Улучшение экономических и экологических характеристик дизеля совершенствованием элементов внутрицилиндрового пространства сжатия
Факторами, сдерживаюш, ими повышение топливной экономичности и снижена вредных выбросов ОГ при форсировании дизеля наддувом, являются увели-енный пассивный объем внутрицилиндрового пространства сжатия и ограни-енная турбулизирующая функция элементов камеры сгорания. Увеличенный ассивный объем пространства сжатия снижает эффективность использования оздуха в процессах смесеобразования и сгорания… Читать ещё >
Содержание
- Основные обозначения
- 1. Проблемы совершенствования рабочего цикла дизеля с объемно-пленочным способом смесеобразования и сгорания и наддувом
- 1. 1. Особенности процессов рабочего цикла дизеля с полуразделенной камерой сгорания при форсировании наддувом
- 12. Смесеобразование, самовоспламенение и выгорание топлива при изменении элементов внутрицилиндрового пространства сжатия
- 13. Влияние элементов внутрицилиндрового пространства сжатия на топливную экономичность и выбросы вредных веществ отработавшими газами дизеля
- 1. 4. Цель и задачи исследования
- 2. Оценка математическим моделированием показателей рабочего цикла и теплового состояния деталей дизеля при изменении пассивного объема пространства сжатия и элементов камеры сгорания
- 2. 1. Особенности математического моделирования рабочего цикла, температур поршня и распылителя топливной форсунки дизеля
- 2. 2. Влияние пассивного объема пространства сжатия на топливную экономичность дизеля с наддувом
- 2. 3. Экономические показатели рабочего цикла дизеля с наддувом при изменении элементов камеры сгорания
- 2. 4. Температуры поршня и распылителя при изменении пассивного объема пространства сжатия и элементов камеры сгорания дизеля
- 3. Методика исследования, экспериментальная установка, измерительная и регистрирующая аппаратура
- 3. 1. Объект исследования и опытные детали дизеля
- 3. 2. Методика экспериментального исследования
- 3. 3. Экспериментальная установка и измерительная аппаратура
- 3. 4. Определение и оценка погрешности измерений основных показателей работы дизеля
- 4. Безмоторное физическое моделирование процессов движения воздуха и впрыскивания топлива в камере сгорания дизеля
- 4. 1. Особенности движения воздуха в цилиндре и камере сгорания исследуемого дизеля
- 4. 2. Влияние элементов камеры сгорания дизеля на развитие топливного факела при впрыскивании и характер движения воздуха
- 5. Экспериментальная оценка эффективности совершенствования элементов внутрицилиндрового пространства сжатия в дизеле
- 5. 1. Топливная экономичность и экологические показатели дизеля при минимизации пассивного объема пространства сжатия в цилиндре
- 5. 2. Топливная экономичность и экологические показатели дизеля при совершенствовании элементов камеры сгорания
- 5. 3. Оценка эффективности комплексного совершенствования элементов пассивного объема и камеры сгорания в пространстве сжатия дизеля
Улучшение экономических и экологических характеристик дизеля совершенствованием элементов внутрицилиндрового пространства сжатия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Повышение топливной экономичности и снижение выбросов вредных веш, еств отработавшими газами (ОГ), определяемые резервами овершенствования рабочего цикла и его процессов, являются одними из основ-[ых направлений развития дизелестроения. Резервом совершенствования процес-ов смесеобразования и сгорания топлива является повышение эффективности [спользования воздуха, аккумулированного пространством сжатия в дизеле.
Факторами, сдерживаюш, ими повышение топливной экономичности и снижена вредных выбросов ОГ при форсировании дизеля наддувом, являются увели-енный пассивный объем внутрицилиндрового пространства сжатия и ограни-енная турбулизирующая функция элементов камеры сгорания. Увеличенный ассивный объем пространства сжатия снижает эффективность использования оздуха в процессах смесеобразования и сгорания топлива. Упрощенная форма лементов камеры сгорания ограничивает возможности турбулизации топливных труп в объеме и пленки на ее стенке и, как следствие, снижает эффективность аспределения топлива и смешения его с воздухом.
В этой связи тема диссертационной работы, посвященная повышению топ-ивной экономичности и снижению выбросов вредных веществ ОГ совершенст-ованием элементов внутрицилиндрового пространства сжатия в дизеле, актуаль-а.
Цель работы. Повышение топливной экономичности и снижение выбросов редных веществ отработавшими газами дизеля с наддувом и полуразделенной амерой сгорания.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью сформулирова-ы и решены следующие задачи:
1. Обоснование совершенствования элементов внутрицилиндрового про-гранства сжатия как средства снижения расхода топлива и выбросов вредных еществ отработавшими газами дизеля с наддувом;
2. Оценка математическим моделированием показателей рабочего цикла и емпературы деталей дизеля при изменении пассивного объема пространства жатия и элементов камеры сгорания;
3. Минимизация пассивного объема пространства сжатия профилированием, нища поршня и фаски подклапанных выточек головки цилиндров, уменьшением адпоршневого зазора и окна прокладки газового стыка, а также изменением рас-оложения верхнего компрессионного кольца на образующей поршня;
4. Совершенствование полуразделенной камеры сгорания созданием полости головке цилиндров и турбулизирующего выступа на наклонной стенке;
5. Экспериментальная оценка эффективности изменения пассивного объема ространства сжатия и элементов камеры сгорания в повышении топливной эко-омичности и снижении выбросов вредных веществ ОГ дизеля.
Методы исследования. Теоретическое обоснование показателей дизеля, ус-овий теплообмена поршня и распылителя выполнены математическим модели-ованием рабочего цикла и температурного состояния в программных комплек-ах SYNG и TEDA. Эффективность модернизации элементов пространства сжа-ия оценена экспериментально на безмоторных и моторных установках.
Объект и предмет исследования. Элементы внутрицилиндрового простран-гва сжатия тракторного дизеля Д-160 с наддувом и полуразделенной камерой горания в поршне производства ОАО «ЧТЗ» и процессы в них происходящие.
Научную новизну работы составляет.
1. Обоснование дифференцированного изменения элементов пассивного и активного объемов внутрицилиндрового пространства сжатия дизеля;
2. Определейие математическим моделированием влияния относительного объема и доли объемного смесеобразования полуразделенной камеры сгорания (ЦНИДИ) на топливную экономичность, температуру поршня и распылителя форсунки дизеля повышенной размерности с наддувом;
3. Экспериментальное определение эффективности отдельных элементов пассивного и активного объемов внутрицилиндрового пространства сжатия в снижении расхода топлива и выбросов вредных веществ ОГ на различных режимах работы дизеля повышенной размерности с наддувом.
Практическая ценность. Новые технические решения по минимизации пас-ивного объема пространства сжатия, мелкомасштабная турбулизация топливо-юздушной смеси выступом на стенке камеры сгорания и коррекция направлен-[ости и интенсивности воздушных вихрей созданием полости в головке цилинд-юв над горловиной камеры повышают топливную экономичность дизеля Д-160 с |Дновременным снижением выбросов вредных веществ отработавшими газами.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту, включают.
1. Результаты математического моделирования рабочего цикла и температурыеталей при изменении элементов полуразделенной камеры сгорания и увеличе-[ии доли ее объема в пространстве сжатия дизеля с наддувом.
2. Новые способы минимизации пассивного объема пространства сжатия в изеле с наддувом и полуразделенной камерой сгорания;
3. Совершенствование элементов полуразделенной камеры сгорания измене-ием конфигурации плоскости головки цилиндров над ее горловиной и профиля аклонной стенки в дизеле с наддувом.
4. Результаты качественной оценки характера движения воздуха и взаимодей-твия впрыскиваемого топлива со стенкой в камере сгорания дизеля методами ла-зрного «ножа» и визуализации в «холодной» бомбе.
5. Результаты экспериментальной оценки эффективности совершенствования цементов внутрицилиндрового пространства сжатия в дизеле с наддувом.
Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка спользованной литературы и приложения.
Заключение
.
Совершенствование конструкции элементов, образующих внутрицилиндровое пространство сжатия, процессов смесеобразования и сгорания топлива в целях снижения выбросов вредных веществ отработавшими газами и повышения топ-пивной экономичности является актуальной проблемой отечественного и зару-оежного дизелестроения. Перспективными направлениями решения этой проблемы в дизелях с наддувом и полуразделенными камерами сгорания являются минимизация пассивного и интенсификация процесса смешения элементами активного (камеры сгорания) объемов внутрицилиндрового пространства сжатия. В юследнем случае обеспечивается увеличение доли топлива, участвующей в объемном смесеобразовании, мелкомасштабной турбулентностью элементов смеси в) бласти контакта со стенкой и распада топливного факела.
Исследованиями элементов пассивного объема пространства сжатия и полуразделенных камер сгорания в дизелях накоплен большой практический опыт, юзволивший выделить наиболее существенные из них для интенсификации смесеобразования и дифференцированного воздействия на показатели рабочего цик-га. При повышении мощности тракторных дизелей без специальных мероприятий 10 совершенствованию конфигурации элементов полуразделенной камеры сгора-[ия и пассивного объёма пространства сжатия требуемые топливная экономич-юсть и содержание вредных веществ в отработавших газах становятся трудно-[остижимыми. В этой связи определены дополнительные резервы по повышению ффективности смесеобразования и сгорания реализацией новых технических ешений.
На топливную экономичность и выбросы вредных веществ отработавшими азами дизеля оказывает влияние множество конструктивных факторов, среди оторых можно выделить как отдельные элементы пассивного объема простран-гва сжатия: подклапанные выточки, торцевой и боковой зазоры головки поршня, азор в газовом стыке блока и головки цилиндров, глубина расположения верхне-э компрессионного кольца на цилиндрической образующей поршня, так и элементы активного объема (камеры сгорания) пространства сжатия: конфигзфация наклонной стенки, наличие турбулизаторов, диаметр горловины, радиус кромки горловины, глубина камеры и профиль днища и т. п. Эти факторы различаются сложностью реализации и эффективностью в достижении приемлимых уровней топливной экономичности и выбросов вредных веществ ОГ. Для получения полной информации они систематизированы и рассмотрены в отдельности. В результате анализа способов снижения расхода топлива и выбросов вредных веществ по результатам исследований, выполненных в нашей стране и за рубежом, выяснено, НТО недостаточно изученным является уровень минимизации элементов пассивного и интенсификации мелкомасштабной турбулентности элементами активного эбъемов пространства сжатия в цилиндре дизеля повышенной размерности с над-иувом и полуразделенной камерой сгорания ЦНИДИ. Эффективность рассматри-заемых способов оценена теоретически с использованием современных методов Математического моделирования и проверена экспериментально в дизеле.
Предварительная оценка эффективности минимизации пассивного и интенсификации мелкомасштабной турбулентности элементами активного объемов пространства сжатия по повышению топливной экономичности рабочего цикла дизе-1Я выполнена его математическим моделированием с учетом особенностей и характера изменения кинетических констант процесса сгорания топлива при раз-шчных способах смесеобразования. При этом особенности теплообмена газов и кидкостей с твердым телом, адаптированные к условиям теплообмена в распылителе топливной форсунки и поршне конкретного дизеля, позволили осуществить математическое моделирование температурного состояния последних методом сонечных элементов.
Экспериментальные исследования по минимизации пассивного и интенсифи-сации мелкомасштабной турбулентности элементами активного объемов пространства сжатия включали безмоторное физическое моделирование процессов Авижения воздуха и впрыскивания топлива в камере сгорания и определение ре-ультирующих показателей рабочего цикла дизеля при работе по нагрузочным характеристикам на частотах вращения коленчатого вала, соответствующих режимам номинальной мопщости и максимального вращающего момента.
В результате безмоторного физического моделирования движения воздуха в камере сгорания дизеля подтверждена определяющая роль конфигурации кромок горловины камеры сгорания в образовании тороидального вихря, при котором нисходящее движение воздуха при сжатии происходит по оси камеры, а восходящее — по ее периферии с омыванием наклонных стенок. При безмоторном физическом моделировании взаимодействия топливного факела со стенкой камеры сгорания в процессе впрыскивания топлива установлены конфигурация и место расположения турбулизирующего выступа на ней.
Моторными исследованиями рабочего цикла на одноцилиндровом отсеке и полноразмерном дизеле по нагрузочным характеристикам определена эффективность минимизации пассивного и интенсификации мелкомасштабной турбулентности элементами активного объемов пространства сжатия по повышению топливной экономичности рабочего цикла и снижению выбросов вредных веществ отработавшими газами.
В результате выполненного диссертационного исследования можно предложить следующие рекомендации и выводы:
1. Для обеспечения достоверности математического моделирования рабочего цикла, температур поршня и распылителя топливной форсунки при совершенствовании элементов внутрицилиндрового пространства сжатия в дизеле разработаны и использованы полуэмпирические закономерности изменения параметров процесса сгорания топлива и, как следствие, граничных условий теплообмена.
2. Математическим моделированием рабочего цикла с сохранением индикаторной мопщости исследуемого дизеля Д-160 установлено:
— снижение доли пассивного объема в похшом объеме внутрицилиндрового пространства сжатия, характеризуемой отношением УпАЛс= 1 — Ук/Ус, до 0,17 (на 7,8%) обеспечивает повышение топливной экономичности рабочего цикла, оцениваемой удельным индикаторным расходом топлива на 4,8%;
— увеличение доли топлива а, участвующей в объемном смесеобразовании, в полуразделенной камере сгорания ЦНИДИ до 0,80 (на 33%) обеспечивает повышение топливной экономичности рабочего щпсла на 2,2%.
3. Математическим моделированием температурного состояния методом конечных элементов установлено, что уменьшение доли пассивного объема в полном объеме внутрицилиндрового пространства сжатия и увеличение доли топлива а, зАаствующей в объемном смесеобразовании, соответственно на 7,8% и 33%, сопровождается при сохранении индикаторной мощности исследуемого дизеля Д-160 незначительным повышением максимальных температур распылителя топливной форсунки (соответственно на 3,4% и 2,9%) и поршня — (соответственно на 2,3%и 1,8%).
4. Результатами экспериментальных исследований установлено, что минимизация отдельных составляющих пассивного объема пространства сжатия неравнозначно влияет на топливную экономичность дизеля. При определении доли пассивного объема в полном объеме пространства сжатия часть его надноршневого элемента (над горловиной камеры сгорания) следует отнести к активному объему. Характерно, что при УлУс > 0,23 повышение топливной экономичности дизеля обеспечивается в основном надпоршневым, а при Уп/Ус < 0,23 — периферийным элементами пассивного объема.
5. Мшшмизация объема элементов пассивного пространства сжатия, исследуемая в условиях одноцилиндрового отсека дизеля Д-160 на номинальном режиме работы, достигается:
— оригинальным профилем днища поршня с заглублением горловины камеры сгорания, позволяющим уменьшить объем надноршневого элемента и удельный эффективный расход топлива §-е на 2,0.3,0 г/кВтчразработана нолуэмпириче-ская закономерность изменения заглубления горловины камеры сгорания в зависимости от ее конструктивных параметров, диаметра цилиндра и относительной мопщости дизеля;
— уменьшением объема подклапанных выточек в головке цилиндров введени-VI эксцентричной фаски, обеспечивающим снижение удельного эффективного асхода топлива £е на 2,5. 3,0 г/кВтч;
— уменьшением объема периферийного элемента за счет перемещения верхне-э компрессионного кольца с размещением маслоулавливающей канавки на обраи и 1 1 и л ующей поршня, позволяющим снизить удельный эффективный расход топлива £е, а 1,5.2,0г/кВтч.
6. Интенсификация мелкомасштабной турбулентности элементами активного бъема пространства сжатия, исследуемая в условиях одноцилиндрового отсека изеля Д-160 на номинальном режиме работы, достигается:
— размещением на наклонной стенке камеры сгорания ЦНИДИ кольцевого урбулизирующего выступа, позволяющего увеличить долю топлива, зднаствую-1ую в объемном смесеобразовании, до «80%, уменьшить удельный эффектив-ый расход топлива §-е на 4,5. 5,0 г/кВтч и выбросы вредных веществ ОГ: сажи -[а 15. 18% по шкале Хартриджа, окиси азота — на 20.23% и окиси углерода -[а 35.50%;
— размещением в головке цилиндров дополнительной полости, расположенной [ад горловиной камеры сгорания в поршне, позволяющей уменьшить удельный ффективный расход топлива §-е на 3,0.3,5 г/кВтч и выбросы вредных веществ) Г: сажи — на 13. 15% по ппсале Хартриджа и окиси азотана 7.9%.
7. Реализация новых технических решений по совершенствованию элементов (нутрицилиндрового пространства сжатия на полноразмерном дизеле Д-160 обес-[счила на номинальном режиме работы снижение удельного эффективного расхо-(а топлива §-е на 5. .7 г/кВтч и выбросов вредных веществ ОГ: сажи — на 10. 15% ю шкале Хартриджа и окиси азота — на 7. 9%.
Список литературы
- Алексеев В.П., Вырубов Д. Н. Физические основы процессов в камерах сгорания поршневых две- М .: МВТУ, 1977.-84 с.
- Астахов И.В., Трусов В. И., Хачиян A.C., Голубков Л. Н. Подача и распыли-вание топлива в дизелях.- М.: Машиностроение, 1972.- 359 с.
- Белоусов В.Н., Гитис М. С., Басистый Л. Н. и др. Повышение конкурентоспособности дизеля Д-160 промышленного трактора Т-130 применением нового процесса смесеобразования // Тракторы и сельскохозяйственные машины.- 1993.-№ 4.- С. 11−13.
- Большаков Г. Ф., Гулин Е. И., Торичнев H.H. Физико-химические основы применения моторных, реактивных и ракетных топлив. М.-Л.:Химия.-1965.-272 с.
- Бордуков В.В. Исследование влияния закрутки заряда на показатели рабочего процесса высокооборотного дизеля // Экспериментальные и теоретиче-жие исследования по созданию новых дизелей и агрегатов.- Л., 1980.- С. 31−42.-Тр. ЦНИДИ).
- Брозе Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1969.-267 с.
- Бунов В.М., Лукин В. Д., Гитис М. С. и др. Исследование влияния состав-1яющих надпоршневого объема на экономические показатели дизеля // Исследо-ание силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин. Челябинск, 987.- С.32−37.- (Тр. ЧПИ).
- Взоров Б.А., Мордухович М. М. Форсирование тракторных двигателей.- М.: Машиностроение, 1974.- 151 с.
- Взоров Б.А. Развитие научных исследований в области рабочих процессов ракторных двигателей // Тракторы и сельхозмашины.- 1975.- № 11.- С. 11−14.
- Взоров Б.А., Адамович A.B., Арабян А.Г, и др. Тракторные дизели.- М.: Машиностроение, 1981.- 535 с.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей.- М.-Свердловск: Машгиз, 962.- 271 с.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях.- М.: Машиностроение, 1977.- 277 с.
- Володин В.М. Исследование воздушных потоков в камере сгорания типа ЦНИДИ. Дис.канд.техн.наук: 05.04.02.-Защищена20.06.69.-МАМИ.-1969.-108 с.
- Володин В.М., Давыдков Б. Н. Некоторые возможности улучшения показаи и и с" / / гртелей дизелей с камерой сгорания, расположенной в поршне // Т ракторы и сельхозмашины.- 1970.- № 12.- С.4−6.
- Володин В.М., Лазарев Е. А., Жуковский CA. и др. Исследование и сравнительный анализ камер сгорания полуразделенного типа для дизеля 8ДВТ-330 // Тракторы и сельхозмашины.- 1977.- № 4.- С. 8−10.
- Вырубов Д.Н. Проблемы совершенствования процессов смесеобразования и сгорания в дизелях // Рабочие процессы в ДВС М., 1978.- С. 56−64.- (Тр. У1АДИ).
- Гаврилов Б.Г. Химизм предпламенных процессов в двигателях.- Л.: ЛГУ, 1970.- 181 с.
- Гальговский В.Р., Бессонов Н. И., Филипосянц Т. Р. Влияние отношения >бъема камеры сгорания к объему сжатия на показатели рабочего процесса дизе-я // Автомобильная промышленность.- 1981.- № 7.- С.5−8.
- Гальговский В.Р. Тепловые потери в камере сгорания дизеля с непосред-твенным впрыском // Двигателестроение.- 1983.- № 6.- С. 53−58.
- Гитис М.С., Клинкевич М. Н., Сербии В. Н. Влияние объема периферийной оны внутрицилиндрового пространства сжатия на показатели дизеля // Исследо-ание силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин. Челябинск, 989.-С. 12−16.-(Тр.ЧПИ).
- Гитис М. С, Басистый Л. Н., Бунова Е. В. Токсичность тракторного дизеля и возможности ее снижения // Исследование силовых установок и шасси транспортных и тяговых машин. Челябинск, 1991.- С.3−8.- (Тр. ЧГТУ).
- Гитис М.С. Совершенствование камеры сгорания тракторного дизеля // Научно-технические достижения и передовой опыт в области с.-х. и тракторного машиностроения. Инф. сб. М.: ЦНИИГЭИтракторосельхозмаш. Вып. 5, 1−44, 1991, — С. 9−14.
- Гитис М. С, Лазарев Е. А. Показатели рабочего цикла дизеля с наддувом при изменении элементов камеры сгорания // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог: Сб. науч. тр./ МАДИ (ГТУ) — УФ МАЩ (ГТУ), М., 2001.- С. 120−124
- Гончар Б. М, Численное моделирование рабочего процесса дизелей // Энергомашиностроение, — 1968, — № 7, — С. 34−35.
- Двигатель внутреннего сгорания. A.c. 1 453 070 СССР, М. КлЗ, F02B 23/06 'Е, Г, Пономарев, Л. Н, Басистый, 0, Б. Рябиков, М. С. Гитис, М. Н. Клинкевич, В.А. Товаляев-№ 4 245 579/25−06, Заявлено 14.05,87. Опубл. 23.01,89, Бюл. № 3. 2 с: ш.
- Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность юршневых и комбинированных двигателей / Под ред, A.C. Орлина и М.Г. Круг-юва. М.: Машиностроение, 1984. — 383 с.
- Драгунов Г. Д., Зайцев Л. К., Егоров В. В. Исследование рабочего цикла двигателя Д-160 при форсировании наддувом // Автомобили, тракторы и двигатели.- Челябинск, 1974.- С. 166−170.-(Тр. ЧПИ, № 148).
- Завлин М.Я. К вопросу о связи динамики выделения тепла с развитием сгорания во времени и пространстве камеры // Рабочие процессы дизелей.-Л., 1975.- С. 48−52.- (Тр. ЦНИДИ, № 67).
- Зайцев Л.К. Исследование рабочего цикла при форсировании тракторного дизеля с использованием математического моделирования.- Дис. .канд. техн. наук: 05.04.02.- Защищена 18.12.78.- Челябинск, ЧПИ.- 1978.- 190 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.- М.: Машиностроение, 1973.- 200 с.
- Зельдович Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении.-М.: Академия наук СССР, 1947.
- Иванченко H.H., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне.- Л.: Машиностроение, 1972.-231 с.
- Иванченко H.H., Балакин В. И. Проблемы высокого наддува дизелей // Двигателестроение.- 1979.-№ 1.-С. 11−13.
- Иванченко H.H., Семенов Б. Н. Проблема топливной экономичности дизелей // Экспериментальные и теоретические исследования по созданию новых дизелей и агрегатов.- Л., 1980.- С. 4−12.- (Тр. ЦНИДИ).
- Иванченко H.H., Красовский О. Г., Соколов С. С. Высокий наддув дизелей.-Л.: Машиностроение, 1983, — 198 с,
- Камера сгорания дизеля, А, с. 1 100 415 СССР, F02B 23/06 / В. М. Володин, Е. А. Лазарев (СССР), — № 3 549 007/25−06. Заявлено 04,02.83. Опубл. 30.06.84. Бюл, >fo 24,-2 с: ил.
- Кухаренок Г. М. Рабочий процесс высокооборотных дизелей. Методы и средства совершенствования.- Минск: БГПА, 1999.- 180 с.
- Лаврик А.Н. Расчет и анализ рабочего цикла ДВС на различных топливах.-Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985.- 104 с, ил.
- Лазарев Е.А., Гитис М. С., Пономарев Е. Г. Совершенствование процесса сгорания топлива изменением относительного объема камеры сгорания в поршне гракторного дизеля//Двигателестроение.- 1990.- № 3.- С. 39−40.
- Лазарев Е.А. Основные принципы, методы и эффективность средств совершенствования процесса сгорания топлива для повышения технического фовня тракторных дизелей.- Челябинск: ЧГТУ.- 1995.- 360 с.
- Лазарев В.Е. Улучшение теплового состояния распылителя топливопо-лающей форсунки тракторного дизеля использованием заградительного экрани-эования.- Дне. .канд. техн. наук: 05.04.02.- Защищена 25.03.98.- Челябинск, ОУрГУ.- 1998.- 212 с.
- Лившиц Д.И. Роль основных факторов смесеобразования при управлении троцессом сгорания в дизелях // Двигатели внутреннего сгорания.- Харьков, 971.- Вып. 14.- С. 19−25.- (Тр. ХГУ).
- Льотко В., Луканин В. Н., Хачиян A.C. Применение альтернативных оплив в двигателях внутреннего сгорания.- М.: МАДИ (ТУ), 2000.- 311 с.
- Майер Л.И., Копылов М. Л., Тимченко И. И. Влияние условий смесеобра-ования на показатели процесса сгорания в дизелях // Двигатели внутреннего торания.- Харьков, 1970.- Вып. 12.- С. 25−33.- (Тр. ХГУ).
- Мамин Б.В., Зайцев Л. К., Егоров В. В. Результаты исследования рабочего икла тракторного дизеля повышенной размерности с пленочным смесеобра-ованием // Автомобили, тракторы и двигатели, — Челябинск, 1972.- С. 108−115.-Гр.ЧПИ,№ 119),
- Матиевский Д.Д. Исследование тепловыделения и показателей работы тракторного дизеля 4 13/14 с полуразделенной камерой сгорания. Автореф. дис.. канд.техн.наук.- Л.: ЛПИ.- 1972.- 24 с.
- Мелькумов Т.М. О процессе быстроходного дизеля //Двигатели внутреннего сгорания.- М.-Л.: Машиностроение, 1965.-С. 31−40,
- Молчанов К.К., Володин В. М. К вопросу о выборе типа камеры сгорания цля современных тракторных дизелей // Тракторы и сельхозмашины.- 1971.- № 1.-С.5−7.
- Молчанов К.К. Современные тенденции в развитии рабочих процессов эыстроходных дизелей // Усовершенствование рабочих процессов для форсиро-занных тракторных дизелей.- М, 1973, — Вып. 224.- С, 3−14.- (Тр. КАТИ).
- Новоселов А.Л., Русаков В. Ю. Влияние организации движения воздушного заряда на вредные выбросы дизелей // Совершенствование быстроходных ди-(слей. Межвуз. сб. науч. трудов.- Барнаул.- 1991, — С, 165−171.
- Овсянников М.К., Волочков В, А, и др. Влияние формы камеры сгорания 1а тепловое состояние деталей ЦПГ форсированного дизеля // Энергомашиностроение, — 1977, — № П.- С, 41−43.
- Перлов М.Л. Исследование тепловой и механической напряженности ох-аждаемого поршня с камерой сгорания ЦНИДИ дизеля форсированного надду-юм.- Дис. .канд. техн. наук: 05.04.02.- Защищена 26.05.83.- Ленинград, ЩИДИ.- 1983.- 232 с.
- Петрученко А, Н, Согласование параметров камеры сгорания и топливных) акелов в малогабаритном быстроходном дизеле, Автореф. дис. анд.техн.наук.- Минск: БГПА, 1998.- 19 с.
- Петриченко Р, М, Физические основы внутрицилиндровых процессов в вигателях внутреннего сгорания, — Л.: ЛГУ, 1983,-244 с.
- Пономарев Е. Г, Снижение токсичности и дымности тракторных дизелей оздействием на процессы смесеобразования и сгорания. Автореф. дис, ,. анд.техн.наук, — М.: МВТУ, 1983, — 18 с.
- Применение лазерной техники в исследованиях и диагностике двигателей внутреннего сгорания. Обзор / О. Б. Рябиков, Л. М. Павлович, В. Н. Журавлев, В. К. Иванов.- М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, сер, 4 «Двигатели внутреннего сгорания», вып.З.-1985.-36 с.
- Поршень. A.c. 979 679 СССР, М.КлЗ. F02 °F 3/20 / Е. А. Лазарев, В. С. Кукис, Я. В. Кривошеина (СССР) № 3 254 584/25−06. Заявлено 04.03.81. Опубл. 07.12.81. Бюл. № 45.-3 с: ил.
- Розенблит Г. Б. Теплопередача в дизелях.-М.:Машиностроение, 1977.-216 с,
- Русаков В.Ю., Вагнер В. А. Результаты исследований параметров рабочего процесса дизеля с различными камерами сгорания // Труды факультета пищевых производств. Сб. статей АлтГТУ им. И. И. Ползунова.- Барнаул, 1994. 40 с.
- Свиридов Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизелях.- Л: Машиностроение, 1972.-222 с.
- Седелев К.П., Алексеев Д. К., Лаврик А. Н. и др. Методика синтеза рабочего дикла газодизеля с комбинированным смесеобразованием // Автомобильная тех-яика / Силовые установки. Челябинск, 1998.- Вьш.7.- С. 114−123.- (Тр. ЧВВАИУ).
- Семенов Б.Н., Соколов С. С., Смайлис В. И. Пути совершенствования ра-зочего процесса дизелей // Технический уровень двигателей внутреннего сгорания.- Л., 1984.- С. 43−54.- (Тр. ЦНИДИ).
- Семенов Б.Н., Павлов Е. П., Копцев В. П. Рабочий процесс высокооборотных дизелей малой мощности. Л.: Машиностроение.-1990.-240 с.
- Семенов Б.Н., Иванченко H.H. Задачи повышения топливной экономичности дизелей и пути их решения // Двигателестроение.- 1990.- № 11.- С. 3 -7.
- Смайлис В.И. Малотоксичные дизели.-Л.: Машиностроение, 1972.-128 с.
- Смайлис В.И., Баранов H.A., Вольская H.A. Анализ результатов скоростной киносъемки процесса сгорания в дизелях // Совершенствование и создание юрсированных двигателей. Л., 1982.- С. 135−142.- (Тр. ЦНИДИ).
- Шароглазов Б.А., Фарафонтов П. М., Горшков В. А. Моделирование рабо-lero цикла дизеля, снабженного системой защиты от перегрузок // Двигателе-строение.-1991.-№ 10−11.- С. 28−30.
- Хайлов М.А. О фазах сгорания // Сгорание и смесеобразование в дизелях.-vl.: Академия наук СССР, 1960.
- Ханин Н.С., Аболтин Э. В., Лямцев Б. Ф. и др. Автомобильные двигатели с урбонаддувом.- М.: Машиностроение, 1991.- 336 с.
- Хачиян A.C., Гальговский В. Р., Никитин СЕ. Доводка рабочего процесса штомобильных дизелей.-М.: Машиностроение, 1976.- 105 с.
- Ховах М. С Об особенностях процесса смесеобразования и сгорания в быстроходных дизелях с камерами сгорания различных типов // Автотракторные щигатели.-М., 1968.- С 10−36.-(Тр. МАДИ)
- Федышин В.И. Современные тенденции развития дизелестроения за рубежом // Двигателестроение.- 1985.- № 11.- С 48−51.
- Фомин В.М., Ермолович И. В., Тимофеев В. Е., Носков Н. И. Перспектив-1ЫЙ малотоксичный дизель с двухстадийным способом смесеобразованием // Тракторы и сельскохозяйственные машины.-2001.- № 12.- С20−22.
- Фукс H.A., Сутугин А. Г. Монодисперсные аэрозоли // Успехи химии.-965.- № 2.- Т.34. вьш.2. — С. 276−299.
- Чернышев Г. Д., Хачиян A.C., Пикус В. И. Рабочий процесс и теплонапря-кенность деталей двигателей. М.: Машиностроение.-1986.-216 с.
- Чайнов Н.Д., Заренбин В. Г., Иващенко H.A. Тепломеханическая нагру-кенность деталей двигателей.- М.: Машиностроение, 1977.- 153 с.
- Эфрос В.В. Перспективы развития двигателей в тракторном и комбайно-юм машиностроении //Двигателестроение.-1985.-№ П.-С. 3−5.
- Anisitis F., Ypma М., Hiemesh О. Leistungssteigerung an M WM Saugmooren D226mit Hilfe verbrennungstechnischer Ma? nahmen. MTZ, 41 (1980) 9, S.387.
- Ball W.F. Einflusse der Einspritzdruckes auf die Verbrennung bei Diesel-notoren mit Direckteinspritzung ohne Luftdrall. MTZ, 42 (1981) 4, S. 141−149.
- Barthelma L., Spindler W., Woschni G. Messung der ortlichen Luftbewegung m Brennraum eines direckteinspritzenden Dieselmotors. MTZ, 44 (1983) 2, S. 67.
- Diesel-Einspritztechnik / Bosch. Chefred.: Ulrich Adler. 1. Ausg. — Dussel-lorf:VDI-Verl., 1993,201 s.
- Ekkert K., Kowalewicz A. EinfluB des Foderbegigungs der Einspritzung auf lie Abgasemissionen bei Dieselmotoren. MTZ, 42 (1981) 4, S. 153−157.
- Goodwin C. Senkung der Abgasemissionen bei aufgeledenen Perkins-Last-vagen-Dieselmotoren mit" Sguish-Lip «Kolben. MTZ, 41 (1980) 2, S. 51.
- Kraftfahrzeugmotoren Auslegung und Konstruktion / Autor enkoll. Martin Behrens. Hrsg. von Volkmar Kuntscher.- l.Aufl.- Berlin: Verl. Technik, 1987. -^20 S.
- Lyn W.T. Einige Probleme der Verbrennung in Diesel-motoren. MTZ, 36 1966) 4, S. 23−26.
- Meurer S. Weiterentwicklung von Gemischbildung und Verbrennung auf der 3asis des M-Verfahrens. MTZ, 33 (1972) 8, S. 307−314.
- Motoyoshi E., Yamada M. Vergleich zwischen Vorkammerbauart und direkt Einspritzung bei mittelschnellaufenden, hochaufgeladenen Dieselmotoren. MTZ, 35 1974)1,8.22−25.
- Neitz A., Muller E. Abgasverbesserung an M.A.N. Fahrzeugdieselmotoren lurch gesteuerte Einspritzung. MTZ, 43 (1982) 9, S. 389−392.
- Pischinger F., Schmidt G. Untersuchung uber Moglichkeiten zur ProzeB-^erbesserung bei Verbrennungsmotoren. MTZ, 37 (1976) 4, S. 127−130.
- Saito T. et al. Effect of combustion chamber geometry on diesel combustion, -AE Paper 861 186,1986.
- Sakata I. et al. Development of Toyota reflex bum /TRB/ system in DI diesel, -AE Paper 900 658,1990.
- Werlberger P., Cartellieri W.P. Fuel injection and combustion phenomena in a ligh speed DI diesel engine observed by means of endoscopic high speed photography, lAE Paper 870 097,1987.
- Woschni G., Anisitis F. Eine Methode zur Vorausberechnung der Anderung es Brennverlaufs mittelschnellaufen der Dieselmotoren bei geanderten Betriebs-edingungen. MTZ, 34 (1973) 4.