Исторические аспекты транспортировки высокозастывающей нефти в Западном Казахстане
Цель и задачи работы. Целью данной работы является на основании изу-чеия литературных источников, архивных материалов и производственно-технических документов по развитию транспортировки нефти в Казахстане и применяемых технологий проанализировать транспортировку высокозастывающей нефти в Западном Казахстане, а также определить основные технологии транспортировки высокозастывающей нефти… Читать ещё >
Содержание
- 1. СТАНОВЛЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА
- 1. 1. У истоков казахстанской нефти (1714—1911 гг.)
- 1. 2. Освоение и развитие Урало-Эмбинского района (1911 —1940 гг
- 1. 2. 1. Годы испытаний (1941−1945 гг.)
- 1. 2. 2. Качественно новый этап (1946 — 1960 гг.)
- 1. 3. Рождение нового нефтедобывающего района (1961—2001 гг.)
- 1. 3. 1. Так начиналась большая нефть Мангышлака
- 1. 3. 2. Дальнейшее укрепление сырьевой базы Казахстана
- 2. 1. Зарождение транспортировки нефти в Республике Казахстан (1912−1920 гг.)
- 2. 2. Формирование сети нефтепроводов в Казахстане (1920 — 1990 гг.)
- 2. 3. Эволюция нефтепроводной сети в Республике Казахстан и перспективы ее развития (1990 — 2002 гг.)
- 2. 4. «Горячий» нефтепровод Узень — Атырау —Самара
- 3. 1. Состояние изученности и оценка прогнозных запасов высоковязких нефтей в Западном Казахстане
- 3. 2. Физико-химическая характеристика высоковязких нефтей Западного Казахстана
- 3. 3. Транспортировка высокозастывающей нефти в Западном Казахстане (1968−2001 гг.).,
- 3. 3. 1. Перспективные направления в разработке технологии транспортировки высоковязких и высокозастывающих нефтей
- 3. 3. 2. Проблемы транспортировки высокозастывающей нефти Западного Казахстана
Исторические аспекты транспортировки высокозастывающей нефти в Западном Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Протяженность нефтепроводов Республики Казахстан составляет в настоящее время около 7 тыс. км. Они обеспечивают перекачку 70 млн т нефти. В то же время по объему ее разведанных запасов Казахстан занимает 12-е место в мире (без учета шельфа Каспия), располагая извлекаемыми запасами нефти 2,2 млрд т. Прогнозные ресурсы составляют 13 млрд т «черного золота». Таким образом, имеющаяся сеть нефтепроводов недостаточна для транспортировки возрастающих объемов нефти.
Недостаточно развитая система транспортировки нефти является одним из основных сдерживающих факторов, определяющих состояние переработки нефти Казахстана. Суммарная загруженность перерабатывающих мощностей республики не превышает 60%. Из-за отсутствия возможности подачи нефти западных месторождений на Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы сдерживается внутреннее потребление нефти.
Слабое развитие и несовершенство трубопроводной системы удерживают иностранных инвесторов от участия в рассматриваемых проектах. Решение транспортных проблем нефти позволит определить дальнейшую перспективу ее добычи и всего нефтегазового комплекса Казахстана. Стратегия его развития рассматривает транспортировку нефти как один из факторов, определяющих дальнейшее состояние экономики страны в целом. При формировании единой нефтепроводной системы республики перед специалистами и наукой стоит ряд проблем, связанных не только с географической разорванностью между местами добычи, переработки и потребления, но и с разработкой оптимальных технологий их транспортировки, обусловленных различием физико-химических свойств нефтей месторождений Казахстана. По нефтепроводам республики в основном транспортируются высокозастывающие и высоковязкие нефти месторождений республики. Их физико-химические свойства обусловливают разработку и использование нетрадиционных методов транспортировки углеводородного сырья.
В связи с этим исследование и анализ развития нефтепроводной сети Казахстана, транспортировки высокозастывающей нефти в республике, а также проблем обусловленных ее физико-химическими свойствами является актуальной задачей.
Цель и задачи работы. Целью данной работы является на основании изу-чеия литературных источников, архивных материалов и производственно-технических документов по развитию транспортировки нефти в Казахстане и применяемых технологий проанализировать транспортировку высокозастывающей нефти в Западном Казахстане, а также определить основные технологии транспортировки высокозастывающей нефти, способствующие повышению эффективности эксплуатации нефтепроводов по перекачке таких нефтей.
Задачи исследований: провести анализ формирования и эволюции нефтепроводной сети в Казахстане, установить основные этапы ее развитияпроанализировать транспортировку высокозастывающей нефти по нефтепроводам Западного Казахстана и применяемые технологии ее перекачкисистематизировать проблемы транспортировки высокозастывающей нефти в Западном Казахстане.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в историческом плане рассмотрены формирование и эволюция сети нефтепроводов Казахстана в период 1912;2002 гг.
Впервые рассмотрена и проанализирована связь между развитием технологий транспортировки высокозастывающей нефти и применением их в трубопроводах Западного Казахстана.
Впервые в хронологической последовательности проанализирована транспортировка высокозастывающей нефти на примере крупнейшего в мире «горячего» нефтепровода Узень-Атырау-Самара, а также применяемые технологии ее перекачки.
Впервые систематизированы проблемы транспортировки высокозастывающей нефти в Западном Казахстане и пути их решения.
Практическая значимость.
1. Анализ становления транспортировки нефти в Казахстане позволяет проследить роль совершенствования техники и технологии в ее развитии.
2. Результаты проведенного анализа позволили представить хронику формирования нефтепроводной сети республики, отражающую развитие технического прогресса в нефтяной отрасли, основанного на тесной связи науки и техники.
3. Представленная диаграмма, отражающая в хронологической последовательности транспортировку высокозастывающей нефти по уникальному «горячему» нефтепроводу Узень-Атырау-Самара, а также результаты анализа применяемых технологий ее транспортировки по нефтепроводам Западного Казахстана можут быть использованы при разработке новых энергосберегающих технологий транспортировки, а также при разработке рекомендаций по проектированию нефтепроводов для перекачки высокозастывающей нефти.
4. Анализ исследований, представленный в данной работе, может быть использован при создании трудов, отражающих историю развития техники и технологии транспортировки нефти, а также в качестве музейного экспоната по развитию нефтегазового комплекса.
Практическая значимость заключается также в том, что результаты работы могут быть использованы при чтении дисциплин «Основы нефтегазового дела», «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов» специальности 09.07.00, а также при выполнении дипломных и курсовых проектов и работ.
Апробация и структура работы. Основные положения работы изложены в тезисах докладов, доложенных на III Ассамблее Ассоциации университетов прикаспийских государств (г. Актау, 1998 г.), на Международной научно-методической конференции «Проблемы нефтегазовой отрасли» (г. Уфа, 2000 г.), на II Международной научной конференции «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела» (г. Уфа, 2001 г.), на XXIX Международном конгрессе по истории технологий.
ICOHTEC 2002 (г. Гранада, 2002 г.), на Международной научно-технической конференции «Трубопроводный транспорт сегодня и завтра» (г. Уфа, 2002 г.), на III Международной научной конференции «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела» (г. Уфа, 2003 г.).
Диссертация изложена на 127-и страницах, включая 18 таблиц и 30 рисунков, и состоит из 3-х глав, вывода и списка литературы.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Проведенный анализ архивных и литературных данных позволил обобщить и представить материал, отражающий условия зарождения, становления и развития транспортировки нефти в Казахстане за период с 1912 по 2002 гг.
2. Установлены основные этапы развития транспортировки нефти в Казахстане, отражающие исторические периоды развития техники и республики в целом: первый этап (1912—1920 гг.) — зарождение, в течение которого были построены первые нефтепроводывторой этап (1920 — 1990 гг.) — становление, в течение которого расширялась сеть нефтепроводов, внедрялись передовые технологии, интенсивно развивался трубопроводный транспорт высоковязких высокозастывающих нефтей в республикетретий этап (1990 — 2002 гг.) — современное состояние, отражающий сложившуюся структуру нефтепроводов республики в новых сложившихся условиях (после распада СССР) и перспективные направления ее развития в связи с возможным увеличением объема добычи углеводородного сырья до 100 —150 млн т.
3. Анализ изученности прогнозных запасов высоковязких нефтей показывает, что основные скопления таких нефтей сосредоточены в юго-восточной и южной частях Прикаспийской впадины и в Мангыстауской области. Представленная физико-химическая характеристика нефтей месторождений, имеющих промышленные запасы, показывает перспективность исследований в области разработки технологий транспортировки таких нефтей.
4. В результате изучения транспортировки нефти Западного Казахстана установлено следующее: большинство транспортируемых нефтей обладают уникальными свойствами (содержание меркаптановой серы во фракциях тенгизской нефти составляет до 0,25%, вязкость каражанбаской нефти при 50 °C равна 150 мм2/с, т. е. в 10 раз больше таковой при этой температуре мангышлак-ской нефти, температура застывания парафинистой нефти месторождений Узень, Жетыбай + 28−34 °С);
40,8% общей протяженности нефтепроводов приходится на долю транспортировки высокозастываюгцих и высоковязких нефтейустановлена закономерность увеличения доли низкозастывающего компонента (нефти месторождений Каламкас, Прорва, Тенгиз) в потоке высо-козастывающей.
Анализом технологий, применяемых в Западном Казахстане в трубопроводном транспорте высоковязких и высокозастывающих нефтей выявлено, что нашли применение такие способы перекачки, как «горячая», «условно холодная», с присадками, и в смеси с маловязкими разбавителями.
В наибольшей степени (50% случаев) применяется технология транспортировки с подогревом.
5. Выявлено, что характерной проблемой для всех трубопроводов, используемых для транспортировки высокозастывающей нефти в Западном Казахстане является обеспечение необходимой пропускной способности системы, что обусловлено реологическими свойствами перекачиваемого продукта и климатическими условиями прохождения трассы.
Список литературы
- А.с. 432 274 (СССР). Состав для предотвращения отложений парафина / Р. Ш. Мингареев, В. Е. Губин, А. А. Емков, Г. Н. Позднышев, Д. П. Ворончихина, М. Н. Галлямов // Б. И.— 1974.— № 22.
- Агапкин В. М., Губин В. В. Неустановившийся теплопроводный режим подземного нефтепровода при его заполнении // РНТС. Транспортирование нефти и нефтепродуктов.— М.— 1978.— № 7.— С. 3.
- Агапкин В. М., Кривошеин Б. Л., Юфин В. А. Тепловой и гидравлический расчеты трубопроводов для нефти и нефтепродуктов.— М.: Недра, 1984.— 256 с.
- Айдарбаев А. С., Попов Н. И., Надиров А. Н. Трубопроводный транспорт высоковязких и высокозастывающих нефтей // Нефть и газ.—2000.— № 2.— С. 62.
- Академик Л. С. Лейбензон. Собр. тр. Т. 3. Нефтепромысловая механика.— М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.— 670 с.
- Акжигитов А. Проблемы текучести высокозастывающих нефтей // Нефть и газ.—2000.—№ 1.—С. 121.
- Алексейчик С. Н. Музейные фонды Мангышлаке кого областного исто-рико-краеведческого музея, В. Ф. — 1668/5.
- Андрусов Н. И. Музейные фонды Мангышлакского областного истори-ко-краеведческого музея, В. Ф. — 2398/4.
- Апанович Ю. Г., Байков Н. М., Берлин М. А. и др. Нефть СССР (19 171 987 гг.) / Под ред. В. Н. Динкова.— М.: Недра, 1987.— 384 с.
- Бизнес в зеркале политики // Нефтегазовая вертикаль.— 2002.— № 13.—С. 88−90.
- Василюк К., Кашинец В. Минуя Босфор // Нефтегазовая вертикаль.—2001.—№ П.—С. 108−111.
- Галеев В. Б., Харламенко В. И., Сощенко К. М., Мацкин Л. А. Эксплуатация магистральных нефтепродуктопроводов.— М.: Недра, 1973.— 360 с.
- Губин В. Е., Пелевин Л. А., Позднышев Г. Н., Емков А. А., Ворончихина Д. П. Гидрофилизирующая композиция для предотращения отложений парафина в трубопроводах // Нефтепромысловое дело.— 1975.— № 8.— С. 22.
- Губин В. Е. К аппроксимации уравнения Букингема / В кн.: Транспорт высоковязких нефтей и нефтепродуктов по трубопроводам.— М.: Уфа, 1970.— С. 3.
- Губин В. Е. Слив и налив нефтей и нефтепродуктов.— М.: Недра, 1972.
- Губин В. Е., Губин В. В. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.— М.: Недра, 1982.— 296 с.
- Губин В. Е., Скрипников Ю. В. Неизотермическое течение вязкоплас.тичных нефтей по трубопроводу / В кн.: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.— Уфа, 1972.— С. 40.
- Губин В. Е.(Тонкошкуров Б. А. Расчет гидравлического сопротивления гидропроводов для вязкопластичных нефтей и нефтепродуктов // В кн.: Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов.— Уфа, 1974.— С. 3.
- Двести миллион тонн Мангышлакской нефти. Музейные фонды Ман-гышлакского областного историко-краеведческого музея, В. Ф. —2328/3.
- Дегтярев В. Н. Некоторые вопросы термообработки высокозастываю* щих нефтей // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов,.—1964.—№ 8.—С. 3−7. ¦ 21. Дегтярев В. Н. Термообработка парафинистых нефтей Казахстана //
- Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.— 1964.— № 6.— С. 3 — 6.
- Джантураева Э. Контракты под лупой // Нефтегазовая вертикаль. 2000.—№ 9.—С. 164.
- Джолдасбаева Г. У., Аманиязова Г. Д. Нефтегазовый комплекс Казахстана: проблемы и перспективы // Нефть и газ.— 2001.— № 3.— С. 3.
- Емков А. А. Транспорт высоковязкой нефти с пристенным слоем смачивающей композиции: Дис.. канд. техн. наук.— Уфа, 1982.—164 с.
- Емков А. А., Губин В. Е., Гоник А. А. Применение оксиэтилированного спирта для транспорта высоковязкой и высокопарафинистой нефти по трубопроводам // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.— 1971.—№ 4.—С. 6.
- Емков А. А., Губин В. Е., Гоник А. А. Применение сульфонола НП-3 для ' гидрофилизации внутренней поверхности трубопровода // Транспорти хранение нефти и нефтепродуктов.— 1971.— № 11.— С. 5.
- Еременко Л. Т., Воробьев Н. А. Развитие трубопроводного транспорта ^ в СССР и за рубежом.— М.: Недра, 1989.— 166 с.
- Gill.F/and Russell К. J. Pumpability Fuel Oils. Lnd. End. Chem.— 46 — № 6.— 1954.
- Журнал ежедневного пребывания в Париже государя императора Петра Алексеевича / Русский вестник.— 1841.— Т. 2, № 5.
- Записки Русского географического общества по общей географии.— 1883.— Т. X.— С. 81−82.
- Иванова Г. Б. Экспорт основных товаров области за август 2002 г. // Ман гыстауский еженедельник «Тумба».— 2002.— № 36.— С. 30.
- Иванов В. А.г Прутянова 3. С., Банникова С. В. и др. Современное состояние и тенденция развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов за рубежом.— М.: ВНИИОЭНГ, 1967.
- Исследования реологических свойств нефтей различных месторождений полуострова Бузачи и их смесей с каражанбасской: Заключительный отчет / ИХНиПС- Инв. № 111.— Гурьев, 1977.
- К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 1, 1955 — 568 с.
- Кабылдин К. Казахстанские приоритеты // Нефтегазовая вертикаль.— 2001.—№ 9.—С. 3−7.
- Каспийский баррель // Мангыстауское нефтяное обозрение еженедельника «Деловая жизнь „Мангыстау“».— 2002.— 8—14 ноября.— № 13.—С. 2.
- Касымов Т. Н. Совершенствование технологии сбора и транспорта парафинистых нефтей.— Алматы: Рылым, 2001.— 180 с.
- Камьянов В. Ф., Лебедев А. К. Теоретические предпосылки и перспективы их использования. Озонолиз компонентов нефти.— Томск, 1987.— № 27.— 42 с.
- Кащеев А. А., Саханов А. Н. // Нефтяное хозяйство.— 1926.— № 1.— С. 77−87.
- Кащеев А. А., Саханов А. Н. // Нефтяное хозяйство.— 1926.— № 10.— С. 686−690.
- Ковальчук Т. Н.г Духовой Г. С., Надиров Н. К. и др. Патент 788РК МКИ Б17Д 1/16. Способ подготовки высоковязких и высокозастывающих нефтей к трубопроводному транспорту. / Приоритет 16.08.93 // Б. И.— 1999.—№ 2.
- Котен В. Г. Вопросы трубопроводного транспорта высокозастывающих парафинистых нефтей: Дис.. канд. техн. наук.— 1967.
- Куандыков Б. М. Геологи Прикаспия — Родине.— М.: Недра, 1991.— 92 с.
- Мирзоев М. А. Мангыстау: Голоса столетий.— Алматы: Казахстан., 1994.— 240 с.
- Надиров Н. К. Высоковязкие нефти и природные битумы. В 5-ти т. Т. 1.— Алматы: Былым, 2001.— 360 с.
- Надиров Н. К. Высоковязкие нефти и природные битумы. В 5-ти т. Т. 2.— Алматы: Былым, 2001.— 340 с.
- Надиров Н. К. Высоковязкие нефти и природные битумы. В 5-ти т. Т. 5.— Алматы: Былым, 2001.— 312 с.
- Надиров Н. К. Нефть и газ Казахстана. В 2-х частях. Часть 1.— Алматы: Былым, 1995.—320 с.
- Надиров Н. К. Нефть и газ Казахстана. В 2-х частях. Часть 2.— Алматы: Былым, 1995.— 400 с.
- Надиров Н. К., Браун А. Е., Трохименко М. С. и др. Нефтебитуминозные породы Казахстана: Проблемы и перспективы.— Алма-Ата, 1985.— 376 с.
- Надиров Н. К., Зайкина Р. Ф., Мамонов Т. Б. О перспективах использования озона для повышения эффективности транспортировки и переработки высоковязкого нефтяного сырья // Нефть и газ Казахстана.— 1997.— № 3.— С. 159.
- Надиров. Н.К., Каширский А. И., Хуторной В., Уразгалиев В. У. Новые нефти Казахстана и их использование. Техника и технология нефтепро-водного транспорта.— Алма-Ата: Изд-во «Наука» КазССР, 1983.— 200 с.
- Надиров Н. К., Ковальчук Т. Н. Повышение эффективности трубопроводного транспорта: Тезисы докл. междунар. конфер.— Казань: 1994.— Т. 4.— С. 1227.
- Надиров Н. К., Мусаев Г. А., Лебедев А. К. и др. Нефтяные и кировые асфальтены. 1. Физико-химические характеристики асфальтенов из нефтей и природного битума Западного Казахстана // Изв. АН КазССР. Сер. хим.— 1984.— № 2.— С. 27 31.
- Надиров Н. К., Мамонов Ф. А., Уразгалиев Б. У., Сериков Т. П. Вязкость и прокачиваемость прогнозируемых к перекачке на 2002 — 2010 гг. по магистральному нефтепроводу Кенкияк — Атырау // Нефть и газ.— 2001.—№ 3.—С. 67.
- Надиров Н. К., Тугунов П. И., Брот Р. А., Уразгалиев Б. У. Трубопроводный транспорт вязких нефтей.— Алма-Ата, 1985.— С. 264.
- Нестерова М. П. Химико-механизированная зачистка танков нефтеналивных судов.— М.: Транспорт, 1967.— С. 54.
- Нефтяная энциклопедия Казахстана. Двухтомное научно-познавательное издание на казахском, английском и русском языках. Т. 1. — Астана — Лондон: Казахойл, 1999.— 670 с.
- Новоселов В. В., Тугунов П. И., Забазиев А. И. Теплообмен подземного трубопровода с внешней средой в сложных гидрологических уеловиях — М.: ВНИИЭгазпром, 1992.— 148 с.
- Новые нефти Казахстана и их использование. Нефти Мангышлака.— Алма-Ата: Изд-во «Наука» Казахской ССР, 1981.— 247 с.
- Основные результаты исследований по снижению реологических параметров мангышлакской нефти путем разбавления ее низкозастыва-ющими нефтями прилегающих районов / ИХНиПС- Гурьев.— 1982.— Архив Западного филиала «КазТрансОйл» № 199.
- Отчет «Вопросы трубопроводного транспорта высоковязкой каражан-басской нефти» / ИХНиПС- Гурьев.— 1976. — Архив Западного филиала «КазТрансОйл» № 61.
- Отчет «Исследование реологических свойств товарных смесей буза-чинских нефтей» / ИХНиПС- Гурьев.— 1980.— Архив Западного филиала «КазТрансОйл» № 143.
- Отчет «Уточнение реологических свойств мангышлакских нефтей в связи с изменением их физико-химических характеристик» / ИХНиПС- Гурьев.— 1980.— Архив Западного филиала «КазТрансОйл» № 144.
- Отчет «Экспериментальное исследование действия мощного ультразвука на реологические свойства высокопарафинистой и высокосмолистой нефти» / ИХНиПС- 1972.— Архив Западного филиала «КазТрансОйл» № 5.
- Первый танкер Каспийского параходетва «Джебраил».— Музейные фонды Мангышлакского областного историко-краеведческого музея, В. Ф. — 2326/3.
- Плахута Г. Н., Позднышев Г. Н., Емков А. А. Применение полиэлектролитов акрилового ряда для очистки нефти от хлористых солей / В кн.: Сбор, подготовка и транспорт нефти и воды / Труды ВНИИСПТ-нефть.— Уфа, 1976.— Вып. 17.— С. 38.
- Разумовский С. Д., Зайков Г. Е. Озон и его реакции с органическими соединениями.— М.: Наука, 1974.— 322 с.
- Результаты опытно-промышленных испытаний смачивающих композиций при добыче высокопарафинистой нефти. Губин В. Е., Позднышев Г. Н., Емков А. А., Ворончихина Д. П., Кичко С. М., Хакимъянов
- И. X. // Нефтепромысловое дело.— 1975.— № 4.— С. 22.
- Реологические свойства смесей нефтей Жетыбайского, Каламкасского месторождений // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов.— 1988.—№ 6.— С. 1.
- Савельев А. А. Музейные фонды Мангышлакского областного истори-ко-краеведческого музея, В. Ф. — 1668/21.
- Сухова Т. Технологии нового поколения в переработке // Нефть и газ.— 2002.— № 1.— С. 130.
- Тугунов П. И. Неустановившиеся режимы работы «горячих» магистральных трубопроводов.— М.: Изд-во ВНИИОЭНГ, 1971.
- Тугунов П. И., Новоселов В. Ф. Транспортирование вязких нефтей и нефтепродуктов по трубопроводам.— М.: Недра, 1973.— 88 с.
- Тлепов С. Т. Страницы истории Мангышлака.— Алма-Ата: Казахстан, 1980.— 167 с.
- Уразгалиев Б. У., Акжигитов А. Ш., Каширский А. И., Хуторной В. В. Реологические свойства высокозастывающих смесей Жетыбайского и Каламкасского месторождений // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов— 1983 — № 2.— С. 2.
- Уразгалиев Б. У., Ни Е. А., Горяев М. И., Шманов Н. Н. О прокачиваемо-сти высоковязкой кенкиякской нефти в смеси с эмбинскими по нефтепроводу Каспий — Орск / В кн.: Проблемы нефтехимии Мангышлака.— Алма-Ата: Изд-во «Наука» КазССР, 1971.— С. 83.
- Уразгалиев Б. У., Ни Е. А., Кочкин Б. Г., Морунова М. А., Рязанцева Е. И. О твердых парафинах мангышлакской нефти / В кн.: Нефти и газы Мангышлака и их химические превращения.— Алма-Ата, 1973.— С. 3.
- Хуснутдинов М. X. Освоение нового нефтяного района // Строительство трубопроводов.— 1980.— № 3.— С. 2.
- Щербина Б. Е., Боксерман Ю. И., Динков В. А., Патон Б. Е. и др. Отечественный трубопроводный транспорт.— М.: Недра. 1981.— 271 с.
- Экспедиция Андрусова Н. И. на Мангышлаке в 1907 г. Музейные фонды Мангышлакского областного историко-краеведческого музея, В. Ф. — 2398/8.