Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Применение лазерной технологии при ремонте коленчатых валов судовых двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор параметров режимов лазерной обработкиподбор материалов покрытий, отвечающих высоким показателям износостойкостиразработка оптимальных процессов лазерного упрочнения и легирования шеек коленчатых валов, исследование и определение параметров лазерного оплавления восстанавливающих газотермических покрытий (ГТП) — практическое приложение разработанной технологии для упрочнения шеек коленчатых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
    • 1. 1. Условия работы, износы и повреждения коленчатых валов судовых двигателей
    • 1. 2. Анализ отказов коленчатых валов
    • 1. 3. Восстановление шеек коленчатых валов
    • 1. 4. Упрочнение поверхностного слоя шеек коленчатых валов при ремонте и изготовлении
    • 1. 5. Постановка задачи исследований
  • 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ
    • 2. 1. Особенности структурообразования в зоне лазерного воздействия
    • 2. 2. Исследование микроструктуры и микротвердости материалов коленчатых валов после лазерной обработки
    • 2. 3. Влияние лазерной обработки на триботехнические свойства исследуемых материалов
  • 3. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ РЕЖИМОВ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ
    • 3. 1. Разработка методики измерения температурных полей, возникающих в материалах при лазерном воздействии
    • 3. 2. Определение параметров режимов лазерной закалки и лазерного легирования

Применение лазерной технологии при ремонте коленчатых валов судовых двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. При производстве и эксплуатации судовых двигателей внутреннего сгорания (ДВС), не всегда используются наиболее эффективные средства снижения износа, учитывающие конкретные условия работы. По этой причине Россия и другие технически развитые страны несут большие материальные затраты, связанные с ремонтом.

Одной из основных деталей судового ДВС, определяющих ресурс его работы, является коленчатый вал, долговечность которого, в свою очередь, зависит от его сопротивления усталости и износостойкости рабочих поверхностей.

Преждевременный износ рабочих поверхностей коленчатых валов более предельных значений ведет, как правило, не только к значительным затратам на ремонт или замену валов, но и к убыткам из-за простоя судна в ремонте. А выход из строя при поломке коленчатого вала может привести к аварии судна.

В сложившейся экономической ситуации парк судовых дизелей Российского флота постепенно устаревает. Из-за повышенных скоростей изнашивания рабочих поверхностей многие коленчатые валы работают проточенные на последние ремонтные размеры или выбраковываются по причине износа выше предельных значений, не достигнув назначенного полцого ресурса.

Более 50% главных судовых двигателей импортного производства. В связи с этим у судоремонтных предприятий зачастую нет возможности приобретать у заводов-изготовителей сменно-запасные детали. Поэтому задача восстановления и упрочнения изношенных в процессе эксплуатации рабочих поверхностей коленчатых валов вместо замены валов новыми становится актуальной.

Вопросам упрочнения деталей машин и механизмов и повышения их эксплуатационной надежности посвящены научные труды Б. М. Асташкевича, Д. Н. Гаркунова, Ю. Н. Дроздова, И. В. Крагельского, Ю. Г. Кулика, Л. И. Погодаева, Ф. Ф. Репина, А. П. Семёнова, Ю. В. Сумеркина, М. М. Тененбаума, A.B. Чичинадзе и др.

Возникновение проблемы ресурсосбережения требует применения прогрессивных и высокотехнологичных методов восстановления изношенных поверхностей коленчатых валов.

Существенными недостатками большинства применяемых способов восстановления и упрочнения шеек коленчатых валов является их длительность, высокая трудоемкость и энергоемкость, низкая экологическая защищенность.

Решению проблем восстановления изношенных поверхностей коленчатых валов посвящены работы Ю. Б. Берестовского, И. Н. Горбатова, М. У. Иминова, Д. Ю. Терехова, И. Е. Ульмана, В. Б. Хмелевской, С. Н. Юрковой и др.

Несмотря на большое количество работ и проведённых исследований, отсутствуют достаточно надежные производственные технологии восстановления и упрочнения рабочих поверхностей крупногабаритных судовых коленчатых валов.

В настоящее время, все большее развитие получают методы обработки рабочих поверхностей излучением оптического квантового генератора — лазера. Данные методы существенным образом расширяют и дополняют технологические возможности традиционных методов обработки.

Исследованию процессов лазерной обработки посвящены научные труды Г. А. Акулиной, В. М. Андрияхина, Г. Н. Гаврилова,.

B.B. Глебова, O.B. Горшкова, А. Г. Григорьянца, Ю. М. Лахтина, И. И. Прохорова, H.H. Рыкалина, В. М. Ходаковского, О. В. Чудиной и др.

Однако еще недостаточно системных знаний по структурно-фазовым превращениям и влиянию лазерной обработки на физико-механические характеристики материалов. Отсутствуют математические модели, позволяющие, с достаточной степенью достоверности, определять режимы лазерной обработки, необходимые для достижения тех или иных свойств поверхностных слоев. Также отсутствуют методики позволяющие наблюдать реальные тепловые процессы в материалах и, соответственно контролировать и прогнозировать свойства и качество упрочненных слоев. Все эти причины ограничивают промышленное использование лазерных технологий.

Исходя из вышесказанного проблема восстановления и упрочнения рабочих поверхностей судовых коленчатых валов с использованием прогрессивных лазерных технологий является актуальной.

Целью настоящей работы является разработка технологии лазерной обработки, обеспечивающей, на стадиях восстановления (ремонта) и изготовления, повышение износостойкости рабочих поверхностей шеек коленчатых валов судовых ДВС.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

• определение характеристик изнашивания и причин выхода из строя коленчатых валов;

• анализ существующих методов упрочнения и восстановления коленчатых валов в России и за рубежом;

• исследование закономерностей образования износостойких слоев и покрытий при воздействии лазерного излучения;

• выбор параметров режимов лазерной обработкиподбор материалов покрытий, отвечающих высоким показателям износостойкостиразработка оптимальных процессов лазерного упрочнения и легирования шеек коленчатых валов, исследование и определение параметров лазерного оплавления восстанавливающих газотермических покрытий (ГТП) — практическое приложение разработанной технологии для упрочнения шеек коленчатых валов дизельных двигателей при их восстановлении и изготовлении.

Научная новизна работы заключается в следующем: в результате проведения теоретических и экспериментальных исследований выявлены закономерности формирования износостойких слоев и процессов оплавления покрытий за счет применения лазерного излученияопределены структурные изменения поверхностных слоев материалов коленчатых валов при лазерном воздействииразработана методика расчета и измерения температуры в зоне лазерного воздействия при поверхностной обработке металлов и сплавовоптимизированы параметры режимов лазерного упрочнения, оплавления и легирования;

Практическое значение работы: разработаны надежные производственные процессы получения износостойких слоев и покрытий, сочетающие технологии воздействия лазерного излучения и газотермического напыления покрытий;

• получены математические зависимости для определения оптимальных параметров режимов лазерной обработки материалов коленчатых валов;

• достигнута высокая эксплуатационная надежность газотермических покрытий (ГТП) за счет оплавления лучом лазера;

• на основе научных исследований разработана технология восстановления и упрочнения шеек стальных коленчатых валов, применяемых в высоконагруженных дизельных двигателях.

На основании данных, полученных в диссертации на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» разрабатывается технологическая документация и создается участок лазерной обработки деталей судового машиноремонта.

Кроме того, практические результаты работы рекомендуются к использованию в судоремонтном производстве при восстановлении изношенных и изготовлении новых сменно-запасных деталей типа вал.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Результаты исследования структуры и свойств поверхностных слоев материалов судовых коленчатых валов (стали 45 и 40Х) при лазерной закалке и лазерном легировании.

• результаты исследования структуры и свойств оплавленного лазерным лучом ГТП из сплава ПН7ЭХ16СЗРЗ;

• методика измерения температур в зоне лазерного воздействия методом микротермопар;

• математические зависимости характеристик упрочнённых слоев от параметров режимов лазерной обработки;

• результаты экспериментальных исследований износостойкости материалов коленчатых валов после упрочнения различными методами и сравнительная оценка их эффективности- 9.

• основы технологии лазерной поверхностной. упрочняющей обработки.

Апробация работы: результаты исследований докладывались и обсуждались на 13-й научно-технической конференции по проектированию скоростных судов. Нижний Новгород: ЦКБ по СПК 1999 г. г.- на 1 Всероссийской научно-технической конференции «Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве». Нижний Новгород: НГТУ, 1999 г.- на научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава. Нижний Новгород: ВГАВТ, 1999 г.- на IV Всероссийской научно-технической конференции «Методы и средства измерений физических величин». Нижний Новгород: НГТУ, 1999 г.- на региональной научно-практической конференции инженерного факультета НГСХА по итогам работы за 1996;1999 годы. Нижний Новгород: НГСХА, 1999 г.

Основные положения диссертации опубликованы в $ печатных работах.

Основные результаты работы сводятся к следующему:

1. При рассмотрении методов упрочнения и восстановления коленчатых валов и анализе отказов судовых коленчатых валов проведено технико-экономическое обоснование резервов повышения эксплуатационной надежности за счет применения способов лазерной обработки для упрочнения рабочих поверхностей.

2. Для математического расчета параметров режимов лазерной обработки и экспериментального подтверждения его достоверности разработаны методика и стенд измерения температурных полей, возникающих в материалах при воздействии лазерного излучения.

3. По данным математического расчета поставлен эксперимент и определены оптимальные параметры режимов лазерной обработки, обеспечивающие максимальную износостойкость материалов при наибольших глубине и микротвердости обрабатываемой зоны.

4. Проведен статистический анализ экспериментальных данных и получены математические зависимости скорости изнашивания, глубины упрочненной зоны и микротвердости от мощности излучения и скорости лазерной обработки.

5. Данные математические зависимости рекомендуются к использованию в инженерных расчетах для определения параметров режимов лазерной обработки по заданным свойствам материалов коленчатых валов.

6. На основании данных, полученных в диссертации на ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» разрабатывается технологическая документация и создается участок лазерной обработки деталей судового машиноремонта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тема диссертационной работы относится к одной из актуальных задач — повышению ресурса работы судовых коленчатых валов при их восстановлении, ремонте и изготовлении.

Задача решается путем сравнительного анализа процессов упрочнения и восстановления коленчатых валов и применения методов лазерной обработки.

Структурная схема работы включает:

1. обоснование задачи;

2. качественный и количественный анализ случаев выхода из строя коленчатых валов и методов их упрочнения и ремонта;

3. аналитическое исследование изучаемых процессов лазерной обработки;

4. математические расчеты режимов обработки и их экспериментальное подтверждение по разработанной методике;

5. статистический анализ экспериментальных данных и оптимизацию режимов лазерной обработки на его основе;

6. разработку технологии лазерной обработки коленчатых валов судовых дизелей и реализацию решения на уровне внедрения, его оценку и технико-экономическое обоснование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Металлирование. M.: Машиностроение, 1978.
  2. Г. А., Цырлин С. Э. Лазерная закалка деталей машин. М., 1984.
  3. В.М., Зверев C.B., Чеканов Н. Г. Упрочнение стали У10 лазерным излучением.// Автомобильная промышленность, 1980, № 6. С. 28.
  4. В.М., Еднерал Н. В., Мазора Х. А., Скаков Ю. А. Лазерное легирование хромом стали 10.// Поверхность. Физика, химия, механика. 1982. № 10. С.134−139.
  5. В.М. Процессы лазерной сварки и термообработки. М.: Наука, 1988. 176 с.
  6. .М. и др. Плазменные и лазерные методы упрочнения деталей машин. Минск: Высшая школа, 1985. 115 с.
  7. Ю.М. Технология абразивной обработки в магнитном поле. Л.: Машиностроение, 1975.
  8. Бездеформационная наплавка чугунных коленчатых валов./Русаков В.А., Тугушев Б. Ф., Налйвкин В.А.// Соврем, методы наплавки, упрочняющ. защит, покрытия и использ. матер.:4 Укр. респ. науч,-техн. конф. 20−22 нояб. 1990.: Тез. докл. Харьков,-1990. С. 79−81.
  9. В.В., Гуйва В. А., Махатилова А. И. Влияние комбинированного упрочнения на структуру и свойства высокопрочного чугуна.// МиТОМ. 1990. № 4. С.33−35.
  10. Ю.Бративник Е. В. Методы определения оптимальных режимов лазерной закалки и контроля ее качества. МиТОМ, 1982, № 9, с. 3638.
  11. В.А., Барышевская Е. А., Буракова Н. М. Локальная цементация железа в условиях импульсного лазерного нагрева искоростной закалки./ Изв. вузов. Машиностроение, 1981. № 11. С. 106.
  12. В.А. Формирование структур повышенной износостойкости при лазерной закалке металлорежущего инструмента. МиТОМ, 1983, п. 5, с. 16−17.
  13. В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. JL: Судостроение, 1977. 391с.
  14. Н.Васильев Б. В., Ханин С. М. Надежность судовых дизелей. М.: Транспорт, 1989. 184 с.
  15. A.A., Гладуш Г. Г. Физические процессы при лазерной обработке материалов. М.: Энергоатомиздат, 1985.
  16. Влияние лазерной обработки на структуру и износостойкость газотермического покрытия из сплава ПН85Ю15/ Смирнов В.А.// Теория и практика газотермического нанесения покрытий. :Х1 Всесоюз. конф.:Тез. докл. Севастополь. 1988.
  17. P.E. и др. Плазменно-дуговое напыление износостойких покрытий на чугунные и стальные изделия типа вала.// Сварочное производство. 1990. № 11. С.5−7.
  18. Восстановление коленчатых валов двигателей КАМАЗ наплавкой в активной газовой среде/ Отчет о научно-исследовательской работе. Оренбург, 1984. 44 с.
  19. Газотермические покрытия из порошковых материалов. Справочник./ Борисов Ю. С., Харламов Ю. А., Сидоренко С. Л., Ардатовская E.H.// Киев: Наукова думка, 1987.
  20. H.H. и др. Восстановление коленчатых валов автомобилей дуговой металлизацией.// Сварочное производство. 1990. № 7. С.28−29.
  21. В.К. Твёрдость и микротвёрдость металлов. М.: Наука, 1976,232 с.
  22. А.Г., Сафонов А. Н. Методы поверхностной лазерной обработки. М.: Высшая школа, 1987.
  23. А.Г., Сафонов А. Н., Шибаев В. В. Влияние некоторых технологических факторов на особенности формирования валиков при лазерной газопорошковой наплавке.// Порошковая металлургия. 1984. № 9. С.39−42.
  24. Д.М. и др. Анализ зависимости глубины упрочненного слоя от плотности энергии лазерного излучения. ФиХОМ, 1985, № 2.
  25. JI.C. О механизме перекристаллизации при лазерной обработке. МиТОМ, 1973, № 3.
  26. O.K., Глебов В. В., Репин Ф. Ф. Поверхностное легирование сталей 45 и 40Х лазерным излучением. //Материалы науч.-тех. конф. профессорско-преподавательского состава. Выпуск 283.- Нижний Новгород: ВГАВТ, 1999. С. 47−52.
  27. И.Н. Физические основы электрохимической обработки металлов и сплавов. М., 1969.
  28. B.C., Волгин В. И., Михайлов В. В. Улучшение технологии лазерного легирования поверхности конструкционных материалов.// Технология и организация производства. 1977. № 3. С. 50.
  29. Комбинированные процессы упрочнения деталей машин и инструмента, включающие лазерный нагрев/ Бронер Г. И., Варавка В. Н., Пустовойт В.Н.// Рос. науч.-тех. конф. «Нов. матер, и технол.» Москва. 3−4 нояб. 1994. Тез. докл. М., 1994. С. 63.
  30. H.H. Отказы и дефекты судовых дизелей. М.: Транспорт, 1985. 152 с.
  31. В.Г., Сакулевич Ф. Ю. Основы электро-ферромагнитной обработки.// Минск: Наука и техника, 1974.
  32. .И., Ноювский И. Г., Караулов А. К. и др. Поверхностная прочность материалов при трении. К.: Техника, 1976, 296 с.
  33. И.М., Николаев E.H. Термическая обработка токами высокой частоты. М.: Высшая школа, 1970, 327 с.
  34. В.П. Поверхностная отделочно-упрочняющая обработка с лазерным облучением.// Электронная обработка материалов. 1987. № 1. С.12−17.
  35. B.C., Копецкая H.H., Костылева О. П. Влияние параметров лазерного нагрева на концентрацию хрома в поверхностных слоях сталей// ФиХОМ. 1989. № 5. С.90−96.
  36. A.B. Повышение надёжности деталей дизелей методами химико- термической обработки. Л.: Транспорт, 1973. с. 228 — 234
  37. М.А., Жуков A.A., Кокора А. Н. Структура и свойства сплавов, обработанных излучением лазера. М., 1973. 192 с.
  38. E.H. Надежность судовых дизелей. М.: Транспорт, 1978. 160 с.
  39. М.Я. Влияние выработки подшипников на прочность валов. Динамика и прочность коленчатых валов. Сб. 2, изд. АН СССР, 1950.
  40. Лазерная и электронно-лучевая обработка материалов: Справочник/ H.H. Рыкалин, A.A. Углов, И. В. Зуев и др. М.: Машиностроение, 1985.
  41. Лазерная обработка деталей с напыленными порошковыми покрытиями./ B.C. Голубев, A.B. Алешин, A.A. Новиков.// Технология и организация производства. 1985. № 1. С. 46−47.
  42. Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов. М.: Машиностроение, 1976.
  43. Легирование малоуглеродистой стали с помощью интенсивных источников/ И. М. Полетина, М. Д. Борисов, С. А. Гладышева и др.// ФиХОМ. 1986. № 3. С.135−138.
  44. Ф. Измерение температур в технике. Справочник. М.: Металлургия, 1980. 474с.
  45. Локализованная термическая обработка поверхности изделия с помощью лазерного луча. Coherent Inc. Патент № 7 934 405. США. Опубл. 20.08.80.
  46. Л.С., Исаков В. А., Картошкин В. М., Пахадня В. П. Определение условий борирования стали при нагреве лазерным излучением.//МиТОМ. 1985. № 11. С.12−14.
  47. A.B., Коршунов Л. Г., Осинцева АЛ. Структура и износостойкость сталей 35 и 40, обработанных излучением лазера. Расчет и оптимизация изделий машиностроения. Свердловск, 1987. С. 74−84.
  48. A.B., Коршунов Л. Г., Химнч Г. Л. Влияние обработки непрерывным излучением лазера на износостойкость низкоуглеродистых сталей. // Трение и износ, 1987, № 2, с. 293−300.
  49. А.И. Ультразвуковая обработка материалов. М.: Машиностроение, 1980.
  50. Метод и устройство для упрочнения коленчатых валов с оплавлением. Mauser-Werke Oberndorf GmbH. № 42 425 409. ФРГ. Опубл. 23.06.94.
  51. Определение температуры при лазерной обработке стали 40Х методом микротермопар. / Зяблов O.K., Глебов В. В., Репин Ф. Ф. // Тез. докл. IV Всеросс. науч.-техн. конф. «Методы и средства измерений физических величин». Нижний Новгород: НГТУ, 1999. С. 6.
  52. ОСТ 24.060.04−79 Дизели. Методика организации сбора и обработки информации о надежности.
  53. Повышение износостойкости шеек коленчатых валов ДВС./ Булавин В .А. и д.р.// Трение и износ. 1995. № 2. С.371−374.
  54. Повышение усталостной прочности коленчатых валов./ Ma Zuoqing// Цичэ цзишу = Automob. Technol. 1991. № 6 С.32−38.
  55. Л.Ю. Исследования методов испытаний на изнашивание. М.: Наука, 1978.
  56. Разработка технологического процесса и оборудования для восстановления коленчатых валов двигателей КАМАЗ-740/ Иминов М.У.// Соверш. технол. обслуж. и рем-та автомоб-й / Каз. н.-и. и проект, ин-т автомоб. трансп. Алма-ата. 1990. С.44−49.
  57. Рекомендации по восстановлению изношенных деталей машин хромированием и железнением. М.: Россельхозиздат, 1976.
  58. H.H., Усков A.A., Кокора А. Н. Лазерная обработка материалов, М.: Машиностроение, 1975. 296 с.
  59. В.Д., Табачникова Т. И., Салохин A.B. и др. Фазовые и структурные превращения при лазерном нагреве стали. ФММ, том 53, вып. 1, 1982.
  60. JI. Применение метода конечных элементов. Пер. с англ. М.: Мир, 1979. 392 с.
  61. В.И., Исхакова Г. А. Влияние упрочняюще-чистовой обработки лучом лазера и ультразвуковым инструментом на структуру стали.// Новые методы упрочнения и обработки металлов. Новосибирск. 1983. С. 100−106.
  62. В.И., Исхакова Г. А. Особенности формирования поверхностного слоя деталей при лазерном и ультразвуковом воздействии.//ФиХОМ. 1988. № 5. С. 85−88.
  63. Способ и устройство для обработки заготовок лазерным лучем. Herziger. Заявка № 3 424 825.ФРГ. Опубл. 2.06.86.
  64. Способ лазерной наплавки. A.c. № 1 107 424. СССР.
  65. Способ лазерной наплавки. A.c. № 1 120 558. СССР.
  66. Способ лазерной наплавки. A.c. № 1 259 588. СССР.
  67. Способ лазерной наплавки. A.c. № 1 415 585. СССР.
  68. Способ лазерной обработки A.c. № 1 417 337. СССР.
  69. Способ нанесения упрочненного поверхностного сплава с применением лазера. Rolls-Royceltol. Заявка № 7 911 294. Великобритания. Опубл. 28.01.81.
  70. Способ поверхностного упрочнения. A.c. № 1 026 487. СССР.
  71. Способ поверхностной закалки железоуглеродистых сплавов с помощью С02-лазера непрерывного излучения мощностью 20−300 кВт/см2. Academie der Wissenschaften. Заявка № 2 385 844. ГДР. Опубл. 16.11.83.
  72. Способ соединения расплавлением материала с покрытием и металлической детали лучом лазера. Caterpillar Tractor Со. Патент № 4 117 302. США. Опубл. 26.09.78.
  73. Способ термической обработки стальных деталей. XEROX Corporation. Патент № 4 313 771.США. Опубл. 9.09.81.
  74. Способ термической обработки стальных изделий. А.с. № 1 026 449. СССР.
  75. Способ термического упрочнения поверхности деталей с помощью высококонцентрированного источника нагрева. А.с. № 1 274 306. СССР.
  76. Способ упрочнения металлических поверхностей. А.с. № 1 025 150. СССР.
  77. Термодинамическое моделирование процесса электроконтактного напекания металлических порошков при восстановлении коленчатых валов двигателя КАМАЗ-740./ Утяганов В.А.// Омск: Омский аграр. ун-т, 1996.
  78. Технология поверхностного упрочнения шеек судовых коленчатых валов.// Физико-механический институт им. Г. В. Карпенко. Киев: Hay кова думка, 1985.
  79. А.А., Матухнов В. М., Шмырева Т. П. Воздействие лазерного излучения на инструментальные углеродистые и нержавеющие мартенситные стали.// Физика и химия обработки материалов. 1986 № 5, с. 38−45.
  80. И.Е. и др. Восстановительная наплавка коленчатых валов дизельных двигателей.// Сварочное производство. 1982. № 5. С.34−35.
  81. С.В. Комбинированные методы упрочнения деталей автоматических машин, построенные на основе лазерного излучения.// Передовой опыт. 1986. № 7. С.25−28.
  82. А. Техника напыления. М.: Машиностроение. 1975.
  83. O.B. Комбинированное поверхностное упрочнение стали (лазерное легирование 4- азотирование)// МиТОМ. 1988. № 3. 1994. С.2−5.
  84. О.В. Поверхностное легирование железоуглеродистых сплавов с использованием лазерного нагрева.// МиТОМ. 1994. № 12. С.2−7
  85. Щур Е.А., Воинов С. С., Клещева И. И. Повышение конструктивной прочности сталей при лазерной закалке.// МиТОМ. 1982. № 5. С.36−38.
  86. Ayers I.D. Fhin. Solid Film. 1981. № 4. P.323.
  87. Bhat H., Zatorski R.A., Herman H., Coyle R.J. Laser treatment of plasma-sprayed coatings. International Thermal Spraying Conference, 10-th, Proceedings, Essen, BRD, 1983. p.21−23.
  88. Festwalzen und Richten von Kurbelwellen// MTZ: Motortechn. Z. 1991. № 3. C.133.
  89. Plasma nitriding improvements of nodular cast iron crankshafts/ DDsic M.M., Gligorijevic R.// Mater.Sci. and Eng. А.1991.№ 1−2. C.469−473.
  90. Schnelle Festwalzmaschine zum Kurbelwellenbearbeiten// Maschinenmarkt. 1991. № 12. С. 165.
  91. Verbesserung der Dauerfestinheit und des Verschlei? verhaltens der Kurbelwellen des Motors 5D49(BR 130−132)/ Muller Matthias// Schienenfahrzeuge. 1990. № 5.150
Заполнить форму текущей работой