Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические эффекты коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций у детей с задержкой психического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза отмечается ряд специфических особенностей в познавательной, эмоционально-волевой сфере, приспособительном поведении и личности в целом, которые необходимо учитывать при реализации коррекционно-развивающих программ. Такие дети характеризуются низким уровнем развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками), быстрой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о методах психологического и психофизиологического исследования и коррекции нарушенных психических функций у детей с задержкой психического развития
    • 1. 1. Психолого-педагогические представления о задержке психического развития у детей
    • 1. 2. Особенности развития когнитивной сферы у детей с ЗПР церебрально-органического генеза
    • 1. 3. Современные подходы и методы психологического изучения детей с задержкой психического развития
    • 1. 4. Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической работы с детьми с проблемами в развитии
    • 1. 5. Применение транскраниальных микрополяризаций в лечебно-педагогической работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Глава 2. Материалы и методы экспериментального исследования особенностей когнитивной сферы и психологических эффектов коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальной микрополяризации у детей с задержкой психического развития.

    2.2.3.Параметры и критерии оценки уровня развития когнитивных функций у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

    2.2.4.Методика транскраниальных микрополяризаций в комплексе коррек-ционно-развивающих занятий, проводимых у детей с 311Р церебрально-органического генеза.

    2.2.5.Методика коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций у детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

    2.2.6.Статистические методы анализа результатов исследования.

    Глава 3. Исследование особенностей когнитивной сферы и психологических эффектов коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций у детей с задержкой психического развития.

    3.1. Особенности развития когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

    3.2. Особенности эффектов различных видов коррекционно-развивающих воздействий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

Психологические эффекты коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций у детей с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Широкая распространенность задержки психического развития, как одного из видов дизонтогенеза, актуализирует проблему оптимизации медико-педагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности используемых методов и подходов к коррекции психического развития таких детей. Как известно из литературы, для специальной психологии в число задач первостепенной важности входит разработка диагностического комплекса для объективной оценки уровня психического развития детей с учетом возраста и специфики отклонений в развитии когнитивных функций, а также способа системного направленного воздействия, способствующего исправлению (коррекции) задержки в развитии этого контингента детей дошкольного возраста (Н.Я. Семаго, М. М. Семаго, 2000; В В. Лебединский, 2003; В. И. Лубовский, 2003).

При разнообразии существующих, широко используемых методов и приемов психолого-педагогической работы, проводимых в сочетании с медикаментозной терапией, у части детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза психическое развитие, включая речевое, остается на низком уровне. В этой связи актуален поиск инновационных подходов и методов лечебно-педагогической работы с такими детьми (Т.А. Власова, М. С. Певзнер, 1973; В. В. Лебединский, 1985; В. А. Илюхина с соавт., 2001;2004).

Как показывают результаты теоретических и прикладных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики, решение проблемы успешного обучения и воспитания детей с ЗПР дошкольного возраста возможно только при совместных усилиях психологов, педагогов, неврологов, физиологов, направленных на создание системы комплексной реабилитации таких детей (К.С. Лебединская, 1982, В. В. Ковалев, 1995; Н. Н. Малофеев, 2001).

В последнее время в лечебно-педагогической и коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии успешно применяется метод транскраниальной микрополяризации головного мозга (ТКМП) как один из нефармакологических способов направленной коррекции нарушений механизмов регуляции функционального состояния и регуляторных функций ЦНС с реорганизацией внутрицентральных отношений и мозговых систем обеспечения приспособительного поведения (Г.А Вартанян с соавт., 1981; Д. Ю. Пинчук, 1997; О. В. Богданов, 2001; В. А. Илюхина, 2001;2004; Ю. Д. Кропотов с соавт., 2002; A.M. Шелякин, 2003).

Получены экспериментальные и клинико-физиологические подтверждения, что транскраниальная микрополяризация слабыми постоянными токами (0,08−0, 15 мА), близкими по параметрам собственным сверхмедленным биопотенциалам мозга, является универсальным способом воздействия на процессы следообразования, памяти, а также воспроизведения усвоенных навыков, оптимизирует уровень функциональной активности коры и подкорковых структур головного мозга, активизирует процессы морфофункционального созревания ЦНС, обладает длительным последствием (Г.А. Вартанян с соавт., 1981; С. П. Шклярук, 1982; О. В. Богданов, 1993; 2001; В. А. Илюхина с соавт., 2001;2004; A.M. Шелякин, 2003 и др.).

Исследований, посвященных изучению эффектов от воздействия метода транскраниальной микрополяризации в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, не проводилось. Актуальность настоящего исследования определяется значимостью изучения изменений в развитии психических функций при проведении коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов ТКМП в связи с проблемой повышения эффективности психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗТТР церебрально-органического генеза.

Таким образом, проблема исследования — повышение эффективности диагностической и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза.

Объект исследования: системное взаимодействие коррекционно-педагогических и лечебных мероприятий в работе с детьми с ЗПР церебрально-органического генеза.

Предмет исследования: влияние коррекционно-развивающих занятий в сочетании с сеансами транскраниальной микрополяризации на когнитивную сферу детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Целью настоящей работы является исследование психологических эффектов коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ходе сеансов ТКМГТ, у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние научно-теоретических и прикладных аспектов и методов психологического исследования, а также коррекции нарушенных психических функций у детей с ЗПР.

2. Разработать психодиагностический комплекс и критерии оценки, позволяющие определять уровень актуального психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза до и после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

3. Разработать программы коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций с учетом данных психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

4. Выявить психологические эффекты коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ходе сеансов транскраниальной микрополяризации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что проведение коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций выступает фактором повышения эффективности психолого-педагогической коррекции, способствующим ускорению развития когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Методологическую основу исследования составляют:

— положение о системном построении психических феноменов и о важности системного подхода к их изучению (П.К. Анохин, Б. Ф Ломов, В. М. Русалов и др.);

— принцип развития психики (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анциферова и др.);

— положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (П.Я. Трошин, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский и др.);

— положение о дифференциально-уровневом подходе к диагностике развития познавательной деятельности (В.А. Пермякова, Ю. Т. Матасов, Л. И. Переслени, С. А. Домишкевич и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и медицинской литературыанамнестический и биографический методыконстатирующий и формирующий экспериментыметоды статистической обработки экспериментальных данных.

Организация исследования. Работа проводилась в несколько этапов на протяжении 2002;2005 гг. На первом этапе (2002;2003 гг.) была изучена литература, определены программы исследования. На втором этапе (20 032 004 гг.) проведено исследование особенностей развития когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, входящих в экспериментальную и контрольные группы. На третьем этапе проводился психологический эксперимент в соответствии с целью и задачами исследования. Четвертый этап (2004;2005 гг.) включал анализ и обобщение имеющихся материалов по теме исследования, написание и оформление диссертации.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась комплексным использованием методов, адекватных природе изучаемых явлений, целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа экспериментальных данныхрепрезентативностью выборки, обеспечивающей сопоставимость и взаимопроверяемость фактов, положений, выводов исследованияприменением методов статистической обработки результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Разработанный пятиуровневый подход к диагностике когнитивных функций позволяет определять уровень актуального развития исследуемых процессов и степень их нарушения при ЗПР церебрально-органического генеза, а также оценивать эффективность коррекционно-развивающих занятий.

2. Использование коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов транскраниальных микрополяризаций у детей с ЗПР позволяет повысить уровень развития когнитивных функций в более короткие сроки по сравнению с использованием традиционных коррекционных программ.

Научная новизна работы состоит в том, что:

— разработан дифференциальный пятиуровневый подход к диагностике когнитивных функций, позволяющий определять актуальное развитие исследуемых процессов и степень их нарушения при ЗПР церебрально-органического генеза, а также оценивать эффективность коррекционно-развивающих занятий с данным контингентом детей;

— разработан инновационный способ оптимизации процесса лечебно-педагогической работы, включающий программу коррекционно-развивающих занятий, реализуемых в ходе сеансов ТКМП с учетом возраста ребенка, степени нарушения познавательной деятельности и речи;

— получены новые научные сведения о психологических эффектах коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ходе сеансов ТКМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении научно-теоретических представлений о возможностях развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основе сочетанного проведения коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов ТКМП.

Разработаны теоретически обоснованные психодиагностический комплекс, 1фитерии оценки и выделены уровни развития когнитивной сферы у данного контингента детей.

Полученные данные об эффектах коррекционно-развивающих занятий, проводимых в ходе сеансов ТКМП, расширяют современные представления о возможности эффективного воздействия на процессы дизонтогенеза, что имеет существенное значение для дальнейшего развития специальной психологии и коррекционной педагогики, психофизиологии, а также детской неврологии.

Экспериментально доказана возможность достижения позитивных изменений в виде ускорения развития когнитивных функций и повышения эффективности психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР при проведении с ними коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов ТКМП.

Практическая значимость работы. Разработан и апробирован методический комплекс психодиагностических методик, позволяющий исследовать когнитивную сферу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза, а также осуществлять мониторинговое обследование и оценивать эффективность коррекционно-развивающих мероприятий.

Разработана и апробирована программа коррекционно-развивающих занятий, проводимых по ходу сеансов ТКМП с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза.

Разработан инновационный способ сочетанного проведения коррекционно-развивающих занятий в ходе сеансов ТКМП, что существенно повышает эффективность психолого-педагогической работы, ускоряет развитие когнитивных функций и обучение данного контингента детей.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы: а) педагогами и психологами в диагностической и коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генезаб) при чтении лекций студентам факультетов коррекционной педагогики и специалистам, обучающимся на курсах повышения квалификации и переподготовки.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории физиологии состояний головного мозга и организма Института мозга человека РАН (2002;2005 г.) — на научно-практическом семинаре Института мозга человека РАН (ЙМЧ РАН) «Опыт применения транскраниальных микрополяризаций в комплексном лечении детей с нарушениями психического развития» (18 марта 2004 г.) — на XI международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети. Государственная политика в области специального образования» в РГПУ им. А. И. Герцена (22 апреля 2004 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы логопатологии» в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи (5−6 октября 2004 г.) — на научно-практическом семинаре ИМЧ РАН «Опыт применения транскраниальных микрополяризаций в комплексном лечении детей дошкольного возраста с нарушениями психического развития» (14 февраля 2005 г.) — на Всероссийской конференции молодых исследователей «Физиология и медицина» в СПбГУ (14−16 апреля 2005 г.) — на XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети» в РГПУ им. А. И. Герцена (20−22 апреля 2005 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях общим объемом около 5,15 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, 4 приложений. Работа содержит 190 страниц машинописного текста, включает 17 таблиц.

Список литературы

содержит 176 наименований, в том числе 10 — на иностранном языке.

Выводы.

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу, отличающуюся по клиническим и психологическим проявлениям. Этиология и резидуально-органическая недостаточность обуславливают многомерную картину несформированности ЦП С, что определяет диффузный характер нарушения психических функций.

У детей с ЗПР церебрально-органического генеза отмечается ряд специфических особенностей в познавательной, эмоционально-волевой сфере, приспособительном поведении и личности в целом, которые необходимо учитывать при реализации коррекционно-развивающих программ. Такие дети характеризуются низким уровнем развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками), быстрой истощаемостью, недостаточностью общего запаса знаний, ограниченностью представлений, низким уровнем познавательной активности, незрелостью мышления, отставанием в речевом развитии, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладанием игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой незрелостью, недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения.

Особенности эмоционально-волевой сферы познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении. При разнообразии существующих, широко используемых приемов и методов психолого-педагогической работы, проводимых в сочетании с медикаментозной терапией, у части детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза они оказываются недостаточно эффективными, что требует поиска инновационных путей коррекции, включающих комплексное применение психолого-педагогических, психофизиологических и медицинских методов для повышения обучаемости и развития познавательной деятельности и личности в целом.

В области психологического изучения детей с ЗПР отмечаются ряд проблем: недостаточно разработаны критерии оценки психического развития, существует ограниченное число общепринятых стандартизированных методикв существующих методических пособиях и руководствах методики представлены в основном в описательном плане, в ограниченном количестве встречаются балльные оценки. Данные психологического изучения имеют важнейшее значение для постановки психологического диагноза, выявления степени нарушения, дифференциальной диагностики, а также для составлении индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

В последнее время при психологическом изучении детей с ЗПР используется функционально-уровневый подход. Данный подход позволяет более точно судить об уровне психического развития с помощью оценки параметров познавательной деятельности. При этом, несмотря на то, что при оценке разных параметров используются схожие методики, они оценивают различные стороны познавательной деятельности. Использование функционально-уровневого подхода позволяет определить нарушения в определенных компонентах познавательной деятельности и реализовать программу психокоррекции, базируясь на выделенном параметре нарушения или недоразвития.

Анализ литературы свидетельствует о трудоемкости и продолжительности курсов психологической коррекции у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Как правило, у этого контингента детей программы психолого-педагогических коррекционно-развивающих мероприятий проводятся в комплексе с фармакои физиотерапией направленных на оптимизацию нейро-рефлекторных процессов головного мозга и регуляторных функций ЦНС, лежащих в основе развития высших психических функций и приспособительной деятельности детей. Комплексное использование психологических и психофизиологических методов способствует повышению эффективности коррекционной работы с такими детьми и позволяет в дальнейшем оптимизировать процессы их развития и обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В ХОДЕ СЕАНСОВ ТРАНСКРАНИАЛЬНЫХ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  2. Общая характеристика обследуемых детей
  3. В работе был использован принцип дифференцирования детей с ЗПР на три группы по степени выраженности задержки развития психических функций и несформированности речи.
  4. В каждой группе по способу коррекционно-развивающих мероприятий были выделены три подгруппы детей.
  5. В экспериментальную подгруппу (А) вошли 30 детей, с которыми проводили коррекционно-развивающие занятия по ходу сеансов транскраниальных микрополяризаций (Al, А2, A3).
  6. В первую контрольную подгруппу (Б) вошли 27 детей того же возраста и с таким же диагнозом, у которых коррекционно-развивающие занятия проводили между сеансами ТКМП (Б1, Б2, БЗ).
  7. У детей экспериментальной и 1-ой контрольной подгруппы оценивали ближайший (через 1,5−2 месяца сразу по завершению курса ТКМП) и отсроченный (через 6 месяцев после курса ТКМП) эффекты.
  8. В таблице 1 представлено распределение детей по вышеописанным группам и подгруппам.
Заполнить форму текущей работой