Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма нормативно-информационного обеспечения системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако, несмотря на значительный интерес ученых, как в нашей стране, так и за рубежом, до настоящего времени не выработан единый подход к проблемам адаптации норм в системе менеджмента качества предприятий к отраслевым требованиям. Недостаточно исследован инструментарий результативности системы менеджмента качества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Теоретические аспекты формирования системы менеджмента качества на предприятиях в современных условиях
    • 1. 2. Планирование и организация разработки норм как элементы ориентированного управления
    • 1. 3. Комплексный подход к разработке системы норм с учетом требований системы менеджмента качеств
  • ГЛАВА 2. НОРМА КАК ДЕФИНИЦИАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ФИЛОСОФИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Методические положения внедрения норм в систему менеджмента качества предприятий
    • 2. 2. Адаптивный подход норм к требованиям системы менеджмента качества на предприятиях
    • 2. 3. Коэффициент использования оборудования как материальная компонента философии системы менеджмента качества
  • ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • 3. 1. Мониторинг норм как элемент управления системой менеджмента качества
    • 3. 2. Алгоритм корректировки норм на основе информационной базы в рамках системы менеджмента качества

Формирование механизма нормативно-информационного обеспечения системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов и практики формирования нормативно-информационного обеспечения на основе системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности. Данная научная задача приобретает в настоящее время большое практическое значение, где наиболее остро стоят вопросы внедрения нового оборудования и нормирования его использования. Выбор в качестве объекта исследования организационно-экономической системы управления предприятиями угледобывающей промышленности обусловлен тем, что вопросы совершенствования нормирования и планирования играют важную роль в повышении эффективности управления качественным использованием ресурсов. В настоящее время в Кузнецком угольном бассейне, в том числе в ОАО «УК «Южкузбассуголь» происходит интенсивное перевооружение предприятий на современную и высокопроизводительную технику, большая часть которой зарубежного производства. Высокая стоимость оборудования должна компенсироваться более высокой производительностью и надежностью. В связи с этим решение проблемы рационализации нормирования предприятий, а также их качественных характеристик и структуры играет важную роль в управлении развитием угледобывающей промышленности.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что решить эти проблемы возможно только на основе формирования и реализации нормативно-информационной системы, которая станет основой для системы менеджмента качества, базирующейся на использовании современных методов принятия управленческих решений во всех сферах деятельности предприятий. При этом система менеджмента качества должна основываться на системном и процессном подходе к установлению норм.

Действовавшая ранее система нормирования на угледобывающих предприятиях во многом сохранилась. В современных условиях на значительной части предприятий она слабо трансформировалась в соответствии с требованиями рыночной экономики, являясь формальным элементом системы управления. Поэтому необходима существенная модификация системы нормирования, а именно: требуется переосмысление роли и места норм в производственном менеджменте предприятий, усиление социальной их направленности, повышения уровня обоснованности на основе комплексного анализа и системно-ситуационного подхода. В этой связи целесообразным является совершенствование нормативно-информационного обеспечения согласно требованиям стандарта ISO.

Степень разработанности проблемы. Основополагающей идеей диссертационного исследования является необходимость разработки механизма нормативно-информационного обеспечения и адаптации норм к системе менеджмента качества, что позволит на его основе осуществлять постоянное совершенствование нормирования и повысить конкурентоспособность предприятий в целом. Анализируя, внедрение системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности было выявлено, что её построение не увязывается с вопросами информационного обеспечения управленческой деятельности предприятий, со стилем управления, с трудовыми отношениями, с организационной структурой предприятий, с управлением производственными процессами. Непонимание того, что концептуальной основой стандартов ISO является обеспечение всемерной управляемости всех процессов и ресурсов, а также их постоянное улучшение приводит к необходимости внедрения нормативно-информационной системы, которая станет основой процесса управления. В связи с вышеизложенным, автором были исследованы на различных уровнях научной абстракции проблемы менеджмента качества по различным направлениям.

При разработке проблем теории менеджмента качества большую роль сыграли различные концептуальные подходы отечественных и зарубежных специалистов, среди которых можно выделить работы В. Г. Версана, А. В. Гличева, Э. Н. Гончарова, В. Ю. Гуленкова, Э. Деминга, В. Ю. Ильенковой, К.

Исикавы, В. В. Ильина, Ю. Б. Кабакова, Т. Конти, В. А. Лапидуса, В.Ю. Огвоз-дина, В. Б. Соколова, Н. Томсон, И. И. Чайка.

Различные аспекты исследуемой проблемы, связанные с экономическими последствиями использования норм в хозяйственной деятельности предприятий и совершенствованием управления нормированием на разных уровнях народного хозяйства, рассматривались в научных трудах А. С. Астахова, В. Б. Бычина, И. В. Гейц, Б. М Генкина, В. М. Джуха, А. В. Жукова, С. В. Крюкова, Б. Я. Лисянского, Л. Л. Майзеля, В. Г. Наймушина. Разработки данных авторов являются прямым продолжением теоретических и практических исследований основателей научного управления и нормирования, к которым можно отнести А. К. Гастева, Ф. и Л. Гилбретова, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева, М. Сегура, Ф. У. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, Г. Эмерсона.

Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако, несмотря на значительный интерес ученых, как в нашей стране, так и за рубежом, до настоящего времени не выработан единый подход к проблемам адаптации норм в системе менеджмента качества предприятий к отраслевым требованиям. Недостаточно исследован инструментарий результативности системы менеджмента качества предприятия, что приводит к определённым сложностям измерения результативности норм в области реализации политики качества. Из вышесказанного следует, что реформирование системы нормирования в угледобывающей промышленности служит одним из резервов повышения эффективной деятельности предприятий, поскольку правильное установление норм создает благоприятные предпосылки для повышения качества принимаемых управленческих решений и улучшения планирования их работы, что определило выбор тематики, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в решении организационно-экономических проблем управления предприятием на основе разработанного механизма нормативно-информационного обеспечения, встроенного в систему менеджмента качества и практико-прикладной апробации данной системы на предприятиях угледобывающей промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— определить аспекты формирования системы менеджмента качества в современных условиях на предприятиях угледобывающей промышленности.

— провести исследование системы менеджмента качества применительно к предприятиям угледобывающей промышленности;

— разработать адаптивный подход к формированию системы норм согласно требованиям системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности;

— выявить возможности организации нормативно-информационного обеспечения в процессе производства согласно требованиям системы менеджмента качества;

— предложить варианты управления предприятием, используя постоянно обновляющуюся нормативно-информационную базу.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является процесс управления предприятием угледобывающей промышленности: организационно-экономический аспект.

Предметом исследования являются инструменты, методы, модели, механизмы системы менеджмента качества в обеспечении процесса организационно-экономического управления на предприятиях угледобывающей промышленности.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на том, что для обеспечения стабильной работы предприятий угледобывающей промышленности необходимо разработать механизм формирования нормативно-информационного обеспечения посредством адаптационного подхода к требованиям системы менеджмента качества. Разработанные теоретические положения и методические рекомендации позволят эффективно принимать решения по планированию добычи угля на предприятиях, адаптировать процесс нормирования к основным требованиям системы менеджмента качества. На базе информационной системы обеспечить контроль норм и выявить слабые стороны в работе предприятий.

Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические положения и требования, представленные в трудах зарубежных и отечественных специалистов в системе менеджмента качества, а также теоретические разработки ученых и специалистов в области нормирования.

Инструментарно-методический аппарат исследования. При решении поставленных задач использованы системный, ситуационный и процессный подходысравнительный и статистический анализметоды математической статистикиэкономико-математическое моделированиеметоды структурного и функционального анализаграфический анализ.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность данных, а также достоверность, надежность и обоснованность научных положений, выводов, предложений и рекомендаций являются материалы ЦНИЭИуголь, МГГУ, ОАО «УК «Южкузбассуголь», ВНИИгидроуголь и угольных объединений Кузбасса. А также данные органов государственной статистики, документы первичной отчетности предприятий угледобывающей промышленности, факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, отраслевые стандарты и рекомендации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Появление и широкое использование международных стандартов ISO системы менеджмента качества заставило переосмыслить многие привычные представления о деятельности предприятий в условиях конкуренции и глобализации рынков. Внедрение стандартов ISO направлено на повышение эффективности деятельности предприятий и получение сертификата качества. Различные элементы системы управления предприятиями могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества в единую, связующую унифицированную систему организационно-экономического управления, использующую общие элементы, что способствует планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценки эффективности. Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм. Главная задача угледобывающих предприятий должна базироваться на использовании нормативного подхода, как основы адаптации стандарта ISO, при этом, аспект управления качеством необходимо смещать в сторону реализации мер, гарантирующих стабильную работу горношахтного оборудования, снижение затрат на выпуск продукции и получение прибыли.

2. Построение системы качества — это1 комплекс мероприятий, позволяющий дополнить и в определенной степени заменить традиционные экономические и технико-технологические методы управления предприятием на принципы управления по качеству. Внедрение систем качества по стандартам ISO требуют, чтобы на предприятиях создавались адекватные организационные структуры, связи с чем специфика организационного структурирования системы менеджмента качества на угледобывающих предприятиях предполагает наличие фаз, позволяющих постепенно привести процессе управления предприятиями угледобывающей промышленности к установленным целямполучение прибыли, снижение себестоимости и удовлетворение потребностей потребителей.

3. Адаптивный подход к формированию системы норм в соответствии с требованиями системы менеджмента качества, предполагает изменение способа организации работы на предприятиях угледобывающей промышленности. Он требует технических и организационно продуманных подходов к решению экономических задач и должен учитывать принципы, с помощью которых возможно прогнозирование деятельности предприятий, экономических оценок и принятие управленческих решений.

4. Между нормированием и организацией производства существует постоянная связь, так как нормирование направлено на установление оптимальных затрат производства, их экономию и получение прибыли. В качестве такой взаимосвязи предложен механизм стандарта ISO. Для того чтобы результативно функционировать и управлять системой менеджмента качества, предприятия должны определять взаимосвязь между информационными, нормативными и производственными бизнес-процессами в области качества. Эффективное решение названных проблем на предприятиях угледобывающей промышленности осуществляется посредством сбора, обработки накопления, хранения, поиска и распространения информации, которая позволит доказать необходимость управления взаимосвязями этих трех составляющих и принимать правильные управленческие решения.

5. Внедрение нормативно-информационной системы на предприятиях угледобывающей промышленности позволит получать объективную информацию для установления норм в том случае, если она строится в рамках единой системы управления предприятием. Создание базы данных позволит собирать, накапливать, хранить и обрабатывать информацию, необходимую для системы менеджмента качества. Обоснованная система норм разрабатывается на основе использования инструментов и методов экономико-математического моделирования, что позволяет повторять расчеты через определенные промежутки времени. Нормирование позволит в условиях применения компьютерных технологий производить расчет норм, классифицировать их, определять еще до начала производства необходимые ресурсы, сравнивать их с предельно допустимыми затратами, изыскивать возможности снижения этих затрат и т. п.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке постоянно обновляющейся нормативно-информационной базы на основе системы менеджмента качества и обеспечении процесса организационно-экономического управления предприятиями угледобывающей промышленности.

1. Выявлены условия внедрения системы менеджмента качества применительно к организационно-экономическому управлению предприятием угледобывающей промышленности и обосновано использование нормативного подхода как основы адаптации стандарта ISO.

2. Обоснована необходимость создания адекватных организационных структур при внедрении системы менеджмента качества и разработаны идентификационные фазы элементов единой системы норм в процессе управления предприятием угледобывающей промышленности.

3. Разработан и апробирован адаптивный подход к системе норм на предприятиях и мероприятия реализации основных его принципов в рамках системы менеджмента качества. Доказано, что в функционировании системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности наибольшую значимость приобретают нормы используемого оборудования.

4. Определена взаимосвязь между информационной, нормативной и производственной составляющими бизнес-процессов предприятий угледобывающей промышленности в системе менеджмента качества. Это доказывает необходимость управления взаимосвязями этих трех составляющих на основе нормативно-информационной системы, что определяет ее место как первостепенное в системе организационно-экономического управления.

5. Разработан алгоритм и программное обеспечение корректировки норм на основе постоянно обновляющейся информационной базы данных согласно требованиям стандарта ISO и определены этапы перехода разработанной системы норм на новую нормативно-информационную платформу.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и предложения доведены до научно-практических рекомендаций по организации внедрения и совершенствования норм согласно требованиям системы менеджмента качества на ОАО «Шахта «Котин-ская» и ОАО «Шахта 12». Разработанные рекомендации способствуют обеспечению контроля производственного процесса и выявлению слабых звеньев технологических схем, а также могут стать основой для установления обоснованных норм на предприятиях угледобывающей промышленности.

Практическая реализация предложений по внедрению и совершенствованию управления нормами на предприятиях угледобывающей промышленности позволит рационально использовать оборудование для обеспечения получения качественной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей.

Апробация результатов исследования. Основные итоги научной разработки проблемы публиковались в сборниках научных трудов и обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Современные перспективные технологии разработки и использования минеральных ресурсов» (2001 — 2003гг.), «Уголь России — Майнинг» (2001г.) — «Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых» (2001 — 2003 г. г.), «Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и экономике» (2006 г.). А также, обсуждались на* заседании-кафедр «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности» Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ), «Экономики и управления» ПФ КузГТУ, где получили положительную оценку. По результатам выполненных исследований опубликовано 15 научных работ, отражающих общие положения диссертационного исследования, объемом 4.9 п.л., в. том числе авторских 3.52 п.л. и 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России объемом 0.57 п.л., в том числе авторских 0.45 п.л.

Соответствие диссертационной работы паспорту специальности.

Полученные научные результаты соответствуют паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиямиотраслями, комплексами (промышленность), в частности пункт 13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов».

Объектом особого внимания паспорта данной специальности является угледобывающая промышленность, в состав которой входят рассматриваемые в диссертационной работе предприятия.

Структура и объём диссертационной работы. Диссертационное исследование объемом 140 машинописных страниц состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, 6 таблиц и 29 рисунков, заключения, библиографического списка в составе 147 источников и четырех приложений.

Результаты исследования, а также анализ преобразования норм на предприятиях позволили выявить наиболее целесообразную последовательность действий и разработать алгоритм совершенствования норм. Для информационной поддержки управления производственными ресурсами необходимо разработать программу, обеспечивающую автоматическое нормирование и оперативную и наглядную информационную поддержку лицам, принимающим управленческие решения (см. рисунок 291).

Для того чтобы реализовать функции организационно-экономического управления, нужна система нормативно-информационных запросов. На основе их можно решать следующие задачи:

1) Технические задачи — задачи нормирования, уменьшения рутинных операций, повышения уровня автоматизации на самый высокий уровень, когда можно перейти к параллельному проектированию, то есть на уровне проектирования технологического процесса без участия человека идет нормирование трудозатрат.

2) Через систему информационных запросов можно получить потребность в оборудовании, рабочей силе и т. п.

3) Рассчитать основную норму и передать нормативную информацию в базу данных.

Начало.

БД.

Выбор технологической операции и его параметров.

1 / г.

Выбор параметров для заданной технологической операции.

Выбор значений для заданного параметра.

1 г.

Расчет возможных параметров для установления норм.

Выбор параметров с максимально возможным числом значений.

Выбор значений для найденного параметра.

Выбор значений коэффициентов для нахождения норм.

Применение найденных коэффициентов для установления норм.

Выбор рассчитанного значения (норма).

Конец.

Рисунок 29 — Схема расчета норм на технологические операции.

Расчет норм основан на реляционных запросах к базе данных. Нормативно-информационные запросы обоснованы на языке алгебры предикатов первого порядка.

Основной функцией алгоритма, на основе которой строятся остальные функции, является расчет норм на технологическую операцию. С помощью таких программных средств можно будет использовать в практике нормирования современные технологии организационного управления.

Эти технологии основаны на применении информационной модели нормирования. Данная модель охватывает не только СМК в области установления норм, но и стороны деятельности угледобывающего предприятия (объем добычи угля, снижение себестоимости и увеличение прибыли).

Наличие системы организационно-экономического управления на основе технологии нормирования дает предприятию следующие преимущества:

Во-первых, введение специальных регистров-классификаторов, объединенных в информационные модели, позволят точно идентифицировать и объективно оценивать качество системы управления нормами.

Во-вторых, полученные модели позволят создавать и поддерживать в рабочем состоянии документированные регламенты, оговаривающие порядок распределения функций и реализации процессов нормирования (документированные процедуры установления норм, предписанные стандартами ISO).

В-третьих, данные технологии позволят быстро отслеживать изменения в организации и регламентах деятельности нормирования, обеспечивая протекание его развития в контролируемых условиях.

Перевод разработанной системы норм в соответствии с менеджментом системы качества на новую нормативно-информационную основу осуществляется в три этапа:

1) работа начинается с создания организационно-функциональной модели, где фиксируются все виды норм (выходы нормирования), существующий набор функций и реализующая их организационная структура;

2) на основе модели организационно-функциональной структуры (которая отвечает на вопросы «что и кто делает?») осуществляется переход к модели взаимосвязанных операций, ориентированных на установление норм и управление организацией работ, что позволяет оперативно получать ответ на вопрос, «каким образом осуществляется эта деятельность?»;

3) заключительная стадия работы — генерация из модели нормативной документации, позволяющей регламентировать установленную деятельность предприятия, проводить регулярную оценку выполнения запланированных результатов, инициировать и проводить корректирующие и предупреждающие действия.

Созданная модель, после завершения её разработки, может предоставлять точную и полную картину организации деятельности предприятия, а также позволит более обоснованно принимать управленческие решения по установлению и изменению норм. Кроме того, наличие модели позволяет не просто зафиксировать регламенты деятельности в организационно-распорядительных документах, но и своевременно обновлять их с тем, чтобы постоянно приводить их в соответствие с постоянно меняющейся внешней и внутренней средой.

Следует отметить, что информационно-технологическая среда поддержки установления норм на основе требований системы менеджмента качества реализуется нормативно-информационной системой, построение которой опирается на программные средства, разработанные на предприятии. В базе данных этой программы отражается ход процессов установления норм и процессов анализа, а также классификации норм, влияющих на качестворезультаты операций по сбору, регистрации и обработке данных (т.е. записи и отчеты о качестве). Актуальной задачей на сегодняшний день является обеспечение системного управления всем объемом этих разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются в базе данных нормативно-информационной системы предприятия. По каждому из этих классов программ имеются специальные решения, но в случае их отсутствия, созданная база данных позволяет реализовать на основе настройки соответствующего алгоритма функции подобных систем, необходимые для поддержки норм в рамках СМК.

Нормативно-информационная система на предприятиях угледобывающей промышленности — это один из важнейших технологических факторов, способствующих реальному развитию концепции всеобщего управления качеством. Успешное внедрение нормативно-информационной системы приводит к положительным изменениям в деятельности предприятия и появлению новых возможностей, таких как:

— возможность учета выпуска продукции в планировании и финансовом анализе;

— способность предугадать и удовлетворить требования СМК, предъявляемые к нормированию;

— возможность адекватно оценить масштабы и сложность внедрения новых норм;

— способность своевременно реагировать на изменение внутренней среды;

— поддержка наращивания капитала и развития трудовых ресурсов;

— оперативная реакция на изменяющиеся условия рынка.

Адаптация разработки норм к системе менеджмента качества дает возможность быстро реагировать на изменение внутренней среды предприятия, а с помощью информационных технологий работать не только с количественной, но и с качественной информацией.

Вывод по главе 3:

Место норм в системе менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности при решении их внутренних задач должно иметь экономическую оптимизационную основу. С помощью норм регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль над уровнем затрат на производство и сбыту продукции, повышается мотивация персонала.

Эффективность использования норм на предприятиях характеризует полезный результат использования нормативно-информационной системы. Задача формирования этой системы в рамках системы менеджмента качества состоит в нахождении адекватного отображения установления норм по различным причинам в структуре информационной вычислительной системы менеджмента качества.

Особенностью информации, обрабатываемой в рамках СМК, является ее разнородность. Некоторые типы информации существуют в виде документов (нормативные документы, правила и процедуры, должностные инструкции). Некоторые типы информации существуют в виде данных, хранящихся в информационных системах предприятия (данные о продукции, о потребителях, о материалах). Для эффективного организационно-экономического управления этой информацией следует применять соответствующие технологии её обработки.

Нормирование позволит в условиях применения информационных технологий производить расчет норм времени, численности, использования оборудования, и норм трудаучитывать простои оборудования и классифицировать ихопределять еще до начала производства необходимые ресурсысравнивать их с предельно допустимыми затратами и изыскивать возможности их снижения.

Информационно-технологическая среда поддержки установления норм на основе требований системы менеджмента качества реализуется нормативно-информационной системой, построение которой опирается на программные средства, разработанные на предприятиях угледобывающей промышленности. В базе данных этой программы отражается сам ход процессов установления, анализа и классификации норм, влияющих на качество — результаты операций по сбору, регистрации и обработке данных.

В этих условиях необходимо проведение инновационной политики, направленной на создание гибких организационных структур, применение комплексных мотивационных систем, формирование корпоративной культуры по привлечению персонала к участию в работах по анализу и контролю выполняемых работ по учету простоев оборудования.

Внедрение нормативно-информационной системы на предприятиях угледобывающей промышленности даст возможность эффективно использовать оборудования, увеличивать объем выпускаемой продукции и получать дополнительную прибыль, а также улучшит условия труда и повысит степень безопасности ведения производственных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация является законченной научной квалификационной работой по формированию механизма нормативно-информационного обеспечения на основе системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей промышленности. В работе предложен метод оценки степени влияния процесса нормирования на достижение относительного соответствия качества, определен механизм управления нормированием на основе применения элементов нормативно-информационной системы в границах системы менеджмента качества на предприятиях угледобывающей отрасли.

Основные научные результаты, выводы и рекомендации заключаются в следующем.

1. Для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности предприятиям угледобывающей отрасли необходимо внедрение Систем менеджмента качества (СМК), которое будет способствовать повышению эффективности организационно-экономического управления. Появление и широкое использование международных стандартов системы менеджмента качества ISO заставило переосмыслить многие привычные представления о способах жизни и работы предприятий в условиях конкуренции и глобализации мирового рынка. Главная стратегическая задача предприятий должна базироваться на системном подходепри этом, основной аспект управления качеством необходимо смещать в сторону реализации мер, гарантирующих стабильную работу предприятий при снижении затрат на выпуск продукции и получении прибыли. Этот принцип реализован в концепции стандартов ISO.

2. Создание на предприятии системы качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должно рассматриваться как задача изменения технологий организационно-экономического управления предприятием. Сама же система качества должна рассматриваться как часть системы управления предприятием, а стандарты ISO — как стандарты из группы взаимосвязанных и взаимообусловленных стандартов на технологии управления. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества в единую связующую унифицированную систему управления. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности.

3. В рыночных условиях необходимо не просто совершенствовать прежние инструменты нормирования, а качественно изменить их организацию, отвечающую новым экономическим условиям (международным стандартам) и ориентированную на перспективу. Нормирование должно развиваться по следующим направлениям: индивидуализация норм, нормирование интенсивности труда и использования оборудования, степени использования рабочего времениучет организационно-экономических предпосылок, повышение качеств норм. Создание системы нормативно-информационного обеспечения, повышения эффективности производства, как показывает практика, во-первых, способствует снижению трудоемкости работ, во-вторых, повышению качества их организации, планирования и стимулирования, и в-третьих изысканию внутрипроизводственных резервов.

4. Предприятия угледобывающей промышленности должны четко определить процессы, необходимые для планирования, нормирования, СМК и внедрить их в организацию производства. Поэтому при формировании процессов планирования, нормирования, распределения ресурсов, снижения затрат на предприятиях необходимо ориентироваться на наиболее прогрессивные методы управления, отражающие специфику производства и основанные на передовом отечественном и зарубежном опыте.

5. Для определения деятельности предприятия существует два подхода. Они обусловлены тем, что при помощи внедрения нормативного управления предприятие может решить проблему планирования или реализовать цель увеличения производства продукции. Принцип выделения процессов под цели предприятия предусматривает, что они определяют виды деятельности, которые вносят наиболее существенный вклад в достижение намеченных планов, а именно: увеличение объемов производства за счет качественного планирования и внедрения норм.

6. Потребность предприятий в повышении качества, производительности и прибыльности требует осуществления ими кардинальных организационных изменений, касающихся деятельности предприятий во всех сферах производства. Этот факт нашел свое отражение в концепции пересмотра подхода к установлению норм на предприятиях в границах СМК. Эти нормы направлены на разработку, внедрение и улучшение результативности и эффективности системы управления качеством с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их взаимных требований.

7. В связи с этим в диссертационной работе предложено сформировать нормативно-информационную базу для хранения, анализа и использования необходимых показателей.

8. Анализ состояния нормативно-информационной базы для планирования в угледобывающей промышленности показывает, что актуальной задачей, требующей немедленного решения, является совершенствование нормативной базы в границах СМК, это значительно позволит повысить мощность и производительность труда оборудования. На сегодняшний день нормативное обеспечение планирования использования оборудования на предприятиях практически отсутствует, и, как правило, планирование ведется от достигнутого уровня. Из существующих методов расчета норм в отрасли наиболее эффективным является комбинированный метод, позволяющий производить многоступенчатые расчеты и учитывать нестабильные нормообразующие факторы.

9. Нормирование — это составная часть (и одна из функций) управления производством, определяющая необходимые затраты времени на выполнение работ на предприятиях и устанавливающая на этой основе нормы использования ресурсов. Для того, чтобы результативно функционировать и управлять СМК, предприятие должно определить взаимосвязь между информационными, нормативными и производственными бизнес-процессами в области качества. Имея структурированную информацию в СМК и используя современные информационные системы, можно создавать любые виды документов. В том числе, и документы по нормированию, требуемые в рамках стандартов.

10. Внедрение на предприятиях нормативно-информационной системы позволит получать объективную информацию для установления норм в том случае, если она строится в рамках единой системы управления предприятием. Нормативно-информационная база позволит спланировать реорганизацию существующих способов выполнения процессов нормирования. Кроме того, она позволит поставить и решить задачи разработки специфических норм в рамках внедряемой информационной системы.

11. Для поддержания нормативно-информационного обеспечения в актуальном состоянии необходимо, чтобы все задачи изменения способов выполнения процессов на предприятии решались с помощью определенной программы. Данные программы должны быть предназначены для повышения эффективности процессов обновления и совершенствования норм разработанной СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO, а также для решения общих задач повышения качества организационно-экономического управления предприятием. Концепция информационной поддержки менеджмента качества в нормировании исходит из того, что модель управления, заложенная в стандарты ISO, может быть реализована программными средствами Информационной Системы (ИС).

12. С помощью программных средств возможно использование современных технологий организационного управления в практике нормирования. Данная модель охватывает не только СМК в области установления норм, но и все стороны деятельности предприятия, как: объем производста, снижение себестоимости и увеличение прибыли.

13. В соответствии с тем, что существенно снизились требования к качеству норм, в этих условиях назрела необходимость внесения определенных коррективов в формирование нормативных материалов по вопросам организации стимулирования труда. Предприятия угледобывающей промышленности в настоящее время остро нуждаются в методическом обеспечении создания нормативно-информационной базы. Это в первую очередь относится к нормативам, которые могут являться основой для стимулирования развития производства. Поэтому поиск новых методических и практических решений, объективно отражающих тенденции и явления в организации стимулирования повышения эффективности производства связаны с внедрением системы менеджмента качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9000−2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 Системы менеджмента качества. Требования.
  3. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
  4. , В.В. Экономика и социология труда / В. В. Адамчук, О.В.
  5. , М.Е. Сорокина // М.: ЮНИТИ, 2000, — 407с.
  6. , А.Ф. Нормативный метод учета в промышленности / А. Ф. Аксененко // М.: Финансы и статистика, 1993. — 232 с.
  7. , Т.Е. Оценка производственного потенциала угольной промышленности Украины / Т. Е. Ализаев, Г. И. Турчанин // Донецк.: жур. «Уголь Украины» 2002. № 2−3 с. 6−9.
  8. , Г. И. Основы управление предприятия: Современные тенденции и управлении / Г. И. Андреев, В. А. Тихомиров //. М.: Финансы и статистика, 2005. — 400с.
  9. Антология русского качества // под редакцией Бойцова Б. В., Кряне-ваЮ.В. Москва, 2000.
  10. , В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели / В. И. Арнольд // М.: МЦНМО, 2004. — 32с.
  11. Ю.Аронов И. 3. Современные методы менеджмента качества и фордизм / Аронов И. 3. // Стандарты и качество. 2005. — № 12. — с. 74−78.
  12. Н.Аронов И. З., Версан В.Г.О моделях систем управления // Стандарты и качество. 2003. — № 2. — с.56−58.
  13. , А.С., Онуфриев Л. Н. Фондоотдача в горнодобывающей промышленности / А. С. Астахов, Л. Н. Онуфриева // -М: Недра, 1993. 232 с.
  14. Астахов,. А. С, Краснянский Г. Л. Экономика и менеджмент горного производства. /. А. С Астахов, Г. Л. Краснянский // М.: «Издательство Академии горных наук», 2001. — 365 с.
  15. Аудиты по ИСО 9001:2000 // ИСО 9000+ ИСО 14 000+ / Приложение к журналу Стандарты и качество. 2005. № I.e. 5.
  16. Э.А. Планирование на предприятии Мн.: Выш.шк., 2001. — 150с.
  17. М.И. Анализ хозяйственной деятельности/ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет //- М.: Финансы и статистика, 2001. 287 с.
  18. , М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет / М.: Финансы и статистика, 2000. — 287 с.
  19. , О.В. Экономика организации (предприятия) / О.В. Бас-напова // М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К0», 2004. — 272с.
  20. , Е.В. Математические методы моделирования экономических систем / Е. В. Бережная, В. И. Бережной // М.: Финансы и статистика, 2003, — 368с.
  21. А. Н. О необходимости системы качества по ИСО 9000: 2000 на литейных предприятиях / А. Н. Болдин, А. С. Смирнов // Аспирант и соискатель. 2006. — N 4. — с. 241−243.
  22. , А.С. Экономика / А. С. Булатов // М.: Юристъ, 2003.
  23. , А.В. Моделирование экономических процессов и систем / А. В. Бурков, C.JI. Миньков, В. М. Ушаков // Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. — 167с.
  24. , М.А. Производственный менеджмент на горном предприятии / М. А. Бурштейн // М.: Издательство МГГУ, 2000. — 204с.
  25. Бухалков, М. И Внутрифирменное планирование / М. И. Бухалков // -М.: Инфра -М, 2000.
  26. , В.Б. Нормирование труда / В. Б. Бычин, С. В. Малинин // М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320с.
  27. , В.Б. Организация и нормирование труда / В. Б. Бычин, С. В. Малинин, Е. В. Шубенкова // М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 464с.
  28. , Л.Н. Проблемы совершенствования системы управления производственным потенциалом предприятий угольной отрасли Украины / Л. Н. Василишина // Донецк.: жур. «Уголь Украины» 2001. № 2 с. 2325
  29. В. Г. Стандартизация и сертификация в области менеджмента качества: обсуждаем новый вектор / В. Г. Версан // Сертификация. 2006. -№ 2.-с. 14−17.
  30. В.Г. Высшее руководство предприятий и стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: суть конфликта и его последствия // Сертификация. 2005. № 1.-е. 2−5.
  31. Версан В. Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. 2001. 12. с. 56−61.
  32. А. В. Информационно-аналитические комплексы поддержки процессов разработки управленческих решений и их использование в обосновании управляющих альтернатив / А. В. Виногоров // Стандарты и качество. 2007. — № 1. — с. 101.
  33. М.А. Бизнес-логика бюджетного управления угледобывающим предприятием на современном этапе / М. А. Вирула, О. В. Товстуха, Е. В. Бобрикова // Сб. науч. трудов ГУ КузГТУ. Кемерово, 2003. — 133с
  34. М.А. Конкуренция и конкурентоспособность угледобывающих предприятий / М. А. Вирула // М.: Издательство Московчкого государственного горного университета, 2002. — 124с.
  35. , Л.П. Экономика труда /Л.П. Владимиров// М.: Дашков и К0, 2000. 220с.
  36. , Л.П. Экономика труда / Л. П. Владимирова // М.: Издательский Дом «Дашкова и К0″, 2002. — 300с.
  37. , И.К. Исследование операций / И. К. Волков, Е. А. Загоруйко // М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 436с.
  38. Временные методические указания по разработке нормативов и норм производительности оборудования и для определения потребности в оборудовании. -М.: НИИПиН, 1984. 111 с 1993. — 232 с.
  39. В. И. Менеджмент качества в малых организациях / В. И. Га-леев, В. В. Устинов // Стандарты и качество. 2007. — № 3. — с. 68−70.
  40. , Ж.К. Экономика предприятия. Общий курс с примерами из горной промышленности / Ж. К. Галиев // М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2001. — 304с.
  41. Е. Б. Ключ к разрешению противоречий единая система менеджмента предприятия на основе качества / Е. Б. Гаффорова // Стандарты и качество. — 2006. — № 10. — с. 74−77.
  42. Гейц, И В. Нормирование и регламент (режимы) рабочего времени / И. В. Гейц // М.: Дело и Сервис, 2002.- 176с
  43. , И.В. Рабочее время, как основа нормирования труда: Практическое пособие / И. В. Гейц // М.: Издательство: Дис, 2003
  44. , Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях / Б. М. Генкин // М.: Норма, 2004. — 432с.
  45. , Б.М. Экономика и социология труда/ Б. М. Генкин // М.: Норма-инфра-М, 2000. 412 с.
  46. , Б.В. Мониторинг технического состояния шахтных вентиляторов главного проветривания по параметрам технических колебаний / Б. В. Герике // жур. „Уголь“, 2002, № 12
  47. , Л.Я. Техническое обслуживание и ремонт подземного оборудования / Л. Я. Гимельшейн // М.: Недра, 1984. — 221 с.
  48. П. А. Отдел маркетинга должен стать лидером в СМК / П. А. Гнатенко, В. А. Копнов // Стандарты и качество. 2006. — № 5. — с. 32−36.
  49. П. А. Практические аспекты планирования качества / П. А. Гнатенко, В. А. Копнов, Ф. П. Зотов // Методы менеджмента качества. 2006. — № 6. — с. 22−27.
  50. Э. Н. Снова об эффективности СМК / Э. Н. Гончаров // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — с. 62−65
  51. Гончаров Э. Н Улучшение административных процессов: измерение результативности / Э. Гончаров // Стандарты и качество. 2006. — № 3. — с. 8891.
  52. Э.Н. Как это делаем мы. // Стандарты и качество. 2005. № 2. с. 78, 79.
  53. , В.А. Планирование на предприятии / В. А. Горемыкин //- М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 2003. 520с.
  54. О. А. Создание систем менеджмента качества в организации: моногр. / О. А. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение-1, 2002. — 125 с.
  55. , В.Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 718с.
  56. А. В. Система терминов для системы менеджмента качества / А. В. Гугелев // Стандарты и качество. 2005. — № 8. — с. 70−73.
  57. В. Ю Новое это хорошо забытое старое / В. Ю. Гуленков // Стандарты и качество. — 2007. — № 1.-е. 74−75.
  58. В. Ю. Аудит системы менеджмента качества должен быть системным / В. Ю. Гуленков, С. С. Шаталина // Стандарты и качество. 2006.- № 7. с. 78−82.
  59. В. Ю. Аудит системы менеджмента качества должен быть системным / В. Ю. Гуленков, С. С. Шаталина // Стандарты и качество. 2006.- № 8. с. 60−63.
  60. С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях: Пер. с англ. / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб.: Виктория плюс, 2002. — 256 с
  61. , В.М. Системный анализ в управлении / В. М. Добкин // — М.: Химия, 1984.-224 с.
  62. , Ф.И. Механизм управления мощностью угольного предприятия в условиях рынка / Ф. И. Евдокимов, М. П. Зборщик, А. А. Кравцов // Донецк.: жур. „Уголь Украины“, 2000. № 11 с 14−15.
  63. JI. Причины неэффективности систем менеджмента качества / JI. Егорова // Стандарты и качество. 2006. — № 12.-е. 54−59.
  64. И. Н. Система менеджмента качества корпорации / И. Н. Животкевич // Сертификация. 2006. — № 3. — с. 18−21.
  65. , В.В. Экономика предприятия /В.В. Жиделева, Ю.Н. Кап-тейн // М.: ИНФРА-М. 2005. — 133с.
  66. , А.В. Разработка методов технико-экономической диагностики и оценки эффективности производственных мощностей угледобывающих предприятий / А. В. Жуков, В. Ф. Морозов, В. Ф. Шаповалов // 1 том „Во-логдинские чтения“ 2000. Чтение 48.
  67. , Н. JI. Экономика промышленного предприятия / H.JI. Зайцев // М.: Ифра-М, 2000.
  68. , О.О. Математические методы в экономике / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных // М.: Издательство „Дело и Сервис“, 2001.-368с.
  69. , О.О. Экономические методы в макроэкономическом анализе / О. О. Замков // М.: ГУВШЭ, 2001. — 122с.
  70. В. В. Анализ результатов самооценки организации по критериям СМК / В. В. Ильин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 9. — с. 46−48.
  71. В. В. СМК и человеческий фактор / В. В. Ильин // Методы менеджмента качества. 2006. — № 3. — с. 24−26.
  72. ИСО помогает малому и среднему бизнесу // Стандарты и качество. 2006. — № 8.
  73. Ю. Б. Построение системы менеджмента организации / Ю. Б. Кабаков // Стандарты и качество. 2006. — № 4. — с. 70−75.
  74. Т. П. Системы управления качеством: по стандарту ИСО 9001 или по предприятию? / Т. П. Калита // Стандарты и качество. 2006. — № 2. — с. 70−72.
  75. Карпей, Т. В Экономика, организация и планирование промышленного производства / Т. В. Карпей, JI.C. Лазученкова // Мн.: „Дизайн ПРО“, 2001.
  76. С. В. Формирование отклонений показателей качества при создании продукции / С. В. Касьянов, Д. Т. Сафаров // Методы менеджмента качества. 2007. — № 2. — с. 30−36.
  77. , С.Л. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение устойчивого эколого-экономического развития угольной промышленности / С. Л. Климов // М.: Жур. „Уголь“, 2000. № 5
  78. С.Х. Машины и оборудование для шахт и рудников: Справочник / С. Х. Клорикьян, В. В. Старичнев, М. А. Сребный и др. // М.: Издательство Московского государственного университета, 2002. -471с.
  79. , Г. Я Организация производства / Г .Я. Кожекин, Л. М. Синица // Мн.: ИП „Экоперспектива“, 2000.
  80. В.А. Математическая экономика / В. А. Колемаев // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 399с.
  81. И. Ю. Бенчмаркинг в сфере управления человеческими ресурсами / И. Ю. Колесникова // Стандарты и качество. 2006. — № 3. — с. 7879.
  82. В. А. Методика количественной оценки результативности функционирования системы менеджмента качества / В. А. Кондриков, И. В. Плотникова // Цветные металлы. 2006. — № 12. — с. 80−82.
  83. , П.В. Математические методы исследования операций в экономике / П. В. Конюховский // СПб.: Питер, 2002. — 208с.
  84. , П.В. Математические методы исследования операций/П.В. Конюховский // СПб.: Питер, 2001. — 192с.
  85. Дж. Т. Человеческий капитал скрытый двигатель качества / Костман Дж. Т., В. А. Шиеман // Стандарты и качество. — 2006. — № 1.-е. 86−89.
  86. Н. Н. СМК это не бумаги, а люди / Н. Н. Кухарчик, Н. Н. Патраков // Стандарты и качество. — 2006. — № 11.-е. 32−33.
  87. А. С. Система менеджмента качества / А. С. Лукашин // Грузовик &. 2007. — № 4. — с. 53−54.
  88. , В.И. Математическое моделирование в экономике / В. И. Мажукин, О. Н. Королева // М.: Флинта: Московский гуманитарный университет, 2004. — 232с.
  89. Л.Л. Анализ движения и планирования выбытия основных фондов угольных шахт / Л. Л. Майзель, Т. Т. Мукашев // М., изд. ЦНИЭИуголь, 1989.-167с.
  90. , Л.Л. Нормативное планирование в угольной промышленности / Л. Л. Майзель, Б. Я. Лисянский //- М.: Недра, 1987. 287 с.
  91. , Л.Л. Экономико-математические методы комплексного анализа основных показателей работы угольных шахт / Л. Л. Майзель, Н. В Ушакова // М.: ЦНИЭИуголь, 1989 — 126с.
  92. Методика планирования показателей экономической эффективности мероприятий по внедрению новой техники. М.: ЦНИЭИуголь, 1992.-74 с.
  93. Методические положения по совершенствованию системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования экономического и социального развития угольной промышленности. М.: ЦНИЭИуголь, 1992. 58 с.
  94. С. Дальневосточное качество / С. Мешкова // Стандарты и качество. 2006. — № 1.-е. 22−24.
  95. , JI.JI. Организация и технология отрасли / JI.JI. Мешкова, И. И. Белоусов, Н. М. Фролов // Тамбов.: Из-во Тамбовский государственный технический университет, 2002. — 168с.
  96. , Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькина // М.: Юнити, 2000.
  97. Н. Внедряем систему менеджмента качества / Н. Мосолова //Хлебопродукты. 2007. — № 3. — с. 14−15.
  98. Я.В. Экономика горной промышленности / Я. В. Моссаковский // М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004. — 525с.
  99. Л. А. О необходимости определения стратегии и политики внедрения стандартов ИСО / JI. А. Набит // Стандарты и качество. 2006. -№ 4. — с. 84−85.
  100. , Н.И. Сетевое планирование и управление производством / Н. И. Новицкий // М.: „Новое знание“, 2004.
  101. , Л.И. Математическая статистика с элементами теории вероятности / Л. И. Новорожкина, З. А. Морозова // М.: ИКЦ „МарТ“, Ростов — н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2005. — 608с.
  102. В. Ю. Модель качества / В. Ю. Огвоздин // Стандарты и качество. 2006. — № 1. — с. 78−79.
  103. Ю.Г. Использование SPSS в экономике труда: Учебное пособие / Ю. Г. Одегов, М. Н. Кулапов, Л. А. Попов // М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. 4 с
  104. , Ю.М. Экономика труда / Ю. М. Остапенко // М.: ИНФРА-М, 2003, — 268с.
  105. Е. Сделать СМК еще более эффективной / Е. Пенкин // > Стандарты и качество. 2006. — № 5. — с. 82−83.
  106. Н. П. ИСО 9000 помощник руководителя / Н. П. Плетнева // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 4. — с. 87−90.
  107. Погосян, Г. Р Практикум по экономике, организации и нормированию труда / Г. Р. Погосян, Л. И. Жуков, В. В. Горшков // — М.: Экономика, 2001 192с.
  108. , В.М. Бизнес-планирование / В. М. Попова, С. И. Ляпунова // М.: Финансы и статистика, 2002.
  109. К. М. Система менеджмента качества : заблуждения и ошибки / К. М. Рахлин // Методы менеджмента качества. 2005. — № 12. — с. 19−20.
  110. , А.В. Горношахтное оборудование для добычи угля подземным способом / А. В. Ремезов, П. В. Егоров, А. И. Жаров и др. // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 292с.
  111. , В.В. Математические модели принятия решений в экономике / В. В. Розен // М,' Книжный дом „Университет“, Высшая школа, 2002. -288с.
  112. О. М. Оценка соответствия в системах менеджмента качества / О. М. Розенталь // Стандарты и качество. 2006. — № 8. — с. 68−70.
  113. М. Не просто элемент управления СМК, а способ управления развитием компании / М. Розно // Стандарты и качество. 2007. — № 1.-е. 61.
  114. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности /Г.В' Савицкая//. -Минск: ООО „Новое знание“ 2001. — 688с.
  115. , Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая // М.: Инфра-М, 2003 — 399с.
  116. Т. Современные подходы к категории „качество“ в менеджменте / Т. Салимова, Н. Ватолкина // Проблемы теории и практики управления. 2006. — № 2. — с. 17−23.
  117. Система менеджмента качества Инженерной компании ООО „Прософт-Системы“ соответствует требованиям ISO 9001: 2000 // Современные технологии автоматизации. 2006. — № 1.-е. 107.
  118. , Ю.В. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент) / Ю. В. Скворцова, JI.A. Некрасова // М.: Высшая школа, 2003
  119. В. Б. Система менеджмента качества : лидерство руководителя / В. Б. Соколов // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — с. 98−100.
  120. , А.С. Математика в экономике / А. С. Солодовников, В. Н. Бабайзев, А. В. Браилов, И. Г. Шандра // М.: Финансы и статистика, 2000. 376с.
  121. В.Н. Системы качества. Санкт-Петербург, 2000.
  122. А. В. О терминологии и процессном подходе / А. В. Степанов // Стандарты и качество. 2007. — № 1.-е. 84−88.
  123. О. Процессно-ориентированное управление на промышленном предприятии / О. Столяров, С. Курынцев // Стандарты и качество. 2006. — № 12.-е. 67.
  124. Судов Е.В. CALS идеология и технология // Сборник трудов V мелсдународной конференции „Продукция и технологии: продвижение на рынок“. Москва, 2000.
  125. Н. В. Управлять качеством системно / Н. В. Тихомирова, А. Г. Гриценко, А. А. Зайцев // Стандарты и качество. 2005. — № 9. — с. 82−84.
  126. В. Д. Практика применения и перспективы развития систем менедлсмента качества на машиностроительных предприятиях / В. Д. Токарев, А. С. Антошин, В. С. Егоров // Сертификация. 2006. — № 1.-е. 19−22.
  127. Н. „20 ключей“ успеха в бизнесе / Н. Томсон // Стандарты и качество. 2006. — № 2. — с. 50−53.
  128. Н. Системы менеджмента качества в России. Открытые системы? / Н. Томсон // Стандарты и качество. 2006. — № 11.-е. 10−12.
  129. Г. С. Экономическая оценка стратегического развития угледобывающих предприятий Кузбасса / Г. С. Трушина // Сб. науч. трудов ГУ КузГТУ. Кемерово, 2003. — 133с
  130. , Г. С. Финансовый анализ и диагностика экономического потенциала хозяйствующего субъекта (на примере угледобывающих предприятий) / Г. С. Трушина, Я. В. Присташ // Кемерово: КузГТУ, 2002. — 121с.
  131. , Г. С. Экономическая оценка потенциала угледобывающего предприятия / Г. С. Трушина, Я. В. Присташ // Кемерово: ГУ КузГТУ, 2003.- 133с.
  132. М. Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью СМК / М. Ульянов // Стандарты и качество. 2006. — № 12. — с. 4853.
  133. В.К. Прогнозирование потребности в оборудовании / В. К. Фальцман //- М.: Экономика, 1995. 246 с.
  134. , Р.А. Организация производства / Р. А. Фатхутдинов //М.: „Интра-М“, 2001.
  135. Е. И. Как сократить объем документации СМК / Е. И. Филатов // Стандарты и качество. 2007. — № 1.-е. 68−73.
  136. , А.А. Прогнозирование производительности труда: Методы и модели / А. А. Френкель // —М.: Экономика, 1994. 214с.
  137. Р. Ш. Экономическая эффективность эксплуатации сложных угольных месторождений./ Р.Ш. Хаджиев// М.: Недра, 1993
  138. Хан, Д Планирование и контроль: концепция контроллинга / Д. Хан, К Пи // М.: Финансы и статистика, 2000.
  139. , В.В. Внутрифирменное планирование / В. В. Царев // -СПб.: Питер, 2002. 496с.
  140. И. И. Стандарты ИСО 9000 будут пересматриваться. Концепция версии 2008 года / И. И. Чайка // Сертификация. 2006. — № 1.-е. 1216.
  141. И. И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? / И. И. Чайка // Стандарты и качество. 2006. — № 3. — с. 64−69.
  142. , Р.Б. Производственный и операционный менеджмент / Р. Б. Чейз, Н.Дж. Эквалайн, Р. Ф. Якобе // М.: „Вильяме“, 2001.
  143. А. П. Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества : перспективы развития / А. П. Шалаев // Стандарты и качество. -2006. № 5. — с. 62−64.
  144. С. А. Документационное обеспечение системы менеджмента качества / С. А. Шенкман // Методы менеджмента качества. -2006.-№ 5.-с. 18−24.
  145. А. Шлагбаумы для СМК / А. Шестаков // Стандарты и качество. 2006. — № 7. — с. 70−73.
  146. О. Н. Стандарты серии ISO 9000: 2000 и управление трудовыми ресурсами предприятия / О. Н. Шинкоренко // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — № 4. — с. 123−128.
  147. , П.Э. Экономика труда / П. Э. Шлендер, Ю. П. Кокин // -М.: Юристъ, 2002. 592с.
  148. А. 3. Система менеджмента качества основа менеджмента предприятия / А. 3. Ястребов // Стандарты и качество. — 2007. — № 2. — с. 112.
  149. Сведения о потерях добыч» угля на шахтах ОАО УК «Южкузбассуголь» от простоев горношахтного оборудования
Заполнить форму текущей работой