Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях института повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование позволяет также сделать вывод, что в процессе обучения в ИПК у слушателей курсов получили развитие следующие профессионально важные качества: направленность на интересы ребенка, педагогаосознание значения работы психолога, принятие своей профессиональной миссиикоммуникабельность, общительность и эмотивность и др. Показано, что в основе их развития лежит процесс повышения уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические подходы к исследованию педагога-психолога как субъекта профессиональной деятельности и его профессиональной компетентности
    • 1. 1. Педагог-психолог как субъект профессиональной деятельности в контексте развития службы практической психологии образования
    • 1. 2. Личностно-профессиональное развитие педагога-психолога как психологическая основа совершенствования его профессиональной компетентности
    • 1. 3. Психологический анализ профессиональной деятельности педагога-психолога
    • 1. 4. Подготовка психологов и повышение их профессиональной компетентности: современное состояние вопроса
  • Глава 2. Психолого-педагогические особенности моделирования и реализации технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК
    • 2. 1. Научно-методические основы моделирования технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК
    • 2. 2. Технология совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов
    • 2. 3. Психологический мониторинг эффективности технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК

Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях института повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в учебно-воспитательные учреждения всех типов. Социально-экономические изменения в обществе способствуют тому, что быстро меняется сама система образования: иными становятся ее запросы и потребности, меняется круг вопросов, которые приходится решать педагогам-психологам. Подготовленный 10−15 лет назад психолог сегодня уже не всегда способен решать новые, встающие перед нщ* задачи. В значительной мере это обусловлено той слабой подготовкой, которую получило большинство работающих педагогов-психологов через систему различных краткосрочных курсов при вузах и в системе институтов повышения квалификации (ИПК).

Поэтому в настоящее время одним из приоритетных направлений развития практической психологии образования в нашей стране должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов, которая позволяла бы им своевременно решать проблемы психического развития детей и подростков, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическим коллективам создавать и использовать психологически обоснованные методы, формы и средства учебно-воспитательной работы.

Проанализировав социально-психологические аспекты становления и развития службы практической психологии образования и специальности «педагог-психолог» в нашей стране, представленные в трудах А. Г. Асмолова, М.Р. Битя-новой, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродина, А. Г. Лидерса, Р. В. Овчаровой, A.M. Прихожан, P.C. Немова, Е. И. Рогова, В. В. Рубцова и многих других, а также учитывая свой многолетний опыт работы в системе дополнительного образования, мы пришли к необходимости постановки проблемы совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов и поиска возможных путей ее разрешения в условиях ИПК.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время можно констатировать наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку компетентных педагогов-психологов, новыми задачами, которые ставит перед ними время, и недостаточно изученными возможностями и особенностями совершенствования их профессиональной компетентности.

В работах, отчасти разрешающих выделенное противоречие (Т.А. Верняева.

1997), Т. А. Попова (1997), Т. Н. Клюева (1998), М. М. Балашов, М. И. Лукьянова.

1998), Г. В. Селихова (1998), Г. П. Иванов (1999), М. М. Силенок (1999), О. Б. Полякова (2000), И. В. Коновалова (2001), И. А. Савенкова (2002) и др.), показано, что решение профессиональных проблем психолога возможно при соблк • дении ряда условий. С одной стороны, это организация ряда внешних условий (методическое обеспечение, своевременное обучение и др.), направленных на становление педагога-психолога как субъекта профессиональной деятельности. С другой стороны, это меры, направленные на его личностное развитие, удовлетворяющие потребность в повышении компетентности.

На основе анализа других исследований, посвященных проблемам непрерывного образования в целом (Л.И. Анциферова, Н. Е. Астафьева, В. Б. Гаргай, Г. М. Коджаспирова, И. В Клемешова, В. И. Маслов, Э. М. Никитин, В.Г. Онуит-кин и др.), мы пришли к выводу, что непрерывное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способно помочь в преодолении кризиса профессиональной компетентности педагогов-психологов и способствует их подготовке к деятельности в новых условиях.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется, во-первых, объективной необходимостью кадровой подготовки и субъективной потребностью педагогов-психологов в постоянном совершенствовании своей профессиональной компетентностиво-вторых, отсутствием специальных систематических исследований, раскрывающих особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК.

С учетом рассмотренных положений проблема исследования заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей моделирования и реализации специальной технологии, обеспечивающей рост профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК.

Объект исследования: профессиональная компетентность педагога-психолога системы образования.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях специально организованной технологии в ИПК.

Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование, разработка и апробация технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что совершенствование профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК будет успешным, если: во-первых, определены сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность педагога-психолога" — во-вторых, выделен компонентный состав профессиональной компетентности педагога-психологав-третьих, выявлены психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПКв-четвертых, с учетом выявленных психолого-педагогических особенностей разработана и реализована технология совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:

— провести анализ основных литературных источников, позволяющих определить сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность педагога-психолога»;

— осуществить психологический анализ профессиональной деятельности педагога-психолога с целью выделения основных компонентов его профессиональной компетентности;

— проанализировать сложившуюся систему подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и выявить психолого-педагогические особенности совершенствования их профессиональной компетентности в условиях ИГЖ;

— осуществить процесс моделирования и реализации технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК;

— провести психологический мониторинг эффективности применяемой технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: общенаучный системный подход (А.А Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.) — психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) — теория развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, A.B. Петровский и др.) — акмеологическая концепция развития личности и повышения профессионального мастерства (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В. Г. Зазыкин, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — современные подходы к психологическому описанию профессий (Е.А. Климов, Е. С. Романова и др.).

В основу построения технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов легла концепция создания и развития психологической службы, подготовки и переподготовки психологов-практиков, разработанная А. Г. Асмоловым, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродиным, В. В. Рубцовым и др., а также научные положения о развитии личности психолога в профессиональной деятельности (A.A. Бодалев, Е. Д. Божович, И. В. Дубровина и др.).

Важные идеи для построения профессиональной, личностно-ориентированной учебной деятельности содержатся в концепции личностно-деятельностного (И.А. Зимняя., A.A. Леонтьев) и личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская) подхода в обучении. В работе использована также идея контекстного обучения A.A. Вербицкого.

В соответствии с намеченными целями и задачами был использован ког ¦ плекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

1. Методы теоретического исследования: теоретический и логико-психологический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Методы эмпирического исследования: наблюдение и самонаблюдениепсиходиагностические методы (тестирование, анкетирование, собеседование), праксиметрические методы (профессиографическое описание, оценка работ) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент"), метод моделирования и др.

3. Достоверность полученных результатов определялась разнообразием исследовательских процедур и приемов: методы количественного и качественного анализа (статистическая обработка данных — программа «SPSS»).

Опытно-экспериментальная база исследования: кабинет практической психологии Тамбовского института повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО): организуемые на его базе курсы повышения квалификации педагогов-психологовслужбы практической психологии учреждений образования Тамбовской области.

В целом исследованием было охвачено 432 педагога-психолога, в том числе: слушателей базовых курсов повышения квалификации психологов -59 человекслушателей проблемных и специализированных курсов повышения квалификации -169 человекпсихологов-практиков, участвующих в проблемных семинарах и творческих группах -179 человекпсихологов при прохождении процедуры квалификационных испытаний — 25 человек.

В исследовании можно выделить ряд последовательных этапов:

1-й этап (1998;1999 гг.). Проведен теоретический анализ литературы по проблеме развития профессиональной компетентности. Разработаны общие подходы к решению поставленной проблемы: определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована предварительная гипотеза, намечены задачи исследования, проведен констатирующий эксперимент.

2-й этап (1999;2000 гг.). Этап посвящен опытно-экспериментальной работа: исследовалась профессиональная компетентность педагога-психолога, разрабатывалась технология совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов. Проведена апробация технологии в условиях ИПК.

3-й этап (2001;2002 гг.). Завершен формирующий эксперимент, обобщены его результаты. Осуществлен количественный и качественный анализ результатов. Завершено оформление работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— осуществлено системное исследование профессиональной компетентности педагога-психолога;

— на основании психологического анализа профессиональной деятельности впервые исследована структура профессиональной компетентности педагога-психолога и выделены основные ее компоненты: социально-нормативный, психолого-педагогический и концептуально-психологический;

— выделены критерии и разработана система показателей поуровневого развития профессиональной компетентности педагога-психолога;

— выявлены психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК;

— определены научно-методические основы и разработана технология совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК.

Теоретическая значимость исследования:

— впервые раскрыты сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность педагога-психолога»;

— разработана теоретическая основа совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в системе повышения квалификации работников образования;

— раскрыты психолого-педагогические особенности моделирования и реализации технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов условиях ИПК;

— обоснована возможность совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК посредством специально организованной технологии обучения;

— разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения педагогов-психологов при реализации технологии совершенствования профессиональной компетентности в условиях ИПК.

Практическая значимость исследования: |.

— разработана система спецкурсов, направленных на рост профессиональной компетентности педагогов-психологов, осуществлено варьирование и показана | эффективность модульной программы повышения квалификации педагоговI психологов в системе дополнительного образования- |.

— смоделирована и апробирована технология совершенствования профес- | сиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК, раскрыты ' механизмы ее реализации;

— показано, что разработанная технология может быть использована в работе | ИПК, в системе вузовской подготовки психологов образования в любом регионе.

На защиту выносятся:

1, Сущность и содержание понятия «профессиональная компетентность педагога-психолога». Профессиональная компетентность педагога-психолота представляет собой сложное психологическое образование, которое выступает основой успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

2. Структура профессиональной компетентности педагога-психолога и содержательные характеристики ее социально-нормативного, психолого-педагогического и концептуально-психологического компонентов.

3. Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК (особенности полученного психологического образования и исходный уровень профессиональной компетентностиспецифика культурно-образовательной среды ИПК: возможности использования очно-заочного обучения, направленного на совмещение усвоения психологической теории с практической деятельностью, реализация вариативных модульных программсмещение акцента обучения в сторону интерактивной деятельности и др.).

4. Модель технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК: структура, механизмы реализации и контроль результатов технологического воздействия.

Апробация работы: результаты исследования получили отражение в научных статьях, тезисах докладов, учебно-методических пособиях и программах автора (17 публикаций), а также в программах спецкурсов, рабочих учебниках и тетрадях (14 публикаций).

Основные положения исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета и кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО (1998;2002 гг.) — педагогических советах учебных заведений г. Тамбова и областиколлегии Управления образования и науки Тамбовской областиВсероссийских совещаниях ответственных за службу практической психологии (Москва, 1999;2001 гг.) — конференциях в Санкт-Петербурге (1999), Ростове-на-Дону (1999) — научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина (1998;2003 гг.) и др.

Внедрение результатов исследования: материалы исследования включены в содержание программ подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов Тамбовской области, в учебный процесс института психологии и педагогики ТГУ им Г. Р. Державина.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (235 источников) и приложений. В тексте диссертации содержится 22 таблицы и 34 рисунка.

Эти выводы подтверждаются также индивидуальными данными испытуемых. Среднее значение корреляции между идеальным и реальным рядом ПВК до обучения составляет 0,54, а после обучения — 0,61 (см. приложения 39−49). Изменение данной корреляции статистически значимо на уровне, а = 0,002 по f-критерию Стьюдента. Меняется также диапазон изменения индивидуальных значений коэффициента корреляции. До обучения этот диапазон шире и находится в пределах от 0,06 до 0,81, а после обучения — от 0,33 до 0,83. При этом стандартное отклонение снижется от 0, 155 до 0,113.

Указанные изменения касаются только абсолютных величин коэффициента корреляции. Уровень корреляции, показывающий характер самооценки ПВК, практически не меняется. Как видно из таблицы 21, большинство значений уровня корреляции соответствует среднему значению, то есть адекватной самооценке, как до обучения, так и после нее. Изменения уровня корреляции статк-стически не значимы. Таким образом, самооценка ПВК хоть и повышается, но ее характер не меняется.

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На современном этапе развития службы практической психологии образования многие педагоги-психологи испытывают ряд проблем, связанных со становлением профессиональной деятельности, что обуславливает необходимость повышения уровня их профессиональной компетентности. Решение выделенных проблем возможно в процессе непрерывного профессионально-личностного развития этих специалистов через создание условий по совершенствованию профессиональной компетентности.

2. В результате проведенного теоретического анализа литературных источников и собственных исследований нами определена сущность и содержание профессиональной компетентности педагога-психолога.

Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается нами как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему дея-тельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

3. Психологическое исследование профессиональной деятельности педагог га-психолога позволило определить структуру его профессиональной компетентности и раскрыть содержательные характеристики социально-нормативного, психолого-педагогического и концептуально-психологического компонентов.

Для выявления изменения профессиональной компетентности педагогов-психологов нами выделены следующие уровни ее развития: минимальный, функциональный, системный и творческий. Соответствие указанным уровням развития профессиональной компетентности является основным критерием определения ее динамики, для отслеживания которой нами разработана система показателей оценки уровня развития компонентов профессиональной компетентности педагогов-психологов.

4. Анализ системы подготовки и повышения квалификации педагогов-психологов показал отсутствие специальных технологий, направленных на совершенствование профессиональной компетентности этих специалистов. В исследовании нами показано, что решение данной проблемы возможно при учете ряда психолого-педагогических особенностей, обуславливающих процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК: учет полученного психологического образования и исходного уровня профессиональной компетентностииспользование очно-заочного обучения, сориентированного на максимальное сращивание психологической теории с практической деятельностью, и специфики культурно-образовательной среды ИПКреализация вариативных модульных программ и смещение акцентя обучения в сторону интерактивной деятельностипоэтапное отслеживание роста уровня профессиональной компетентности обучающихся посредством психологически обоснованного мониторинга.

5. С учетом выделенных особенностей создана и апробирована авторская модель технологии совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК, в которой отражены основные концептуальные подходы, принципы, необходимые психолого-педагогические условия, определены целевые установки, выделены компоненты, рассмотрены требования к организации профессионально-ориентированной личностнс-деятельностной среды и описаны предполагаемые результаты.

6. Психологический мониторинг эффективности разработанной технологии показал, что наблюдался рост профессиональной компетентности и отдельных ее компонентов у всех педагогов-психологов, прошедших обучение. Возрос уровень как деятельностно-ролевых характеристик компетентности (знания, умения и навыки), так и произошло совершенствование отдельных личностных качеств (ПВК).

Констатирован рост числа психологов экспериментальной группы, компетентность которых соответствуют функциональному, системному и творческому уровням.

Значительно возросли у слушателей курсов показатели по таким параметрам, как эмпатийность, потребность в достижениях, коммуникативные и организаторские склонности, уровень общительности и др. В процессе обучения в ИПК у педагогов-психологов получили развитие такие рефлексивные навыки, как склонность к интернальному контролю, рост уверенности в себе, самоприятие, самопонимание, самоинтерес и др.

Исследование позволяет также сделать вывод, что в процессе обучения в ИПК у слушателей курсов получили развитие следующие профессионально важные качества: направленность на интересы ребенка, педагогаосознание значения работы психолога, принятие своей профессиональной миссиикоммуникабельность, общительность и эмотивность и др. Показано, что в основе их развития лежит процесс повышения уровня психологических знаний, позволяющий более полно и точно идентифицировать собственные качества и переживания, а также произошло изменение установки по отношению к этим качествам в сторону более терпимого и положительного отношения к ним.

7. Экспериментальным путем доказано, что разработанная технология совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов позволяет интенсифицировать процесс повышения квалификации педагогов-психологов в условиях ИПК, создает необходимые условия для совершенствования профессиональной деятельности. Особое значение в содержании разработанной технологии имеет ее ориентированность на развитие личности специалиста: построенная технология обладает широкими возможностями в реализации личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что разработанная с учетом выделенных психолого-педагогических особенностей и апробированная в условиях ИПК технология способствует совершенствованию профессиональной компетентности педагогов-психологов.

Вместе с тем следует отметить, что проведенное исследование не решает всех вопросов многогранной проблемы совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов, а его результаты являются основой для разработки дальнейшей программы действий, направленной на создание новых технологий совершенствования профессиональной компетентности и ее компонентов в условиях системы повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1993. — 264 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1990.-334 с.
  4. Е.И., Заморская Т. В. Программа специализированного курса «Психологическая готовность детей 6−7 лет к обучению в школе». Тамбов: ТОИПКРО, 2001.- 17 с.
  5. Активные методы обучения в системе непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Ред. кол.: Р. Ф. Жуков. СПб.: ЛИЭС, 1991. — 128 с.
  6. Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1990. 180 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. -С. 296−298.
  8. .Г. Человек как предмет познания.- М., 1968. 341 с.
  9. А.Д. Школьная психология в странах Западной Европы // Детский практический психолог.- 1994, ноябрь. С. 67−74.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Психологический журнал.- 1981. N 2.- С.8−18.
  11. Н.Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. -Алма-Ата: Мектеп, 1980.
  12. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990. — 367 с.
  13. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии.- 1978. N 1. — С. 7−18.
  14. Н.Е. Критерии оценки эффективности обучения / Информатика. Программно-методический комплекс для средних учебных заведений.- Тамбов: ТОИПКРО, 1995. С. 70−75.
  15. Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений: Учебное пособие.- СПб.: Инт-т ПТО РАО, 1996. 63 с.
  16. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: BJ1A-ДОС, 1998. — 272 с.
  17. М.М., Лукьянова М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах // Психологическая наука и образование. 1998, N 2. — С. 64−67.
  18. О.В., Заморская Т. В. Программа специализированного курса «Психолого-медико-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии».- Тамбов: ТОИПКРО, 2001. 25 с.
  19. А.П. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах. -М.: Высшая школа, 1991. 159 с.
  20. Л.И. Социльно-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.208 с.
  21. Г. А., Бершедова Л. Психолог образования // Народное образование. 1998.-N4.- С. 168−170.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика.-1989.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод, пособиеМ.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  24. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  25. И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности.1. М.: Знание, 1969.- 92 с.
  26. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию: Учебное пособие.-Калуга: КГПИ им. К. Э. Циолковского, 2000. 102 с.
  27. A.A. Психология о личности. -М.: МГУ, 1988. 190 с.
  28. A.A., Рудкевич JT.A. Как становятся великими или выдающимися ? -М.: КВАНТ, 1997.- 102 с.
  29. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  30. .Н. Активизация в тренинге образовательной деятельности студентов: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 29 с.
  31. Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика.- 1991. N 8.- С. 60−64.
  32. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевт. 1993. N 1.- С. 63−76.
  33. .С. Психология в России // Школьный психолог.- 1999.- N 29 -С. 2−16.
  34. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
  35. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  36. И.И. К вопросу о структуре и противоречиях категории «субъект» // Вестн.Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитарные науки.- Вып. 1. Тамбов, 2000. — С. 103−107.
  37. И.И. Категория «субъект» в свете методологии универсального логико-философского алгоритма // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 2.- Тамбов, 2000. — С. 3−19.
  38. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1999 38 с.
  39. И.Э. Оптимизация системы оценивания социально- перцептивной компетентности государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. -М, 1999.
  40. П. Искусство менеджмента. -М.: Экономика, 1993. 176 с.
  41. A.A. Теория контекстного обучения в аспекте концептуальных подходов к развитию системы профессионального образования // Образование в регионе. Тамбов: ТОИПКРО, 1999. N2. — С. 51−61.
  42. A.A., Бакшаева H.A. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования: Сб. научных статей М., 1994. — С. 12−26.
  43. Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1997. — 200 с.
  44. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н. И. Загузова .- М.: Гардарики, 2001. 160 с.
  45. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика.: пер. с англ. -М.: «Дело», 1991.
  46. Выготский J1.C. Собр. соч. В 6 т.- Т.1, 4. / Под ред. Д. Б. Эльконина.- М. Педагогика, 1984.
  47. П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А. И. По дольского. М.: Воронеж: НПО «МО ДЕК», 1988. — 480 с.
  48. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.- С. 441 469.
  49. В.А. Системное описание в психологии. JL: ЛГУ, 1984. — 176 с.
  50. .Г. Психологическая компетентность будущего специалистана материале экономико-управленческих профессий): Автореф. дис.. канд. наук. Казань, 1999. 21 с.
  51. В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход // Педагогика.- N 7−8, — С. 102.
  52. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 237 с.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 20 400 «Психология» Квалификация- Психолог. Преподаватель психологии. Москва, 2000. — 28 с.
  54. Е.В. Влияние Я- концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик: Дис.. канд. психол. наук. Сочи, 2000.- 158 с.
  55. М.Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога // Вопросы психологии. 1994. N 3. — С. 108−115.
  56. М.Т. Педагогика образования взрослых.- М.: ТОО «Интелтех», 1995.-96 с.
  57. В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  58. А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  59. В.В., Фельдштейн Д. И., Эльконин Д. Б. Психологическая служба СССР // Вопросы психологии. 1979. N 2. — С. 10−11.
  60. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. проф. М. И. Бодуэна де Куртене. В 4-х т. Т. 2. М.: Цитадель, 1998. -1024 с.
  61. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. N 4. — С. 34−42.
  62. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  63. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессиональногомастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.- М.: РАУ, 1993.-75 с.
  64. Детский практический психолог в системе народного образования / Учебно-тематический план и программа курсов / Под ред. И. В. Дубровиной и А. М. Прихожан. М., 1990. — 218 с.
  65. Дидактические аспекты моделирования непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров по основам информатики и новым информационным технологиям / Под ред. Н. Е. Астафьевой. Тамбов.: ТОИП-КРО, 1996. — 158 с.
  66. Дистанционное и виртуальное обучение. Тамбов: СГУ, 2000.- N 2.- 64 с.
  67. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. N 2. — С. 42−49.
  68. И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. Владивосток: ПИППКК ГС, 1997.
  69. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.-232 с.
  70. И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1988. N 5. — С. 47−54.
  71. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.
  72. Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки: Дис.. канд.психол. наук. М., 1997.- 174 с.
  73. И. А. Отношение руководителей школ к повышению собственной управленческой компетентности: Дис.. канд.психол. наук. М., 2001. 167 с.
  74. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л., 1985.- 168 с.
  75. Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985. N 6. — С. 88−95.
  76. Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997 163 с.
  77. Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 1998 .
  78. В.И. Информационно-педагогические модули // Советская педагогика. 1991. N 8.- С. 56−60.
  79. Ю.М. Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема // Прикладная психология, 1997.
  80. Ю.М. Методологические проблемы психологического анализа и синтеза человеческой деятельности // Вопросы кибернетики. Эффективность деятельности оператора. М., 1982.
  81. Ю.М., Николаев С. А., Хомяков В. П. Моделирование операторской деятельности в системах «Человек-ЭВМ» // Психолог. 1985. т. 6. — N 1.
  82. О.Н. Интеграция учебной практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов заочников в колледже: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  83. Зазыкин В. Г Психология проницательности. М.: РАГС и МОУЦ, 1997.
  84. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы.- М.: РАГС, 1994. 267 с.
  85. Т.В. Программа специализированного курса «Психология детской одаренности. Диагностика и развитие способностей детей и подростков». Тамбов: ТОИПКРО, 1999.- 14 с.
  86. Т.В. Программа проведения квалификационных испытаний педагогов-психологов при присвоении им квалификационной категории. Тамбов: ТОИПКРО, 1997, — 19 с.
  87. Т.В., Клемешова И. В. Программа специализированного курса «Стандартизированные методики диагностики интеллектуального развития детей и подростков».- Тамбов: ТОИПКРО, 2001. 13 с.
  88. Т.В., Соседов Г. А., Юрова JI.JI. Этика и психология деловых взаимоотношений: Модуль 2. Общение как основной вид деятельности для профессий типа «Человек-человек» // Рукопись деп. в ТОИПКРО 28.01.2000., N ББК 88. 53. Э90. 50 с.
  89. Т.В., Соседов Г. А., Юрова JI.JI. Этика и психология деловых взаимоотношений: Модуль 1. Деловая этика и служебный этикет// Рукопись деп. в ТОИПКРО 28.01.2000., N ББК 88.53. Э90.-16с.
  90. Т.В., Соседов Г. А., Юрова JI.JI. Этика и психология деловых взаимоотношений: Модуль 3. Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях // Рукопись деп. в ТОИПКРО 28.01.2000., N ББК 88.53.Э90.- 50 с.
  91. Т.В., Юрова JI.JI. Практический инструментарий эффективного общения и взаимодействия : Учебно-методическое пособие // Рукопись деп. в ТОИПКРО 16.04.2001., N ББК 88.53. Ю78 46 с.
  92. Т.В., Юрова Л.Л.Стратегия и тактика поведения в конфликтных ситуациях: Рабочая тетрадь. Тамбов: ТОИПКРО, 1999 г.- 52 с.
  93. Т.В., Юрова Л.Л Управленческая психология: Рабочий учебник //Рукопись деп. в ТОИПКРО 16.04.2001., N ББК 74.88.4я7 Ю78.-37 с.
  94. Т.В., Юрова Л. Л. Программа специализированного курса «Основы конструктивного взаимодействия».- Тамбов: ТОИПКРО, 2001.- 18 с.
  95. Т.В. Психолого-педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов-психологов в условиях ИПК: Учебно-методическое пособие.- Тамбов.: ТОИПКРО, 2003. 51 с.
  96. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д. «Феникс», 1997. — 480 с.
  97. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.
  98. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1991. N 4. — С. 35−42.
  99. И.А. Критерии оценки эффективности процесса профессионального обучения. / Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах /Под ред. А. П. Беляевой М.: Высшая школа, 1991.
  100. Инструктивное письмо МО РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» // Вестник образования. -2002. N3.-0. 53.
  101. И.Ф., Макарова Л. Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: Учеб, пособие. Москва- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.- 196 с.
  102. История советской психологии труда. Тексты. (20−30 годы XX века)/ Под ред. В. П. Зинченко. М.: МГУ, 1983. — 360 с.
  103. Т.С. Психология управления. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 304−307.
  104. С.Б. Мотивация труда. М.: ИП РАН, 1998. — 224 с.
  105. М.С. Развитие системы и системность развития. Вопросы истории и теории // Материалистическая диалектика и системный подход. Л., 1982.-С.50−61.
  106. М.П., Помогайбин В. Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Школьные технологии. 1999. N 1−2. — С. 3−9.
  107. Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: Дис. канд.. психол. наук. М., 2000. 144 с.
  108. И.В. Психологические характеристики профессионально и личностно-ориентированной учебной деятельности взрослых: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1997. 23 с.
  109. Е.А. Психология профессионала. М.: ИПП, НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  110. E.A. Психология на службе развивающегося профессионала // Школа и производство. 2000. N 1−3.
  111. Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии. 1995. N 2. — С. 118−124.
  112. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  113. Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. -Обнинск, 1993.
  114. Т.Н. Становление профессиональной ориентировки педагога-психолога в условиях специально организованного обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  115. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344 с.
  116. И.В. Особенности профессиональной самореализации школьного психолога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. с. 21.
  117. Н.И. Словарь-справочник практического психолога.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 224 с.
  118. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996. — 380 с.
  119. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общей ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  120. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию.- СПб., 1996. С. 70.
  121. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Хар-вест, 1999. -384 с.
  122. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М: МЭИ, 1985.
  123. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
  124. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  125. H.B. Подготовка и проведение аттестации государственных служащих органов исполнительной власти (некоторые практические советы) // Вестник государственной службы. 1993. N 1. — С. 2−12.
  126. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  127. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.
  128. А.Г. Практическая возрастная психология: перспективы развития и проблемы момента // Журнал практического психолога.- 1997. N 1.- С.9−13.
  129. O.E. Профессиональная компетентность учителя: теория и практика: Учеб.- метод, пособие. Волгоград: Перемена, 2000. -152 с.
  130. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-448 с.
  131. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.-297 с.
  132. .Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Понаморенко. -М.: ИПП, Воронеж: НПО"МОДЭК", 1996.-384 с.
  133. В.В. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении. -М., 1986.
  134. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. N 8.- С. 82−87.
  135. А.К. Психология профессионализма. -М.: Знание, 1996. 308 с.
  136. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 193 с.
  137. В.И. Непрерывное повышение квалификации: планирование и организация // Советская педагогика. 1990. N 8.
  138. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1994.- 701 с.
  139. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1974.
  140. Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. 1999. N 3−5. — С.5−19.
  141. М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.26 с.
  142. Н.В. Психологическая служба: как ее создать // Народное образование." 1996. N 10.- С. 92−93.
  143. Н.В. Состояние психологической службы в системе народного образования // Народное образование.-1993. N 9−10. -С.7−9.
  144. П.А. Теория и практика в работе школьного психолога // Вопросы психологии. 1993. N 4. — С. 73−77.
  145. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение «Владос», 1995.- 512 с.
  146. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999.-314 с.
  147. О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии // Школьный психолог. 2003. N 1.- С 1−4.
  148. О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000—2001 гг. // Школьный психолог. 2000. N11.
  149. Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
  150. С.И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Сов. Энциклопедия», 1972. — 846 с.
  151. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.- Воронеж, 1995. — 232 с.
  152. Педагогика и психология высшей школы. Р н/Д: Феникс, 1998, — 544 с.
  153. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 603 с.
  154. JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во МГУ, 1982.
  155. Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: МГУ, 1989. 216 с.
  156. A.B. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.
  157. Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Дис.. канд. психол.наук. Калуга, 1999. 178 с.
  158. В.Ю. Основы педагогической технологии / Учебно-практическое пособие.- М., 1997. 176 с.
  159. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1981.
  160. H.A. Психологические барьеры в педагогической деятельности. М., 1998.-238 с.
  161. Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. В 2 ч, — М., 1995- 483 е.
  162. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Просвещение: «ВЛАДОС», 1996. — 432 с.
  163. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Школьный психолог.- 1999. N 43.- С. 2.
  164. М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. — 288 с.
  165. Т.А. Влияние новой профессиональной деятельности на развитие интегральной индивидуальности (по материалам лонгитюдного исследования практических психологов образования): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1997. 25 с.
  166. Практикум по общей психологии в безмашинном и компьютерном вариантах: Учебное пособие / Авт-сост. Л. В. Баранова, И. И. Белякова. В. Н. Косырев, И. В. Косырева. -Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.-170 с.
  167. Практическая психология образования. Материалы 1 Съезда практических психологов России. Ч. 1−200 е.- 4.2 — 185 с. — М., 1994.
  168. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной.- 2-ое издание- М.: ТЦ «Сфера», 1998 .- 528 с.
  169. A.M. Статус практического психолога образования /Практическая психология образования. Материалы 1 Съезда практических психологов образования России.-Ч.1.- М., 1994.- С 50−54.
  170. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ/ Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  171. Программа профессиональной переподготовки педагогических работников по направлению «Практический психолог системы образования» / Под ред. Т. В. Заморской.- Тамбов.: ТОИПКРО, 2002. 98 с.
  172. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  173. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии.-1994. N2.-С. 99−112.
  174. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского. М.: ИП РАН, 1997. — 576 с.
  175. Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии. -1982. N 3.- С. 62−93- N 4. С.75−103.
  176. Психологическая служба школы: учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  177. Психологические центры Российской Федерации / Под ред. Т. И. Артемьевой. -М.: ИП РАН, 1997.- 128 с.
  178. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ «Флинта», 1998. -184 с.
  179. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 462 с.
  180. Психолого-физиологические и медицинские основы профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н. В. Алишева. -М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  181. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  182. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.- М., 1991.
  183. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. М.: «Когито-центр», 1999. — 141 с.
  184. Е.И. Личность учителя: теория и практика.- Р-н/Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
  185. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: «Владос», 1995. 528 с.
  186. Е.В. Взаимодействие психологических механизмов стереотипизации и рефлексии как условие развития профессиональной компетентности учителя: Дис.. канд. психол. наук. Череповец, 2000. 177 с.
  187. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиогра-фии (практикум).- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 182 с.
  188. С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.
  189. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  190. В.В., Марголис A.A. Стратегия развития высшего психологического образования // Психологическая наука и образование.-1998. N 2. С.57−63.
  191. В.В., Селявина Л. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. N 2.- С.5−32.
  192. Н. Групповая психотерапия / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990.286 с.
  193. И.А. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов будущих психологов: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук, Тамбов, 2002. — 24 с.
  194. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Прогресс, 1978.- С. 7−25.
  195. Сборник программ учебных дисциплин подготовки дипломированных специалистов-психологов по специализации «Педагогическая психология и практика в сфере образования» / Под ред. И. И. Ильясова, H.A. Рождественской.-М., 1997.-213 с.
  196. Г. К. Современные образовательные технологии.: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  197. Селихова Г. В. Формирование профессионального имиджа психолога вусловиях личностной ориентации образования // Мир психологии. 1998. N 4.- С. 4−8.
  198. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.-1994. N5.-С. 16−21.
  199. A.B. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально важных качеств школьного практического психолога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с.
  200. М.М. Развитие базовых психологических механизмов профессионального взаимодействия психолога-практика как условие профессионализации: Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 1999.- 195 с .
  201. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995.-192 с.
  202. А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации, — М.: РАУ, 1992. 276 с.
  203. А.П., Деркач A.A., Елина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1994.
  204. Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. 198 с.
  205. Современная психология: Справочное руководство. -М.: ИНФРА-М. 1999. 668 с.
  206. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов.- СПб.: «Дуэт», 1994.-752 с.
  207. М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя / МГПИ им. В. И. Ленина, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. М.-Тамбов, 1996. — 206 с.
  208. Г. П. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988.
  209. Теоретические основы непрерывного образования / Под. ред
  210. В.Г.Онушкина. M.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  211. Технологии повышения психологической компетентности специалистов службы занятости / А. И. Подольский, М. С. Савина., Н. С. Пряжников и др.-М.: РУЦ ФСЗР, 1996, — 102 с.
  212. Турчанинова Ю. И. Смена образовательной парадигмы и новые задачи системы повышения квалификации работников образования // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Вып. 3. ч. 1. М., 1994. — С. 19−27.
  213. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина и др. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 225 с.
  214. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989 -815 с.
  215. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-5-e изд.- М.: Политиздат, 1986.- 590 с.
  216. Л. С кем работать школьному психологу? // Народное образование.- 1992. N 9−10. С. 27−32.
  217. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.
  218. .Н. Философия права. СПб., 1998. — С. 39.
  219. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -М.: Народное образование, 1996. N 2. С. 93.
  220. Л. Тернистый путь практической психологии образования // Психологическая газета.- 2000. N 6/57 .- С. 13−15.
  221. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд.- М.: ИК «Логос», 1996. — 320 с.
  222. A.M. Психология практическая и академическая: расхождениекогнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. N 6.- С. 20−30.
  223. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М., 1978. — 190 с.
  224. JI.JI., Заморская Т. В. Теория и методика подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по специальности «Практический психолог системы образования»: Учебно-методическое пособие.- Тамбов: ТОИПКРО, 1999. 34 с.
  225. П.А. Методы модульного обучения: Учеб. Пособие.- Вильнюс, 1988.
  226. З.А. Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 181 с.
  227. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. N2.-С. 31−41.
  228. В.А., Дмитриенко В. А. Дидактическая и социально-психологическая эффективность групповой формы обучения // Психологическое обеспечение социального развития человека. -JL, 1989.
  229. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  230. Gutkin Т.В., Curtis J.M. School-based Consultation: Theory and Techniques // Gutkin T.B., Curtis J.M. (eds.). The Handbook of School Psychology. N.Y., 1982.
  231. Millir G.A. Psychology as a means of promoting human welfare // American Psychologist.- 1969. N 24.
  232. Reynolds C.K. School Psychology: Essentials of Theory and Practice. N.Y., 1984.
  233. Rogers C. Freedom to Learn for the 80's / With Special Contributions by T.A. Allender. Columbus E.A.: Merril: a Bell and Howell, 1984. — VIII. — P.312.
  234. Rudestam K.E. Experiential groups in theory and practice. Monterey, 1982.
Заполнить форму текущей работой