Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вхождение подрастающего поколения в социум зависит от того, насколько молодой человек, еще будучи школьником, научится успешно осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Исследования показывают, что отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей приводит к трудностям в их социализации, которая осложняется психологической и социальной незрелостью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социоэмоциональной компетентности личности
    • 1. 1. Понятие социоэмоциональной компетентности личности в отечественной и зарубежной литературе: содержательные и структурные характеристики
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия формирования социоэмоциональной компетентности личности
    • 1. 3. Особенности социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях
    • 1. 4. Структурно-функциональная модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование условий формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы и методы исследования 71 2.2.Особенности взаимосвязи структурных компонентов социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте
    • 2. 3. Анализ особенностей социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях
    • 2. 4. Исследование результатов апробации модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогические условия формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современных условиях социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, социокультурная модернизация вызывает необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности, требуется повышенная социальная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколенияситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации старших школьников в социуме.

Вхождение подрастающего поколения в социум зависит от того, насколько молодой человек, еще будучи школьником, научится успешно осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Исследования показывают, что отсутствие положительного влияния семьи на развитие, обучение и воспитание детей приводит к трудностям в их социализации, которая осложняется психологической и социальной незрелостью. Среди основных причин неподготовленности старших школьников к самостоятельной жизни выделяют низкий уровень их социальной и эмоциональной компетентности (J1.H. Гиенко, Н. М. Иовчук, О. В. Казанцева, Т.И. Шульга). В связи с этим проблема социальной и эмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте неизменно находится в центре внимания ученых.

Изучению социальной и эмоциональной компетентности как способности эффективного межличностного взаимодействия посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов: И. Н. Андреевой, Д. Б. Воронцова, С. П. Деревянко, P.A. Зобова, Н. М. Иовчука, Н. В. Калининой,.

В.Н. Келасьева, E.B. Либиной, М. И. Лукьяновой, А. И. Савенкова, В. И. Слепковой, Е. С. Шиловой, D. Goleman, A.C. Downs, М.Е. Ford и др.

Социальная компетентность определяет успешность социального взаимодействия и социальную адаптацию (Н.М. Иовчук, Н. В. Калинина, В. Н. Куницына, Т. И. Самсонова, Е. С. Шилова, Д. В. Ушаков и др.). Эмоциональная компетентность — уровень успешности деятельности и эмоциональную зрелость (И.Н. Андреева, Е. В. Либина, Д. В. Люсин, Н. В. Коврига, М. А. Мануйлова, A.C. Петровская, В. И. Слепкова, Г. В. Юсупова, Е.Л. Яковлева).

Социальная и эмоциональная компетентность имеют практическую направленность и интеграция изучаемых понятий связана с их частичным пересечением. Так, многие исследователи в структуре эмоциональной компетентности выделяют ряд способностей социально-коммуникативной направленности (D. Goleman, J.I. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso), а в структуре социальной компетентности — способности эмоциональной направленности (C.K. Ewart, A.C. Downs, А.И.Савенков).

Анализ результатов исследования И. Н. Андреевой позволил установить наличие положительной связи между структурными компонентами социальной компетентности, представленными коммуникативными способностями, навыками межличностного взаимодействия и основными составляющими эмоциональной компетентности: эмпатическими способностями, самоконтролем, умением вербализовать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.

Опираясь на работы А. И. Савенкова, мы считаем, что разделение эмоциональной компетентности и социальной компетентности непродуктивно, т.к. основные функции данных компетентностей сводятся к обеспечению эффективного межличностного взаимодействия и реализуются в общении и взаимодействии с другими людьми.

В качестве объединяющих категорий для социальной и эмоциональной компетентности авторы выделяют «общение», «познание» и «понимание», «деятельность».

В нашем исследовании на основе анализа работ И. Н. Андреевой, С. П. Деревянко, А. И. Савенкова, К. Саарни, И. С. Степанова мы предлагаем рассматривать понятие «социоэмоциональная компетентность», как интегральную способность эффективно ориентироваться в ситуациях межличностного взаимодействия, проявляющуюся в эмоциональной зрелости и готовности воспитанника к взаимодействию с другими людьми на основе взаимопонимания и взаимопознания.

Особенно значимым является исследование социоэмоциональной компетентности у старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, так как значительная часть выпускников оказывается неготовой к жизни в социуме: они выходят в мир, не умея в нем жить и справляться с разнообразными проблемами, а иногда и не имея желания решать эти проблемы самостоятельно. Несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме, недостаточное внимание уделяется изучению психолого-педагогических условий формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Очевидным становится противоречие между практической необходимостью формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических основ для разработки модели формирования их социоэмоциональной компетентности, обеспечивающей эффективное межличностное взаимодействие.

Стремление найти пути решения обозначенного противоречия определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема разработки структурно-функциональной модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

В практическом плане — проблема определения психолого-педагогических условий, способствующих формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений.

Объект исследования: социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-функциональную модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Гипотеза исследования.

Формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, возможно при реализации структурно-функциональной модели, обеспечивающей:

— организацию профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения;

— формирование у старших школьников интернатных учреждений способности к взаимопониманию, взаимопознанию и рефлексии;

— развитие у старших школьников интернатных учреждений способности к саморегуляции, эмоциональной выразительности и эмпатии;

— формирование у старших школьников интернатных учреждений социальной активности, социальной автономности и социальной адаптивности.

Задачи исследования: 1. Конкретизировать научное представление о содержании понятия «социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях».

2. Выявить структурные компоненты социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений и раскрыть их содержание.

3. Определить психолого-педагогические условия, способствующие формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений.

4. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— конкретизировано научное представление о содержании понятия «социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях» [социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, — это интегральная способность эффективно ориентироваться в ситуациях межличностного взаимодействия, проявляющаяся в эмоциональной зрелости и готовности воспитанника к взаимодействию с другими людьми на основе взаимопонимания и взаимопознания];

— выявлены структурные компоненты социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений и раскрыто их содержание (содержание когнитивного компонента образуют взаимопонимание, взаимопознание, рефлексиясодержание эмоционального компонента — саморегуляция, эмоциональная выразительность, эмпатиясодержание поведенческого компонента — социальная активность, социальная автономность и социальная адаптивность);

— определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, способствующие формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений [организация профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения и реализация предметного содержания их индивидуальных деятельностейформирование у старших школьников интернатных учреждений способности к взаимопониманию, взаимопознанию и рефлексии в процессе диалога и конструктивного сотрудничестваразвитие способности к саморегуляции, эмоциональной выразительности и эмпатии у старших школьников интернатных учреждений за счет обогащения их эмоционального опыта и создания ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельностиформирование социальной активности, социальной автономности и социальной адаптивности у старших школьников интернатных учреждений посредством их включения в социально полезную деятельность в различных сферах воспитательного пространства (сфера общения, деятельности и самопознания)];

— разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях [модель включает в себя цель (формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях) — компоненты социоэмоциональной компетентности и их содержаниепсихолого-педагогические условияформы (беседа, развивающие занятия, индивидуальное консультирование) и методы социально-психологического воздействия и активного социального взаимодействияэтапы формирования социоэмоциональной компетентности (подготовительный, развивающий, рефлексивный) — уровни сформированности социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учрежденийпрогнозируемый результат (социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях)].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснование структуры формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений и раскрытие содержания ее компонентов открывает новые возможности для изучения содержательных и процессуальных аспектов деятельности психолога, воспитателей и педагогов интернатных учреждений по формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений. Разработанная структурно-функциональная модель составит основу для более широких научных представлений о содержании, формах и методах формирования социоэмоциональной компетентности воспитанников учреждений интернатного типа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности психолога в аспекте формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учрежденийв разработке и апробации программы «Формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях». Полученные результаты исследования могут быть использованы психологами, воспитателями и педагогами интернатных учреждений в учебно-воспитательном процессе с целью решения проблем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в социуме.

Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, принцип системности в психологии, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности.

Источниками исследования являются:

— идеи гуманистической педагогики и психологии (А.Г.Асмолов, В. П. Бездухов, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сухомлинский и др.);

— отечественные и зарубежные психологические концепции социальной и эмоциональной компетентности, их структуры (И.Н. Андреева, Д. Б. Воронцов, Д. Гоулмен, С. П. Деревянко, A.C. Downs, C.K. Ewart, Н. М. Иовчук, H.B. Калинина, В. Н. Куницына, Е. В. Либина, М. И. Лукьянова, Д. В. Люсин, Ю. Мель, В. Слот, X. Спаниярд, Е. С. Шилова, Д. В. Ушаков и др.);

— теоретические представления об особенностях психического развития личности, воспитывающейся вне семьи (Л.И. Божович, И. В. Дубровина, Л.В.

Маликов, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Г. В. Семья, H.H. Толстых, А. Г. Рузская, JI.M. Шипицына и др.);

— концептуальные положения о профессионального взаимодействия субъектов интернатных учреждений (JI.B. Байбородова, A.B. Быков, М. И. Рожков, Т. И. Самойлова, Т. Н. Сапожникова, В. Слот, Т.И. Шульга).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретические методы (анализ психологической и педагогической литературытеоретический анализ монографий, диссертационных исследований, авторефератов диссертаций, статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы эффективного межличностного взаимодействия) — эмпирические методы (наблюдение, опросный метод, беседа, тестирование, формирующий эксперимент) — методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической обработки (корреляционный и факторный анализ) и качественный анализ результатов исследования.

Были использованы методики: опросник «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина, методика «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», модифицированная Н. П. Фетискиным, «Диагностика эмпатии» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, методика «Исследование социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2007;2008 гг.). На основе изучения и анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме исследования изучалось современное состояние проблемы, обосновывались методологические и теоретические основы исследования, определялись объект, предмет, цель исследования, формулировались гипотеза и основные задачи. Результатом явилось определение методологических и теоретических подходов к проведению эксперимента.

2 этап (2008;2009 гг.). В ходе проводимой опытно-экспериментальной работы в совокупности с анализом научной литературы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались психолого-педагогические условия, способствующие формированию социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, осуществлялась разработка и реализация содержания развивающей деятельности психолога. Результатом явилась разработка и внедрение структурно-функциональной модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

3 этап (2010;2011 гг.). Осуществлялось обобщение результатов исследования. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Результатом этапа явилось оформление текста диссертационного исследования. Теоретические обоснование результатов исследования отражены в ряде публикаций.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровняхадекватностью использованного для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов и комплексностью исследования феномена социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учрежденияхиспользованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатовстатистической значимостью экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьяхобсуждались на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета (2011 г.). Материалы исследования и разработанная на их основе модель формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, внедрены в практику работы Чебеньковского детского дома и социального приюта «Родничок» г. Оренбурга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вхождение старших школьников интернатных учреждений в социум зависит от того, насколько воспитанник, еще будучи школьником, научится успешно осуществлять взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Однако существующая практика подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в социуме не в полной мере использует возможности для их успешной интеграции.

Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, структурными компонентами которой являются когнитивный, эмоциональный и поведенческий, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.

2. Положение о необходимости формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки соответствующей модели. В современных условиях в основу разработки данной модели должна быть положена идея о необходимости профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения и реализации предметного содержания их индивидуальных деятелыюстей. Модель включает в себя цель, компоненты и их содержание, психолого-педагогические условия, формы и методы, этапы, уровни сформированности социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, прогнозируемый результат.

3. Стратегия деятельности психолога базируется на реализации программы «Формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях». Программа состоит из трех блоков, содержание которых детализировано, исходя из содержания структурных компонентов социоэмоциональной компетентности. Первый блок «Наши чувства и эмоции» направлен на развитие способности к саморегуляции, эмоциональной выразительности и эмпатии за счет обогащения эмоционального опыта и создания ситуации социальной успешности воспитанника в разнообразных жизненных ситуациях. Второй блок «Встреча двух миров» обеспечивает формирование у старших школьников способности к взаимопониманию, взаимопознанию и рефлексии в процессе диалога и конструктивного сотрудничества. Третий блок «Знаю, умею, могу» направлен на развитие социальной активности, социальной автономности и социальной адаптивности, способствует приобретению опыта решения конкретных практических задач, возникающих в различных сферах воспитательного пространства (сфера общения, деятельности и самопознания). Сферы общения, деятельности и самопознания, являясь сферами воспитательного пространства интернатного учреждения, выступают одновременно основными сферами социального становления воспитанников, позволяющими им быть готовыми к взаимодействию с другими людьми. Все три блока реализуются в форме бесед и развивающих занятий, включают в себя практические задания и упражнения с использованием методов социально-психологического воздействия и активного социального взаимодействия (ролевые и деловые игры, дискуссионные методы, ролевая гимнастика, работа в группах, моделирование и решение ситуаций, проективные методы).

Структура работы отражает логику, содержание научного поиска и результаты исследования. Текст работы иллюстрирован таблицами, графиками, диаграммами.

Выводы по второй главе.

Проведенная экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования и сделать следующие выводы:

1. В ходе исследования было выявлено наличие статистически достоверных связей между показателями структурных компонентов социоэмоциональной компетентности, что говорит о правильности теоретического анализа ее компонентного состава. В факторной структуре социоэмоциональной компетентности личности в старшем школьном возрасте наибольший вес имеют показатели когнитивного (взаимопонимание, взаимопознание), эмоционального (эмоциональная выразительность и саморегуляция, эмпатия) и поведенческого (социальная адаптивность, социальная автономность) компонентов. Это свидетельствует о наибольшей их значимости в структуре социоэмоциональной компетентности личности в старшем школьном возрасте.

2. Большинство старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, характеризуются низким уровнем социального интеллекта, для них характерны сложности в познании поведения других людей, что усложняет их взаимоотношения с окружающими и снижает возможности социальной адаптации.

3. Значительное большинство воспитанников интернатного учреждения показали отсутствие эмпатических тенденций: они не обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания других, им сложнее «проникать» в мир чувств других людей в межличностном взаимодействии.

4. В целом, в данной выборке старшие школьники из семей и воспитанники интернатного учреждения проявляют взаимопонимание и взаимопознание в межличностном взаимодействии. Такое общение для учащихся характеризуется безусловностью и является положительным фактором эффективного взаимодействия, способствующим эмоциональной стабильности и защищенности.

5. Воспитанники интернатного учреждения преобладают по показателям низкого уровня эмоционального интеллекта (эмоциональной выразительности и саморегуляции).

Полученные результаты позволяют констатировать, что воспитанникам интернатного учреждения сложнее понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Данный результат может быть связан с психологическими особенностями данных детей, которые обусловлены неудовлетворенным уровнем общения со значимыми близкими, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем.

6. Сравнение результатов повторной диагностики после апробации модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, свидетельствует о том, что в группе, где проводилась комплексная формирующая работа, наблюдается положительная динамика развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социоэмоциональной компетентности, что проявляется в повышении эмоционального и социального интеллекта, наличии эмпатии и рефлексии, повышении социальной активности, социальной адаптивности и социальной автономности.

Результаты проведенного исследования подтверждают результативность программы по формированию социоэмоциональной компетентности, разработанной в рамках структурно-функциональной модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Контрольная диагностика, проводимая до и после развивающих занятий, позволила проследить наличие ожидаемых нами развивающих эффектов в процессе развивающей работы.

7. Работа со специалистами интернатного учреждения носила просветительский характер, целью которой было информирование педагогов и воспитателей об особенностях и способах формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Организационно модель представлена процессами межпрофессиональной коммуникации, планирования и регулирования совместной деятельности, анализа результатов совместных действий.

Заключение

.

Анализ теоретико-методологических основ и экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, дают основание сделать вывод о наличии качественно своеобразных особенностей, характеризующих социоэмоциональную компетентность старшеклассников, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Воспитанники интернатных учреждений уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социоэмоционального развития: по способности сопереживать, сочувствовать, принимать и понимать чувства другого, конструктивно разрешать конфликты, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, по способности к взаимопониманию и взаимопознанию.

Очевидно, что исследование психолого-педагогических условий, влияющих на формирование социоэмоциональной компетентности воспитанников интернатных учреждений старшего школьного возраста, имеет особое значение для решения практических задач.

Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Обоснована актуальность проблемы формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, обусловленная необходимостью разрешения противоречия между практической необходимостью формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических основ для разработки модели формирования их социоэмоциональной компетентности, обеспечивающей эффективное межличностное взаимодействие.

2. Конкретизировано научное представление о содержании понятия «социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях». Социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, — интегральная способность эффективно ориентироваться в ситуациях межличностного взаимодействия, проявляющаяся в эмоциональной зрелости и готовности воспитанника к взаимодействию с другими людьми на основе взаимопонимания и взаимопознания.

3. Проанализированы основные подходы в отечественной и зарубежной психологии, в русле которых ведется изучение социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, подобраны методы и методики изучения уровня сформированности данной компетентности. На их основе создана и обоснована структура социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, которая включает следующие компоненты: когнитивный (взаимопонимание, взаимопознание, рефлексия) — эмоциональный (саморегуляция, эмоциональная выразительность, эмпатия) — поведенческий (социальная активность, социальная адаптивность и социальная автономность).

4. Определены психолого-педагогические условия формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях: 1) организация профессионального взаимодействия субъектов интернатного учреждения и реализация предметного содержания их индивидуальных деятельностей- 2) формирование у старших школьников интернатных учреждений способности к взаимопониманию, взаимопознанию и рефлексии в процессе диалога и конструктивного сотрудничества- 3) развитие способности к саморегуляции, эмоциональной выразительности и эмпатии у старших школьников интернатных учреждений за счет обогащения их эмоционального опыта и создания ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности- 4) формирование социальной активности, социальной автономности и социальной адаптивности у старших школьников интернатных учреждений посредством их включения в социально полезную деятельность в различных сферах воспитательного пространства (сфера общения, деятельности и самопознания).

5. В ходе исследования разработана, внедрена и экспериментально проверена эффективность структурно-функциональной модели социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Модель представляет собой целостную систему, содержащую цель (формирование социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях) — компоненты социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учреждений и их содержаниепсихолого-педагогические условияформы (беседа, развивающие занятия, индивидуальное консультирование) и методы социально-психологического воздействия и активного социального взаимодействияэтапы формирования социоэмоциональной компетентности (подготовительный, развивающий, рефлексивный) — уровни сформированности социоэмоциональной компетентности старших школьников интернатных учрежденийпрогнозируемый результат (социоэмоциональная компетентность старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях).

6. В ходе констатирующего эксперимента были получены данные, раскрывающие особенности взаимосвязи структурных компонентов социоэмоциональной компетентности личности в старшем школьном возрасте.

Корреляционный анализ выявил устойчивые связи между показателями эмоционального компонента (эмоциональная выразительность, саморегуляция и эмпатия), показателями поведенческого компонента (социальная активность, социальная адаптивность) (с коэффициентом корреляции по абсолютной величине не менее 0,282 при 5% уровне значимости).

В факторной структуре социоэмоциональной компетентности старших школьников наибольший вес имеют показатели когнитивного (взаимопонимание и взаимопознание), эмоционального (эмоциональная выразительность и саморегуляция, эмпатия) и поведенческого (социальная автономность, социальная адаптивность) компонентов. Это свидетельствует о наибольшей значимости данных показателей в структуре социоэмоциональной компетентности личности в старшем школьном возрасте.

7. Анализируя специфику социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, можно выделить следующие особенности: сложности в познании поведения других людей, что усложняет взаимоотношения детей с окружающими и снижает возможности социальной адаптации. У воспитанников интернатных учреждений старшего школьного возраста отсутствуют эмпатические тенденции: они не обладают эмоциональной отзывчивостью на переживания других, им сложнее «проникать» в мир чувств других людей. В межличностном взаимодействии старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выявлено проявление взаимопонимания и взаимопознания, что является положительным фактором эффективного взаимодействия, способствующим эмоциональной стабильности и защищенности. Показатели сформированности эмоциональной выразительности и саморегуляции ниже, чем у учащихся из семей.

8. Выявились расхождения в системе межличностного взаимодействия воспитанников, проявляющиеся в отсутствии эмоционального комфорта, неспособности прислушиваться к чужим переживаниям и понимать невысказанные чувства собеседника, с одной стороны, и наличии достаточного уровня сформированности взаимопознания и взаимопонимания, проявляющихся в адекватных представлениях о себе, о социальной действительности, о межличностных отношениях, об адекватности оценки личностных особенностей во взаимодействии с окружающими, о выраженности общих интересов, умении понять точку зрения другого человека, сопоставлять — с другой.

9. В результате апробации структурно-функциональной модели формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, выявлена положительная динамика развития структурных компонентов социоэмоциональной компетентности, что проявляется в наличии взаимопонимания, взаимопознания, рефлексии, повышении эмоциональной выразительности и саморегуляции, наличии эмпатии и рефлексии, повышении социальной активности, социальной адаптивности и автономности.

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу, реализовало поставленные нами задачи.

Перспективными направлениями дальнейших научных поисков на основе выполненного исследования могут стать: разработка технологии психологического сопровождения выпускников интернатных учреждений на основе структурно-функциональной модели формирования социоэмоциональной компетентности выпускников интернатных учреждений и обучение таким технологиям специалистов интернатных учреждений, будущих психологов и педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 2001. — 299 с.
  2. , И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6−10 лет. Программа «Я и МЫ» Текст. / И. Н. Агафонова. М.: СПб, 2000.
  3. , М.А. Я сам строю свою жизнь: Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот Текст. / М. А. Алиева [и др.]- под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2000. — 201 с.
  4. , М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) Текст. / М. А. Алиева [и др.]- под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002. — 216 с.
  5. , С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / С. А. Алифанов. М., 1992. — 24 с.
  6. , И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. — № 3. С. 78−86.
  7. , И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта Текст. / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2007. — № 5. С. 57−65.
  8. , Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 26−36.
  9. , В.И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях Текст. / В. И. Анисимов // Социальные проблемы сиротства. М.: Ин-т социологии РАО, 1992. — С. 34−43.
  10. , Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта Текст. / Л. Р. Аптикиева. ГОУ ВПО ОГПУ. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. — 224 с.
  11. , М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната Текст. / М. П. Аралова. М.: Академия, 2003. — 223 с.
  12. , И.Е. Некоторые проблемы социализации воспитанников детских домов Текст. / И. Е. Байтингер // Дети Молодежь — Общество. — Челябинск, 1998. — С. 103−104.
  13. , В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / В. М. Басова. — Кострома, 2005. 39 с.
  14. , В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности Текст. / В. М. Басова. Кострома: Авантитул, 2004.- 188 с.
  15. , Г. Э. Социальная компетенция личности Текст. / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. — С. 42−57.
  16. , Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3−7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения Текст. / Н. И. Белоцерковец. Ставрополь, 2002. — 18 с.
  17. , A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  18. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-209 с.
  19. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 22−24.
  20. Большой толковый психологический словарь Текст. / составитель А. Робер. М.: Изд-во «Вече», ACT, 2000. — 560 с.
  21. , С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие Текст. / С. Л. Братченко. СПб., 1999. — 51 с.
  22. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  23. , A.B. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков Текст.: учебное пособие / A.B. Быков, Т. Н. Шульга. М.: Изд-во УРАО, 2004. — 100 с.
  24. Воспитание и развитие детей в детском доме Текст.: хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова. М.: АПО, 1996. 104 с.
  25. , Т.А. Дети с временной задержкой психического развития Текст. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер // Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 432 с.
  26. Выготский, J1.C. История развития высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский // Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 197−198.
  27. , Л.С. Основы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 368 с.
  28. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  29. , Л.С. Педология подростка: проблемы возраста Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 2003. — Т. 4. — С. 244−269.
  30. , Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы Текст. / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии, 1975. № 2. — С. 147−156.
  31. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Под ред. A.M. Матюшкина // Психология мышления. М., 1965. — С. 433- 456.
  32. , Л.Н. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Гиенко. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2009. — 23 с.139
  33. , В.М. Особенности социального поведения детей в условиях детского дома Текст. / В. М. Гордиенко // Актуальные проблемы социальной психологии: Тез. науч. сообщений. Ч. 3. Кострома, 1986. — с. 97
  34. , Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру Текст. / Г. Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. СПб., 1999. С. 98−102.
  35. , Д. Эмоциональный интеллект Текст. / Д. Гоулман. М.: АСТ, 2008.
  36. , Т.Н. Основы конструктивного общения Текст. / Т. Н. Григорьева. М.- Новосибирск, 1997. — Ч. 3. — 57 с.
  37. , В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома Текст. / В. Гудонис // Дефектология. 2008. — № 6. — С. 85−89.
  38. , И. Социальная адаптация детей-сирот Текст. / И. Дементьева // Социальная педагогика. 2003. — № 2. — С. 64−71.
  39. , Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности Текст.: учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. 123 с.
  40. Дети социального риска и их воспитание Текст. / под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
  41. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития Текст. / под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2008. — 336 с.
  42. , И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся Текст. / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. М.: Просвещение, 1983. — С. 27−36.
  43. , И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов Текст. / И. В. Дубровина. М, 1990. — 450 с.
  44. , И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома Текст. / И. В. Ежов. Ясная Поляна, 1997. — 56 с.
  45. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985. — 167 с.
  46. , Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст. / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1983.- 103 с.
  47. , A.B. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка Текст. / A.B. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. 1974. — № 6. — С. 59−73.
  48. , A.B. Психология обучения старшеклассников Текст. / A.B. Захарова. -М.: Просвещение, 1976. 139 с.
  49. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№ 5. — С. 34−42.
  50. , P.A. Человекознание: самореализация человека Текст. / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2008. — 235 с.
  51. , Н.П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот Текст. / Н. П. Иванова, И. А. Бобылева, О. В. Заводилкина. М., 1999. — 52 с.
  52. , Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика Текст. / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  53. , Н.М. Система повышения социально-психологической компетенции детей-сирот в интернатном учреждении Текст.: конгресс по детской психиатрии 25−28 сентября 2001 г. / Н. М. Иовчук. М.: РОСИНЭКС, 2001 г., С. 103 -104.
  54. , Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников Текст. / Н. В. Калинина, М.И. Лукьянова1411. Ульяновск, 2003. 207 с.
  55. , JI. Специфика воспитания социальной зрелости учащихся школ-интернатов для детей-сирот Текст. / JI. Канишевская // Социология: теория, методы, маркетинг. Украина, 1999. — № 4. — С. 70−77.
  56. , JI.A. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве Текст. / JI.A. Карпенко // Вопросы психологии.2005.-№ 4.-С. 77−85.
  57. , A.A. Умение общаться как фактор взаимодействия Текст. / A.A. Кидрон // Сб. тез. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1979. — 158 с.
  58. , Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности Текст.: автореф. дисс.канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. СПб.: СПбГУ, 1997. — 40 с.
  59. , М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация Текст. / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. М.: ВЛАДОС, 2010.-288 с.
  60. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 416 с.
  61. , O.A. Потенциал детского движения в развитии социального творчества подростков Текст. / O.A. Копцева // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 5. — С. 189−201.
  62. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  63. , И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2006.-464 с.
  64. , В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение Текст. / В. Н. Куницына //
  65. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., 1995. — Ч. 1.-С. 48−59.
  66. , В.Н. Межличностное общение Текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб., 2002. — 544 с.
  67. , И. Психическая депривация в детском возрасте Текст. / Й. Лангмейер, 3. Матейчик. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  68. , С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома Текст. / С. Д. Леонов // Детский дом. 2008. — № 1. — С. 46−48.
  69. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  70. , Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? Текст. / Е. В. Либина, A.B. Либин // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.-С. 190−204.
  71. , М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / под ред. А. Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, Воронеж, НПО «Модэк», 1997.-384 с.
  72. Лишенные родительского попечительства Текст.: хрестоматия / ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  73. , Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29−36.
  74. , JI.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи Текст.: монография / Л. В. Маликов. -Оренбург: Оренбург, гос. пед. ун-т, 2000. 143 с.
  75. , В.А. Модель и динамические особенности социально-перцептивной компетентности в профессиональной деятельности Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / В. А. Мартынова. М.: Московский государственный гуманитарный университет, 2007. — 21 с.
  76. , О.Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / О. Н. Мачехина. М.: Московский государственный гуманитарный университет, 2007. — 24 с.
  77. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации перелома Текст. / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 61−68.
  78. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа Текст. /B.C. Мухина // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 33−39.
  79. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 356 с.
  80. , B.C. Реабилитация социально депривированных детей в условиях детского дома Текст. / B.C. Мухина // Актуальные проблемы социальной психологии. Тез. науч. сообщений. Ч. 3. Кострома, 1986. С. 129−130.
  81. , И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни Текст. / И. Назарова // Социс, 2001. № 4. — С.70−77.
  82. , Л.Ф. Возрастная психология Текст. / Л. Ф. Обухова. -М., Педагогическое общество России, 1999. 442 с.
  83. , Ю.В. Социальное партнерство детского дома как средство поддержки социально-профессионального становления144воспитанников Текст. / Ю. В. Орсаг // Школа и производство. 2008. — № 8. -С. 54−56.
  84. , Ю.В. Стимулирование профессионально-личностного роста воспитанников детского дома Текст. / Ю. В. Орсаг // Школа и производство. 2007. -№ 3. — С. 18−24.
  85. , X. Основы позитивной психотерапии Текст. / X. Пезешкиан.- Архангельск. 1993. — 116 с.
  86. , М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детских домов Текст. / М. Е. Пескова // Дефектология. 2007. -№ 5. с. 75−83.
  87. , JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JI.A. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  88. , В.И. Формирование социально адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / В. И. Попов. Белгород, 2003. — 22 с.
  89. Преодоление трудностей социализации детей-сирот Текст. / под ред. JI.B. Байбородовой. Ярославль: ЯрГПУ, 1997. 196 с.
  90. , A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте Текст. / A.M. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. М., 1984. — С. 76−88.
  91. , A.M. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи Текст. / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 80−85.
  92. , A.M. Психология сиротства Текст. / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  93. , Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения Текст.: метод, пособие / Н. С. Пряжников.- М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. Ч. 3, 4. — 64 с.
  94. , Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения Текст.: учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. М.: Издательство МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. -400 с.
  95. Психическое развитие воспитанников детского дома Текст.: хрестоматия / ред. И. В. Дубровина, A.B. Рузская. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
  96. Психогимнастика в тренинге Текст. / под ред. Н. Ю. Хрящевой — СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001. 256 с.
  97. Психология личности Текст. / под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея, В. В. Архангельской. Москва: ACT, 2009. — 624 с.
  98. Психология человека от рождения до смерти / Под ред A.A. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 338−343.
  99. Психология. Словарь Текст. / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 2003. — 494 с.
  100. Психолого-педагогическая диагностика Текст. / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной М.: Академия, 2006. — 320 с.
  101. Рабочая книга школьного психолога Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  102. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Раис. СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
  103. , A.A. Социальная педагогическая психология Текст. / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб. Литер, 1999. — 409 с.
  104. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности Текст. / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  105. , Е.Я. Настольная книга практического психолога в образовании Текст. / Е. Я. Рогов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — 383 с.
  106. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 478 с.
  107. , К. О групповой психотерапии Текст. / К. Роджерс // Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. Минск: Харвест, М.: ACT, 2001 -816 с.
  108. , В.Г. Уверенность в себе: этический аспект Текст. / В. Г. Ромек //Журнал практического психолога, 1999. № 9. — С. 3−14.
  109. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  110. , Л. Государственные дети: из дневника воспитателя детского дома Текст. / Л. Самойлова // Новый мир. 1993. — № 10. — С. 152 173.
  111. , Т.П. Социальная компетентность подростков и технология ее формирования Текст. / Т. И. Самсонова. СПб., 2006. — 193 с.
  112. , Е.Е. Психология развития человека Текст. / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 460 с.
  113. , В.Д. Социальная педагогика: история и современность Текст. / В. Д. Семенов. Екатеринбург, 1993. — 128 с.
  114. , Г. В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст. / Г. В. Семья. М.: УРАО, 2001.- 142 с.
  115. , З.В. Социальное бессознательное: Социологический и социально-психологический аспекты Текст. / З. В. Сикевич, O.K. Крокинская, Ю. А. Поссель. СПб.: Питер, 2005. — 267 с.
  116. , В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга Текст. / В. И. Слепкова, Liet Т. De Vries-Geervilet // Актуальные проблемы кризисной психологии.Сб. научн. тр. -Мн., 1997. С.130−137.
  117. , В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования Текст. / В. И. Слободчиков // Мир образования — образование в мире. 2001. — № 1. — С. 14−23.147
  118. Словарь психолога-практика Текст. / сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2003.-976 с.
  119. , В. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, ориентированная на социальную компетенцию Текст. / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психологической и социально-реабилитационной работы. 2000. № 1. — С. 30−45.
  120. , Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности Текст. / Г. К. Смит. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  121. , B.C. Жизненные ориентации старшеклассников Текст. / B.C. Собкин // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования. М., 1990. — С. 5−27.
  122. , B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении Текст. / B.C. Собкин // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (тезисы докладов). Краснодар, 1975. — С. 55−57.
  123. Толстых, Н. Н Жизненные планы подростков и юношей Текст. / H.H. Толстых // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−87.
  124. , Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. Г. Травникова. -СПб., 1999.-22 с.
  125. , E.H. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / E.H. Трухманова. М., 2004. — 26 с.
  126. , Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта Текст. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 11−28.
  127. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -181 с.
  128. , Н.И. Представления о жизненных перспективах детей-сирот (на примере образовательных учреждений различного типа) Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. И. Федотова. М.: Московский гуманитарный университет, 2008. — 28 с.
  129. , О.Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей Текст. / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. 2005. — № 5.-С. 33−34.
  130. , М.В. Методика и технология работы социального педагога Текст. / М. В. Шакурова. М., 2008. — 272 с.
  131. , Й. Диагностика психического развития Текст. / Й. Шванцара.- Прага: Авиценум, 1978. 338 с.
  132. , П. А. Модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения Текст. / П. А. Шептенко, JI.H. Гиенко // Мир науки, культуры, образования. 2009. -№ 3. — С. 241−243.
  133. , Р. Подростковый и юношеский возраст Текст. / Р. Шмидт. М.: ВЛАДОС, 2004. — 119 с.
  134. , Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям Текст. / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, A.B. Быков. М., 2003. — 400 с.
  135. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  136. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. -М.: Флинта, 2006. 342 с.
  137. , Г. Состав и измерения эмоциональной компетентности Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук / Г. Юсупова. Казань, 2006. -36 с.
  138. , П.М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / П. М. Якобсон. -М: Знание, 1976.-96 с.
  139. , Е.А. Критерии и показатели социальной активности личности Текст. / Е. А. Якуба // Методические проблемы социологических исследований социальной активности личности. Вестник ХГУ. Харьков Основа, 1991. -331 с.
  140. , А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников Текст. / А. А. Ярулов // Школьные технологии. 2005. — № 2. -С. 97−127.
  141. , Д.В. Особенности социализации современного подростка Текст. / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 5459.
  142. , В.Р. Социальное воспитание в классе Текст. / В. Р. Ясницкая. М., 2004. — 352 с.
  143. Bowlby, J. Defensive processes in response to stressful situations in early life. In the Child and his Family: Periling Development: Child Raising and Identity Formation under stress, ed by EJ. Anthony and C. Chiland. New York: Wiley, 1988.
  144. Ewart, C.K. Measuring Stress Resilience Coping in Vulnerable Youth. The Social Competence Interview / C.K. Ewart, R.S. Jorgensen, S. Suchday, E. Chen, K.A. Matthews // Psychological Assessment. 2002. № 14. — P. 339−352.
  145. Oyserman, D. Competence, Delinquency, and Attempts to Attain Possible Selves / D. Oyserman, E. Saltz // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. № 65. — P. 360 — 374.
  146. Rubin, K.H., Mills, R.S.L. The many faces of social isolation in childhood / K.H. Rubin, R.S.L. Mills // J. Consulting and Clinical Psychol. 1988. -№ 6.-P. 916−924.
  147. Выступление педагогов и администрации интернатного учреждения
  148. Основные цели организованной подготовки ребенка к выходу из интернатного учреждения в открытое общество.
  149. Мероприятия, предпринимаемые в сфере социальной адаптации детей-сирот.
  150. Основные формы работы по социальной адаптации воспитанников старшего школьного возраста.
  151. Схема обмена с окружающим миром.
  152. Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П.Фетискина)
  153. Инструкция: По пятибалльной системе оцените особенности межличностного взаимодействия в вашей группе: 5 всегда- 4 — почти всегда- 3 — трудно сказать- 2 — редко- 1 — никогда. I
  154. Я хорошо разбираюсь в людях.
  155. Многие делятся со мной своими секретами.
  156. Я хорошо знаю стороны моих друзей.
  157. Я хорошо знаю вкусы и привычки членов своей группы.
  158. Стремлюсь понять, что за человек рядом со мной.1.
  159. Многие понимают меня с полуслова.
  160. Я легко нахожу общий язык с окружающими.
  161. Обычно я легко угадываю, в каком настроении мои друзья.
  162. Мои идеи положительно оцениваются окружающими.
  163. Стремлюсь к тому, чтобы другие всегда легко и быстро могли понятьменя.1.I
  164. Я легко могу убедить в чем-то другого человека. Я часто руковожу работой моих друзей. Часто окружающие переходят на мою сторону. Я легко могу расположить к откровенности. Мои сверстники разделяют многие мои увлечения. IV.
  165. В принятии решений я полагаюсь только на себя.
  166. Я дорожу не только ценностями группы, но и своим мнением и отношением к чему-либо.
  167. Я всегда делаю то, что соответствует моим убеждениям. В конфликте я всегда пытаюсь аргументировать свою позицию. Мои поступки мало зависят от мнения окружающих. Я почти никогда не отступаю от своих планов.
  168. Я конфликтую с окружающими очень редко.
  169. При выработке отношения к кому-либо я учитываю мнение окружающих.
  170. Если окружающие не согласны со мной, я готов пересмотреть свою точку зрения.
  171. Мнение окружающих меня сверстников является для меня очень важным.
  172. Принимая важные решения, я всегда советуюсь со статусными людьми.1. VI
  173. Стараюсь точно и быстро выполнять различные задания.
  174. Переживаю свои промахи и ошибки, связанные с социальной деятельностью.
  175. Успех или неудачи моего класса волнуют меня не меньше, чем собственныедостижения и успехи.
  176. Участие в социальной деятельности является для меня важным и необходимым.
  177. Я считаю, что достичь заметных результатов я могу только при взаимодействии с другими людьми.
  178. Обработка и интерпретация результатов
  179. Сначала подсчитывается количество баллов по каждой из шести шкал, а затем общий суммарный показатель.
  180. О степени выраженности той или иной шкалы свидетельствуют следующие показатели: 20 баллов и более высокая- 11−19 баллов — средняя- 10 и менее — низкая.1. Взаимопознание.и. Взаимопонимание.1.I. Рефлексия.1. Социальная автономность.
  181. V. Социальная адаптивность.
  182. VI. Социальная активность.
  183. ОПРОСНИК методики «Эмпатия» А. Меграбяна и Н. Эпштейна
  184. Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
  185. Бланк для ответов к методике «Эмпатия»
  186. Фамилия, имя, отчество ПолВозраст1. Датап/п4
Заполнить форму текущей работой