Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития и поведения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляющими: строением тела, уровнем физиологических процессов и психологическими особенностями личности. Человеческая индивидуальность может рассматриваться на 3-х уровнях: организменный (конституция, психофизиологические системы), поведенческий (например, темперамент) и личностный в контексте социальных отношений (А.Н. Леонтьев… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Физическое развитие, функциональное и психическое состояние организма — как критерий здоровья детей

1.1. Особенности процессов роста и физического развития современных детей.

1.2. Возрастные особенности морфо-функционального развития детей.

1.3. Сенситивные и критические периоды онтогенеза ребенка.

1.4. Адаптация детского организма к обучению в школе.

Глава 2. Конституциональные особенности развития и поведение детей в разные периоды онтогенеза

2.1. Понятие конституции и признаки ее формирования.

2.2. Конституция ребенка во взаимосвязи с функциональными резервами организма и поведением ребенка.

Глава 3. Взаимосвязь соматического развития и поведения.

Глава 4. Объект и методы исследования

4.1. Организация исследования и характеристика обследованного контингента.

4.2. Методы исследования и статистическая обработка материала.

Глава 5. Результаты исследования

5.1. Динамика морфо-функционального развития и поведения младших школьников в зависимости от возраста и пола.

5.2. Особенности поведения детей в процессе адаптации к школе.

5.3. Особенности регуляции функциональных систем организма у детей в зависимости от конституциональной типологии.

5.4. Индивидуально-типологический анализ антропо-физиологических признаков и поведения у детей одного возраста.

Глава 6. Обсуждение результатов исследования.

Выводы.

Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития и поведения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляющими: строением тела, уровнем физиологических процессов и психологическими особенностями личности. Человеческая индивидуальность может рассматриваться на 3-х уровнях: организменный (конституция, психофизиологические системы), поведенческий (например, темперамент) и личностный в контексте социальных отношений (А.Н. Леонтьев, 1977). Вместе с тем, индивидуальность — это целостное понятие и все три уровня имеют точки взаимодействия. Каковы эти взаимосвязи — вопрос открытый. Психическое и физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма — составной частью здоровья. Совокупность морфологических и функциональных показателей рассматривается с позиций одного из основных принципов биологии — единства структуры и функции (А.Р. Лурия, 1979; А. Н. Леонтьев, 1977; S.B. Heimsfield et. al., 1982; Н. С. Смирнова, 1988; E.H. Хрисанфова, 1990; А. И. Клиорин, 1996; С. Г. Кривощеков, 1998; Р. И. Айзман, 2000). Отношение к физическому и психическому развитию, как критериям индивидуального здоровья человека, повышает их научное и практическое значение и выдвигает задачу анализа здоровья как целостного состояния. Одни и те же показатели в зависимости от степени проявления могут быть позитивными, благоприятными в общей оценке здоровья или же являться факторами риска. Уровень и гармоничность физического и психического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме, сбалансированность эндокринной и центральной нервной систем, адекватность физического воспитания и интеллектуальной сферы.

Особый интерес проблема взаимодействия структуры и функции приобретает в растущем организме ребенка. Рост и развитие организмафундаментальные понятия в биологии. Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под «развитием» понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т. е в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции (ЕБ.Соколов, 1981). Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей, в том числе и в поведении (И.А. Аршавский, 1982; Е. Р. Слободская, 2004.) Вместе с тем взаимоотношение тела и психики — наименее разработанная проблема в развитии человека. Несмотря на обилие данных, в физиологии развития до настоящего времени не выработано единой теории, хотя и сформулирован целый ряд принципов, которые позволяют приблизиться к ее созданию (В.Д. Сонькин, 2004).

Особого внимания заслуживает эта проблема в связи с процессом адаптации ребенка к школе. Темпы роста и развития организма ребенка и процессы адаптации к школьной среде тесно взаимодействуют, в связи с чем физическое развитие и адаптационные возможности организма рассматриваются как основные критерии здоровья (В.В. Зайцева, В. Д. Сонькин 2006; С. Г. Кривощеков, H.H. Гребнева, 2000; Д. Брюн, Ф. Бернар, 2006; М. М. Безруких и др. 2002). При этом, каждый ребенок, независимо от возраста имеет свои сугубо индивидуальные характеристики и свои функциональные резервы, которые формируют индивидуальные особенности адаптивного поведения и адаптивные преобразования висцеральных систем (H.A. Корнетов, 1990; В. И. Медведев, 1998; С. И. Сороко, 2006). Раскрытие этих особенностей представляет актуальную задачу современной физиологии.

Индивидуальные особенности развития ребенка, в частности конституция и физиологические особенности регуляции функциональных систем, которые могут существенно влиять на поведение и эмоциональное состояние в значительной степени опосредуются возрастными этапами развития ребенка (П.Г. Светлов, 1966; М.Н. Bornstein, 1989). Хотя в современных исследованиях эта проблема широко обсуждается, она по-прежнему еще далека от своего завершения. В частности, слабо разработан вопрос взаимосвязи и взаимозависимости индивидуальных типологических особенностей телесной конституции, нервно-гормональных механизмов регуляции функций и особенностей поведения. Все это и предопределило цели и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — изучить индивидуально-типологические особенности и динамику морфо-функциональных изменений организма младших школьников в онтогенезе и взаимосвязь морфо-функциональных характеристик и поведения ребенка.

Задачи исследования:

1. Определить особенности вегетативной регуляции функций организма детей в возрастном периоде 6 до 12 лет с учетом гетерохронности весо-ростовых приростов.

2. Изучить особенности функционального состояния и поведения детей 612 лет с учетом соматотипа.

3. Провести комплексный индивидуально-типологический анализ на основе данных физического развития, функционального состояния сердечнососудистой системы, вегетативной регуляции и поведения.

Научная новизна. Впервые на однородной выборке младших школьников, с использованием методов описательной статистики, факторного и кластерного анализов, показано влияние возрастной гетерохронности морфологического и функционального развития детей на состояние вегетативной регуляции функций организма.

Показано, что принадлежность ребенка к соматотипу (мезоморфный, эндоморфный, эктоморфный) сочетается с особенностями физиологической регуляции, но не определяет стиль поведения ребенка.

Установлено, что индивидуальные особенности морфофункционального развития оказывают модулирующее влияние на поведение ребенка и приводят к формированию типологических групп, различающихся по стилям поведения и уровню тревожности.

Практическая значимость результатов работы. Полученные данные могут быть использованы как при оценке развития детей младшего школьного возраста специалистами оздоровительного профиля, так и при разработке рациональных режимов учебной деятельности в сочетании с оптимальным уровнем физической активности детей работниками образовательных учреждений. Результаты исследования внедрены в практику работы школьного психолога и педагогов лицея информационных технологий г. Новосибирска, а также используются для преподавания в курсах физиология, психология здоровья, валеология в Новосибирском гуманитарном институте.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гетерохронность морфо-функционального развития младших школьников в процессе онтогенеза может проявляться не только волнообразной динамикой возрастных ускорений развития, но и дисгармоничными соотношениями функциональных и морфометрических характеристик у одного ребенка в разные возрастные периоды и, как следствие, разной степенью напряжения механизмов вегетативной регуляции.

2. Индивидуальная принадлежность младших школьников к разным конституциональным соматотипам сочетается с функциональными особенностями гемодинамики и вегетативной (симпатическойпарасимпатической) регуляции, но не определяет стиль поведения.

3. На основе индивидуальных морфометрических, функциональных и поведенческих характеристик в выборке детей одного возраста, формируются группы, различающиеся стилями поведения, уровнями активности системы гемодинамики, механизмов вегетативной регуляции и уровнями тревожности.

Объем и структура работы.

Работа изложена на 143 стр. машинописного текста и состоит из введения, литературного обзора по теме исследования, описания объекта и методов исследования, результатов, обсуждения и выводов. Работа иллюстрирована 24 таблицами и 12 рисунками. Список использованной литературы содержит 213 наименований, в том числе 162 отечественных и 51 зарубежных источников.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.

Гемодинамика.

ЧССчастота сердечных сокращений.

АДс — систолическое давление.

АДд — диастолическое давление.

АДп — пульсовое давление.

АДср. — артериальное давление среднее.

ОПСС — общее периферическое сосудистое сопротивление.

СОК — систолический объем крови.

УО — ударный объем сердца.

МОК — минутный объем крови.

Вегетативные показатели Мо — мода (наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала) АМо — амплитуда моды (число значений интервалов, соответствующих Мо и выраженное в процентах к общему количеству интервалов в анализируемом массиве).

АХ — вариационный размах (разность между значениями максимального и минимального по продолжительности кардиоинтервала).

ИН — индекс напряжения, информирующий о степени напряжения регуляторных механизмов сердечной деятельности и уровне функционирования центрального контура регуляции ритма сердца.

ИВБ — индекс вегетативного баланса (симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм).

ИФИ — индекс функциональных изменений.

Антропометрические показатели.

ИК — индекс Кетле % ж — процент жировой массы % м — процент мышечной массы.

Опросник SDP (Goodmann) ЭР — эмоциональные расстройства.

ОП — отклонения в поведении (включающие повторяющееся и стойкое поведение, при котором нарушаются или основные права других людей или важнейшие соответствующие возрасту социальные нормы и правила) ГА — гиперактивность ПС — проблемы со сверстниками.

СУМ — суммарное число проблем, состоящее из суммы первых четырех. ПП — просоциальное поведение — поведение, соответствующее социальным нормам и правилам.

Обозначения с пометкой У — по данным учительского опросника Обозначения с пометкой Р — по данным родительского опросника.

Опросник школьной тревожности Филлипса Т сум — тревожность суммарная ТШ — тревожность школьная.

НФСС — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

выводы.

1. Установлена интраиндивидуальная гетерохронность морфо-функционального развития детей младшего школьного возраста (от 1 к 6 классу), которая проявляется нелинейной динамикой увеличения весо-ростовых показателей по сравнению с более ламинарным приростом гемодинамических показателей и сопровождается большим напряжением вегетативных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы в периоды наибольшего расхождения приростов морфометрических и функциональных показателей (в 5−6 классах по сравнению с детьми во 2 и 3 классах).

2. Существует оптимальная зона соотношения антропометрических (весо-ростовых) характеристик и уровня функционирования сердечно — сосудистой системы (системное АД и сердечные индексы) при которых нет напряжения механизмов вегетативной регуляции. Если это соотношение уклоняется в положительную или отрицательную сторону, происходит смещение баланса вегетативной регуляции, преимущественно в сторону усиления симпатической активности.

3. Распределение детей младших классов по принадлежности к эндоморфному, эктоморфному и мезоморфному соматотипу сочетается с физиологическими особенностями гемодинамики и вегетативной регуляции. Для эндоморфного соматотипа характерен более высокий уровень системного АД и напряжение вегетативной регуляции по сравнению с детьми эктоморфного и мезоморфного типа телосложения.

4. Поведение детей не зависит от принадлежности к конституциональному соматотипу, но испытывает опосредованное влияние из-за особенностей восприятия внешних данных ребенка через микросоциальный фон.

5. При многофакторном и кластерном анализе выделяются 3 группы детей (кластеры) сочетающих ряд типологических признаков (весо-ростовых, физиологических, поведенческой активности), которые могут быть описаны в координатах этих трех свойств организма человека. Группообразующими факторами для 2-х групп являются полярные формы поведения (спокойныегиперактивные), а для 3 группы — низкие значения весо-ростовых показателей и системного артериального давления.

6. Установлены различия между выделенными тремя группами по уровню тревожности. Дети с отставанием физического развития характеризуются самым высоким уровнем школьной тревожности и самыми низкими показателями по шкале «физиологическая сопротивляемость стрессу» по сравнению с другими группами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И., Карасик В. Е. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физическим нагрузкам. //Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига: Зинатне, 1980. С. 14 20.
  2. Л.И., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. Физическое развитие детей Кировской области // Гигиена и санитария, 1998. № 2.-С. 31−32.
  3. H.A. Экология и резервы здоровья // Н. А. Агаджанян, П. Г. Петрова, А.Р.Варфоломеев- Якутск.гос.ун-т Якутск, 1996. — 57с.
  4. A.A. Основные факторы риска заболеваний сердечнососудистой системы у детей и подростков и возможности их профилактики: Дисс.докт. мед. наук. М., 1991. -241 с.
  5. A.A., Розанов В. Б. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков // Российский педиатр, ж., 1998. № 2 С. 16 23.
  6. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968.
  7. С.Д. Соматотип как генетический маркер некоторых функциональных показателей организма младших подростков // Генетические маркеры в антропогенетике и медицине: Тезисы докладов. Хмельницкий — 1988. — С. 109 — 110.
  8. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков Киев.: Здоровье, 1985. 80 с.
  9. Ю.Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л., 1975. — С. 5.
  10. П.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., Наука, 1982 270 с.
  11. Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: издательство СО РАМН, 2000. — 126с
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 289с.
  13. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Основные методы математического анализа сердечного ритма. // Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — С.39 -93
  14. M.B. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у девочек 7−10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции: Автореф. дисс.канд. биол. наук. М., 1997. — 16 с.
  15. Т.А. Морфофункциональное созревание детей с различным развитием скелетной мускулатуры //Вопросы антропологии. 1975 б. -Вып. 50.-С. 152−161.
  16. Т.А. Некоторые физиологические показатели сердечнососудистой системы у детей с различной степенью развития скелетной мускулатуры // Вопросы антропологии. 1970. — Вып. 35. -С. 66- 67.
  17. Бани Ата А., Гладышева A.A. Соматотип, физические качества и размеры тела у юных гимнастов 7−8 лет. // Генетические маркеры в антропологии и медицине. Тезисы IV Всесоюзного симпозиума., Хмельницкий, 1988. С. 110−111.
  18. A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения. //Российский педиатрический журнал, 1998, № 1, С.5−8.
  19. И.И., Дорохов Р. Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков // Детская спортивная медицина. / Под ред. Тихвинского С. Б., Хрущёва C.B. М.: Медицина, 1980. — С. 165 -171.
  20. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., Изд-во МГУ, 1962.- 340 с.
  21. В.Н., Губайдулина Т. Х., Калиберный В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей // Гиг. и сан. 1996. № 5. С. 20.
  22. М.М., Кремленко О. Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов.// Физиол.чел., 2004. Т.30, № 5, с. 24 29.
  23. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Изд-во Академия, 2002. 416с.
  24. H.A., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. Т. 2. М., 1987. 446 с.
  25. Н.Г., Мирзаханова P.M., Жуков Ю. В. и др. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития // Физиол. чел., 1994. Т. 20. № 5. С. 46 -48.
  26. А.М. Конституциональные особенности артериального давления у детей. //Современная антропология медицине и народному хозяйству. Тезисы конференции. Тарту, 1988. — С. 121.
  27. Д., Бернар Ф. Тело. Изд-во Фаир-Пресс., 2006. 128с.
  28. В.В. Изучение популяции в антропологии // Вопросы антропологии. В.21. — 1965. — С. 5−17.
  29. В.В. Методика антропометрических исследований. М.-Л., Биомедгиз, 1931. -168 с.
  30. B.B. Физическое развитие детей // Биология человека. М.: Мир, 1968.- 330 с.
  31. В.В. Физическое развитие и соматические типы в период роста // Тез. IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М., 1960. С. 27- 35.
  32. O.A., Агаджанян H.A., Батурин В. А. и др. Морфо-функциональная оценка здоровья подростков//Физиол. чел.- 1998. т. 24. № 3. С. 86.
  33. O.A. Соматическая и функциональная антропология: Практикум: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 124 с.
  34. O.A., Цатурьян Л. Д. Конституциология: морфотип и дерматотип. Успехи современного естествознания.2003. С. 189 -191
  35. И. Б. Физическое развитие человека как социальная потребность //Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. С. 58 — 68.
  36. В.Г. Акцелерация роста и развития детей: эпохальная и групповая. М.: Изд-во МГУ, 1976, — 276с.
  37. В.Г. Возрастная периодизация человеческой жизни и биологический возраст ребенка //Вопросы антропологии. 1976. — Вып. 52.-С. 191−195.
  38. Л. А. Индивидуально-типологические особенности морфофункционального развития мальчиков в онтогенезе: Автореф. дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 2003. — 25 с.
  39. Е.З., Миклашевская H.H. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания у человека // Рост и развитие детей и подростков: Итого науки и техники (ВИНИТИ). М., 1989. Сер. Антропология. Т.З. С. 77- 134.
  40. Е.З., Ямпольская Ю. А., Гилярова O.A., Зубарева В. В. Возраст появления первых регул у женщин разных регионов России // Гиг. и сан, 1995. № 3. С. 30−32.
  41. H.H., Кривощеков С. Г., Загайнова А. Б. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири // Под общей ред. С. Г. Кривощекова. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. 108 с.
  42. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. Пер. с нем. М.: 1967.-291 с.
  43. В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. Москва: «СпортАкадемПресс», 2000. — 118 с.
  44. С.С. Оправданность использования различных соматотипологических классификаций в антропологическихисследованиях. // Функциональная морфология. Новосибирск, 1984. -С. 87.
  45. С.С. Распределение типов конституции у детей разного возраста // Дифференциальная психофизиология и её генетические аспекты. Пермь. 1975. — С. 200 — 202.
  46. А.Г., Земцовский Э. В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1989. — 464 с.
  47. А.Р. Морфофункциональная характеристика девочек 7−12 лет различных соматических типов и вариантов развития // Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов. -Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 80−85.
  48. Р.Н. Использование соматотипирования в педагогике и спортивной медицине // Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов, — Смоленск: СГИФК, 2000. С. 4 — 21.
  49. Р.Н. Место и роль физического развития подростков и соматотипирования при отборе и ориентации детей и подростков в спорте // Спортивно-медицинские аспекты подросткового возраста. -Смоленск, 1979. С. 3- 16.
  50. Р.Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования // Биомеханика. Морфология. Спорт: Сб. научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 100−105.
  51. Р.Н. Соматический тип как маркер двигательных возможностей человека // Генотипические маркеры в антропогенетике и медицине: Тезисы IV Всесоюзного симпозиума- Хмельницкий, 1988. -С. 104−109.
  52. Р.Н. Соматотипирование детей и подростков //Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, 1986. Т. 90. — Вып. 3. — С. 6671.
  53. В.А., Келлер X., Мураенко Н. М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М.: Медицина, 1997. 288 с.
  54. С.Г. Физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста в г. Орле // Гигиена и санитария. 1993. № 2. С. 39−40.
  55. О.Ю. Взаимосвязь соматических показателей и физической подготовленности школьников // Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000. -С. 76−80.
  56. С.А. Конституциональные особенности детей и подростков. -Новосибирск, 1998.-28с.
  57. С.А. Конституция и морфофункциональные особенности детского организма //Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. -Красноярск, 1997. -С. 31−32.
  58. Э.М., Галеев А. Р., Игишева Л. Н. Двигательная деятельность -необходимый компонент валеологического образования // Проблемы валеогизации образовательной среды. Кемерово, 1999. С. 44 — 90.
  59. Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. 328 с.
  60. Л.В. Охрана здоровья женщин и детей малочисленных народов севера Томской области// Здравоохранение Р. Ф., 1998, № 4 -48 -50 с.
  61. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
  62. В.М. Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся. Коломна, 1992. С. 38.
  63. М.К. Влияние факторов среды и наследственности на морфологию человека. // Современная морфология физкультуре и спорту.-Л, 1987.-С. 130−131.
  64. А.И. Соматотипы и парадигма индивидуальных конституций. Развитие теории конституции человека в России во Н-ой половине 20-го века.//Физиологический журн. им. И. М. Сеченова. 1996. — Т. 82. — N 3. -С. 151−165.
  65. А.И., Сергеев Ю. С. Структура (соматотип) и функциональные особенности организма. // Современная морфология физкультуре и спорту: тез. конф. — Ленинград, 1987. — С. 131 — 132.
  66. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979. 164 с.
  67. В. И, Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. 296 с.
  68. П.Г., Сосин Д. Г. Морфофункциональные аспекты отбора и ориентации в спорте. // Современная морфология физкультуре и спорту. — Л., 1987. — С. 133 — 134.
  69. В.П. Взаимосвязь биологического возраста с соматотипами. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. Тезисы докладов. — М., 1990. — С. 111.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  71. И.А., Панасюк Т. В., Тамбовцева Р. В. Становление индивидуальных показателей соматотипа и особенностей конституциональной организации у мальчиков 7 12 лет // Морфология. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1997, Т. 112. — № 6. — С. 78−81.
  72. Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. М., Д.: Госиздат, 1930.-304 с.
  73. Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976. 271 с.
  74. С.Г., Ройфман М. Д., Слободская Е. Р. Психическое здоровье и телосложение подростков //Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. докл. Томск -Красноярск, 1996. С. 23- 24.
  75. Д. Демобилизирующая тревожность // Школьный психолог. 2005. № 2. — С47 — 49.
  76. В.В., Никитюк Б. А. Социальное и биологическое в природе человека // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. -С. 2−12.
  77. В.Р., Суханова H.H., Семененко Т. А. и др. О связи физического развития и иммуного статуса детей и подростков //Гигиена и санитария. 1996.-№ 2.- С. 17−18.
  78. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1971.
  79. A.C. Системный подход в морфологических исследованиях //Здравоохранение Белоруссии. 1984. № 5. С. 13−15.
  80. А.Р. Язык и мышление.М., 1979
  81. В.И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: Автореф. дисс.канд. биол. наук. Архангельск, 1995. -17 с.
  82. В.И., Дегтева Г. Н., Коноплев О. Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения //Гиг. и сан. 1997. № 3. С. 33 36.
  83. A.A. Элементарные корреляции и изменчивость человеческого организма // Труды Института цитологии, гистологии и эмбриологии, 1948. Т.2, Вып. 1. — С. 95 — 111.
  84. В.И., Афонин А. П., Филиппов В. И. Анализ антропометрических показателей детей первого детского возраста за 24-летний период. Кривой Рог, 1995. 15 с.
  85. H.A., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников Н. Новгорода // Гигиена и санитария. 1997.№ 2.-С. 26−32.
  86. В.И. Адаптация человека. СПб,: Институт мозга человека РАН. 2003−584 с.
  87. Мельникова C. JL, Пименова Г. Н., Матвеева H.A. Корреляция антропометрических и физиологических параметров. // Российские морфологические ведомости. -Белгород. 2000. — С. 223.
  88. H.H. Рост и развитие ребенка. М., 1973. С. 55−89.
  89. .А. Соматотипология и спорт. // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 5. — С. 26−28.
  90. .А., Дарская С. С. Актуальные вопросы учения о конституции детей и подростков. // Проблемы дифференциальной психофизиологии и ее генетические аспекты. Тезисы Всесоюзного симпозиума. — Пермь, 1975. — С. 47- 60.
  91. .А., Чтецов В. П. Морфология человека. М.: МГУ, 1990. -342 с.
  92. И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераменте. Собр. Соч.- Т.З. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — С. 77−78.
  93. Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах // Автореф.: дис.к.б.н. -М., 1984.-18 с.
  94. B.C., Ильин A.A., Тарасова В. Г. и др. Связь величины объема щитовидной железы с антропометрическими параметрами физического развития // Вестн. РАМН. М., Медицина, 1997. № 2. С. 41−44.
  95. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе //Физиология чел. 1997. Т. 23, № 6. С. 44 -48.
  96. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.: ил.
  97. В.Б., Александров A.A., Олферьев A.M. и др. Факторы, определяющие артериальное давление в детском возрасте // Cor et vasa, 1990. Т.32, № 5. С. 375−383.
  98. В.Б. Морфофункциональное развитие детей и подростков разных конституциональных типов в зависимости от двигательной активности. Автореферат докторской дисс., Томск, 2004 -50с.
  99. В.Б., Айзман Р. И. Онтогенез мальчиков в зависимости от типа конституции: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. -196с.
  100. В.М. Специальная теория индивидуальности и темперамент // Системное исследование индивидуальности. Пермь: ПГПИ, 1991. -С. 16−26.
  101. И.И., Полина Н. И., Марфина О. В. Детский организм и среда : формирование физического типа в разных геохимических регионах СССР. Минск, 1989−269 с.
  102. П.Г. Теория критических периодов развития и ее значение для понимания принципов действия среды на онтогенез //Вопросы цитологии и общей физиологии. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1966. -С. 236 -274.
  103. Т.Н., Суханова H.H. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения // Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков. М., 1993. С. 49 — 52.
  104. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпатоадреналовой системы у детей младшего школьного возраста в течение учебного года // Физиология чел. 1992. т. 18, № 3.-С. 18−21.
  105. Е.Р., Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление. Новосибирск, 2004 416с.
  106. Е.Р., Темперамент и поведение детей раннего возраста с различным социально-экономическим положением и телосложением // Бюллетень СО РАМН. 1997.-№ 2. — С. 26 — 31
  107. Е.Р., Сафронова М. В., Савина H.H. Отклонения в поведении и эмоциональные расстройства школьников по даннымучительских опросников // Аспирантский сборник НГПУ -2000. Часть 3. Новосибирск, 2000. С.203−210
  108. А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения. Л. -1976.
  109. А.Д. Учение о физиологических адаптациях. В кн. Экологическая физиология. 4.1, наука, 1979.
  110. Н.С. Региональная специфичность возрастной соматической изменчивости у взрослых // Современные методы изучения структур и функций: Тезисы докладов. М., 1988. — С. 4−6.
  111. Н.И. Соматический тип и функциональный статус системы кровообращения девочек-подростков // Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов. Смоленск: СГИФК, 2000. -С. 113−115.
  112. Е.В., Хорошие «плохие» дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации. Новосибирск, 2004. 604с.
  113. В.Д., Зайцева В. В., Степанова Т. В. Тенденция изменений темпов соматического и моторного развития юношей в 90-е годы XX века // Физиология развития человека. Материалы международной конференции 27- 30 ноября 2000 г. М., 2000. — С. 400 -402.
  114. И.В., Губа В. П. Соматическая характеристика мальчиков 710 лет основа направленного двигательного развития // Соматические типы и соматотипирование: Сб. научных трудов.- Смоленск: СГИФК, 2000.-С. 60−64.
  115. М.А. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков и юношей различных конституциональных типов.: Авторефер. дис. к.б.н. Томск, 2002. — 25 с.
  116. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. — 432с.
  117. H.H. Соматотип в оценке физического развития школьников 11 лет // Гигиена и санитария. -1989, № 9. С. 84 -86.
  118. H.H. Соматотип как один из показателей индивидуального темпа роста и созревания ребенка // Гигиена и санитария. -1998, № 6. -С. 36−37.
  119. Дж. Рост и конституция человека // Биология человека/ Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и др. М.: Мир, 1979. — С. 336— 471.
  120. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1998.
  121. Е.П. Половое развитие девочек-подростков с разными соматотипами //Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. -М., 1978.-С. 251−254.
  122. В.А. Социально-гигиенические проблемы оздоровления населения Сибири. Бюллетень СО РАМН, 1996, № 3. С. 10- 14
  123. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дис. докт. мед. наук, 1985.-43 с.
  124. И.Н. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. 2-е изд. Минск: Беларусь, 1994. -207 с.
  125. . В., Голикова О. И., Шушкова Т. С. и др. Влияние климата Крайнего Севера и условий обучения на организм школьников младших классов // Гигиена и санитария. № 5.1997. С. 27 — 32.
  126. Т.К. Влияние фактора конституции на темпы развития школьников //Новые исследования по генетике развития человека. М., 1977.-С. 67−72.
  127. Физиологические основы здоровья// под ред. Р.И.АЙзмана, А. Я. Тернера. Новосибирск, 2001. -524с
  128. Л.Г. Типы адаптации в спорте. Омск, 1991. — 199с.
  129. Хит Б.Х., Картер Дж. E.JI. Современные методы соматотипирования. Модернизированый метод определения соматотипов // Вопросы антропологии. М., 1969. — Вып. 33 — 19 с.
  130. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1990. -319с.
  131. E.H. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., МГУ, 1990. 152с.
  132. Чопра Дипак. Совершенное здоровье: Пер. с англ. М.: БИНОМ, СПб, Золотой век, 1995. — 432с.
  133. В.П., Лутовинова Н. Ю., Уткина М. И. Опыт объективной диагностики соматических типов на основе измерительных признаков у женщин // Вопросы антропологии. 1979. — Вып. 60. — С. 3−14.
  134. М.И., Ананьева H.A., Белявская В. И. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993г. // Гигиена и санитария. 1994. № 4. С. 39 — 42.
  135. В.Б., Хрущёв C.B. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: Физкультура и спорт, 1984. -152с.
  136. И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. / Избранные труды. М.: Наука, 1982. 383с.
  137. Шмидт-Ниельсен К. Размеры животных: Почему они так важны? -М.: Мир, 1987.-251с.
  138. В.Г., Островский А. Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. M.-JL: Госмедиздат, 1929. — 79 с.
  139. И.К., Константинов Е. Н., Гундарев И. А. О новом подходе к пониманию гемодинамической нормы //Кардиология. 1981. № 3. С.10−14.
  140. А.С. Тип мышечной работоспособности и оценка адаптивных реакций человека // Теория и практика физической культуры. -1995, № 4. С. 46 — 47.
  141. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: «Наука», 1989. — 136с.
  142. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии — Новосибирск, 1996. — 49с.
  143. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: «Университетская книга», 1996.-717с.
  144. Ямпольская Ю. А Об изменении показателя динамометрии у школьников г. Москвы за последние десятилетия // Гигиена и санитария. 1993. № 9. С. 27 29.
  145. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения // Гиг и сан. 1996. № 1. — С. 25 — 26.
  146. Ю.А., Ананьева Н. А., Ужви В. Г. Соматический и конституциональный статус школьников 12−16 лет разных конституциональных типов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977. — Том 2. — С. 251−352.
  147. Ю.А., Ананьева Н. А., Ужви В. Г. Соматический и функциональный статус подростков разных типов конституции // Вопросы антропологии. 1988, вып. 80. С. 50 — 61.
  148. Ahmed М.В., Khalid М.Е., el Karib A.O., АН M.E., Adzaku F. Body composition and blood pressure: which indices of fatness show the strongest correlation? // J. Hum. Hypertens. 1996. — V. 10. — P. 365 — 368.
  149. Bains Kiran K., Mann S.K. Relationship of energy and protein consumption to low socioeconomic group // J.Res. Punjab. Agr. Univ. 1992. V.29, № 4. P.551 556.
  150. B. Loucry J. // Plasticiti, political economy and physical growth status of Guatemala Maya children living in the United States // Amer. J. Phys. Anthropol. 1997. — V.102, № 1. — P. 17- 32.
  151. Bornstein M.H. Sensitive Periods in Development: Structual characteristics and causal interpretations // Psychological Bulletin. 1989. -Vol.105. -P.179- 197.
  152. Butova O.A., Agadjanyan N.A. Ecological portrait and reserves of teenagers organism // IV Dual congress «Human paleontology, Human biologists». Johannesburg et Pretoria. 1988, — P. 118.
  153. Calo G., Guzzaloni G., Mora D. Prevalenza delle basse stature nella provincia di Verbania // Acta med. auxel. 1996. V. 28. № 1. P. 55 — 60.
  154. Classens A., Beunen G., Simons J. Stability of anthroposcopic and anthropometric estimates of physique in Belgian boys followed longitudinally from 13 to 18 years of age. Ann. J. Hum. Biol. V. 13. N 3. -1986.-P. 235−244.
  155. Conrad K. Konstituion // Cruhle HW u a, Hrsg. Psychiatrie der Gegenwart. Forschung und Praxis. Springer, 1967,1/1A. — P. 71 — 151.
  156. Crooks D.L. Relationship between environment and growth for Moran children in Belise // Amer. J. Hum. Biol. 1994. — V.6, № 5. — P. 571 — 584.
  157. Demerath E.W., Towne B., Wisemandle W., Blangero J., Chumlea W.C., Siervogel R.M. Serum leptin concentration, body composition, and gonadal hormones during puberty. // Int. J. Obes Relat Metab Disord. 1999. — V.23. -P. 678−685.
  158. Dimitrov J. Accelerative changes in some anthropometric indices of newborn infants in Plovdiv during the period from 1939 to 1995 // Folia med. (EtJir). 1997. — V. 39, № 1. — P. 80 — 84.
  159. Dufour D.L., Staten L.K., Reina J.C. e.a. Anthropometry and secular changes in stature of urban Colombian women of differing socioeconomic status // Amer. J. Hum. Biol. 1994. — V. 6, № 6. — P. 749 — 760.
  160. Ekblad S. The children’s Behaviour Questionnaire for completion by parents and teachers in a Chinese sample // Journal of Child Psychology and Psychiatry.- 1990. Vol.31.-P.775−791.
  161. Emamian S.A., Nielsen M.B., Pedersen J.P. e.a. // Amer. J. Rentgenol. 1993.-V. 160.№ l.-P. 83−86.
  162. Eusenck H.J. Personality, genetics and behavior. NewYork, Praeger, 1982
  163. Freedman D.S., Khan L.K., Serdula M.K., Srinivasan S.R., Berenson G.S. Secular trends in height among children during 2 decades: The Bogalusa Heart Study. // Arch. Pediatr Adolesc Med. 2000. — V. 154. — N 2. — P. 155 -161.
  164. Garnett S.P., Cowell C.T., Bauer L.A., Fay R.A., Lee J., Coakley J., Peat J.K., Boulton T.J. Abdominal fat and birth size in healthy prepubertal children.// Int. J. Obes Relat Metab Disord. 2001. — V. 25. — P. 1667 -1673.
  165. Gerber L.M. Anthropological approaches to the stady of sex difference in blood pressure // Amer. J. Hum. Biol. 1995. — V. 7, № 2. — P. 145 — 148.
  166. Glavce C., Cucu D., Rus R. et al. //Stud, si cerc. antropol. 1995. — V. 32. -P.75−82.
  167. Goodman R. The extended version of the Strength and Difficulties Questionnaire as a guide to child psychiatric caseness and consequent burden // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. — Vol.40. — P.791 -799.
  168. Goodman R., Ford T., Simmons H. et al. Using the Strends and Difficulties Questionnaire (SDQ) to screen for child psychiatric disorders in a community sampl// British Journal of Psychiatry. 2000b. — Vol.177. -P.534−539.
  169. Gyler L, Oudley M, Blinkhorn S, Barnett B. The relationship between psychosocial factors and developmental outcome for very low and extremely low birthweight infants: A review. Aust NZ Psychiatry 1993−27:62 -73.
  170. Gubina-Vakulik G.I. Significance of somatometric analysis in medical research.// Arkh Patol. 1995. — V. 57. — P. 77 — 79.
  171. Heimsfield S.B., Stevens V., Noel R. et. al. Biochemical composition of muscle in normal and semistarved human subjects- relevance to anthropometric measurements // Am. J. Clin. Nutr. 1982. — V. 36. — N. 1. -P. 131−142.
  172. Henneberg M., Louw G.J. Average menarcheal age of hingsher socioeconomic status qvo and recall methods // Amer. J. Phys. Anthropol.-1995.- V.96, № 1. P. l-5.
  173. Herrero ME, Hechtman L, Weiss G. Antisocial disorders in hyperactive subjects from childhood to adulthood. Amer J Orthopsychiatr 1994−64:510 -21.
  174. S. (red) Klinikleifagen Pediatric. Stuttgart: S. Sprunger Verlag. 1993. 651s.
  175. Istrate M. Influence du rapport staturo-ponderal sur les niveaux moyens de certains indicateurs biochemiques chez quelques populations du department de Neant // Ann. roum. anthropol.- 1994 V. 31. — P. 17 — 20.
  176. Johnston F.E., Macvean R.B. Growth faltering and catch-up growth in relation to environmental change in children of a disadvantaged community from Guatemala City //Amer. J. Hum. Biol. 1995. — V.7, № 6. — P.731−740.
  177. Keenan K, Shaw OS, Walsh B, Delliquadri E, Giovannelli J. DSM-III-R disorders in preschool children from low-income families. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997- 36:620- 7.
  178. Keller MB, Lavori PW, Beardslee WR, Wunder J, Schwartz CE, Roth J, Biederman J. The distruptive behavioral disorder in childhood and adolescents: Comorbidity and clinical course. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1992−31:204−9.
  179. Kirchengast S., Steiner V. Sexual dimorphism in body composition, weight status and growth in prepubertal school children from rural areas of eastern Austria. // Coll. Antropol. 2001. — V. 25. — P. 21 — 30.
  180. Knussman K. Makrosomie-Mikrosomie als korperbautypologische Variationsreihe II Ordnung // Homo. 1961. — V. 12. — N 1. — S. 1 — 15.
  181. Kretschmer E. Physique and character. N.Y., 1925.
  182. Krongsdier R. Assessment of growth and nutritional status- An anthropological perspective // Acta med. auxel. 1996. V. 28. № 3. — P. 117- 153.
  183. Lazarus R., Gore C.J., Booth M., Owen N. Effects of body composition and fat distribution on ventilatory function in adults. // Am. J. Clin. Nutr. -1998.-V. 68.-N. l.-P. 35−41.
  184. Marlow N, Roberts L, Cooke R. Outcome at 8 years for children with birth weights of 1250g. or less. Arch Dis Child 1993- 68:286 290.
  185. Parizkova J., Carter J.E. Influence of physical activity on stability of somatotypes in boys. // Am J. Phys. Anthropol. 1976. — V. 44. — P. 327 -339.
  186. Rebato E., Salces I.et., San Martin L., Sussane C. Analysis of sibling resemblance in anthropometric somatotype components. Ann. J. Hum. Biol. -V. 27. N 2. 2000. — P. 149 — 161.
  187. Rutter M. Isle of Wight reyjsited: Twenty-fjve years of child psychiatri cepidemiology. J Am Acad Child Adolesc Psychiatiy 1989- 28:633 53,
  188. Sheldon W.H., Stevens S., Tucker W. The varieties of human physique. New York, Harper, 1940. 347 p.
  189. Szemik M. Growth of school children from varions Polish populations, as compared with different European populations // Acta med. Auxol. 1985. -Vol. 17, N. 1 -2.-P. 81 -85.
  190. Toretta O., Guerci A., Carossino P. e.a. Cross-sectional anthropometric study of Burmese boys and girls 9−14 years of age with secular comparisons from 1948 // Amer. J. Hum. Biol. 1994. — V. 6, № 6. — P. 693 — 697.
  191. Walker R.N., Tanner J.M. Prediction of adult Sheldon somatotypes I and II from ratings and measurements at childhood ages. Ann. J. Hum. Biol. V. 7. N3.- 1980.-P. 213−224.
  192. Wanke A. Zagadmienie typow somatycznych // Przegl. Antropol. 1954. -V. 120.-S. 64−104.
  193. Weisglas-kuperus N, Koot HM, Baerts W, Fetter WPF, Sauer PJJ. Behaviour problems of very low-birthweight children. Dev Med Cild Neurol 1993−35:406−416.
  194. Zimmerman M.R. Foundations of medical anthropology. Anatomy at. al. Context., v. VII. Philadelphia. — 1985. — 214 p.
  195. Yung C.G. Psychological Types. London, 1924.
Заполнить форму текущей работой