Взаимодействие школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков: На материалах Республики Таджикистан
Одним из важных показателей цивилизованности современного общества принято считать, прежде всего, заботу государства о социально незащищённых слоях населения — малоимущих и многодетных семьях, детях, стариках, инвалидах и т. д. Международным сообществом уже принято немалое количество правовых актов по защите прав уязвимых слоев населения, в том числе и семьи, детей и подростков. На сегодняшний… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- 1. 1. Характеристика общественного образа жизни и вопросы нравственного развития в устном народном творчестве и трудах выдающихся таджикских мыслителей
- 1. 2. Роль и место семейной и школьной среды по формированию положительных нравственных качеств у подростков
- 1. 3. Принципы и методы управления жизнедеятельностью подростков
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
- 2. 1. Зависимость формирования общественного образа жизни у подростков от формирования других коллективов
- 2. 2. Характеристика источников положительного и очагов отрицательного нравственного влияния на подростков
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию положительных нравственных качеств средством оптимизации взаимодействия семьи и школы
- Выводы по второй главе
Взаимодействие школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков: На материалах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из важных показателей цивилизованности современного общества принято считать, прежде всего, заботу государства о социально незащищённых слоях населения — малоимущих и многодетных семьях, детях, стариках, инвалидах и т. д. Международным сообществом уже принято немалое количество правовых актов по защите прав уязвимых слоев населения, в том числе и семьи, детей и подростков. На сегодняшний день Таджикистан ратифицировал значительное число актов Международного права, в том числе и Конвенцию «О правах ребёнка» (1989 г.) со всем спектром гражданских, экономических, социальных, образовательных, культурных и иных прав ребенка. Этот документ, безусловно, поставил права детей на первое место основополагающих гражданских, гуманистических принципов человеческого развития. Основополагающий принцип, заложенный в основу положений Конвенции — требование во всем и на всех уровнях любого государстваофициальном и общественном, руководствоваться интересами ребенка. Уместно отметить, что в статье 10 Конституции (Основном Законе) РТ записано: «Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам, применяются нормы международно-правовых актов».
Провозглашая независимость Республики Таджикистан в 1991 г., было декларировано и записано в Конституции (Основном Законе) Таджикистана построение суверенно-го, демократического правового, светского и унитарного государства с рыночной экономикой социальной направленности. Иначе говоря, в законодательном порядке заботу и поддержку социально незащищенных слоев населения, в частности, и детей, государство берет на себя. Отдельные положения записаны в Конституции (Основном Законе) РТ: статье 33 — «Семья, как основа общества, находится под защитой государства», в статье 34 подчеркнуто: «Мать и ребенок находятся под особой защитой и покровительством государства. Родители ответственны за воспитание детей.», в статье 39 отмечено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случаях болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, определенных законом», в статье 41 говорится: «Каждый имеет право на образование. Получение общего основного образования обязательно. Государство гарантирует получение в государственных учебных заведениях бесплатного общего среднего, среднего профессионального и в соответствии со способностями и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования». Кроме того, законодательная база РТ насчитывает и отдельные Законы, Постановления, Программы и другие документы, которые детально и полномасштабно регламентируют права и свободы семьи, воспитания и образования подрастающего поколения, деятельности различных социальных институтов, способствующих обеспечению эффективной деятельности на всех этапах социализации детей и подростков, социальной защите малоимущих и т. д. Иначе говоря, республика обладает достаточно проработанной законодательной базой, обеспечивающей конституционные права всех социально-демографических слоев населения и социальных групп общества.
Практическая реализация положений международно-правовых актов и законодательной базы РТ — тема, затрагивается в нашей диссертации в современных условиях Таджикистана оставляет желать лучшего. Реалии сегодняшнего дня — продолжительный экономический и финансовый кризис, низкие доходы населения, безработица, малоэффективность осуществляемых реформ, резкое социальное расслоение, изменение ценностных критериев и ориентиров, отсутствие ряда важных или низкий уровень отдачи деятельности имеющихся социальных институтов, отсутствие или низкая отдача механизмов полномасштабной реализации законодательных актов международного права и РТ, Программ, Проектов и другие объективные причины не позволяют обеспечить достаточных условий здорового, многогранного и гармоничного развития (социализации) детей, возмужания подростков. Скорее, наоборот, в сферах детского воспитания, образования, здравоохранения, культурно-досугового обеспечения и других составных полноценного и гармоничного формирования и развития личности накопилось очень много застарелых проблем. Согласно экспертным оценкам, дети и подростки Таджикистана остаются самой беззащитной и бесправной социально-демографической категорий общества. Нынешнее положение подрастающего поколения уместно определить как явление социальной депривации, т. е. лишение, ограничение, недостаточность или недоступность тех или иных социальных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и здорового физического, нравственного и интеллектуального развития детей и подростков. Негативное влияние такого положения на мировоззрение, нравственный и духовный облик, ценностные критерии и ориентиры, образцы поведения подрастающего поколения особенно значимо на нынешнем этапе развития всех сфер жизнедеятельности государства и общества — на переходном этапе от системы авторитарного государства с планово-распределительной экономикой к системе демократического общественного устройства, с рыночной экономикой, освоением общемировых принципов и стандартов жизнедеятельности, полномасштабного, полноценного и равнозначного вхождения в мировое сообщество.
Выступая на общереспубликанском собрании по проблемам демографического развития и планирования семьи, Президент РТ Э. Ш. Рахмонов отметил, что «Родители должны осознать свою ответственность за воспитание и обучение физически и духовно здоровых детей, создавать для них условия и установить тесные и постоянные связи со школой. Вообще основная ответственность за воспитание детей должна ложиться на семью».
В настоящее время в республике нет чёткой системы взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков. Родители и учителя не имеют чёткого представления о том, как совместно формировать общественный образ жизни у подростков. Разрешение противоречия между объективно существующей необходимостью в разработке системы способов формирования общественного образа жизни у подростков и отсутствии таковой в системе подготовки подрастающего поколения к жизни и труду составляют проблему диссертационного исследования.
Актуальность темы
исследования обусловлена высокой степенью научно-практической значимости и неразработанностью как в научном, так и в прикладном аспектах.
Всё вышеизложенное определило необходимость изучения данной проблемы на уровне диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы:
В диссертационных исследованиях С. М. Коссой, Ф. Т. Бондарь, А. Ф. Титковой, З. Н. Панченко, Т. Муминджанова, М. Я. Гиро,.
Д.И.Перфильевской, Х. Г. Аширова, В. И. Казирина, Г. И. Легенской, Е. И. Сермяшко, А. Т. Фонотова, Н. И. Курапова, В. Г. Багирова сделана попытка раскрыть отдельные стороны исследуемой проблемы. В этих исследованиях формирование нравственных качеств, прежде всего, опирается на коммунистическую мораль. Но в нынешних условиях она неприемлема. Здесь уместно чётко выделить процессуальный и содержательный аспекты рассматриваемой проблемы. Если в содержательном аспекте изменяется содержание нравственных ценностей, то процессуальный механизм не претерпевает существенных изменений. И соответственно опыт этих исследователей может быть использован, исходя из специфики решаемых задач. Проблемы и различные аспекты взаимодействия школы и семьи в последнее время стали предметом исследования различных научно-исследовательских, международных и других организаций. Особую актуальность эти проблемы приобрели особенно сегодня в рамках процессов формирования новой архитектуры мирового сообщества и глобализации различных сфер и направлений общемирового пространства. На социальные последствия глобализации особенно активное внимание стали обращать такие авторитетны её организации, как ЮНИСЕФ, ЮНДП (Программа социального развития ООН), Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие. Причина такого внимания, организация и проведение исследований различного масштаба и уровня связаны с тем, что, начиная с 90-х годов прошлого века, в мире усилились процессы экономического неравенства между странами и внутри их, обострились социальные проблемы, что, прежде всего, отрицательно отразилось на положении детей и женщин, других социально незащищённых слоев общества. В 2000 г. ЮНИСЕФ провело в Таджикистане мультииндикаторное кластерное исследование (МИКИ), которое дало всестороннюю картину положения детей и семьи в РТ.
Для исследования определённый интерес представляют также работы И. Обидова, М. Орифи, А. Маннонова, С. Сулаймонова, Х. Афзалова, Б. Маджидовой, Т. Ахлиллоева, М. С. Исматова, С. Якубова и др., в которых рассматриваются отдельные аспекты нравственного становления человека. Однако взаимодействие школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков в этих работах не рассмотрено применительно к современным социально-экономическим условиям РТ.
Объектом исследования послужили система взаимодействия семьи и школы.
Предметом исследования явился процесс взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков.
Цель исследования: разработка оптимальных форм и способов организации сотрудничества школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков.
Задачи исследования;
• раскрыть содержание понятия общественного образа жизни применительно к подростковому возрасту;
• отобрать необходимый материал из произведений выдающихся представителей таджикской классической литературы по рассматриваемой проблеме;
• выявить оптимальный тип семьи и образ жизни в семье для благоприятного формирования общественного образа жизни у подростков;
• определить оптимальный способ преподавания и учения в школе для благоприятного формирования общественного образа жизни у подростков;
• определить способы измерения нравственного влияния социальной среды на формирование нравственного сознания и поведения подростков;
• раскрыть способы взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков;
• проверить на эксперименте методику измерения уровня взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков.
Гипотеза исследования: нравственное становление подростков протекает успешно, если:
— использовать идеи народной педагогики при формировании общественного образа жизни у подростков;
— выбрать оптимальный тип семьи и образ жизни в семье;
— внедрить коллективный способ преподавания и учения в школе;
— урегулировать нравственное влияние различных форм социальной среды на формирование нравственного сознания и поведения подростков;
— совершенствовать нравственно-педагогическое мастерство классных руководителей и на его основе повысить нравственно-педагогическую культуру родителей;
— выявить способы нравственно-педагогического мастерства классных руководителей, нравственно-педагогической культуры родителей и связи семьи со школой.
Методологическую основу исследования составляют: философское учение о сущности человека, метод познания как основа научной педагогики, положения об основных факторах формирования личности, о будущей роли деятельности в формировании личности, положения об идейно-нравственных ценностях, а также Конституция, Закон «Об образовании», Концепция национальной школы Республики Таджикистан.
В диссертации применены следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретических и прикладных материалов по педагогике, философии, социологии, культурологии, психологии и др. направлений науки.
2. Анализ статистической и эмпирической информации.
3. Наблюдение, анкетирование, беседа.
4. Изучение школьной документации.
5. Моделирование процесса формирования общественного образа жизни.
6. Нравственная самооценка.
7. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
8. Математическая обработка материалов исследования. Процедура и этапы исследования:
1 этап (1996;1997 гг.) включил определение теоретических основ формирования общественного образа жизни у школьников подросткового возраста, выяснение состояния разработанности рассматриваемой проблемы.
Дальнейшего, специального исследования требуют вопросы определения роли и места художественной литературы, средств массовой информации в нравственном становлении подростков в современных социально-экономических условиях.
II этап (1998;1999 гг.) — был осуществлён анализ содержания положительных и отрицательных нравственных качеств у подростков, как результат влияния социальной среды и нравственного управления. Разработано содержание опытно-педагогической работы по взаимодействию школы и семьи по формированию положительных нравственных качеств у подростков.
III этап (2000;2003г.г) включал опытно-педагогическую работу по формированию общественного образа жизни.
На IV, заключительный, этап (2003;2004г.г.) — была выполнена окончательная обработка экспериментальных данных, были уточнены основные положения работы, а также статистические и другие фактические данные.
Проведённая опытно-экспериментальная работа была посвящена проверке эффективности разработанной системы педагогических мер по оптимизации взаимодействия семьи и школы по формированию общественного образа жизни у подростков. Первоначально был проведён констатирующий эксперимент для фиксации исходных данных, а на втором этапе — формирующий эксперимент.
Результаты фиксирующего эксперимента в общеобразовательных школах № № 14, 16 г. Худжанда показали, что классные руководители при формировании ученического коллектива не учитывают влияние социальной среды на нравственное сознание и поведение подростков в достаточной мере, не знают на необходимом уровне целей и задач, принципов и методов практического управления, не умеют использовать формы и методы работы с родителями с учётом сложившихся социально-экономических условий, не осознают необходимости работы с учителями — предметниками. И, естественно, все эти недостатки и недоработки находят впоследствии своё отражение в нравственно-педагогической культуре родителей, формировании морально-нравственного облика подростков.
Учитывая все эти недостатки связи школы и семьи, в процессе формирующего эксперимента были использованы разработанные в процессе написания диссертации теоретические материалы и методические рекомендации по координации связи семьи и школы. В результате:
• у классных руководителей были сформированы углублённые знания и навыки формирования положительных нравственных качеств у подростков, как основы общественного образа жизни;
• чётко определены цели и задачи, эффективные принципы и методы нравственного управления, особенности использования идей народной педагогики;
• были выработаны способы учёта и изменения нравственного влияния различных типов семьи, образа жизни подростков в семье;
• способы применения прогрессивных форм и методов работы с родителями с учётом нынешних социально-экономических условий;
• были разработаны способы измерения нравственно-педагогической культуры родителей, коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, а также способы измерения связи семьи и школы.
Научная новизна и исследования заключаются в том, что в нём:
— предложена классификация типов семьи по количеству родителей и детей, а также классификация образов жизни в семье:
— дано методическое обоснование применения идей народной педагогики при формировании у подростков положительных нравственных качеств;
— разработаны способы учёта последствий нравственного влияния общественной среды на формирование нравственного сознания и поведения подростков.
— Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нём:
— выполнено теоретическое обоснование необходимости формирования общественного образа жизни у подростков;
— установлена аналитическая зависимость между формированием ученического коллектива и педагогического коллектива;
— разработана система оценок нравственно — педагогической культуры мастерства классных руководителей, нравственно — педагогической культуры родителей и связи семьи со школой по формированию общественного образа жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём разработаны методические рекомендации для классных руководителей, администрации школ и родителей по координации усилий при подготовке подростков к общественному образу жизни.
База исследования: Диагностическое изучение учащихся проводилось на базе общеобразовательных школ №№ 14,16, 24 г. Худжанда, №№ 29, 31 Бободжангафуровского района. В целом исследованием было охвачено 536 учеников подросткового возраста и 86 классных руководителей. Анкетный опрос преподавателей проводился на базе областного и городского институтов повышения квалификации учителей Согдийской области, а опытно-практическая работа осуществлялась на базе общеобразовательных школ № № 14, 16 г. Худжанда.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование общественного образа жизни в подростковом возрасте, использование современных эффективных форм и методов взаимодействия семьи и школы, которые являются краеугольным условием и предпосылкой воспитания положительных нравственных качеств в процессе первичной социализации.
2. Выбор типа семьи с социально-экономической, а также педагогической точки зрения, является основополагающим вопросом благополучия семейной жизни. Равнозначным является и вопрос выбора стиля жизнедеятельности, межличностных взаимоотношений супругов: эгоцентрический, альтруистический, эгоистический, коллективный, т. е. общественный, каждый из которых способствует формированию либо отрицательных, либо положительных морально-нравственных качеств у подростков.
3. При формировании положительных морально-нравственных качеств у подростков важное место занимает эффективное и полноценное сочетание идей этнопедагогики с положениями научной педагогики по вопросам формирования и развития личности, которые широко и разнообразно представлены в произведениях устного народного творчества, а также богатом наследии таджикской классической литературы, требующие научного переосмысления и творческого использования национального духовного наследия во взаимодействии семьи и школы в современных социально-экономических условиях.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы были изложены на заседаниях кафедры общей педагогики и общей психологии ХГУ им. академика Б. Гафурова (2000;2002 гг.), на Международной научно-практической конференции «Модернизация учебного процесса в ВУЗе» (Худжанд, 2002 г.), на внутривузовских научных конференциях профессорско-преподавательского состава ХГУ им. академика Б. Гафурова (1998;2004 гг.).
Выводы по второй главе.
1. Формирование общественного образа жизни у подростков и соответственно формирование положительных моральных качеств у них теоретически немыслимо и практически нереализуемо без взаимодействия, без плодотворного сотрудничества семьи и школы. К сожалению, в новых социально-экономических условиях всё труднее удаётся осуществить это ввиду падения престижа родительства и престижа профессии учителя, и особенно классного руководителя, что в какой-то степени связано с определёнными затруднениями в материальном обеспечении семьи и снижением материального стимулирования труда учителя.
2. Формирование общественного образа жизни у подростков зависит от формирования, от объединения самих учителей и родителей, от уровня внедрения общественного образа жизни в жизнедеятельность самих взрослых, что вытекает из тезиса «Воспитатель сам должен быть воспитан». В семье сами родители прежде всего должны подавать в этом деле личный пример. В школе прежде всего педагогический коллектив должен выступать как единый сплочённый коллектив единомышленников.
3. Классный руководитель является центральным звеном в осуществлении связи семьи и школы в данном направлении. Он должен объединить учителей-предметников, работающих в закреплённом за ним классе, он должен объединить в единый сплочённый коллектив учеников класса, формируя у них положительные нравственные качества. В этом трудном деле классному руководителю должны помочь прежде всего родители, а также директор школы — как руководитель методобъединения классных руководителей, организатор внеклассной и внешкольной работы.
4. Успех работы классного руководителя зависит от умелого использования разнообразных форм и методов его работы с родителями: приглашение родителей в школу, переписка с родителями учащихся, обмен мнениями по телефону, классные родительские собрания, беседы и лекции для родителей, консультации, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом воспитания и обучения, лектории и университеты для родителей, организации педагогического самообразования родителей — как часть непрерывного образования. Среди всех вопросов и проблем оптимизации связи семьи и школы наибольшее место должны занимать вопросы пропаганды педагогических знаний среди родителей.
5. Для измерения качественного и количественного параметров формирования общественного образа жизни нами разработана квалификационная характеристика уровней нравственно-педагогического мастерства классного руководителя, нравственно-педагогической культуры родителей, связи семьи и школы по формированию общественного образа жизни.
6. Опытно-экспериментальной работой подтверждены эффективность разработанной нами системы педагогических мер по формированию общественного образа жизни у подростков, по формированию у них положительных нравственных качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В новых социально-экономических условиях Республики Таджикистан остро встают новые проблемы при подготовке подрастающего поколения к жизни и труду. Среди этих проблем одной из наиболее актуальных является проблема формирования общественного образа жизни, положительных моральных качеств у подрастающего поколения.
В этой связи особую значимость приобретают вопросы нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения. Изжила свой век коммунистическая идеология и коммунистическая мораль, на смену ей пришла мораль общечеловеческая, народная, что требует в комплексе пересмотра содержания нравственного воспитания, обучения и в целом управления.
Общественный образ жизни — стиль поведения человека в обществе как общественного существа. Только сознательный подход, сознательное отношение к самому себе как к человеку и к обществу позволяют осознать это. Однако, далеко не всегда человек функционирует как разумное существо, выбирая общественный образ жизни в семье, школе, трудовом коллективе. Порой он выступает сознательно или бессознательно неправильно, эгоистически, или же ведёт антиобщественный образ жизни, что создаёт многочисленные проблемы на его жизненном пути, нанося огромный материальный и духовный урон как ему самому, так и обществу в целом. Общественный образ жизни является системообразующим звеном в цепи формирования положительных нравственных качеств. На различных этапах формирования он выступает как «цель — средстворезультат». Формирование общественного образа жизни приобретает особую актуальность для школьников подросткового возраста в связи с социальной акселерацией, когда им поневоле порой приходится вступать во взрослую жизнь раньше срока. Выбор общественного образа жизни затрудняется ещё и тем, что в нынешних «рыночных» условиях материальное обеспечение, материальные ценности задвигают на задний план духовные и нравственные ценности. Всё это вместе взятое требует быстрого, оперативного решения комплекса социально педагогических мер по подготовке подрастающего поколения к жизни и труду. Наиболее важной среди них является и проблема исследования нравственного влияния социальной среды на нравственное сознание и поведение подростков. Семья — исходное звено в этой цепи, где человек впервые получает уроки нравственности. Сильно изменились и социально-экономические устои семьи. Сегодня как никогда важен разумный подход при создании семьи. В этом смысле особую значимость приобретают вопросы планирования семьи, вопросы выбора типа семьи, вопросы выбора стиля образа жизни в семье, поскольку от правильного решения этих вопросов зависит формирование положительных нравственных качеств у подростков. Исходя из этого, в своём исследовании мы подвергли анализу различные типы семей и различных стилей образа жизни.
Однако, формирование положительных моральных качеств происходит не только в семье, но и в школе. И на это в первую очередь влияет сам способ учёбы подростка в классе. Это не второстепенный вопрос. Это вопрос самый главный в данном случае. Ведь нельзя формировать положительные нравственные качества сугубо индивидуальными, или же групповыми формами преподавания и учения. К сожалению, в наших школах, и не только в общеобразовательных, но и зачастую в новых типах школ господствуют именно такие формы организации преподавания и учения. Без коллективного способа преподавания и учения невозможно формирование положительных нравственных качеств. Взаимовыручка, взаимопомощь, взаимодействие возможны лишь в условиях внедрения коллективного способа преподавания и учения. Это глубоко осознали учителя-новаторы, которые внедрили данный способ усвоения знаний и умений в свои занятия.
Важно, чтобы с подростком нашли общий язык родители в семье и учителя в школе, в противном случае может возникнуть такая ситуация, когда он попадёт под негативное влияние уличных друзей, которые смогут втянуть его в различные аморальные деяния.
Следовательно, необходим особый контроль и надзор со стороны родителей и окружающих взрослых. Нельзя исключить негативного нравственного влияния других очагов. Всё это требует урегулирования и контроля со стороны общественности. Курение, алкоголизм, наркомания как негативные очаги нравственного влияния могут отрицательно сказываться на формировании нравственного сознания и поведения подростков.
В условиях отсутствия нравственного ориентира очень трудно ожидать желаемого результата в нравственном развитии подростков. Поэтому очень важно быстрее, эффективнее использовать идеи народной педагогики, которые нашли своё воплощение, отражение в устном народном творчестве и в произведениях таджикской классической литературы. Для этого, в первую очередь, необходимо переиздание этих произведений, включение их в примерное содержание нравственного воспитания подростков.
Не менее важно осознание родителями, учителями, классными руководителями целей и задач нравственного воспитания, обучения, управления, и в целом факторов нравственного развития в новых социально-экономических условиях. Они должны чётко представить себе значимость соблюдения принципов нравственного управления, оптимально использовать методы нравственного управления, выбирать соответствующую форму нравственного управления в каждом конкретном случае, ибо игнорирование или пренебрежение при соблюдении, использовании ими этих методов может отрицательно сказываться на нравственном развитии подростков.
В этом плане анализ деятельности учителей и родителей показывает, что далеко не всегда они осознают значимость правильного решения этих вопросов. Учебники и другие учебно-методические пособия по педагогике ещё не освещают должным образом вопрос нравственного воспитания на современном этапе. А время требует быстрого и оперативного решения этих вопросов.
При формировании общественного образа жизни, при формировании положительных нравственных ценностей особую роль играет взаимодействие семьи и школы. В настоящее время связь семьи со школой значительно ослабилась, особенно явно это наблюдается в общеобразовательных школах. Экономически бедственное положение некоторых семей не позволяет родителям из-за занятости эффективно и плодотворно сотрудничать со школой. Более того, начиная с 70−80 гг., наблюдается падение престижа родительства. С другой стороны наблюдается также и падение престижа профессии учителя и функций классного руководителя, особенно в общеобразовательных школах, из-за низкой заработной платы. На фоне этого нарушается в определённой мере связь школы с семьей. Другое дело новые типы школ, где созданы необходимые условия как для учителей, так и для учеников, и именно в этих школах особое внимание обращают на вопросы связи школы с семьёй, нравственного развития подростков и т. д. Эти вопросы ещё требуют углублённого специального исследования.
Материальное благосостояние семьи, в которой живёт подросток, играет немаловажную роль на его дальнейшем жизненном пути. Как показали результаты нашего наблюдения и опроса подростков и их родителей, именно этот фактор влияет на дальнейшую судьбу этих подростков. В настоящее время определённое количество подростков из малообеспеченных семей вынуждены помогать своим родителям в сферах обслуживания и производства. Одна категория подростков занимается этими делами на полную нагрузку, другая категория — после занятий в школе. В первом случае имеет место одностороннее физическое развитие подростков, в ущерб другим аспектам общего развития, включая и нравственное развитие. Физический труд сам по себе не может обеспечить общего развития личности. Для этого также необходимо и образование, только умелое сочетание физического и умственного труда способствует всестороннему развитию личности.
Дети из обеспеченных семей преимущественно занимаются расширением своего кругозора путем получения дополнительных индивидуальных занятий во внеурочное время от учителей-репетиторов. Они готовятся поступить в престижные вузы страны и за рубежом. В большинстве случаев также именно дети из обеспеченных семей занимаются физической культурой и спортом. Только в Согдийской области они занимаются более чем 22 видами спорта. Следовательно, по разному складывается и нравственное развитие подростков.
Центральной фигурой в осуществлении связи семьи со школой является классный руководитель. Именно он должен быть организатором взаимодействия и сотрудничества с семьёй. Однако, способы подготовки классных руководителей в этом деле в некотором роде устарели. Это касается прежде всего содержательного аспекта, а не процессуального. В учебных планах, программах и учебниках по педагогике школы на это не обращается должного внимания. Самое главное, они не соответствуют новым социально-экономическим условиям. Поэтому в своём исследовании мы прежде всего обратили внимание именно на содержательный аспект данной проблемы. В этом смысле пропаганда педагогических знаний среди родителей требует особого подхода. Без образования, без знаний родители не могут целесообразно выполнять свою родительскую функцию. Общество должно осознать, что материально и духовно невыгодно допускать родителей к воспитанию, обучению и управлению без образования. В своё время А. С. Макаренко неоднократно на это указывал в своих выступлениях.
Уровень взаимодействия семьи и школы зависит помимо внешних социально-экономических условий от родителей, классного руководителя, учителей-предметников, администрации школы. Из всего комплекса элементов и отношений мы выделили следующие три наиболее высших элемента и отношений — это родители, классный руководитель и связь. Для повышения качества функционирования этих элементов и отношений данной системы необходимо соответственно повышение нравственно-педагогического мастерства классного руководителя, нравственно-педагогической культуры родителей, а также оптимизации их взаимодействия и сотрудничества.
Мы выявили три уровня проявления каждого из перечисленных элементов и отношений: низкий, средний, высокий. Оценивая качество функционирования этих элементов и отношений, ими определяли в целом функционирование системы. При помощи данной квалификационной характеристики мы можем оценить деятельность классного руководителя, деятельность родителей и качество связи семьи со школой в исследуемом направлении.
Разные родители, разные классные руководители, разные школы находятся на своём уровне развития. На разном уровне родители и классные руководители не могут целесообразно выполнять свои функции, они противоборствуют, занимаются взаимообвинениями вместо ведения делового диалога и сотрудничества по подготовке подростков к жизни. Это свидетельствует о низкой педагогической культуре родителей и низком уровне нравственно-педагогического мастерства классных руководителей. Это и есть следствие слабой связи семьи со школой. Особую озабоченность вызывает именно эта категория родителей и классных руководителей.
В современных условиях, прежде всего, ответственность за будущее подростков несёт семья, поэтому именно она и должна быть организатором связи, взаимодействия, сотрудничества со школой. Необходимо материально и морально стимулировать как родителей, так и учителей, необходимо поднять престиж родительства и престиж профессии учителя. Настораживает также подход учителей к функции классного руководителя, как к чему-то второстепенному. Действительно, функция классного руководителя сильно отличается от функции учителя-предметника, хотя они имеют и что-то общее.
Классные руководители могут полноценно выполнять свою функцию по формированию общественного образа жизни, если они не самостоятельно, а совместно с учениками и родителями, совместно с администрацией школы и учителями-предметниками осуществляют все свои мероприятия, начиная от планирования. Об этом свидетельствует опыт учителей-новаторов.
Особую тревогу общественности вызывает нравственное влияние негативных очагов, которые способствуют формированию отрицательных нравственных качеств подростков, ведению ими антиобщественного образа жизни. В этом смысле особенно опасна тенденция интенсивного распространения вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании. Не менее опасна и «телемания», когда на психику подростков давят некоторые фильмы ужасов, кровопролития и разврата. К сожалению, показ подобной кинопродукции, начиная от эпизодов и кончая сериалами, ничему доброму не учит. В этом плане уместно введение психолого-педагогической цензуры. Хотя бы дома родители должны контролировать просмотр телепередач.
Связь семьи со школой должна проявляться и в ликвидации негативных очагов нравственного влияния, сообща родители и классный руководитель могут своевременно выявить их и обезвредить, хотя это далеко не простое дело. Вместе с тем семья и школа вместе с общественностью должны способствовать расширению и углублению нравственного влияния положительных нравственных источников. Раньше действовала широкая сеть внешкольных учреждений, в которых подростки занимались общественно-полезной деятельностью, расширяли и углубляли свои знания, умения, кругозор, получали дополнительное общее и профессиональное образование. Вот эти источники служили в качестве положительных для нравственного влияния. В настоящее время эти внешкольные учреждения не работают, а если и работают, то не на полную мощь. На фоне низкой нравственно-педагогической культуры родителей, низкого уровня нравственно-педагогического мастерства классных руководителей всё это способствует появлению у подростков отрицательных моральных качеств.
Средний уровень нравственно-педагогического мастерства классных руководителей и нравственно-педагогической культуры родителей в какой-то степени отвечает соответствующим научно-методическим требованиям, а также для осуществления связи семьи со школой он в достаточной мере допустим.
В результате проведённой опытно-экспериментальной работы мы добились того, чтобы значительная часть классных руководителей и при их помощи родители могли повысить уровень своей готовности по выполнению своих полномочий. В целом родители и классные руководители, находящиеся на данном уровне, осознают свой долг и обязанности по подготовке подростков к жизни. Однако, более плодотворная подготовка и переподготовка классных руководителей по выполнению своих функций требует внесения соответствующих корректировок в учебные планы, программы, другие учебно-методические пособия в условиях вуза. Разработка методики использования идей народной педагогики в сочетании с научной педагогикой, умелое сочетание процессуального и содержательного аспекта, разработка целей и задач, содержания и средств нравственного развития подростков в соответствии с современным требованием являются основными источниками и резервами усиления нравственной подготовки подростков к жизни. Требует пересмотра и формирование ученического коллектива с учётом современных требований. Отсутствие перечисленных научно-методических разработок значительно снизит эффективность работы классного руководителя.
Тем не менее нравственно-педагогическое мастерство определённой части классных руководителей и нравственно-педагогическая культура определённой части родителей соответствуют, как показали результаты нашей опытно-экспериментальной работы, нормам высокого уровня готовности.
Эти классные руководители и родители совместно с ученическими коллективами проводят определённую совместную плодотворную работу, которая способствует формированию у подростков общественного образа жизни. Именно на данном уровне связь семьи со шкодой переходит на грань взаимодействия и сотрудничества. Опыт работы этих категорий классных руководителей и родительских комитетов в настоящее время ещё недостаточно изучен. Особенно такая постановка работы наблюдается в новых типах школ и в некоторых общеобразовательных.
Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы и рекомендации:
• цель нравственного развития подростков заключается в формировании у них общественного образа жизни, положительных нравственных качеств. Общественный образ жизни — это такой стиль ведения жизнедеятельности, когда человек сознательно опирается на объединительные, а не разъединительные принципы во взаимоотношениях с другими людьми, с обществом в целом, когда взаимодействие и сотрудничество становятся нормой совместного функционирования семьи и школы. Только при общественном образе жизни человек осуществляет свою жизнедеятельность как общественное существо.
• выбор типа семьи с социально-экономической, а также педагогической точки зрения, является одной из главных проблем для супругов наряду с качеством семейного образа жизни, т. е. стиля жизнедеятельности, межличностных отношений в семье: эгоцентрический, альтруистический, эгоистический, коллективный. Каждый из перечисленных образов жизни способствует формированию либо отрицательных, либо положительных морально-нравственных качеств у подростков;
• при формировании положительных морально-нравственных качеств, целесообразно умело сочетать идеи этнопедагогики с положениями научной педагогики. В произведениях устного народного творчества, а также в лучших произведениях представителей таджикской классической литературы, обобщён многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, подготовки его к самостоятельной жизни, что требует научного переосмысления и творческого использования национального духовного наследия при непременном учёте реальных социально-экономических условий;
• умелая организация нравственного развития подростков зависит от чёткого осознания всеми сторонами — семьёй и школой, целей и задач, оптимального соблюдения принципов, а также творческого использования методов и форм нравственного управления родителями и учителями;
• классный руководитель как организатор связи и взаимодействия семьи и школы, в праве использовать разнообразные, наиболее оптимальные и эффективные формы и методы работы с родителями, уделяя при этом пристальное внимание пропаганде педагогических знаний. Организация оптимальной связи семьи и школы во многом зависит от нравственно-педагогического мастерства классного руководителя и нравственнопедагогической культуры родителей;
• использование разработанной в диссертации квалификационной модели может определить уровни готовности классных руководителей и родителей в осуществления плодотворной связи семьи и школы;
• в настоящее время используемые в школах формы и методы взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни подростков не соответствуют требованиям и качеству развития общества;
• необходимо разработать комплексные программы и проекты взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни подростков, которые отсутствуют в системе образования школьников;
• разработать и внедрить в практику методические рекомендации и пособия по повышению педагогических знаний и навыков классных руководителей, повышению нравственно—педагогической культуры родителей, а так же организовывать и проводить семинары и научно-практические конференции по проблемам взаимодействия школы и семьи, формированию общественного образа жизни подростков.
Дальнейшего специального исследования требует также определение роли и места художественной культуры, СМИ в нравственном воспитании подростков в современных социально-экономических условиях.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. -282с.
- Андреев А. А. Место искусства в познании мира. — М.: Политиздат, 1980.-255 с.
- Актуальные проблемы народной и современной педагогики. Сб. статей. Под общ. ред. Т. Ахлиллоева и И. Пулатова. Худжанд. 2000, ХГУ им. ак. Б. Гафурова- -66 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев.-М.: Педагогика, 1990.-608с.
- Азбука нравственного воспитания (Под ред. А. И. Каирова и О.С.Богдановой): Пособие для учителя. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1979.-318с.
- Айни С. Собрание сочинений. В 6-ти т., t.I.-M.: Худож.лит., 1971 .-510с.
- Антология таджикской поэзии. М.: Гослитиздат 1951.-608с.
- Арипов М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе, 1962, Часть 1.-162с.
- Асрори В. Зарбулмасал ба ба маколахои точики. Сталинобод, Точикгозиздат.-1956.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.-М.: Политиздат, 1977.-380с.
- Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1973.-152с.
- Бабанский Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. М.: Знание, 1972.-32с.
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе сподростками. М.: Знание, 1979.-32с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса воспитания. В кн.: Нравственное воспитание учащихся в процессе учебно-воспитательной работы. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции 24−28 октября 1978 г. — М., 1978, с. З-6.
- Балагушкин Е.Г. Социальная сущность семьи. М.: Знание, 1969.-48с.
- Богданова О.С., и др. Этические беседы с подростками: кн. «Для учителя» / О. С. Богданова О.Д. Калинина М. Б. Рубцова.- М.: Просвещение. 1987−192с.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников. Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1975.-55с.
- Богданова О.С., Катаева Д. Н. Шемщурина А.И. О нравственном воспитании подростков: (в помощь классным руководителям IV-VIII классов) М.: Просвещение, 1979. — III с.
- Байбородова JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие, Ярославль: ЯГПИ, 1991. III с.
- Байбородова JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 380 с.
- Бойматов С.З. Роль родителей в профориентационной работе/ Тезисы докладов конференции, посвящённой 10-летию независимости
- Республики Таджикистан. Худжанд: ХГУ, 2001.
- Бойматов С.З. Материалы международной научно—практической «конференции Модернизация учебного процесса в высшей школе», посвящённой 70-летию Худжандского Государственного Университета имени академика Б.Гафурова, Худжанд, 2002. 179−180 с.
- Болдырев Н.И. Ленинские принципы коммунистической морали -основа нравственного формирования личности строителя коммунизма М.: Знание, 1968. 48с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Педагогика, 1979, — 224 с,
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. -М.: Просвещение, 1978. 223 с.
- Болдырев Н.И. Классный руководитель 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1978. — 271 с.
- Барабашина Н.В. Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза./ Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ярославль: ЯГПУ, 1998.-15с.
- Боровикова Е.П. Педагогические условия социальной адаптации безработной сельской молодежи к рынку труда./ Автореф. дисс.канд.пед.наук. Ярославль: ЯГПУ, 1996.- 18 с.
- Боровский М.И. О критерии нравственности. Минск: Наука и техника, 1970.- 166 с.
- Брагинский И.С. Из истории таджикской поэзии.-М., 1955.-496с.
- Вестник Министерства Образования Республики Таджикистан -Душанбе, 1997 69 с.
- Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании. Под ред. А. Г. Хрипковой, A.M.Низовой, И. В. Гребенникова.- М.: Педагогика, 1978.- 176 с.
- Водзинский Д.И. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников. Автореф.дисс. на соиск. учён.степ.д-ра пед.наук.- М., 1970.- 52с.- В надзог.: НИИ общей педагогики АПН СССР.
- Вишневский А.Г. Число детей в зависимости от дохода родителей. В кн.: Сколько детей будет в советской семье. -М.: Статистика, 1977.- 104 с.
- Вопросы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся. Сб.науч.тр. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975, ч. 1, 137 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. AJI.Петровского.- М.: Просвещение, 1973. 288 с.
- Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л. К. Балявной. Составитель Т. В. Сорокина.- М.: Просвещение, 1980.-188 с.
- Вульфов Б.З., Семёнов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие.- М.: Знание, 1981.- 96с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1997, — 480 с,
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования,— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 385 с.
- Вопросы нравственного воспитания в трудах Н. К. Крупской.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 182 с.
- Гилинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П., Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) М.: Моск.гос. ун-т, им. М. В. Ломоносова, 1965. 248 с.
- Гносеологические проблемы формализации. Под. ред.45