Пути обеспечения коммерческих интересов российских экспортеров в торговле обработанной продукцией
Поэтому государство должно осуществлять достаточное и своевременное финансирование разнообразных экономических исследований, связанных с изучением мнения российских предприятий, способных экспортировать производимую продукцию за рубеж. Финансирование может быть предусмотрено либо специальной статьей государственного бюджета, предусматривающей периодическое направление средств на исследовательские… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты оказания государственной поддержки экспорта в современных условиях
- 1. 1. Теоретические обоснования применения мер государственной экспортной поддержки
- 1. 2. Анализ предпосылок и возможности оказания государственной поддержки предприятиям, находящимся на доэкспортной стадии и роль государства в стимулировании экспортной деятельности фирм
- 1. 3. Роль и возможные механизмы государственной поддержки компаний на стадии выбора потенциальных экспортных рынков
- 1. 4. Государственная поддержка предприятий как фактор поддержания и повышения конкурентоспособности компаний после начала осуществления экспортной деятельности
- 1. 5. Организационные аспекты государственной поддержки экспорта и роль специализированных агентств по поддержке экспорта
Глава 2. Эмпирическое исследование барьеров, препятствующих развитию экспорта российских компаний, и действенности существующих в Российской Федерации механизмов государственной поддержки, а также необходимые условия ее успешного функционирования.
2.1 Условия создания действенной системы государственной поддержки экспорта и анализ значимости факторов, влияющих на возможности обеспечения повышения уровня диверсификации экспорта страны.
2.2 Эмпирическое исследование барьеров, препятствующих экспорту российских предприятий, а также анализ действенности существующих в
Российской Федерации механизмов государственной поддержки.
2.2.1 Необходимость и подходы к анализу характера и роли барьеров для российских экспортеров, а также к оценке действенности государственной поддержки экспорта с учетом индивидуальных особенностей экспортеров
2.2.2 Характер и источники барьеров для расширения и диверсификации экспорта, с которыми сталкиваются российские компании в современных условиях.
2.2.3 Анализ действенности государственной поддержки экспорта на основе оценок российских компаний.
Пути обеспечения коммерческих интересов российских экспортеров в торговле обработанной продукцией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государство располагает многочисленными и разнообразными инструментами и механизмами для того, чтобы обеспечивать коммерческие интересы отечественного бизнеса, как путем защиты внутреннего рынка от импорта иностранной продукции, так и путем продвижения отечественных товаров на зарубежные рынки.
Ассортимент существующих мер весьма разнообразен, и в зависимости от ситуации государство может использовать совершенно разные инструменты для достижения поставленной цели. Некоторые механизмы могут применяться государством на постоянной основе, другие же существуют в качестве возможных (в принципе доступных) или экстренных мер и могут быть применены в случае необходимости в целях обеспечения интересов той или иной отрасли отечественной экономики, либо для поддержки отдельных предприятий.
Обеспечение конкурентных позиций национальных компаний на внутреннем рынке является исключительно важной государственной задачей и может осуществляться путем использования таможенно-тарифных, а также нетарифных мер защиты рынка, в том числе, через взимание импортных пошлин, установление санитарных и фитосанитарных норм, введение антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер и т. д.
Тем не менее, построение государственной торговой политики с акцентом на активное применение протекционистских мер в отношении импорта обработанных товаров, на наш взгляд, не является панацеей для отечественных отраслей, производящих аналогичную продукцию. Развитие процессов глобализации, а также достижения последних десятилетий в области либерализации торговли делают практически невозможным существование закрытых, «замкнутых», обособленных рынков, полностью огражденных от присутствия иностранных экономических агентов. Кроме того, участие большинства стран в различных международных организациях и соглашениях, а также в интеграционных процессах, способствует большей открытости экономик стран-участниц.
Таким образом, основную задачу государства в решении вопроса обеспечения коммерческих интересов бизнеса мы видим не в изоляции внутреннего рынка от конкуренции извне, а в оказании активного содействия национальным предприятиям в освоении зарубежных рынков.
Выявление ключевых потребностей экспортеров, анализ возможностей и определение методов оказания поддержки предприятиям-экспортерам, оценка результатов предоставления финансовых и нефинансовых видов государственной помощи являются, на наш взгляд, исключительно важными составляющими грамотной государственной политики поддержки экспорта.
Изучение вопроса возможностей оказания эффективной государственной поддержки экспорта национальным предприятиям-производителям обработанной продукции является для Российской Федерации исключительно актуальным, поскольку, несмотря на существующий курс руководства страны на повышение доли обработанных товаров в структуре экспорта, в настоящее время поставки минеральных ресурсов по-прежнему составляют приблизительно 70% от общего объема экспорта1. Такие цифры могут, в том числе, свидетельствовать о том, что в Российской Федерации до сих пор не выработаны схемы мотивации российских производителей обработанной продукции к осуществлению экспортной деятельности, а также не полностью проработаны механизмы оказания экспортной поддержки российским предприятиям-экспортерам. Возможно, недостаточная эффективность проводимых в настоящее время мероприятий по стимулированию экспорта обработанной продукции может быть объяснена отсутствием у органов государственной власти четкого понимания истинных потребностей российских предприятий-экспортеров. Кроме того, возможно, что сложности с достижением положительных.
1 Согласно информации ФТС России, за период с января по октябрь 2010 года доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта составила 69,1% (http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-пеууЛгГеоосЬ/рорир. рИр? ¿-с!28 6=723). Общие статистические данные по российскому экспорту за период с января по октябрь 2010 г. представлены в приложении 10. 6 результатов вызваны также некоторым несоответствием между доступными механизмами поддержки экспорта и реальными проблемами, с которыми сталкиваются российские фирмы за рубежом.
Ответы на все эти вопросы можно получить лишь в ходе тщательного анализа системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации и определения соответствия существующих механизмов поддержки реальным потребностям российских экспортеров обработанной продукции.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы очевидна: для того, чтобы изменить структуру российского экспорта в сторону его диверсификации, а также разработать и успешно применять эффективную систему государственной поддержки экспорта, необходимо последовательно изучать возможности использования мер государственной поддержки с точки зрения конкретных потребностей российских компаний, выявлять возможные экспортные препятствия, а также намечать потенциальные пути решения различных проблем, с которыми могут столкнуться российские предприятия при осуществлении экспортной деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования.
Вопрос необходимости усовершенствования структуры российского экспорта, а также построения в Российской Федерации действенной системы государственной поддержки экспорта привлекал внимание многих отечественных исследователей.
В том числе, анализом экспортных возможностей России, рассмотрением вопроса необходимости изменения структуры российского экспорта, а также определением уровня конкурентоспособности российских товаров за рубежом занимались A.B. Енгибаров, A.B. Кузнецов, Я. Д. Лисоволик, З. Г. Магомедова, Г .Г. Мокров, В. П. Оболенский, В. А. Орешкин, В. В. Покровская, В. А. Поспелов, В. П. Сельцовский и др.
Выявлением закономерностей формирования экспортного потенциала промышленного комплекса региона, а также оценкой перспектив развития экономики региона с экспортной ориентацией занимались Р. Ш. Бутаев, И. В. Елькин и др.
Изучению систем государственной поддержки экспорта, действующих в развитых и развивающихся странах мира, анализу российской системы государственной поддержки экспорта, а также определению возможностей применения зарубежного опыта в Российской Федерации посвятили свои труды A.B. Атаев, B.C. Викторова, A.A. Жаринов, P.C. Климов, А. Г. Ловидова, JI.A. Николаева, А. Г. Пак, НЛО. Родыгина, А. Н. Спартак, К. Г. Сусанян, О. Н. Шевченко и др.
Значимое место в отечественной литературе занимает изучение вопроса создания и развития в Российской Федерации эффективных финансовых инструментов государственной поддержки экспорта, в том числе, многие исследовательские работы посвящены рассмотрению необходимости учреждения в России экспортного кредитного агентства. Среди авторов, занимающихся анализом финансовых механизмов государственной поддержки экспорта можно назвать A.B. Драчинского, К. В. Сорокина, Е. М. Улитину, И. Н. Шеколинского, Е. Г. Шифлингера и др.
В работах O.A. Александровой, П. А. Баженова, О. Н. Воронковой, A.A. Епифанцева, В. В. Покровской, Е. П. Пузаковой получили освещение вопросы выбора предприятиями внешнеэкономических стратегий при выходе на внешние рынки, а также способа выхода на зарубежные рынки. Кроме того, в работах данных авторов рассматриваются особенности международного маркетинга, анализируются факторы, оказывающие влияние на развитие экспортной деятельности фирм и т. д.
Вместе с тем в российской экономической науке отсутствуют комплексные исследования возможностей использования определенных инструментов государственной поддержки экспорта для целей удовлетворения конкретных потребностей российских компаний-экспортеров.
Целью данной работы стало обосновать и предложить схему формирования системы поддержки экспорта, предполагающую учет потребностей предприятий, использование различных механизмов поддержки для преодоления экспортных препятствий и нацеленную на повышение диверсификации и стабильности национального экспорта страны.
Объектом исследования являются экономические преимущества для бизнеса, возникающие вследствие осуществления государством функции по регулированию внешнеторговой деятельности.
Предметом исследования становится оказание государственной поддержки национальным предприятиям-экспортерам с учетом реальных потребностей таких компаний.
Для достижения вышеуказанной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
• Определить сущность, цели и принципы государственной политики в области экспорта;
• выявить основные мотивации и стимулы, побуждающие компании к осуществлению экспортной деятельности, на которые можно ориентироваться при оказании государственной поддержки;
• определить основные этапы подготовки и осуществления экспортной деятельности и для каждого этапа наметить направления оказания государственной поддержки;
• подготовить, провести и описать результаты эмпирического исследования, посвященного изучению вопросов торгово-экономических барьеров, с которыми сталкиваются российские экспортеры за рубежом, а также оценке эффективности существующих механизмов государственной поддержки экспорта;
• на основании результатов проведенного анализа предложить подходы к дальнейшему изучению потребностей национальных экспортеров с целью определения наиболее рациональных методов оказания государственной поддержки;
• изучить особенности предоставления государственной поддержки экспорта в Российской Федерации и предложить пути ее усовершенствования.
Методологическую основу исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания составили метод системного анализа, логический, метод толкования норм права, социально-психологический, статистический, метод анкетирования и другие методы.
Научная новизна.
На основании анализа факторов, определяющих уровень диверсификации экспорта, и изучения потребностей предприятий на различных этапах осуществления экспортной деятельности предложен новый подход к формированию системы государственной поддержки экспорта, ориентированной на повышение уровня диверсификации и стабильности национального экспорта.
В том числе, в настоящем диссертационном исследовании:
• обоснована приоритетность использования неспецифических (горизонтальных) инструментов экспортной поддержки в целях повышения уровня диверсификации структуры национального экспорта;
• показана необходимость выделения элементов краткосрочной (конъюнктурной) и долгосрочной (структурной) политики в рамках механизмов государственной поддержки экспорта для целей построения наиболее эффективной системы поддержки экспорта;
• произведена оценка тенденций изменения уровня диверсификации экспорта Российской Федерации и ряда зарубежных стран за период с 1995 по 2010 г.;
• выявлена зависимость уровня диверсификации экспорта от ряда факторов, характеризующих уровень развития инфраструктуры осуществления предпринимательской деятельности, политику в области регулирования и поддержки бизнеса, а также институциональные особенности экономики — в частности, от уровня развития сектора услуг, субсидирования за счет государственных расходов, применения таможенных процедур, степени правовой защищенности экономических агентов;
• разработан подход к распределению национальных предприятий на четыре категории в зависимости от стадии экспортной активности и соответствующих экспортных потребностей фирмы;
• предложен принцип оценки инструментов государственной поддержки экспорта, предполагающий сопоставление конкретных потребностей российских экспортеров с интенсивностью использования ими доступных методов государственной поддержки, предназначенных для удовлетворения таких потребностей;
• разработан принцип группировки экспортных барьеров в зависимости от характера препятствия, и для каждой группы предложен набор соответствующих методов государственного воздействия, направленных на смягчение барьеров.
Положения, выносимые на защиту.
Система государственной поддержки экспорта должна строиться на основе анализа конкретных потребностей национальных экспортеров. Такая система должна быть многоуровневой и включать в себя поддержку на доэкспортной стадии, при выходе на внешние рынки, а также на стадии осуществления экспортной деятельности.
Система государственной поддержки экспорта должна предполагать использование, прежде всего, инструментов краткосрочной (конъюнктурной) политики, но при этом во многом опирается на элементы структурной политики, причем в рамках любой политики предпочтительно использование неспецифических (горизонтальных) инструментов.
В настоящее время система государственной поддержки экспорта в Российской Федерации строится без достаточного анализа эмпирических данных относительно потребностей российских экспортеров. Доступность, достаточность, а также адекватность существующих инструментов государственной поддержки конкретным потребностям фирм могут быть определены в ходе регулярного проведения специальных исследований, посвященных изучению экспортных проблем, препятствующих осуществлению экспортной деятельности российскими предприятиями, а также оценке эффективности существующих механизмов государственной поддержки экспорта.
Теоретическая основа исследования.
В основе диссертации лежат анализ и обобщение, в основном, иностранной литературы, посвященной изучению проблематики государственной поддержки экспорта, а также особенностей поведения предприятий, занимающихся экспортной деятельностью. Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды таких исследователей, как: У. Билкей, Г. Ботчен, Дж. Вальн, Ф. Видерсхайм-Паул, Е. Генштюрк, Р. Гертнер, Г. Грипсруд, Р. Деккер, А. Диамантопулос, К. Жао, 3. Зайн, А. Зингер, Ш. Зу, П-Л. Йео, Дж. Йохансон, С. Кавусгил, К. Катсайкис, Й. Кикучи, Д. Кисинг, К. Коллинз-Додд, М. Котабе, К. Кристенсен, Дж. Крук, Дж. Куада, Д. Ледерман, Л. Леониду, К. Лутц, М. Манзилла, А. Махаджар, М. Мохтар, А. Мэдхок, М. Оларреага, X. Олсон, Н. Пирси, Л. Пэйтон, А. Розе, Ф. Россон, А. да Роча, Ф. Серингхаус, М. Стефенс, Г. Тезфом, Дж. Тесар, Дж-Й. Уанг, Л. Уэлч, Дж. Франсис, Дж. Халили, П. Хоган, С. Чаудхэри, М. Чжинкота, Б Шлегельмильх и других.
Нормативная и эмпирическая основа исследования.
Диссертационное исследование проводилось на основе изучения законодательных актов Российской Федерации, международных соглашений, учредительных документов российских организаций, содействующих развитию экспорта, годовых отчетов о деятельности государственного банка-агента, выполняющего функции по финансовой (гарантийной) поддержке экспорта, внешнеторговой статистики Российской Федерации, существующего опыта внешнеэкономических отношений России с торговыми партнерами.
Эмпирические расчеты производились на основе статистических данных ЮНКТАД, Центра международной торговли ЮНКТАД/ВТО, а также базы данных показателей уровня развития экономики и социальной сферы в стране, разрабатываемой Всемирным банком.
Кроме того, в работе использовались результаты проведенного опроса российских экспортеров, данные научных статей, посвященных различным аспектам рассматриваемой темы (в том числе, работы О. Булаша, А. Зайко, А. Мигунова, Г. Мокрова, М. Рубченко, Р. Саакяна, Ю. Савинова, М. Сидорова, И. Трунина, Ю. Швецова и других), официальных сайтов органов исполнительной власти Российской Федерации, а также информационно-поисковой системы «Портал внешнеэкономической информации» и других справочных и аналитических электронных ресурсов.
Апробация диссертационного исследования.
Основные результаты настоящего диссертационного исследования были представлены на VI Конвенте Российской ассоциации международных исследований, прошедшем 24 сентября 2010 г. в Московском государственном институте международных отношений.
По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 3,0 пл., в том числе, 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, объемом 2,75 пл.
Практическая значимость результатов исследования.
Разработанная система государственной поддержки экспорта универсальна, и ею могут руководствоваться уполномоченные органы государственной власти в своей практической работе.
Методика проведения анализа торгово-экономических барьеров, с которыми приходится столкнуться фирме на иностранных рынках, а также изучения эффективности существующих механизмов государственной поддержки экспорта, предложенная в настоящем диссертационном исследовании, может применяться при проведении аналогичных исследований в будущем, а результаты таких исследований могут использоваться органами государственной власти при разработке программ государственной поддержки экспорта.
Опыт функционирования иностранных агентств по поддержке экспорта, обобщенный в данной работе на основании зарубежных исследований, с указанием основных негативных моментов и 'ключевых факторов успеха', может быть учтен при формировании в Российской Федерации агентства по продвижению экспорта.
Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 240 отечественных и зарубежных источников, и 15 приложений.
Результаты исследования показали, что распределение экспортеров по группам возможно в соответствии с различными критериями. В том числе, компании можно классифицировать на различные категории в зависимости от возраста, опыта в осуществлении экспортной деятельности, уровня вовлеченности в экспортную деятельность и т. д., и в зависимости от выбранного угла зрения, определять наиболее значимые барьеры для каждой группы предприятий. Кроме того, считаем, что предложенный нами перечень способов группировки не является исчерпывающим, и для проведения будущих исследований можно разработать дополнительные критерии группировки предприятий.
Таким образом, при определении основных принципов, направлений и инструментов государственной экспортной поддержки необходимо опираться на более общие данные, характеризующие большинство российских предприятий, при этом необходимо дополнительно вести работу по определению потребностей конкретных компаний с целью оказания им специфической, отвечающей их конкретным интересам, экспортной поддержки.
В том числе, необходимо непременно обращать внимание на успешность функционирования предприятия на зарубежных рынках. С этой целью необходимо проводить регулярные исследования, в ходе которых определять мнение менеджеров компаний относительно успехов фирмы на международной арене, и на основе их ответов оценивать восприятие компанией будущей экспортной деятельности. С помощью таких исследований появится возможность вовремя выявлять негативное отношение фирмы к экспортной деятельности и способствовать улучшению условий функционирования компании за рубежом, таким образом, не допуская ухода компании с зарубежных рынков.
Однако нужно отметить, что государство не способно в одиночку, на ощупь справляться с потенциальными экспортными барьерами. Решать проблемы, связанные с наличием разнообразных экспортных препятствий необходимо с помощью самих компаний, которые испытывают определенные сложности при выходе на иностранные рынки. Положительные результаты в противодействии экспортным препятствиям могут быть достигнуты лишь в результате продуктивного сотрудничества между государством и бизнесом, когда государство готово оперативно реагировать на обращения предприятий и своевременно принимать меры по устранению проблем, с которыми сталкиваются российские компании при осуществлении экспортной деятельности.
К сожалению, в настоящий момент активность российских предприятий находится на очень низком уровне — об этом свидетельствует даже тот факт, что в исследовании приняло участие лишь 10% компаний, которым была направлена анкета.
Очевидно, что многие предприятия различают множество значимых экспортных барьеров, которые препятствуют успешной деятельности компании на международных рынках, тем не менее, лишь отдельные предприятия готовы обратиться к государству со своими проблемами и просьбой о помощи в преодолении экспортных препятствий. Возможно, это связано с тем, что предприятия считают существующие механизмы государственной поддержки экспорта неадекватными, малоэффективными либо труднодоступными. Действительно, результаты проведенного анализа свидетельствуют не только об очень невысоком уровне использования доступных механизмов государственной поддержки экспорта, но и о крайне низком уровне осведомленности российских экспортеров о возможности использовать такие механизмы, а также о чрезвычайно низкой оценке эффективности существующих программ.
В связи с этим крайне важным условием создания действенной системы государственной поддержки экспорта является необходимость постоянного мониторинга реакции компаний на предоставляемую поддержку. Для целей предоставления адекватной и своевременной поддержки необходимо регулярно проводить опросы мнения компаний относительно того или иного механизма с тем, чтобы определить его доступность, а также эффективность. В случае выявления каких-либо проблем с использованием некоторых средств государственной поддержки необходимо тщательно исследовать причины негативного отношения компании к такому механизму, а также определить возможные сложности в использовании этого механизма.
Следовательно, одним из условий успеха построения наиболее функциональной системы государственной поддержки экспорта является регулярность проводимых исследований. Лишь регулярный и разноуровневый анализ ситуации поможет вовремя определить максимально значимые для той или иной группы предприятий экспортные препятствия с тем, чтобы не допустить выхода компаний с зарубежных рынков, а также оценить достаточность государственных действий, направленных на продвижение российских товаров на внешние рынки.
Поэтому государство должно осуществлять достаточное и своевременное финансирование разнообразных экономических исследований, связанных с изучением мнения российских предприятий, способных экспортировать производимую продукцию за рубеж. Финансирование может быть предусмотрено либо специальной статьей государственного бюджета, предусматривающей периодическое направление средств на исследовательские цели, либо может быть учрежден специальный фонд поддержки экспортной деятельности, из которого будут выделяться средства на проведение отдельных исследований. Очень важным моментом является возможность непрерывного финансирования исследований (а не одноразовое выделение средств), поскольку должен проводиться регулярный и разноплановый анализ изменения восприятия компаниями успешности экспортной деятельности, а также осуществляться своевременное выявление проблем, препятствующих осуществлению успешной экспортной деятельности.
Регулярное изучение мнения предприятий может способствовать не только выявлению наиболее значимых экспортных барьеров и определению эффективности доступных механизмов государственной поддержки экспорта, но и содействовать продуктивному взаимодействию государства и бизнеса в преодолении экспортных препятствий.
Диалог между государством и бизнесом может осуществляться напрямую, но также и с помощью посредников, причем одним из таких посредников может служить исследовательский центр, который производит тщательное и последовательное изучение потребностей российских предприятий обрабатывающей промышленности и доводит результаты анализа до ответственных органов государственной власти, тем самым способствуя необходимому взаимодействию между государством и частным сектором и оказывая содействие в максимально эффективном приложении государственных средств, направленных на продвижение российской продукции на иностранные рынки.
Возможность донесения информации от бизнеса государству через исследовательский центр является чрезвычайно важной, учитывая существующее мнение компаний относительно чрезмерно усложненной системы функционирования органов государственной власти, а также высоком уровне бюрократизации, который отметили большинство опрошенных предприятий. Таким образом, существование исследовательского центра облегчит разработку системы государственной поддержки экспорта сразу в нескольких аспектах.
Такой исследовательский центр может существовать независимо от каких-либо организаций, либо может входить составной частью в агентство по продвижению экспорта. Однако, вне зависимости от организационной формы существования исследовательского центра, наиболее важным моментом в проведении исследований является регулярность, а также непредвзятость и объективность анализа данных, представленных всеми (или большинством) российских предприятий — производителей обработанной продукции.
Данное исследование не ставило своей целью изучение мнения всех российских экспортеров — его задачей было лишь предложить общую схему проведения анализа и проверить возможность применения некоторых подходов для максимально эффективного выявления относительной важности экспортных барьеров, а также предложить методы оценки адекватности механизмов государственной поддержки.
В том числе, на основании полученных в ходе исследования результатов можно оценить общий уровень влияния торговых барьеров на экспортную активность российских компаний и выделить наиболее существенные препятствия на пути российского экспорта. Затем, по итогам определения наиболее значимых групп барьеров можно определить, какой набор инструментов поддержки необходимо развивать в качестве приоритетного в системе государственной поддержки экспорта. То есть путем исследования экспортных барьеров по группам становится возможным расставить акценты в разработке инструментов государственной поддержки экспорта — появляется возможность создавать, развивать и совершенствовать, в первую очередь, те меры, которые являются наиболее эффективными в противодействии негативному влиянию самых значимых, с точки зрения российских предприятий, групп барьеров. Путем выявления уровня осведомленности и использования компаниями доступных инструментов государственной поддержки экспорта, а также с помощью изучения мнения фирм по поводу эффективности каждой использованной государственной программы поддержки можно также выявлять проблемы с предоставлением поддержки предприятиям.
Будущие исследования должны проводиться уже с целью детального анализа восприятия экспортных барьеров всеми (или большинством) российскими экспортерами обработанной продукции. В рамках будущих исследований необходимо также увеличить количество оцениваемых барьеров для целей максимально точного определения потребностей предприятий и обеспечения удовлетворения таких потребностей путем соответствующей адаптации механизмов государственной поддержки экспорта.
При этом задачей будущих исследований должно стать не только увеличение охвата участников и числа барьеров, но и введение дополнительных критериев разграничения потребностей предприятий, которые можно было бы использовать в целях построения четкой государственной политики по поддержке экспортной деятельности российских компаний.
В том числе, необходимо будет определить круг компанийпотенциальных экспортеров и сравнить уровень восприятия серьезности барьеров для потенциальных и действующих экспортеров. С нашей точки зрения, проводить анализ значимости экспортных препятствий для потенциальных экспортеров исключительно важно, так как одной из долгосрочных задач государства в стимулировании экспорта является задача по выводу новых предприятий на внешние рынки.
Кроме того, необходимо выявить предприятия, которые в прошлом осуществляли экспортную деятельность, но по каким-то причинам были вынуждены уйти с внешнего рынка (бывшие экспортеры). Мы считаем необходимым тщательно анализировать причины, которые побудили бывших экспортеров отказаться от экспорта в третьи страны, поскольку ни одно предприятие — действующий экспортер не застраховано от того, чтобы не оказаться в аналогичной ситуации. Таким образом, нужно проводить аналогичные исследования для бывших экспортеров, в ходе которых определять наиболее значимые барьеры, с которыми пришлось столкнуться таким компаниям. Прежде всего, нужно выделять те барьеры, которые стали непреодолимым препятствием для таких компаний — барьеры, существование которых заставило предприятия отказаться от осуществления дальнейшей экспортной деятельности.
Кроме того, необходимо более детально рассмотреть особенности восприятия компаниями существующих механизмов государственной поддержки экспорта, выявить наиболее серьезные сложности в использовании таких механизмов, определить причины, по которым предприятия негативно воспринимают государственные программы поддержки, а также изучить системы региональной поддержки экспорта и рассмотреть возможности наиболее грамотного сочетания федеральных и региональных систем поддержки, которое было бы направлено на достижение максимально высокого уровня успешности российских компаний на зарубежных рынках.
Глава 3 Функционирование и возможности совершенствования механизмов государственной поддержки экспортеров обработанной продукции в Российской Федерации.
Данный раздел работы мы посвятим рассмотрению существующих в Российской Федерации механизмов государственной экспортной поддержки российских предприятий. Однако перед этим мы оценим степень диверсификации российского экспорта и обозначим необходимость оказания поддержки экспортерам обработанной продукции.
Нами была проанализирована динамика диверсификации российского экспорта за последние 15 лет, а также произведено сравнение российского тренда с аналогичными показателями для США, Канады, Индии, Бразилии и Китая. Для этого на основе данных экспортной статистики ЮНКТАД за период с 1995 по 2010 год был произведен расчет индекса Хиршманна для каждой из вышеуказанных стран. Для целей сглаживания временных рядов был использован метод простой трехлетней скользящей средней. Полученные результаты отображены на следующем графике:
0,7 0,65 0.5 0,55 0,5 0,45 0,4 0,35 о^.
Список литературы
- Монографии, книги, специальные издания
- Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / под общ. ред. A.A. Аузана, П. В. Крючковой. М.: ИИФ «Спрос» КОНФОП, 2002.- 133 с.
- Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: пер. с англ. под ред. проф. JI.JI. Любимова. -М.: «Аспект Пресс», 1995. 832 с.
- Вавилова Е.В., Бородулина Л. П. Международная торговля: учебное пособие. М.: Гардарики, 2006. — 287 с.
- Воронкова О.Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / под ред. Е. П. Пузаковой. М.: Экономисть, 2005.-495 с.
- Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2002. — 624 с.
- Данильцев А., Киселев С. Регулирование субсидий в ВТО. М.: 2006. -63 с.
- Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. M.: ВАВТ, 2004. — 529 с.
- Енгибаров A.B. Некоторые вопросы повышения эффективности экспорта. М.: Международные отношения, 1983. — 238 с.
- Ю.Кац М., Роузен X. Микроэкономика / пер. с англ. И. Пустовалова и др. Мн.: Новое знание, 2004. — 828 с.
- П.Кругман Р. П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика Учебник для ВУЗов / пер. с англ. В. П. Колесова,
- M.B. Кулакова. M.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. -799 с.
- Кузнецов A.B. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект. М.: КомКнига, 2007. — 288 с.
- Лисоволик Я. Д. Конкурентная Россия в мире «конкурентной либерализации». М.: Экономика, 2007. — 446 с.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. JI.H. Красавиной. М.: «Финансы и статистика», 2008. — 576 с.
- Мокров Г. Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. М.: ЮРКНИГА, 2006. -319 с.
- Национальная экономика / под ред. П. В. Савченко. М.: Экономистъ, 2005.-813 с.
- Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М.: Экономистъ, 2009. — 672 с.
- Родыгина Н.Ю. Экспортные стратегии промышленно развитых стран: возможности использования для России. Монография. М.: Издательство РГЭТУ, 2005. — 192 с.
- Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда: выбор конкурентоспособной стратегии. М.: Макс Пресс, 2004. — 521 с.
- Управление международным обменом товаров, услуг, капитала / под общ. ред. Э. Э. Батизи. М.: Высшее образование и наука, 2004. — 448 с.
- Холопов А. В. Теория международной торговли. М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. — 80 с.
- Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли Российской Федерации / под ред. проф. В. И. Дворцова. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2001. — 377 с.
- Albaum G., Duerr Е. International Marketing and Export Management. -Harlow.: Pearson Education Limited, 2008. 6th Edition. -711 p.
- Albaum G., Duerr E., Strandskov J. International Marketing and Export Management. Harlow.: Pearson Education Limited, 2005. — 5th Edition. -671 p.
- Cavusgil S.T. Export Development Efforts in the United States: Experience and Lessons Learned // International Perspectives on Trade Promotion and Assistance / by S.T. Gavusgil, M. R Czinkota. -N.Y.: Quorum Books, 1990. -p. 173−187
- Fuchs M.J. Building Trust: developing The Russian Financial Sector. -Washington.: The World Bank, 2002. 359 p.
- Gerber J.B. Export Promotion Policies // Handbook on International Trade Policy / by W.A. Kerr, J.D. Gaisford. Cornwall.: MPG Books LTD, 2007. -p. 450−457
- Hall G., Tu C. Internationalization and Size, Age & Profitability in the United Kingdom // Handbook of Research on International Entrepreneurship / by L-P. Dana. Cornwall.: MPG Books Ltd., 2004. — p. 596−613
- Ibrahim A.B. Internationalization: Motive and Process // Handbook of Research on International Entrepreneurship / by L-P. Dana. Cornwall.: MPG Books Ltd., 2004.-p. 129−136
- Mikic M., Gilbert J. Trade Statistics in Policymaking. A Handbook of Commonly Used Trade Indices and Indicators. Bangkok.: the United Nations, 2007.- 112 p.
- Stephens M. The Changing Role of Export Credit Agencies. Washington.: The International Monetary Fund, 1999. — 117 p.
- Wang J-E., Mansilla M., Kikuchi Y., Choudhury S. Officially Supported Export Credits in a Changing World. Washington-: The International Monetary Fund, 2005. — 48 p.
- Welch L.S. International Entrepreneurship and Internationalization: Common Threads // Handbook of Research on International Entrepreneurship / by L-P. Dana. Cornwall.: MPG Books Ltd., 2004. — p. 137−149
- Статьи в периодических изданиях
- Баженов П.А. Современная парадигма маркетинга партнерских отношений экспортно-ориентированных предприятий России // Новости российского экспорта. 2010. — № 6. — с. 53−58
- Викторова B.C. Государственное гарантирование экспорта: зарубежный опыт (на примере компании „Ойлер-Гермес“) // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 8. — с. 33−37
- Гаврилов H., Беляков И. Государственная поддержка промышленного экспорта в России // Вопросы экономики. 2007. — № 3. — с. 108−118
- Епифанцев A.A. Выбор стратегии проникновения российских предприятий на зарубежные рынки // Журнал экономической теории.2008.-№ 2.-с. 206−210
- Епифанцев A.A. Проблема выбора стратегии продвижения российских товаров на зарубежные рынки // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. — № 8. — с. 10−19
- Жаринов A.A. О поддержке экспорта малых и средних предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. — № 1. — с. 51−56
- Жаринов A.A. Основные принципы функционирования организаций по поддержке экспорта // Российский внешнеэкономический вестник.2009. -№ 11.-с. 16−23
- Захаров А.Н. Банки развития гарантийная поддержка экспорта промышленной продукции // Российский внешнеэкономический вестник. — 2009. — № 12. — с. 34−38
- Клинова М. Новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — с. 78−91
- Магомедова З.Г. Диверсификация экспорта как условия // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. — № 3. — с. 35−40
- Маслеева М.А. Государственная помощь российским экспортерам // Новости российского экспорта. 2010. — № 6. — с. 38−44
- Оболенский В.П. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации? // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. — № 1.-е. 32−38
- Ограничения доступа российских экспортных товаров на зарубежные рынки // Новости российского экспорта. 2010. — № 7. — с. 13−29
- Пак А. Г. Современная система поддержки экспорта в Российской Федерации и направления ее совершенствования // Новости российского экспорта. 2010. — № 1. — с. 31−38
- Покровская В.В. Встраивается ли Россия в структуру мирового экспорта? // Новости российского экспорта. 2010. — № 11.-е. 10−18
- Покровская В.В. Перспективы России по расширению экспорта наукоемкой продукции // Новости российского экспорта. 2010. — № 5. -с. 41−47
- Родыгина Н.Ю. Особенности государственной поддержки экспортеров во Франции // Новости российского экспорта. 2010. — № 6. — с. 26−32
- Ростовский Ю.М. О коммерческой работе с иностранными контрагентами // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 3. — с. 63−71
- Рубченко М. Оптимистическое предложение // Эксперт. 2008. — № 47 (636).-с. 64−66
- Саакян Р., Трунин И. Возмещение налога на добавленную стоимость при применении нулевой налоговой ставки // Вопросы экономики. -2007. -№ 3.-е. 120−137
- Савинов Ю. А., Мигунов А. Ю. Государственная финансовая поддержка экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 5. — с. 30−37
- Савинов Ю. А., Мигунов А. Ю. Государственная финансовая поддержка экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. — № 6. — с. 46−55
- Сельцовский В.П. Диверсификация необходимое направление развития российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. — 2009. — № 1. — с. 30−42
- Симачев Ю., Данильцев А., Кузнецов Б., Яковлев А. Компенсация потерь без стимулов для развития // Эксперт. 2009. — № 15.-е. 51−55
- Смолякова Ю.В. Проблемы функционирования государственно-частного партнерства в России и пути их решения // Журнал экономической теории. 2009. — № 2. — с. 279−282
- Спартак А.Н. Тенденции и проблемы развития внешней торговли России в предкризисном пятилетии (2004−2008 гг.) // Новости российского экспорта. 2010. — № 1.-е. 15−30
- Сусанян К.Г. Влияние курса рубля на конкурентоспособность российского промышленного экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. — № 12.-е. 28−33
- Сусанян К.Г. Формы государственной поддержки российского экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. — № 8. -с. 39−47
- Черевань Ю. Налоговые механизмы стимулирования экспорта // Вопросы экономики. 2007. — № 3. — с. 137−143
- Швецов Ю., Булаш О. Бюрократизация государства как тормоз социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2009. -№ 9.-с. 146−153
- Широв А. Гусев М. Краткосрочный прогноз развития внешней торговли // Новости российского экспорта. 2010. — № 11.-е. 58−60
- Шуйский В.П., Алабян С. С. Пути ускорения развития российского высокотехнологичного экспорта // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. — № 7. — с. 25−39
- Agarwal S., Ramaswami S.N. Choice of Foreign Market Entry Mode: Impact of Ownership, Location and Internalization Factors // Journal of International Business Studies. 1992. — Vol. 23. -No. 1. -p. 1−27
- Ahmed Z.U., Julian C.C., Baalbaki I., Hadidian T.V. Export Barriers and Firm Internationalisation: A Study of Lebanese Entrepreneus // Journal of Management & World Business Research. 2004. — Vol. 1. — No. 1. — p. 1122
- AJ-Aali A.Y. Characteristics of Exporting and Nonexporting Joint Ventures in Saudi Arabia // Journal of Global Marketing. 1989. — Vol. 3 (2). — p. 6175
- Baldauf A., Cravens D.W., Wagner U. Examining Determinants of Export Performance in Small Open Economies // Journal of World Business. -2000.-Vol. 35.-No. 1.-p. 61−79.
- Bauerschmidt A., Sullivan D., Gillespie K. Common Factors Underlying Barriers to Export: Studies in the U.S. Paper Industry // Journal of International Business Studeis. 1985.-Vol. 16.-No. 3.-p. 111−123
- Bilkey W.J. An Attempted Integration of the Literature on the Export Behavior of Firms // Journal of International Business Studies. 1978. -Vol. 9.-No. 1.-p. 33−46
- Bilkey W.J. Variables Associated with Export Profitability // Journal of International Business Studies. 1982. — Vol. 13. — No. 2. — p. 39−55
- Bilkey W.J., Tesar G. The Export Behavior of Smaller-Sized Wisconsin Manufacturing Firms //Journal of International Business Studies. 1977. -Vol. 8-No. l.-p. 93−98
- Bohman M., Carter C.A., Dorfman OioPio The Welfare Effects of Targeted Export Subsidies: A General Equilibrium Approach // American Journal of Agricultural Economics. 1991. — Vol. 73. — No. 3. — p. 693−702
- Bonaccorsi A. What Do We Know About Exporting by Small Italian Manufacturing Firms? // Journal of International Marketing. 1993. — Vol. 1. — No. 3. — p. 49−75
- Brander J.A., Spencer B. Export Subsidies and International Market Share Rivalry // Journal of International Economics. 1985. -No. 16. -p. 83−100
- Buckley P.J., Casson M.C. Analyzing Foreign Market Entry Strategies: Extending the Internalization Approach. Journal of International Business Studies. — 1998. — Vol. 29. -No. 3. — p. 539−561
- Calof J.L. The Relationship between Firm Size and Export Behavior Revisited // Journal of International Business Studies. 1994. — Vol. 25. -No. 2.-p. 367−387
- Campa J.M., Guillen M.F. The Internalization of Exports: Firm- and Location-Specific Factors in a Middle-Income Country // Management Science.- 1999.-Vol. 45.-No. 11.-p. 1463−1478
- Cavusgil S.T., Nevin J.R. Internal Determinants of Export Marketing Behavior: An Empirical Investigation // Journal of Marketing Research. -1981.-Vol. 18.- No. l.-p. 114−119
- Cavusgil S.T., Yeoh P-L. Public Sector Promotion of U.S. Export Activity: A Review and Directions for the Future // Journal of Public Policy & Marketing. 1994. — Vol. 13. — No. 1. — p. 76−84
- Cavusgil S.T., Zou Sh. Marketing Strategy-Performance Relationship: An Investigation of the Empirical Link in Export Market Ventures // Journal of Marketing. 1994. — Vol. 58. — p. 1−21
- Christensen C.H., da Rocha A., Gertner R.K. An Empirical Investigation of the Factors Influencing Exporting Success of Brazilian Firms // Journal of International Business Studies. 1987. — Vol. 18. — No. 3. — p. 61−77
- Czinkota M.R. A National Export Assistance Policy for New and Growing Businesses // Journal of International Marketing. 1994. — Vol. 2. — No. 1. -p. 91−101
- Czinkota M.R., Johnston W.J. Segmenting U.S. Firms for Export Development//Journal of Business Research. 1981.-Vol. 9.-p. 353−365
- Decker R., Zhao X. SMEs' Choice of Foreign Market Entry Mode: A Normative Approach // International Journal of Business and Economics. -2004.-Vol. 3.-No. 3.-p. 181−200
- Deng Sh.L., Verma V., Lendsay K. The Satisfactions and Frustrations of Exporting to Malaysia: A Case Study of Three Small Canadian Exporters // Journal of Small Business and Entrepreneurship. 1995. — Vol. 12. — No. 4. -p. 49−64
- Diamantopoulos A. Identifying Differences Between High- and Low-Involvement Exporters // International Marketing Review. 1988. — Vol. 5. -No. 2.-p. 52−60
- Eaton J., Grossman Optimal Trade and Industrial Policy under Oligopoly // The Quarterly Journal of Economics. 1986. — Vol. 101. — No. 2. — p. 383 406
- Feenstra R.C. Trade Policy with Several Goods and 'Market Linkages' // Journal of International Economics. 1986. — No. 20. — p. 249−267
- Francis J., Collins-Dodd C. Impact of Export Promotion Programs on Firm Competencies, Strategies and Performance. The Case of Canadian High-Technology SMEs // International Marketing Review. 2004. — Vol. 21. -No. 4/5. -p.474−495
- Frankel J.A., Romer D. Does Trade Cause Growth? // The American Economic Review. 1999. — Vol. 89. — No. 3. — p. 379−399
- Geii (5-turk E.F., Kotabe M. The Effect of Export Assistance Program Usage on Export Performance: A Contingency Explanation // Journal of International Marketing. 2001. — Vol. 9. — No. 2. — p. 51−72
- Goodnow J.D., Goodnow W.E. Self-Assessment by State Export Promotion Agencies: A Status Report // International Marketing Review. -1989.-Vol. 7.-No. 3. -p. 18−30
- Gripsrud G. The Determinants of Export Decisions and Attitudes to a Distant Market: Norwegian Fishery Exports to Japan // Journal of International Business Studies. 1990. — Vol. 21. — No. 3. — p. 469−485
- Hansen K. The Dual Motives of Participants at International Trade Shows. An Empirical Investigation of Exhibitors and Visitors with Selling Motives // International Marketing Review. 1996. — Vol. 13. — No. 2. — p. 39−53
- Ishikawa J., Komoriya Y. Subsidies and Countervailing Duties with Firm Heterogeneity // Asia-Pacific journal of Accounting & Economics. -2007.-No 14.-p. 279−291
- Itoh M., Kiyono K. Welfare-enhancing Export Subsidies // Journal of Political Economy. 1987. -Vol. 95.-No. 1.-p. 115−137
- Johanson J., Vahlne J-E. The Internationalization Process of the Firm A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. — 1977. — Vol. 8. -No. l.-p. 23−32
- Johanson J., Vahlne J-E. The Uppsala Internationalization Process Model Revisited: From Liability of Foreignness to Liability of Outsidership // Journal of International Business Studies. 2009. — Vol. 40. — p. 14 111 431
- Johanson J., Wiedersheim-Paul F. The Internationalisation Process of the Firm: Four Swedish Case Studies // Journal of Management Studies. -1975. Vol. 12. — No. 3. — p. 305−322
- Johnston W.J., Czinkota M.R. Export Attitudes of Industrial Manufacturers // Industrial Marketing Management. 1985. — Vol. 14. — p. 123−132
- Kantapipat W. The Determinants of Successful Export Marketing Strategy in Thai Processed Agricultural Products // RU. Int. J. 2009. — Vol. 3. — No. l.-p. 91−102
- Katsikeas C.S., Deng Sh.L., Wortzel L.H. Perceived Export Success Factors of Small and Medium-Sized Canadian Firms // Journal of International Marketing. 1997. — Vol. 5. — No. 4. — p. 53−72
- Katsikeas C.S., Piercy N.F. Long-Term Export Stimuli and Firm Characteristics in a European LDC // Journal of International Marketing. -1993.-Vol. 1 No. 3. — p. 23−47
- Kaynak E., Kothari V. Export Behavior of Small Manufacturers: A Comparative Study of American and Canadian Firms // European Management Journal. 1983. — Vol. 2. — No. 2. — p. 41−47
- Kleinschmidt E.J., Ross R.E. Export Performance And Foreign Market Information: Relationships for Small High-Technology Firms // Journal of Small Business. 1984. — Vol. 2. — No. 2. — p. 8−23
- Kotabe M., Czinkota M.R. State Government Promotion of Manufacturing Exports: A Gap Analysis // Journal of International Business Studies. 1992.-Vol. 23.-No. 4.-p. 637−658
- Lee W-Y., Brasch J.J. The Adoption of Export as An Innovative Strategy // Journal of International Business Studies. 1978. — Vol. 9. — No. l.-p. 85−93
- Leonidou L.C. Export Barriers: Non-Exporters' Perceptions //International Marketing Review,. 1995. — Vol. 12. — No. l.-p. 4−25
- Leonidou L.C., Katsikeas C.S. The Export Development Process: An Integrative Review of Empirical Models // Journal of International Business Studies. 1996.-Vol. 27.-No. 3.-p. 517−551
- Leonidou L.C., Katsikeas C.S., Palihawadana D., Spyropoulou S. An Analytical Review of the Factors Stimlating Smaler Firms to Export // International Marketing Review. 2007. — Vol. 24. — No. 6. — p. 735−770
- Madhok A. Cost, Value and Foreign Market Entry Mode: The Transaction and the Firm // Strategic Management Journal. 1997. — Vol. 18.-p. 39−61
- Nazar M.S., Saleem H.M.N. Firm-Level Determinants of Export Performance // International Business and Economics Research Journal. -2009.-Vol. 8.-No. 2.-p. 105−112
- Opara B.C. Export Marketing: Catalyst for Nigeria economic Paradigm Shift // Research Journal of International Studies. 2010. — No. 13.-p. 79−87
- Osarenkhoe A. A Study of the Enablers of Non-Sequential Internationalization Process Among Small and Medium-Sized Firms // International Journal of Business Science and Applied Management. 2008. -Vol. 3.-No. 2.-p. 1−13
- Oviatt B.M., McDougall P.P. Toward A Theory of International New Ventures // Journal of International Business Studies. 1994. — Vol. 25. -No. l.-p. 45−64
- Oviatt B.M., McDougall P.P. Toward A Theory of International New Ventures // Journal of International Business Studies. 2005. — Vol. 36. -No. l.-p. 29−41
- Reid S.D. The Decision-Maker and Export Entry and Expansion // Journal of International Business Studies. 1981. — Vol. 12. — No. 2. — p. 101−112
- Schlegelmilch B.B., Crook J.N. Firm-Level Determinants of Export Intensity // Managerial and Decision Economics. 1988. — Vol. 9. — No. 4. -p. 291−300
- Seringhaus F.H.R. The Impact of Government export Marketing Assistance // International Marketing Review. 1986. — Vol. 3. — No. 2 — p. 55−66
- Seringhaus F.H.R., Botschen G. Cross-National Comparison of Export Promotion Services: The Views of Canadian and Austrian Companies // Journal of International Business Studies. 1991. — Vol. 22. — No. l.-p. 115−133
- Seringhaus F.H.R., Mayer Ch.S. Different Approaches to Foreign Market Entry Between Users and Non-Users of Trade Missions // European Journal of Marketing. 1988. — Vol. 22. — No. 10. — p. 7−18
- Seringhaus F.H.R., Rosson Ph.J. Management and Performance of International Trade Fair Exhibitors: Government Stands vs Independent Stands // International Marketing Review. 1998. — Vol. 15. — No. 5. — p. 398−412
- Shoham A. Export Performance: A Conceptualization and Empirical Assessment // Journal of International Marketing. 1998. — Vol. 6. — No. 3. -p. 59−81
- Shoham A., Albaum G. Reducing the Impact of Barriers to Exporting: A Managerial Perspective // Journal of International Marketing. 1995. -Vol. 3.-No. 4.-p. 85−105
- Simpson C.L., Jr., Kujawa D. The Export Decision Process: An Empirical Inquiry // Journal of International Business Studies. 1974. — Vol. 5.-No. l.-p. 107−117
- Singer T.O., Czinkota M.R. Factors Associated with Effective Use of Export Assistance // Journal of International Marketing. 1994. — Vol. 2. -No. l.-p. 53−71
- Siringoringo P., Prihandoko, Tintri D., Kowanda A. Problems Faced by Small and Medium Business in Exporting Products // Delhi Business Review. 2009. — Vol. 10. — No. 2. — p. 49−56
- Tesfom G., Lutz C. A Classification of Export Marketing Problems of Small and Medium Sized Manufacturing Firms In Developing Countries // International Journal of Emerging Markets. 2006. — Vol. 1. — No. 3. — p. 262−281
- Tesfom G., Lutz C. Evaluating the Effectiveness of Export Support Services in Developing Countries. A Customer (User) Perspective // International Journal of Emerging Markets. 2008. — Vol. 3. — No. 4. — p. 364−377
- Wiedersheim-Paul F., Olson H.C., Welch L.S. Pre-Export Activity: The First Step in Internationalization // Journal of International Business Studies. 1978. — Vol. 9 — No. 1 — p. 47−5 8
- Zain Z., Khalili J., Mokhtar M. Export Problems among Small and Medium Scale Industries in Klang Valley: A Preliminary Finding // Gading Business and Management Journal. 2008. — Vol. 12. — No. l.-p. 23−39
- Исследования на соискание ученой степени
- Александрова O.A. Развитие экспортной деятельности промышленных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов, 2008. — 167 с.
- Атаев A.B. Современные тенденции и направления государственной поддержки экспорта за рубежом и в России. М., 2005.- 198 с.
- Бутаев Р.Ш. Механизм реализации экспортного потенциала промышленного комплекса региона: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Махачкала, 2003. -256 с.
- Драчинский A.B. Повышение эффективности российского экспорта на федеральном и региональном уровне: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2005. -151 с.
- Елькин И.В. Оценка и перспективы развития экономики региона с экспортной ориентацией: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск, 2010.- 189 с.
- Жаринов A.A. Совершенствование системы государственной поддержки экспорта в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2010.-28 с.
- Климов P.C. Механизмы государственной поддержки экспорта России: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2004. -173 с.
- Николаева JT.A. Роль государственной поддержки экспорта в повышении конкурентоспособности российских товаров: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2005.-249 с.
- Сорокин К.В. Возможность адаптации мирового опыта государственной поддержки экспорта российских производителей:диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2007.- 171 с.
- Улитина Е.М. Страхование экспортных кредитов как финансовая поддержка экспорта: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб, 2008. — 211 с.
- Шевченко О.Н. Механизм стимулирования экспорта: использование международного опыта в российских условиях: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2003.- 138 с.
- Шеколинский И.Н. Экспортные кредитные агентства как механизма государственной финансовой поддержки экспорта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006. — 28 с.
- Беккер А. Правительство создает национальное агентство по поддержке экспортеров // Ведомости. 24.08.2006 электронный ресурс. URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?tablecode=15&action=show&id:=4508
- Годовые отчеты Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка ЗАО РОСЭКСИМБАНК» за 2005−2009 года электронный ресурс. URL: http://www.eximbank.ru/enter.html
- Единый портал органов исполнительной власти Украины электронный ресурс. URL: www.kmu.gov.ua
- Журнал Энергия промышленного роста электронный ресурс. URL: www. epr-magazine.ru
- Зайко А. Единой системы поддержки и стимулирования экспорта в России в настоящий момент не существует // Энергия промышленного роста. 2009. — № 9 35. [электронный ресурс] URL: (http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/interview/fradkov
- Зайко А. Поддержка экспорта. Одиночество экспортера // Энергия промышленного роста. 2009. — № 9 35. [электронный ресурс] URL: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/maintheme/export
- Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007−2008 годы (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/brends/doc 201 001 081 527)
- Новости от 1 октября 2010 г. «Подписано постановление Правительства о поддержке экспорта малого и среднего бизнеса» электронный ресурс. URL: http://smb.economy.gov.rU/content/news/federal/general/m, f,261 418
- Новости от 28 июля 2010 г. «О решениях Наблюдательного совета Внешэкономбанка» электронный ресурс. URL: http://www.veb.ru/ru/about/press/news/index.php?from33=24&id32=6635
- Петраков H., Шагалов Г. О государственной поддержке российского экспорта электронный ресурс. URL: www.cemi.rssi.ru/mei/ articles/petr-sh06−1 .pdf
- Портал «Внешнеэкономические отношения и международные правила торговли» электронный ресурс. URL: http://mdb.economy.gov.ru
- Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации электронный ресурс. URL: www.ved.gov.ru
- Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности электронный ресурс. URL: www.vneshmarket.ru
- Сайт Всемирной торговой организации электронный ресурс. URL: www.wto.org
- Сайт Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка ЗАО РОСЭКСИМБАНК" электронный ресурс. URL: www.eximbank.ru
- Сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» электронный ресурс. URL: www.veb.ru
- Сайт Международного Форума по интеллектуальной собственности электронный ресурс. URL: www. expo-priority.ru
- Сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации электронный ресурс. URL: www.minrpomtorg.gov.ru
- Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации электронный ресурс. URL: www.economv.gov.ru
- Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства электронный ресурс. URL: www.smb.ru
- Сайт Российского союза промышленников и предпринимателей электронный ресурс. URL: www.rspp.ru
- Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации электронный ресурс. URL: www.tpprf.ru
- Сайт Федеральной таможенной службы электронный ресурс. URL: www.customs.ru
- Сидоров М. Бренд России. Родина как торговая марка // Энергия промышленного роста. 2007. — № 10 20. [электронный ресурс] URL: http://www.epr-magazine.ru/prompolitics/maintheme/trademark/
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства электронный ресурс. URL: www.smb.gov.ruhttp://conferences.anzmac.org/ANZjN
- Ali M. Export Behavior of Small and Medium Enterprises. 2000 electronic resource. URL: http://prr.hec.gov.pk/chapters/187−0.pdf
- Ali M. Export Behavior of Small and Medium Enterprises. 2000 electronic resource. URL: http://prr.hec.gov.pk/chapters/187−4.pdf
- Demidova S., Rodriguez-Clare A. Export Subsidies, Productivity and Welfare under Firm-Level Heterogeneity/ 2007 electronic resource. URL: http://www.econ.gatech.edu/files/seminars/f07demidova.pdf
- Kandasaami S. Internationalisation of Small- and Medium-Sized Born-Global Firms: A Conceptual Model electronic resource. URL: http://www.sbaer.uca.edu/research/icsb/1998/68.pdf
- Khorana S., Verousis Th., Perdikis N. Perceptions of Export Problems in EU-India Trade: Evidence From Small and Medium Firms. 2010 electronic resource. URL: http://www.etsg.org/ETSG2010/papers/khorana.pdf
- Knight J., Bell J., McNaughton R. «Born Globals»: Old Wine in New Bottles? electronic resource. URL: http://smib.vuw.ac.nz:8081/WWW/ANZMAC2001/anzmac/AUTHORS/pdf s/Knight.pdf
- Kuada J. Export Potential Analysis. Internal Determinants and Constraints. 2005 electronic resource. URL: http://www.business.aau.dk/ivo/publications/working/wp40.pdf
- Lages L.F., Montgomery D.B. The Relationship Among Export Assistance, Pricing Strategy Adaptation to the Foreign Market, and Performance Improvement. 2004 electronic resource. URL: https://mercury.smu.edu.sg/rsrchpubupload/4219/90 704.pdf
- Mirela C., Sorin D., Raluca D. Export Credit Agencies and Their Role on the Credit Insurance Market electronic resource. URL: http://steconomice.uoradea.ro/anale/volume/2007/v2-fmances-accounting-and-banks/52 .pdf
- Rose A.K. The Foreign Service and Foreign Trade: Embassies as Export Promotion // National Bureau of Economic Research Working Paper № 11 111. 2005 electronic resource. URL: http://www.nber.org/papers/wl 111 l. pdf?new window=l
- Zhao X., Decker R. Choice of Foreign Market Entry Mode. Cognitions From Empirical and Theoretical Studies electronic resource. URL: http://bieson.ub.uni-bielefeld.de/volltexte/2004/507/pdf/mentry.pdf1. Нормативно-правовые акты
- Постановление Совета министров Правительства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 633 «Об образовании российского экспортно-импортного банка»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 1994 г. № 16 «О российском экспортно-импортном банке»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 г. № 551 «Об утверждении положения о российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. № 401 «Об оптимизации системы Торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 604 «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. № 195 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 604»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 г. № 24 «О мерах государственной поддержки российских организаций-экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановых период 2011 и 2012 годов»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 460 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 996 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357»
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»
- Постановление Кабинета Министров Украины от 14 апреля 2004 г. № 473 «О временном исключении сахара и сахарных сиропов из режима свободной торговли с Республикой Грузия и Российской Федерацией»
- Постановление Кабинета Министров Украины от 13 мая 2006 г. № 670 «Некоторые вопросы торговли отдельными видами сахарной продукции»
- Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 2 февраля 2009 г. № 31 «О порядке отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки»
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 февраля 2010 г. № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предприниматель ств а»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р (об одобрении Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р (об утверждении перечня промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 году оказывается государственная гарантийная поддержка)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 46-р (о предоставлении интересов Российской Федерации в судах в качестве агентов Правительства Российской Федерации)
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о свободной торговле от 24 июня 1993 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности»
- Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития»
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»