Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние здоровья и метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время, наряду с традиционными формами обучения всё чаще находят применение специализированные программы с повышенными учебными нагрузками, влияние которых на растущий организм школьников изучено не достаточно. Особенно это касается младших школьников, для которых уже само по себе начало обучение в школе является стрессовой ситуацией, которая влечёт за собой мобилизацию ресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности адаптации, состояния здоровья и физического развития школьников при разных программах обучения
    • 1. 2. Метаболические параметры иммунокомпетентных клеток крови, иммуно-нейроэндокринные взаимодействия
    • 1. 3. Состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем у детей в процессе адаптации к школе
  • Глава II. Объект, объём и методы исследования
    • 2. 1. Объект и объём исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава III. Параметры физического развития и состояния здоровья
    • 3. 1. Физическое развитие учащихся различных программ обучения и воспитанников дошкольного образовательного учреждения
    • 3. 2. Сравнительная характеристика биологического развития и степени готовности детей к обучению в школе
    • 3. 3. Показатели состояния здоровья обследованных детей
  • Глава IV. Метаболические параметры иммунокомпетентных клеток крови у школьников, обучающихся по разным образовательным программам
  • Глава V. Оценка течения адаптации к школе по адаптационному потенциалу и характеристика вегетативной регуляции сердечнососудистой системы у обследованных детей
    • 5. 1. Оценка течения адаптации у первоклассников по адаптационному потенциалу
    • 5. 2. Характеристика вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы

Состояние здоровья и метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

В последнее время произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников [ 214, 36, 40, 150, 162, 154, 172, 85, 89, 209, 263, 186].

Техногенное развитие современного мира, внедрение электронных средств информации в повседневную жизнь требуют неуклонного расширения и усложнения учебных программ в общеобразовательных учреждениях [172, 149, 186].

В настоящее время, наряду с традиционными формами обучения всё чаще находят применение специализированные программы с повышенными учебными нагрузками, влияние которых на растущий организм школьников изучено не достаточно. Особенно это касается младших школьников, для которых уже само по себе начало обучение в школе является стрессовой ситуацией, которая влечёт за собой мобилизацию ресурсов детского организма, напряжение его функциональных систем [76, 256, 29, 184, 109, 173, 264, 150, 240, 70, 217, 8, 209, 229]. У первоклассников происходит рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды.

Данные литературы о влиянии экспериментальных форм обучения на здоровье школьников довольно противоречивы [43, 234, 210, 261, 260, 110, 108, 264, 207, 7, 121, 172, 105].

Чаще всего изучались отдельные параметры или состояния отдельных функциональных систем при воздействии информационных нагрузок разной интенсивности [43, 234, 210, 261, 264, 109, 121, 7, 162, 235, 172, 149]. Между тем процесс адаптации обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными между собой специализированными функциональными системами [23, 24].

В последние годы проведено исследование адаптивных возможностей младших школбников с позиции системного подхода [107, 142, 181, 221, 176, 89, 81, 209]. В этих работах изучались адаптивные изменения на основных уровнях системной деятельности организма: психическом, вегетативной и нейроэндокринной регуляции, гемодинамики, обменном, неспецифической защиты — что даёт возможность оценить приспособительную деятельность организма ребёнка в целом. Однако, системный подход, как правило, был использован для оценки состояния здоровья и адаптивных возможностей школьников без учёта воздействия развивающих форм обучения (Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).

Исследования Н. Б. Семёновой (1999) учитывали этот фактор, но выводы в основном касались психоэмоционального состояния, умственной работоспособности и социально-психологической адаптации учащихся 3-х классов, в том числе и детей из группы риска «неготовности» к школьному обучению [231].

Остаётся нерешённым вопрос, насколько соответствуют развивающие формы обучения с высоким уровнем информационной нагрузки и своеобразной формой подачи информации физиологическим возможностям ребёнка.

Наиболее уязвимы при двойном стрессе (эмоциональном и информационном) иммунная и нейроэндокринная системы [28, 76, 77].

В последние годы приобретает большое значение проблема нейро-иммунных взаимодействий [2, 6, 242, 9, 68, 11, 13, 125, 148, 251, 295, 328, 311, 312, 329, 345, 297]. В свете этих представлений интенсивные информационные нагрузки могут влиять на функциональное состояние центральной и вегетативной нервной систем, а следовательно и на показателях заболеваемости школьников. Считается доказанным, что изменения функциональной активности иммунекомпетентных клеток происходит только при соответствующих изменениях метаболизма лимфоцитов [178, 191, 115, 247, 246, 225, 227, 177, 185, 152].

В соответствии с вышесказанным нами была поставлена цель и сформулированы задачи исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучить влияние разного уровня информационных нагрузок на состояние здоровья и развитие первоклассников. Разработать рекомендации по оценке течения адаптации детей к обучению в школе.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Оценить уровень заболеваемости у первоклассников, обучающихся по традиционной и развивающим программам и у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

2. Изучить в течение первого года обучения состояние физического развития и биологической зрелости у школьников, занимающихся по разным образовательным программам.

3. Дать характеристику метаболических параметров иммунекомпетентных клеток у первоклассников при разных уровнях информационных нагрузок.

4. Провести сравнительный анализ показателей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у школьников и у детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

5.Оценить течение адаптации к школе у первоклассников по адаптационному потенциалу.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА.

Впервые проведён анализ состояния здоровья, физического развития первоклассников, занимавшихся по разным школьным программам (традиционной и развивающим) с использованием системного подхода и привлечением показателей, характеризующих уровень метаболизма иммунекомпетентных клеток.

Впервые установлено, что при всех программах обучения у первоклассников в конце учебного года не выявляется статистически значимых различий в гармоничности физического и биологического развития, что может свидетельствовать об устойчивости этих показателей к воздействию информационных нагрузок разной интенсивности в этот онтогенетический период развития.

Показано, что функциональные системы организма под воздействием разных школьных программ изменяются по-разному: у детей, занимавшихся по развивающим программам, в конце учебного года зафиксирована низкая активность КФЛ, самая высокая активность СДГ и самая низкая острая инфекционная заболеваемость (по сравнению с традиционной программой), что свидетельствует о более высокой активности иммунной системы. Впервые эти закономерности рассмотрены с позиции нейроиммунных взаимодействий. К концу первого года обучения увеличилась доля детей с патологией органов зрения и опороно-двигательного аппарата среди занимавшихся по развивающим программам по сравнению с детьми, обучавшимися по традиционной программе.

Впервые проведено сравнение метаболизма иммунокомпетентных клеток первоклассников, обучавшихся по разным программам обучения, с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения близкого возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Полученные показатели СДГ, КФЛ, КФГ, ВНС у первоклассников могут быть использованы для оценки течения адаптации и выявления доклинических форм заболеваний в общеобразовательных учреждениях.

Полученные сведения о разном воздействии традиционной и развивающих программ обучения на функциональные системы позволяют дифференцированно проводить профилактические мероприятия. У детей с традиционной программой обучения профилактические мероприятия должны быть в большей мере направлены на повышение резистентности организма, а у первоклассников, обучающихся по развивающим программам обучения, — на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и патологии органов зрения.

Внедрение программно-технического комплекса «ORTO Valeo» позволит оперативно получить информацию о функциональном состоянии детей и течении адаптации в процессе систематического обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1 .Особенности изменений показателей, характеризующих состояние иммунной системы (метаболические параметры иммунокомпетентных клеток, уровень острых инфекционных заболеваний) у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок объяснены в свете научного направления о нейроиммунных взаимодействиях.

2. Имеется разная степень устойчивости функциональных систем к воздействию разного уровня информационных нагрузок у первоклассников.

3. Более благоприятные показатели вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы в конце первого года обучения характерны для школьников, занимавшихся по программе развивающего обучения Л. В. Занкова.

АПРОБАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ДИССЕРТАЦИИ.

Основные положения и результаты проведённого исследования представлены на итоговой научной конференции ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири (г. Красноярск, 2003), на V Общероссийском съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г.Казань, 2004) — на Всероссийской конференции «Компенсаторно-приспособительные процессы. Фундаментальные, экологические и клинические аспекты» (г. Новосибирск, 2004).

ПУБЛИКАЦИИ.

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ. Из них 1 методическое пособие, утверждённое Учёным Советом ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, протокол № 7 от 25.07.04.

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация изложена на 157 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, главы объекта и методов исследования, трёх глав, содержащих результаты собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 21 рисунком, 24 таблицами.

Список литературы

содержит 271 отечественных и 75 иностранных источников.

ВЫВОДЫ.

1 .Установлено, что за первый год обучения состояние здоровья первоклассников ухудшилось. Так в группе детей, занимавшихся по традиционной программе обучения, увеличилась доля первоклассников с III группой здоровья на 14,3%, занимавшихся по программе Л. В. Занкована 8% и по программе Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдована 4,1%. В группе воспитанников дошкольного образовательного учреждения доля детей с III группой здоровья не изменялась в течение года (разница достоверна в конце года с традиционной программой (р<0,01)).

2.Не выявлено статистически значимых отличий в показателях гармоничности физического и биологического развития в конце учебного года между обследованными группами школьников, что свидетельствует об устойчивости этих параметров к воздействию интенсивных информационных нагрузок в течение первого года обучения.

3. К концу первого года обучения увеличилась доля детей с патологией органов зрения и опорно-двигательного аппарата среди занимавшихся по развивающим программам обучения. Так доля детей с патологией органов зрения среди первоклассников, обучавшихся по программе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, увеличилась на 16,7%- Л. В. Занкована 12%- по традиционной — не увеличилась. Доля детей с нарушением осанки и сколиозом среди первоклассников, занимавшихся по программаме Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова, — увеличилась на 33,3%, Л. В. Занкована 16%, традиционнойна 11,7%.

Среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения к концу года количество детей с патологией опорно-двигательного аппарата и органов зрения не изменилось.

4. Уровень резистентности организма к факторам окружающей среды у первоклассников, занимавшихся по традиционной программе, снижен. Об этом свидетельствуют выявленные нами в конце учебного года: самый высокий уровень острой инфекционной заболеваемости (714,3 на 1000) и неблагоприятное сочетание энзиматической активности метаболических параметров в иммунокомпетентных клетках (самая низкая активность СДГ (р<0,001) и самая высокая активность КФЛ (р<0,01) в этой группе детей по сравнению с первоклассниками, занимавшимися по программам развивающего обучения.

5. Состояние вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у детей зависит от уровня информационных нагрузок. Так в конце учебного года «оптимальная» вегетативная регуляция сердечно-сосудистой системы наблюдалась среди первоклассников, обучавшихся по программе Л. В. Занкова (чаще регистрировались нормальный ИВТ- 48% (р< 0,05), нормальная BP (32%) и достаточное ВОД- 64% (р<0,01) по сравнению с другими группами обследованных). У учащихся, занимавшихся по программе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, чаще встречалась неадекватная реакция вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (доля детей с симпатикотоническим ИВТ- 50%, гиперсимпатикотонической BP- 63,6%, избыточной- 45,5% и значительно избыточной- 31,8% ВОД). Дети, обучавшиеся по традиционной программе, занимали промежуточное место по сравниваемым показателям.

6. Адаптационно-приспособительные механизмы по величине АП были достоверно (р< 0,001) ниже у первоклассников, занимавшихся по программе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, по сравнению с другими группами через месяц от начала обучения и в конце учебного года. У первоклассников, занимавшихся по программам Л. В. Занкова и традиционной, не выявлено значительных отличий в течении адаптации (по величине АП и ВОД).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для объективной оценки состояния здоровья и течения адаптации у первоклассников (обучающихся по традиционной и развивающим программам) рекомендуем использовать выявленные нами показатели метаболических параметров иммунокомпетентных клеток и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.

2. Выявленное неблагоприятное сочетание энзиматической активности метаболических параметров в иммунокомпетентных клетках, а также высокий уровень острой инфекционной заболеваемости среди первоклассников, занимавшихся по традиционной программе обучения, определяет необходимость усиления мероприятий, направленных на повышение резистентности организма.

3.Врачам и педагогам образовательных учреждений, где используются программы развивающего обучения, необходимо усилить мероприятия по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

4. Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в медицинских и педагогических вузах.

5. Рекомендуем медицинскому персоналу образовательных учреждений использовать в своей работе программно-технический комплекс «ORTO Valeo» для получения оперативной информации о функциональном состоянии организма детей и оценки течении адаптации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. В. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья / А. В. Аболенская, Р. А. Матнивский // Педиатрия. 1996.-№ 3.- С. 102−103.
  2. , В. В. Взаимосвязь и взаимодействие между нервной и иммунной системами / В. В. Абрамов // Успехи физиол. наук. 1986.- № 4,-С. 85−104.
  3. , В. В. Взаимосвязь и взаимодействие между нервной и иммунной системами / В. В. Абрамов. Новосибирск.: Наука, 1988. — 165 с.
  4. , В. В. Возможные принципы интеграции иммунной и нейроэндокринной систем / В. В. Абрамов // Иммунология. 1996.- № 1.- С. 60−64.
  5. , В. В. Комплексные механизмы взаимодействия иммунной и нервной систем: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. В. Абрамов. М., 1991.37 с.
  6. , В. В. Принципы нейроиммунологии в эксперименте и клинике / В. В. Абрамов // Иммунология. 1995.- № 1.- С. 11−15.
  7. , Л. Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001.- № 6.- С. 48−49.
  8. Адаптация детей к школе: Метод, пособие для врачей- педиатров медицинских учреждений / Краснояр. мед. акад. Красноярск, 2001.- 28 с.
  9. А до, А. Д. О взаимодействии нервной и иммунокомпетентной систем / А. Д. Адо // Вестн. РАМН.- 1993.- № 7.- С. 48−51.
  10. Адо, А. Д. О некоторых свойствах и взаимодействии рецепторов мембран лимфоцитов / А. Д. Адо // Иммунология. 1993.- № 6.- С. 12−17.
  11. Адо. А. Д. О нервной регуляции иммунных и аллергических реакций / А. Д. Адо // Современные проблемы аллергологии, клиническойиммунологии и иммунноаллергологии: Сб. тр. 1 науч. конф. Рос. Ассоц. аллергологов и иммунологов. — М., 1991.- С. 636.
  12. , В. И. Особенности физического развития школьников Белгородской области / В. И. Акинькшин, В. И. Мелихова //Здравоохранение Рос. Федерации. 1998.- № 4.- С. 54.
  13. , И. Г. Актуальные проблемы нейроиммуноэндокринологии / И. Г. Акмаев // Морфология. 1996.- № 2.- С. 29.
  14. , И. Г. Взаимодействие основных регуляторных систем (нервной, эндокринной и иммунной) и клиническая манифестация их нарушений / И. Г. Акмаев // Клинич. медицина. 1997.- № 11.- С. 8−13.
  15. , И. Э. Влияние повышенной учебной нагрузки на здоровье школьников / И. Э. Александрова, Г. И. Разживина // Здоровый ребёнок: Матер, конгр. педиатров Россия. М., 1999.- С. 27.
  16. , JI. А. Влияние социально- экономических условий на адаптационные механизмы учащихся и студентов / JI. А. Александрова, О. С. Кругликова // Тезисы научных сообщений II съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1995.- С.6−1.
  17. , Э. М. Социально- психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха.- М., 1988.- С. 32−43.
  18. , В.А. Антропометрические, гематологические и цитохимические параллели у школьников в норме и при отклонениях физического развития / В. А. Алиев, В. П. Андреева // Гигиена и санитария. -1989.- № 9. -С. 13−16.
  19. , Е. JI. Роль взаимодействия центральных нейромедиаторных систем в механизмах нейроиммуномодуляции / Е. JL Альперина // Тезисы научных сообщений II съезда физиологов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1995.- С.8−9.
  20. , Б. О. Гигиена обучения детей 6−7 лет / Б. О. Анджелян // Гигиена и санитария. 1990.- № 9.- С. 55−56.
  21. Андросова, 3. Т. Метаболические показатели у здоровых детей школьного возраста / 3. Т. Андросова, JL А. Вороной // Вопр. охраны материнства и детства. 1982.- № 4.- С. 67.
  22. , В. Ф. Биорегуляция человека Т.1, / В. Ф. Анохин.- М., 1994.- 103 с.
  23. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем /П. К. Анохин.- М.: Медицина, 1975.- 446 с.
  24. , П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин, — М.: Медицина, 1980.- 196 с.
  25. , Ю. Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. Шевченко. СПб.: Речь, 2002.- 560 с.
  26. , М. В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /М. В. Антропова, М. М. Кольцова.- М.: Педагогика, 1983.- 159 с.
  27. , М. В. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы / М. В, Антропова, Г. В. Бородкина // Здравоохранение Рос. Федерации. 1995.- № 1.- С, 23−25.
  28. , М. В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет, в процессе адаптации к учебной нагрузке / М. В. Антропова // Физиология человека. 1983.- № 1.- С. 18−24.
  29. , М. В. Умственная работоспособность учащихся 1−4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях / М. В. Антропова, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. 1996.- № 5.- С. 17.
  30. , Г. С. Основные направления психонейроиммунологии / Г. С. Архипов, М. Н. Валивач, В. Н. Даневич // Иммунология. 1990.- № 5.-С.- 7−9.
  31. , Н. А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресса в свете данных физиологии онтогенеза / Н. А. Аршавский // Актуальные вопросы физиологии. М., 1976.- С. 144−191.
  32. , Н.В. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения: Автореф. дис. .канд. мед. наук/Н.В.Афанасенкова,-Архангельск, 1999.-23с.
  33. , Р. М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. В. Клёцкин.- М.: Медицина, 1984.- 179 с.
  34. , Р. М. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева.- М.: Медицина, 1997.- 235 с.
  35. , Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский.- М.: Медицина, 1979.- 298 с.
  36. , А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Вестн. РАМН.- 1999.- № 9.- С. 40−42.
  37. , А. А. Здоровье школьников (Пути его укрепления) / А. А. Баранов, Н. А. Матвеева. Красноярск.: Изд-во КГУ, 1989.- 184 с.
  38. , А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Рос. педиатр, журн.- 1998.- № 1.- С. 5−8.
  39. , А. А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоритические и клинические вопросы) / А. А. Баранов, JI. А. Щеплягина.-М.: Медицина, 2000.- 584 с.
  40. , А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Рос. педиатр, журн. 2000. — № 5. — С. 5−12.
  41. , А. И. Типы адаптаций первоклассников / А. И. Баркан // Педиатрия.- 1983.- № 5.- С. 40−44.42. • Баркан, А. И. Ферментный статус лейкоцитов крови в период адаптации к школе / А. И Баркан, Г. В. Полторацкая // Педиатрия.-1988.-№ 6.-С.106−107.
  42. , В. Н. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей / В, Н. Безгородов, Т. X. Губайдулина, В. В. Калиберный // Гигиена и санитария.- 1996.- № 5.- С. 20−22.
  43. , Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: Руководство для врачей. В 2 т. Т.1 / Н. А. Белоконь, М. И Кубергер. М.: Медицина, 1987— 448с.
  44. , JI. Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико-биологических факторов. Научные основы профилактики / JI. Ф. Бережков.- М.: Рос. ассоц. общественного здоровья, 2001.- 41 с.
  45. , И. А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе: Автореф. дис.. канд. биол. наук / И. А. Берсенева.- М., 2000.- 17 с.
  46. , Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении / Г. Т. Бородкина // Педиатрия.-1994.-№ 4.-С. 77−80.
  47. , В. В. Роль субпопуляции Т-лимфоцитов и лимфокинов в иммунном ответе / В. В. Ботвиньева // Педиатрия. 1998.- № 4.- С. 106−108.
  48. , А. С. Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии / А. С. Бубнова.- М: ИГМИ, 1990.- 171 с.
  49. , Г. В. Метаболические основы регуляции иммунного ответа / Г. В. Булыгин.- Новосибирск: Наука, 1999.- 197 с.
  50. , Г. В. Метаболические основы регуляции иммунного ответа /В.Г. Булыгин, Н. И. Камзалакова, А. В. Андрейченков.- Новосибирск: Наука, 1999.- 344 с.
  51. , Г. В. Метаболический статус лимфоцитов периферической крови в механизмах адаптации человека к новым экологическим условиям: Автореф. дис. .д-ра мед. наук / Г. В. Булыгин,-Томск, 1992.- 34 с.
  52. , Г. В. Особенности структурно-метаболических параметров Т- и Б- лимфоцитов здорового человека и при некоторых патологических состояниях / Г. В. Булыгин, Г. Н. Казакова, Э.В.Каспаров- Краснояр. мед. акад.- Красноярск, 1998.- 127 с.
  53. , В. В. Физическое развитие детей / В. В. Бунак. М.: Мир, 1970.- 330 с.
  54. , А. В. Оценка физического состояния детей дошкольного возраста / А. В. Буркашов, Т. К. Мустафина, JT. П. Кудашова // Эколого- физиологические проблемы адаптации: Матер. 7 междунар. симп.-М., 1998.- С. 62−63.
  55. , А. И. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева // Гигиена и санитария.-1999.-№ 3.- С. 42.
  56. , О.А. Морфофункциональная оценка состояния здоровья подростков / О. А. Бутова, Н. А. Агаджанян // Физиология человека.- 1998.-№ 3.- С. 86−93.
  57. , Э. В. Показатели артериального давления у детей, обучающихся в гимназиях / Э. В. Бушуева, Н. Н. Емельянова, Ю. В. Пятёркина // Здоровый ребёнок: Матер, конгр. педиатров России.- М., 1999.-С. 46−47.
  58. , Е. В. Состояние отдельных показателей здоровья учащихся школы крупного города в зависимости от образа жизни / Е. В. Быков // Физиология человека. 2001.- № 1.- С. 142−144.
  59. , С.В. Образование и здоровье /С.В.Быков //СОЦИС.-2000.-№ 1.-С. 125−129.
  60. , А. В. Психофармакология эмоций / А. В. Вальдман, Э. Э. Звартау, М. М. Козловская, — М.: Медицина, 1986.- 427 с.
  61. , В. Н. Вегетативная нервная система / В. Н. Васильев, В. С. Чугунов, — М.: Медицина, 1985.- 214 с.
  62. , Н. В. О некоторых иммунологических аспектах адаптационного процесса / Н. В. Васильев // Бюл. СО АМН СССР.- 1986.-№ 3.- С. 21−28.
  63. , А. М. Вегетативные расстройства: Клиника. Лечение. Диагностика / А. М. Вейна. М.: ООО «Мед.информ.агентство», 2000.- 749 с.
  64. , Ю.Е. О стратегии и приоритетных направлениях педиатрии / Ю. Е. Вельтищев // Рос.вестн.перинатологии и педиатрии.- 1994.-№ 1, — С. 2−8.
  65. Взаимосвязи между деятельностью головного мозга и имммунной системой у человека / В. Ф. Фокин, Н. В. Понамарёва, Т. П. Секирина, Л.В.Андросова// Физиология человека, — 1995.- № 2.- С. 15−23.
  66. , В. В. Гормоны, адаптация и системные реакции организма / В. В. Виноградов.- Минск: Наука и техника, 1989.- 222 с.
  67. , В. Б. Комплексная оценка уровня развития и состояния здоровья группы детей 1−2 классов общеобразовательной школы / В. Б. Войнов // Валеология.- 2001.- № 2.- С. 40−46.
  68. , И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов. Л.: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 56 с.
  69. , Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н. В. Вострокнутов //Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.- М., 1995.- С. 8−11.
  70. , С. А. Адаптационные реакции в оценке состояния здоровья детей школьного возраста (на модели гг. Иркутск, Ангарск): Дис.. канд. мед. наук / С. А. Выборова. Иркутск, 2002.-131 с.
  71. , К. В. Индивидуальные особенности кардиогемодинамики детей и устойчивость к «школьному» эмоциональному напряжению /К. В. Гавриков, О. С. Глазачев // Педиатрия.- 1993.- № 4.- С. 4447.
  72. , Г. Н. О взаимоотношении приспособления и болезни в фило- и онтогенезе / Г. Н. Галанкин //Арх. патологии.- 1988.- Вып. 10.- С. 7378.
  73. , Л. X. Адаптационные реакции и5 резистентность организма / Л. X. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова.- Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1990.- 244 с.
  74. , О.С. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации в школе / О. С. Глазачев, К. В. Гавриков // Физиология человека.- 1992.- № в.- С. 116−124.
  75. , С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. / С. Гланц.- М.: Практика, 1999.- 459 с.
  76. , Г. Н. Состояние здоровья школьников в условиях современного обучения / Г. Н. Гончарова, Н. Б. Семёнова- Краснояр. мед. акад.-Красноярск, 2000.- 30 с.
  77. , А. В. Клинические и нейрометаболические показатели адаптационного процесса у школьников первых и пятых классов: Дис.. канд. мед. наук / А. В. Гордиец, — Красноярск, 2004.- 161 с.
  78. , П. Д. Гомеостаз, его механизмы и значение / П. Д. Горизонтов.- М.: Медицина, 1976.- 156 с.
  79. , П. Д. Стресс и система крови / П. Д. Горизонтов, О. И. Белоусова, М. И. Федотова.- М.: Медицина, 1983.- 240 с.
  80. , В.В. Антропометрическая характеристика детей г.Красноярска: Дис.. канд.мед.наук / В. В. Гребенникова.- Красноярск, 1998.- 178 с.
  81. , В.В. Закономерности морфофункционального развития детей в условиях урбанизированной среды: Дис.. д-ра мед. наук/ В. В. Гребенникова.- Красноярск, 2003.- 237 с.
  82. , Н. П. Физиолого-гигиенические особенности адаптации школьников первых классов к обучению / Н. П. Гребняк // Гигиена и санитария.- 1985.- № 12.- С. 27−30.
  83. , Н.П. К оценке трудностей учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах / Н. П. Гребняк, В. В. Машинистов // Гигиена и санитария.- 1993.- № 6.- С. 36−37.
  84. , О. В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников / О. В.
  85. , Ф. Г. Ситдиков, Г.Х. Самигуилин // Физиология человека.- 2000.-№ 6.- С. 116−118.
  86. , В. JI. Индивидуально-типологические закономерности роста и развития детей: Автореф. дис. .д-ра мед. наук / В. JI. Грицинская, — Красноярск, 2003.- 41 с.
  87. , В. JI. Клинико-психологические аспекты адаптации первоклассников / В. JI. Грицинская, М. Ю. Галактионова // Бюл. СО РАМН.-2003.- № 3.- С. 57−59.
  88. , В. А. Влияние учебных занятий в режиме динамических поз на психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. биол. наук / В. А. Гуров. Новосибирск, 1995.- 25 с.
  89. , Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограда / Л. А. Давыденко // Гигиена и санитария, — 2004.- № 2.- С. 45−48.
  90. В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Просвящение, 1996.- 47 с.
  91. , В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.-Томск: Пеленг, 1992.- 112 с.
  92. , Р. С. Физическое развитие детей как критерий риска трансформации патологического процесса из острого в хронический / Р. С. Джубатова, 3. С. Умарова, Э. Л. Алимов // Российский педиатрический журнал.- 2001.- № 4.- С. 37−39.
  93. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейниковой, Г. Ф. Кумариновой.- М.: Консорциум «Социал. здоровье Рос.», 1993.- 62 с.
  94. , А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся / А. Д. Дмитриев // Гигиена и санитария.-1994.-№ 8.- С. 32.
  95. , К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка/К. П. Дорожнова.- М.: Медицина, 1983.- 160 с.
  96. , В. А. Нейрогенный иммунодефицит /В.А.Евсеев, С. В. Могаева // Вестн. АМН СССР.- 1988.-№ 11.-С. 85−91.
  97. , Л.С. Пути реализации иммуномодулирующих эффектов медиаторов / Л. С. Елисеева // Бюл. эксперим. биологии и медицины.-1994.- № 4, — С. 401−404.
  98. , Е.Ю. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания /
  99. Е.Ю. Емельянчик, Т. Е. Таранушенко, Е. П. Кириллова // Педиатрия.- 2003.-№ 5.-С. 61−65.
  100. , В. П. Состояние физического развития населения г. Красноярска / В. П. Ефремова // Арх. анатомии, гистологии, эмбриологии.-2001.-№ 4.-С. 71.
  101. , JI. А. Возрастные возможности адаптации детей к началу обучения в школе и пути профилактики нарушений / JI.A. Жданова, Т. В. Русова//Педиатрия.- 1990.- № 6.- С. 50−56.
  102. , JI. А. Обоснование программы профилактической помощи детям в переломные периоды обучения / JI. А. Жданова, Т. В. Русова, JI. Ю. Лисина // Школа здоровья.- 2000.- № 2.- С. 95−97.
  103. , Л. А. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / Л. А. Жданова, Т. В. Русова // Рос. педиатр, журн.-1999.-№ 2.-С. 52−56.
  104. , Л.А. Системная деятельность организма ребёнка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / Л. А. Жданова.- М., 1990.- 41 с.
  105. , Н. Н. Клинико- психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике / Н. Н. Задавенко, А. С. Петрухин //Неврол. Журн.- 1998.- № 6.- С. 13−17.
  106. Зак, А. 3. Развитие умственных способностей младших школьников /А. 3. Зак.- М.: Просвещение, 1994.- 320 с.
  107. , Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.-419 с.
  108. , JI. Б. Метаболизм иммунокомпетентных клетокжителей Севера в онтогенезе /Л. Б. Захарова, В. Т. Манчук, Л. А. Нагирная,
  109. Новосибирск: Наука, 1999.- 144 с.
  110. Землякова, 3. М. Функциональная активность лимфоцитов крови здоровых детей по сезонам года / 3. М. Землякова, С. П. Адошина, Н. В. Васильев //Лаб. дело.- 1983.- № 4.- С. 33−35.
  111. , Ю. А. Иммунодефицитная функция нервных клеток головного мозга и её клиническое значение / Ю. А. Зозуля, Н. И. Лисяный, И. А. Гнедкова.- М.: Наука, 1995.- 40 с.
  112. , А.В. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста / А. В. Иванов, А. А. Королёв, О. Р. Шакулова // Гигиена и санитария.- 2001.- № 1.- С. 68−70.
  113. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов / А. Г. Швецов, С. М. Кабиева, В. Н. Приз, М. Г. Камешев // Гигиена и санитария.- 2000.- № 3.- С. 46−49.
  114. , А.Г. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт // Рос. педиатр. Журн.- 1999.-№ 5.-С. 14−18.
  115. Иммунозащитная функция нервных клеток головного мозга и её клиническое значение / Ю. А. Зозуля, Н. И. Лисяный, И. А. Гнедкова и др.-М.: Наука, 1995.-40 с.
  116. Иммунофизиология / Под ред. Е. А. Корневой.- С.Пб.: Наука, 1993.- 684 с.
  117. Интеграция иммунной и нервной систем /Под ред. В. В. Абрамова. Новосибирск.: Наука, 1997.- 248 с.
  118. , М. Ф. Роль вегетативной нервной системы в регуляции неспецифических иммунных реакций организма / М. Ф. Исмагилов, Ю В. Коршун // Казан, мед. журн. 1991.- № 1.- С. 69−72.
  119. , О. Л. Динамика состояния здоровья детей, начинающих систематическое обучение в общеобразовательных учреждениях / О. Л. Кабанец, Е. П. Усанова, Ю. Г. Кузьмичёв // Здоровый ребёнок: Матер, конгр. педиатров России.- М., 1999.- С. 230−231.
  120. , Л. М. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в Кузбассе / Л. М. Казакова, Ю. И. Ровда, В. П.
  121. Строева//Педиатрия.- 1995.-№ 2.-С. 106−107.
  122. , В. П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев.- Новосибирск: Наука, 1986.- 120 с.
  123. , В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев.- Новосибирск: Наука, 1980.- 191 с.
  124. , Т. П. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации / Т. П. Калашникова, И. П. Корюкина, Ю. И. Кравцов //Рос. педиатр, журн.- 2001.- № 1.- С. 13−18.
  125. , Т.П. Специфические расстройства обучения у детей младшего школьного возраста / Т. П. Калашникова //Педиатрия.-2002.-№ 5.-С. 47−51.
  126. , Н.Б. Дневной ритм ферментативного статуса лейкоцитов крови у детей в норме и патологии: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / Н. Б. Качергене.- М., 1978.-24 с.
  127. , Н.Ю. Методы исследований физического статуса в педиатрии / Н. Ю. Каширская, Н. И. Капранов //Рос. педиатр, журн.- 2002.-№ 6.- С. 26−30.
  128. , Т.А. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей /Т.А. Кирлякина, Ж. Г. Чарыева, Е. Н. Кутепов // Гигиена и санитария.- 1999.-№ 6.- С. 43.
  129. , З.М. Влияние эмоционального напряжения на содержание катехоламинов и ДОФА в некоторых отделах ЦНС и сердце экспериментальных животных / З. М. Киселёва // Кардиол, — 1992.- № 5.- С. 8184.
  130. , О.В. Перенос сформированных компонентов учебной деятельности во внеучебную сферу ребёнка: Дис.. канд. психол. наук/ О. В. Клюева.- Красноярск, 2000, — 150 с.
  131. , В.И. Проблемы школьной зрелости и адаптации детей к обучению в школе / В. И. Ковылова, Н. М. Пресныкова, JI. В. Пахунова // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Матер. X междунар. симп.-М" 2001.-С. 235−236.
  132. , Д. В. Адаптационные возможности организма детей и подростков / Д. В. Колесов, И. О. Тупицын // Тезисы докладов XV съезда Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова.- Кишинёв, 1987.- Т. 1.-С 78−79.
  133. , Т.П. Соматометрическая характеристика и регуляторно- метаболические параметры лимфоцитов крови при острых кишечных инфекциях у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. П. Колоскова.- Красноярск, 2004.- 22 с.
  134. , И.А. Информативность ферментативного статуса лейкоцитов крови в оценке состояния организма в норме и патологии у детей: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / И. А. Комиссарова.-М., 1983.- 34 с.
  135. , В.А. Сравнительные адаптационные возможности детей начальной школы (1−3 кл.), обучающихся по системе «полного» дня и общеобразовательной школы / В. А. Копылова // Медикосоциальные проблемы охраны здоровья школьников.-Казань, 1995.- С. 36.
  136. , Е. А. Нарушение нейрогуморальной регуляции функций иммунной системы / Е. А. Корнева // Вестн. АМН СССР. 1990.- № П.- С. 36−42.
  137. , Е.А. Нервная система и иммунитет / Е. А. Корнева //Вестн. АМН СССР, — 1988.-№ 11.- С. 76−85.
  138. , Н.А. Физическое развитие, вегетативный статус и PWC-170 у детей / Н. А. Коровина, A. JI. Заплатников, И. Н. Захарова //Здоровый ребёнок: Матер, конгр. педиатров России.- М., 1999.- С. 205−206.
  139. , JI. Лизосомы: Пер. с бол г. /Л. Кристьев.-София:
  140. Софийская мед.акад., 1972, — 79 с.
  141. , Г. Н. Нейроиммунопатология / Г. Н. Крыжановский // Вестн. РАМН.- 1999.- № 4.- С. 18−20.
  142. , Н.Н. Гигиеническая характеристика современных форм и методов обучения / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова // Рос. педиатр, журн.- 2004.- № 2.- С. 58−61.
  143. , Н.Н. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье / Н. Н. Куинджи // Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 44−48.
  144. , Н.Н. Хроногигиенические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников / Н. Н. Куинджи // Рос. педиатр. журн.-2000.-№ 2.-С.35−40.
  145. , JI.M. Метаболические аспекты иммунных нарушений у детей с заболеваниями органов дыхания / Л. М. Куртасова, А. А. Савченко, В. Т. Манчук.- Новосибирск: Типография СО РАМН, 2001.- 108 с.
  146. , Л.М. Основы метаболической иммунореабилитации детей с атопическим дерматитом / Л. М. Куртасова, В. Т. Манчук, А. А. Савченко.- Новосибирск: Типография СО РАМН, 2002.- 153 с.
  147. , В. Р. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Медицина труда и промышленная экология.- 2001.- № 8.- С. 32−37.
  148. , В.Р. Некоторые особенности физического развития детей и подростков на современном этапе / В. Р. Кучма // Здоровый ребёнок: Матер, конг. педиатров России.- М., 1999.- С. 201.
  149. , И. Л. Использование адаптационных возможностей организма для прогнозирования успешности обучения детей / И. Л. Левина, Т. В. Родина, Е. А. Лотош // 3-й съезд физиологов Сибири и Д. Востока: Тез. докл.- Новосибирск, 1997.- С. 124.
  150. , В.П. Адаптационная динамика и функциональная асимметрия мозга/В.П.Луетин //Вестн. РАМН.- 1998.-№ 10.- С. 10−14.
  151. , Ю. П. Акселерация физического развития и её изучение. Социальные проблемы здравоохранения/Под ред. Ю. П. Лисицына, Л. И. Владимировой.- М., 1972.- С. 93−110.
  152. , В.А. Механизмы активации иммунокомпетентныхjклеток / В. А. Лященко, В. А. Дроженников, И. М. Молотковская.- М.: Медицина, 1988.- 214 с.
  153. , А.В. Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. СПб: Фолиант, 2000. — 925 с.
  154. , Ю.А. Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья / Ю. А. Макаренко // Педиатрия.- 1989.- № 3.- С. 85−88.
  155. , А. Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения на состояние здоровья учащихся 1−4 классов: Дис.. канд. мед. наук / А. Ю. Макарова.- М., 2001.173 с.
  156. , В. И. Адаптивные возможности ребёнка в условиях изменения образовательной среды / В. И. Макарова, Н. В. Афанасенкова, Т. Е. Костылёва// Экология образования: актуальные проблемы.- 1999.- № 1.- С. 138−141.
  157. , Э.П. Иммунитет у детей- 2-е издание / Э. П. Манолова.- Киев: Здоровье, 1990.- 63 с.
  158. , В.Т. Структурно-метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у детей с ППЦНС: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. Т. Манчук.- Красноярск, 1999.- 15 с.
  159. , Е.В. Особенности регуляторно-метаболических параметров иммунокомпетентных клеток крови у лиц с разным соматотипом: Дис.. канд. биол. наук / Е. В. Маркова.- Красноярск, 1997.- 162 с.
  160. , Г. П. Клинико-иммунологические нарушения при кишечных инфекциях у детей и методы их коррекции: Автореф.дис.. д-ра мед. наук / Г. П. Мартынова.- Красноярск, 2003.- 44 с.
  161. , JI. А. Оценка показателей иммунного статуса детей в условиях диспансеризации всего населения / JI. А. Матвеева, А. О. Осин //Лаб. дело.-1989.-№ 3.- С. 26−29.
  162. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова.- М.: Медицина, 1988.- 253 с.
  163. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон.- М.: Наука, 1981.- 277 с.
  164. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела детей от 0 до 14 лет: Метод. Указания / МЗ СССР.- М., 1990.- 37 с.
  165. , М.М. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко //
  166. Гигиена и санитария, — 2002.- № 5.- С. 64−66.t
  167. , М.М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария.- 1999.-№ 1.- С. 29−31.
  168. , Т. В. Влияние физического развития, соматотипа и учебных нагрузок на адаптационные возможности организма ребёнка / Т. В. Мякишева, В. Н. Шестакова, Т. Г. Авдеева // Актуальные вопросы педиатрии: Сб. науч. тр.- Смоленск, 1997.- С.- 44−45.
  169. , Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок: Автореф. дис.. канд. мед. наук /Т.В. Мякишева.- Смоленск, 2000.- 22 с.
  170. , Р.П. Анализ изображения клетки следующий этап развития клинической цитохимии в педиатрии / Р. П. Нарциссов // Педиатрия.- 1998.-№ 4.-С. 101−104.
  171. , Р.П. Прогностические возможности клинической цитохимии / Р. П. Нарциссов // Сов. педиатрия.-М., 1984.- Вып. 2.-С.267−275.
  172. , Р.П. Психологическое обоснование школьной успеваемости / Р. П. Нарциссов, М. Н. Кузнецова // Физиология человека.-1995.-№ 3.-С. 60−64.
  173. , В.В. Динамика некоторых показателей иммунной защиты и физичекой работоспособности у школьников / В. В .Насолодин, С. М. Воронин // Гигиена и санитария.- 2001.- № 2.- С. 54−56.
  174. , Н.Н. Диагностика и предупреждение отклонений в здоровье детей при обучении в школе с углубленным изучением иностранного языка: Автореф. дис.. канд. мед. наук /Н.Н. Нежкина.-Иваново, 1994.- 21 с.
  175. , Б. А. Акселерация развития и её последствия / Б. А. Никитюк, Г. М. Мусагалиева, К. А. Савченко.- Алма-Ата, 1990.- 175 с.
  176. , Б. А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б. А. Никитюк, — М.: Наука, 1978.- 143 с. ^
  177. , О. А. Психофизиологические аспекты адаптации первоклассников разных форм обучения / О. А. Никифорова, Э. М. Казин, Н. А. Заруба // 3-й съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: Тез. докл.-Новосибирск, 1997.- С. 162.
  178. Новые возможности цитохимического анализа в оценке состояния здоровья ребёнка и прогнозе его развития / В. М. Шищенко, С. В. Петренчук, З. Н. Духовая, В. В. Крепец и др. // Педиатрия.- 1998.- № 4.- С. 96 101.
  179. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников / А. Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М. Чечельницкая и др. // Рос. педиатр, журн.-2004,-№ 3, — С. 4−7.
  180. , Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария.- 2001.-№ 5.- С. 7−11.
  181. , Н. А. Показатели клеточного иммунитета у здоровых детей различных возрастных групп / Н. А. Онучин, А. В. Богданов //Педиатрия. 1993.- № 5.- С. 105−106.
  182. , А.И. Сравнительная клинико-функциональная и лабораторная характеристика гипертонической болезни и нейроциркуляторной дистонии: Дис.. канд. мед. наук / А. И. Осадчая.-Красноярск, 2001.- 147 с.
  183. Особенности метаболизма лимфоцитов крови коренных жителей Азиатского Севера / Л. Б. Захарова, Е. В. Шашило, А. А. Савченко и др. // Бюл. СО РАМН.-1992.- № 3.- С. 17−21.
  184. Особенности становления клеточного и гуморального звеньев иммунитета у здоровых детей Сибири / Е. И. Степанова, И. И. Балашёва, С. В. Пестрякова и др. // Педиатрия. 1983.- № 4.- С. 46.
  185. , В. П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения / В, П. Осотова // Гигиена и санитария.- 1998.- № 4.- С. 44−46.
  186. Оценка иммунного статуса человека в режиме функциональной нагрузки / Н. В. Васильев, Т. И. Коляда, А. Ф. Ершов и др. //Иммунология.-1989, — № 2.- С.46−50.
  187. Оценка функциональной активности митохондрий лимфоцитов в норме и при патологии морфоденситометрическим методом / С. В. Петричук, В. М. Шищенко, Г. Ф. Семёнова, З. Н. Духова //Вопр. Соврем. Педиатрии.-2003.- Приложение № 1.- С. 272.
  188. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе изменения адаптационного потенциала системы кровообращения / Р.
  189. М. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранение Рос. Федерации.- 1987.-№ 8.- С. 6.
  190. , С.Б. Иммунный статус школьников начальных классов при различных условиях обучения / С. Б. Павлов, A.JI. Сидоренко, И. С. Кратенко // Гигиена и санитария.- 2000.- № 6.- С. 41−43.
  191. Панин, J1.E. Биохимические механизмы стресса / JI.E. Панин.-Новосибирск: Наука СО, 1983.- 233 с.
  192. Панин, J1.E. Лизосомы: роль в адаптации и восстановлении / Л. Е. Панин, Н. Н. Маянская.- Новосибирск: Наука, 1987, — 197 с.
  193. , Л.Е. Энергетические аспекты адаптации / Л. Е. Панин.- Л.: Медицина, 1978.- 191 с.
  194. , В. Г. Проблема управления функциями организма человека и животных в свете достижений биологии, физиологии и кибернетики / В. Г. Парин // Проблемы управления функциями организма, человека и живыотных.- М., 1979.- С. 6−15.
  195. , П.С. Структурные и цитохимические признаки формирования дезадаптации по показателям крови / П. С. Пащенко // Физиология человека.- 1993.- № 2.- С. 65−75.
  196. , С. В. Содержание сывороточных иммуноглобулинов и ферментов активных лимфоцитов у здоровых детей дошкольного возраста в Сибири / С. В. Пестрякова // Педиатрия. 1981.- № 6.-С. 68−69.
  197. , Р.В. Оценка иммунного статуса человека в норме и при патологии / Р. В. Петров, Р. М: Холетов, Б. В. Пинегин // Иммунология, — 1994.-№ 2.-С. 6−9.
  198. , Р.В. Оценка состояния здоровья практически здоровых лиц с помощью иммунологических показателей / Р. В. Петров, А.А.Михайленко//Иммунология.- 1990.- № 1.- С. 60−64.
  199. , И.В. Феномен образования универсальных розеткообразующих клеток при субэкспериментальных нагрузках / И. В. Петрова, С. Н. Кузьмин, Т. С. Куршакова // Журн. микробиолгии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1985.- № 2.- С. 72−76.
  200. , И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария.- 2000.- № 1.- С. 62−64.
  201. , А. Н. Особенности вегетативной регуляции и ферментативный статус лимфоцитов у школьников в неблагоприятных климатоэкологических условиях Среднего Приобья / А. Н. Поборский, О. В. Третьяк, Е. В. Поборская // Педиатрия, — 2002.- № 2.- С.69−73.
  202. , А. Н. Роль препаратов- регуляторов энергетического обмена в оптимизации адаптивных реакций у учащихся первых классов в условиях Среднего Приобья: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / А. Н. Поборский.- Томск, 2004.- 50 с.
  203. , А.Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе / А. Н. Поборский, В. С. Кожевникова // Физиология человека.-1997.-№ 6.- С. 44−48.
  204. , Н.С. Некоторые критерии при адаптации детей к учебным нагрузкам /Н.С. Покушай // Гигиена и санитария.-1989.-№ 5.- С. 9495.
  205. , Е. И. Характеристика методов оценки физического развития детей / Е. И. Прахин, В. JI. Грицинская // Педиатрия.- 2004.- № 2.- С. 60−62.
  206. , Е.И. Информационно-сравнительная характеристика индивидуально-типологических оценок роста и развития детей / Е. И. Прахин, B.JI. Грицинская //Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Матер.конф.-Красноярск, 1997.- С. 74−77.
  207. Проблемы психонейроиммунологии / Р. М. Хаитов, Е. В. Безносюк, JI.B. Булгакова и др. // Рос. мед. журн.- 1997.- № 3.- С. 42−47.
  208. , Л.Г. Метаболическая иммуносупрессия при стрессе и в условиях патологии / Л. Г. Прокопенко, И. Л. Ласкова // Актуальные вопросы медицинских наук.-Курск, 1997.- С. 163−171.
  209. , А. А. Адаптация детского организма к учебным нагрузкам / А. А. Псеунок // Валеология.- 2001.- № 4.- С. 25−27.
  210. , Ж.Ж. Физическое развитие детей / Ж. Ж. Рапопорт, Е. И. Прахин. Красноярск: Краснояр. мед. ин-т, 1970. — 265 с.
  211. , О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA / О. Ю. Реброва.-М.: МедиаСфера, 2002.-312 с.
  212. , М.В. Морфология и метаболизм лимфоцитов / М. В. Робинсон, Л. Б. Топоркова, B.lA. Труфакин.- Новосибирск: Наука, 1986.- 126 с.
  213. , Т. В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников 6−11 лет и их заболеваемость: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / Т. В. Русова.-Иваново, 1996.- 38 с.
  214. , JI. Л. Прогностическая ценность определения уровня адаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Л. Л. Рысева.- Пермь, 1998.- 25 с.
  215. , А.А. Возрастная динамика метаболических показателей лимфоцитов крови / А. А. Савченко // Физиология человека.-1994.-№ 1.-С. 109−114.
  216. , А.А. Метаболический механизм развития иммунной недостаточности при адаптации к условиям Крайнего Севера / А. А. Савченко, В. Т. Мачук // Бюл. СО РАМН.- 2003.- № 2.- С. 98−101.
  217. , А.А. Показатели иммунной системы и активность НАДФ-зависимых дегидрогеназ лимфоцитов у лиц, длительно контактирующих с радиоактивными и химическими веществами / А. А. Савченко, А. Г. Борисов // Иммунология.- 1996.- № 4.- С. 55.
  218. , Д.С. Очерки по структурным основам гомеостаза / Д. С. Саркисов. М.: Медицина, 1977. — 349с.
  219. , Г. Н. Внедрение новых технологий в работу учреждений образования / Краснояр.краев.Центр мед. профилактики.-Красноярск, 2004.- 41 с.
  220. , Г. Н. Количественная характеристика функциональных систем, обеспечивающих метаболизм и работоспособность у лиц, проживающих в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис.. д-ра мед. наук / Г. Н. Светличная.- М., 1995.- 44 с.
  221. , Н. Б. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста при различных программах обучения: Дис.. канд. мед. наук /Н. Б. Семёнова. Красноярск, 1999.- 220 с.
  222. , Н. П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко //Рос. педиатр, журн.-2003.- № 2.- С. 48−49.
  223. , Ф.Г. Изменение показателей сердечно сосудистой и симпатоадреналовой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года / Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова // Физиология человека.- 1992.-№ 3.- С.88−95.
  224. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения /В.И. Макарова, Г. Н. Дёгтева, О. Н. Коноплёва и др. //Гигиена и санитария.- 1997.-№ 3.-C.33−36.
  225. , М. И. Современные технологии обучения школьников и влияние на состояние здоровья / М. И. Степанова, Н. Н. Куинджи // Гигиена и санитария.- 2001.- № 1.- С. 44−48.
  226. , Д.В. Иммунология и иммунопатология детского возраста: Руководство для врачей / Д. В. Стефани, Ю. Е. Вельтищев.- М.: Медицина, 1996.-384 с.
  227. СтуДеникин, М. Я. Проблемы иммунологии в педиатрии / М. Я. Студеникин //Рос. мед. вести.-1998.- № З.-С. 14−16.
  228. , Г. И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе / Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин, A.M. Цурган // Гигиена и санитария.- 2000.- № 3.-С. 45−46.
  229. Сукцинатдегидрогеназа лимфоцитов и анализатор изображения клетки- новый этап развития цитохимического анализа в педиатрии / А. В. Жукоцкий, Н. И. Якубова, В. Ф. Копылова и др.- М., 1997.-6 с.
  230. , В. А. Изучение некоторых ферментов крови лейкоцитов в прогрнозе заболеваемости у детей / В. А. Терновская // Педиатрия.- 1977.- № 4.- С.84−86.
  231. , Е.В. Нейроиммунные связи в норме и при патологии / Е. В. Ткаченко // Врачеб. дело.- 1990.- № 9.- С. 64−69.
  232. , С. Н. Адаптация детей семи лет г. Тюмени к обучению в школе / С. Н. Толстогузов, С. В. Соловьёва, В. С. Соловьёв // Экология человека.- 2000.- № 3.- С. 49−50.
  233. , Н.Д. Основные направления современной иммуноэндокринологии / Н. Д. Тронько, В. Ф. Чеботарёв // Пробл. эндокринологии.- 1990.- № 4.- С. 87−95.
  234. , В.А. Проблемы гистофизиологии иммунной системы / В. А. Труфакин, А. В. Шурлыгин // Иммунология.- 2002, — № 1.- С. 4−8.
  235. , В.А. Ферментный спектр лимфоцитов в прогнозировании эффективности иммунофармакотерапии / В. А. Труфакин, А. В. Шурлыгина, М. В. Робинсон // Человек и лекарство: Тез. докл. 4 Рос. нац. конгр.- М., 1997.- С. 130−131.
  236. , Е. П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Дис.. д-ра мед. наук /Е. П. Усанова.- Н. Новгород, 1997.225 с.
  237. , Б. С. Взаимодействие нейроэндокринного и иммунного гомеостаза / Б. С. Утешев, С. JI. Коростелов // Фармакология и токсикология. 1990.-№ 1.- С. 10−16.
  238. Учайкин, В Ф. Роль инфекции в соматической патологии детей /
  239. B.Ф. Учайкин, В. Ф. Зверев // Вест. РАМН.- 2000.- № 11.- С. 40−44.
  240. , О. М. Социальная адаптация как фактор формирования здоровья / О. М. Филькина //Проблемы медицинской эккологии и здоровья детей и подростков.- Владивосток, 1991.- С. 57.
  241. , Т.Г. Оценка психического здоровья детей с психосоматическими заболеваниями / Т. Г. Хамаганова, И. С. Кантонистова, Н.А.Краснушкина// Гигиена и санитария.- 1997.- № 2.- С. 23−26.
  242. , А.Г. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова.- М.: Педагогика, 1982.- 240 с.
  243. , А.Г. Возрастная физиология школьника и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер.- М.: Медицина, 1990.- 182 с.
  244. , Н.Ю. Социально-гигиенические факторы здоровья детей / Н. Ю. Целыковская // Гигиена и санитария.- 2001.- № 2.- С. 58−61.
  245. Цитохимические показатели активности ферментов лейкоцитов крови в оценке здоровья детей на крайнем Севере при решении задач диспансеризации: Метод, рекомендации / Под ред. К. В. Орехова- НИИ мед. проблем Севера, — М., 1985.- 14 с.
  246. , И.Б. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска / И. Б. Чмиль, JI.H. Медведев // Гигиена и санитария.- 2002.- № 2.- С. 49−51.
  247. , М.И. Об интеллектуальной нагрузке учащихся общеобразовательных учреждений инновационного типа / М. И. Чубирко, О. А. Фуфаева // Здравоохранение Рос. Федерации.- 1998.-№ 6.- С.6−8. •
  248. , М.И. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа / М. И. Чубирко, Н. М. Пичужкина, О. А. Фуфаева // Гигиена и санитария.-1997.-№ 2.-С. 21−23.
  249. , Э. М. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников в школе / Э. М. Шереметьева, Н. Т. Сетко // Гигиена и санитария.- 1999.- № 4.- С. 27−29.
  250. , Г. Влияние физической и умственной акселерации и ретардации на психическое развитие / Г. Штейнборн, Б. Мейер-Пробст // Здоровье, развитие, личность /Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер.- М., 1990.- С. 142−161.
  251. , Д. Б. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Д. Б. Эльконин, A. JI. Венгер.- М.: Медицина, 1988.- 135 с.
  252. Эндокринная регуляция биоэнергетического обмена и функции иммуноцитов / Н. Н. Кеворков, Б. А. Бахметьев, Е. Ю. Гусев, Г. М.Созинов// Тезисы докладов I Съезда иммунологов России.- Новосибирск, 1992.- С. 205 206.
  253. , А.Я. Уровень физического развития и конституциональные особенности ребенка как диагностические критерии его здоровья / А. Я. Яйленко, Н. И. Зернова, Т. И. Легонъкова // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1998. -№ 5. — С. 11−13.
  254. , Ю.А. Физическое развитие и адаптивные возможности современных школьников / Ю. А. Ямпольская.- Рос. педиатр, журн.- 1998.-№ 1.-С. 9−11.
  255. , Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в / последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария.- 2000.-№ 1.-С. 65.
  256. , Л.А. Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения / Л. А. Ясюкова // Психологическая газета.- 1997.-№ 11.- С. 5.
  257. Azad, N. Neuroimmunoendocrinology/ N. Azad, L. Agrawal, M.A.Emanuele et al. //Amer.J.Immunol.- 1991.- V. 26, № 4.- P.160−172.
  258. Bailey, S.M. Chronic ethanol consumption alters the glutathione peroxidase-1 system and protein oxidation status in rat liver / S.M. Bailey, V.B. Patel, T.A. Young //Alcohol Clin. Exp. Res.- 2001.- V.39, № 5.- P. 25−28.
  259. Ballieux, R.E. Bidirectional communication between the brain and the immune system / R.E.Ballieux // Eur J.Clin.Invest.- 1992.- V.22 (Suppl.l).- P. 6−9.
  260. Berezowicz, P. S. Neuroimmunologia / P. S.Berezowicz // Kosmos (RP).1990.- V. 41, № 4.- P. 463−478.
  261. Besedovsky, H. O. Neural modulation of immunity / H. O. Besedovsky, A. Rey, E. Sorkin // Ed. R. Guillemin.- New York, 1985/- P. 165−172.
  262. Bienestoch, J. Nerves, neuropeptides and the immune system / J. Bienestoch // Clin.Biochem.- 1989.- V. 22, № 3.- P. 241−242.
  263. Blair, C. School readiness. Integrating cognition and in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry / C. Blair // Am. Psychol.- 2002- V.57, № 2.- P. 111−127.
  264. Blalock, J. E. Neuroendocrine peptide hormones and their receptors in the immune system: Production, processing and action / J. E. Blalock, K. L. Bost, E. M. Smith // J. Immunol.- 1985.- V. 214.- P. 31−40.
  265. Blalock, J. E. The syntax of immune-neuro-endocrine communication /J. Blalock//Immunol. Today.- 1994.-V. 15, № 11. P. 504−511.
  266. Blockade of interleukin-1 induced hypertermia by subdiafragmatic vagotomy: Evidence for vagal mediation of immune- brain communication / L. R. Watkins, L. E. Goehler, J. K. Relton et al. // Neurosci. Lett.- 1995.- V. 183, № 1.-P. 27−31.
  267. Brain norepinephrine levels after BCG stimulation of the immune system / P. Barneound, J.M. Rivet, S. Vitiello et al. // Immunol. letters.-1988.-V. 18, № 3 .-P.201 -204.
  268. Brooks, K.H. Adrenocorticotropin (ACTH) function as a lateacting В cell growth factor and synergizes with interleukin 5/ K.H.Brooks // J.Mol.Cell.Immunol.- 1990.- V. 4, № 6.- P. 327−337.
  269. Buttgeriet, F. Quantification of ATP-producing and consuming processes in quescent pig spleen lymphocytes / F. Buttgeriet, M. Vuller, S.M.Rapoport //Biochem. Int. 1991.- V. 24, № 1.- P. 59−69.
  270. Byron, Y. W. Cell cycle controls // New York- San Francisco-London: Academ. Press, 1974.- 157 p.
  271. Catecholamines are synthesized by mouse limphocytes and regulate function of these cells by induction of apoptosis / E. Josefsson, R. Ekman, J. Bergguist, A. Tarcowski //Immunology.- 1996.- V. 88, № 1.- P. 140−146.
  272. Chakrabarti, R.C. Changes in glucose transporter isoformes during the activation of human peripheral, blood lymphocytes by phytohemagglylutinin / R.C.Chakrabarti, T.-P. Lee, H. Lin et al. // J. Immunol.- 1994.- V. 152, № 6.- P. 3660−2668.
  273. Chandel, A.S. Immunomodulatory role of thyroid hormones: effect on humoral immune response to Salmonella Typhi О antigen / A.S.Chandel, S. Chatterjee // Indian J.Exp.Biol.- 1989.- V. 27, № 12.- P. 1013−1016.
  274. Characterization of the P-adrenergic receptor of the rat peritoneal macrophage / С. K. Abrass, S. W. O’Connor, P. J. Scarpace et al. // J. Immunol 1985.- V.135, № 2.- P. 1338−1341.
  275. De Duve. Lysossome- function et structure cellulaire / De Duve.-Paris: Mason, 1964.- 154 p.
  276. Effect of acetylcholine on the electrophysiology and proliferative response of human lymphocytes / R. Gaspar, Z. Varga, L. Bene et al. // Biochem. Biophys. Res. Commun.- 1996.- V.226, № 2.- P. 303−308.
  277. Elevated sodium- litium countertransport: a familial marker of hyperlipidaemia and hypertension / S. J. Carr, Т. H. Thomas, M. F. Laker, R. Wilkinson //J. Hypertens.- 1990.- V.8.- P. 139−146.
  278. Fabry, Z. Nervous tissue as an immune compartment: the dialect of the immune response in the CNS / Z. Fabry, C.S.Raine, M.N.Hart //Immunol. Today.- 1994.- V. 15, № 5.- P. 218−223.
  279. Ferrannini, E. Metabolic abnormalities of hypertension. A lesson of complexity / E. Ferrannini // Hypertension.- 1991.- V.18, № 5.- P. 636−639.
  280. Fishman, R.H.B. Macrophages help nerves regenerate / H.B.R.Fishman//Lancet.- 1996.-№ 9033.-P. 1020.
  281. , S. P. ^-Adrenergic inhibiton T lymphocyte rossettes / S. P. Galant, R. A. Reno // Immunology.-1975 .-V. 114, № 1 .-P.512−513.
  282. Gaulton, G.N. Regulation and function of insulin-sensitive glycosyl phosphatidylinositol during T- lymphocyte activation/ G.N. Gaulton, K.L. Kelli, J. Pawloski et al.// Cell.- 1988.- V. 53, № 8.- P. 963−970.
  283. Geenen, V. Neuroendocrineimmunology: from systemic interactions to the immune tolerance of self function/ V. Geenen, F. Robert, J.J.Legros et al.// Acta Clin.Belg.- 1991.- V.46, № 3.- P.135−141.
  284. Glick, S. M. The regulation of growth hormon secretion / S. M. Glick // Frontiers in neuroendocrinology / Eds. W. F. Ganong. Press.- NY, 1969.- P. 141−182.
  285. Glucocorticoid independence of acute thymic involution induced by lymphotoxin and estrogen/ H. Hirihara, M. Ogawa, M. Kimura et al.// Cell.Immunol.- 1994.- V. 153, № 2.- P. 401−412.
  286. Goldberg, A. F. Acid phosphatase activity in human blood cell / A. F. Goldberg, T. Barka//Nature.- 1962.-V.195, № 3438.-P.297.
  287. Guyton, A.C. Renal function curve: a key to understanding thepathogenesis of hypertension / A.C.Guyton // Hypertension.- 1987.- V. 10.- P. 1−6.
  288. Husband, A. J. The immune system and integrated homeostasis / A. J. Husband // Immunol. Cell Biol.- 1995.- V.73, № 4.- P. 377−382.
  289. Immunoregulation mediated by the sympathetic nervous system / D. R. Adriana, H. O. Besedovsky, E. Sorkin et al.//Cell Immunol.-1981.-V.63, № 2.-P. 329−334.
  290. Kolbe, L. J. Building the capacity of schools to improve the health of the nation. A call for assistance from psychologists / L. J. Kolbe, J. Collins, P. Cortese // Amer. Psychologist.- 1997.- № 3.- P. 256−265.
  291. Kurtasova, L.M. Peculiarities of lymphocytes metabolism in atopic bronchial asthma children from Eastern Siberia / L.M.Kurtasova, A.A.Savchenco // Abstracts of Eleventh International Congress on Circumpolar Health.- Harstad (Norway), 2000.- P. 253.
  292. Lentizia, C. Beta- endorphin and propiomelanocortin correlates peptides response in suspected and confirmed ischemic heart disease during exercise / C. Lentizia // Acta Cardiol.- 1996.- V.I.- P. 27−36.
  293. Madden, K. S. Cathecholamine influences and sympathetic neural modulation of immune responsiveness / K. S. Madden, V. M. Sanders // Ann. Rev. Pharmacol. Toxicol.- 1995.- V.35.- P. 417−448.
  294. Madden, K. S. Experimental basis for neural-immune interactions / K. S. Madden, D. L. Felten // Physiol. Rev.- 1995.- V.75.- P.77−101.
  295. McKay, D.M. The interaction between mast cells and nerves in the gastrointestinal tract / D.M. McKay, J. Bienestock // Immunol. Today.- 1994.- V. 15, № 11.- H. 533−538.
  296. Metabolic modulation of PHA- activated human T-lymphocytes by products of insulin degrading enzyme/ F. Stens, C. Buffington, J. Semple, J. Burnier// Biochemie.- 1993.- V. 75, № 11.- P. 971−977.
  297. Metabolic adaptation of the hypertrophied heart: role of the malate/aspartate and alpKa-glicerophosphate shuttles / B.E.Rupert, J.L. Segar, B.C. Schutte, T.D. Scholz // J.Mol.Cell.Cardiol.- 2000.- V. 32, № 12.- P. 2287−2297.
  298. Ottaway, С.A. The influence of neuroendocrine pathways on lymphocyte migration / C.A. Ottaway, A.J. Husband // Immunol. Today.- 1994.-V. 15, № 11.- H. 511−517.
  299. Paavonen, T. Hormonal regulation of immune responses / T. Paavonen //Ann.Med.- 1994.- V. 26, № 4.- P. 255−258.
  300. Palmblad, J. Psychoneuroimmunology / J. Palmblad.- London: Acad. Press, 1981.-402 p.
  301. Parizkova, J. Sex differences in somatic and functional characteristics of preschool children / J. Parizkova, J. Cermak, J. Horna // Hum. Biol. 1977. — V. 49, № 3.-P. 437−454.
  302. Paterson, R.L. Regulation of CD23 expression by IL-4 and corticosteroid in human B-lymphocytes: altered response after EBV infection/ R.L.Paterson, R. Or, J.M.Domenico et al. // J.Immunol.- 1984.- V. 152, № 5.- P. 2139−2147.
  303. Perano, F. Peptides opioides endogenos у sistema inmunitario / F. Perano, A. Palacios, M. Urguta // Rev. Esp. Anestesiol. Reanim.- 1997.- V.44, № 4.-P. 150−153.
  304. Plasma growth hormone and responses to graded levels of acute exercise and to a lactate infusion / A. Luger, B. Watschinger, P. Deuster et al. // Neuroendocrinology.- 1992.- V. 56.- P. 112−117.
  305. Psychological distress and its correlates in secondary school students in Pavia, Italy / A. Marinoni, A. Degrete, S. Villani, S. Gerzeli // Eur. J. Epidemiol.- 1997.-№ 7.-P. 779−786.
  306. Regulation of transforming growth factor-beta production by Interleukin-12 / T. Marth, W. Strober, R.A. Seder, B.L.Kelsall // Eur. J. Immunol.-1997.- V. 27, № 5.- P. 1213−1220.
  307. Reichlin, S. Regulation of somatotrophic hormon secretion / S. Reichlin // Handbook of phisiology / Eds. E. Knobil., W.H.Sawyer.- Washington, 1974. p. 405−447.
  308. Rivier, G. Involvement of corticotropin- relising factor and somatostatin in stress- induced of growth hormon secretion in the rat / G. Rivier, W. Vale // Endocrinology.- 1985.- V. 117.- P. 2478−2482.
  309. Roitt, J.M. Kurzes Lehrbuch der Immunologic / J.M.Roitt, J. Brostoff, D.K.Male.- Stuttgart: Thieme, 1987.- S.306−309.
  310. Savino, W. Immune-neuro-endocrine interactions / W. Savino, M. Dardenne // Immunol. Today.- 1995.- V.16, № 7.- P. 318−322.
  311. Smith, E.M. Hormone production by lymphocytes / E.M. Smith //31-st Int. Physiological Science, Helsinki, 9−14 July, 1989.- Ouli, 1989.- P. 71−74.
  312. Smith, P.F. Prolaktin-induced activation of the immune system/ P.F.Smith, I.R.Renner, I.W.Holiday// J.Endocrinol.- 1990.- V. 124.- P. 16.
  313. Snyder, C.A. The neuroendocrine system, and opportunity for immunotoxicologists / C.A.Snyder // Environ. Health Perspect.- 1989.- V. 81.- P. 165−166.
  314. Spangelo, B.L. The thymic-endocrine connection / B.L.Spangelo //J.Immunol.- 1995.-V. 147, № 1.-P. 5−10.
  315. Spector, N. H. Neurophysiology, immunophysiology and neuroimmunomodulation / N. H. Spector, E. A. Korneva // In. Psychneuroimmunology.- N. Y.: Acad. Press, 1981.-P.449−473.
  316. Stern, A.S. Title Interleukin-12 an integral cytokine in the immune response (Review) / A.S. Stern, J. Margan, D.H. Presky // Source Life Sci.- 1996.-V. 58, № 8.- P. 639−654.
  317. Stimulation of blood mononuclear cells of atopic children with the relevant allergen induces the release of eosinophil chemotaxins such as IL-3, IL-5 and GM-CSF / S. Lantero, O. Sacco, C. Scala, G.A.Rossi // Asthma.- 1997.- V. 34, № 2,-P. 141−152.
  318. Stutz, M. Diagnostik biem Schulaufander / M. Stutz // Z. Praventiv Med.- 1966.- Bl. 11, № 4. s. 376−381.
  319. Sympathetic immunoregulation, difference bettween high- and low-responder animals / D. R. Adriana, H. O. Besedovsky, E. Sorkin tt al. //Amer. J. Physiol.-1982.- V.343, № 1.-P. 30−33.
  320. The effect of testosterone on the immune response. 1 Mechanism of action on antibody-forming cell / S.U.Rife, M.C.Marques, A. Escalante, T. Velich // Immunol.Invest. 1990.- V. 19, № 3.- P. 259−270.
  321. The role of insulin in lymphocyte activation/ G.E.Galatowicz,
  322. C.R.Benzic, J.E.Kay et al.// Biochem.Soc.Trans.- 1986.- V. 14, № 2.- P.326.
  323. Tuncer, A.M. The effects of glucocorticoids on lymphocyte numbers/ A.M. Tuncer, S. Ozsoylu, F. Ersoy // Immunol.Today.- 1991.- V. 12, № 6.- P. 207 208.
  324. Wang, S. C. Influence of hypertension development on rat tail artery responses to opioid peptides / S. C. Wang, A. J. Ingenito // Pharmacology.- 1995.-V.50.- P. 40−50.
  325. Weigent, D.A. Effect of the administation of growth hormone production lymphocytes on weight gain and immune function in dwarf mice/
  326. D.A.Weigent, J.E.Blalock//Neuroimmunomodulation.- 1994.- № 1.- P. 50−58.
  327. Witzlack, G. Zur Diagnostik und Entwicklung der Schulfahigueit / G.Witzlack.- Berlin: Springer, 1968.- 231 p.
  328. Влияние микроиньекций энкефалина в гиппокамп на клеточные иммунные функции и экспрессию гена интерлейкина -1А в мозге крыс / A.-J. Wang, Y.-Z.Yang, Y.-M.Wu et al. // Shengli Xuebao. Acta Physiol. Sin.- 1996.- V. 48, № 4.- P. 348−354.
  329. , M. В. Вегетативные забезпечення розумово1 дiяльнocтi pi3Horo ступеня складное&trade- у дггей молодошого шкшьного вшу /
  330. М. В. Макаренко, В. С. Лозогуб, С. М. Хоменко // Ф1зюл. ж.- 2000.- Т.46,4.- С. 24−32.
Заполнить форму текущей работой