Изучение вихревой структуры отрывных течений и методов управления отрывом на моделях крыльев при малых числах Рейнольдса
Отрыв потока — это одно из физических явлений, возникающих при движении газов или жидкостей над твердой поверхностью или, наоборот, при движении тела в неподвижной жидкости или газе, заключающееся в том, что поток перестает двигаться вдоль поверхности и отходит от нее. Два фактора являются определяющими для возникновения отрыва потока: вязкость и изменение давления вдоль поверхности. Необходимым… Читать ещё >
Содержание
- Основные условные обозначения
- Глава I. Обзор
- 1. 1. Явление отрыва потока и структура отрывных течений
- 1. 2. Методы управления отрывом и улучшения аэродинамических характеристик крыла
- Глава II. Методы исследований
- 2. 1. Аэродинамические установки и координатные устройства
- 2. 2. Экспериментальные модели крыльев
- 2. 3. Методики экспериментов
- 2. 3. 1. Визуализация методом саже-масляных покрытий и шелковинок
- 2. 3. 2. Термоанемометрические измерения
- 2. 3. 3. Методика пневмометрических измерений
- 3. 1. Условия проведения эксперимента
- 3. 2. Зависимость структуры обтекания от удлинения крыла
- 3. 3. Процессы перестройки структуры вихревого течения на поверхности моделей крыльев разного удлинения в зависимости от угла скольжения
- 3. 3. 1. Крыло умеренного удлинения
- 3. 3. 2. Крыло среднего удлинения
- 3. 3. 3. Крыло большого удлинения
- 3. 4. Выводы к главе III
- 4. 1. Условия проведения эксперимента
- 4. 2. Влияние локального воздействия при срывном режиме обтекания на крыле малого удлинения
- 4. 3. Эволюция развития вихревых структур с увеличением угла атаки до и после локального воздействия
- 4. 4. Выводы к главе IV
- 5. 1. Условия проведения эксперимента
- 5. 2. Влияние выступов на вихревую структуру
- 5. 3. Развитие возмущений в отрывном течении до и после локального воздействия
- 5. 4. Выводы к главе V
- 6. 1. Условия проведения эксперимента
- 6. 2. Трансформация отрывной зоны с изменением угла скольжения
- 6. 3. Влияние выступов на вихревую структуру обтекания
- 6. 4. Выводы к главе VI
Изучение вихревой структуры отрывных течений и методов управления отрывом на моделях крыльев при малых числах Рейнольдса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
При разработке перспективных летательных аппаратов большое внимание уделяется вопросам совершенствования обтекания для уменьшения расхода топлива, увеличения дальности полета и пассажировместимости самолета, улучшения устойчивости и управляемости в экстремальных ситуациях и, в конечном счете, для повышения конкурентоспособности данного образца авиационной техники. Пути совершенствования обтекания определяются на основании полученных исследователями новых знаний о физических процессах, протекающих при взаимодействии летящего самолета с окружающим воздухом. Большое прикладное значение имеют, помимо прочего, исследования физических явлений, имеющих место на крыле при различных углах атаки: течения в присоединенном пограничном слое на поверхности крыла при малых углах атаки, а также отрывных течений, возникающих при больших углах атаки, в том числе отрыва турбулентного пограничного слоя и срыва потока с передней кромки крыла. С точки зрения практической аэродинамики, интерес к природе течения в пограничном слое связан с решением проблемы ламинаризации обтекания, а исследования отрывных течений позволяют найти пути повышения несущих свойств крыла и разработать новые методы управления отрывом.
Отрыв потока — это одно из физических явлений, возникающих при движении газов или жидкостей над твердой поверхностью или, наоборот, при движении тела в неподвижной жидкости или газе, заключающееся в том, что поток перестает двигаться вдоль поверхности и отходит от нее. Два фактора являются определяющими для возникновения отрыва потока: вязкость и изменение давления вдоль поверхности. Необходимым условием отрыва потока от поверхности является возрастание давления в направлении течения, т. е. положительный (неблагоприятный) градиент давления. Такие условия возникают, например, при обтекании крыла. Верхняя поверхность крыла обычно имеет выпуклую форму, что и приводит к появлению неблагоприятного градиента давления и отрыва потока в задней части крыла. Влияние вязкости приводит к тому, что вблизи поверхности поток теряет скорость из-за трения о поверхность, возникает тонкий слой воздуха, условно говоря, «прилипший» к поверхности, называемый пограничным слоем. В пограничном слое скорость движения воздуха увеличивается с увеличением расстояния от поверхности. Рассматриваемый в литературе отрыв потока во многих случаях является отрывом пограничного слоя. Под влиянием нарастающего давления происходит торможение потока, причем быстрее тормозятся частицы воздуха внутри пограничного слоя, поскольку у них меньше скорость и, следовательно, меньше запас кинетической энергии. В ч некотором сечении трение на стенке исчезаетэто и есть точка отрыва потока. За этой точкой возникает возвратное течение от задней кромки крыла к передней.
Изучение отрыва потока было и остается задачей многочисленных исследований. В результате различными авторами предложены двумерные модели отрывных течений и вплоть до начала 8Ох гг. предполагалось, что в случае обтекания двумерного крыла течение в области отрыва также является двумерным, за исключением концевых эффектов. Последующие наблюдения показали, что эти предположения неверны, так как такие модели не учитывают трехмерность течения, присущую в большинстве случаев областям отрыва. Было обнаружено, что в случае глобального срыва потока с передней кромки крыла на верхней поверхности, внутри отрывной области, существуют крупномасштабные вихри в форме «грибообразных» структур, вращающиеся в плоскости крыла и создающие перетекание потока в поперечном направлении. Систематического изучения подобных явлений не проводилось. Не изучались различия трехмерных структур при срыве и при турбулентном отрыве, поведение этих структур при внешних воздействиях и причины их возникновения. Предполагалось лишь, что образование трехмерной картины течения связано с неустойчивостью течения в слое смешения над областью отрыва. Исследования развития возмущений в оторвавшемся течении могут пролить свет на этот вопрос. Хотя имеется большое количество работ по изучению отрывных течений, необходимо отметить, что их авторы подробно исследуют распределенные средние характеристики течения (распределение давления и средней скорости, суммарные аэродинамические характеристики и структуру течения) в двумерной постановке, но не приводят исследований влияния трехмерности течения на развитие возмущений. Ввиду этого важное новое направление в изучении отрывных течений, развиваемое в данной работе, — исследование их внутренней пространственной структуры.
Отрыв потока от поверхности крыла оказывает, как известно, большое влияние на аэродинамические характеристики, снижая подъемную силу и увеличивая лобовое сопротивление, и поэтому представляет собой явление нежелательное и требующее устранения. Проблема воздействия на отрыв не имеет однозначного решения из-за многообразия форм его существования, и для каждого типа отрыва выбор эффективных способов воздействия требует знания структуры данного отрывного течения и ее поведения под влиянием внешних возмущений. Существование крупномасштабных вихрей в области отрыва открывает новое направление в изучении срыва потока, так как принципиально изменяет физическую картину течения, первоначально предполагавшуюся двумерной, и требует создания новой модели явления отрыва, с учетом его трехмерности.
Новый способ улучшения обтекания — воздействие именно на крупномасштабные вихри, возникающие в зоне срыва. Оказалось, что эти вихри обладают восприимчивостью к внешним возмущениям, и это их свойство дает новые возможности для управления течением на поверхности крыла. Поэтому исследования пространственной вихревой структуры отрывных течений имеют большое практическое значение.
Изучение отрывных течений очень важно для малоразмерных летательных аппаратов различного назначения, которые в настоящее время получают все более широкое распространение. Полетное число Рейнольдса по хорде крыла у таких летательных аппаратов лежит в диапазоне Яе = 10э — 106. Связано это с несколькими причинами: их экономичностью, уникальными возможностями для ведения воздушного наблюдения и малой уязвимостью. Пути совершенствования обтекания определяются на основании полученных исследователями новых знаний о физических процессах, протекающих при взаимодействии летящего самолета с окружающим воздухом. Большое прикладное значение имеют, помимо прочего, исследования физических явлений, возникающих на крыле при различных углах атаки: течения в присоединенном пограничном слое на поверхности крыла при малых углах атаки, а также отрывных течений, возникающих при больших углах атаки, в том числе отрыва турбулентного пограничного слоя и срыва потока с передней кромки крыла. С точки зрения практической аэродинамики, интерес к природе течения в пограничном слое связан с решением проблемы ламинаризации обтекания, а исследования отрывных течений позволяют найти пути повышения несущих свойств крыла и разработать новые методы управления отрывом.
Целью данной диссертационной работы являлось экспериментальное изучение структуры отрывных течений с учетом трехмерности обтекания при числах Рейнольдса в диапазоне Яе = 105−106 и исследование возможностей управления отрывом на прямом крыле при различных углах скольжения с помощью метода локального воздействия. Перед началом исследований были поставлены следующие основные задачи: а) выполнить экспериментальные исследования влияния удлинения модели и угла скольжения на вихревую структуру течения при глобальном срыве потока с помощью визуализации методом саже-масляных покрытийб) изучить возможности управления обтеканием с помощью локализованного (точечного) источника возмущения в виде вдува воздуха внутри области срывав) исследовать развитие возмущений в отрывном течении на модели прямого крыла до и после локального воздействия в виде выступов формы конуса и ребраг) найти возможности управления срывным обтеканием крыла при разных углах скольжения с помощью выступов, установленных внутри области отрыва.
Научная новизна. До сих пор не был изучен вопрос, как краевые условия влияют на образование парных крупномасштабных вихрей на поверхности модели крыла. Дело в том, что в предыдущих экспериментах обнаруживалась только одна пара вихрей в области срыва. Однако при отрыве турбулентного пограничного слоя в задней части крыла всегда образовывалось несколько пар вихрейкак следствие высказывались предположения, что в области срыва большое влияние оказывают краевые эффекты, и вихри образуются только у боковых кромок модели. Поэтому для того, чтобы проверить эти предположения, были проведены экспериментальные исследования на моделях с разным удлинением. В работе впервые продемонстрирована зависимость вихревой структуры срывного обтекания от удлинения крыла, которая показала, как краевые условия влияют на образование парных крупномасштабных вихрей. Также было показано, что на крыле большого удлинения при срывном обтекании образуется две пары крупномасштабных вихрей, появление которых является фундаментальным свойством отрывных течений.
Отрыв потока на крыле с нулевым углом скольжения исследован уже достаточно хорошо, однако данных о влиянии угла скольжения на вихревую картину течения пока известно очень мало. В тоже время малоразмерные летательные аппараты могут попадать одновременно в режимы срыва и скольжения из-за большого влияния порывов ветра на их обтекание, и поэтому такие режимы требуют внимательного изучения. В работе впервые показаны процессы перестройки структуры вихревого течения на поверхности моделей крыльев разного удлинения в зависимости от угла скольжения. Показано, что увеличение угла скольжения приводит, в некоторых случаях, к устранению отрыва и присоединению потока.
В работе впервые продемонстрирована возможность управления отрывным обтеканием крыла с помощью локального воздействия в виде точечного вдува воздуха или выступа в форме конуса или ребра. Отличие этого метода в том, что влияние оказывается внутри области срыва, тем самым воздействие происходит на внутреннюю вихревую структуру. Существует тесная взаимосвязь между вихрями и областью отрыва в целом. Если помешать формированию вихревых структур, то зона отрыва претерпевает существенные изменения, вплоть до ее полного исчезновения. Конус, ребро или вдув воздуха могут влиять на картину обтекания за счет того, что препятствуют поперечным течениям в области отрыва.
Впервые проведены сравнительные исследования развития возмущений в отрывном течении и после присоединения потока с помощью локального воздействия. Показано, что в обоих случаях ламинарно-турбулентный переход происходил вблизи передней кромки крыла. Найдено, что в результате искусственного присоединения значительно изменяется частота волны, развивающаяся при переходе. Показано, что в обоих случаях развивается субгармоника основной волны, и её амплитуда становится больше амплитуды основной волны. Обнаружен эффект увеличения амплитуды пульсаций вдоль хорды в срывном течении после ламинарно-турбулентного перехода за счет роста низкочастотных колебаний.
Впервые изучена возможность управления обтеканием с помощью локального воздействия в виде выступов, расположенных внутри области отрыва на крыле, при разных углах скольжения. Найдены места на поверхности крыла, в которых выступы оказывают максимальное воздействие вплоть до присоединения потока.
Достоверность полученных результатов. Благодаря использованию в работе универсальных и отработанных методов экспериментального исследования, повторяемости результатов, полученных в опытах в разное время, была обеспечена достоверность полученных результатов. Результаты работы согласуются с опубликованными данными о характеристиках подобных течениях и возможностей управления обтеканием. Данные, полученные в различных разделах работы, дополняют друг друга и дают целостную, физически непротиворечивую картину изучаемого явления.
Научная и практическая ценность. В данной работе выполнен комплекс экспериментальных исследований структуры вихревого обтекания крыловых профилей в зависимости от геометрии крыла, углов скольжения и атаки, скорости набегающего потока и возможностей управления с помощью нового метода — локального воздействия на отрыв при дозвуковых скоростях потока в малотурбулентных аэродинамических трубах. Внутренняя пространственная структура отрывных течений изучалась с учетом ее трехмерности.
Было показано, что вихревые структуры являются неотъемлемым свойством отрывных течений.
Предложен новый способ управления срывом, основанный на использовании локализованных (точечных) источников возмущений, устанавливаемых не на передней кромки, а позади линии отрыва в области возвратного течения. Обнаружено, что в этом случае также изменяется пространственная вихревая структура течения. Такое воздействие позволяет управлять обтеканием и, в некоторых случаях, полностью устранять отрыв.
Полученные сведения могут использоваться для решения практических задач по изучению и совершенствованию обтекания летательных аппаратов и для уточнения физических моделей наблюдаемых явлений.
На защиту выносятся результаты экспериментальных исследований влияния удлинения крыла на вихревую структуру отрывных течений, а также процессы перестройки структуры вихревого течения на поверхности моделей крыльев разного удлинения в зависимости от угла скольжениярезультаты экспериментальных исследований возможности управления обтеканием модели прямого крыла с помощью точечного воздействия — локального вдува воздуха, расположенного внутри области срыварезультаты экспериментальных исследований развития возмущений в отрывном течении до и после локального воздействия в виде выступов при постоянных угле атаки и скорости набегающего потокарезультаты экспериментальных исследований обтекания модели крыла, установленной под разными углами скольжения, в которых изучались возможности управления обтеканием с помощью локального воздействия в виде выступов.
Апробация работы. Основные материалы и результаты исследований докладывались и обсуждались на семинарах Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН, а также на следующих конференциях: Всероссийская научная конференция студентов физиков 12 (2006, Новосибирск), Международная научная студенческая конференция (2006, 2007, 2008, Новосибирск), 1СМАЯ (2007, 2008, 2010, Новосибирск), Устойчивость и турбулентность течений гомогенных и гетерогенных жидкостей (2008, 2010, Новосибирск), Фундаментальные основы МЭМСи нанотехнологий (2009, 2010, Новосибирск), Проблемы механики: теория, эксперимент и новые технологии (2009, Новосибирск), XXII Юбилейный семинар с международным участием «Струйные, отрывные и нестационарные течения» (2010, Санкт-Петербург), XI Всероссийская школа-конференция молодых ученых «Актуальные вопросы теплофизики и физической гидрогазодинамики» (2010, Новосибирск).
Публикации. Основные результаты, представленные в диссертации, опубликованы 18 печатных работах, 3 из которых в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Получен патент.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и списка цитируемой литературы. Объем диссертации насчитывает 130 страниц машинописного текста, включая 59 рисунков.
Основные результаты работы заключаются в следующем:
Определена структура вихревого обтекания моделей крыльев при различных углах скольжения (в диапазоне от 0° до 45°) и атаки (в диапазоне от 0° до 21°). Показано влияние этих параметров на процессы перестройки течения вблизи поверхности моделей крыльев. Найдено, что увеличение угла скольжения приводит, в некоторых случаях, к устранению отрыва и присоединению потока. Определен критерий по удлинению крыла, при котором происходит деление и образование новых крупномасштабных вихревых пар.
• Используя полученные данные о картине отрывного обтекания, предложен новый метод локального воздействия на структуру течения. Показано, что преобразовать течение из срывного в присоединенное можно с помощью локального воздействия в одной точке на поверхности модели, причём эта точка находится внутри области срыва.
Показано, что в качестве локального воздействия можно использовать как точечный вдув воздуха, так и выступы в виде ребер или конусов. Продемонстрировано, что механизм воздействия во всех этих случаях имеет общую природу, вследствие того, что создается препятствие поперечным течениям в области отрыва, которое, в свою очередь, приводит к значительному изменению картины обтекания.
Установлено, что точечное локальное воздействие на модели крыла может влиять на срыв потока при всем его многообразии, вплоть до полного устранения отрыва, если заранее известна структура течения вблизи крыла. Тем самым этот метод может быть применен для управления обтеканием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В работе выполнен комплекс экспериментальных исследований отрывного обтекания моделей крыльев и возможностей управления отрывом с помощью локального воздействия с учетом таких факторов, как форма профиля, удлинение крыла, скорость набегающего потока, углы скольжения и атаки. Полученные сведения могут использоваться для решения практических задач по изучению и совершенствованию обтекания летательных аппаратов и для уточнения физических моделей наблюдаемых явлений.
Список литературы
- Чжен П. Отрывные течения. // Т 1. М.: Мир, 1972. 300 с.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. // М.: Наука, Физматлит. 1969. 744 с.
- Horton Н.Р. A semi-empirical theory for the growth and bursting of laminar separation bubbles.//Aeronaut. Research Council CP. 1967. No. 1073.
- Жук В.И., Рыжов О. С. Свободное взаимодействие и устойчивость пограничного слоя в несжимаемой жидкости. // Докл. АН СССР. 1980.1. Т. 253(6). С.1326−1329.
- Smith F.T. On the non-parallel flow stability of Blasius boundary layer. // Proc. Roy. Soc. London Sr. A. 1979. Vol. 366. P. 91−109.
- Briley W.R. A numeral study of laminar separation bubble using the Navier-Stokes equations. //J. Fluid Mech. 1971. Vol. 47. P. 713−736.
- Bestek H., Gruber K., Fasel H. Self-exited unsteadiness of laminar separation bubbles caused by natural transition. // The Prediction and Exploitation of separated Flow / Royal Aeronautical Society. London, 1989. P. 14.1−14.16
- Dallmann U., Herberg Т., Gebing H., Su W.H., Zhang H.Q. Flow field diagnostics: Topological flow changes and spatio-temporal flow structure. AIAA Paper N95−0791. 1995.
- Gaster M. The structure and behavior of separation bubbles. ARC R and M 3595. 1967.
- Arena A.V., Mueller T.J. Laminar separation, transition, and turbulent reattachment near the leading edge of airfoils. // AIAA J. 1980. Vol. 18(7). P. 747−753.
- Rannacher J., Untersuchung von geraden ebeden Fluge 1 gittern im kritischen Reynoldszahlbereich. // Kurzfassung in Maschinenbautechnik. 1969.
- Gates E.M. Observation of transition on some axisymmetric bodies. // Laminar-Turbulent Transition. Eds. R. Epper, H. Fasel. Berlin: SpringerVerlag. 1980. P. 351−353.
- Brendel M., Mueller T.J., Boundary-layer measurements on an airfoil at low Reynolds numbers. // J. Aircaft. 1988. Vol. 25. P. 612−617.
- Cousteix J., Pailhas G. Etude exploretore d’un prosessus de transition laminaire-turbulent au voisinage du decollement d’une couche laminare. // La Recherche Aerospatinale. 1979. № 3. P. 213−218.
- Leblanc P., Blackweier R., Liebec R. Experimental results on separation on two airfoil at low Reynolds numbers. // 29th Aerospace Sciences Meeting. Reno. USA. 1991.
- Бойко A.B., Довгаль A.B., Козлов В. В., Щербаков В. А. Неустойчивость и восприимчивость пограничного слоя в окрестности двумерных неоднородностей поверхности. // Изв. СО АН СССР. Сер. техн. наук. 1990. Вып. 1. С. 50−56.
- Довгаль А.В., Козлов В. В. Устойчивость отрывного течения в двугранном угле. // Изв. СО АН СССР. Сер. техн. наук. 1984. Вып. 1(4). С. 47−51.
- Masad J.A., Nayfeh А.Н. Stability of separating boundary layers. // Fourth Intern. Conf. of Fluid Mench.Vol. 1. Alexandria. 1992. P. 261−278.
- Masad J.A., Nayfeh A.H. The influence of imperfections on the stability of subsonic boundary layers. // Instabilities and Turbulence in Engineering Flows / Eds. D.E. Ashpis et al. Netherlands: Kluwer. 1993. P. 65−82.
- Бойко A.B., Довгаль A.B., Козлов В. В. и др. Отрыв ламинарного течения на двумерном препятствии в пограничном слое. Новосибирск, 19 886. (Препринт / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т теорет. т прикл. механики- 7−88).
- Левченко В.Я., Володин А. Г., Гапонов С. А. Характеристики устойчивости пограничных слоев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975.
- Герценштейн С.Я. О влиянии единичной шероховатости на возникновение турбулентности. // Изв. СО АН СССР. Механика жидкости и газа. 1966. № 2. С. 163−166.
- Klebanoff P. S., Tidstrom K.D. Mechanism by which a two-dimensional roughness element induces boundary-layer transition. // Phys. Fluids. 1972. V. 15(7). P. 1173 1188.
- Michalke A. On the inviscid instability of wall-bounded velocity profiles close to separation // Z. Flugwiss. Weltraumforsch. 1990. Vol. 14. P. 2431.
- Taghavi H., Wazzan A.R. Spatial stability of some Falkner Skan profiles with reversed flow. // Phys. Fluids. 1974. Vol. 17(12). P. 2181−2183.
- Nayfeh A.H., Ragab S.A., Masad J.A. Effect of a bugle on the subharmonic instability of boundary layers // Phys. Fluids A. 1990. Vol. 2(6). P.937−948.
- Browand F.R. An experimental investigation of the instability of incompressible separated shear layer. // J. Fluid Mech. 1966. Vol. 26. P. 281−307.
- Kachanov Yu., Levchenko V.Ya. The resonant interaction of disturbances at laminar-turbulent transition in a boundary layer. // J. Fluid Mech. 1984. Vol. 138. P. 209−247.
- Miksad R.W. Experiment on the non-linear stages of free-shear layer transition. // J. Fluid Mech. 1972. Vol. 56. P. 695−719.
- Sato H. Further investigation on the transition of two-dimensional separated layers at subsonic speed. // J. Phys. Soc. Japan. 1959. Vol. 14(12). P. 1797−1810.
- Бойко A.B., Довгаль A.B., Козлов B.B. Нелинейные взаимодействия возмущений при переходе к турбулентности в зоне отрыва ламинарного пограничного слоя. // Изв. СО АН СССР. Сер. техн. наук. 1988а. Вып. 5(18). С. 44−49.
- Качанов Ю.С., Козлов В. В., Левченко В. Я. Эксперименты по нелинейному взаимодействию волн в пограничном слое. Новосибирск. 19 786. (Препринт / АН СССР. Сиб. отделение. Ин-т теорет. и прикл. механики- 16−18).
- Miksad R.W., Jones F.L., Powers E.J. Measurements of nonlinear interactions during natural transition of a symmetric wake. // Phys. Fluids. 1983. Vol.26. P. 1402−1409.
- Hasan M.A.Z. The flow over a backward-facing step under controlled perturbation: laminar separation. // J. Fluid Mech. 1992. Vol. 238. P. 73−96.
- Roos F.W., Kegelman J.T. Control of coherent structures in reattaching laminar and turbulent shear layers. // AIAA J. 1986. Vol. 24. P. 1956−1963.
- Sigurdson L.W., Roshko A. The structure and control of a turbulent reattaching flow. // Turbulence Management and Relaminarization / Eds. H.W. Liepmann, R. Narasimha. Springer-Verlag. 1988. P. 497−514.
- Kiya M., Shimizu M., Mochizuki O., Ido Y., Tezuka H. Active forcing of an axisymmetric leading-edge turbulent separation bubble. // AIAA Pap. No. 93−3245. 1993.
- Hammond D.A., Redekopp L.G. Local and global instability properties of separation bubbles. // Eur. J. Mech., B/Fluids. 1998. Vol. 17(2). P. 145−164.
- Bogucki D.J., Redekopp L.G. A mechanism for sediment resuspension by internal solitary waves. // Geophysical Research Letters. 1999. Vol. 26(9). P. 1317−1320.
- Hein S., Theofilis V., Dallmann U. Unsteadiness and three-dimensionality of steady two-dimensional laminar separation bubbles as result of linear instability mechanisms. // DLR IB. Goettingen. 1998. No. 223−98 A 39.
- Choi D.H., Kang D.J. Calculation of separation bubbles using a partially parabolized Navier-Stokes procedure. //AIAA J. 1991. Vol. 29(8). P. 1267.
- Crimi P., Reeves B.L. Analysis of leading-edge separation bubbles on airfoils. // AIAA J. 1976. Vol. 14. P. 1548−1555.
- Vatsa V.N., Carter J.E. Analysis of airfoil leading-edge separation bubbles. //AIAA J. 1984. Vol. 22. P. 1697−1704.
- Dini P., Maughmer M.D. A locally interactive laminar separation bubble model. // AIAA Paper № 90−0570. 1990.
- Dini P., Selig M.S., Maughmer M.D. Simplified linear stability transition prediction method for separated boundary layers. // AIAA J. 1992. Vol. 30. P.1953−1961.
- Drela M., Giles M.B. Viscous-inviscid analysis of transonic and low Reynolds number airfoils. // AIAA J. 1987. Vol. 25. P. 1347−1355.
- Van Ingen J.L. Research on laminar separation bubbles at Delft University of Technology. // Separated Flows and Jets / Eds. V.V.Kozlov, A.V.Dovgal. Berlin: Springer-Verlag. 1991. P. 537−556.
- В.В.Козлов Физика структуры потоков. Отрыв потока. // Соросовский образовательный журнал. 1998. № 4 (29). С.86−94.
- Bippes Н., Jacob Н., Turk М. Experimental investigations of the separated flow around a rectangular wing. // DFVLR-FB. 1981. № 81. 12 (in German). 55pp.
- Bippes H. Experimental investigation of topological structures in three-dimensional separated flow. // Boundary-Layer Separation (eds. F.T.Smith, S.N.Brown). Berlin: Springer-Verlag. 1987. P. 379−382.
- Tobak M., Peake D.J. Topological structures on three-dimensional separated flows. //AIAA Pap. 1981. № 81. 1260. 17pp.
- Dallman V. Topological structures on three-dimensional vortex flow separation. // AIAA Pap. 1983. № 83.1735. 25pp.
- Weihs D., Katz J. Cellular patterns in poststall flow over unswept wings. // AIAA J. 1983. Vol.21. № 12. P.1757−1759.
- Нейланд В .Я., Столяров Г. И. Об одном виде отрывного течения на прямоугольном крыле. // Учен, записки ЦАГИ. 1982. Т. 13. № 1. С. 83−88.
- Нейланд В.Я., Столяров Г. И., Табачников В. Г. Влияние относительной толщины прямоугольного крыла малого удлинения и числа Рейнольдса на режимы перестройки структуры обтекания. // Учен, записки ЦАГИ. 1985. T.XYI. № 3. С. 1−10.
- Головкин М.А., Горбань В. П., Симусева Е. В., Стратонович А. Н. Обтекание прямого крыла при стационарных и квазистационарных внешних условиях. // Учен, записки ЦАГИ. 1987. т. ХУШ,№ 3. С. 1−12.
- Вгоегеп А.Р., Bragg М.В. Spanwise variation in the unsteady stalling flowfields of two-dimensional airfoil models. // AIAA J. 2001. vol.39, No.9. P.1641−1651.
- Traub L.W., Cooper E. An experimental investigation of pressure measurements and airfoil characteristics at low Reynolds numbers. // J. Aircraft. 2008. vol.45. No.4. P.1322−1333.
- Bastedo Jr.W.G., Mueller T.J. Spanwise variation of laminar separation bubbles on wings at low Reynolds numbers. // J. of Aircraft. 1986. v.23№ 9. P.687−694.
- Huang R.F., Lin C.L. Vortex shedding and shear-layer instability of wing at low Reynolds number. // AIAA J. 1995. v.33. № 8. P.1398−1403.
- Huang R.F., Lee H.W. Effects of freestream turbulence on wing-surface flow and aerodynamic performance. // J.Aircraft. 1999. vol.36. No.6. P. 965−972.
- Gresham N.T., Wang Z., Gursul I. Self-indused roll oscillations on non-slender wings. // AIAA J. 2009. vol.47. No.3 P. 481−483.
- Бузыкин О.Г., Казаков A.B., Шустов A.B. Численное моделирование аэродинамических характеристик малоразмерного летательного аппарата. //Ученые записки ЦАГИ. 2010. Том XLI. № 5. С. 21−32.
- Свищев Г. П. Некоторые проблемы аэрогазодинамики и теплофизики в работах Г.И.Петрова. // Гидроаэромеханика и космические исследования. М. Наука. 1985. С. 5−10.
- Свищев Г. П., Белостоцкий В. В., Лапин А. А. Исследование самолета Як-7 с ламинарными крыльями. // Труды ЦАГИ. 1946. С. 30.
- Schubauer G.B., Scramsted Н.К. Laminar boundary layer oscillation and stability of laminar flow. // JAS. 1947. V.14. N2.
- Козлов B.B. Изучение последовательных стадий перехода к турбулентности в дозвуковых сдвиговых течениях. // Дисс. докт.физ.-мат. наук. Новосибирск. 1985. С. 516.
- Качанов Ю.С. Резонансная природа возникновения турбулентности в пограничном слое : Дисс. докт. физ.-мат. наук. Новосибирск. 1990. С. 461.
- Левченко В.Я. Генерация и развитие возмущений при переходе к турбулентности в пограничном слое : Дисс. докт. физ.-мат. наук. Новосибирск, 1980. С. 299.
- Гапонов С.А., Маслов А. А. Развитие возмущений в сжимаемых потоках. //Новосибирск: Наука. 1980. С. 144.
- Павлюченко A.M., Брагин О. А. Исследование аэрофизических и динамических характеристик на летном осесимметричном комплексес головной частью многоразового использования. // Сиб. физ.-техн. ж. 1992. Вып. 1.С. 66 -76.
- Краснов Н.Ф., Кошевой В. Н., Калугин В. Т. Аэродинамика отрывных течений. //М.:Наука. 1988. 351 с.
- Гогиш JI.B., Степанов Г. Ю. Отрывные и кавитационные течения. // М.:Наука. 1990. 384 с.
- Collins F.G., Zelenevitz J. Influence of sound upon separated flow over wings. // AIAA J. 1975. v. 13. № 3. P. 408 410.
- Каравосов P.K., Прозоров А. Г. Влияние звукового облучения на обтекание крыла при малых числах Рейнольдса. // Труды ЦАГИ. 1976. № 1790. С. 12−23.
- Козлов В.В. Отрыв потока от передней кромки и влияние на него акустических возмущений. // ПМТФ. 1985. № 2. С. 112 115.
- Довгаль A.B., Козлов В. В., Симонов O.A. Звуковое возбуждение возмущений ламинарного течения на скользящем крыле. // Современные проблемы механики жидкости и газа. Тезисы докладовнаучной школы-конференции. Иркутск. 1988. С. 220 221.
- Довгаль A.B., Козлов В. В. Влияние акустических возмущений на структуру течения в пограничном слое с неблагоприятным градиентом давления. // Изв. АН СССР. Мех-ка жидк. и газа. 1983. № 2. С. 48 -52.
- Довгаль A.B., Козлов В. В. Восприимчивость отрывных течений к акустическим возмущениям. // Тезисы докладов III Всесоюзного симпозиума по физике акустико-гидродинамических явлений и опто-акустике. Ташкент, 1982. С. 32.
- Довгаль A.B., Козлов В. В. Влияние акустических возмущений на структуру течения в пограничном слое с неблагоприятным градиентом давления. // Новосибирск, 1981. 19 с. (Препринт / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т теорет. и прикл. механики- № 8 — 81).
- Жигулев С.В., Федоров А. В. Исследование влияния ультразвукового акустического поля на отрыв пограничного слоя на профиле. // Уч.зап.ЦАГИ. 1990. Т.21. № 6. С. 58 66.
- Kozlov V.V., Lushin V.N., Zanin B.Yu. Separated flow reattachment at an airfoil under sonic effect. // Separated Flows and Jets: Proc. IUTAM. Symp. p. 525−528 /Eds. V.V. Kozlov, A.V. Dovgal /, Berlin, Springer- Verlag. 1991.
- Лушин B.H. Обтекание крыла конечного размаха при внешнем звуковом воздействии. // Сиб. физ.-техн. журн. 1992. № 4. С.64−68.
- Kozlov V.V., Grosche F.-R., Dovgal A.V., Bippes H., Kuhn A., Stiewitt H. Control of leading- edge separation by acoustic excitation. // DLR-IB. 1993. № 222−93 (in German). P. 50.
- Бойко A.B., Довгаль A.B., Занин Б. Ю., Козлов B.B., Лушин В. Н., Сызранцев В. В. Топология глобального отрыва на модели крыла в присутствии источников стационарных возмущений. // Теплофизика и аэромеханика. 1995. Т.2. № 1. С. 37 45.
- Занин Б.Ю., Козлов В. В., Маврин О. В. О способе управления глобальным отрывом потока. // Теплофизика и аэромеханика. 1997. Т.4. № 4. С. 381−385
- J.Aircraft. 2007. vol.44. No.l. P. 337−340. 99. Seshagiri A., Cooper E., Traub L.W. Effects of vortex generators on an airfoil at low Reynolds numbers. // J. Aircraft. 2009. vol.46. No.l. P. l 16−122.
- Parker К., Soria J., von Ellenrieder K.D. Thrust measurements from a finite-span flapping wing. // AIAA J. 2007. vol.45. No.l. P. 58−70.
- Meier R., Hage W., Bechert D.W., Shaltz M., Knacke Т., Thiele F. Separation control by self-activated movable flaps. // AIAA J. 2007. vol.45. No. l P.191−199.
- Зверков И.Д., Занин Б. Ю. Влияние формы поверхности крыла на отрыв потока. // Теплофизика и аэромеханика. 2003. Т. 10. № 2. С. 205 213.
- Струминский В.В. Аэродинамика стреловидных крыльев. // Труды Цаги. 1948. № 059. С. 66.
- Арнаутов Е.В., Лучинский М. Н. Явления, возникающие при некоторых отрывных течениях на несущих поверхностях. // Техника Воздушного Флота. 2003. № 4. С. 38−39.
- Колин И.В., Марков В. Г., Суханов В. Л., Трифонова Т. И., Шуховцов Д. В. Исследования развития нестационарного отрыва потока на модели со стреловидным крылом. // МЖГ. 2009. № 5. С. 60−67.
- Jaroch М. Oil flow visualization experiments in the separated and reattachment regions of the flow past a trasverse flat plate with a long splitter plate. // Z. Flugwiss. Weltraumforsch. 1987. v. l 1 .P. 230−236.
- Ruderich R., Fernholtz H.H. An experimental investigation of a turbulent shear flow with separation, reverse flow, and reattachment. // J. Fluid Mech. 1986. V.163.P. 283−322.
- Терехов В.И., Ярыгина Н. И., Смульский Я. И. Тепловые и динамические характеристики отрывного течения за плоским ребром с различной ориентацией к потоку. // ПМТФ. 2007. Т.48. № 1. С.103−109.
- Молочников В.М., Михеев Н. И., Паерелий A.A., Хайрасов K.P. Отрыв потока за выступом в канале при ламинарном режиме течения. // Теплофизика и аэромеханика. 2009. Т. 15. № 4.С. 611−622.
- Козлов А.П. Проявление трехмерности в двумерных отрывных течениях. // Докл. РАН 1994.Т.338. № 3. С. 337−339.
- Ш. Ларичкин В. В. Аэродинамика цилиндрических тел и некоторые инженерные задачи экологии. // Новосибирск.: Изд-во НГТУ. 2006. С. 304.
- Корнилов В.И. Пространственные пристенные турбулентные течения в угловых конфигурациях. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. С. 399.
- Дьяченко А.Ю., Терехов В. И., Ярыгина Н. И. Обтекание турбулентным потоком поперечной каверны с наклонными боковыми стенками. //ПМТФ. 2006. Т.45. № 5. С. 68−76.
- Давлетшин И.А., Михеев Н. И., Молочников В. М. Отрыв пульсирующего потока. // Доклады академии наук, 2007. Том 417. № 6. С. 760−763.
- Михеев Н.И. Динамика пространственных полей поверхностного трения в турбулентном отрывном течении. Доклады академии наук. 1999. Т.364. № 4. С. 479−482.
- Пб.Багаев Г. И., Голов В. К., Медведев Г. В., Поляков Н. Ф. Аэродинамическая труба малых скоростей Т-324 с пониженной степенью турбулентности. // Аэрофизические исследования. Новосибирск. 1972. С. 5−8.
- Поляков Н.Ф. Методы исследований характеристик потока в малотурбулентной аэродинамической трубе и явлений перехода в несжимаемом пограничном слое. // Диссертация на соискание ученой степени канд. техн. Наук. Новосибирск. 1973.
- Зверков И.Д. Экспериментально исследование отрывного обтекания прямых крыльев с гладкой и волнистой поверхностью при малых числах Рейнольдса. // Диссертация кандидата технических наук. Новосибирск. 2004. С. 131.
- Довгаль A.B., Жаркова Г. М., Занин Б. Ю., Коврижина В. Н. Применение жидкокристаллических покрытий для исследования отрыва потока. // Учен. зап. ЦАГИ. 2001. Т.32. № 3−4. С. 157 164.
- Козлов А.П., Михеев Н. И., Молочников В. М., Сайкин А. К. Термоанемометрические измерения поверхностного трения в отрывных течениях. // Издательство «Абак», Казань. 1998. С. 137.
- Занин Б.Ю., Козлов В. В., Зверков И. Д., Павленко A.M. Вихревая структура отрывных течений на моделях крыльев при малых скоростях потока. // Известия РАН. Механика жидкости и газа. 2008. № 6. С. 114−120.
- Занин Б. Ю., Зверков И. Д., Козлов В. В., Павленко А. М. О новых методах управления дозвуковыми отрывными течениями. // Журнал Вестник НГУ. Серия Физика. 2007. Том 2, выпуск 1. С. 10−18.
- Занин Б.Ю., Козлов В. В., Зверков И. Д., Павленко A.M. Способ управления отрывом потока. // Заявитель и патентообладатель ИТПМ СО РАН- заявл. 07.07.2006- опубл. 10.07.2008.
- Занин Б.Ю., Козлов В. В. Способ управления срывом потока.// Патент РФ на изобретение, 1999. № 2 128 601.
- Павленко A.M., Занин Б. Ю., Катасонов М. М., Зверков И. Д. Преобразование структуры отрывного течения с помощью локального воздействия. // Теплофизика и аэромеханика. 2010. Том 17. № 1. С. 17−22.