чтобы заниматься развитием конкуренции, необходимо сначала допустить сам факт ее существования. А у нас во многих сферах ее просто нет, и именно из-за ее отсутствия происходят массовые хищения, в том числе и на государственном уровне», — уверен он. По словам Портанского, структуры, которые существуют в условиях жесткой конкуренции, просто не могут себе позволить, чтобы значительная часть средств предприятия «рассовывалась по карманам». «В таких условиях они просто не смогут существовать и будут нерентабельны», — подытожил эксперт.
Заключение
Не располагая обоснованными экономическими расчетами баланса преимуществ и потерь от этого шага, сегодня невозможно сделать однозначный вывод о необходимости вступления России в ВТО. Проблематика, связанная с данным вопросом, носит фундаментальный характер и переходит в плоскость выбора нового образца экономической политики страны, включая весь комплекс ее взаимосвязанных аспектов (ясной формулировки целей и задач, обеспечения национальной экономической безопасности страны, национальной промышленной, научно-технической и инновационной политики, финансового равновесия, решения проблем вывоза капитала и др.).
Эффективная конкуренция предполагает сильную внутреннюю экономику и сильный отечественный бизнес. Причем эти меры должны быть согласованны между собой, и проводиться с учетом реальной ситуации. Полномасштабная либерализация внешних связей должна осуществляться по мере того, как укрепляется внутриэкономическое положение страны, ее компаний и банков. Поспешность принятия законодательных мер без адекватной экономической базы, экономических условий может вызвать негативные последствия для всей экономики страны.
Кроме того, в настоящее время экономическая политика России направлена на развитие национальной экономики: промышленности, сельского хозяйства, нанотехнологий. Защита малого и среднего бизнеса, и меры, которые предпринимаются сегодня Россией для создания комфортных условий развития российских предприятий и роста занятости населения будут, скорее всего, идти в противоречие с требованиями о либерализации экономики, предъявляемые ВТО. Поэтому в контексте вступления России в ВТО необходимо определить такую модель участия нашей страны в данной организации, при которой будут устойчиво защищены позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и существенно усилены на внешнем, так как при слиянии национального и международного рынков возможна потеря национального контроля над некоторыми отраслями экономики. Эта угроза еще продолжает оставаться для России при ее вступлении в ВТО.
всемирная торговая организация россия экономика
1. Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В., Фалькович Е. Б. Мировая экономика: Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2008. — 601 с. — (Gaudeamus).
2. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. Серия «Научные проекты НИСП — IISP Working Papers» WP4/2004/01. — М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
3. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. — М.: Экономистъ, 2005. — 813 с. — (Серия «Учебное пособие»).
4. Градов А. П. Национальная экономика. 2-е изд. — СПб: Питер, 2005. — 240 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
5. Невежин Д. В. Всемирная торговая организация: основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц: учебно-методическая разработка. — Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива», 2009. — 16 с.
6. Российское предпринимательство, 2010, № 2 (1)
7. http://www.rau.su/observer/N6_2006/604.HTM
8. http://www.rags.ru/akadem/all/30−2004/30−2004;69.html
9. http://www.arhimed007.narod.ru/vto.htm
10. http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3835&Itemid=39
11. http://www.larouchepub.com/russian/tvm/tvmega003.html
12. http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
13. http://surin.marketolog.biz/vto.htm
14. http://www.market-journal.com/voprosiupravleniya/158.html
15. http://blogs.trust.ua/economics/2010/03/15/381/Vstuplenie-Rossii-v-VTO—ekonomicheskaya-bezopasnost-strani/
16. http://www.bestreferat.ru/referat-63 067.html
17. http://www.riss.ru/?commentsId=78
18. http://kprf.ru/dep/86 621.html
19. http://www.chelt.ru/2002/3−02/deliagin3.html
20. http://www.aergroup.ru/236/details1/7.sects.44