Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама
![Диссертация: Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама](https://niscu.ru/work/3203181/cover.png)
В статье Ислам в России / Религии народов современной России: Словарь — M.: Республика, 1999. С. 122 находим цифру от 15 до 20 млн. мусульман. 20 млн. насчитывает Малашенко А. В. в книге Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский центр Карнеги, — М.:Гендальф, 2001. С. 16. По мнению «Независимой газеты» их 8 млн. См.: Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА О ПОЛИТИКЕ, ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. 1. Политико-юридические коллизии шариата и российского права
- 1. 2. Государственно — правовые коллизии российских законов и законов шариата
- Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ИСЛАМА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАНИНА И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ
- 2. 1. Особенности исламского понимания прав человека и его соответствие российскому праву
- 2. 2. Шариатские основы права человека на социальное обеспечение и проблема их реализации на территории России
- 2. 3. Проблемные аспекты реализации российскими мусульманами конституционных обязанностей гражданина
Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Ислам сегодня становится объектом пристального внимания политиков, правоведов, ученых различных направлений науки, представителей силовых структур, деятелей культуры и искусства — всех, кто волей или неволей, прямо или косвенно вовлечен во взаимодействие с мусульманами, их политическими, общественными, религиозными организациями, объединениями и движениями.
Ислам исповедуют более 1 миллиарда человек, его носители ^ составляют большинство или значительную часть граждан в 45 странах мира1.
В Российскую Федерацию входят субъекты, коренное население которых традиционно исповедуют ислам — это Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Хакасия, Чечня. Мусульманами называют себя представители более чем сорока народов России. Мнение об общем количестве мусульман в Российской Федерации Ь значительно разнятся2. По подсчетам экспертов численность традиционно исповедующих ислам, в России составляет примерно 20 млн. человек. Современная демографическая ситуация складывается так, что в ближайшие десятилетия процентное соотношение жителей России по этноконфессиональному признаку будет иметь тенденцию к значительному увеличению численности мусульман.
Нет никакого сомнения, что ислам в нашей стране переживает период своего возрождения. Этот процесс происходит в ситуации ft.
1 Islam / A Dictionary Sociology. Edited by G. Marshall/ - Oxford New York. Oxford university Press/ 1998. Р.ЗЗО.
2 В статье Ислам в России / Религии народов современной России: Словарь — M.: Республика, 1999. С. 122 находим цифру от 15 до 20 млн. мусульман. 20 млн. насчитывает Малашенко А. В. в книге Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский центр Карнеги, — М.:Гендальф, 2001. С. 16. По мнению «Независимой газеты» их 8 млн. См.: Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12, 28 июня 2001. С. 12. 3 самых разнообразных противоречий и конфликтов внутри России, а также в обстоятельствах радикального изменения геополитической ситуации конца двадцатого — начала двадцать первого века и кардинального изменения положения и роли российского государства и исламских стран в мире. В этой связи нужно быть готовым к различным ситуациям конфликтного характера, уже возникающим и могущим значительно усилиться в результате усилия исламского фактора.
В этих обстоятельствах для России, как государства с полиэтничным и поликонфессиональным составом, важнейшей задачей становится создание условий для мирного сожительства различных этноконфессиональных общностей. Жизнь в одном государстве требует от различных больших социальных групп, с одной стороны, выработки единых правил, с другой стороны, сохранения своей этноконфессиональной самобытности. Возникает проблема совмещения правил и норм общего масштаба с внутриконфессиональными или внутригрупповыми правилами и нормами, к которым следует отнести и нормы мусульманского права, нормы шариата.
Проблема усложняется тем, что мусульмане России, как и все мусульмане в мире, обязаны выполнять нормативные требования своей религии — «законы шариата». Но по отношению к национальной правовой системе Российской Федерации, шариат представляет собой внешнюю правовую систему традиционно-религиозного права. В связи с этим юридические нормы шариата не являются таковыми с точки зрения позитивного права Российской Федерации, если они каким-либо законным образом не введены в него3.
3 Например, некоторые субъекты Российской Федерации на законодательном уровне объявили праздничными днями даты празднования Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.
Но для мусульманина Коран и Сунна, является действующими нормативными актами, точнее источниками права, поэтому юридические нормы шариата являются для него действующими нормами. Фактически мусульманин в нашей стране поставлен в ситуацию юридического конфликта, коллизии законов: законов Российской Федерации и «законов шариата». В данной работе под конфликтом мы будем понимать противоречие друг другу (столкновение) именно законов Российской Федерации и «законов шариата».
Налицо противоречие и еще одна научно-практическая проблема, которая требует своего решения. В связи с этим возникает настоятельная потребность проанализировать социально-правовое учение ислама, его источники и выявить, действительно ли они содержат идеи и нормы, порождающие существование представлений и практик, противоречащих российским законам.
Основные направления исследования предполагается осуществить на основе анализа социальной доктрины ислама, которая представляет собой учение ислама, посредством которого мусульмане объясняют общественную жизнь в ее многообразных проявлениях: экономики, политики и власти, проблем прав и свобод человека, брака и семьи, науки, культуры, образования и права, многих других4.
Основной акцент будет сделан на исследовании документа «Основные положения социальной программы российских мусульман"5, в котором представлена современная конкретизация социального учения мусульман именно российскими последователями ислама. Документ, разработан Советом муфтиев.
4 Ахмедов С. Социальная доктрина ислама. — Махачкала, Издательство ДГУ, 1982; Нуруллаев А. А. Социальная доктрина мусульман / Религии народов современной России: Словарь. — М.: Республика, 1999.
5 Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001.
России, излагает базовые положения ислама в сфере взаимоотношения мусульман с обществом и светским государством, разъясняет их современные позиции по особо значимым социальным проблемам российского общества, а также устанавливает ряд руководящих принципов, необходимых в деятельности мусульманских религиозных организаций6. Государственно-правовой анализ положений этого документа избран потому, что он представляет собой современный этап в осмыслении российскими мусульманами своего места в системе современных социальных институтов, в том числе института государства и права.
Внимательное и непредвзятое исследование правовых источников шариата, исторический и современный опыт реализации норм шариата в различных странах мира, говорит о том, что в «Основных положениях социальной программы российских мусульман», сознательно или бессознательно для ее авторов, существуют пробелы, а может быть умолчания, о тех доктринальных положениях шариата и его нормах, которые противоречат и вступают в конфликт с доктринальными положениями и нормами правовой системы Российской Федерации. Эта проблема и станет центральной в нашей работе7.
Степень разработанности проблемы. Заявленная тема является новым направлением в научном исследовании бытия ислама в России.
6 Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С.З.
7 При этом нам известно, что некоторые западные авторы, как замечает М. Н. Марченко, предрекают, что развитие современных правовых систем будет подвержено исламизации. В российской юридической литературе также существует мнение (Л.Р. Сюкияйнена и др.) о том, что некоторые положения шариата как мусульманского права, особенно принципы и нормы, регулирующие мирские взаимоотношения, могут быть совмещены с иными правовыми системами, включая правовую систему Российской Федерации. Эта проблема существует в действительности, как и соответствующий аспект исследования. В контексте темы нашего исследования этот вопрос остается за пределами нашего анализа.
Тем не менее, многие общие вопросы учения мусульман по вопросам государства, политики, права, социальным проблемам, затрагивались в классических трудах Аль-Газали, J1. Бернарда, Г. Э. Грюнебаума, Идрис Шаха, А. Массе, А. Мюллера, Ф. Розеунтала, С. А. Маудуди и др. и оказались полезными для понимания нашей проблемы.
Важный вклад в изучение отдельных положений социального учения ислама внесли отечественные дореволюционные ученые Н. Торнау, Н. Ф. Грабовский, А. Ф. Кистяковский, М. М. Ковалевский, A.M. Ладыженский. Многое для понимания политического и правового аспекта социального учения ислама сделали переводчики на русский язык и комментаторы Корана: И. Ю. Крачковский, М. -Н. Н. Османов, Маулан Мухаммад Али и др.
Отдельные государственно-правовые аспекты шариата, его социальной доктрины, также оказавшимися полезными для нашего исследования, рассматривались советскими и современными российскими учеными. Наиболее известны труды по социальному учению мусульман Керимова Г. М. Сюкияйненом Л. Р. поставлен вопрос о включении отдельных положений шариата в правовую систему Российской Федерации. Л. Р Ахмадулиным В., Мельковым С. рассмотрена история государственно-исламских отношений в России. Першиц А. И. затронул проблемы исламской нормативной этнографии. В работе над диссертацией пригодилось знакомство с трудами Гордон-Полонской Л. Р., А. И. Смирновой, А. Х. Саидова. Бабич И. Л. и других.
В существующей литературе, затрагивающей вопросы социального учения ислама, его государственно-правовые и политико-правовые проблемы отсутствуют работы, посвященные политико-юридическим и государственно-правовым конфликтам двух нормативно-правовых систем — институтам права Российской Федерации и шариата.
Объектом исследования выступает социально-правовая доктрина российских мусульман и возможный процесс ее реализации в условиях политико-правового пространства России.
Предметом исследования стали государственно-правовые и политико-юридические конфликты (коллизии) институтов и норм российского права и шариата.
Цель исследованиявыявить существующие и возможные концептуальные противоречия и конфликты идей и институтов государства и права, норм российского права и шариата в процессах реализации нормативной составляющей социально-правовой доктрины ислама российскими мусульманами.
Для этого автору предстоит решить следующие задачи:
1. Выявить концептуальные политико-юридические коллизии шариата и российского права.
2. Рассмотреть противоречия государственно-правовых доктрин шариата и российского права.
3. Проанализировать возможные юридические коллизии при реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации гражданами, исповедующими ислам.
4. Выявить возможные правовые конфликты шариата и российского законодательства при реализации права мусульман на социальное обеспечение.
Методологические основания работы. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и частнонаучные правовые методы: сравнительное правоведение, неофициальное толкование, конкретизация и другие.
Новизна исследования.
1. Впервые в юридической науке сделан анализ политико-правового аспекта социальной доктрины ислама в изложении российских мусульман и выявлены ее противоречия российскому праву.
2. Рассмотрена государственно-правовая доктрина ислама и возможные правовые коллизии в случае ее реализации в Российской Федерации.
3. Выявлены правовые противоречия и конфликты в случае реализации мусульманского понимания основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в правовом поле России.
4. Проанализировано шариатское понимание решения социальных проблем и возможные юридические конфликты при его реализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные концептуальные положения политико-юридической доктрины ислама противоречат правовым принципам, на которых построена государственная власть в Российской Федерации. В отличие от шариата источником власти в Российской Федерации является народ, который сам или через своих представителей создает законы, в шариате законы дает Бог через своих посланников. Шариатская доктрина, провозглашает принцип неотделимости ислама от политики, что противоречит принципу светскости государственной власти в России. Шариат предписывает, запрет на существование законодательной ветви власти, что также противоречит Конституции Российской Федерации.
2. Государственно-правовая доктрина шариата имеют в своем составе такие элементы, которые абсолютно противоречат государственно-правовой теории, на которой построена государственно-правовая система Российской Федерации. К ним относятся: непризнание конституционного принципа отделения церкви от государстватребование о тотальном проникновении норм шариата во все сферы жизни мусульманнормативное предписание шариата — джихад — к распространению ислама на все человечествоустановление превосходства правового статуса мусульман и мусульманских организаций над последователями других религий и другими социальными организациями и др.
3. Реализация мусульманского права в сфере основных прав и свобод человека в условиях России приведет к нарушению принципа равенства граждан и соответственно юридическому конфликту: по религиозному признаку, шариат запрещает существование в исламском обществе политеистических и атеистических убежденийустанавливает повышенные ставки налогов и сборов для иудеев, христиан и др. в сравнении с мусульманамипо половому признаку: в отличие от российского законодательства жена мусульманина не имеет права свободно выбрать род занятий, место пребывания и жительствамужчина имеет право иметь четыре жены, женщина только одного мужа и др.;
4. Реализация некоторых конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации таких, как защита отечества (ст.59) в обстоятельствах, например, войны России с мусульманамиили обязанности заботиться о соблюдении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.З ст.44), в ситуации, когда конкретное наследие или памятники запрещены шариатом, например, любые изображения человека в натуральную величину, вступает в противоречие с обязанностями мусульманина, зафиксированными нормами шариата, и ставит его в ситуацию юридического конфликта с государством и обществом.
5. Часть шариатских положений о праве на социальное обеспечение — садаке (закяте) — не противоречит российскому законодательству о благотворительности. Напротив, такие цели садаки и благополучатели как социальная поддержка людей, «чьи сердца склоняются к Истине» (т.е. граждан России, которые склонны принять ислам) — «расходы на войско» мусульман- «дело Аллаха» (т.е. помощь тем, кто занят распространением ислама, миссионерам) оказываются в правовом конфликте с российским законом в том случае, если они не попадают в перечень благополучателей в соответствии со ст. 2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть использованы:
— при дальнейшем изучении правовых аспектов социального учения мусульман, его государственно-правовой составляющей и практики их реализации в Российской Федерации или других странах.
— В законотворческой работе, особенно, в субъектах Федерации, в которых значительная часть населения традиционно исповедуют ислам.
— В судебной практике, при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы.
— Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в двух публикациях автора.
Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава содержит два параграфа, вторая — три параграфа, заключения, списка законодательных актов, библиографического списка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный анализ показывает, что при реализации нормативных требований содержащихся в нормах права Российской Федерации и шариате мусульмане России часто поставлены в ситуацию выбора: требования какой правовой системы воплощать в своем поведении, в своей практической деятельности по осуществлению своих прав и выполнению юридических обязанностей.
В сфере осуществления, или использования прав и правомочий Российские мусульмане в качестве юридических и физических лиц могут реализовывать все представляемые российским законодательством возможности, включая право на свободу совести и вероисповедания, создание религиозных объединений, право иметь в собственности имущество религиозного назначения, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Кроме реализации возможностей своих прав мусульмане в качестве юридических и физических лиц могут реализовать свои правомочия, действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными внутренними установлениями, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно могут осуществлять свои функции.
При реализации такой формы как осуществление (использование) права мусульмане находятся в наиболее благоприятной и бесконфликтной ситуации для своих религиозно-нормативных убеждений и представлений. Речь идет о том, что в соответствии с общепринятым пониманием использование.
130 гражданином своих субъективных прав является его добровольным решением. Иными словами, мусульманина гражданина Российской Федерации никто не может принудить использовать те права, которые предоставляются ему в соответствии с российским законодательством. Любое право, предоставленное Российским законодательством, но непредусмотренное или противоречащее шариату, может быть просто не использовано мусульманином. Сюда могут быть отнесено множество запрещающих предписаний шариата в быту, в семье, в одежде, поведении и другое.
Иная ситуация складывается при такой форме реализации права как исполнение, представляющая собой реализацию гражданином России обязывающих норм, в том числе и мусульманина по вероисповеданию, например, при исполнении конституционных обязанностей.
Такие обязанности как платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), скорее всего не противоречит шариату.
Но реализация таких обязанностей как соблюдение законов Российской Федерации (п. 2 ст. 15) — как забота о соблюдении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.Зет.44) — защита отечества (ст.59) в определенных обстоятельствах может вступить в противоречие с нормами шариата и поставить мусульманина в ситуацию, по крайней мере, внутреннего нормативного конфликта.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод:
Мировоззренческие основы социального учения мусульман о государстве и праве и политико-юридического учения, отраженные в религиозно-философских идеях ислама и возникшие под влиянием развития материального и духовного бытия и знаний мусульман,.
131 сформировали вполне определенное видение государственно-правовых и политико-юридических явлений, институтов и учреждений. Попытка реализовать это учение в условиях современной многонациональной и многоконфессиональной России с ее также вполне определенным видением этих явлений, институтов и учреждений приводят (или приведет) к политико-правовым конфликтам и юридическим коллизиям по этому поводу, как это случилось в Чечне и горных селениях Дагестана.
Опыт российских мусульман, адаптировать социальное учение ислама, шариатскую доктрину о государстве и праве и его политико-юридическое учение к современным политико-правовым реалиям России, как он представлен в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» и документах «Общественно-политической общественной организации «Исламская партия России», свидетельствует не только возможных юридических коллизиях исламских правовых идей, принципов и норм российскому праву, но и о том, что в отдельных своих положениях эта доктрина вступает в противоречие с соответствующей шариатской доктриной и неизбежно породит противоречивые процессы и конфликты уже в среде самих мусульман и не только в России, но и с зарубежными мусульманами, как это произошло в случаях с конфликтами последователей ваххабизма и традиционного ислама на Северном Кавказе и других регионах Российской Федерации.
В целом непродуманная реализация в современной России социального учения мусульман в его государственно-правовом и политико-юридическом аспекте шариата способна спровоцировать конфликт больших социальных групп на основе их отношения к исламу. Поэтому эта проблема требует своего дальнейшего тщательного изучения.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР Принята Верховным Советом Российской Федерации 12 июня 1990 г.
О свободе совести и о религиозных объединениях Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 26 марта 2000 г. № 45-ФЗ).
Об общественных объединениях Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №Ф"-Ф3 (в ред. ФЗ от 17.05.97 № 78-ФЗ, от 19.07.98 г. № 112-ФЗ.
О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. ФЗ от 26.11.98 № 174-ФЗ, от 08.07.99 № 140-ФЗ.
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3.
Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР Утвержден ВС РСФСР от 27 октября 1960 (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Земельный Кодекс.
О средствах массовой информации Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124−1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об информации, информатизации и защите информации Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.
Об образовании Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3666−1 (в ред. ФЗ от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, от16.11.97г. № 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998 г.№ 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2000 г.№ 1ОЗ-ФЗ.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.№ 3612−1 (в ред. ФЗ от 20.07.2000 г. № 115-ФЗ.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487−1 (в ред. ФЗ от 02.03.98 г. № 30-Ф3, от 20.12.99 г.№ 214-ФЗ).
О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.
О судоустройстве РСФСР Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 (с последующими изменениями).
О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон 17 января 1992 г. № 2202−1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.99.г. № 226-ФЗ, от 7.11.2000г. № 135-Ф3).
О внешней разведке Федеральный закон 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (в ред ФЗ от 7.11.2000г.№ 135-Ф3).
О статусе военнослужащих Федеральный закон от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Об основах государственной службы Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.02.1999 г. № 35-Ф3, 07.11.2000 г.№ 135-Ф3).
О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Федеральный закон 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ (вред. ФЗ от 21.07.98 г. № 117-ФЗ).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской федерации Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.99 № 55-ФЗ).
О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ).
О налоге на прибыль предприятий и организаций Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116−1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Земельный Кодекс Российской Федерации.
О плате за землю Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738−1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Обращение исламской партии к гражданам России / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, № 1 (4), 2002 г.
Политическая программа общероссийской политической общественной организации «Исламская партия России» / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, № 1 (4), 2002 г.
Устав общероссийской политической общественной организации «Исламская партия России» / Наследие Общественно-политическая и духовно-просветительская газета, № 1 (4), 2002 г.
Международные документы.
Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 г.- вступил в силу с 3 января 1976 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, вступил в силу 23 марта 1976 г.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН от 25 ноября 1981 г.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Хельсинки Подписан 1 августа 1975 г. представителями 23 государств, включая СССР, Канаду и США.
Список литературы
- Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1973.
- Али Аль-Тауни Общее представление об исламе / пер. А.-У. Мадуар/ ред. Т.Лахам. Майком, Исламский центр, 2001. -209с.
- Аль- Фазаун Салех бин Фаузан Дружба и непричастность в исламе / Перв. с арабского Н. И. Наджмутдинова. Б. Шарг-Гарб (саудовская Аравия)/ Баку. Изд. «Абилов, Зейналов и сыновья». 1996. -36 с.
- Аляутдинов Ш. Фетвы (богословско-правовые заключения) / Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенствую Изд. 2 М.:Фонд «Мир образования». 2001 -480с.
- Асадов А.И. Об источниках мусульманского права. Баку: УЗ Азербайджанского госуниверситета им. Кирова, 1968. (Серия 2 «Юридические науки).
- Ас-Суйати Джалал ад-Дин Совершенствование в коранических науках. Выпуск 1: Учение о толковании Корана. М.: ИД «Муравей», 2000. -240 с.
- Атеизм в СССР: становление и развитие/Ред А. Ф. Окулов. -М.: Мысль, 1986. -238с.
- Ахмадулин В., Мельников С. Государственно-исламские отношения в России. -М., 2000. -96с.
- Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. -М.-1982
- Ацамба Ф.М., Кирилина С. А. Мусульманское право / Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И. Н. Яблокова М.- Высшая школа, 1998. -480с.
- Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северном Кавказе / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -2000. -№ 131. -34с.
- Бадиуззаман Сайд Нурси Путеводитель для женщины. Пер. с турецкого: М. Ш. Абдуллаева. М.: «Нуру -Бади», 2000. — 141с.
- Быть мусульманином / Фарид Исак Пер. с анг. Лебедевой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002- 252с.
- Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994
- Вагабов М.В., Вагабов Н. М. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.
- Взгляд на ислам С. Первомайское, Дагестан, Изд. «Сатланда», 1991.-44с.
- Гайхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. — М., 1927.
- Гарданов В.К. Памятники обычного права в Дагестане. -М.: 1965.
- Горшков Н., Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в российской истории и историографии / Ислам в Евразии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516с.
- Добаев И.П. Политический радикализм в современном исламе (на материалах Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа) /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону. 2000. -26с.
- Еремеев Д.И. Ислам: образ жизни и стиль мышления. -М.:1990.
- Изречения пророка Мухаммада (Хадиссы). Составитель -Б. Аджаматов Махачкала: СКЦ «Азан», 1999. — 72 с.
- Иордан М.В., Кузеев Р. Г., Червонная С. М. Ислам в Евразии М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516с.
- Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. -420с.
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. -М., 1998.
- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 2. -М., 1999
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1995.
- Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. -М., 1985
- Казем-бек М. Введение к курсу мусульманского законоведения / М. Казем-Бек. Избранные произведения. Баку, 1985
- Караулов Н.А. Основы мусульманского права. -Ставрополь, 1991.
- Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман. М, 1999
- Керимов Г. Н. Ислам и его социальная сущность. М., 1978. -224 с.
- Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. — 270 с.
- Конфликт, диалог, сотрудничество: Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. / Под ред. И. Г. Звягельской и В. В. Наумкина. -М., 1999.- № 1 (сент.-нояб.).-176 с.
- Концепция формирования культуры межнационального общения. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, НИИ Кавказа, 2002. — 15с.
- Коран. Пер. И. Ю. Крачковского Ростов-на-Дону, 1990.443с.
- Крутье А.А. Гарем: Царство под чадрой / Пер. с анг. В. Симакова. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 252 с.
- Крылова З.Г. Имущественные права супругов в условиях перехода к рыночным отношениям //Государство и право. 1992. № 7.
- Куинн Ф. Права человека и ты. Основные документы ООН, документы ОБСЕ и документы Совета Европы о правах человека. Руководство для стран бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Варшава, 1997.-286 с.
- Кулажников М.Н. Право, традиции, обычаи Ростов-на-Дону, 1972.
- Кулишин Н.Д. Мир политического и надполитического в представлениях иранских лидеров. На основе анализа текстов имама Хомейни и президента Хатами Полис Политические исследования, № 5 2002.
- Лившиц Г. М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20−30-е годы. -М.:Наука и техника, 1985. -215 с.
- Магомедов М.А., Гаджиев М. М. Шариат и его распространение в Дагестане. М., 1996
- Максуд Р. Ислам / Пер. с анг. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс, 1999. -304 с.
- Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. -М., 1998. -222 с.
- Мамедова Исламская экономика и глобализация (на примере Ирана) / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001.-420 с.
- Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.:Проспект, 2001. -760 с.
- Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., Издательство «Зеркало», 2001. -560 с.
- Мауди А.А. Основы ислама /Перв. И. М. Шейха. -М. Сатланда, 1993.-128 с.
- Маудуди А.А. Ислам сегодня. -М., Сатланда. 1992.-38 с.
- Маудуди С.А. Права человека в исламе / Пер. с анг. Г. Вахитова Казань: издательство «Иман», 1995. — 36 с.
- Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире//Семья в России. -1995. № 3−4.141
- Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. -М.:Изд. РАГС. 1998. -306 с.
- Мустафаев М.Б., Мустафаева М. Г. Мусульманское право. -Махачкала, Издательство «ГСА», 2001. С. 117.
- Мусульманское право. Шариат и суд.-Ташкент, 1911−1912, тт.1−3.
- Мухамад Джамил зину Исламские наставления по исправлению личности и общества / Пер. с араб. Наджмутдиова Н. И. / Б., Шарг-Гарб (Саудовская Аравия), 1996 Баку, «Изд."Абилов, Зейналов и сыновья, 1996. -121 с.
- Мухаммад Содик, Мухамад Юсуф Тафсири Хилол (Комментарий Корана), 30, Пораси «Амма» / Пер. на русс. Т. Ш. Шокиров Ташкент, Мовароуннахр», 1993. -142с.
- Наука о Кавказе: проблемы и песпективы. Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27−28 августа 1999) / Под ред Игнатова В. Г. Ростов-на-Дону, Изд. СКАГР, 2000. -208с.
- Нечаева A.M. Семейное право: проблемы м перспективы развития//Государство и право. -1999, -№ 3, -с.72
- Никах. Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по Шириату Киев: «Аль-Иршад», 1994. — 25 с.
- Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. Вып. 1. О собственности. СПб, 1886.
- Нурси Б.С. Путеводитель для женщин/ Пер. с турецкого М. Ш. Абдуллаева М.: Культурно-образовательный фонд «Нуру-Бади». 2000. -141с.
- Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. -Ярославль: Диа-пресс, 2001. -43 с.
- Полонская JI.P. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития? / Азия и Африка сегодня. -1994, № 11.
- Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. -М., 1994. -246с.
- Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека / Д. Гамиен. Совет Европы. Служба публикаций. 1994. -136 с.
- Религия и политика в современной России / Ро. Акад. Гос. Службы.-М., 1997. -84с.
- Религия, свобода совести, государственно-церковные отношение в России. М.:Изд. РАГС, 1997. -472
- Роль мусульманских организаций в решении социальных проблем: Материалы Третьего всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман (Москва, 28 июня-2 июля 2000 г.)-М., 2000.-120с.
- Рябов М.В. Ислам как атрибут социума / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. -420с.
- Садагдар М.И. Основы мусульманского права М., 1968.
- Саидбаев Т.С. Ислам и общество. -М., 1978. -256с.
- Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т. 19. Иран, Исфахан:143
- Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 1999. -392с.
- Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т.20. Иран, Исфахан: Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 2000. — 392с.
- Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации. Документы и материалы. М.: «Олимп». 1998.-144с.
- Священный Коран. Двуязычное издание (переработанное) /Подготовил Маулана Мухаммад Али (автор перевода с арабского языка на английский, вступительной статьи и комментариев. Пер. на русс. А. Седелкин. США, 1997. — 1312
- Семейное законодательство / Под ред. С. А. Подзорова -М.:С30 Экзамен, 2001. -544с.
- Сравнительный метод в юридических науках. -М., Юридические науки. 1973.
- Стрегло В.Е., Новик B.J1. Правовые основания семьи и брака // Семья в современном мире (социология и психология семейной жизни) — Учебное пособие Ростов н/Д, 2000. Т.1. -с.92
- Сюкияйнен JI.P. Арабско-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли, 1 том. М., 1999
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско правовая культура и ее актуальность для России // Ислам и мусульмане в России. Сб.ст. -М., 1999
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986
- Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
- Сюкияйнен Jl.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. -М.: Ин-т государства и права АН РФ, 1997. -с.48
- Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения СПб. 1850. — 428.
- Торнау Н.Е. Мусульманское право. -М., 1850
- Туманов В. А. О развитии сравнительного правоведения // Советское государство и право, № 11, 1981.
- Угроза ислама или угроза исламу? М.: Арктогея — центр.2001.
- Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов Турции / Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт», 2001. 420 с.
- Хидая (комментарии мусульманского права). Ташкент, 1893.
- Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты) М., 1984
- Шарль Р. Мусульманское право. -М., 1959
- Юнусова А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России / Ислам в Евразии. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -516 с.
- Юридическая энциклопедия. М., 1997.