Методы снижения токсичности отработавших газов дизеля и теплонагруженности тормозной системы автомобилей при эксплуатации в горных условиях
Предложен алгоритм оценки снижения температуры тормозных механизмов при торможении с не отсоединенным двигателем. Установлено, что при торможении двигателем автомобиля ЗиЛ-5301АО на участке протяженностью 6000 м с углом а—6° и постоянной скоростью (Уа=8,33м/с) температура нагрева тормозных механизмов задних колес уменьшается с 1196К до 572К, что способствует увеличению срока службы тормозных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности эксплуатации дизелей автомобилей в условиях Республики Таджикистан. В
- 1. 1. Особенности’среды функционирования дизелей и автомобилей в Республики Таджикистан
- 1. 2. Анализ токсичности выбросов дизелей при эксплуатации автомобилей в горных условиях
- 1. 3. Теплонагруженность механизмов тормозной системы в горных условиях эксплуатации автомобилей
- 1. 4. Выводы. Задачи исследований
- Глава 2. Исследование показателей работы дизелей и тормозной системы при эксплуатации автомобилей в горных условиях
- 2. 1. Исследование особенностей эксплуатации двигателей автомобилей в горных условиях Таджикистана
- 2. 2. Исследование изменения параметров работы дизеля на неустановившихся режимах
- 2. 3. Моделирование комплексного влияния параметров работы дизеля (на токсичность отработавших газов
- 2. 4. Исследование динамики торможения автомобилей в горных условиях эксплуатации
- 2. 5. Исследование теплонагруженности механизмов тормозной системы при эксплуатации автомобилей в горных условиях
- 2. 5. 1. Оценка снижения температуры тормозных механизмов при торможении двигателем
- 2. 5. 2. Разработка количественной оценки предпочтительности выбора наиболее рациональной схемы тормозных систем при эксплуатации в горных условиях
- 2. 6. Выводы.г
- Глава 3. Методика исследований токсичности отработавших газов и теплонагруженности тормозной системы дизеля
- 3. 1. Общая программа исследований
- 3. 2. Методика исследований токсичности отработавших газов дизеля Д
- 3. 3. Методика проведения многофакторного исследования параметров работы дизеля Д
- 3. 4. Методика исследования эффективности торможения автомобилей в дорожных условиях
- 3. 5. Методика оценки эффективности тормозной системы автомобиля
- ВАЗ
- Глава 4. Совместный анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований
- 4. 1. Оптимизация параметров работы дизеля по составу отработавших газов в горных условиях эксплуатации
- 4. 2. Результаты исследований токсичности выброса дизеля в неустановившихся режимах эксплуатации автомобиля
- 4. 3. Результаты дорожных исследований эффективности тормозной системы автомобиля ВАЗ
- 4. 4. Определение температурных характеристик тормозных механизмов
- 4. 5. Выводы
- Глава 5. Пути практического использования результатов исследования и оценки их эффективности
Методы снижения токсичности отработавших газов дизеля и теплонагруженности тормозной системы автомобилей при эксплуатации в горных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние годы высокие экономические и энергетические показатели дизелей средней и большой мощности вызвали их широкое распространение в качестве силовых установок на транспорте, однако нельзя оставлять без внимания вклад эмиссии выбросов дизелей в нарушении экосистемы нашей планеты в связи с явно выраженной тенденцией дизелизации транспорта во всех развитых странах мира. В настоящее время сложились общая, крайне негативная экологическая обстановка, обусловленная тем, что масштабы хозяйственной деятельности человека формируют существенное превышение допустимых нагрузок на природные комплексы, а восстановление нарушенных геосистем происходит крайне медленно. Значительная часть вредного воздействия связана с эксплуатацией мобильных энергетических установок и по предположительной оценке многих исследователей более неблагоприятными с точки зрения загрязнения являются переходные режимы их работы.
Дальнейший технический прогресс будет сопровождаться непрерывным ростом выпуска дизелей и актуальность работ по снижению токсичности и дымности их отработавших газов непрерывно возрастать.
Эксплуатация двигателей автомобилей в высокогорных условиях во многом сложнее, чем на равнинной местности. В высокогорных условиях дороги состоят преимущественно из подъемов и спусков, протяженность которых достигает 20. 30 км, углы продольных уклонов составляют до 10°. На характерных перевальных и предперевальных участках имеются многочисленные повороты малых радиусов, величина которых нередко составляет всего 8. 12 м.
В горных условиях эксплуатации дизели работают преимущественно на неустановившихся режимах (НУР), характеризующихся снижением экономичности, эффективности, надёжности по сравнению со сходственными установившимися режимами. В условиях НУР происходит снижение эконо4 мичности работы дизеля до 20 и более процентов, снижение динамических качеств по сравнению с характеристиками установившихся режимов, возрастает дымность и токсичность выбросов, снижается моторесурс, а также надёжность и долговечность двигателя.
В горных условиях эксплуатации, особенно на затяжных спусках, наблюдается длительное использование двигателя в качестве тормоза на режимах холостого хода (с уменьшенной подаче горючей смеси) или на компрессорном режиме (без подачи в цилиндры горючей смеси). Однако, при торможении двигателем ввиду малого тормозного момента, развиваемого двигателем, приходится часто и длительное время использовать рабочие тормоза, что сопровождается их перегревом и снижением эффективности работы, и часто приводит к полным их отказам. Установлено, что при длительном торможении у грузовых автомобилей тормозные барабаны нагреваются до 300. 350 °C, тормозные накладки колодок до 350. 400 °C, что вызывает ухудшение их фрикционных качеств.
Таким образом, при эксплуатации в горных условиях автомобилей тормозная система и двигатель работают с нарушением оптимальных тепловых режимов, при этом одновременно наблюдается переохлаждение двигателя и чрезмерный перегрев тормозных механизмов.
Изложенное выше подтверждает, что тема диссертационного исследования является актуальной и направлена на решение научно-практической задачи, имеющей важное народнохозяйственное значение для Таджикистана.
Исследования проводились при выполнении госбюджетных НИР «Разработка ресурсосберегающих технологий на автомобильно-дорожном комплексе Республики Таджикистан», выполняемых по заказу Министерства образования Республики Таджикистан.
Целью исследований являлось — разработка методов снижения токсичности отработавших газов дизеля и теплонагруженности тормозной системы автомобилей при эксплуатации в горных условиях. 5.
Научная новизна:
— математические модели изменения мощности дымности и оксидов азота в ОГ дизеля Д-245.12 ЗиЛ-5301 в горных условиях эксплуатации с учетом выполнения требований современных норм токсичности;
— алгоритм расчета и анализа показателей эффективности работы тормозных систем автомобилей с учетом изменения координат центра масс в зависимости от уклона дороги;
— алгоритм и математическая модель оценки и проектирования тормозных систем автомобилей из условия равной теплонагруженности тормозных механизмов передней и задней осей, позволяющие повысить эксплуатационную надёжность автомобилей.
Практическая значимость:
— рекомендации по снижению токсичности ОГ дизелей при эксплуатации автомобилей в горных условиях;
— рекомендации по оценке и прогнозированию эффективности тормозных систем, по оценке параметров охлаждения и соблюдения равной теплонагруженности тормозных механизмов при эксплуатации автомобилей в горных условиях.
На защиту выносятся основные положения диссертационной I работы:
— математические модели оценки влияния горных условий эксплуатации автомобилей на изменение мощности, дымности и оксидов азота ОГ дизеля Д-245.12;
— алгоритм и результаты определения показателей эффективности работы тормозных систем, учитывающий изменение координат центра масс автомобиля при эксплуатации в горных условиях;
— алгоритм и модель оценки теплонагруженности тормозных механизмов в горных условиях эксплуатации автомобилей, позволяющие проектировать тормозные системы из условия равной теплонагруженности тормозных механизмов передней и задней осей по предложенным комплексам охлаждения тормозного механизма, и повысить эксплуатационную надёжность автомобилей;
— алгоритм оценки снижения температуры тормозных механизмов при торможении двигателем;
— количественная оценка предпочтительности выбора наиболее рациональной схемы тормозных систем при эксплуатации автомобилей в горных условиях.
Общие выводы.
1. На основе выполненных исследований дано новое решение важной научно-практической задачи по снижению токсичности ОГ дизеля и теплонагруженности тормозной системы автомобилей при эксплуатации в горных условиях.
2. Предложенные математические модели, определяющие связь мощности, дымности и оксидов азота ОГ дизеля Д-245.12 от частоты вращения коленчатого вала, нагрузки и температуры надувочного воздуха, позволяют установить предпочтительные скоростные режимы работы дизеля Д-245.12 с учетом выполнения современных норм токсичности.
3. Анализ результатов исследований показал, что оптимальное использование мощности дизеля Д-245.12 при минимизации токсичности выбросов оксида азота и ограничении дымности К в горных условиях обеспечивается при частоте вращения коленчатого вала двигателя п=1800 мин" 1. Для неустановившихся режимов работы дизеля при минимизации выбросов — К = 35%, NO = 620 ppm с учетом сохранения эффективной мощности значение частоты вращения должно находиться в пределах 1400. 1600 мин" 1.
4. На основе теоретических исследований процессов торможения автомобилей в горных условиях разработана алгоритм оценки эффективности работы тормозной системы с учетом изменения координаты центра масс в зависимости от уклона дороги. Расхождение значений основных показателей — тормозной путь, установившееся замедление, определенных по разработанному методу и полученных в дорожных исследованиях, составляет до 5%.
5. Разработаны алгоритм и модель оценки теплонагруженности тормозных механизмов в горных условиях эксплуатации автомобилей, позволяющие проектировать тормозные системы из условия равной теплонагруженности тормозных механизмов передней и задней осей по предложенным комплексам оценки охлаждения тормозного механизма, и повысить эксплуатационную надёжность автомобилей. Определено, что для автомобилей ЗиЛ.
130 снижение теплового режима тормозных систем можно обеспечить увеличением площади тормозных накладок с 879 до 1147 см .
6. Предложен алгоритм оценки снижения температуры тормозных механизмов при торможении с не отсоединенным двигателем. Установлено, что при торможении двигателем автомобиля ЗиЛ-5301АО на участке протяженностью 6000 м с углом а—6° и постоянной скоростью (Уа=8,33м/с) температура нагрева тормозных механизмов задних колес уменьшается с 1196К до 572К, что способствует увеличению срока службы тормозных накладок и улучшает эффективность тормозных систем.
7. Для оценки приспособленности тормозных систем к горным условиям эксплуатации и выбора наиболее рациональной их схемы предложен новый критерий — темп охлаждения тормозных механизмов автомобилей, отражающий уровень снижения их теплонагруженности в горных регионах.
Список литературы
- Автомобили ВАЗ-2108, 09. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту /К.Б. Пятков, А. П. Игнатов, С. Н. Косарев и др. — М.: «За рулем», 1998. — 216 с.
- Автомобиль ЗиЛ- 5301 «Бычок» и его модификации. Руководство по эксплуатации ремонту и техническому обслуживанию. — М.: Анта —эко Атлас пресс, 2005. — 304 с.
- Автомобильные двигатели с турбонаддувом /Н.С. Ханин, Э. В. Аболтин, В. Ф. Лямцев и др. — М.: Машиностроение, 1991.
- Адлер Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., «Наука», 1976 280 с.
- Баженов М.Ю. Повышение активной безопасности автотранспортных средств на основе углубленной диагностики тормозных систем.- дис.. канд. техн. наук: Баженов. М. Ю. Владимир, 2000. — 186 с.
- Бордуков В.Т. Стандарты и нормы по эмиссии вредных веществ //Двигателестроение, 2003, № 1, с. 37−40.
- Браильчук П Л. Исследование влияния высокогорных условий на эксплуатационную надежность гидравлического тормозного привода. авто-реф. дис.. канд. техн. наук: П Л. Браильчук. — Харьков, 1971. — 22с.
- Валге A.M. Обработка экспериментальных данных и моделирование динамических систем при проведении исследований по механизации сельскохозяйственного производства. СПб.: СЗНИИМЭСХ. — 2002. — 176 с.
- Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства.- М.: Издательский центр «академия», 2005. — 240 с.
- Вольченко А.И. Расчет и конструирование тормозных устройств /А.И. Вольченко Ташкент: Мехнат, 1990. — 288с.
- Вольченко А.И. Тепловой расчет тормозных устройств /А.И. Вольченко. — Львов: Вища школа, 1987. — 134 с.
- Веселов А.И. Современные требования и пути повышения безопасности конструкции легковых автомобилей /А.И. Веселов и др.- НИИНавто-пром. -М.: 1971. -67 с.
- Генбом Б.Б. Вопросы динамики торможения и теории рабочих процессов тормозных систем автомобилей /Б.Б. Генбом, Г. С. Гудд, В. А Демья-нюк. Львов, Выща школа, 1974. — 234 с.
- Генбом Б.Б. К вопросу об энергонагруженности тормозных механизмов автобусов ЛАЗ 695Е на горных маршрутах /Б.Б. Генбом и др.
- Автомобильный транспорт. Киев: Техника, 1966.- № 3. — С. 104 — 108.
- Генбом Б.Б. Методика построения и исследования тормозных характеристик автомобиля /Б. Б. Генбом, В. А. Демьянюк, Е. В. Осепчугов //Автомобильная промышленность. 1972, № 4. С. 16−19.
- Гладков O.A., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов. Л.: Судостроение, 1990. 112 с.
- ГОСТ 14 846 81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. -М.: Изд-во стандартов, 2003. — 43 с.
- ГОСТ 17.2.2.01 84. Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. -М.: Стандартинформ, 2006. — 12 с.
- ГОСТ 21 393–75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. -М.: Изд-во стандартов, 1999. — 15 с.
- ГОСТ 22 895–77. Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования. М.: Изд-во стандартов, 1993. — 22 с. 24. ГОСТ 305–82.
- ГОСТ Р 51 709−2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М.: ГОСТСТАН-ДАРТ РОССИИ, 2001. — 27 с.
- Гредескул А.Б. Динамика торможения автомобиля. дис. докт. техн. наук: А. Б. Гредескул. — Харьков, 1963. —350с.
- Гредескул А.Б. О распределении тормозных сил между осями автомобиля на уклонах /А.Б. Гредескул. Тбилиси: Мецниерба, 1968. -С. 56 — 63.
- Гредескул А.Б. Термонагруженность вентилируемых тормозных дисков /А.Б. Гредескул, P.A. Меламуд, В. Я. Кушов, В. К. Доля //Автомобильная промышленность. — 1983, № 6. 16. С.
- Гуревич JI.B. К вопросу определения нагруженности тормозной системы автомобиля /JI.B Гуревич, Д. Т. Галоян //Автомобильная промышленность. 1970, № 8. -С. 24- 26.
- Гурьевич JI.B. Некоторые вопросы определения эффективности энего-нагуженности тормозных систем автомобилей. — дис.. канд. техн. наук: Гурьевич Л. В- НАМИ. М., 1971. — 142 с.
- Джебашвили И.Я. Работа автотракторных двигателей в горных условиях. Тбилиси: Мецнеиреба, 1980. — 238 с. i
- Дизель в 2015 г. Требования и направления развития технологий дизелей для легковых и грузовых автомобилей. Журнал автомобильных инженеров. Проф. д-р. Франц К. Мозер, АВЛ Лист ГмбХ (Prof. Dr. Franz X. Moser, AVL List GmbH).i
- Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении торможения. Правила ЕЭК ООН № 13. Издательства ООН, 1973. 41 с.
- Жегалин О. И, Лупачев ПД Снижение токсичности автомобильных двигателей. — М: Транспорт, 1985 -120 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М. Машиностроение. 1981. — 160 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. —М.: Машиностроение, 1981, 160 с.
- Иларионов В.А. Эксплуатационные свойства автомобиля /В.А. Иларио-нов. М.: Машиностроение, 1966. — 280 с.
- Исаченко В.П. и др.Теплопередача /В.П. Исаченко, В. А. Осипова, A.C.i.
- Сукомел. -М.: Энеогоиздат, 1981.-416 с.
- Катаев H.H. Оценка тормозных свойств автобусов семейства ПАЗ по результатам инструментального контроля.- дис.. канд. техн. наук: Катаев H.H. Владимир, 2002. — 151 с.153
- Клинковштейн Г. И. Исследование тормозных качеств автомобилей и методов их проверки в эксплуатации. — дис.. канд. техн. наук: Клинков-штейн Г. И. М., 196 с.
- Балакин В.Д. Экспертиза дорожно — транспортных происшествий. Омск, 2005. 140 с.
- Коллинз Д. Анализ дорожно-транспортных происшествий /Д. Коллинз, Д. Моррис. Пер. с англ. С .Я. Марголиса. — Транспорт, 1971. — 125 с.
- Колчин А.Н. Расчет автомобильных и тракторных двигателей //А.И. Кол-чин, В. П. Демидович. М.: Высш. шк., 2002. — 496 с.
- Корабельников С.К. Многоцелевая унификация дизеля по эксплуатационным показателям. СПб.: Инфо-да, 2006. — 58 с.
- Косолапов Г. М. Оптимизация тормозных качеств автомобиля. дис.. докт. техн. наук: Косолапов Г. М. — Волгоград, 1973. — 334 с.
- Костин Н.В. Совершенствование метода дорожных испытаний эффективно-, сти действия тормозных систем АТС в условиях эксплуатации. — дис. канд. техн. наук: Костин Н. В. -Ташкент, 1984. 71 с.
- Кранцов Г. П. Оценка тормозных свойств автомобиля с автоматизированным приводом модельным методом. автореф. дис.. канд. техн. наук: /Кранцов Г. П. — Волгоград, 1994. — 16 с.
- Кульчицкий А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пос. для высшей школы. М.: Академический проспект, 2004. -400 с.
- Кушов В.Я. О надежности работы дискового тормозного механизма в условиях жаркого климата и высокогорных районов /В.Я. КушовI
- Тезисы докладов Всесоюзной научно-технической конференции: «По154вышение эффективности использования автомобильного транспорта и автомобильных дорог в условиях жаркогоклимата и высокогорных районов». Ташкент, 1982. — С. 126.
- Литвинов АС. Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. — ММашиностроение. 1989.-240 с.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.: Колос, 1994. 224 с.
- Луканин В.Н., Морозов К. А., Хачиян A.C. и др. Двигатели внутреннего сгорания: в 3 кн. Кн.1 Теория рабочих процессов. — М.: Высш. шк., 2007. 479 с.
- Мажитов Б.Ж. Методика оценки термонагруженности тормозных систем АТС в горных условиях эксплуатации //Известия СПбГАУ. 2010, № 18, с. 230−236.
- Максапетян Г. В. Надежность тормозных механизмов автомобилей. Ереван, 1965. 139 с.
- Малов Р.В. и др. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1982. 200 с.
- Марков В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 376 с.
- Марков В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 376 с.
- Марков В.А., Кислов В. Г., Хватов В. А., Характеристики топливоподачи транспортных дизелей. -М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. 160 с.
- Махалдиани В.В. О двигателях для горных автомобилей и тракторов. Тбилиси: Мецниерба, 1968. -270с.
- Мащенко А.Ф. Тормозные системы автотранспортных средств /А.Ф. Мащенко, В. Г. Розанов. М.: Транспорт, 1972. — 178 с.
- Мельников C.B., Алешкин В. Р. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов. Л.: Колос, 1980. — 168 с.
- Меринов В.В. Исследование влияния некоторых эксплуатационных фак155торов на неравномерность действия автомобильных тормозных механизмов. дис.. канд. техн. наук: /Меринов В.В. — Волгоград, 1973. — 151 с.
- Николаенко A.B., Салова Т. Ю. Моделирование и расчет образования оксидов азота в камере сгорания дизеля //Тезисы докл. межд. науч.-технич., конф. «Двигатель 97». ИБТУ.1997. с.34−35
- Николаенко А. В. Теория конструкция и расчет автотракторных двигателей. М.: Колос, 1992. — 414 с.
- Никульников Э.Н. Разработка методов экспериментально-расчетного определения режимов работы, путей повышения эффективности и снижения нагруженности автомобильных тормозных механизмов. Дмитров, 1984.-205 с.
- Новыков JI.A. Снижение токсичности и вредных выбросов дизелей при работе на переходных режимах. дис.. канд. техн. наук: Ленинград, 1984.- 190 с.
- Нуждин Р.В. Оценка тормозных свойств автотранспортных средств при инструментальной диагностике. — дис.. канд. техн. наук: Нуждин Р. В. -Владимир, 2000. 180 с.
- Нусупов Э.С. Повышение эксплуатационной эффективности автотранспортных средств в горных условиях. автореф. докт. техн. наук: Нусупов Э.С.-М., 1991.-42 с.
- Орлин A.C., Круглова М. Г. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
- Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1986. 72с.
- Природа и природные ресурсы. Душанбе, «Дониш», 1982. 249 с.
- Рабочие процессы и расчеты автомобиля. Тормозное управление. //Учеб. пособие для студентов вузов /А.К. Фрумкин. М.: МАДИ.
- Рабочие процессы и экологические качества ДВС //Автомобильная промышленность. 1992. № 9. — с. 10−15.156
- Рабочие процессы, конструкция и основы расчета автомобильных двигателей. кафедра СТЭА, редактор: в авторской редакции. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, www.vvsu.ru, 19 992 010.
- Ревин A.A. Повышение эффективности, устойчивости и управляемости при торможении АТС. автореф. дис.. докт.техн.наук: /Ревин A.A. — М., 1984. — 48 с.
- Росляков П.В., Тимофеева С. А. Образование быстрых оксидов азота в пламенах углеводородных топлив /Материалы X Всесоюзный горения ./IX Всесоюзный симпозиум по горению и взрыву. Химическая физика
- Ройтман Б.А. Безопасность автомобиля в эксплуатации /Б.А/ Ройтман, Ю. Б. Суворов, В. И. Суковицин. М.: Транспорт, 1987. — 207 с.
- Салова Т.Ю. Влияния условий эксплуатации автомобилей на токсичность выброса дизелей / Т. Ю. Салова, Б. Ж. Мажитов //Сборник научных трудов международной конференции Двигатель-2010,посвяшенной 180-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 2010. с. 261−265.
- Салова Т.Ю. Особенности среды функционирования транспортныхIсредств в горных условиях эксплуатации /Т.Ю. Салова, А. А. Турсунов, Б.Ж. Мажитов//Изв.СПбГАУ.- 2009, № 11.с. 230−236.
- Салова Т.Ю. Пути снижения теплонаргуженности тормозов транспортных средств в горных условиях эксплуатации /Т.Ю. Салова, А. А. Турсунов, Б. Ж. Мажитов //Сборник научных трудов. Сб. науч. тр. Матер, науч. конф. СПбГАУ, Санкт-Петербург, 2010. с. 290−297.
- Салова Т.Ю. Улучшение эксплуатационных показателей дизельных энергоустановок путем совершенствования смесеобразования и нейтрализации отработавших газов. Докторская диссертация 1999. СПб.
- Салова Т.Ю. Установление эксплуатационных допусков на регулировочные параметры топливной аппаратуры тракторных дизелей по составу отработавших газов: дис.. канд. техн. наук. — Л.: Пушкин, 1988. — с. 16.
- Салова Т.Ю. Экологический мониторинг окружающей среды при эксплуатации автотракторной техники // Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Индикатор, 1998. -80 с.
- Салова Т.Ю., Громова Н. Ю., Шкрабак B.C., Курмашев Г. А. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии //Учебник для вузов. -СПб: Лань, 2004. 336 с.
- Сальников В. И. Разработка расчетно-экспериментального метода оценки тормозных свойств и направлений совершенствования тормозной динамики. -дис.. канд. техн. наук: Сальников В. И. — Дмитров, 1992. — 236 с.
- Сапаров М.Н. Разработка и обоснование требований по повышению устойчивости и управляемости автомобилей в горных условиях. автореф. дис.. канд. техн. наук /Сапаров М.Н. — М., 1989. — 17 с.
- Смайлис В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизе-лестроения //Двигателестроение. 1991. № 1. — С 3−6.
- Соцков Д.А. Повышение активной безопасности автотранспортных средств при торможении. дис.. докт. техн. наук: Соцков Д. А. — МА-ДИ, М., 1990,-565 с.
- Соцков Д.А., Сальников В. И., Барашков A.A. Оптимизация тормозных сил с учетом нагрева механизмов. /Д.А. Соцков, В. И. Сальников, А. А Барашков//Автомобильная промышленность. 1993, № 5. — с. 13−15.
- Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2010.
- ТарасикВ.П. Теория движения автомобиля. СПб.: БХВ Петербург, 2006. -478 с.
- Теория поршневых и комбинированных /Под ред. A.C. Орлина и М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1983.
- Труды Всесоюзной конференции «Пути повышения надежности и экономической эффективности автомобилей, работающих в жарком климате и горных районах страны. Душанбе, 1971. — 346с.
- Труды конференции по теории и расчету автомобилей, работающих в горных условиях. Тбилиси «Мецниереба», 1968. 344 с.
- ЮО.Турсунов A.A. Анализ состояния аварийности на автомобильных дорогах Таджикистана /А.А.Турсунов, P.A. Давлатшоев //Вестник национального университета (научный журнал). 2005, № 3. — с. 66.
- Турсунов A.A. Закономерности изменения параметров среды функционирования автомобилей в горных условиях эксплуатации. /Турсунов A.A., Абдуллоев М. А. /Доклады АН РТ, Том XLV, № 11−12. Душанбе: 2002 -с.98- 106.
- Турсунов A.A. Исследование тормозных свойств автомобиля при тепловом воздействии на пары трения тормозных механизмов /A.A. Турсунов, P.A. Давлатшоев, Б.Ж. Мажитов//Труды ТТУ, № 3. Душанбе, 2007. с 8−12.
- Турсунов A.A. Методика оценки термонагруженности АТС в горных условиях эксплуатации / A.A. Турсунов, P.A. Давлатшоев, Б.Ж. Мажитов//Вестник КГУСТА, Бишкек, 2010, № 2(28). с 19−22.
- Турсунов A.A. Модели оптимизации тормозных свойств автомобилей в горных условиях /A.A. Турсунов, P.A. Давлатшоев, Б.Ж. Мажитов//Изв. АН РТ. Отд. физ-мат, хим. и геол. наук. 2007, № 4,с. 86−95.
- Турсунов A.A. Оценка внешних воздействующих факторов на экологические показатели АТС. /Турсунов A.A., Абдуллоев М.А./Труды ТТУ, Серия: Транспорт и дорож. хоз-во, Вып. 2, Душанбе, 1999., с.9−13
- Турсунов A.A. Теплонагруженность тормозных систем автомобилей в горных условиях / А. А. Турсунов, Б. Ж. Мажитов, С.Р. Назриев//матер. респ. конф. «Проблемы транспорта, новые технологии», Баку. С 120−126.
- Турсунов A.A. Управление работоспособностью автомобилей в горных условиях эксплуатации. Душанбе, Маориф ва Фарханг 2003. 356 с.
- Турсунов A.A. Эффективность рабочей тормозной системы автомобиляс регулятором тормозных сил в горных условиях эксплуатации /A.A.161
- Турсунов, Р.А. Давлатшоев, Б.Ж. Мажитов//матер. IV Межд. науч. техн. конф. «Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин». ТюмНГУ.-Тюмень, 2006. с 39−41.
- Турсунов А.А., Абдуллоев М. А. Влияние термодинамических параметров горной среды на энергетические показатели автотракторных двигателей внутреннего сгорания. Душанбе, 2009 — 124 с.
- Шатров М.Г. Автомобильные двигатели. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 464 с.
- Ящерицын П.И., Махаринский Е. И. Планирование эксперимента в машиностроении. — Мн.: Выш. шк., 1985. — 286 с.
- Beatenbough Р.К. Engine cooling Systems for Motor Trucks. «SAE Spec. Pubis» N284.1996, P. 27
- Kato M., Masunaga K., Hoshi H. The Influense of Fuel Qualities on White Smoke Emissions from Light-Duty Diesel Engine //SAE Technical Paper Series. 1987,-№ 870 341, P. 1−7.
- Shannon V., Daniel D. Synthetic Fuel Operation in a Heavy Duty Diesel Engine // SAE Technical Paper Series. — 1986. — N 861 538. — P. 14
- NishizawaK., IshiwataH., Yamaguchi S. A New Concept of Diesel, Fuel Injection Timing and Injection Control System // SAE Technical Paper Series. — 1987. — N 870 434. — P. 9.
- Rychter T.J., TeodrczykA. Economy and NO Emission Potential of an SI Variable R/L Engine 11 SAE Technical Paper Series. — 1985.1. ПРИЛО ЖЕНИЕа4 61. Уклон дороги, град100,65 -1б)