Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе: Политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение диссертанта к проблеме государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе — это не только результат личной профессиональной деятельности в данной сфере и, тем более, не дань моде. Помимо объективных причин, вызванных самим характером процессов в сфере национальной политики, есть ещё одна, обусловленная узкой направленностью работ по данной тематике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. История и современное состояние национальных отношений и государственной политики в Северо-Кавказском регионе Российской
  • Федерации
    • 1. 1. Историко-политические традиции развития национальных отношений и политики российского государства на Северном Кавказе
    • 1. 2. Этносоциальная и этнополитическая структура СевероКавказского региона Российской Федерации, противоречия и тенденции её развития
    • 1. 3. Сущность, цели и принципы государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе в современных условиях
  • Глава II. Основные приоритеты государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе и условия их реализации
    • 2. 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития национальных отношений в Северо-Кавказском регионе в интересах стабилизации социально-политической обстановки
    • 2. 2. Пути устранения причин межнациональных конфликтов, условий и факторов обострения военно-политической напряженности в регионе
    • 2. 3. Государственная программа социально-экономического развития региона как основа стабилизации межнациональной обстановки
    • 2. 4. Пути совершенствования духовных и социокультурных основ межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе

Государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе: Политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение диссертанта к проблеме государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе — это не только результат личной профессиональной деятельности в данной сфере и, тем более, не дань моде. Помимо объективных причин, вызванных самим характером процессов в сфере национальной политики, есть ещё одна, обусловленная узкой направленностью работ по данной тематике, содержание которых, как правило, перегружено или исторической информацией, или описанием процессов, происходящих в области национальной политики в целом. Вопросы качественного обновления национальной политики на Северном Кавказе, научно обоснованные, а, главное, комплексные предложения и рекомендации, целостная система мероприятий по коренному улучшению ситуации в данном регионе во многом остаются за пределами исследований.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами и обстоятельствами.

Во-первых, местом и ролью Северного Кавказа в истории страны, его объективно обусловленным значительным влиянием на российскую и мировую политику. Кавказский регион всегда представлял и представляет собой крайне важный политический и военно-стратегический узел. Без больших натяжек можно утверждать, что тот, кто обладает влиянием в этом регионе, в той или иной мере влияет на значительную часть евроазиатского континента. Поэтому в мире более чем достаточно сил, заинтересованных в расшатывании стабильности, в ослаблении позиций России на Северном Кавказе. Нет сомнений, что одной из важнейших причин дестабилизации обстановки на Кавказе является стремление ряда государств закрепить здесь свое присутствие путем целенаправленного влияния на развитие национально-политических, этно-религиозных, военно-политических и др. процессов. С учетом резкого всплеска религиозно-политического экстремизма в международном масштабе состояние обстановки в данном регионе, его влияние на ход событий в стране и мире существенно возрастает.

Во-вторых, слабостью национальной политики государства в данном регионе, повторением старых и совершением новых ошибок при попытке разрешения огромного количества экономических, политических, правовых, религиозных и др. проблем в отношениях между народами при непоследовательности и непрофессионализме предпринимаемых, прежде всего со стороны федерального Центра, мер урегулирования.

В-третьих, состоянием и динамикой развития современной внутриполитической обстановки в регионе, отличающейся крайней нестабильностью, наличием не только национально-политических и этнорелигиозных, но и вооруженных конфликтов и непосредственно влияющей на состояние национальной безопасности Российской Федерации, судьбы миллионов людей.

В-четвёртых, недостатком научных работ по избранной научной теме, необходимостью осмысления исторического опыта реализации национальной политики российского государства на Северном Кавказе. Характер и содержание многих политических и национальных процессов в регионе нельзя понять без анализа истории их возникновения, что предопределяет необходимость исследования многовекового опыта национальной политики российского государства в Северо-Кавказском регионе.

Степень научной разработанности темы.

В исторической, социально-философской, собственно политологической литературе, периодической печати можно выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали проблемы влияния национального вопроса на внешнюю и внутреннюю политику государства. При этом во многих работах, вышедших в стране, национальные отношения, национальный вопрос исследовались преимущественно в рамках традиции сложившейся в 20−30-е годы прошлого века на основе идей, высказанных В. И. Лениным, видоизмененных и реализованных И. В. Сталиным.

Вместе с тем в отечественной и зарубежной литературе имеется достаточное количество научных трудов и разработок по национальной проблематике, в той или иной мере освещающих проблему национальной политики России на Северном Кавказе. Автором выделены три группы исследований и публикаций по теме диссертации.

Первую группу составляют монографии, диссертационные исследования, статьи в периодической печати, посвященные актуальным методологическим проблемам теории наций и национальных отношений, как многогранной комплексной системе знаний, в которых достаточно полно и всесторонне освещены многие проблемы национальной политики государства. Многие принципиальные положения обоснованы в трудах Р. Г. Абдулатипова, С. Алексеева, Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, А. П. Бутенко, О. Васильева, Г. Галиева, JI.H. Гумилева, М. С. Джунусова, Б. Б. Жамсуева, В. Иорданского, П. Иванчишина, В. Н. Иванова, В. И. Козлова, И. Кленова, М. И. Кулиниченко, Н. В. Миронова, Н. И. Никулина, Н. Новосадова, Э. А. Позднякова, В. П. Суставова, Г. Т. Тавадова, Э.Ю. Юсупова1 и др. Наряду с.

1 См., Абдулатипов Р. Г. Человек. Нация. Общество. — М., 1991 г.- Национальный вопрос и власть //Народ. Депутат, 1992, № 3- Принципы национальной политики. — М., 1994 гАлексеев С. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. — М., 1996; Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Русские в распадающемся Союзе //Отечественная история, 1992, № 3- Бромпей Ю. В. Этносоциальные процессы в СССР. — М., 1986 г.- Бутенко А. П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления //Соц-полит. журнал, 1994, № 11−12. Васильева О., Мурзаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. — М., 1994. Галиев Г. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонии межнациональных отношений. — Уфа, 1997. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л., 1990. Джунусов М. С. Общественный прогресс и национальные отношения. — Алма-Ата, 1976; Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. — М., 1997. Жамсуев Б. Б. Национальная политика современной России: становление и перспективы. — Дис.канд. политол. наук. — М., 1999ю — 176с.- Иорданский В. Этнос и нация //МЭ и МО., 1992 № 3. Иванчишин П. Общество. Государство. Власть. — М., 1994. Иванов В. Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Соц-полит. журнал № 4, 1993. Козлов В. И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня //Этнополис, 1992, № 2. Клёнов И. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. — М., 1996. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. — М.: Мысль, 1983. Миронов Н. В., Тавадов Г. Т. Федерация и национальные отношения в современных условиях //Соц-полит. журнал, 1994, № 7−8. Никулин Н. И. Национальная политика России. тем, что некоторые работы отражают политические аспекты национальных отношений внутри бывшего Советского Союза и между народами разных государств (Р.Г.Абдулатипов, Г. Т. Тавадов, Ю. В. Арутюнян, В.П. Суставов), отдельные работы написаны с позиций решенности проблем национальных отношений, идеологизированы и не касаются реальных проблем национальной политики (М.С.Джунусов, М. И. Кулиниченко, Э.Ю. Юсупов).

Несмотря на солидный список исследований проблем теории наций и национальных отношений и значительные достижения в этой области, некоторые важные их аспекты пока ещё разработаны недостаточно и требуют своего научно-теоретического осмысления и дальнейшего изучения. Речь, прежде всего, идет о недостатке работ политологического характера, в которых бы освещались проблемы национальной политики России на Северном Кавказе.

Вторая группу составляют труды, посвященные исследованию сущности и содержания национальных интересов России вообще, их влиянии на национальную безопасность, в том числе применительно к условиям Северного Кавказа. В их числе работы О. А. Белькова, И. В. Бочарникова, В. В. Барабина, Г. П. Герейханова, Г. А. Горобцова, М. В. Гацко, М. А. Гареева, И. С. Даниленко, В. Д. Дзидзоева, П. М. Иванова, С. А. Мелькова, В. В. Попова, В. И. Ремарчука, В. М. Родачина, Тихомирова Ю. А., В. М. Шевцова и др2.

История и современность. — М., 1993. Новосадов Н. Конфликты в межэтнических и межнациональных отношениях. — Екатеринбург, 1995. Поздняков Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. — М., 1994. Суставов В. П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций государств. — М.: ГА ВС, 1992. Юсупов Э. Ю. Национальные процессы в СССР. — М.: Наука, 1987.

2 Бельков О. А. Влияние развития национальных отношений на совершенствование военной организации соц. государства. — М., 1973. Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /Круглый стол. Армия и общество //Полис, 1994. — № 4- Бочарников И. В. Военно-политические интересы России в Закавказье: исторический опыт и современность, дис. канд. полит, наук. — М.: ВУ., 1996. Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (соц-филос. анализ), дис.. доктора филос. наук. — М.: ВУ., 1999. Герейханов Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ (философско-политологический анализ)". — дис. .канд. филос. наук. — М.: АФПС РФ, 2000; Горобцов Г. А. Социальный потенциал оборонной мощи соц. общества. — М., 1989. Гацко М. В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения, дис. .канд. филос. наук. — М.: В, А им. Дзержинского, 1996. Гареев М. А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности /Безопасность. Информационный сборник, 1993. Даниленко И. С. Межнациональные отношения и Армия //Военная мысль, 1988. — № 12. Дзидзоев В. Д. Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: дис. д-ра ист. наук. — Спб., 1992. — 446 е.- Иванов П. М. Партия войны — Северный Кавказ. — Нальчик, 2000 г.;

Среди исследований отечественных кавказоведов, акцентирующих внимание на военно-политической проблематике, следует выделить работы Б. Гаджиева, П. Г. Буткова, Н. Ф. Дубровина, В. А. Потто, Р. А. Фадеева и др3. Характерными чертами трудов и исследований, названных авторов является их фундаментальность и реалистичность в оценке исторических событий на Кавказе.

Третью группу работ составляют статьи, монографии, диссертационные работы зарубежных авторов, которые посвящены исследованию преимущественно конфликтных аспектов национальных движений при особом внимании к их социальной детерминированности, а также политической и идеологической практике. Зарубежная библиография исследования военно-политических проблем Кавказского региона представлена работами Д. Бэдли, Д. Лэнга, Э. Фуллера и др4.

Анализ публикаций и диссертационных работ свидетельствует о том, что в общем плане национальная политика России достаточно широко освещена с различных позиций. Вместе с тем, системный анализ деятельности государственных органов власти, других институтов общества по совершенствованию межнациональных отношений, достижению мира и.

Мельков С. А. Военное содержание национальной политики государства в условиях реформирования российского общества: дис.. канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1998. Попов B.B. Государственная национальная политика России в XIX веке: Военно-исторический аспект на материалах Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии: дис. д-ра ист. наук. — М., 1997. -340с.- Ремарчук В. И. Межнациональные конфликты и их влияние на ВС. — М., 1994. Родачин В. М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России /в кн.: Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции, том 4/. — М.: Интеллект, 1998; он же. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве /в кн. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках Пограничной службы России: Учебник в 2-х томах/. — М.: АФПС, 2000, т.1., ч.2., гл. 6. — С. 255−272- Тихомиров Ю. А. Влияние геополитических факторов на пограничную политику РФ в Северо-Кавказском регионе.дис. .канд. полит, наук. — М.: АФПС РФ, 2001; Шевцов В. М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства (на примере России), дис. .доктора филос. наук. — М.: ВУ, 1997.

3 Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа. — Спб. 1869- Гаджиев Б. Шамиль. От Гимр до Медины. — Махачкала, 1992. Дубровин Н. Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. — Спб. 1885−1898- Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XYI-XIX веках. — M.: Соцэкгиз, 1958; Потто В. А. Кавказская война. — Ставрополь: «Кавказский край», 1993; Фадеев Р. А. Шестьдесят лет Кавказской войны. -Тифлис, 1860- Фадеев A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX века. — М.: изд. АН СССР, 1960.

4 См.: Parenti M. Ethnic politise and the persistence of ethnic identification II The American science review. 1967. Rocket R. Ethnic nationalities in the Soviet Union. New York, 1981. Kotze D/ Nationalism: A comparative Study. Cape Town, 1981 и др., а также Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. — London, 1908) — Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658−1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 1658−1832, New York, 1957; Фуллер Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР. / Россия и современный мир. — М.: ИНИОН. — 1995. — Вып.2. и др. согласия в Северо-Кавказском регионе, обеспечению национальной безопасности и сохранению государственной целостности Российской Федерации нельзя признать удовлетворительным и завершенным.

Актуальность вышеперечисленных проблем, степень их научной разработанности, предопределяет объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — политика Российской федерации в СевероКавказском регионе.

Предмет исследования — государственная национальная политика Российской Федерации на Северном Кавказе, ее генезис, особенности, состояние.

Цель исследования заключается в политологическом анализе государственной национальной политики Российской Федерации в СевероКавказском регионе с начала ее формирования до наших дней и выработка теоретических положений и практических рекомендаций, способствующих стабилизации обстановки, снятию военно-политической напряженности, урегулированию социально-политических конфликтов, укреплению пограничной безопасности страны.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи.

1. Обобщение и систематизация историко-политических традиций развития национальной политики России на Северном Кавказе.

2. Системный анализ особенностей, целей, принципов, содержания национальной политики российского государства на Северном Кавказе в современных условиях, её зависимости от динамики развития этносоциальной структуры и политической ситуации в регионе.

3. Выявление приоритетных направлений и условий реализации государственной национальной политики России на Северном Кавказе, в том числе совершенствования правовой базы межнациональных отношений, выработки государственной программы социально-экономического развития региона, развития духовных и социокультурных основ отношений народов.

4. Обоснование первоочередных задач по обеспечению мира, социально-политической и военно-политической стабильности на Северном Кавказе.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют концептуальные положения общей теории политики и права, конфликтологии, теории национальной безопасности, теории национальных отношений.

Национальная политика понимается как целенаправленная деятельность субъектов государственной власти по установлению баланса этнополитических интересов, урегулированию (управлению) взаимоотношений между нациями, этносами, представителями отдельных национальностей, разрешению межнациональных противоречий и проблем, созданию благоприятных условий для социально-экономического, куьтурного и иного развития народов.

В основу исследования положен метод политологического анализа общественных явлений и процессов в сочетании с философскими и общенаучными методами.

Под Северным Кавказом понимается территория Российской Федерации, включающая в себя республики Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию— Аланию, Чеченскую Республику, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область.

Эмпирической базой диссертации являются: тексты законов, постановлений, указов исполнительной и законодательной власти по вопросам национальной политикиматериалы конференций, съездов, других форумов, рассматривающих пути решения национального вопросафакты, фиксирующие социально-политические, религиозно-этнические, экономические и военные реалии, сложившиеся на Северном Кавказерезультаты контент-анализа периодических изданийличный опыт автора в должности заместителя главы администрации г. Пятигорска.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследования. Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Выводы по главе.

Завершая рассмотрение приоритетов государственной национальной политики на Северном Кавказе, прежде всего, необходимо чтобы руководство страны само определило свою позицию в этом вопросе. Автор считает, что на сегодняшнем этапе руководству России необходимо открыто, четко и ясно заявить всему миру о том, что Кавказ объективно-исторически является нашей «зоной национальных интересов», как это делает США по многим регионам мира. Необходимо отстаивать точку зрения о том, что Россия для обеспечения своей безопасности «обречена» на присутствие на Кавказе (автор подразумевает под Кавказом — Закавказье и Северный Кавказ). Следовательно, чтобы обеспечить национальную безопасность России необходимо выработать цивилизованную стратегию защиты своих позиций в регионе по всем направлениям, рассчитанную на длительный срок.

Законотворческий процесс в сфере национальной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Северного Кавказа. Приоритет в этой сфере должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов региона.

Подобная политическая стратегия должна быть закреплена законодательно, что позволит в перспективе решить вопрос обеспечения безопасности государства на южном направления.

Ключевую роль приобретает решение проблем сепаратизма, «разделенных народов», этнических беженцев, вынужденных переселенцев и репатриантов, проблемы русского населения региона, репрессированных народов и казачества, преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, урегулирование ситуации в Чеченской республике. Скорейшее экономическое возрождение субъектов Северного Кавказа — важнейшая политическая задача федеральных и региональных органов власти.

Усилия в экономической, социальной и других сферах должны быть подкреплены активной деятельностью в социокультурной и духовной сферах политики государства.

Заключение

.

Итак, исследование показало, что Северный Кавказ является неповторимым регионом, где проживают сотни народов, различающиеся по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности.

При этом Северный Кавказ всегда являлся и является зоной геополитических и экономических интересов крупных держав — Турции, Ирана, Великобритании, Германии, а в наши дни — США.

Основной экономической причиной внутрии межэтнических конфликтов в XIX веке, в 20-е годы XX века, а также в постсоветский период на Северном Кавказе является земля как объект хозяйствования, а также ошибки власти, допущенные при ее распределении между народами, населяющими регион при непрекращающейся в силу объективных и субъективных причин миграции.

На данное противоречие накладывает отпечаток переплетение мировых религий (ислам, христианство, буддизм) с местными верованиями и обычаями, а также сохранение остатков прежнего права (традиция кровной мести и др.), огромная роль духовенства в политической жизни, в разрешении правовых проблем.

Реальным и продолжающим действовать фактором, влияющим на межнациональные отношения в Северо-Кавказском регионе является и историческая память, оставшаяся от процесса раскулачивания горцев, расказачивания казаков и депортации коренных народов Северного Кавказа в 40-е годы прошлого столетия, оказывающая негативное влияние на политическое сознание и поведение людей.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на указанные проблемы, сохранилась генетическая и историческая приверженность народов региона к жизни в условиях многонациональное&trade-. В этой связи, национальная политика на Северном Кавказе должна строиться на основе Концепции региональной национальной политики, которая начинает формироваться.

Структура этносоциальных и этнополитических отношений Северного Кавказа представляет собой противоречивую многомерную систему, требующую управления в рамках единой государственной национальной политики в регионе. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть противоречий порождена непрофессионализмом, непоследовательностью и безответственностью государственного руководства, его неспособностью учесть имеющийся опыт проведения грамотной национальной политики.

Стратегия развития российского федерализма, упрочения мира и гражданского согласия должна быть, как свидетельствует исторический и современный опыт, направлена на обеспечение единства действий федеральных органов власти и органов власти субъектов Северного Кавказа. Она должна предусматривать преодоление сложной этнополитической ситуации в регионе, развитие федеративных и национальных отношений с учетом традиций и местных национальных, конфессиональных, правовых и др. особенностей, а также имеющегося огромного опыта проведения национальной политики в исламских странах.

В связи с указанными обстоятельствами следует активизировать научное осмысление этнополитической ситуации на Северном Кавказе, что позволит прогнозировать развитие межнациональных отношений в регионе, осуществлять оперативный учет новых обстоятельств в законотворческом процессе, реформе национальной политики.

Несомненно, что при проведении национальной политики на Северном Кавказе, должно быть обеспечено выполнение требований Конституции Российской Федерации, а также принципов международного права, провозглашающих приоритет конституционных прав и свобод личности, каждого человека, независимо от его национальности.

Осуществленный в диссертации анализ позволил сформулировать ряд приоритетных задач национальной политики на Северном Кавказе:

— дальнейшее совершенствование модели федеративного устройства государства, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям, историческому опыту России и направленной на сохранение территориальной целостности страны;

— законотворческий процесс должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Северного Кавказа, при этом приоритет в этой сфере должен быть отдан законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов региона;

— общие правила, установленные федеральными законами должны конкретизироваться применительно к национальным, культурным, конфессиональным и иным особенностям региона.

— новая правовая база должна включать в себя механизм «раннего предупреждения» межнациональных конфликтов, создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов Северного Кавказаб) в области устранения причин и факторов обострения военно-политической обстановки в регионе необходимо найти решение проблем сепаратизма, «разделенных народов», этнических беженцев, вынужденных переселенцев и репатриантов, проблемы русского населения региона, репрессированных народов и казачества, преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, урегулирование ситуации в Чеченской республике, недопущение деятельности коалиций антироссийской направленности.

В этой связи настоятельно необходимо организовать углубленное изучение исламской правовой системы, в частности, шариата и доисламского права. Все это позволит в будущем стабилизировать военно-политическую обстановку в регионе. в) в области социально-экономического развития региона предлагается комплексная программа выхода из кризиса южного региона России. При этом, экономическая политика Северо-Кавказского региона должна строиться на основе строгого учета национальных интересов всех народов, местных особенностей в практике хозяйственного строительства.

Кроме рассмотренных путей выхода региона из экономического кризиса, необходимо восстановление государственных предприятий, простаивающих без государственных заказов, возврат государственной задолженности по пенсиям, заработной плате, стипендиям, льготам. Требуется обеспечить высокий уровень занятости экономически активного населения, создать новые рабочие места, необходима организация профессионального обучения (первичного и повторного) — организовать социальную защиту беднейших слоев.

Снятие социально-экономической напряженности — основа разрешения конфликтных ситуаций политического и военного характера в регионе. г) в области совершенствования духовных и социокультурных основ межнациональных отношений на Северном Кавказе предлагаются следующие направления деятельности государства: совершенствование государственной и региональной политики в области культурысохранение и развитие единства национальных культур, приобщение подрастающего поколения к историческому наследию, традиционным духовно-нравственным ценностям;

166 сохранение единого культурного пространства на Северном Кавказе, обеспечение условий интеграции культур народов Северного Кавказа в единую российскую цивилизацию, при сохранении национальной специфики.

Совершенствование духовных и социокультурных основ межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе, наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы, устранением причин межнациональных факторов воено-политической напряженности и реализацией социально-экономических задач, выступают в качестве приоритетов государственной национальной политики на Северном Кавказе, способствуют укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.
  2. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
  3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 сентября 1998 г. № 2907-II ГД «О ситуации, сложившейся в Республике Дагестан»
  4. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2000 г. № 561 «Вопросы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 19 января 2000 г.. № 45 «Об утверждении Положения о Министерстве по делам федерации и национальностей Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 марта 2000 г.)
  6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1448 «О Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике»
  7. Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г.. № 345 «О реализации решений Всероссийского совещания по вопросам развития федеративных отношений»
  8. Постановление Правительства РФ от 22 июля 1998 г.. № 816 «О совершенствовании порядка реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1194 «О составе Национального организационного комитета по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира»
  10. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г.. № 217 «О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 июля 1998 г.)
  11. Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г.. № 535 «Об образовании Фонда национально-культурного возрождения народов России» (с изм. и доп. от 25 мая 1996 г., 14 марта 1998 г.)
  12. Постановление Правительства Москвы от 25 августа 1998 г. № 646 «Об утверждении Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998−2000 годы»
  13. Распоряжение Мэра Москвы от 1 октября 1998 г. № 994-РМ «О создании государственного учреждения „Московский дом национальностей“ (с изм. и доп. от 25 марта 1999 г.)
  14. Распоряжение Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1810-р „Об образовании Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике“ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 10 июля 2000 г.).
  15. Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Президента Чеченской Республики от 29 октября 1998 г.
  16. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 „Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации“
  17. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1379 „О Комиссии по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике“
  18. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 „Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации“
  19. Федеральный закон „О национально-культурной автономии“.
  20. Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991 г.- Национальный вопрос и власть //Народ. Депутат, 1992, № 3-
  21. Р.Г. Принципы национальной политики. М., 1994 г-
  22. С. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. М., 1996-
  23. Ю.В., Дробижева JI.M. Русские в распадающемся Союзе //Отечественная история, 1992, № 3-
  24. Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР. М., 1986 г.-
  25. А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления //Соц-полит. журнал, 1994, № 11−12.-
  26. П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. Спб. 1869-
  27. О.А. Влияние развития национальных отношений на совершенствование военной организации соц. Государства. М., 1973.- Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /Круглый стол. Армия и общество //Полис, 1994. -№ 4-
  28. И.В. Военно-политические интересы России в Закавказье: исторический опыт и современность. Дисс. Канд. полит, наук. -М.: ВУ., 1996.-
  29. В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (соц-филос. анализ). Дисс.. доктора филос. наук. М.: ВУ., 1999.-
  30. О., Мурзаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М., 1994.-
  31. . Шамиль. От Гимр до Медины. Махачкала, 1992.-
  32. Г. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонии межнациональных отношений. Уфа, 1997.-
  33. JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL, 1990.-
  34. Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ (философско-политологический анализ)». Дисс. .канд. филос. наук. — М.: АФПС РФ, 2000-
  35. Г. А. Социальный потенциал оборонной мощи соц. общества. М., 1989.-
  36. М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения. Дисс. .канд. филос. наук. М.: В, А им. Дзержинского, 1996.-
  37. М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности /Безопасность. Информационный сборник, 1993.-
  38. М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976-
  39. Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней.-Спб. 1885−1898-
  40. М.С. Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. М., 1997.-
  41. И.С. Межнациональные отношения и Армия //Военная мысль, 1988. № 12.-
  42. В.Д. Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: Дис. д-ра ист. наук. Спб., 1992. -446 е.-
  43. .Б. Национальная политика современной России: становление и перспективы. Дис.канд. политол. наук. — М., 1999 — 176с.-
  44. В. Этнос и нация //МЭ и МО., 1992 № 3.-
  45. П. Общество. Государство. Власть. М., 1994.-
  46. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Соц-полит. журнал № 4, 1993.-
  47. П.М. Партия войны Северный Кавказ. — Нальчик, 2000 г.-
  48. В.И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня//Этнополис, 1992, № 2.-
  49. И. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. М., 1996.-
  50. И.А. Армия и политика. М., 1980.-
  51. М.И. Нация и социальный прогресс. М.: Мысль, 1983.-
  52. Н.В., Тавадов Г. Т. Федерация и национальные отношения в современных условиях //Соц-полит. журнал, 1994, № 7−8.-
  53. С.А. Военное содержание национальной политики государства в условиях реформирования российского общества. Дисс. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1998.-
  54. Н.И. Национальная политика России. История и современность. М., 1993.-
  55. Н. Конфликты в межэтнических и межнациональных отношениях. Екатеринбург, 1995.-
  56. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М., 1994.-
  57. В.В. Государственная национальная политика России в XIX веке: Военно-исторический аспект на материалах Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии: Дис. д-ра ист. наук. М., 1997. -340с.-
  58. В.А. Кавказская война. Ставрополь: «Кавказский край», 1993
  59. В.И. Межнациональные конфликты и их влияние на ВС. -М, 1994.-
  60. В.М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России /в кн.: Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции, том 4/. М.: Интеллект, 1998-
  61. В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве /в кн. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках Пограничной службы России: Учебник в 2-х томах/. М.: АФПС, 2000, т.1., ч.2., гл. 6. — С. 255−272-
  62. В.П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций государств. М.: ГА ВС, 1992.-
  63. Н.А. Политика России на Кавказе в XYI-XIX веках. М.: Соцэкгиз, 1 958 245. Тихомиров Ю. А. Влияние геополитических факторов на пограничную политику РФ в Северо-Кавказском регионе. Дисс.. .канд. полит, наук. М.: АФПС РФ, 2001-
  64. Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. Тифлис, 1860.
  65. А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. М.: изд. АН СССР, 1960.
  66. В.М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства (на примере России). Дисс.. .доктора филос. наук. М.: ВУ, 1997.
  67. Parenti М. Ethnic politise and the persistence of ethnic identification II The American science review. 1967.-
  68. Rocket R. Ethnic nationalities in the Soviet Union. New York, 1981.
  69. Kotze D/ Nationalism: A comparative Study. Cape Town, 1981.
  70. Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in Caucasus. London, 1908) —
  71. Д. Последние годы грузинской монархии 1658−1832. (Lang D. The last years of the Georgian monarche 1658−1832, New York, 1957-
  72. Э. Российская стратегия в Закавказье после кончины СССР. / Россия и современный мир. М.: ИНИОН. — 1995. — Вып.2.
Заполнить форму текущей работой