Преступность несовершеннолетних в условиях исправительного учреждения
Заслуживают внимания правовые и организационные проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятие этого законодательного акта явилось прогрессивным шагом для российского общества на современном этапе его развития. В нем была предпринята… Читать ещё >
Преступность несовершеннолетних в условиях исправительного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План работы Введение
1. Общесоциальные меры профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы
2. Специально-криминологичесие меры профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы
3. Индивидуальные меры профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы Заключение Список использованной литературы Введение В России в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года последние годы характеризуются не только установлением новых, прогрессивных форм деятельности в пенитенциарных учреждениях, но и реформированием общественного правосознания в данной сфере. Особое внимание уделено модернизации процесса исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних.
В местах лишения свободы сегодня сосредоточена наиболее криминогенная часть несовершеннолетних преступников, склонных к совершению тяжких преступлений. В связи с этим не может не вызывать беспокойства криминальная активность несовершеннолетних в местах лишения свободы, интенсивность которой является важнейшим показателем уровня эффективности функционирования всей пенитенциарной системы, социальной напряженности как в местах лишения свободы, так и в обществе в целом.
Предупреждение рецидивов преступлений в местах лишения свободы предусмотрено законом. Согласно части 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также для исправления, недопущения совершения новых преступлений.
Под профилактикой преступлений понимают деятельность, направленную на нейтрализацию или ликвидацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, охватывающую по своему содержанию различные меры воздействия на объективные внешние факторы и отдельных физических лиц. В литературе различают следующие виды профилактики: общую индивидуальную и специальную.
К исследованию этой проблемы обращались Ю. М. Антонян, Н. С. Артемьев, И. П. Башкатов, А. В. Булатов, Н. И. Ветров, Т. Н. Волкова, чьи работы были использованы при написании контрольной работы Целями написания контрольной работы являются;
1.Показать особенности общесоциальной профилактики несовершеннолетних заключенных.
2.Раскрыть черты индивидуальной и специальной профилактики преступлений среди несовершеннолетних заключенных.
1. Общесоциальные меры профилактики преступлений совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы Основными субъектами профилактической деятельности являются: органы власти и управления, законодательные органы, правоохранительные органы, администрация учреждений и организации, различные ассоциации, имеющие положительную социальную направленность, а также лица, специально уполномоченные проводить профилактическую работу и выполнять отдельные функции в силу своего гражданского долга. Меры профилактического характера делятся на разные группы в зависимости от характера социальных условий, диапазона применения, масштаба применения, времени организации и проведения. С учетом зависимости социальных условий меры профилактического характера могут быть разделены на следующие группы: 1) социально-экономическая; 2) политическая и правовая; 3) социально-психологическая. Уровень реализации профилактики можно разделить на общесоциальную, социально-криминологическую (деликтологическую) и специальную (непосредственно правовую). Общесоциальная профилактика преступности — это положительное, специально не направленное воздействие объективных и субъективных факторов деятельности субъектов российского общества на причины и условия существования и совершения правонарушений, ведущие к их предотвращению.
Социально-криминологическое предупреждение преступности — это целенаправленное воздействие специализированных государственных органов и общественных объединений на конкретные причины и условия (субъективные факторы), основанное на деятельности по их выявлению, изучению и осуществлению мер, не связанных с использованием уголовной, административной, гражданской ответственности и наказания, с целью сокращения преступности.
По уровню применения меры профилактики делятся на общегосударственные, региональные, локальные и индивидуальные.
Общегосударственные профилактические меры осуществляются в интересах всей Федерации и каждого ее субъекта в отдельности. В первую очередь к ним относятся: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью и другие нормативно-правовые документы, регулирующие все сферы деятельности российского общества.
Профилактические мероприятия общегосударственного масштаба являются обязательными для всех социальных групп и в целом всего населения страны, не предусматривая особенности профилактики в регионах и на местных территориальных и промышленных предприятиях (первый уровень). Состояние преступности, в том числе пенитенциарной, в субъектах России разное, поэтому профилактика должна осуществляться дифференцированно, с учетом особенностей региона Российской Федерации, района, города и других факторов (это второй уровень).
По мнению В. В. Орехова, выделение регионального уровня обусловлено не только наличием специфических причин и условий, способствующих совершению преступлений в регионах, но и планированием мер предупреждения преступности на основе и в рамках планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Криминология / под ред. В. В. Орехова. СПб., 2012. С. 144.
Поскольку преступность вообще и пенальная преступность несовершеннолетних в частности порождается причинным комплексом, противодействие ей должно быть эффективным лишь при условии формирования соответствующей системы экономических, социальных, правовых и организационных мер, направленных на нейтрализацию этого опасного явления.
Важнейшим направлением в борьбе с преступностью несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, является общесоциальная профилактика. Общее социально-экономическое, идеологическое оздоровление страны в целом, демократизация деятельности властных структур, духовное и нравственное очищение общества — все должно способствовать повышению уровня правосознания граждан, их социальной защите, укреплению института семьи, охране материнства и детства, а также нейтрализации условий, способствующих возникновению ювенальной преступности.
Следует подчеркнуть, что общесоциальное предупреждение преступности несовершеннолетних осужденных непосредственно не направлено на борьбу с криминальной активностью подростков, отбывающих наказание, оно не может оказать быстрое позитивное воздействие, так как возможности принятия общесоциальных мер объективно ограничены (например, временными, финансовыми, административными и иными рамками).
Разумеется, противодействие преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы должно предусматривать и комплекс специальных мер. Общесоциальные меры нацелены на социально-экономическое развитие общества, и, предотвращая преступление в целом, в то же время служат средством для преодоления пенитенциарной преступности, в том числе криминальной активности несовершеннолетних.
К числу этих мер в первую очередь следует отнести ликвидацию кризисных явлений, препятствующих гармоничному и полноценному развитию общества. Не случайно все федеральные программы по усилению борьбы с преступностью определяли в качестве приоритетных следующие задачи: усиление роли государства как гаранта безопасности, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее реализации, а также укрепление правоохранительных органов, включение иных государственных структур в решение вопросов профилактики противоправных деяний в пределах их компетенции.
Решение указанных проблем в федеральном масштабе и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, выполняемое неотложно и с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и послужит реальной основой для противодействия преступного поведения несовершеннолетних. По мнению ведущих отечественных ученых, занимающихся проблемами предупреждения ювенальной и пенитенциарной преступности, особая роль на общегосударственном уровне должна быть отведена формированию Российской национальной концепции воспитания Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке… / под ред. Е. Г. Слуцкого. С. 393−399.
Заслуживают внимания правовые и организационные проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принятие этого законодательного акта явилось прогрессивным шагом для российского общества на современном этапе его развития. В нем была предпринята попытка создания единой нормативной базы для всех субъектов профилактики. Законодатель стремился устранить недостатки в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, так как в ранее действовавших нормативных актах отсутствовало наличие четкой системы. Однако о несовершенстве этого Закона свидетельствует уже тот факт, что он ежегодно дополняется и принимается в новых редакциях. В 2003;2006 гг. была принята Федеральная целевая программа «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи на 2002;2005 гг.» (возведенная в статус закона). С января 2007 г. действует Федеральная целевая программа «Дети России» (на 2007;2010 гг.), актуальность которой, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Данная Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.
Воспитание — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развития согласованного взаимодействия самого воспитуемого, педагога-воспитателя, коллектива в целом, соответствующих организаций и ведомств.
Вместе с тем ясно, что реальное воспитание подростков, особенно находящихся в местах лишения свободы, не может быть замкнуто, ограничено только системой образования, несмотря на очевидность ведущей его роли в условиях уменьшения воспитательного воздействия семьи как основного института социализации молодого поколения.
Нельзя игнорировать воспитательную функцию иных социальных институтов, с которыми, так или иначе, взаимодействуют подростки. Это средства массовой информации, общественные и общественно-политические организации, общества по интересам, Интернет и его аналоги, спортивные секции, а также неформальные группы общения позитивной направленности.
2. Специально-криминологичесие меры профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы Для того, чтобы вести речь об этом аспекте профилактики преступлений несовершеннолетних, необходимо определится с определением его в пенитенциарной криминологии.
Специальное предупреждение направлено на предупреждение нового преступления осужденным как в процессе отбывания наказания, так и после его отбытия. Указанная цель достигается путем применения к данному лицу наказания, а в его рамках предусмотренных УК и УИК профилактических мер, а также проведением комплекса воспитательных мероприятий со стороны государственных органов и общественных объединений. Чем строже назначенное наказание, тем интенсивнее применяются такого роды меры, например, изоляция от общества, охрана осужденных и надзор за их поведением и др.
Специальная профилактика — это деятельность, направленная на предупреждение преступлений со стороны определенной категории лиц, объединенных какими-то общими, для них присущими специфическими признаками или свойствами.
Пенитенциарной профилактикой называют профилактику совершения новых преступлений в период отбывания наказания. Специфика пенитенциарной профилактики заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Профилактика в период отбывания наказания, когда основным выступает искупление вины, несение тягот, лишений, сопряжена с большими трудностями, так как необходимо сочетание различных средств воздействия.
В процессе проведения профилактической работы регулируются сверхзадачи конкретного характера, что позволяет:
— выявлять причины и условия совершения подростками преступлений, принимать меры для их устранения, а в обязательных случаях проинформировать заинтересованных сотрудников, органов, учреждений и организаций;
— обнаруживать лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений в местах лишения свободы, и оказывать на них существенное профилактическое воздействие с целью преодоления в их сознании негативных взглядов, установок, изменения преступного поведения;
— выявлять подростков, готовящих преступления, и проводить с ними профилактические работы по недопущению реализации преступных намерений;
— обнаруживать несовершеннолетних лиц, подготавливающих преступления или покушающихся на них, и заблаговременно принимать меры по пресечению этих преступлений;
— проводить мероприятия по ликвидацию неблагоприятного влияния ранее судимых подростков, отрицательно направленных подростков на других;
— выявлять подростков, имеющих намерения после освобождения из мест лишения свободы продолжать преступный образ жизни, и сообщить о них в необходимых случаях в органы полиции по месту их проживания с целью проведения предупредительной работы с такими осужденными;
— рассматривать сверхэффективность и умение использования оперативных сил, средств и методов для предотвращения преступлений, разработать меры по совершенствованию и внедрению передового опыта Ковалев О. Г. О задачах ведомственной науки по реформированию уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 26−28;.
Безмерно важным течением в сфере пенитенциарного предупреждения является личностно-микросредовый уровень, то есть нейтрализация и компенсация сети причинного конструкция преступного поведения и его типов, в этом случае «пенального». Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминально-пенологический анализ. СПб., 2011. С. 117−130
Личностно-микросредовый уровень можно разделить на три подуровня:
а) микросредовый, традиционно называемый общим, направлен на устранение внешних условий — недостатков микросреды, способствующих развитию криминогенной ситуации (управленческие недостатки, заброшенность и др.) и непринужденному совершению преступления (аномально-сексуального, жестокого, эгоистичного и др.), и на их компенсацию;
б) ориентированный на внешние причины мотивации преступления и образование криминогенного побуждения (жизненного обстоятельства), эволюцию криминогенной ситуации (сфера, скованность, коммуникабельность, взаимоотношения групп при исполнении наказаний) и преступления (сама криминогенная ситуация, появившаяся между участниками), то есть направленная саморегуляция и взаимосвязь в группах;
в) подуровень индивидуальной профилактики, объектом которой являются внутренние причины и условия появления криминогенной мотивации (это усваиваемые, криминологически значимые данные, их совокупность и реалистический опыт осужденных, в основном криминальный), образование криминогенной ситуации (это взаимодействующие мотивации и целенаправленность субъектов ситуации во время исполнения наказаний, их психическая и психофизиологическая или внутригрупповая социально-психологическая атмосфера), а также преступления (преступная мотивация осужденного, его психические и психофизиологические характеристики). Методы микросредового предупреждения групповых преступлений подростков можно разделить:
а) на средства выявления внешних условий преступлений, криминализации мотиваций и ситуаций;
б) способы ослабления, ликвидации, компенсации (восстановления) внешних условий, недостатков микросреды исполнения уголовных наказаний. Барабанов Н. П. Исправительные учреждения России в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и наркоманией (криминологические, пенитенциарные, правовые и организационные аспекты предупреждения): монография. Рязань, 2010. С. 123
Пенитенциарные работники считают, что методы выявления внешних условий при исполнении уголовных наказаний предполагают следующее:
1) криминологическое исследование и выявление:
а) криминогенных участков колонии, то есть болевых точек — мест, где наиболее возможно совершение осужденными преступления;
б) недостатки в работе всех служб учреждения;
в) нехватки высококачественного технического оснащения;
г) кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора сотрудников, поступивших на службу в УИС России;
2) уголовно-исполнительный и статистический анализ количественного и качественного состава осужденных
3) оперативные приемы работы;
4) контроль за деятельностью персонала колонии со стороны вышестоящих руководства ФСИН России, прокуратуры, общественных объединений и других организаций Максимов В. А. Применение специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных происшествий. М., 2006. С. 119.
Как система нейтрализации и ликвидации, а также дополнительного воздействия на внешние негативные условия для подростков, находящихся в воспитательной колонии, надо активно внедрять следующие мероприятия:
1) компьютерное программное обеспечение УИС России;
2) дизайн и технологическое развитие технических средств наблюдения за осужденными подростками в работе для их исправления;
3) принятие совокупности норм профилактического характера с привлечением средств и сил не только уголовно-исполнительной системы, но и других подразделений иных силовых ведомств и общественных организаций;
4) организация обмена оперативной информацией между правоохранительными органами (в пределах их юрисдикции);
5) изучение и внедрение современных тенденций образовательного процесса и труда подростков;
6) пропаганда здорового образа жизни, спорта среди несовершеннолетних осужденных;
7) организация встреч с интересными для осужденных людьми (представителями науки, искусства, политики и т. д.) Агамов Г. Д. К разработке программы борьбы с рецидивной преступностью // Рецидивная преступность: правовые и социальные проблемы. М., 2013. С. 71;
3. Индивидуальные меры профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними в условиях лишения свободы Меры индивидуального предупреждения в ВК направлены на профилактику правонарушающего поведения подростков. Они должны учитывать характеристики личности несовершеннолетних, специфику их жизненных обстоятельств. В исправительных учреждениях специально-криминологические и индивидуальные меры сильно взаимосвязаны. Подробно остановимся на вопросах, посвященных предупредительной деятельности сотрудников воспитательного аппарата (начальника отряда, воспитателя ВК).
На протяжении многих лет развития пенитенциарной системы ведущая роль в индивидуально-воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными отводилась воспитательному отделу колоний (воспитателю, начальнику отряда и психологу). Именно начальник отряда является ведущей фигурой, к кому прежде всего подростки обращаются для решения своих задач. Нередко он обладает информацией, которая может способствовать проведению успешных оперативно-режимных мероприятий.
Начальник отряда реализует следующие основные задачи: перевоспитание и исправление подростков, обучение, развитие их системы ценностей и т. д. Вместе с психологом он занимается коррекцией личностных свойств, профилактикой конфликтов, регуляцией межличностных отношений в коллективе осужденных.
В условиях пенитенциарной системы традиционно выделяют следующие структурные компоненты психолого-педагогической, воспитательной деятельности: исследовательский, конструктивный, организаторский, коммуникативный Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего осужденного / под ред. В. В. Гришина. М., 2007. С. 117;.
Исследовательский компонент связан с систематическим поиском необходимой информации и тщательным анализом как своего, так и чужого опыта воспитательной работы, а также увеличением собственных знаний, навыков, умений. Без успешного осуществления этой важнейшей функции невозможно достичь свободного, уверенного и всестороннего владения информацией об осужденном, обеспечить идеальное воздействие на его личность.
Конструктивный компонент связан с планированием воспитателем своей деятельности и прогнозированием ее результатов. Следующему очередному рабочему дню, любой беседе с конкретным осужденным должна предшествовать тщательная и трудоемкая подготовка.
Не менее скрупулезно должны быть учтены наиболее вероятная реакция воспитанников на педагогическое воздействие, их очевидное поведение. Пусть даже первоначально критическое мнение начальника отряда, умышленное отрицание диалога ни в коей мере не исключает возможности, а иной раз и необходимости использовать на фоне четко спланированной системы воспитательных воздействий элементов импровизации.
Организаторский компонент. Начальник отряда — главный организатор воспитательного процесса. Его высокоинтенсивная научно-исследовательская жизнедеятельность, основательно обдуманная тактика, учебно-педагогические мероприятия оказываются лишенными смысла, если воспитатель идеально не формирует психолого-педагогический процесс.
Коммуникативный компонент. Этот аспект психолого-педагогической деятельности во многом определяет ее общую эффективность. В большей мере его содержанием является установление и налаживание взаимоотношений начальника отряда с воспитанниками, их родственниками, руководством колонии, сотрудниками других служб и отделов. Коммуникативный компонент всегда включен в исследовательскую, конструктивную и организаторскую деятельность защитника-воспитателя.
Характер взаимодействия начальника отряда со всеми, с кем он связан в своей профессиональной жизнедеятельности, наиболее серьезным образом влияет на ее успешность. Таким образом, на первый план выходят механизмы социальной перцепции.
Начальник отряда обязан обладать достаточным уровнем эмпатии и способностями к рефлексии для более успешного взаимодействия как с осужденными, так и с коллегами. Умение оценивать свое поведение со стороны, предсказать его последствия, построить стратегию поведения, основываясь не только на логических аргументах, но и на эмпатийных механизмах, позволяет более точно осуществлять психолого-педагогический процесс, с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого объекта влияния.
В своей работе воспитатель большое внимание уделяет предупреждению преступлений, дезорганизующих деятельность пенитенциарных учреждений, борьбе с криминальной субкультурой, организованными преступными группами. Как показывают криминологические исследования, начальник отряда должен иметь достоверную информацию об уровне социальнопсихологического развития осужденных.
Отрицательно характеризующиеся осужденные, лидеры организованных преступных групп, неформальные лидеры требуют повышенного внимания к своей организаторской деятельности, особенно к таким аспектам, как контроль, проверка, организация межличностного взаимодействия, активное сотрудничество с психологом, врачом ВК, представителями оперативного отдела, контакты с общественными организациями и родственниками Слуцкий Е. Г. Социальная напряженность и социальный взрыв в молодежной среде // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2009. № 2. С. 9.
Успех деятельности воспитателя в плане предупреждения конфликтных ситуаций среди осужденных во многом определяется интенсивностью его собственной исследовательской работы, умением заинтересовать осужденных в сотрудничестве с администрацией, отказе от антиобщественных установок тюремной субкультуры, ориентировать на условно-досрочное освобождение, адаптировать к дальнейшей жизни и трудовой деятельности на свободе.
профилактика преступление несовершеннолетний исправительный Заключение Концепция представляет собой важнейший нормативный акт, в соответствии с которым проводится реформирование деятельности учреждений и органов УИС. В частности, планируется сокращение количества воспитательных колоний для несовершеннолетних в два раза. Руководство ФСИН России считает необходимым увеличить возрастной порог содержания осужденных в ВК с 19 лет до 21 года. На смену воспитательным колониям должны прийти воспитательные центры с более мягким режимом (возрастной порог, после которого человека можно будет переводить в колонии для взрослых, увеличат до 25 лет).
В контексте реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации руководство ФСИН России обязывает своих сотрудников принять необходимые меры по усилению борьбы против любых негативных явлений в местах лишения свободы, с групповой преступностью несовершеннолетних, по повышению уровня готовности всех служб и подразделений к совместным действиям с другими правоохранительными органами, общественными организациями.
Увеличение агрессивности осужденных, преступное поведение в ВК, а также наличие ряда нерешенных проблем требуют принятия дополнительных мер по улучшению указанного взаимодействия. Происшедшие в последние годы изменения отечественного законодательства вызывают необходимость разработки новой концепции взаимодействия социальных работников, психологов с оперативными службами, органами внутренних дел, различными субъектами охраны общественного порядка, религиозными и правозащитными организациями.
Все это должно стать основой для совершенствования законодательной базы, принятия федеральных и региональных программ по различным линиям деятельности Министерства юстиции Российской Федерации (прежде всего в ювенальной сфере) Литература Законы, нормативные акты и официальные документы
1. Конвенция о правах ребенка: резолюция Генеральной ассамблеи ООН: [от 20 нояб. 1989 г. № 44/25] // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. — М.: Новый юрист, 2007.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): резолюция Генеральной ассамблеи ООН: [от 29 нояб. 1985 г. № 44/33] // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. — М.: Новый юрист, 2007.
3. Правила Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы: резолюция Генеральной ассамблеи ООН: [от 14 дек. 1990 г. № 45/113] // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. — М.: Новый юрист, 20 077.
4. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2010.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон: [от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ] // Рос. газ. — 1999. — 25 июня.
8. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные Российской Федерации: федер. закон: [от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 28. — Ст. 2880
9.Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ ГУИН Минюста России: [от 27 мая 2002 г. № 117].
10. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста России: [от 11 окт. 2006. № 311]
Основная литература
1. Антонян Ю. М. Криминология. М.: Логос. 2008
2. Долгова А. И. Криминология. М.: Норма, 2010.
3. Криминология: учеб. пособие для вузов по спец. «Юриспруденция» /
Г. И. Богуш, М. Н. Голоднюк, Ю. Г. Козлов и др.; под ред. Н. Ф. Кузнецовой; МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. М.: Проспект: ТК Велби, 2009.
4. Старков О. В. Основы криминопенологии. Уфа: Уфим. юрид. ин-т МВД РФ, 2008.
Специальная литература
1.Абызов, Р. М. Типология личностных деформаций несовершеннолетнего преступника / Р. М. Абызов. — Барнаул, 2002. — 236 с.
2. Агапов, П. В. Проблемы противодействия организованной преступной деятельности / П. В. Агапов. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 12 с.
3.Баженов, А. В. Криминогенное поведение несовершеннолетних / А. В. Баженов, Н. Д. Гомонов, Л. С. Саблина. — СПб.: Фонд «Университет», 2003.
4 Слуцкий Е. Г. Социальная напряженность и социальный взрыв в молодежной среде // Регион: Политика. Экономика. Социология. 2009. № 2. С.
5 Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего осужденного / под ред. В. В. Гришина. М., 2007.
6. Агамов Г. Д. К разработке программы борьбы с рецидивной преступностью // Рецидивная преступность: правовые и социальные проблемы. М., 2013. С. 71;
7.Барабанов Н. П. Исправительные учреждения России в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и наркоманией (криминологические, пенитенциарные, правовые и организационные аспекты предупреждения): монография. Рязань, 2000
8.Ковалев О. Г. О задачах ведомственной науки по реформированию уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. № 1.
9.Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке… / под ред. Е. Г. Слуцкого