Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждались на конференции: «Национально-региональный компонент в школьных программах по ИЗО и черчению» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожест-венная образовательная система в России. Теория и практика» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Формирование ценностных ориентаций как педагогическая проблема
    • 1. 2. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры
    • 1. 3. Модель формирования ценностных ориентаций студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В КУРСЕ АРХИТЕКТУРЫ
    • 2. 1. Организация поискового эксперимента и анализ его результатов
    • 2. 2. Экспериментальная проверка педагогических условий реализации модели формирования ценностных ориентаций студентов в курсе архитектуры
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования по формированию ценностных ориентаций студентов
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Недостаточное развитие духовного начала в человеке приводит к пересмотру смысла жизни и ценностей в ней. Требования, предъявляемые к процессу обучения и воспитания, определяются уровнем развития общества. Сегодня социальный заказ общества — это активная, творчески мыслящая личность, подготовленная к инициативной, социальной и профес-сгонаяыюй деятельности, ориентированная в мире ценностей, способная преумножать их. Противоречием нашего времени является несоответствие между недостаточным нравственным развитием человека и возросшими интеллектуально-техническими его возможностями, первоосновой чего является низкий уровень духовности. Проблема Армирования духовных ценностей личностисложная и многоаспектная. Она требует объединения знаний наук о человеке, истории, философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности разрабатывалась в философии (В.Г. Алексеева, С. Ф. Анисимов, В. А. Василенко, Г .Я. Головных, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, В. А. Тугаринов, Н. З. Чавчав, сзе и др.), а также в социологии (Д.К. Беляев, И. В. Блауберг, В. В. Водзин кая. В. В. Ольшанский, А. А Ручка, В. А. Ядов и др).

В психологии вопросами ценностей занимались К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. Б. Бобнева, Г. Л. Будинайте, И. В. Дубровина, У. П. Ильин, Т. В. Корнилова, М. В. Кроз, Д. Н. Узнадзе, Е. В. Щорохова и др. Они рассматривали формирование высших потребностей, мотивов и интересов в духовной деятельности людей и определили средства достижения их.

Философское осмысление общечеловеческих ценностей в последние годы дало импульс для целого направления педагогических исследований. Учеными-педагогами исследованы ценностные ориентации личности (Т.К. Ахаян, З. И. Васильева, М. Е. Дуранов, И. Ф. Исаев, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, В.А. Сластенин) и процесс их формирования (В.Г. Алексеева, С. Ф. Анисимов и др.), предложена методика изучения ценностных ориентаций (А.В. Кирьякова), затронута проблема ценностных ориентаций в инновационном обучении.

A.M. Булынин, В. П. Гаркунов, М. Пак), изучены особенности и связи потребностей, интересов, мотивов и ценностей (Р.С. Вайсман, А. Г. Здравомыслов, Г. Оллпорт, С. Н. Старостина, А. П. Тряпицина, Г. Д. Кириллова, А.А. Косола-пова, А. Маслоу), осуществлено исследование ценностного подхода и оптимизации обучения школьников, студентов как средства его осуществления в учебно-воспитательном процессе (В.А. Беликов, Е. В. Бондаревская, С. Г. Вершловский, P.P. Насретдинова, В.В. Сериков).

Проблемы воспитания личности следует рассматривать в контексте проблем развития мира и человека, его становления и формирования. «Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности», — пишет в своей монографии А. В. Кирьякова (126,с.9).

Ведущими тенденциями в образовании сегодня являются: гуманизация, гуманитаризация и непрерывность, что свидетельствует о приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине. В духовной деятельности у людей формируются высшие потребности и интересы, ставятся перспективные цели, выявляются их социально-политическая, нравственная, эстетическая ценность, определяются средства их достижения, то есть осуществляется все то, что характеризует человеческую деятельность как сознательно целенаправленную и духовно ценную. «Деятельность — специфический вид активно^ сти человека, направленной на творческое преобразование, совершенствование себя и действительности». Учеными признается тот факт, что активная деятельность играет ведущую роль в формировании и развитии личности учащегося (В.Б. Бондаревская, Л.И. Божович). Стимулирование этой деятельности должно осуществляться за счет ценностных ориентаций учащихся, студентов, будущих учителей.

В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема ценностей и ценностных ориентаций как школьников, так и студентов недостаточно хорошо изучена в дидактике.

Гуманизация профессионального образования связана с формированием личности будущего специалиста во всех ее проявлениях. В этом процессе происходит овладение всем многообразием культуры, в том числе и профессионально-педагогической. Реализация принципа гуманитаризации в условиях высших профессиональных заведений требует введения гуманистических идеалов в учебно-воспитательный процесс для повышения творческого потенциала личности студента.

В исследованиях О. А. Абдуллиной, С. Г. Вершловского, Ф. Н. Гоноболина, А. В. Даринского, В. И. Загвязинского, ИФ. Исаева, Н. В. Кузьминой, В.А. Сла-стейина, Е. Г. Слободнюк, Л. Ф. Спирина, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова раскрываются общетеоретические аспекты проблемы профессионального становления личности будущего учителя, обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, анализируются закономерности, условия и механизмы организации профессионально-педагогической подготовки. К настоящему времени в современной науке накоплено значительное количество материалов, связанных с проблемой формирования у будущих учителей ценностных ориентаций (A.M. Булынин, М. В. Велиев и др.).

Для нас определенный интерес вызывают труды, связанные с формированием нового педагогического мышления, которое является непременным условием профессиональной педагогической культуры (О.А. Анисимов, Г. Г. Гранатов, В. П. Зинченко, Ю. Н. Кулюткин, А. В. Петровский и др.). Ряд исследований посвящен отдельным видам профессиональной культуры: духовной (Б.З. Вуль-фов, М. М. Мукамбаева и др.) — методологической (Е.В. Бережнова, В.В. Краев-ский и др.) — гуманитарной (В.А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) — коммуникативной (B.C. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А. В. Мудрик и др.) — технологической (В.П. Беспалько, М. М. Левина, М. В. Николаева, Н. Е. Щуркова и др.). А также работы, затрагивающие аспекты культуры личности учителя в различных сферах учебно-воспитательного процесса в вузе и вне его (Н.М. Бавченков, Е. Б. Гармаш, М. В. Евдокимова, Э. Д. Емелина, Н. В. Седова, Н. Л. Шеховская и другие). Работы B.C. Мерлина посвящены системно-стилевой концепции, основанной на единстве личности и ее деятельностиработы Ю. К. Бабанского подчеркивают важность выработки у учителей проблемно-поискового стиля деятельности.

Вместе с тем, недостаточно разработанными остаются отдельные аспекты профессионально-педагогической подготовки будущих учителей по формированию у учащихся ценностных ориентаций, до конца не исследованы возможности учебно-воспитательного процесса в вузе в этом направлении.

Определяющей задачей воспитания в высшей школе на современном этапе являются: создание продуманных, оптимальных условий для всестороннего воздействия, помощи, нацеленных на изменение мотивации человека к делу (учебе, работе), к самому себе, другим людям, окружающему миру, создание воспитательного пространства, обладающего мощным социализирующим потенциалом. В последние годы был предпринят поиск дидактических условий ценностного подхода: через воспитание трудолюбия (С.Е. Матушкин, П.И. Чернецов) — оптимизацию всего учебно-воспитательного процесса (В.А. Черкасов) — самого определения ценностных ориентаций, иерархии ценностей, структуры процесса ориентации (А.В. Кирьякова), профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя (Е. Г. Слободнюк).

Особенно интересен ценностно-ориентированный подход, потому, что в современном образовании существует потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций, как основы определения учителем и учащимся целей обучения. Мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения и познавательной деятельности, перехода мотива на цели (целеполагание). Однако теоретических исследований условий, при которых ценности имеют тенденцию к присвоению их личностью, остается мало.

Сегодня одним из перспективных направлений работы вуза является подготовка учителя изобразительного искусства и черчения к формированию ценностных ориентаций у учащихся. Оно должно решать следующие задачи:

— формирование ценностного фонда как основы развития положительной мотивации к профессиональной деятельности студента;

— развитие интеллектуального творчества студента и способности к его непрерывному образованию;

— формирование компетентности студента художественно-графического факультета.

Особое внимание в профессиональной подготовке студентов художественно-графического факультета уделяется предметам гуманитарного цикла, которые помогают усвоению духовно-нравственных ценностей и идей, являющихся основой для развития профессионально-педагогических качеств студентов ц самоопределения, самообразования личности.

Получение художественного образования в вузе связано с приобретением специальности в области изобразительного искусства или художественной педагогики. Оно смоделировано на основе синкретического характера художественной народной культуры или интеграции различных видов классического искусства, художественной мировой и отечественной культуры. Но успех осуществления задач художественного воспитания зависит от личности педагога, его готовности к решению задач, поставленных на том или ином этапе системы непрерывного образования (В.И. Колякина). Наиболее актуальными и основными задачами художественного образования будущих учителей изобразительного искусства становятся:

— знакомство с новыми программами и технологиями художественной педагогики;

— развитие способности будущего учителя к самореализации в педагогической деятельности и формирование у него умения осуществлять опытно-исследовательскую работу, направленную на совершенствование художественного образования и воспитания.

Теоретическая подготовка будущих педагогов изобразительного искусства в вузе нуждается в постоянном корректировании в связи с новыми требованиями. Появление многочисленных инновационных программ по изобразительному искусству, дизайну и народной культуре несколько компенсируют недостатки существующей образовательной системы, но требуют теоретического обоснования и определения места в системе художественного образования как школьников, так и будущих учителей.

Изучение научной, общепедагогической и специальной литературы показывает, что на данном этапе недостаточно проанализированы конкретные пути практической реализации этого процесса в учебной деятельности студентов, в подготовке будущих учителей изобразительного искусства.

Сейчас в учебных программах происходят положительные изменения в сторону поворота к изучению основ изобразительного искусства на примерах региональной культуры. Одним из перспективных направлений в образовательном процессе можно считать включение регионального компонента: изучение региональной архитектуры. Элементы зодчества и градостроительства изучаются и школьниками. В этом процессе развиваются их духовные ценности.

Для определения места и объема изучения архитектуры в современном образовательном процессе нами проанализированы существующие на сегодняшний день программы по изобразительному искусству и художественному образованию с дошкольного возраста до высшего учебного заведения (Б.М. Йеменский, В. С. Кузин, Л. Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова). Это развивающие программы по искусству и художественной культуре, в которых достаточно много внимания уделено вопросам ознакомления с традициями древнерусской архитектуры, получению сведений о выдающихся произведениях мировой архитектуры, изучению народного искусства как части материальной и духовной культуры общества, познанию сложной взаимосвязи человека и окружающей среды. Проблемы изучения традиций русского зодчества в художественном образовании и воспитании содержат работы Г. Н. Матюшина, Н. В. Полуниной, E.JI. Прасоловой, О. П. Савельевой, В. Г. Смирнова, Д. Г. Хворостова. Они предназначены для учащихся младшего, среднего и старшего звена.

Практически во всех существующих новых программах по изобразительному искусству осуществляется интеграция географических, социально-экономических, этнографических знаний, истории, культуры и искусства края. В методике преподавания искусства родного края распространены принципы последовательного изучения традиций: «от родного порога к культуре стран мира», параллельного изучения, но наиболее актуальным является интегрированный подход, основанный на взаимопроникновении культур в художественном объекте.

Главной целью включения регионального компонента в изобразительную деятельность является формирование и развитие духовных ценностей школьников, формирование отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве. Архитектура родного края является составной частью художественного образования, которое обладает огромными возможностями воспитания человека, имеющего чувство гармонии, пропорций, ритма, цвета, пластических форм, обладающего способностью воображения и фантазии. Работа на основе изучения и наблюдения реального мира является важным условием успешного освоения школьниками программы обучения.

Все общеобразовательные программы по изобразительному искусству призваны, кроме получения художественного образования, формировать и развивать определенные ценности у школьников. Реализация целей и задач общеобразовательных программ, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности региона, зависит от знаний и личности учителя. В этом и заключается трудность подготовки педагогов такого профиля. Анкетирование учителей изобразительного искусства г. Оренбурга, Оренбургской области и г. Магнитогорска показало, что они не достаточно хорошо ориентируются в системе ценностей и не видят конкретных путей формирования ценностных ориентаций учащихся на своих уроках, а также недооценивают возможности искусства как средства воспитания подрастающего поколения в комплексной системе ценностей.

Однако, несмотря на большое количество исследований, некоторые из них носят общий характер или направлены на отдельные специальные вопросы. При этом вопрос о формировании ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры, тем более в процессе изучения региональной архитектуры, не был рассмотрен как самостоятельная тема.

В связи с вышесказанным прослеживаются противоречия между необходимостью формирования ценностных ориентаций студентов в высшем учебном заведении и недостаточной теоретической разработанностью формирования ценностных ориентаций в образовательном процессе, разобщенностью целей, подходов, методов и средств формирования ценностных ориентаций студентов, < в учебно-познавательной деятельностислабой связью теории с практикой.

Необходимость разрешения противоречий определяет актуальность проблемы исследования: выявление условий обеспечения эффективного формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения названных противоречий определили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры».

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования ценностных ориентаций студентов художественно-графического факультета.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций студентов художественно-графического факультета в процессе их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: переход студентов на более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций может быть достигнут:

• при использовании в педагогическом процессе высшего учебного заведения модели формирования ценностных ориентаций студентов художественно-графического факультета, включающей в себя цели, задачи, этапы и средства;

• при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— создание развивающей творческой среды;

— обеспечение единства целей образования и самообразования студентов;

— оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы были поставлены задачи исследования: <

— на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося педагогического опыта выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;

— разработать модель формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры и методику ее реализации;

— определить и апробировать комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры;

— определить критерии и показатели уровней сформированности ценностных ориентаций студентов.

Методологическую основу исследования составляют следующие теории и подходы: положения философии о человеке как социальном существе, познающем мир и себя (И. Кант, Г. Риккерт, М. Шелер и др) — системный подход и его применение к педагогическим явлениям (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг и др) — средовой подход (В.В. Корешков, Я. Корчак, В. А. Ясвин и др.) — психолого-педагогические теории формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.И. Слобод-чиков, Е. И. Исаев, З. И. Файнбург и др.) — теория ценностей (К.А. Абульханова-Славская, С. Ф. Анисимов, В. П. Тугаринов, А. В. Кирьякова, Н. З. Чавчавадзе и др.) — мотивация деятельности и формирования ценностных ориентаций (Ю.К. Бабанский, И. В. Дубровина, Е. П. Ильин, М. Г. Казакина, Д. А. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.) — исследования по проблеме творческой деятельности личности (В.И. Андреев, Б. П. Беспалько, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, А. В. Усова, Г. И. Щукина и др.) — теория творчества и ее роли в обучении (Г.С. Альтшуллер, Д. М. Комский, Б. П. Юсов и др.) — теория влияния на развитие личности различных учебных дисциплин (А.Н. Джуринский, Б. Б. Косов и др.).

Первый этап (1998;1999 гг.) — связан с анализом существующих концептуальных подходов в философской, психолого-педагогической, методической литературе, диссертационных работ по проблеме, а также теории и методики педагогических исследований. На данном этапе осуществлялось определение теоретической и методологической основы исследования, определение проблемы, объекта и предметапостановка целей и задач, выбор методов, адекватных целям и задачамразработка понятийного аппаратасоставление плана экспериментального исследования. В это же время был проведен поисковый эксперимент: выявлен исходный уровень сформированности ценностных ориентаций студентов и учителей городов Оренбурга и Магнитогорска.

Основные методы исследования на данном этапе: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследованияизучение и анализ научных источников и нормативных документовизучение педагогического опытаанализ и изучение педагогического процессапедагогическое наблюдениеанкетирование, тестированиемини-сочинения, анализ деятельности студентов.

На втором этапе исследования (1999;2001гг.) уточнялась и корректировалась гипотеза исследованияразрабатывался комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов в обучении основам архитектурымоделировался процесс формирования ценностных ориентаций студентов (разработка программ и учебно-методических комплексов) — анализировались, проверялись и уточнялись основные положения и выводы, полученные в ходе эксперимента.

Основные методы на данном этапе исследования: педагогический экспериментпедагогическое наблюдение, педагогическое моделированиедиагностические методы: анкетирование, тестирование, мини-сочиненияанализ деятельности студентовметоды математической статистики.

Третий этап (2001;2004 гг.) — связан с проведением заключительной экспериментальной работыс проверкой теоретически обоснованного разработанного комплекса педагогических условий реализации модели формирования ценностных ориентаций в процессе учебно-познавательной деятельностианализом и уточнением теоретико-экспериментальных выводовобобщением и систематизацией полученных результатовразработкой и внедрением методических рекомендаций в практику работы педагоговосуществлением анализа деятельности студентовокончательным оформлением материалов диссертационного исследованияобсуждением результатов.

Основные методы на данном этапе: анализ деятельности студентовметоды математической статистикиметоды наглядных представлений экспериментальных данных.

База исследования. Эксперимент проводился на базе художественно-графического факультета Магнитогорского государственного университета, Оренбургского областного художественно-графического колледжа, Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. В эксперименте участвовало 306 студентов, 60 учителей изобразительного искусства и черчения — слушателей курсов повышения квалификации, преподаватели университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры включает в себя в качестве содержательного компонента этапы ценностных ориентаций: присвоение, преобразование и проектирование ценностей и учебно-методические комплексы: программы, рабочие тетради, методические рекомендации. Модель ориентирована на переход студентов на более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций.

2. Комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования ценностных ориентаций студентов художественно-графического факультета:

— создание развивающей творческой среды;

— обеспечение единства целей образования и самообразования;

— оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой.

3. Методика формирования ценностных ориентаций студентов, представленная в модели.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— теоретически обоснован комплекс педагогических условий, который обеспечивает эффективность формирования у будущих учителей ценностных ориентаций на предметном уровне;

— разработана и апробирована модель формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры и методика ее реализации.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в разработке модели предлагаемой методики;

— в уточнении содержательной основы ценностных ориентаций будущего учителя — системы общечеловеческих и профессиональных педагогических ценностей, взаимосвязанных с будущей педагогической деятельностью студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработанный в ходе эксперимента учебно-методический комплекс: авторская программа по основам архитектуры, авторская рабочая тетрада, творческие задачи и задания, образцы творческих работ, критерии оценки графических работ студентов, а также методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания «Основ архитектуры» в вузе, в специализированных и общеобразовательных школах, на факультативных занятиях;

— уточнены роль и место региональной архитектуры в курсе «Основы архитектуры» в процессе формирования ценностных ориентации;

— разработаны, отобраны и апробированы диагностические средства проверки формирования ценностных ориентаций студентов (критерии, показатели ценностных ориентаций).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследуемых студентовповторяемостью полученных результатов эксперимента на разных этапахобработкой результатов методами математической статистикиподтверждением гипотезы исследования экспериментальным путем.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждались на конференции: «Национально-региональный компонент в школьных программах по ИЗО и черчению» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Этнохудожест-венная образовательная система в России. Теория и практика» (Магнитогорск, МГПИ, 1998 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, МаГУ, 2000 г.) — на научной конференции преподавателей «Проблемы науки и образования в современной высшей школе» (Магнитогорск, МаГУ, 2000 г.) — на городских конференциях учителей ИЗО и черчения г. Магнитогорска (2001;2003 гг.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование. Содержание, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2001 г.) — на городской научно-практической конференции «Совершенствование системы художественно-графического образования на основе интеграции» (Магнитогорск, 2001 г.) — на региональной научно-практической конференции «Зодчество Урала как региональный компонент художественного образования учащихся» (Магнитогорск, 2001 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию художественно-графического факультета (9−10 января 2002): «Совершенствование непрерывного художественно-графического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития" — на семинарах аспирантов и соискателей МаГУна региональной научно-практической конференции «Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования учащихся» (Магнитогорск, 2003 г.) — на международной научно-практической конференции, проведенной в рамках фестиваля гуманитарных наук в Москве — Оренбурге в 2003 г.

Результаты исследования имеют практическую значимость, так как могут быть использованы в практике профессиональной подготовки специалистов. Предложенное диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Данная работа раскрывает достаточно узкое направление формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры. Дальнейшее исследование может быть посвящено рассмотрению таких аспектов проблемы, как: разработка педагогических условий, разработка специальных методик, позволяющих формировать ценностные ориентации студентов на каждом этапе профессиональной подготовки: в художественно-производственной графике, в специальных курсах, содержащих региональный компонент художественно-графического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование ценностных ориентаций студентов является актуальной проблемой, стоящей перед педагогической наукой и обществом, так как ценностные позиции личности будущего учителя способствуют становлению специалистов в области педагогической деятельности. Перспективным направлением работы высшего учебного заведения является подготовка учителя изобразительного искусства и черчения к формированию ценностных ориентаций у учащихся. Оно должно решать следующие задачи:

— формирование ценностного фонда как основы развития положительной мотивации к профессиональной деятельности студента;

— развитие интеллектуального творчества студента и способности к его непрерывному образованию;

— формирование компетентности студента художественно-графического факультета.

Выраженное противоречие между необходимостью формирования ценностных ориентаций студентов в высшем учебном заведении и недостаточной теоретической разработанностью формирования ценностных ориентаций в образовательном процессе, разобщенностью целей, подходов, методов и средств формирования ценностных ориентаций студентов в • учебно-познавательной деятельностислабой связью теории с практикой дало основание к постановке и решению проблемы нашего исследования.

Настоящее исследование посвящено разработке условий обеспечения эффективного формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения основам архитектуры.

В аспекте достижений поставленной цели нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу исследования, которая опиралась на предположение, что переход студентов на более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций может быть достигнут:

• при использовании в педагогическом процессе высшего учебного заведения модели формирования ценностных ориентаций студентов художественно-графического факультета, включающей в себя цели, задачи, средства и этапы;

• при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— создание развивающей творческой среды;

— обеспечение единства целей образования и самообразования студентов;

— оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой.

В процессе различных видов учебно-познавательной деятельности ценностные ориентации проникают в каждый компонент ее структуры.

Основополагающим этапом выступил анализ понятий «ценности», «профессионально-педагогические ценности», «ценностные ориентации», «формирование ценностных ориентаций», которые рассмотрены в свете системного, ценностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов.

В ходе исследования нами был решены следующие задачи, вытекающие из цели и гипотезы:

1. Проведен теоретический анализ, подтвердивший актуальность и недостаточный уровень разработанности в педагогической теории проблемы формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения основ архитектуры.

2. Проведен эксперимент, который показал, что студенты художественно-графического факультета имеют в большинстве своем недостаточный уровень сформированности ценностных ориентаций. Для повышения его необходимо специальное управление этим процессом.

3. Разработана модель формирования ценностных ориентаций в учебно-познавательной деятельности, обеспечивающая эффективный переход студентов на более высокий уровень и включающая в себя в качестве этапов — присвоение ценностей, преобразование ценностей, проектирование ценностей.

4. Определен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования ценностных ориентаций студентов:

— создание развивающей творческой среды;

— обеспечение единства целей образования и самообразования;

— оптимальное сочетание различных видов деятельности: репродуктивной, вариативной, творческой, в том числе поисково-исследовательской.

Первое условие: создание развивающей творческой среды — понимается как особым образом организованное педагогическое социокультурное и эстетическое пространство, с высокой долей эффективности стимулирующее творческую активность всех включенных в него субъектов. Признаки развивающей творческой среды:

— организация обучения на основе гуманного отношения к студенту, что предполагает приоритетность духовной и эмоциональной сфер;

— формирование у студента гуманистического образа окружающего мира с центральным образующим принципом самооценки жизни, культуры, искусства и окружающей «Малой Родины»;

— обеспечение высокого образовательного уровня благодаря совместной увлеченной деятельности студента и педагога;

— приобщение студентов к активным самостоятельным наблюдениям окружающей предметно-пространственной среды как объекта будущего преобразования;

— воспитание коммуникативного субъекта (будущего педагога), легко адаптйрующегося в быстро изменяющихся жизненных ситуациях- *.

— внедрение технологий и средств, стимулирующих развитие личности, ее определенных качеств.

Второе условие включает: ч.

— организацию образования и развитие потребности студента в самообразовании: изменение структуры потребностей, которые вызовут положительные эмоции от самой деятельности и приведут к присвоению новых ценностей;

— превращение деятельности в самодеятельность;

— пути развития потребности в самообразовании.

Содержание образования, а значит и самообразования, включает в себя:

— знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

— систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющих содержание опыта осуществления способов деятельности;

— опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, по претворению ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации;

— нравственную чистоту и убежденность, обеспечивающих выбор новых идей и гуманных путей для их осуществления.

Пути развития потребности в самообразовании:

— повышение интереса к предмету, стимулирование интереса к обучению, к учебно-познавательной деятельности;

— предоставление студентам самостоятельности в их действиях, создание условий для этого (организация самостоятельной работы);

— создание условий мотивации учебно-познавательной деятельности;

— развитие устойчивых потребностей к самообразованию (развитие потребностей к исследованию, к поиску (развитие творческой личности);

— поощрение нестандартных решений, оригинальность мышления.

Третье условие: оптимальное сочетание различных видов деятельности.

В искусстве происходит слияние четырех основных видов деятельности: познавательной, созидательной, ценностно-ориентированной и коммуникативной. Архитектура тоже один из видов искусства, а учебное архитектурное проектирование включает в себя много разных видов деятельности — художественную, проектную, графическую, трудовую, научно-исследовательскую, которые осуществляются в названном курсе в интеграционном варианте. 5. Создан специальный комплекс педагогических средств, способствующих эффективности формирования ценностных ориентаций в процессе изучения основ архитектуры: учебно-методические комплексы, которые содержат авторские программы, методические пособия, методические рекомендации, рабочие тетради на печатной основе, задания разного уровняучебные таблицы, образцы творческих работ, альбомы фотографий, архивные материалы, энциклопедии и справочники, макеты архитектурных объектов.

6. Определен комплекс показателей, характеризующих знание ценностей, умение дифференциации ценностей, процесс присвоения ценностей студентами, позволяющий получить объективную информацию об уровне сформированности ценностных ориентаций.

7. Установлены уровни сформированности ценностных ориентаций студентов. Механизмом формирования ценностных ориентаций выступает переход студентов с одного уровня на другой, которые в нашем исследовании связаны с уровнями деятельности от репродуктивного до творческого, в том числе поисково-исследовательского. Уровневый подход позволяет проследить формирование как процесс перехода от одного уровня к другому и качественно отличному. Все три этапа и уровня взаимосвязаны и каждый предыдущий определяет последующий.

Эффективность разработанных модели и методики ее реализации, комплекса педагогических условий подтверждают результаты формирующего эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 303 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегия исследования // Психол. журнал, 1994. № 4. С. 39 55.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
  4. Н.Н., Конюченко А. И. История Урала. Челябинск: ЮжноУральское кн. изд-во, 2000. 279 с.
  5. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования //Сов. педагогика. 1981. № 8. С. 62.
  6. Т.Х. Формирование пространственных представлений методом моделирования при изучении проекционного черчения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. 16 с.
  7. JI.A. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в условиях современных социально-экономических отношений (аксиологический подход): Афтореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1997. 24 с.
  8. С.С., Мосолов В. М. Самоорганизация личности в процессе обучения// Педагогика. 1995. № 5. С. 25. t 9.' Анастази А. Психологическое тестирование: В 2lkh.M.: Педагогика, 1982. Кн.1. 316 е.- Кн. 2. 219с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.339 с.
  10. Ананьев Б. Г- Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. 230 е.- Т.2. 238 с.
  11. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. 160с.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. 236 с.
  13. В.В. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 232 с.
  14. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 94с.
  15. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. 183 с.
  16. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
  17. Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
  18. А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. 159 с.
  19. Т.К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб, 1996. 98 с.
  20. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.96 с.
  21. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1984. № 1. С. 51 57.
  22. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  23. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  24. Н.Ф. Как активизировать познавательную активность учащихся // Школа и производство. 2002. № 3. С. 34 36., •
  25. Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 25 36.
  26. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. 141 с.
  27. В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1995. 350 с.
  28. E.JI. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Орел, 1989. 65 с.
  29. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  30. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. В 2 т. М., 1991. Т.1. 318 с.
  31. НА. Теория творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. Т. 1.544 с.
  32. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1998. 192 с.
  33. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
  34. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.
  35. М.И., Шорохова Е. В. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 165 183.
  36. М. Ценности образования и бесценность общения // Педагогика. 1994. № 4. С. 153−176.
  37. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  38. Л.И. Изучение личности школьников и проблемы воспитания // Психологическая наука в СССР. М., 1969- 362 с.
  39. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23 34.
  40. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 145 с.
  41. В.Б. Гуманизация воспитания старшеклассников // Педагогика. 1991. № 9. С. 50 56.
  42. В.Б. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 39−36.
  43. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков. М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  44. В.И. Ценности и технология устойчивого социального развития. Новосибирск: Ин-т философии и права СО РАН, 1994. 48 с.
  45. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов на/Д, 2002. 544 с.
  46. A.M. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Альма-матер. 1997. № 6. С.22−25.
  47. A.M. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 1995. 16 с.
  48. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990): Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. 341 с.
  49. В.А. Ценности и ценностные отношения // Проблемы ценности в философии. М.- Л., 1966. С.ЗЗ.
  50. З.И., Кузнецов И. В. Критерии выявления мотивов учения и способов его формирования у старшеклассников // Педагогические проблемы «формирования познавательных интересов учащихся. Л.: ЛГПИ, 1976. 97 с.
  51. А.В., Виноградова Т. В. Постигаем основы архитектуры // Юный художник. 2003. № 5. С.40−41.
  52. Вайсман Р. С, Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1973. 28 с.
  53. Введение в теорию и практику исследовательской деятельности: Учебное пособие / Сост. В. П. Ушачев. Магнитогорск, 1993. 55 с.
  54. М.В. Формирование у студентов педагогического института ценностных ориентаций и нравственного идеала, необходимого для профессии учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Баку, 1983. 23 с.
  55. С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С.5−24.
  56. С.Г., Хазард Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. № 3−4. С. 102−106.
  57. JI.A. Использование памятников истории в воспитании учащихся профтехучилищ // Сов. Педагогика. 1985. № 3. С.67−71.
  58. Н.П. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дис. канд. пед. наук. JL, 1983. 157 с.
  59. Н.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. 136 с.
  60. И.П. Цель одна дорог много // Роль учителя в руководстве самостоятельной и творческой деятельности школьника. М.: 1990. С. 35 — 39.
  61. Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвуз. сб. научных трудов. Уфа: Башк. пед. ин-т, 1985. 109 с.
  62. В.В. Педагогика школы в двух словах (конспект пособие). 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 1999. 192 с.
  63. А.В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 28 с.
  64. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  65. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.
  66. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968. С.31−65.
  67. В.П., Пак М. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних ПТУ. Новые исследования в педагогических науках. М.: АПН СССР, 1985. № 1. С.18−21.
  68. Е.Е. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1999. 154 с.
  69. Т.Ю., Панов В. И. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в напряженной образовательной среде // Экологическая психология: Тезисы V российской конференции. М., 1996. С. 36−37.
  70. В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. М.: „Владос“, 1998. 142с.
  71. Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студентов в системе высшего образования: Дис. д-ра пед. наук.-Магнитогорск, 2001. 378 с.
  72. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы самоопределения. 1994. № 3. С.43−52.
  73. М.Р., Копеев JI.B. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества // Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов. М., 1990. С.104−114.
  74. Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности (категориальный анализ): Дис... канд. филос. наук. Карачаевск, 1996. 151 с,
  75. В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирования активности школьников // Педагогические основы формирования познавательных интересов. Л.: ЛГПИ, 1981. С. 20−29.
  76. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. № 6. С. 26−29.
  77. М.И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  78. Е.В. Программно методический комплекс „Экология. Человек. Гармония“. Региональные аспекты экологического образования с позициисистемно-ценностного подхода. Оренбург: Оренбургский обл. ин-т повышения квалификации, 2002. 59 с.
  79. М.Т. Образование — стимул саморазвития личности // Педагогика. 1993. № 3.
  80. Я. Ценностные ориентации личности// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. С.102−110.
  81. Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 166 с.
  82. П.С. Человек. М.: Дрофа, 1995. 326 с.
  83. Гусейнов А. А Новое мышление и этика // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1989. 289 с.
  84. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  85. М.В. Проблема ценностей и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. „Философия“. М., 1974. 109 с.
  86. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1995. 18 с.
  87. Г. М. Легенды старого Оренбурга „Золотая аллея“. Калуга, 1994. 255 с.
  88. О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967. 44 с.
  89. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценностей в философии. М.- Л.: ИПЛ, 1966. 93 с.
  90. О.Г. Проблема ценностей в марксистской философии // Вопросы философии. 1986. № 7.
  91. И. В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентиров и интересов учащихся // Ценностные ориентиры и интересы школьников: Сб. науч. тр. М., 1983. С. 27−36.
  92. И. М., Дуранов М. Е., Жернов В. И, Лешер О.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск Челябинск, 1996. 315 с.
  93. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983. 340 с.
  94. .И. Эмоции как ценность. М., 1978. 235 с.
  95. Е.Н. Педагогические условия графического образования младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 1998. 22 с.
  96. A.M. О развитии творческих способностей студентов тех. вуза. Новосибирск, 1972. С.20−25.
  97. А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 1998. 176 с.
  98. И.Ю. Педагогические условия социально-нравственных ориентаций учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.
  99. А. А. Дидактические условия индивидуализации самостоятельной графической деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. 24 с.
  100. Ю.П. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 176 с.
  101. А.В. Избранные психологические труды: В 2.т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т.1. 318 с.
  102. М.В. О понятии „дидактические условия“ //Новые исследования в педагогических науках // Педагогика. 1987. № 1. С.29−32.
  103. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: ИПЛ, 1986. 223 с.
  104. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: В 2 т. М., 1965. Т. 2. 199 с.
  105. И.А. Воспитательный потенциал образовательной среды // Проблемы качества образования, его нормирования и управления. М., 1999. С.83−87.108- Винченко В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. С. 3−16.
  106. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 159 с.
  107. С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С.52−61.
  108. К. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: „Питер“, 2000. 460 с.
  109. История Урала с древнейших времен до конца 19 века / Под редакцией Б. В. Личмана: В 2 т. Екатеринбург: Изд-во „СВ-96“, 1998. Т.1. 448 с. Т. 2. 432 с.
  110. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.- Белград, 1993. 219 с.
  111. У.П. Мотивация и мотивы. СПб.- М.- Харьков- Минск: Изд-во „Питер“, 2002. 507 с.
  112. М.С. Мир общения. Проблемы субъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  113. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.
  114. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. 84 с.
  115. Е.И. Формирование ориентации на профессию учителя у студентов младших курсов педагогического института в ходе практики: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1976. 19 с.
  116. Х.М. О главных ценностях. Нальчик: Эльбрус, 1991. 168 с.
  117. Е.В. Мировая художественная культура. Тесты по культуре зарубежных стран. М., 2000. 42 с.
  118. Кан-ЬСалик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  119. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  120. И. Из „Лекций по этике“ (1780 1782) // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990. 296 с.
  121. А.К. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего педагога// Профессиональное образование. 2003. № 3. С. 22.
  122. А.А. Проектирование учебно-методического комплекта // Профессиональное образование. 2000. № 10. С. 14 15.
  123. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Издательско-полиграфический комплекс „Южный Урал“, 1996. 188 с.
  124. Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С.13−23.
  125. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее Самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  126. Т. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 1999. 71 с.
  127. В.В. Эстетическая среда школы и личность учащегося. -М.: Прометей, 1994. 75 с.
  128. А.Г., Медведев В. П. Формирование творческой активности студентов // Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: Сб. науч. тр. Челябинск, 1988. С. 169−171.
  129. Я. Право ребенка на уважение // Педагогическое наследие. М., 1990. С.175−194.
  130. A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1967. 127 с.
  131. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Изд-во „Академический Проект“. Сер. „Gaudeamus“, 2000. 240 с.
  132. Е.А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 192 с.
  133. М. В. Энциклопедия архитектуры. Деревянное зодчество. 2-е изд. СПб.: Изд-во „Сатисъ“, 2002. 383 с.
  134. Краткий словарь по социологии. М., 1988. 445 с.
  135. В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 368 с.
  136. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985. 108 с.
  137. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С.51−59.
  138. И.В., Урклин И. А. и др. Основы <�вузовской педагогики- Учеб. пособие для студентов университета / Кузьмина И. В., Урклин И. А. и др. Л.: Изд-во Л Г У им. А. А. Жданова, 1972. 311 с.
  139. Л.Н. Воспитывать себя. М., 1991. С. 10−39.
  140. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. М., 1978. 147 с.
  141. Е.В. Комплексное развитие творческих способностей учащихся 7−9 классов посредством интегративного курса „Основы дизайна“: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.
  142. Л.И. Формирование ориентации на профессию учителя у учащихся педучилищ: Дис. канд. пед. наук. Л., 1990 237 с.
  143. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психологические аспекты развивающего обучения // Педагогика. 1996. № 6 С.26−30.
  144. Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л., 1990. 29 с.
  145. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. 160 с.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
  147. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 186 с.
  148. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  149. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество. М.: Наука, 1969. С. 413 -418.
  150. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень № 9. // Отв. ред. В. А. Ядов, И. С. Кон. М., 1969. С. 36 .
  151. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982.45 с.
  152. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Прометей, 1985. 117 с.
  153. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 168 с.
  154. Л.Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. 170 с.
  155. Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук в виде опубликованной монографии. М., 1994. 16 с.
  156. Т.Н. Учитель ученик. М.: 1977. 228 с.
  157. А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты.- М., 1982. -234 с.
  158. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  159. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 238 с.
  160. Меерович ML, Шрагина JI. Основы культуры мышления // Школьные технологии. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). 1997. № 5. С. 5−9.
  161. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. С.44−63.
  162. Методы руководства творческой познавательной деятельности учащихся в обучении / Под ред. Мерцаловой. М.: МГПИ, 1980. 188 с.
  163. Моральные ценности личности // Под ред. А. И. Титоренко, Б. О. Николаевичева. М.: МГУ, 1994.
  164. Н.Н. О единстве естественнонаучного и гуманитарного знания // Человек. 1992. № 2. С. 5−16.
  165. А.В. Введение в социальную педагогику / Под ред. В. А. Сластенина. Пенза: Пензенский обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994. 169 с.
  166. Р.Ф. Дифференцированная профессиональная подготовка дизайнера в художественном ССУЗ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1999. 17 с.
  167. В.Н. Структура личности и отношение человека кдействи-» тельности // Доклады на совещании по, вопросам психологии личности. М., 1956. С.1−14.
  168. В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  169. P.P. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1996. 186 с.
  170. В.П. Основы художественного конструирования в техническом творчестве: Учеб. пособие. Магнитогорск, 1998. 75 с.
  171. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Че-ляб. области- ЧФИПО МО РФ, 1995. 228 с.
  172. А .Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: Региональный аспект. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1999. 262 с.
  173. P.P., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Берцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как центральный компонент психической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 20−30.
  174. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Из-во Казанского ун-та, 1975. 302с.
  175. Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. 62 с.
  176. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1997. № 3 с. 3−16.
  177. Е. Ю. Педагогические условия подготовки будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. 196 с.
  178. С. В. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза в сфере общения и пути их формирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. 16 с.
  179. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. № 6. С.63- 69.
  180. И.М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое педагогическое образование. М., 1991. 112 с.
  181. М.П. Дидактические условия развития творческой деятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1981.С.47−52.
  182. Памятники русской архитектуры и монументального искусства: XIII -XIX вв. М.: Наука, 2000. 186 с.
  183. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000. 512с.
  184. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.
  185. В.В. Культурное наследие уральского края важное средство нравственного воспитания учащихся: Материалы областной региональной научно- практической конференции (28−29 августа). Магнитогорск, 2000. С. 134.
  186. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретическо-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1990. 240 с.
  187. П.И., Портнов М. JI. Искусство преподавания. М., 1999 г. 211с.
  188. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика. 1972. 184 с.
  189. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. 165 с.
  190. В.Д. Ценностное самоопределение студентов в условиях университета: Автореф. дис.канд. пед. наук. Оренбург, 1997. 17 с.
  191. Т.А. Роль культурных ценностей в процессе индивидуализации личности //Образование и наука на пороге III тысячелетия. Новосибирск, 1995. 287 с.
  192. П.Т. Азбука исследовательского труда. М.: Наука, 1979.93 с.
  193. Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного искусства. Смоленск, 1979. 118 с.
  194. Программы средних общеобразовательных учебных заведений: Изобразительное искусство и художественный труд / Под ред. Б. М. Неменского.
  195. П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. М.: Прометей, 1989. 83 с.
  196. Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск: МаГУ, 1999. 24 с.
  197. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: ХГУ, 1991. 164с.
  198. Н.А. О воспитании познавательной самостоятельности. Казань: КГПИ, 1975. 100 с.
  199. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 544с.
  200. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др., М.: Педагогика, 1981. 224с.
  201. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Наука, 1983.477 с.
  202. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры//Педагогика. 1995. № 5. С.87−90.
  203. М.З. Культура и искусство родного края как средство нравственно-эстетического воспитания и художественного образования учащихся: Материалы областной научно-практической конференции. (29−30 марта 2002).Магнитогорск, 2002. 188 с.
  204. C.JI. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 88−95.
  205. В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997. 87 с.
  206. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наук, думка, 1987.- 123 с.
  207. Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений. //Философские науки. 1989. № 6.
  208. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993. 154 с.
  209. Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 85−88.
  210. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
  211. Н.Н. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статистика, 1971. 368 с.
  212. JI. И. Формирование продуктивного общения как фактора развития творческой активности школьников: Дис. канд. пед наук. Челябинск, 1995.150 с.
  213. О.П. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения произведений древнерусского зодчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
  214. Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Интегративная программа полихудожественного развития (природа, пространство, архитектура). 1−11 кл.М., 1995.74 с.
  215. Л.Г., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства. Программа полихудожественного развития школьников 1 4 кл. М.: Ин-т художественной Российской Академии образования, 2000. 40 с.
  216. Э.Р. Диагностика особенностей самоопределения педагогов-профессионалов: Учебно-методическое пособие. М. Оренбург: ООИПКРО, 2002. 69 с.
  217. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова. Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 264 с
  218. Н.Я., Сычкова Н. В. Непрерывное воспитание: Учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1997. 105 с.
  219. Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. 385 с.
  220. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. 161 с.
  221. Г. Н. Самообразование и усовершенствование подготовки студентов. Иркутск: ИГУ, 1991. 232 с.
  222. В.П. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
  223. В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: В 2 т. Под ред. З. И. Равкина. T.l. М., 1995. 332 с.
  224. Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 157 с.
  225. В.А., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.:1995.
  226. Современная буржуазная философия. М., 1978. 232 с.
  227. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.1600 с.
  228. М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством: Дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 386 с.
  229. Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах М., Просвещение, 1986. 127 с.
  230. С.В. Формирование ориентации старшеклассников на профессию учителя: Дис. канд. пед. наук. Л., 1986. 237 с.
  231. А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. М.: Стройфак, 1993. С. 295.
  232. Т.А. Педагогика: наука и искусство: Учебное пособие. Изд-во «Совершенство», 1998. 359 с.
  233. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. М.: Реси, 1994. 336 с.
  234. Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 224 с.
  235. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 96 с.
  236. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1988. 156 с.
  237. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. 91 с.
  238. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 147 с.
  239. В.П. Избранные философские труды. Л.: ЛГУ, 1988. 223 с. 246- Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с. i 247. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 171 с.
  240. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.
  241. М.В. Воспитание специалиста. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. 148 с.
  242. З.И. Личность и ее ценностные ориентации. Информ. бюл. № 4 (19). М., 1989. С.170−177.
  243. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА-М., 1998. 576 с.
  244. Философия образования для XXI века: Сборник статей. М.: Логос, 1992. 208 с.
  245. Формирование личности старшеклассника /Под ред И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.
  246. Формирование художественно-творческой активности студентов. Алма-Ата. 1981. 120 с.
  247. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. 178 с.
  248. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
  249. Э.З. Макетирование при выполнении курсовых и дипломных проектов: Методическая разработка по дисциплине «Архитектура зданий и градостроительство» для студентов. Магнитогорск, 1990. 23 с.
  250. К.Н. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни // Ценностные ориентации социалистического образа жизни: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 3 18.
  251. М. Социально психологичекие проблемы жилой среды (аспект персонализации среды) // Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980. С.26−50.
  252. Художественно-педагогическое образование: Сборник материалов. Ростов-н/Д: РГПУ, 2001. 382 с.
  253. А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, прак тика. М1.': Международная педагогическая академия, 1998. 266 с.
  254. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 171 с.
  255. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 79 с.
  256. Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. 338 с.
  257. Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. 16 с.
  258. О.М. Развитие интереса к художественно-творческой деятельности у студентов архитекторов: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 185 с.
  259. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1991. 24 с.
  260. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: 1988.
  261. И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997. 166 с.
  262. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  263. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. 17с.
  264. .П., Сухова Т. И. и др. «Когда все искусства вместе». Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. М., 1995. 107 с.
  265. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128 с.
  266. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 346 с.
  267. Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с.
Заполнить форму текущей работой