Органы местного самоуправления Алтайского края
Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального… Читать ещё >
Органы местного самоуправления Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Структура органов местного самоуправления в Российской Федерации
- 1.1 Виды органов местного самоуправления в Российской Федерации
- 1.2 Органы местного самоуправления Алтайского края
- Глава 2. Административно-правовой статус отдельных видов органов местного самоуправления
- 2.1 Представительных органов местного самоуправления по Алтайскому краю
- 2.2 Административно-правовой статус главы муниципального образования по Алтайскому краю
- 2.3 Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Алтайского края
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
Основой российской государственности является местное самоуправление, которое базируется на учете жизненно важных интересов населения и их активном участии в управлении.
Как указывается в Федеральном законе от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 13.04.1998. № 15. ст. 1695., органы власти местного самоуправления обеспечивают одновременно и эффективное и приближенное к гражданам управление.
Объектом исследования являются отношения в сфере деятельности органов местного самоуправления по Алтайскому краю на примере города Барнаула.
Предметом курсовой работы — административноправовой статус органов местного самоуправления Алтайского края.
Цель курсовой работы — исследовать органы местного самоуправления Алтайского края Задачами данной работы служит обозначение структуры и видов органов местного самоуправления, определение административно-правового статуса органов местного самоуправления в целом, а также отдельных их видов.
В соответствии с Конституцией Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. -№ 31. — ст. 4398. Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, в ред. от 14.10.2014 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40 вносит серьезные изменения в структуру органов местного самоуправления, которые касаются как самой структуры таких органов, так и способов наделения их полномочиями, порядка их формирования.
Глава 11 Устава (Основного закона) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС Устав (Основной закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС, в ред. от 06.03.2014 года посвящена вопросам основ местного самоуправления в Алтайском крае.
При исследовании данного вопроса использовались следующие методы: философский, формально-юридический, историко-правовой.
Глава 1. Структура органов местного самоуправления в Российской Федерации
1.1 Виды органов местного самоуправления в Российской Федерации
Органы местного самоуправления являются ядром организационной основы местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть в системе местного самоуправления как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.
В ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления подразделены на выборные и другие. Это означает, что выборные органы местного самоуправления должны формироваться в обязательном порядке. Причем формирование их должно осуществляться, только путем прямого волеизъявления жителей соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется гражданами самостоятельно. Что касается других органов местного самоуправления, то их Конституция не называет. Такое право Основной закон государства предоставляет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и самим муниципальным образованиям без указания таковых.
Нормы Конституции о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы. А это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 данного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Соответственно, правовой статус органов местного самоуправления города Барнаула Алтайского края определяются уставом муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края от 10.06.2005 № 133. Устав муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 № 133) (ред. от 20.06.2008) из информационного банка «Алтайский край» // Вечерний Барнаул", № 122, 18.08.2005 (опубликованы главы XI-XIV).
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Таким образом, новый Закон устранил существенный пробел относительно исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления формируются для организации управления на соответствующей территории обеспечения жизнедеятельности жителей, проживающих в границах муниципального образования.
Реализация функций органами местного самоуправления осуществляется двумя способами: правовым и организационным.
Правовой способ включает в себя процесс подготовки и принятия решений. Организационный способ предполагает использование структуры органов и их организаторских возможностей для выполнения принятых решений и доведения их результатов до жителей муниципального образования.
На них возложены функции комплексного развития инфраструктуры территорий. Все функции, возложенные на эти органы законами, уставами муниципальных образований, они осуществляют самостоятельно, без вмешательства государственных органов.
Конституция Российской Федерации (ст. 12) определила относительную самостоятельность органов местного самоуправления тем, что они не входят в систему органов государственной власти.
В своей деятельности органы местного самоуправления руководствуются принципами взаимодействия с другими субъектами правоотношений, складывающихся в системе местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительные, исполнительно-распорядительные и контрольные органы.
В свою очередь, исполнительно-распорядительные органы подразделяются на органы обшей компетенции (администрации, мэрии и т. д.) и органы специальной компетенции (отделы, управления здравоохранения, образования, культуры, коммунально-бытового обслуживания, жилищного хозяйства и др.). Последние реализуют отраслевые функции, т. е. занимаются специальной работой по направлениям, входящим в задачи местного значения.
Конституция РФ не устанавливает какой-либо структуры органов местного самоуправления, указывая лишь, что местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах.
В структуру органов местного самоуправления целесообразно включать также органы территориального общественного самоуправления, которые формируются населением для решения задач местного значения. К ним относятся советы, комитеты и другие органы территориального общественного самоуправления. См.: Постовой Н. В. Муниципальное право России: учебник/ Н. В. Постовой, В. В. Таболин, Н. Н. Черногор. М.: ИД «Юриспруденция», 2008, с. 199−201.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил, что в структуру органов муниципального образования должны входить контрольный орган муниципального образования, а возможно, и избирательная комиссия муниципального образования.
Целью образования контрольного органа муниципального образования является осуществления профессионального контроля за исполнением местного бюджета: предварительного, текущего, итогового. Помимо контроля за исполнением бюджета, контрольный орган вправе следить за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. См.: Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах/ Новосибирск, 2005, с. 69.
Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Нормы Конституции о наименовании органов местного самоуправления называют выборные и другие органы. А это означает, что данные нормы могут и должны получить развитие в других нормативных правовых актах. Такие акты в виде законов приняты на уровне Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
1.2 Органы местного самоуправления Алтайского края
Административно-правовой статус органов местного самоуправления регламентируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами (основными законами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
В состав Алтайского края входят: (в ред. Закона Алтайского края от 11.12.2002 № 84-ЗС) Закон Алтайского края от 11.12.2002 № 84-ЗС «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 04.12.2002 № 390) из информационного банка «Алтайский край» города краевого значения: Алейск, Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое.
Рассмотрим административно-правовой статус органов местного самоуправления на основе Устава муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края.
В соответствии со статьей 19 Устава муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края, к вопросам местного значения городского округа города Барнаула относятся:
К вопросам местного значения городского округа относятся:
1. формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета;
2. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4. организация в границах городского округа электро-, тепло-, газои водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6. обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
7. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8. участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;
9. разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
10. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
11. организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
12. предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
13. до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
14. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
15. организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
16. организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Алтайского края), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
17. создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
18. организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
19. создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
20. создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
21. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
22. обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
23. создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
24. формирование и содержание муниципального архива, и т. д.
Органы местного самоуправления имеют права на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа.
Органы местного самоуправления имеют право на:
создание музеев города;
создание муниципальных образовательных организаций высшего образования;
участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа; Устав муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 № 133) (ред. от 20.06.2008) из информационного банка «Алтайский край» // Вечерний Барнаул", № 122, 18.08.2005 (опубликованы главы XI — XIV).
оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;
создание муниципальной пожарной охраны;
создание условий для развития туризма;
оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральнй закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. ст. 4563.;
осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ, в ред. от 04.06.2014 «О донорстве крови и ее компонентов» // Российская газета. № 166. 23.07.2012.
Органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Алтайского края, только за счет собственных доходов бюджета города (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Алтайского края).
Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету города субвенций из соответствующих бюджетов.
В случае, если выделенных городу Барнаулу материальных и финансовых средств недостаточно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий. Данное решение принимается городской Думой по представлению главы города Барнаула при утверждении бюджета города на соответствующий финансовый год.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями:
1) принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов города Барнаула;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электрои (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, главы города Барнаула, голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа;
7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития города Барнаула, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы города Барнаула, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;
8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов городской Думы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
11) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края и Уставом муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края.
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, органы местного самоуправления:
1. отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;
2. их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены законодательством;
3. они могут вступать в различные административно-правовые отношения;
4. они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера);
5. Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;
6. общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими-либо органами государственной власти.
административный правовой алтайский самоуправление
Глава 2. Административно-правовой статус отдельных видов органов местного самоуправления
2.1 Представительные органы местного самоуправления по Алтайскому краю
В соответствии с федеральным законодательством, законодательством Алтайского края и Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края городская Дума является представительным органом муниципального образования.
Городская Дума состоит из 35 депутатов, избираемых населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Городская Дума формируется по смешанной избирательной системе: по одномандатным избирательным округам (17 депутатов) и муниципальным спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями (18 депутатов).
Из состава городской Думы избирается председатель городской Думы, осуществляющий организацию ее деятельности на постоянной основе. Порядок избрания председателя городской Думы устанавливается Регламентом Барнаульской городской Думы.
Председатель городской Думы:
представляет городскую Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями;
созывает заседания городской Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня, осуществляет руководство подготовкой заседаний;
председательствует на заседаниях городской Думы, осуществляет организацию заседания городской Думы в соответствии с Регламентом Барнаульской городской Думы;
оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий;
во исполнение решений городской Думы дает поручения постоянным комитетам городской Думы;
организует прием граждан, рассмотрение их обращений депутатами городской Думы;
распоряжается средствами бюджета города, предусмотренными на подготовку и проведение заседаний городской Думы, и другим расходам, связанным с деятельностью городской Думы;
решает иные вопросы. Постовой Н. В. Муниципальное право России: учебник, М., ИД «Юриспруденция», 2008. 400 с.
Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации или в специально оговоренных федеральным законодательством и законодательством Алтайского края случаях иностранный гражданин, достигший ко дню выборов восемнадцати лет, обладающий избирательным правом.
Депутаты городской Думы осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов от установленной численности депутатов городской Думы.
Депутат городской Думы имеет право:
участвовать в заседаниях городской Думы и ее органов, реализуя свои полномочия в соответствии с Регламентом Барнаульской городской Думы;
вносить депутатский запрос на рассмотрение городской Думы;
участвовать в депутатском расследовании;
участвовать по поручению городской Думы, постоянных комитетов и комиссий в проверках исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, соответствия деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений настоящему Уставу и принятым в соответствии с ним правовым актам городской Думы с внесением предложений по устранению выявленных недостатков, отмене незаконных решений и привлечению к ответственности виновных в этом лиц;
проверять изложенные в обращениях, заявлениях и жалобах избирателей факты с посещением, по мере необходимости, органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
проводить встречи с трудовыми коллективами муниципальных предприятий и учреждений, участвовать в собраниях и конференциях граждан соответствующего избирательного округа;
по вопросам, связанным с осуществлением своих депутатских полномочий, пользоваться правом безотлагательного приема главой города Барнаула, руководителями и иными должностными лицами местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, иных коммерческих и некоммерческих организаций;
направлять письменные обращения главе города Барнаула, иным должностным лицам местного самоуправления, руководителям муниципальных предприятий и учреждений по вопросам, связанным с осуществлением им своих полномочий и входящим в компетенцию указанных должностных лиц и руководителей;
на обеспечение правовыми актами, принятыми городской Думой, постоянными комитетами и комиссиями, а также правовыми актами, официально распространяемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;
пользоваться иными правами в соответствии с законодательством Алтайского края, Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края и иными нормативными правовыми актами.
Депутат городской Думы обязан:
лично принимать участие в заседаниях городской Думы и постоянных комитетов и комиссий;
соблюдать нормы депутатской этики, установленные городской Думой;
информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
выполнять поручения городской Думы и ее органов, данные в пределах их компетенции.
Гарантии осуществления полномочий депутатов городской Думы устанавливаются Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.
2.2 Административно-правовой статус главы муниципального образования по Алтайскому краю
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Так, глава города Барнаула избирается населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Главой города Барнаула может быть избран гражданин Российской Федерации, а также гражданин иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, достигший на день голосования двадцати одного года, с учетом иных условий, предусмотренных законодательством.
Полномочия главы города Барнаула начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы города Барнаула. Вступление в должность главы города Барнаула осуществляется принесением присяги не позднее 30 дней со дня официального опубликования итогов выборов главы города Барнаула.
ѕ Глава города Барнаула в пределах полномочий, установленных законодательством: представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
ѕ подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;
ѕ издает в пределах своих полномочий правовые акты;
ѕ вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы.
Глава города Барнаула, являясь главой администрации города:
1. выступает официальным представителем администрации города в Российской Федерации и за рубежом;
2. руководит деятельностью администрации города на принципах единоначалия;
3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4. назначает на должность и освобождает от нее руководителей иных органов местного самоуправления, органов администрации и иных должностных лиц администрации города, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений в случаях, установленных городской Думой;
5. заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;
6. распоряжается средствами бюджета города, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;
7. представляет на утверждение городской Думы структуру администрации города, самостоятельно утверждает ее штатное расписание, организует работу с кадрами;
8. управляет муниципальной собственностью;
9. вносит в городскую Думу проект бюджета города, представляет отчет о его исполнении;
10. выступает с инициативой о рассмотрении городской Думой решений, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета города или дает заключение по названным решениям;
11. в пределах своей компетенции контролирует деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения;
12. организует прием граждан, рассматривает обращения, предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;
13. применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами;
14. представляет городской Думе ежегодный отчет о деятельности администрации города;
15. выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городской Думы.
Отдельные полномочия, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к ведению главы города как главы администрации города, могут быть переданы им заместителям главы администрации города и иным должностным лицам местного самоуправления.
Глава города Барнаула вправе формировать постоянно или временно действующие коллегиальные и общественные органы (коллегии, советы, комитеты, комиссии и другие) в целях обсуждения и подготовки решений по вопросам местного значения городского округа.
Глава города Барнаула подконтролен и подотчетен населению и городской Думе. Муниципальное право России: учебник/ под ред. проф. Кокотова А. Н., М.: Высшее образование, 2008. 504 с.
Гарантии осуществления полномочий главы города Барнаула устанавливаются Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
2.3 Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Алтайского края
В соответствии с Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города. Она наделена Уставом муниципального образования городского округагорода Барнаула Алтайского края полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
Администрация города по вопросам, отнесенным к ее ведению, вправе принимать постановления, которые подписывает глава города Барнаула.
Администрация города Барнаула наделена полномочиями:
1. в области планирования, бюджета, финансов и учета;
2. в области управления муниципальным имуществом, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города;
3. в области ценообразования;
4. в области обеспечения социально-экономического развития города;
5. в области использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды;
6. в области строительства, транспорта и связи;
7. в области жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения;
8. в области социально-культурного обслуживания населения Администрация города;
9. в области социальной поддержки населения;
10. в области обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод граждан Администрация города;
11. в области регулирования трудовых отношений.
Вся деятельность исполнительно-распорядительного органа строится на основе принципов законности и гласности, а также принципе единоначалия.
Заключение
Таким образом, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательное создание не только представительных, но и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления:
отделены от государства, не входят в систему государственной власти, взаимодействуют с органами исполнительной власти на основе права;
их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, полномочия, установлены законодательством;
они могут вступать в различные административно-правовые отношения;
они могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (финансового и материального характера);
Конституция РФ предоставляет им право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения и распоряжения муниципальной собственностью;
общие принципы и гарантии местного самоуправления не могут быть произвольно ограничены какими либо органами государственной власти.
Анализируя положения законодательства о местном самоуправлении Алтайского края, уставов муниципальных образований, а так же практику функционирования органов местного самоуправления можно сделать вывод, что на современном этапе развития местной власти в большинстве муниципальных образований действуют как исполнительные, так и представительные органы местного самоуправления, наделенные собственной компетенцией. Представительные органы местного самоуправления являются ведущими в системе органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, осуществляют свою деятельность на коллегиальной основе и обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования.
Не умаляя ведущей роли представительных органов местного самоуправления в системе местной власти, подчеркнем, что от повседневной деятельности исполнительных органов местного самоуправления во многом зависит эффективность управления местными делами и степень реализации решений представительных органов. Исполнительный орган представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, основной задачей которого является — осуществление принадлежащих ему полномочий с целью удовлетворения нужд и потребностей населения муниципального образования.
Рассмотрев систему органов местного самоуправления по Алтайскому краю на примере города Барнаула был рассмотрен механизм формирования представительного органа, избрания главы муниципального образования, назначения на должность главы местной администрации. Можно сделать вывод о том, что унификация механизмов формирования органов местного самоуправления позволяет выбрать наиболее оптимальную, оправданную в правовом и экономическом смыслах модель организации органов власти муниципального образования.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение | |
1. | Местное самоуправление | система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории | |
2. | Городской округ | городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ | |
3. | Муниципальное образование | городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; | |
4. | Вопросы местного значения | вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно | |
5. | Устав МО | акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории МО. | |
6. | Органы местного самоуправления | избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению местных вопросов | |
7. | Глава муниципального образования | должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; | |
8. | Депутат | член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; | |
9. | Муниципальный правовой акт | решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения | |
10. | Администрация города | Исполнительный орган власти на территории муниципального образования | |
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
2. Федеральный закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. 13.04.1998. № 15. ст. 1695
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3, в ред. от 14.10.2014 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. ст. 4563
5. Федеральный закон от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ, в ред. от 04.06.2014 «О донорстве крови и ее компонентов» // Российская газета. № 166. 23.07.2012.
6.Закон Алтайского края от 11.12.2002 № 84-ЗС «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Алтайского края» принят Постановлением АКСНД от 04.12.2002 № 390
7. Устав (Основной закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС, в ред. от 06.03.2014 года
8. Устав муниципального образования городского округа — города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 № 133) (ред. от 20.06.2008) из информационного банка «Алтайский край» // Вечерний Барнаул", № 122, 18.08.2005 (опубликованы главы XI-XIV).
9. Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах/ Новосибирск, 2005, с. 69.
10. Постовой Н. В. Муниципальное право России: учебник, М., ИД «Юриспруденция», 2008. 400 с.
11. Муниципальное право России: учебник/ под ред. проф. Кокотова А. Н., М.: Высшее образование, 2008, 504 с.