Принципы Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций
Дементьев И. О. Политическая теория, А де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат лис. .канд. ист. наук. Калининград, 2004. Смв частности: Manent P.' Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lemons. P.- 1987 Idem. Tocqueville et la nature de la democratic.- P., 1982; Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad. De • 1'angl. P., 1994; Lamberti… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ ОТ ВЕКА ВОСЕМНАДЦАТОГО К ВЕКУ ДЕВЯТНАДЦАТОМУ (ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФРАНЦУЗСКОЙ? ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX СТОЛЕТИЯ)
- 1. Философско-антропологические предпосылки: индивидуализм m атомистский эгалитаризм
- 21. Эпистемологические предпосылки: рационализация! политического пространства
- 3. Философско-исторические предпосылки: идея прогресса-.50е
- ГЛАВА ВТОРАЯ. СВОБОДНЫЙ ИНДИВИД КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА: МЕТАМОРФОЗЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
- 1. Политико-философские основания логики якобинского террора (Сен-Жюст, и Робеспьер)
- 2. Принцип- индивидуализма в раннем аристократическом французском либерализме
- 3. Модификации либерального индивидуализма: от «индивид-государство» к «индивид-общество-государство»
- глава третья.
- РАЗУМ — ДЕСПОТ ИЛИ СУВЕРЕН?
- 1. Суверенитет разума против суверенитета народа
- 2. Рациональность и пред-рассудочность
- 3. История и традиция против притязаний разума
- ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПУТЯХ ПРОГРЕССА
- 1. Прогресс и утопия
- 2. Позитивная политика как следствие прогресса
- 3. Критика прогрессистских оснований политической теории
Принципы Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Поиски рациональных оснований i политической: практики"в: современных: условиях: очень остро поставили вопрос об универсальности проекта освобождения на путях создания единой: человеческой цивилизации. Вопреки ожиданиям: политические катаклизмы конца XX столетия, крах коммунистической системы привели не: к формированию единых демократических институтов иоснов гражданского общества по западным образцама к волне религиозного и этнического сепаратизма, серии экологических катастрофкризису легитимности: классических демократических институтов: Все это заставило" достаточно' авторитетных западных политологов^ говорить о «саморазрушении» политического проекта Современности, усматривая в нем: ставший? бесполезным и бессмысленным некий аморфный? политико-философский — конструкт, и о принципиальной: невозможности с его позиций объяснить кризисные явления рубежа XX—XXI вв.
В этих условиях представляется! особенно актуальным проанализировать политико-философские основания проекта Просвещения. В представленной: работе: подобный: анализ предполагается: провести: на основе: системного изучения политической мысли: во Франции: эпохи буржуазных революцийВi пользу выбора данного1 предмета: исследованияможно привестинесколько оснований.: Во-первых, французская традиция политико-философской рефлексии — одна из самых насыщенных сложными и развивающимисяконцептуальными схемами, направлениями, течениями и школами. И выбранный период — конец XVIII — XIX вв. — эпоха формирования и расцвета этой богатейшей политической культуры. Во-вторых, Франция в течение этого периода пережила целую череду революционных потрясений, оказавших существенное влияние и на развитие политической мысли. Так, уже Великая французская революция заставила усомниться в возможностиполномасштабной реализации просвещенческих принципов, породила мощную волну контрпросвещенческих настроенийзафиксированных в идеологических построениях раннего консерватизма. Но одновременно > она дала толчок к серьезным модификациям г и трансформациям просвещенческой? мысли г на основе: и • рамках самого проекта МодернаАнализэтих: тенденцийпо нашему мнению, позволяет выявить своего рода «резистентность» и одновременно пластичность просвещенческих политико-философских принципов, и способность, ксаморазвитию и преодолению внутренних кризисов. В-третьих, XIX век, как известно, называют «веком великих идеологий». И, пожалуй, нигде, как во Франции, идеологии как целостные системы" политико-философских,. правовых, аксиологических: принципов, рассмотренных сквозь, призму их примененияк реальным условиям г человеческого существования, не: получили столь — полного и крупномасштабного = развития. Именно французскаятрадицияполитической мысли дала уникальное: сочетание либеральнойконсервативной, националистической концепций, позволившее им подпитыватъся за счет конкурирующих или оппозиционных идейразвиваясь и модифицируясь в соответствии с требованиями эпохи.
Кроме того актуальность исследования определяется также и тем, что анализ процесса эволюции основных просвещенческих принципов во взаимодействии иконфронтации различных школ политической мыслирассмотрение политико-философского творчества отдельных мыслителей: является основанием дляреконструкции и осмысленияреальной проблемно-содержательной ситуации, которая определяла попыткиразрешения глубинных внутренних противоречий политической мысли ранней Современности. В диссертации показывается, что эта ситуация была закономернымявлением, поскольку была обусловлена изначальной противоречивостью философско-антропологических, эпистемологических и историософских предпосылок, породивших такое специфическое явление, каковым была французская политико-философская мысль эпохи буржуазных революций. Впервые со всей очевидностью эта ситуация была выявлена-в ходе Великой французской революции, и в первые послереволюционные годы, однако, сам факт политического кризиса не перерос в кризис духовный, а стал скорее новым импульсом для развития? политической? теории: Духовную ситуацию, сложившуюся: на рубеже XVIII-XIX столетий М. Фуко называл «переменой способа бытия идей», когда «знание включается в новое пространство», происходит-«переломот Порядка к Истории, фундаментальное изменение тех пози-тивностей, которые в течение: полутора веков дали: место стольким примыкающим друг к другу знаниям»!.
Именно" в контексте: осмысления: этой уникальной: духовно-политической ситуациив этих не всегда последовательных и завершенных попытках уяснения: причин * политического кризиса: и? поиска путей выхода из него обозначился круг вопросов, идей и подходовкоторые до сих пор! во многом определяют проблемное: поле политической: философии. Так в пространство политической рефлексии вошли и прочно утвердились. в нем такие важнейшие темы, как сочетание либеральных и демократических: моментов политической теории: (мыслившихсяранее как сугубо противоречащие друг другу), роль традиции в политическом, мышлениивозможная — взаимосвязь рациональных, и: внерациональных способов постижения политической реальностизакономерность и случайность. в политическом процессе, возможность универсального освобождения на: путях всеобщегопрогресса и др. Эпоха буржуазных революций: во Франциидаламиру имена таких блестящих мыслителей-. как Франсуа Гизо и Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр и Луи де Бональд, Клод Анри де Сен-Симон и Опост Конт-.
1 Фуко м: Слова и веши. СПб., A-cad, 1994, с. 243, 246.
Систематический анализ этих процессов позволяет не только лучше и: по-новому понять генезис французской политическоймысли, ее внутреннюю, глубинную связь с идеями Просвещенияно и более адекватно осмыслить своеобразную роль последнего в формировании политической" мыслиСовременностиs и? Постсовременности. № хотя? настоящее исследование: непретендует на полноту освещения политической мысли этого периода-. однакопостановка: и предложенный: вариант решения этих задач представляется! достаточно актуальным*для развития истории политической науки.
Степень разработанности темы исследованияl Несмотря на неослабевающий интерес к истории политико-философской традиции во: Франциив5 отечественном обществоведении список публикаций по интересующей нас теме весьма невелик. Прежде всего бросается: в: глаза: полное отсутствие: крупных монографических: исследований, которые содержали бысистематический анализфранцузской политической мысли. Это главным образом: статьи" в {различных: тематических сборниках, затрагивающие отдельные: историко-политические: аспекты развития" той: или: иной идеологии2, либо диссертационные исследования: по довольно узким и специальным темам * или персоналиям, чаще: всего исторического характера3. Поэтому в нашем исследовании мы руководство.
1 См., в частности: Европейский либерализм и Новое время: теория и практика. Под ред. Пожарской.
С.П. (Институт всеобщей истории), M. V 1995; «Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998; Исследования по консерватизму.-Пермь, .1994; Либерализм на Западе в XVII—XX вв. Под ред.-Соргина B.C. (институт всеобщей истории). M. f, Наука, 1999; Дементьев И. О. Либерализм во Франции в XIX: в.: к вопросу о целостности политической доктрины. // Культурный слой. Исследования по истории европейской культуры. Калининград, 2001; вып. 2, с. 11−17- Габович М. Многоликий либерализм, XIX век и современный взгляд на «национальные особенности». // Неприкосновенный запас, 2002,' № 3, с. 103−109- Тырсенко А. В. Фельяны. У истоков французского либерализма. MJ, 1999; Французский либерализм в прошлом и настоящем. М., 2001.
3 См.: Фармонов Р:! Развитие французской общественно-политической мысли в годы II Республики (1848−1851). М', 1992; Тульчинская T.B. Идея нации в политической культуре Франции. Автореферат дис. канд.ист.наук. М., 1998; Ревякин А. В. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX в. Автореферат дис. докт. ист. наук. М. 1999; Танышша Н. П. Социально-политические взгляды и государственная деятельность Ф. Гизо. автореферат: дис. канд. ист. наук. М., 1999; Сапмин A.M.
Идейное: наследиеА. Токвиля и современная: традиция (Запада. М., 1983; Веремчук Л. П. Идейно-методологические основы исторической концепции Л. Токвиля. Автреферат дис. канд ист. Науквались общими методологическими установками, содержащимися в трудах таких отечественных политологов, как Т. А. Алексеева, А. А Кара-Мурза, Б. Г. Капустин и др. Вместе с тем глубокий и всесторонний анализ творчества отдельных либеральных мыслителей эпохи представлен в трудах зарубежных, в первую очередь французских историков! политическоймысли, таких, например, как П. Манан, М. Гоше, П. Розанваллон, С. Кольм, С. Холмс, КЛефор и др4. Из числа этих работ особенно хотелось бы выделитьтруды ПоляМанана, в которых либерализм предстает как ответ на теолого-политическую проблему, поставленную всем ходом: исторического развитияперед современностью, а также глубокие и: содержательные политические очерки Клода Лефора, где дан анализ политико-философских оснований либеральной идеологии.
Что касается исследований: политико-философских оснований: консерватизмато во французской: историко-иолитической мысли: они" крайне скудны и не отличаются глубокой аналитичностью % В это м отношении гораздо больший интерес представляют основные принципы: анализа консервативной идеологииразработанные К. Мангеймом, который^ отличие от широко распространенного мнения о томчто консерватизм есть лишь «реактивная» идеологиярассматривал его как «исторически — развитую динамическую> структурную* конфигурацию», имеющую: собственную традицию и: собственную внутреннюю логику разви.
Дементьев И. О. Политическая теория, А де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат лис. .канд. ист. наук. Калининград, 2004. Смв частности: Manent P.' Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lemons. P.- 1987 Idem. Tocqueville et la nature de la democratic.- P., 1982; Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad. De • 1'angl. P., 1994; Lamberti J.C. La notion de Г individualisme chez Tocqueville. P., 1970; Jardin A. Alexis de Tocqueville, 1805−1859. P., 1984; Rosanvallon Р/Le moment Guisot. P., 1985; Лефор К. Политические очерки (XIX-XX вв.). М., 2000; Todorov Т. Benjamin Constant. La passion democratique. P., 1997; Kelly G.A. The human comedy: Constant, Tocqueville and French liberalism. Cambridge,' 1992, и др. 5 Здесь можно привести классические очерки Эмиля Фагэ (в русск. пер. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века» М., 1900) и ставшую уже почти хрестоматийной книгу Р. Ремона (La droite en France des la premiere Restauiation a la V Republique. 3-е ed., p., 1968). В остальном жеэто работы,-посвященные исследованию литературно-философского творчества отдельных мыслителей (Ж. де Местра, Лде Бональда, Ф. Р. Шатобриана и др.). Больший интерес в этом отношениипредставляет англоязычная традиция, в рамках которой созданы такие исследования, как: Allison L. Right principles: a conservative philosophy of politics. Oxford., 1984; Weiss Ji Conservatism in Europe. 1770−1945; Traditionalism, reaction and counter-revolution. NY., 1977; O’Sullivan N. Conservatism. L., тия. Особый пласт исследований представляют работы современных французских «новых, правых"6, которые в рамках своей „политической эпистемологии“ проводят глубокую и обоснованную критику просвещенческого и либерального универсализма, противопоставляя ему свой номинализм» с его антиэгалитаризмом и" этно-культурнымдиф-ференциализмом. В последнее десятилетие в отечественной политической, науке появился целый ряд работ, в ¦ которых предпринята попытка: последовательного анализаа также обобщаяюще-теоретического осмысления! консерватизма! как специфического и самостоятельного идеологического явления. Наиболее интересными из них нам представляются? статьиs имонографические исследованияJI.B. Полякова, A.M. Рутке-вича, М. И. Дегтяревой, М.В. РемизоваА.Ф. Филипповав которых анализируются именно политико-философские:основания" консервативнойидеологии и которые: мы: использовалиs в своей: работе в той мере-, в-какой они соответствовали избранному нами ракурсу анализа.
Особый пласт исследований? представляют работы, посвященные социалистической идеологии. Здесь, возникает трудность такого рода, что отечественные разработки по этой теме, относящиеся главным образом к советскому периоду, обусловлены жесткими идеологическими установкамив: соответствии с которыми: домарксов социализм: является донаучным I и утопическима значит,. не имеет самостоятельного значения для политической науки7. В связи с этим потребовался пересмотр целого ряда: утвердившихся в: нашем! обществоведении" положенийв.
1976, Huntigton S. Conservatism as an ideology. // The American Political Science Rewiew. 1957, № 51 и JP.
4 См., в частности: Benoist A. Vue de droite. Antfaologie critique des idees contemporaines. P., 1977.
7 Посвященные социалистической идеологии работы как отечественных, таки зарубежных исследователей будут подробно проанализированы в соответствующих разделах диссертации. Пока лишь ограничимся указанием на. такие исследования, как книги акад.: В. П. Волгина (Очерки по истории сенсимонизма, M., 1926 (3-е изд.), Сен-Симон и сен-симонизм. М.-Л, 1925), А. Аникпггейна (Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М.-Л., 1926). Из постсоветских исследований следует указать работы' Е. А. Самарской, посвященные динамикеразвития социалистической идеологии (См.,. в частности: Левые начала и конца XX века: смена парадигмы. Автореф. диссерт.. докт. полит, наук. М., 2003). Из классических дореволюционных исследований можно назвать книгу Б. Н. Чичерина «Сен-Симон и, его школа», 1901; Ю Иванова «Сен-Симон и сен-симонизм» (из ученых записко московского ун-та). первую очередь в отношении оценки французского социализма исключительно как утопического. Прежде всего это касается общей оценки утопического сознанияпри: анализе которого мы руководствовались общими установкаминамеченными в работах К. Мангейма, а также новейшимиисследованиямишо’проблемам:утопиисодержащимися?в трус дах отечественныхизарубежныхобществоведов. При этом нас интересовало главным образом политическое: измерение утопического сознания и его роль в становлении политической мысли Франции XIX в.
Следует, — однако, отметить, что анализ: генезиса: политических идеологий в рамках диссертационного исследования: имел не самостоятельное значение, а был подчинен другойболее общей задаче исследования просвещенческих идей и их роли: в становлении и развитии идеологий. Поэтому в орбиту нашего исследования! был: вовлечен значительный пласт трудов з (в s первую очередь Э. Кассирера-, Ф. Мейнеке, Г. Гусдорфа, С. Гойяр-Фавр и др.), в которых Просвещение предстает в качестве единого и вместе с тем противоречиво-динамичного проблемного поля. Вместе с гем в больше работ, посвященных философии Просвещения во Франции собственно философские идеи, их эволюция и борьба рассматриваются: в: контексте общей духовной жизни Франции: того? периода- - сквозь призму установок и: задач? собственно просветительского (движения: Мы же сформулировали свою исследовательскую задачу в ином: плане, выделение собственно политико-философского > аспекта: просвещенческого мировоззрения: целью выявления! теоретических предпосылок и внутренних закономерностей: развитияфранцузскойполитической мысли.
M, 1901, а также обзорный: труд Г. В. Плеханова Французский > утопический социализм XIX: века. (Соч., т. XVIII. М., 1925). s См., в частности: Marin L. Utopiques, jeux d' espace. P., 1973; Manuel F.E. Utopias and Utopian thought. Cambridge, 1966; Idem. Utopian thought in the Western world.: Cambridge, 1979; Shklar J. After Utopia. The deckin of political faithPrinceton, 1957; Dubois C.-G. Problemes de 1* utopie. P., 1968; Desanti D. Les socialisms de l" utopie. P., 1968: Halevy Histoire du socialisme europeen. P., 1948; Шацкий E, Традиция и утопия. M., 1990; а также работы отечественных исследователей: Межуев B.M. Были ли Маркс утопистом? // Карл Маркс и современная философия. М, 1999; Чаликова В. А. Утопия и свобода. M.*, 1994; Черткова Е. Л. Метаморфозы утопического сознания.// Вопросы философии, 2001, Хг 7. пар.
Цель исследования-. во-первых, определяетсяуказанным выше комплексом вопросов, связанных с необходимостью комплексногосистематического анализа влияния фундаментальных принципов" Просвещения i на становление и развитиеполитической: мысли? во Франции в конце XVIII—XIX вв.еков. Во-вторых, наш анализ направлен ¦ на то, чтобы уяснить, с однойстороны, продуктивную роль этих принципов"в расширении и углубленииполяполитико-философского исследования, а с другой — выявить их внутренние противоречияпридававшие этому развитию особыйдинамизм и драматичность. Наконец, в-третьих,. проследить,, привелоли * разрешение тех или иных из этих противоречий г к формированию? новыхпринципов, существенным" образоммодифицирующих парадигму нововременного политического проекта.
Это предполагает решение следующихисследовательских задач:
— выделить основные философские принципы Просвещения, которые оказали наибольшее влияние на формирование политическоймысли Франции эпохи буржуазных революций;
— проанализировать процесс восприятия этих принципов1 представителями различных школ и течений французской политической мысли;
— восстановить генезис: формирования* основных идеологических образований? (политико-философских оснований? либерализма, консерватизма и социализма), выявить и проанализировать его специфику на французской почве;
— осмыслить развитие этих идеологий: как ответ на вызовы и противоречия Просвещения.
Методология исследования определяется общими целями и задачами работы. Избранный-ракурс анализа политической: мысли: Франции конца XVIII—XIX вв. обусловил определенный? способ отбора и подачи рассматриваемого материла, выбор персоналий и круга проблем, степень обстоятельности и тщательности? их рассмотрения: Мы: не стремились воссоздать картину развития французской политической мысли избранного периода: во всей ее полноте, нас интересовал в первую очередь постановка и генезис определенного круга проблем, наиболеесущественных, на наш: взгляд, для французской политической? мысли. Данными: обстоятельствами объясняется! некоторая: неравномерность в освещении: того или иного автора, школы или направления: мы стремились наиболее подробно изложить ипроанализировать * наиболеерелевантные или репрезентативные с точки зрения основных задач и целей исследованияУчитывалась также и степень освещенностии: разработанности той: или? иной темы в отечественной литературе, чем объясняется в ряде случаев эмпирически-описательное изложение воззрений: некоторых мыслителей: В целом мы стремились найти оптимальное сочетание: принципов эмпирического, максимально точного и конкретного изложения" материала и его теоретическойпроблемно-содержательной реконструкциивыявления, сущности: и внутренней’логики: мыслительных процессов, не всегда адекватно осознаваемых их непосредственными участниками.
Научнаяi новизнаz и основные результаты• исследования. Диссертационное исследование представляет собой первую в отечественнойистории политической науки: систематическую реконструкцию политико-философской традиции: во Франции конца XVIII—XIX вв. При этомш: работе дан не просто анализ основных направлений и школ французской: политическоймысли, но предпринятапопытка выявить философские: основания размежевания: этих: направлений исходя: из отношения представителей различных школ к просвещенческим! принципам, их принятия или неприятия главных политико-философских принципов, разработанных предшествующей традицией. Тем самым, эволюция французской политической мысли изучаемого исторического периода представлена как борьба между идеями Просвещения и контрпросвещения, приводящая к существенному расширению проблемного поля политической науки, к постановке и попыткам разрешения таких актуальных проблем, как соотношение либерализма и демократии, возникновение и закономерности становлениягражданского общества в его отношении к государственным институтам, проблема? субъекта политического действия и границ его возможностейпроблемасоотношения рационального и вне-рационального и др.
В диссертации выделяются три центральные проблемы, вокруг которых были, сфокусированы, всеосновные дискуссиимежду представителями различных школ политической мысли. Это, во-первых, проблемаиндивида как основы политического проекта Современностиво-вторых, проблема Разумакак средства постижения иi преобразования социально-политического универсумаи в-третьих, идея прогресса как основыполитических стратегийПроцесс переосмысления этих идей в новом? политическомконтексте, каковым сталаФранцияэпохи, буржуазно-революционных преобразованийсущественным! образом? модифицировалаи- актуализировала французскую политическую: мысль, сделал ее более гибкой и адаптируемой к реальным политическим условиям;
Научная новизнаи: значимость диссертации? состоит в том, что в ней на основе обширного и малоизвестного материалапо истории? политической мысли во Франции дается принципиально новая оценка ее действительного? местаи значения: в истории? европейской? политической мысли? Нового времениБудучи в силу целого ряда' причин особым? этапом* этой историифранцузская политическая? мысль воспроизвела? и усилила глубинные: противоречия политическоймыслипросвещения? и тем самым сделала их предметомкритической рефлексии, поставив на? повестку дня задачу их теоретического преодоления и разрешения. Анализ французской политической? мыслиэпохи? буржуазных революций? позволяет охарактеризовать ее как самостоятельный, завершающий и одновременно переходный период в истории политической мысли, положивший начало критическом отношению к политическому проекту Современности.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что представленный в нем обширный фактический материал? может быть использован для изучения и преподавания курса истории политической мыслина политологических, отделениях вузов и колледжей ¦ для разработки. учебных^ курсов^ и программ. Устраняя существенные пробелы в отечественной истории политической науки, основная концепция диссертации позволяет преодолеть многие устаревшие стереотипы и упрощенные представления о возникновении и эволюции «великих идеологий» — либерализма, консерватизма и социализма. Факты и выводы, содержащиеся в диссертации могут послужить основой для дальнейших углубленных исследований процесса развития политической мысли Нового времени, для обсуждения многих традиционных, но всегда актуальных и острых вопросов политической науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Острые контроверзы между «старыми» и «новыми» можно, наверное, уже считать одной из форм развития философской мысли. Дискуссии между сторонниками и противниками проекта' Модерна относятся к спорам такого родаЧем для современного: человека, живущего в начале Ills тысячелетияпредстает проект Просвещения — «незавершенным проектом» или: «управляемымрасчетом и произволом, которые непонятны человеку и разрушительно бесцельны»? Ответ на этот вопрос предполагает выявление возможностей: (или принципиальной: невозможности) развития: основных теоретических установок, лежащих в основе просвещенческого проекта, применительно к новым реалиям нового мира:
Проведенный анализ позволил выявить основные вехи модификации политического проекта Просвещения применительно к такой стране, как Франция, прошедшей в XIX столетии через череду буржуазно-демократических революций и переживавшей полосу серьезной! экономической, политической и социальной! модернизации. Бурные политические катаклизмы во' Франции i XIX векапозволили: высветить основные противоречия и слабости политической теории, предложенной ранней Современностью. В теоретическом плане это привело к формированию новых идеологических образований, которые, будучи укорененными в философии Просвещения, вместе с тем существенным образом модифицировали ее либо, подобно консервативной идеологии, породили антитезу просветительскому проекту.
В ходе предпринятого исследования были выделены три основные проблемы, решение которых, на наш взгляд, в последующем? во многом? определяло фон политико-философской рефлексии в целом: Внутренние противоречиязаложенные в: самойих изначальной? формулировке в предшествовавший XIX веку период, и? были той? движущей? силой, что предопределила развитие политической мысли во Франции;
Внутренние противоречия? принципа? индивидуализма? и? принципиальная? неспособность, политической? философии непротиворечиво-объяснить с этих позиций становление общественного и политического порядка: приводят к размыванию самого основания? буржуазно-либеральной? теории, а также: к тому, что вопрос о возможности: такогоиндивида стать, матрицей: правопорядка? заменяется: контекстуальным? анализом: взаимоотношений: такого е индивида в политическом пространствеЯркий образ «человека-, затерянного в толпе" — высвеченный Л. де Токвилем,. прекрасно иллюстрирует эти трудности? раннелиберальной теории» и одновременно открывает путь, к новому осмыслению этого фундаментальногоs принципа.&bdquoТаким образом, изменяется само понятие индивида, которое теперь уже не столько направляет и формирует политическую рефлексию, сколько само? становится? функцией? нового понимания: политики и политического- «Принятие свободы индивидов- — пишет в этой связи К. Лефор, — того, что каждый из них не сводим к другому, связано с приданием большого значения политическому обществу, которое обнаруживаетновую? восприимчивостьк: непознаваемому и неукротимому. И одновременнотенденция этого общества? запрещает-., полное видение общественного бытия, куда был бы включен каждый"''10. Эта линия развития политической философии, намеченная: вполтико-философском дискурсе XIX столетия, приведет в веке XX к признанию того, что «парадигма познания предметов должна смениться парадигмой.
310 Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века), с. 225. взаимопонимания-между субъектами, способными рассуждать и действовать"311.
Что касается принципа всевластия и универсальности Разума как базового * постулата Просвещениято XIX век еще не воспринимал: всю его трагичность. Разум-законодатель, монологичный Разумеще: предопределяет развитие политической? рефлексии, еще: непоколебима вера' человека в то, что с его помощью он может стать властителем природы и построить справедливое, свободное общество. Для либералов Разум «выступает: вкачестве единственногозаконного Суверена, который? устанавливает общественную и политическую справедливостьдля социалистов 1 он? является? основой научной организации обществакоторая? одна только и способнапреодолеть последствияреволюционногокризисаи- поднять общество на новый этап его эволюции: Разум, отождествляемый с моральностью и правом, противопоставляется- «неразумию», котороедолжно быть уничтожено любойценой, чтобы впоследствии на «расчищенном» от векового гнета предрассудковместе можно было реконструировать общество на вполне разумной основе.
В отличие от принципа индивидуализма, развитию и преодолению внутренних противоречий которого способствовала имманентнаякритикаэтот просвещенческийпостулат подвергается критике извне, со стороны противников: просвещенческого проекта. Политическому априоризму Разума консервативнаякритикапротивопоставляет детерминацию * и опосредование: Разумавсем: человеческимопытоми- историейФранцузскиеконсерваторы поставили? под сомнение асбтракно-гуманисическое понимание человека исключительно как, мыслящего существа и, следовательночем более погруженного в практику, тем дальше отстоящего от задаваемых разумом ценностей. Отказ от идеи моральной автономии личности, бывшей: для либеральной мыслисинонимом свободы, привел консерваторов к противопоставлению просве.
311 См.: Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., Весь мир, 2003, с. 306. щенческому принципу рационализации политического принципа опосредования сознания и связанной с ним моральности бессознательными, «пред-рассудочными» моментами. Отсюда и? понимание ими политики как постоянно соотносимой с опытом и историческим знанием, тесно зависимой от последнего.
Консервативная* критикапросвещенческих идейво многом способствовалаустановлениютесных взаимосвязеймежду политическойфилософией-и-философией-истории.' История выступает в качестве момента, призванного опосредовать действие, направленное на: воплощение истиныРазума. Тем самымв, политическую концепцию — вносится^ известный динамизм, ограниченный, однако, признанием существования: некоего- «начала» илиистока истории, каковымв раннем — французскомконсерватизме выступает, как. правило, божественноеПровидение. Именно* принципы исторического мышления, призванные смягчить жесткий-априоризм статичного в своей истине? Разума привносят французские либералы в свою политическую концепцию. И хотя история еще воспринимается? имикак. единое прогрессивное движение всего человечества, устремленного к идеалам Справедливости и Свободы, уже: в середине XIX столетия появляются идеи, пробивающие брешь в этом «историческом универсализме». Впервые на французской почве возникает мысль о томчто историяне представляет собойединого: процесса, что Разум управляет развитием далеконе всякого общества и что он не всегда синонимичен понятию цивилизации.
Сформулированные консервативной мысльюпринципы, альтернативные Просвещениюпредставлялисобой• особый «стиль мышления», существование которого существеннымобразом влияло на развитие либеральных идей f во ФранцииВ результате, как было выявлено в ходе анализа, сам французский либерализм приобретал > в значительноймере консервативную окраску, что и составляет специфику этого идеологического образования на французской почве.
Наконец, развитие идеи прогресса в политической мысли Франции, ее обогащение ранне-позитивистскими?концептами привело к формированию обширного поляфазнообразных по своей окраске социалистических теорийС одной? стороны, эти теории, выражая, чаяния обездоленных? и пострадавших в-ходе? революционных событиймасс и заявивших о себе как о грозной социально-политической силе, в теоретическом плане питались" универсалистскойпросвещенческой? веройв возможность счастья и справедливости для подавляющего большинства гражданС другой же — выступалипротив порожденных Просвещениемлиберальных интерпретацийидей свободы и равенства. В отличие: от широкораспространенной точки зрения! на: утопичность ранних социалистических доктринобусловленной? его? «ненаучностью», вработе сделан s вывод с о томчто * так называемая утопичность, и обусловлена указанной противоречивостью. На основе определения, утопического сознания как трансцендирующего окружающее его бытие и направленного науничтожение: его структуры, была предпринята попытка выявить, какой из элементов этого сознания выполняет основную функцию активного, деятельного отрицания. Был ¦ сделан? вывод о переходе от утопии? Просвещения (внепространсвтенного мышления) к а-хрониипозитивной: концепции: длительностивыступающей: источником: прогресса: и постулирующей: политику улучшения: реальности: Утопия! с этой точки зрения предстает не просто как проект идеального государственного устройства, возможностьреализации которого ставитсяподсомнение господствующими? формами? политического? сознания, а: как специфическое измерение политического сознания вообще.
Таким образом, как: показывает проведенное исследование, политическийпроект Современности, основы которого были? заложены? фи-лософско-политической мыслью Просвещения, не является внутренне однородным и аморфным образованием. Политическая мысль XIX века в своем стремлении преодолеть противоречия просвещенческого нолитического универсализма идет по пути кардинального пересмотра просвещенческих идеалов, доходящего до прямого их отрицания. Это была своего рода борьба с Просвещением как на его собственной основе, так и с помощью открыто противостоящих ему принципов.
Список литературы
- Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. М. ИФ РАН- 2000.
- Абелинскас Э.Ю. Консерватизм как мировоззрение и политическая идеология (Опыт обоснования). Екатеринбург, 1999.3- Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., Научный мир, 20 031
- Алексеева Т.А. Демократия как идея и процесс. // Вопросы философии, 1996 № 6.
- Алексеева"Т.А. Либерализм как политическая идеология. // Политая, 2000, № 1, с. 116−130.
- Аникштейн А. Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение. М.-Л., 1925.
- Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб., Университетская книга, 2000-
- Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., РГГУ, 2000.
- Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., Азбука-Классика, 2001.
- Берлин И. Контрпросвещение. // Грани. М., 2001, т. 56, № 198.
- Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1997.
- Веремчук Л.П. Идейно-методологические основы исторической концепции А. Токвиля. Автореферат дис.. канд. ист. наук. М., 1995.
- Волгин В.П. Очерки по истории сенсимонизма. 3-е изд. М., 1926.
- Волгин В.П. Сен-Симон и сенсимонисты. М.-Л., 1925.
- Вольтер. Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль. М., 1924:
- Вольтер. Статьи и материалы. М., 1948-
- Вольтер. Философские сочинения. М., Наука, 1989-
- Габович М. Многоликий либерализм: XIX век и: современный- взгляд на «национальные особенности». // Неприкосновенный (запас. 2002, № 3.
- Гобино :<�¦Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас- М., OJIMA-ПРЕСС, 2001.
- Градовский А.Д. Политические теории XIX века. II Градовский А. Д. Собр. соч- в 9-ти т., М., 1897−1904. Т. 3, М., 1899.22: Гримм Э. Д. Политические воззрения И. Тэна. СПБ, б/д.
- Дегтярева: М. И. Традиция: модель или перспектива?' II Полис, 2003, № 5.
- Дементьев И.О. Либерализм во Франции в XIX веке: к вопросу о целостности! политической доктрины. II Культурный слой. Исследования по истории европейской культуры. Калинишрад, 2001, выи. 2.
- Дементьев И.О. Политическая теория А. де Токвиля и французский либерализм первой половины XIX века. Автореферат дис.канд. ист. наук. Калининград, 2004.
- Дестю де Траси А.-Л. Элементы идеологии. II Метафизические исследования. Вып. 11, СПб., 1999.
- Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, «Феникс», 1997.
- Европейский либерализм в Новое время: теория и практика: Под ред. Пожарской С. П. М., Наука, 1995.
- Егоров А.И. Шатобриан и Великая французская революция. // Ставропольский альманах интеллектуальной истории. Ставрополь, 2002, вып. 2, с. 129−136.
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., Axioma, 1996.
- Иванов И: Сен-Симон и сенсимонизм. Из ученых записок Московского ун-та. М., 1901.
- Изложение учения Сен-Симона. M.-JL, Наука, 1947.33- Исследования по консерватизму. Пермь, 1994-
- История в Энциклопедии Дидро и Д' Аламбера. Л., Наука, 1978.35- Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума- М, Гос. соц.-эк. изд-во, 1936.
- Кутырев В.А. Апология человеческого (Предпосылки и контуры- консервативного философствования). // Вопросы философии, 2002- № 9, с. 68−80:
- Межуев В.М. был ли Маркс утопистом? // Карл Маркс и современная философия. М., 1999−38: Либерализм на Западе в XVII—XX вв. Под ред. Соргина B.C. М., Наука, 1999.
- Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998.
- Кабэ Э. Путь в Икарию, в 2-х т. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1948.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. М-, Мысль, 1999.
- Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М., РОССПЭН, 1998.
- Капустин Б.Г. Спор о прогрессе. // Космополис, 2004, № 2.
- Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах. // Полис, 1994, № 3.
- Касториадис К. Воображаемое установление общества. М., Гно-зис-Логос, 2003.
- Классический французский либерализм. М., РОССПЭН, 2000.
- Констан Б. Об Узурпации- //О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., Наука, 1995.
- Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой- современных людей- // Полис, 1993, № 21
- Лефор К: Политические- очерки (XIX-XX вв.). Ml, РОССПЭН, 200 0151L Люблинский B.C. Идея прогресса и восприятие действительности у Тюрго и Кондорсе. // Диалог, со временм. Альманах интеллектуальной истории- М, 2000- вып. 3, с. 264−272.
- Мабли Г. Избранные произведения. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994.54! Мейнеке Ф. Зарождение историзма. М., РОССПЭН- 2004:55-- Местр Ж. де. Размышления о? революции- во- Франции- М., РОССПЭН, 1997.
- Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., Алетейя- 1998.
- Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., Мысль, 1999.
- Мор Т. Утопия. М., Наука, 1978.
- Новалис. Христианство или Европа. // Новалис. Гимны к ночи. М., Энигма, 1996.
- Паршакова Е.Л. Политические взгляды" Б. Констана. Автореферат дис.. канд. ист. наук. М., 1994.
- Плеханов Г. В. Французский утопический социализм XIX века. Собр. соч., т. XVIII. М., 1925.
- Прудон Ж. Анархия по Прудону. Б/м, 1874.64: Прудон П. Ж. Что такое М, Республика, 1998:
- Ревякин Л.В. Социализм- и либерализм во Франции в середине XIX в. Автореферат дис. .докт. ист. наук. М., 1999-
- Ремизов М.В. Критика — «универсализма» в философии французских «новых правых». Автореферат дис-. .канд. филос. наук. М., 2004-
- Ремизов М.В. Опыт консервативной критики- М., Прагматика- культуры, 2002:68: Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти т. М., 1901−1910−69-. Ренан Э. Что такое нация? СПб., 1904:
- Рено А. Эра индивида. С.-П., «Владимир Даль», 2002:.
- Робеспьер М. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1965.
- Руссо- Ж.-Ж. Об Общественном- договоре. М., Канон-Пресс-Ц, 1998:
- Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты. СПб., Наука, 1995-
- Сен-Симон А. де. Избранные произведения в 2-х т. М.-Л., Наука,. 1948:
- Соловьев Э.Ю. Теория- «общественного договра» и кантовское моральное обоснование права: // Философия Канта- и современность. М., Мысль, 1974.
- Сталь А.-Л.-Ж. де- Десять лет в изгнании: М., ОГИ, 2003:
- Танынина Н. П: Социально-политические взгляды и государственная деятельность Ф. Гизо. Автореферат дис:. канд. ист. наук. М, 1999.
- Тимошина Е.В. Органицизм как: методологическая ориентация-консервативной правой философии: // Право и политика. ., 2000, № 10, с. 14−28.
- Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., Прогресс, 1992.85- Токвиль А. де. Старый? порядок: и революция. М., Московский философский фонд, 1997—86. «Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., Юрист, 19 941
- Тульчинская Т.В. Идея нации в политической культуре:Франции- Автореферат диссертации. канд. ист. наук. М., 1999.
- Тырсенко* А.В. Фельяны- У истоков? французского? либерализма- М., 1999.
- Тэн И. Происхождение современной Франции, в 5-х т. СПб, 1907.
- Тюрго А.-М. Избранные философские произведения. М., Гос.соц.-эк. изд-во, 1937.
- Учайкина Н.И. Человек в мире утопии. // Человек в современных философских концепциях. Материалы II международной конференции. Волгоград, 2000.
- Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века. М., 1900.
- Фармонов Р. Развитие французской общественно-политической мысли в годы II Республики (1848−1851). Автореферат диссерат-ции. канд. ист. наук. М., 1992.
- Французский либерализм в прошлом и настоящем. М. 2001.
- Фуко М. Слова и вещи. СПб., A-cad, 1994.
- Фурье Ш. Избранные произведения- в 4-х т. М.-Л., Изд-во? АН! СССР--1951.
- Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., весь мир- 2003.
- Цицерон. Трактаты. М., Мысль, 1999.
- Чаликова В.А. Утопия и свобода. М., 1994.
- Черткова -Е.Л- Метаморфозы утопического сознания. // Вопросы философии, 2001, № 7.102: Чичерин Б. Н: Сен-Симон и его школа- М., 19 011
- Шацкий Е. Традиция и утопия. М-, Прогресс, 1990.
- Шмитт К. Глоссарий: заметки 1947−1951. // Реферативный журнал „Социальные и гуманитарные науки“, сер. 4, 1988, № 1.
- Штраус Л: Введение в политическую философию. М., Праксис, 2000.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе. // Юм Д. Соч- в 2-х т., т.1, М, 1996.
- Ямпольский М. Физиология Символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана. Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М., 2004.
- Abensour М. La philosophie politique de Saint-Just. // Annales histori-ques de la Revolution frangaise. 1966, № 1−3.
- Allison L. Right principles: a conservative philosophy о Г politics. Oxford, 19 841 Benoist A. de. Vue de droite. Anthologie des idees contem-poraines. P., 1977.
- Althusser L. Montesquieu. La politique et 1' histoire. P., 1959.
- Ansart P., Les ideologies politiques. P., PUF, 1974.115- Ansart P. Saint-Simon. P., PUF, 1969.
- Ansart P. Marx et anarchisme. Essai sur les ideologies de Saint-Simon, Proudhon et Marx. P., PUF, 1969:
- Ansart P. Naissance de Г anarchisme. Esquisse d' une explication so-ciologique du proudhonisme. P.!, PUF, 1970-
- Ansart P. Proudhon. P., PUF, 1984.
- Ansart P. Sociologie de Proudhon. P., 1967.
- Badinter E., Badinter R. Condorcet. Un intellectuel en politique. P., 1988.
- Bagge D. Les idees politiques en France sous la Restauration. P., 1952.
- Balaye S. Madame de Stael. Lumieres et liberte. P., 1979.
- Bastid P. Sieyes et sa pensee. P., Hachette, 1939.
- Bastier J. La pensee politique de L. de Bonald. // Memoire, 1986, V, p. 37−63.
- Barrante G.-P. La vie politique de Royer-Collar, en 2 v. P., 1864.
- Barret-Kriegel B. Les droits de Г homme et le droit naturel. P., 1989.
- Bartes R. Sade, Fourrier, Loyola. P., Ed. du Seuil, 1971.
- Barzellotti C. La philosophie de H. Taine. P., 1900.
- Bastied J. La pensee politique de L. de Bonald. II Memoire, 1986, V.
- Bayle F. Les idees politiques de J. de Maistre. These. P., 1945.
- Benichou P. Le temps des prophetes. P., 1977.
- Billard J: De 1' Ecole a la Republique: F. Guisot et V. Cousin. P., PUF, 1998.133: Boas G. French philosophers of the romantic period. NY., 1964:
- Bouvier M- L' Etat sans politique. Tradition et modernite. P., 1986.
- Bonald L. de. Legislation primitive consideree dans les derniers temps par la seule lumiere de la raison, en 3 v. P., 1842.
- Bonald L. de. (Euvres. P., 1818−1829.
- Bonald L. de. Theorie du pouvoir politique et religieux. P., 1966.138: Boudon R. Un puvoir social: variations sur un theme de Tocqueville. // Revue des sciences morales et politiques. 1992, № 4, p. 531−559.
- Bougie C., Halevy E. Doctrine de Saint-Simon. P., Riviere, 1924:
- Braud Ph., Burdeau F. Histoire des idees politiques depuis la revolution: P., 1983.
- Bravo G.-M. Les socialistes avant Marx. P., PUF, 1970.
- Broglie G. de. Guisot. P., Perrin, 1990.
- Broglie G. de. L' orleanisme: la resource liberate de la- France. P., 1981.144: Broglie G. de. Guisot. P, Peerin, 1990.145: Brunschvicg L. Le progres de la conscience dans la philosophie occi-dentale. En 2 v. P., 1927.
- Cabanis P.-J.-G. CEuvres philosophiques, en 2 v. P., 1981.
- Charlety S. Histoire du saint-simonisme. P., 1931.
- Chateaubriand F.R. de. De la monarchie selon la Charte. P., 1816.
- Chateaubriand F.R. de. De la Restauration et de la monarchie elective, ou reponse al? interpellation de quelques journaux sur mon refus de servir Ie nouveau gouernement. P., 1831.
- Chateaubriand F.R. de. Le Genie du christianisme. P, 1929:
- Chateaubriand! F.R. de. Melanges politiques et litteraires. P, Didot, 1845.
- Chatelet F., Mairet G. Les Ideologies, en 2 v. P., 1978.
- Chatelet F., Duhamel O., Pisier-Kouchner E. Histoire des idees politiques. P., 1982.154: Chaunu P. La Liberte. P., 1987.155- Chaussinaud-Nogaret G. Voltaire et le siecle des Lumieres. Braxelles, 1994.
- Chevalier J.-J- Histoire de la pensee politique, en 3 v. P., 1979.
- Chevrillon A. Taine. Formation de sa pensee. 8-e ed- P., 1932.
- Cladis M.S. A. communitarian i defense of liberalism. E. Durkheim. Stanford, 1992.
- Clement N.H. Romantism in France. NY, 1939.
- Cochin A. L' esprit du jacobinisme. P., PUF, 1979.
- Comte A. CEuvres completes, en 12 v. P., Anthropos, 1968.
- Comte A. Systeme de politique positive, en 4 v., 2-е ed. P., 1879−1883.
- Condorcet J.-A. (Euvres completes, P., 1847−49-
- Constant B. Commentaire sur Filangieri, en 2 v. P., 1822.
- Cordelier J.-P. La theorie constitutionnelle de J. de Maistre. P., 1965.
- Correspondance entre A. de Tocqueville et A. de Gobineau. P., 1908.
- Cresson A. Hippolite Taine. P., 1952.
- Dagen J. L’Histoire de Г esprit humain dans la pensee fran^aise de Fontenelle a Condorcet. Lille, Universite de Lille, 1980.
- Darl J.-L. J. de Maistre et la Revolution fran^aise. // Information histo-rique, 1986, № 1.
- Debout S. L' Utopie de Charles Fourrier: 1' illusion reelle. P., Payot, 1978.
- Debu-Bridel J. L' actualite de Fourrier. De Г utopie ou fourrierisrne appliqueP., France-Empire, 1978.
- Dedeyan C. Chateaubriand et Rousseau. P., 1973.
- Derathe R. J.-J. Rousseau et la science politique de son temps. P., Vrin, 2-е ed., 1970.
- DermenghemE. J. de Maistre mystique. P., 1923.
- Destut de Tracy A.-L. Elements d' ideologic. 2-е ed. P., 1817.
- Dimier L. Les maitres de la contrrevolution au XIX siecle. P., 1907.
- Droz J. De la Restauration a la revolution, 1815−1848: P., Gallimard, 1970.
- Droz J. Histoire generate du socialisme, en 2 v. V. 1. Des origines a 1875. P., 1972.
- Dubois C.-G. Problemes de 1' utopie. P., 1968.
- DumontL. Essai sur Г individualisme. P., 1983:
- Favre P. Lumieres et Romantisme. Energie et Nosalgie. De Rousseau aMickiewicz. P., 1963:
- Favre P. Naissance de la science politique en France, 1814−1914. P., 1989.
- Ferry L., Renault A. Philosophie politique, en 3 v. P., 1985.
- Filloux J.-C. Individualisme, socialisme et Changement social. E. Durkheim. P., 1977.
- Flamamnt M. Histoire du liberaliame. P., PUF, 1988.
- Fournieres E. Les theories socialistes au XIX s., de Babeuf a Proudhon. P., 1904:194: Fourrier Ch. (Eures completes, en: 12 v. P., Anthropos, 1966−1968.
- Fustel de Coulanges N.D. Questions contemporaines. P., 1922.
- Gauchet M. Le desenchantement du monde. P., 1985.
- Giddens A. Capitalism and modern social theory. Durkheim Weber. Cambridge, 1972:198: Girard L., Les liberaux, 1814−1875. P., PUF, 1985:199! Girardet R. Myphes et mythologies politiques. P., 1986.
- Girardet R1 Un tournant du nationalisme fran^ais. // Revue fran^aise de science politique. P., 1955, № 5.
- Guilleman H. Lamartine et la question sociale. P., 1946.
- Guiral P. Prevost-Paradol (1829−1870). Pensee et action d' un liberal sous le II Empire. P., 1955.203: Guisot F. De la peine de mort. P., 1971.
- Guisot F. Essai sur l’histoire de la France. P., Colin, 1964.
- Guisot F. Histoire de la civilisation en France depuis la chute de Г empire Romainjusqu' a: 1789: T. 1−3! P., 1949.
- Guisot F. Histoire de la civilization en Europe- suivie de: Philosophie politique: de la souverenaite. Presentepar Rosanvallon P. P., 1985.
- Guisot F. Melanges biographiques et litteraires. P., 1868.
- Guisot F: Melanges politiques et historiques. P., 1869.
- Guisot F. Origines du gouvemement representatif. P., 1879.
- Guisot et la culture politique de son temps. // Colloque de la Fondation Guisot -Val Rocher, P., Gallimard, 1991.
- Godechot J. La pensee revolutionnaire (1789−1799). P., 1964.
- Godechot J. La contre-revolution. Doctrine et action. 1789−1804. P., 1961:
- Goldschmidt V. Anthropologie et politique: les principes du systeme de Rousseau. P., vrin, 1971.
- Goret J: La pensee de Fourrier. P., PUF, 1974.
- Gouhier H. Rousseau et Voltaire. P., 1983.
- Goulemont J.-M. Discours, revolutioniet histoire (Representation de Г histoire et le discours sur- le revolutions de Г age classiqu aux Lumieres. P., Inedit, 1975-.
- Goulemont J.-M., Launay M. Le siecle des Lumieres. P., 1968.
- Gouhier H. Taine et renan. P., PUF, 1987.219: Goyard-Fabre S- La philosophie de droit de Montesquieu. P., Librairie Klincksieck, 1973.
- Goyard-Fabre S. La philosophie des Lumieres en France. P., Librairie de Klincksieck, 1972.
- Goyard-Fabre S. Philosophie politique. XVI-XX s. P., 1987.
- Goyard-Fabre S. Y a-t-il une crise de la souverainete? // Revue internationale de philosophie. 1991, vol. 45, № 179, p. 459−496.
- Gusdorf G. La conscience revolutionnaire. Les Ideologues. P., 1978.
- Gusdorf G. Les principes de la pensee au siecle des Lumieres. P., 1971.
- Halevy E. La formation du radicalisme philosophique, en 3 v. P., 1910.
- Halevy E. Histoire du socialisme europeen. P., 1948.
- Hargot F. The concept ofliberty in Antiquity and in Modern times. The French Revolution and the Antiquity. // Greeks and Romans in the modern world. P., 1998.
- Harpaz E. L' ecole: liberate sous la Restauration, 1817−1820. Geneve, 1968.
- Hazard P. Crise de la conscience europeenne. P., 1961.
- Hazard P. La pensee europeenne au XVIII s. de Montesquieu a Less-ing. P., 1946.
- Homann H. „Les principes de la politique“ de B. Constant. P., 1980.232: Holmes S. B. Constant et la genese du liberalisme moderne. Trad, de 1'anglais. P., 1994.
- Huntington S- Conservatism as an ideology. // The American Political Science Review. 1957, № 51.
- Jallaguier В- Les idees politiques et socials de Lamartine. Montpellier, 1954.
- Jouvenel B. de. Les-debut5de 1» Etat moderne. Une histoire des idees politiques au XIX s. P., 1976.
- Jullian E. Extraits des historiens framjais du XIX s. P., Hachette, 1922.
- Kolm C.-C. Contrat social i liberal: Philosophie et pratique duliberalisme. P., 1985.
- Kremer-Marietti A. L' anthropologie positiviste d' Auguste Comte. Lilies, 1980.242- Labrousse R. Destin du spiritueL Note sur J. de Maistre. // Esprit, 1932- № 3.
- Labrousse R. Quelques etapes de Г idee nationale. // Esprit, 1934, № 16.
- Lacroix B. Durkheim et le politique. Montrere, 1881.
- Lamberti J.C. La notion de 1' individualisme chez Tocqueville. P., 1970.
- Lamartine A. de. Correspondance, en 2 v., P., 1873.
- Lamartine A. de. La Politique de Lamartine: choix de discours et des ecrits politiques, en 2 v. P., Hachette, 1878.
- Langlois J. Defense et actualite de Proudhon. P., 1976.
- Lefort C. L' ere de 1' ideologic. //Encyclopedia Universalis, vol. 17, p. 75−77.
- Lerminier E. Lettres philosophiques adressees a un Berlinois. P., 1832.
- Leroy M. Histoire des idees sociales en France, en 3 v. P., 1946−1954.
- Leroy M. Les precurseurs franpais du socialisme. De Condorcet a Proudhon: Textes. P-, 1948.
- Leroy M. Le socialisme des, producteurs. Henri de Saint-Simon: P., 1924:
- Le Bon G. Les opinions et les croyances. P., 1894.255- Lumieres, Utopias, revolutions: esperance de la democratie. // Revue europeenne des sciences sociales. 1989, № 55.256- Luois P. Histoire du socialisme en France. P., 1946.
- Lowy M.,. Sayre- R. L' Insurrection- des Miserables. Romantisme en Revolution enjuin 1832. P., 1932.
- Maistre J. de. (Euvres completes, en 10 v. Lyon, 1882−87.
- Maistrte J. de. Lettres et opuscules inedites, en 2 v. P., 1851.
- Maistre J. de. Du Pape. P., 1872.264: Marin L. Utopiques, jeux d' espace. P., 1973.265- Manent P. Histoire intellectuelle du liberalisme. Dix lepons. P., 1987.
- Manent P. Les Iiberaux. Textes choisis, en 2 v. P., 1986.
- Manent P. Naissance de la politique moderne: Machiavel, Hobbes, Rousseau. P., 1977.268: Manent P! Tocqueville et la nature de la democratie. P., 1982.
- Manuel F.E. Utopias and Utopian thought. Cambridge, 1966.
- Manuel F.E., Manuel F. Utopian thought in the Western world: Cambridge, 1979.
- Marin L. Utopique, jeux d' espace. P., 1973.
- Muglioni J. Auguste Comte: un philosophe pour notre temps. P., Kime, 1995:
- Petitbon P.H. Taine, Renan, Barres. Etude d' influence. P., 1934.282: Petitfils J-C. La droite en France de 1789 a nos jours. 4-e ed.P., 1989-
- Petitfils J.-C. Les socialisms utopiques. P. V 1977.
- Picavet F. Les Ideologues. P., 1891.285: Pomeau R. Politique de Voltaire. P., 1963.
- Prelot M. Histoire des idees politiques en France. P., 1975.
- Rebout P. Chateaubriand et «Le Conservateur». P., 1975:292: Reedy W.J. The traditionalist critique of individualism in post-revolutionary France: the case of Louis de Bonald- // History of political thought, 1995- v. 16, is. 1, p. 49−57.
- Renan E. (Euvres completes: P., 1947−1952.
- Robespierre M. Ecrits, presentes par Mazauric C. P., Ed. Sociales, 1989.
- Romantisme et politique, 1815−1851. Colloque de 1' Ecole Normale de Saint-Cloud. P., 1969.
- Romantismes et socialisms en Europe, 1800−1848. Actes du Colloque de Lille (1987). P., 1988.
- Rihs C. Les philosophes utopists: le myphe de la citecommunautaire en France au XVIII s. P., 1970.
- Rosanvallon P. La democratie unachevee: histoire de la souverainetedu people en France. P., PUF, 2002.
- Rosanvallon P. Le moment Guisot. P., 1985.
- Rosanvallon P. Le people introuvable: histoire de representation de-mocratique en France. P., PUF, 1999.
- Royer-Colard P. Les codes fran^ais. P-, 1875.
- SchmittC. Political Romantism: Cambridge, 1986.
- Shafer B.C. Le Nationalisme. Myphe et realite. 2-е ed. P., 1963.
- Shapiro D. The right in France 1890−1919. // St Antony’s Papers. 1962, № 3.
- Schapiro J. Condorcet and the rise of liberalism. NY, 1934.
- Shklar J. After Utopia. The decline of political faith. Princeton, 1957.310- Simon J. Natural freedom and moral autonomy. // History of politicalthought, 1995, v. 16, is. l, p. 21−36.
- Sorian M. Histoire du romantisme en France, en 2 v. P, 1927.
- Stael G. de. Considerations sur les principaux evenements de la Revolution fran^aise. P., Ed. Charpentier, 1845.313: Sternell Z. Ni droite, ni gauche. L' ideologic fasciste en France. 2-е ed. P., Ed. du Seuil, 1987.
- Strauss L. The Political Philosophy of Hobbes, its Basis and its Genesis. Chicago-London, The University Of Chicago Press, 1952.
- Taine H. Du suffrage universel et de la maniere de voter. P., 1872.
- Taine H. Histoire de la literature anglaise: Carlyle. P., 1889.
- TildJ: L' abbe Gregoire. P., 1946.322: Tocqueville A. de. (Euvres completes. P., Gallimard, 1952.323: Todorov T. Benjamin Constant. La passion democratique. P., 1997.
- Touchard J. Histoire des idees politiques, en 2 v. V. 2. P., 1959.
- Touraine A. Critique de la modernite. P., 1992.326- Touraine A. Comment sortir du liberalisme. P., 1999.
- Triomphe R. Josephe de Maistre. Etude sur la vie et la doctrine d' un materialiste mystique- Geneve, 1968!
- Turgot A.-M. (Euvres, en 5 volumes, publiees par Schelle G. P., 19 131 923.
- Vachez de Lapouge G. Aryen. P., 1899.
- Voegelin E. From Enlightenment to revolution. Duran, 1975.
- Voltaire F.M.A. Melanges. P, Ed. Jacques Van Don Heuval, La Ple-iade, 1961.
- Voyenne В. Histoire de Г idee federaliste, t. 2. Le federalisme de Proudhon. P., Presse d' Europe, 1973.
- Wiess J. Conservatism in Europe, 1770−1945. Traditionalism, reaction and counter-revolution. NY., 1977.
- Zarka I.C. Pliilosophie et politique, а Г age moderne. Fondememnts de la politique. P., PUF, 1998.333.334.