Дошкольное образование: Состояние и основные проблемы развития; социологический анализ
Таким образом, мы выделили следующие особенности процесса развития детей в период дошкольного детства: во-первых, его предопределенность внутренними противоречиями и спецификой психического развития, а именно, развитием наглядно-образного мышления, что обуславливает восприятие ребенком лишь внешних образцов поведения, характеристик деятельностиво-вторых, сущностным содержанием данного процесса… Читать ещё >
Содержание
- АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ныне, в начале третьего тысячелетия, в условиях трансформации российского общества, существенных преобразований во всех его сферах, с одной стороны, и научно-технического прогресса, изменения характера и содержания труда, с другой, требуются новые подходы и решения для выработки оптимальной стратегии развития общества. Необходим критический анализ имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующие научные разработки, рекомендации и прогнозы общественного развития, сделать которые может только творчески, смело и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
В современных условиях производство, быт, формы взаимодействия между людьми требуют от человека, ребенка не только общей образованности, а, в первую очередь, раскрытия индивидуальных способностей, позволяющих достичь высоких результатов в работе и сделать жизнь более разнообразной.
Таким образом, сегодня является актуальной потребность общества в индивидах, которые могли бы активно и конструктивно решать противоречия социально-экономического, политического и культурного развития, проявлять творческий подход, инициативу.
Развитие такой индивидуальности, на наш взгляд, может быть осуществлено только при условии овладения человеком теми ценностями, нормами и правилами, на основе которых и может осуществляться какая-либо позитивная преобразовательная деятельность. Следовательно, реализация потребности общества в активном, творческом, инициативном субъекте деятельности возможна посредством приобщения индивидов не только к всеобщим правилам, нормам, принципам, ценностям, но и побуждения их к самостоятельной работе по выявлению своих задатков, формированию как субъектов деятельности.
Однако, система образования и воспитания подрастающего поколения, существовавшая долгие годы, сегодня не отвечает современным требованиям, не удовлетворяет актуальным потребностям общества. Так, мы можем фиксировать кризис системы воспитания, формирования сознания и поведения детей, основанной на освоении социального опыта предшествующих поколений и его трансляции следущим поколениям. Традиционное понимание сущности воспитательного процесса приводило и приводит к восприятию воспитуемого лишь в качестве объекта воздействия.
Подобное состояние характерно и для системы образования. Базирующаяся на принципах оптимизации, унификации учебно-воспитательного процесса с его типизацией и стандартизацией учебных планов, программ и массовостью обучения, она не ведет и не может вести общество к формированию свободной, сознательной, творческой и саморазвивающейся личности.
Более того, в условиях, когда современное российское общество характеризуется нестабильностью, несбалансированностью, система воспитания и образования подрастающего поколения не обеспечивает в полной мере эффективной адаптации детей к социуму, включения их в общественную жизнь.
На наш взгляд, в этих условиях актуальным становится вопрос создания новой системы воспитания и образования, не ограничивающейся только передачей, трансляцией норм, ценностей, знаний и социального опыта, но становящейся сознательно управляемым процессом, опирающимся на специальные знания, а также определения основных принципов ее построения.
Кризис старой системы воспитания — это и кризис семейного воспитания. Если мы сегодня говорим о научных основах новой воспитательной системы, то закономерной является постановка вопросов: могут ли выступать родители в качестве ведущего института воспитания детей дошкольного возраста? Может ли семья обеспечить воспитание активной, творческой, адаптивной личности? Каким образом будет происходить процесс «приспособления» самих родителей к новым условиям, требованиям жизни?
В этих условиях воспитание как процесс сознательно управляемый и опирающийся на специальные знания, наиболее реально может воплотиться в сфере дошкольного образования. А, следовательно, актуальным является определение качества, содержания и направленности дошкольного образования и воспитания в нашей стране. Мы считаем также своевременной и обоснованной постановку вопроса о степени соответствия данной ступени системы образования современным требованиям.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время существует неоднозначное восприятие взрослыми мира детства и детей. Сегодня практически невозможно получить обоснованный ответ на вопрос о том, что представляет собой ребенок, в чем его предназначение, суть развития, кем он должен стать и каким он должен стать?
Более того, мы можем отметить что, несмотря на наличие достаточно глубоких представлений о многих сторонах человеческой природы в таких областях научного знания как философия, психология, социология, педагогика, эти науки не обладают требуемыми знаниями о закономерностях развития человека как в онтогенезе, так и в дошкольном детстве. А это, в свою очередь, приводит к повышению значимости проблемы анализа специфики развития детей дошкольного возраста, выявления закономерностей данного процесса.
Существование различных взглядов на специфику развития дошкольников, на наш взгляд, приводит к отсутствию однозначного понимания цели функционирования дошкольной ступени системы образования. Даже в рамках социологической науки сегодня присутствует несколько точек зрения на сущность и содержание ее деятельности: как этапа подготовки детей к школе- как этапа развития личности ребенка- как периода формирования у ребенка основных механизмов и способов эффективной адаптации к социуму.1 Следовательно, значимой становится проблема выявления сущностных характеристик, содержательной наполненности дошкольного образования.
Анализ изменений системы образования в России позволяет нам сделать заключение, что большинство современных новаций, нововведений, в первую очередь, касаются реформирования ее школьной ступени. Изменения в сфере дошкольного образования, на наш взгляд, носят преимущественно статусный, организационный, а не содержательный характер. Этот вывод подтвержает и создание многочисленных центров, гимназий и других заведений, а также увеличивающееся количество форм организации жизнедеятельности детей, главная задача которых заключается в более эффективной подготовке ребенка к школе, что приводит к переходу дошкольных образовательных учреждений в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным периодами жизни ребенка.
Следовательно, актуальным является анализ современного состояния дошкольного образования как стартового для реализации новаций в данной сфере, а также определения наиболее перспективных направлений его реформирования.
Поставленные нами вопросы и проблемы в сфере дошкольного образования требуют квалифицированного и обоснованного ответа, получение которого возможно только на основе социологического изучения мнений, ориентаций и установок современных родителей, педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогов
1 См.: Зборовский Г. Е. Социология образования: В 2 ч. 4.1. Социология допрофессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: СИПИ, 1993. — с.51−56- Меренков A.B., Глушкова B.C. Школа в XXI веке. Екатеринбург: УрГУ, 2000. — с. 14−15- Нечаев В. Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — с. 67−69. начальных классов школ, а также их взаимодействия в процессе воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, несмотря на существование этих проблем, в настоящее время практически не проводятся исследования данной тематики. В научной литературе можно найти лишь ссылки на отдельные работы, которые не носят обобщенного, систематического характера. То есть, дошкольному образованию, равно как и дошкольному детству, до сих пор уделяется недостаточно внимания в отечественной социологии.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне избранной темы исследования.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Традиционно проблемы детства и дошкольного образования изучала педагогика, рассматривая его возможности через ракурс воспитания подрастающего поколения. Между тем, на наш взгляд, исследуемая проблема погранична и междисциплинарна: философия, педагогика, социология, психология, история, этнография вносят свой вклад в развитие теории дошкольного детства.
Общетеоретические и социологические подходы к изучению проблем образования, его ролевых и функциональных характеристик представлены в работах Л. А. Беляевой, И.В. Бестужева-Лады, Л. Г. Борисовой, Ю. Р. Вишневского, Б. С. Гершунского, В. А. Дмитриенко, Г. Е. Зборовского, Л. Н. Когана, В. Ф. Колесникова, И. С. Кона, Г. Б. Кораблевой, H.A. Люрья, К. Манхейма, A.B. Меренкова, В. Я. Нечаева, A.M. Осипова, Б. С. Павлова, В. В. Панферовой, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, М. Х. Титмы, В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппова, В. Г. Харчевой, В. Т. Шапко и др.
Проблематика детства рассматривается в трудах Р. Алта, Ф. Ариеса, Ю. Бронфенбреннера, Л. Демозы, И. С. Кона, Г. Крайга, В. Кудрявцева, М. Мида, Ст. Холла, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.
Педагогическое осмысление вопросов детства представлено в работах Е. А. Аркина, Т. И. Бабаевой, К. Белой, М. А. Васильевой, J1. Волобуевой, Т. Н. Дороновой, Н. Дудиной, О. М. Дьяченко, Ф. Ф. Королева, JI.H. Литвина, В. Н. Логиновой, Н. Михайленко, Л. А. Парамоновой, А. И. Пискунова, А. Плеханова, В. Д. Семенова, Р. Стеркиной и др.
Вопросам психологического обеспечения развития личности ребенка, социально-личностной ориентации образования, изучению проблем ведущих типов деятельности дошкольника посвящены исследования Г. Батищева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, П. С. Гальперина, К. Гросса, В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Э. В. Ильенкова, Л. Н. Когана, В. Кудрявцева, A.A. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Б. С. Никитина, Ж. Пиаже, H.H. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, 3. Фрейда, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина и др.
Проблематика функционирования системы дошкольного образования представлена в работах И.В. Бестужева-Лады, Н. П. Гришаевой, Т. Данилиной, Г. Е. Зборовского, Е. Ю. Ивановой, Н. Коротковой, A.B. Меренкова, Л. Мигеевой, Н. Михайленко и др.
Признавая большое значение трудов вышеназванных авторов, мы считаем, что избранное нами направление социологического изучения проблем дошкольного образования пока еще не получило целостной теоретико-методологической и эмпирико-социологической разработки.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ состоит в теоретико-методологическом и эмпирико-социологическом анализе сущностных характеристик современного состояния системы дошкольного образования и выявлении степени ее готовности к дальнейшему совершенствованию в условиях рыночной экономики.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Разработать теоретико-методологические основания анализа дошкольного образования в условиях трансформации российского общества.
2. На основе теоретико-методологического подхода рассмотреть содержание и сущность феномена дошкольного детства, выявить его специфику.
3. Проанализировать процесс взаимодействия воспитания и образования в сфере дошкольного образования, изучить его особенности.
4. Выявить противоречия и социальные проблемы, возникающие в сфере дошкольного образования.
5. На базе эмпирических исследований выявить тенденции развития системы дошкольного образования.
ОБЪЕКТОМ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ выступили родители, педагоги, администраторы дошкольных образовательных учреждений, педагоги начальных классов средних общеобразовательных школ, а также руководители и специалисты Управления образования г. Лесного.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — современное состояние системы дошкольного образования в условиях трансформации российского общества.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют работы классиков социологии, труды современных зарубежных и отечественных философов, социологов, педагогов и психологов, посвященные проблемам детства, дошкольного образования. Теоретическими ориентирами предпринятого исследования явились современные идеи и концепции детства, личностно-ориентированного образования, развивающего вариативного образования, а также теории личности, деятельности и социальной структуры. Ведущее теоретическое значение при исследовании проблем дошкольного образования имела методология структурно-функционального, системного и деятельностного подходов. В диссертационном исследовании применялся социально-исторический, сравнительный и факторный анализ.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявлены сущностные характеристики процессов развития, воспитания и образования личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях. Отмечается, что главной особенностью этого возрастного периода является овладение ребенком основными нормами, которые определяют его взаимодействия с микросредой, обеспечивают в разной степени овладение правилами и нормами совместной жизнедеятельности людей, а также задают направленность на освоение способов саморазвития в более старших возрастах.
2. Доказывается, что в современных условиях воспитание дошкольника осуществляется в большинстве семей и дошкольных образовательных учреждений на основе традиционных подходов к воспитанию. Отмечается необходимость перехода к качественно новой системе формирования сознания и поведения дошкольника на базе достижений современной социологии, психологии, педагогики, валеологии и других социальных наук.
3. Выделены и проанализированы особенности организации процессов воспитания и образования в сфере дошкольного образования, заключающиеся в том, что занятия по типу школьной системы до сих пор рассматриваются как основная форма работы с детьми дошкольного возраста, а содержание нравственного, трудового и т. д. воспитания представлено лишь в виде овладения отдельными навыками взаимодействия с окружающими людьми в процессе учебной и игровой деятельности.
4. Выявлены основные противоречия современного состояния дошкольного образования:
— между потребностью общества в активном, адаптивном, творчески развивающемся ребенке, овладевшем основными нормами взаимодействия с ближайшим окружением, природно-технической средой, доступной ему, и содержанием, методами организации работы с детьми в сфере дошкольного образования-
— между представлениями родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов школ о цели дошкольного образования и содержании, методах дошкольной образовательной деятельности.
5. Выявлено существенное несовпадение мнений родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальных классов школ о целях, задачах и основных направлениях развития современного дошкольного образования. В итоге отсутствует то единство в определении содержания и методов развития детей дошкольного возраста, которое требуется современной теорией и практикой развития ребенка на начальном этапе его первичной социализации.
6. Определены важнейшие требования к подготовке профессиональных кадров в сфере дошкольного образования, соответствующие новому уровню развития науки о дошкольном образовании и воспитании. Современный воспитатель должен обладать совокупностью знаний об особенностях развития ребенка, а также навыками выявления его индивидуальности для обеспечения целостности воспитания и образования в период дошкольного детства.
7. Выявлены глубокие социальные противоречия в определении тенденций развития современного дошкольного образования в нашей стране, заключающиеся в непроработанности экономических, социально-культурных, организационных и содержательных характеристик развития дошкольного образования в начале XXI века.
8. Показано, что ведущими тенденциями развития дошкольного образования в современных условиях являются те, которые обеспечивают лишь некоторые, частичные изменения форм организации образовательной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников дошкольных образовательных учреждений. Отсутствуют научно-разработанные программы развития дошкольного образования в стране в целом, не сформирована экспериментальная база для проработки наиболее эффективных методов совершенствования образования и воспитания детей от 3 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
В качестве эмпирической основы диссертационного исследования выступили материалы социологических исследований «Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования», проведенные автором в 1995 и 2000 г. г. Проблемное поле исследований предполагало выделение в качестве непосредственного объекта изучения четырех социальных групп: родителей детей, посещающих дошкольные учреждения г. Лесного (всего 713 человек) — педагогов дошкольных образовательных учреждений (всего 240 человек) — экспертов, в качестве которых выступили работники дошкольного отдела и аппарата Управления образования г. Лесного, а также заведующие дошкольными учреждениями (всего 20 человек) — педагогов начальных классов общеобразовательных школ города (всего 80 человек).
Методами сбора первичной социологической информации выступили: анкетный опрос- полуформализованное интервью- анализ статистической информации, управленческих документов- контент-анализ дошкольных образовательных программ.
Способ организации выборки- двухступенчатая стратифицированная.
Помимо результатов, полученных автором в ходе проведения исследования, в диссертационной работе представлены данные других исследований.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
Выводы и результаты исследований, проведенных автором, могут быть использованы:
— для теоретического осмысления, разработки и формулирования социологической концепции детства-
— для теоретико-методологических основ исследования процесса функционирования системы дошкольного образования в современных условиях-
— для упорядочения и систематизации понятийного аппарата социологии дошкольного образования-
— при разработке и чтении учебных курсов «Социология образования», с/к «Социология дошкольного образования», «Социология детства».
— выводы и рекомендации исследований использованы при разработке городской долгосрочной Программы развития системы образования г. Лесной на 1995−2000 г. г. и 2001−2005 г. г.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.
Основные положения диссертационного исследования были изложены на XI Уральских социологических чтениях (Челябинск, 1998 г.), Уральской школе молодых социологов (Екатеринбург, 1998 г.), научно-практической конференции, посвященной памяти Л. Н. Когана «Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений» (Екатеринбург, 1999 г.), Межрегиональной научной конференции «Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики» (Екатеринбург, 1999 г.), V научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Уральского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург, 1999), 1 Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, 2000 г.), XVIII республиканской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (Челябинск, 2001) — обсуждались на
14 заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. A.M. Горького.
Результаты исследования представлены в 4 публикациях автора.
Дошкольное образование: Состояние и основные проблемы развития; социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное нами исследование дошкольного образования как системы развития ребенка позволяет сделать следующие выводы.
Процесс развития ребенка в период дошкольного детства выступает сложным социальным феноменом, анализ которого следует осуществлять комплексно, используя возможности и наработки различных научных дисциплин: философии, психологии, социологии, педагогики и других. При этом интегрирующим звеном указанных выше подходов нам представляется социологический, так как он позволяет объединить в анализе личностное и общественное, объективное и субъективное.
Понимая развитие индивида как процесс смены качественных состояний, изменения его свойств, формирования личности как социального качества, мы можем представить данный феномен как систему, включающую в себя, совокупность сфер взаимодействия индивида, способы или механизмы развития, а также определенный содержательный аспект.
С точки зрения содержания процесс развития детей представляет собой приобщение к ценностям, нормам, знаниям, образцам поведения, отношениям к другим людям как к элементам определенной культуры, процесс социализации. Иными словами, развитие есть приобщение к культуре.
Развитие личности ребенка представляет собой процесс развертывания основных видов деятельности: общения, игры, обучения и т. д., каждый из которых охватывает социальное пространство человеческой жизни.
Опираясь на теоретический анализ сущности данного процесса, мы выделили следующие закономерности процесса развития: во-первых, развитие представляет собой внутренне детерминированный процесс, определяющийся противоречиями, психофизиологическими особенностями индивидаво-вторых, во многом оно определяется социальной ситуацией, характером социальных взаимодействий с окружающими людьми, миром, природой и собойв-третьих, данный процесс обусловлен мерой активности индивида, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общениив-четвертых, процесс развития детерминирован ведущим типом деятельности, его содержанием.
Основными сферами взаимодействия ребенка в процессе его развития выступают взаимодействие с окружающими людьми, природой, предметным миром и с собой.
В качестве основных способов развития ребенка в ходе его первичной социализации мы выделили воспитание и образование (или обучение), определили сущность и содержательную наполненность данных понятий, а также проанализировали их соотношение в системе развития ребенка.
Опираясь на теоретико-методологический анализ категории воспитания, мы выделили следующие специфические черты данного процесса: его целенаправленность, предполагающую наличие субъекта и объекта, цель или модель воспитаниямногофакторность, так как личность постоянно подвергается воздействию множества разнообразных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опытактивность не только субъекта, но и объекта воспитания, а также ведущую роль личности воспитателяотдаленность результатов от момента непосредственно воспитательного воздействиянепрерывность, что предполагает необходимость наличия целостной воспитательной системы.
Анализ существующих подходов к рассмотрению специфики образования, позволил нам определить содержание данной категории как вида социокультурной деятельности, в процессе которой происходит усвоение субъектом культурных ценностей.
Рассмотрение сущности обучения и воспитания показывает, что их объективной основой выступает развитие личности на этапе первичной социализации.
Таким образом, системы воспитания и обучения (образования) детей должны строиться на основе объективных законов развития личности ребенка с раннего детства до достижения им социальной зрелости, а именно: учитывать противоречия и специфику психического развития индивида на каждом возрастном этапе, ведущий тип деятельности, особенности средового взаимодействия, а также стимулировать активность индивида.
Анализ подходов к рассмотрению специфики дошкольного детствапедагогического, психологического и социологического — позволил нам констатировать факт наличия неоднозначности понимания учеными феномена дошкольного детства.
Сущность социологического подхода к анализу феномена дошкольного детства заключается в рассмотрении детей как социально-демографической группы в возрасте от 3 до 7 лет, их ведущих видов жизнедеятельности, а также форм общественной жизни.
Деятельностный подход к анализу процесса жизнедеятельности представителей данной социально-демографической группы позволили выявить основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игру, посредством которой они выступают активными и самостоятельными субъектами социального взаимодействия, что и является их отличительной особенностью и спецификой.
Анализ существующих теорий о происхождении и сущности игры позволяет выделить в качестве наиболее приемлемой теорию социальной природы игры Д. Б. Эльконина. В ракурсе данной теории игра — это специфически детский вид деятельности, выполняющий функции познания смыслов человеческой деятельности и способа определения ребенком своего места в мире людей.
Исследование специфики развития детей дошкольного возраста позволило нам выделить их отличительные особенности: формирование и развитие наглядно-образного мышления, что обуславливает восприятие ребенком лишь внешних образцов поведения, характеристик деятельности взрослого, а также является базисом формирования словесно-логического мышления и, соответственно, введения обучения как вида деятельности с 5−6 летведущий вид деятельности — игра, посредством которой происходит моделирование взаимоотношений и образцов поведения взрослых;
— становление системы нравственной саморегуляции, освоения культурных ценностей, норм и правил, посредством ориентации и восприятия окружающего мира через оценку взрослого;
— формирование способности к самопознанию, самооценке на основе активности ребенка как его природного качествасферами социальных взаимодействий ребенка являются взаимодействия с окружающим миром, природой, людьми, собой.
Таким образом, мы выделили следующие особенности процесса развития детей в период дошкольного детства: во-первых, его предопределенность внутренними противоречиями и спецификой психического развития, а именно, развитием наглядно-образного мышления, что обуславливает восприятие ребенком лишь внешних образцов поведения, характеристик деятельностиво-вторых, сущностным содержанием данного процесса является становление системы нравственных ценностей, формирование элементов деловых качеств (воли, терпения, самоконтроля и др.) — в-третьих, детерминированность ведущим типом деятельности — игрой, а также обучением, что способствует моделированию взаимоотношений и образцов поведения взрослыхв-четвертых, особенностями социальных взаимодействий ребенка — с окружающим миром, природой, людьми, собойв-пятых, активностью ребенка как его природным качеством, дающих возможность саморазвитию ребенка, выработки у него потребности в саморазвитии.
В соответствии с выделенными особенностями (закономерностями) развития ребенка в период дошкольного детства, на наш взгляд, задачами процесса воспитания должны стать: акцент на возможности перехода личности из объекта внешнего воздействия в субъект саморазвития на основе использования механизмов саморазвития личности, то есть формирование у ребенка потребности в саморазвитииформирование системы нравственных и культурных ценностейвыработка особых организационно-управленческих качеств, включающих умение планировать свою деятельность, начиная с 4−5 лет, с последующим переходом к самоконтролюформирование таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают стабильность эмоциональной сферы развития ребенка.
Мы считаем, что образовательная деятельность в сфере дошкольного образования должна быть направлена на максимальное развитие наглядно-образного мышления детей, пронизанного ценностным, нормативным содержанием и возможна лишь на основе усвоенных ребенком ценностных представлений, норм, правил. Соответственно обучение детей должно начинаться не ранее 5−6 лет.
Историко-социологический анализ особенностей организации процессов воспитания и образования в сфере дошкольного образования позволил выделить ее специфику в истории развития человечества.
Основными тенденциями выступают: постепенное снижение воспитательного потенциала семьи, выделение дошкольного образования с появлением профессионального образования, увеличение периода детства, начало становления системы отечественного дошкольного образования с 2030 годов XIX столетия.
Современный этап развития феномена детства характеризуется двойственностью положения, занимаемого детьми дошкольного возраста среди других людей. С одной стороны, от него ожидают понимания человеческих поступков, сознательного выполнения правил, а, с другой, он не несет серьезных обязанностей.
Рассмотрение существующих подходов к определению предназначения дошкольного образования — как этапа подготовки детей к школе, развития личности ребенка, обеспечения эффективного включения в социумпозволило нам выделить в качестве наиболее приемлемого последний. Мы согласны с A.B. Меренковым, что сущность и цель дошкольного периода жизни человека заключается в выработке основных механизмов, приемов, средств приобщения к миру взрослых, обеспечения эффективного включения ребенка в социум вследствие овладения основными ценностями, нормами, которые определяют его взаимодействия с микросредой, обеспечивают овладение нормами совместной жизнедеятельности людей, а также задают направленность на освоение способов саморазвития в более старших возрастах.
Анализ современного состояния дошкольного образования позволяет нам говорить о кризисе системы воспитания в целом. Воспитание в настоящее время перестает быть стихийным процессом передачи культурных ценностей, норм от старших к младшим, а становится сознательно управляемым, опирающимся на специальные знания, что, в первую очередь, требует от взрослого (старшего) поколения приспособления к новым требованиям жизни.
Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, порождает ряд противоречий и проблем в функционировании дошкольного образования в современных условиях.
Так, возникает противоречие между необходимостью строить воспитание детей на основе знания закономерностей их развития и отсутствием или недостаточным количеством знаний о закономерностях развития человека в онтогенезе, а также недостаточным учетом таковых в практике дошкольного образования.
Этому способствует и неоднозначность восприятия взрослыми мира детства, которая приводит в целом к незнанию и непониманию специфики их развития, цели и направленности процессов воспитания и образования.
Рассмотрение существующих образовательных программ предполагает выделение в качестве оснований для их анализа следующих смысловых параметров: теоретических основ (концептуальных положений), задач развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, принципов построения и структуры программы, методического обеспечения.
Анализ образовательных программ в сфере дошкольного образования показывает, что основными их недостатками являются недостаточное внимание к становлению системы нравственных ценностей детей и, как следствие, организации целенаправленного воспитательного процесса, а также отсутствие внимания к развитию способности ребенка к самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию.
Подводя итоги анализа взаимодействия воспитания и образования в истории человеческого детства и в современный период, мы можем подчеркнуть следующее: дошкольное образование выделилось в относительно недавний период и, прежде всего, как этап подготовки детей к школе;
— современные условия характеризуются кризисом воспитательной системы в целом и дошкольного воспитания в частности, вследствие изменения темпов жизни, социальной, экономической, профессиональной структуры общества, преобразований в сфере культуры и др.;
— существующая в настоящее время система организации дошкольного образования не отвечает современным требованиям, объективным закономерностям развития человека в период онтогенеза, что приводит к возникновению социальных проблем и противоречий в данной сфере.
Анализ современного состояния дошкольного образования на основе данных социологических исследований, проведенных автором, позволяет выявить основные противоречия в процессе его деятельности:
— между потребностью общества в активном, адаптивном, творчески развивающемся ребенке, овладевшем основными нормами взаимодействия с ближайшим окружением, природно-технической средой, доступной ему, и содержанием, методами организации работы с детьми в сфере дошкольного образования;
— между представлениями родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов школ о цели дошкольного образования и содержании, методах дошкольной образовательной деятельности.
Мы выявили существенное несовпадение мнений родителей, воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальных классов школ о целях, задачах и основных направлениях развития современного дошкольного образования, что свидетельствует об отсутствии того единства в определении содержания и методов развития ребенка дошкольного возраста, которое требуется современной теорией и практикой развития ребенка на начальном этапе его первичной социализации.
Основные социальные проблемы можно объединить в следующие блоки: проблемы кадрового потенциала дошкольного образования, проблемы взаимодействия с начальным школьным образованием и социальным институтом семьи.
На наш взгляд, современный воспитатель должен обладать совокупностью знаний об особенностях развития ребенка, а также навыками выявления его индивидуальности для обеспечения целостности его воспитания и образования в период дошкольного детства.
Полученные данные позволяют перейти к рассмотрению тенденций развития дошкольного образования на основе анализа изменения его состояния.
Анализ тенденций развития дошкольного образования предполагает выделение в качестве наиболее перспективных: сохранение количественного состава дошкольных учреждений за счет качественных преобразованийнаправления изменений в сфере дошкольного образования будут касаться форм организации и соотношения видовой представленности дошкольных учрежденийобновление содержательного аспекта функционирования данной системы за счет расширения сферы применения вариативных программ как базисных, так и специализированных, что одновременно послужит и способом повышения качества дошкольного образования, оптимизации кадрового обеспечения сферы дошкольного образованияповышение эффективности взаимодействия дошкольной и школьной ступеней системы образованияоптимизация взаимодействия с семьями воспитанников.
Вместе с тем, мы выявили глубокие социальные противоречия в определении тенденций развития современного дошкольного образования в нашей стране, заключающиеся в непрорфботанности экономических, социально-культурных, организационных и содержательных характеристик развития дошкольного образования в начале XXI века. А также показали, что ведущими тенденциями развития дошкольного образования в современных условиях являются те, которые ведут к частичным изменениям форм организации образовательной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников дошкольных образовательных учреждений. Ибо в настоящее время отсутствуют научно-разработанные программы развития дошкольного образования в стране в целом, не сформирована экспериментальная база для проработки наиболее эффективных методов совершенствования образования и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, исследование, проведенное на основе разработанной методологии, доказывает, что социологический подход в изучении проблем детства и дошкольного образования можно по праву считать интегрирующим началом в исследованиях философского, психологического, педагогического характера. Основанием для этого является, во-первых, сопряженность теоретико-методологического уровня анализа с теоретическим планом исследования, во-вторых, специфика социологии, позволяющая в области теоретического анализа использовать различные междисциплинарные подходы, тесно связывающие социологию с рядом других наук.
На наш взгляд, организация функционирования системы дошкольного образования в соответствии с требованиями современной теории развития ребенка предполагает реализацию следующих требований:
— разработку экономических и социально-культурных характеристик развития дошкольного образования в начале XXI века;
— создание научно-методической базы на основе современных разработок проблемы формирования саморазвивающейся личности ребенка в период дошкольного детства, а также создание новых и доработку существующих базисных и парциальных образовательных программ, учитывающих особенности и специфику развития детей-дошкольников;
— формирование экспериментальной базы для проработки наиболее эффективных методов совершенствования образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
— организацию системы повышения квалификации педагогических работников дошкольных учреждений, а также обучения родителей основам теории и практики воспитания детей-дошкольников;
— создание единой программы воспитания детей дошкольного возраста на данной территории с целью оптимизации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, подчинения их деятельности целям развития детей и др.
Проведенный в диссертационной работе анализ феномена детства и дошкольного образования убеждает нас в необходимости дальнейшего научного исследования поставленной проблемы.
В этой связи следует подчеркнуть важность как количественного, так и качественного изучения социальных общностей, включенных в процесс функционирования системы дошкольного образования, прежде всего, педагогов, так как эта социальная общность обладает рядом особенностей по сравнению с педагогами системы основного образования. В русле этой же проблематики актуальным, на наш взгляд, является изучение проблем кадрового потенциала системы дошкольного образования, а также построение идеальной модели воспитателя, педагога дошкольного учреждения, исследование профессиональной культуры представителей данной социально-профессиональной группы в условиях трансформации общества.
Не менее важными становятся и вопросы изучения процесса взаимодействия социальных общностей в сфере дошкольного образования.
Практически неизученными остаются аспекты исследования образовательных потребностей родителей в сфере дошкольного образования, рынка дошкольных образовательных услуг.
Большой научный интерес, с нашей точки зрения, заложен и в анализе процесса функционирования государственных и негосударственных учреждений дошкольного образования с позиций институционального подхода.
Выше были представлены некоторые наиболее перспективные, с нашей точки зрения, направления и задачи дальнейшего изучения детства и дошкольного образования. Этот перечень далеко не полный, но даже он свидетельствует об огромном исследовательском потенциале в изучении данного социального и личностного феномена.
1. A.B. Запорожец и современная наука о детях. Тезисы конференции, посвященной 90-летию A.B. Запорожца/Московский департамент образования. Центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца. Центр инноваций в педагогике. -М.: Новая школа, 1995. 171 с.
2. Аверкин В. О некоторых проблемах управления системой дошкольного образования в переходный период//Дошкольное воспитание. 1999, № 10. -с. 6−9.
3. Азбукин В. О концепции дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1990, № 7. с. 34−35.
4. Андреев Ю. П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. — 84 с.
5. Андреева В. Старая новая проблема: школа детский сад//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. — с. 4.
6. Антология педагогической мысли 2-ой половины XIX-начала XX в./АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
7. Антология педагогической мысли России 1-ой половины XIX в./АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 559 с.
8. Арапова Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. с.5−11.
9. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. Изд. 5-е, доп., перераб. М.: Учпедгиз, 1948.-336 с.
10. Арушанова А. Задачи и формы организованного обучения//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. с. 41−44.
11. Асмолов А. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования//Дошкольное воспитание. 1994, № 6. с. 2−5.
12. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке//Дошкольное воспитание. 2000, № 1,-с. 8−11.
13. Белая К., Волобуева JI. Из истории дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1997, № 9. с.3−13.
14. М. Белобрыкина О. Почему «ТРИЗ» буксует в детских садах?//Дошкольное воспитание. 1997, № 2. с.2−5.
15. Белова Е., Ищенко И. Одаренность и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований//Дошкольное воспитание. 1994, № 9. с. 5458.
16. Беляева JL, Литвин JI. О некоторых проблемах вузовской подготовки специалистов по дошкольному воспитанию//Дошкольное воспитание. 1990, № 7.-с. 2−5.
17. Бестужев-Лада И.В., Гришаева Н. П., Иванова Е. Ю. Дошкольное воспитание: проблемы и перспективы. Выпуск 1−4. М.: РИПКРО, 1995. -81 с.
18. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
19. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации//Педагогика. 1996, № 1. с. 3−8.
20. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т/Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
21. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 240 с.
22. Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2-х томах: Пер. с англ. -М.: Вече, ACT, 1999.
23. Борисова Е. Мудрость народной педагогики: о традициях воспитания в русской крестьянской семье//Народное образование. 1998, № 9−10. с. 7476.
24. Бочаров B.B. Антропология возраста: Учебное пособие. СПб: СПбГУ, 2000, — 196 с.
25. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе/Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М: Эдиториал УРСС, 1999.-216 с.
26. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
27. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. Труды/Академия педагогический и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.- Воронеж: Институт практической психологииМОДЭК, 1996. — 390 с.
28. Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения//Дошкольное воспитание. 1992, № 7−8. с. 3−4.
29. Васильева М. О дальнейшем совершенствовании руководства игровой деятельностью детей// Дошкольное воспитание. 1983, № 12. с. 7−12.
30. Венгер JI. A.B. Запорожец: гуманизация дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1990, № 8. с. 2−6.
31. Венгер JI.A. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
32. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада/Под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1988. — 143 с.
33. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
34. Венгер JI.A. По ступеням детства//Дошкольное воспитание. 1991, № 11. -с.37−42.
35. Венгер JI.A. Старший дошкольник//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. с. 37−40.
36. Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР//Дошкольное воспитание. 1991, № 8. с. 4−8.
37. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96 с.
38. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
39. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1966. № 6. 32−36.
40. Выготский Л. С. Педагогическая психология./Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996 — 534 с.
41. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т. 4. Детская психология/Гл. редактор A.B. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
42. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 221 с.
43. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1985. — 168 с.
44. Гершунский Б. С. Философия образования для 21 в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. -52 с.
45. Гессен С. И. Основы педагогики.
Введение
в прикладную философию: Уч. пособие для вузов/Редактор и составитель П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
46. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1, 2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-496 с.
47. Гуманитарное образование: период детства. Сборник методических материалов/У пр. обр. адм-ии г. Екатеринбурга. Екатеринбург: УрГУ, 1999.-284 с.
48. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. 350 с.
49. Гурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. -М.: Педагогика, 1989. 68 с.
50. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
51. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований/АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
52. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание. 2000, № 1. с. 44−49- № 2. -с. 41−48.
53. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: УрГУ, 1998.-208 с.
54. Дети Молодежь — Общество: Мат-лы межрегион, общ.-пед. чтений, посвященных памяти В.П. Полянченко/ Челяб. обл. Дума, Админ. Челяб. обл., Росс. Фонд «Будущее Отечества» — Ред. Ф. Н. Клюев и др. — Челябинск: Факел, 1995.-221 с.
55. Дети и подростки Свердловской области/Госкомстат России, Свердловский обл. комитет гос. статистикиОтв. за выпуск Н. Б. Баразгов. -Екатеринбург: Сократ, 1995. 54 с.
56. Детский сад в новой постановке: история детского сада//Наш малыш. 1996, № 5. с. 21.
57. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1995. — 288 с.
58. Дмитриенко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития. —Красноярск: Изд-во Кр. ун-та, 1989. -184 с.
59. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996. — 448 с.
60. Доронова Т. Как организовать работу по программе «Радуга» ?//Дошкольное воспитание. 1997, № 5. с. 3−7.
61. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов/Под ред. Р. Б. Стеркиной. М: ACT, 1997. — 336 с.
62. Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука, 1998. 312 с.
63. Дьюи Дж. Демократия и образование/Пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой, Э. Н. Гусинского, H.H. Михайлова. М: Педагогика, 2000. — 384 с.
64. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей//Дошкольное воспитание. 1993, № 8. с. 46−50.
65. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. -М.: Педагогика, 1984. 128 с.
66. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: историко-педагогический очерк. -М.: Педагогика, 1987. 361 с.
67. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.-317 с.
68. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. — 111 с.
69. Зайцева О. Дошкольное образование в России/Юбруч. 1998, № 5. с. 3−4.
70. Закон РФ «Об образовании». -М.: ИНФРА, 1999. 31 с.
71. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка/Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986. 316 с.
72. Защитить дошкольное детство/УДошкольное воспитание. 1993, № 1. с. 1622.
73. Зборовский Г. Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург: УГППУ, 1997. -658 с.
74. Игра и развитие личности дошкольника: Сборник научных трудов/ НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: АПН СССР, 1990. — 152 с.
75. Ильенков Э. В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991. -462 с.
76. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
77. Индисова Н. Детский сад с уклоном художественно-эстетического воспитания//Дошкольное воспитание. 1991, № 6. с.14−17.
78. Ионова О. Б., Нечаев В. Я. Социокультурная функция образования//Социально-политический журнал. 1994, № 11−12. с. 164−170.
79. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника. Концепция. -М.: Новая школа, 1995. 31 с.
80. История дошкольной педагогики: Уч. пособие для студентов пед. институтов/Под ред. Л. Н. Литвина. 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1989.-352 с.
81. История педагогики. В 2 частях/Под ред. А. И. Пискунова. М.: Творческий центр, 1998.
82. История социальной педагогики: Хрестоматия: Уч. пособие/Под ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2000. 514 с.
83. Калдыбаева Т. Ж. Институт дошкольного образования: социологический анализ (на материале Республики Казакстан). Монография/Т.Ж. Калдыбаева. Мин-во обр-я Рос. Фед-ии. Сарат. гос. ун-т. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 2000.
84. Калдыбаева Т. Ж. Социальные проблемы дошкольного образования в Казахстане//Социс. 2000, № 4. с. 66−70.
85. Калдыбаева Т. Ж. Социологическая концепция дошкольного образования (на материалах Республики Казакстан). Автореф. доктора социологических наук. Спец. 22.00.06. социология духовной жизни. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000.
86. Капитонов Э. А. Социология XX века: История и технология: Уч. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
87. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология/Академия педагогический и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.- Воронеж: Московский психолого-социальный институтМОДЭК, 1999.-331 с.
88. Каптерев П. Ф. Избран, пед. соч./Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
89. Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды/ЛТедагогика. 1992, № 3−4. 67−74.
90. Кезина Л. П. Столичное образование на рубеже веков// Образование в советской школе. 2000, № 1. с. 2−10.
91. Князева О. Л., Маханева М. Д., Стеркина Р. Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 72 с.
92. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди» или Придет ли предметная система в детский сад?//Дошкольное воспитание. 1996, № 1. с.3−10.
93. Комарова Т. Что такое изобразительное творчество ребенка?//Дошкольное воспитание. 1991, № 1. с.58−60.
94. Коменский Я. Школа детства//Литературная учеба. 1993, № 5−6. с. 214 239.
95. Комментарии к Временному положению о дошкольном учреждении в РСФСР//Дошкольное воспитание. 1991, № 8. с. 8−11.
96. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
97. Кон И. С. Ребенок и общество: (историко-этнографическая перспектива)./АН СССР, Институт этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1988.-271 с.
98. Копейкина Е. Ю. Субкультура детства. Автореф. Спец. 24.00.01. -теория культуры. Н. Новгород: Нижегор. гос. арх.-строит. ун-т, 2000.
99. Кораблева Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — 284 с.
100. Кравцов Г., Кожарина Л., Плашаева Е. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности//Дошкольное воспитание. 1991, № 11. с. 6165.
101. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению/НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
102. Крайг Грэйс. Психология развития. Серия «Мастера психологии» .СПб.: Питер, 2000.-992 с.
103. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
104. Крупская Н. К. Пед. соч-я. В 10-ти т. Т.6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта./Под ред. Н. К. Гончарова. М.: АПН РСФСР, 1959. — 464 с.
105. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития.// Дошкольное образование. 1997, № 12. с.65−72- 1998, № 4. -сЛ 04−111.
106. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. В 2 ч. Дубна, 1997. — 257 с.
107. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79 с.
108. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Культурно-образовательный статус детства//Социс. 2000, № 4. с. 59−65.
109. Кун Т. Структура научных революций./Перевод с англ. И. З. Налетова. Общ. ред. JI.A. Марковой. М.: Прогресс, 1975. — 288 с.
110. Кураева Л. Г. Детство как социокультурная ценность: Дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Саратов, 1995.
111. Кухтевич Т. Н. Социология воспитания: Учебное пособие. М.: МГУ, 1989. 142 с.
112. Кушнир А. Природосообразность или педагогический волюнтаризм?//Народное образование. 1998, № 9−10. с. 137−145.
113. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т./Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.
114. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М: Педагогика, 1991. — 174 с.
115. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений/Под ред. Г. Г. Шахвердова. М: Физкультура и спорт, 1956.
116. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
117. Лисина М. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983, — 111 с.
118. Лисина М. И., Капчеля Г. И. Общение со сверстниками и психологическая подготовка детей к школе/Отв. ред. А.И. СилвеструНИИ педагогики. Кишинев: Штиинца, 1987. — 135 с.
119. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» //Дошкольное воспитание. 1991, № 6. с.54−59.
120. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста//Дошкольное воспитание. 1997, № 9. с. 42−44.
121. Лордкипанидзе JI. Непрофессиональное мнение о проблемах педагогики//Народное образование. 1998, № 9−10. с. 146−150.
122. Лунина Г. Народные традиции жизнерадостности//Народное образование. 1998, № 9−10. с. 77−78.
123. Лушников A.M. история педагогики: Уч. пособие для студентов пед. вузов/Уральский гос. пед. университет. Екатеринбург: УрГПУ, 1994. -368 с.
124. Малашихина И. А. Становление и развитие системы дошкольного образования в Ставропольском крае с 1917 по настоящее время. Автореф. Спец. 13.00.01. общая педагогика. — Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та, 2000.
125. Маркова Т. Игра и труд в дошкольном детстве//Дошкольное воспитание. 1995, № 12.-с. 12−17.
126. Мейвогель Рия. Дошкольное образование в Западной Европе/УОбруч. 1998, № 5. с.4−6.
127. Меренков A.B., Глушкова B.C. школа в XXI веке. Екатеринбург: УрГУ, 2000. 118 с.
128. Меренков A.B., Рыбцова Л. Л., Кольцова В. А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления, Екатеринбург: УрГУ, 1997. — 105 с.
129. Мещерякова С. Младенец: становление основ личности//Дошкольное воспитание. 1991, № 11. с.43−46.
130. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения/Пер. с англ. Ю.А. АсееваОтв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 429 с.
131. Михайленко Н. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования/УДошкольное воспитание. 2000, № 6. с. 48−53.
132. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания// Дошкольное воспитание. 1992, № 56. с.17−27.
133. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника//Дошкольное воспитание. 1993, № 1. с.27−35.
134. Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 2-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 176 с.
135. Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. Уч. пособие для ВУЗов и ср.сп.уч. зав-ий. 4.1. СПб: Алетейя, 2000. — 428 с.
136. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. — 111 с.
137. Мухина B.C. Детская психология. Серия «Мир психологии» .- М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
138. Немов P.C. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. М.: Просвещение, Владос, 1994.
139. Нестеров В. В. Образование в Свердловской области: проблемы и решения. Екатеринбург: Сократ, 2000. — 160 с.
140. Нечаев В. Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 200 с.
141. Новая технократическая волна на Западе. Сборник статей: переводы/АН СССР, Институт философии, научный совет при Президиуме АН СССР по филос. и социал. Проблемам науки и техникиСост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1986.-450 с.
142. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро'7/Дошкольное воспитание. 1998, № 4. с. 79−85.
143. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000: десять новых направлений на 90-е г. г./Пер. с англ. И. Т. Фролова. -М.: Республика, 1992. 414 с.
144. О развитии общественного дошкольного воспитания в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС//Дошкольное воспитание. 1983. № 12. с. 2−5.
145. Образование и культура: история и современность.(Методологический аспект)/Под ред. Ю. В. Петрова, Е. С. Ляхович Томск: Изд-во Томского университета, 1989. -236 с.
146. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений/Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
147. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. — 357 с.
148. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М.: МГУ, 1972. — 152 с.
149. Основы дошкольной педагогики/Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980. -271 с.
150. Панферова В. В. Социология образования/УСоциально-политический журнал. 1996. № 4.-с. 130−133.
151. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка//Дошкольное воспитание. 1997, № 6. -с.76−82.
152. Парамонова Л. Центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца: вклад в развитие науки и передовой педагогической практики//Дошкольное воспитание. 1997, № 9. с. 82−89.
153. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности/УДошкольное образование. 1998, № 4.-с. 97−104.
154. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие/Авт.-сост. М. В. Крулехт. СПб.: Акцидент, 1998. — 48 с.
155. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
156. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка./Под ред. Вал.А. Лукова, Вл.А. Лукова. М: Педагогика-Пресс, 1994. — 526 с.
157. Платонова А. П. Детство и его социальная защита в условиях реформирования российского общества: Дис. канд. социол. наук: 22.00.05. -М, 1995.
158. Плеханов А. Д. И. Писарев. Уважать человеческую личность в своем ребенке//Дошкольное воспитание. 1991, № 1. с.54−57.
159. Плеханов А. Овид Декроли и его метод//Дошкольное воспитание. 1991, № 11. с.47−51.
160. Плеханов А. Основоположник дошкольной педагогики//Дошкольное воспитание. 1983, № 8. с.32−36.
161. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики//Дошкольное воспитание. 1995, № 7. с. 64−67.
162. Погодина Г. Дошкольное детство: о новом подходе к обучению и воспитанию// Дошкольное воспитание. 1991, № 5. с.54−58.
163. Поддъяков Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития//Дошкольное воспитание. 1998, № 12. с. 68−74.
164. Поддъяков H.H. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 2000, № 1. — с. 73−78.
165. Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
166. Поздняк JI. Д. В. Менджерицкая исследователь игры детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 1995, № 12. — с.9−11.
167. Поздняк JI. Подготовка педагогов нового поколения//Дошкольное воспитание. 2000, № 2. с. 86−90.
168. Поздняк JI. Подготовка специалистов дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. 1997, № 11. с. 106−111.
169. Полное среднее образование: проблемы совершенствования/Под ред. A.B. Меренкова. Екатеринтбург: УрГУ, 1994. — 86 с.
170. Попенко Т. Коллективное и индивидуальное в играх дошкольников//Дошкольное воспитание. 1995, № 12. с. 18−20.
171. Проблемы детства и пути их решения в Свердловской области/Главное управление социальной защиты населения Правительства Свердловской областиПод ред. Э. Л. Воробьевой. Екатеринбург: Б.н., 1997. — 172 с.
172. Программа «Одаренный ребенок»: Основные положения/Под ред Л. А. Венгера. М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
173. Программа «Развитие»: основные положения/Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Новая школа, 1994. 64 с.
174. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
175. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л.: ЛГУ, 1986.-364 с.
176. Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник/Ред. М. Н. Михайлов. М.: Новая школа, 1995. -96 с.
177. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
178. Психология. Словарь/Под общ. ред. A.B. петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 385 с.
179. Психология воспитания: Пособие для методистов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, преподавателей и студентов пед. вузов, детских психологов/Под ред. В.А. петровского. -М.: Аспект-Пресс, 1995. -152 с.
180. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
181. Пуляев В. Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России//Социально-политический журнал. 1998, № 5. с. 320.
182. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада/ Под ред. Т. Н. Дороновой, В. В. Гербовой, Т. И. Гризик и др. -М.: Просвещение, 1994. 208 с.
183. Развитие личности: проблемы, поиски, решения/ Под ред. A.B. Меренкова. Свердловск: УрГУ, 1989. — 124 с.
184. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. H.H. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. -М.: Педагогика, 1985. 200 с.
185. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/ Под ред. JI.A. Венгера, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 222 с.
186. Развитие ребенка: Пер. с англ. М.С. Роговина/Под ред. A.B. Запорожца, JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1968. — 190 с.
187. Роль игры в воспитании детей: Статьи/Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
188. Рояк A.A. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка/ НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1988. 117 с.
189. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1958. -295 с.
190. С чего начинается личность: Сборник/Общ. ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. — 238 с.
191. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования//Дошкольное воспитание. 1999, № 12. с. 2−14.
192. Смирнова Е. Обучение дошкольников: приобретения и потери/Юбруч. 1999, № 2.-с. 35−37.
193. Смолярчук И. Развивать творческие способности детей//Дошкольное воспитание. 1993, № 8. с.51−54.
194. Смятских Л. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования//Дошкольное воспитание. 1996, № 8. с. 113 123.
195. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
196. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т. П. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — 344 с.
197. Солодников В. В. Идеальный ребенок в представлении педагогов//Социологические исследования. 1989, № 4. с. 34−38.
198. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2000 году. Министерство образования РФ. М., 2001. — 55 с.
199. Социализация ребенка: психологические и педагогические проблемы/У1 Международная конференция «Ребенок в современном мире. Открытое общество и и детство», С-П/Под ред К. В. Султанова. СПб: СПбГТУ, 1999.
200. Социологические проблемы образования и воспитания. Сборник статей/Под ред. Р. Г. Гуровой. М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
201. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое/Пер. с поел, издания М. Головацкой. М.: Изд. А. Я. Панафидин, 1900. — 293 с.
202. Спенсер Г. Сочинения: Полные переводы, исправленные по последним англ. изданиям. Т.1. Основания социологии. СПб., 1898. — 432 с.
203. Степанова В. В. Психологические особенности развития творчества в дошкольном возрасте (на материале изобразительной деятельности). Автореферат канд. дисс. М., 1995.
204. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения//Дошкольное воспитание. 1996, № 6. с.2−14.
205. Стеркина Р. О развитии новых форм дошкольного образования//Дошкольное воспитание. 1999, № 10. с. 2−5.
206. Стеркина Р. Основные направления обновления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования в РСФСР//Дошкольное воспитание. 1991, № 8. с.2−4.
207. Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования//Дошкольное воспитание. 1991, № 5. -с.40−44.
208. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы ДОУ//Дошкольное воспитание. 1992, № 2. с.46−51.
209. Тамаки Т. Анализ развития ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1993, № 2.-с. 50−54.
210. Ткачев С. гуманизация педагогики//Дошкольное воспитание. 1996, № 3. с.8−12.
211. Ткачев С. Трудные темы дошкольной педагогики//Дошкольное воспитание. 1997, № 1 с.3−8.
212. Торшилова Е. Дети должны быть разными//Дошкольное воспитание. 1991, № 6. с.6−7.
213. Ульенкова У. Важнейшее условие полноценного формирования личности//Дошкольное воспитание. 1991, № 8. с.46−49.
214. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. H.H. Подъякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
215. Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. В 2-х ч. Екатеринбург: УрГУ, 2000. — 468 с.
216. Усова А. П. Обучение в детском саду/Под ред. A.B. Запорожца. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
217. Ушинский К. О необходимости сделать русские школы русскими//Дошкольное воспитание. 1993, № 11.-е. 47−50.
218. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах/Редколлегия: М. И. Кондаков и др.- АПН СССР. М: Педагогика, 1988.
219. Федеральная программа развития образования: организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования. -М., 1999.-70 с.
220. Филиппов Ф. Р. Социология образования. М.: Наука, 1990. — 199 с.
221. Филиппов Ф. Р. Социология образования//СОЦИС. 1994, № 8−9. с. 6467.
222. Философский энциклопедический словарь/Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
223. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений/Ред. и сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
224. Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. — 344 е.: ил.
225. Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. с. 56−60.
226. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня/Пер. с нидерл. В.В. ОшисаОбщая ред. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992.-458 с.
227. Шатова А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?//Дошкольное воспитание. 1994, № 8. с. 49−53.
228. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая. Педагогика и логика. -М.: Педагогика, 1993. 181 с.
229. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Серикова В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
230. Широкова Г. Многофункциональная система дошкольного образования//Дошкольное воспитание. 1992, № 2. с. 25−31.
231. Широкова Г. Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования Москвы//Дошкольное воспитание. 1997, № 9. с. 14−19.
232. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации/Под ред. A.A. Леонтьева. Выпуск 3. М.: Баласс, 1999. — 288 с.
233. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки//Дошкольное воспитание. 1994, № 1. с. 12−16.
234. Щеглова С., Витяева Н. Социология и дошкольники//Дошкольное воспитание. 1998, № 10. с. 63−65.
235. Эльконин Д. Б. Детская психология.(Развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
236. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 224 с.
237. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
238. Энциклопедический социологический словарь/Общ. ред. Г. В. ОсиповаРАН, Институт соц.-полит. исслед.- Ред.-состав. A.B. Кабыща. М., 1995. -939 с.
239. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. и науч. ред. A.A. Алексеева. -2-е изд. СПб.: Летний сад, 2000. — 416 с.