Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный взгляд на предпринимательскую подготовку школьников как проблему формирования предпринимательской компетентности выпускников школ, позволяющей интегрироваться с социально-экономической средой, вызвал необходимость проведения данного исследования. Проблемам предпринимательской подготовки учащихся посвящены работы Н. Г. Алексеева, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, В. В. Быкова, С. И… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность и содержание метода проектов
    • 1. 2. Особенности использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности учащихся
    • 1. 3. Критерии оценки предпринимательской компетентности у учащихся старших классов
  • ГЛАВА 2.
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Модель обучения предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Содержание обучения предпринимательской деятельности с целью формирования предпринимательской компетентности
    • 2. 3. Содержание проектных заданий и их классификация
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции развития общества, процесс его дальнейшей демократизации, переход к формированию активной, созидательной личности, способной к самостоятельному самоопределению в сфере трудовой деятельности, обладающей способностью выдвигать и реализовать собственные замыслы в реальных рыночных условиях. В настоящее время рынок труда в России претерпевает серьезные изменения, которые предъявляют новые требования к системе общего и профессионального образования. Тенденция на рынке такова, что специалисты рабочих профессий будут вынуждены менять место своей работы 1015 раз на протяжении всей своей трудовой деятельности, а высококвалифицированные специалисты 4−6 раз. В России в сфере занятости произошло увеличение общей численности безработных. По данным Международной организации труда потенциал безработицы увеличился до 12,4%. Выпускники современной общеобразовательной школы являются основным источником безработных на рынке труда. Их удельный вес составляет 45,2% от общего числа безработных в России. Рынок труда выбирает наиболее подготовленных и компетентных специалистов и оставляет невостребованными специалистов, не обладающих практическими навыками работы, хотя и имеющих документы об образовании.

Исследования, проведенные на рынке труда Институтом рынка труда, показывают, что решение проблемы молодежной занятости не случайно связывается с двумя комитетами — труда и занятости и образования. Выявлены основные положения, отражающие состояние дел на рынке труда, сложившееся в 1999 году в результате реформирования экономики России:

1. Резкий спад производства, что привело к обвальному сокращению рабочих мест для выпускников вузов, техникумов и ПТУ, особенно по техническим специальностям, и, связанное с этим доминирование в системе подготовки специалистов различных модных специальностей, — таких, как менеджер, маркетолог, бухгалтер, предприниматель и т. д.

2. Инерционность системы образования, которая не успевает отслеживать изменения на рынке труда, что приводит к перепроизводству одних специалистов и нехватке других.

3. Неподготовленность молодежи к рыночным отношениям приводит к тому, что выпускники школ не могут взаимодействовать с рынком труда или повысить свой уровень конкурентоспособности. Здесь необходима помощь учебных заведений, в противном случае молодой человек пополняет криминальную среду.

4. Нежелание предприятий заниматься молодежью, т.к. нет возможности заниматься выращиванием специалистов.

5. Жесткая конкуренция на рынке труда, обусловленная сокращением рабочих мест и стремлением специалистов с производственным опытом получить любую работу.

Перечисленные тенденции являются основополагающими в проблеме молодежной безработицы.

Рядом международных и государственных документов последнего времениМеждународным стандартом ИСО «Управление качеством — Руководство по обучению», Федеральным Законом РФ «Об образовании» — определены основные требования к современной системе образования: обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования. В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция перехода от репродуктивной системы образования к креативной и продуктивной.

В условиях обострения проблемы безработицы задача содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений и эффективного использования их потенциала стала одной из главных для органов управления образованием и службы занятости.

В процессе перехода к обществу, где предпринимательская психология охватывает все сферы деятельности, изменение отраслевой структуры экономики и перераспределение рабочей силы, одним из аспектов которого является преимущественное развитие малого бизнеса и малого предпринимательства, влечет за собой существенное изменение в содержании обучения выпускников общеобразовательных школ и специалистов. В 1999 г. в сфере малого бизнеса было занято 7,5 млн. человек (до 900 ООО малых предприятий), в 2000 году прогнозировалось увеличение до 8,6 млн. человек. Наблюдается постоянный отток рабочей силы из промышленных отраслей в непроизводственные сферы. Наличие компетентного персонала, предпринимателей приобретает особую роль в период перехода от первичного раздела рынка к возникновению серьезной конкурентной борьбы, которой характеризуется вторая волна российского бизнеса. Существует лишь две формы (основные) экономической активности: в качестве наемного работника или в качестве организатора производства, то есть предпринимателя [29].

Особенно актуальной становится проблема профессиональной мобильности и возможности реального выбора: стать грамотным наемным работником или выступить в качестве самостоятельного предпринимателя.

В ст. 34 Конституции РФ записано: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [67].

В ст. 23 ГК РФ сказано: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя4» [45].

Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т. е. полностью дееспособные. Это — возраст учащихся 10−11 классов.

Для того чтобы молодежь могла воспользоваться правом заниматься предпринимательской деятельностью, предоставленным ей новой социально-экономической системой, государством, она должна еще в школе подготавливаться к этому выбору (стать предпринимателем или наемным работником), приобретать соответствующие компетентности, тем более, что школа призвана передавать подрастающему поколению социальный опыт и подготавливать к жизни.

Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности для России является новой. В период централизованной экономики профессиональная ориентация была направлена на рабочие профессии в сфере материального производства. Экономическое образование и воспитание было ориентировано на включение школьников в ведущие отрасли промышленности, особенно по таким важным для народного хозяйства специальностям как станочник, металлург, животновод, шахтер, строитель и формирование интереса учащихся к рабочим профессиям. В настоящее время отказ от гигантских предприятий и переход к малому бизнесу, обладающему большой мобильностью, требует включения этой сферы в профориентацию школьников.

Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах общества. Реализация этой цели предполагает развитие непрерывной системы образованияпреемственность уровней и ступеней образованияподдержку инновационной деятельности: [I.e. 12−13].

Формирование предпринимательской компетентности в процессе предпринимательской подготовки старшеклассников является звеном в цепи непрерывной системы образования.

Современный взгляд на предпринимательскую подготовку школьников как проблему формирования предпринимательской компетентности выпускников школ, позволяющей интегрироваться с социально-экономической средой, вызвал необходимость проведения данного исследования. Проблемам предпринимательской подготовки учащихся посвящены работы Н. Г. Алексеева, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, В. В. Быкова, С. И. Вершинина, Н. И. Городецкой, Ю. В. Громыко, С. И. Зверева, И. С. Палова, И. А Сасовой, В. Д. Симоненко, А. В. Леонтьева, А. С. Потапова, В. З. Черняк и др. Разработан ряд программ, учебников, пособий, наработан определенный опыт предпринимательской подготовки молодежи в последнее десятилетие XX века. Однако исследования в этой области показывают, что у выпускников образовательных учреждений по-прежнему не сформирована положительная мотивация к трудовой деятельности в сфере малого бизнеса, к открытию своего дела в одной из сфер профессионального труда, они по-прежнему не обладают необходимым объемом знаний для самостоятельного самоопределения в сфере трудовой деятельности. Реальное ознакомление молодежи с предпринимательской деятельностью осуществляется, в основном, в системе дополнительного образования, образовательные учреждения которой посещает незначительная часть школьников. В предлагаемом проекте федерального стандарта в образовательной области «Технология» предусматривается предпринимательская подготовка учащихся. Однако мы считаем, что в нем особое внимание уделяется теоретическим знаниям, а включенный в стандарт метод проектов не подкреплен методическим обеспечением. Кроме того, отсутствие у педагогов специальных знаний в сфере рыночной экономики и опыта предпринимательской деятельности также снижает эффективность обучения учащихся.

В федеральном стандарте основной целью предпринимательской подготовки является ознакомление учащихся с предпринимательской деятельностью, формирование первоначальных знаний и умений. Наиболее значимым в обучении является первоначальный опыт практической деятельности как определяющий фактор в выборе выпускниками общеобразовательных школ сферы профессиональной деятельности, связанной с предпринимательством. Мы считаем, что целостность подхода, включающего и знания, и умения, и практический опыт эффективнее — обеспечит предпринимательскую подготовку старшеклассников и создаст условия для осознанного выбора предпринимательства как профессионального вида деятельности.

В этом отношении нам представляется более целесообразным говорить о формировании предпринимательской компетентности у старшеклассников.

Активный поиск содержания, форм и методов обучения школьников предпринимательской деятельности (основам предпринимательства), основан на деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Предпринимательская деятельность — это созидающая инновационно-проектная деятельность. Поэтому одним из путей реального обучения предпринимательству, адекватности формирования знаний и предпринимательской компетентности современным требованиям общественного развития и требованиям образования является введение в учебную практику метода проектов, позволяющего организовать проектно-практическую деятельность обучающихся предпринимательству. Проблеме использования метода проектов в обучении посвящены научные труды П. П. Блонского, Д. Дьюи, В. Х. Килпатрика, А. Г. Калашникова, М. В. Крупениной, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, В. М Шульгина и др. Значительный вклад во внедрение метода проектов в учебный процесс образовательной области «Технология» внесен Ю. Л. Хотунцевым и В. Д. Симоненко. В исследованиях И. Г. Автухова, С. В. Балдиной, Б. В. Игнатеева, М. Б. Павловой, А. И. Панова, Д. Питта, Е. А. Фураевой рассматриваются проблемы теории и практики применения метода проектов в образовательной области «Технология». Однако нам не удалось найти исследований, в которых бы метод проектов рассматривался как метод формирования первоначального опыта практической деятельности в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников.

Все изложенное позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в следующем: какими должны бьггь педагогические условия, раскрывающие содержание проектной деятельности и формы ее организации, основанные на использовании метода проектов как эффективного метода формирования у учащихся старших классов предпринимательской компетентности? Проблема определила цель исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования предпринимательской компетентности старшеклассников на основе метода проектов в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности учащихся старших классов, определяющие структуру педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.

2. Разработать модель обучения предпринимательской деятельности на основе метода проектов.

3. Провести отбор содержания учебного материала, необходимого для создания бизнес-проектов и разработать методику обучения бизнес-проектированию.

4. Проанализировать динамику формирования предпринимательской компетентности при выполнении проектных заданий.

Гипотеза исследования состоит в следующем: предпринимательская компетентность старшеклассников общеобразовательной школы будет сформирована, если:

1) на основе выявленных особенностей применения метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников будет определена структура педагогических условий, учет которых в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения будет обеспечивать усвоение ими необходимых знаний и умений (в сфере рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, права), опыта практической деятельности, а также способствовать формированию положительной мотивации в выборе профессиональной деятельности, включающей предпринимательство;

2)будет разработана модель обучения предпринимательской деятельности, раскрывающая цели, задачи, содержание метода проектов в целях формирования у учащихся предпринимательской компетентности;

3)на основе разработанных критериев будет произведен отбор содержания материала для обучения бизнес-проектированию и разработана методика создания бизнес-проектов.

Методологической основой исследования выступают концепции воспитания и развития личности, профессионального самоопределения, теоретические основы проектирования, диалектическое положение о всеобщей связи и целостности явлений, причинно-следственных связях.

Методы исследования: теоретический анализ научной, психологической, педагогической, методической, специальной, справочной литературы и официальных государственных и региональных документов по проблеме исследованияизучение и обобщение опыта предпринимательской подготовки у нас в стране и за рубежоммоделирование процесса обучения предпринимательствуэмпирические методы наблюдения за учащимися и опросаанализ продуктов деятельности учащихсяконстатирующий и формирующий экспериментыстатистическая и аналитическая обработка экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1995 по 2001 год в средней общеобразовательной школе г. Щелково № 1, Промышленно-коммерческом колледже в три этапа. В опытно-экспериментальной работе приняли участие учащихся 10-х классов и учащихся 11 классов школы № 1 и учащихся промышленно-коммерческого колледжа.

Первый этап (1995;1996г.г.). Изучение научной литературы по философии, педагогике, психологии, методике, специальной литературы по предпринимательству. Определение проблемы исследования, его цели, объекта, предмета, задач, гипотезы. Выявление теоретических и методических основ использования метода проектов для формирования предпринимательской компетентности, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1996;1998 г. гЛ.

Разработка технологии применения метода проектов, уточнение содержания учебных программ курса «Предпринимательство». Разработка и уточнение понятийно-терминологического аппарата исследования. Разработка плана экспериментальной работы по теме исследования. Проведение формирующего эксперимента, анализ и осмысление полученных результатов.

Третий этап (1999;2001 г. г.).

Подготовка методических рекомендаций, оформление результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: — с учетом особенностей использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников выявлена структура педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса: педагогические условия, обеспечивающие формирование необходимых для разработки бизнес-проектов знаний из области рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и права (разработка критериев отбора содержания учебного материала с учетом специфики учебного бизнес-планированияразработка методики обучения, основанной на сочетании репродуктивной и творческой деятельности с приоритетом последнейсовместная деятельность учителя и ученикаорганизация индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельностимаксимальное использование в обучении самостоятельности учащихсяформирование умения рефлексивного анализаорганизация обучения на основе личностно-ориентированного образования и деятельностного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников) — педагогические условия, обеспечивающие формирование опыта практической деятельности (перенос акцента в процессе создания бизнес-проекта на воображение, создание творческих образов, а не на экономическую реальную эффективность проекта и его реализуемостьорганизация экономической учебной практики в реально действующих коммерческих фирмахподготовленность преподавателя к использованию метода проектов в обучении старшеклассников предпринимательской деятельности) и педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации в выборе профессиональной деятельности, основанной на предпринимательстве (успешность освоения необходимых знаний и умений, опыта практической деятельности в процессе реализации разработанного проекта в сфере предпринимательства и т. п.) ;

— выявлены критерии отбора содержания учебного материала для обучения школьников (природосообразность, доступность, реалистичность, учет возрастных особенностей, оптимизация, доступность, целостность, достаточность, систематичность, последовательность, гуманистичность, научность, социализация обучения, профилирование и дифференциация, креативность) созданию бизнес-проектов и разработана методика обучения.

— разработано содержание проектной деятельности старшеклассников и проведена ее классификация в виде проектов в соответствии с уровнем сформированной предпринимательской компетентности. Основанием для классификации мы определили характеристику используемых умений, профессиональную направленность содержания деятельности, уровень самостоятельности учащихся, по выполнению в урочное и внеурочное время, тип конечного результата.

Практическая значимость исследования: -разработана программа курса «Предпринимательство и обучение бизнес-проектированию» для учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы- -разработана классификация видов проектной деятельности учащихсяразработаны методические рекомендации по обучению учащихся бизнес-проектированиюразработаны методические рекомендации для учителя по организации опыта предпринимательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Выводы и рекомендации опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в самостоятельной подготовке учащихся к проектно-практической деятельности в сфере малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, для повышения квалификации преподавателей образовательной области «Технология». «.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается длительной экспериментальной работой, педагогическим опытомиспользованием комплекса методов исследования, отвечающих целям, задаче и гипотезе предпринимаемых изысканийопытно-экспериментальным подтверждением предположений и выводов диссертантабазируется на всестороннем анализе проблемы с учетом педагогической практикиосновные положения исследования показали свою эффективность в образовательных школеобеспечивается опорой на теоретические положения философской, психолого-педагогической, специальной литературы о творческом развитии личности.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику в следующих процессах: при разработке и реализации учебных программ и рекомендаций по их изучению для учащихся общеобразовательных школ, студентов колледжей при подготовке и публикации материалов исследования (всего опубликовано 7 работ) — при написании магистерской диссертации в Государственном Университете Высшей Школе Экономики на тему «Содержание и методика бизнес-планирования как части образовательной области „Экономика“ в средней школе» — в процессе выступлений автора на научно-практических конференциях в гг. Москва, (1996г.), Самара (1997 г.), Рязань (1997 г.), Анапа (1997 г.), семинарах в гг. Минск (1999г.), Рига (1999 г.), а также заседаниях кафедры технологии и предпринимательства ИПК и ПРНО МО (1998, 1999,2000гг.).

На защиту выносится:

1. Структура педагогических условий, выявленных на основе исследования особенностей применения метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников и обеспечивающих эффективность этого процесса.

2. Модель обучения предпринимательской деятельности.

3 .Содержание и методика обучения созданию бизнес-проектов.

4.Классификация проектов, применяемых в формировании предпринимательской компетентности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Выводы по второй главе.

1. Под моделью мы понимаем средство моделирования содержания способов обучения практической деятельности, вооружение учащихся опытом практической деятельности, основанное на личностно-ориентированном подходе с целью формирования предпринимательской компетентности и представленной в виде схемы. При разработке модели обучения предпринимательской деятельности учащихся старших классов мы взяли за исходное следующее — в модели должны найти отражение: этапы формирования предпринимательской компетентностиклассификация проектов, применяемых в процессе формированияуровни и критерии сформированности предпринимательской компетентностиосновы теоретических знанийкомпоненты предпринимательской компетентностисферы предпринимательской деятельности.

2. Под проектными заданиями мы понимаем задания различного уровня сложности и поэтапной продолжительности выполнения, позволяющие актуализировать имеющиеся знания и приобрести новые самостоятельно, так и под руководством учителя, индивидуально, в группе или коллективно для решения выявленной проблемы на материале или в условиях реальной действительности.

3. Выявлены критерии отбора учебного материала для обучения бизнес-проектированию (природосообразность, доступность, реалистичность, учет возрастных особенностей, оптимизация, доступность, целостность, достаточность, систематичность, последовательность, гуманистичность, научность, социализация обучения, профилирование и дифференциация, креативность).

4. Осуществлен отбор содержания учебного материала, необходимого для создания бизнес-проектов, включающего знания по основам по рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, предпринимательского права, бухгалтерского учета.

5. Выявленные особенности использования метода проектов определили структуру педагогических условий, обеспечивающих формирование знаний, умений, опыта практической деятельности, развитие положительной мотивации в сфере предпринимательства.

6. Разработаны критерии оценки конечных продуктов обучения проектной деятельности (бизнес-планов): наличие оригинальной бизнес-идеи, ясное представление автором проекта всего комплекса проблем требующих реализациианализ потребностей потребителейадекватность способов удовлетворения этих потребностейграмотное использование экономических понятий и понятий по другим предметамоценка общественной значимости проектаоценка экологических последствий реализации проектаоценка эстетического оформленияразработка вопросов внутрифирменной культуры. В учебном проектировании оригинальность предпринимательской идеи может быть выше требований реализуемости, поскольку одним из основных требований, в курсе предпринимательства является анализ человеческих потребностей и предложение способов их удовлетворения. Критерий реализуемости в учебном бизнес-проектировании должен занимать одно из последних мест. Это связано с тем, что данный критерий значительно сужает фантазию и полет мысли учащихся при поиске оригинальной предпринимательской идеи.

7. Выделены основные этапы проектной деятельности: начальный, организационный, технологический, заключительный (рефлексия).

8. Применяемые нами содержание, формы и методы предпринимательской подготовки старшеклассников в экспериментальных классах показали высокую эффективность в формировании предпринимательской компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, исследование позволило сделать следующие выводы:

Проведенное нами исследование по проблеме формирования предпринимательской компетентности старшеклассников на основе метода проектов в общеобразовательной школе показало, что она может быть решена при учете ряда условий, базисными из которых является сама специфика предпринимательской компетентности, метода проекта, а также психологические особенности данного возраста обучающихся. Названные условия послужили отправным моментом поиска педагогических условий формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Анализ результатов исследования, посвященных изучению предпринимательской компетентности показал следующее:

— предпринимательская компетентность, в отличие от умений не может находится в ряду потенциальностей и быть изолированной от конкретных условий ее реализации, а должна быть обязательно проявленной, то есть для формирования предпринимательской компетентности обязателен деятельностный подход;

— предпринимательская компетентность, проявленная в конкретных условиях реализации предполагает создание продукта деятельности, основанного на реализации личностного потенциала субъекта обучения, что возможно в условиях личностно-ориентированного образования.

Несоблюдение названных выше принципов обусловливает формирование либо только знаний, либо потенциальных умений. Мы предполагали, что формирование предпринимательской компетентности будет эффективным в условиях личностно ориентированного образования и на основе деятельностного подхода, предусматривающего осуществление квазипрофессиональной (приближенной к профессиональной деятельности) обучающихся на основе отбора адекватных содержанию методов обучения, в частности, метода проектов. Исходя из анализа психолого-педагогической и специальной литературы, приведенного выше, нами был сделан вывод, что у предпринимателя и у подростка много общего, что позволяет при использовании метода проекта учесть особенности данного возраста обучающихся и повысить эффективность обучения предпринимательской деятельности учащихся старших классов.

Исследования показали, что использование данного метода в процессе предпринимательской подготовки старшеклассников вызывает большой интерес у школьников, однако воспитательное воздействие усиливается, если в процессе выполнения, проектных заданий учащиеся оказываются в ситуации нравственного выбора, требующего определенной сформированности гражданско-профессионального мировоззрения. Это достигается с помощью проблемных вопросов, встроенных в проектные задания. Процесс защиты собственного продукта проектно-созидательной деятельности (отчета, бизнес-плана) позволяет «включиться» нравственной рефлексии, обостряющей эмоциональное восприятие, преодолевающей отстраненность, усиливающей практическую значимость изучаемого, проработанного материала, что заставляет школьников стремиться к большей объективности в оценке проектных продуктов других учащихся и поступков людей.

В ходе исследования выявлены особенности использования метода проектов: потребность в знаниях разнообразного характера в процессе выполнения проекта учащимися и методики обучения, основанной на консультационной и партнерской деятельности учителя и учащихсясоциальная направленность проектной деятельности учащихся, выражающаяся в приобретении опыта реализации предпринимательской идеи. На основе выявленных нами критериев (таких как, природосообразность, доступность, реалистичность, учет возрастных особенностей, оптимизация, доступность, целостность, достаточность, систематичность, последовательность, гуманистичность, научность, социализация обучения, профилирование и дифференциация, креативность) осуществлен отбор содержания учебного материала, необходимого для создания бизнес-проектов, включающего знания по основам по рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, предпринимательского права, бухгалтерского учета. Выявленные особенности использования метода проектов определили структуру педагогических условий, обеспечивающих формирование знаний, умений, опыта практической деятельности, развитие положительной мотивации в сфере предпринимательства. С учетом особенностей использования метода проектов в формировании предпринимательской компетентности старшеклассников выявлена структура педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса: педагогические условия, обеспечивающие формирование необходимых для разработки бизнес-проектов знаний из области рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и права (разработка критериев отбора содержания учебного материала с учетом специфики учебного бизнес-планированияразработка методики обучения, основанной на сочетании репродуктивной и творческой деятельности с приоритетом последнейсовместная деятельность учителя и ученикаорганизация индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельностимаксимальное использование в обучении самостоятельности учащихсяформирование умения рефлексивного анализаорганизация обучения на основе личностно-ориентированного образования и деятельностного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей старшеклассников) — педагогические условия, обеспечивающие формирование опыта практической деятельности (перенос акцента в процессе создания бизнес-проекта на воображение, создание творческих образов, а не на экономическую реальную эффективность проекта и его реализуемостьорганизация экономической учебной практики в реально действующих коммерческих фирмахподготовленность преподавателя к использованию метода проектов в обучении старшеклассников предпринимательской деятельности) и педагогические условия, способствующие формированию положительной мотивации в выборе профессиональной деятельности, основанной на предпринимательстве (успешность освоения необходимых знаний и умений, опыта практической деятельности в процессе реализации разработанного проекта в сфере предпринимательства и т. п.).

Выявлены критерии оценки разработанных учащимися бизнес-проектов.

Разработана методика обучения, включающая последовательность этапов обучения: начальный (разработка концепции), организационный, технологический (разработка предпринимательского проекта), реализационный (рефлексивный) и основанной на использовании: проблемных методов обучения (эвристическая беседа, проблемная ситуация, решение проблемных задач) — активных методов (деловая, ролевая, имитационная игры, кейс-методика) и репродуктивных методов задания-тренажеры, подготовка рефератов, составление аналитических обзоров деятельности предприятий по материалам периодической печати.

Разработана модель обучения предпринимательской деятельности на основе метода проектов, «обеспечивающая формирование предпринимательской компетентности.

Разработана учебная программа «Предпринимательство и обучение бизнес-проектированию» для учащихся 10−11-х классов общеобразовательной школы.

Разработана классификация проектных заданий для обучения предпринимательской деятельности.

Разработанная методика и модель обучения бизнес-проектированию влияют на формирование мотивов выбора профессиональной деятельности с элементами предпринимательства. Динамика формирования предпринимательской компетентности показала целесообразность выделения в модели обучения предпринимательству этапов, обозначенных в исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике, — М.: Изд. Дом Ш Амонашвили, 1996 — 494 с.
  2. О.В. Проблемы экономического образования в 12-летней школе. // Предпринимательство и занятость юных. 2000. — № 4−5. — с. 11.
  3. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем. // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 / Редкол.: Д. М. Гвишиани и др. М.: Наука, 1982. — с. 26−46.
  4. Т.П., Ерошин В. И., Пуденко Т. И. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Серия «Бизнес тезаурус» (учебно-методическое пособие для российского бизнеса). М.: КОНСЭКО, 1998. -336 с.
  5. С.В. Методика преподавания раздела «производство и окружающая среда» и экологические проекты в образовательной области «Технология»: Дис. канд. пед. наук. -М. 1998.
  6. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. М.: НВЦ «Маркетинг», 1999.-104 с.
  7. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. -319с.
  8. А.В. Педагогическая система преемственности обучению в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  9. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая терминология. В 2-х т. т. 2: пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1994. — 720 с.
  10. Ю.Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 230 с. 11 .Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  11. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  12. Бизнес-план. Пер. с англ. Лилеева З. А., М.: НКК «Дека», 1994. -59 с.
  13. Бизнес-план. Методические материалы. 2-е изд. доп. / Под ред. проф. Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 1994. — 80 с.
  14. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: свыше 4000 понятий. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», Изд-во РГГУ, 1995. — 752 с.
  15. Бизнес-план собственного дела. Рабочая тетрадь для разработки бизнес-плана собственного дела. Подготовили В. В. Быков, П. В. Ощепков. М.: Просвещение, 1998. 188 с.
  16. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика, 1994, № 5. с. 3−10.
  17. Blank W.E. Handbook for Developing Competency Based Training Programs. New Jersey: Prentice Hall, 1982. P. 12.
  18. П.П. Изб. пед. и псих, соч.: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 2.
  19. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе в кн. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. с. 414−430.
  20. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1997, № 4. — с. 11−17.
  21. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1995, № 5. с. 72−80.
  22. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, 1995, № 4. с. 29−36.
  23. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала.
  24. Псков: ПОНПК РО, 1997. 68 с.
  25. Братченко C. J1. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию. // Образование и культура Север-Запада России, 1996, № 1. -с. 91−99.
  26. Britell G.K. Competency and Excellence: The Search for an Egalitarian Standart. The Demand for a Universal Guarantee // Minimum Competency Achievement Testing / Jaeger R/М/ and Tittle C.K. (eds.). Berkeley, 1980. P. 25.
  27. JI.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. -61 с.
  28. А.В. Предпринимательство. Учебник. М.: Дело, 1999. — 640 с.
  29. М.К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии). М.: Наука и техника, 1975. — 160 с.
  30. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование, 2000, № 9. с. 177−180.
  31. Введение в основы написания бизнес-плана. (Огородник Т.Г., Плугина М. Б., Ковылова И.С.), Жуковский: Центр занятости населения, 1995, 18 с.
  32. Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М.: 1993.
  33. В.А. О моделировании. М.: Знание, 1974. — с. 64.
  34. И.Д. Методика начальной подготовки и отбора потенциальных предпринимателей. // Профессионал, 2000, № 6. с. 22−24.
  35. Л.С. Педология подростка. Собр. Соч.: в 6 т. М., 1984, т. 4. -с. 404−416.
  36. О.С. Потери и приобретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки.//Первое сентября. 1995. — 21 ноября.
  37. О. Военные методы в бизнесе. СПб.: Изд. Дом «Нева». — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 384 с.
  38. Г. К. Предприниматель. 2-е изд., М.: Посев, 1992. — 223 с.
  39. У. Школы без неудачников: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
  40. .А., Грязное Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.-248 с.
  41. В.А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. М.: «Ось-29», 2000. — 576 с.
  42. Н.И. Формирование готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Дис. канд. пед. наук. -М., 1997.
  43. В.В. Проблема субъекта в педагогике. JL: Изд-во РГПУ, 1991. -77 с.
  44. Гражданский кодекс РФ. — М.: Проспект, 1998.
  45. К.Ф., Леонов В. Г. Опыт преподавания основ предпринимательства на факультете технологии и предпринимательства. // Предпринимательство и занятость юных, 2000, № 6. с. 13−18.
  46. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Лекции о педагогии и педагогике. Смоленск: СОНУУ, 1997. 64 с.
  47. ., Хенаки М. Бизнес: ускоренное обучение / Пер. с англ. С.И. Ананин- Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 400 с.
  48. А. Ковелло, Бриан Дж. Хейзелгрен. Бизнес-планы. Полное справочное руководства: пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1998. — 352 с.
  49. Дж.К. Методы проектирования. М.: «Мир», 1986. — 45 с.
  50. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. — № 4. с. 135−152.
  51. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. В кн. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. И. Ю. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. с.385−413.
  52. Д. Психология и педагогика мышления. М., Совершенство 1997. — 208 с.
  53. Д. Дальтоновский лабораторный план. М.: Работник просвещения, 1926.-45 с.
  54. Д., Дьюи Э. Школы Будущего. М.: Работник просвещения, 1922. —43 с.
  55. Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. — 13 с.
  56. Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. Сериямаркетинг и менеджмент в России и за рубежом"/Пер. с англ. Под ред. и предисловием Макаревича JI.M. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 256 с.
  57. Г. Нетрадиционные подходы к изучению экономики // Народное образование, 2001. № 1. — с. 145−149.
  58. Н. Методологические основы школьного экономического образования //Экономика в школе, 2000. № 2. — с. 24−36, № 3. — с. 40−49
  59. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений. Аналитический обзор. М.: НИИ ТГ и ГО А.П.Н. СССР, 1991.- 160 с.
  60. В.В. Психология детства. Екатеринбург: деловая книга, 1995−347 с.
  61. Н. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992.
  62. Е. Метод проектов в трудовой школе. JI. 1926. — 90 с.
  63. В.Х. Метод проектов. JL: Брокгауз — Ефрон, 1925. — 32 с.
  64. Килпатрик В. Х Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М.: Работник просвещения, 1930. — 35 с.
  65. Е.А. Психология и профессия.//Школа и производство. 2000. -№ 6.-с. 73−79.67. Конституция РФ М., 1993
  66. Константинова JLB. Статус молодежи на рынке труда. М.: 1996. 30 с.
  67. Концепции профессионального самоопределения молодежи. / Под. Ред. Полякова В. А. М.: 1993. — 15 с.
  68. Ф. Основы маркетинга. М.: ПРОГРЕСС, 1990. — 736 с.
  69. Я. Избранное. К.: Рад. Школа, 1983. — 528 с.
  70. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., 1997.73 с.
  71. В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. 1988. № 1. С. 32.
  72. ЛевищЛЭНовые пути школьной работы. (Метод проектов). М.: Работник просвещения, 1926. — 23 с.
  73. А.В. Деятельностный подход в обучении подростков основампредпринимательства на уроках технологии // Предпринимательство и занятость юных. 1999. — № 2−3. — с. 30−33.
  74. А.В. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  75. А.В. основы теории речевой деятельности. М.: Пангея, 1994. -47 с.
  76. И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. М.: Вита-Пресс, 1997. — 208 с.
  77. И.В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес»: Пособие для преподавателя. М.: Вита-Пресс, 1999. 144 с.
  78. И.В. Бизнес-план основа успеха. — М.: Машиностроение, 1992. -80 е.: ил.
  79. Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков: ПГТТИ, 1995. — 218 с.
  80. В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности. Мн.: Наука и техника, 1983. — 120 с.
  81. Л.М. Бизнес-план для иностранного инвестора. Методическое пособие для практического применения. М.: Издательство «Финпресс», 1998. 208 с.
  82. Н.М. Моделирование и синтез знаний. — Баку: ЭЛМ, 1979. 97 с.
  83. А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  84. Н.В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании. // Предпринимательство и занятость юных. 2000. — № 1.
  85. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
  86. А.С. Экономическое образование школьников: Кн. для учителя. М.: просвещение, 1991. — 160 с.
  87. Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности // Предпринимательство и занятость юных. 2000. — № 8−9, — с. 22−29.
  88. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. -335 с.
  89. Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование, 2000. № 7. — с. 151 — 156.
  90. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология». // Школа и производство, 2000. № 6. — с. 6−8.
  91. Об изучении основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях. Письмо Министерства образования РФ от 30.03.2000 г. № 508/11−13 // Вестник образования, 2000. № 9. — с. 43−47.
  92. С.И. Словарь русского языка. М.: 1953. — 848 с.
  93. А.В. Человек — экономика предприниматель. — М.: Издательство Высшей школы экономики, 1996. — 201 с.
  94. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова- 432 с.
  95. П.В. принципы организации и управления проектно-практической деятельностью обучающихся бизнесу. // Предпринимательство и занятость юных. 1999. — № 6−7 с. 27−31.
  96. М.Б. «Технология» новый учебный предмет в школе. -СПб.: Либра, 1993. — 140 с.
  97. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995, № 2, с. 35−40.
  98. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АНП РСФСР, 1953. — 752.
  99. Г. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. / Сост. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. — с. 96−151.
  100. Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности: методические рекомендации / Под. ред. к.э.н. А. С. Потапова, М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2000. 131 с.
  101. Политика государства по содействию развития предпринимательства и самозанятости населения (граждан) Мин. труда и соц. развития РФ. (Аналитический материал). Серия: «Содействие предпринимательству». М.1999.-53 с.
  102. Программа социально-трудовой адаптации молодежи // Предпринимательство и занятость юных. 1992. — № 12. — с. 2−41.
  103. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  104. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  105. Разработка качественного бизнес-плана. / Практическое пособие для участников семинара практикума / Москвин В. — М.: Центральный Российский Дом Знаний, 1995. — 34 с.
  106. Разработка бизнес-плана предприятия. Материалы к семинару. / Под ред. г-н Йекс Попп. // Пер. с нем. М.: ICON Бюро, 1996 47 с.
  107. К.О. О групповой психотерапии: Пер. с англ. М.: Гиль -Эстель, 1993.-224 с.
  108. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  109. М.М. Жизненные комплексы в трудовой школе. М.: Госуд. изд-во, 1924. — 116 с.
  110. М.М. Опыт применения Дальтоновского принципа. М.: МИР, 1925.
  111. М.М., Шингарев А. Методы коллективного труда. М.: МИР, 1925.
  112. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. 285 с.
  113. З.П. и др. Экспертиза инновационных проектов // Румянцева З. П. и др. Менеджмент организации. М.: ИНФРА, 1996.
  114. М.В. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М.: Педагогическое общество России, 1999 с. 110.
  115. И.А. Проектный метод в обучении школьников в кн. На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. / Под ред. ЮИ. Дико, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с.
  116. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа. АМСКОРО ИНТЕРНЕЙШЕНЛ, 1991. — 75 с.
  117. В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  118. Семь нот менеджмента. Издание третье, дополненное. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. — 424 с.
  119. В.Д. Маркетинг. / Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез 1998. — 160 с.
  120. В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика, 1994, № 5.-с. 16−21.
  121. В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. В.: Издательство «Учитель», 1997.-71 с.
  122. В.Д. Предпринимательская подготовка в школьном курсе «Технология». // Предпринимательство и занятость юных. 2000. — № 3. — с. 18 — 19.
  123. П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. // Человек в системе наук. М., 1989. 59 с.
  124. С.А. Стратегическое планирование. Учебно-практическое пособие. М.: МЭСН, 1996. — 79 с.
  125. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1989
  126. B.C. Сочинения: в 2-х т. 2-е изд. — М.: Мысль, 1990.
  127. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПНПКРО, 1998. — 263 с.
  128. В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979. -270 с.
  129. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999. — 288 с.
  130. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методическийанализ. / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. — 176 е.: ил.
  131. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311 с.
  132. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 19 881 990.
  133. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  134. С. Избранные педагогичееские сочинения. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  135. Э. Человек для себя. Пер. с англ. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1997. -416 с.
  136. Е.А. Методические основы организации проектной деятельности учащихся 8−9 классов в процессе обучения технологии обработки текстильных материалов. Дис. канд. пед. наук. М.: 1997. — 150 с.
  137. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Изд-во «Новости» при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. — 704 е.: ил.
  138. В.М. Концепция адаптационного бизнес-образования учащихся средних школ. // Предпринимательство и занятость юных, 1999. Спецвыпуск. — С. 15−36.
  139. И.Д. Некоторая ревизия инноваций в российской школе. // Лицейское и гимназическое образование, 1998, № 1.
  140. М.Н. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. // Педагогика, 1997, № 2. с. 21−25.
  141. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 е., приложение.
  142. М. Формы знания и образование. // Человек. 1992. — №№ 4, 5.
  143. В.М. Человековедческая компетентность менеджера.
  144. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  145. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманиторология). М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  146. В.А. Моделирование и философия. М. — Д.: Наука, 1966. — 301 с.
  147. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. -Л.: Знания, 1975.-40 с.
  148. Д.Б. Некоторые аспекты психологического развития в подростковом образе, в кн. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — с. 313−320.
  149. С. Зигель, Лорен А. Шульц, Брайен Р. Форд, Дэвид С Карни. Пособия «Эрнст энд Янг» Составление бизнес-плана. / Пер. с англ. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994. — 224 с.
  150. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  151. Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  152. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ОБУЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИЮ»
  153. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений.1. Пояснительная записка
  154. Курс может изучаться и параллельно с изучением основ экономики и права, что позволит часть высвободившихся часов по экономике и праву использовать для увеличения часов на практические занятия по этим разделам или на другие разделы.
  155. Общий объем учебных занятий по данному курсу рекомендуется 136 часов на протяжении одного или двух последовательных лет школьного обучения. При этом курс предполагает дополнение учебных занятий внеклассной работой с учащимися.
  156. Преимущественно практическая направленность курса связана с использованием метода проекта, деловых игр.
  157. Курс выстроен по экспериментальной модели обучения, включающий последовательно выполняемые проектные задания различного уровня длительности, сложности и организации выполнения.
  158. Преподавание всех тем желательно строить на сочетании исторического и современного материала из отечественной и зарубежной действительности.1. Раздел № 1. «Экономика»
  159. Тема № 1. Введение в экономику. Основные экономические концепции.
  160. Понятие об экономике. Ограниченность. Выбор. Альтернативная стоимость. Практическая (проектная) работа «Выбор» Тема № 2. Ресурсы и факторы производства.
  161. Понятие «ресурсов» и факторов производства. «Земля», «Труд», «Капитал». «Предпринимательство основной фактор производства. Виды предпринимательства».
  162. Практическая (проектная) работа «Без отходов"1. Тема 3. Проект и его виды
  163. Понятие проекта. Классификация проектов. Этапы проектирования.
  164. Практическая (проектная) работа «Деловая идея»
  165. Тема № 4. Типы экономических систем. Рыночная экономика
  166. Понятие экономическая система. Основные вопросы экономики. Типы экономических систем. Рыночная экономика и ее признаки. Конкуренция частная собственность.
  167. Практическая (проектная) работа «Конкуренция»
  168. Тема № 5. Законы рынка. Спрос и предложения.
  169. Понятие «спроса» и «предложения», «равновесная цена», «потребитель», «производитель». Закон спроса. Закон предложения. Закон убывающей предельной полезности. Закон Энгеля.
  170. Практическая (проектная) работа «Рынок».
  171. Тема № б. Виды рынков. Финансовый рынок. Виды ценных бумаг.
  172. Виды рынков. Финансовый рынок и его структура. Понятие «инвестор», «эмитент» «ценные бумаги», «биржа». Виды ценных бумаг.
  173. Практическая (проектная) работа «Инвестор».1. Тема № 7. Деньги. Валюта.
  174. Понятие денег, валюты. Функции денег. Виды денег. Закон обращения денег. Виды валют. Курс валют.
  175. Практическая (проектная) работа «Инвестор».
  176. Тема № 8. Банк. Банковские вклады. Кредит.
  177. Понятие банк. Виды банков. Функции банков. Банковские вклады. Расчет простых и сложных процентов по вкладу. Кредит. Виды кредита.
  178. Практические (проектные) работы.1. «Банковский вклад».2. «Инвестор».
  179. Тема № 9. Налоги и операции с ценными бумагами и валютой.
  180. Практическая (проектная) работа «Инвестор». Раздел № 2. Маркетинг.
  181. Понятие «Реклама». Виды рекламы. Рекламная среда. Композиция рекламы. Слоган и его особенности.
  182. Практическая (проектная) работа «Реклама». Тема № 2.3. Фирменный стиль.
  183. Понятие фирменного стиля. Фирменный (товарный) знак. Фирменные цвета. Девиз.
  184. Практические (проектные) работы:5. «Товарный знак"-6. «Девиз"-7. «Фирменный стиль».
  185. Раздел № 3. Потребительское право.
  186. Тем 3.1. «Право потребителя на информацию».
  187. Понятие «потребитель», «производитель», «маркировочные знаки», «сертификация». Информация на упаковке.
  188. Практическая (проектная) работа «Упаковка». Раздел № 4. Введение в бизнес
  189. Тема 4.1. Организационно-правовые формы предпринимательства.
  190. Понятие «юридическое лицо». Виды юридических лиц. Организационно-правовые формы юридических лиц. Индивидуальное предпринимательство. История предпринимательства.
  191. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (выбор организационно-правовой формы).
  192. Тем 4.2. Предпринимательский проект «Школьная компания».
  193. Понятие предпринимательского проекта. Этапы бизнес-проектирования.
  194. Практическая (проектная) работа «Школьная компания».
  195. Тема 4.3. Маркетинговое исследование рынка.
  196. Маркетинговое исследование финансового рынка России. Определение состояния портфель инвестора. Маркетинговое исследование потребительского рынка. Методы исследования. Опрос. Анкета.
  197. Практические (проектные) работы:8. «Инвестор"-9. «Маркетинговое исследование потребительского рынка».
  198. Тема № 4.4. Выбор продукта (товара, услуг) деятельности.
  199. Разработка фирменного стиля. Выбор продукта (товара, услуг) деятельности. Разработка нового товара (услуги). Технологический процесс. Специализация и разделение труда.
  200. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» выбор товара (услуг). Разработка нового товара (услуг- разработка фирменного стиля).
  201. Тема 4.5. Оценка потребности в капитале.
  202. Необходимые ресурсы. Расчет сметы. Уставный капитал. Определение Уставного капитала, количества акций (для ЗАО), номинальной стоимости акции.
  203. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (расчет потребности в капитале).
  204. Тема № 4.6. Учредительные документы.
  205. Понятие «учредительные документы». Устав. Структура Устава. Учредительный договор.
  206. Практическая (проектная) работа: «Школьная компания (создание учредительных документов)».
  207. Тема № 4.7. Организационная структура предприятия.
  208. Персонал. Организационная структура предприятия. Определение потребности в кадрах.
  209. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (разработка бизнес-плана).
  210. Тема 4.9. Заработная плата. Бюджет предприятия.
  211. Понятие «производительность труда», «заработная плата». Виды заработной платы. Бюджет и виды бюджета. Бюджет Школьной компании.
  212. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (определение бюджета и ставок заработной платы).
  213. Тема 4.10. Рекламная компания и стратегия продаж.
  214. Разработка рекламной компании. Понятие «стратегия» и «тактика». Разработка стратегии продаж.
  215. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (разработка рекламной компании и стратегии продаж).
  216. Тема 4.11. Себестоимость продукции. Ценообразование. Прибыль.
  217. Понятие «себестоимость продукции», «цена», «прибыль», «налоги, связанные с производством и реализацией продукции», «смета», «калькуляция».
  218. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (определение себестоимости, цен продукции Школьной компании).
  219. Тема 4.12. Бухгалтерская отчетность.
  220. Понятие бухгалтерского учета. Виды бухгалтерской отчетности. Главная книга. Баланс.
  221. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (ведение бухгалтерской отчетности).
  222. Тема 4.13. Деловая документация.
  223. Понятие «документооборота». Виды документов. Приказ. Договор.
  224. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (составление приказов по основной деятельности, составление договора аренды, договора о сотрудничестве).
  225. Тема 4.14. Ликвидация предприятия.
  226. Понятие «ликвидация предприятия». Составление ликвидационного баланса и годового отчета.
  227. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (составление ликвидационного баланса и годового отчета).
  228. Тема 4.15. Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия.
  229. Прибыль, убыток. Рентабельность продукции. Реализация бизнес-плана. Корректировка бизнес-плана.
  230. Практическая (проектная) работа «Школьная компания» (анализ результатов деятельности «Школьная компания»).1. Раздел 5. Статистика.
  231. Тема 5.1. Статистическое наблюдение.
  232. Понятие «статистика», «статистическое наблюдение». Виды статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения.
  233. Практическая (проектная) работа «Статистическая информация» (выбор цели объекта, субъекта наблюдения, составление программы статистического наблюдения).
  234. Тема 5.2. Статистические показатели.
  235. Сводка и группировка данных. Абсолютные и относительные величины.
  236. Практическая (проектная) работа «Статистическая информация» (проведение статистического наблюдения).
  237. Тема 5.3. Статистика исследования.
  238. Результаты статистического исследования. Графическое изображение статистических данных исследования. Прогнозирование. Использование данных статистического исследования в бизнесе.
  239. Практическая (проектная) работа «Статистическая информация» (презентация статистического исследования).
  240. . Результаты инвестирования.
  241. Тема 6.1. Портфель инвестора.
  242. Расчет доходов инвестиционных вложений. Графическое изображение изменений на финансовом рынке в России.
  243. Практическая (проектная) работа «Инвестор» (расчет доходности инвестиции).
  244. Тема 6.2. Анализ инвестирования.
  245. Анализ различий в инвестициях в ценные бумаги, валюту, банковские вклады.
  246. Практическая (проектная) работ «Инвестор» (анализ инвестиций).
  247. Раздел 7. Консультативное предпринимательство.
  248. Тема 7.1. Проект «Экономическая практика».
  249. Понятие «консультативное предпринимательство». Структура отчета по экономической практике.
  250. Практическая (проектная) работа «Экономическая практика». 11. й класс1. Раздел 8. Бизнес-проект
  251. Тема 8.1. Конкурентоспособность предприятий в России.
  252. Виды предприятий. Особенности деятельности предприятий. Сильные и слабые стороны предприятий. Меры к повышению конкурентоспособности.
  253. Практическая (проектная) работа «Экономическая практика» (защита проекта).
  254. Тема 8.2. Бизнес-проект своего дела.
  255. Этапы проектирования. Бизнес-план.
  256. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  257. Раздел 9. Предпринимательское право.
  258. Тема 9.1. Организационно-правовые формы предпринимательства.
  259. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (выбор организационно-правовой формы предпринимательства, генерирование предпринимательской идеи).
  260. Тема 9.2. Учредительные документы.
  261. Отличительные особенности составления учредительных документов различных организационно-правовых форм юридических лиц. Устав. Структура. Учредительный договор.
  262. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (проект «Учредительные документы»).
  263. Тема 9.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
  264. Закон «О рекламе», Закон «О несостоятельности (банкротстве)», «Налоговый кодекс», «Уголовный кодекс», «Кодекс Законов о Труде».
  265. Практическая (проектная) работа «Экономическая практика» (определение правовых нарушений).
  266. Раздел 10. Делопроизводство.
  267. Тема 10.1. Документы и их классификация.
  268. Понятие делопроизводство. Документы. Атрибуты документа. Классификация документов.
  269. Практическая (проектная) работа «Делопроизводство».
  270. Тема 10.2. Организационно-распорядительная документация.
  271. Классификация организационно-распорядительной документации. Приказы. Справка. Протокол. Заявление. Трудовая книжка. Личная карточка. Деловое письмо. Договор.
  272. Практическая (проектная) работа «Делопроизводство».
  273. Тема 103. Организация документооборота и хранение документов.
  274. Понятие «документооборот». Сроки хранения документов.
  275. Практическая (проектная) работа «Делопроизводство» (презентация пакета документов своего предприятия).1. Раздел 11. Менеджмент.
  276. Тема 11.1. Основные функции менеджера.
  277. Понятия «менеджмент», «менеджер». Уровни менеджмента. Функции менеджера. Организация труда менеджера.
  278. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».1. Тема 11.2. Организация.
  279. Понятие «организация». Принципы построения организации. Виды организационно-управленческих структур. Выработка миссии, целей и стратегии организации.
  280. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  281. Тема 11.3. Управление персоналом.
  282. Принципы управления персоналом. Личность и коллектив. Структура личности. Конфликт и способы его разрешения. Социограмма межличностных отношений в коллективе. Стиль руководства.
  283. Практическая (проектная) работа «Межличностные отношения».
  284. Раздел 12. Экономика фирмы.
  285. Тема 12.1. Основные и оборотные средства.
  286. Понятие «основные средства» и «оборотные средства». Показатели основных и оборотных средств. Износ (амортизация).
  287. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  288. Тема 12.2. Производительность труда и заработная плата.
  289. Показатели производительности труда. Формы заработной платы. Расчет заработной платы. Удержания с заработной платы.
  290. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (потребность в кадрах, штатное расписание).
  291. Тема 12J. Себестоимость продукции. Смета и калькуляция.
  292. Состав затрат, входящих в себестоимость продукции. Смета. Калькуляция.
  293. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (расчет себестоимости, составление сметы и калькуляции).
  294. Тема 12.4. Ценообразование.
  295. Виды цен. Ценообразование. Стратегия ценообразования.
  296. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (Определение стратегии ценообразования. Расчет цен).
  297. Тема 12.5 Прибыль и виды прибыли. Рентабельность.
  298. Понятие прибыли. Виды прибыли. Балансовая прибыль. Прибыль от реализации продукции. Прибыль от прочей реализации. Внереализационные доходы и расходы. Понятие рентабельности.
  299. Практическая (проектная) работа «Ресурсы предприятия».
  300. Тема 12.6. Налогооблажение.
  301. Виды налогов. Расчет налогов. Единый социальный налог. Налог на прибыль. НДС. Акциз налог с продаж. Подоходный налог.
  302. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  303. Тема 12.7. Финансовый план предприятия.
  304. Прогноз доходов и расходов предприятия. Точка окупаемости. Источники финансирования предпринимательства.
  305. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (заполнение таблицы доходов и расходов предприятия, расчет точки окупаемости).
  306. Тема 12.8. Риски и страхование.
  307. Сильные и слабые стороны предприятия. Понятие «предпринимательский риск». Виды рисков. Понятие «страхование». Виды страхования.
  308. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (определение сильных и слабых сторон своего потенциального дела, выбор видов страхования).1. Раздел 13. Маркетинг
  309. Тема 13.1. Потребности и стиль потребления.
  310. Понятия «потребность», «стиль потребления». Вид потребностей и стилей потребления.
  311. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  312. Тема 13.2. Маркетинговые исследования и сегментация рынка.
  313. Исследование покупателей. Мотивы покупательского поведения. Этапы маркетингового исследования рынка и покупателей. Работа с маркетинговой информацией. Понятие «сегментации». Признаки сегментации.
  314. Практические (проектные) работы:10. «Маркетинговое исследование».11. «Сегментация потребителей».
  315. Тема 13J. Товарная стратегия. Жизненный цикл товаров.
  316. Понятия «товарная стратегия», «жизненный цикл товаров». Виды каналов товародвижения. Виды посредников.
  317. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (определение посредников, канала товародвижения и жизненного цикла товара).
  318. Тема 13.4. Коммуникативная и сбытовая стратегия.
  319. Фирменный стиль. Понятия «коммуникативная стратегия», «сбытовая стратегия», «паблик рилейшнз». Стимулирование сбыта.
  320. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (разработка фирменного стиля, сбытовой и коммуникативной стратегий).
  321. Тема 13.5. Маркетинг и общество.
  322. Понятие «социально-этический маркетинг». Воздействие хозяйственной деятельности на экологию.
  323. Практические (проектные) работы:12. «Организация своего дела».13. «Консультант».
  324. Раздел 14. Бухгалтерский учет.
  325. Тема 14.1. Бухгалтерский баланс.
  326. Актив баланса. Пассив баланса. Валюта баланса. Разделы баланса.
  327. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела» (вступительный баланс).
  328. Тема 14.2. Классификация счетов и двойная запись.
  329. Понятия «счет», «двойная запись», «дебет», «кредит». Классификация счетов. Активные, пассивные, активно-пассивные счета. Двойная запись.
  330. Практическая (проектная) работа.
  331. Тема 143. Учет основных средств, нематериальных активов, материалов.
  332. Понятие «нематериальные активы». Учет основных средств. Учет нематериальных активов. Учет материалов.
  333. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  334. Тема 14.4. Учет денежных средств.
  335. Учет денежных средств в кассе. Приходный и расходный кассовые ордера. Кассовая книга. Учет денежных средств на расчетном счете.
  336. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  337. Тем 14.5. Учет оплаты труда.
  338. Начисление оплаты труда. Удержание подоходного налога. Начисление единого социального налога по видам фондов.
  339. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  340. Тема 14.6. Учет состава затрат в себестоимости и финансовых результатов.
  341. Затраты, входящие в себестоимость. Учет затрат. Определение финансовых результатов.
  342. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  343. Тема 14.7. Бухгалтерская отчетность.
  344. Книга учета хозяйственных результатов. Главная книга. Балансовый отчет. Формы и регистры бухгалтерского учета.
  345. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  346. Раздел 15. Этика и этикет предпринимателя.
  347. Тема 15.1. Этический кодекс предпринимателя.
  348. Понятие «предпринимательская этика». Управленческая этика. Этика взаимодействия с партнерами и конкурентами. Этика взаимодействия с потребителями. Имидж предпринимателя.
  349. Практическая (проектная) работа «Организация своего дела».
  350. Тема 15.2.Деловое общение.
  351. Нормы обращения, приветствия и знакомства. Субординация в деловых отношения. Организация деловых контактов. Ведение деловых бесед. Культура телефонного разговора. Культура речи предпринимателя. Внешний облик, манеры.
  352. Практическая (проектная) работа «Защита бизнес-плана».
  353. Раздел 16. Защита бизнес-плана.
  354. Учебный план факультатива «Введение в бизнес-планирование"п/п Наименование раздела Количество часов1. Теория Практика10. й класс 34 часа 16 181 Маркетинг 2 32 Менеджмент 2 23 Финансовый учет 2 24 Право 2 25 Введение 2 3
  355. Деловая игра «Бизнес-план» 2 27 Ученическая компания 3 28 Экономическая практика 3
  356. Внеурочная самостоятельная работа 3011. й класс 32 часа 15 171 Маркетинг 2 32 Менеджмент 2 23 Финансовый учет 2 24 Право 2 25 Введение в бизнес 36 Бизнес-план 4 37 Защита бизнес-плана 5
  357. Внеурочная самостоятельная работа 30
  358. Тема «Бизнес-планирование» в апробации включает: в 10-м классе
  359. Деловая игра «Бизнес-план» 2 часа Ученическая компания — 5 часов
  360. Экономическая практика 3 часа
  361. Итого: 10 часов — теоретические занятия + 30 часов внеурочная самостоятельная работа, в 11-м классе1. Бизнес-план» 7 часов
  362. Защита «Бизнес-плана» 3 часа
  363. Итого: 10 часов теоретические занятия + 30 часов — внеурочная самостоятельная работа.1. ПЛАН
  364. ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВна 1998/1999 уч. г. п/п Наименование предприятия Классы Период Ответственные
  365. Конкурс «Лучший отчет по экономической практике» 10-е Сентябрь Матвеева Т.М.
  366. Старт деловой игры «Начинающий инвестор» 10-е Сентябрь Матвеева Т.М.
  367. Старт проекта «Планета без отходов» 11-е 1−10-е Октябрь Матвеева Т. М. Курмакаева М.М.
  368. Конкурс «Лучшая работа по рекламе» 10-е Октябрь Матвеева Т.М.
  369. Конкурс «Лучшая работа по упаковке» 10-е Октябрь Матвеева Т.М.
  370. Конкурс «Лучшая реклама, составленная на компьютере 10−11-е Ноябрь Матвеева Т. М. Брусенцев В.А.
  371. Проведение Школьной Компании 10-е Октябрь-январь Матвеева Т.М.
  372. Конференция и выставка «Планета без отходов» 1−11-е Декабрь Курмакаева М. М. Матвеева Т.М.
  373. Проведение школьной олимпиады по экономике и предпринимательству 10−11-е Декабрь Матвеева Т.М.
  374. Проведение школьной олимпиады по моделированию 10−11-е Январь Матвеева Т. М. Брусенцев В.А.экономики и менеджмента на компьютере и Проведение ярмарки-продажи продукции Школьной Компании 10-е Декабрь Матвеева Т.М.
  375. Конкурс «Лучшая Школьная Компания школы» 10-е Январь Матвеева Т.М.
  376. Конкурс «Лучший знаток прав потребителей» 10-е Февраль Матвеева Т.М.
  377. Конкурс кроссвордов по экономике и бизнесу 10−11-е Март Матвеева Т.М.
  378. Научно-практическая конференция «Экономика и школа» (статистический анализ) 10-е Апрель Матвеева Т.М.
  379. Конкурс рефератов по экономике и бизнесу 10−11-е Апрель Матвеева Т.М.
  380. Конкурс «Лучший предпринимательский проект», «Защита бизнес-планов» 11-е Май Матвеева Т.М.
  381. Подведение итогов деловой игры «Начинающий инвестор» «Лучший инвестор» 10-е Май Матвеева Т.М.
  382. Экономическая практика 10-е Июнь Матвеева Т. М. Классные руководители* • %
Заполнить форму текущей работой