Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Смена модели экономического роста в Японии во второй половине 1980-х-1990-е гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины 1980;x-l990-е гг. Этот период представляет интерес с точки зрения перехода развитых стран к интенсивной модели экономики, который был обусловлен НТП и его современным этапом — информационной революцией, хотя следует отметить, что данный процесс начался в Японии еще в середине 1970;х гг., а в США и того ранее — в 1960;х гг… Читать ещё >

Содержание

  • Введете
  • Глава 1. Переход японской экономики от индустриальной к постиндустриальной модели
    • 1. Прежняя экономическая модель и причины отказа от нее
    • 2. Влияние информационной революции
    • 3. Глобализация как составная часть постиндустриальной модели
  • Глава 2. Особенности модели развития японской экономики во второй половине 1980-х и в 1990-е годы
    • 1. Этапы становления и развития неолиберальной модели экономики в Японии
    • 2. Причины негативных сдвигов в экономической динамике и основные диспропорции системы воспроизводства в стране во второй половине 1980-х-1990-е годы
  • Глава 3. Социальные аспекты смены модели экономического роста
    • 1. Изменения на рынке труда (сдвиги в системе найма, оплаты труда и в структуре занятости)
    • 2. Развитие экологической ситуации в Японии во второй половине 1980-х — 1990-е годы
  • Глава 4. Перспективы развития японской экономики
    • 1. Структурная реформа (причины реализации и дальнейшие пути развития)

Смена модели экономического роста в Японии во второй половине 1980-х-1990-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине 1980;х и на протяжении 1990;х гг. в экономике Японии произошли серьезные изменения. Если еще в 1980;х гг. многие специалисты полагали, что XXI в. станет «веком Японии», то 1990;е гг. характеризуются как «потерянное десятилетие», и о событиях этих лет говорят как о своего рода «вторичном» поражении Японии после второй мировой войны. Эти изменения поставили много вопросов как о судьбе японской экономики в целом, так и о месте, которое она будет занимать в мировой экономике в будущем.

События, которые развернулись в указанный период, своими корнями уходят в 1960;е-1970;е гг., когда японская экономика продемонстрировала беспрецедентный рост. На этом этапе сформировались многие специфические черты, присущие японской экономической модели. Ее реализация помогла Японии создать вторую по мощи экономику в мире и вывела страну в число мировых лидеров. Значимой особенностью японской экономики того периода, несомненно, явилась высокая степень государственного регулирования, как экономики, так и социальной жизни.

Активное государственное участие отвечало насущным задачам японской экономики на всех этапах ее развития. После сокрушительного поражения во второй мировой войне оно также оказалось востребованным как решающий фактор восстановления народного хозяйства. В 50−60-е гг. XX в., когда решалась задача превращения Японии в одну из супердержав в экономическом аспекте, это также предопределило высокую степень участия государства в экономической деятельности. Именно адекватное реагирование со стороны государства на вызовы, предъявляемые временем, помогло Японии достичь больших успехов в кратчайшие исторические сроки.

Однако, начиная с 1970;х гг. роль государства в хозяйственной деятельности стала меняться. Как известно, государственное регулирование экономики является необходимой и неотъемлемой частью экономической политики, однако оно может быть более интенсивным или менее интенсивным в зависимости от периода развития и характера решаемых проблем. На современном этапе, — этапе возникновения и развития процессов интернационализации и информационной революции (ИР) широкое распространение получила точка зрения, что чрезмерное государственное вмешательство в экономику уже не соответствует новым реалиям. В экономической науке указанные тенденции получили название «неолиберализма», и были связаны с монетаристской доктриной.

Этот процесс явился неотъемлемой частью развития научно-технического прогресса (НТП). Как известно, вторая половина XX в. представляет собой качественно новый этап развития научно-технической революции (НТР) — этап бурного развития информационных технологий (ИТ), информсистем и информструктур. В этих условиях система государственного регулирования экономики претерпела заметные изменения. Следует отметить, что на современном этапе развития мировой экономики транснациональные корпорации (ТНК) вышли за пределы функционирования национальных экономик, и именно они стали выполнять ряд функций по осуществлению регулирования хозяйственной деятельности. Этот процесс имел своим следствием снятие барьеров для свободного перелива капитала, товаров, рабочей силы, информации и технологий.

В результате этой общемировой тенденции в Японии также распространилась точка зрения, что необходимо сократить масштабы вмешательства государства с тем, чтобы страна могла идти в ногу с новыми мировыми тенденциями и не оказалась на периферии развития в XXI в.

Подобное мнение привело к реализации экономической модели, основанной на принципах большей свободы рынка и в рамках известной теории экономического предложения. Эта экономическая модель возникла в США и получила распространение почти во всех развитых странах Запада и в том числе в Японии. Реализация неолиберальной модели началась с середины 1980;х гг., охватила период 1990;х гг., и в ее рамках осуществлялся переход от индустриальной модели экономики к постиндустриальной.

Однако подобное стремление придерживаться новых экономических тенденций реализовалось в Японии в своеобразной форме. Осуществление экономической модели, основанной на теории предложения, привело к возникновению крупных дисбалансов в системе воспроизводства. Эти дисбалансы привели к вызреванию во второй половине 1980;х гг. экономики «мыльного пузыря», связанного с резким ростом цен на землю и курсов акций, оторванных от их реальной стоимости. Этот бум имел в своей основе огромное количество спекулятивных сделок с указанными активами.

В начале 1990;х гг. «мыльный пузырь» лопнул, что в результате нанесло японской экономике мощнейший удар. Вследствие снижения курсов акций и цен на землю, их биржевая стоимость сократилась на 225 трлн. Й? н. Экономика страны потеряла примерно 38% совокупных активов коммерческих банков, траст-банков и банков долгосрочного кредита, или около 19% всего ссудного капитала. Финансовый сектор Японии оказался обремененным огромным количеством «плохих долгов», возникших в результате предоставления крупных кредитов различным предприятиям и финансовым организациям. Главная причина того, что последствия краха «пузыря» японская экономика не может преодолеть до сих пор, заключается именно в наличии вышеуказанных дисбалансов.

Их возникновение в результате реализации модели приоритета предложения привело также к самой затяжной депрессии за всю послевоенную историю, поразившую японскую экономику в 1990;е гг. Темпы роста за период 1990;2000 гг. составили в среднем 1,7%, причем в некоторые годы они были отрицательными. Депрессия, сопровождавшаяся серьезным ухудшением условий воспроизводства, поставила под сомнение позиции японской экономики в мировой, и во многом подорвала доверие к ней. Наибольшему негативному влиянию подверглась финансовая система. Многие кредитные институты потерпели крах, вплоть до таких гигантов, как инвестиционная компания «Ямаити сёкэн», банки «Хёго» и десятый по величине «Хоккайдо такусёку». Еще большее количество находится в тяжелом положении. Такая же картина наблюдается и в промышленном секторе, где предприятия обременены избыточными мощностями и чрезмерными долгами. Традиционные отрасли производства, в опоре на которые Япония смогла совершить беспрецедентный рывок в 1950;60-е гг., такие как химическая промышленность, черная металлургия и т. д. показывали отрицательные темпы роста.

В подобной ситуации власти были вынуждены приступить к реализации структурной реформы, нацеленной на преодоление затяжной депрессии и возвращение утраченных позиций. Основная цель реформы провозглашалась как выявление потенциальных темпов роста и выступила с приоритетом категории предложения. Иными словами, структурная реформа выступила как продолжение реализации неолиберальной модели и курса на дерегулирование экономики.

Исследование данного периода, несомненно, представляет интерес и для России, где также с середины 1980;х гг. проводятся экономические реформы с целью создания конкурентоспособной экономики, основанной на рыночных принципах.

Предметом исследования являются основные закономерности и особенности экономического развития Японии за последние 15 лет XX в., ее структурные и функциональные противоречия.

Исходя из этого, главными задачами исследования является анализ следующих вопросов:

— влияние научио-техшлеского прогресса (НТТ1) и его совремешюго этапа — информационной революции (ИР) на становление постиндустриальной модели экономики в Японии.

— анализ воздействия информационной революции на структурные и функциональные параметры воспроизводства в японской экономике.

— рассмотрение феномена глобализации и его роли в процессе перехода от индустриальной модели экономики к постиндустриальной.

— выявление факторов, как внутренних, так и внешних, обусловивших переход к постиндустриальной экономике;

— выявление этапов становления новой модели и анализ ее реализации в рассматриваемый период;

— анализ особенностей процесса воспроизводства в Японии в рассматриваемый период;

— оценка прогнозов преодоления длительной депрессии и перехода к устойчивому экономическому росту.

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины 1980;x-l990-е гг. Этот период представляет интерес с точки зрения перехода развитых стран к интенсивной модели экономики, который был обусловлен НТП и его современным этапом — информационной революцией, хотя следует отметить, что данный процесс начался в Японии еще в середине 1970;х гг., а в США и того ранее — в 1960;х гг. Однако качественные сдвиги произошли именно в иериод второй половины 1980;x-l 990-е гг. Кроме того, он представляет интерес с точки зрения выявления причин того, что произошло с японской экономикой, почему страна, которая еще в 1970;1980;е гг. была эталоном для стран с рыночной, и стран с переходной экономиками, которая обладала колоссальной адаптациошюй мощью, всегда находившая в себе силы справиться с внутренними и внешними вызовами перешла от состояния стабильных темпов роста к самой затяжной депрессии, которую она когда-либо знала.

Диссертация состоит из введения, четырех глав («Переход японской экономики от индустриальной к постиндустриальной модели», «Особенности модели развития японской экономики во второй половине 1980;x-l990-е годы», «Социальные аспекты перехода от индустриальной к постиндуст.

Заключение

.

Экономическое развитие Японии на протяжении второй половины 1980;x-l 990-х гг. со всей очевидностью свидетельствует о явных провалах неолиберальной теории, положенной в основу развития стран Запада. Главным недостатком этой концепции является то, что, будучи абстракцией высокого уровня, она во многом отвлекается от процессов, протекающих в смежных отраслях экономики, в социальной сфере и сфере распределения доходов. В результате возникает идеализированное представление об экономической ситуации и методах ее реформирования. Применение подобной теории на практике, как правило, чревато обострением общественных противоречий, экономических и социальных диспропорций, и в итоге может крайне негативно отразиться на экономическом росте.

Демонтаж многих функций государства, как того требуют неолиберальные идеологи, способен разрегулировать экономические и социальные отношения в обществе. Апелляция к рыпку как к всеобщему и якобы наиболее эффективному регулятору хозяйства оказывается контрпродуктивной даже в высокоорганизованных современных обществах, каким является японское.

Отказ от национального государства как от института, с той или иной степенью эффективности регулирующего процессы в экономике, чреват непредсказуемыми последствиями.

Особенное значение данная проблема принимает в контексте глобализации мировой экономики. В 1980;х-90-х гг. отчетливо проявилась следующая тенденция — уход (или сокращение деятельности) государства из сферы производства, и, шире из сферы предпринимательства. По всей видимости, в условиях углубления системы международного разделения труда, интернационализации производства и обострения международной конкуренции государственные предприятия оказались менее гибкими, нежели частные и во многом утратили свою эффективность. В частности, в 1983 г. по 24 странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дефицит бюджета государственных предприятий составил 4,5% ВНП.1 Это обстоятельство повлекло за собой приватизацию многих государственных предприятий в 1980;х-1990;х гг. Однако, что же касается других функций государства, то они претерпели гораздо меньшие изменения. Дело в том, что в ходе структурной перестройки экономики, ее «сервисиза-ции» количество звеньев воспроизводства возрастает. Вдобавок, отдельные фазы воспроизводства в настоящий момент располагаются за пределами национальных границ. Поскольку экономическое пространство расширяется и во все большей степени начинает включать в себя трансграничные сегменты, то функции по поддержанию в целостности этого необычайно усложнившегося механизма воспроизводства, его регулирования ставят перед государством. По этой причине экономические функции государства должны были измениться и расшириться.

В целом перестройка этих функций включала: во-первых, смещение акцента в регулирующей деятельности государства с микроэкономической сферы в макроэкономическую. Прежде всего, усилилась нормативно-творческая деятельность государства. Возросла роль государственных (макроэкономических, отраслевых, региональных) программ развитияво-вторых, свертывание административных форм и методов регулирования, в частности, ослабление контроля над рынками капитала и товаров и усиление роли рыночных методов регулирования, главным образом через каналы финансово-кредитной, валютной и торговой системв-третьих, вдет постепенная активизация деятельности государства во внешнеэкономической сфере, прежде всего на межгосударственной основе. По той причине, что национальный бизнес вышел за национальные границы, что вылилось в образование транснациональных корпораций и.

В. А. Яшкин, цит. соч. стр. 51. транснациональных банков, осуществляющих перелив капитала, товаров, информации, технологий, рабочей силы в мировом масштабе, он перестал вписываться в национальные системы регулирования, то возникла необходимость усилить и скоординировать международный контроль за соблюдением правил игры в международных экономических отношениях.

С другой стороны, произошли серьезные изменения в механизме макроэкономического регулирования. Так, произошел пересмотр роли бюджетной политики как одного го важнейших инструментов государственного регулирования.

Введение

бюджетных ограничений, предполагающих сокращение размеров дефицита бюджета и снижение темпов роста государственных расходов, осуществление налоговых реформ с целью уменьшения налогового бремени, меры по сокращению государственной задолженности привели к снижению возможности использования фискально-бюджетной политики в качестве макроэкономического регулятора.

В подобных условиях главная роль в макроэкономическом регулировании, как следствие реализации неолиберальной модели экономики, перешла к денежно-кредитной политике, к центральному банку и политике изменения процентных ставок. Однако здесь необходимо учитывать два немаловажных обстоятельства:

Во-первых, использование кредитно-денежного инструмента в условиях глобализации наталкивается на жесткие ограничения, такие как неуправляемое движение спекулятивного капитала, чутко реагирующего на малейшие колебания учетной ставки и валютного курса. Отток подобного капитала, ориентированного на сиюминутную прибыль в результате понижения процентных ставок или увеличения государственных расходов, может привести к падению валютного курса и повышению импортных цен, что может привести к экономическому спаду и росту безработицы.

Во-вторых, несмотря на всю их важность, денежно-кредитные инструменты не способны заменить реальный сектор экономики, производство товаров и услуг и сами в известной степени зависят от него. Противопоставление же кредитно-денежных факторов интересам развития сферы реального производства не только несостоятельно в теоретическом плане, но и грозит серьезными сбоями в экономике.

Например, в условиях, если кредитно-денежные факторы отрываются от своей базы, это может стать одной из причин дезорганизации экономической ситуации. Так, в обстановке, когда норма ссудного процента в сфере обращения в значительной степени превышает норму прибыли в сфере производства, неизбежно возникает межотраслевой перелив ссудного капитала именно в сферу обращения и соответственно нехватка кредитов в реальном секторе экономики. Ситуация обостряется еще более при инфляции. В условиях серьезного расстройства денежного обращения происходит обесценение ссудных капиталов, их реальный объем сокращается, что еще более обостряет их нехватку и диспропорции распределения и использования. В частности, происходит обострение диспропорции между основным и оборотным капиталом, что выступает как причина платежного кризиса.

В подобных условиях важное значение приобретает бюджетная политика, поскольку в подобной ситуации — ситуации ухудшения конъюнктуры рынка, она, по-видимому, обладает большими возможностями для преодоления кризиса. Опыт развития японской экономики в 1990;е гг. со всей очевидностью доказывает это: несмотря па попытки Байка Японии стимулировать рыночную конъюнктуру путем снижения учетной ставки, улучшить ситуацию не удалось. В результате учетная ставка достигла 0,1%, что фактически означает невозможность использования этого инструмента регулирования в настоящее время.

С учетом всего вышеизложенного, неизбежным становится реализация модели регулируемой, социально ориентированной рыночной экономики, получившей развитие именно в XX в. Ее основные параметры складываются, во-первых, из структурных характеристик и сдвигов в функционирующем капитале и в других видах укладов и секторов хозяйстваво-вторых, характеризуются возникновением и развитием систем экономического регулирования на всех уровняхв-третьих, неотделимы от формирования и развития социальной направленности в функционировании экономической структуры в разных ее вариантах, связанных с процессом социализации систем экономического управления и отношений распределения. Эти три компонента образуют единую взаимосвязанную систему, хотя каждому го них присуща определенная автономность.

Как свидетельствует историческая практика, эта модель являет собой высшее достижение цивилизации на современном этапе.

Сутью модели современного экономического управления является адекватный государственный экономический механизм управления и регулирования. Как свидетельствует практика, государственная система экономического регулирования складывается из административных и рыночных методов. Административные методы подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся внеэкономические методы, косвенные представлены экономическими регуляторами, — налоговые, кредитные, ценовые и т. д. Государственный экономический механизм управления и регулирования представляет собой оптимальное сочетание административных и рыночных методов.

В нормально функционирующей экономике преобладают, как правило, рыночные методы регулирования. В условиях же серьезного расстройства экономики использование рыночных методов не позволяет устранить неизбежные флуктуации экономических механизмов, что абсолютно понятно, поскольку они носят рыночный характер, и, по этой причине неспособны снять противоречия, вызванные рыночными механизмами. В этих условиях неизбежно должно происходить усиление роли административных регуляторов.

Следует отметить, что и при полной нормализации экономической ситуации административные методы не исчезают полностью, поскольку они призваны на всех этапах, хотя и в разной форме регулировать масштабы и механизмы рыночных отношений и их последствия.

Таким образом, система государственного регулирования экономики может быть более или менее жесткой, иметь различные сочетания административных и рыночных методов и их масштабов, однако ни в одном случае она не может опуститься ниже определенного уровня, поскольку в этом случае расширенное воспроизводство оказалось бы в опасной степени дезорганизованным.

В этих условиях, противопоставление административных и рыночных методов лишено всяких на то оснований. Наиболее опасным является преувеличение, а тем более абсолютизация значений одной из этих составляющих за счет умаления либо отрицания значения другой, поскольку это может нанести серьезный ущерб экономическому развитию.

Подобная ситуация — а именно, абсолютизация рыночных методов регулирования, имела место в Японии во второй половине 1980;х-1990;е гг. Подобная точка зрения была реализована в рамках неолиберальной концепции, полагающей, что рынок сам устранит сбои в экономическом механизме. Однако разработчиками программы реализации данной концепции был упущен тот аспект, что устранение рынком вышеуказанных сбоев (если оно вообще возможно) будет сопровождаться серьезными потерями ресурсов и временичто во избежание подобного положения дел необходимо сохранение регулирующей роли государства с его современным набором контролирующих и регулирующих механизмов.

Возникновение подобной ситуации было связано, по-видимому, с тем обстоятельством, что у руля экономического руководства находились в основном апологеты теории «свободного рынка», ориентируемые к тому же на американскую модель экономического дерегулирования. Очевидно, что в условиях перехода к новой модели экономического роста и к модели информационного общества механизм государственного регулирования неизбежно должен был измениться, что было подмечено сторонниками неолиберальной концепции, в том числе и в Японии. В рамках этого перехода получили развитие информсистемы и системы стратегической информации, которые открыли возможность для сбора и оперативной обработки колоссальной по масштабу экономической информации и разработки на этой основе различных мер и их реализации во всех сферах экономики. Однако, несомненно, что данный тренд привел именно к усложнению задач и росту объема государственных мер по регулированию экономики, а не наоборот.

В этой связи необходимо обратить самое пристальное внимание на итоги ежегодной сессии Всемирного банка и МВФ, состоявшейся в сентябре 1997 г. в Гонконге. Ей предшествовали широкомасштабные исследования целой группы специалистов высочайшего уровня, осуществляемые под руководством МВФ и ВБ и, посвященные анализу и обобщению многолетнего опыта мирового экономического развития.

Результаты данного исследования подтвердили насущную необходимость регулирования рынка и несостоятельность либералов чикагской школы с их пресловутой доктриной «свободного рынка без границ».

Суммируя все вышесказанное, следует признать, что регулирующие функции государства видоизменяются, но отнюдь не ослабляются, как того требуют неолибералы. С другой стороны, национальные государства в современных условиях непременно должны сохранять в своих руках важные рычаги влияния на социальное и экономическое развитие своих стран. Иными словами, многие функции государства на современном этапе выходят на качественно новый, более высокий уровень.

Игнорирование подобных тенденций привело к практически полному отсутствию серьезных дискуссий со сторонниками альтернативных моделей при выработке программы экономического развития, как это имело место, например, в случае с экономической программой С. Окита. В результате власти не смогли выработать четко определенную программу пересмотра регулирующих функций государства, масштабов осуществления дерегулирования, не было осуществлено изучение вопроса — какие функции государства следует упразднить как несоответствующие нынешнему этапу развития, а какие сохранить, либо интенсифицировать еще более. Об этом свидетельствует огромное количество принимаемых планов и программ дерегулирования, их пересмотр и расширение, создание многочисленных комитетов и комиссий, их расформирование с последующим переформированием и т. д.

Кроме того развитие японской экономики в рассматриваемый период убедительно доказало всю опасность слепого заимствования чужеродных экономических моделей и необходимость учета как специфики страны, так и этапов развития. Реализация определенных экономических моделей, даже если она протекает в русле новых экономических тенденций, неизбежно должна сопровождаться пострановой корректировкой определенных ее установок и блоков. Другими словами должна осуществляться многовариантная экономическая модель максимально адаптированная к экономическим реалиям определенной страны. В этой связи существенное значение приобретают общие, апробированные практикой подходы и принципы, а также их умелое, и зачастую нестандартное (творческое) применение.

Подобное механическое перенесение модели пересмотра роли государственного регулирования оказало наиболее негативное влияние на финансовую систему Японии. Дерегулирование и одновременная либерализация финансовой системы Японии привели к возникновению крупномасштабных спекуляций с акциями и землей и вызреванию «пузыря». Последствия подобной ошибочной политики властей японская экономика не преодолела до сих пор.

Существенную роль в возникновении длительной экономической депрессии в Японии в рамках реализации неолиберальной модели сыграло применение на практике теории предложения. Связанная с монетаристской доктриной, данная теория игнорировала многие положения кейнсианской доктрины. В частности пренебрежение на практике функциональной взаимосвязью между совокупным потреблением и совокупным доходом, совокупным спросом и совокупным предложением привело к возникновению серьезных экономических дисбалансов — разбалансированию инвестиционного фонда и фонда личного потребления, а, следовательно, к крупному «разрыву» между спросом и предложением.

Подобные факторы «наложились» на внутренние основы функционирования японской экономики, а именно цикличность экономической динамики. Они усугубили и сделали более продолжительным спад в японской экономике. Однако следует подчеркнуть, что циклический спад, тем не менее, должен был возникнуть.

В этих условиях самое важное значение приобретает необходимость определения причин возникновения депрессии. Именно от решения этой главной и определяющей проблемы будет зависеть выбор мер и инструментов, которые будут применяться японским правительством, а также их эффективность в деле вывода страны из длительной депрессии.

Опыт экономического развития Японии во второй половине 1980;х-1990;х гг. во многих отношениях поучителен и для России. В этой связи обращают на себя внимание следующие его аспекты.

Современная рыночная экономика неотделима от активного участия государства в процессе воспроизводства. В настоящее время в мире нет ни одной страны с так называемой свободной рыночной экономикой. России еще предстоит реализовать модель современной регулируемой рыночной экономики, причем осуществление этой задачи непосредственно связано с реализацией таких функций государства, которые характеризуют его как организующую, координирующую и регулирующую силу. Кроме того, опыт показал, что выход из кризисных ситуаций в экономике, причем наиболее эффективный, предполагает жесткое ограничение и регулирование рыночной стихии, рыночных механизмов. В этом состоит функция государственной экономической политики с ее арсеналом современных средств и методов реализации.

Опыт показал, что страны, не учитывающие в должной мере требований научно-технического прогресса и ее современного этапа — информационной революции, — обречены на экономическое отставание со всеми негативными последствиями. В этом аспекте существенно важна роль науки и всей сферы НИОКР, поскольку наука превратилась в главный и решающий фактор экономического и в целом общественного развития. Недоучет, а тем более игнорирование приоритетного значения науки, ее фундаментальных и прикладных исследований чреваты необратимыми последствиями, поскольку страна без науки — это страна без будущего. В данном аспекте изучение опыта Японии может оказать серьезную помощь при выработке стратегии по преодолению отставания России в сфере науки, организации и проведения НИОКР, и внедрения их достижений во все сферы деятельности.

Безальтернативными условиями устойчивого экономического развития были и остаются оптимальные пропорции распределительных отношений. Любые нарушения пропорций между фондами накопления капитала и личного потребления оборачиваются в лучшем случае значительным снижением темпов роста (Япония в 1990;е гг.), в худшем случае — глубоким кризисом (Россия в тот же период) При этом принципиально важное значение имеют социальные аспекты экономической динамики. Сильная социальная политика — это императив и неотъемлемое условие нормального развития современной экономики.

Важное значение приобретает устойчивое денежное обращение, поскольку его инфляционное «давление» вносит элементы хаоса в экономический механизм и чревато опасными социальными последствиями. В настоящее время, когда российским правительством поставлена задача снижения темпов инфляции, учет японского опыта борьбы с этим явлением может оказаться полезным при проведении антиинфляционной политики в России.

Одновременно чрезвычайно важным является положение в государственной бюджетной системе, поскольку диспропорции в налоговой системе и ее чрезмерная зависимость от кредитного финансирования ведут к опасному обострению финансовых и общеэкономических противоречий.

На современном этапе и па длительную перспективу существенное значение приобрели деформации в структуре функционирующего общественного капитала. Их результатом стали рост финансовых спекуляций и острые финансовые кризисы. В России проблема приобрела особую остроту в связи с сильным обесценением ссудных капиталов в результате интенсивной инфляции в первый период реформ. Между тем кризисные процессы в кредитно-банковской сфере крайне отрицательно сказываются на состоянии экономики. Положение усугубляется тем, что для их выправления требуются значительные средства и длительное время.

Следует также отметить роль внешних факторов. Хотя имманентной чертой современного этапа развития мировой экономики является интенсификация участия различных стран в системе международного разделения труда и интенсивное развитие внешнеэкономических связей, следует иметь в виду, что внешние факторы воспроизводства не способны заменить собой всей совокупности внутренних факторов. В зависимости от конкурентных условий и этапа развития они могут либо смягчить экономические трудности в стране, или наоборот способствовать их обострению. При этом формы и методы реализации внешнеэкономических связей находятся в постоянной динамикеих современная система предъявляет ко всем странам без исключения новые жесткие требования в части их структурных и функциональных параметров в соответствии с НТР и ее современным этапом — информационной революцией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . И. Ю. Опыт приватизации государственных предприятий в сфере транспорта и связи. — Японский опыт для российских реформ, М., Диалог-МГУ, 1998, Вып. 1.
  2. Акио Кавато. Подъем и падение «японской модели» экономики, способы реанимации. Япония. Ежегодник. 2001−2002, М, «МАКС-пресс»" 2002.
  3. С. А. Экономическая политика и модели экономического развития. Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 1.
  4. М. В. Японская модель экономической системы. -http://www.japantoday.ru.
  5. Г. В. Эволюция социально-экономической модели Японии в 80 — 90-е годы и современное состояние экономики страны. Актуальные проблемы современной Японии. М., Институт «Дальнего «Востока РАН, 2002.
  6. Г. В. Состояние и перспективы реструктуризации финансовой системы Японии. Актуальные проблемы современной Японии. М., Институт Дальнего Востока РАН, 2003.
  7. С. В. Кредитно-денежная политика в Японии. М., «Наука», 1989.
  8. С. В., Нисида К. Финансовые рынки и экономическое развитие. -Япония: полвека обновления. М.: «Толк», 1995.
  9. Г. Братимов О. Горский Ю. JVL, Делягин М. Г^ Коваленко А. А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., «ИНФРА-М», 2000.
  10. А. Г., Широков Г. К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. М., Институт Востоковедения РАН, .2002.
  11. . Е. П. Современные тенденции разветия маркетинга. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4 (18).
  12. Государственно-монополистическое регулирование в Японии. М, «Наука», 1985.
  13. Ю. Д, Наука ведущий фактор развития экономики. — Японский опыт для российских реформ, М., «Диалог-МГУ», 1999, Вып. 4.
  14. Ю. Д. Наука и экономическое развитие Японии. Япония. Ежегодник. 1999−2000. М., «Макс-пресс». 2000.
  15. Ю. Д. Новое знание и новая экономика. Японский опыт для российских реформ, 2004, Вып. 2.
  16. А. И. Особенности экономического развития Японии 90-х. -Деньги и кредит, 2000, № 6.
  17. А. И. Современная модель экономической организации и управления: мировой опыт. Деньги и кредит, 1998, № 3.
  18. А. И. Финансовая и денежно-кредитная система Японии. М., «Наука», 1977.
  19. . Н. Японская экономика. 1970−1983 гг. Анализ эффективности, М., «Наука», 1986.
  20. В. К. Япония: поиски новой стратегии экономического развития. Япония 1988. Ежегодник. М., «Наука» 1989.
  21. А. И. Общественное предпринимательство в Японии. М, «Наука», 1988.
  22. И. П. О японской модели рыночной экономики. Япония и современный мировой порядок. М., «Наука», 2002.
  23. И. П. Японский бизнес: перестройка «снизу». Японский опыт для российских реформ, 2001, Вып. 1.
  24. И. П. Японская экономика в условиях развертывания новой модели роста 1988 г. — Япония 1989. Ежегодник. -М., «Наука», 1991.
  25. Е. Л. Девяностые годы «потерянное десятилетие»? — Японский опыт для российских реформ. М., МАКС-ПРЕСС, 2001, Вып. 1.
  26. Е. Л. Выбираясь из бездны. www.japantoday.ru.
  27. Е. Л. Япония. Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 8.
  28. Е. Л. Японская экономика вчера, сегодня, завтра. Общие условия развития. www.japantoday.ru.
  29. С. Б. Работники «без возраста» в условиях «стареющего общества». Японский опыт для российских реформ, 2001, Вып. 1.
  30. . В. А. Информационная революция феномен «новой» экономики. -Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 2.
  31. . В. А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. М., «Гуманитарий», 2000.
  32. С. Н. Рыночная экономика и экономическая демократия. Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 1.
  33. И. Как трансформировать японскую экономику. -www.japantoday.ru.
  34. С. В. Новые аспекты внешнеэкономической деятельности универсальных торговых компаний в Японии. Япония. Ежегодник 1989. М., «МАКС-пресс», 1991.
  35. Н. С. Структурный кризис финансового сектора экономики Японии. Мировая экономика и международные отношения. 2000, № 1.
  36. И. М. Консерватизм против реформизма. М., «Наука», 1984.
  37. И. М. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран. Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 11.
  38. Я. А. Государство в экономике Японии. М., «Наука», 1976.
  39. Я. А. Кризис государственно-монополистического регулирования в Японии и административно-финансовая реформа. Япония. Ежегодник. 1988, М., «Наука» 1989.
  40. . С. П. «Общество участия» или «демократия собственников»? Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 1.
  41. С. П. Неолиберальная глобализация: есть ли альтернатива? -Мировая экономика и международные отношения. 2002, № 4.
  42. Е. А. Кризис государственно-монополистического капитализма и поиски новых доктрин хозяйственного регулирования. — Япония 1984. Ежегодник. М., «Наука» 1985.
  43. В. Б. Грани интернационализационного процесса. Япония: полвека обновления. М., «ТОЖ», 1995.
  44. В. Б. Тяжелые времена и большие ожидания экономики. -www.japantoday.ru.
  45. В. Б. Япония и вызовы интернационализации. Интернационализация Японии: Внутренние аспекты. М., «ТОЛК», 1993.
  46. . В. Я. Государственная собственность в Японии. Научно-аналитический обзор. М., «Наука», 1986.
  47. А. И. Административная реформа: от разработки планов к их реализации. Япония. Ежегодник 1994. М., «Наука» 1995.
  48. А. И. Дерегулирование стержень административной реформы. — Японский опыт для российских реформ. М., Диалог-МГУ, 1999, Вып. 4.
  49. А. И. Заметки об административной реформе. -www.japantoday.ru.
  50. А. И. Пределы государственного регулирования. Япония сегодня. М., 1996, № 5.
  51. А. И. Структурные реформы: идеология и политическая борьба. Япония. Ежегодник. 1998−1999. М, «Наука» 1999.
  52. С. Н. Мировое хозяйство: новые тенденции развития. -Российский экономический журнал. 2000, № 8.
  53. Ю. С. Проблемы финансово-кредитной системы Японии. -Актуальные проблемы современной Японии. М., 2002.
  54. Ю. С. Внешнеэкономическая политика Японии: новые ориентиры. Ежегодник. 2001−2002, М. «МАКС-пресс», 2002.
  55. И. JI. Децентрализация: опыт реформирования налоговой системы. Японский опыт для российских реформ. Вып. 1, М., «МАКС-пресс», 2001.
  56. Тимонина И. J1. Информационная революция и становление новой экономики в Японии. Японский опыт для российских реформ. Вып. 1. М., «МАКС-ПРЕСС», 2002.
  57. Тимонина И. J1. Общественный капитал: ликвидация диспропорций в японской экономике. Япония. Ежегодник. 1999 2000. М., «Наука», 2000.
  58. Тимонина. И. J1. Экономические аспекты экологической политики: современные подходы и проблемы. Япония 2000/2001. Ежегодник, М., «МАКС-пресс», 2001.
  59. . И. JI. Япония: экономика и окружающая среда. М., «Наука», 1988.
  60. М. Количественная теория денег. Классика экономической мысли. М., «ЭКСМО-ПРЕСС», 2000.
  61. У. Капитализм участия. Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 1.
  62. . И. А. Трудный старт правительства Коидзуми. Актуальные проблемы современной Японии. М., Институт Дальнего Востока РАН, 2003.
  63. И. С. Административно-финансовая реформа японский вариант неоконсерватизма. — Мировая экономика и международные отношения, 1984, № 11.
  64. И. С. Внутренняя торговля в современной Японии. М., «Наука», 1985.
  65. И. С. Японская модель роста: сбережение, кредитование, инвестирование. Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 6.
  66. Цуру Сигэто. Конец японского «экономического чуда». Пер. с яп. М., «Прогресс», 1981.
  67. Ю. В. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики. Мировая экономика и международные отношения. 2004, № 10.
  68. А. Я. Государство и развитие. Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 1.
  69. . М., «Мысль», 1981.
  70. Япония в 2000 году. М, 1987.
  71. Япония: смена модели экономического роста. М., «Наука», 1990.
  72. Японская экономика в преддверии XXI века. М., «Наука» 1991.
  73. Гидзюцу какусин то кигё кодзо. (Технологическое обновление и структура предприятий). Под ред. Сакамото Кадзуити. Токио, 1986.
  74. Гэндай нихон кигё-но кодзо то сэнряку. (Структура и стратегия современных японских предприятий). Под ред. Танака Тэруёси и Тамамура Хи-роми. Токио, 1992.
  75. Гэндай нихон-но кинъю. (Финансы совремешюй Японии). Под ред. Кумано Ёсио и Рю Сёкити. Токио, 1992.
  76. Гэндай нихон-но сангё сосики то докусэн кинси сэйсаку. (Структура современной японской промышленности и антимонопольная политика). Токио, 1987.
  77. Гэндай нихон-но сихонсюги. (Современный японский капитализм) Под ред. Ооябу Тэруо и др. Токио, 1985.
  78. Гэндай нихон-но сэйкацу хэндо. (Изменение образа жизни в современной Японии). Под ред. Сиобара Цутому. Токио, 1992.
  79. Ивата Кикуо. Дэфурэ-но кэйдзайгаку. (Экономика дефляции). Токио, 2001.
  80. Инобэсён то сангё кодзо. (Инновации и промышленная структура). Под ред. Канамори Хисао. Токио, 1987.
  81. Кагаку гидзюцу ёран. 2000.
  82. Канамори Хисао. Ватаси-но сэнго кэйдзайси (Моя послевоенная экономическая история). Токио, 1995.
  83. Канамори Хисао, Ко дзай Ютака. Нихон кэйдзай-но докухон. (Книга по японской экономике). Токио, 1994.118. Канкё кэнкю, 1991, № 81.119. Канкё кэнкю. 1994, № 93.
  84. Канкё хакусё. 1994. (Белая книга по окружающей среде, 1994). Токио, 1994.
  85. Киёно Кадзухару. Канкё-но кэйдзай бунсэки. (Экономический анализ окружающей среды). Экономикусу, 2001, № 6.
  86. Кимура Дзюнго. 1Т-дзидай-но хо то кэйдзай. (Законы эпохи IT и экономика). Токио, 2000.
  87. Кисэй канва-но кэйдзай кока. (Экономический эффект дерегулирования). Токио, 1999.
  88. Кисэй канва суйсин-но гэнкё (Состояние процесса дерегулирования). Токио. 1995.
  89. Кимото Кинъя. Докусэн кинси хо. (Антимонопольный закон). Токио, 1977.
  90. Кокусай хикаку токэй, 1980-
  91. Кокусай хикаку токэй, 1982.
  92. Кэйданрэн гэппо, 1979, № 10.
  93. Кэйдзай ёран. 1984 (Экономический обзор), 1984.
  94. Кэйдзай сэйсаку-но тадасий кангаэката (Правильное понимание экономической политики). Под ред. Оно Ёсиясу и Ёсикава Хироси, Токио, 1999.
  95. Кэйдзай токэй нэнкан. 2000. (Ежегодник экономической статистики 2000). Токио, 2000.132. Кэйдзай хёрон. 1980, № 11.
  96. Кэйдзай дзайсэй хакусё 2001. (Белая книга по экономике и финансам). Токио, 2001.
  97. Кэйдзай ёран. 1984 (Экономический обзор. 1984). Токио, 1984.
  98. Кэйдзай хакусё 1965. (Белая книга по экономике 1965), Токио, 1965.
  99. Кэйдзай хакусё 1966. (Белая книга по экономике 1966), Токио, 1966.
  100. Кэйдзай хакусё 1979. (Белая книга по экономике 1985), Токио, 1979.
  101. Кэйдзай хакусё 1985. (Белая книга по экономике 1985), Токио, 1985.
  102. Кэйдзай хакусё 1986. (Белая книга по экономике 1986), Токио, 1986.
  103. Кэйдзай хакусё 1993. (Белая книга по экономике 1993), Токио, 1993.
  104. Кэйдзай хакусё 1994. (Белая книга по экономике 1994), Токио, 1994.
  105. Кэйдзай хакусё 1997. (Белая книга по экономике 1997), Токио, 1997.
  106. Минами Рёсин. Нихон кэйдзай-но хаттэн. (Развитие японской экономики), изд. 3, Токио, 2002.
  107. Накахара Нобуюки. Дэфурека-но нихон кэйдзай то кинъю сэйсаку. (Японская экономика в условиях дефляции и финансовая политика). Токио, 2002.
  108. Намикава Сино. Дзукай. Гёсэй кайкаку-но сикуми. (Структура административной реформы в иллюстрациях). Токио, 1997.
  109. Нихон кэйдзай коги. (Лекции по японской экономике). Под ред. Сино-хара Миёхэй. Токио, 1985.
  110. Нихон кэйдзай симбун. 17.07.2000.
  111. Нихон кэйдзай симбун. 29.11.1999.148. Нихон токэй нэнкан, 1999.
  112. Ногути Асахи, Танака Хидэтоми. Кодзо кайкакурон-но гокай. (Ошибочное понимание теории структурной реформы). Токио, 2001.
  113. Ногути Юкио. Нихон кэйдзай. Кайкаку-но кодзу. (Японская экономика. План реформирования.). Токио, 1995.
  114. Ногути Юкио. Бабуру-но кэйдзайгаку. (Экономика мыльного пузыря). Токио, 1992.
  115. Оокава Кадзуси, Кохама Хирохиса. Кэйдзай хаттэн рон. (Теории развития экономики). Токио, 1993.
  116. Оотакэ Фумио. Сэккёкутэки коё сэйсаку-но дзицугэн-о исогэ. (Необходимо осуществлять активную политику в сфере найма). Экономикусу, 2001, № 6.
  117. Отакэ Хидэо. Дзиюсюги-тэки кайкаку, но дзидай. (Время либеральных реформ). Токио, 1994.
  118. А. Фэрудуман. Robert Alan Feldman. Нихон-но сайки. (Возрождение Японии). Пер. с англ. Токио, 2001.
  119. Родо токэй нэмпо (Статистический ежегодник по труду), 1965.
  120. Родо токэй нэмпо (Статистический ежегодник по труду), 1970.
  121. Родо токэй нэмпо (Статистический ежегодник по труду), 1975.
  122. Родо токэй нэмпо (Статистический ежегодник по труду), 1989.
  123. Родо токэй нэмпо (Статистический ежегодник по труду), 1993.
  124. Родорёку тёса нэмпо. (Статистический ежегодник по рабочей силе) 1990.
  125. Сайдзё Тацуёси. Кёто гитэйсё то о-нити-бэй-но тикю канкё сэнряку. (Киотский протокол и американо-японо-европейская стратегия по вопросам защиты окружающей среды). Экономикусу, 2001, № 6.
  126. Сикано Ёсиаки. Нихон-но кинъю сэйдо. (Кредитно-финансовая система Японии). Токио, 2001.
  127. Сикано Ёсиаки. Хадорандингу о мотомэру нихон кэйдзай. (Экономика Японии, нуждающаяся в жесткой посадке). Токио, 2001.
  128. Симидзу Ёсинори. Нихон-но кинъю кики. (Финансовый кризис в Японии). Токио, 2001.
  129. Судзуки Такаси. Нихон кэйдзай бунсэки. (Анализ японской экономики). Токио, 1992.
  130. Сэйсаку фукё (Сложность выработки государственного курса). Токио, 1988.168. Сэкай- 1997, май.
  131. Сэкай кэйдзай докухон. (Книга по международной экономике). Токио, 2002,
  132. Сэкию сирё гэппо, 1981, № 7.
  133. Сэнго нихон-но кэйдзай кайкаку. (Экономические реформы в послевоенной Японии). Под ред. Косай Ютака и Тэраниси Дзюро. Токио, 1994. 172! Такао Ёсикадзу. Кинъю дэфурэ. (Финансовая дефляция). Токио, 1998.
  134. Такахаси Дзёсэн. 2002-нэн нихон кэйдзай. (Экономика Японии в 2002 году). Токио, 2001.
  135. Танака Наоки. Кодзо кайкаку то ва нани ка. (Что такое структурная реформа?). Токио, 2001.
  136. Тоё кэйдзай. Сорон. № 1, 1999-
  137. Тоё кэйдзай. Сорон. № 3, 1999:
  138. Тоё кэйдзай. Сорон. № 5, 1999-
  139. Тоё кэйдзай. Сорон. № 7, 1999-
  140. Тоё кэйдзай. Сорон.№ 3, 2000-
  141. Тоё кэйдзай токэй гэппо. 1999, № 12.
  142. Тоё кэйдзай токэй гэппо. 2001. № 9.
  143. ТОя Тэцуро. Кинъю биггубан-но сэйдзи кэйдзайгаку. (Политическая экономия финансового «Большого взрыва»), Токио, 2003.
  144. Усинаварэта 10 нэн-но синъин ва нани ка. (Каковы истинные причины потерянного десятилетия?). Под ред. Ивата Кикуо и Миягава Цутому. Токио, 2003.
  145. Унно Цунэо. Нихон кэйдзай га кавару. (Экономика Японии меняется). Токио, 1988.
  146. Фурё сайкэн-ттэ нан даро? (Что такое плохие долги?). Под ред. Янага-ва Нориюки. Токио, 2002.
  147. Харада Ютака. 1970-нэн тайсэй-но сюэн. (Кончина системы 1970 года). Токио, 1998.
  148. Хаяси Тосихиро. Коэки дзигё то кисэй канва. (Общественно-полезные предприятия и дерегулирование). Токио, 1999.
  149. Хатидзю нэндай-но сангё кодзо-но тэмбо то кадай. (Перспективы и проблемы промышленной структуры Японии на 1980-е годы). Токио, 1981.
  150. Хэйсэй бабуру-но кэнкю. (Исследование мыльного пузыря периода Хэйсэй). Под ред. Окуно Масахиро и Мурамацу Митио. Токио, 2002.
  151. Цусё хакусё 1986. (Белая книга по внешней торговле 1986). Токио, 1986.
  152. Цусё хакусё 1996. (Белая книга по внешней торговле 1996). Токио, 1996.
  153. Цусё хакусё 1997 (Белая книга по внешней торговле 1997). Токио, 1997.193. Экономикусу, 2001, № 6.194. Экономисуто. 13.09.2001.195. Экономисуто. 09.03.2001.196. Экономисуто. 05.07.2000.
  154. Anchordoguy М. Whatever Happened to the Japanese Miracle? -http://www.jpri.org.
  155. Asahi Evening News. 17.09.2000.
  156. Bermuller J. Die Deregulierung des japanischen Finanzmarktes. (Дерегулирование на финансовых рынках Японии). Frankfurt am Main. 1999.
  157. Bevacqua R. Administrative Reform: Searching for the «Hashimoto Vision». http//: www.jpri.org.
  158. Cabinet Office, Government of Japan. Annual Report on Japan’s Economy and Public Finance (Fiscal 2001), Summary, December 2001.
  159. Cabinet Office, Government of Japan. Annual Report on the Japanese Economy and Public Finance, October, 2002−2003.
  160. Carlile E. C. The Politics of Japanese Regulation reform: The Development and Dinamics of the Administrative Reform. http//:www.nmjc.org.
  161. DeLong. J. B. The Price of Computers Has Fallen More Than Ten Thousand-Fold in a Single Generation. (Berkeley, 1999) http://econ 161. Berke-ley.edu.
  162. DeLong. J. B. Globalization and Wage Stagnation http://econ 161. Berkeley, edu.
  163. DeLong. J. B. Thoughts on Globalization. http://econ 161. Berkeley.edu.
  164. DeLong. J. B. Slouching Towards Utopia?: The Economic History of the Twentieth Century -XXVIII. Looking Forward: Technology and Productivity. http://econ 161. Berkeley.edu.
  165. Economic Council. Report of the Globalization Committee. June 1999-
  166. Economic Planning Agency, 1996.
  167. Hayashi K. Corporate Expenditures for Environmental Conversation. Research papers, 1993.
  168. Journal of Japanese Trade and Industry, 1987, May-June.
  169. Economic Survey of Japan (1996−1997). Japanese Economy in Thorough Reform. Economic Planning Agency, July 18, 1997.213. Economic Times. XI. 1991.214. Japan Almanac. 1996.215. Japan Almanac. 1997.216. Japan Almanac. 1998.217. Japan Almanac. 2001.
  170. Japan Economic Monthly. Vol. 9, December 2004.
  171. Katz R. Japan, the System that Soured: The Rise and Fall of the Japanese Economic Miracle, NY., 1998.
  172. Keidanren review on Japanese Economy. Special Issue, 1991.
  173. Leontieva E. L. Public sector in Japanese economy: fiscal reform and a new round of privatization. International conference. Japan phenomenon: views from Europe. Moscow. September, 28−29, 2001.
  174. Lincoln E. J. Arthritic Japan: The Slow Pace of Economic Reform. -http://www.jpri.org.
  175. Lincoln E. J. Making Some Sense of the Japanese Economy. -http ://www.jpri.org.
  176. Look Japan. February 1996.
  177. Look Japan. December 2000.
  178. McCormack G. After bubble: Fizz and Concrete in Japan’s Political Economy. http:// www.jpri.go.jp.
  179. Mikuni A. Japan’s Big Bang: Illusions and Reality. http://www. jpri.org.
  180. Mikuni A. Why Japan Cannot Deregulate Its Financial System. -http.V/www. jpri.org.
  181. Mikuni A. Why Japan Can’t Reform Its Economy. http://www. jpri.org.
  182. Pollution in Japan Our Tragic Experience. Tokyo, July, 1991.
  183. Privatization and Industrial Relations: Japan’s Experience. Tokyo, 1993.
  184. Shigemi Yosuke. «Asset Inflation in Selected Countries», Bank of Japan Monetary Economic Studies, 1995, Vol. 13, No.2.
  185. The Japan Times. 06. 05. 1996.
  186. The Japan Times. 13. 05. 1996.
  187. The Japan Times. 27. 03. 1997.
  188. Tamim Bayoumi. The morning after: Explaining the Slowdown in Japanese Growth in the 1990s. IMF Working Paper. 1999.
  189. Timonina I. L. Information revolution and the rise and development of new economy in Japan. International conference. Japan phenomenon: views from Europe. Moscow. September, 28−29, 2001.
  190. Titlon M. Regulation Reform Will Not Open Japan’s Markets to Imports. -http://www.nmjc.org.
  191. Osaka City University Economic Review. Vol. 36, № 2.
  192. Quality of the environment in Japan. 1977.241. The Economist 05.05.2001.
  193. The environmental control in Japan.
  194. The Financial Times. 29.08,1995.
  195. The Financial Times. 15.09.1995.
  196. The Financial Times. 22.07.1997.
  197. The Financial Times. 19.08.1998.
  198. The Financial Times. 03.09.1999.
  199. The Japan economic review. September, 1991.
  200. The Japanese Economy: Recent Trends and Outlook, Coordination Bureau of Economic Planning Agency, 1997.
  201. The Management and Reform of Japanese Government. 2nd ed. Tokyo, 1995.
  202. The Nikkei Weekly. 03.07.1995.
  203. The Nikkei Weekly. 17.07.1995.
  204. The Nikkei Weekly. 25.09.1999.
  205. The Nikkei Weekly. 04.12.2000.
  206. The Nikkei Weekly. 18.12.2000.
  207. The Nikkei Weekly. 06.06.2000.
  208. The Nikkei Weekly. 15.01.2001.
  209. Toyo Keizai Monthly Statistics. 2001, № 4.
  210. Weathers C. Japan’s Fading Labor Movement. http://www.jpri.org.
  211. White Paper on Science and Technology. 1996.
Заполнить форму текущей работой