Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития
По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно — технического потенциала, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам — Индии, Китаю. При этом если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с инновационными и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи значительно отстает… Читать ещё >
Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление человеческий капитал инвестиционный татарстан Введение
1. Человеческий капитал
1.1 Измерение человеческого капитала
1.2 Развитие человеческого капитала в России
3. Республика Татарстан
3.1 Инвестиционный климат в Республике Татарстан
3.2 Инновационное развитие Республики Татарстан
3.3 Развитие человеческого капитала в Республике Татарстан
3.4 Стратегия 2030
3.5 О Стратегии Заключение Литература
Введение
В современном мире человеческий капитал становится определяющим фактором для эффективного развития экономики и достижения конкурентных преимуществ. Сегодня исследователи исходят из того, что технологические изменения, от которых зависит экономический рост, возникают как результат накопления человеческого капитала. Актуализация вопросов воспроизводства человеческого капитала, обусловленная инновационным типом развития экономики, требует переосмысления роли государства в обеспечении данного процесса. По мнению ряда авторов, недооценка роли человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны. Необходима политика, направленная на преодоление вышеназванных негативных тенденций и создание условий для успешного развития человеческого капитала.
Перспективы мировой экономики определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где ключевое значение будут иметь инновации и высокие технологии. Именно прогресс в науке и технологиях выявляет различия между богатыми и бедными странами, служит индикатором эффективности функционирования социально-экономических систем.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек — его интеллектуальный потенциал.
То, что инновации являются основным источником долгосрочного экономического роста, основой конкурентоспособности на мировых рынках и источником решения многих социальных проблем, хорошо известно экономистам на протяжении многих десятилетий. А. Смит, К. Маркс и другие экономисты XVIII—XIX вв. не могли не отметить изменения, вызываемые теми или иными техническими новшествами, особенно в эпоху промышленной революции. С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков и к проблемам воспроизводства рабочей силы и ее места в экономическом развитии.
Однако, хотя ведущая роль инноваций в экономическом развитии была известна давно, отличие современного подхода к инновациям и инновационным процессам заключается в том, что инновации в экономике знаний базируются не столько на новых комбинациях ресурсов и изобретениях, как это было в индустриальной экономике, сколько на потоках знаний и информации, прежде всего, полученных в результате целенаправленного развития науки и технологий.
Замещение труда знаниями означает переход от чисто технических навыков к интеллектуальным — признак «нового социального устройства». Этот признак сторонники постиндустриальной теории выделяют в качестве основного, предопределяющего и обусловливающего все последующие. Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости.
Трудовая теория стоимости заменяется теорией «стоимости, создаваемой знаниями». Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя, «…мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Как следствие экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки.
С замещением труда знаниями в деятельности предприятий, организаций на первый план выходит задача аккумулирования человеческого капитала, выявления, накопления и распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. [2]
Концепция «экономики знаний» смещает акценты с собственно производства на инновации, то есть устойчивый экономический рост обеспечивается не наращиванием выпуска постепенно модернизируемых товаров и услуг, а непрерывным изменением структуры выпуска под влиянием спонтанных и организуемых изменений спроса, а также ростом удельного веса инвестиций в человеческий капитал. Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей все больше определяется особыми знаниями, навыками и уровнем инноваций, которые воплощаются в квалифицированной рабочей силе и организационных механизмах.
Таким образом, совершенно очевидно, что технологический процесс, включая широкое распространение и проникновение во все сферы жизни информационных технологий, глобальная конкуренция, стремительное развитие наукоемких отраслей все больше определяют современное «лицо» экономики, вызывают изменения в структуре квалифицированного труда, институциональных взаимодействиях, формах и методах управления производством и развитием.
1. Человеческий капитал Проблема эффективного использования человеческих ресурсов существовала с давних времен и в своем развитии получила название теории человеческого капитала.
Под человеческим капиталом в современной экономической литературе понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций. Стоит отметить, что человеческий капитал имеет сложную структуру. В соответствии с разграничениями групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека, выделяют следующие его виды:
1. — капитал здоровья.
2. — трудовой капитал.
3. — интеллектуальный капитал.
4. — организационно-предпринимательский капитал.
5. — культурно-нравственный капитал.
6. — социальный капитал.
7. — бренд-капитал.
8. — структурный капитал.
9. организационный капитал. Организационный капитал включает в себя: капитал инновации и капитал процессов.
Концепция человеческого капитала зародилась и получила развитие в рамках неоклассической экономической теории во второй половине XX века. Авторами концепции человеческого капитала являются нобелевские лауреаты по экономике Теодор Шульц и Гарри Беккер. Однако попытки осмысления и определения данной категории предпринимались учеными и прошлых столетий.
Человеческий капитал лежит в основе многих явлений, стимулирующих экономический рост страны. Эксперты говорят, что при увеличении человеческого капитала на один процент ускоряется и темпы роста душевого ВВП на 1−3%.
На сегодня страны мира обладают наибольшей частью мирового человеческого капитала. Эта составляющая занимает значительную долю в их национальном богатстве. По оценкам экспертов на начало XXI национальное богатство стран мира по долл. США по паритету покупательной способности составляло 550 трлн. или более 90 тыс. долл. на душу населения.
Задача передовых стран — укрепить свои лидирующие позиции. Поэтому они опережающими темпами стараются развить свой человеческий капитал, в том числе за счет притока высококвалифицированных ученых и специалистов из других стран. В настоящее время на базе теории и практики человеческого капитала формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. Разразившийся недавно мировой кризис лишний раз подтвердил правильность избранного ими пути развития.
Например, сегодня в США общее вложение в эту сферу составляет более четверти ВВП. Но уже и этот уровень считается недостаточным для сохранения ведущих позиций государства в научно-технических инновациях. Такие страны, как Малайзия, Южная Корея, Япония, в свое время также сделали много вложений в человеческий капитал, что позволило им создать образцы «экономики знаний». Финляндия за довольно короткий период времени сумела перейти от сырьевой экономики к экономике знаний. И тем самым смогла создать свои собственные конкурентоспособные высокие технологии, не отказываясь от глубочайшей переработки своего главного природного богатства — леса. Страна сумела выйти на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности экономики в целом. [4]
1.1 Измерение человеческого капитала Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж.М. Кейнсом, В. В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь. Основные концептуальные подходы закреплены в системе национальных счетов, которую Россия и многие государства мира уже освоили всерьёз и надолго.
Власть научилась методами официального учета измерять количество и состояние основного капитала (фондов) и финансового капитала (денежного). Однако точно измерить состояние человеческого потенциала пока не удается, хотя он так же, как фонды и деньги, постоянно изнашивается. Общепризнанной теории человеческого капитала и критериев оценки важнейшего ресурса любого государства пока не создано. Нет единства взглядов среди ученых на принципы и методы учета при характеристике ценности труда и знаний конкретного индивида или домашнего хозяйства.
Главные противоречия ученых при формулировке понятия «человеческий потенциал» кроются, по нашему мнению, в основах чисто политэкономического и идеологического характера: в оценке деятельности человека по труду или по имеющемуся у него капиталу; в государственном регулировании социально-экономических процессов или их либерализации; в социализации или капитализации человеческого капитала.
Проблему социально-экономического измерения идеального богатства пытались несколько веков раскрыть ученые мира (А. Смит, Ж. Сэй, К. Маркс, А. Маршал и др.). Уже тогда идея человеческого потенциала использовалась в самых разных целях: определения экономической выгодности миграции людей и охраны их здоровья, до измерения общих потерь нации в результате войн и стихийных бедствий, а также подсчета экономической значимости человеческой жизни.
В ХХ веке большую роль в развитии идеи человеческого капитала сыграли русские ученые С. Струмилин, Л. Гавришев и др. Однако разработанные ими отдельные подходы теории были слабо связаны между собой и не представляли целостной и организованной научной системы знаний.
Президент РФ 7 февраля 2008 года утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», где отмечено, что «увеличение добавленной стоимости (ВВП) в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности», т. е. развития человеческого потенциала.
Существующая система официальной статистики располагает многочисленными методами измерения различных показателей СНС (ВВП, ВРП, прибыль, уровень жизни, бедность, безработица и т. д.). В то же время вклад человеческого капитала при создании валового внутреннего продукта измеряется пока недостаточно точно. Например, не полно отражается ценность труда и знаний наёмных работников, доля человеческого капитала в национальном богатстве страны.
Самый важный ресурс — работник — часто выпадает из сферы измерений в процессе управления экономикой.
Поэтому ООН рекомендовала всем странам мира вести расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в рамках основных условий и возможностей человека — долго жить, получать знания и иметь достойный уровень жизни. Для отражения и измерения этих аспектов были отобраны три показателя: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и доход.
Для измерения «изношенности» человеческого ресурса предлагается применять нормы ООН, согласно которым человек, как и основные фонды, в течение своей жизни изнашивается. Моральный (нравственный, естественно-физиологический) износ человека зависит от условий жизнедеятельности, которые по Конституции РФ (ст. 7) обязано создать для населения государство. Однако постоянные стрессы и трудности жизни снижают продолжительность жизни человека.
Необходимо также учитывать степень износа человеческого потенциала, который можно определять ежегодно по темпам прироста стоимости человеческого капитала и уровня потребления этого капитала (или амортизация). Эти средства необходимы для оздоровления, образования, создания условий труда и жизни, безопасности и т. д.
В России научные исследования по поиску достоверных методов отражения человеческого потенциала в реальной действительности ведут статистики и экономисты, физиологи и психологи, менеджеры и специалисты по управлению коллективами.
Физиологи измеряют: сколько и чего человек выделяет при работе, как изменяется при этом температура его тела и т. д. Психологи разрабатывают различные тесты, пытаясь отразить личностные качества человека и пригодность его к той или иной деятельности. Кадровики и специалисты по управлению персоналом составляют должностные инструкции, тесты на знание функциональных обязанностей и совместимость кадров, системы мотивации и ответственности. Менеджеры и управленцы до бесконечности формализуют бизнес-процессы для оптимизации труда и интенсивности производства.
Всё это делается с одной целью — повысить эффективность труда и рост человеческого потенциала. Для чего организуются научно обоснованные наблюдения и измерения всех ресурсов, создаются различные системы показателей, характеризующие те или иные стороны человеческого капитала домашнего хозяйства и предприятий.
Система показателей, характеризующая человеческий капитал должна включать в себя следующие сведения:
1) Качество жизни населения и условия жизнедеятельности:
физиология человека: долголетие, здоровье, заболеваемость, инвалидность, травматизм;
интеллект: образование, квалификация, знания и профессиональный опыт;
организаторские способности: менеджмент, связи, отношения и т. д.;
2) Возможности населения:
владение финансовым капиталом: наличные деньги и валюта, инвестиции, ценные бумаги, займы, акции и прочие активы;
владение нефинансовым капиталом: земля, основной капитал, нематериальные ресурсы (патенты, имя, гудвилл) и запасы и т. д.;
затраты на инвестиции и стоимость прошлых затрат в человеческий капитал;
3) Эффективность использования человеческого, финансового и нефинансового потенциалов;
4) Интенсивность использования человеческого, финансового и нефинансового капиталов.
Предлагаемая система показателей способствует повышению эффективности работы с кадрами и управления экономикой. Она должна быть полностью переведена на единую методологию системы национальных счетов, что потребует создания автоматизированных баз данных, соответствующих международным нормам и стандартам.
Для этого необходима модернизация статистики и менеджмента как основ управленческой деятельности, в совершенствовании и расширении наблюдений и методов измерения не только ресурсов и затрат, но и человеческого капитала, точнее работника. Должна появиться система показателей, отражающая его физиологическую и социально-экономическую сущность, соизмеримую с оценкой финансового и нефинансового капиталов. [6]
1.2 Развитие человеческого капитала в России Человеческий капитал является функциональной составляющей инновационного производства и главным источником социально-экономического развития в инновационной экономике и обусловливающий необходимые темпы экономического роста. В России экономический рост, по преимуществу, обеспечивают дешевое сырье и рабочая сила. Если по реальному объему ВВП в 2012 году Россия находилась на 10-м месте в мире, то по инновационной политике на 56-м, по использованию новых технологий на 63-м, а по индексу конкурентоспособного роста на 66-м.
Для России это очень низкие показатели. Причина этого в том, что если в развитых странах инновационная составляющая органически встроена в процесс расширения воспроизводства, то у нас она еще в стадии становления и человеческий капитал для инновационной экономики России как фактор экономического роста пока не достаточно развит.
По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно — технического потенциала, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам — Индии, Китаю. При этом если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с инновационными и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи значительно отстает от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых Россия уступает лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и, как следствие, незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран 25−30%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией составляет всего лишь 0,5−0,9%, в то время как доля США — 40%, Японии- 35%, Германии — 25%, Китая — 9%.
Россия к началу реформ 90-х годов прошлого века располагала достаточно развитым и многосторонним человеческим капиталом, сосредоточенным в науке и проектно-конструкторском секторе отраслей народного хозяйства, позволяющим реализовать самые сложные инновационные проекты. К середине 1980;х годов сектор науки в народном хозяйстве в количественном отношении имел характеристики, сопоставимые с наиболее развитыми странами мира. Объемы ежегодного финансирования науки составляли более 3% от ВВП. Все это позволяло осуществлять многие разработки мирового уровня и поддерживать достаточный инновационный потенциал в таких областях, как космос, авиация, энергетика, оборонная индустрия и др. Необходимо отметить диспропорции в распределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль частного сектора в финансировании технологических инноваций составляет всего30%, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше.
Разработка более 50% инноваций в России происходит за счет правительственных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до5% (по разным оценкам) отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Усиление воздействия человеческого капитала на инновационное развитие страны возможно лишь в рамках определенной структуры отношений — национальной инновационной системы. Она предполагает отказ от упрощенной модели связей между интеллектуальным потенциалом общества и от его реализаций в социально-экономическом развитии. В настоящее время в экономической науке зачастую рассматривается в основном линейная зависимость наука — образование — производствопотребление. Но национальная инновационная система не может поддерживать такую упрощенную модель связей между интеллектуальным потенциалом общества и его реализацией в современном экономическом развитии, она предполагает комплекс прямых и обратных связей внутри саморазвивающейся системы. Национальная инновационная система, как правило, предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в проведении общей долгосрочной стратегии развития.
Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для ее проведения принадлежит государству. Оно должно стимулировать формирование техно-экономических кластеров, технополюсов, венчурных фондов, усиление технической, информационной и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере высоких технологий, создание консорциума корпораций и исследовательских центров для разработки долгосрочных исследовательских программ и т. д. Создание саморазвивающейся инновационной системы выдвигает на первый план роль человеческого капитала в современном социальноэкономическом развитии страны. Представляется, что для России с учетом объективных тенденций ее экономики необходима модель развития национальной инновационной системы, основанная на использовании собственного научно-технического потенциала с привлечением иностранных инвестиций и технологий.
Формирование и развитие эффективного инновационного сектора должно осуществляться с привлечением передовых достижений науки техники, включающих как отечественные изобретения (в случае их конкурентоспособности с другими странами), так и иностранное ноу-хау (превосходящие по уровню эффективности применения отечественныенаучно-технические возможности).
Инновационная активность предприятий также непосредственно зависит от человеческого капитала, которым они располагают, и от организационных связей, позволяющих его эффективно использовать и наращивать. Инновации концентрируются там, где высока плотность специализированных ресурсов для инновационного развития — высококвалифицированных ученых, инженеров, техников, близость университетов и других исследовательских институтов, а также, что еще важнее, других инновационных фирм, что обеспечивает преимущества кластера.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что инновационный тип развития экономики обусловил существенные особенности формирования человеческого капитала. Одной из них является объективная необходимость неразрывной связи образования с производственной деятельностью. Сегодня важно не только накопить новые знания и навыки в процессе трудовой деятельности, но и уметь их творчески применить, то есть по существу, вырабатывать новые ноу-хау.
Второй важной особенностью формирования человеческого капитала, которая, естественно, связана с вышеназванной особенностью, является требование непрерывного образования и активизация творческих возможностей не просто отдельных работников, но и целых коллективов, составляющих персонал фирм и предприятий. Речь в данном случае идет не о простом суммировании человеческих капиталов сотрудников предприятий, а о синергетическом их эффекте — творческом взаимодействии персонала в инновационном процессе, лежащем в основе экономики знаний.
Регулирование процесса воспроизводства человеческого капитала становится новой экономической функцией государства, востребованной условиями и характером инновационного воспроизводства. Новая функция требует для своего осуществления новых инструментов государственной экономической политики. Представляется необходимым новый подход государственной поддержки инноваций, учитывающий особый статус человеческого капитала в инновационном бизнесе. Одним из таких инструментов являются инвестиционные составляющие государственного бюджета. Вместе с тем, государственные инвестиции не должны быть единственным источником ресурсов для развития человеческого капитала. Свою лепту в этот процесс должны вносить крупные корпорации, малый бизнес, домохозяйства и другие участники коммерческого сектора общественно-хозяйственной жизни.
В настоящее время Президент и Правительство РФ предпринимают определенные шаги в целях перевода страны в русло инновационной экономики. Первостепенное внимание уделяется развитию информационных технологий (ИТ), нанои биотехнологий, а также технологиям переработки. Планируется, что благодаря таким мерам Россия к 2020 г. войдет в число лидеров информационных технологий и внутренний рынок ИТ достигнет 60 млрд долл. Мировой же рынок оценивается в 1015 млрд долл., что превышает показатели нефтяного сектора мировой экономики .
Движущей силой инновационной деятельности, безусловно, является конкуренция, которая заставляет предприятия выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие им выгодную позицию на рынке, ее удержание и расширение. На современном этапе развития проблема конкурентоспособности товаров, услуг, отраслей и в целом экономики России выходит на первый план. Многие отечественные продукты, разработанные и созданные в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, не в состоянии конкурировать не только на внешних, мировых, но и на внутренних, российских рынках. Не случайно Президент Путин в своих выступлениях постоянно делает упор, что в достижении конкурентоспособности и заключается так называемая национальная идея.
Конкурентоспособность напрямую зависит от уровня используемых технологий и масштабов их обновления. Спад инновационной активности в стране, произошедший в 1990;е годы, привел к тому, что в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь около 16% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 90 до 110%. Вполне очевидно, что восстановление инновационных процессов в России будет происходить по мере дальнейшего подъема экономики.
Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациям следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной промышленной политики превращать инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического процесса.
Решение проблемы лежит в области целенаправленного комплексного развития образовательно-научно-технического сектора и инновационной структуры. Такой подход позволит в целом обеспечить прирост валового продукта не за счет усиления эксплуатации природных ресурсов, а благодаря развитию человеческого капитала. Становится все более очевидным, что экономическая политика должна быть национально обусловленной, интернационально ориентированной, социально скоординированной. Важнейшими ее направлениями должны стать стимулирование развития высокотехнологичных производств, венчурного бизнеса, обеспечение оптимального уровня защиты отечественных предприятий, прежде всего, производящих продукцию высокой степени переработки, расширение финансирования фундаментальной науки, образования.
В своем докладе «О стратегическом развитии России до 2020 года» Президент Путин подчеркнул, что «единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» .
Национальные приоритетные проекты, которые стартовали в стране, также являются примером попытки определить программно-целевой подход в планировании социально-экономической политики нашим правительством. Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство — эти сферы определило государство как первоочередные для того, чтобы жизнь россиян улучшилась. Правительство обозначило высокую значимость образования и здравоохранения для формирования и развития человеческого капитала. Научные знания становятся ключевым фактором развития материального и нематериального производства. Образование способствует формированию нового инновационного типа мышления не только у руководства предприятий и организаций, но и у всего населения страны. Наука в ближайшее время должна стать одним из государственных приоритетов. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность, помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
3. Республика Татарстан Социально-экономическая политика, проводимая в Республике Татарстан, ориентирована на повышение качества жизни населения и обеспечение выхода республики на траекторию устойчивого инновационного развития экономики. Во многом благодаря этой политике и системно выстроенной работе, Татарстан является одним из ведущих регионов страны со значительным экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом.
Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям традиционно входит в число регионов-лидеров Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации, сельскому хозяйству — 3 место, промышленному производству и объему инвестиций в основной капитал — 5 место, строительству — 6 место, вводу жилья и обороту розничной торговли — 8 место.
Четвертый год подряд (по итогам 2010;2013 гг.) Республика Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации по оценке показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти занимает первое место.
В 2014 году Республика Татарстан вошла в группу регионов-лидеров по итогам «пилотной» апробации Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». В республике реализуется комплекс мер законодательного, организационного и исполнительного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования. За последние годы в экономике и социальной сфере Республики Татарстан сформированы системный программный и проектный подходы, направленные на повышение эффективности управления и оптимизацию бюджетных расходов.
Важно отметить также культурный и духовный потенциал как основу целостности и устойчивого, динамичного развития Татарстана, формирование доступной для населения высокотехнологичной медицинской помощи, активное развитие спортивной и туристической инфраструктуры, молодежные инициативы, целенаправленную работу по повышению имиджа Татарстана. [5]
3.1 Инвестиционный климат в Республике Татарстан Повышение конкурентоспособности экономики республики тесно связано со значительными объемами привлекаемых инвестиций. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
В 2014 году в экономику и социальную сферу республики привлечено, по оценке, 542,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. В результате, доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, по оценке, составила 33,3%.
Вместе с тем вследствие нестабильной ситуации на финансовых рынках отмечается сокращение динамики инвестиций. В 2014 году темп роста инвестиций оценивается на уровне 100% в сопоставимых ценах к уровню 2013 года.
В январе-сентябре 2014 года в структуре инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий и организаций на долю привлеченных средств приходилось 43,4%, что на 5,7 процентных пункта ниже показателя января-сентября 2013 года. Удельный вес собственных средств предприятий и организаций, направленных на инвестиционные цели, составил 56,6% (в январе-сентябре 2013 года — 50,9%).
По видам экономической деятельности инвестиции преимущественно направлялись в обрабатывающий сектор промышленности (42,1%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (17,3%), добычу полезных ископаемых (12,4%), транспорт и связь (9,7%). Эффективность проводимой инвестиционной политики Республики Татарстан подтверждают исследования ведущих международных агентств и компаний. На протяжении последних лет Республика Татарстан по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по показателю «минимальный инвестиционный риск» .
По итогам VI всероссийского конкурса муниципальных образований город Казань признан лучшим муниципалитетом Российской Федерации. Кроме того, Казань вошла в десятку рейтинга городов по удобству для ведения бизнеса в журнале «Forbes» .По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации Республика Татарстан в 2014 году вошла в группу регионов-лидеров. [5]
3.2 Инновационное развитие Республики Татарстан Основной целью региональной инновационной политики Республики Татарстан является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособности местной продукции, эффективное использование научно-технических результатов и решение задач социально-экономического развития.
В Республике Татарстан реализуется комплекс мер законодательного и организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования и активизации инвестиционной и инновационной деятельности. В целях создания условий для коммерциализации инноваций в Республике Татарстан постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.01.2013 № 11 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013;2020 годы». Программа направлена на формирование действенного механизма получения экономических преимуществ от научно-технической, инновационной и производственной деятельности, повышение конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью.
В целях реализации Соглашения о сотрудничестве и формирования системы комплексного развития наноиндустрии республики совместно с ОАО «РОСНАНО» разработана долгосрочная целевая программа «Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013;2016 годы» (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.04.2013 № 241). Программа способствует совершенствованию существующей в республике системы управления инновационным развитием и формированию конкурентоспособной на российском и мировом рынке наноиндустрии. Целевыми приоритетами программы являются достижение к 2016 году объема производства инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции до 50 млрд. рублей в год, объема потребления — до 17 млрд. рублей в год.
В январе-сентябре 2014 года объем производства нанотехнологической продукции составил 28,0 млрд. рублей (план на 2014 год — 34 млрд руб.); объем потребления нанопродукции — 12,3 млрд. рублей (план на 2014 год — 13 млрд руб.).
Моделью быстрого роста отрасли нанотехнологий в республике является реализация кластерного сценария стратегического развития Технопарка «Идея», ориентированного на приоритетные отрасли экономики Татарстана, такие как нефтехимия, машиностроение и новые материалы, автоматизация и приборостроение, медицина и фармацевтика, а также авиация и космическая сфера с целью интенсивного продвижения нанотехнологичной и высокотехнологичной продукции и реализации инвестиционных проектов в данных областях.
В октябре 2014 года Президентом Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым подписан Указ «О мерах по созданию в Республике Татарстан инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий», регламентирующий вопросы создания в республике нанокластера, закрепив за ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея» функцию ведущей организации кластера. В соответствии с данным Указом разработан План мероприятий по созданию в Республике Татарстан инновационного территориального кластера в сфере нанотехнологий, включающий в себя: проведение организационных мероприятий с участием всех заинтересованных сторон; формирование программ развития промышленных предприятий республики, предусматривающих размещение заказов на производство необходимой им продукции на малых предприятиях; создание инфраструктуры поддержки развития нанокластера; мероприятия по продвижению предприятий-участников нанокластера на федеральный и международный рынки нанотехнологий, по применению мер господдержки предприятий, а также подготовки и переподготовки кадров для участников нанокластера (утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2014 № 989).
В целях оптимизации и повышения эффективности деятельности субъектов республиканской инновационной инфраструктуры принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.06.2013 № 384 «Об аккредитации субъектов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан», определяющее механизм проведения аккредитации и устанавливающее четкие требования, предъявляемые к деятельности технополисов, технопарков, индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан, выраженные в виде критериев с пороговыми значениями.
По итогам 2014 года аккредитованы 6 субъектов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан: Технополис «Химград», Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», Инновационно-производственный технопарк «Идея», Технопарк промышленных технологий «Инновационно-технологический центр «КНИАТ», Индустриальный парк «Химград», Индустриальный парк «Тасма-Инвест-Торг» (на площадке Технополиса «Химград»).
На сегодняшний день инновационная инфраструктура республики включает в себя:
* 2 Особые экономические зоны — ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис» ;
* один из самых успешных технопарков в сфере нефтехимии — технополис «Химград» ;
* крупнейший индустриальный парк в области машиностроения КИП «Мастер», созданный при поддержке ОАО «КАМАЗ» ;
* 9 технопарков;
* 8 бизнес-инкубаторов;
* инвестиционные и венчурные фонды;
* первый в стране Центр нанотехнологий.
Особую роль в инновационном развитии республики играет Камский инновационный территориально-производственный кластер (далее — Камский кластер). В рамках реализации Программы поддержки Камского инновационного территориально-производственного кластера на 2013;2016 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2013 № 624, в 2014 году реализован ряд мероприятий по следующим направлениям:
* разработка и содействие реализации проектов развития территориального кластера, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками;
* оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями;
* профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников территориального кластера;
* развитие объектов инновационной, образовательной, транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры.
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития Камского кластера является создание производств, ориентированных на импортозамещение. В рамках данного направления в 2014 году были реализованы следующие совместные инновационные проекты: создание транспортных средств для пассажирских перевозок Электробус; создание опытного образца роботизированного комплекса третьего поколения для медицины и промышленности; проведение НИОКР в целях развития и определения перспектив производства синтетической гуттаперчи в Российской Федерации и странах СНГ; разработка новых товарных видов полимерной продукции и мероприятий по повышению эффективности производств мономеров и другие. Кроме того, была осуществлена целевая подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций Камского кластера в количестве более 2 200 человек по образовательным программам, отвечающим требованиям инновационных производств.
Ключевая роль в Камском кластере отводится ОЭЗ «Алабуга», которая является одной из самых динамично развивающихся особых экономических зон в Российской Федерации.
За 9 лет существования ОЭЗ «Алабуга» привлечено 42 резидента с общим объемом заявленных инвестиций порядка 118,8 млрд руб., в том числе уже освоенных инвестиций 86,9 млрд руб., налоговые отчисления в бюджеты различных уровней составили 9,9 млрд руб. За весь период деятельности произведено продукции на сумму 133,3 млрд руб. На сегодняшний день на долю ОЭЗ «Алабуга» приходится порядка 72% от объема промышленного производства среди резидентов всех ОЭЗ на территории Российской Федерации, 52% от общего объема налоговых отчислений, а также 60% от общего объема осваиваемых инвестиций.
На стадии интенсивного формирования находится ОЭЗ «Иннополис» — уникальный проект нового города, создаваемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1131, на площадке которого будут созданы необходимые условия для комфортного проживания, работы и отдыха 60 тысяч высококвалифицированных специалистов IT-cферы и членов их семей.
Ключевыми звеньями в цепочке республиканской инновационной инфраструктуры остаются технопарковые структуры и индустриальные парки. Успешным примером взаимодействия малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями является Камский индустриальный парк «Мастер». По итогам 2014 года на его территории работало порядка 244 компаний, подавляющее большинство из которых сотрудничают с ОАО «КАМАЗ». Каждое из этих предприятий, осуществляя свою деятельность, привлекает в экономику инвестиционные ресурсы, создает новые рабочие места, повышает производственный потенциал и формирует дополнительную налогооблагаемую базу. Суммарная численность работающих — около 5000 человек.
Технополис «Химград» представляет собой современный индустриальный парк, общая площадь которого составляет 131 га, проектная площадь зданий и сооружений превышает 500 тыс. кв. метров. Резидентами площадки являются 250 компаний малого и среднего бизнеса, занятых в области малотоннажной химии, переработки полимеров, нанотехнологий, ресурсосбережения и энергоэффективности, медицинских технологий. Число работающих на предприятиях составляет более 6800 человек.
Среди технопарков особое место занимает Инновационно-производственный технопарк «Идея», состоящий из трех функциональных подразделений, каждое из которых отвечает за свой этап развития инновационной компании: бизнес-инкубатор, инновационно-технологический центр, бизнес-парк. Сегодня в технопарке «Идея» локализовано свыше 100 компаний-резидентов с общей численностью работающих свыше 1700 человек.
Технопарк «Идея» активно взаимодействует с федеральными институтами развития: ОАО «РОСНАНО», НП «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ОАО «Российская венчурная компания», Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), Ассоциация инновационных регионов России, Содружество бизнес-ангелов России (СБАР).
Одним из самых высокотехнологичных субъектов региональной инновационной системы является Технопарк в сфере высоких технологий «ИT-парк» .
Ключевым направлением специализации его компаний-резидентов является разработка отечественного программного обеспечения, в том числе в сфере «электронного правительства» и «электронных государственных услуг». В 2012 году была открыта вторая площадка ИТ-парка в г. Набережные Челны, основным направлением деятельности которой является разработка информационных систем и технологий для машиностроительного сектора.
Сегодня на обеих площадках ИТ-парка в совокупности работает 157 резидентов.
Суммарная численность работающих — порядка 3800 человек. ИТ-парк третий год подряд получает звание «Лучший технопарк страны» в рейтинге Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
3.3 Развитие человеческого капитала в Республике Татарстан Сегодня в Республике Татарстан предпринимаются определенные шаги в направлении повышения эффективности человеческого капитала, включающие национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015». Данные по Республике Татарстан в 2009 г.:
— общий объем финансирования проекта «Здоровье» в 2009 г. составил 3,428 млрд руб., в том числе за счет средств консолидированного бюджета Республики Татарстан 0,989 млрд руб.;
— в 2009 г. объем ввода жилья составил 2008,0 тыс. м2. Финансирование национального проекта «Комфортное жилье — гражданам России» в 2009 г. составило 7541,7 млн руб.;
— общий объем финансирования приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 г. составил 1616,84 млн руб., в том числе за счет средств консолидированного бюджета республики — 587,08 млн руб., иных источников -486,79 млн руб.
За 11 лет в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Республике Татарстан прошли обучение 1396 руководителей и специалистов предприятий различных отраслей экономики Татарстана.
В рамках реализации программы получения грантов Правительством Республики Татарстан из бюджета республики выделено 360 млн руб., заключены договоры на обучение с 55 российскими и 19 зарубежными образовательными и научными центрами.
В этот период направлено на обучение 1166 чел., из них прошли обучение: студенты, аспиранты и молодые ученые -536 чел., государственные и муниципальные служащие — 215 чел., профессорско-преподавательский состав — 313 чел., руководители высшего и среднего звена предприятий и организаций -151 чел. [4]
3.4 Стратегия 2030
Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года разработана при участии всех министерств, ведомств, крупных предприятий, организаций, ассоциаций, муниципалитетов, заинтересованных жителей республики. В планах реализовать ряд программ, обеспечивающих накопление и развитие человеческого капитала. Современная система образования, качественное здравоохранение, самобытная культура, высокооплачиваемая и интересная работа станут теми факторами, которые обеспечат нам приток лучших профессионалов и создадут комфортные условия для их жизни и работы в нашей республике. Особое внимание уделено талантливой молодежи, которой предстоит строить Татарстан будущего.
Несколько крупных флагманских проектов создадут новое качество пространства Татарстана. Сеть скоростных и высокоскоростных связей объединит Казанскую, Камскую и Альметьевскую агломерации в единый Волго-Камский метрополис, а развитая дорожная сеть обеспечит интеграцию республики в международную транспортную систему, позволив полностью использовать преимущества центрального евразийского положения. Благодаря реализации таких проектов, как «Чистый путь» и «Экозона «Волжско-Камский поток», шанс на «второе дыхание» получат малые города и сельские территории.
Наша экономическая политика будет направлена на формирование и развитие кластеров, усиление их взаимодействия с целью создания новых продуктов, технологий и услуг. Татарстан укрепит свои позиции как комфортный регион для ведения бизнеса и вложения инвестиций, в том числе иностранных.
В рамках «Татарстанской технологической инициативы» (пилотного проекта Национальной технологической инициативы) будут созданы 10 новых инновационных кластеров «умной экономики». Таким образом, существующая инновационная инфраструктура будет использоваться с максимальной отдачей.
Когда цели Стратегии 2030 будут достигнуты, Татарстан станет в ряд глобально конкурентоспособных регионов — полюсов роста мировой экономики. [7]
3.5 О Стратегии Разработка Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года велась по поручению Президента республики.
10 июня 2015 года на заседании Государственного Совета Республики Татарстан принят закон «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» .
17 июня 2015 года временно исполняющий обязанности Президента Республики Татарстан Рустам Минниханов подписал закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» .
Татарстанский подход к созданию Стратегии отличают следующие особенности:
· Формирование международного консорциума консультантов, объединившего организации с лучшими компетенциями в своей сфере и обеспечившего всестороннюю проработку Стратегии.
· Беспрецедентный масштаб открытости и коммуникаций стейкхолдеров, позволивший вовлечь через рабочие встречи, интервью, совещания, проектные семинары и сессии всех заинтересованных участников. На официальном сайте оперативно размещались отчеты, проблемные записки, проекты документов, экспертные мнения. За два года разработки в обсуждениях участвовали около 3 500 человек.
· Глубокая проработка пространственных аспектов развития, что позволяет заполнить концептуальный и временной разрыв между документами социально-экономического и территориального планирования.
· Создание нового набора терминов для описания будущего республики и представления ее на мировом уровне: полюс роста «Волга-Кама», Волго-Камский метрополис, Казанская, Камская и Альметьевская экономические зоны и агломерации, эко-зона «Волжско-Камский поток», татарстанская технологическая инициатива, кластерная активация, модель «Татарстан: 7+6+3» и др.
· Синхронизация разработки Стратегии и документов, обеспечивающих ее реализацию. Учет действующей и проектируемой системы субъектов управления, тесная интеграция в разработку министерств РТ.
· Совмещение разработки Стратегии и формирования новой системы стратегического планирования с учетом норм ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятого в 2014 г. [8]
Стратегия развития республики опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Конституции Республики Татарстан, выражающей волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа. Соответственно Стратегия обеспечивает приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходит из принципов равноправия народов, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия, направлена на укрепление демократии и ускорение социально-экономического развития Республики Татарстан.
Центральной ценностью для Стратегии является Человек — неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и перед будущими поколениями. Человек — самоценность; создание благоприятных условий для его развития и совершенствования — высшая цель Стратегии. При этом человеческий капитал — основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Мерой успешности развития региона является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала. Этим обусловлена концентрация содержания Стратегии вокруг трех взаимосвязанных стратегических приоритетов:
1) формирование и накопление человеческого капитала;
2) создание комфортного пространства для развития человеческого капитала;
3) создание экономических отношений и общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. [9]
Приоритеты и цели развития Республики Татарстан согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах как: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне.
Человеческий капитал — важный ресурс экономического развития территории. Особенности постиндустриальной экономики усиливают значение этого ресурса, возводя его в ранг первостепенного. Основными факторами, формирующими человеческий капитал, являются образование и профессиональная подготовка. При более широком подходе к ним также относят уровень потребления, качество жизни, уровень медицинского обслуживания и пр. Исходя из расширенного подхода к пониманию человеческого капитала, можно считать, что он воспроизводится в целом социальной сферой и качество человеческого капитала зависит от качества данной сферы.
Опираясь на данный подход, Стратегия накопления человеческого капитала объединяет несколько социальных направлений. Ключевыми являются два: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней (дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием человеческий капитал, процессами его формирования. Ряд других направлений — здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита — создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе.
Таким образом, Стратегия накопления человеческого капитала в Республике Татарстан включает два блока отраслевых стратегий: стратегии факторов формирования человеческого капитала, к которым относятся демографическое развитие (включая миграцию) и образование, а также стратегии улучшения условий накопления и использования человеческого капитала (система здравоохранения, культура, рынок труда и поддержка занятости, социальная защита). [9]
Заключение
В условиях современного общества человеческий капитал является важным фактором воспроизводства национального богатства и экономического развития страны. Доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в основной капитал. Это предопределяет его приоритет в качестве стратегического фактора устойчивого развития.
Накопленный на данный момент человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни.
В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии «умной экономики», создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики.
Стратегической целью нашей республики должно стать повышение темпов роста и развитие социально-экономической сферы. При этом важными стратегическими приоритетами должны стать меры в области повышения уровня занятости и развития человеческого капитала страны.
1. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или история будущего // Новая индустриальная волна на Западе: Антология / Т. Сакайя; Под ред. B.Л. Иноземцева. М: Academia, 1999, С. 348.
2. Воронина Л.A. Инновационный путь развития экономики России/ JI.A. Воронина, С.В. Ратнер// Финансы и кредит. — 2006. — № 12. — С. 43.
3. Ивантер В. В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России / В. В. Ивантер, Н. И. Комков // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 3. — С. 13.
4. Хафизова Д. С. «Человеческий капитал Республики Татарстан как потенциальный фактор устойчивого развития» Елабужский институт КФУ, г. Елабуга
5. «Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2014 году»
6. «Человеческий капитал» / C cайта www.grandars.ru
7. Из обращения президента Республики Татарстан Р. М. Миннеханова к жителям Республики
8. http://tatarstan2030.ru/ - официальный сайт проекта «Стратегия 2030»
9. Стратегия социально — экономического развития Республики Татарстан до 2030 года
10. Б. Павлов «Механизмы инновационного развития экономики в Республике Татарстан»