Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Принципы Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дементьев И. О. Политическая теория, А де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат лис. .канд. ист. наук. Калининград, 2004. Смв частности: Manent P.' Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lemons. P.- 1987 Idem. Tocqueville et la nature de la democratic.- P., 1982; Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad. De • 1'angl. P., 1994; Lamberti… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ ОТ ВЕКА ВОСЕМНАДЦАТОГО К ВЕКУ ДЕВЯТНАДЦАТОМУ (ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФРАНЦУЗСКОЙ? ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX СТОЛЕТИЯ)
    • 1. Философско-антропологические предпосылки: индивидуализм m атомистский эгалитаризм
    • 21. Эпистемологические предпосылки: рационализация! политического пространства
    • 3. Философско-исторические предпосылки: идея прогресса-.50е
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОБОДНЫЙ ИНДИВИД КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: МЕТАМОРФОЗЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
    • 1. Политико-философские основания логики якобинского террора (Сен-Жюст, и Робеспьер)
    • 2. Принцип- индивидуализма в раннем аристократическом французском либерализме
    • 3. Модификации либерального индивидуализма: от «индивид-государство» к «индивид-общество-государство»
  • глава третья.
  • РАЗУМ — ДЕСПОТ ИЛИ СУВЕРЕН?
    • 1. Суверенитет разума против суверенитета народа
    • 2. Рациональность и пред-рассудочность
    • 3. История и традиция против притязаний разума
  • ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПУТЯХ ПРОГРЕССА
    • 1. Прогресс и утопия
    • 2. Позитивная политика как следствие прогресса
    • 3. Критика прогрессистских оснований политической теории

Принципы Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Поиски рациональных оснований i политической: практики"в: современных: условиях: очень остро поставили вопрос об универсальности проекта освобождения на путях создания единой: человеческой цивилизации. Вопреки ожиданиям: политические катаклизмы конца XX столетия, крах коммунистической системы привели не: к формированию единых демократических институтов иоснов гражданского общества по западным образцама к волне религиозного и этнического сепаратизма, серии экологических катастрофкризису легитимности: классических демократических институтов: Все это заставило" достаточно' авторитетных западных политологов^ говорить о «саморазрушении» политического проекта Современности, усматривая в нем: ставший? бесполезным и бессмысленным некий аморфный? политико-философский — конструкт, и о принципиальной: невозможности с его позиций объяснить кризисные явления рубежа XX—XXI вв.

В этих условиях представляется! особенно актуальным проанализировать политико-философские основания проекта Просвещения. В представленной: работе: подобный: анализ предполагается: провести: на основе: системного изучения политической мысли: во Франции: эпохи буржуазных революцийВi пользу выбора данного1 предмета: исследованияможно привестинесколько оснований.: Во-первых, французская традиция политико-философской рефлексии — одна из самых насыщенных сложными и развивающимисяконцептуальными схемами, направлениями, течениями и школами. И выбранный период — конец XVIII — XIX вв. — эпоха формирования и расцвета этой богатейшей политической культуры. Во-вторых, Франция в течение этого периода пережила целую череду революционных потрясений, оказавших существенное влияние и на развитие политической мысли. Так, уже Великая французская революция заставила усомниться в возможностиполномасштабной реализации просвещенческих принципов, породила мощную волну контрпросвещенческих настроенийзафиксированных в идеологических построениях раннего консерватизма. Но одновременно > она дала толчок к серьезным модификациям г и трансформациям просвещенческой? мысли г на основе: и • рамках самого проекта МодернаАнализэтих: тенденцийпо нашему мнению, позволяет выявить своего рода «резистентность» и одновременно пластичность просвещенческих политико-философских принципов, и способность, ксаморазвитию и преодолению внутренних кризисов. В-третьих, XIX век, как известно, называют «веком великих идеологий». И, пожалуй, нигде, как во Франции, идеологии как целостные системы" политико-философских,. правовых, аксиологических: принципов, рассмотренных сквозь, призму их примененияк реальным условиям г человеческого существования, не: получили столь — полного и крупномасштабного = развития. Именно французскаятрадицияполитической мысли дала уникальное: сочетание либеральнойконсервативной, националистической концепций, позволившее им подпитыватъся за счет конкурирующих или оппозиционных идейразвиваясь и модифицируясь в соответствии с требованиями эпохи.

Кроме того актуальность исследования определяется также и тем, что анализ процесса эволюции основных просвещенческих принципов во взаимодействии иконфронтации различных школ политической мыслирассмотрение политико-философского творчества отдельных мыслителей: является основанием дляреконструкции и осмысленияреальной проблемно-содержательной ситуации, которая определяла попыткиразрешения глубинных внутренних противоречий политической мысли ранней Современности. В диссертации показывается, что эта ситуация была закономернымявлением, поскольку была обусловлена изначальной противоречивостью философско-антропологических, эпистемологических и историософских предпосылок, породивших такое специфическое явление, каковым была французская политико-философская мысль эпохи буржуазных революций. Впервые со всей очевидностью эта ситуация была выявлена-в ходе Великой французской революции, и в первые послереволюционные годы, однако, сам факт политического кризиса не перерос в кризис духовный, а стал скорее новым импульсом для развития? политической? теории: Духовную ситуацию, сложившуюся: на рубеже XVIII-XIX столетий М. Фуко называл «переменой способа бытия идей», когда «знание включается в новое пространство», происходит-«переломот Порядка к Истории, фундаментальное изменение тех пози-тивностей, которые в течение: полутора веков дали: место стольким примыкающим друг к другу знаниям»!.

Именно" в контексте: осмысления: этой уникальной: духовно-политической ситуациив этих не всегда последовательных и завершенных попытках уяснения: причин * политического кризиса: и? поиска путей выхода из него обозначился круг вопросов, идей и подходовкоторые до сих пор! во многом определяют проблемное: поле политической: философии. Так в пространство политической рефлексии вошли и прочно утвердились. в нем такие важнейшие темы, как сочетание либеральных и демократических: моментов политической теории: (мыслившихсяранее как сугубо противоречащие друг другу), роль традиции в политическом, мышлениивозможная — взаимосвязь рациональных, и: внерациональных способов постижения политической реальностизакономерность и случайность. в политическом процессе, возможность универсального освобождения на: путях всеобщегопрогресса и др. Эпоха буржуазных революций: во Франциидаламиру имена таких блестящих мыслителей-. как Франсуа Гизо и Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр и Луи де Бональд, Клод Анри де Сен-Симон и Опост Конт-.

1 Фуко м: Слова и веши. СПб., A-cad, 1994, с. 243, 246.

Систематический анализ этих процессов позволяет не только лучше и: по-новому понять генезис французской политическоймысли, ее внутреннюю, глубинную связь с идеями Просвещенияно и более адекватно осмыслить своеобразную роль последнего в формировании политической" мыслиСовременностиs и? Постсовременности. № хотя? настоящее исследование: непретендует на полноту освещения политической мысли этого периода-. однакопостановка: и предложенный: вариант решения этих задач представляется! достаточно актуальным*для развития истории политической науки.

Степень разработанности темы исследованияl Несмотря на неослабевающий интерес к истории политико-философской традиции во: Франциив5 отечественном обществоведении список публикаций по интересующей нас теме весьма невелик. Прежде всего бросается: в: глаза: полное отсутствие: крупных монографических: исследований, которые содержали бысистематический анализфранцузской политической мысли. Это главным образом: статьи" в {различных: тематических сборниках, затрагивающие отдельные: историко-политические: аспекты развития" той: или: иной идеологии2, либо диссертационные исследования: по довольно узким и специальным темам * или персоналиям, чаще: всего исторического характера3. Поэтому в нашем исследовании мы руководство.

1 См., в частности: Европейский либерализм и Новое время: теория и практика. Под ред. Пожарской.

С.П. (Институт всеобщей истории), M. V 1995; «Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998; Исследования по консерватизму.-Пермь, .1994; Либерализм на Западе в XVII—XX вв. Под ред.-Соргина B.C. (институт всеобщей истории). M. f, Наука, 1999; Дементьев И. О. Либерализм во Франции в XIX: в.: к вопросу о целостности политической доктрины. // Культурный слой. Исследования по истории европейской культуры. Калининград, 2001; вып. 2, с. 11−17- Габович М. Многоликий либерализм, XIX век и современный взгляд на «национальные особенности». // Неприкосновенный запас, 2002,' № 3, с. 103−109- Тырсенко А. В. Фельяны. У истоков французского либерализма. MJ, 1999; Французский либерализм в прошлом и настоящем. М., 2001.

3 См.: Фармонов Р:! Развитие французской общественно-политической мысли в годы II Республики (1848−1851). М', 1992; Тульчинская T.B. Идея нации в политической культуре Франции. Автореферат дис. канд.ист.наук. М., 1998; Ревякин А. В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX в. Автореферат дис. докт. ист. наук. М. 1999; Танышша Н. П. Социально-политические взгляды и государственная деятельность Ф. Гизо. автореферат: дис. канд. ист. наук. М., 1999; Сапмин A.M.

Идейное: наследиеА. Токвиля и современная: традиция (Запада. М., 1983; Веремчук Л. П. Идейно-методологические основы исторической концепции Л. Токвиля. Автреферат дис. канд ист. Науквались общими методологическими установками, содержащимися в трудах таких отечественных политологов, как Т. А. Алексеева, А. А Кара-Мурза, Б. Г. Капустин и др. Вместе с тем глубокий и всесторонний анализ творчества отдельных либеральных мыслителей эпохи представлен в трудах зарубежных, в первую очередь французских историков! политическоймысли, таких, например, как П. Манан, М. Гоше, П. Розанваллон, С. Кольм, С. Холмс, КЛефор и др4. Из числа этих работ особенно хотелось бы выделитьтруды ПоляМанана, в которых либерализм предстает как ответ на теолого-политическую проблему, поставленную всем ходом: исторического развитияперед современностью, а также глубокие и: содержательные политические очерки Клода Лефора, где дан анализ политико-философских оснований либеральной идеологии.

Что касается исследований: политико-философских оснований: консерватизмато во французской: историко-иолитической мысли: они" крайне скудны и не отличаются глубокой аналитичностью % В это м отношении гораздо больший интерес представляют основные принципы: анализа консервативной идеологииразработанные К. Мангеймом, который^ отличие от широко распространенного мнения о томчто консерватизм есть лишь «реактивная» идеологиярассматривал его как «исторически — развитую динамическую> структурную* конфигурацию», имеющую: собственную традицию и: собственную внутреннюю логику разви.

Дементьев И. О. Политическая теория, А де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат лис. .канд. ист. наук. Калининград, 2004. Смв частности: Manent P.' Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lemons. P.- 1987 Idem. Tocqueville et la nature de la democratic.- P., 1982; Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad. De • 1'angl. P., 1994; Lamberti J.C. La notion de Г individualisme chez Tocqueville. P., 1970; Jardin A. Alexis de Tocqueville, 1805−1859. P., 1984; Rosanvallon Р/Le moment Guisot. P., 1985; Лефор К. Политические очерки (XIX-XX вв.). М., 2000; Todorov Т. Benjamin Constant. La passion democratique. P., 1997; Kelly G.A. The human comedy: Constant, Tocqueville and French liberalism. Cambridge,' 1992, и др. 5 Здесь можно привести классические очерки Эмиля Фагэ (в русск. пер. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века» М., 1900) и ставшую уже почти хрестоматийной книгу Р. Ремона (La droite en France des la premiere Restauiation a la V Republique. 3-е ed., p., 1968). В остальном жеэто работы,-посвященные исследованию литературно-философского творчества отдельных мыслителей (Ж. де Местра, Лде Бональда, Ф. Р. Шатобриана и др.). Больший интерес в этом отношениипредставляет англоязычная традиция, в рамках которой созданы такие исследования, как: Allison L. Right principles: a conservative philosophy of politics. Oxford., 1984; Weiss Ji Conservatism in Europe. 1770−1945; Traditionalism, reaction and counter-revolution. NY., 1977; O’Sullivan N. Conservatism. L., тия. Особый пласт исследований представляют работы современных французских «новых, правых"6, которые в рамках своей „политической эпистемологии“ проводят глубокую и обоснованную критику просвещенческого и либерального универсализма, противопоставляя ему свой номинализм» с его антиэгалитаризмом и" этно-культурнымдиф-ференциализмом. В последнее десятилетие в отечественной политической, науке появился целый ряд работ, в ¦ которых предпринята попытка: последовательного анализаа также обобщаяюще-теоретического осмысления! консерватизма! как специфического и самостоятельного идеологического явления. Наиболее интересными из них нам представляются? статьиs имонографические исследованияJI.B. Полякова, A.M. Рутке-вича, М. И. Дегтяревой, М.В. РемизоваА.Ф. Филипповав которых анализируются именно политико-философские:основания" консервативнойидеологии и которые: мы: использовалиs в своей: работе в той мере-, в-какой они соответствовали избранному нами ракурсу анализа.

Особый пласт исследований? представляют работы, посвященные социалистической идеологии. Здесь, возникает трудность такого рода, что отечественные разработки по этой теме, относящиеся главным образом к советскому периоду, обусловлены жесткими идеологическими установкамив: соответствии с которыми: домарксов социализм: является донаучным I и утопическима значит,. не имеет самостоятельного значения для политической науки7. В связи с этим потребовался пересмотр целого ряда: утвердившихся в: нашем! обществоведении" положенийв.

1976, Huntigton S. Conservatism as an ideology. // The American Political Science Rewiew. 1957, № 51 и JP.

4 См., в частности: Benoist A. Vue de droite. Antfaologie critique des idees contemporaines. P., 1977.

7 Посвященные социалистической идеологии работы как отечественных, таки зарубежных исследователей будут подробно проанализированы в соответствующих разделах диссертации. Пока лишь ограничимся указанием на. такие исследования, как книги акад.: В. П. Волгина (Очерки по истории сенсимонизма, M., 1926 (3-е изд.), Сен-Симон и сен-симонизм. М.-Л, 1925), А. Аникпггейна (Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М.-Л., 1926). Из постсоветских исследований следует указать работы' Е. А. Самарской, посвященные динамикеразвития социалистической идеологии (См.,. в частности: Левые начала и конца XX века: смена парадигмы. Автореф. диссерт.. докт. полит, наук. М., 2003). Из классических дореволюционных исследований можно назвать книгу Б. Н. Чичерина «Сен-Симон и, его школа», 1901; Ю Иванова «Сен-Симон и сен-симонизм» (из ученых записко московского ун-та). первую очередь в отношении оценки французского социализма исключительно как утопического. Прежде всего это касается общей оценки утопического сознанияпри: анализе которого мы руководствовались общими установкаминамеченными в работах К. Мангейма, а также новейшимиисследованиямишо’проблемам:утопиисодержащимися?в трус дах отечественныхизарубежныхобществоведов. При этом нас интересовало главным образом политическое: измерение утопического сознания и его роль в становлении политической мысли Франции XIX в.

Следует, — однако, отметить, что анализ: генезиса: политических идеологий в рамках диссертационного исследования: имел не самостоятельное значение, а был подчинен другойболее общей задаче исследования просвещенческих идей и их роли: в становлении и развитии идеологий. Поэтому в орбиту нашего исследования! был: вовлечен значительный пласт трудов з (в s первую очередь Э. Кассирера-, Ф. Мейнеке, Г. Гусдорфа, С. Гойяр-Фавр и др.), в которых Просвещение предстает в качестве единого и вместе с тем противоречиво-динамичного проблемного поля. Вместе с гем в больше работ, посвященных философии Просвещения во Франции собственно философские идеи, их эволюция и борьба рассматриваются: в: контексте общей духовной жизни Франции: того? периода- - сквозь призму установок и: задач? собственно просветительского (движения: Мы же сформулировали свою исследовательскую задачу в ином: плане, выделение собственно политико-философского > аспекта: просвещенческого мировоззрения: целью выявления! теоретических предпосылок и внутренних закономерностей: развитияфранцузскойполитической мысли.

M, 1901, а также обзорный: труд Г. В. Плеханова Французский > утопический социализм XIX: века. (Соч., т. XVIII. М., 1925). s См., в частности: Marin L. Utopiques, jeux d' espace. P., 1973; Manuel F.E. Utopias and Utopian thought. Cambridge, 1966; Idem. Utopian thought in the Western world.: Cambridge, 1979; Shklar J. After Utopia. The deckin of political faithPrinceton, 1957; Dubois C.-G. Problemes de 1* utopie. P., 1968; Desanti D. Les socialisms de l" utopie. P., 1968: Halevy Histoire du socialisme europeen. P., 1948; Шацкий E, Традиция и утопия. M., 1990; а также работы отечественных исследователей: Межуев B.M. Были ли Маркс утопистом? // Карл Маркс и современная философия. М, 1999; Чаликова В. А. Утопия и свобода. M.*, 1994; Черткова Е. Л. Метаморфозы утопического сознания.// Вопросы философии, 2001, Хг 7. пар.

Цель исследования-. во-первых, определяетсяуказанным выше комплексом вопросов, связанных с необходимостью комплексногосистематического анализа влияния фундаментальных принципов" Просвещения i на становление и развитиеполитической: мысли? во Франции в конце XVIII—XIX вв.еков. Во-вторых, наш анализ направлен ¦ на то, чтобы уяснить, с однойстороны, продуктивную роль этих принципов"в расширении и углубленииполяполитико-философского исследования, а с другой — выявить их внутренние противоречияпридававшие этому развитию особыйдинамизм и драматичность. Наконец, в-третьих,. проследить,, привелоли * разрешение тех или иных из этих противоречий г к формированию? новыхпринципов, существенным" образоммодифицирующих парадигму нововременного политического проекта.

Это предполагает решение следующихисследовательских задач:

— выделить основные философские принципы Просвещения, которые оказали наибольшее влияние на формирование политическоймысли Франции эпохи буржуазных революций;

— проанализировать процесс восприятия этих принципов1 представителями различных школ и течений французской политической мысли;

— восстановить генезис: формирования* основных идеологических образований? (политико-философских оснований? либерализма, консерватизма и социализма), выявить и проанализировать его специфику на французской почве;

— осмыслить развитие этих идеологий: как ответ на вызовы и противоречия Просвещения.

Методология исследования определяется общими целями и задачами работы. Избранный-ракурс анализа политической: мысли: Франции конца XVIII—XIX вв. обусловил определенный? способ отбора и подачи рассматриваемого материла, выбор персоналий и круга проблем, степень обстоятельности и тщательности? их рассмотрения: Мы: не стремились воссоздать картину развития французской политической мысли избранного периода: во всей ее полноте, нас интересовал в первую очередь постановка и генезис определенного круга проблем, наиболеесущественных, на наш: взгляд, для французской политической? мысли. Данными: обстоятельствами объясняется! некоторая: неравномерность в освещении: того или иного автора, школы или направления: мы стремились наиболее подробно изложить ипроанализировать * наиболеерелевантные или репрезентативные с точки зрения основных задач и целей исследованияУчитывалась также и степень освещенностии: разработанности той: или? иной темы в отечественной литературе, чем объясняется в ряде случаев эмпирически-описательное изложение воззрений: некоторых мыслителей: В целом мы стремились найти оптимальное сочетание: принципов эмпирического, максимально точного и конкретного изложения" материала и его теоретическойпроблемно-содержательной реконструкциивыявления, сущности: и внутренней’логики: мыслительных процессов, не всегда адекватно осознаваемых их непосредственными участниками.

Научнаяi новизнаz и основные результаты• исследования. Диссертационное исследование представляет собой первую в отечественнойистории политической науки: систематическую реконструкцию политико-философской традиции: во Франции конца XVIII—XIX вв. При этомш: работе дан не просто анализ основных направлений и школ французской: политическоймысли, но предпринятапопытка выявить философские: основания размежевания: этих: направлений исходя: из отношения представителей различных школ к просвещенческим! принципам, их принятия или неприятия главных политико-философских принципов, разработанных предшествующей традицией. Тем самым, эволюция французской политической мысли изучаемого исторического периода представлена как борьба между идеями Просвещения и контрпросвещения, приводящая к существенному расширению проблемного поля политической науки, к постановке и попыткам разрешения таких актуальных проблем, как соотношение либерализма и демократии, возникновение и закономерности становлениягражданского общества в его отношении к государственным институтам, проблема? субъекта политического действия и границ его возможностейпроблемасоотношения рационального и вне-рационального и др.

В диссертации выделяются три центральные проблемы, вокруг которых были, сфокусированы, всеосновные дискуссиимежду представителями различных школ политической мысли. Это, во-первых, проблемаиндивида как основы политического проекта Современностиво-вторых, проблема Разумакак средства постижения иi преобразования социально-политического универсумаи в-третьих, идея прогресса как основыполитических стратегийПроцесс переосмысления этих идей в новом? политическомконтексте, каковым сталаФранцияэпохи, буржуазно-революционных преобразованийсущественным! образом? модифицировалаи- актуализировала французскую политическую: мысль, сделал ее более гибкой и адаптируемой к реальным политическим условиям;

Научная новизнаи: значимость диссертации? состоит в том, что в ней на основе обширного и малоизвестного материалапо истории? политической мысли во Франции дается принципиально новая оценка ее действительного? местаи значения: в истории? европейской? политической мысли? Нового времениБудучи в силу целого ряда' причин особым? этапом* этой историифранцузская политическая? мысль воспроизвела? и усилила глубинные: противоречия политическоймыслипросвещения? и тем самым сделала их предметомкритической рефлексии, поставив на? повестку дня задачу их теоретического преодоления и разрешения. Анализ французской политической? мыслиэпохи? буржуазных революций? позволяет охарактеризовать ее как самостоятельный, завершающий и одновременно переходный период в истории политической мысли, положивший начало критическом отношению к политическому проекту Современности.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что представленный в нем обширный фактический материал? может быть использован для изучения и преподавания курса истории политической мыслина политологических, отделениях вузов и колледжей ¦ для разработки. учебных^ курсов^ и программ. Устраняя существенные пробелы в отечественной истории политической науки, основная концепция диссертации позволяет преодолеть многие устаревшие стереотипы и упрощенные представления о возникновении и эволюции «великих идеологий» — либерализма, консерватизма и социализма. Факты и выводы, содержащиеся в диссертации могут послужить основой для дальнейших углубленных исследований процесса развития политической мысли Нового времени, для обсуждения многих традиционных, но всегда актуальных и острых вопросов политической науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Острые контроверзы между «старыми» и «новыми» можно, наверное, уже считать одной из форм развития философской мысли. Дискуссии между сторонниками и противниками проекта' Модерна относятся к спорам такого родаЧем для современного: человека, живущего в начале Ills тысячелетияпредстает проект Просвещения — «незавершенным проектом» или: «управляемымрасчетом и произволом, которые непонятны человеку и разрушительно бесцельны»? Ответ на этот вопрос предполагает выявление возможностей: (или принципиальной: невозможности) развития: основных теоретических установок, лежащих в основе просвещенческого проекта, применительно к новым реалиям нового мира:

Проведенный анализ позволил выявить основные вехи модификации политического проекта Просвещения применительно к такой стране, как Франция, прошедшей в XIX столетии через череду буржуазно-демократических революций и переживавшей полосу серьезной! экономической, политической и социальной! модернизации. Бурные политические катаклизмы во' Франции i XIX векапозволили: высветить основные противоречия и слабости политической теории, предложенной ранней Современностью. В теоретическом плане это привело к формированию новых идеологических образований, которые, будучи укорененными в философии Просвещения, вместе с тем существенным образом модифицировали ее либо, подобно консервативной идеологии, породили антитезу просветительскому проекту.

В ходе предпринятого исследования были выделены три основные проблемы, решение которых, на наш взгляд, в последующем? во многом? определяло фон политико-философской рефлексии в целом: Внутренние противоречиязаложенные в: самойих изначальной? формулировке в предшествовавший XIX веку период, и? были той? движущей? силой, что предопределила развитие политической мысли во Франции;

Внутренние противоречия? принципа? индивидуализма? и? принципиальная? неспособность, политической? философии непротиворечиво-объяснить с этих позиций становление общественного и политического порядка: приводят к размыванию самого основания? буржуазно-либеральной? теории, а также: к тому, что вопрос о возможности: такогоиндивида стать, матрицей: правопорядка? заменяется: контекстуальным? анализом: взаимоотношений: такого е индивида в политическом пространствеЯркий образ «человека-, затерянного в толпе" — высвеченный Л. де Токвилем,. прекрасно иллюстрирует эти трудности? раннелиберальной теории» и одновременно открывает путь, к новому осмыслению этого фундаментальногоs принципа.&bdquoТаким образом, изменяется само понятие индивида, которое теперь уже не столько направляет и формирует политическую рефлексию, сколько само? становится? функцией? нового понимания: политики и политического- «Принятие свободы индивидов- — пишет в этой связи К. Лефор, — того, что каждый из них не сводим к другому, связано с приданием большого значения политическому обществу, которое обнаруживаетновую? восприимчивостьк: непознаваемому и неукротимому. И одновременнотенденция этого общества? запрещает-., полное видение общественного бытия, куда был бы включен каждый"''10. Эта линия развития политической философии, намеченная: вполтико-философском дискурсе XIX столетия, приведет в веке XX к признанию того, что «парадигма познания предметов должна смениться парадигмой.

310 Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века), с. 225. взаимопонимания-между субъектами, способными рассуждать и действовать"311.

Что касается принципа всевластия и универсальности Разума как базового * постулата Просвещениято XIX век еще не воспринимал: всю его трагичность. Разум-законодатель, монологичный Разумеще: предопределяет развитие политической? рефлексии, еще: непоколебима вера' человека в то, что с его помощью он может стать властителем природы и построить справедливое, свободное общество. Для либералов Разум «выступает: вкачестве единственногозаконного Суверена, который? устанавливает общественную и политическую справедливостьдля социалистов 1 он? является? основой научной организации обществакоторая? одна только и способнапреодолеть последствияреволюционногокризисаи- поднять общество на новый этап его эволюции: Разум, отождествляемый с моральностью и правом, противопоставляется- «неразумию», котороедолжно быть уничтожено любойценой, чтобы впоследствии на «расчищенном» от векового гнета предрассудковместе можно было реконструировать общество на вполне разумной основе.

В отличие от принципа индивидуализма, развитию и преодолению внутренних противоречий которого способствовала имманентнаякритикаэтот просвещенческийпостулат подвергается критике извне, со стороны противников: просвещенческого проекта. Политическому априоризму Разума консервативнаякритикапротивопоставляет детерминацию * и опосредование: Разумавсем: человеческимопытоми- историейФранцузскиеконсерваторы поставили? под сомнение асбтракно-гуманисическое понимание человека исключительно как, мыслящего существа и, следовательночем более погруженного в практику, тем дальше отстоящего от задаваемых разумом ценностей. Отказ от идеи моральной автономии личности, бывшей: для либеральной мыслисинонимом свободы, привел консерваторов к противопоставлению просве.

311 См.: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., Весь мир, 2003, с. 306. щенческому принципу рационализации политического принципа опосредования сознания и связанной с ним моральности бессознательными, «пред-рассудочными» моментами. Отсюда и? понимание ими политики как постоянно соотносимой с опытом и историческим знанием, тесно зависимой от последнего.

Консервативная* критикапросвещенческих идейво многом способствовалаустановлениютесных взаимосвязеймежду политическойфилософией-и-философией-истории.' История выступает в качестве момента, призванного опосредовать действие, направленное на: воплощение истиныРазума. Тем самымв, политическую концепцию — вносится^ известный динамизм, ограниченный, однако, признанием существования: некоего- «начала» илиистока истории, каковымв раннем — французскомконсерватизме выступает, как. правило, божественноеПровидение. Именно* принципы исторического мышления, призванные смягчить жесткий-априоризм статичного в своей истине? Разума привносят французские либералы в свою политическую концепцию. И хотя история еще воспринимается? имикак. единое прогрессивное движение всего человечества, устремленного к идеалам Справедливости и Свободы, уже: в середине XIX столетия появляются идеи, пробивающие брешь в этом «историческом универсализме». Впервые на французской почве возникает мысль о томчто историяне представляет собойединого: процесса, что Разум управляет развитием далеконе всякого общества и что он не всегда синонимичен понятию цивилизации.

Сформулированные консервативной мысльюпринципы, альтернативные Просвещениюпредставлялисобой• особый «стиль мышления», существование которого существеннымобразом влияло на развитие либеральных идей f во ФранцииВ результате, как было выявлено в ходе анализа, сам французский либерализм приобретал > в значительноймере консервативную окраску, что и составляет специфику этого идеологического образования на французской почве.

Наконец, развитие идеи прогресса в политической мысли Франции, ее обогащение ранне-позитивистскими?концептами привело к формированию обширного поляфазнообразных по своей окраске социалистических теорийС одной? стороны, эти теории, выражая, чаяния обездоленных? и пострадавших в-ходе? революционных событиймасс и заявивших о себе как о грозной социально-политической силе, в теоретическом плане питались" универсалистскойпросвещенческой? веройв возможность счастья и справедливости для подавляющего большинства гражданС другой же — выступалипротив порожденных Просвещениемлиберальных интерпретацийидей свободы и равенства. В отличие: от широкораспространенной точки зрения! на: утопичность ранних социалистических доктринобусловленной? его? «ненаучностью», вработе сделан s вывод с о томчто * так называемая утопичность, и обусловлена указанной противоречивостью. На основе определения, утопического сознания как трансцендирующего окружающее его бытие и направленного науничтожение: его структуры, была предпринята попытка выявить, какой из элементов этого сознания выполняет основную функцию активного, деятельного отрицания. Был ¦ сделан? вывод о переходе от утопии? Просвещения (внепространсвтенного мышления) к а-хрониипозитивной: концепции: длительностивыступающей: источником: прогресса: и постулирующей: политику улучшения: реальности: Утопия! с этой точки зрения предстает не просто как проект идеального государственного устройства, возможностьреализации которого ставитсяподсомнение господствующими? формами? политического? сознания, а: как специфическое измерение политического сознания вообще.

Таким образом, как: показывает проведенное исследование, политическийпроект Современности, основы которого были? заложены? фи-лософско-политической мыслью Просвещения, не является внутренне однородным и аморфным образованием. Политическая мысль XIX века в своем стремлении преодолеть противоречия просвещенческого нолитического универсализма идет по пути кардинального пересмотра просвещенческих идеалов, доходящего до прямого их отрицания. Это была своего рода борьба с Просвещением как на его собственной основе, так и с помощью открыто противостоящих ему принципов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Шотландская философия века Просвещения. М. ИФ РАН- 2000.
  2. Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999.3- Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., Научный мир, 20 031
  3. Т.А. Демократия как идея и процесс. // Вопросы философии, 1996 № 6.
  4. Алексеева"Т.А. Либерализм как политическая идеология. // Политая, 2000, № 1, с. 116−130.
  5. А. Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение. М.-Л., 1925.
  6. Р. Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб., Университетская книга, 2000-
  7. Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., РГГУ, 2000.
  8. Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., Азбука-Классика, 2001.
  9. И. Контрпросвещение. // Грани. М., 2001, т. 56, № 198.
  10. М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1997.
  11. Л.П. Идейно-методологические основы исторической концепции А. Токвиля. Автореферат дис.. канд. ист. наук. М., 1995.
  12. В.П. Очерки по истории сенсимонизма. 3-е изд. М., 1926.
  13. В.П. Сен-Симон и сенсимонисты. М.-Л., 1925.
  14. Вольтер. Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль. М., 1924:
  15. Вольтер. Статьи и материалы. М., 1948-
  16. Вольтер. Философские сочинения. М., Наука, 1989-
  17. М. Многоликий либерализм: XIX век и: современный- взгляд на «национальные особенности». // Неприкосновенный (запас. 2002, № 3.
  18. Гобино :<�¦Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас- М., OJIMA-ПРЕСС, 2001.
  19. А.Д. Политические теории XIX века. II Градовский А. Д. Собр. соч- в 9-ти т., М., 1897−1904. Т. 3, М., 1899.22: Гримм Э. Д. Политические воззрения И. Тэна. СПБ, б/д.
  20. Дегтярева: М. И. Традиция: модель или перспектива?' II Полис, 2003, № 5.
  21. И.О. Либерализм во Франции в XIX веке: к вопросу о целостности! политической доктрины. II Культурный слой. Исследования по истории европейской культуры. Калинишрад, 2001, выи. 2.
  22. И.О. Политическая теория А. де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат дис.канд. ист. наук. Калининград, 2004.
  23. Дестю де Траси А.-Л. Элементы идеологии. II Метафизические исследования. Вып. 11, СПб., 1999.
  24. Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, «Феникс», 1997.
  25. Европейский либерализм в Новое время: теория и практика: Под ред. Пожарской С. П. М., Наука, 1995.
  26. А.И. Шатобриан и Великая французская революция. // Ставропольский альманах интеллектуальной истории. Ставрополь, 2002, вып. 2, с. 129−136.
  27. В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., Axioma, 1996.
  28. Иванов И: Сен-Симон и сенсимонизм. Из ученых записок Московского ун-та. М., 1901.
  29. Изложение учения Сен-Симона. M.-JL, Наука, 1947.33- Исследования по консерватизму. Пермь, 1994-
  30. История в Энциклопедии Дидро и Д' Аламбера. Л., Наука, 1978.35- Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума- М, Гос. соц.-эк. изд-во, 1936.
  31. В.А. Апология человеческого (Предпосылки и контуры- консервативного философствования). // Вопросы философии, 2002- № 9, с. 68−80:
  32. В.М. был ли Маркс утопистом? // Карл Маркс и современная философия. М., 1999−38: Либерализм на Западе в XVII—XX вв. Под ред. Соргина B.C. М., Наука, 1999.
  33. Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998.
  34. Э. Путь в Икарию, в 2-х т. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1948.
  35. И. Основы метафизики нравственности. М-, Мысль, 1999.
  36. .Г. Современность как предмет политической теории. М., РОССПЭН, 1998.
  37. .Г. Спор о прогрессе. // Космополис, 2004, № 2.
  38. .Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах. // Полис, 1994, № 3.
  39. К. Воображаемое установление общества. М., Гно-зис-Логос, 2003.
  40. Классический французский либерализм. М., РОССПЭН, 2000.
  41. . Об Узурпации- //О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., Наука, 1995.
  42. . О свободе у древних в ее сравнении со свободой- современных людей- // Полис, 1993, № 21
  43. Лефор К: Политические- очерки (XIX-XX вв.). Ml, РОССПЭН, 200 0151L Люблинский B.C. Идея прогресса и восприятие действительности у Тюрго и Кондорсе. // Диалог, со временм. Альманах интеллектуальной истории- М, 2000- вып. 3, с. 264−272.
  44. Г. Избранные произведения. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950.
  45. К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994.54! Мейнеке Ф. Зарождение историзма. М., РОССПЭН- 2004:55-- Местр Ж. де. Размышления о? революции- во- Франции- М., РОССПЭН, 1997.
  46. . де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., Алетейя- 1998.
  47. Ш. Л. О духе законов. М., Мысль, 1999.
  48. Мор Т. Утопия. М., Наука, 1978.
  49. Новалис. Христианство или Европа. // Новалис. Гимны к ночи. М., Энигма, 1996.
  50. Е.Л. Политические взгляды" Б. Констана. Автореферат дис.. канд. ист. наук. М., 1994.
  51. Г. В. Французский утопический социализм XIX века. Собр. соч., т. XVIII. М., 1925.
  52. . Анархия по Прудону. Б/м, 1874.64: Прудон П. Ж. Что такое М, Республика, 1998:
  53. Л.В. Социализм- и либерализм во Франции в середине XIX в. Автореферат дис. .докт. ист. наук. М., 1999-
  54. М.В. Критика — «универсализма» в философии французских «новых правых». Автореферат дис-. .канд. филос. наук. М., 2004-
  55. М.В. Опыт консервативной критики- М., Прагматика- культуры, 2002:68: Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти т. М., 1901−1910−69-. Ренан Э. Что такое нация? СПб., 1904:
  56. А. Эра индивида. С.-П., «Владимир Даль», 2002:.
  57. М. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1965.
  58. Руссо- Ж.-Ж. Об Общественном- договоре. М., Канон-Пресс-Ц, 1998:
  59. Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты. СПб., Наука, 1995-
  60. Сен-Симон А. де. Избранные произведения в 2-х т. М.-Л., Наука,. 1948:
  61. Э.Ю. Теория- «общественного договра» и кантовское моральное обоснование права: // Философия Канта- и современность. М., Мысль, 1974.
  62. Сталь А.-Л.-Ж. де- Десять лет в изгнании: М., ОГИ, 2003:
  63. Танынина Н. П: Социально-политические взгляды и государственная деятельность Ф. Гизо. Автореферат дис:. канд. ист. наук. М, 1999.
  64. Е.В. Органицизм как: методологическая ориентация-консервативной правой философии: // Право и политика. ., 2000, № 10, с. 14−28.
  65. А. де. Демократия в Америке. М., Прогресс, 1992.85- Токвиль А. де. Старый? порядок: и революция. М., Московский философский фонд, 1997—86. «Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., Юрист, 19 941
  66. Т.В. Идея нации в политической культуре:Франции- Автореферат диссертации. канд. ист. наук. М., 1999.
  67. Тырсенко* А.В. Фельяны- У истоков? французского? либерализма- М., 1999.
  68. Тэн И. Происхождение современной Франции, в 5-х т. СПб, 1907.
  69. Тюрго А.-М. Избранные философские произведения. М., Гос.соц.-эк. изд-во, 1937.
  70. Н.И. Человек в мире утопии. // Человек в современных философских концепциях. Материалы II международной конференции. Волгоград, 2000.
  71. Э. Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века. М., 1900.
  72. Р. Развитие французской общественно-политической мысли в годы II Республики (1848−1851). Автореферат диссерат-ции. канд. ист. наук. М., 1992.
  73. Французский либерализм в прошлом и настоящем. М. 2001.
  74. М. Слова и вещи. СПб., A-cad, 1994.
  75. Ш. Избранные произведения- в 4-х т. М.-Л., Изд-во? АН! СССР--1951.
  76. Ю. Философский дискурс о модерне. М., весь мир- 2003.
  77. Цицерон. Трактаты. М., Мысль, 1999.
  78. В.А. Утопия и свобода. М., 1994.
  79. Черткова -Е.Л- Метаморфозы утопического сознания. // Вопросы философии, 2001, № 7.102: Чичерин Б. Н: Сен-Симон и его школа- М., 19 011
  80. Е. Традиция и утопия. М-, Прогресс, 1990.
  81. К. Глоссарий: заметки 1947−1951. // Реферативный журнал „Социальные и гуманитарные науки“, сер. 4, 1988, № 1.
  82. Штраус Л: Введение в политическую философию. М., Праксис, 2000.
  83. Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Юм Д. Соч- в 2-х т., т.1, М, 1996.
  84. М. Физиология Символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана. Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М., 2004.
  85. Abensour М. La philosophie politique de Saint-Just. // Annales histori-ques de la Revolution frangaise. 1966, № 1−3.
  86. Allison L. Right principles: a conservative philosophy о Г politics. Oxford, 19 841 Benoist A. de. Vue de droite. Anthologie des idees contem-poraines. P., 1977.
  87. Althusser L. Montesquieu. La politique et 1' histoire. P., 1959.
  88. Ansart P., Les ideologies politiques. P., PUF, 1974.115- Ansart P. Saint-Simon. P., PUF, 1969.
  89. Ansart P. Marx et anarchisme. Essai sur les ideologies de Saint-Simon, Proudhon et Marx. P., PUF, 1969:
  90. Ansart P. Naissance de Г anarchisme. Esquisse d' une explication so-ciologique du proudhonisme. P.!, PUF, 1970-
  91. Ansart P. Proudhon. P., PUF, 1984.
  92. Ansart P. Sociologie de Proudhon. P., 1967.
  93. Badinter E., Badinter R. Condorcet. Un intellectuel en politique. P., 1988.
  94. Bagge D. Les idees politiques en France sous la Restauration. P., 1952.
  95. Balaye S. Madame de Stael. Lumieres et liberte. P., 1979.
  96. Bastid P. Sieyes et sa pensee. P., Hachette, 1939.
  97. Bastier J. La pensee politique de L. de Bonald. // Memoire, 1986, V, p. 37−63.
  98. Barrante G.-P. La vie politique de Royer-Collar, en 2 v. P., 1864.
  99. Barret-Kriegel B. Les droits de Г homme et le droit naturel. P., 1989.
  100. Bartes R. Sade, Fourrier, Loyola. P., Ed. du Seuil, 1971.
  101. Barzellotti C. La philosophie de H. Taine. P., 1900.
  102. Bastied J. La pensee politique de L. de Bonald. II Memoire, 1986, V.
  103. Bayle F. Les idees politiques de J. de Maistre. These. P., 1945.
  104. Benichou P. Le temps des prophetes. P., 1977.
  105. Billard J: De 1' Ecole a la Republique: F. Guisot et V. Cousin. P., PUF, 1998.133: Boas G. French philosophers of the romantic period. NY., 1964:
  106. Bouvier M- L' Etat sans politique. Tradition et modernite. P., 1986.
  107. Bonald L. de. Legislation primitive consideree dans les derniers temps par la seule lumiere de la raison, en 3 v. P., 1842.
  108. L. de. (Euvres. P., 1818−1829.
  109. Bonald L. de. Theorie du pouvoir politique et religieux. P., 1966.138: Boudon R. Un puvoir social: variations sur un theme de Tocqueville. // Revue des sciences morales et politiques. 1992, № 4, p. 531−559.
  110. Bougie C., Halevy E. Doctrine de Saint-Simon. P., Riviere, 1924:
  111. Braud Ph., Burdeau F. Histoire des idees politiques depuis la revolution: P., 1983.
  112. Bravo G.-M. Les socialistes avant Marx. P., PUF, 1970.
  113. Broglie G. de. Guisot. P., Perrin, 1990.
  114. Broglie G. de. L' orleanisme: la resource liberate de la- France. P., 1981.144: Broglie G. de. Guisot. P, Peerin, 1990.145: Brunschvicg L. Le progres de la conscience dans la philosophie occi-dentale. En 2 v. P., 1927.
  115. Cabanis P.-J.-G. CEuvres philosophiques, en 2 v. P., 1981.
  116. Charlety S. Histoire du saint-simonisme. P., 1931.
  117. Chateaubriand F.R. de. De la monarchie selon la Charte. P., 1816.
  118. Chateaubriand F.R. de. De la Restauration et de la monarchie elective, ou reponse al? interpellation de quelques journaux sur mon refus de servir Ie nouveau gouernement. P., 1831.
  119. Chateaubriand F.R. de. Le Genie du christianisme. P, 1929:
  120. Chateaubriand! F.R. de. Melanges politiques et litteraires. P, Didot, 1845.
  121. Chatelet F., Mairet G. Les Ideologies, en 2 v. P., 1978.
  122. Chatelet F., Duhamel O., Pisier-Kouchner E. Histoire des idees politiques. P., 1982.154: Chaunu P. La Liberte. P., 1987.155- Chaussinaud-Nogaret G. Voltaire et le siecle des Lumieres. Braxelles, 1994.
  123. Chevalier J.-J- Histoire de la pensee politique, en 3 v. P., 1979.
  124. Chevrillon A. Taine. Formation de sa pensee. 8-e ed- P., 1932.
  125. Cladis M.S. A. communitarian i defense of liberalism. E. Durkheim. Stanford, 1992.
  126. Clement N.H. Romantism in France. NY, 1939.
  127. Cochin A. L' esprit du jacobinisme. P., PUF, 1979.
  128. Comte A. CEuvres completes, en 12 v. P., Anthropos, 1968.
  129. Comte A. Systeme de politique positive, en 4 v., 2-е ed. P., 1879−1883.
  130. Condorcet J.-A. (Euvres completes, P., 1847−49-
  131. Constant B. Commentaire sur Filangieri, en 2 v. P., 1822.
  132. Cordelier J.-P. La theorie constitutionnelle de J. de Maistre. P., 1965.
  133. Correspondance entre A. de Tocqueville et A. de Gobineau. P., 1908.
  134. Cresson A. Hippolite Taine. P., 1952.
  135. Dagen J. L’Histoire de Г esprit humain dans la pensee fran^aise de Fontenelle a Condorcet. Lille, Universite de Lille, 1980.
  136. Darl J.-L. J. de Maistre et la Revolution fran^aise. // Information histo-rique, 1986, № 1.
  137. Debout S. L' Utopie de Charles Fourrier: 1' illusion reelle. P., Payot, 1978.
  138. Debu-Bridel J. L' actualite de Fourrier. De Г utopie ou fourrierisrne appliqueP., France-Empire, 1978.
  139. Dedeyan C. Chateaubriand et Rousseau. P., 1973.
  140. Derathe R. J.-J. Rousseau et la science politique de son temps. P., Vrin, 2-е ed., 1970.
  141. DermenghemE. J. de Maistre mystique. P., 1923.
  142. Destut de Tracy A.-L. Elements d' ideologic. 2-е ed. P., 1817.
  143. Dimier L. Les maitres de la contrrevolution au XIX siecle. P., 1907.
  144. Droz J. De la Restauration a la revolution, 1815−1848: P., Gallimard, 1970.
  145. Droz J. Histoire generate du socialisme, en 2 v. V. 1. Des origines a 1875. P., 1972.
  146. Dubois C.-G. Problemes de 1' utopie. P., 1968.
  147. DumontL. Essai sur Г individualisme. P., 1983:
  148. Favre P. Lumieres et Romantisme. Energie et Nosalgie. De Rousseau aMickiewicz. P., 1963:
  149. Favre P. Naissance de la science politique en France, 1814−1914. P., 1989.
  150. Ferry L., Renault A. Philosophie politique, en 3 v. P., 1985.
  151. Filloux J.-C. Individualisme, socialisme et Changement social. E. Durkheim. P., 1977.
  152. Flamamnt M. Histoire du liberaliame. P., PUF, 1988.
  153. Fournieres E. Les theories socialistes au XIX s., de Babeuf a Proudhon. P., 1904:194: Fourrier Ch. (Eures completes, en: 12 v. P., Anthropos, 1966−1968.
  154. Fustel de Coulanges N.D. Questions contemporaines. P., 1922.
  155. Gauchet M. Le desenchantement du monde. P., 1985.
  156. Giddens A. Capitalism and modern social theory. Durkheim Weber. Cambridge, 1972:198: Girard L., Les liberaux, 1814−1875. P., PUF, 1985:199! Girardet R. Myphes et mythologies politiques. P., 1986.
  157. Girardet R1 Un tournant du nationalisme fran^ais. // Revue fran^aise de science politique. P., 1955, № 5.
  158. Guilleman H. Lamartine et la question sociale. P., 1946.
  159. Guiral P. Prevost-Paradol (1829−1870). Pensee et action d' un liberal sous le II Empire. P., 1955.203: Guisot F. De la peine de mort. P., 1971.
  160. Guisot F. Essai sur l’histoire de la France. P., Colin, 1964.
  161. Guisot F. Histoire de la civilisation en France depuis la chute de Г empire Romainjusqu' a: 1789: T. 1−3! P., 1949.
  162. Guisot F. Histoire de la civilization en Europe- suivie de: Philosophie politique: de la souverenaite. Presentepar Rosanvallon P. P., 1985.
  163. Guisot F. Melanges biographiques et litteraires. P., 1868.
  164. Guisot F: Melanges politiques et historiques. P., 1869.
  165. Guisot F. Origines du gouvemement representatif. P., 1879.
  166. Guisot et la culture politique de son temps. // Colloque de la Fondation Guisot -Val Rocher, P., Gallimard, 1991.
  167. Godechot J. La pensee revolutionnaire (1789−1799). P., 1964.
  168. Godechot J. La contre-revolution. Doctrine et action. 1789−1804. P., 1961:
  169. Goldschmidt V. Anthropologie et politique: les principes du systeme de Rousseau. P., vrin, 1971.
  170. Goret J: La pensee de Fourrier. P., PUF, 1974.
  171. Gouhier H. Rousseau et Voltaire. P., 1983.
  172. Goulemont J.-M. Discours, revolutioniet histoire (Representation de Г histoire et le discours sur- le revolutions de Г age classiqu aux Lumieres. P., Inedit, 1975-.
  173. Goulemont J.-M., Launay M. Le siecle des Lumieres. P., 1968.
  174. Gouhier H. Taine et renan. P., PUF, 1987.219: Goyard-Fabre S- La philosophie de droit de Montesquieu. P., Librairie Klincksieck, 1973.
  175. Goyard-Fabre S. La philosophie des Lumieres en France. P., Librairie de Klincksieck, 1972.
  176. Goyard-Fabre S. Philosophie politique. XVI-XX s. P., 1987.
  177. Goyard-Fabre S. Y a-t-il une crise de la souverainete? // Revue internationale de philosophie. 1991, vol. 45, № 179, p. 459−496.
  178. Gusdorf G. La conscience revolutionnaire. Les Ideologues. P., 1978.
  179. Gusdorf G. Les principes de la pensee au siecle des Lumieres. P., 1971.
  180. Halevy E. La formation du radicalisme philosophique, en 3 v. P., 1910.
  181. Halevy E. Histoire du socialisme europeen. P., 1948.
  182. Hargot F. The concept ofliberty in Antiquity and in Modern times. The French Revolution and the Antiquity. // Greeks and Romans in the modern world. P., 1998.
  183. Harpaz E. L' ecole: liberate sous la Restauration, 1817−1820. Geneve, 1968.
  184. Hazard P. Crise de la conscience europeenne. P., 1961.
  185. Hazard P. La pensee europeenne au XVIII s. de Montesquieu a Less-ing. P., 1946.
  186. H. „Les principes de la politique“ de B. Constant. P., 1980.232: Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad, de 1'anglais. P., 1994.
  187. Huntington S- Conservatism as an ideology. // The American Political Science Review. 1957, № 51.
  188. Jallaguier В- Les idees politiques et socials de Lamartine. Montpellier, 1954.
  189. Jouvenel B. de. Les-debut5de 1» Etat moderne. Une histoire des idees politiques au XIX s. P., 1976.
  190. Jullian E. Extraits des historiens framjais du XIX s. P., Hachette, 1922.
  191. Kolm C.-C. Contrat social i liberal: Philosophie et pratique duliberalisme. P., 1985.
  192. Kremer-Marietti A. L' anthropologie positiviste d' Auguste Comte. Lilies, 1980.242- Labrousse R. Destin du spiritueL Note sur J. de Maistre. // Esprit, 1932- № 3.
  193. Labrousse R. Quelques etapes de Г idee nationale. // Esprit, 1934, № 16.
  194. Lacroix B. Durkheim et le politique. Montrere, 1881.
  195. Lamberti J.C. La notion de 1' individualisme chez Tocqueville. P., 1970.
  196. Lamartine A. de. Correspondance, en 2 v., P., 1873.
  197. Lamartine A. de. La Politique de Lamartine: choix de discours et des ecrits politiques, en 2 v. P., Hachette, 1878.
  198. Langlois J. Defense et actualite de Proudhon. P., 1976.
  199. Lefort C. L' ere de 1' ideologic. //Encyclopedia Universalis, vol. 17, p. 75−77.
  200. Lerminier E. Lettres philosophiques adressees a un Berlinois. P., 1832.
  201. Leroy M. Histoire des idees sociales en France, en 3 v. P., 1946−1954.
  202. Leroy M. Les precurseurs franpais du socialisme. De Condorcet a Proudhon: Textes. P-, 1948.
  203. Leroy M. Le socialisme des, producteurs. Henri de Saint-Simon: P., 1924:
  204. Le Bon G. Les opinions et les croyances. P., 1894.255- Lumieres, Utopias, revolutions: esperance de la democratie. // Revue europeenne des sciences sociales. 1989, № 55.256- Luois P. Histoire du socialisme en France. P., 1946.
  205. Lowy M.,. Sayre- R. L' Insurrection- des Miserables. Romantisme en Revolution enjuin 1832. P., 1932.
  206. J. de. (Euvres completes, en 10 v. Lyon, 1882−87.
  207. Maistrte J. de. Lettres et opuscules inedites, en 2 v. P., 1851.
  208. Maistre J. de. Du Pape. P., 1872.264: Marin L. Utopiques, jeux d' espace. P., 1973.265- Manent P. Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lepons. P., 1987.
  209. Manent P. Les Iiberaux. Textes choisis, en 2 v. P., 1986.
  210. Manent P. Naissance de la politique moderne: Machiavel, Hobbes, Rousseau. P., 1977.268: Manent P! Tocqueville et la nature de la democratie. P., 1982.
  211. Manuel F.E. Utopias and Utopian thought. Cambridge, 1966.
  212. Manuel F.E., Manuel F. Utopian thought in the Western world: Cambridge, 1979.
  213. Marin L. Utopique, jeux d' espace. P., 1973.
  214. Muglioni J. Auguste Comte: un philosophe pour notre temps. P., Kime, 1995:
  215. Petitbon P.H. Taine, Renan, Barres. Etude d' influence. P., 1934.282: Petitfils J-C. La droite en France de 1789 a nos jours. 4-e ed.P., 1989-
  216. Petitfils J.-C. Les socialisms utopiques. P. V 1977.
  217. Picavet F. Les Ideologues. P., 1891.285: Pomeau R. Politique de Voltaire. P., 1963.
  218. Prelot M. Histoire des idees politiques en France. P., 1975.
  219. Rebout P. Chateaubriand et «Le Conservateur». P., 1975:292: Reedy W.J. The traditionalist critique of individualism in post-revolutionary France: the case of Louis de Bonald- // History of political thought, 1995- v. 16, is. 1, p. 49−57.
  220. E. (Euvres completes: P., 1947−1952.
  221. Robespierre M. Ecrits, presentes par Mazauric C. P., Ed. Sociales, 1989.
  222. Romantisme et politique, 1815−1851. Colloque de 1' Ecole Normale de Saint-Cloud. P., 1969.
  223. Romantismes et socialisms en Europe, 1800−1848. Actes du Colloque de Lille (1987). P., 1988.
  224. Rihs C. Les philosophes utopists: le myphe de la citecommunautaire en France au XVIII s. P., 1970.
  225. Rosanvallon P. La democratie unachevee: histoire de la souverainetedu people en France. P., PUF, 2002.
  226. Rosanvallon P. Le moment Guisot. P., 1985.
  227. Rosanvallon P. Le people introuvable: histoire de representation de-mocratique en France. P., PUF, 1999.
  228. Royer-Colard P. Les codes fran^ais. P-, 1875.
  229. SchmittC. Political Romantism: Cambridge, 1986.
  230. Shafer B.C. Le Nationalisme. Myphe et realite. 2-е ed. P., 1963.
  231. Shapiro D. The right in France 1890−1919. // St Antony’s Papers. 1962, № 3.
  232. Schapiro J. Condorcet and the rise of liberalism. NY, 1934.
  233. Shklar J. After Utopia. The decline of political faith. Princeton, 1957.310- Simon J. Natural freedom and moral autonomy. // History of politicalthought, 1995, v. 16, is. l, p. 21−36.
  234. Sorian M. Histoire du romantisme en France, en 2 v. P, 1927.
  235. Stael G. de. Considerations sur les principaux evenements de la Revolution fran^aise. P., Ed. Charpentier, 1845.313: Sternell Z. Ni droite, ni gauche. L' ideologic fasciste en France. 2-е ed. P., Ed. du Seuil, 1987.
  236. Strauss L. The Political Philosophy of Hobbes, its Basis and its Genesis. Chicago-London, The University Of Chicago Press, 1952.
  237. Taine H. Du suffrage universel et de la maniere de voter. P., 1872.
  238. Taine H. Histoire de la literature anglaise: Carlyle. P., 1889.
  239. TildJ: L' abbe Gregoire. P., 1946.322: Tocqueville A. de. (Euvres completes. P., Gallimard, 1952.323: Todorov T. Benjamin Constant. La passion democratique. P., 1997.
  240. Touchard J. Histoire des idees politiques, en 2 v. V. 2. P., 1959.
  241. Touraine A. Critique de la modernite. P., 1992.326- Touraine A. Comment sortir du liberalisme. P., 1999.
  242. Triomphe R. Josephe de Maistre. Etude sur la vie et la doctrine d' un materialiste mystique- Geneve, 1968!
  243. Turgot A.-M. (Euvres, en 5 volumes, publiees par Schelle G. P., 19 131 923.
  244. Vachez de Lapouge G. Aryen. P., 1899.
  245. Voegelin E. From Enlightenment to revolution. Duran, 1975.
  246. Voltaire F.M.A. Melanges. P, Ed. Jacques Van Don Heuval, La Ple-iade, 1961.
  247. Voyenne В. Histoire de Г idee federaliste, t. 2. Le federalisme de Proudhon. P., Presse d' Europe, 1973.
  248. Wiess J. Conservatism in Europe, 1770−1945. Traditionalism, reaction and counter-revolution. NY., 1977.
  249. Zarka I.C. Pliilosophie et politique, а Г age moderne. Fondememnts de la politique. P., PUF, 1998.333.334.
Заполнить форму текущей работой